Льготы на проезд в общественном транспорте Беларуси
Льгот, которые отменили в Украине, нет и в Беларуси
С 1 июня в Украине лишили права на бесплатный проезд в общественном транспорте участников Великой Отечественной войны, "чернобыльцев", ветеранов труда, жертв нацистских преступлений. Это не остается без внимания белорусских СМИ. Мол, как можно обижать этих людей. А мы предлагаем посмотреть, какие льготы есть у белорусских ветеранов войны, "чернобыльцев" и "афганцев".
У белорусских ветеранов Великой Отечественной войны ситуация со льготами на проезд действительно лучшая — они могут ездить в общественном транспорте бесплатно. А вот наши "чернобыльцы" и "афганцы" лишены этого права аж с. 2008 года!
"В Беларуси это было отменено в 2008 году Указом президента и законом, который проходил через парламент . — рассказывает участник войны в Афганистане, правозащитник Олег Волчек . — И тогда не только "афганцы" попали под тот закон: и "чернобыльцы" попали, и инвалиды III группы — по состоянию здоровья, по возрасту. Там большая категория льгот была сокращена".
Выясняется, что одновременно с проездом отечественных "чернобыльцев" и "афганцев" лишили льготных рецептов на лекарства и бесплатного протезирования. А что с остальными льготами у этих и других категорий льготников в Украине?
По словам Украинского эксперта в области гражданских прав Бориса Кушнирука . в Украине от 12 до 16 миллионов различных льготников — "афганцев", "чернобыльцев" и ряда других. Почему такая неточная цифра? Потому что общегосударственной базы льготников в стране не было — все они регистрировались в областях. Конечно, говорит собеседник Еврорадио, это создавало благоприятные условия для коррупции, когда любое свидетельство можно было либо купить, либо получить "по знакомству". В условиях экономических трудностей власти решили расходы на льготы сократить. Но не полной их отменой, как в соседней Беларуси.
"Подход выбрали немного другой: если у человека доход выше определенного уровня, а это до 3 минимальных зарплат, то ему льгота не дается. А если меньше — тогда он на нее имеет право.
А минимальная зарплата в Украине с 1 января 2015 составляет 1 284 гривны, или 905 тысяч 220 белорусских рублей. В то же время все Украинские пенсионеры имеют право на бесплатный проезд в городском транспорте: метро, трамваях, автобусах, троллейбусах. А если пенсионер инвалид, то и в маршрутках. В Беларуси же все пенсионеры должны платить за проезд.
Кстати, в Украине одновременно с отменой бесплатного проезда в общественном транспорте для ветеранов отменили спецпенсии.
Борис Кушнирук . "С 1 июня отменены льготы, связанные с так называемыми спецпенсиями. Определенные категории высокопоставленных чиновников — прокуроров, судей, других госслужащих высокого уровня — у них пенсия могла достигать нескольких десятков тысяч гривен в месяц. При том, что средняя пенсия в Украине — 1500 гривен (1 миллион 57 тысяч белорусских рублей — Еврорадио). Сейчас пенсия таких спецпенсионеров не может превышать 7 минимальных зарплат" .
Экономия от такого сокращения спецпенсий, говорит Борис Кушнирук, сравнительно небольшая в деньгах — 1,5 миллиарда гривен в год, но огромная, если говорить о социальной справедливости.
Что еще можно сказать о льготах? К примеру, в воюющей Украине и сейчас оставили бесплатное питание в школах для всех детей с 1 по 4 класс. В белорусских школах бесплатно кормят только детей из многодетных семей. Если вы вынуждены платить за коммунальные услуги более 15% общего дохода семьи, то имеете право на получение специальной "коммунальной" субсидии от государства. Возвращать ее не нужно. Но если обманете, попадете под уголовную статью.
И, возвращаясь к отобранному праву на бесплатный проезд для Украинских ветеранов войны.
Борис Кушнирук . "Когда принимали бюджет на 2015 год, то прописали, что сами регионы могут определиться: может, к примеру, киевский бюджет дотировать таких льготников — дает им льготу на проезд в транспорте. Нет у региона такой возможности — извините".
Короче, со льготами не все так просто не только в Украине. Другое дело, что у нас нет войны, мы — социально ориентированная страна и у нас, как уверяют власти, нет сильного экономического кризиса.
Минтранс: студентам могут вернуть льготы на проезд
Фото: из архива
Белорусским студентам могут вернуть право на льготный проезд в общественном транспорте. Данную инициативу министерства транспорта и коммуникаций Беларуси в настоящее время рассматривает правительство Беларуси. По словам пресс-секретаря министерства Елены Солоненко, решение законодателей уже к концу этой недели будет известно.
Кроме того, к этому времени станет окончательно известно, вернут ли белорусским школьникам право на бесплатный проезд в городском общественном транспорте, передает "Еўрапейскае радые для Беларусі" .
