Льготы чернобыльцам перечень находящимся уже пенсии
Получить законное. Пенсии для чернобыльцев: размер и условия получения
19:00 21.10.2011 396
«Чернобыльская катастрофа коснулась судеб миллионов людей. Во многих регионах, на огромных территориях возникли новые социальные и экономические условия. Украина объявлена зоной экологического бедствия. Потому создание системы надежной защиты людей от последствий Чернобыльской катастрофы нуждается в привлечении значительных финансовых, материальных и научных ресурсов…».
Этими словами начинается текст Закона «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы» (далее – Закон о чернобыльцах), который предоставляет лицам, участвовавшим в ликвидации последствий аварии, и лицам, пострадавшим от ее вредного воздействия, ряд льгот. Их достаточно много, поэтому сегодня акцентируем внимание лишь на размерах пенсий и возможном снижении пенсионного возраста.
Согласно ч. 4 ст. 54 Закона о чернобыльцах, во всех случаях размеры пенсий для инвалидов, относительно которых установлена связь с Чернобыльской катастрофой, не могут быть ниже: по 1 группе инвалидности – 10 минимальных пенсий по возрасту по 2 группе инвалидности – 8 минимальных пенсий по возрасту по 3 – 6 минимальных пенсий по возрасту.
Кроме того, для людей, которые занимались ликвидацией последствий этой катастрофы, государством предусмотрена комплексная материальная помощь, включающая несколько различных льгот в зависимости от категории, личности ликвидатора и тех увечий, которые он получил. Проблема на данный момент состоит в том, что такие пенсии просто не выплачиваются государством (средний размер пенсий чернобыльцев не превышает 1500 грн, что составляет лишь 2 минимальные пенсии по возрасту). Единственный выход в такой ситуации – добиваться выплат в судебном порядке.
Что касается ликвидаторов последствий аварии, то каждый из них, в зависимости от его категории, имеет право как на дополнительную пенсию за потерю здоровья, так и на ежегодные выплаты на оздоровление (в размере 3 минимальных зарплат – для ЛПА на ЧАЭС 3 категории, в размере 5 – для ЛПА на ЧАЭС 2 категории).
Вдовы чернобыльцев имеют право на половину пенсии супруга (не той, что он получал, а той, которую ему должны были платить по Закону о чернобыльцах) в случае смерти мужа от заболевания, полученного в Чернобыле, вдове должны выплатить 60 минимальных зарплат и все недоплаченные супругу пенсии, пособия на оздоровление и ко Дню Победы. Все члены семьи умерших ликвидаторов и инвалидов войны имеют право на выплату трех минимальных пенсий по возрасту к 9 Мая.
Законом также предусмотрена льгота, связанная со снижением пенсионного возраста. Правом досрочного выхода на пенсию пользуются участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, которые работали в зоне отчуждения с момента аварии до 1 июля 1986 г. – независимо от количества рабочих дней, а в период с 1 июля 1986 по 31 декабря 1986 г. – не менее 5 календарных дней. Эти лица выходят на пенсию на десять лет раньше остальных.
Тем, кто работал в зоне отчуждения не меньше 14 дней на протяжении 1987 г. пенсионный возраст снижается на 8 лет. На 5 лет сокращен пенсионный возраст для тех, кто работал на ЧАЭС с 1 июля 1986 по 31 декабря 1986 г. меньше 5 дней, и не меньше 30 дней – в 1988 г. а также тех, кто трудился на действующих пунктах санитарной обработки населения и дезактивации техники или их строительстве не меньше 14 календарных дней в 1986 г.
Участникам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, которые отработали на подземных работах, на работах с особо вредными и тяжелыми условиями труда по Списку №1 (мужчины – 10 лет и более, женщины – 7 лет и более), возраст выхода на пенсию снижается дополнительно на 3 года сверх предусмотренного Законом о чернобыльцах. Участникам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, которые отработали на подземных работах, работах с особо вредными и тяжелыми условиями труда по Списку №2 (мужчины – 12,5 лет и более, женщины – 10 лет и более), возраст выхода на пенсию снижается дополнительно на 1 год сверх предусмотренного Законом о чернобыльцах.
