Льготы на прибыль организаций
Классификация неприбыльных организаций
Профессиональные союзы, их объединения и организации профсоюзов, созданные в порядке, предусмотренном законом
Надо помнить, что не все виды доходов НПО освобождаются от налога на прибыль. Поможет в этом разобраться таблица, составленная на основании Закона
1 не имеют льгот по данному виду доходов и должны платить налог на прибыль. Если же у вашей организации код 006, то в ячейке на пересечении столбца с этим кодом и строки «Безвозвратная финансовая помощь, бесплатно предоставленные услуги» мы видим «V», следовательно, организации, имеющие код неприбыльности 006, имеют льготу по данному виду доходов и не должны платить налог на прибыль, если средства поступают к ним как безвозвратная финансовая помощь. Описание кодов — смотрите нижеприведенную таблицу.
27.2. Льготы по налогу на прибыль
По налогу на прибыль предусмотрены льготы.
При исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы:
1) направленные предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения, в том числе в порядке долевого участия, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам
2) направленные всеми предприятиями на финансирование жилищного строительства, в том числе в порядке долевого участия, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам льгота предоставляется предприятиям, осуществляющим развитие собственной производственной базы и жилищное строительство, включая погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, при условии полного использования ими сумм начисленного износа на последнюю отчетную дату
3) затрат предприятий в соответствии с утвержденными местными органами государственной власти нормативами на содержание находящихся на балансе этих предприятий объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищного фонда, а также затрат на эти цели при долевом участии предприятий затраты при долевом участии принимаются в пределах норм, утвержденных местными органами государственной власти, на территориях которых находятся эти объекты и учреждения
4) взносов на благотворительные цели, включая связанные с реализацией программ переквалификации офицеров и социальной защиты воинов-интернационалистов, воевавших в Афганистане, и военнослужащих, увольняемых в запас, в экологические и оздоровительные фонды, на восстановление объектов культурного и природного наследия, общественным организациям инвалидов, их предприятиям, учреждениям и объединениям, общеРоссийским общественным объединениям, специализирующимся на решении проблем национального развития и межнациональных отношений, в фонды поддержки образования и творчества, детским и молодежным общественным объединениям, религиозным организациям и объединениям, средств, перечисленных предприятиям, учреждениям и организациям здравоохранения, народного образования, социального обеспечения и. спорта, природным заповедникам, национальным природным и дендрологическим паркам, ботаническим садам, — но не более 3% облагаемой налогом прибыли, а государственным учреждениям и организациям культуры и искусства, кинематографии, архивной службы, творческим союзам и иным объединениям творческих работников, в чернобыльские благотворительные организации, в том числе международные, и их фонды — не более 5% облагаемой налогом прибыли. Предприятия, организации и учреждения, получившие такие средства, по окончании отчетного года представляют в налоговый орган по месту своего нахождения отчет о поступивших суммах и об их расходовании. В случае использования средств не по назначению сумма этих средств взыскивается в доход федерального бюджета
5) направленные государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, получившими лицензии, непосредственно на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса, включая оплату труда
6) затрат предприятий на развитие социальной и коммунально-бытовой сферы для содержания спецконтингента, питание и вещевое довольствие спецконтингента, развитие социальной сферы личного состава уголовно-исполнительной системы, обеспечение предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций персоналу уголовно-исполнительной системы, развитие производственной базы предприятий уголовно-исполнительной системы, укрепление базы производства сельскохозяйственной продукции для спецконтингента и личного состава
7) передаваемые в качестве добровольных пожертвований в избирательные фонды кандидатов в депутаты федеральных органов государственной власти, представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также в избирательные фонды избирательных объединений.
Общая сумма не облагаемых налогом добровольных пожертвований в избирательные фонды кандидатов в депутаты и избирательных объединений не может превышать при выборах в федеральные органы государственной власти соответственно 100-кратного и 10000-кратного минимального месячного размера оплаты труда, а при выборах в представительные и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления соответственно 50-кратного и 5000-кратного минимального месячного размера оплаты труда
8) направленные предприятиями на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также в Российский фонд фундаментальных исследований и Российский фонд технологического развития, но не более 10% в общей сложности от суммы налогооблагаемой прибыли
9) направленные на пополнение страховых резервов по страхованию жизни в пределах процента, предусмотренного в структуре тарифной ставки, согласованной со службой по надзору за страховой деятельностью
10) направляемые товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными потребительскими кооперативами на обслуживание и ремонт жилых и нежилых помещений, инженерного оборудования жилых домов, в целях управления которыми и эксплуатации которых эти организации были созданы.
