Льготы по таможенным платежам в рб
ДЕКРЕТ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БеларуСЬ
28 августа 2002 г. N 21
О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ ЛЬГОТ ПО
ТАМОЖЕННЫМ ПЛАТЕЖАМ
В соответствии с частью третьей статьи 101 Конституции Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Установить, что льготы по таможенным платежам физическим лицам, являющимся инвалидами I группы или многодетными родителями, при ввозе ими товаров на таможенную территорию Республики Беларусь предоставляются индивидуально Президентом Республики Беларусь.
Такие льготы могут быть предоставлены в виде освобождения от уплаты таможенных платежей, снижения их ставок, возмещения сумм уплаченных таможенных платежей.
Товары, ввезенные на таможенную территорию Республики Беларусь с предоставлением льгот по таможенным платежам, используются для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
При нецелевом использовании данных товаров право на льготы утрачивается, а суммы таможенных платежей, пени и штрафов взыскиваются в соответствии с законодательством.
2. Утвердить прилагаемое Положение о порядке предоставления физическим лицам, являющимся инвалидами I группы или многодетными родителями, льгот по таможенным платежам.
3. Настоящим Декретом не регулируется порядок предоставления физическим лицам льгот по таможенным платежам, связанным с осуществлением ими предпринимательской деятельности.
Пункт 4 вступает в силу со дня официального опубликования (абзац 2 п. 5 данного документа).
4. Совету Министров Республики Беларусь в трехмесячный срок:
обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Декретом
принять иные меры, направленные на реализацию положений данного Декрета.
Пункт 5 вступает в силу со дня официального опубликования (абзац 2 п. 5 данного документа).
5. Настоящий Декрет:
вступает в силу со дня вступления в силу Указа Президента Республики Беларусь от 2 июля 2002 г. N 347 "О признании утратившими силу Декрета Президента Республики Беларусь от 27 февраля 2001 г. N 6, отдельных положений декретов Президента Республики Беларусь и внесении изменения в Декрет Президента Республики Беларусь от 13 ноября 2001 г.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Налоги во все времена представляли из себя одну из важнейших категорий государственных финансов и один из главнейших элементов издержек и неудобств для предпринимателей. Только две обязанности присущи любому человеку - «умирать и платить налоги», - говорил известный американский политический деятель Б.Франклин. Для бизнеса налоги представляют как одну из основных составляющих издержек предпринимателей, так и фактор, сокращающий конечный результат деятельности - прибыль. Соответственно, на протяжении всей истории человечества государство в лице своих фискальных органов стремится обложить физических и юридических лиц, находящихся на данной территории, по возможности большим количеством налогов по наибольшим налоговым ставкам, а налогоплательщики, используя как законные, так и нелегальные пути уклонения от налогового бремени, стремятся минимизировать свои налоговые платежи [16, с.3].
Особую значимость приобретает проблема налогообложения в системе мирохозяйственных связей, в которой с каждым годом значительно упрощается перемещение товаров, капиталов и рабочей силы. А.Смит писал, что предприниматель, «владелец капитала - есть собственно гражданин всего мира и не связан необходимостью с какой бы то ни было страною. Он не замедлит оставить государство в котором его подвергают оскорбительным обыскам для обложения обременительным налогом, или переведет свой капитал в страну, в которой он может вести свои дела и пользоваться своим имуществом без стеснений». Эмиграция как капиталов, так и граждан по налоговым соображениям в современном мире начинает становиться вполне обыденным явлением. Поэтому интерес к международным аспектам налогообложения вполне объясним и неизменно высок. Для успешного ведения бизнеса, для точного прогнозирования конечной цели любого коммерческого предприятия - прибыли - и даже для индивидуального планирования доходов физического лица весьма полезно знать основы международного налогообложения и современную налоговую политику в странах ведения коммерческой активности.
Целью данной работы является оценить и провести анализ налоговых стимулов по таможенным платежам как в Республике Беларусь так странах Содружества Независимых Государства (СНГ), таких как Республика Армения, Республика Грузия.
Исходя из актуальности темы и степени ее разработанности в настоящем работе были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть понятие таможенных платежей, их классификации и виды
2. рассмотреть понятие налоговых преференций в отношении акцизов и НДС
3. рассмотреть налоговые стимулы по таможенным платежам применительно к Республике Беларусь
4. рассмотреть налоговые стимулы по таможенным платежам применительно к Республике Армения
5. рассмотреть налоговые стимулы по таможенным платежам применительно к Республике Грузия
6. проанализировать налоговые преференции по налоговым платежам в Республике Беларусь и в странах СНГ на примере Армении и Грузии.
При написании данной работы, использовались труды и разработки отечественных специалистов и ученых: Киреевой Е.Ф. Жабко Л.С. Заяц Н.Е. Макаревич О. Маковской С. М.Р. Бобоева, С. Ф. Сутырина, Чижевской И. Магилевца М.Н. и других.
Структура настоящей дипломной работы определена поставленными задачами и включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников.
ГЛАВА 1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЙ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ И НАЛОГОВЫХ СТИМУЛОВ.
1.1 Таможенные платежи: понятие и классификации
Таможенно-тарифное регулирование, будучи одним из основных инструментов поддержания экономической безопасности, является в то же время и рычагом воздействия на хозяйственную структуру. Оно представляет собой систему мер, используемых для воздействия на международную торговлю.