Как ранее передавал Телеграф, согласно решению местных органов управления в Гомельской области с 15 декабря всем школьникам предоставили право на бесплатный проезд на городском и пригородном общественном автомобильном транспорте. С 13 декабря школьники в Полоцке, Новополоцке, Орше и Витебске могут также бесплатно ездить в общественных автобусах. С 7 декабря школьники в Минске также получили право на бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта за исключением такси.
Плюшки закончились: как в Беларуси урезали льготы
05.12.2014 Yastrebiec 727 44 16
Недавно новый мэр Минска пообещал проработать вопрос о возвращении льготного проезда студентам в общественном транспорте. Это уже не первый жест доброй воли от высоких начальников: льготы у нас могут как быстро забрать, так и вернуть, а потом снова заставить с ними попрощаться. TUT.BY посмотрел, как в социально ориентированном государстве упорядочивали систему господдержки.
В этом материале мы не претендуем на описание полноценной картины разветвленной системы льгот в Беларуси. Подчеркнем лишь основные вехи в борьбе с иждивенчеством, которые заметно сказались на благосостоянии белорусов.
Система льгот в Беларуси сформировалась еще в советское время. До 1980-х годов льготы охватывали относительно небольшое число граждан. Но в 1980-1990 годы, когда экономика страны начала рушиться, количество льгот резко возросло. В нулевых белорусские власти не раз называли социальную поддержку "громоздкой".
Первая попытка урезать льготы - в 1995 году
В 1995 году вышел Указ Президента РБ № 349 "Об упорядочении некоторых льгот для отдельных категорий граждан". В первую очередь этот документ касался ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС и граждан, проживающих на загрязненных территориях. Конституционный суд тогда пришел к выводу, что "президент взял на себя функции органа законодательной власти, чем превысил свои полномочия" . Было решено считать нормы указа не имеющими юридической силы.
В следующий раз всерьез о борьбе с иждивенчеством в Беларуси заговорили в 2003 году. Тогда в Палату представителей Национального собрания был внесен законопроект об упорядочении льгот. Принятие документа решили отложить до лучших времен и вернулись к нему в 2007-м. В Послании белорусскому народу и парламенту Лукашенко непрозрачно намекнул на то, что нужно уходить "от социальной защиты к социальному развитию" . Прозвучала популярная сегодня мысль о том, что "жить надо по средствам".
По оценкам чиновников, социальной поддержкой в стране в то время пользовались две трети населения страны, или 6,5 млн человек, причем многие имели право сразу на несколько льгот. Бесплатно или в полцены ездили на общественном транспорте 6 млн человек, дешевле покупали лекарства - 2,85 млн, льготами по оплате жилищно-коммунальных услуг пользовались 1 млн человек, услугами связи - 0,2 млн. Всего насчитывалось свыше 50 категорий льготников, которым предоставляли около 100 различных видов льгот. Подчеркивалось, что на льготы в общем доходе семьи приходится не больше 2,3% доходов, а наиболее обеспеченные люди получают поддержку в 1,3 раза большую, чем малообеспеченные.
Несколькими годами ранее в России был подписан федеральный закон "О монетизации льгот". Был составлен так называемый социальный пакет, в который вошли несколько самых значимых льгот (предоставление бесплатных лекарств, санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд в пригородном ж/д транспорте и т. д.). Начиная с 2006 года гражданин мог отказаться от соцпакета и получать за это денежные выплаты. Все остальные льготы были тоже компенсированы деньгами.
Недостаточный объем компенсаций и огрехи при практическом воплощении в жизнь вызвали широкомасштабные акции протеста. Правительство и законодатели вынуждены были вносить многочисленные поправки в принятый закон и выделять для льготников дополнительные средства. Похожий сценарий ждал и белорусов.
Законопроект об упорядочении льгот приняли сразу в двух чтениях
С самого начала обсуждение в парламенте законопроекта "О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан" было окутано завесой тайны. Заместитель главы Администрации президента Наталья Петкевич во время встречи с представителями общественных организаций заявила, что " проект закона на всенародное обсуждение выноситься не будет" . По ее словам, несколькими годами ранее рассматривался гораздо более радикальный вариант - отменить все льготы для любых категорий граждан, но в итоге решили действовать поэтапно.
До последнего момента мало кто из общественности был осведомлен, какие льготы и кому отменяют. Зато активно анонсировался "подробный механизм предоставления адресной социальной помощи" - взамен беспорядочным социальным льготам.
Когда пришло время голосования, закон был принят сразу в двух чтениях. Сто парламентариев выступили "за" проект закона и лишь один - "против". Сообщалось, что упорядочение льгот позволит сэкономить более 30 процентов бюджетных средств на соцподдержку. Эти деньги обещали потратить на поддержку рождаемости в стране, программы по реабилитации чернобыльских территорий, адресную помощь наиболее нуждающимся категориям граждан, в том числе детям-инвалидам.