Предусмотрены и частичные льготы по налогу на прибыль. Так, ставки налога на прибыль предприятий понижаются на 50%, если от общего числа их работников инвалиды составляют не менее 50%. При определении права на получение такой льготы в среднесписочную численность работников не включаются инвалиды, работающие по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера. Для предприятий, находящихся в собственности творческих союзов, налогооблагаемая прибыль уменьшается на сумму прибыли, направленной на осуществление уставной деятельности этих союзов. Эта льгота не распространяется на ВсеРоссийское общество изобретателей и рационализаторов.
Частичные налоговые льготы предоставлены и малым предприятиям. В первые два года работы не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, осуществляющие: производство и переработку сельскохозяйственной продукции производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения, включая ремонтно-строительные работы, — при условии, если выручка от таких видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации товаров. Днем начала работы предприятия считается день его государственной регистрации. В третий и четвертый год работы эти малые предприятия уплачивают налог в размере соответственно 25 и 50% от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от таких видов деятельности составляет свыше 90% общей суммы выручки от реализации товаров. Такие льготы не предоставляются малым предприятиям, образованным на базе ликвидированных или реорганизованных предприятий, их филиалов и структурных подразделений. При прекращении малым предприятием деятельности, в связи с которой ему были предоставлены налоговые льготы, до истечения пятилетнего срока начиная со дня по государственной регистрации сумма налога на прибыль, исчисленная в полном размере за весь период его деятельности и увеличенная на сумму дополнительных платежей, определенных исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ за пользование банковским кредитом, действовавшей в соответствующих отчетных периодах, подлежит внесению в федеральный бюджет.
Частичная льгота предоставляется предприятиям, получившим в предыдущем году убыток по данным годового бухгалтерского отчета. Они освобождаются от уплаты налога с той части прибыли, которая направлена на его покрытие, в течение последующих пяти лет при условии полного использования на эти цели средств резервного и других аналогичных по назначению фондов, создание которых предусмотрено законодательством. При определении размера этой льготы в налоговом расчете принимаются понесенные предприятием за год убытки от реализации товаров.
В расчете не учитываются убытки, возникшие в результате сокрытия или занижения прибыли, убытки, понесенные до 1 января 1996 г. в результате превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной, а также убытки, возникшие от превышения лимитов, норм и нормативов, установленных законодательством РФ по учету затрат, включаемых в себестоимость, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли.
Не подлежит налогообложению прибыль следующих предприятий и организаций:
1) религиозных объединений, предприятий, находящихся в их собственности, и хозяйственных обществ, уставный капитал которых состоит полностью из вклада религиозных объединений, от культовой деятельности, производства и реализации предметов культа и предметом религиозного назначения, а также другая прибыль предприятий и хозяйственных обществ в части, используемой на осуществление этими объединениями религиозной деятельности. Льгота не распространяется на прибыль, полученную от производства и реализации подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ по представлению религиозных объединений
2) общественных организаций инвалидов, предприятий, учреждений и организаций, находящихся в их собственности, и хозяйственных обществ, уставный капитал которых состоит полностью из вклада общественных организаций инвалидов. Льгота не распространяется ни прибыль, полученную от производства и реализации подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ по представлению общеРоссийских общественных организаций инвалидов.
