Льготы в маршрутном такси
Маршрутное такси на пути к НДС-льготе
Согласно пп.5.1.13 ст.5 Закона об НДС операции по предоставлению услуг по перевозке лиц пассажирским транспортом (кроме таксомоторов) в пределах населеного пункта, тарифы на которые регулируются органом местного самоуправления в соответствии с его компетенцией, освобождены от налогообложения. Что обозначает термин «таксомоторы»? Считаются ли маршрутные такси, с установленными тарифами на перевозку пассажиров, «таксомоторами»?
Понятию «таксомотор» не дано определение в самом Законе об НДС . Поэтому для его толкования обратимся к другим налоговым или неналоговым законам. Именно так предлагает сделать п.1.15 ст.1 Закона об НДС : «Другие термины используются в значениях, определенных законами по вопросам налогообложения или другими законами, в части, не противоречащей настоящему Закону и другим законам по вопросам налогообложения». Но, к сожалению, ни в налоговых, ни в других неналоговых законах не встречается такое понятие или термин как «таксомотор». Неужели, принимая поправки к Закону об НДС . депутаты не заметили, что термин «таксомотор»1 употребляется очень редко? В обиходе и в литературе больше все-таки встречается «такси». Подтверждением этому служат и толковые словари 2. согласно которым термин «таксомотор» необходимо понимать аналогично термину «такси». Таким образом, получается, что поскольку термин «таксомотор» нигде в законах не определен, значит необходимо брать «ближайшего его родственника», коим является термин «такси».
В соответствии с неналоговым Законом Украины от 05.04.2001 г. № 2344-III «Об автомобильном транспорте» термин «такси» обозначает специальный легковой автомобиль . оборудованный таксометром и предназначенный для перевозки пассажиров и их багажа
в индивидуальном порядке . Аналогичное определение дано и в Лицензионных условиях осуществления хозяйственной деятельности по предоставлению услуг по перевозке пассажиров и их багажа на такси 3.
То есть основными критериями для определения принадлежности легкового автомобиля к «такси» (а значит и к «таксомотору») служат:
- специальность
- обустройство таксометром
- индивидуальность.
Если этого нет, то нельзя получить лицензию, а без нее осуществлять ТАКСОперевозки пассажиров и их багажа. Также условием для осуществления перевозок такси является и то обстоятельство, что автомобиль обязательно должен быть легковым, то есть с числом мест для сидения не более 9 с местом водителя включительно. Все транспортные средства, у которых таких мест более 9, не могут считаться такси (хотя в народе называть их могут как угодно, в том числе и «маршрутное такси» или «маршрутка»).
Подытоживая приведенное выше, укажем, что если предприятие, осуществляющее транспортные перевозки в пределах населенного пункта на так называемых «маршрутных такси», не получало специальную лицензию на право осуществления хозяйственной деятельности по предоставлению услуг по перевозке пассажиров и их багажа на такси, а владеет лицензией на осуществление хозяйственной деятельности по предоставлению услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом общего пользования 4. то такое предприятие не подпадает под ограничения, установленные пп.5.1.13 ст.5 Закона об НДС . и может применять льготный режим налогообложения.
Сергей ДРОБОТТЯ , редактор
1 Слово «таксомотор» образовано от имени немца Регера фон Таксиса (прим. авт.).
2 Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — М. Азбуковник, 1999. — С.788 (прим. авт.).
3 Утверждены приказом Госкомитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, Министерства транспорта Украины от 18.12.2003 г. № 136/985, зарегистрированным в Минюсте Украины 30.12.2003 г. № 1260/8581 (прим. ред.).
4 Лицензионные условия утверждены приказом Госкомитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, Министерства транспорта Украины от 18.12.2003 г.
№ 136/985, зарегистрированным в Минюсте Украины 30.12.2003 г. № 1259/8580 (прим. ред.).
Предприятие предоставляет услуги по перевозке пассажиров городским автомобильным транспортом (собственными автобусами и арендованными) в режиме маршрутного такси, тарифы на которые регулируются в установленном законом порядке Киевской городской администрацией. Согласно пп.5.1.13 ст.5 Закона об НДС такие операции освобождались от налогообложения, но данный подпункт изложен в новой редакции.
Какие условия должны быть соблюдены для возможности использования льготного режима налогообложения при осуществлении перевозок лиц пассажирским транспортом на маршрутах общего пользования в режиме маршрутного такси?
К сожалению, в ст.1 Закона об НДС не приведено значение термина «таксомотор» . в котором он употребляется в данном Законе 1. Поэтому ничего не остается, кроме как попробовать построить логическую цепочку, чтобы определить критерии для применения льготы.
Согласно ст.35 Закона Украины от 05.04.2001 г.
№ 2344-III «Об автомобильном транспорте» услуги пассажирского автомобильного транспорта общего пользования разделяются на автобусные, такси и грузопассажирские перевозки пассажиров и багажа.
Автобусные перевозки — это перемещение людей и багажа с помощью автобусов. Внутренние перевозки пассажиров на автобусных маршрутах общего пользования могут осуществляться:
- в обычном режиме движения (основной вид перевозок)
- в экспрессном режиме движения
- в режиме маршрутного такси (дополнительные виды перевозок).
При этом маршрутные такси осуществляют перевозку пассажиров с обязательным предоставлением им мест для сидения и с высадкой и посадкой пассажиров по их требованию. Но не следует путать такой режим перевозки с перевозкой пассажиров и их багажа на такси, которая осуществляется в индивидуальном порядке . потому что к перевозкам пассажиров и их багажа в индивидуальном порядке допускаются легковые автомобили, оборудованные таксометром и приспособленные к таким перевозкам.
