Инвестиционные налоговые льготы это

НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ ИНВЕСТОРАМ
Читайте также:
Налоговые, или фискальные, льготы — основные виды льгот, применяемые в практике различных государств мира. Очевидно, что эффективность инвестиционных стимулов часто считается спорным вопросом.
Для зарубежного инвестора решение о вложении капитала зависит от целого ряда факторов, среди которых предоставление налоговых льгот — не самый важный фактор. Решающее значение имеет наличие природных ресурсов, политическая и экономическая стабильность, транспарентность правовой и административной систем, адекватность институтов поддержки — банковской, транспортной и прочих сфер инфраструктуры, свобода перевода прибыли, уровень квалификации и стоимость рабочей силы. Если эти факторы благоприятны и налоговая системы страны соответствует международным стандартам, то налоговые стимулы могут сыграть наиболее эффективную роль в принятии инвестором решения о вложении капитала.
Налоговые льготы являются спорным вопросом еще и потому, что фактическая выгода от их предоставления может не интересовать инвестора. Но льготы важны для доходной части национального бюджета принимающей страны, поскольку любой доход, полученный от налогообложения в принимающей стране, может быть взят в качестве такового в стране регистрации инвестора, если налоговая система базируется на принципе резиденции. Т.е. льготы могут уменьшить сумму налогового кредита, предоставляемого инвестору, если условие распределения налогов включено в соглашение об избежании двойного налогообложения. В настоящее время многие развивающиеся страны вынуждены включать подобные оговорки. Таким образом, эффективность налоговых стимулов может ограничиваться.
Развивающиеся страны и государства с переходной экономикой исходят из налоговых стимулов при реализации государственной политики стимулирования привлечения зарубежных инвестиций. Цель таких мер состоит в том, что эти страны хотят содействовать экономической реструктуризации, экономическому росту, используя приток внешних финансовых ресурсов. Последнее подтверждает особые или преимущественные формы стимулирования иностранных капиталовложений в отрасли высокой технологии, развитие которых благоприятно скажется на экономике принимающей страны.
Различают следующие формы наиболее часто используемых налоговых льгот:
· налоговые каникулы
· инвестиционные скидки
· налоговый кредит
· ускоренная амортизация
· инвестиционные субсидии
· льготы косвенного налогообложения, в частности,
сниженные ставки таможенных пошлин.
Самые популярные налоговые льготы — налоговые каникулы — отсрочка от уплаты налога в течение нескольких лет, начиная со дня получения первой объявленной прибыли.
Срок и условия предоставлений налоговых каникул неадекватны в разных странах. Как правило, они предоставляются на срок от 2 до 10 лет.
Например, в ЮАР налоговые каникулы могут получить только промышленные компании, имеющие государственную лицензию и удовлетворяющие разработанным критериям. К ним относятся следующие:
· если компания является вновь созданной и была инкорпорирована после 1 октября 1966 г. объем капиталовложений в земельные ресурсы, производственные и административные здания, оборудование должен составлять не менее 3 млн. рандов
· единственная уставная цель — реализация промышленного проекта
· бизнес должен быть новым и не осуществляться другой фирмой.
При удовлетворении вышеперечисленным требованиям компания получает налоговые каникулы на срок от 2 до 6 лет максимум.
По законодательству Брунея (Закон о стимулировании иностранных инвестиций, 1975 г.) отдельные отрасли имеют пионерный, или приоритетный, статус: фармацевтика, химическая индустрия (производство химикатов для нефтяной промышленности, ингибиторов коррозии), услуги общественного питания для воздушных перевозок, текстильная, консервная, цементная отрасли, производство стекла, керамики, производство пластмасс и синтетического каучука, электрического оборудования и техники. Кроме того, любая компания может получить статус приоритетной фирмы, если является вновь созданной и имеет экспортно ориентированный характер.
Приоритетный, или пионерный, статус вышеперечисленных отраслей или компаний дает возможность рассчитывать на получение налоговых каникул на срок от 2 до 5 лет в зависимости от величины расходов на единицу уставного капитала (если расходы менее 250 тыс. брун. долл. то период каникул составляет 2 года, тогда как при расходах более I млн. брун. долл. — 5 лет).
Нередко государственные и местные власти применяют одновременно систему налоговых каникул и снижение налоговых ставок. По новому законодательству Республики Корея период налоговых каникул составляет 8—10 лет. При этом при предоставлении налоговых каникул на срок в 8 лет льгота трактуется следующим образом: в течение первых пяти лет компания полностью освобождается от уплаты налога на прибыль корпораций, в следующие три года фирма платит 50% от действующей ставки корпоративного налога. Сказанное относится не только к упомянутому налогу на прибыль корпораций, но и к другим видам налогов — индивидуальному подоходному налогу, который взимается с физических лиц, работающих в компании к налогу на дивиденды. Налоговые каникулы также могут предоставляться в отношении роялти — доходов на передачу внедренческих передовых технологий — на срок до 5 лет. Налоговые каникулы имеют следующие преимущества:
· благоприятны для тех инвесторов, которые ожидают высоких прибылей и вкладывают капитал независимо от наличия или отсутствия подобных льгот
· обеспечивают высокие льготы для ухода от налогообложения, так как компании, подлежащие налогообложению, могут вести деятельность с освобождением от налогов благодаря применению трансфертных цен
· период действия налоговых каникул, хотя и формально ограниченный, может быть использован в целях злоупотребления. В частности, инвесторы используют расширенные налоговые каникулы для выкупа вложенного капитала и его нового инвестирования, т.е. намеренно закрывают инвестиционный проект и осуществляют его новый пуск под другим названием, но в рамках аналогичной собственности
· если срок налоговых каникул ограничен, это стимулирует приток капитала в краткосрочные проекты, не столь прибыльные для принимающей страны по сравнению с долгосрочными инвестиционными проектами. Последние могут стать прибыльными только к истечению срока каникул. Следовательно, налоговые каникулы практически не используются, даже если в дальнейшем ожидаются убытки
· доходы, поступающие в бюджет, редко являются транспарентными, пока предприятия, имеющие льготы в форме налоговых каникул, подают документы о своих доходах, в которых нередко завуалированы административные ресурсы (не приносящие доходов).
