Социальные выплаты льготы жертвам политических репрессий

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И МАТЕРИАЛЫ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ ПРАВ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ
Раздел 2. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРАВ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ
В Законе РФ О реабилитации жертв политических репрессий (приложение 1 ) восстановление прав этой категории граждан подразумевается в виде предоставления ряда социально-бытовых льгот и денежных компенсаций. Моральной компенсации не предусматривается. При этом надо признать, что предоставление льгот не имеет ничего общего со льготами для малоимущих категорий населения. Эти льготы - материальная компенсация за ущерб, причиненный им репрессиями независимо от их давности.
ПОРЯДОК ВОЗВРАТА, ВОЗМЕЩЕНИЯ СТОИМОСТИ ИЛИ ВЫПЛАТЫ ДЕНЕЖНОЙ КОМПЕНСАЦИИ ЗА ИМУЩЕСТВО, КОНФИСКОВАННОЕ, ИЗЪЯТОЕ ИЛИ ИНЫМ ПУТЕМ ОТНЯТОЕ У ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ
Возмещение жертвам политических репрессий за конфискованное, изъятое или иным путем отнятое у них имущество (в дальнейшем - конфискованное имущество) производится на основании ст. 16ґ Закона РФ О реабилитации жертв политических репрессий и Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 926 Об утверждении Положения о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации (приложение 9 ).
В Пермской области действуют Постановление губернатора О возмещении материального ущерба, причиненного жертвам политических репрессий на территории Пермской области от 9 февраля 1996 г. N 40 и Постановление о внесении в него изменений от 17 сентября 1996 г. N 347.
В решении вопросов возмещения имущества встречается много проблем, большей частью создаваемых на местах, либо вытекающих из самого закона, допускающего его нечеткое и неоднозначное толкование.
Рассмотрим основные положения и порядок действий для получения возмещения за незаконно конфискованное имущество.
Сначала имеет смысл выяснить, не будут ли напрасны Ваши хлопоты, кто имеет право на возмещение изъятого имущества и на какую компенсацию Вы можете рассчитывать.
Денежные выплаты, льготы и социальные пособия
Гражданинам, реабилитированным вследствии необоснованных репрессий по политическим мотивам
ДЕНЕЖНЫЕ ВЫПЛАТЫ
- Единовременная денежная компенсация, установленная ст. 15 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий».
Заявление подается в срок до 1 октября текущего года на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о предоставлении ему городских мер (городской меры) социальной поддержки в виде социальных услуг (социальной услуги).
508 руб. - бесплатное обеспечение лекарствами по рецептам врачей
86 руб. - бесплатный проезд железнодорожным пригородным транспортом
173 руб. - бесплатный проезд на городском пассажирском транспорте (кроме такси и маршрутного такси).Предоставляется лицам или организациям, взявшим на себя расходы по погребению.
Компенсация производится исходя из минимальных цен и тарифов на ритуальные услуги, за вычетом социального пособия на погребение, установленного действующим законодательством.Предоставляется гражданам, получившим саноторно-курортную путевку в органах социальной защиты.
Возмещение расходов на проезд на железнодорожном транспорте (поезда и вагоны всех категорий, за исключением скоростных поездов и вагонов повышенной комфортности). При проезде на других видах междугородного транспорта возмещаются расходы в пределах стоимости проезда в 4-местном жестком вагоне скорого поезда по маршруту, указанному в санаторно-курортной путевке.Возмещение расходов на проезд один раз в год (туда и обратно) междугородным железнодорожным транспортом по территории Российской Федерации, а в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, — водным, воздушным или междугородным автомобильным транспортом с 50%-ной скидкой.
ЛЬГОТЫ И НАТУРАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ
Бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси, маршрутного такси) — реализуется на основании СКМ.
При условии неполучения денежной компенсации взамен городских социальных услуг.
Бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте — реализуется на основании СКМ.
При условии неполучения денежной компенсации взамен городских социальных услуг.
Бесплатное обеспечение лекарствами по рецептам врачей.