Правила предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта утверждены постановлением КМУ от 29.01.2003 г. № 141. При этом тяжело определить кому-либо, специалистам в том числе, в каком режиме движения осуществляются перевозки с помощью микроавтобусов типа «Богдан», потому что внутренние перевозки пассажиров на автобусных маршрутах общего пользования они осуществ ляют, особенно в «час пик», так же, как и «маршрутки». Об обязательности предоставления мест для сидения пассажиров речь не идет, потому что при наличии 21 места для сидения из 45 общих они перевозят максимальное количество пассажиров, а то и больше. О посадке пассажиров по их требованию также не идет речь, потому что на конечной остановке салон заполняется на 100%. Скорее это напоминает экспрессный режим движения, но с высадкой пассажиров по их требованию, иногда через каждые 100 м.
И перевозчики, и законодатели быстро бы определились с таким режимом движения . если бы хоть раз попробовали добраться в «час пик» с помощью таких «маршруток» с посадкой не на конечной остановке.
Вернемся к НДС. Поскольку нормы пп.5.1.13 ст.5 Закона об НДС не содержат каких-либо исключений по режиму движения на автобусных маршрутах общего пользования, в том числе в режиме маршрутного такси, то, по мнению автора, перевозки пассажирским транспортом в пределах населенного пункта, то есть городские 2. освобождаются от обложения НДС .
А предоставление услуг по перевозке пассажиров пригородным пассажирским транспортом и автомобильным транспортом в пределах района, которые ранее были освобождены от обложения НДС, с 31.03.2005 г. облагаются НДС по ставке 20% на общих основаниях . Напомним, что к пригородным относятся перевозки по маршрутам длиной до 50 километров независимо от административно-территориального деления, кроме городских маршрутов (ст.36 Закона Украины «Об автомобильном транспорте»).
Елена БОНДАРЕНКО , эксперт-бухгалтер
1 См. ответ на предыдущий вопрос (прим. ред.).
2 К городским относятся перевозки по маршрутам в пределах территории населенного пункта (прим. авт.).
Warning . eregi() [function.eregi ]: It is not safe to rely on the system's timezone settings. You are *required* to use the date.timezone setting or the date_default_timezone_set() function. In case you used any of those methods and you are still getting this warning, you most likely misspelled the timezone identifier. We selected 'Europe/Helsinki' for 'EEST/3.0/DST' instead in /home/marsovet/public_html/euro2012/weather/class.weather.php on line 88
Deprecated . Function eregi() is deprecated in /home/marsovet/public_html/euro2012/weather/class.weather.php on line 88
Warning . eregi() [function.eregi ]: It is not safe to rely on the system's timezone settings. You are *required* to use the date.timezone setting or the date_default_timezone_set() function. In case you used any of those methods and you are still getting this warning, you most likely misspelled the timezone identifier. We selected 'Europe/Helsinki' for 'EEST/3.0/DST' instead in /home/marsovet/public_html/euro2012/weather/class.weather.php on line 100
Deprecated . Function eregi() is deprecated in /home/marsovet/public_html/euro2012/weather/class.weather.php on line 100
Warning . date() [function.date ]: It is not safe to rely on the system's timezone settings. You are *required* to use the date.timezone setting or the date_default_timezone_set() function. In case you used any of those methods and you are still getting this warning, you most likely misspelled the timezone identifier. We selected 'Europe/Helsinki' for 'EEST/3.0/DST' instead in /home/marsovet/public_html/euro2012/weather/class.weather.php on line 258
Warning . date() [function.date ]: It is not safe to rely on the system's timezone settings. You are *required* to use the date.timezone setting or the date_default_timezone_set() function. In case you used any of those methods and you are still getting this warning, you most likely misspelled the timezone identifier. We selected 'Europe/Helsinki' for 'EEST/3.0/DST' instead in /home/marsovet/public_html/euro2012/weather/class.weather.php on line 258
Warning . strtotime() [function.strtotime ]: It is not safe to rely on the system's timezone settings. You are *required* to use the date.timezone setting or the date_default_timezone_set() function. In case you used any of those methods and you are still getting this warning, you most likely misspelled the timezone identifier. We selected 'Europe/Helsinki' for 'EEST/3.0/DST' instead in /home/marsovet/public_html/euro2012/admin/config.php on line 12
Warning . strtotime() [function.strtotime ]: It is not safe to rely on the system's timezone settings. You are *required* to use the date.timezone setting or the date_default_timezone_set() function. In case you used any of those methods and you are still getting this warning, you most likely misspelled the timezone identifier. We selected 'Europe/Helsinki' for 'EEST/3.0/DST' instead in /home/marsovet/public_html/euro2012/admin/config.php on line 12
Warning . date() [function.date ]: It is not safe to rely on the system's timezone settings. You are *required* to use the date.timezone setting or the date_default_timezone_set() function. In case you used any of those methods and you are still getting this warning, you most likely misspelled the timezone identifier. We selected 'Europe/Helsinki' for 'EEST/3.0/DST' instead in /home/marsovet/public_html/euro2012/admin/config.php on line 12
Warning . date() [function.date ]: It is not safe to rely on the system's timezone settings. You are *required* to use the date.timezone setting or the date_default_timezone_set() function. In case you used any of those methods and you are still getting this warning, you most likely misspelled the timezone identifier. We selected 'Europe/Helsinki' for 'EEST/3.0/DST' instead in /home/marsovet/public_html/euro2012/admin/config.php on line 12
Warning . strtotime() [function.strtotime ]: It is not safe to rely on the system's timezone settings. You are *required* to use the date.timezone setting or the date_default_timezone_set() function. In case you used any of those methods and you are still getting this warning, you most likely misspelled the timezone identifier. We selected 'Europe/Helsinki' for 'EEST/3.0/DST' instead in /home/marsovet/public_html/euro2012/admin/config.php on line 13
