Как написать заявление при увольнении с муниципальной службы
Увольнение по собственному желанию муниципального служащего
Увольнение с муниципальной службы
30 мая я уволилась с муниципальной службы из органов местного самоуправления. В заявлении написала «по собственному желанию» отрабатывала две недели. Перед тем как писать заявление, обратилась в кадровую службу с вопросом буду — ли я получать какие нибудь деньги как уволившаяся с муниципальной службы.Получила ответ «нет».
О возможности выйти в отставку не было сказано ни слова. Могу — ли я реализовать свое право выйти в отставку (а не по собственному желанию)по истечении двух месяцев.
Как правильно уволиться с муниципальной службы
Как уволить муниципального служащего?
- истечение срока действия договора;
- обстоятельства, не определяющиеся волей сторон.
- оставление рабочего места по инициативе работодателя ;
- увольнение по соглашению сторон ;
- отказ работника от перевода на новую должность;
- уход с работы по инициативе сотрудника ;
- достижение предельного возраста для должности муниципального работника;
- применение к сотруднику дисквалификации;
- прекращение российского гражданства или гражданства иностранного государства, являющегося участником международного договора РФ, на основании которого работник может быть на муниципальной службе;
- несоблюдение запретов, а также наложенных ограничений на работника муниципальной службы.
Трудовые отношения в РФ регулируются Трудовым кодексом.
Увольнение по собственному желанию муниципального служащего
подписано не было. положена ли мне выплата с учетом фактически отработанного времени после подписания данного распоряжения? или оно распространяется только на текущий состав муниципальных служащих на дату подписания распоряжения?
О возможности выйти в отставку не было сказано ни слова. Могу — ли я реализовать свое право выйти в отставку (а не по собственному желанию)по истечении двух месяцев.Мне 54 года (не пенсионерка).
Увольнение по собственному желанию.Советы. В жизни как в кино! Почему не уволили Новосельцева? Отстранение от работы человека по собственному его желанию настолько популярно, что именно оно нередко становилось одной из сюжетных линий в кинематографе.
Взять хотя бы фильм «Служебный роман» и Новосельцева, пишущего заявление о своем увольнении. Корпоративный семинар
«Система профессиональных стандартов: готовимся к применению»
Реестр принятых профессиональных стандартов, законодательная база.
Как уволить муниципального служащего?
Законодательство установило определенный порядок поступления работников на муниципальную службу, правила для осуществления их трудовой деятельности и увольнения.
Трудовые договора с такими служащими могут быть расторгнуты не только на тех основаниях, которые предусмотрены в Трудовом кодексе, но по другим причинам.
Они называются дополнительными основаниями. К ним относится, к примеру, нарушение сотрудником запрета, связанного с характером работы.
Муниципального служащего полагается предупреждать за 2 месяца до предстоящей процедуры увольнения.
Служащий может быть уволен по общим основаниям, содержащимся в ТК РФ.
Среди них наиболее часто используются следующие причины:
- уход с работы по инициативе сотрудника;
- оставление рабочего места по инициативе работодателя;
- увольнение по соглашению сторон;
- отказ работника от перевода на новую должность;
- истечение срока действия договора;
- обстоятельства, не определяющиеся волей сторон.
Также для увольнения с муниципальной службы действуют дополнительные основания:
- прекращение российского гражданства или гражданства иностранного государства, являющегося участником международного договора РФ, на основании которого работник может быть на муниципальной службе;
- достижение предельного возраста для должности муниципального работника;
- применение к сотруднику дисквалификации;
- несоблюдение запретов, а также наложенных ограничений на работника муниципальной службы.
Законодательная база
Трудовые отношения в РФ регулируются Трудовым кодексом. В зависимости от ситуации, увольнение работника с муниципальной службы может быть произведено на основании одной из статей данного законодательного акта.
Прочие основания для увольнения такой категории работников содержит ФЗ № 25 от 2.03.2007 «О муниципальной службе в РФ».
Цель их введения состоит в защите публичных интересов.
Увольнение муниципального служащего
Каждое основание для увольнения имеет свои особенности, которые влияют на ход процедуры и запись в трудовой книге работника.
К примеру, несоблюдение работником запретов и ограничений может быть отнесено к дисциплинарному поступку.
Поэтому работодатель может как уволить сотрудника за совершенное деяние, так и оставить его на рабочем месте, применив выговор или замечание.
По собственному желанию
Увольнение муниципального служащего по собственному желанию осуществляется по стандартной процедуре.
Работник составляет заявление на увольнение и в 2-недельный период до предполагаемой даты ухода с работы подает его начальству.
После этого все нюансы согласуются с руководством, и решается вопрос с отработкой. Ее при договоренности с руководством можно заменить неиспользованным отпуском. Однако, на это необходимо согласие начальства, а если оно не согласно предоставлять отпуск ‒ то служащий обязан отработать положенный период.
До даты увольнения работник обязан посещать рабочее место и следовать внутреннему трудовому распорядку органа местного самоуправления.
