Инвестиционные налоговые льготы контрольная работа
Подобные работы из Базы знаний:
Инвентаризация налоговых льгот, направленных на поддержку инвестиций, предусмотренных федеральным и региональным законодательством. Выявление льгот, которые будут наиболее востребованы в целях модернизации производства и поддержки инвестиций организаций.
дипломная работа [343.5 K], добавлена 09.03.2015
Понятие, классификация, виды налоговых льгот. Теоретические и практические основы применения льгот в налоговой системе РФ. Недостатки системы налоговых льгот в РФ и пути ее реформирования. Проблемы применения льгот по НДС. Порядок исчисления льгот.
курсовая работа [73.8 K], добавлена 02.12.2010
Понятие, классификация и виды налоговых льгот. Значимость льгот для налоговой системы РФ. Механизм применения налоговых льгот для организаций и их влияние на экономическое развитие страны. Оценка эффективности применения инвестиционных налоговых льгот.
курсовая работа [46.4 K], добавлена 15.01.2015
Льготы по косвенным налогам. Лимитированная скидка и общая скидка, применяемая при исчислении налога на прибыль. Формы предоставления налоговых кредитов. Льготы, предоставляемые налогоплательщику с целью исчисления и уплаты налога на прибыль организаций.
курсовая работа [379.4 K], добавлена 09.12.2014
Порядок предоставления льгот для налогоплательщика, установленный Налоговым кодексом РФ. Признаки правовых льгот и их виды по субъектному составу. Сущность, назначение и основные элементы налога на игорный бизнес, порядок его исчисления и базовые ставки.
контрольная работа [22.5 K], добавлена 13.11.2010
Понятие налоговых льгот и вычетов. Оценка налогового бремени и его влияния на благосостояние налогоплательщиков. Инвестиционная льгота как способ стимулирования экономической активности. Система инвестиционных налоговых льгот в зарубежных странах.
дипломная работа [104.2 K], добавлена 19.04.2015
Суть налоговых льгот, которые представляют собой один из основных инструментов налоговой политики, способствующий реализации регулирующей функции налогов и сборов. Изъятия, скидки, налоговые кредиты.
курсовая работа [33.7 K], добавлена 18.05.2011
Порядок и условия предоставления налоговых льгот. Их роль в стимулировании деятельности малого бизнеса. Механизм применения налоговых льгот для организаций и их влияние на экономическое развитие страны. Основные направления их рационального использования.
курсовая работа [46.1 K], добавлена 26.02.2010
Экономическое содержание налоговых льгот. Практика использования инвестиционных налоговых скидок и кредитов. Амортизационные отчисления как источник собственных ресурсов организаций. Роль специальных налоговых режимов в развитии национального хозяйства.
реферат [22.3 K], добавлена 25.12.2014
Понятие, способы выражения, классификация и назначение налоговых льгот. Основные задачи налогового планирования. Варианты расчета налоговой экономии, получаемой в результате использования хозяйствующими субъектами существующих льгот по начислению налогов.
контрольная работа [14.4 K], добавлена 26.01.2009
Налоговые льготы как инструмент налогового стимулирования модернизации экономики. Их сущность и группы: (инвестиционные, на поддержку и развитие бизнеса, социальные освобождения, скидки и кредиты). Инвентаризация льгот по региональным и местным налогам.
курсовая работа [166.1 K], добавлена 05.12.2014
Обзор прав налогоплательщиков в соответствии с действующим законодательством, на примере конкретного плательщика налога. Случаи их нарушения. Обобщение льгот, представляемых плательщикам НДС. Налоговые льготы как фактор стимулирования предпринимательства.
контрольная работа [19.3 K], добавлена 22.03.2012
Понятие, признаки и применение льгот, характеристика их функций. Особенности системы предоставления социальных выплат и льгот в России. Экономический смысл, причина и задачи проведения реформы по монетизации льгот, анализ ее реализации и результатов.
курсовая работа [49.5 K], добавлена 22.12.2010
Понятие налогов и сборов. Основные функции налогообложения. Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Налоговые льготы: понятие, порядок установления и отмены. Налоговые вычеты физических лиц. Анализ использования налоговых льгот физических лиц.
курсовая работа [127.3 K], добавлена 22.10.2009
Практика применения налоговых льгот в современных условиях хозяйствования РБ. Влияние льгот на результаты финансово-хозяйственной деятельности организации. Управление льготированием в системе налогообложения с целью повышения его стимулирующей роли.
дипломная работа [590.0 K], добавлена 16.06.2013
Экономическая сущность налогового планирования: виды, формы, элементы, документальное оформление. Нормативно-правовое регулирование налогообложения, льготы и приемы сокращения налоговых обязательств учет специфики объекта и субъекта, налоговые убежища.
контрольная работа [33.8 K], добавлена 23.10.2011
Особенности налогового риска предпринимателя, который связан с возможными изменениями налоговой политики (появление новых налогов, ликвидация или сокращение налоговых льгот), а также с изменением величины налоговых ставок. Управление налоговыми рисками.
контрольная работа [22.0 K], добавлена 22.10.2010
Налоговый контроль, его формы, методы и виды. Организация проведения налоговых проверок в соответствии с действующим законодательством. Анализ проблем, возникающих при их осуществлении. Повышение эффективности контрольной работы налоговых органов.
курсовая работа [47.0 K], добавлена 22.11.2011
Основные понятие и функции налоговых льгот и льготного налогообложения в Российской Федерации. Порядок и условия предоставления льготного налогообложения. Проблема и эффективность применения специальных налоговых режимов на примере ООО Аризон.