Льготы урезали депутаты, адресную помощь пообещал президент
Любопытно, что на момент принятия закона к разработке указа президента об адресной социальной помощи даже не приступали - лишь только собиралась рабочая группа. Сам факт подготовки указа ряд экспертов расценили как попытку Лукашенко оправдаться за непопулярное решение. Бывший член Конституционного суда Михаил Пастухов в интервью "Еврорадио" обращал внимание, что льготы отменяли депутаты, а частично их возвращать берется президент.
Нависшую угрозу лишения целого ряда льгот и преимуществ не все проглотили молча. Более шести тысяч подписей передали в парламент студенты, требовавшие сохранения права на 50-процентную скидку на проезд в общественном транспорте. Были выступления несогласных в Минске и областных городах, которые нередко заканчивались задержаниями активистов.
Тем не менее, 17 декабря 2007 года закон об упорядочении льгот вступил в силу. Лишения затронули практически все категории населения. Из самого значимого: ветераны труда, студенты и учащиеся потеряли 50-процентную скидку на проезд в общественном транспорте. А бывшие узники концлагерей и чернобыльцы лишились возможности ездить бесплатно. Они же вместе с родителями детей до 3 лет по новым правилам не могли рассчитывать на бесплатные лекарства. Закончилась раздача плюшек родственникам льготников, в частности, они лишились льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и услуг связи. С подробным перечнем льгот, которых в один момент лишились белорусы, можно ознакомиться здесь.
За несколько дней до вступления в силу нового закона президент подписал Указ № 638 "О некоторых мерах государственной поддержки населения". Право на ежемесячное социальное пособие получили не только малоимущие семьи с детьми или инвалидами, но все семьи, чей среднедушевой доход по объективным причинам не превышает 100% наибольшей величины среднего бюджета прожиточного минимума за два последних квартала. Семьи, среднедушевой доход которых за два квартала не превышает 120% бюджета прожиточного минимума, теперь могли рассчитывать на единовременное социальное пособие. Семьям, которые тратят на жилье (коммунальные услуги, аренда, техническое обслуживание) более 20 процентов совокупного дохода в городе и 15 процентов в деревне, решили платить безналичные жилищные субсидии.
Учащимся и студентам пообещали компенсировать расходы на проезд за счет средств стипендиального фонда учебного заведения и внебюджетных источников финансирования.
Метаморфозы со льготами на проезд в общественном транспорте
А дальше начали происходить интересные вещи. В зависимости от обстоятельств и настроения протестных групп власти то возвращали часть льгот, то снова их отменяли. Еще в конце декабря 2007 года, то есть сразу после вступления в силу закона об упорядочении льгот, Могилевский городской совет депутатов единогласно принял решение возвратить почетным донорам право бесплатного проезда в городском общественном транспорте. Известно, что могилевские доноры активно выступали против отмены льгот и даже проводили предупредительную забастовку. Спустя время, летом 2010 года, новоизбранный Могилевский горсовет принял решение отменить эту льготу для доноров.
В январе 2008 года появилось сообщение о том, что "афганцы" снова получили льготына проезд в общественном транспорте. Чиновники подтверждали эту информацию и объясняли ее неожиданно "всплывшим" межправительственным соглашением, подписанным Беларусью одновременно с руководителями правительств стран СНГ в 1993 году. Согласно этому документу воины-интернационалисты имеют право на льготный проезд в городском транспорте, а также в пригородных автобусах (но не в электричках и междугородних автобусах!) наравне с инвалидами и участниками ВОВ. Соглашение оказалось более значимым, чем закон о льготах. Однако противоречия между этим документом и законом об упорядочении льгот до сих пор вызывает немало вопросов у белорусов, которые участвовали в войне в Афганистане.
В апреле 2008 года указом президента пенсионерам предоставили сезонную 50-процентную скидку на проезд в пригородном транспорте - с мая по октябрь. Такой подарок пожилым людям преподнесли "в рамках проведения системных мероприятий по государственной поддержке лиц, достигших пенсионного возраста" .
Интересно, что сразу после принятия закона об упорядочении льгот Лукашенковыразил непонимание, "почему в городе-герое Минске, где мы миллиарды и миллиарды вкладываем в то, чтобы и тротуары были лучше, и магазины рядом, и аптеки, пенсионер должен бесплатно ехать? Куда? Магазин рядом, аптека рядом, товаров сегодня - дай Бог" . Тем не менее, сезонная скидка для пенсионеров стала ежегодной традицией.
На этом уступки чиновников не закончились. В октябре 2008 года Министерство внутренних дел внутренним постановлением разрешило ряду сотрудников милиции бесплатно ездить в общественном транспорте. Также были определены категории льготников среди милиционеров для медицинского обслуживания и улучшения жилищных условий.