3) специализированных протезно-ортопедических предприятий
4) предприятий, производящих технические средства профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов предприятий, производящих продукцию традиционных народных, а также народных художественных промыслов
5) предприятий, учреждений и организаций, в которых инвалиды оставляют не менее 50% от общего числа работников, при условии использования не менее половины полученной прибыли на социальные нужды инвалидов
6) редакций средств массовой информации, издательств, информационных агентств, телерадиовещательных компаний, организаций по распространению периодических печатных изданий и книжной продукции, передающих центров — по прибыли, полученной от производства и распространения продукции средств массовой информации и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, в чисти, зачисляемой в федеральный бюджет полиграфические предприятия и организации по прибыли от оказания услуг по производству книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, продукции средств массовой информации в части, зачисляемой в федеральный бюджет редакции средств массовой информации, издательства, информационные агентства, телерадиовещательные компании и организации по распространению периодических печатных изданий и книжной продукции по прибыли от других видов деятельности, направленной ими на финансирование капитальных вложений по основному профилю их деятельности. Льготы не распространяются на прибыль, полученную от производства и распространения продукции средств массовой информации рекламного и эротического характера, а также изданий рекламного и эротического характера
7) психиатрических, психоневрологических и противотуберкулезных учреждений — по прибыли, полученной их лечебно-производственными и трудовыми мастерскими и направленной на улучшение труда и быта больных, их дополнительное питание, приобретение оборудования и медикаментов
8) предприятий, находящихся в регионах, пострадавших от радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской и других радиационных катастроф, — по прибыли, полученной от выполнения проектно-конструкторских, строительно-монтажных, автотранспортных и ремонтных работ, изготовления строительных конструкций и деталей с объемами работ по ликвидации последствий радиационных катастроф не менее 50% от общего объема, а для предприятий и организаций, выполняющих указанные работы в объеме менее 50% от общего объема, — часть прибыли, полученной в результате выполнения этих работ. Перечень регионов определяется Правительством РФ
9) специализированных реставрационных предприятий в части прибыли, направленной на реставрацию

10) предприятий, производящих продукты детского питания
11) государственных и муниципальных музеев, библиотек, филармонических коллективов, театров, архивных учреждений, цирков, зоопарков, ботанических садов, дендрологических парков и национальных заповедников — по прибыли, полученной от их основной деятельности
12) иностранных и Российских юридических лиц — по прибыли, полученной за выполненные строительно-монтажные работы и оказанные консультационные услуги, на весь период осуществления целевых социально-экономических программ жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства РФ уполномоченными им органами государственного управления
13) органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы МВД РФ — по прибыли, полученной от выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности, определенных Федеральным законом «О пожарной безопасности», и направленной на обеспечение пожарной безопасности в РФ организаций, производящих пожарно-техническую продукцию, предназначенную для обеспечения пожарной безопасности в РФ, и пр.
14) предприятий Федеральной службы лесного хозяйства РФ — по прибыли, полученной от переработки и утилизации низкосортной и мелкотоварной древесины, от рубок ухода за лесом и реализации продукции побочного пользования лесом, при условии использования этой прибыли на ведение лесного хозяйства
15) общественных объединений охотников и рыболовов, а также находящихся в их собственности предприятий — по прибыли, полученной от реализации товаров охотничье-рыболовного, спортивно-оздоровительного и природоохранного назначения
16) предприятий всех организационно-правовых форм — по прибыли, полученной от реализации произведенной ими медицинской продукции, входящей в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, изделий медицинского назначения по перечню, утверждаемому Правительством РФ
17) предприятий потребительской кооперации, расположенных в районах Крайнего Севера.
Имеются льготы, предоставляемые предприятиям отдельных организационно-правовых форм. Так, для арендных предприятий, созданных на основе аренды имущества государственных предприятий и их структурных подразделений, сумма налога на прибыль уменьшается на сумму арендной платы за вычетом амортизационных отчислений, входящих в ее состав, подлежащей взносу в бюджет. Это уменьшение относится равными долями на суммы налога на прибыль, зачисляемые в бюджеты субъектов РФ и федеральный бюджет.
Органы государственной власти субъектов РФ, кроме льгот, предусмотренных федеральным законом, могут устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм налоговых платежей, направляемых в их бюджеты.
Льготы по налогу на прибыль организаций
1С Бухгалтерия предприятия 8.2
обучение через интернет
Сумма налога на прибыль представляет собой произведение налоговой базы и ставки налога.
Налоговой базой является денежное выражение прибыли — объекта налогообложения.
В соответствии со статьей 247 Налогового кодекса РФ прибылью признается:
Для Российских организаций
Полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, — полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов.
Таким образом, величина расходов непосредственно влияет на размер налога: чем больше сумма расходов, тем меньше налоговая база и, следовательно, величина налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет. Поэтому расходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль, можно считать разновидностью налоговых льгот.