По инициативе работодателя
Работодатель может выразить инициативу для увольнения служащего по разным основаниям. Среди них находятся не только те, что связаны с виной служащего, как, например, прогул.
К увольнению по инициативе нанимателя относится и сокращение штатов, а также иные основания.
Работник, попадающий под увольнение, должен быть оповещен путем направления ему соответствующего уведомления. В этом документе он должен поставить свою подпись, подтверждая факт ознакомления.
Достижение предельного возраста
В 2017 году предельным возрастом для работы на должностях в муниципальной службе является 65 лет. Однако, при достижении этой возрастной границы работник не обязательно должен покинуть рабочее место. Допускается увеличение периода нахождения на службе.
Единоразовое продление должно производиться не более чем на год. Законодательство не определило максимально возможное число пролонгаций, поэтому данный вопрос остается на усмотрение нанимателя.
К исключениям относятся ректора, руководители институтов и проректора муниципальных ВУЗов. Они могут занимать свои должности вплоть до семидесятилетия.
После достижения предельной возрастной границы работник может как уйти сам, так и по инициативе нанимателя. Однако, окончательное решение остается за работодателем.
Прекращение гражданства РФ
Служащий не имеет права оставаться в Российской Федерации на муниципальной службе при прекращении гражданства.
Иностранные граждане, за исключением тех, которые занимают должности на основании участия их государств в международном договоре РФ, также не вправе находиться на подобной службе.
Доступ к муниципальной службе в РФ возможен для граждан республики Белоруссия, Армения, а также граждан Туркменистана, Казахстана и Киргизии. Однако, для таких граждан введены некоторые ограничения по должностям, на которых они имеют право трудиться.
Увольнение гражданина, у которого выяснился факт отсутствия российского гражданства, осуществляется на основании распоряжения нанимателя. Обычно при этом в трудовой книжке работника совершается запись о расторжении договора по причине утраты гражданства РФ.
Если служащий выходит из российского гражданства, он обязан сообщить этот факт работодателю.
Как оформляется увольнение госслужащего? Смотрите тут.
Дисквалификация считается административным наказанием, при этом, она может быть назначена только судебной инстанцией. Срок наказания начинается от 6 месяцев и заканчивается 3 годами.
При дисквалификации служащий лишается права занимать должности в муниципальной и государственной службе, входить в состав исполнительного органа управления юрлица, а также осуществлять управление юрлицом.
При дисквалификации трудовой договор с работником должен быть расторгнут на основании постановления суда.
В трудовую книжку служащего при этом вносится формулировка о расторжении договора в связи с дисквалификацией.
Реестр дисквалифицированных кадров ведется Федеральной налоговой службой. Для того чтобы выяснить, не наложена ли на кандидата на должность муниципального служащего подобная мера наказания, необходимо направить в ФНС соответствующий запрос. Информация в реестре является открытой.
Исключение из реестра производится после истечения периода дисквалификации или при отмене постановления о ней в отношении конкретного работника.
Несоблюдение ограничений
Служащий может быть уволен при несоблюдении ограничений или запретов, которые связаны с его родом деятельности. Ограничения должны быть установлены в упомянутом Законе №25-ФЗ.
В остальных случаях работник может быть лишь наказан путем выговора или прочих инструментов воздействия.
В случае увольнения работника из-за несоблюдения ограничений, наниматель издает приказ, а в трудовую книжку вносится формулировка о расторжении договора по причине нарушения установленных законом запретов и ограничений.
Существует большая судебная практика обращений бывших муниципальных служащих с иском о восстановлении на работе. Однако, в большинстве случаев такие граждане получают отказ со стороны судебного органа. Выиграть процесс можно лишь в случае, когда будет доказан факт незаконного увольнения.
Муниципальный работник может быть уволен в том случае, если он не предпринял мер по урегулированию или предупреждению конфликта интересов. Другая причина для подобного увольнения ‒ предоставление неполных или же недостоверных сведений о доходах.
Сотрудник подлежит увольнению лишь в том случае, если его вина будет доказана. При этом дополнительно могут быть применены взыскания, которые описаны в ФЗ №25.
Применяя взыскания, необходимо учитывать характер и тяжесть правонарушения, а также обстоятельство, при которых оно было осуществлено.
Порядок расторжения трудового договора
Порядок расторжения договора, регулирующего трудовые отношения, может видоизменяться.
При уходе с работы по собственному желанию следует руководствоваться следующим порядком действий:
- подача сотрудником заявления об увольнении;
- рассмотрение руководством заявления и назначение даты увольнения;
- отработка служащим положенного срока;
- расторжение трудового договора в назначенный день;
- расчеты с сотрудником;
- выдача служащему трудовой книжки и прочих бумаг.
Во всех случаях процедура признается правомерной при:
- наличии основания для увольнения;
- соблюдении порядка прекращения действия договора по конкретному основанию;
- присутствии приказа об увольнении.
Перечень документов, фигурирующих при увольнении, зависит от основания.