курсовая работа [410.5 K], добавлена 19.03.2015
Цель налоговых льгот, их социально-экономическое значение. Освобождение от уплаты налога (налоговая привилегия). Сумма НДС по реализованным товарам, начисленная в пользу бюджета. Определение налоговой суммы с доходов (прибыли) налогоплательщика.
курсовая работа [23.0 K], добавлена 23.12.2014
Другие работы из коллекции:
Другие контрольные работы по предмету Экономика
Содержание
Введение
1Практика предоставления налоговых льгот предприятиям, реализующим инвестиционные проекты
1.1Значение оффшорных зон для инвестиционной привлекательности
1.2Льготы по налогам инвестиционных предприятий в Новгородской области
1.3Льготы по налогам инвестиционных предприятий в Ярославской области
2Задача
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Инвестиции - это долгосрочное вложение капитала iелью получения прибыли. В конечном итоге они используются для создания и расширения предприятий различных отраслей. Очевидно, что развитие экономики невозможно без инвестиций, при этом каждый инвестор желает, чтобы инвестиции использовались оптимальным образом, принося наибольший экономический эффект. Поэтому любой инвестиционный проект включает этап оценки данного варианта инвестирования. При этом желательно не ограничиваться рассмотрением одного варианта, а проанализировать несколько альтернативных инвестиционных проектов и выбрать наиболее эффективный.
До сих пор не существует единой общепризнанной методики анализа инвестиционных проектов. Каждый инвестор волен выбирать те или иные методы анализа проектов. Многие инвестиционные компании используют собственные методики оценки эффективности инвестиционных проектов и отбора их для финансирования. Однако еще в 30-е годы был разработан ряд методов оценки инвестиционных проектов. С помощью этих методов расiитываются показатели эффективности инвестиций. В той или иной степени все современные методики оценки инвестиций используют эти показатели.
Но это все общие понятия и слова.
Целью данной работы является рассмотрение вопросов инвестиционной политики предприятия.
Для этого будут решены следующие задачи:
- Показана практика предоставления налоговых льгот предприятиям, реализующим инвестиционный проект.
- Решены задача по нахождению внутренней нормы доходности.
1 Практика предоставления налоговых льгот предприятиям, реализующим инвестиционные проекты
- Значение оффшорных зон для инвестиционной привлекательности
Предоставление льгот в налогообложении является одним из инструментов устранения диспропорций в экономическом развитии различных регионов, возникающих ввиду неравномерного распределения между регионами природных и иных ресурсов. С ним связано такое явление современной экономики, как оффшорные (англ. offshore - находящийся вдали от берега) зоны и территории. Оффшорными зонами принято называть территории (целые государства или их отдельные части), в которых действует льготный порядок налогообложения. В большинстве случаев компании, зарегистрированные в оффшорных зонах, вообще освобождаются от налогов, уплачивая лишь символические пошлины и взносы.
Ориентированность Российской экономики на экспорт природных ресурсов определяет огромные различия в экономическом потенциале Российских регионов. Так, регионы, имеющие в наличии запасы нефти, газа или каменного угля, обладают значительными преимуществами перед регионами со скудной природно-сырьевой базой. Этим, а также огромной свободой в установлении налогов и сборов, предоставленной в 90-х гг. XX века губернаторам и мэрам городов федеральной властью, объясняется возникновение территорий с льготным налогообложением. Такие территории называются свободными экономическими зонами (СЭЗ).
Первые свободные экономические зоны на территории Российской Федерации начали образовываться в конце 80-х гг. XX века. В дальнейшем развитие СЭЗ пошло по двум направлениям, что определило возникновение свободных экономических зон двух типов:
1. Классические оффшоры - зоны, предоставляющие налоговые льготы предприятиям, зарегистрированным на территории данного региона, но доходы извлекающим за его пределами. Примерами могут служить Ингушетия, Калмыкия и так называемые карманные оффшоры - Мордовия, Чукотский автономный округ, предоставляющие налоговые льготы отдельным компаниям, ориентированным преимущественно на экспорт природных ресурсов. СЭЗ этого типа характеризуются слабой законодательной базой, регламентирующей предоставление льгот низким уровнем защищенности инвесторов от внесения изменений в законодательство задним числом нецелевым использованием денежных средств, полученных в результате предоставления налоговых льгот.
2. Зоны, предоставляющие налоговые и иные льготы компаниям, которые инвестируют собственные и привлеченные средства в проекты, одобренные администрацией региона, участвуют в реализации инвестиционных проектов на территории региона. Такие СЭЗ характеризуются изначально низким инвестиционным потенциалом, что вызвано отсутствием у этих регионов достаточной минерально-сырьевой базы. Однако, предоставляя льготы в налогообложении предприятиям, осуществляющим инвестиционные проекты на территории данных регионов, они сумели подняться в число ведущих Российских регионов по инвестиционному потенциалу.
Отличительными чертами СЭЗ второго типа являются продуманная, проработанная законодательная база, регламентирующая предоставление льгот высокий уровень защищенности инвесторов прозрачность использования денежных средств, полученных в результате предоставления льгот поддержка инвесторов в вопросах, не связанных напрямую с предоставлением льгот.
Ко второму типу СЭЗ относятся Новгородская и Я
Налоговые льготы: понятие, виды и функции
Введение………………………………………………………… ………..…3
Заключение…………………………………………………… ……………13
Список использованных источников……………………………………..15
Введение
Актуальность исследования понятия льготы в налоговом праве и видов налоговых льгот обусловлена отсутствием сколько-нибудь законченного современного финансово-юридического учения о налоговых льготах, которое бы могло послужить правильному пониманию такого многосложного юридического явления как налоговая льгота. Неразработанность подобного учения, в свою очередь, является следствием неразработанности учения о льготах в праве вообще, так и несогласованность в подходах к классификации налоговых льгот в Российской правовой литературе.