Определение расходов и критерии их признания для целей налогообложения изложены в главе 25 Налогового кодекса РФ. Так, в соответствии со статьей 252 Налогового кодекса РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Налогового кодекса РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Приведенные выше положения статьи 252 Налогового кодекса РФ вызывают у специалистов неоднозначное толкование. Так, существует мнение, что статья 252 содержит два совершенно самостоятельных определения расходов. Первое определение понимает под расходами обоснованные и документально подтвержденные затраты, второе — любые затраты, лишь бы они были направлены на получение дохода. Следовательно, требование экономической оправданности Кодекс предъявляет только к тем затратам, которые не связаны с получением дохода.
Однако отсюда с неизбежностью следует вывод, что от затрат, произведенных с целью получения дохода, не требуется не только экономической оправданности, но и документального подтверждения, что вряд ли можно признать правильным. Кроме того, довольно сложно привести пример затрат, которые не связаны с извлечением дохода, но при этом являются экономически оправданными. Ведь основной целью деятельности любой коммерческой организации является извлечение прибыли (статья 50 Гражданского кодекса РФ). Следовательно, все расходы, понесенные организацией при обычном ведении дел, должны в той или иной степени отвечать указанной цели.
Таким образом, можно выделить три критерия, которым должны соответствовать затраты для признания их расходами:
- обоснованность (экономическая оправданность и оценка в денежной форме)
- документальное подтверждение
- цель (получение доходов).
Сложившаяся на настоящий момент практика применения статьи 252 Налогового кодекса РФ показывает, что у налогоплательщиков, налоговых органов и судей арбитражных судов представления о том, какие затраты должны считаться экономически оправданными, а какие — нет, различаются самым кардинальным образом. На основании изложенного приходится констатировать, что какая-либо правовая определенность в рассматриваемом вопросе отсутствует. А это ставит под сомнение сам факт надлежащего установления налога на прибыль.
Министерство по налогам и сборам РФ (в настоящее время — Федеральная налоговая служба России) в Методических рекомендациях по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций», утвержденных Приказом МНС РФ от 20 декабря 2002 года № БГ-3-02/729, сделало попытку разъяснить содержание термина «экономическая оправданность затрат». По мнению МНС РФ, под экономически оправданными расходами следует понимать затраты, обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота (раздел 5 Методических рекомендаций). Представляется, что проблему это не решило. Так, цель получения дохода закреплена Налоговым кодексом в качестве самостоятельного признака расходов. Содержание принципа рациональности в законодательстве вообще отсутствует. В работах, посвященных проблеме экономической оправданности затрат, принцип рациональности рассматривается как такой вариант поведения налогоплательщика при осуществлении расходов, который приводит к наилучшему экономическому результату. Однако оценка какого-либо экономического результата как наилучшего также носит субъективный характер. Кроме того, налогоплательщик в момент произведения затрат не всегда может точно оценить их экономическую эффективность, она лишь предполагается.
Требование о соответствии затрат обычаям делового оборота явно позаимствовано МНС РФ из ПБУ 10/99. Обычай делового оборота — категория гражданско-правовая. В соответствии со статьей 5 Гражданского кодекса РФ обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Каким образом в рамках налогового права, имеющего ярко выраженный публичный и формализованный характер, могут применяться положения, не зафиксированные в каких-либо документах, МНС РФ не разъясняет.
Необходимо также отметить, что установление в отношении затрат налогоплательщика требования экономической оправданности не согласуется с таким принципом, как презумпция добросовестности налогоплательщика. Любая коммерческая организация достигает своей основной цели — извлечения прибыли — теми способами и путями, которые представляются данной организации наиболее обоснованными и рациональными. Отсюда можно сделать вывод, что все затраты коммерческой организации априори следует считать экономически оправданными, за исключением тех расходов, которые явно не соответствуют цели извлечения прибыли. Но с «отсеиванием» подобных затрат вполне справится другой указанный и статье 252 Налогового кодекса критерий — направленность расходов па получите дохода.
