Льготы железнодорожникам в России
Пенсионные льготы железнодорожникам
В зависимости от характера выполняемых работ железнодорожники могут пользоваться пенсионными льготами по нескольким основаниям. Во-первых, это основания, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ О трудовых пенсиях в Российской Федерации. В соответствии с ним трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет.
Таким правом на железнодорожном транспорте пользуются бандажники, заливщики свинцово-оловянистых сплавов, пробивальщики-продувальщики труб, слесари по ремонту подвижного состава, занятые на ремонте цистерн из-под этиловой жидкости или занятые на ремонте, заправке и смене клапанов цистерн (Раздел XXI Списка № 1 Транспорт, подраздел 1).
Второе основание установлено подпунктом 2 пункт 1 статьи 27: мужчины имеют право выйти на пенсию с 55 лет, женщины - с 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж не менее 25 и 20 лет. Под действие этого подпункта подпадают аппаратчики приготовления химических растворов, кочегары паровозов в депо, промывальщики котлов паровозов и некоторые другие работники (Раздел XXVIII Списка № 2, подраздел 1).
Третье основание записано в подпункте 5 пункта 1 статьи 27, где непосредственно упомянуты железнодорожники. Подробный перечень работников, предусмотренных данным подпунктом, содержится в Списке профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом д статьи 12 Закона РСФСР О государственных пенсиях в РСФСР (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1992г.
Если Списком для досрочного назначения пенсий предусмотрены дополнительные условия (занятость на магистральных железных дорогах, на участках с интенсивным (особо интенсивным) движением поездов, на станциях определенной классности т.д. то в этом случае необходимо представить уточняющую справку. Она выдается предприятием со ссылкой на соответствующие документы, подтверждающие предусмотренные Списком условия (графики движения поездов, приказы начальника отделения железной дороги об отнесении станции к определенной классности, закрепление работника за определенным участком магистральной железной дороги и т.д.).
Главный специалист-эксперт клиентской службы УПФР в Закаменском районе - филиала ОПФР по РБ: Э.В. Норбоева
Ярославский ДК железнодорожников признан лучшим в России
На ВсеРоссийском конкурсе он победил в номинации «Лучший Дом культуры, принадлежащий предприятию»
Сегодня, 10 апреля, стали известны итоги ВсеРоссийского смотра-конкурса Лучшее культурно-досуговое учреждение Российской Федерации. И среди тысяч Домов культуры победителем в номинации Лучший Дом культуры, принадлежащий предприятию стал наш Дом Культуры и техники железнодорожников.
Гордостью дома культуры и визитной карточкой ДК является ансамбль народного танца Ярославна. Сегодня он претендует на звание заслуженного коллектива, и если его получит, то будет первым в Ярославле. Кроме этого, активно развиваются ансамбли эстрадного танца Дилижанс, Карамель, и Образцовая детская хореографическая студия Ярилица. На базе Дома культуры уже 20 лет существует клуб Юный железнодорожник.
В 2011 году Дом культуры и техники железнодорожников станции Ярославль-Главный отметил своё 55-летие. К этому событию был отремонтирован зрительный зал, установлено новое световое и звуковое оборудование.
Досрочная трудовая пенсия железнодорожникам
В соответствии с подпунктом 5, пунктом 1, статьи 27 Федерального закона “О трудовых пенсиях в РФ” от 17.12.2001г № 173 трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55, женщинам - по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Работникам железнодорожного транспорта и метрополитена, учитывая особый характер их труда, пенсия по старости может назначаться досрочно и в соответствии с подпунктами 1 и 2, пункта 1 вышеуказанной статьи по перечню профессий и должностей, предусмотренных в первую очередь в Списках N 1 и N 2. а согласно пп. 5, п. 1, ст. 27 по Списку. утвержденному Постановлением Правительства РФ от 24 апреля1992 г. N 272.
По Списку N 1 пенсия назначается мужчинам по достижении 50 лет при наличии страхового стажа 20 лет, из которых не менее 10 лет должно приходиться на работы, дающие право на эту пенсию, женщинам - по достижении 45 лет при наличии страхового стажа не менее 15 лет, из которых не менее 7 лет и 6 месяцев должно приходиться на указанные работы.
По Списку N 2 пенсия назначается мужчинам по достижении 55 лет при наличии страхового стажа работы не менее 25 лет, из которых не менее 12 лет и 6 месяцев должно приходиться на работы, дающие право на эту пенсию, женщинам - по достижении 50 лет при наличии страхового стажа не менее 20 лет, из которых не менее 10 лет должно приходиться на указанные работы.
В тех случаях, когда работник (в том числе железнодорожного транспорта и метрополитена) по каким-либо причинам не выработал стажа на соответствующих видах работ, дающего право на пенсию по Спискам N 1 и N 2. но имеет его не менее половины требуемого, законодательством предусмотрена возможность уменьшения возраста выхода на пенсию пропорционально специальному стажу. Так, гражданам, проработавшим на работах, предусмотренных Списком N 1. не менее половины установленного срока (мужчины - не менее 5 и женщины - не менее 3 лет и 9 месяцев), трудовая пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного возраста на один год за каждый полный год такой работы. Гражданам, проработавшим на работах, предусмотренных Списком N 2. не менее половины установленного срока (мужчины - не менее 6 лет и 3 месяцев и женщины - не менее 5 лет), трудовая пенсия по старости назначается: мужчинам - с уменьшением общеустановленного возраста на один год за каждые 2 года и 6 месяцев, а женщинам - за каждые два года работы, дающей право на пенсию по Списку N 2. Следует иметь в виду, что данная льгота не распространяется на работников, которые пользуются правом на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подп. 5 п. 1 комментируемой статьи .