Инвестиционные скидки и налоговый кредит по сравнению с налоговыми каникулами обладают преимуществами, поскольку являются более действенным и инструментами для привлечения капитала в той или иной желательной форме. Доходы от их применения носят более транспарентный характер, их легче контролировать.
Наиболее проста и эффективна система налогового кредита. Если сумма налогового кредита, предоставляемого квалифицированному предприятию, определена, то она перечисляется на специальный налоговый счет. Компания, получившая такую льготу, будет считаться обычным налогоплательщиком, а значит, подлежать всем действующим условиям и правилам налогообложения, включая определение налогооблагаемой прибыли и требование документировать налоговые доходы.
Единственное отличие такой компании в том, что ответственность за налогообложение доходов будет оплачиваться за счет кредитов, возвращаемых с налогового счета, пока сальдо баланса доводится до нуля. После этого налоговый счет закрывается на определенный период, а неиспользованные суммы налогового кредита разрешается использовать. Таким образом, информация о совокупном доходе не предоставляется, так как льготы сверх любого уже использованного периода времени практически действуют в течение всего срока. Если суммы налогового кредита, предоставляемые приоритетным предприятиям, известны, то они могут быть включены в баланс как налоговые расходы и подлежат той же проверке, как и любые другие формы расходов, что определяет высокую степень транспарентности.
Другими словами, налоговый кредит — это вычет из налога на прибыль части инвестиционных расходов компании, возможно, с условием использования этого кредита для последующих капиталовложений.
Так, на Филиппинах фирма-экспортер, доходы которой минимум на 50% от общих поступлений получены от продажи товаров или услуг за рубежом, получает налоговый кредит. Он может предоставляться:
1) для расширения экспортных доходов фирмы в текущем году. При этом размер зависит от величины темпов прироста экспортных доходов. Если в текущем году ежегодные темпы прироста экспортных доходов превышают аналогичный показатель предшествующего года на 5%, то предоставляется налоговый кредит в размере 2,5% для конвертации экспортной выручки в национальную валюту —филиппинские песо. Если превышение составляет 10 процентных пунктов, размер кредита увеличивается до 5%, если 15 процентных пунктов — до 7,5%. Наконец, если превышение темпов прироста экспортных доходов компании составляет 30 и более процентных пунктов, то размер налогового кредита достигает максимального значения — 10%
2) налоговый кредит предоставляется на закупку импортных материалов и сырья, которые впервые будут использованы в процессе производства и упаковки товаров, предназначенных на экспорт, и которые отсутствуют на внутреннем рынке.
Система инвестиционных скидок в форме сниженных налоговых ставок применяется аналогично практике налогового кредита и имеет адекватный эффект. Единственное существенное различие заключается в следующем. Если корпоративный налог имеет несколько ставок, то предоставляемую сумму инвестиционной скидки стоит определить в абсолютном выражении, а не в форме налоговой ставки, в которой предоставляется скидка. В противном случае сумма предоставляемого налогового кредита не будет зависеть от ставки налога.
В качестве примера инвестиционной скидки в форме снижения ставки налога на прибыль можно рассмотреть практику Сингапура, где приоритетные фирмы получают льготы на развитие и расширение деятельности за счет снижения ставки корпоративного налога до 13% на срок в 10 лет с сохранением возможности продления. Или другой пример из сингапурской практики — инвестор освобождается от налогообложения доходов в пропорциональной сумме, но не более 50% от величины новых капиталовложений в производственное оборудование.
Инвестиционная скидка может иметь форму скидки на истощение недр, предоставление которой ведет к уменьшению налогообложения прибыли отраслей добывающей индустрии. Например, в США и во Франции размер налогового кредита составляет 23,5% с продаж или 50% чистого дохода для нефте- и газодобывающих компаний, для компаний по добыче твердых минералов — 15 и 50% соответственно.
При этом выдвигается требование реинвестирования полученных средств в эти отрасли в течение двух лет для нефти и газа, пяти лет для твердых минералов. Еще одна разновидность инвестиционных скидок — уменьшение корпоративного налога на половину разницы между расходами на НИОКР текущего года и средними затратами на научные исследования двух предшествующих периодов, но с учетом роста цен.
Например, в Испании действует постоянный налоговый кредит в размере 20% расходов предпринимателей на НИОКР.
Можно выделить два недостатка инвестиционной скидки и налогового кредита:
· обе формы налоговых стимулов нацелены на выбор в пользу краткосрочных капиталов, так как в дальнейшем предоставление инвестиционной скидки или налогового кредита станет возможным при каждом обновлении активов
· приоритетные предприятия могут попытаться злоупотребить спецификой рассматриваемых форм налоговых стимулов путем купли-продажи тех же активов, чтобы потребовать предоставления нескольких разновидностей инвестиционных скидок или налоговых кредитов, или выступая в качестве агента по покупке для предприятий, не имеющих статуса приоритетного.
Следовательно, система гарантий должна быть построена так, чтобы уменьшить возможный риск неоднократного использования данной формы стимулов. Например, на основе определения минимального периода сохранения объема активов, в течение которого предоставляются налоговые льготы. Любое уменьшение периода потребует от предприятия передачи налоговым властям пропорциональной суммарной доли инвестиционной скидки или налогового кредита, которые уже были использованы.