При перемещении через таможенную границу и в других случаях, установленных законодательством, уплачиваются следующие таможенные платежи:
- таможенная пошлина
- налог на добавленную стоимость
- акцизы
- сборы за выдачу лицензий таможенными органами и возобновление действия лицензий
- сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата
- сборы за осуществление таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности
- таможенные сборы за хранение товаров
- таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров
- плата за информирование и консультирование
- плата за принятие предварительного решения
11.плата за участие в таможенных аукционах
- другие налоги и сборы, предусмотренные законодательством.
Таможенные платежи – это налоги и сборы, обязанность взимания которых возложена на таможенные органы той или иной страны.
Под таможенной пошлиной понимается платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию государства или вывозе товаров с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Вопрос о юридической природе данного платежа до настоящего времени остается открытым. Воззрения ученых, занимающихся этой проблематикой, дифференцируются на два вида: одни считают, что таможенная пошлина — есть налог, а другие приравнивают ее к сбору. Наиболее предпочтительной представляется точка зрения, в соответствии с которой таможенная пошлина в налоговой системе занимает особое место. Законодатель не выделяет ее в самостоятельный вид, не относя ни к налогам, ни к сборам. При выяснении правовой природы таможенной пошлины нужно исходить из ее специфики, состоящей в объединении признаков как налога, так и сбора. Основные черты таможенной пошлины [1, с. 172].
Во-первых, таможенная пошлина — обязательный взнос в бюджет, не нарушающий при этом конституционное право на свободу предпринимательской деятельности.
Во-вторых, таможенная пошлина опосредована процессом перемещения грузов через таможенную границу государства и является средством достижения этой цели.
В-третьих, таможенная пошлина возмездна, т.е. фактически она является платой за предоставление таможенными органами возможности перемещать грузы через таможенную границу.
В-четвертых, таможенная пошлина в отличие от налога не обладает признаком регулярности, так как обязанность ее уплаты возникает лишь при необходимости для субъекта вступить в таможенное правоотношение.
В-пятых, право уплаты таможенной пошлины может быть делегировано иным заинтересованным лицам (например, таможенному брокеру).
В-шестых, уплата таможенной пошлины обеспечивается принудительной силой государства.
Обязанность уплаты налога обусловлена публичными интересами — интересами государства. Обязанность же уплаты, таможенной пошлины основана на интересах плательщика. У субъекта предпринимательской деятельности всегда есть выбор: ввезти товар из-за рубежа или закупить импортный товар на территории данного государства. Наличие такой альтернативы и определяет особое место таможенной пошлины.
По характеру внешнеторговой операции таможенные пошлины подразделяются на ввозные (импортные), вывозные (экспортные) и транзитные. Импортная пошлина имеет наиболее широкое распространение в мировой практике, а экспортная встречается достаточно редко. Транзитную пошлину почти повсюду ликвидируют международные договоры, однако она может использоваться и как средство экономического давления на сопредельные страны [1, с. 175].
По способу взимания таможенные пошлины классифицируются на следующие виды:
В зависимости от страны происхождения товаров таможенные пошлины могут быть базовыми (минимальными), льготными (преференциальными), максимальными и карательными.
По порядку введения они делятся на две группы: ординарные и партикулярные. Ординарные таможенные пошлины применяются при стабильном ходе внешней торговли, вводятся в действие решением Правительства, являются безусловными и не ограниченными временными рамками.
Сезонные колебания конъюнктуры на рынке, необходимость проведения протекционистской внешнеторговой политики в целях поддержания платежного баланса государства и другие обстоятельства обусловливают введение партикулярных таможенных пошлин, что также происходит по решению Правительства. Это решение принимается, как правило, на основании специального расследования, проведенного государственными органами управления.
С целью защиты экономических интересов страны в отношении ввозимых товаров могут на определенное время устанавливаться особые виды пошлин, которые взимаются сверх ординарных, — партикулярные, особые пошлины. К ним относятся:
меры, если товары ввозятся на таможенную территорию в количествах и на условиях, наносящих ущерб или угрожающих его нанести
отечественным производителям подобных или непосредственно кон
курирующих товаров, либо как ответная мера на дискриминационные
и иные действия других государств или их союзов, ущемляющие интересы государства
- антидемпинговые пошлины, которые применяются в случаях
ввоза на таможенную территорию товаров по цене, более низком, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в данном государстве
- компенсационные пошлины, применяемые в случаях ввоза на таможенную территорию государства товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров, или препятствует организации или расширению производства подобных товаров в стране [1, с. 180]..
Анализ правовой природы таможенной пошлины позволяет сделать вывод о дуалистическом характере ее сущности. Данная категория рассматривается и как защитное средство, и как источник получения государственных доходов. Иначе говоря, таможенная пошлина, помимо регулирующего воздействия, несет в себе и фискальную нагрузку.
Налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы применяются как нетарифная мера регулирования внешнеэкономической деятельности, направленная на защиту интересов отечественных производителей и стимулирование конкурентоспособности отечественных товаров наряду с тарифными мерами регулирования [18, с. 305].
НДС – это вид налога, представляющий собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях производствах товаров, работ и услуг.