Что касается пострадавших от последствий Чернобыльской катастрофы, то эти граждане также имеют пенсионные льготы. Например, лица, эвакуированные из 10-километровой зоны отчуждения в 1986 г. получают снижение пенсионного возраста на 10 лет эвакуированные из других территорий зоны отчуждения в 1986 г. – на 8 лет а лица, постоянно проживающие или работающие в зоне безусловного (обязательного) отселения, при условии, что они по состоянию на 1 января 1993 г. прожили или отработали в этой зоне не менее 2 лет – на 4 года и дополнительно на 1 год за каждый год проживания, работы, но не более, чем на 9 лет.
Перечень населенных пунктов, отнесенных к зонам различного радиоактивного загрязнения в результате Чернобыльской катастрофы, утвержден постановлением Кабинета министров УССР от 23.07.91 №106. Документами, подтверждающими статус «чернобыльца» и его право пользоваться всеми соответствующими льготами, являются удостоверение «Участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС» и «Пострадавший от Чернобыльской катастрофы». Также для получения всех льгот по 1 категории необходимо иметь при себе справку о периоде (периодах) участия в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.
Как составить иск о начислении дополнительной пенсии чернобыльцам - ПОСОБИЕ
Известно, что для обеспечения льгот и компенсаций гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы, ежегодно необходимо около 74 млрд грн. Зачастую государство не справляется со своими финансовыми обязанностями (тем более, в кризисный период), и тогда льготникам приходится восстанавливать справедливость в суде.
Для начала нужно отметить, что дополнительные пенсии чернобыльцам предусмотрены ст.50 и 51 ЗУ «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы». Последняя редакция указанных норм предполагала уменьшение размера дополнительных пенсий чернобыльцам.
Однако решением КСУ от 22.05.2008 №10-рп/2008 эти изменения были признаны неконституционными. Иными словами, до сих пор действует редакция Закона о чернобыльцах, которая предусматривает, что дополнительные пенсии за вред, причиненный здоровью, назначаются в зависимости от минимальной пенсии по возрасту и выплачиваются в таких размерах: 1) пенсия чернобыльцам 1 категории – в размере 100% для инвалидов І группы, 75% – для инвалидов ІІ группы и 50% – для инвалидов ІІІ группы, детей инвалидов и больных вследствие Чернобыльской катастрофы лучевой болезнью 2) пенсия чернобыльцам 2 категории – в размере 30% 3) пенсия чернобыльцам 3 категории – в размере 25% 4) пенсия чернобыльцам 4 категории – в размере 15%.
Размер минимальной пенсии по возрасту определяется по правилам ч. 1 ст. 28 ЗУ «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» и соответствует размеру прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность (с 1 октября 2011 г. размер такого минимума составляет 934 грн, а с 1 декабря будет составлять 953 грн).
Также нужно обратить внимание на то, что суды Украины часто удовлетворяют исковые заявления на перерасчет пенсий чернобыльцам лишь за последние шесть месяцев, которые предшествовали дате подачи искового заявления. Это обусловлено тем, что в прошлом году были внесены изменения в процессуальное законодательство, а именно, сокращены сроки обращения в административный суд для защиты прав, свобод и интересов (ч.2 ст. 99 КАСУ).
Чтобы обойти указанное ограничение, нужно подать письменное заявление в управление ПФУ с просьбой произвести перерасчет и выплату дополнительной пенсии чернобыльцам за весь интересующий период. На практике, пенсии чернобыльцам выплачиваются в виде единого платежа, а в назначении этого платежа органы ПФУ не указывают информацию о составе и размере пенсионных выплат. Это будет свидетельствовать о том, что отношения у сторон возникли после подачи письменного заявления о перерасчете пенсии, а вы узнали о нарушении своих прав только после получения отказа управления ПФУ в перерасчете пенсии.
