Поправки в Градостроительный кодекс РФ

В июле 2011 г. был обнародован целый ряд законов, вносящих существенные изменения и дополнения в Градостроительный кодекс РФ. Данные изменения направлены, прежде всего, на снижение административных барьеров в осуществлении отдельных видов строительной деятельности, а также на устранение имеющихся неясностей в использовании некоторых понятий.
Так, на уровне федерального закона получили нормативное определение понятия «капитальный ремонт» и «реконструкция». Вместе с тем из законодательных актов по смежным отраслям было исключено понятие «расширение», которое приводилось как альтернатива «реконструкции» (и, следовательно, давало повод к неоднозначной трактовке, поскольку пересекалось с понятиями и «капитального ремонта», и «реконструкции», использующихся в нормативном регулировании строительной деятельности).
Прежняя версия Градостроительного кодекса РФ не содержала определения понятия капитального ремонта. С отсылкой к ведомственным нормативным актам (часть которых действует еще со времен СССР) считалось, что капитальным ремонтом является ремонт, при котором затрагиваются какие-либо конструктивные характеристики объекта, не обязательно даже несущие конструкции.
Новые поправки в Градостроительный кодекс РФ вводят определения как для понятия «капитальный ремонт», так и для понятия «реконструкция». В сравнительном разрезе указанные определения можно представить следующим образом:
Ранее Градостроительный кодекс РФ для проведения капитального ремонта требовал от застройщика оформления пакета градостроительной документации, включая проектную документацию, подлежащую государственной экспертизе, разрешение на строительство и разрешение на ввод отремонтированного объекта в эксплуатацию. Кроме того, предполагалось, что за ходом капитального ремонта должен осуществляться государственный строительный надзор.
Новые регулирования устанавливают, что для проведения капитального ремонта нет необходимости получать разрешение на строительство и, в последующем, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Также отменяется строительный надзор за капитальным ремонтом. Застройщику нужно лишь организовать подготовку отдельных разделов проектной документации в зависимости от конкретного содержания работ по капитальному ремонту. При этом не нужно будет представлять градостроительный план и схему планировочной организации в отношении земельного участка, на котором будет осуществляться капитальный ремонт: законодатель исходит из того, что данные документы уже были представлены к проектной документации при строительстве ремонтируемого объекта. В отношении разделов проектной документации, подготовленных для капитального ремонта, не требуется проведения государственной экспертизы, за исключением случаев, если такая документация разработана для капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования.
В свою очередь, подготовка полного комплекта градостроительной документации обязательна в случаях реконструкции и нового строительства.
Поправками в Градостроительный кодекс РФ уточняется порядок выдачи разрешений на строительство. В качестве общего правила зафиксировано, что правом на выдачу разрешения на строительство наделен орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Из данного правила предусмотрено всего 10 исключений, которые закрытым перечнем приведены непосредственно в Градостроительном кодексе (частично такие исключения касаются характера земельных участков, на которых планируется строительство либо реконструкция, частично же - характера самих объектов капитального строительства).
Регламентирована процедура внесения изменений в разрешение на строительство. Кроме того, Градостроительный кодекс дополнен нормами, допускающими прекращение действия разрешения на строительство в случаях перехода прав на земельный участок и объекты капитального строительства.
Отдельного упоминания заслуживают изменения, внесенные в Градостроительный кодекс РФ немногим ранее, и регулирующие предоставление застройщиком документов для получения разрешения на строительство. Так, для органа, отвечающего за выдачу разрешений на строительство, в качестве общего правила Градостроительный кодекс предусматривает, что те документы, которые находятся в ведении органов публичной власти, для целей выдачи разрешения на строительство должны запрашиваться непосредственно у соответствующих органов, а не истребоваться от заявителя. Тем самым урегулировано перераспределение рисков в отношениях между заявителем (застройщиком) и публичной властью: риски, связанные с затягиванием выдачи, скажем, градостроительного плана земельного участка для целей получения разрешения на строительство перекладываются с заявителя (застройщика) на публичную власть в лице органа, отвечающего за выдачу разрешений на строительство.
Предусмотрено, что все упомянутые изменения вступают в силу со дня официального опубликования соответствующих законов. Таким образом, версия Градостроительного кодекса РФ с упомянутыми изменениями начинает действовать с 22 июля 2011 г.
Источник:
Комментариев пока нет!