Налог на добавленную стоимость так же, как и таможенная пошлина имеет свои ставки Во-первых, о разновидностях ставок НДС можно говорить только с количественной стороны. Это 18% и 20%. И во-вторых, эти ставки применяются к довольно широкому перечню товаров (в отличие от ставок таможенных пошлин, где каждой категории товаров соответствует своя ставка). Отлична также и налогооблагаемая база, которая представляет собой сумму таможенной стоимости, таможенной пошлины и акциза. Соответственно если товар не является подакцизным либо освобождается от уплаты таможенной пошлины, то эти показатели не входят в налогооблагаемую базу.
Таким образом, НДС рассчитывается по формуле:
НДС = (Таможенная стоимость + Таможенная пошлина + Акциз) • Ставка НДС.
Существующие льготы по уплате НДС предоставляются в виде освобождения от НДС ввозимых на таможенную территорию государства товаров и могут быть классифицированы по критериям их предоставления (аналогична тарифным льготам):
а) страна происхождения товара (при ввозе на таможенную территорию товаров, происходящих с территории государств — участников СНГ, НДС таможенными органами не взимается)
б) категории ввозимых товаров (иностранная и национальная валюта ценные бумаги)
в) таможенный режим перемещения (временный ввоз, таможенный
склад, транзит, переработка на таможенной территории, свободная таможенная зона и др.).
Общей особенностью акцизов является то, что ими облагаются дельные категории товаров, специально отмеченные в соответствующих документах, причем перечень таких товаров далеко не велик. К таким товарам относятся
Ставки акцизов предусмотрены подобно таможенным пошлинам — адвалорные (стоимостные) и специфические (количественные) для каждого вида подакцизных товаров.
Адвалорные ставки определяются в процентах к таможенной стоимости, увеличенной на сумму таможенной пошлины и таможенных сборов, т.е.:
Акциз = (Таможенная стоимость + Таможенная пошлина + Сбор за таможенное оформление) • Ставка акциза в %.
Специфические ставки определяются в рублях и копейках за единицу измерения ввозимых товаров (килограммы, тонны, штуки, литры), т.е.:
Акциз = Общее количество ввозимого товара • Руб. (коп.) за 1 (шт. кг и тд.).
Итак, важнейшими признаками НДС и акцизов являются обязательность, индивидуальная безвозмездность, включение в цену товара. Кроме того, в качестве объектов обложения и НДС, и акцизами выступает таможенная стоимость товара, в отличие от таможенной пошлины, где объектом может быть и единица товара. Абсолютно точно указывает Р.А. Шепенко: «Порядок взимания таможенных пошлин устанавливается нормами таможенного законодательства, тогда как при взимании акцизов и налога на добавленную стоимость более четко проявляются элементы налогового законодательства» 1. Это и не удивительно, учитывая то, что рассматриваемые косвенные налоги могут быть как «внутренними», так и «внешними».
Таким образом, НДС и акцизы выполняют две основные функции: 1) регулируют ВЭД с целью создания равных условий для конкуренции отечественных и импортных товаров на внутреннем рынке 2) способствуют пополнению доходной части бюджета.
1.2 Налоговые льготы применяемые в отношении акцизов и НДС.
Налоговые льготы – это полное или частичное освобождение от налогов определенных плательщиков, исключение из облагаемого оборота некоторых доходов и расходов, применение пониженных ставок налога, отсрочка в уплате налогов и др.
Налоговые льготы могут распространяться на акцизы, которые относятся к разряду специальных косвенных налогов, включаемых в отпускную цену товаров как надбавка к цене. Устойчивый спрос населения на отдельные виды продукции, монопольно высокие цены на подакцизные товары позволяют государству применять акцизную политику в отношении определенных товарных групп для пополнения доходов бюджета. Акцизы играют значимую роль в проведении фискальной политики государства.
С точки зрения социальной справедливости, акцизы имеют определенные преимущества перед другими косвенными налогами, так как подакцизные товары потребляются в основном обеспеченными слоями населения. Это также позволяет, не нарушая общего ценового равновесия, гибко реагировать на спрос и предложение подакцизных товаров, манипулировать ими путем установления ограничений на ввоз подакцизной продукции и укрепления позиций отечественных производителей. Введение достаточно высоких ставок акцизных сборов предоставляет также возможность воздействовать на потребление различных видов товаров, например алкоголя и табачных изделий, влиять на структуру потребления [14, с. 98]:
При реализации ввезенных на таможенную территорию Республики Беларусь подакцизных товаров по договорам комиссии, другим аналогичным договорам с нерезидентами Республики Беларусь плательщиками акцизов являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, которым поручена реализация подакцизных товаров.
На всей территории Республики Беларусь действуют единые ставки акцизов как для товаров, произведенных плательщиками акцизов, так и для товаров, ввозимых плательщиками акцизов на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализуемых на таможенной территории Республики Беларусь.
Ставки акцизов на товары могут устанавливаться в абсолютной сумме на физическую единицу измерения подакцизных товаров (твердые (специфические) ставки) или в процентах от стоимости товаров (адвалорные ставки). Алкогольные напитки и табачные изделия, предназначенные для реализации, подлежат маркировке акцизными марками. Порядок маркировки и уплаты акцизов по таким товарам устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.
Размер ставок акцизов определяется Советом Министров Республики Беларусь и ежегодно уточняется [14, с. 100]:.
Льготы распространяются на отдельные виды товарных позиций (спиртосодержащее сырье) в основном для производства лекарств и косметических препаратов, сырую нефть, ввозимую на территорию Республики Беларусь, как при ее ввозе, так и при реализации, а также добываемую в республике и поставляемую на переработку.