Узнать реквизиты региональных управлений ПФУ можно на официальном сайте Пенсионного фонда – www.pfu.gov.ua. Заявление о перерасчете пенсии чернобыльцам желательно отправлять ценным письмом с описью вложения и с уведомлением о вручении. Все эти почтовые документы понадобятся для подачи искового заявления (лично или по почте).
Найменування суду: __________(адреса)
Позивач: __________(адреса, номер засобу зв’язку)
Відповідач: _______(поштова адреса ПФУ)
ПОЗОВНА ЗАЯВА
ПРО ПЕРЕРАХУНОК ДОДАТКОВОЇ ПЕНСІЇ ДЛЯ ЧОРНОБИЛЬЦІВ
З «__» __________ _____ року я перебуваю на обліку в Управлінні Пенсійного фонду України в м. _________ області та повинен одержувати не тільки пенсію за віком, але і додаткову пенсію за шкоду, заподіяну здоров’ю, як потерпілий внаслідок чорнобильської катастрофи _____ категорії, що підтверджується моїм пенсійним та чорнобильським посвідченнями. Мені стало відомо, що відповідач відмовився посприяти в реалізації закріплених Конституцією та чинним законодавством моїх прав та інтересів. Зокрема, він не здійснив мені нарахування (перерахунок) і виплату додаткової пенсії за шкоду, заподіяну здоров’ю, у розмірах, передбачених ЗУ «Про статус і соціальний захист громадян, які постраждали внаслідок Чорнобильської катастрофи», що підтверджується його листом від _________.
Вважаю, що така поведінка відповідача є протиправною з огляду на наступне.
Рішенням Конституційного Суду України від 22.05.2008 р. № 10-рп/2008 остання редакція статей 50 та 51 ЗУ «Про статус і соціальний захист громадян, які постраждали внаслідок Чорнобильської катастрофи», що передбачала зменшення розмірів додаткових пенсій чорнобильцям за шкоду, заподіяну здоров’ю, була визнана неконституційною. Закони або їх окремі положення, які визнані неконституційними, втрачають чинність з дня ухвалення рішення про їх неконституційність (ст. 152 Конституції України). Норми Конституції є нормами прямої дії, а тому прийняття спеціальних актів щодо приведення у відповідність тих чи інших законів не вимагається. Отже, на момент призначення пенсії діяла редакція Закону, яка передбачала, що особам, віднесеним до ____ категорії, додаткова пенсія за шкоду, заподіяну здоров’ю, призначається у розмірі _________ процентів мінімальної пенсії за віком.
Таким чином, відповідач не виконав своїх обов’язків по всебічній і об’єктивній перевірці заяви, не забезпечив поновлення моїх порушених прав, не вжив належних заходів для відшкодування завданих мені збитків та не забезпечив виплату належних мені сум, чим порушив вимоги не тільки зазначених вище законів, але і ч. 2 ст. 87 ЗУ «Про пенсійне забезпечення» та ст. 15, 19 ЗУ «Про звернення громадян».
Хочу також відмітити, що всі платежі здійснювалися відповідачем у вигляді єдиної суми, а призначення платежу не містило інформації про склад і розмір пенсійних виплат, що підтверджується банківською випискою, тому в моєму розпорядженні не було інформації про те, чи були порушені мої права та інтереси. Я дізнався про порушення своїх прав лише «__» ________ 2011 р. що підтверджується листом-відмовою відповідача. Тому строк звернення до суду має обраховуватися з моменту одержання мною письмової відповіді на своє звернення. Більше того, відповідно до ч. 2 ст. 87 Закону № 1788-XII, суми пенсії, не одержані своєчасно з вини органу, що призначає або виплачує пенсію, виплачуються за минулий час без обмеження будь-яким строком. Таким чином, позовні вимоги підлягають задоволенню за весь попередній період.