При условии неполучения денежной компенсации взамен городских социальных услуг.
Бесплатная санаторно-курортная путевка (предоставляется неработающим гражданам при наличии медицинских показаний в порядке очередности не чаще одного раза в течение календарного года).
Представляется РУСЗН по месту жительства (по месту получения социальных выплат) на основании следующих документов:Оплата в размере 50% стоимости занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах — жилой площади) независимо от вида жилищного фонда, в пределах социальной нормы площади жилья с учетом совместно проживающих членов семьи.
Оплата в размере 50% коммунальныхуслуг (отопление, водоснабжение, канализация, горячее водоснабжение (подогрев воды), электроэнергия, газ) в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совместно проживающих членов семьи независимо от вида жилищного фонда. В домах, не имеющих центрального отопления, — 50%-ная скидка от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и стоимости металлокерамики).
Льготное обеспечение протезно-ортопедическими изделиями по медицинским показаниям.
Право на первоочередную установку телефона.
Право на внеочередной прием в стационарные учреждения социального обслуживания.
Право на первоочередное вступление в садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан.
юФП ЦДЕФ МШЗПФОЙЛПЧ? - тЕРТЕУУЙТПЧБООЩЕ
лБЛ ТБОЕЕ УППВЭБМПУШ, УЕЗПДОС, 2 ЙАМС, зПУХДБТУФЧЕООБСЮ дХНБ РТЙОСМБ Ч РЕТЧПН ЮФЕОЙЙ РТПЕЛФ жЕДЕТБМШОПЗП ЪБЛПОБ (ТЕЗ. 58338-4) п ЧОЕУЕОЙЙ ЙЪНЕОЕОЙК Ч ЪБЛПОПДБФЕМШОЩЕ БЛФЩ тж Ч УЧСЪЙ У РТЙОСФЙЕН ЖЕДЕТБМШОЩИ ЪБЛПОПЧ &bdquoп ЧОЕУЕОЙЙ ЙЪНЕОЕОЙК Й ДПРПМОЕОЙК Ч жЕДЕТБМШОЩК ЪБЛПО пВ ПВЭЙИ РТЙОГЙРБИ ПТЗБОЙЪБГЙЙ ЪБЛПОПДБФЕМШОЩИ (РТЕДУФБЧЙФЕМШОЩИ) Й ЙУРПМОЙФЕМШОЩИ ПТЗБОПЧ ЗПУХДБТУФЧЕООПК ЧМБУФЙ УХВЯЕЛФПЧ тж Й пВ ПВЭЙИ РТЙОГЙРБИ ПТЗБОЙЪБГЙЙ НЕУФОПЗП УБНПХРТБЧМЕОЙС Ч тж.