Рассмотрим подробнее вопросы о том, кому и при каких условиях предоставляются эти льготы.
Подпунктом 5 определены две категории лиц, которым установлено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости:
- работники железнодорожного транспорта и метрополитена
- водители грузовых автомобилей.
Для каждой из этих категорий предусмотрены собственные критерии оценки занятости на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Для водителей грузовых автомобилей следует подтвердить личное участие на вывозке угля, сланца, руды, породы на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах, поэтому сведений о работе, содержащихся в трудовой книжке работника, может быть недостаточно для подтверждения занятости на указанных работах.
Так, правом на досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости пользуются рабочие локомотивных бригад и работники отдельных категорий, которые непосредственно участвуют в организации перевозок и обеспечивают безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене. Мужчинам пенсия назначается по достижении 55, женщинам - по достижении 50 лет, если они трудились соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет на работах, дающих право на пенсию в соответствии с подп. 5 п. 1 комментируемой статьи. К ним относятся работники службы пути, службы движения и перевозок, локомотивного и вагонного хозяйства, службы энергетики. При этом не имеет значения, какие перевозки они осуществляют: грузовые или пассажирские.
Круг работников железнодорожного транспорта и метрополитена, которым предоставляется досрочное пенсионное обеспечение, содержится в Списке профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с п. д ст. 12 Закона РСФСР О государственных пенсиях в РСФСР , утвержденном Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 г. N 272. Данный Список применяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 июля2002 г. N 537.
При рассмотрении вопроса о досрочном пенсионном обеспечении таких работников следует иметь в виду, что указанный Список распространяется не только на работников магистральных железных дорог системы Министерства путей сообщения РФ (далее - МПС России), но и на работников железнодорожного транспорта предприятий и организаций. Например, в Списке от 24 апреля1992 г. предусмотрены кочегары поездов, машинисты тепловозов и некоторые другие профессии без дополнительных уточнений. Этим работникам пенсия в связи с особыми условиями труда назначается независимо от того, на какой железной дороге они заняты.
Факт занятости на соответствующих видах работ может служить основанием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости только в том случае, если такая работа выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, что в каждом конкретном случае подтверждается необходимыми документами.
Работникам железнодорожного транспорта и метрополитена, которые не заняты непосредственно перевозками, трудовая пенсии по старости может назначаться в соответствии с подп. 1 и 2 п. 1 комментируемой статьи согласно перечню профессий и должностей, предусмотренных в соответствующих разделах Списков N 1 и N 2 (см. комментарий к подп. 1 и 2 п. 1 настоящей статьи ).
Основным условием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 1 и 2 п. 1 комментируемой статьи является наличие страхового стажа и стажа работы, предусмотренной соответственно Списками N 1 и N 2. определенного абзацами первыми указанных подпунктов. Для лиц, которые выработали не менее половины требуемого стажа на соответствующих видах работ, предусмотрена возможность уменьшения возраста выхода на трудовую пенсию по старости пропорционально имеющемуся стажу на таких работах. Такой порядок досрочного назначения трудовой пенсии по старости для работников, которым назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подп. 5 п. 1 комментируемой статьи. не предусмотрен.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2003 г. N 239 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 1 и 2 п. 1 комментируемой статьи. засчитывается время выполнявшейся до 1 января 1992 г. работы, предусмотренной Списками N 1 и N 2 от 1956 г. наравне с работами, предусмотренными Списками N 1 и N 2 .
При этом следует иметь в виду, что в список N 2 от 1956 г. включены работы, которые в настоящее время дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 5 п. 1 комментируемой статьи. Поэтому если до 1 января 1992 г. работники железнодорожного транспорта и метрополитена выработали не менее половины стажа работы в профессиях и должностях, предусмотренных Списком N 2 от 1956 г. то вопрос о назначении трудовой пенсии по старости таким работникам может быть рассмотрен в соответствии с подп. 2 п. 1 комментируемой статьи .
Круг работников железнодорожного транспорта и метрополитена, которые имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, определен Списком от 24 апреля1992 г. Этот Список распространяется на работников как федерального железнодорожного транспорта системы МПС России, так и промышленного железнодорожного транспорта организаций, имеющих подъездные пути, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.
Перечень ранее применявшихся наименований профессий и должностей работников железнодорожного транспорта и метрополитена, работа в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение, определен разъяснением Минтруда России от 11 июня1992 г. N 5в О порядке применения Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом д статьи 12 Закона РСФСР О государственных пенсиях в РСФСР , утвержденным Постановлением Минтруда России от 11 июня1992 г. N 21и.
Постановлением Минтруда России от 1 апреля 2003 г. N 15 Об установлении тождества профессий рабочих, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1, 2, 4, 5 и 7 пункта 1 статьи 27 Федерального закона О трудовых пенсиях в Российской Федерации установлено тождество профессий рабочих, предусмотренных Списком от 24 апреля 1992 г. тем же профессиям, которые предусмотрены Списком N 2 от 1956 г. и которые при пересмотре соответствующих выпусков ЕТКС были унифицированы в профессии, включенные в Список от 24 апреля 1992 г. Периоды работы в профессиях, по которым установлено тождество, могут засчитываться в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 5 п. 1 комментируемой статьи на основании выписок из соответствующих выпусков ЕТКС или постановлений Госкомтруда СССР, подтверждающих унификацию профессий.
Тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих, являющихся специфичными для железнодорожного транспорта и метрополитена, помещены в ЕТКС (вып. 56, раздел Железнодорожный транспорт и метрополитен ), утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 6 декабря1983 г. N 283/24-82.
Должностные обязанности работников железнодорожного транспорта также предусмотрены квалификационными характеристиками должностей руководителей, специалистов и служащих, определенными указанием МПС России от 18 октября1996 г. N А-914-у.
Итак, основным критерием определения занятости работников локомотивных бригад, работников железнодорожного транспорта и метрополитена на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, является их занятость в профессиях (должностях), предусмотренных Списком от 24 апреля1992 г.
В этот Список включены работники, которые непосредственно осуществляют организацию перевозок и обеспечивают безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене.
Метрополитен - вид рельсового транспорта. Линии метрополитена обычно прокладываются под землей (в тоннелях), а при необходимости - по поверхности и на эстакадах. Метрополитен включает не только непосредственно железную дорогу, но и здания, сооружения, станции, депо с ремонтной службой и др.
Железнодорожный транспорт в Российской Федерации является частью единой транспортной системы страны и состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций.
Обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - система экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, предпринимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями железнодорожного транспорта, иными юридическими лицами, а также физическими лицами и направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.
Списком от 24 апреля1992 г. ряд профессий и должностей предусмотрены без дополнительных условий, поэтому для работников, занятых в таких профессиях и должностях, не имеет значения, на каких железных дорогах они заняты: магистральных или железнодорожных путях организаций. Например, это относится к кочегарам паровозов, машинистам и помощникам машинистов автомотрис и мотовозов, машинистам и помощникам машинистов паровозов, машинистам и помощникам машинистов электровозов, машинистам и помощникам машинистов дизель-поездов, машинистам и помощникам машинистов электропоездов (секция).
Работникам перечисленных профессий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости дает их работа в составе локомотивных бригад железнодорожного транспорта или метрополитена либо непосредственное участие в организации перевозок и безопасности движения на железных дорогах.
Как указывалось выше, Список от 24 апреля1992 г. распространяется и на работников железнодорожного транспорта предприятий и организаций. Например, в этом Списке предусмотрены кочегары поездов, машинисты тепловозов и некоторые другие профессии без дополнительных уточнений. Этим работникам пенсия в связи с особыми условиями труда назначается независимо от того, на какой железной дороге они заняты.
Вместе с тем некоторые работники будут иметь право на досрочную трудовую пенсию по старости, если выполняют работы на участках магистральных железных дорог с интенсивным или с особо интенсивным движением поездов. К ним относятся, например, бригадиры (освобожденные) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений, монтеры пути, ремонтники искусственных сооружений. Магистральные железные дороги - это комплекс сооружений и технических средств общего пользования, предназначенных для перевозки пассажиров и грузов, входящих в систему МПС России. Особо интенсивное движение - это размеры движения пассажирских и грузовых поездов (в сумме) по графику на двухпутных участках более 100 пар и на однопутном участке - более 48 пар в сутки. Интенсивное движение - соответственно, более 50 пар в сутки.
Интенсивность движения поездов определяется по графикам движения поездов, ежегодно утверждаемым МПС России. График является одним из важнейших качественных показателей работы железных дорог, основой организации движения поездов и объединяет деятельность всех подразделений, выражая заданный объем эксплуатационной работы железных дорог.
Списком от 24 апреля1992 г. предусмотрены работники, занятые на определенных железнодорожных станциях. Такие условия применяются к дежурным по сортировочным горкам, занятым на станциях внеклассных и I класса, диспетчерам маневровых железнодорожных станций внеклассных и I класса, операторам сортировочных горок, занятым на станциях внеклассных и I класса.
Железнодорожная станция - пункт, который разделяет железнодорожную линию на перегоны или блок-участки, обеспечивает функционирование инфраструктуры железнодорожного транспорта, имеет путевое развитие, позволяющее выполнять операции по приему, отправлению, обгону поездов, операции по обслуживанию пассажиров и приему, выдаче грузов, багажа, грузобагажа, а при развитых путевых устройствах выполнять маневровые работы по расформированию и формированию поездов и технические операции с поездами.
При рассмотрении вопроса о досрочном пенсионном обеспечении работников железнодорожных станций (дежурных по станциям, по сортировочным горкам, диспетчеров маневровых, операторов сортировочных горок, осмотрщиков вагонов, слесарей по ремонту подвижного хозяйства) необходимо знать, на каких станциях они работают. Станции подразделяются на внеклассные, I - V классов. Объем выполняемых работ оценивается в баллах по показателям, установленным Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 20 ноября1986 г. N 495/26-192 (указание МПС России от 8 января1987 г. N 10пр-4).
К внеклассным относятся станции, имеющие 100 баллов и более, к I классу - свыше 40 до 100 баллов, ко II - свыше 18 до 40 баллов, к III - свыше 8 до 18 баллов, к IV - свыше 1,5 до 8 баллов, к V - менее 1,5 балла.
Объем выполняемых работ на станциях, а также размеры движения поездов на железных дорогах содержатся в Правилах технической эксплуатации железных дорог, утверждаемых МПС России. С учетом этих показателей определяется интенсивность движения поездов на конкретной железной дороге, классифицируется конкретная станция, что закрепляется приказом по предприятию.