На підставі викладеного, керуючись ст. 99, 105, 106 КАСУ,
прошу:
1. Якщо суд вважає, що строк мого звернення до суду з вимогами понад 6 місяців є пропущеним, поновити його.
2. Визнати дії відповідача протиправними.
3. Зобов’язати відповідача провести нарахування (перерахунок) та виплату пенсії на мою користь відповідно до ст. 51 ЗУ «Про статус і соціальний захист громадян, які постраждали внаслідок Чорнобильської катастрофи» з розрахунку _____ процентів мінімальної пенсії за віком, яка визначається на рівні прожиткового мінімуму для осіб, які втратили працездатність, з урахуванням проведених виплат, починаючи з «__» __________ ____ року.
4. Справу розглянути за моєї відсутності, в порядку скороченого провадження, а постанову допустити до негайного виконання.
5. Звільнити позивача від сплати судового збору на підставі статті 4 Декрету Кабінету міністрів України «Про державне мито» № 7-93 від 21.01.1993 р.
«__» __________ 2011 року підпис ПІП
Перелік документів та інших матеріалів, що додаються: копія паспорта позивача копія ідентифікаційного номера позивача копія пенсійного посвідчення позивача копія чорнобильського посвідчення позивача копія банківської виписки копія заяви позивача копія листа-відмови відповідача копія позовної заяви та копія усіх документів, що додаються до неї.
Другие интересные материалы:
только для жителей Москвы и МО "ПРАВОВОЙ ГАРАНТ+"
юрист на сайте Дюваль К.М.
юрист на сайте Маракулина Н.В.
юрист на сайте Смолянинов П.А.
юрист на сайте Искендеров Э.Э.
юрист на сайте
Здравствуйте, уважаемый гость!
Сейчас на сайте 67 юристов.
Какой у Вас вопрос?
Пенсии для чернобыльцев: размер и условия получения
«Чернобыльская катастрофа коснулась судеб миллионов людей. Во многих регионах, на огромных территориях возникли новые социальные и экономические условия. Украина объявлена зоной экологического бедствия. Потому создание системы надежной защиты людей от последствий Чернобыльской катастрофы нуждается в привлечении значительных финансовых, материальных и научных ресурсов…». Этими словами начинается текст Закона «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы» (далее – Закон о чернобыльцах), который предоставляет лицам, участвовавшим в ликвидации последствий аварии, и лицам, пострадавшим от ее вредного воздействия, ряд льгот. Их достаточно много, поэтому сегодня акцентируем внимание лишь на размерах пенсий и возможном снижении пенсионного возраста.
Согласно ч. 4 ст. 54 Закона о чернобыльцах, во всех случаях размеры пенсий для инвалидов, относительно которых установлена связь с Чернобыльской катастрофой, не могут быть ниже: по 1 группе инвалидности – 10 минимальных пенсий по возрасту по 2 группе инвалидности – 8 минимальных пенсий по возрасту по 3 – 6 минимальных пенсий по возрасту. Кроме того, для людей, которые занимались ликвидацией последствий этой катастрофы, государством предусмотрена комплексная материальная помощь, включающая несколько различных льгот в зависимости от категории, личности ликвидатора и тех увечий, которые он получил. Проблема на данный момент состоит в том, что такие пенсии просто не выплачиваются государством (средний размер пенсий чернобыльцев не превышает 1500 грн, что составляет лишь 2 минимальные пенсии по возрасту). Единственный выход в такой ситуации – добиваться выплат в судебном порядке.
Что касается ликвидаторов последствий аварии, то каждый из них, в зависимости от его категории, имеет право как на дополнительную пенсию за потерю здоровья, так и на ежегодные выплаты на оздоровление (в размере 3 минимальных зарплат – для ЛПА на ЧАЭС 3 категории, в размере 5 – для ЛПА на ЧАЭС 2 категории). Вдовы чернобыльцев имеют право на половину пенсии супруга (не той, что он получал, а той, которую ему должны были платить по Закону о чернобыльцах) в случае смерти мужа от заболевания, полученного в Чернобыле, вдове должны выплатить 60 минимальных зарплат и все недоплаченные супругу пенсии, пособия на оздоровление и ко Дню Победы. Все члены семьи умерших ликвидаторов и инвалидов войны имеют право на выплату трех минимальных пенсий по возрасту к 9 Мая.