Warning . strtotime() [function.strtotime ]: It is not safe to rely on the system's timezone settings. You are *required* to use the date.timezone setting or the date_default_timezone_set() function. In case you used any of those methods and you are still getting this warning, you most likely misspelled the timezone identifier. We selected 'Europe/Helsinki' for 'EEST/3.0/DST' instead in /home/marsovet/public_html/euro2012/admin/config.php on line 13
Warning . date() [function.date ]: It is not safe to rely on the system's timezone settings. You are *required* to use the date.timezone setting or the date_default_timezone_set() function. In case you used any of those methods and you are still getting this warning, you most likely misspelled the timezone identifier. We selected 'Europe/Helsinki' for 'EEST/3.0/DST' instead in /home/marsovet/public_html/euro2012/admin/config.php on line 13
Warning . date() [function.date ]: It is not safe to rely on the system's timezone settings. You are *required* to use the date.timezone setting or the date_default_timezone_set() function. In case you used any of those methods and you are still getting this warning, you most likely misspelled the timezone identifier. We selected 'Europe/Helsinki' for 'EEST/3.0/DST' instead in /home/marsovet/public_html/euro2012/admin/config.php on line 13
Warning . date() [function.date ]: It is not safe to rely on the system's timezone settings. You are *required* to use the date.timezone setting or the date_default_timezone_set() function. In case you used any of those methods and you are still getting this warning, you most likely misspelled the timezone identifier. We selected 'Europe/Helsinki' for 'EEST/3.0/DST' instead in /home/marsovet/public_html/euro2012/admin/config.php on line 14
Warning . date() [function.date ]: It is not safe to rely on the system's timezone settings. You are *required* to use the date.timezone setting or the date_default_timezone_set() function. In case you used any of those methods and you are still getting this warning, you most likely misspelled the timezone identifier. We selected 'Europe/Helsinki' for 'EEST/3.0/DST' instead in /home/marsovet/public_html/euro2012/admin/config.php on line 14
Выдержки из Правил предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта
С полным содержанием документа можно ознакомиться здесь: http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?page=1&nreg=176-97-%EF
В салоне автобуса размещается следующая информация:
1) выписка из этих Правил (в части прав и обязанностей водителя и пассажира)
2) обозначение входа и выхода
3) сведения о размере штрафа за безбилетный проезд и перевозки неоплаченного багажа
4) сведения о перевозчике и страховщика (наименование, адрес и телефон)
5) общая пассажировместимость с указанием отдельно количества
мест для сидения пассажиров
6) обозначения мест расположения аварийных выходов (с указанием способа их открывания), огнетушителя, аптечки и кнопки экстренной остановки
7) надпись "Не курить", "Места для пассажиров с детьми и
инвалидов "(на городских и пригородных маршрутах)
8) нумерация мест при осуществлении междугородных и международных перевозок
9) обозначение мест для инвалидов рельефной значком в порядке, определенном Минтранссвязи. <Абзац четвертый пункта 27 дополнен подпунктом 9 в соответствии с Постановлением КМ N 983 (983-2009-п)
от 09.09.2009>
Размеры и освещение информационных надписей должны быть
такими, чтобы их можно было прочитать в светлое и темное время суток:
- в салоне автобуса - с расстояния не менее 1 метр
- на переднем и заднем трафаретах - с расстояния не менее 15 метров, на боковом - не менее 3 метров.
На маршруте должны быть предусмотрены:
- площадки для разворота и краткосрочной стоянки автобусов в начальном и конечном пунктах маршрута
- посадочные площадки на промежуточных пунктах остановки.
Местами остановки автобусов на пригородных и междугородных
маршрутах определяются автостанции, а в случае их отсутствия -
местоположения автопавильонов, на которых размещается
информация, содержащая наименование остановки, начального и
конечного пунктов маршрута и время отправления автобусов.
Места остановки автобусов пригородных маршрутов на территории
населенных пунктов, кроме автостанций, согласовывают исполнительные органы сельских, поселковых и городских советов.
Места остановки автобусов на городских маршрутах оборудуются
автопавильонами трафаретами с наименованием остановки и номерами
маршрутов, сведениями о режиме работы автобусов с указанием
таких, которые приспособлены для перевозки лиц с ограниченными физическими возможностями, наименованием начального и конечного пунктов маршрута. (Абзац шестой пункта 28 с изменениями, внесенными
Постановлением КМ N 983 (983-2009-п) от 09.09.2009>
В случае если интервал движения на городском маршруте не превышает
10 минут, на трафаретах отмечается интервал движения в течение суток,
в случае большего интервала - время отправления автобусов с остановки.
Сведения о режиме движения автобусов в выходные и праздничные дни приводятся как примечание к основной информации.
На остановках автобусов, осуществляющих перевозки в
экспрессном режиме движения и в режиме маршрутного такси, на
трафарете над названием остановки размещается надпись красной краской "Экспресс", черной - "Маршрутное такси".
Остановки по требованию оборудуются трафаретом с надписью черной
краской "По требованию".
Размеры надписей на трафаретах, размещенных в местах остановки,
должны быть такими, чтобы их можно было прочитать с расстояния не
менее 3 метра.
На маршрутах используются автобусы общего назначения, категория и класс которых соответствуют требованиям, установленным для городского, пригородного, междугородного или международного транспорта, а пассажировместимость - пассажиропотока с учетом обеспечения доступа к объектам социального, медицинского и культурного назначения для лиц с ограниченными физическими возможностями. Требования к структуре подвижного состава определяются организатором регулярных перевозок в условиях конкурса.