К расходам дня целой налогообложения относятся в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ:
- суммы комиссии за открытие и обслуживание кредитной линии
- проценты за кредит па покупку основных средств
- проценты по долгосрочным займам
- «безнадежные долги» (долги, нереальные ко взысканию)
- отрицательные суммовые разницы
- потери в пределах утвержденных лимитов
- расходы па оплату труда, командировки, обучение
- арендная плата за квартиру для проживания командированных работников расходы арендатора за коммунальные платежи
- расходы на выкуп права аренды
- расходы на покупку форменной одежды
- расходы на оплату услуг вневедомственной охраны
- расходы на управляющую компанию
- расходы на горюче-смазочные материалы
- расходы на сотовую (мобильную) связь, а также на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи, вычислительных центров и банков, включая расходы па услуги факсимильной и спутниковой связи, электронной почты, а также информационных систем (СВИФТ, Интернет и иные аналогичные системы)
- расходы на рекламу (также сюда можно отнести расходы на создание и продвижение сайтов )
- расходы на НИОКР
- расходы будущих периодов
- амортизация и амортизационная премия
- капитальные вложения в арендованное имущество
- расходы на реконструкцию основных средств
- расходы по объектам обслуживающих производств и хозяйств
- лизинговые платежи
- средства и ресурсов для ликвидации последствий аварий и чрезвычайных ситуаций
- платежи за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ
- расходы на покупку материалов
- расходы, связанных с приобретением программных продуктов
- скидки, предоставляемые покупателям.
- расходы на обязательное и добровольное страхование
- прямые расходы.
При определении расходов для целей налогообложения возможны ошибки. Наиболее распространенными ошибками при отнесении тех или иных средств к расходам в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль являются следующие.
Организации неправомерно уменьшают налогооблагаемую прибыль на суммы санкций и пеней, перечисленных в бюджет и государственные внебюджетные фонды. Налоговый кодекс РФ не признает расходами суммы штрафов, пеней и иных санкций, которые подлежат уплате в бюджет и внебюджетные фонды (п. 2 ст. 270 Налогового кодекса РФ). Для налога на прибыль принимаются только штрафы, пени и иные санкции по договорным или долговым обязательствам, признанные или подлежащие уплате должником на основании решения суда (подп. 13 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ).
Организации могут включать в расходы и исходное сырье, и продукты его переработки.
При исчислении налога на прибыль возможно применение пониженной ставки.
На территории Московской области организации, использующие труд инвалидов, уплачивают налог на прибыль по ставке, сниженной на 4 процента, а также освобождаются от уплаты налога на имущество и транспортного налога. Но чтобы получить эту льготу, недостаточно просто принять инвалидов на работу. Во-первых, общая численность работающих в фирме сотрудников должна быть не меньше 50 человек. Численность инвалидов должна составлять не менее 30 процентов работающих, а доля расходов на оплату их труда — не менее 20 процентов от фонда оплаты труда.
Второе обязательное условие, дающее право на льготу, обязывает направлять полученные в результате такой экономии средства на цели, связанные с поддержкой инвалидов. Например, на обеспечение инвалидов медицинской помощью.
При использовании льготы необходимо проверять, чтобы работающие в организации инвалиды своевременно проходили переосвидетельствование, подтверждающее право на сохранение инвалидности.
Также могут устанавливаться пониженные налоговые ставки, как один вид налоговых льгот, предусмотренных главой 25 Налогового кодекса РФ. Пункт 1 статьи 284 Налогового кодекса РФ устанавливает ставку налога на прибыль в размере 24 процентов. Сумма налога, исчисленная по ставке в размере 6,5 процента, зачисляется в федеральный бюджет, а сумма налога, исчисленная по ставке в размере 17,5 процента, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации. При этом налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков максимум до 13,5 процентов.
Для организаций — резидентов особой экономической зоны
Законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории особой экономической зоны. При этом размер указанной налоговой ставки также не может быть ниже 13,5 процента.
3.1.7. Проверка правомерности применения налогоплательщиками льгот по налогу на прибыль организаций
Льготы, применяемые налогоплательщиками в соответствии с Федеральным законом «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27.12.91 № 2116-1 (далее — Закон №2116-1) до истечения срока их действия, находят отражение в листе 02 декларации по налогу на прибыль.