Так, в процедуре может использоваться следующая документация:
Образец заявления об увольнении по собственному желанию здесь,
Выплаты и компенсации
При уходе с работы бывший сотрудник претендует на получение выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка. Кроме того, ему возможна выплата компенсации за неистраченный отпуск.
Если сотрудник обратится в суд, и там будет доказано несоблюдение процедуры увольнения, то его восстановят в должности. При этом такому служащему полагается выплата компенсации за вынужденный прогул.
Интересует порядок увольнения в связи с банкротством? Информация здесь.
Когда работник может отозвать заявление об увольнении? Подробности в этой статье.
В качестве главной гарантии для служащих, покидающих рабочее место по причине сокращения штата работников или реорганизации фирмы, выступает преимущественное право на сохранение должности. Оно зафиксировано в 179 статье ТК РФ.
Сотруднику, попавшему под сокращение могут предложить перевод на вакантное место. При его отказе от новой должности трудовой договор с ним должен быть расторгнут.
Но в этом случае наниматель уведомляет служащего о возможностях трудового устройства в другой муниципалитет.
Перед увольнением такого работника ему разъясняют все льготы и привилегии, которыми могут воспользоваться бывшие муниципальные и госслужащие.
На видео о выплате компенсации
Увольнение с муниципальной службы
Журнал: Справочник кадровика
Автор: Чаннов Сергей Евгеньевич
Тема: По инициативе работника, По инициативе работодателя, По иным основаниям
Рубрика: Кадровая практика
Трудовой кодекс РФ в п. 14 ст. 81 устанавливает, что основания прекращения трудового договора по инициативе работодателя, помимо указанных в ст. 81, могут быть установлены только ТК РФ и иными федеральными законами. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 02.03.07 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Закон о муниципальной службе) на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства РФ с особенностями, предусмотренными данным законом. К их числу можно отнести дополнительные основания прекращения трудового договора.
Муниципальным служащим не может быть иностранный гражданин (если только обратное не предусмотрено международным договором РФ), предприниматель, лицо, осужденное за совершение уголовного преступления, недееспособное лицо и т. д.
Муниципальный НА № 6‘2007 служащий может быть уволен как по основаниям, предусмотренным ст. 77–81, 83–84 ТК РФ и др., так и дополнительным, установленным ст. 19 Закона о муниципальной службе. В соответствии с ч. 1 ст. 19 данного Закона трудовой договор с муниципальным служащим может быть расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае:
1) достижения предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы;
2) прекращения гражданства РФ, прекращения гражданства иностранного государства – участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора РФ, в соответствии с которым гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе;
3) несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных ст. 13 и 14 Закона о муниципальной службе.
Дополнительные основания увольнения с муниципальной службы установлены в целях защиты в первую очередь публичных интересов.
Рассматривая дополнительные основания увольнения с муниципальной службы, нельзя не отметить проблему соотношения специального служебного и трудового законодательства. Дело в том, что многие из ограничений, установленных ст. 13 и 14 Закона о муниципальной службе, являются самостоятельными основаниями прекращения трудового договора, предусмотренными ТК РФ (см. табл.).
На какую статью необходимо ссылаться при увольнении муниципального служащего в случае нарушения запрета, предусмотренного ст. 13 Закона о муниципальной службе?
Этот вопрос носит отнюдь не теоретический, а вполне практический характер, так как неправильность выбора основания увольнения и записи в трудовую книжку вполне может быть обжалована бывшим муниципальным служащим в судебном порядке.
В данном случае следует согласиться с мнением тех авторов, кто считает, что ссылку в трудовой книжке нужно делать на п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона о муниципальной службе, поскольку приведенная там норма является специальной по отношению к общим нормам трудового законодательства.
Статья 13. Ограничения, связанные с муниципальной службой
1. Гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае:
1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу;
3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности муниципальной службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой муниципальным служащим должности муниципальной службы связано с использованием таких сведений;
4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
6) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства – участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе;
7) наличия гражданства иностранного государства (иностранных государств), за исключением случаев, когда муниципальный служащий является гражданином иностранного государства – участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе;
8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу;
9) непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
2. Гражданин не может быть принят на муниципальную службу после достижения им возраста 65 лет – предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы.
Статья 14. Запреты, связанные с муниципальной службой
1. В связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается:
1) состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
2) замещать должность муниципальной службы в случае:
а) избрания или назначения на государственную должность Российской Федерации либо на государственную должность субъекта Российской Федерации, а также в случае назначения на должность государственной службы;
б) избрания или назначения на муниципальную должность;
в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования;
3) заниматься предпринимательской деятельностью;
4) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы либо которые непосредственно подчинены или подконтрольны ему, если иное не предусмотрено федеральными законами;
5) получать в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные муниципальным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются муниципальной собственностью и передаются муниципальным служащим по акту в орган местного самоуправления, избирательную комиссию муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации;
6) выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования с органами местного самоуправления, избирательными комиссиями других муниципальных образований, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями;
7) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического, финансового и иного обеспечения, другое муниципальное имущество;
8) разглашать или использовать в целях, не связанных с муниципальной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральными законами к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
9) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования и их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности;
10) принимать без письменного разрешения главы муниципального образования награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций;
11) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;
12) использовать свое должностное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений, а также публично выражать отношение к указанным объединениям в качестве муниципального служащего;
13) создавать в органах местного самоуправления, иных муниципальных органах структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, а также ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) или способствовать созданию указанных структур;
14) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования трудового спора;
15) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
16) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя (работодателя) оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от 02.03.07 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»
Если возникло одно из указанных обстоятельств, то в соответствии с каким пунктом ч. 1 ст. 19 Закона о муниципальной службе – п. 2 или п. 3 – представителю нанимателя следует уволить муниципального служащего?