Организатор регулярных перевозок определяет условия перевозок, к которым относятся:
1) определение органами исполнительной власти и органами местного
самоуправления структуры парка автобусов, осуществляющих
перевозки на маршруте общего пользования, исходя из их пассажировместимости, класса, технических и экологических характеристик
2) социальные нормативы в сфере транспортного обслуживания населения
3) наличие кондуктора в автобусах, осуществляющих перевозки пассажиров на городских автобусных маршрутах во всех режимах движения
4) обустройство автобусов средствами визуального и звукового информирование о наименовании остановки, в частности следующей, маршрута
5) использование на маршруте автобусов, приспособленных для перевозки лиц с ограниченными физическими возможностями, и количество таких автобусов.
Запрещается предоставление услуг по перевозке пассажиров с
использованием автобусов, переоборудованных из транспортных средств иного назначения, при отсутствии протоколов испытаний таких
автобусов на соответствие требованиям правил Европейской экономической комиссии - N 43 (проверка маркировки безопасного стекла) N 36 или N 52 (в зависимости от пассажировместимости, в объеме законодательно регулируемой сферы к автобусов, находящихся в эксплуатации) N 80 (требования к прочности сидений и элементов их крепления, применение сертифицированных сидений, соответствие крепления сидений типичным схемам и конструктивным решениям, проверенным испытаниями), выданных аккредитованными Национальным агентством по аккредитации испытательным лабораториям. Образец протокола утверждается совместным приказом МВД и Минтранссвязи.
Указанные ограничения не касаются переоборудованных автобусов,
осуществляющих перевозку пассажиров на городских и пригородных
маршрутах согласно договорам, заключенным до 1 мая 2009.
Перевозка пассажиров по городским и пригородным маршрутам осуществляется в обычном режиме (основной вид перевозок), а также в экспрессном режиме и режиме маршрутного такси (дополнительные виды перевозок).
Перевозки пассажиров в режиме маршрутного такси организовываются при наличии сообщения в обычном и / или экспрессном режиме движения автотранспорта или движения других видов транспорта.
В случае выхода из строя автобуса (прекращения перевозки при наступлении чрезвычайной или неизбежного при данных условиях события) пригородного или междугородного сообщения водитель осуществляет пересадку пассажиров в другой автобус, которым пассажиры будут доставлены до ближайшей автостанции или конечного пункта. В таком случае на пригородном маршруте пассажиру возвращается полная, а на междугородном неиспользованная стоимость билета. Перевозчик организует дальнейшую поездку пассажиров.
Оплата услуг перевозчика по попутной перевозке пассажиров
до ближайшей автостанции в междугородном сообщении осуществляется за счет средств перевозчика, во время рейса которого состоялась пересадка пассажиров.
В случае выхода из строя автобуса городского сообщения перевозчик
возвращает пассажирам полную стоимость билета, а дальнейшая поездка оплачивается и осуществляется ими самостоятельно.
Отправление автобуса, осуществляющего перевозку в режиме маршрутного такси, происходит согласно утвержденному расписанию движения, независимо от количества пассажиров в салоне.
По договору перевозки пассажира автобусом перевозчик обязуется безопасно перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи им багажа - доставить в пункт назначения багаж и выдать его пассажиру или уполномоченному им лицу. Пассажир обязуется внести установленную плату за проезд, а при сдаче багажа в багажное отделение - плату за его
перевозку.
Право внеочередного входа в автобус имеют беременные женщины,
инвалиды, пассажиры с детьми дошкольного возраста, лица пожилого возраста.
Для указанных категорий пассажиров в передней части салонов автобусов городских и пригородных маршрутов отводятся места для сидения.
Права и обязанности.
Перевозчик обязан:
1) обеспечить соблюдение персоналом требований законодательства об
автомобильном транспорте и защите прав потребителей
2) принимать меры к обеспечению безопасной, удобной поездки пассажиров и хранения и / или доставки багажа по договору перевозки и расписаниею движения
3) организовать проведение контроля технического и санитарного состояния автобусов или легковых автомобилей перед началом работы,
кроме автомобильного самозанятого перевозчика <Подпункт 3 пункта
145 с изменениями, внесенными согласно Постановлению КМ N 983
(983-2009-п) от 09.09.2009>
4) организовать проведение предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей транспортных средств, кроме
автомобильного самозанятого перевозчика <Подпункт 4 пункта 145
с изменениями, внесенными согласно Постановлению КМ N 983 (983-2009-п) от 09.09.2009>
5) выдавать водителям и другим работникам предусмотренные законом
документы
6) иметь документы для осуществления перевозок по законодательству
7) содержать транспортные средства в надлежащем техническом и
санитарном состоянии, обеспечивать их своевременную подачу для посадки пассажиров и отправления
8) осуществлять перевозки пассажиров с использованием сертифицированных транспортных средств соответствующего типа, на которые оформлены документы в соответствии с законодательством
9) организовывать проезд пассажиров до места назначения по маршруту без дополнительных финансовых затрат пассажиров, прежде всего
лиц с ограниченными физическими возможностями, пожилых граждан,
беременных женщин, пассажиров с детьми дошкольного возраста, в случае прекращения поездки из-за технической неисправности транспортного средства или наступления чрезвычайного или неизбежного при данных условиях события
10) осуществлять перевозку пассажиров с билетами и пассажиров, которым согласно законодательству предоставлены льготы по оплате за проезд
11) предоставлять пассажирам достоверную и своевременную информацию о наименовании остановок, возможные пересадки, размер платы за проезд и т.п.
12) компенсировать вред, причиненный здоровью и имуществу пассажиров
13) обеспечивать предварительную и текущую продажу билетов
14) осуществлять обязательное личное страхование пассажиров от несчастных случаев на транспорте
15) проверять (при международных перевозках) наличие у пассажира визовых и иммиграционных документов
16) выполнять требования этих Правил, Правил дорожного движения
(1306-2001-п, триста шестого-2001-п) и правил технической эксплуатации
транспортных средств.
