Льготы населению в России
Почему такие разные льготы населению в России и Кувейте, добывающих нефть? + внутри
людмила лучистая Высший разум (130330), закрыт 1 год назад
Это в Кувейте:
За один месяц власти Кувейта запустили на льготы в маленькое, но благополучное миллионное население страны около $10 млрд, примерно по $10 000 на человека. Нефтедолларовая монархия позволила себе столь щедро откупиться от революционного поветрия, поскольку за последние 11 лет накопила 140 млрд долларов бюджетного профицита:
1. Правящий дом ас-Сабахов в Кувейте решил предотвратить всякую возможность народного недовольства и изолировать своих подданых от революционной заразы в неге и удовольствии. Буквально за одни сутки, как в сказках про джиннов, кувейтцы были перенесены в светлое будущее: неженатые студенты получили повышение стипендий сразу в два раза, до $700, женатые до $1200, военнослужащие, полицейские и пожарные обрели надбавку зарплат на 70–115%, все гос служащие ожидают индексации зарплат сразу на 100%. Кроме этого, всех граждан Кувейта решено освободить от необходимости платить за электричество, воду и телефонную связь. За все расплатится государственный бюджет.
2. Повышение зарплат на 100%, новые пенсии, срочные пособия, королевские гранты, подарки, щедрые праздники и год бесплатного питания каждому желающему - это еще не все блага, которые обрушили власти Кувейта на свой народ после охвативших арабский Восток революций.
3. Его Величество эмир ас-Сабах в честь пятилетия своего правления пожаловал подданным так называемый Amiri grant, единовременную выплату 1000 кувейтских динаров ($3500) и право получать бесплатную еду на протяжении 14 месяцев: с начала февраля 2011 г. и до конца марта 2012 г. Грантом могут воспользоваться все без исключения граждане Кувейта, не зависимо от пола, возраста, социального статуса. Деньги получат и все младенцы, рожденные до 23:59 01.02.2011 включительно.
а это в России, где за 13 лет Россия получила около 3 триллонов нефтедолларов:
Реформа по "монетизации" социальных льгот
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто.
Используйте форму, расположенную ниже.
Подобные документы
Понятие, классификация и виды налоговых льгот. Значимость льгот для налоговой системы РФ. Механизм применения налоговых льгот для организаций и их влияние на экономическое развитие страны. Оценка эффективности применения инвестиционных налоговых льгот.
курсовая работа [46,4 K], добавлен 15.01.2015
Понятие, классификация, виды налоговых льгот. Теоретические и практические основы применения льгот в налоговой системе РФ. Недостатки системы налоговых льгот в РФ и пути ее реформирования. Проблемы применения льгот по НДС. Порядок исчисления льгот.
курсовая работа [73,8 K], добавлен 02.12.2010
Порядок и условия предоставления налоговых льгот. Их роль в стимулировании деятельности малого бизнеса. Механизм применения налоговых льгот для организаций и их влияние на экономическое развитие страны. Основные направления их рационального использования.
курсовая работа [46,1 K], добавлен 26.02.2010
Инвентаризация налоговых льгот, направленных на поддержку инвестиций, предусмотренных федеральным и региональным законодательством. Выявление льгот, которые будут наиболее востребованы в целях модернизации производства и поддержки инвестиций организаций.
дипломная работа [343,5 K], добавлен 09.03.2015
Порядок предоставления льгот для налогоплательщика, установленный Налоговым кодексом РФ. Признаки правовых льгот и их виды по субъектному составу. Сущность, назначение и основные элементы налога на игорный бизнес, порядок его исчисления и базовые ставки.
контрольная работа [22,5 K], добавлен 13.11.2010
Понятие налоговых льгот и вычетов. Оценка налогового бремени и его влияния на благосостояние налогоплательщиков. Инвестиционная льгота как способ стимулирования экономической активности. Система инвестиционных налоговых льгот в зарубежных странах.
дипломная работа [104,2 K], добавлен 19.04.2015
Суть налоговых льгот, которые представляют собой один из основных инструментов налоговой политики, способствующий реализации регулирующей функции налогов и сборов. Изъятия, скидки, налоговые кредиты. Категории граждан, пользующихся налоговыми льготами.
курсовая работа [33,7 K], добавлен 18.05.2011
Понятие, способы выражения, классификация и назначение налоговых льгот. Основные задачи налогового планирования. Варианты расчета налоговой экономии, получаемой в результате использования хозяйствующими субъектами существующих льгот по начислению налогов.
контрольная работа [14,4 K], добавлен 26.01.2009
Налоговые льготы как инструмент налогового стимулирования модернизации экономики. Их сущность и группы: (инвестиционные, на поддержку и развитие бизнеса, социальные освобождения, скидки и кредиты). Инвентаризация льгот по региональным и местным налогам.
курсовая работа [166,1 K], добавлен 05.12.2014
Территория применения льгот и категории плательщиков в соответствии с Декретом Президента РБ N 6. Виды предоставляемых льгот, период и условия их применения. Особенности льготирования в части прибыли, применения освобождения от налога на недвижимость.

реферат [143,9 K], добавлен 17.02.2013
1.1 Понятие «льгота», сущность льгот
2. СУЩНОСТЬ РЕФОРМЫ МОНЕТИЗАЦИИ ЛЬГОТ
2.1 Причины проведения реформы по «монетизации» льгот
2.2 Анализ реформы по «монетизации» льгот и проблемы в ее реализации
3. ВЫВОДЫ ПО ПРОВЕДЕННОЙ РЕФОРМЕ МОНЕТИЗАЦИИ ЛЬГОТ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Тема предстоящей с начала 2005 г. отмены льгот взбудоражила буквально всю Россию. В то время, как в Госдуме обсуждался и проходил первое чтение законопроект о замене льгот денежными компенсациями, в средствах массовой информации развернулась ожесточенная дискуссия между сторонниками и противниками планов правительства. Одновременно грядущая «монетизация» льгот обсуждалась едва ли не на каждой кухне, в курилке и на скамейке перед домом. Что и не удивительно: ведь у большинства Россиян в семье есть те или иные льготники: пенсионеры, ветераны войны, военнослужащие, «чернобыльцы», «афганцы», инвалиды и т.д.