Правильным представляется ссылка на п. 2 ч. 1 ст. 19 Закона о муниципальной службе, так как этот пункт является специальной нормой по отношению к общей норме п. 3.
Таким образом, фактически Закон о муниципальной службе устанавливает только два дополнительных основания прекращения служебных правоотношений: достижение предельного возраста и несоблюдение ограничений и запретов, установленных этим Законом.
Дополнительные основания увольнения и установленные гарантии
Коллизии в применении законодательства возникают и между дополнительными основаниями увольнения, предусмотренными Законом о муниципальной службе, и гарантиями отдельным категориям работников, предусмотренными ТК РФ.
Трудовой кодекс РФ предусматривает определенные гарантии при расторжении трудового договора некоторым категориям работников. Речь, в частности, идет о беременных женщинах, женщинах, имеющих детей, и лицах, воспитывающих детей без матери.
Так, в соответствии со ст. 261 ТК РФ расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременными женщинами не допускается, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем (исключением являются случаи истечения срочного трудового договора в период беременности и заключения трудового договора на время исполнения обязанностей отсутствующего работника).
Также не допускается расторжение трудового договора с женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет), другими лицами, воспитывающими указанных детей без матери (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным пп. 1, 5–8, 10 или 11 ч. 1 ст. 81 или п. 2 ст. 336 ТК РФ).
Коллизия закона (от лат. collisio – столкновение) – расхождение по сути (столкновение) двух или более действующих нормативных актов, изданных по одному и тому же вопросу.
Разрешается путем выбора того нормативного акта, который должен быть применен к рассматриваемому случаю.
Если имеется расхождение между актами, изданными одним и тем же
правотворческим органом, применяется более поздний акт.
При расхождении между общим и специальным актом преимущество отдается специальному.
Если расходятся по содержанию нормы, принятые разными органами, применяется норма, принятая вышестоящим органом.
Коллизия законов возможна также между правовыми актами разных государств (в частности,
она возникает применительно к иностранным гражданам, чье правовое положение может определяться как законами страны, гражданами которой они являются, так и законами места пребывания). Такая коллизия разрешается на основе коллизионных норм, определяющих, к законам какой страны следует обращаться в том или ином случае.
Рассматриваемая нами ст. 19 Закона о муниципальной службе предусматривает именно возможность расторжения трудового договора с муниципальным служащим по инициативе представителя нанимателя (работодателя).
Как быть, если представитель нанимателя сталкивается с ситуацией нарушения, например беременной женщиной, запретов или ограничений, связанных с муниципальной службой? Связан ли он при принятии решения об увольнении с требованиями ст. 261 ТК РФ?
Возможность применения ст. 261 ТК РФ к служебным отношениям на муниципальной службе, с нашей точки зрения, бесспорна. Это объясняется следующим:
1. Муниципальные служащие работают на основе трудового договора.
2. В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона о муниципальной службе на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными этим Законом.
3. Никаких особенностей регулирования труда беременных женщин и лиц с семейными обязанностями Закон о муниципальной службе не устанавливает.
Возможна, например, ситуация, когда женщина – муниципальный служащий, находясь в отпуске по беременности и родам либо в отпуске по уходу за ребенком, начинает заниматься предпринимательской деятельностью. Собственно, подобная ситуация и возникла на практике.
К., главный специалист по правовым вопросам администрации г. Старая Русса, находясь в отпуске по беременности и родам, получила свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и начала осуществлять предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических услуг.
Старорусская межрайонная прокуратура направила представление на имя главы администрации города об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе: согласно действовавшему тогда Федеральному закону «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» совмещение муниципальной службы и предпринимательской деятельности также было недопустимо.
К. обратилась в районный суд с жалобой и просьбой отменить представление, пояснив, что, находясь в отпуске по уходу за ребенком, она не выполняет обязанностей по муниципальной должности и не получает денежного вознаграждения, а ее должность на этот период занимает другое лицо.
Старорусский районный суд оставил жалобу без удовлетворения. К. не согласилась с подобным решением и направила в областной суд кассационную жалобу, ссылаясь на те же основания, что и в жалобе, адресованной в суд первой инстанции, и утверждая, что представление прокуратуры создает препятствия для осуществления ее законных прав и свобод.