В декабре 2010 года, накануне президентских выборов, школьникам вернули право на бесплатный проезд в общественном транспорте (детей старше 7 лет этой льготы лишили в 2007 году). Представитель "Минсктранса" так аргументировал принятое тогда решение: " Школьников в Минске около 140 тыс. Они не так часто передвигаются на общественном транспорте, как студенты. В основном школы расположены в зоне доступности для учащихся. Поэтому число школьников, пользующихся правом бесплатного проезда, незначительно".
Вслед за Минском начали подтягиваться регионы. В некоторых городах республики льготы вернули также студентам, правда, ненадолго. Например, в Пинске за несколько дней до 19 декабря учащимся торжественно объявили о возвращении льгот на проезд. А спустя девять дней после выборов льготный проезд отменили.
В феврале 2011 года возможность ездить бесплатно школьники получили на республиканском уровне. Было принято постановление Совета министров №202 "О некоторых вопросах проезда обучающихся", которое регламентировало, что дети имеют право передвигаться без талончика только к месту учебы и обратно, и только во время учебного года. А уже весной школьникам Минска разрешили ездить бесплатнопо всему городу, вне зависимости от цели поездки.
В сентябре 2011 года власти вернулись к вопросу возвращения льгот для студентов. Не дожидаясь, пока соответствующее решение Мингорисполкома будет одобрено городским Советом депутатов, столичные транспортники разрешили студентам ездить бесплатно. Руководство города объясняло этот шаг "повышением социальной поддержки учащихся и студентов" . Напомним, в начале осени 2011 годавозобновились молчаливые акции протеста, основной движущей силой которых были студенты. Последняя крупная акция в Минске прошла 21 сентября - к этому времени учащиеся уже ездили по городу бесплатно.
Руководители регионов были возмущены вольностями минских городских властей. Председатель Гродненского исполкома Семен Шапиро высказывался против возвращения льгот студентам. По его мнению, эти деньги лучше было пустить на строительство больниц, детских домов, повышение зарплат врачей и учителей. Весной 2012 года мэр Минска Николай Ладутько прислушался к совету коллег и предупредилшкольников и студентов, что бесплатный проезд для них вводили " не на века вечные, а как элемент социальной поддержки в тяжелый период" .
С 1 сентября 2012 года, как и ожидалось, студенты в очередной раз потеряли "халяву". Бесплатный проезд в Минске было решено оставить только для школьников.
В то время как школьникам льготы на проезд вернули, у многодетных матерей, имеющих награду "Орден матери", их забрали. Городские власти объясняли это вступлением в силу в 2010 году закона "О местном управлении и самоуправлении в Беларуси", по которому горсовет может поддерживать только ветеранов, пенсионеров, инвалидов и детей.
Поддержка многодетных родителей, фильтр для адресной помощи и сокращение льготных кредитов
Тем не менее, многодетных родителей нельзя отнести к категории граждан, которая была обделена вниманием властей на протяжении последнего десятилетия. Со вступления в силу закона об упорядочении льгот их права не только не ущемляли, но и ежегодно вводили дополнительные меры по оказанию им социальной поддержки. Так, в 2007 году многодетные родители получили право на дополнительную финансовую поддержку при рождении детей, а также один свободный от работы день в неделю, в 2009 году - были наделены рядом налоговых льгот, в 2012-м - получили внеочередное право на получение льготных кредитов на строительство или покупку жилья и т. д. Весь список льгот, на которые последовательно получали право многодетные семьи, подробно описан здесь.
Что касается других социальных категорий, то в отношении них борьба с иждивенчеством продолжилась. В начале 2012 года был подписан указ президента №13, который должен был "усилить адресную помощь при строительстве жилья белорусами" . По документу число белорусов, претендующих на льготные кредиты при строительстве жилья, сократилось вдвое. Саму очередь из нуждающихся в улучшении жилищных условий тоже существенно "почистили". В выигрыше оказались опять же многодетные семьи, очередники, проживающие в малых городах, сотрудники силовых ведомств.
Весной 2012 года власти преподнесли сюрприз родителям детей до 3 лет, которыеполучили назад право покупать бесплатные лекарства после осмотра врача (на основании Указа Президента РБ №139 "О льготном обеспечении лекарственными средствами отдельных категорий граждан"). Соответствующее дополнение, а также 50-процентную скидку на лекарства для инвалидов 3-й группы внесли в закон об упорядочении льгот.
В декабре 2013 года было решено "профильтровать адресную социальную помощь ". Указом № 550 для ее назначения были введены дополнительные критерии. Так, ежемесячное социальное пособие перестали назначать трудоспособным гражданам, которые в течение последнего года работали менее 6 месяцев. Пристальное внимание стали уделять тем, кто обращается за помощью повторно. Если трудоспособный член семьи не выполнил определенный комиссией план по самостоятельному улучшению материального положения, в получении адресной помощи ему могут отказать. Таким образом, белорусов, которые могут рассчитывать на поддержку государства, стало еще меньше.