Несмотря на то, что с момента принятия Федерального закона № 122-ФЗ прошло более 5 лет, эта проблема продолжает оставаться актуальной и сегодня. Порядок и сроки «монетизации» закрепляет Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также Федеральный закон РФ от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». В соответствии с законом № 122-ФЗ процесс перевода натуральных льгот в денежные составляющие должен быть завершен не позднее 2010 года.
Основанием для выбора данной темы курсовой работы послужило стремление рассмотреть и изучить проблемы проведенной реформы.
Цель курсовой работы - проанализировать реформу по «монетизации» социальных льгот.
Задача курсовой работы выявить достоинства и недостатки реформы. Провести анализ по исполнению данной реформы.
В общем-то, суть проблемы льгот, многие из которых существуют еще с советских времен, вполне ясна. И трудно не согласиться с теми, кто говорит, что эта система неэффективна, архаична, часто социально несправедлива, не соответствует нынешнему экономическому укладу страны и убыточна для государства. Реформа здесь, конечно же, давно и вполне оправданно назрела. Конечно, сейчас на слуху Федеральный закон № 122-ФЗ и его исполнение. «Монетизация» льгот составляет лишь небольшую его часть. Но именно эта часть была воспринята населением наиболее социально чувствительно и вызвала бурные обсуждения в обществе.
Любая реформа такого рода, затрагивающая десятки миллионов людей, требует тщательной подготовки и просчета всех возможных ее плюсов и минусов. Наконец, она должна быть предельно понятной населению, прозрачной и не допускающей разноречивых толкований. Как говорят американцы, любую реформу или закон надо уметь «продать», убедив «покупающее» их общество в том, что они не несут в себе никаких особенно негативных и тяжелых для него последствий. А вот тут как раз у тех, кто в Российском правительстве отвечал за разработку и, особенно за информационное обеспечение принятия закона о «монетизации» льгот, все вышло не очень складно. Однако реформирование, как таковое, неизбежно по одной простой причине - мы живем уже в другой стране. В другой экономике, с многообразием видов собственности, в переходном периоде - от плановой экономики к рыночной. Это неизбежно. Конечно, те, кто совершает те или иные действия по реформированию любых отраслей или видов деятельности, а уж тем более реформируя социальную сферу, должны тщательнейшим образом выверить каждый шаг, согласно старинной русской поговорке: «Семь раз отмерь - один раз отрежь».
1 . Теоретические представления о социальных льготах
1.1 Понятие «льгота», сущность льгот
Льгота - скидка, предоставление преимуществ кому-либо, полное или частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей, или облегчение условий их выполнения также - привилегия, отступление от общих правил в пользу отдельных лиц или социальных групп Шарин В. Социальная защита населения: теоретические основы // Социальное обеспечение. -2005. -№ 14.- С. 23-24 и др..
К числу основных функций социальных льгот относятся:
функция дополнительного материального обеспечения их получателей, компенсационная
регулятивная
стимулирующая
поощрительная
психологическая
Рассмотрим некоторые названные функции льгот более подробно.
Функция льгот как источника дополнительного материального обеспечения их получателей заключается в том, что многие льготы служат сугубо утилитарной цели: улучшить материальное положение отдельных категорий граждан. Это обусловлено тем, что при установлении льгот законодатель ставит цель социально защитить, улучшить положение отдельных лиц, перевести процесс удовлетворения их интересов в более благоприятный режим.
Рассматриваемая функция характерна для льгот, которые обладают вполне реальным денежным эквивалентом. Пользование такими льготами дает субъекту вполне ощутимую экономию его личного бюджета на сумму, равную, например, стоимости единого месячного проездного билета на общественном транспорте, половинной стоимости платы за жилье и коммунальные услуги. В этом качестве льготы не столько увеличивают доходы гражданина, сколько уменьшают расходы его зарплаты, денежного довольствия, пенсии на оплату проезда, жилья и коммунальных услуг, санаторно-курортного лечения и т.д.
Именно указанная функция социальных льгот поставлена законодателем во главу угла при осуществлении их замены соответствующими компенсационными выплатами. Однако данная функция присуща далеко не всем льготам. Так, например, практически невозможно выразить в деньгах стоимость таких льгот, как право отдельных субъектов на первоочередное и внеочередное получение жилья, на внеконкурсное поступление в образовательные учреждения.
Компенсационная функция льгот призвана частично либо полностью компенсировать субъектам отчуждаемые у них некоторые права, а также ограничения, обусловленные особенностями работы. Реализуя компенсационную функцию, льготы предоставляются тем субъектам, конкретные интересы которых в рамках общих правил не могут получить должного обеспечения и защиты, поскольку они характеризуются какими-то особенностями (инвалидность, достижение определенного возраста) или находятся в специфических условиях (прохождение военной службы в районах Крайнего Севера выполнение задач в условиях контртеррористических операций в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации и др.)
Компенсационный характер социальных льгот состоит в создании хотя бы примерно равных возможностей для субъектов, находящихся в неравных условиях в силу как биологических, так и социальных причин. Принцип социальной справедливости требует установления определенного изъятия из принципа равноправия граждан, а сами льготы приобретают компенсационный характер, выравнивая их возможности с возможностями других людей Малько А.В. Льготная и поощрительная правовая политика. //СПб. -2004.- С. 67-80..