Судебная коллегия по гражданским делам областного суда отменила решение районного суда. Однако решение по существу вопроса в данном случае принято не было. Свое определение коллегия основывала на том, что жалоба на действия государственного органа либо должностного лица может быть подана лишь гражданином, права и свободы которого нарушены указанными в жалобе действиями. Но поскольку в этом случае увольнение не состоялось, то получалось, что права и свободы К. тоже никоим образом не были нарушены.
Само же прокурорское представление носит характер информации о выявленном нарушении закона, предполагая при этом лишь какие-либо конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона. Но так как меры по этому представлению приняты не были, то коллегия пришла к выводу, что в целом жалоба К. принята судом к производству ошибочно. И в нарушение п. 1 ст. 219 ГПК РСФСР, предусматривающей, что суд прекращает производство по делу, если оно не подлежит рассмотрению в суде, старорусский суд рассмотрел дело по существу.
В данном случае вопрос о коллизии норм трудового и служебного законодательства по существу решен не был.
Как можно было решить вопрос, рассмотренный в примере, исходя из действующих в настоящее время законодательных актов?
По нашему мнению, ссылки К. на то, что, находясь в отпуске по уходу за ребенком, она не выполняет обязанности по муниципальной должности и не получает денежного вознаграждения, а ее должность в этот период занимает другой работник, во внимание приниматься не должны, поскольку трудовой договор с ней не был прекращен и статус муниципального служащего она сохраняла.
Увольнение беременных женщин по инициативе работодателя, как уже отмечалось, допускается в двух случаях: при ликвидации организации (прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) и в связи с истечением срока трудового договора в период беременности, если трудовой договор был заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника и невозможно с письменного согласия женщины перевести ее до окончания беременности на другую имеющуюся у работодателя работу, которую женщина может выполнять с учетом ее состояния здоровья.
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя с женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет), другими лицами, воспитывающими указанных детей без матери, допускается в случаях:
Очевидно, что ни один из указанных случаев под рассмотренную выше ситуацию не подходит.
Таким образом, мы имеем прямой запрет ТК РФ на увольнение беременных женщин и лиц с семейными обязанностями с муниципальной службы даже в случае нарушения ими запретов и несоблюдения ограничений, установленных для муниципальных служащих.
Правда, ч. 2 ст. 3 Закона о муниципальной службе устанавливает, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Законом о муниципальной службе. Однако, как представляется, напрямую противоречия между положениями ст. 19 Закона о муниципальной службе и ст. 261 ТК РФ нет. Статья 19 Закона о муниципальной службе не требует обязательного увольнения муниципального служащего, допустившего нарушение требований ст. 13 и 14 этого Закона, а лишь предоставляет представителю нанимателя (работодателю) принять решение об этом. Статья же 261 ТК РФ принять решение об увольнении в указанных случаях ему запрещает.
Исходя из этого рассматриваемая нами ситуация действительно должна быть разрешена в пользу муниципального служащего.
Вместе с тем нельзя не признать, что такое решение в пользу служащего не соответствует целям и задачам муниципальной службы как вида деятельности, имеющего общесоциальное значение. Мы уже отмечали выше публичную направленность устанавливаемых законодательством о муниципальной службе дополнительных оснований расторжения трудового договора. Возможно, факт осуществления находящейся в отпуске по уходу за ребенком женщины – муниципального служащего предпринимательской деятельности и не причиняет большого вреда охраняемым указанными нормами общественным отношениям (хотя, на наш взгляд, это вопрос спорный). Однако несложно представить и иные ситуации.
Стоит отметить, что рассмотренные выше вопросы, связанные с предоставлением руководителю права решать, увольнять служащего или нет в случае нарушения им запретов и несоблюдения ограничений, вполне могут возникнуть не только на муниципальной, но и на иных видах публичной государственной службы, где использованы подобные правовые конструкции.
В связи с изложенным представляется более правильным внести изменения в Закон о муниципальной службе, применив в нем такую же схему реагирования на нарушение служащими запретов и ограничений, которая установлена для государственных гражданских служащих.
Так, согласно ст. 33 Федерального закона от 27.07.04 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон о госслужбе) общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются:
-
нарушение установленных Законом о госслужбе или другими федеральными законами обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы (ст. 40 Закона о госслужбе); выход гражданского служащего из гражданства РФ (ст. 41); несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных Законом о госслужбе и другими федеральными законами; нарушение запретов, связанных с гражданской службой, предусмотренных ст. 17 Закона о госслужбе; отказ гражданского служащего от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания (ч. 7 ст. 27).
Прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы оформляются правовым актом государственного органа.
Нарушение наиболее серьезных запретов и большинства ограничений должно повлечь безусловное увольнение с муниципальной службы (и в таком случае ст. 261 ТК РФ становится не применима). В других случаях, как мы уже отмечали, нужно установить четкие процедуры и критерии реагирования на возникающие ситуации,
с возможным увольнением лишь в случаях, когда служащий продолжает нарушать запреты либо когда соблюсти установленное законом ограничение не представляется возможным.