Отдельным категориям работников железнодорожного транспорта право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставляется при условии выполнения конкретных работ. Это касается следующих работников, предусмотренных Списком от 24 апреля1992 г. дежурных по железнодорожным станциям внеклассным и первого класса, занятых приемом, отправлением и пропуском поездов на участках магистральных железных дорог с особо интенсивным движением.
Дежурные по железнодорожным станциям - это сменный помощник начальника станции, единолично распоряжающийся приемом, отправлением и пропуском поездов, а также другими передвижениями подвижного состава по главным и приемоотправочным путям станций (а где нет маневрового диспетчера - и по остальным путям).
Разграничение районов управления и круг обязанностей каждого дежурного по станции указываются в техническо-распорядительном акте станции.
Критерием определения занятости дежурных по железнодорожным станциям на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, является не только документально подтвержденная работа на станциях внеклассных и I класса, но и выполнение предусмотренных Списком от 24 апреля1992 г. работ на участках магистральных железных дорог с особо интенсивным движением.
При этом то обстоятельство, что указанные работники могут управлять передвижениями подвижного состава по маневровым путям, не лишает их права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку Списком от 24 апреля1992 г. предусмотрены диспетчеры маневровые железнодорожных станций внеклассных и I класса.
Правом на досрочную трудовую пенсию по старости пользуются члены локомотивных бригад. Что понимается под этими бригадами? Локомотивная бригада представляет собой группу работников, назначаемых на обслуживание поездных или маневровых локомотивов, а также мотор-вагонных поездов. Работниками локомотивных бригад являются машинист и помощник машиниста, а на паровозе - и кочегар паровоза.
Под локомотивами понимаются все виды железнодорожных тяговых средств. В зависимости от вида источников энергии они делятся на тепловые и электрические. Тепловые локомотивы - паровозы, паротурбовозы, тепловозы, мотовозы - имеют собственные силовые установки для выработки энергии (на паровозе - это паровая машина, на паротурбовозе - паровая турбина, на тепловозе и мотовозе - двигатель внутреннего сгорания, на газотурбовозе - газовая турбина). Функции локомотивов выполняют также моторные вагоны, входящие в состав дизель-поезда (в отличие от локомотивов они имеют места для пассажиров и багажа).
Поясним также, что представляет собой дизель-поезд. Это состав, в который входят два или несколько моторных вагонов с тяговыми дизельными двигателями, располагающимися на концах поезда, и несколько прицепных вагонов. Управление при этом осуществляется с одного поста. Дизель-поезда обеспечивают пригородное сообщение на неэлектрифицированных участках железных дорог. К дизель-поездам относится также автомотриса - самодвижущийся железнодорожный вагон с силовой установкой, предназначенный для перевозки пассажиров, грузов или вагонов.
Ранее в состав локомотивных бригад, обслуживающих многосекционные тепловозы, входили дизелисты. В настоящее время такой профессии на железнодорожном транспорте нет. Функции бывшего дизелиста выполняет помощник машиниста тепловоза, который пользуется правом на пенсионные льготы, поэтому период работы в профессии дизелиста тепловоза засчитывается в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости.
Состав локомотивных бригад и порядок обслуживания ими локомотивов и мотор-вагонных поездов федерального железнодорожного транспорта устанавливаются начальником железной дороги в зависимости от типа локомотивов и мотор-вагонных поездов, а также от местных условий на основе систем обслуживания, утвержденных МПС России.
Машинисты-наставники локомотивных бригад: паровозных, тепловозных, электровозных, дизель-поездов, мотор-вагонных (электро) секций пользуются правом на досрочное пенсионное обеспечение так же, как и машинисты-инструкторы локомотивных бригад.
Для перевозки людей, грузов и инструмента, используемого для технического осмотра путей, на железной дороге используется дрезина - транспортная машина, передвигающаяся по рельсам. В отличие от машинистов мотовоза, который является локомотивом, водители дрезин правом на досрочное пенсионное обеспечение не пользуются.
В системе железнодорожного транспорта имеются экипировочные бригады, в состав которых могут входить машинисты тепловозов, паровозов, электровозов, дизель-поездов, электропоездов (секций) и других локомотивов. Этим работникам досрочное пенсионное обеспечение не установлено, поскольку они не перевозят грузы и пассажиров. Экипировочные бригады выполняют работы на экипировочных пунктах по подготовке локомотивов к перевозке грузов и пассажиров (заправка топливом, смазкой, водой, песком, проверка приборов безопасности и др.). В состав таких бригад включаются, как правило, машинисты локомотивов и их помощники, которые по каким-либо причинам не могут работать в составе локомотивных бригад.
На метрополитене (как и на железнодорожном транспорте) кроме непосредственно перевозок выполняются маневровые работы на станциях оборота. Такие работы производятся машинистами электровозов (их помощниками) и занимают незначительную часть их рабочего времени. Основное рабочее время у них затрачивается на перевозку пассажиров. Выполнение маневровых работ на метрополитене не лишает их права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В Списке от 24 апреля1992 г. предусмотрены машинисты крана (крановщики), занятые на паровых кранах на железнодорожном ходу. Машинист крана и крановщик - это разные наименования одной профессии, поэтому и крановщики, и машинисты паровых (в том числе паропутевых) кранов в равной степени могут пользоваться правом на досрочное пенсионное обеспечение. При замене парового котла на дизельный двигатель характер работы и условия труда машинистов крана существенно не изменились, но при этом ликвидировалась запыленность, изменился температурный режим и т.д. поэтому машинистам дизельных и дизель-электрических кранов пенсия по старости назначается на общих основаниях.