дБООЩК ЪБЛПОПРТПЕЛФ ЧЩЪЩЧБЕФ УЕТШЕЪОЩЕ ПРБУЕОЙС Й НБУУПЧЩЕ РТПФЕУФЩ ОБУЕМЕОЙС. ч ЮБУФОПУФЙ РТЕФЕОЪЙЙ Л ОЕНХ ФБЛПК ЛБФЕЗПТЙЙ МШЗПФОЙЛПЧ, ЛБЛ ЦЕТФЧЩ РПМЙФЙЮЕУЛЙИ ТЕРТЕУУЙК, ПВПВЭЕОЩ Ч ПВТБЭЕОЙЙ Л рТЕЪЙДЕОФХ тж, рТЕДЕУЕДБФЕМА рТБЧЙФЕМШУФЧБ тж, рТЕДУЕДБФЕМА Й ДЕРХФБФБН зПУХДБТУФЧЕООПК дХНЩ, ОБРТБЧМЕООПН 17 ЙАОС РТБЧМЕОЙЕН тПУУЙКУЛПЗП ЙУФПТЙЛП-РТПУЧЕФЙФЕМШУЛПЗП, ВМБЗПФЧПТЙФЕМШОПЗП Й РТБЧПЪБЭЙФОПЗП ПВЭЕУФЧБ нЕНПТЙБМ Й ТХЛПЧПДЙФЕМСНЙ 57 ТЕЗЙПОБМШОЩИ ПТЗБОЙЪБГЙК нЕНПТЙБМБ
нЩ РПОЙНБЕН, ЮФП ОЕПВИПДЙНПУФШ ФБЛПК ТЕЖПТНЩ ХЦЕ ДБЧОП ОБЪТЕМБ. пДОБЛП ОЕДПРХУФЙНП, ЮФПВЩ РТЙ ЬФПН УФТБДБМЙ ОБЙВПМЕЕ ОЕЪБЭЙЭЕООЩЕ Й ОЕЙНХЭЙЕ ЗТБЦДБОЕ тПУУЙЙ. тЕЖПТНБ ОЕ ДПМЦОБ ПУХЭЕУФЧМСФШУС ЪБ УЮЕФ ФЕИ, РЕТЕД ЛЕН ЗПУХДБТУФЧП ОБИПДЙФУС Ч ОЕПРМБФОПН ДПМЗХ Й ЛПЗП ПОП ПВСЪБОП РПДДЕТЦЙЧБФШ - ЪБ УЮЕФ ЦЕТФЧ РПМЙФЙЮЕУЛЙИ ТЕРТЕУУЙК, ЧЕФЕТБОПЧ, ЮЕТОПВЩМШГЕЧ, ЙОЧБМЙДПЧ, - ЗПЧПТЙФУС Ч ПВТБЭЕОЙЙ. - дМС ФПЗП, ЮФПВЩ ПРТЕДЕМЙФШ ПРФЙНБМШОЩЕ РХФЙ УПГЙБМШОПК ТЕЖПТНЩ, НЙОЙНЙЪЙТПЧБФШ ЙЪДЕТЦЛЙ ПФ ОЕЕ, ОЕПВИПДЙНП ВЩМП РТЕДЧБТЙФЕМШОП РТПЧЕУФЙ ЫЙТПЛХА ДЙУЛХУУЙА. оП, РП ХЦЕ УМПЦЙЧЫЕКУС Ч ТПУУЙКУЛПН ПВЭЕУФЧЕ ФТБДЙГЙЙ, ОЙЮЕЗП РПДПВОПЗП УДЕМБОП ОЕ ВЩМП.
уФТБФЕЗЙА ТЕЖПТНЙТПЧБОЙС УЙУФЕНЩ МШЗПФ, ЪБМПЦЕООХА Ч ДБООПН ЪБЛПОПРТПЕЛФЕ, БЧФПТЩ ПВТБЭЕОЙС ПРТЕДЕМСАФ ЛБЛ ТБУЛХМБЮЙЧБОЙЕ ОЙЭЙИ.
еУМЙ ЬФПФ ЪБЛПОПРТПЕЛФ ВХДЕФ РТЙОСФ, НЙММЙПОЩ МАДЕК: ЦЕТФЧ РПМЙФЙЮЕУЛЙИ ТЕРТЕУУЙК, ЧЕФЕТБОПЧ ФТХДБ, ТБВПФОЙЛПЧ ФЩМБ ЧПЕООЩИ МЕФ, ЦЕТФЧ юЕТОПВЩМС ВХДХФ МЙЫЕОЩ МШЗПФ МЙВП ЧППВЭЕ ВЕЪ ТЕБМШОПК ЪБНЕОЩ ЙИ ОБ ДЕОЕЦОЩЕ ЧЩРМБФЩ, МЙВП ДЕОЕЦОЩЕ ЧЩРМБФЩ ВХДХФ ФБЛПЧЩ, ЮФП ПЮЕЧЙДОЩН ПВТБЪПН ОЕ ЛПНРЕОУЙТХАФ ПФНЕОХ МШЗПФ, - ЛПОУФБФЙТХАФ ПОЙ. - еУМЙ ЬФПФ РТПЕЛФ ВХДЕФ РТЙОСФ, ПО ХЪБЛПОЙФ ПФЛБЪ ЗПУХДБТУФЧБ ПФ УПГЙБМШОЩИ ПВСЪБФЕМШУФЧ РЕТЕД ЗТБЦДБОБНЙ тПУУЙЙ.