Регулятивная функция льгот социальной политике вытекает из самой природы социального: льготы имеют место там, где нет условий для равного удовлетворения жизненно важных потребностей субъекта. В этом качестве льготы призваны компенсировать это неравенство, выполняя тем самым важную функцию урегулирования общественных отношений, так как создают указанным категориям граждан равные условия для индивидуального развития, реализации ими конституционного права на социальную защиту и социальное обеспечение. Льготы в определенной мере показывают приоритеты правового регулирования в сфере социальной политики, государственной социальной политики в целом. Если законодатель облегчает юридическое положение тех или иных субъектов, значит, государство уделяет данным субъектам особое внимание, оказывает им поддержку.
Таким образом, льготы можно рассматривать в качестве проводника той или иной политики государства, как важнейшее средство выражения предпочтений власти.
Стимулирующая функция льгот находит свое выражение в том, что, помимо граждан, нуждающихся в силу объективных причин в дополнительной защите (инвалиды, больные, престарелые, многодетные и т.п.), льготы устанавливаются также для тех субъектов, в социально полезной деятельности которых заинтересовано государство, общество в целом. Льгота является особой разновидностью правовых стимулов, так как она есть правовое побуждение к законопослушному деянию, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования. Предоставляя гражданам юридически гарантированные возможности реализации их интересов в случае занятия социально полезной деятельностью льготы тем самым заинтересовывают субъектов в этой деятельности.
В законодательстве отсутствует четкое определение «льготы». Часто смешиваются понятия «социальная льгота» и «социальная гарантия».
Гарантии предоставляются всему населению вне зависимости от пола, возраста, социального положения, места проживания (например, всему населению гарантировано право на охрану здоровья или неприкосновенность жилища), или основным социально-демографическим слоям населения (всем пенсионерам гарантированы пенсии).
Льготы даются относительно более узким группам населения (беременным женщинам, детям из многодетных или неполных семей, малочисленным народам и др.) в пределах этих больших социально-демографических групп по профессиональному и статусному признаку.
Признаки социальных льгот Бурджалов Ф. Современная социальная политика: между планом и рынком. - М. Фирма
«Гардарика», 1996. - С. 111 :
основаны на социальной дифференциации
фиксируются на уровне нормативных, а не правоприменительных актов
служат вспомогательным механизмом перераспределения государственных доходов и благ
распределяются по соц. статусу или профессиональной принадлежности
способствуют улучшению положения получателей.
Льготы существуют в следующих областях:
транспортные услуги
медицинские услуги
коммунальные услуги
обеспечение собственности
трудовые отношения
образование
налоги
денежные выплаты (доп. пенсии, детские пособия)
льготные кредиты
материальное обеспечение.
Все поступления, ориентированные на формирование конечного потребления из системы социальной защиты, могут быть разделены на три группы: Малько А.В. Льготная и поощрительная правовая политика.// СПб. -2004.- С. 45-47
· денежные выплаты (пенсии, пособия и пр.)
· льготы на снижение налогов, получение трансфертов в натуральной форме
· социальные услуги, потребляемые бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения.
В структуре льгот выделяют 2 основные категории:
· денежные выплаты и компенсации
· первоочередное право на получение услуг.
Первая категория оказывает прямое воздействие на экономику через:
расходы и недополученные средства соответствующих бюджетов деформацию рыночного механизма.
Вторая категория - оказывает воздействие опосредованно, уменьшая эффективность предоставляемых услуг.
2 . Сущность реформы монетизации льгот
2.1 Причина проведения реформы по «монетизации»
Рассмотрим более подробно ФЗ-122 с точки зрения политического смысла.
Согласно законодательству одним из оснований для предоставления льгот выступает наличие у граждан особых заслуг перед государством и обществом Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Предоставление льгот по этому основанию не только является потребностью лица в особых мерах социальной защиты ввиду инвалидности, старости и т.д. но и служит формой поощрения и признания его заслуг перед обществом и государством. Например, льготы, установленные для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, для ветеранов боевых действий, являются своеобразной мерой поощрения заслуженного поведения, «сверхисполнения» указанными лицами своих обязанностей, достижения ими общепризнанного результата (защита Родины, продолжительная, успешная и добросовестная военная служба, участие в вооруженных конфликтах и т.д.). Одновременно льготы для указанных лиц призваны в какой-то мере компенсировать возникшие в результате этого негативные последствия (ухудшение состояния здоровья)
Понятие «монетизация», или «монетаризация» - происходит от термина «монетариум», - означающего экономическое течение, согласно которому количество денег в обращении играет ведущую роль для хозяйственной жизни государства Шарин В. Принципы современной системы социальной защиты // Социальное обеспечение. - 2003.№2.
В чём же заключается экономический смысл и причина монетизации льгот? В том, прежде всего, что в 80 - 90-е г. Дж. Л. Галлагер, М.Либоракина, В. Новик, Б. Ричман. Социальная защита населения в России: уровень муниципальных образований /, - М. Фонд «Институт экономики города», 2001. - С. 10-11. количество льгот было резко расширено, а сами льготы превратилась в систему социальной поддержки населения в условиях инфляции и отсутствия денег в госбюджете. Многие льготы так и не были реально обеспечены, а количество льготников превысило половину населения страны. Существовало огромное количество мер социальной поддержки в натуральном виде, установленных до 2005 года (только на федеральном уровне их было около 120 видов), которыми пользовалось свыше 200 категорий получателей. Всего правом на льготы обладало более 103 млн. человек, или около 70% населения. Ими, в частности, пользовалось около 20 млн. ветеранов труда, более 1 млн. участников Великой Отечественной войны, 800 тыс. инвалидов войны и лиц, приравненных к ним, а также 5,2 млн. тружеников тыла и 880 тыс. семей погибших и др. Все льготы не только в большинстве своём не соблюдались, но и неоправданно тормозили экономику. Касалось это и транспорта, и ЖКХ и здравоохранения. Проведение монетизации льгот связано с принципиально новыми подходами по жизнеобеспечению граждан. Ранее вся социальная сфера была бесплатной - образование, здравоохранение, социальная защита. Что касается мер социальной поддержки, то большое количество людей, имеющих на льготы, просто не могли ими воспользоваться из-за недоступности.