Ускоренная амортизация — операция, при которой часть прибыли попадает в издержки производства и освобождается от налогообложения. Например, в Германии ежегодные нормы амортизации производственных сооружений составляют 10% в первые четыре года службы, 5% — в последующие три года и по 2,5% в следующие восемнадцать лет. Наиболее льготные нормы амортизации действуют для основных активов отдельных секторов экономики — судов, самолетов, жилищного фонда, основных фондов мелкого и среднего предпринимательства, госпиталей.
По сравнению с другими формами налоговых стимулов для привлечения иностранных инвестиций ускоренная амортизация имеет два преимущества:
(а) обходится дешевле, чем доходы, от которых отказались ранее, что частично покрывалось стоимостью последних лет действия активов

(б) если ускоренная амортизация предоставляется на временной основе, то она может стимулировать на краткосрочный период рост капиталовложений, так как инвесторы, вероятно, вложат капитал, чтобы получить эффект в будущем.
Инвестиционные субсидии — это разновидность инвестиционных скидок или налоговых кредитов, но предоставление их является проблематичным, так как имеет риск для бюджета в плане доходных поступлений. Инвестиционные субсидии включают государственные расходы, главным образом в форме снижения налоговых ставок. Например, в Сингапуре субсидирование применяется в отношении покрытия 30— 50% прямых расходов на развитие инноваций, на установленное количество обучающихся в рамках системы подготовки/переподготовки кадров за каждый день обучения.
Стимулирование косвенных налогов осуществляется в форме исключения из-под обложения НДС сырья и капиталоемких товаров, а также введения системы условно беспошлинного ввоза. Льготы в отношении косвенных налогов применяются для стимулирования экспорта и считаются наиболее приемлемой с правовой точки зрения практикой.
Другая форма — ликвидация или уменьшение ставок таможенных пошлин. Например, в Австралии для инвесторов действует беспошлинный импорт товаров, которые не производятся в стране, а также возврат таможенных пошлин, акцизов и налогов с продаж с импортных товаров, которые реэкспортируются после доработки.
По мнению многих экономистов, эффективность предоставления налоговых стимулов для привлечения зарубежных инвестиций является спорным вопросом. Наибольшее значение имеют различные меры — стабильность, транспарентность правовых и административных институтов поддержки, а также мер приведения национальной налоговой системы в соответствие с международными нормами. Не все формы налоговых льгот адекватны с точки зрения эффективности и приемлемости на практике. Самые высокие сравнительные преимущества имеет ускоренная амортизация, несколько уступают ей по конечному эффекту инвестиционные скидки и налоговый кредит. Напротив, налоговые каникулы и инвестиционные субсидии наименее предпочтительны следует избегать применения стимулирования косвенного налогообложения.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Налоговые льготы
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.
Подобные работы
Инвентаризация налоговых льгот, направленных на поддержку инвестиций, предусмотренных федеральным и региональным законодательством. Выявление льгот, которые будут наиболее востребованы в целях модернизации производства и поддержки инвестиций организаций.
дипломная работа [343,5 K], добавлена 09.03.2015
Понятие, классификация, виды налоговых льгот. Теоретические и практические основы применения льгот в налоговой системе РФ. Недостатки системы налоговых льгот в РФ и пути ее реформирования. Проблемы применения льгот по НДС. Порядок исчисления льгот.
курсовая работа [73,8 K], добавлена 02.12.2010
Понятие, классификация и виды налоговых льгот. Значимость льгот для налоговой системы РФ. Механизм применения налоговых льгот для организаций и их влияние на экономическое развитие страны. Оценка эффективности применения инвестиционных налоговых льгот.
курсовая работа [46,4 K], добавлена 15.01.2015
Льготы по косвенным налогам. Лимитированная скидка и общая скидка, применяемая при исчислении налога на прибыль. Формы предоставления налоговых кредитов. Льготы, предоставляемые налогоплательщику с целью исчисления и уплаты налога на прибыль организаций.
курсовая работа [379,4 K], добавлена 09.12.2014
Понятие налоговых льгот и вычетов. Оценка налогового бремени и его влияния на благосостояние налогоплательщиков. Инвестиционная льгота как способ стимулирования экономической активности. Система инвестиционных налоговых льгот в зарубежных странах.
дипломная работа [104,2 K], добавлена 19.04.2015
Порядок предоставления льгот для налогоплательщика, установленный Налоговым кодексом РФ. Признаки правовых льгот и их виды по субъектному составу. Сущность, назначение и основные элементы налога на игорный бизнес, порядок его исчисления и базовые ставки.
контрольная работа [22,5 K], добавлена 13.11.2010
Суть налоговых льгот, которые представляют собой один из основных инструментов налоговой политики, способствующий реализации регулирующей функции налогов и сборов. Изъятия, скидки, налоговые кредиты. Категории граждан, пользующихся налоговыми льготами.
курсовая работа [33,7 K], добавлена 18.05.2011
Порядок и условия предоставления налоговых льгот. Их роль в стимулировании деятельности малого бизнеса. Механизм применения налоговых льгот для организаций и их влияние на экономическое развитие страны. Основные направления их рационального использования.
курсовая работа [46,1 K], добавлена 26.02.2010
Понятие, способы выражения, классификация и назначение налоговых льгот. Основные задачи налогового планирования. Варианты расчета налоговой экономии, получаемой в результате использования хозяйствующими субъектами существующих льгот по начислению налогов.
контрольная работа [14,4 K], добавлена 26.01.2009
Налоговые льготы как инструмент налогового стимулирования модернизации экономики. Их сущность и группы: (инвестиционные, на поддержку и развитие бизнеса, социальные освобождения, скидки и кредиты). Инвентаризация льгот по региональным и местным налогам.