В июле 2014 года глава Нацбанка Надежда Ермакова предупредила белорусов, что государство намерено уходить от льготного кредитования в жилищном строительстве. Какими будут дальнейшие изменения в социальной политике, предсказать сложно. В 2015 году пройдут очередные президентские выборы.
Эксперты: сначала нужно было налаживать экономику и лишь потом - урезать льготы
Экс-депутат белорусского парламента Ольга Абрамова в 2007 году была единственной, кто выступил против принятия закона об упорядочении льгот. В комментарии TUT.BY она рассказала, что на самом деле с изменениями тогда внутренне были не согласны как минимум 15 процентов депутатов. Но в той ситуации на них сильно давили.

Сейчас специалист наблюдает за социальной политикой государства со стороны. По ее словам, многие льготы "втихую восстановили" . не соразмерив их с величиной государственного бюджета. "На мой взгляд, для многих категорий у нас до сих пор довольно высокий уровень соцзащиты - гораздо больше того, что может позволить себе государство в сегодняшней ситуации".
Заведующий отделом социальной политики газеты "Белорусы и рынок" Константин Скуратович считает, что все последние действия властей в социальной сфере без реформ в экономике не имели смысла.
- Предполагалось, что со временем будут расти денежные доходы населения, в том числе и пенсии, и вопрос льгот отпадет сам по себе. Но доходы расти перестали, и из этой затеи ничего в итоге не получилось. Определили, что за помощью в райисполкомы будут обращаться только действительно малоимущие люди. Но установили там такие смешные "потолки нуждаемости", что фактически 90 с лишним процентов бывших льготников потеряли всякую помощь государства.
А по-хорошему надо было изначально экономику налаживать так, чтобы она работала, чтобы люди могли получать хорошие зарплаты, а затем и хорошие пенсии.
Похожей позиции придерживается и политолог Валерий Карбалевич . По его мнению, сама концепция социального государства предполагает наличие ресурсов, например, как в Швеции или в Дании. В этом случае власти перераспределяют национальный доход в пользу незащищенных слоев населения. В условиях бедного государства, как в Беларуси, считает эксперт, распределять, собственно, нечего. А поскольку ситуация в экономике ухудшается, власть первым делом идет на сокращение социальных трансферов.
- Но по логике вещей вместе с уменьшением рычагов социального государства должны идти экономические реформы, которые дали бы возможность людям самим зарабатывать на жизнь. Вот такой алгоритм был бы правильным. Что касается адресной социальной помощи, то она у нас существует, но насколько эффективна, можно спорить. Действительно ли люди, имеющие серьезные проблемы с выживанием, защищены государством? На минимальном уровне - да, но все это сопряжено с большими бюрократическими процедурами. В значительной мере адресная защита не работает также и потому, что есть другие системные проблемы, такие, как низкая стоимость коммунальных услуг и проезда в общественном транспорте. Получается, что низкие коммунальные тарифы дают привилегии в первую очередь богатым людям. Ведь чем больше у человека квартир, тем больше у него льгот по коммунальным услугам. И наоборот, самые бедные оказываются в меньшей степени защищены. Сама социальная модель Беларуси в значительной степени ориентирована на уравниловку.
Валерий Карбалевич считает, что система социальных льгот, которые остались сегодня у населения, имеет мизерное значение по сравнению с теми же низкими тарифами ЖКХ. Кроме того, в нашей стране практикуются совершенно экзотические и малоэффективные формы социальной поддержки, например, поддержка нерентабельных предприятий за счет бюджета или частного бизнеса, с помощью чего удается сокращать безработицу. Все остальные льготы, по мнению эксперта, имеют символическое значение. Даже система поддержки материнства и детства в Беларуси, считает Валерий Карбалевич, не является выдающейся по сравнению с другими странами.
Блог Гродно s13
Бесплатный проезд школьников в Беларуси конкретизировали и ограничили по месту и времени действия
Автор: oxapkin . 21 февраля 2011 года, 17:03
Учащиеся общеобразовательных учреждений Беларуси получили право на бесплатный проезд в общественном транспорте от места жительства (места пребывания) к месту учебы и обратно в период с 1 сентября по 30 июня. Данная норма предусмотрена постановлением Совета Министров №202 от 16 февраля 2011 года О некоторых вопросах проезда обучающихся .
Учащиеся общеобразовательных учреждений и учреждений, обеспечивающих получение специального образования, имеют право на бесплатный проезд на автомобильном транспорте общего пользования регулярного городского сообщения, городском электрическом транспорте и в метрополитене от места жительства (места пребывания) к месту учебы и обратно в период с 1 сентября по 30 июня , - отмечено в документе.