Одной из таких мер, принятых законодателями в последнее время, по установлению процедуры реагирования на возникающие ситуации с муниципальными служащими можно считать изменения Закона о муниципальной службе, внесенные Федеральным законом от 22.12.08 № 267-ФЗ.
Данным Законом введена обязанность представителя нанимателя (работодателя), если ему стало известно о возникновении у муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения этого муниципального служащего от замещаемой должности на период урегулирования конфликта интересов с сохранением за ним денежного содержания на все время отстранения от замещаемой должности муниципальной службы (ч. 3 ст. 141 Закона о муниципальной службе).
Для урегулирования конфликта интересов в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования в порядке, определяемом муниципальным правовым актом, могут образовываться комиссии по урегулированию конфликта интересов (ч. 4 ст. 141 Закона о муниципальной службе).
Кроме того, Федеральным законом от 25.12.08 № 280-ФЗ в ст. 14 Закона о муниципальной службе введена ч. 21, которой установлено: в случае, если владение муниципальным служащим, замещающим должность главы местной администрации по контракту, приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли) в доверительное управление в соответствии с законодательством РФ.
Как происходит увольнение муниципального служащего по собственному желанию?
Люди интересуются, как происходит увольнение муниципального служащего по собственному желанию. Обычно человек решает уйти с работы по собственному желанию, и работодатель готов пойти ему навстречу, тогда трудовой договор по согласованию сторон прекращается. Но совсем другая ситуация возникает при увольнении муниципального служащего по собственному желанию.
На что необходимо обратить внимание?
Увольнение с госслужбы имеет свои особенности процесса. Когда человек решает оставить деятельность в том или ином муниципальном учреждении, он обязан написать заявление за 2 недели до планируемой даты ухода. Этот период необходим для того, чтобы сотрудник смог закончить все дела, сдать их, передать коллеге, заполнить и пройти обходной лист.
Если человек решил увольняться, тогда придется выполнить требования, прописанные в актах о госслужбе Российской Федерации.
Иногда государственного служащего отстраняют от работы по инициативе работодателя. В этом случае при увольнении госслужащего должны быть соблюдены другие процедурные моменты:
- Направить работнику уведомление о расторжении трудовых отношений.
- В документе должна быть указана причина того, почему проводится увольнение.
- В обязательном порядке указывается закон, согласно которому произошло отстранение, сокращение или увольнение. Все возможные формулировки, касающиеся увольнения, можно найти в законе о госслужбе страны.
Какие документы выдают при увольнении?
При разных случаях увольнения — по собственному желанию или любой другой причине — человек на руки должен получить такие документы:
- Трудовую книжку с внесением корректной формулировки, касающейся ухода со службы.
- Памятку о неразглашении государственной тайны и другой важной информации, с которой работник сталкивался во время своей деятельности в муниципальном учреждении.
Отдельно ему напоминают о том, что необходимо соответственно себя вести после увольнения. Например, нельзя делать записи в социальных сетях, давать интервью, общаться с полицией или органами безопасности на темы бывшей деятельности. Все это строго запрещено, при нарушении условий тайны человек может быть привлечен к ответственности.
Причины и основания для ухода с госслужбы
Увольнение госслужащего начинается, как уже было отмечено выше, с написания заявления на увольнение по собственному желанию. Для получения образца подобного документа стоит обратиться в отдел кадров, где инспектор обязан разъяснить, какие формулировки должны быть в заявлении. Причину ухода с работы указывать необязательно. Такое требование не распространяется на ситуацию, когда человек принимает решение уволиться по собственной инициативе из-за выхода на пенсию или перехода на должность, которая является выборной.
Пример бланка стоит брать только в отделе кадров той организации, где человек работает и откуда собирается уволиться. Вызвано это тем, что для каждой структуры есть свой тип документации, и, если скачать образец из интернета, высока вероятность того, что заявление заставят переписывать.
В документе должна быть указана точная дата ухода с работы, что станет последним днем работы на госслужбе. На основании полученного заявления будет оформлен приказ и сделана запись в трудовой книжке. На каждого муниципального работника есть личное дело, которое после увольнения закрывается и передается в архив на хранение.
Служба в муниципальном учреждении может быть прекращена и на основании требований работодателя. Связано это с тем, что человек нарушил инструкцию госслужащего, достиг пенсионного возраста, вынужден уйти с работы по состоянию здоровья. Отстранение с занимаемой должности может происходить по таким причинам:
- Человек по состоянию здоровья не может больше выполнять свои обязанности. Такой вывод делается на основании медицинского обследования и заключения.
- Уровень квалификации и профессионализма не отвечает должности.
- Работодатель потерял доверие к сотруднику, который несколько раз нарушал правовые акты, касающиеся ограничений, неисполнения своих обязанностей, создания конфликтных ситуаций.
- Отказ выполнять обязанности, предусмотренный по должностным инструкциям. В таких документах прописаны конкретные требования к муниципальным служащим, и если они их не выполняют, то назначается расследование по месту работы. Это позволит проверить соответствие работника занимаемой должности и оценить его фактическую деятельность.