Одним из важнейших направлений деятельности Российского государства по повышению эффективности социальной политики является реформирование системы социальных льгот, установленных законодательством для различных категорий граждан. Это обусловлено тем, что, по оценкам экспертов, сложившаяся в нашей стране система социальной поддержки населения отличается громоздкостью, бессистемностью и, как следствие, крайне низкой адресностью Социальная помощь: на пути к адресности: Сб. ст. / Под ред. М.И. Либоракиной. - М. Фонд «Институт экономики города», 2001. стр 50-51. Эффективность и адресность указанной системы, измеряемая как доля средств, идущих на финансирование социальной поддержки, попадающая по адресу (малообеспеченным группам населения), в России составляет в настоящее время лишь 19%. Там же. Для сравнения: в Австралии, считающейся образцом по части адресности социальной поддержки, этот показатель составляет 50%
Обращение к монетизации льгот было связано с несколькими сюжетами.
Во-первых, к концу 90-х гг. стала очевидной непрозрачность взаимоотношений федерального бюджета и предприятий, предоставляющих льготные услуги.
Во-вторых, существовало большое количество льготников, не пользующихся льготными услугами. Это означало как лишние расходы государства, так и несправедливое отношение к тем, кто льготами действительно пользовался.
В-третьих, налицо была необходимость различных подходов к предоставлению льгот сельским и городским жителям. Общим результатом сложившейся ситуации был нерациональный расход денежных средств.
В первые годы становления рыночных отношений, сопровождавшиеся резким снижением реальной заработной платы и пенсий, льготы стали использовать как инструмент поддержания уровня и качества жизни большинства населения. Федеральные и региональные власти приняли множество законодательных актов, предусматривающих льготы на оплату лекарств, транспорта, жилищно-коммунальных и других услуг для целого ряда категорий граждан, при этом законодательные инициативы на 70% не были обеспечены соответствующими финансовыми ресурсами Льготы, которые нам заменили // Рязанские ведомости. -2005. В результате отдельные программы не финансировались вообще, а по ряду из них финансирование не превышало 50% (транспортные услуги, лекарства). На рынке льготных товаров и услуг сложилась следующая ситуация: некоторые льготы стали дефицитными (например, льготы на лекарства и санаторно-курортное лечение), а по льготам, для которых был характерен разрыв схем платежа и потребления (льготы на транспорт, ЖКУ), начала накапливаться задолженность государственного бюджета перед предприятиями, предоставляющими эти виды социальной помощи. В результате многие льготники вышли из числа получателей, а оставшиеся имели неравный доступ к льготам.
Основные особенности системы предоставления социальных выплат и льгот в России:
Чрезвычайно высокая степень «огосударственности» системы социальных выплат, законодательно не предусмотренное участие в ней институтов гражданского общества, предпринимателей, профсоюзов и особенно самого населения (как организационное, так и финансовое)
Организация социальных выплат преимущественно на началах социального обеспечения, неразвитость системы социального страхования
Множественность видов и форм социальных выплат, а также категорий их получателей (бенефициариев)
Преобладание уравнительного, безадресного порядка предоставления социальных пособий, основанного на категорийном подходе определения реципиентов
Отсутствие обоснованных, ясных принципов, и стандартов предоставления социальных выплат и льгот, адекватных характеру защищаемых социальных рисков
Ведомственная разобщенность, параллелизм и дублирование выполнения сходных функций, а также перекрестное финансирование (субсидирование) социальных выплат из бюджетов различных уровней и типов
Незавершенность правового регулирования полномочий органов государственной власти различного уровня в области организации социальных выплат и льгот, несбалансированность возложенных на них полномочий с ресурсами, находящимися в их распоряжении
Отсутствие эффективного оперативного контроля за обоснованностью определения контингентов получателей социальной помощи, ее своевременным и в требуемом объеме предоставлением, а также за движением соответствующих социальных трансфертов
Недостаточность размеров социальных выплат
Для устранения системных недостатков существующей системы льгот было признано необходимым внести изменения в 155 законодательных актов РФ и признать утратившими силу 41.
2.2 Анализ реформы по «монетизации льгот»
Замена натуральной формы предоставления социальных льгот денежными выплатами находится в центре внимания специалистов, ученых и широкой общественности. При этом высказываемые оценки носят диаметрально противоположный характер: одни рассматривают такую замену как вполне логичную в контексте развития рыночных отношений, другие - как закамуфлированный обман населения Монетизация льгот:отклики экспертов//Человек и Труд- 2004 -№8
Проблема действительно сложная. Во- первых, она имеет значительную социальную составляющую, поскольку затрагивает более 40 млн. человек. Во - вторых, налицо политическая составляющая, так как вопрос замены является предметом поддержки или критики со стороны разных движений и партий, стремящихся использовать возникшую коллизию в своих интересах. Наконец, немало важную роль играет экономическая составляющая - выполнение социальных обязательств государства напрямую зависит от его финансовых возможностей.