Перевозчик имеет право:
1) отменять рейсы транспортных средств в случае возникновения
обстоятельств, которые он не мог предвидеть и возникновение которых не мог предотвратить, с возвратом пассажирам (или заказчику услуг) средств, уплаченных ими за перевозку
2) ограничивать или прекращать перевозки в случае стихийного бедствия, эпидемии, эпизоотии или другой чрезвычайной ситуации
3) прекращать движение транспортных средств в случае возникновения
угрозы жизни и здоровью пассажиров
4) указывать в багажной квитанции состояние багажа, имеющего
внешние повреждения, либо отказываться от его перевозки в случае
возражения пассажира против внесения соответствующей отметки
5) требовать от органа исполнительной власти или органа местного
самоуправления, заказчика услуг и автостанций выполнения условий
договора <Подпункт 5 пункта 146 с изменениями, внесенными
Постановлением КМ N 983 (983-2009-п) от 09.09.2009>
6) принимать участие в конкурсах на перевозку пассажиров на маршрутах
7) подавать организаторам регулярных перевозок предложения по повышению уровня организации обслуживания пассажиров
8) предоставлять пассажирам льготы по оплате услуг по перевозке
9) предлагать пассажирам дополнительные услуги.
Водитель автобуса обязан:
1) иметь водительское удостоверение на право управления транспортными средствами соответствующей категории и талон к нему
2) выполнять требования этих Правил, Правил дорожного движения
(1306-2001-п, триста шестого-2001-п) и правил технической эксплуатации
автобуса
3) иметь с собой и предъявлять для проверки уполномоченным лицам предусмотренные законодательством документы
4) придерживаться определенного маршрута и расписания движения
автобуса
5) принимать, размещать и выдавать багаж пассажирам на предусмотренных графиком движения остановках
6) следить за выполнением пассажирами своих обязанностей и
безопасным размещением ими багажа и ручной клади в автобусе
7) осуществлять высадку пассажиров в случае заправки автобуса
топливом при выполнении перевозки
8) принимать необходимые меры к обеспечению безопасности
пассажиров в случае возникновения препятствий для движения на маршруте (туман, гололед и др.), которые не позволяют продолжить поездку, а также в случае вынужденной остановки на железнодорожном переезде
9) проверять при посадке на пригородном или междугородном маршрутах наличие у лиц билетов на проезд и квитанций на перевозку багажа
10) останавливать при выполнении рейса в режиме маршрутного
такси автобус для посадки по требованию в местах остановки общественного транспорта, а также в других местах, но не ближе 100
метров от места остановки общественного транспорта, если это не
противоречит Правилам дорожного движения (1306-2001-п, триста шестого-2001-п)
11) останавливать автобус для посадки и высадки пассажиров на
расстоянии не более 0,5 метра от края проезжей части дороги
12) пройти перед выездом на маршрут медицинский осмотр, обеспечить проверку технического состояния и комплектности транспортного средства
13) придерживаться определенного законодательством режима труда и
отдыха
14) быть опрятно одетым, вежливо обращаться с пассажирами
15) объявлять наименование и продолжительность остановки
16) продавать билеты пассажирам до начала движения автобуса в
предусмотренных законодательством случаях
17) обеспечить в случае отставания пассажира от автобуса на пути следования сохранения его ручной клади, багажа
18) в случае осуществления междугородных или международных перевозок оказывать помощь пассажирам с ограниченными физическими возможностями в размещении ручной клади, багажа, костылей, колясок и других личных вещей, а также при посадке и высадке из автобуса
19) проверять при обслуживании пассажиров с ограниченными
физическими возможностями по прибытии в пункт назначения, совершил ли пассажир запланированную высадку и не забыл ли багаж и / или
ручную кладь или личные вещи
20) обеспечивать перевозку багажа в багажных отделениях автобуса (при их наличии) или размещение так, чтобы не мешать свободному проходу пассажиров вдоль салона автобуса и не блокировать доступ к основным и аварийным выходам.
Водитель автобуса имеет право:
1) требовать от пассажиров выполнения их обязанностей
2) проверять при посадке в автобус на пригородных, междугородних и международных маршрутах наличие билетов на проезд и квитанций на перевозку багажа
3) не выдавать багаж, если пассажир не предъявил квитанцию на перевозку багажа
4) не допускать к поездке пассажира, если в салоне отсутствуют
свободные места (кроме случаев, когда у пассажира есть билет на место в салоне)
5) отказать в случае выполнения рейсов в режиме маршрутного
такси в остановке для посадки и / или высадки в другом месте
на расстоянии ближе 100 метров от обустроенной остановки
общественного транспорта, или в нарушение Правил дорожного движения (1306-2001-п, триста шестого-2001-п)
6) не допускать к поездке пассажиров, которые не имеют билетов
или не предъявляют удостоверение установленного образца,
подтверждающее право на льготы по оплате проезда, находящихся в
состоянии алкогольного или наркотического опьянения, нарушающих
общественный порядок, имеющих при себе опасные грузы, в частности
легковоспламеняющиеся, взрывоопасные и такие, которые могут испачкать транспортное средство или одежду пассажиров.
Водителю автобуса запрещается:
1) начинать движение до полного закрытия двери и открывать их до полной остановки автобуса
2) менять маршрут и график движения
3) разговаривать с пассажирами, есть, пить, курить во время движения
автобуса
4) продавать пассажирам билеты во время движения автобуса
5) отказывать пассажирам в обслуживании, кроме предусмотренных
законодательством и этими Правилами случаев
6) выбирать пассажиров по выгодности их следования
7) перевозить в автомобиле острые и режущие предметы, пожароопасные, взрывчатые, ядовитые, едкие, смрадные и наркотические вещества, огнестрельное оружие без чехлов, другие опасные предметы
8) перевозить животных, кроме предусмотренных законодательством
случаев
9) нарушать требования этих Правил, Правил дорожного движения
(1306-2001-п, триста шестого-2001-п) и правил технической эксплуатации
транспортного средства.