Кочегары, работающие на паровых (паропутевых) кранах на железнодорожном ходу, пользуются правом на досрочную трудовую пенсию по старости.
Диспетчеры поездные, кондукторы грузовых поездов, машинисты-инструкторы локомотивных бригад, регулировщики скорости движения поездов, старшие поездные диспетчеры метрополитена, составители поездов выполняют работы, непосредственно связанные с организацией перевозок и обеспечением безопасности движения. Поэтому достаточным подтверждением их занятости на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может служить запись в трудовой книжке о работе в соответствующей профессии (должности) на железнодорожном транспорте или метрополитене.
Например, диспетчеры поездные отвечают за выполнение графика движения поездов по обслуживаемому им участку, т.е. непосредственно и постоянно руководят движением поездов.
Поездные диспетчеры работают и на предприятиях железнодорожного транспорта, и на предприятиях метрополитенов. При этом старшие поездные диспетчеры приобретают право на указанную пенсию, только если заняты на метрополитене.
Порядок действий поездных диспетчеров по выполнению операций, связанных с отправлением поезда, устанавливается Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, утвержденной МПС России 16 октября2000 г. N ЦД-790. Поездные диспетчеры могут быть участковыми, узловыми, кустовыми, диспетчерами отделений дорог. Все они имеют право на пенсионные льготы, так как непосредственно и постоянно руководят движением поездов. В связи с внедрением на железнодорожном транспорте селекторной связи, с помощью которой диспетчер имеет возможность давать необходимые указания всем станциям, расположенным на участке, оборудованном этой связью, появилась должность диспетчер селекторной связи . Учитывая, что характер работы и условия труда диспетчеров селекторной связи (в том числе селекторных диспетчеров, диспетчеров-селектористов) не отличаются от характера работы и условий труда поездных диспетчеров, им также пенсия может назначаться раньше общеустановленного возраста.
Всем остальным диспетчерам (диспетчерам локомотивного депо, диспетчерам по регулированию вагонного парка, диспетчерам локомотивным, дорожным и др.), кроме диспетчеров маневровых железнодорожных станций внеклассных и I класса, трудовая пенсия по старости назначается на общих основаниях.
На железной дороге имеются рефрижераторные поезда с холодильными установками. Рефрижераторный поезд - это поезд, сформированный из рефрижераторных вагонов. Механики таких поездов (секций) пользуются правом на досрочную трудовую пенсию по старости.
Механики рефрижераторных поездов (секций) в составе бригад проводят их техническое обслуживание, которое представляет собой комплекс работ, направленных на подготовку вагонов к перевозкам скоропортящихся грузов, поддержание требуемых температурных и вентиляционных режимов в грузовых помещениях вагонов в процессе перевозки, а также обеспечение безопасности движения поездов, пожарной безопасности и охраны труда.
Механикам рефрижераторных поездов (секций) в специальный стаж для назначения льготной пенсии включаются периоды их работы в 1978 - 1990 гг. в качестве начальников рефрижераторных поездов (секций) при обслуживании таких поездов меньшей численностью работников, чем это было установлено отраслевыми технически обоснованными нормами обслуживания рефрижераторных поездов (секций), и при наличии подтверждающих документов о доплате за совмещение профессий (названное разъяснение Минтруда России от 11 июня1992 г. N 5в).
Для механиков рефрижераторных поездов (секций) запись в трудовой книжке о выполняемой работе может быть достаточным документальным подтверждением критерия занятости на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В Списке от 24 апреля1992 г. предусмотрены ремонтники искусственных сооружений. К ним относятся бетонщики, землекопы, каменщики, мостовщики, плотники, слесари мостовые, тоннельные рабочие, штукатуры. Всем этим рабочим трудовая пенсия по старости назначается досрочно, если они заняты ремонтом и содержанием искусственных сооружений на магистральных железных дорогах и на участках с интенсивным движением поездов.
Правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются осмотрщики-ремонтники вагонов, а также осмотрщики вагонов всех наименований (осмотрщики-пролазчики, осмотрщики-автоматчики, осмотрщики по сохранности вагонного и контейнерного парка), занятые на пунктах подготовки вагонов к перевозкам, пунктах технического (контрольно-технического и коммерческого) обслуживания (осмотра) вагонов станций внеклассных, I и II классов магистральных железных дорог.
Списком от 24 апреля1992 г. предусмотрены:
бригадиры (освобожденные) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений, занятые на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов
монтеры пути, занятые на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов.
Для таких работников следует документально подтвердить занятость на участках магистральных железных дорог с интенсивным или особо интенсивным движением поездов. Особо интенсивное движение поездов: размеры движения пассажирских и грузовых поездов (в сумме) по графику на двухпутных участках более 100 пар и на однопутных - более 48 пар в сутки.
Критерием определения их занятости на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, является документально подтвержденное выполнение работ по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов. При этом не имеет значения, какой ремонт выполняют указанные работники: капитальный, средний, подъемочный.