курсовая работа [166,1 K], добавлена 05.12.2014
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство образования и науки Украины
Донецкий техникум промышленной автоматики
Реферат
по теме: «Сущность и разновидность налоговых льгот »
Донецк 2009
Понятие налоговых льгот
Налоговые льготы - полное или частичное освобождение от уплаты налога, предоставленное налоговым законодательством при наличии объекта налогообложения, а также другое смягчение налогового бремени для налогоплательщика.
Налоговые льготы - это предоставления преимущества, частичное или полное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей или облегчение условий выполнения их. Налоговые льготы - это освобождение от налогов в соответствии с действующим законодательством.
Льгота - освобождение (полное или частичное) налогоплательщика, учитывающее его особенности, от уплаты налога.
Все эти определения характеризуются общими чертами:
· содержат указание на способ снижения налогового бремени, характерный лишь для налоговых льгот, - путем полного или частичного освобождения от уплаты налогов
· акцентируют внимание (кроме приведенного М. Кучерявенко) на том, что такое освобождение может считаться льготой, если предполагается и регламентируется действующим налоговым законодательством.
Основное отличие приведенных определений коренится в разном толковании понятия "полное или частичное освобождение от уплаты налогов". В частности, по мнению М. Кучерявенко, полное освобождение имеет место, "если плательщик полностью освобождается от уплаты налога", а частичное - "если сокращается налоговое бремя за счет уменьшения объекта (предмета и т.п.) или рассрочки уплаты налога. Итак, все виды и формы налоговых льгот он рассматривает как разнообразные формы проявления полного или частичного освобождения от уплаты налога: снижение налоговой ставки - частичное освобождение от уплаты налога, отсрочка платежа - освобождение от налогообложения на определенный срок с обязательством уплатить налог после его окончания и т.д.
Характер других определений свидетельствует о том, что освобождение от уплаты налога фактически рассматривается как одна из форм налоговых льгот.
Наиболее общей и вместе с тем существенной характеристикой налоговых льгот является их трактовка как облегчения налоговой погрузки на налогоплательщиков.
Следующим важным признаком налоговых льгот является то, что к ним можно относить лишь облегчения налогового бремени, предусмотренное и регламентированное нормами действующего налогового законодательства при наличии объекта налогообложения.
Необходимо подчеркнуть не только то, что льготы предоставляются законами, но и то, что лишь освобождение от налогообложения операций, которые являются объектом налогообложения, может квалифицироваться как льгота.
Уточнить определение понятия "налоговая льгота" можно, указав в нем, каким именно путем происходит облегчение налогового бремени, которое может квалифицироваться как налоговая льгота. По мнению большинства ученых, под определение категории "налоговая льгота" подпадает такое снижение налогового бремени, которое осуществляется путем полного или частичного освобождения налогоплательщиков от его уплаты.
Другим важным моментом, который не получил отражения в определениях, приведенных в монографической и учебной литературе, выданной в Украине и в России, является то, что в качестве налоговых льгот могут пониматься не все освобождения от налогообложения. Среди них есть такие, которые необходимы с точки зрения соблюдения нормативных требований налогообложения и его фундаментальных принципов. Они рассматриваются как неотъемлемый элемент (составная часть) механизма пересчета и взыскания налога. Вместе с тем льгота - это отклонение от нормативных требований, или (как на этом акцентируется внимание в словаре Ожегова) исключение из общих правил.
Учитывая сказанное, можно дать такое определение налоговой льготы - это предусмотренное и регламентированное нормами налогового законодательства (при наличии объекта налогообложения) отклонение от нормативных требований налогообложения, которое происходит в форме полного или частичного освобождения плательщиков налога от его уплаты с целью облегчения налогового бремени.
Виды налоговых льгот в Украине
налоговый льгота экономический социальный кредит
Налоговые льготы, предусмотренные налоговым законодательством, рассматриваются в формах:
Необлагаемый налогами минимум объекта налога, предусматривает в условиях инфляционной экономики утверждение парламентом величины денежной суммы, кратной минимальной заработной плате, которая может автоматически увеличиваться в случае изменения минимальной зарплаты.
Изъятие из обложения определенных элементов объекта налогообложения ради интереса налогоплательщиками вопросами охраны природы, энергосбережения, ипотечного кредитования, благотворительности и т.п.
Освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков, которое предусматривает увеличение реальных доходов отдельных категорий налогоплательщиков (инвалиды, малообеспеченные, ученики, студенты, аспиранты, ординаторы, адъюнкты, пострадавшие от следствий ЧАЭС и т.д.), требующих социальной защиты со стороны государства. Таким образом, государство поддерживает таких плательщиков, избегая лишнего движения денежных средств в бюджет и назад к их плательщикам. Более того, снижается себестоимость налоговых поступлений и вероятность злоупотреблений с ними, как со стороны плательщиков, так и со стороны налоговых и социальных органов.
Снижение налоговых ставок, направленное на стимулирование государством отдельных видов финансово-хозяйственной деятельности, в которых наиболее проявляется его интерес. Так, нулевую ставку по налогу на добавленную стоимость применяют относительно операций по продаже товаров, вывезенных (экспортированных) налогоплательщиком за границы таможенной территории Украины.
Отчисление из налогового состава, предусматривает взыскание из налогового состава, осуществленное за определенный расчетный период.
Целевые налоговые льготы, предусматривают разные формы отсрочки взыскание налогов и собрания. В качестве примера - механизм использования налогового кредита.
Другие налоговые льготы, предоставляющие право, в частности, субъектам малого предпринимательства перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, при условиях определенных Указом Президента "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства". В Украине снова рассматриваются вопросы внедрения налоговой амнистии относительно полученных соотечественниками в прошлом доходов, из которых не уплачены налоги. Такие мероприятия часто используют европейские государства, что позволяет обеспечить значительные дополнительные доходы в бюджет.
