Cерьезные изменения в законодательстве о юридических лицах

Положения проекта Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» («Проект»), внесенного Президентом Российской Федерации в Государственную думу 4 апреля, предполагают серьезные изменения в законодательстве о юридических лицах. Данный обзор изменений охватывает наиболее заметные нововведения Проекта в области корпоративного права.
Корпоративные и унитарные юридические лица
При сохранившемся делении всех юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации (при этом перечень последних стал закрытым), юридические лица каждого вида будут разделены на корпоративные и унитарные. При этом главным критерием корпорации станет наличие у участника (учредителя) юридического лица комплекса прав на участие в управлении его деятельностью. Данное нововведение направлено не только на закрепление модели, давно уже существовавшей в правовой доктрине, но и на создание некой «общей части» корпоративного права и, в конечном итоге, унификацию регулирования корпоративных правоотношений. Унитарными будут считаться лица, учредители которых не приобретают в них прав на участие в управлении деятельностью (государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, а также религиозные организации).
Так, в соответствии со ст. 652 ГК, которую вводит Проект, общими для участников всех корпораций будут являться следующие права: право участвовать в управлении делами корпорации, право получать информацию о деятельности корпорации, право оспаривать решения органов и совершенные корпорацией сделки. При этом участие (членство) в корпорации предполагает существование общих обязанностей, связанных с формированием имущества корпорации, соблюдением конфиденциальности, запретом действовать в ущерб корпорации, а также обязанности участвовать в принятии обязательных для корпорации решений, если такое участие необходимо для принятия такого решения.
Кроме того, Проект предполагает создание общих для всех корпораций принципов и правил внутрифирменного управления. В Проекте также модернизируются нормы о корпоративных договорах (акционерных соглашениях) участников хозяйственных обществ. Так, предполагается, что стороной таких соглашений могут быть кредиторы общества и иные третьи лица (например, будущий приобретатель крупного пакета акций), в целях обеспечения законных интересов таких третьих лиц.
Публичные и непубличные акционерные общества
Помимо упразднения организационно-правовой формы общества с дополнительной ответственностью, в корпоративном разделе ГК планируется отменить деление акционерных обществ на закрытые и открытые. Вместо этого предложено перейти к делению акционерных обществ на публичные и непубличные (при этом существующие закрытые общества автоматически получат статус последних).
Главным мотивом данной модели является соблюдение баланса интересов эмитентов и инвесторов. Так, частные компании, чьи акции не размещаются и не обращаются публично, по логике законодателя, не должны нести весьма обременительные обязанности по раскрытию и предоставлению информации и соблюдению стандартов корпоративного управления.
В свою очередь, к публичным акционерным обществам, акции и конвертируемые бумаги которых публично размещаются и обращаются, применяются повышенные требования в целях обеспечения прав и интересов инвесторов, предусматривающие большую степень прозрачности деятельности и открытости в управлении обществом и предоставления отчетности. Необходимо отметить, что Проект не вносит в регулирование деятельности публичных обществ каких-либо категорических изменений по сравнению с существующим регулированием деятельности открытых акционерных обществ, имеющих зарегистрированный проспект ценных бумаг. Однако в редакции Проекта нормы ст. 97, посвященной статусу публичных обществ, предполагают, что приобретение непубличным обществом публичного статуса влечет недействительность положений устава и внутренних документов общества, противоречащих регулированию, установленному в отношении публичных корпораций.
Проект отказывается от двойственности в наименовании коллегиального органа управления корпорации: вместо «совета директоров» или «наблюдательного совета» предлагается оставить только один термин - наблюдательный совет. В то же время следует отметить, что формирование наблюдательного совета становится обязательным для всех публичных акционерных обществ. Аналогичным образом передача функций по ведению реестра профессиональному регистратору также станет обязательным для всех публичных обществ вне зависимости от общего количества акционеров. Также устанавливается запрет на ограничение максимального числа голосов и (или) размера (номинальной стоимости пакета акций, принадлежащего одному акционеру публичного общества.
Согласно новеллам, которыми Проект предлагает дополнить ГК, устав непубличных обществ может предусматривать закрепление за наблюдательным советом общества (полностью или в части) функций коллегиального исполнительного органа общества, передачу функций коллегиального или единоличного исполнительного органа наблюдательному совету, передачу функций коллегиального исполнительного органа и (или) наблюдательного совета единоличному исполнительному органу, регламентацию порядка осуществления преимущественных прав, ограничение максимального размера пакета одного акционера.
В случаях, закрепленных в уставе, непубличные общества имеют право не создавать ревизионную комиссию, изменять порядок созыва, подготовки и проведения общих собраний участников, принятия решений, если это не лишает акционеров права на участие в общем собрании и на получение информации о нем; изменять порядок формирования, принятия решений и количественный состав наблюдательного совета и (или) коллегиального исполнительного органа.
Защита корпоративных прав
Ст. 652 Проекта предусматривает регламентацию механизма защиты участников коммерческих корпораций, утративших право (долю) участия в ней. Предполагается, что такие участники вправе потребовать возвращения ему права участия и (или) возмещения убытков за счет лиц, виновных в утрате права участия.
Для данных целей в нынешней практике широко распространена конструкция «виндикации» акций и долей. Однако законодатель намеренно выделяет самостоятельный способ возврата акций и долей. Во-первых, данный способ защиты будет применим лишь в случае утраты права участия помимо воли. Во-вторых, в отличие от виндикации объектов вещей, даже в случае утраты права помимо воли, суд будет вправе отказать в возвращении доли участия, если это приведет к явно несоразмерному ущемлению прав и законны интересов третьих лиц и (или) повлечет крайне негативные публично значимые последствия. Кроме того, предполагается, что суд, удовлетворяя иск о возврате доли участия от добросовестного приобретателя, определяет размер справедливой компенсации в пользу последнего. Данные положения, отличающиеся от классического механизма виндикации, вводятся в целях обеспечения стабильности оборота и соблюдения баланса интересов участников корпорации и добросовестных приобретателей.
Представляется, что применение данного способа защиты не должно кардинально изменить сложившуюся судебную практику, в которой в последние годы прослеживались указанные тенденции.
Источник:
Комментариев пока нет!