Железнодорожный путь представляет собой комплекс инженерных сооружений и устройств, расположенных в полосе отвода и предназначенных для осуществления движения поездов. Железнодорожный путь состоит из верхнего строения (рельсы, стрелочные переводы, подрельсовое основание со скреплениями и балластная призма) и нижнего строения (земляное полотно, водоотводные и искусственные сооружения). Для пропуска через железнодорожные пути автотранспортных средств устраиваются переезды и путепроводы соответственно в одном или разных уровнях, а для прохода пешеходов - пешеходные мосты и дорожки (тротуары), пешеходные тоннели.
В соответствии с Инструкцией по текущему содержанию железнодорожного транспорта, утвержденной МПС России 1 июля2000 г. N ЦП-774, в задачу текущего содержания пути входят систематический надзор за комплексом сооружений пути и путевых устройств и содержание их в состоянии, гарантирующем безопасное и бесперебойное движение поездов с максимальными допускаемыми (установленными приказом начальника железной дороги) скоростями.
Текущее содержание пути осуществляется круглогодично и на всем протяжении пути, включая участки, находящиеся в ремонте. Под ним понимается изучение причин появления неисправностей и выполнение работ по их устранению и предупреждению.
Основным структурным подразделением путевого хозяйства, осуществляющим текущее содержание пути, является дистанция пути. Протяженность дистанции пути и ее структурное деление устанавливались МПС России в зависимости от эксплуатационных условий.
Дистанции пути должны иметь чертежи и описания всех имеющихся на дистанциях сооружений и устройств путевого хозяйства, железнодорожных подъездных путей, где обращаются локомотивы железной дороги, и др.
Списком от 24 апреля1992 г. предусмотрены осмотрщики-ремонтники вагонов, занятые на пунктах технического (технического и коммерческого) обслуживания вагонов станций внеклассных, I и II классов магистральных железных дорог. К ним приравнены осмотрщики-ремонтники вагонов, занятые на пунктах подготовки вагонов к перевозкам, пунктах технического (контрольно-технического и коммерческого) обслуживания (осмотра) вагонов станций внеклассных, I и II классов магистральных железных дорог.
Пункты технического обслуживания вагонов формируются на станциях формирования и расформирования поездов, а в пути следования - на станциях, предусмотренных графиком движения, и предназначены для осмотра, технического обслуживания каждого вагона поезда, а при выявлении неисправностей - ремонта вагонов.
Перечни станций, на которых размещаются пункты технического обслуживания, устанавливаются начальником железной дороги. Порядок технического обслуживания излагается в технологическом процессе работы пункта технического обслуживания.
Пункты коммерческого осмотра поездов и вагонов выявляют и устраняют коммерческие неисправности, угрожающие безопасности движения поездов и сохранности перевозимых грузов. Их организуют на станциях формирования поездов, смены поездных локомотивов, локомотивных бригад и передачи вагонов с дороги на дорогу, а также на других станциях.
Перечень станций, на которых организуют пункты коммерческого обслуживания, утверждает начальник железной дороги.
Допускается организация совмещенного коммерческого и технического осмотра с привлечением к коммерческому осмотру прошедших обучение работников пункта технического обслуживания вагонов.
Работа пункта коммерческого обслуживания организуется на основании технологического процесса, разрабатываемого начальником станции в соответствии с типовым технологическим процессом работы пункта коммерческого осмотра поездов и вагонов, с учетом технического оснащения и местных условий работы станции.
Технологический процесс работы пункта коммерческого осмотра утверждает начальник отделения дороги по согласованию с руководителями служб, работники которых участвуют в коммерческом осмотре.
Технологический процесс работы пункта коммерческого осмотра должен предусматривать качественный осмотр всех груженых вагонов в коммерческом отношении и порожних вагонов на предмет наличия остатков грузов, своевременное устранение выявленных неисправностей в установленное технологическим процессом работы станции время.
В системе железнодорожного транспорта имеются депо, ремонтные заводы и другие организации, работники которых не участвуют непосредственно в организации перевозок. Работникам этих организаций, если они заняты на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, трудовая пенсия по старости может назначаться досрочно по Спискам N 1 и N 2 от 1991 г. или Спискам N 1 и N 2 от1956 г.
Укрзалізниця сохранит льготы и социальные гарантии железнодорожников
1.11. 2011&thinspг. Укрзалізниця и Профсоюз железнодорожников и транспортных строителей Украины планируют подписать совместное постановление (в рамках Отраслевого соглашения) по сохранению существующих отраслевых льгот и социальных гарантий железнодорожников. Соглашением предусмотрена реализация ряда социальных мероприятий, направленных на повышение уровня жизни железнодорожников, создание условий для работы и полноценного отдыха.
В частности, Укрзалізниця, осознавая важность социальной поддержки работников, взяла на себя обязательства по обеспечению корпоративного пакета льгот и социальных гарантий. Среди основных социальных гарантий:
— возможность предоставления беспроцентных займов для индивидуального, кооперативного жилищного строительства бесплатный проезд железнодорожным транспортом согласно установленным нормам
— бесплатная медицинская помощь железнодорожникам и членам их семей в отраслевых медицинских учреждениях
— обязательные медицинские обследования работников за счет средств предприятий, организаций и учреждений отрасли проведение профилактических и оздоровительных мероприятий, направленных на восстановление трудоспособности работников по основным профессиям в отраслевых и специализированных оздоровительных учреждениях.
