Как Меняются Условия в Договорах: Основные Тенденции

Кризис заставляет компании искать нестандартные способы ведения бизнеса. Это отражается и на содержание договоров с контрагентами, а также на порядке их заключения. Организации все чаще предусматривают в них условия, которые помогают снизить риски. И правильно делают! В этой статье рассмотрим, какие пункты договора подвергаются правкам, какие документы стороны требуют представить до подписания контракта. Кроме того, рассмотрим наиболее эффективные формулировки, которыми пользуются Ваши зарубежные коллеги, и которые все чаще проникают в российские договоры. Кстати некоторые из них действительно помогают более точно понять намерения сторон, подробнее описать их обязанности и избежать большинства рисков.
Опыт российских компаний
С момента начала кризиса появилось несколько явных тенденций, связанных с заключением и исполнением договоров. Стороны стали чаще прибегать к зачету встречных требований. И хотя провести его можно даже в том случае, если об этом прямо не сказано в договоре, мы рекомендуем Вам включать в договор подобное условие. Оно выступит дополнительным инструментом давления на должника. Кроме того, более пристальное внимание контрагенты уделяют преддоговорной проверке друг друга. Например, изучают наличие текущих судебных разбирательств, которых, к слову, становится все больше. Дебиторы обращаются в суд сразу, как возникла задолженность, не дожидаясь завершения попыток мирного урегулирования, например, не дожидаясь ответа на претензию. Как следствие, в договорах все чаще появляются условия, с помощью которых стороны пытаются предотвратить неплатежи либо недопоставки товаров.
Покупатели настаивают на увеличении сроков оплаты
Многие покупатели сейчас неохотно соглашаются на условия о полной предоплате, напротив, они настаивают на том, чтобы отодвинуть сроки платежа. Это вполне понятная потребность при нехватке денежных средств. Поэтому если Ваша компания редко задерживает оплату товара, то предложите партнерам пересмотреть условие об оплате (отодвинуть их). Продавцы, скорее всего, согласятся на Ваши условия, так как вряд ли захотят терять надежного покупателя.
Стороны требуют предоставить поручительство или залог
Продавцы предпочитают максимально обезопасить свои интересы, и если соглашаются на рассрочку платежей, то они устанавливают увеличенные штрафные санкции за задержку расчетов, просят представить дополнительное обеспечение (например, личное поручительство руководителя). Это делается, потому что реальные владельцы бизнеса могут «спрятаться» за разветвленной структурой юридических лиц и привлечь их к ответственности за долги принадлежащих им компаний трудно (нередки ситуации, когда учредители обанкротившейся фирмы разъезжают на дорогих машинах, живут в пятикомнатных апартаментах). Однако если покупатель подписал поручительство или передал продавцу ценный залог, то у последнего есть возможность воспользоваться личным имуществом руководителя компании - должника для покрытия долгов.
Покупатели, если они платят авансом, также стали требовать от продавцов гарантий. Так, одна компания инвестировала денежные средства в объект недвижимости, который еще не был оформлен и зарегистрирован. Для уменьшения рисков инвестицию оформили в виде займа. Поручителем возврата займа выступил Генеральный Директор компании - продавца недвижимости (который являлся реальным владельцем всех активов).
Комментариев пока нет!