К льготам, предоставляемым указанным Федеральным законом на федеральном уровне, относятся льготы в части освобождения от налогообложения прибыли, полученной:
малыми предприятиями (п.4 ст.6) предприятиями от осуществления программ по ликвидации последствий радиационных катастроф (абз. 10 п.6 ст.6)
предприятиями от осуществления целевых социально-экономических программ для военнослужащих (абз. 14 п.6 ст.6)
от вновь созданного производства (абз. 27 п.б.ст.6).
К льготам, предоставляемым на региональном уровне, относятся освобождение от налогообложения части прибыли, полученной от реализации инвестиционных проектов, а также дополнительные льготы в части налога, уплачиваемого в бюджет субъектов РФ.
Согласно п.4 ст.6 Закона №2116-1 малые предприятия имеют льготы по налогу на прибыль до истечения срока их действия, если эти льготы действовали на день вступления в силу гл.25 Налогового кодекса.
Льготы по налогу на прибыль в отношении тех налогоплательщиков, которые реализуют инвестиционные проекты, предоставленные до 01.07.2001 г. законодательными органами власти субъектов РФ или представительными органами местного самоуправления на основании п.9 ст.6 Закона №2116-1, действуют до окончания срока, на который они были предоставлены, но не позднее 01.01.2004 г. (абз. 10 ст.2 Закона №110-ФЗ). Таким образом, те налогоплательщики, которым такая льгота была предоставлена, не смогут продолжать пользоваться ею после 01.012004 г.
При проверке льготы, предоставляемой малым предприятиям, следует проверить сроки государственной регистрации малого предприятия. В случае изменения в течение отчетного периода ставки по налогу на прибыль организаций (например, до 1 августа налог уплачивался в размере 25% установленной ставки налога на прибыль организаций, а с 1 августа - в размере 50%), организации следует представить отдельно лист 02 декларации по налогу на прибыль по периодам применения различных ставок налога, с выведением в каждом из листов налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ. Связано это с тем, что форма листа 02 декларации не предусматривает возможности использования одновременно различных ставок налога на прибыль.
При представлении льготы по налогу на прибыль малому предприятию, созданному после 01.12.2001 г. следует учитывать положения ст.55 части первой НК РФ.
Согласно данной статье, если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации. При создании организации вдень, попадающий в период времени с 01.12 по 31.12, первым налоговым периодом для нее считается период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания.
При этом месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала года.
Следовательно, при создании организаций в день, попадающий в период времени с 01.12 по 31.12.2001 г. первым отчетным периодом будет являться период с даты их регистрации по 31.03.2002 г. а для организаций, уплачивающих налог на прибыль ежемесячно исходя из фактически полученной прибыли, — период с даты их регистрации по 31.01.2002 г.
Таким образом, организация, созданная после 01.12.2001 г. не вправе в 2002 г. воспользоваться льготой по налогу на прибыль, установленной п. 4 ст. 6 Закона №2116-1, так как начиная с 01.01.2002 г. данная льгота предоставляется только тем организациям, которые до вступления в силу вышеуказанного Федерального закона пользовались данной льготой и срок действия которой не истек на день вступления его в силу.
Льготы предоставляются только организациям, которые за соответствующий отчетный (налоговый) период подтвердят соответствие критериям отнесения предприятий к малым предприятиям в целях налогообложения.
Для целей налогообложения критерии отнесения предприятий к малым (для применения льгот) определяются из соответствия фактических показателей за отчетные периоды нарастающим итогом с начала года критериям, установленным Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.95 № 88-ФЗ.
К малым могут относиться только коммерческие предприятия, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ.
Не может считаться малым и пользоваться соответствующими льготами совместное предприятие, доля иностранного участника (кроме физических лиц-нерезидентов) которого превышает 25% уставного фонда, поскольку в соответствии с вышеназванным законом доля учредителей — юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не может превышать 25%. В первую очередь это касается средней численности работников за отчетный период.
Порядок определения средней численности организации установлен Инструкцией по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального статистического наблюдения, утвержденной постановлением Госкомстата от 01.12.03 № 105 (действует с 01.01.04г.).
Малые предприятия, имеющие филиалы и другие обособленные подразделения субъектов малого предпринимательства, при определении права на льготу среднюю численность юридического лица исчисляют с учетом работающих в филиалах.