Не облагаются акцизным налогом и подакцизные товары, вывозимые за пределы Республики Беларусь в государства, в торговых отношениях с которыми осуществляется взимание акцизов по принципу страны назначения. В зависимости от установленных ставок делаются также различия в объекте обложения акцизами:
сырья на территории Республики Беларусь, в отношении которых
установлены твердые (специфические) ставки акцизов, учитывается объем произведенных из давальческого сырья подакцизных товаров в натуральном выражении, а по адвалорным (процентным) ставкам акцизов - стоимость подакцизных товаров, определяемая исходя из максимальных отпускных цен, без учета акцизов на аналогичные товары собственного производства (из собственного сырья) на момент передачи готовых товаров, при их отсутствии - исходя из рыночных цен, сложившихся в данном регионе на аналогичные товары в предыдущем отчетном периоде .
Налог на добавленную стоимость. В действующем законодательстве существуют определенные освобождения, уменьшающие облагаемый оборот и, следовательно, налогооблагаемую базу [14, с. 76]:.
При определении налоговой базы не учитываются полученные налогоплательщиком средства, не связанные с расчетами по оплате товаров (работ, услуг). К ним относятся средства, перечисляемые головным предприятием (организацией) входящим в его состав обособленным подразделениям, а также этими обособленными подразделениями друг другу, из централизованных финансовых фондов (резервов) в качестве вторичного перераспределения прибыли дивиденды и приравненные к ним доходы, средства, перечисленные предприятию, исполнительному органу акционерного общества, ассоциациям организаций, обособленными подразделениями за счет прибыли, остающейся в распоряжении, при условии, что они расходуются по утвержденной смете для осуществления централизованных функций по управлению всеми организациями и структурными подразделениями, входящими в состав предприятия. К ним относятся также средства резервного и других фондов, передаваемые в пределах одного юридического лица средства, поступившие из бюджета Республики Беларусь либо из создаваемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь фондов и использованные по целевому назначению, за исключением средств, поступающих из указанных фондов в качестве оплаты за реализованные налогоплательщиком товары (работы, услуги). Данное требование распространяется также на товары (работы, услуги), приобретаемые за счет средств, высвободившихся в связи с освобождением налогоплательщиков от уплаты налогов, сборов и отчислений в целевые бюджетные фонды [14, с. 78].
В качестве разновидности налоговой льготы можно привести налоговую скидку, представляющую собой вид налоговой льготы, предоставляемой по объекту налогообложения, которая направлена, как правило, на сокращение налоговой базы. Также следует отметить, что налоговая скидка связана не с доходами, а с расходами налогоплательщика.
Под отсрочкой уплаты обязательных платежей следует понимать изменение срока их уплаты с единовременной уплатой плательщиком суммы задолженности. Рассрочка представляет собой установление дополнительного периода уплаты с поэтапным внесением плательщиком сумм задолженности, при этом составляется график сроков частичной уплаты налоговых платежей (периодические платежи) и их размер при каждом погашении. Изменение срока уплаты налоговых платежей может предоставляться по одному или нескольким видам таможенных пошлин, налогов, а также в отношении всей суммы, подлежащей уплате, либо ее части. Обязательным условием при этом является обеспечение уплаты таможенных платежей с помощью залога (в том числе денежного), банковской гарантии, поручительства.
Таким образом, налоговые льготы представляют собой действенный инструмент регулирования товарного рынка. Могут применяться как стандартная ставка налогов, так и пониженная, а также ставки, используемые во внешнеэкономическом обороте и при государственном регулировании розничных цен.
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА НАЛОГОВЫХ СТИМУЛОВ ПО ТАМОЖЕННЫМ ПЛАТЕЖАМ В РБ И СТРАНАХ СНГ
2.1 Оценка налоговых стимулов по таможенным платежам в РБ
В налоговой системе Республики Беларусь косвенные налоги занимают доминирующее место. К ним можно отнести налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины.
Налог на добавленную стоимость (НДС) — основной вид косвенного налога, был введен в 1992 г. вместо налога с оборота и налога с продаж, доставшихся в наследство от налоговой системы СССР. Первоначально ставка налога составляла 28%. В последующем снижена до 20% и в качестве доходных источников бюджета налогу отведено первое место. Более 30% всего государственного бюджета формируется за счет этого налога.
Вступление Беларуси в Таможенный союз оказало влияние ни практику исчисления НДС на импортируемые товары. Согласно действующему в республике законодательству НДС является косвенным налогом, который включается в отпускную цену товара, услуг или работ. НДС облагаются обороты по реализации товаров или услуг, а также стоимость ввозимых на территорию республики товаров. Плательщиками налога являются:
договора о совместной деятельности), которым поручено
ведение общих дел или получившие выручку от этой деятельности до ее распределенияРезиденты свободных экономических зон (СЭЗ) уплачивают налог на добавленную стоимость с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами по создании СЭЗ [2,с.70].
Ставки налога. При исчислении НДС применяются дующие ставки:
1. 0% (ноль) — при реализации:
1.1) экспортируемых товаров, работ (услуг) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иных подобных работ (услуг непосредственно связанных с реализацией товаров
1.2) экспортируемых строительных работ, транспортных услуг по производству товаров из давальческого сырья (материалов)
1.3) работ (услуг), непосредственно связанных с транспортировкой через таможенную территорию Беларуси товаров, транзитом через территорию Беларуси. Основанием применения ставки налога в размере 0% при реализации указанных работ (услуг) является представление в налоговый орган налогоплательщиком документов, подтверждающих выполнение (оказание) этих работ (услуг), с указанием реквизитов документа контроля доставки товаров, на которых осуществляется перемещение транзитом кроме трубопроводного транспорта). При неподтверждении таможенными органами Беларуси факта перемещения транзитом таможенным документам нулевая ставка налога отменятся.
Применение нулевой ставки означает полное освобождение от НДС реализации товаров (работ, услуг) путем вычета сумм налога, уплаченных при приобретении сырья, материалов, оборудования и других производственных ресурсов, использованных при производстве этих товаров (услуг).
В сложившейся практике, в Беларуси применяется смешанная система взимания косвенных налогов. Обложением налогом на добавленную стоимость экспорта в страны дальнего зарубежья и Прибалтики осуществляется по принципу «страны назначения», т. е. применяется нулевая ставка НДС(0%) [2,с.70].
Налоговая ставка ноль процентов применяется также при экспорте в дальнее зарубежье, страны Прибалтики и в государства — участники СНГ:
Со всеми государствами-участниками ЕврАзЭС, кроме Российской Федерации, в отношении экспорта-импорта товаров (работ, услуг) применяется принцип «страны назначения»
Ставка НДС в 10% применяется при ввозе на таможенную территорию Беларуси продовольственных товаров и товаров для детей по перечням, определяемым Советом Министров Беларуси. При реализации данных товаров (работ, услуг) за пределами Беларуси их налогообложение производится с применением налоговой ставки в размере 20%, если иное не установлено
Ставка НДС в 20% (двадцать) применяется при ввозе товаров на таможенную территорию Беларуси, продовольственных товаров и товаров для детей по перечням, определяемым Советом Министров Беларуси.
Акцизы играют значительную роль в формировании государственного бюджета Беларуси: на их долю приходится 16% всех доходов бюджета.
- юридические лица (включая предприятия с иностранными инвестициями и иностранные юридические лица) филиалы, представительства и другие структурные подразделения юридических лиц, имеющие обособленный (отдельный) баланс и расчетный (текущий) или иной счет участники договора деятельности, которым поручено ведение общих дел или получившие выручку от этой деятельности до ее распределения
- индивидуальные предприниматели, производящие подакцизные товары или ввозящие подакцизные товары на таможенную территорию Беларуси и (или) реализующие ввезенные на таможенную территорию подакцизные товары. [2,с.72]
Подакцизные товары, облагаемые по нулевым ставкам:
а) спирт-сырец из пищевого сырья, отпущенный на ректификацию предприятиям Беларуси
б) спирт ректификованный, отпущенный предприятиям
Беларуси на производство алкогольной продукции, сброженно-спиртованных плодово-ягодных соков (виноматериалов) уксуса
в) спиртосодержащие растворы (настои, экстракты,
матизированные спирты), отпущенные предприятиям Бел
си на производство безалкогольных напитков.
Существует ряд товарных позиций, которые освобождены от уплаты акцизов. К ним относятся: спиртосодержащие товары с денатурированными добавками, коньячный спирт и виноматериалы, спирт, отпущенный для производства лекарственных препаратов предприятиям республики и другие. В случаях реализации или использования спирта не по целевому назначению эти предприятия уплачивают акцизы в установленном порядке.
Акцизы не уплачиваются также по подакцизным товарам вывезенным за пределы республики. Исключение составляет вывоз в страны-участники СНГ или вывоз в порядке товарообмена.
Таким образом, сумма акцизов, подлежащая уплате по товарам, происходящим и ввозимым с территории стран-участниц СНГ, при условии взаимности в расчетах может уменьшаться на величину акцизного налога, уплаченного в стране происхождения.
2.2 Оценка налоговых стимулов по таможенным платежам в странах СНГ (Республика Армения, Республика Грузия)
Налог на добавленную стоимость — косвенный налог, который уплачивается в государственный бюджет при ввозе товаров, на всех стадиях их производства и обращения, а также оказания услуг на территории Армении.
Плательщиками НДС считаются физические и юридические лица, ведущие самостоятельную хозяйственную деятельность. Граждане Армении и иностранные граждане, которые согласно заключенным с работодателями договорам являются наемными работниками и одновременно не осуществляют хозяйственные сделки, не являются плательщиками НДС.
Объектом обложения НДС считается стоимость сделок, осуществляемых плательщиками НДС на территории Армении.
Ставка налога на добавленную стоимость устанавливается в размере 20% к облагаемому обороту товаров и услуг.
Сумма налога на добавленную стоимость в сумме оплаты товаров и услуг по полной стоимости определяется по расчетной ставке в размере 16,67% [2 ,с.34].
Местом поставки товаров считается место нахождения товаров, с которого они фактически поставляются. Товары в Армении считаются поставленными, если они:
а) отгружены или доставлены покупателю на территории Армении
б) экспортированы из Армении. Импортированные товары
считаются поставленными в Армению с момента их ввоза.
Освобождением от НДС является его неначисление на облагаемый оборот.