Для ветеранов-железнодорожников, в частности, предполагается:
— финансовая помощь ветеранским организациям перечисление средств благотворительным организациям и фондам по улучшению медицинского обслуживания одиноких и немощных пенсионеров
— бесплатное пользование медицинскими учреждениями материальная и иная поддержка неработающих пенсионеров.
Неотъемлемыми частями Отраслевого соглашения являются положения и правила, обеспечивающие законодательное регулирование рабочего времени, времени отдыха работников железнодорожного транспорта, предоставление льгот, компенсационных выплат за особый характер работы железнодорожников, организация профессиональной подготовки работников.
Отдельным разделом Отраслевого соглашения предусмотрены мероприятия, направленные на охрану труда работников, устранение вредных и опасных факторов производственной среды, приведение условий труда на рабочих местах к требованиям санитарно-гигиенических норм.
Отраслевое соглашение предусматривает также гарантии деятельности профсоюзных организаций всех уровней и социальное партнерство.
По общей договоренности между Укрзалізницею и профсоюзами на протяжении действия Отраслевого соглашения вносились изменения и дополнения, направленные на улучшение трудовых и социальных гарантий, условий труда и т.д. вызванные изменениями в законодательстве и другими нормативно-правовыми актами Украины.
Справка. Отраслевое соглашение между Государственной администрацией железнодорожного транспорта Украины и профсоюзами является основным отраслевым документом, устанавливающим минимальные отраслевые нормы в оплате и условиях труда, льготы, трудовые и социальные гарантии. Эти нормы обязательно должны учитываться при заключении коллективных договоров на предприятиях, в организациях и учреждениях железнодорожного транспорта.
К теме: Профсоюз железнодорожников и транспортных строителей Украины заявляет о полном взаимопонимании с руководством Укрзалізниці
Об этом сообщает официальный сайт профсоюза: http://zalp.org.ua/content/view/1027/1/lang, ukrainian/. Учитывая провокационные настроения, которые преднамеренно распространяются среди железнодорожников, в т.ч. и по чисто политическим соображениям, Профсоюз железнодорожников и транспортных строителей Украины строит взаимоотношения с Укрзалізницею на принципах социального диалога.
Совет профсоюза сообщает, что на сегодня любые призывы об участии в акциях протеста осуществляются организациями и отдельными лицами, не имеют никаких оснований и соответствующих полномочий трудовых коллективов на осуществление таких функций. По его мнению, все проблемы должны решаться в правовом поле в рамках Отраслевого соглашения, действующего законодательства путем переговоров и достижения определенных договоренностей.
Проезд железнодорожников по служебным и личным надобностям
Об условиях проезда работников отрасли железнодорожным транспортом по служебным и личным надобностям в странах региона и ЕС
На железнодорожном транспорте всех государств СНГ и Балтии разработаны свои правила выдачи бесплатных билетов для проезда по железным дорогам. Ряд из них основываются в значительной мере на ранее действовавших правилах МПС СССР, но имеются и принципиальные различия.
Какие?
Так, на Латвийской ж. д. с 2002 г. разовые и абонементные (на месяц или 3 месяца) билеты для поездок по служебным надобностям приобретаются в билетных кассах. Для покрытия этих расходов предприятиям выделены соответствующие лимиты средств. Подобная система в 2002 г. была принята в РГП “Казахстанские железные дороги”.
На Белорусской ж. д. утверждены двое правил выдачи бесплатных билетов - для проезда по личным и служебным надобностям.
В Укрзализныце правила выдачи бесплатных билетов касаются только поездок по служебным надобностям, а все льготы для проезда по бытовым и личным надобностям включены в отраслевое соглашение. Это сделано для того, чтобы сохранить сложившиеся гарантии бесплатного проезда, поскольку правила утверждаются Кабинетом Министров.
Гарантии бесплатного проезда работников и ветеранов отрасли по личным надобностям в большинстве стран региона включены в отраслевые соглашения и колдоговора и имеют существенные различия.
В целом можно сказать, что железнодорожники государств нашего региона живут по разным правилам и нормам выдачи бесплатных билетов, в связи с чем и подготовлен настоящий анализ.
1. Поездки по служебным надобностям
В соответствии с принятыми железнодорожными администрациями государств документами к поездкам по служебным надобностям относятся: постоянные поездки по занимаемой должности разовые поездки по распоряжению руководителя по вызову в вышестоящие организации при служебном перемещении для сдачи обязательных испытаний на обучение, семинары конференции, собрания, президиумы, пленумы по вопросам работы железнодорожного транспорта и профсоюзных организаций отраслевого профсоюза поездки на линию по постановлениям, поручениям профсоюзных организаций отраслевого профсоюза неосвобожденных работников этих организаций и в ряде других случаев.
Эти поездки осуществляются по годовым, временным и разовым проездным служебным билетам единых для железных дорог региона форм.
В большинстве государств отраслевым профсоюзам удалось отстоять право бесплатного проезда по железным дорогам по служебным надобностям, штатных работников профсоюзных организаций и руководящего органа отраслевого профсоюза. В ряде случаев это право или порядок его реализации включены не в инструкции, а в отраслевые соглашения/колдоговора.
Вместе с тем на Армянской ж. д. сложилась ситуация, в которой билеты для бесплатного проезда по служебным надобностям выдаются только работникам подразделений, входящих в состав ГАОЗТ Перевозки, поскольку ГАОЗТ Подвижной состав и Инфраструктураи другие АО эти билеты не приобрели.