Кроме вышеупомянутой классификации налоговых льгот, существует еще следующее их деление на основе отнесения льгот на прибыль или затраты плательщика, влияния на элементы налогового механизма. Соответственно эти льготы делятся на три основные вида: изъятие, скидка, налоговый кредит.
Изъятие (отчисление) - вид налоговой льготы, при которой происходит изъятие отдельных составных частей из общей базы налогообложения с целью его уменьшения. Механизм предоставления такого вида льгот непосредственно проектируется на объект налогообложения. Подобные уменьшения можно классифицировать следующим образом:
· по видам плательщиков: полные (предоставляются всем плательщикам) или частичные (предоставляются определенным категориям плательщиков)
· по срокам действия: постоянные (которые действуют постоянно на протяжении продолжительного времени) или временные (которые действуют на протяжении определенного заранее, ограниченного периода)
· по видам объекта: имущественные (отчисление определенной части имущества, облагаемого налогами) и прибыльные отчисления (применяются к части прибыли плательщика)
· по видам деятельности.
Скидка - это вид налоговой льготы, которая уменьшает налоговую базу или сумму налога на определенные размеры. Величина этой скидки определяется суммой затрат плательщика, законодательно выводящейся из-под налогообложения путем уменьшения на эквивалентную величину налоговой базы. Путем предоставления такого вида льгот государство стимулирует развитие приоритетных для общества направлений деятельности хозяйничающих субъектов. Выделяются такие виды скидок:
· лимитированные, размер которых прямо ограничен
· нелимитированные, при которых итоговая база налогообложения может уменьшаться на всю сумму затрат налогоплательщика.
Налоговый кредит - вид льгот, при котором освобождение касается общей суммы налогового платежа, начисленного для уплаты. По формам предоставления налоговые кредиты делятся на:
· снижение ставки налога
· сокращение налогооблагаемой суммы
· перенесение срока уплаты или уплата налога частями
· возвращение прежде уплаченного налога (части налога)
· зачисление прежде уплаченного налога в счет будущих платежей.
В Украине налоговый кредит применяется в виде перенесения срока уплаты налогового платежа субъекта хозяйствования в бюджет соответствующего уровня, предоставленного органом налоговой службы в форме кредитного соглашения, при условии использования налогоплательщиком освобожденных средств на законодательно определенные цели.
Налогоплательщик вправе использовать налоговые льготы с момента возникновения соответствующих оснований для их применения и в период всего срока их действия самостоятельно, без предшествующего сообщения налоговых органов.
Налоговая политика Украины содержит мероприятия по стимулированию отечественного товаропроизводителя с целью повышения покупательного спроса и конкурентоспособности отдельных видов товаров посредством предоставления налогоплательщикам льгот и других преференций. Именно системой налоговых льгот государство реализует стимулирующую функцию налогов, исходя из общеобязательной конституционной обязанности платить налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом.
Стимулирующая функция налогов обнаруживается и в развитом рыночном отношении, поскольку возникает необходимость стимулирования повышения именно эффективности производства.
Как свидетельствует опыт западных стран, в условиях полного обеспечения спроса населения продуктами питания и предприятий сырьем отечественного производства, исключительно стимулирующая функция налогов обеспечивает ограничение производства.
Итак, фискальная и стимулирующая функции являются определяющими, а, кроме того, система налогообложения должна оказывать содействие формированию бюджета, но не быть производной от него. Именно на таких основах должна формироваться налоговая система и адекватный ей налоговый механизм.
Таким образом, система налоговых льгот выступает необходимой предпосылкой для активного использования всех налоговых инструментов с целью экономического и правового регулирования социальных процессов, стимулирование развития товаропроизводства и т.п. Виды, формы и размер налоговых льгот, предусмотренных действующим налоговым законодательством, определяются особенностями объектов и субъектов налогообложения, их значимостью для экономики государства, а также состоянием финансовой безопасности страны.
Литература
Про податок на додану вартість Закон України вiд 03.04. 1997 № 168/97-ВР (ред. вiд 04.06. 2008) // Відомості Верховної Ради, 1997, № 21. Ст.156.
Про оподаткування прибутку підприємств. Закон України вiд 28.12. 1994 № 334/94-вр (ред. вiд 04.06. 2008) // Відомості Верховної Ради 1995, № 4. Ст.28.
Стоян В.І. Удосконалення податкової системи України // Фінанси України, № 7, 2001, С.115-118.
Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М. Соцэкгиз, 1962.
Попович В.М. Реформування податкової системи - підґрунтя для зміцнення дохідної частини держбюджету // Фінанси України, № 6, 2003, С.22-26
Загорський В.С. Благун І.Г. Принципи функціонування податкової системи ринкового типу // Фінанси України, № 10, 2003, С.92-99.
Соколовська А. Луніна І. - Визначення категорії "податкова пільга" та його практичне значення // Економіка України, 2005. С.21-30.
Налоговое регулирование инвестиционной деятельности
Файлы: 1 файл
Так же следует уточнить, что инвестиционный кредит предоставляется организациям и может уменьшить платежи по налогу на прибыль в течение срока действия договора. Уменьшение производится по каждому налоговому платежу за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной договором. Конечно это все несколько громоздко и нерационально с точки зрения инвесторов, так как инвестиции – такая единица которой нужно умело и грамотно пользоваться, вовремя вложить и управлять ими.