Право на бесплатный проезд будет предоставлено учащимся на основании справки о том, что гражданин является обучающимся или воспитанником учреждения образования с указанием места жительства (места пребывания) и места учебы .
Расходы по бесплатному проезду учащихся будут осуществляться за счет собственных средств организаций, выполняющих перевозку автомобильным транспортом общего пользования регулярного городского сообщения, городским электрическим транспортом и в метрополитене.
В документе также предусмотрено, что руководители ПТУ, ссузов и вузов могут оказывать нуждающимся учащимся и студентам дневной формы получения образования материальную помощь для оплаты проезда на автомобильном транспорте общего пользования регулярного городского сообщения, городском электрическом транспорте и в метрополитене. Материальная помощь может быть оказана по заявлению учащегося или студента на основании ходатайства постоянно действующей комиссии по оказанию материальной помощи на проезд, создаваемой в учреждении образования в установленном порядке.
В Запорожье вовсю готовятся к отмене льготного проезда в общественном транспорте
Увеличение количества трамваев и троллейбусов на улицах, новые кассы по продаже билетов на электротранспорт и муниципальная служба по контролю над оплатой проезда - предложения, которые рассматривают в мэрии
Основные изменения в связи с отменой льготного проезда коснутся Запорожэлектротранса. Трамваи и троллейбусы - главные перевозчики льготных категорий населения. Их уже давно окрестили главным транспортом пенсионеров.
Однако с 1 июня 2015 года ситуация для льготников и социального транспорта резко изменится. Согласно решению ВРУ, бесплатно прокатиться в транспорте с начала лета смогут только инвалиды 1 и 2 группы, дети-инвалиды, дети-сироты, дети, лишенные родительской опеки, учащиеся из малообеспеченных семей и лица, которые их сопровождают, а также сопровождающие инвалидов 1 группы и участники боевых действий.
В новую жизнь запорожский электротранспорт намерен войти с новой программой. Ее уже разработали и планируют принять на заседании исполкома.
С отменой льгот на улицах города планируется увеличение количества трамваев и троллейбусов. В Запорожэлектротрансе намерены отремонтировать 36 трамваев и 39 троллейбусов. В планах также приобретение 10 новых троллейбусов, деньги на которые заложили в бюджете в сумме 23 млн. 700 тыс.грн.
Продажу билетов на трамваи и троллейбусы в мэрии намерены максимально переместить на улицы города, привлекая ресурсы остановочных комплексов, киосков КП Пресса, терминалов в супермаркетах.
Чтобы оптимизировать график движения, на трамваи и троллейбусы планируют установить GPS. Для этого хотят закупить оборудования на 1,6 млн. грн.
А вот чтобы ловить зайцев в трамваях и троллейбусах, в Запорожэлектротрансе предлагают организовать муниципальную службу по контролю за оплатой в общественном транспорте.
Не исключают на предприятии и возможности частных контролеров, которые будут работать с коммунальным предприятием на основе аутсорсинга.
Какой экономический эффект будет извлечен после отмены льгот на проезд и в случае реализации всех указанных мероприятий, в проекте программы, предложенной Запорожэлектротрансом, не указывается. Однако городской голова Александр Син уже заявил, что городу придется разрабатывать новую программу социального транспорта, финансирование которой необходимо предусмотреть в местном бюджете.
Запорожских пенсионеров лишат бесплатного проезда, а школьники останутся без учебников
В конце декабря минувшего года депутаты Верховной Рады полночи голосовали за государственный бюджет и прочие документы, которые должны регулировать финансовую жизнь страны на 2015 год. В результате Украинцы получили не только жесткую налоговую нагрузку, но и лишились большей части льгот и пособий. Правда, сокращение государственной помощи малоимущим произошло в меньшем объеме, чем планировалось изначально. Тем не менее, эксперты запланированные нововведения уже назвали "социальной эвтаназией", сообщает z-city.com.ua
Образовательные потрясения
Неприятный сюрприз в этом году получили родители дошкольников: им придется больше платить за детсады. Например, сейчас трехразовое питание дошкольников в среднем стоит почти 27 гривен в день. Его в складчину оплачивает и местная казна, и сами родители: в городских детсадах родители оплачивают половину этой суммы, а в сельских — 30%. В 2015-м молодым родителям придется платить на 10% больше – 60% и 40% соответственно. По предварительным подсчетам, сумма на 50-60 гривен превышает нынешние взносы. Правда, детей из малообеспеченных семей, как и раньше, обещают кормить бесплатно.
Фото сайта perm.urfo.org
Не обошли нововведения и школы. Не смотря на угрозу чиновников отменить в них бесплатное питание, его все же оставили для учеников 14 классов, детей-инвалидов, сирот, и ребят из малообеспеченных семей.
Кроме того, власти Запорожья решили детей-диабетиков и ребят-переселенцев из Донбасса кормить за счет местного бюджета.