Сущность, функции и роль налоговых льгот относятся к числу недостаточно изученных и дискуссионных вопросов в налоговой теории. Исследованию теоретических аспектов налоговых льгот посвящены работы таких авторов, как B.C. Бард, СВ. Барулин, Н.Г. Вишневская, И.В. Горский, В.Г. Пансков, С. Никитин, И. Николаев, Л.П.Павлова, Н.И. Сидорова, СВ. Бадьина, И.П. Мерзляков и другие. Нет единого мнения относительно сущности налоговых льгот.
Структура работы: введение, два пункта, заключение, список используемых источников.
1. Понятие и функции налоговой льготы
Льгота, по определению А.В. Малько, выражается в предоставлении каких-либо преимуществ, или частичном освобождении от выполнения обязанностей, или облегчении условий их выполнения, стимулируя тем самым конкретное поведение лиц. Он характеризует присущие правовым льготам признаки [9, с.66]:
- во-первых, они сопровождаются более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности, что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интересов
- во-вторых, правовые льготы представляют собой исключения из общих правил, отклонения от единых требований нормативного характера, выступают способом юридической дифференциации
- в-третьих, правовые льготы выступают правомерными исключениями, законными изъятиями, установленными компетентными органами в нормативных актах.
Правовая льгота - это юридическое средство, с помощью которого создается режим благоприятствования для удовлетворения интересов и потребностей субъектов, имеющих для последних компенсационное либо стимулирующее значение.
Налоговая льгота, как и любое другое специфическое понятие, обозначающее юридическое явление, нуждается в определении. Налоговыми льготами или льготами по налогам и сборам, принято называть те преимущества, которые предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, по сравнению с другими плательщиками. В том числе понятие налоговых льгот включает в себя возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере, что следует из ст. 56 НК РФ.
Налоговая льгота - это полное или частичное освобождение от уплаты налога, предоставленное налоговым законодательством при наличии объекта налогообложения, а также иное смягчение налогового бремени для налогоплательщика.
Налоговая льгота - это разновидность правовой, под которой понимается правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы, и выражающая как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей [10, с.484].
Налоговые льготы - важнейший элемент любого налога, имеющий исключительный характер. Цель налоговых льгот - сокращение налогового обязательства налогоплательщика, реже - отсрочка и рассрочка платежа, что, в конечном счете, косвенно также приводит к сокращению налоговых обязательств (отсрочку или рассрочку платежа можно рассматривать как фактическое представление бесплатного или льготного кредита).
В науке финансового и налогового права учеными по разному характеризуется поняти е налоговых льгот и их классификация. Так, по мнению Ю.А. Крохиной, льготами по налогам и сборам признаются определенные преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков. Льготы по налогам могут быть в качестве:
а) возможности не уплачивать налог или сбор
б) возможности уплачивать налог или сбор в размере меньшем, чем установленный общими нормами соответствующей главы Налогового кодекса [6, с. 62].
Однако в Налоговом кодексе отсутствует полный перечень видов налоговых льгот, не признаются таковыми и общие для многих налогоплательщиков налоговые вычеты и скидки, что противоречит общепринятому подходу к пониманию налоговых льгот как инструмента налогового регулирования. Общие налоговые вычеты и скидки, так же как и другие виды налоговых льгот, в том числе специальные или частные, имеют ту или иную регулирующую направленность (стимулирующую, инвестиционную, социальную и т.д.). Кроме того, законодатель не связывает с налоговыми льготами ни отсрочку (рассрочку) налогов, ни налоговый кредит, включая инвестиционный, он рассматривает их как возможный способ изменения срока исполнения налогового обязательства, лишая эти льготы регулирующей функции.
Налоговые льготы - неотъемлемая часть налоговой системы любого государства рыночного типа, предусматривающая определенные преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими налогоплательщиками.
Налоговые льготы - предмет острых дискуссий. С одной стороны, налоговые льготы являются рыночным методом регулирования экономики, помогающим решать отдельные социально-экономические вопросы. С другой стороны, налоговые льготы нарушают принцип справедливости, льготный режим для одних налогоплательщиков в условиях дефицита бюджета означает дополнительное бремя для других.
С одной стороны, они делают налоговую систему более гибкой по отношению к отдельным категориям налогоплательщиков. С другой стороны, усложняют технологию взимания налога, превращают контроль за соблюдением налогового законодательства в неоправданно сложную задачу.

Недостатки существующих льгот сосредоточены не в самой категории льготы, а в том, что отсутствует научный подход к их предоставлению.
Разрабатывая систему налоговых послаблений, необходимо соблюдать баланс: ни стимулирующая, ни фискальная функции налогов не должны преобладать. Совершенно справедливо по этому поводу отмечает В.В. Гриценко, что налоговая система России представляет собой своеобразный баланс, где послабление в одной сфере влечет за собой ухудшение в другой [5, с. 16].
Воздействие, оказываемое на налогоплательщика для достижения какого-либо результата, не может быть основной целью налога. И если какие-либо налоговые платежи начинают выполнять регулирующие функции, не преследуя фискальные цели, то они перестают выступать налогами в строгом смысле слова [12, с. 25]. Поэтому эффективность налоговых льгот (как составляющая часть регулирующей функции) должна опираться на потенциальную возможность пополнения бюджета как результата роста экономических показателей.