В РГП “Казахстанские железные дороги” выдача бесплатных билетов для поездок по служебным надобностям практически прекращена. Выезжающие в командировки приобретают билеты за наличный расчет и включают их в стоимость командировочных расходов. До сентября 2002 г. сохраняется бесплатный проезд по билетам форм 3-А, 3-К и 3 в основном руководящего и ревизорского аппарата по перечню, утвержденному генеральным директором РГП, а также по открытым листам и маршрутам. Ограничено возмещение транспортных расходов за счет средств РГП при поездках по служебным надобностям членов выборных профсоюзных органов, в том числе не освобожденных от производственной работы. Отраслевым колдоговором оно предусмотрено лишь в случаях их поездок на профсоюзную учебу, съезды, конференции, Советы и Исполкомы, созываемые профсоюзом и его филиалами, а также при выездах для участия в расследовании несчастных случаев на производстве, проведения проверок состояния охраны труда, выполнения мероприятий по его улучшению. Остальные служебные поездки работников профсоюзных органов оплачиваются за счет средств профсоюза.
2. Поездки по бытовым надобностям
К ним относятся поездки: от места жительства к месту работы или от места производства работ к месту жительства к месту нахождения детских дошкольных учреждений, школ, высших и средних специальных учебных заведений в лечебные учреждения за получением медицинской помощи, для прохождения медицинского осмотра, освидетельствования в торговые пункты и предприятия бытового обслуживания.
В полном объеме билеты на указанные выше цели выдаются железнодорожникам и работникам отраслевых профсоюзных органов в Азербайджане, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане, Украине. В Белоруссии и Грузии отменена выдача провизионных билетов в связи с отсутствием необходимости.
На Армянской ж. д. билеты по бытовым надобностям выдаются только для проезда к месту работы и обратно отдельным работникам структурных подразделений ГАОЗТ Перевозки: проводникам, билетным кассирам и некоторым другим категориям. Обязательные медицинские осмотры работников станций проводятся в основном выездными врачебными бригадами. В иных случаях в соответствии с отраслевым соглашением работодатель обеспечивает оплату расходов на транспорт и обслуживание работников, связанных с прохождением обязательных медицинских осмотров.
В РГП “Казахстанские железные дороги” до сентября 2002 г. сохраняется действие бесплатных пригородных билетов для проезда к месту работы и обратно. В связи с отменой билетов провизионных, ученических, в лечебные учреждения, а также топливных талонов колдоговором установлены повышенные тарифные ставки (оклады) работникам, проживающим на станциях 5 класса, разъездах и обгонных пунктах - на 15%, на станциях 4 и 3 классов - соответственно на 10% и 5%.
3. Бесплатный проезд по железным дорогам по личным надобностям
В РГП “Казахстанские железные дороги” бесплатным проездом в пределах республики либо по СНГ с правом замены билета прямого сообщения на пригородный пользуются только штатные работники РГП, на профсоюзных работников и ветеранов отрасли это не распространяется. На Армянской ж. д. бесплатные билеты не выдаются никому.
В Белоруссии и Казахстане стоимость бесплатно выданных билетов включается в суммарную налогооблагаемую базу. Стоимость пригородного билета определяется в Белоруссии - из расчета 10 поездок в месяц на указанное в билете расстояние со дня выписки билета до конца года, в Казахстане - из расчета 3 поездки в месяц.
3.1. Проезд по железным дорогам государства
Равными правами бесплатного проезда пользуются штатные работники железнодорожного транспорта, отраслевых профсоюзных органов, пенсионеры-железнодорожники в Азербайджане, Белорусии, Грузии, Киргизии и Таджикистане в плацкартном вагоне пассажирского поезда, а в России, Туркменистане и Украине - в купированном вагоне скорого поезда. На Узбекской ж. д. работникам дороги и отраслевого профсоюза предоставляется проезд в купированном вагоне, а пенсионерам - в плацкартном. На Молдавской ж. д. пенсионерам билет прямого сообщения не предоставляется, а работникам дороги и отраслевых профсоюзных органов - в плацкартном вагоне.
3.2. Годовой (или на иной срок) билет для проезда в пригородном или местном сообщении
Годовой пригородный билет выдается в дополнение к разовому билету прямого сообщения независимо от наличия садового участка в Киргизии, России, Таджикистане и Украине.
Пригородный билет выдается вместо билета прямого сообщения в Азербайджане - на летний период, в Белоруссии - со дня выписки до конца года, в Грузии, в Казахстане - годовой билет только работникам РГП (включая иждивенцев), в Молдавии - при подтверждении наличия приусадебного участка с 1 апреля по 1 ноября. В Киргизии годовой билет работникам выдается для проезда по основному ходу дороги. Кроме того, членам семей железнодорожников при наличии дачного участка продаются месячные билеты по льготной цене.На Туркменской и Узбекской ж. д. билеты для бесплатного проезда в пригородном сообщении не выдаются.
3.3. Проезд по сети железных дорог стран СНГ и Эстонии
Билеты для бесплатного проезда в плацкартном вагоне пассажирского поезда выдаются в дополнение к разовому билету прямого сообщения по железным дорогам государства в Азербайджане, Туркменистане, Украине, а в Грузии и Молдавии - только при наличии иждивенцев.
Эти билеты выдаются вместо разового билета прямого сообщения по железным дорогам государства в Белоруссии, Казахстане, Киргизии, России, Таджикистане, Узбекистане, а в Грузии и Молдавии - при отсутствии иждивенцев.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!