Многопрофильные организации могут быть признаны малыми предприятиями по критериям численности того вида деятельности, доля которого преобладает в годовом объеме оборота. Такой же подход может применяться и по отчетным периодам в течение года. В этом случае речь идет о соотношении исчисленной нарастающим итогом выручки от конкретных видов деятельности в общем объеме выручки от реализации продукции (работ, услуг).
Следует учитывать, что льготы могут быть предоставлены только тем малым предприятиям, которые занимаются следующими видами деятельности (в соответствии с п. 4 ст. 6 Закона №2116-1):
производство и переработка сельскохозяйственной продукции
производство продовольственных товаров
производство товаров народного потребления
производство медицинской техники и изделий медицинского назначения
производство лекарственных средств
строительство объектов жилищного, производственного и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы).
Для применения льготы в отчетном году организации необходимо обеспечить соотношение показателей выручки от льготируемого вида деятельности и других операций (нарастающим итогом). При этом следует иметь в виду изменения в порядке определения показателей выручки, соотношение которой по видам деятельности выявляется для определения наличия права на льготу.
При определении удельного веса выручки от льготируемой деятельности малым предприятиям следует руководствоваться определениями, данными ст.248, 249 (п.2) НК РФ.

Нормами п.4 ст.6 Закона №2116-1 было предусмотрено, что в первые два года работы не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, осуществляющие строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы), при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
В третий и четвертый годы работы вышеназванные предприятия уплачивают налог в размере соответственно 25 и 50% установленной ставки налога на прибыль, если выручка от указанных видов деятельности составляет свыше 90% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
При определении выручки необходимо учесть следующее. Согласно п.2 ст.248 Налогового кодекса выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары, работы, услуги.
В составе выручки от реализации также учитываются обороты по реализации имущественных прав.
Таким образом, стоимость субподрядных работ следует учитывать в общем показателе выручки от реализации строительных работ при определении права организации на рассматриваемую льготу в условиях 2002 г. и последующих лет.
При этом следует иметь в виду, что поскольку заявленный в Законе о налоге на прибыль критерий говорит только о продукции (работах, услугах), то в расчетах не должны участвовать обороты по реализации имущественных прав и прочего имущества.
В соответствии с п.2 ст.249 НК РФ малые предприятия, осуществляющие торговую деятельность, в случае получения выручки от льготируемых видов деятельности при определении соотношения полученных в качестве выручки средств по торговым операциям для расчета льгот используют показатель товарооборота.
Предусмотренные п.4 ст.6 Закона № 2116-1 льготы по налогу, срок действия которых не истек на 01.01.2002 г. применяются малыми предприятиями до истечения срока, на который такие льготы были предоставлены. Таким образом, малые предприятия имеют льготы в течение четырех лет с момента начала своей работы, под которым следует понимать дату государственной регистрации юридического лица.
В случае прекращения деятельности в 2002 г. малыми предприятиями, созданными в период с 01.01.98 г. которые использовали ранее рассматриваемую льготу, руководствоваться следующим. Если такая организация в 2002 г. прекращает деятельность (до истечения пяти лет с момента своего создания), в связи с которой ей были предоставлены налоговые льготы, то она должна исчислить сумму налога на прибыль в полном размере за весь период своей деятельности, увеличить ее на сумму дополнительных платежей, определенных исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ за пользование банковским кредитом, действовавшей в соответствующих отчетных периодах, и внести эту сумму в бюджет. При этом следует учитывать положения ст.87 Налогового кодекса, согласно которым налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.
Таким образом, при проведении проверки доначисления дополнительных платежей возможно за период с 01.01.2001 г. по 01.01.2002г. (в рамках действия Закона № 2116-1). Такое требование закреплено п.6 ст.4 Закона о налоге на прибыль. Поскольку порядок п.6 ст.4 вышеназванного Закона в полном объеме распространяется на предприятия, у которых на дату вступления в силу главы 25 Налогового кодекса РФ срок действия льготы не истек, налоговые последствия прекращения деятельности в данном случае применимы и в условиях 2002 г. и последующих лет.
Под прекращением деятельности в данном случае понимается отсутствие оборотов по реализации соответствующего вида продукции (работ, услуг) в течение всего налогового периода.
В случаях когда малые предприятия в течение четырехлетнего периода приостанавливают, а затем возобновляют виды деятельности и одновременно выполняют условия, определенные п.4.4 Инструкции №62, право применения этой льготы сохраняется на оставшийся срок их использования.