Пассажир автобуса обязан:
1) иметь при себе билет на проезд, квитанцию на перевозку багажа, а при наличии права на льготы по оплате проезда - удостоверение установленного образца или бесплатный билет (для междугородних перевозок)
2) занимать указанное в билете место, сохранять билет до конца поездки и предъявлять в развернутом виде по требованию лиц, имеющих право осуществлять контроль
3) осуществлять посадку (высадку) только после полной остановки автобуса
4) оплатить перевозку багажа и ручной клади согласно требованиями настоящих Правил
5) иметь визовые и эмиграционные документы (при международных перевозках)
6) заблаговременно подать сигнал водителю соответствующим звонком или устно в случае выхода на остановке "По требованию"
7) в случае наступления ДТП предоставить возможную помощь пострадавшим и сообщить об этом органам милиции
8) сообщить водителю о выявленных забытых вещах, документах и
ценностях.
Пассажир автобуса имеет право:
1) на безопасную и высококачественную перевозку
2) предъявлять требования к перевозчику по выполнению им условий договора перевозки
3) перевозить животных в установленном законодательством порядке
4) перевозить бесплатно одну единицу багажа в случае поездки
на маршруте городского или пригородного сообщения при условии, что его размеры не превышают 100 х 50 х 30 сантиметров, весом до 20
килограммов
5) гарантировано перевозить две единицы багажа с оплатой согласно тарифам за каждую из них и бесплатно перевозить одну единицу
ручной клади в салоне транспортного средства в случае поездки на
маршруте междугородного или международного сообщения
6) бесплатно перевозить ручную кладь в количестве не более двух единиц на городских и пригородных маршрутах
7) бесплатно перевозить с собой одного ребенка в возрасте до шести
лет без права занятия ею отдельного места
8) приобретать для детей от шести до 14 лет детские билеты по льготной цене (со скидкой 25 процентов стоимости) в период с 1 октября по 15 мая
9) объявлять ценность багажа
10) получать от перевозчика, водителя, работника автостанции информацию об услугах по перевозкам
11) на компенсацию причиненного вреда.
Пассажирам автобуса (такси) запрещается:
1) при движении отвлекать внимание водителя от управления
2) открывать двери транспортного средства до полной его остановки
3) препятствовать закрытию дверей
4) размещать багаж в тех местах, где это препятствует свободному передвижению пассажиров вдоль салона
5) осуществлять поездку без оплаты ее стоимости или без предъявления удостоверения личности установленного образца (в случае наличии права на льготы по проезду)
6) делать исправления в билете и передавать его другому лицу
7) перевозить багаж и ручную кладь на сидении
8) пользоваться аварийным оборудованием без необходимости
9) нарушать общественный порядок
10) курить в салоне транспортного средства.
Водитель такси имеет право:
1) отказать в поездке пассажиру, находящемуся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, нарушающему общественный порядок, имеет при себе вещи, запрещенные к перевозке, может испачкать салон автомобиля
2) требовать от перевозчика создание условий для безопасной работы на маршруте, соблюдение режима труда и отдыха водителей.
Водителю такси запрещается:
1) отказывать пассажиру в обслуживании, кроме случаев, предусмотренных законодательством и этими Правилами
2) предлагать лицу поездку без согласия пассажиров находящихся в салоне такси
3) осуществлять перевозки пассажиров, если в автомобиле такси отсутствует или не работает таксометр
4) перевозить группу пассажиров в количестве, превышающем пассажировместимость транспортного средства
5) устанавливать за поездку размер платы, которая не соответствует показанием таксометра
6) выбирать пассажиров по выгодности их следования
7) навязывать общий проезд нескольким пассажирам или осуществлять перевозку пассажиров не кратчайшим путем, если на то отсутствует их согласие
8) перевозить в автомобиле острые и режущие предметы, пожароопасные, взрывчатые, ядовитые, едкие, смрадные, наркотические вещества, огнестрельное оружие без чехлов, другие опасные предметы
9) перевозить животных, кроме предусмотренных законодательством случаев
10) брать плату с пассажиров за время простоя в случае остановки в пути по вине водителя
11) есть, пить и курить во время движения
12) нарушать требования этих Правил, Правил дорожного движения
(1306-2001-п, триста шестого-2001-п) и правил технической эксплуатации
транспортного средства.
Водитель такси несет ответственность за жизнь и здоровье пассажиров, порчи или утери принятого к перевозке багажа.
Пассажир такси имеет право:
1) на высококачественное и безопасное перевозки
2) выбирать по своему усмотрению любое такси, находящегося на стоянке
3) требовать от водителя:
- выполнения требований Правил дорожного движения (1306-2001-п,
Триста шестого-2001-п), настоящих Правил и законодательства о защите прав потребителей, проведение расчета согласно показаниям таксометра и выдаче ему чека
- осуществления перевозки без подсадки других пассажиров
- перевозку кратчайшим путем
4) определять путь следования к пункту назначения
5) перевозить на руках ребенка дошкольного возраста на заднем сиденье
6) обращаться к перевозчику и другим организациям с требованием разъяснить порядок предоставления транспортных услуг и их оплаты
7) на компенсацию причиненного вреда.
Пассажир такси обязан:
1) выполнять требования этих Правил
2) осуществлять посадку и высадку с правой стороны только после полной остановки транспортного средства
3) во время движения не отвлекать внимание водителя от управления
транспортным средством
4) не допускать действий, угрожающих безопасности перевозки и дорожного движения
5) не курить и не открывать окон в салоне без согласования с водителем и другими пассажирами
6) оплатить в случае выхода транспортного средства из строя часть стоимости проезда согласно показаниям таксометра
7) рассчитаться с водителем в полном объеме по окончании поездки, в том числе в случае ее прекращения по собственному желанию, а в случае остановки по собственной потребности - оплатить часть перевозки, осуществленной согласно показаниям таксометра и внести аванс на время ожидания по договоренности (если в пределах этого времени пассажир не появился, перевозка считается законченной.