Есть хорошие новости и для учителей. Им не придется работать больше, "отрабатывая" свою скромную ставку. Ведь в первой редакции закона о госбюджете планировалось увеличение нагрузки педагогических работников до 22-25 часов в неделю. Но все-таки депутаты оставили ее неизменной — 18 часов в неделю.
Кроме того, полное среднее образование в Украине остается бесплатным. Хотя в конце минувшего года родителей школьников и пугали тем, что бесплатным обучение будет лишь до 9-го класса. Зато государство решило экономить на учебниках. Бесплатно их будут выдавать только сиротам, детям, лишенным родительской опеки, инвалидам и ребятам из малообеспеченных семей. Остальным школьникам новые учебники придется покупать за свой счет.
В ПТУ и колледжах урезания льгот избежали только инвалиды, дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения. Они, как и прежде, будут на полном государственном обеспечении: продолжат получать стипендию, бесплатное питание и учебники. А вот когда такой ребенок станет студентом вуза, соответствующую льготу у него отберут: не будет ни бесплатного питания, ни дармовых учебников. Кстати, под нож пошли еще несколько льгот выпускников и работников вузов. Например, молодые специалисты, уехавшие трудиться в село, уже не могут рассчитывать на бесплатное жилье. А доценты и доктора наук, преподающие в вузах, останутся без ряда надбавок к зарплате. Зато студенты отстояли свое право на стипендию – денежные выплаты им не отменили.
"Детские" деньги отдадут мамам
В этом году запорожским родителям обещают вернуть пособие по уходу за детьми до трех лет. Напомним, эти 130-гривневые пособия правительство отменило 1 июля 2014 года.
Фото сайта bagnetscarol.blogspot.com
— Это не возобновление выплат, а узаконивание уже существующих, — поясняет Екатерина Кривошей, начальник управления социальных гарантий областного департамента соцзащиты. – Эти выплаты касаются лишь тех женщин, которые родили ребенка до 1 июля 2014 года. По старому законодательству деньги при рождении первого ребенка равными частями выплачивались в течение двух лет, а в течение третьего года молодые мамы ежемесячно получали пособие по 130 гривен. Этим женщинам соответствующие выплаты проводились и минувшие полгода, сейчас их просто узаконили. А вот те женщины, которые родили после 1 июля прошлого года, будут получать единые выплаты при рождении ребенка в размере 48 тысяч гривен, которые будут выплачиваться равными частями в течение трех лет.
Кроме того, малообеспеченным многодетным семьям в этом году обещают сохранить 50% скидку за оплату жилья и коммунальных услуг.
В больницах все без изменений
Бесплатное питание в больницах тоже решили оставить. Правда, обязательства по его финансированию разделят. За инвалидов, детей-сирот и малообеспеченных будет платить государство. А вот всем остальным предложат бесплатный обед только в том случае, если поступит оплата из местного бюджета.
Фото сайта vmichurinske.ru
— Областным бюджетом предусмотрено финансирование питания в больницах по уровню прошлого года с учетом инфляции. И урезать питание больных пока не планируется, — говорит Наталия Дорошенко, начальник управления кадрового и финансового обеспечения областного департамента здравоохранения. – Всего на 50 с лишним больниц области будет выделено почти 95 миллионов гривен.
А вот самих медиков в этом году ждет неприятный сюрприз. Депутаты лишили врачей ряда надбавок (без доплат остались те, кто работает в инфекционных отделениях и туберкулезных диспансерах).
Льготники – на выход!
Понятие "льготный проезд" может исчезнуть из словаря запорожцев ранее, чем через полгода. Депутаты лишили права бесплатного проезда в общественном транспорте представителей большинства льготных категорий. С 1 июня льготным проездом смогут пользоваться только инвалиды 1-й и 2-й группы, дети-сироты, дети-инвалиды, дети, лишенные родительской опеки, дети из малообеспеченных семей и участники боевых действий.
Фото сайта vologda.bezformata.ru
При этом в Кабинете министров успокаивают: мол, для пенсионеров будет разработан метод компенсации затрат на проезд. Но пока неизвестно, как именно и из каких источников (местные или госбюджет) ее будут выплачивать.
Кстати, городские власти могут расширить перечень льготников, которым полагается бесплатный проезд в транспорте, но компенсировать затраты им придется из городского бюджета. Будут ли расширять перечень льгот в запорожском транспорте, наши чиновники пока не говорят.
Скромные "больничные"
С января 2015 года запорожцам "урезали" выплаты по больничным листам. Правда, это в первую очередь касается тех, у кого страховой стаж составляет меньше восьми лет. Скажем, раньше размер "больничных" выплат для тех, кто имеет стаж менее 5 лет, составлял 60% официального среднего заработка за последние полгода, при страховом стаже 6-8 лет – 80% официального среднего заработка, а свыше восьми лет – 100%. Сейчас размер выплат на прежнем уровне оставили только последней категории сотрудников. А вот размер выплат остальным теперь выглядит так: при страховом стаже до трех лет – 50% средней зарплаты, от 3 до 5 лет – 60%, а от 5 до 8 лет – 70% от средней зарплаты за предыдущие полгода.