По налоговому законодательству Армении налогообложением по нулевой ставке является необложение налогом на добавленную стоимость экспорта товаров и услуг на территории страны-экспортера и полное возмещение (зачет) экспортирующему товары и услуги лицу сумм, подлежащих уплате за экспортируемые товары и услуги, НДС. Нулевая ставка НДС применяется:
- в отношении облагаемого оборота товаров, вывозимых в
в специально отведенных местах за таможенной территорией
и территорией паспортного контролякоторых в соответствии с законодательством не находится на
внутренней территории Армениитерритории республики в целях официального пользования
дипломатических представительств и консульских учреждений, оказываемых им услугчерез территорию республики.
При осуществлении облагаемых по нулевой ставке сделок (операций) у плательщиков НДС суммы НДС по линии связанных с ними приобретенных товаров и оказанных услуг, выделенные в представленных поставщиками налоговых счетах, подлежат возврату (зачету) в общем порядке, установленном законодательством [2 ,с.36].
Плательщики НДС при поставке товаров и оказании услуг, облагаемых налогом на добавленную стоимость, обязаны выписывать налоговые счета. Налоговым счетом считается расчетный документ установленного образца, подтверждающий поставку товаров или оказание услуг. Налоговые счета не выписываются:
1. лицами, не являющимися плательщиками НДС
2. на товары и услуги, освобожденные от НДС по закону
3. на сделки (операции), не являющиеся объектом налогообложения или облагаемые по нулевой ставке согласно законодательству.
В государственный бюджет уплачивается сумма НДС, исчисленная в отношении облагаемого оборота по осуществленным в налоговом периоде сделкам, из которой вычитаются:
1) поставщиками товаров, приобретенных в отчетном периоде на внутреннем пространстве республики для производимых и иных коммерческих целей, и оказанных услуг — в размере суммы НДС, выделенной в налоговых счетах
2) по ввезенным на территорию республики товарам — в
установленных законом порядке и размерах, в размере сумм изъятых таможенными органами Армении.
Суммы НДС, подлежащие зачету по сделкам, облагаемым по нулевой ставке, засчитываются в счет других налоговых обязательств плательщика НДС или по результатам отчетного периода в течение 30 дней возвращаются плательщикам на основании обосновывающей эту сумму соответствующей справки, выданной налоговыми органами Армении [2,с.37].
При осуществлении одновременно со сделками, облагаемыми НДС по нулевой ставке, иных сделок лица, уплачивающие НДС, ведут раздельный учет.
Акцизный налог — это косвенный налог, уплачиваемый в установленном законом порядке и размере в государственный бюджет за ввоз товаров или за отчуждение этих товаров лицами, производящими их на территории Армении. К товарам, подлежащим обложению акцизным налогом, относятся: пиво, виноградные и прочие вина, вино-материалы, спирт и спиртные напитки, промышленные заменители табака, сигары, сигариллы и сигареты из табака или его заменителей, бензин, сырая нефть и нефтепродукты, дизельное топливо, нефтяные газы и прочие газообразные углеводороды (за исключением природного газа). Акцизный налог в Армении уплачивают юридические лица и физические лица, ввозящие или производящие вышеуказанные товары (включая производящих бутылирование или иную фасовку).
Объектом, облагаемым акцизным налогом, считается:
а) ввоз в Армению товаров, подлежащих обложению акцизным налогом в таможенном режиме «ввоз для свободного обращения»
б) отчуждение (в том числе безвозмездное) производителями (включая производящих бутылирование и иную фасовку) на территории Армении товаров, подлежащих обложению акцизным налогом.
Акцизным налогом не облагаются:
а) вывоз товаров из Армении
б)подлежащие обложению акцизным налогом товары,
ввозимые на таможенную территорию республики в порядке,
отличающемся от таможенного режима «ввоз для свободного
обращения», и вывозимые с этой территории
в) ввоз и отчуждение подлежащих обложению акцизным
налогом товаров, конфискованных в установленном законодательством порядке, переданных государству бесхозяйных товаров и товаров, перешедших государству по праву наследования
г) подлежащие обложению акцизным налогом товары,
ввозимые в Армению физическими лицами, не являющимися
индивидуальными предпринимателями, которые по количеству или таможенной стоимости не превышают размеры, установленные таможенным законодательством [2 ,с.40]..
Сумма, уплаченная для приобретения акцизных марок, для налогоплательщиков считается авансовым платежом исчисленного акцизного налога, а для плательщиков фиксированного платежа, заменяющего в установленном законодательством порядке акцизный налог, — суммой, подлежащей вычету из фиксированных платежей, и она не может быть зачтена в счет других налоговых обязательств.
Акцизный налог за ввозимые в Армению товары, подлежащие обложению акцизным налогом, уплачивается в течение 10 дней со дня их ввоза в порядке, установленном Правительством Республики Армения.
Налог на добавленную стоимость является формой шь в бюджет части добавленной (вновь созданной) стоимости создаваемой на всех стадиях процесса производства и распределения товаров (работ, услуг). Добавленная стоимость определяется как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат относящихся к затратам на производство и обращение.
От налога на добавленную стоимость освобождаются [2 ,с.123]:
а) экспорт товаров непосредственно предприятиями-изготовителями, экспорт услуг и работ, а также обслуживание
связанное с транспортировкой этих товаров, погрузочно-разгрузочными операциями, транзитными перевозками иностранных грузов через территорию Грузии
при экспорте с территории Грузии товаров, закупленных, с уплатой налога на добавленную стоимость другими предприятиями, сумма налога засчитывается им при уплате последующих платежей или возвращается из бюджета
б) товары и услуги, предназначенные для официального,
пользования иностранных дипломатических и приравненных
к ним представительств, а также для личного пользования дипломатического и административно-технического персонала этих представительств (включая членов их семей, проживающих вместе с ними)
Перечень товаров (услуг, работ), освобождаемых от налога на добавленную стоимость, является единым на всей территории Грузии.