Законом также предусмотрена льгота, связанная со снижением пенсионного возраста. Правом досрочного выхода на пенсию пользуются участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, которые работали в зоне отчуждения с момента аварии до 1 июля 1986 г. – независимо от количества рабочих дней, а в период с 1 июля 1986 по 31 декабря 1986 г. – не менее 5 календарных дней. Эти лица выходят на пенсию на десять лет раньше остальных. Тем, кто работал в зоне отчуждения не меньше 14 дней на протяжении 1987 г. пенсионный возраст снижается на 8 лет. На 5 лет сокращен пенсионный возраст для тех, кто работал на ЧАЭС с 1 июля 1986 по 31 декабря 1986 г. меньше 5 дней, и не меньше 30 дней – в 1988 г. а также тех, кто трудился на действующих пунктах санитарной обработки населения и дезактивации техники или их строительстве не меньше 14 календарных дней в 1986 г. Участникам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, которые отработали на подземных работах, на работах с особо вредными и тяжелыми условиями труда по Списку №1 (мужчины – 10 лет и более, женщины – 7 лет и более), возраст выхода на пенсию снижается дополнительно на 3 года сверх предусмотренного Законом о чернобыльцах. Участникам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, которые отработали на подземных работах, работах с особо вредными и тяжелыми условиями труда по Списку №2 (мужчины – 12,5 лет и более, женщины – 10 лет и более), возраст выхода на пенсию снижается дополнительно на 1 год сверх предусмотренного Законом о чернобыльцах.
Что касается пострадавших от последствий Чернобыльской катастрофы . то эти граждане также имеют пенсионные льготы. Например, лица, эвакуированные из 10-километровой зоны отчуждения в 1986 г. получают снижение пенсионного возраста на 10 лет эвакуированные из других территорий зоны отчуждения в 1986 г. – на 8 лет а лица, постоянно проживающие или работающие в зоне безусловного (обязательного) отселения, при условии, что они по состоянию на 1 января 1993 г. прожили или отработали в этой зоне не менее 2 лет – на 4 года и дополнительно на 1 год за каждый год проживания, работы, но не более, чем на 9
лет.
Перечень населенных пунктов, отнесенных к зонам различного радиоактивного загрязнения в результате Чернобыльской катастрофы, утвержден постановлением Кабинета министров УССР от 23.07.91 №106. Документами, подтверждающими статус «чернобыльца» и его право пользоваться всеми соответствующими льготами, являются удостоверение «Участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС» и «Пострадавший от Чернобыльской катастрофы». Также для получения всех льгот по 1 категории необходимо иметь при себе справку о периоде (периодах) участия в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.
Дефицит госбюджета сократят, заморозив пенсии и урезав льготы
Больнее всего правительственная экономия ударит по наименее незащищенным слоям населения
Поствыборный синдром
В пятницу, 5 декабря, наработки Минфина рассматривал правительственный комитет социально-экономического развития. Инициативы министерства стали достоянием общественности после их публикации журналистами и блогерами в соцсетях. Официально в правительстве документы не обнародовали. В то же время собеседник «Капитала» из аппарата Кабмина подтвердил, что резонансный пакет предложений действительно готовили в Минфине, причем еще при экс-министре Александре Шлапаке. Многие из инициатив в черновом варианте были прописаны до парламентских выборов, объяснил собеседник. Но ввиду очевидной непопулярности реформ у общественности их отложили.
Учитывая состояние экономики, неудовлетворительные темпы сбора налогов и предстоящие крупные выплаты по государственному долгу в 2015 г. другого выбора у государства нет, убеждены в Кабмине.