Фото сайта weynews.ru
P.S. Вывод напрашивается сам собой: в этом году запорожцам придется еще туже затянуть пояса. При практически неизменном уровне средней зарплаты, горожане все больше денег будут тратить на проезд, содержание детей, питание и коммуналку. В целом, по подсчетам специалистов, этими и другими мерами в 2015 году государство сможет сэкономить около 27 миллиардов гривен. Главное, чтобы эти деньги не растворились в бездонных карманов наших чиновников, как это бывало уже не раз…
В запорожских трамваях проезд подорожает до 3 гривен
Стоимость проезда в общественном транспорте Запорожья - троллейбусах, трамваях и автобусах - должна быть повышена с одной до двух гривен, для льготников она составит одну гривну. Такие тарифы, в рамках круглого стола «Общественный транспорт города. Задания, проблемы, перспективы», предложил сегодня обсудить начальник управления транспорта и связи Запорожского городского совета Леонид Костюченко.
По его словам, сегодня в городе тысячи человек вынуждены ехать в транспорте стоя, из-за нехватки городского электротранспорта, численность которого уменьшилась на треть с конца 80-х. В перестроечную эпоху по улицам Запорожья ездили 385 единиц электротранспорта, сейчас - 235. В тоже время государство обещанных субвенций, в полной мере компенсирующих проезд льготников, городу не выделяет. В этом году электротранспорт удержал на плаву горсовет, выделивший 27 миллионов гривен «Запорожэлектротрансу». В следующем году этих денег в городском бюджете из-за кризиса может не оказаться: из-за уменьшения зарплат на запорожских предприятиях городская казна может не досчитаться миллионов. А посему, пришли к общему выводу участники круглого стола, среди которых преобладали автоперевозчики и чиновники, проезд в коммунальном транспорте должен подорожать.
Среди возможных вариантов высказывались предложения введения дифференцированной оплаты проезда - 1, 2 и 3 гривны - в зависимости от дальности проезда. А также внедрение «опыта Бердянска», где пенсионеры оплачивают половину стоимости проезда.
- Льготников не должно быть - все должны платить! - подытожил результаты обсуждения заместитель запорожского мэра Сергей Гладченко. Планируется, что вместо льгот запорожским пенсионерам будут начислять фиксированную сумму на транспортные расходы.
Все высказанные во время круглого стола предложения должны войти в, разрабатываемую сейчас, городскую программу развития общественного транспорта. Завтра во время аналогичного круглого стола свои предложения в эту программу внесут запорожские дорожники.
«Социальное Запорожье» требует вернуть льготникам право на бесплатный проезд в городском транспорте
«Социальное Запорожье» требует вернуть льготникам право на бесплатный проезд в городском транспорте

Депутаты, входящие в группу «Социальное Запорожье» требуют решения данного вопроса на следующей сессии.
«Наша группа убеждена, что этот вопрос должен быть решен в ближайшее время и просим рассмотреть его на следующей сессии городского совета», - считает Иван Костенко.
Депутат отметил, что в последние дни к нему и к другим представителям группы “Социальное Запорожье” регулярно обращаются жители города, которые пострадали из-за решения Кабмина об отмене льгот на проезд.
«Речь идет об инвалидах третьей группы, участниках боевых действий, членов семей погибших при боевых действиях, особах, которые имеют особые заслуги перед Родиной, особах, которые имеют особые трудовые заслуги перед Родиной, особы, которые совершают уход за инвалидами первой группы, престарелыми, которые достигли 80-летнего возраста, социальных работниках, родителей многодетных семей, учениках общеобразовательных учебных заведений», - говорит депутат «Социального Запорожья» Иван Костенко.
Решение данного вопроса депутаты предлагают найти в городском бюджете.
«К сожалению, решить этот вопрос на всеУкраинском уровне сегодня не представляется возможным. Однако, как депутаты городского совета, мы можем и обязаны рассмотреть все возможные варианты сохранения льгот на проезд в городском транспорте тем категориям, которые в этом нуждаются, - говорит еще один представитель депутатской группы «Социальное Запорожье» Иван Костенко, - Безусловно, городской бюджет не резиновый, но мы уверены, что при детальной проработке ситуации мы сможем изыскать необходимую сумму в городской казне для сохранения льгот на проезд».
Напомним, ранее КабМин отменил льготный проезд для целого ряда категорий граждан. Решение вступило в силу 1 июня. Сегодня правом бесплатного проезда в общественном транспорте могут пользоваться только пенсионеры и инвалиды 1-2 группы.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!