Различия позиций сторонников и противников реформы обуславливаются разными подходами к рассмотрению проблемы: первые руководствуются экономическими соображениями, вторые акцентируют тему социальной справедливости.
Концепция реформы социальных обязательств государства основывается на фиксации полномочий и обязанностей всех уровней власти. В законодательной базе предусматриваются крупные правовые новации.
Изменение порядка финансирования и условий реализации мер социальной защиты, установленных для ветеранов, участников Великой Отечественной войны, инвалидов, Героев СССР, Российской Федерации, Социалистического Труда, кавалеров ордена Славы, репрессированных по политическим мотивам, облученных вследствие Чернобыльской катастрофы, почетных доноров России и ряда других категорий граждан
Разграничение полномочий в социальной сфере между федеральными органами и органами власти субъектов РФ, передача части функций в области обеспечения льгот с федерального на региональный уровень
Изменение существующего порядка финансирования оплаты труда работников бюджетной сферы и правовой базы, регулирующей прожиточный минимум, а также государственных гарантий для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Федеральный закон предусматривает замену существующих натуральных льгот (по бесплатному проезду на городском и пригородном железнодорожном транспорте, санаторно-курортному обслуживанию и др.) на конкретные и адресные меры - прежде всего на выплату денежных компенсаций. На первом этапе монетизации были созданы федеральный и региональный регистры граждан. Сделано это было для распределения расходных обязательств между уровнями бюджетной системы. Правовой статус нового нормативного порядка закрепляется в термине «социальная поддержка».
Вопросы выплат ветеранам труда, работникам трудового фронта и репрессированным по политическим мотивам (численность которых - 11,8 млн. человек, или 46,5% от 25,4 млн. граждан, затрагиваемых реформой) предполагается передать на региональный уровень.
Регионы могут устанавливать формы социальной поддержки по своему усмотрению - либо предоставляя льготы в натуральном виде, либо выплачивая деньги. По мнению представителей ряда субъектов Федерации, осуществлять финансовое обеспечение расходных обязательств по социальной поддержке такой категории льготников, как ветеран труда, большинству из них без субвенций центра будет весьма сложно.
Финансирование замены льгот на денежные компенсации федеральным льготникам, а это 42 категории граждан, с 2005 года осуществляется из федерального бюджета. Три категории льготников - ветераны труда, труженики тыла и репрессированные - в зоне ответственности региональных бюджетов, и это создало определенные проблемы. Хотя их льготы, по сравнению с ветеранами войны, инвалидами первой, второй и третьей степени, небольшие по масштабу, но именно ветераны труда и труженики тыла представляют самые многочисленные группы населения.
Согласно Федеральному закону № 122-ФЗ о «монетизации» льгот, предполагалось решить следующие задачи:
1. Разграничить расходные полномочия
2. Ликвидировать отдельные не финансируемые обязательства.
3. Сократить расходные обязательства, закрепленные в федеральном законодательстве
4. Возложить на региональные и местные органы власти ответственность по балансированию доходных возможностей.
Для населения данная реформа означает разделение всех льготных категорий получателей на региональные и федеральные, и для федеральных категорий были установлены размеры денежных выплат, дифференцированные по категориям льготополучателей. В ходе разработки механизмов реализации данного закона был введен «социальный пакет» для федеральных льготников, практически предусматривающий сохранение льгот на лекарства и оплату санаторно-курортного лечения. Региональным властям предписывалось разрабатывать свои механизмы монетизации, но положение льготников не должно было ухудшаться Предложения по стратегии социальной защиты // Общество и экономика. 2007. № 4. С. 80-92 .
Законом предусмотрены размеры компенсаций, которые получат граждане, отнесенные к федеральным льготникам. В дальнейшем, в ходе реализации нового законодательства, из этих сумм будет вычтена стоимость социального пакета (450 рублей), предусматривающего сохранение натуральных льгот на оплату санаторно-курортного лечения и лекарственного обеспечения. Размеры денежных компенсаций, реально выплаченных населению, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Ежемесячные денежные выплаты за счет средств федерального бюджета (без учета стоимости социального пакета)
Категории населения, которые в соответствии с установленным законодательством порядке имеют право на получение различных социальных льгот
Тема: Налоговые льготы для населения
Министерство образования и науки Российской Федерации
(МИНОБРНАУКИ РоссиИ)
Государственное образовательное учреждение
Москва 2011
Содержание
.3 Льготы для населения по некоторым видам региональных и местных налогов
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Не секрет, что мало кто в нашей стране, хочет платить налоги. И поэтому налоговые льготы для населения России явно положительны.
Актуальность и важность темы курсовой работы сложно оспорить, ведь налоговые льготы, предоставляемые физическим лицам, существенно смягчают налоговое бремя с населения. Льготы по налогам занимают важное место в налоговом планировании. Льготы в значительной степени разнятся от вида налога, по которому они действуют и от местного законодательства. Каждому субъекту Федерации в этой области предоставлены значительные права и, как правило, значительную часть льгот предоставляют местные законы.
Цель курсовой работы - изучение налоговых льгот, которые предоставляет государство населению страны.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить понятие льготы
изучить виды налоговых льгот, а именно изъятия, вычеты, освобождения, доходы, освобождаемые от налогообложения и зачеты налога
рассмотреть налоговые льготы для некоторых видов региональных и местных налогов.
Для решения поставленных задач мы воспользуемся основным законодательным документом по налогам и сборам в Российской Федерации - Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ), учебниками по дисциплине Налогообложение физических лиц , словарями и энциклопедиями.
налог льгота население
1. Налоговые льготы населению
1.1 Понятие налоговой льготы
Налоговыми льготами. иначе льготами по налогам и сборам, признаются те преимущества, которые предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, по сравнению с другими плательщиками. В том числе понятие налоговых льгот включает в себя возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (ст.56 НК РФ).