Некоторые Областные законы, такой как, №102-Зс «О приоритетном развитии шахтерских территорий Ростовской области» позволяет получить льготы в соответствии с часть 1 статьи5 настоящего Областного закона: 1. Налог на имущество организаций – полное освобождение от уплаты 2. Транспортный налог – полное освобождение от уплаты 3. Налог на прибыль организаций – в размере 4 процентных пунктов ставки налога на прибыль организаций в части сумм налога, зачисляемых в областной бюджет. Все они действуют на срок Договора о региональной поддержке. Категория получателя – хозяйствующие субъекты зарегистрированные на шахтерских территориях области, после вступления в силу настоящего закона (01.07.2004 г.) при определенных условиях. Льгота не распространяется на имущество, переданное в аренду или иное возмездное пользование. Такое предоставление льгот связано с тем что данная область инвестирования является высокодоходной и высокорисковой, соответственно и инвестиции в эту область составляют определенный уровень, который не каждый инвестор рискнет вложить. 16
Из широкого спектра различных налоговых льгот, предусмотренных в налоговых системах развитых стран в том числе и в России, необходимо выделить самые распространенные преференции, используемые повсеместно: прямые и косвенные льготы.
Прямые льготы осуществляются путем уменьшения налогооблагаемой прибыли, уменьшения ставок налога (налоговый кредит), вычетом из величины налога, полным освобождением от налога, установлением более низких ставок налога на прибыль мелких предпринимателей.
Часто используемой во всех странах налоговой льготой является такая косвенная льгота, как ускоренная амортизация (начисление амортизации не обычным методом равномерного списания, а методом уменьшающегося остатка: declining-balance method). 17 Налоговыми органами устанавливается списание в амортизацию не равными частями, а таким способом, что большая часть основного капитала списывается в первую половину срока их функционирования. Расчетные величины амортизационных издержек, вычитаемые из налогооблагаемой прибыли, оказываются выше величины экономически обоснованных. При подобном завышении часть прибыли переносится на себестоимость и тем самым освобождается от налога. Ускоренную амортизацию можно рассматривать еще и как беспроцентный заем производителю.
Второй по масштабам формой налоговых льгот является налоговый кредит, о котором уже говорилось выше, подразумевающий уменьшение самого налога на прибыль на величину этих льгот.
Переход к рыночным отношениям качественно изменил содержание, значение и стратегические цели государственного регулирования экономики. Социально-экономические процессы, происходящие в национальном хозяйстве России, во многом определяются научно-обоснованной государственной инвестиционной политикой, которая позволяет повысить темпы экономического роста, доходы федерального и консолидированного бюджета.
Происходящие в стране инвестиционные процессы в значительной степени связаны со сложившимися на макро- и микро-уровне финансово-экономическими условиями. Среди них ведущее место занимает действующая система налогообложения участников инвестиционного процесса и законодательные акты, составляющие общеправовую основу регулирования инвестиционной деятельности. Для обеспечения развития стратегических инвестиций требуется государственная поддержка инвестиционного процесса на всех уровнях управления национальных хозяйством. В распоряжении государства имеются различные инструменты стимулирования инвестиционного процесса в стране, важное место среди которых занимаю налоги. С помощью налоговых инструментов государство влияет на объемы денежных средств, остающихся в распоряжении организаций, а также на использование данных финансовых ресурсов.
Действующая в настоящее время налоговая система имеет право ярко выраженную фискальную направленность и является серьезным препятствием для роста инвестиционной активности хозяйствующих субъектов. Поэтому одной из ключевых задач налогового регулирования является создание благоприятного климата для роста и повышения эффективности реальных инвестиций. 18
Важнейшим методом налогового регулирования инвестиционной деятельности являются налоговые льготы, под которыми понимается уменьшение налогового обязательства для определенной категории налогоплательщиков. Освобождение может быть полным или частичным, но оно всегда приводит к уменьшению суммы налоговых изъятий. Следует отметить, что налоговая льгота может предоставляться налогоплательщику при возникновении у него объекта налогообложения. Подчеркивается: «Налоговые льготы» - это изменение любого элемента налога, предоставляемые в соответствии с законодательными и иными нормативными актами по налогам, уменьшающие величину налогового платежа или изменяющие срок уплаты в пользу налогоплательщика. Налоговые льготы находят выражение в полном или частичном освобождении от налогообложения субъектов и (или) объектов обложения».
Таким образом, налоговые льготы представляют собой порядок определения любого элемента налога, создающий для определенной категории налогоплательщиков более благоприятные условия осуществления предпринимательской деятельности с целью уменьшения налогового бремени. 19
В связи с этим льготы могут выступать в качестве элемента налогообложения, а, следовательно, они являются способом реализации регулирующей функции налога и налоговой системы в целом. К льготам, в частности относятся:
- понижение налоговой ставки
- налоговые вычеты, учитываемые при исчислении налоговой базы
- увеличение налогового периода
-упрощение порядка уплаты налогов ( освобождение от авансовых платежей)
- инвестиционные налоговые скидки
- инвестиционные налоговые кредиты, связанные с реструктуризацией задолженности
- специальные налоговые режимы и другие.
В налоговом регулировании льготы являются более эффективным средством поддержки хозяйствующих субъектов, чем непосредственные бюджетные субсидии.
В соответствии со своей сущностью и назначением льготы выступают мощным стимулом развития научно-технического прогресса проведения мероприятий по охране окружающей среды, расширения производства дефицитной продукции, развития любого бизнеса, создания производственных мощностей в экономически сложных регионах. Большую роль льготы играют в решении социальных проблем (повышение занятости трудоспособного населения, снижение уровня безработицы, снижение уровня уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов). Налоговые льготы многообразны. Именно это их свойство позволяет государству оказывать влияние на те или иные категории налогоплательщиков.