Кроме фискальной и стимулирующей функции, налоговые льготы иногда выполняют компенсационную функцию, что наиболее характерно для налоговых льгот, носящих характер социальной помощи. Компенсационный характер налоговых льгот состоит в создании примерно равных возможностей для развития лиц, находящихся в неравных условиях в силу биологических (инвалидность) и социальных причин. Государство гарантирует предоставление льгот по уплате федеральных налогов, сборов, пошлин и других платежей в бюджеты всех уровней всеРоссийским общественным объединениям инвалидов, их организациям, находящимся в их собственности предприятиям, учреждениям, уставный капитал которых состоит из вклада указанных общественных объединений инвалидов.
Однако в большинстве случаев налоговые льготы призваны выполнять именно стимулирующую функцию и устанавливаются в целях развития производства, предпринимательства, фермерства, благотворительности, инвестиционной деятельности.
2. Виды и классификация налоговых льгот
Исследуя налоговые льготы, невозможно обойти стороной их классификацию.
По мнению С.В. Барулина и А.В. Макрушина, все налоговые льготы можно разделить на три основные группы:
- налоговые освобождения,
- налоговые скидки,
- налоговые кредиты.
В основе такой общей классификации лежат различия в методах льготирования в результате их влияния на изменение какого-либо конкретного элемента структуры налога (объект, субъект, ставка, налоговая база, окладная сумма налога). Кроме того, все налоговые льготы можно классифицировать по ряду признаков на следующие группы:
1) личные и для юридических лиц
2) общие для всех налогоплательщиков льготы и специальные (частные) налоговые льготы для отдельных категорий плательщиков
3) безусловные и условные налоговые льготы
4) общеэкономические и социальные налоговые льготы.
В первую группу льгот входят налоговая амнистия, налоговые льготы, налоговые изъятия, налоговые каникулы, понижение налоговых ставок [4, с. 39].
Налоговая амнистия - это освобождение лица, совершившего налоговое правонарушение, от соответствующих штрафных санкций за эти нарушения. В настоящее время действует ряд нормативно-правовых актов, в той или иной степени касающихся налоговой амнистии, в том числе и Налоговый кодекс Российской Федерации. В частности, ст.81 НК РФ содержит условия освобождения налогоплательщика от налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений при обнаружении им ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате.
Статьей 59 НК РФ предусматривается возможность списания безнадежных долгов по налогам и сборам по причинам экономического, социального или юридического характера. Способы налоговой амнистии определяются целями ее проведения [2].
Налоговые льготы - это предусмотренные действующими правовыми актами возможности полного или частичного освобождения от того или иного налога.
Налоговые льготы могут косвенно воздействовать на социально-экономические процессы - поощрение определенных видов деятельности, регулирование внутрихозяйственного распределения прибыли (прежде всего в целях стимулирования ее производительного использования), оказание поддержки определенным социальным группам и т.д. Поэтому можно говорить о льготах как об одном из элементов налогового режима, определяющего возникновение и исполнение налоговой обязанности.
Налоговые изъятия представляют собой выведение из под налогообложения отдельных элементов объекта налога.
Налоговые каникулы - это полное освобождение от налогообложения на определенный период времени.
Понижение налоговых ставок предполагает частичное или полное освобождение от уплаты налога, исчисленного по полной ставке, путем применения льготных размеров ставки.
Наиболее сложным элементом в системе налоговых льгот - это налоговый кредит. Статьей 65 НК РФ определяются порядок и условия предоставления налогового кредита, а также сроки и наличие оснований. Основания предоставления налогового кредита предусмотрены нормами ст.64 (пп.1 - 3 п.2). Однако налоговый кредит в Налоговом кодексе РФ вообще оторван от налоговых льгот и односторонне определяется как изменение срока исполнения налогового обязательства на период от трех месяцев до одного года с поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы кредита, а отсрочка (рассрочка) налогового платежа отрывается от общего понятия налогового кредита.
Инвестиционный налоговый кредит является наиболее перспективной формой налогового регулирования. Это самостоятельный вид целевого налогового кредита, связанный исключительно со стимулированием инвестиционной и инновационной деятельности предприятий. Понятие, порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита регламентируются ст.ст.66 и 67 НК РФ [2]. Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.
Налоговым кодексом Российской Федерации введено новое понятие «специальные налоговые режимы» (ст.18 НК РФ). Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и порядке, установленных законодательством о налогах и сборах.
К специальным налоговым режимам относятся:
- упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства,
- система налогообложения в свободных экономических зонах,
- система налогообложения в закрытых административно- территориальных образованиях,
- система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции.
Данными режимами не могут вводиться более жесткие условия налогообложения по сравнению с общими условиями.
Направления налоговой политики в регулировании инвестиционной активности регионов
tax policy, investment, investment activity, tax benefits, depreciation, tax regulation
УДК 332.14
Региональная налоговая политика - совокупность экономических отношений, направленных на осуществление экономических функций и задач соответствующими органами власти и управления для целей регионального экономического развития.
Региональная налоговая политика вырабатывается на уровне регионального управления в соответствии с принятой стратегией социально - экономического развития на среднесрочный и долгосрочный периоды в зависимости от состояния экономики и других факторов, а также целей, которые на данном этапе развития приняты как приоритетные.
Региональная налоговая политика реализуется через механизм, который представляет собой систему организационных мер, определяющих порядок управления экономикой регионов в зависимости от характера поставленных в данный момент времени задач. Региональный механизм налоговой политики в регионах - совокупность организационных мер на мезоуровне, использующих практические инструменты воздействия на региональное развитие.