Налоговые льготы - важнейший элемент любого налога, имеющий исключительный характер.
Благодаря применению данного налогового инструмента государством достигаются две цели. Главная цель состоит в сокращении размеров налогового обязательства налогоплательщика. Вторая цель, которая на практике преследуется относительно реже, - это отсрочка или рассрочка платежа. Однако и вторую цель надлежит рассматривать как способ косвенного сокращения налоговых обязательств налогоплательщика, поскольку отсрочка или рассрочка платежа фактически являются кредитом, предоставленным бесплатно или на льготных условиях . [2]
Важно, что п.3 ст.56 НК РФ гласит, что налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов. При возникновении споров о том, имел ли место отказ налогоплательщика от используемой льготы, следует исходить из того, что факт не учета налогоплательщиком налоговой льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период сам по себе не означает его отказ от использования соответствующей налоговой льготы в этом периоде. Таким образом, налогоплательщик, не использовавший полагающуюся ему льготу, вправе в связи с открывшимися новыми обстоятельствами заявить льготу по прошедшему периоду при предоставлении бухгалтерской отчетности и расчетов по налогу на прибыль за очередной отчетный период. В данном случае следует уточнить расчет с бюджетом, в который предприятие ошибочно не заявило льготу. Налогоплательщики могут считаться отказавшимися от использования льготы либо приостановившими ее использование только в том случае, когда им подано в налоговый орган соответствующее заявление. Этот отказ рассматривается как отказ на неопределенный период времени - до заявления налогоплательщика о желании вновь воспользоваться правом на льготу.
Можно выделить некоторые особенности налоговых льгот:
порядок и условия применения налоговых льгот не могут носить индивидуальный характер, так как установлены НК РФ
налогоплательщик имеет право отказаться от льготы или приостановить ее действие на время
судебные органы исполнительной власти не вправе отменять льготы, установленные НК РФ
Конституционный суд имеет право принимать решение об отмене отдельных положений НК РФ
органы исполнительной власти РФ имеют право устанавливать льготные ставки налогообложения в соответствии с НК РФ.
.2 Виды налоговых льгот
.2.1 Изъятия, вычеты, освобождения
Несмотря на общность целей, налоговые льготы обладают различиями в механизме своего действия, который зависит от того, на изменение какого элемента структуры налога (предмета налогообложения, налоговой базы, окладной суммы) направлена льгота. По данному признаку льготы разделяются на три группы:
изъятия
скидки (вычеты)
освобождения.
Налоговые льготыИзъятие - налоговая льгота, которая направлена на выведение из налогообложения отдельных объектов налогообложения.Скидка (вычет) - льготы, сокращающие налоговую базу.Освобождение - льготы, уменьшающие налоговую ставку или валовый налог. временные (предоставляются на определенный срок) постоянные лимитированные (размер ограничен прямо или косвенно) нелимитированные (налоговая база уменьшается на всю сумму расходов) общие (для всех налогоплательщиков) специальные (действующие для отдельных категорий субъектов) стандартные имущественные социальные профессональные общие (ими пользуются все плательщики, например, имущественные налоговые вычеты для всех плательщиков НДФЛ) специальные (действующие для отдельных категорий субъектов, например, 3000 руб. для инвалидов ВОВ при исчислении этого же налога)
Рассмотрим их в заявленном порядке.
Изъятия представляют собой налоговую льготу, которая направлена на выведение из-под налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложения. В частности, в отношении налогов на имущество изъятия сводятся к освобождению от налогообложения отдельных видов имущества. Другими словами, изъятия - это налоговые льготы, выводящие из-под налогообложения отдельные предметы (объекты). Например, изъятия предусмотрены НК РФ при обложении доходов физических лиц. А именно не подлежат налогообложению суммы международных, иностранных или Российских премий за выдающиеся достижения, рассматриваемые в качестве поощрения. Аналогично полностью не взимается налог с сумм единовременной материальной помощи пострадавшим от стихийных бедствий, поскольку такая помощь наделяется в налоговом праве свойством экстраординарности. Виды такого рода доходов, которые не подлежат налогообложению, вне зависимости от свойств этих доходов в налоговом праве, объединяются в ст.217 НК РФ . [2]
Изъятия бывают временными и постоянными.
Как пример налоговых изъятий можно привести тот факт, что не подлежит налогообложению прибыль от производства продуктов детского питания, от производства технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов и др.
Налоговая скидка (вычет) - сумма, подлежащая полному или частичному исключению из налоговой базы при расчете суммы налога. Налоговые скидки являются одним из элементов налоговой политики и преследуют социальные и экономические цели.
Наиболее распространены налоговые скидки для следующих видов налогов:
налог на доходы физических лиц (необлагаемый налогом минимальный доход, скидка для определенных категорий плательщиков: пожилых, одиноких, семейных, имеющих малолетних детей и т. д.)
налог на прибыль организаций (скидки на капиталовложения, скидки за экспорт и т. д.).
В зависимости от влияния на результаты налогообложения скидки могут быть подразделены на лимитированные (размер скидок ограничен прямо или косвенно) и нелимитированные (налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов налогоплательщика).
Как и изъятия, в зависимости от отсутствия или наличия ограничений по субъектам, льготы могут быть общими, которыми пользуются плательщики независимо от субъективных признаков, и специальными, использование которых позволено лишь определенным категориям субъектов.