Несомненно важными факторами влияющими на инвестиционный климат любой страны, являются существующая система законодательства и налогообложения, определяющие национально-правовой режим инвестиционной деятельности и регламентирующая принципы и механизм взаимоотношений инвесторов с государственными органами, с одной стороны, и с иными участниками экономических отношений и субъектами хозяйствования – с другой. Действующие законодательные акты, составляющие общеправовую основу регулирования инвестиционной деятельности, можно классифицировать по различным признакам, но наиболее важной является классификация правовых факторов по задачам и объему регулирования в сфере инвестиционной деятельности. В этом случае все правовые акты можно разделить на две группы: 20
Первая группа - комплексные законодательные и подзаконные акты которые носят универсальный характер и устанавливающее основные принципы и общие положения правового регулирования деятельности на территории РФ как отечественных инвесторов так и зарубежных, так же помимо этого комплексно регулирующие правоотношения в отдельных сферах экономики и составляющие отдельные отрасли Российского законодательства. Это могут быть правовые акты Президента РФ, таможенный, гражданский кодексы, Федеральный закон РФ «Об акционерных обществах» и подобное.
Во вторую группу правовых актов регулирующих инвестиционную деятельность входят рамочные или предметные законодательные акты, направленные на регламентацию правового режима собственно инвестиционной деятельности или ее конкретных организационных и правовых форм, легализованных в РФ. Ко второй группе актов относятся ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», «О рынке ценных бумаг», Закон РФ «Об иностранных инвестициях в РФ», правовые акты Президента РФ, ведомственные нормативные акты Министерства финансов РФ, государственной налоговой службы.
Регулирование на национальном, внутригосударственном уровне тесно связано с регулированием на международном уровне. Поэтому наряду с внутренним инвестиционным законодательством иностранные инвестиции регулируются также через заключение международных договоров.
Международные соглашения (договора) о поощрении и взаимной защите капиталовложений могут быть двусторонними и многосторонними.
Для государств, заинтересованных в притоке иностранных инвестиций, немаловажное значение имеет участие в многосторонних международных соглашениях, которые призваны обеспечить защиту прав инвесторов и уменьшить возможные риски, которые они несут в связи с капиталовложениями в других странах.
Правовая государственность и правовая защита:
Особое значение для иностранных инвесторов имеет правовая система, позволяющая ориентироваться на законодательство страны, в которую осуществляются инвестиции.
В настоящее время идет формирование нового этапа инвестиционного развития, который связан с активизацией инвестиционной деятельности. Государство проводит обновление работы производственного аппарата всех отраслей экономики, поддержку инвестиционных процессов на всех уровнях управления. Поддержка планируется осуществляться путем предоставления и обеспечения гарантий прав инвесторов, а так же созданием льготного режима инвестиционной деятельности. Важность использования налогов в регулировании инвестиционной деятельности предоставляется потому, что одной из основных функций налогов является регулирующая. Данная функция направлена в первую очередь на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных целей налоговой политики. Участие государства в регулировании инвестиционной деятельности при проведении налоговой политики осуществляется с помощью таких инструментов, как налоговые ставки и налоговые льготы. Следовательно, определяя оптимальный размер ставки налогов и используя систему налоговых льгот, воздействующих на процессы инвестирования, можно регулировать спрос на инвестиции.
Формирование инвестиционной политики, разработка мер регулирования инвестиционного процесса происходит не только на федеральном, но и на региональном уровне. Акцент больше делается на региональный уровень. Это связано с усилением роли субъектов Федерации в экономической и правовой сфере, острой потребностью регионов в инвестиционных ресурсах. При разработке регионального законодательства следует соблюдать принципы непротиворечивости и компетенции, чтобы избежать расхождений с федеральным законодательством.
В настоящее время к основным принципам инвестиционной политики субъектов Федерации наряду с созданием организационных структур по содействию инвестициям, разработкой и экспертизой инвестиционных проектов за счет государственных источников финансирования относится предоставление инвесторам различных льгот и применение к ним стимулов финансового и нефинансового характера. Стимулы финансового характера (привилегии) – это создание льготного режима инвестиционной деятельности, а именно: предоставление льгот и освобождений по налогам и сборам в части, зачисляемой в региональные и местные бюджеты, предоставление инвестиционных налоговых кредитов, разрешение ускоренной амортизации, установление льготных условий пользования землей, недрами, природными ресурсами. 21
На региональном и местном уровнях должно действовать законодательство, обеспечивающее благоприятные условия работы организаций в период реализации инвестиционных проектов.
Неравномерность распределения предприятий с участием иностранного капитала в России выдвигает на первый пан проблему выявления совокупности условий, оказывающих влияние на предпочтение инвесторов.
Анализ основных факторов инвестиционного климата в свою очередь позволяет определить рычаги воздействия на инвестиционную ситуацию в регионе, способствует формированию эффективной инвестиционной политики. В эти условия можно выделить характеристику экономического потенциала, включающую в себя оценку ресурсно-сырьевого потенциала, инфраструктурного потенциала, трудового потенциала, инновационного потенциала, общие условия хозяйствования, зрелость рыночной среды, социально-политические факторы, организационно-правовые факторы, финансовые факторы.
Рассмотрим организационно-правовые факторы формирования благоприятного инвестиционного климата в регионе. Проведя анализ инструментов поддержки инвесторов, предусмотренных нормативно-правовыми актами регионов, увидим, что можно выделить три группы инструментов стимулирующего характера, различающихся по степени их распространенности. Наиболее распространенные - предоставление налоговых льгот, государственных гарантий в обеспечение займов и бюджетные вложения в инвестиционные проекты. Реже встречается субсидирование части процентных ставок по кредитам, а недоиспользуемые - льготы, связанные с арендой недвижимости и пользованием землей (используются лишь в каждом третьем регионе).
54 Налоговая система и инновационно-инвестиционная деятельность предприятий
В условиях роста конкуренции национальные предприятия теряют рынки сбыта продукции из-за низкой ее конкурентоспособность Неблагоприятная рыночная конъюнктура, значительный износ основных фондов, устаревшие и технологии, отсутствие источников инвестирования предопределяют сокращение объема производства при одновременном снижении уровня доходности многих промышленных предприятий и в дальнейшемі.