Стратегическая цель региональной налоговой политики определена нами, как повышение производственно-финансового потенциала региона путем увеличения региональных доходов при условии неснижения темпов социально-экономического роста реализация налоговых мероприятий, направленных на стимулирование инвестиционного развития в регионе.
Региональные особенности налоговой политики должны быть органически увязаны с производственно - инвестиционным потенциалом территории, что формирует созидательный импульс для регионального социально - экономического развития.
Эффективная налоговая политика способствует формированию благоприятного инвестиционного климата в регионе путем вовлечения в экономику дополнительных средств. Развитие инвестиционного потенциала региона и возможность качественной модернизации промышленного комплекса региональной экономики зависит от методов проведения налоговой политики. В свою очередь, повышениюналогового потенциала региона будет способствовать вовлечение в экономику дополнительных инвестиций, которые направятся на предотвращение износа основных фондов.
Анализ влияния налоговой политики на региональные инвестиционные процессы показывает, что она в недостаточной степени направлена на решение данной проблемы. По нашему мнению, теоретическое обоснование и практическое применение методов налогового регулирования инвестиционной активности весьма важно для создания благоприятного инвестиционного климата в экономике.
В настоящее время назрела необходимость скорейшего внесения существенных изменений в инвестиционную налоговую политику для достижения устойчивого экономического роста, переориентации Российской экономики на инновационный путь развития и привлечения инвестиционных ресурсов на основе мероприятий налоговой политики для создания на их основе высокотехнологичных производств.
Участие государства в регулировании инвестиционной активности через проведение налоговой политики осуществляется с помощью таких инструментов, как налоговые ставки, специальные налоговые режимы, инвестиционные налоговые кредиты и налоговые льготы.
Как известно, высвободившиеся финансовые ресурсы после снижения ставок или уменьшения налоговой базы по основным налогам могут пойти на расширение, модернизацию и обновление производства.
Однако нет никаких гарантий, что налогоплательщик направит дополнительные финансовые ресурсы именно на реализацию инновационных и инвестиционных проектов.
При разработке мер налоговой политики, направленных на регулирование инвестиционной активности, важно предусмотреть систему гарантий использования полученных финансовых ресурсов (или их части) на установленные государством цели, прежде всего на инвестиционно - инновационное развитие.
Предоставление целевых налоговых льгот гарантирует государству практически полное использование финансовых ресурсов на инвестиционные цели. При этом налоговые льготы являются неотъемлемым элементом регулирующего механизма налоговой политики и эффективным инструментом финансирования инвестиций. Они влияют на величину инвестиционных ресурсов, поэтому их необходимо целенаправленно использовать для стимулирования инвестиционной активности.
И.В. Туманян и Л.И. Ушвицкий, анализируя экономическую практику многих стран мира, приходят к выводу, что налоговые льготы выступают гораздо более эффективным и действенным инструментом стимулирования инвестиционной активности в сравнении с налоговыми ставками. Несмотря на такое заключение, Российская налоговая политика продолжает отдавать предпочтение налоговым ставкам как наиболее эффективному инструменту налогового регулирования [2, с. 14].
В РФ преимущественное использование такой формы налогового регулирования, как снижение ставок, началось со снижения ставки налога на прибыль организаций с 35 до 24%, а затем и до 20%.
Проведенные мероприятия не имели ожидаемого экономического эффекта. Снижение с 01.01.2009 г. ставки налога на прибыль организаций с 24% до 20% безусловно привело к смягчению кризисной ситуации в экономике за счет оставления в распоряжении хозяйствующих субъектов дополнительных финансовых ресурсов. Однако очевидно, что в условиях кризиса практически все дополнительные ресурсы пойдут на пополнение оборотных средств и возможно только лишь незначительная их часть - на инвестиционные программы.
Одним из наиболее эффективных механизмов налогового регулирования инвестиционной активности выступает амортизация. Основным недостатком использования методов амортизации является отсутствие заинтересованности налогоплательщиков расходовать полученные за счет уменьшения налоговых платежей финансовые ресурсы на инвестиционно - инновационные цели. По мнению В.Г. Панскова, решение данной проблемы представляется в принятии в затраты предприятий при начислении налога на прибыль сумм, фактически направленных на финансирование инвестиций, а не сумм начисленной амортизации [1, с. 37].
Серьезным налоговым инструментом регулирования инвестиционной активности выступает инвестиционный налоговый кредит. Инвестиционный налоговый кредит представляет собой изменение срока уплаты налога, при котором организациям при наличии определенных оснований, представляется возможным в определенных пределах уменьшать свои налоговые платежи с последующей поэтапной уплатой сумм кредита и процентов по ним в течение определенного срока.
Основной причиной невостребованности данного механизма нам видятся жесткие требования и ограничения, применяемые к возможности его предоставления (сроки и условия предоставления кредита пределы уменьшения текущих платежей по соответствующим налогам
необходимость соглашения между налоговыми органами и организацией перечень налогов, по которым кредит может быть предоставлен и др.).
Таким образом, сегодня в целях повышения инвестиционной активности возможно применение достаточно действенных механизмов налоговой политики - ускоренной амортизации, инвестиционных налоговых льгот, снижения налоговых ставок.