При определении налоговой базы по НДФЛ доходы физического лица, облагаемые по ставке 13%, уменьшаются на сумму налоговых вычетов, перечисленных в статьях 218-221 НК РФ: стандартных, социальных, имущественных и профессиональных (п. 3 ст. 210 НК РФ). В отношении доходов, облагаемых по иным налоговым ставкам (9, 15, 30 или 35%), указанные налоговые вычеты не применяются. К таким доходам, в частности, относятся дивиденды, доходы граждан, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, выигрыши и призы, получаемые в проводимых конкурсах, играх и других рекламных мероприятиях, стоимостью более 4000 руб. материальная выгода от экономии на процентах при получении заемных средств.
Стандартные налоговые вычеты.
Стандартные вычеты работающим гражданам предоставляются бухгалтериями их работодателей. Иными словами - одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика.
В ст. 218 НК РФ перечислены категории граждан, которые имеют право на получение стандартного налогового вычета.
(. )В частности, стандартный налоговый вычет с 1 января 2012 года:1400 руб. - на первого ребенка, 1400 руб. - на второго ребенка, 3000 рублей - на третьего и каждого последующего ребенка 3000 руб. - на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащимся очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы. Налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет. Налоговый вычет предоставляется в двойном размере единственному родителю (приемному родителю), усыновителю, опекуну, попечителю. Предоставление указанного налогового вычета единственному родителю прекращается с месяца, следующего за месяцем вступления его в брак. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 280 тыс. руб. налоговый вычет не применяется. Уменьшение налоговой базы производится с месяца рождения ребенка (детей), или с месяца, в котором произошло усыновление, установлена опека (попечительство), или с месяца вступления в силу договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Налоговый вычет предоставляется за период обучения ребенка (детей) в образовательном учреждении и (или) учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в период обучения.
Стандартные налоговые вычеты также предоставляются:
в размере 3 тыс. руб. (чернобыльцам, инвалидам ВОВ, инвалидам из числа военнослужащих 1, 2 и 3 групп и др.)
в размере 500 руб. (Героям СССР, Героям России, награжденным орденом Славы 3 степеней, участникам ВОВ, инвалидам с детства, инвалидам I и II групп и др.)
в размере 400 руб. остальным лицам, при этом вычет перестает предоставляться в том месяце, когда их суммарный доход с начала года превысит 40 тыс. руб.
ПРИМЕР:
Гражданин Сидоров подал заявление на стандартные налоговые вычеты. Месячный доход гражданина Сидорова - 20 тыс. руб. при этом у него 2 ребенка 5-ти лет. Какова будет налоговая база для исчисления налога для гражданина Сидорова, и какой налог заплатит гражданин, если он инвалид I группы с детства?
)НБ = 20000-1400*2-500 = 16700(руб.)
)?Н = 16700*13% = 2171(руб.).
Социальные налоговые вычеты.
Чтобы получить социальные вычеты, придется подать налоговую декларацию по окончании налогового периода. Деньги уплатят по результатам ее проверки.
Налогоплательщик имеет право на получение социальных налоговых вычетов в сумме, перечисленной на благотворительные цели и пожертвования, но не более 25% от заявленного дохода. Также социальные вычеты предоставляются в связи с расходами на обучение в образовательном учреждении, с расходами по лечению, дополнительными страховыми взносами на накопительную часть трудовой пенсии, а также в сумме уплаченных пенсионных взносов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения (в максимальной сумме 120 тыс. руб.). Последний вычет может быть представлен и компанией-работодателем.
ПРИМЕР:
Месячный доход гражданина Сидорова - 20 тыс. руб. Он оплачивает учёбу своего сына в МГУ в размере 200 тыс. руб. в год. Какова будет налоговая база для исчисления налога для гражданина Сидорова? Какова будет сумма возврата налога из бюджета?
)?Н уплаченного = 20000*12*13% = 31200(руб.)
)Вычет = 120000(руб.) - максимальный
)НБ = 20000*12-120000=120000(руб.)
)?Н с учетом вычета = 120000*13%=15600(руб.)

)?Н к возврату = ?Н уплаченного - ?Н с учетом вычета = 31200-15600 = 15600(руб.).
Имущественные налоговые вычеты.
Для получения имущественного налогового вычета нужно подать в налоговые органы декларацию, заявление о предоставления вычета и подтверждающие документы. Декларация подается в налоговый орган по окончании налогового периода.
Налогоплательщик имеет право на получение имущественных вычетов в суммах, полученных от продажи имущества (в определенных пределах) или потраченных на покупку и строительство недвижимости. Об этом говорится в ст. 220 НК РФ.
Если в течение календарного года налоговый вычет не будет использован полностью, остаток можно перенести на следующий год. (. )У налогоплательщиков, получающих пенсии, остаток имущественного вычета может быть перенесен на предшествующие налоговые периоды, но не более трех.
Продажа.
Налогоплательщик имеет право на налоговый вычет, в частности, в суммах, полученных им от продажи жилья или земельных участков и их долей.
Если такая недвижимость находилась в собственности более 3 лет, то подобные доходы налогом не облагают. Если менее 3 лет, то человек имеет право получить вычет в сумме не более 1 млн. руб.
Вычет предоставляется в суммах, полученных в налоговом периоде от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика.
Если имущество находилось в собственности налогоплательщика более 3 лет, то такие доходы налогом не облагают. При этом декларацию можно не подавать.
Надо иметь в виду, что указанные положения не распространяются на доходы, получаемые физическими лицами от продажи ценных бумаг, а также на доходы от продажи имущества, непосредственно используемого ИП в предпринимательской деятельности.
Если имущество находится в собственности менее 3 лет, человек имеет право претендовать на вычет в сумме не более 250 тыс. руб.
Вместо использования права на получение имущественного налогового вычета налогоплательщик вправе уменьшить сумму облагаемых налогом доходов на сумму расходов, связанных с получением этих доходов. При этом расходы должны быть документально подтверждены.