При реализации товаров (работ, услуг) по свободным ценам применяется ставка в размере 14%. При реализации товаров за пределами Грузии, где установлена ставка добавленную стоимость, размер которой превышает ставки, действующей в Грузии, применяется эта повышенная ставка.
Акциз является косвенным налогом, включаемым в цену товара. Закон устанавливает порядок обложения акцизами вин и водки, этилового спирта, изготовленного из пищевого сырья (кроме спирта, предназначенного для выпуска ликеро- водочных изделий и винной продукции), пива, табачных изделий, ювелирных изделий из драгоценных металлов, мельхиора, легковых автомобилей, шин к ним, ковров машинной вязки и ковровых изделий, автомобильного бензина [2 ,с.126].
От акциза освобождаются:
а) экспорт подакцизных товаров
б) реэкспорт подакцизных товаров. В том случае, если при ввозе товара он не был заявлен для реэкспорта или был заявлен, но фактически в течение 6 месяцев его реэкспорт не состоялся, он облагается акцизом
в) транзит подакцизных товаров через территорию Грузии
г) импортные подакцизные товары, размещенные на таможенных складах. Обложение налогом этих товаров осуществляется в установленном порядке в момент выпуска товаров со складов в оборот, а в условиях другого режима— в соответствии с этим режимом
д) импортные подакцизные товары, временно ввезенные
на территорию Грузии
е) импортные подакцизные товары, переданные государственным органам Грузии для ликвидации стихийных бедствий, аварий, катастроф
ж) импортные подакцизные товары, ввезенные в Грузию в
качестве гуманитарной помощи или в благотворительных целях в порядке, определенном постановлением Кабинета Министров Республики Грузия.
Таким образом, еще одной особенностью является то, что предприятия, производящие и вывозящие для реализации этиловый спирт, изготовленный из пищевого сырья, винно-водочные изделия, уплачивают акцизы в бюджет ежедневно, на третий день по совершении реализации.
ГЛАВА 3 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ СТИМУЛОВ ПО ТАМОЖЕННЫМ ПЛАТЕЖАМ В РБ И СТРАНАХ СНГ
Рассмотрев, особенности исчисления некоторых специфических платежей в Республике Беларусь, Республике Армения, Республике Грузия, можно резюмировать следующее.
Что касаемо ставок налога на добавленную стоимость, то самой наименьшей она является на территории Республика Грузия 14%, самой высокой на территории Республики Беларусь, 18%. хотя стоит отметить в ближайшем будущем планируется повышение данной ставки до 20%.
Также хотелось бы отметить некоторые моменты, связанные уплатой акцизов на территориях рассматриваемых государств.
Таблица 3.1 Ставки акцизов по отдельным категориям товаров в Республике Грузия
Налоговые стимулы по таможенным платежам в РБ и странах СНГ
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЙ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ И НАЛОГОВЫХ СТИМУЛОВ
1.1 Таможенные платежи: понятие, классификации
1.2 Налоговые льготы применяемые в отношении акцизов и НДС
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА НАЛОГОВЫХ СТИМУЛОВ ПО ТАМОЖЕННЫМ ПЛАТЕЖАМ В РБ И СТРАНАХ СНГ
2.1 Оценка налоговых стимулов по таможенным платежам в РБ
2.2 Оценка налоговых стимулов по таможенным платежам в странах СНГ (Республика Армения, Республика Грузия)
ГЛАВА 3 Сравнительный анализ налоговых стимулов по таможенным платежам в РБ и странах СНГ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ Налоги во все времена представляли из себя одну из важнейших категорий государственных финансов и один из главнейших элементов издержек и неудобств для предпринимателей. Только две обязанности присущи любому человеку - «умирать и платить налоги», - говорил известный американский политический деятель Б.Франклин. Для бизнеса налоги представляют как одну из основных составляющих издержек предпринимателей, так и фактор, сокращающий конечный результат деятельности - прибыль. Соответственно, на протяжении всей истории человечества государство в лице своих фискальных органов стремится обложить физических и юридических лиц, находящихся на данной территории, по возможности большим количеством налогов по наибольшим налоговым ставкам, а налогоплательщики, используя как законные, так и нелегальные пути уклонения от налогового бремени, стремятся минимизировать свои налоговые платежи [16, с.3]. Особую значимость приобретает проблема налогообложения в системе мирохозяйственных связей, в которой с каждым годом значительно упрощается перемещение товаров, капиталов и рабочей силы. А.Смит писал, что предприниматель, «владелец капитала - есть собственно гражданин всего мира и не связан необходимостью с какой бы то ни было страною. Он не замедлит оставить государство в котором его подвергают оскорбительным обыскам для обложения обременительным налогом, или переведет свой капитал в страну, в которой он может вести свои дела и пользоваться своим имуществом без стеснений». Эмиграция как капиталов, так и граждан по налоговым соображениям в современном мире начинает становиться вполне обыденным явлением. Поэтому интерес к международным аспектам налогообложения вполне объясним и неизменно высок. Для успешного ведения бизнеса, для точного прогнозирования конечной цели любого коммерческого предприятия - прибыли - и даже для индивидуального планирования доходов физического лица весьма полезно знать основы международного налогообложения и современную налоговую политику в странах ведения коммерческой активности. Целью данной работы является оценить и провести анализ налоговых стимулов по таможенным платежам как в Республике Беларусь так странах Содружества Независимых Государства (СНГ), таких как Республика Армения, Республика Грузия. Исходя из актуальности темы и степени ее разработанности в настоящем работе были поставлены следующие задачи: 1. рассмотреть понятие таможенных платежей, их классификации и виды 2. рассмотреть понятие налоговых преференций в отношении акцизов и НДС 3. рассмотреть налоговые стимулы по таможенным платежам применительно к Республике Беларусь 4. рассмотреть налоговые стимулы по таможенным платежам применительно к Республике Армения 5. рассмотреть налоговые стимулы по таможенным платежам применительно к Республике Грузия 6. проанализировать налоговые преференции по налоговым платежам в Республике Беларусь и в странах СНГ на примере Армении и Грузии. При написании данной работы, использовались труды и разработки отечественных специалистов и ученых: Киреевой Е.