Для повышения уровня инвестиционной активности регионов через механизмы налоговой политики предложим следующие направления модернизации налоговых мер:
- направление регулирующего механизма налоговой политики на стимулирование развития производства не только в особых экономических зонах, но и за пределами этих зон
- вместо уменьшения ставок основных налогов использование более широкой системы налоговых льгот
- широкое предоставление льгот и освобождений по налогам и сборам в части, зачисляемой в региональные и местные бюджеты
- введение более прогрессивной ускоренной амортизации, существенное сокращение сроков эксплуатации основных фондов
- сосредоточение налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в региональных и местных бюджетах с целью поддержки малого бизнеса и стимулирования инвестиций в реальный сектор экономики
- введение налоговой льготы, предусматривающей полное или частичное освобождение от налога на прибыль организаций части полученной прибыли, направленной на инвестиционную деятельность
- усиление налогового контроля за предприятиями, занятыми в отраслях со значительным теневым оборотом
- рассмотрение возможности предоставления налоговых каникул на срок на срок 3-5 лет для организаций, внедряющих наукоемкие технологии, машины, оборудование, инновационные проекты
- реформирование инвестиционного налогового кредита следующими способами:
- расширение сферы применения инвестиционного налогового кредита
- расширение перечня федеральных налогов, за счет которых может быть выдан данный кредит.
- пересмотр в сторону увеличения суммы соответствующего налога, которая может быть направлена на получение инвестиционного налогового кредита, а также сроков его предоставления.
- существенное расширение налоговых прав и полномочий региональных и местных органов власти в части формирования на соответствующей территории благоприятного иннвестиционного климата
(введение дополнительных налоговых льгот в целях привлечения инвестиций в экономику регионов)
- внесение в Российское законодательство по налогам и сборам дополнительных положений, направленных на поддержку вложения инвестиций в компании инновационного и высокотехнологичного сектора экономики
- в рамках региональной налоговой политики использование налоговых льгот и ослабление налоговой нагрузки для организаций, осуществляющих вложения средств в реализацию приоритетных региональных программ развития (сельское хозяйство, инвестиционная деятельность, инновационные проекты, малое предпринимательство, перерабатывающая промышленность), в том числе создание особых экономических зон местного значения.
Главным условием реализации рассмотренных выше мероприятий налоговой политики должно стать использование налогоплательщиком части высвободившихся финансовых ресурсов на инвестиционные цели.
Реализация рассмотренных направлений налоговой политики в регулировании инвестиционной активности регионов - важный шаг для перехода экономики регионов на путь инновационного развития.
Мировой опыт показывает, что налоговые политики весьма динамичны и не могут эффективно функционировать длительное время в неизменном виде. При регулировании развития территорий они играют стимулирующую роль, либо выступают ограничителями социально-неэффективных решений.
Путем сравнения общегосударственных налоговых политик с учетом их региональных особенностей можно проанализировать способы построения налоговых вертикалей центр - регионы и горизонтальных связей регион - регион.
Распространение в течение 2008 г. финансового кризиса на другие страны мира, возникновение кризисных явлений в региональном секторе привели к тому, что многие страны начали применять антикризисные программы, направленные на устранение неблагоприятных последствий мирового кризиса. Эти программы находятся в тесной взаимосвязи с регулирующими мерами налоговой политики, направленными на повышение инвестиционной активности страны и её субъектов. На основании исследованных источников к ним можно отнести:
- уменьшение (или отказ от увеличения) ставок налогов (Канада, страны Евросоюза)
- льготы по налогу на прибыль (на основе объемных показателей применяются в Бельгии, Великобритании, Дании, на комбинированной основе используются Австрии, Австралии, Венгрии)
- налоговый исследовательский кредит (приростная форма налогового кредита действует в США, Японии, Мексике и Южной Корее полнообъемная - применяется в Италии, Канаде, Норвегии смешанная форма используется во Франции, Испании, Португалии)
- налоговые льготы для списания основных средств (в Великобритании и Ирландии предусмотрена свободная амортизация, в Германии и Франции применяется ускоренная амортизация в Канаде используется разовое, частичное или полное отнесение на затраты стоимости амортизируемого имущества)
- инвестиционный налоговый кредит (США)
- пониженные ставки НДС по товарам инновационного назначения (Германия, Великобритания, Швеция, Италия).
- расширение возможностей для принятия убытков для целей налогообложения (США)
- скидки и кредиты для целевых инвестиций для определенных видов доходов и для создания рабочих мест (Франция, Великобритания).
Российская государственная региональная политика сильно централизована, что не позволяет при разработке программ регионального развития согласовывать интересы разных субъектов социально - экономической системы и осуществлять качественный контроль за реализацией принятых мероприятий. В этом отношении опыт зарубежных стран (США, Канада, Германия, Испания) для России является полезным. Опыт западных государств вполне применим в современных условиях к России, если перенимать лучшее, применяя к конкретным особенностям экономики регионов Российской Федерации.
В последние годы в большинстве развитых стран мира наблюдается тенденция усиления налогового регулирования инновационной сферы как способа модернизации экономики. Характерным для большинства стран является стремление поддерживать инвестиционную активность субъектов с помощью стимулирующих мер налоговой политики, что создаёт ощутимые стимулы роста и социально - экономического развития.