ПРИМЕР:
Гражданин Сидоров продает комнату, сроком владения менее 3-х лет за 800 тыс. руб. Документов, подтверждающих факт приобретения, нет. Какова будет налоговая база для исчисления налога для гражданина Сидорова? Какова будет сумма налога?
)НБ = 800000-800000 = 0(руб.)
)?Н = 0*13% = 0(руб.).
Покупка.
Налогоплательщик имеет право на налоговый вычет в суммах, потраченных им на покупку жилья. Вычет предоставляется на сумму, не превышающую 2 млн. руб. Данный вычет предоставляется лишь раз в жизни и только на один объект.
Д ля подтверждения права на такой имущественный вычет нужно предоставить вместе с заявлением:
договор о приобретении жилья
документ на право собственности на жилье и акт о передаче жилья налогоплательщику
платежные документы, оформленные в установленном порядке и подтверждающие факт уплаты денежных средств налогоплательщиком (расписки продавца о получении наличных, квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы).
ПРИМЕР:
Гражданин Сидоров покупает комнату за 3 млн. руб. Его совокупный доход за год составил 240 тыс. руб. Какова будет налоговая база для исчисления налога для гражданина Сидорова? Какова будет сумма налога, возвращаемого из бюджета?
)?Н уплаченного = 240000*13% = 31200(руб.)
)Вычет = 2000000(руб.) - максимальный
)НБ = 240000-240000 = 0(руб.)
)?Н с учетом вычета = 0*13%=0(руб.)
)?Н к возврату = ?Н уплаченного - ?Н с учетом вычета = 31200-0 = 31200(руб.).
Профессиональные налоговые вычеты.
На получение указанных налоговых вычетов имеют право физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой. Они могут уменьшить сумму своих облагаемых доходов на сумму документально подтвержденных расходов. [4]
ПРИМЕР:
Гражданину Сидорову за публикацию статьи в газете Мурзилка было начислено вознаграждение в размере 9 тыс. руб. Гражданин Сидоров подал заявление о предоставлении ему профессионального налогового вычета, но документы, подтверждающие расходы на написание статьи представлены не были. Какова будет налоговая база для исчисления налога для гражданина Сидорова? Какова будет сумма налога?
)НБ = 9000-20%*9000 = 7200(руб.)
)?Н = 7200*13% = 936(руб.).
Под освобождениями понимают льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы.
Окладная сумма (валовой налог) - это результат умножения количества единиц налогообложения, входящих в налоговую базу, на ставку (ставки) налога. В налогах, размер которых определяется путем раскладки между налогоплательщиками общей суммы, намеченной к поступлению (раскладочные налоги), окладная сумма существует как заранее определенная величина.
Освобождения - это прямое сокращение налогового обязательства налогоплательщика. Выгода здесь предоставляется непосредственно в отличие от выгод, предоставляемых изъятиями и скидками, которые сокращают окладную сумму косвенно. Освобождения более чем другие виды льгот способны учитывать имущественное положение налогоплательщика.
Освобождения от уплаты налога можно разделить на виды по формам предоставления льготы.
Снижение ставки налога. Например, ставка налога понижается на 50% для предприятий, в штате которых 50% и более составляют пенсионеры и инвалиды.
Сокращение окладной суммы (валового налога). Окладная сумма может быть сокращена частично или полностью, на определенное время или бессрочно.
Полное освобождение от уплаты налога на определенный период получило название налоговых каникул.
Освобождение от уплаты налога не следует путать со сложением недоимки, т.е. списанием безнадежных долгов по налогам и сборам, которое проводится в исключительных ситуациях экономического, социального или юридического характера, вызвавших невозможность взыскания налога (ст. 59 ч.1 НК РФ).
Отсрочка или рассрочка уплаты налога - это форма изменения срока уплаты налога, установленного законом. Основания, условия и порядок предоставления этих льгот регламентированы ст. 61-64,68 ч.1 НК РФ.
Налоговый кредит, так же как и отсрочка или рассрочка уплаты налога,- форма изменения срока уплаты налога. Различия состоят в том, что максимальный срок отсрочки или рассрочки в соответствии с НК РФ составляет 6 месяцев, а кредит может предоставляться на срок до одного года. Различия есть и в процедурах предоставления этих льгот: отсрочки или рассрочки предоставляются решением уполномоченного органа, а для предоставления налогового кредита заключается договор. За пользование налоговым кредитом взимаются проценты, как и за предоставление отсрочки или рассрочки. Однако если необходимость получения льгот вызвана причинением лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы либо задержкой бюджетного финансирования, оплаты государственного заказа, то проценты не начисляются. Основания, условия и порядок предоставления налогового кредита установлены в ст. 65,68 ч. 1 НК РФ.
Инвестиционный налоговый кредит. Эта льгота состоит в предоставлении организациям, инвестирующим средства на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, техническое перевооружение производства, создание новых технологий, а также выполняющим особо важные заказы по социально-экономическому развитию регионов, права уменьшать свои налоговые выплаты с последующей поэтапной уплатой этих сумм и начисленных процентов.
Если максимальный срок налогового кредита составляет один год, то инвестиционный налоговый кредит предоставляется на срок от одного года до пяти лет. В договоре об инвестиционном налоговом кредите определяется вид налога, сумма кредита, срок действия договора, размер процентов, порядок погашения, меры по обеспечению выполнения условий договора (залог, поручительство), ответственность сторон.
Счетчик населения Саудовской Аравии
Население Саудовской Аравии 2014
Согласно нашей оценке, на конец 2014 года, население Саудовской Аравии составляло 29 612 358 человек.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!