В конце XX в стало очевидно, что уровень развития и динамизм инновационной сферы - науки, наукоемких отраслей и предприятий, мировых рынков технологий - создает основу устойчивого экономического роста Научно-технический прогресс изменил масштабы и структуры производства индустриально развитых стран и сделал существенное влияние на качество жизни и благосостояние населения Итак, основным положениям современного соц иально-экономического и политического менеджмента является признание того, что научно-технологическим инновациям принадлежит решающая роль в формирование и повышение конкурентоспособности Учитывая мировой и отечественный опыт, отметим, что инновационная деятельность в Украине - национальная проблема, и сейчас эти вопросы не решаются на национальном уровнеівні * 18 .
* 18: Инвестирование: Учеб пособие / ВМ Гринева. ВО Коюда, ТИ Лепейко, ОП Коюда Под общ ред ВМ Гриневой - 2-е изд, доработку
результате экономического кризиса в Украине (1990-1999 pp) спад производства, игнорирование потребностей научно-технического прогресса на всех уровнях хозяйствования привели к более длительному сроку кризиса в сфере на ауково-технической деятельности и спада изобретательской творческой активности Современное состояние изобретательства не соответствует ни потребностям, ни ресурсам Украина Государство потеряло и продолжает терять свой главный ск арб - интеллектуальный потенциал, количество изобретателей и рационализаторов, специалистов научно-технического профиля Функционирование научно-технической сферы Украины осуществляется при неблагоприятных социал ьно-экономических условий, обострения макроэкономических проблем на уровне государства, регионов и предприятий Имеющийся научно-технический потенциал государства в значительной мере остается без спроса, и научно-техни ческая деятельность осуществляется не благодаря современным тенденциям социально-экономического развития Украины Все это в комплексе негативно влияет непосредственно как на состояние научного потенциала, так и на экономик у государства в целом Одним из основных факторов такого состояния является уровень финансового обеспечения научно-технической деятельности в государстведержаві.
Эффективность инновационной деятельности предприятия определяется прежде имеющимся согласованию системы инвестирования, налогообложения, кредитования, функционирующих в инновационной сфере научных разработок
Средства государственного бюджета - основной финансовый инструмент (источник) научно-технической политики Государство в развитых странах берет на себя от 1,5 до половины национальных научных расходов Все развитые государства за последние 20 лет активно проводят политику налогооблагаемой стимулирования развития науки (прежде всего это касается частного сектора) Используются наращенные и объемные налоговые скидки ( постоянные или временные) на сумму средств, вложенных предприятиями в исследования и научные разработки Государства получают нужные результаты за счет роста расходов на исследования, которые компенсируют ви рати бюджета из-за недобора налогов Опыт Великобритании, США, Франции, Германии, Швейцарии, Японии и других стран свидетельствует, что наилучшие результаты в тех государствах, где установлены высокие льготы и на б ильш длительное терминаермін.
Через регулирующую функцию налоги как активный участник процессов перераспределения серьезно влияют на воспроизводство, стимулируя или замедляя его темпы, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос насел ления, усиливая или ослабляя накопление капитала Налоговый влияние на стимулирование инновационной деятельности имеет особую актуальность в Украине Это государственная поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывают средства в наукоемкие отрасли, высокотехнологичное производство за счет налоговых льгот, государственных гарантий и кредитеів.
Необходимо усовершенствовать налоговую систему с целью создания благоприятных условий для инновационной деятельности в Украине Изучение опыта показывает, что предоставление льгот в каждой стране и на каждой территории имеет есть свои особенности Но при любых условиях эта практика должна быть прозрачной, четко определенной и научно обоснованной Совершенствование и дальнейшее развитие налоговой системы должно строиться на научно об основанных принципах и учитывать отечественный и зарубежный опыт Следует стремиться, чтобы налоги выполняли все присущие им функции: уверенность четкость и удобство, равенство и справедливость эф ность экономичность стимулирования гибкость Эти функции были определены еще А Смитом и его последователями Если это не будет учтено, то система налогообложения не будет эффективно работать, как произноси во система налогообложения в УкраинУкраїні.
По нашему мнению, необходимо обеспечить прежде всего стабильность налогового законодательства, стимулирование внутренних и внешних инвестиций в инновационную деятельность субъектов хозяйствования в Украине Меха анизм налогообложения и льготный режим в отношении отечественных предприятий должен быть направлен в первую очередь на развитие инновационно-инвестиционных процессов, поддержку предпринимательства, обеспечения збалан сованости рыночных механизмов, развитие малого бизнеса и демонополизации производства Предлагают льготы по налогообложению субъектов хозяйствования: предоставить льготные условия налогообложения научно-исследовательский им учреждениям, учебным заведениям и предприятиям инновационной сферы деятельности (освобождение от НДС, уменьшение количества и снижение уровня налогов) уменьшить объем базы налогообложения за счет возр ьшення отчислений в фонды (фонд инновационной деятельности, фонд развития производства (инвестиционный), амортизационный фонд и другие капиталоутворюючи фонды предприятия) установить налоговые льготы для тех, кто вкладывает средства в производство (мероприятия по реинвестирования) предоставить налоговые каникулы налоговых инвестиционных отчислений и налоговых инвестиционных кредитов предоставить существенные льготы сельском хозяйству (производителей экспортной продукции освободить от уплаты налога на прибыль или платить со скидкой) установить значительные льготы нерезидентам, которые вкладывают средства в определенные приоритетные секто ры экономики и отсталые регионы (снижение на НДС и др.) уменьшить количество налогов и четко их определить установить налоговые льготы для иностранных инвестиций в приоритетных сферах экономики и спил ьних предприств.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!