Ф. Жабко Л.С. Заяц Н.Е. Макаревич О. Маковской С. М.Р. Бобоева, С. Ф. Сутырина, Чижевской И. Магилевца М.Н. и других. Структура настоящей дипломной работы определена поставленными задачами и включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников. ГЛАВА 1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЙ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ И НАЛОГОВЫХ СТИМУЛОВ. 1.1 Таможенные платежи: понятие и классификации Таможенно-тарифное регулирование, будучи одним из основных инструментов поддержания экономической безопасности, является в то же время и рычагом воздействия на хозяйственную структуру. Оно представляет собой систему мер, используемых для воздействия на международную торговлю. При перемещении через таможенную границу и в других случаях, установленных законодательством, уплачиваются следующие таможенные платежи: 1. таможенная пошлина 2. налог на добавленную стоимость 3. акцизы 4. сборы за выдачу лицензий таможенными органами и возобновление действия лицензий 5. сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата 6. сборы за осуществление таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности 7. таможенные сборы за хранение товаров 8. таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров 9. плата за информирование и консультирование 10. плата за принятие предварительного решения 11.плата за участие в таможенных аукционах 12. другие налоги и сборы, предусмотренные законодательством. Таможенные платежи – это налоги и сборы, обязанность взимания которых возложена на таможенные органы той или иной страны. Под таможенной пошлиной понимается платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию государства или вывозе товаров с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Вопрос о юридической природе данного платежа до настоящего времени остается открытым. Воззрения ученых, занимающихся этой проблематикой, дифференцируются на два вида: одни считают, что таможенная пошлина — есть налог, а другие приравнивают ее к сбору. Наиболее предпочтительной представляется точка зрения, в соответствии с которой таможенная пошлина в налоговой системе занимает особое место. Законодатель не выделяет ее в самостоятельный вид, не относя ни к налогам, ни к сборам. При выяснении правовой природы таможенной пошлины нужно исходить из ее специфики, состоящей в объединении признаков как налога, так и сбора. Основные черты таможенной пошлины [1, с. 172].
Во-первых, таможенная пошлина — обязательный взнос в бюджет, не нарушающий при этом конституционное право на свободу предпринимательской деятельности. Во-вторых, таможенная пошлина опосредована процессом перемещения грузов через таможенную границу государства и является средством достижения этой цели.
В-третьих, таможенная пошлина возмездна, т.е. фактически она является платой за предоставление таможенными органами возможности перемещать грузы через таможенную границу. В-четвертых, таможенная пошлина в отличие от налога не обладает признаком регулярности, так как обязанность ее уплаты возникает лишь при необходимости для субъекта вступить в таможенное правоотношение. В-пятых, право уплаты таможенной пошлины может быть делегировано иным заинтересованным лицам (например, таможенному брокеру). В-шестых, уплата таможенной пошлины обеспечивается принудительной силой государства. Обязанность уплаты налога обусловлена публичными интересами — интересами государства. Обязанность же уплаты, таможенной пошлины основана на интересах плательщика. У субъекта предпринимательской деятельности всегда есть выбор: ввезти товар из-за рубежа или закупить импортный товар на территории данного государства. Наличие такой альтернативы и определяет особое место таможенной пошлины. По характеру внешнеторговой операции таможенные пошлины подразделяются на ввозные (импортные), вывозные (экспортные) и транзитные. Импортная пошлина имеет наиболее широкое распространение в мировой практике, а экспортная встречается достаточно редко. Транзитную пошлину почти повсюду ликвидируют международные договоры, однако она может использоваться и как средство экономического давления на сопредельные страны [1, с. 175]. По способу взимания таможенные пошлины классифицируются на следующие виды: - адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров - специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров - комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения. В зависимости от страны происхождения товаров таможенные пошлины могут быть базовыми (минимальными), льготными (преференциальными), максимальными и карательными. По порядку введения они делятся на две группы: ординарные и партикулярные. Ординарные таможенные пошлины применяются при стабильном ходе внешней торговли, вводятся в действие решением Правительства, являются безусловными и не ограниченными временными рамками. Сезонные колебания конъюнктуры на рынке, необходимость проведения протекционистской внешнеторговой политики в целях поддержания платежного баланса государства и другие обстоятельства обусловливают введение партикулярных таможенных пошлин, что также происходит по решению Правительства.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!