Увольнение может стать следствием дисциплинарного взыскания. Чтобы все выговоры и замечания не вносить в трудовую книжку, человек соглашается уйти из муниципального учреждения по собственному желанию.
Грубое нарушение (1 раза достаточно) трудовой дисциплины. Это могут быть прогулы, разглашение гостайны, хищения, пьянство, нарушение правил техники безопасности на рабочем месте, кража материальных ценностей, принятие необоснованных решений, подлог бумаг. Уволить человека могут и из-за болезни, если он отсутствует на работе больше 4 месяцев.
Исходя из того, что становится причиной увольнения по собственной инициативе или работодателя, в трудовой книжке могут записать:
- Уволен с госслужбы, что предусматривает полное расторжение трудовых отношений и контракта.
- Освобожден от занимаемой должности, в результате чего бывшего сотрудника заносят в резерв государственных служащих.
Государственный служащий получает право написать заявление по собственному желанию, если его призвали в армию, выбрали на ту или иную должность, в стране началась война, произошла катастрофа, стихийное бедствие или же гражданина РФ лишили гражданства.
При занесении в резерв бывший госчиновник должен за 3 месяца найти гражданскую работу. Если это не происходит, тогда человека исключают из резерва и полностью увольняют со службы.
При увольнении по инициативе руководителя работнику могут предложить альтернативное место работы. Человек может отказаться от этого, но только в письменном виде, что оговорено положениями федерального закона о государственной службе.
Компенсационные выплаты при увольнении
Служебный контракт муниципального служащего содержит пункты, согласно которым бывший госчиновник имеет право получить компенсацию и выходное пособие. Все выплаты должны производиться в день увольнения, когда человек получает в отделе кадров трудовую книжку, подписывается в документах о неразглашении гостайны.
Компенсация будет состоять из таких частей, как:
Выплачивать зарплату после увольнения должна бухгалтерия, которая во внимание принимает премии, процент надбавки за работу с засекреченной информацией, доплату за государственную службу, надбавку за выслугу лет, оклад согласно занимаемой должности. Зарплата формируется и исходя из того, где работает чиновник. Особые коэффициенты надбавок предусмотрены для тех, кто трудится на Крайнем Севере или в удаленном регионе.
Если человек не успел использовать отпуск, тогда в компенсацию будут включены неиспользованные отпускные и единовременная материальная помощь к отпуску. Выходное пособие выплачивается не всем, а только в таких случаях:
- При ликвидации предприятия.
- При сокращении штата.
- При уменьшении штатных работников на предприятии, которое находится на Крайнем Севере.
Компенсация, которая не относится к зарплате, отпускным и пособию, выплачивается не всем. Для этого должны существовать определенные условия.
- Человек отказался занимать другую должность, которую ему предложили по состоянию здоровья. В таком случае размер выплаты будет равен 4 месячным окладам.
- Такой же размер выплат предусмотрен для тех, кто не работал больше 4 месяцев из-за продолжительной болезни.
- Размер пособия ограничивается заработком за 2 недели, если человека призывают в армию, на военную службу, при выходе на работу человека, чья должность временно занималась чиновником.
Если выплаты не были получены в день увольнения, тогда в компенсацию будут включаться и суммы за каждый день просрочки. Процент бывший чиновник способен высчитать самостоятельно, узнав ставку рефинансирования в Центральном банке РФ.
Таким образом, написать заявление на увольнение по собственному желанию работник муниципального учреждения имеет право, но нужно соблюсти множество бюрократических требований. Служебный контракт должен быть расторгнут с соблюдением всех процедурных нюансов.
Государственная служба: тонкости увольнения
Государственные служащие точно так, как и все остальные работающие граждане, могут быть уволены с рабочего места. Все особенности расторжения трудового контракта для таких сотрудников, включая порядок расчёта и документального оформления, регулируются специальными законодательными нормами.
Согласно этим нормам определяются основания для прекращения служебной деятельности, производится оформление документов и начисление всех, положенных по закону выплат.
Основания для возможного увольнения указаны в 37-й статье этого закона. А статья под номером 39 позволяет чётко разграничить процесс увольнения и освобождение от служебных обязанностей (должности).
Также к служащим применяются некоторые положения 81-й статьи Трудового кодекса, но в основном при расторжении трудовых контрактов работодатели ориентируются на федеральное законодательство.
А в 2013 году на основании правительственного постановления под номером 700, принятого в сентябре 2010 года, была дополнительно разработана отдельная памятка. Цель этого документа заключается в помощи служащим при расторжении контрактов и получении окончательного расчёта.
В настоящее время существует несколько примеров такой памятки. Например, документ, изданный Министерством труда, Федеральным казначейством и Министерством природных ресурсов.
Как было сказано выше, причина или основание для ухода у сотрудника государственных структур должна быть уважительной, то есть, предусмотренной законодательством.