Пьяный водитель иномарки въехал в маршрутное такси
В Сумах водитель легковушки Geely столкнулся с маршруткой. Пострадали 3 человека.
Водитель легковушки, двигаясь из центра города в направлении автовокзала, допустил выезд на полосу встречного движения и столкнулся с маршрутным транспортным средством, которое отъезжало от остановки, - сообщили в пресс-службе ГАИ области.
По словам свидетелей аварии, водитель иномарки был не совсем трезв. Об этом сказал и водитель маршрутного автобуса.
Что с ним разговаривать, он же пьян, - сказал водитель маршрутки.
Водителя легковой машины доставили в наркологический диспансер.
Врачи подтвердили, что мужчина управлял машиной в состоянии алкогольного опьянения, - отметила Виктория Писаренко из пресс-службы ГАИ.
По ее словам, в ДТП пострадали 3 человека: это сам водитель Geely, а также двое пассажиров маршрутки.
Вы также можете выбрать самое удобное для Вас такси в Вашем городе.
Маршрутное такси (в просторечии «маршрутка» и др.) — автобусные маршруты, а также — маршруты микроавтобусов, осуществляющие перевозку пассажиров и багажа по установленным маршрутам регулярных перевозок с посадкой и высадкой пассажиров в любом, не запрещённом правилами дорожного движения, месте. Под данным режимом работы автобусов и микроавтобусов подразумеваются особые преимущества, в отличие от «обычного» автобуса. Например, остановки вне установленных остановочных пунктов. Как правило, более высокая стоимость проезда, не действуют льготы на проезд. Wikipedia®
Справочная информация по линиям городского и маршрутного транспорта. Расписание движения городского и маршрутного транспорта. Самая свежая и точная информация в удобном для Вас виде. Поиск по улице, объекту, номеру транспорта. Службы такси в городах. Фирмы-перевозчики в городах. Форум о транспорте. Вопросы и ответы по транспорту. Мини-чат по вопросам "как проехать" и другие.
Мы есть как же и в социальных сетях, таких как ВКонтакте и Facebook
Обратите внимание! Название улиц и объектов в разных городах написано либо на русском, либо на Украинском языке. Поэтому, если Вы не нашли маршрут, проходящий через интересующий Вас объект, попробуйте повторить поиск на другом языке. Рекомендуем вам также при поиске вводить не полное слово, а несколько первых букв, что увеличит Ваши шансы на то, чтобы поиск стал успешным.
Как наказать маршрутчика за хамство
«Ароматы» разбитой в хлам маршрутки, блатняк в хриплых колонках, курящий адскую смесь водитель, который умудряется при этом еще пить чай, разговаривать одновременно по мобильнику и по рации. Это реальность луганских пассажироперевозок. Картина немного утрированная, но иногда встречаются персонажи, с которых и списаны данные характеристики на 100%. И чем дальше пролегает маршрут от центральных улиц, тем выше вероятность наткнуться именно на такого персонажа. И уж если таким водителям делаешь замечание, то в лучшем случае они просто не реагируют. В худшем — отвечают хамством. Мол, что-то не нравится — иди пешком.
И если со всеми нюансами еще хоть как-то можно бороться законными методами, обращаясь во все проверяющим инстанциям, то с хамством оказывается бороться гораздо сложнее. В большинстве случаев на хамство приходится отвечать хамством. Но, как говорится в известной фразе: «Не стоит спорить с дураком, иначе вы опускаетесь до его уровня. А там он задавит вас своим значительным опытом».
Впрочем, и на любое хамство можно найти управу. Знаете ли вы, что как бы идеально маршрутчик не исполнял свои обязанности, все равно найдется момент, к которому можно придраться? Как говорят доктора, здоровых людей нет, есть недообследованные! И если хамство у нас законом не карается, то по всем остальным вопросам бюрократическая машина иногда таки борется.
Итак, мы обратились за советом, как найти управу на водителя маршрутки, к юристам. Нюансы объясняла директор ООО Юридическая фирма Гарант Ковалева Ирина Николаевна .
Вопросы пассажирских перевозок регулируются следующими нормативными актами:
Итак, услуги пассажирского автомобильного транспорта разделяют на услуги по перевозке пассажиров автобусами, на такси и легковыми автомобилями на заказ. Маршрутное такси - это один из режимов перевозки пассажиров на автобусном маршруте общего пользования. Перевозка пассажиров на автобусном маршруте общего пользования может осуществляться в режимах: обычном, экспресс и маршрутного такси. Автобус - транспортное средство, которое по своей конструкции и оборудованию предназначено для перевозки пассажиров с количеством мест для сидения больше чем девять с местом водителя включительно
Пассажир автобуса имеет право:
Водитель автобуса обязан:
Водителю автобуса запрещается:
Впрочем, всё это была вводная часть. А теперь рассмотрим конкретные моменты.
Водитель автобуса везет стоячих пассажиров .
На пригородных и городских маршрутах позволяется перевозить стоячих пассажиров автобусами, которые по своей конструкции имеют места для стоячих пассажиров. в количестве, предусмотренном технической характеристикой транспортного средства и определенной в регистрационных документах на это транспортное средство(Информация об этом размещается в салоне автобуса согласно Правилам). Об этом нам гласит п.8-9 ст. 35 Закона. На международных и междугородных маршрутах позволяется перевозить пассажиров с обязательным предоставлением им мест для сидения.
Пункт 5.2 ПДД гласит, что пассажиры, пользующиеся транспортным средством, должны сидеть или стоять (если это предусмотрено конструкцией транспортного средства) в предназначенных для этого местах, держась за поручень или другое приспособление.