Экономить намерены на всем, в том числе на медицине и образовании, следует из списка реформ Минфина. Так, предлагается упразднить законодательные нормы, согласно которым государство должно направлять на эти две отрасли не менее 10 % национального дохода. В качестве оправдания в Минфине говорят, что это положение и так не выполняется. В связи с чем министерство предлагает внести изменения и в Конституцию, изъяв положение о бесплатных образовании и медицине. По подсчетам Минфина, только за счет этого пропадет необходимость изыскивать ежегодно порядка 211 млрд грн.
Урезать расходы предлагается и в более мелких масштабах — например, отказавшись от бесплатного питания в больницах для пациентов, находящихся на стационарном лечении. Экономия в данном случае может составить порядка 956 млн грн в год. Еще 1,2 млрд грн предлагают сохранить в казне, прекратив с сентября 2015 г. выплату стипендий в учебных заведениях. Исключение хотят сделать только для детей, имеющих специальные льготы, например сирот или инвалидов.
2,8 млрд грн планирует сэкономить Министерство финансов, заморозив индексацию пенсий
Неприятный сюрприз ожидает военных и сотрудников правоохранительных органов. Для них среди инициатив Минфина значится, к примеру, сокращение количества милиционеров в стране с 245 тыс. человек до около 135 тыс. Это сохранит для казны около 2 млрд грн в год. Среди нововведений для военнослужащих может стать отмена компенсации на покупку жилья и погашения ипотечных кредитов за счет госбюджета. Таким образом экономия составит более 7 млрд грн.
Потенциальную экономию в более чем 6,3 млрд грн Минфин увидел в сокращении работников бюджетной сферы на 3 %. Эта же норма была предусмотрена в Меморандуме между Украиной и МВФ. Тогда тоже речь шла о том, что зарплаты бюджетного сектора не должны превышать 10,2 % ВВП Украины. Именно поэтому штат бюджетников необходимо проредить на 3 % от общего количества.
Достойная старость
Существенные изменения ожидают пенсионную систему. В Минфине предлагают заморозить индексацию пенсий до стабилизации ситуации в экономике. Правда, не указывают, когда именно это может произойти. Замораживание пенсий позволит сэкономить более 2,8 млрд грн. Вместе с этим предложено ограничить спецпенсии для госслужащих и парламентариев.
То, что такие меры действительно рассматриваются правительством, косвенно подтвердил и недавно назначенный министр социальной политики Павел Розенко, о чем он написал в субботу на своей странице в Facebook. «Будем предлагать переход к единым принципам начисления пенсий. Трех десятков пенсионных систем в Украине, надеюсь, уже не будет никогда. Систему спецпенсий будем разрушать», — отметил Розенко. По его словам, также рассматривается возможность развития негосударственного пенсионного страхования. Речь идет о подготовке к переходу на накопительный уровень пенсионного обеспечения.
Также в правительстве готовы вернуться к инициативе введения адресности льгот. Такая возможность обсуждается уже не первый год. Здесь, как отметил Розенко, будет задействовано три направления реформирования: отмена льгот, жесткая привязка к доходам конкретного человека и монетизация некоторых видов льгот.
На согласование бюджетных инициатив у нового правительства осталось немного времени, так как подать проект бюджета в парламент необходимо в ближайшие недели. В связи с этим есть вероятность, что обсуждения реформ с населением ждать уже не стоит.
Проводить общественные обсуждения по предложенным изменениям вряд ли будут, соглашается руководитель Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский. Ведь вынося на обсуждение, например, вопрос повышения пенсионного возраста, на положительную реакцию граждан рассчитывать не приходится. С другой стороны, по словам Бураковского, нововведениям в социальной сфере должно предшествовать информирование населения о грядущих переменах.
При этом сокращение бюджетных расходов при нынешней ситуации в экономике — это неизбежный шаг, заверил он. «Но кроме видимых вещей, как сокращение бюджетных расходов, правительству нужно не забывать о таком источнике экономии, как целевое использование средств», — напоминает эксперт.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!