На основе анализа методических аспектов налоговой политики и её направлений в регулировании инвестиционной активности сделаем следующие выводы:
- теоретическое обоснование и практическое применение направлений налоговой политики в регулировании инвестиционной активности регионов важны для создания благоприятного инвестиционного климата в экономике, формирования эффективного режима для предпринимательской деятельности за счет прибыли и накапливаемых амортизационных отчислений по отраслям экономики и регионам и привлечения инвесторов для целей регионального развития
- необходимость внесения существенных изменений в инвестиционную налоговую политику для достижения устойчивого экономического роста, переориентации Российской экономики на инновационный путь развития, привлечения инвестиционных ресурсов на основе мероприятий налоговой политики вызвана существенным износом техники, оборудования, транспортных средств в отраслях реального сектора экономики и стратегически важных для России видах деятельности, зависимостью страны от импортных поставок инвестиционного оборудования и техники
- к привилегиям для инвесторов можно отнести создание льготного режима инвестиционной деятельности, а именно: предоставление льгот и освобождений по налогам и сборам в части, зачисляемой в региональные и местные бюджеты, предоставление инвестиционных налоговых кредитов, разрешение ускоренной амортизации, установление льготных условий пользования землей, недрами, природными ресурсами
- участие государства в регулировании инвестиционной активности осуществляется с помощью таких инструментов налоговой политики, воздействующих на процессы инвестирования, как налоговые ставки и налоговые льготы, методы амортизации и др. высвободившиеся финансовые ресурсы могут пойти на расширение, модернизацию и обновление производства
- при разработке мер налоговой политики, направленных на регулирование инвестиционной активности, важно предусмотреть систему гарантий использования полученных финансовых ресурсов (или их части) на установленные государством цели, прежде всего на инвестиционно - инновационное развитие
- государство проводит активную амортизационную политику, способствуя перемещению денежных средств в амортизационный фонд, с целью модернизации и обновления производства и основных фондов, что существенно влияет на инвестиционную активность
- для усиления целевого использования амортизационных отчислений на инвестиции в основной капитал, целесообразно ввести систему ответственности и штрафы при нецелевом использовании амортизации
- в целях повышения инвестиционной активности необходима модернизация такого важного налогового рычага инновационного как инвестиционный налоговый кредит с использованием предложенных мероприятий
- для повышения уровня инвестиционной активности регионов через механизмы налоговой политики предложены направления модернизации налоговых мер, включающие стимулирование развития производства, расширение полномочий региональных и местных органов власти в части формирования на соответствующей территории благоприятного инвестиционного климата, поддержку вложения инвестиций в компании инновационного и высокотехнологичного сектора экономики и др.
- путем сравнения общегосударственных налоговых политик с учетом их региональных особенностей рассмотрены антикризисные программы, направленные на устранение неблагоприятных последствий мирового кризиса и стимулирование инвестиционной активности
- в большинстве развитых стран мира наблюдается тенденция усиления регулирования инновационной сферы механизмами налоговой политики, которая заключается в поддержке инвестиционной активности субъектов, как способе модернизации экономики.
Библиографический список:
1. Пансков В.Г. О налоговом стимулировании инвестиционной деятельности / В.Г. Пансков // Финансы. – 2009. – №2. – С. 37-43.
2. Ушвицкий Л.И. Стимулирование инновационного развития: поиск оптимального механизма налогообложения / Л.И. Ушвицкий, И.В. Туманян // Финансы и кредит. –2008. –№ 21 (309). – С. 14-19.
Рецензии:
Рецензия . В рецензируемой статье рассмотрены актуальные вопросы региональной налоговой политики для увеличения темпов экономического роста за счет расширения налогооблагаемой базы. Автору удалось провести анализ, отразить современные методы регулирования налоговой политики для регионов Российской Федерации. Вместе с тем, автору следовало бы отметить вопросы региональной налоговой политики стран создаваемого Евразийского экономического союза, не уменьшая значения проводимой налоговой политики развитых зарубежных стран. В целом, статья может быть рекомендована к печати.Доктор экономических наук Республики Казахстан, доктор экономических наук Российской Федерации. профессор Мизанбекова С.К.
Рецензия . Для вывода многовато. Доработать
Рецензия . Статья рекомендуется к печати
Латыпова Диляра Вагизовна. Инвестиционные налоговые льготы. Дис. канд. экон. наук. 08.00.10 Казань, 2005 213 с. РГБ ОД, 61:05-8/3171
Актуальность темы исследования. Бюджетная и налоговая политика, как составные части экономической политики государства, оказывают существенное влияние на экономический рост, инвестиционную активность в стране. Поэтому важно эффективно использовать финансовые инструменты, способствующие реализации долгосрочных задач экономической политики государства. Одним из таких инструментов являются налоги. Используя их, государство может воздействовать и на инвестиционные процессы в стране.
Налоговая политика реализуется через налоговый механизм на основе налогового права. Основными инструментами налогового механизма являются налог и его элементы, такие как ставка, порядок и сроки уплаты, налоговая база, объект. К факультативным элементам налога относится налоговая льгота, которая также может быть предусмотрена-при'установлении налога. Она позволяет реализовать одну из важнейших функций налога - регулирующую.
Опыт зарубежных стран свидетельствует о. широком применении
налоговых льгот в самых различных целях. Льготы активно используются в
таких развитых рыночных странах как GlIIAyv Великобритания, Германия,
Франция. Причем, если социальные льготы носят более постоянный характер и
призваны обеспечивать равенство и справедливость, то льготы,
стимулирующие экономическое развитие, инвестиционную деятельность, гибко
изменяются в зависимости от приоритетного направления развития отраслей
производства. — Mn.oycN'-.iipvnd при -устаноі :':
В России практика использования налоговых льгот развивалась скорее революционным путем. На первоначальном этапе формирования современной налоговой системы существовало большое число льгот, которые не носили целенаправленного характера. Такое.положение приводило к тому, что льготы не реализовывали стимулирующую функцию налога, а использовались лишь для снижения налогового бремени. Результатом такого использования налоговых льгот стало широкомасштабное их сокращение, что не самым
лучшим образом повлияло на развитие экономики. В связи с вышесказанным можно отметить, что в России не было периода рационального и эффективного регулирующего использования налоговых льгот как инструмента налоговой политики, что делает изучение именно такого.их'-.аспекта наиболее актуальным и полезным.