Т.е. провоз стоячих пассажиров возможен, если это предусмотено техническими характеристиками маршрутки. По Луганску ездят маршрутки как только с сидячими местами, так и маршрутные автобусы с наличием стоячих мест(по большей части это автобусы средней вместимости по типу Богданов).
Водитель разговаривает во время движения по телефону без гарнитуры:
Водителю запрещается время движения транспортного средства пользоваться средствами связи, держа их в руке (за исключением водителей оперативных транспортных средств во время выполнения ими безотлагательного служебного задания) - п. 2.9 ПДД
Съезжает с маршрута, проезжает остановки :
Согласно п.24 Правил, местами остановки автобуса, который осуществляет перевозку в режиме маршрутного такси, определяются конечные пункты маршрута. Посадка и высадка пассажиров из автобуса проводится по их требованию в местах остановки общественного транспорта, а также в других местах с обязательным соблюдением Правил дорожного движения.
Согласно п.147 Правил, водитель автобуса обязан придерживаться обозначенного маршрута и расписания движения. Также водитель обязан останавливать автобус для посадки по требованию в местах остановки общественного транспорта, а также в других местах, но не ближе, чем за 100 метров от места остановки общественного транспорта, если это не противоречит Правилам дорожного движения.
А вот п.149 этих же Правил категорически запрещает водителю изменять маршрут и график движения. Хотя, согласно п.148 водитель имеет право не допускать пассажира к проезду, а в нашем случае - проехать мимо остановки, если в автобусе нет свободных мест.
Не объявляет остановки:
Очень интересный пункт, о котором знают далеко не все завсегдатаи общественного транспорта и, похоже, водители. Согласно п.147 Правил, водитель обязан оглашать остановку и время стоянки. Если он такового не сделал, а в 99% случаев остановки не оглашаются (речь идет конкретно о Луганске), то это нарушение.
Водитель курит за рулем, пьет чай или кофе во время движения :
Пункт 149 Правил запрещает водителю разговаривать с пассажирами, есть, пить, курить во время движения автобуса. А вот п.21.2 ПДД дает еще одно уточнение: водителям маршрутных транспортных средств запрещается во время перевозки пассажиров разговаривать с ними, есть, пить, курить, а также перевозить пассажиров и груз в кабине, если она отделена от салона.
Принимает деньги за проезд во время движения автобуса :
Болезнь большинства водителей маршруток - одной рукой крутить руль, а другой обилечивать пассажиров. Так вот, согласно п.149 Правил запрещается продавать билеты пассажирам во время движения автобуса.
Не останавливается, если на остановке пенсионер :
И снова п.149 только вот подпункт 5 Правил: водителю автобуса запрещается отказывать пассажирам в обслуживании, кроме случаев предусмотренных законодательством. Тут следует помнить, что водитель автобуса имеет право не допустить к проезду пассажира, если в салоне нет свободных мест(как мы помним это п.148 Правил).
В салоне громко играет музыка :
В законодательстве нет прямого запрета на прослушивание музыки водителем маршрутки. Притянуть за уши можно пункт 45 Правил, где говорится, что перевозчик обязан предпринимать действия для обеспечения безопасной, комфортной поездки пассажиров. Ключевым в данном случае будет слово комфорт .
Не выдает билеты :
Прямой нормы, которая обязывает водителя выдать билет, в законах нет, но такая обязанность исходит из смысла Закона и Правил. Подпункт 10 п. 2 Правил: говорит нам, что билет на проезд - это документ установленной формы, который подтверждает факт заключения договора перевозки. П. 40 Правил. По договору перевозки пассажира автобусом перевозчик обязуется безопасно перевезти пассажира к пункту назначения, а в случае сдачи им багажа - доставить к пункту назначения багаж и выдать его пассажиру или уполномоченному им лицу. Пассажир обязуется внести установленную плату за проезд, а в случае сдачи багажа к багажному отделению - плату за его перевозку.
Статья 41 Закона обязывает пассажира иметь билет. Статья 42 Закона говорит: Договор перевозки пассажира автобусом на маршруте общего пользования заключается между автомобильным перевозчиком и пассажиром. Настоящий договор считается заключенным с момента приобретения пассажиром билета на право проезда. а для лиц, которые пользуются правом льготного проезда, - с момента посадки в автобус. Чуть ли не слово в слово торит Закону и статья 910 Гражданского кодекса Украины. (Поэтому и платить за проезд надо при входе. Нет билета - можно не платить! Но и если что-то случится с безбилетным пассажиром - водитель не будет нести ответственности).
И, наверное, самый больной вопрос
Водитель отказывается предоставлять льготный проезд:
Тут можно долго и подробно перечислять законы, которые предоставляют льготы и льготные категории граждан. Но, пожалуй, обойдемся без этого(если кому будет интересно, спрашивайте - подробности укажу в комментариях).
Основанием для льготного проезда являются соответствующие удостоверения, подтверждающие установление статуса, дающего право на бесплатный проезд в городских и пригородных маршрутах.
Удостоверения должны предоставляться только в оригинале. Копия льготного удостоверения не является основанием льготного проезда. В городском транспорте удостоверение предоставляется водителю при входе в транспортное средство.
Если водитель маршрутного такси останавливает транспортное средство и требует либо оплатить проезд, либо выйти из маршрутки, действенным способом будет напомнить ему о том, что он нарушает закон и их действия подпадают под статью 356 Уголовного Кодекса «Самоуправство» и ст. 133-1 КоАП.
Если водитель оскорбляет льготника нецензурной бранью, подобные действия квалифицируются как мелкое хулиганство и подпадают под статью 173 КоАП.
На действия водителя можно жаловаться в органы(они будут указаны ниже) - путем обращения с письменным заявлением в вольной форме.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!