Организации, для которых до 31.12.2001 г. истек срок пользования льготами, установленными для малых предприятий, освобождаются от обязанности восстанавливать для расчетов с бюджетом суммы налога, скорректированные на учетную ставку ЦБ РФ (созданные в 1997 г.), даже если в 2002 г. они не вели льготируемую деятельность.
Изложенный в п.6 ст.4 Закона № 2116-1 порядок предоставления льгот, предусматривающий обязанность вести деятельность в течение пяти лет, в 2002 г. распространяется только на организации, для которых на момент вступления в силу главы 25 Налогового кодекса РФ еще не истек срок действия льгот.
Областные льготы действительны на пригородных маршрутах Петербурга
Пенсионерам области с 1 мая предоставят льготы в пригородных автобусах Петербурга. Об этом сообщил председатель комитета по ЖКХ и транспорту Ленобласти Дмитрий Разумов.
С принятием этой меры транспортное обслуживание улучшится почти для 150 тысяч пенсионеров Ленинградской области, пояснил глава ведомства. В региональном бюджете на эти цели дополнительно предусмотрено 47 млн. рублей.
Как следует из подписанного между губернаторами Петербурга и Ленобласти соответствующего соглашения, с 1 мая гражданам, проживающим на территории Ленинградской области, получающим пенсию по старости, будет предоставлено право льготного проезда на 75 автобусных городских маршрутах.
Чтобы воспользоваться правом льготного проезда, необходимо предъявить единый социальный проездной билет, а также иметь при себе паспорт и пенсионное удостоверение либо документ, подтверждающий льготу.
Более новые статьи:
Мариуполь, автовокзал Южный | Mariupol, Southern Bus Station
Автовокзал Южный находится в западной части Мариуполя. практически на выезде из города в сторону Бердянска, Запорожья, всего лишь в нескольких километрах от аэропорта Мариуполь. До 2011 года он назывался Пригородная автостанция №2 (АС-2).
+380 (629) 51-15-88
+380 (67) 236-16-29
Базовая автостанция транспортных компаний Мариуполь-Авто и Володарск Авто
Полезная информация:
После коренной реконструкции, автостанции получила статус междугородней. Сюда с центрального автовокзала перенесены несколько маршрутов дальнего следования (в частности, на Днепропетровск, Кривой Рог, Николаев).
Пригородные автобусы в западном и северном направлении уходят с центрального автовокзала, автостанций Стан 3600 и Восьмые проходные .
Сегодня на дорогах Мариуполя появились восемь новых автобусов
Поделиться ПечататьСхемы маршрутов и график движения 09:04 06.10.2014
Подаренных городу Группой Метинвест.
Сегодня, 6 октября, с 5.00 утра на мариупольских улицах появились 8 новых автобусов, приобретенных для горожан Группой Метинвест. Об этом сообщил сообщил на своей странице в Фейсбук генеральный директор комбината им.Ильича Юрий Зинченко . "Все необходимые бюрократические формальности совместно с городскими властями мы завершили. Как и обещал, публикую маршруты и график движения новых автобусов в течении дня. Автобусы становятся на маршруты: автобусов 120а, 125а и троллейбусов 12, 13, 15. Стоимость проезда будет доступной - всего 2 гривни".
Напомним, как сообщал i24.com.ua . новые комфортабельные автобусы большой вместимости были торжественно переданы Мариуполю в День города. Ранее Группа Метинвест приобрела для столицы Приазовья два новых трамвая.
только для жителей Москвы и МО Беляев М.Ю.
юрист на сайте Медведев В.И.
юрист на сайте "Центр Юридической Поддержки Населения и Бизнеса"
юрист на сайте Дементьева М.В.
юрист на сайте Хромых Л.Г.
юрист на сайте Малых А.А.
юрист на сайте Боброва В.Н.
юрист на сайте Коротовский В.А.
юрист на сайте Каверин А.С.
юрист на сайте Решетов В.В.
юрист на сайте Миролевич Антон Владимирович
юрист на сайте Лапо А.М.
юрист на сайте Чередниченко В.А.
юрист на сайте
Здравствуйте, уважаемый гость!
Сейчас на сайте 102 юристa.
Какой у Вас вопрос?
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!