Степень разработанности проблемы. Сущность, функции и роль налоговых льгот относятся к числу.недостаточно изученных и дискуссионных вопросов в налоговой теории. Исследованию. теоретических аспектов налоговых льгот посвящены работы таких авторов, как B.C. Бард, СВ. Барулин, Н.Г, Вишневская, И.В. Горский, В.Г. Пансков, С. Никитин, И. Николаев, Л.П.Павлова, Н.И. Сидорова, СВ. Бадьина, И.П. Мерзляков и другие. Нет единого мнения относительно сущности налоговых льгот. Часть авторов рассматривают налоговые льготы только'как факультативный элемент налога, другие считают важным их использование в качестве инструмента налоговой политики. Также существуют мнения о налоговых льготах как косвенных расходах бюджета. Недостаточная теоретическая разработанность принципов установления и их классификации приводит *к противоречиям в законодательстве и нарушению принципов налогообложения. Непроработанность механизмов отдельных видов льгот влечет за собой их неэффективное использование, что лишает данный инструмент истинного регулирующего смысла.
Следствием недооценкй^^налоговьіх'оільгот^^і'в'аїкачестве инструмента налоговой политики явилось их тотальное сокращение.'Однако именно сейчас государство нуждается в эффективных рычагах регулирования экономического роста и инвестиционной деятельности. Для обеспечения достаточного уровня инвестиционной активности >. необходима -поддержка инвестиционных процессов на всех уровнях управления. Эта поддержка может осуществляться посредством предоставления и обеспечения гарантий и прав инвесторов, а также создания льготного режима инвестиционной деятельности, в той числе и в налоговой сфере. Формирование системы налоговых льгот является важной
частью налоговой политики государства. В этих условиях значение научного
исследования налоговых льгот заключается в поиске, резервов
использования данного инструмента. Важно так оптимизировать льготное налогообложение, чтобы, выбирая группы налогоплательщиков, размер, механизм льгот, регулировать спрос на инвестиции. Эти проблемы в теории и практике использования льгот обусловили выбор данной темы и постановку целей и задач исследования.' :f 'K'"\:*'. -'С .^^
Целью диссертационного исследования является разработка теоретических основ и классификации налоговых льгот как важнейшего элемента налога, анализ инвестиционного аспекта в процессе их использования, определение возможностей влияния на инвестиционные процессы в регионе и
Оценка Эффективности. ' *'!:":.(-. '-" OH'V
Задачи исследования. В соответствии с целью нашего исследования были поставлены основные задачи исследования:
изучить финансовые методы стимулирования инвестиционной деятельности и определить место, налоговой политики в системе государственного регулирования экономики ^ 1
уточнить экономическую сущность и содержание понятия "налоговые льготы"
дать группировку налоговых льгот по различным классификационным признакам для определения места инвестиционных налоговых льгот
изучить зарубежный опыт применения налоговых льгот с целью выявления закономерностей и целесообразности их использования в отечественной практике
провести анализ инвестиционной. деятельности в регионе и выявить факторы, оказывающие наиболее сильное влияние на инвестиционные процессы
исследовать федеральные налоговые льготы в РФ для выявления их инвестиционной направленности.
'"ил:- л,-: л iini'cci lilVlfniiiif.ix *.'
провести анализ использования налоговых методов для стимулирования инвестиционной деятельности регионами. РФ^й выявить проблемы, возникающие в этой связи в области налоговых льгот
изучить практику применения инвестиционных налоговых льгот и разработать предложения по совершенствованию их механизма
разработать модели применения инвестиционных налоговых льгот в регионе и способа оценки их эффективности. >..
Предметом исследования являются экономические отношения между государством и хозяйствующими субъектами в ходе предоставления налоговых льгот.
Объектом исследования являются инвестиционные* налоговые льготы. Методологической основой исследования явились общенаучные методы познания, такие как системный подход, эмпирические методы, анализ и синтез, индукция и дедукция. При обработке данных были использованы такие статистические методы как метод группировок, табличного представления данных, корреляционно-регрессионного анализа, построения трендов и т.д.
Теоретической основой диссертационного исследования являются труды отечественных и зарубежных экономистов в области налогообложения, финансов, управления региональным развитием, законодательные акты и нормативно-правовые документы. v>''" ^мнгс'нмпюппыек, ч-
Информационной базой работы послужили ' материалы Управления Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Республике Татарстан, Министерства экономики и промышленности Республики Татарстан, Министерства финансов Республики Татарстан, Комитета государственной статистики Республики Татарстан: пробьем и структура работы. Состав и структура работы сформированы с учетом логической последовательности изложения материалов проведенного исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Диссертация содержит 8 таблиц, 16 рисунков и- схем, 22 приложения. Список использованной литературы включает 163 наименования.
Научная новизна диссертационного исследования. Научная новизна
исследования состоит в комплексном изучении экономического содержания и
классификации налоговых!:^льгот^и-л-:в^цбртееу> -предложений по
совершенствованию механизма их практического применения.
. Наиболее важные научные результаты диссертационного исследования заключаются в следующем:
> На основе исследования финансовых методов стимулирования
инвестиционной деятельности обоснована- необходимость расширения
сферы применения инвестиционных налоговых Льгот в налоговой
политике государства уточнено понятие "налоговая политика"
4 > Предложена авторская трактовка сущности и функций налоговых льгот дано определение налоговых -льготу инвестиционных налоговых льгот, сформулированы характерные ' группировка выделена группа инвестиционных налоговых льгот и определен ее состав
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!