Служащий имеет право уйти по собственной инициативе (желанию). Порядок действий в этом случае мало чем отличается от общепринятых норм. Работник письменно уведомляет своего руководителя и просит расторгнуть с ним контракт в указанный день. Такое заявление можно отозвать в течение четырнадцати дней с момента подачи документа, если на освобождающуюся должность руководством не был найден другой сотрудник.
Сотрудник обязан представить медицинское заключение, на основании которого будет произведено увольнение. Причём работодатель обязан предложить вакантную должность, если таковая имеется в этой организации. В случае отказа занять предложенное место, полученного от работника в письменном виде, руководитель инициирует процесс увольнения на основании 73-й статьи ТК и статей Закона о государственной службе.
Если обстоятельства не зависят от обеих заинтересованных сторон, контракт с работником можно расторгнуть без предложения другого рабочего места (39-я статья упомянутого ФЗ). Например, сотрудник получил инвалидность, и его неполноценная трудовая деятельность может нанести вред другим служащим или интересам организации.
Законодательством допускается перевод служащих в другую организацию. В таких случаях инициатива может быть проявлена как самим работником, так и его работодателями. Например, близится сокращение рабочего штата либо перевод связан с повышением в должности. Также причиной может послужить ухудшение самочувствия и потребность служащего в более комфортных условиях труда.
Таким гражданам полагаются особые льготы, а пенсионные выплаты начисляются с учётом выслуги. Чем больше времени было проведено на государственной службе, тем выше пенсионные начисления. В таком случае крайне важно, чтобы в трудовой книге была правильно указана причина расторжения трудового контракта. Правильная отметка, указанная сотрудниками кадрового отдела, позволит пенсионеру получать пенсионные выплаты в полном объёме.
Служащие не лишены возможности ухода по соглашению двух сторон. На эту возможность прямо указывает ФЗ под номером 79 (34-я статья). Для расторжения трудового контракта в этом случае сотруднику необходимо подписать специальный договор с руководством организации, в котором будут оговорены сроки расторжения контракта и начисление выплат при расчёте.
В трудовую книгу такого работника вносится соответствующая пометка, после чего он исключается из штата служащих.
Расторжение трудового контракта может основываться на дисциплинарных взысканиях, обусловленных недобросовестным исполнением сотрудником своих обязанностей. Ряд грубых нарушений может привести к немедленному расторжению трудового контракта. Например, к таким нарушениям относят прогулы без уважительных причин, появление на работе в пьяном виде, нарушение норм профессиональной деятельности (в том числе угрозу безопасности других работников), разглашение должностной информации, хищение имущества организации и так далее.
К уважительным основаниям относится также расторжение контракта по причине судимости (так называемое увольнение по статье, например, за хищение или нанесение вреда здоровью граждан).
Также сотрудник может лишиться доверия руководства. Такое наблюдается, если служащему поручено хранение неких материальных ценностей или денежных средств. На доверие работодателя могут повлиять, в том числе, и ложные данные (например, подача поддельной документации, скрытие доходов и так далее).
Сокращение или ликвидация — ещё одна весомая причина для ухода с государственной службы в конкретной организации. В обоих случаях работнику предлагается свободное рабочее место. Либо осуществляется его направление на курсы с целью повышения квалификации. Только после отказа, полученного от сотрудника, руководитель имеет право расторгнуть с ним трудовой контракт.
Основанием может являться достижение определённого возраста (допустимый максимум составляет шестьдесят лет), не прохождение испытания (оно может занимать период от трёх месяцев до года), окончание срока действия контракта.
Порядок документального оформления
Процесс расторжения трудового контракта инициируется по двум схемам:
- Сотрудник получает приказ, изданный руководителем. Чаще такое наблюдается при сокращении рабочего штата, ликвидации конкретной организации или дисциплинарных проступках, допущенных работником.
- Сотрудник самостоятельно обращается в кадровый отдел, пишет соответствующее заявление и предъявляет требующийся в данном случае пакет документов.
Заявление составляется по общепринятой форме. Специального бланка заполнять не нужно. Служащий просит расторгнуть трудовой контракт и указывает в документе основания для этого. Например, если идёт речь о заболевании, необходимо сослаться на медицинское заключение.
Приказ руководство оформляет по унифицированной форме (бланк Т-8). Указываются причины расторжения контракта и документальные основания.
После чего в личную карту и трудовую книгу вносятся соответствующие пометки. Вносится причина и отсылка на законодательные нормы, а также локальные документы (приказы, акты).
На руки бывший сотрудник государственной организации получает:
- оклад за последний рабочий месяц;
- компенсационные начисления за ещё неиспользованный отпускной период;
- если производится ликвидация (данная организация закрывается), дополнительно начисляется пособие в размере четырёхмесячного оклада;
- начисляется пособие на период поиска нового рабочего места (от двух до трёх месяцев, а на Крайнем Севере оплачивается период до шести месяцев).
Источники:
juridicheskii.ru nam-pokursu.ru hr-portal.ru zakonirabota.ru zakonguru.comКомментариев пока нет!