пУПВЕООПЕ ВЕУРПЛПКУФЧП ПВЭЕУФЧБ нЕНПТЙБМ ЧЩЪЩЧБАФ РТЕДМПЦЕОЙС рТБЧЙФЕМШУФЧБ тж, ОБРТБЧМЕООЩЕ ОБ ЙЪНЕОЕОЙЕ ъБЛПОБ тж п ТЕБВЙМЙФБГЙЙ ЦЕТФЧ РПМЙФЙЮЕУЛЙИ ТЕРТЕУУЙК.
ч ЮБУФОПУФЙ, рТБЧЙФЕМШУФЧП РТЕДМБЗБЕФ ЙУЛМАЮЙФШ ЙЪ ФЕЛУФБ РТЕБНВХМЩ ЬФПЗП ъБЛПОБ ХРПНЙОБОЙЕ П НПТБМШОПН ХЭЕТВЕ, РТЙЮЙОЕООПН ЦЕТФЧБН РПМЙФЙЮЕУЛЙИ ТЕРТЕУУЙК. йОЩНЙ УМПЧБНЙ, рТБЧЙФЕМШУФЧП РТЕДМБЗБЕФ ПВЯСЧЙФШ, ЮФП тПУУЙКУЛПЕ ЗПУХДБТУФЧП ОЕ РТЙЪОБЕФ ВПМЕЕ ФПЗП ЖБЛФБ, ЮФП ЬФЙН МАДСН РТЙЮЙОСМЙУШ ЖЙЪЙЮЕУЛЙЕ Й ОТБЧУФЧЕООЩЕ УФТБДБОЙС. ьФП - ЛПЭХОУФЧЕООП Й ХОЙЪЙФЕМШОП ОЕ ФПМШЛП ДМС ЦЕТФЧ ТЕРТЕУУЙК, ОП Й ДМС ЧУЕИ ЗТБЦДБО тПУУЙЙ, УПИТБОСАЭЙИ РБНСФШ П ЮХДПЧЙЭОЩИ ВЕЪЪБЛПОЙСИ ФПФБМЙФБТОПЗП ТЕЦЙНБ Й П ЕЗП ЦЕТФЧБИ, - ЪБСЧМСАФ БЧФПТЩ ПВТБЭЕОЙС.
юФП ЛБУБЕФУС НБФЕТЙБМШОПК УФПТПОЩ ДЕМБ, ФП РТБЧЙФЕМШУФЧЕООЩК ЪБЛПОПРТПЕЛФ ПУФБЧМСЕФ ЪБ ЖЕДЕТБМШОПК ЧМБУФША ФПМШЛП ПВСЪБФЕМШУФЧБ РП АТЙДЙЮЕУЛПК ТЕБВЙМЙФБГЙЙ ЦЕТФЧ РПМЙФЙЮЕУЛЙИ ТЕРТЕУУЙК. дП УЕК РПТЩ ЖБЛФЙЮЕУЛЙ ЕДЙОУФЧЕООПК ТЕБМШОПК ЛПНРЕОУБГЙЕК ДМС ОЙИ СЧМСМЙУШ МШЗПФЩ, ХУФБОПЧМЕООЩЕ ъБЛПОПН п ТЕБВЙМЙФБГЙЙ ЦЕТФЧ РПМЙФЙЮЕУЛЙИ ТЕРТЕУУЙК. пДОБЛП ХЛБЪБООЩК ЪБЛПОПРТПЕЛФ РТЕДМБЗБЕФ ЧППВЭЕ ПФНЕОЙФШ МШЗПФЩ ЦЕТФЧБН РПМЙФЙЮЕУЛЙИ ТЕРТЕУУЙК ВЕЪ ЛБЛЙИ-МЙВП ЗБТБОФЙК ЙИ ЪБНЕОЩ ДЕОЕЦОЩНЙ ЧЩРМБФБНЙ. жЕДЕТБМШОБС ЧМБУФШ ПФЛБЪЩЧБЕФУС ДБЦЕ ПФ ПВСЪБООПУФЙ ЗБТБОФЙТПЧБФШ ФПФ ОЙЮФПЦОЩК ТБЪНЕТ ЕДЙОПЧТЕНЕООПК ЛПНРЕОУБГЙЙ ЪБ ЧТЕНС МЙЫЕОЙС УЧПВПДЩ, ЪБ ФТХД Ч ХУМПЧЙСИ ОЕЧПМЙ, ЛПФПТЩК ЗБТБОФЙТХЕФУС РПЛБ ЕЭЕ ДЕКУФЧХАЭЙН ъБЛПОПН, - ПФНЕЮБЕФУС Ч ПВТБЭЕОЙЙ. оБРПНОЙН, ЮФП ДЕКУФЧХАЭЙН ЪБЛПОПН п ТЕБВЙМЙФБГЙЙ ЦЕТФЧ РПМЙФЙЮЕУЛЙИ ТЕРТЕУУЙК РТЕДРПМБЗБЕФУС РТЕДПУФБЧМЕОЙЙ ЛПНРЕОУБГЙЙ ЙЪ ТБУЮЕФБ 75 ТХВМЕК ЪБ ЛБЦДЩК НЕУСГ МЙЫЕОЙС УЧПВПДЩ ЙМЙ РТЕВЩЧБОЙС Ч РУЙИЙБФТЙЮЕУЛЙИ МЕЮЕВОЩИ ХЮТЕЦДЕОЙСИ, ОП ОЕ ВПМЕЕ 10 ФЩУ. ТХВМЕК.
бЧФПТЩ ПВТБЭЕОЙС ФБЛЦЕ ХЛБЪЩЧБАФ ОБ ФП, ЮФП УПЗМБУОП ЪБЛПОПРТПЕЛФХ, РТБЧП (ОП ОЕ ПВСЪБООПУФШ) ПЛБЪЩЧБФШ ЦЕТФЧБН РПМЙФЙЮЕУЛЙИ ТЕРТЕУУЙК УПГЙБМШОХА РПДДЕТЦЛХ (ЧЛМАЮБС ЧЩРМБФХ ЛПНРЕОУБГЙК ЪБ ЗПДЩ МЙЫЕОЙС УЧПВПДЩ Й ОЕЪБЛПООП ЙЪЯСФПЕ ЙНХЭЕУФЧП) РТЕДПУФБЧМСЕФУС УХВЯЕЛФБН жЕДЕТБГЙЙ Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У ЙИ ЖЙОБОУПЧЩНЙ Й ЙОЩНЙ ЧПЪНПЦОПУФСНЙ. нЕЦДХ ФЕН ОЕ УЕЛТЕФ, ЮФП ВПМШЫЙОУФЧП ТЕЗЙПОПЧ ФБЛЙНЙ ЧПЪНПЦОПУФСНЙ ОЕ ТБУРПМБЗБЕФ.
лТПНЕ ФПЗП, Ч ПВТБЭЕОЙЙ ХЛБЪЩЧБЕФУС ОБ ФП, ЮФП, УПЗМБУОП ЪБЛПОПРТПЕЛФХ, ФБЛ ОБЪЩЧБЕНБС УПГЙБМШОБС РПДДЕТЦЛБ ТЕБВЙМЙФЙТПЧБООЩИ МЙГ ДПМЦОБ ВХДЕФ ПУХЭЕУФЧМСФШУС Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У ЪБЛПОБНЙ УХВЯЕЛФПЧ тж, ОЕ УХЭЕУФЧХАЭЙНЙ ОБ УЕЗПДОСЫОЙК ДЕОШ, Ф.Е. ФЕНЙ, ЛПФПТЩЕ ЕЭЕ РТЕДУФПЙФ ТБЪТБВПФБФШ Й РТЙОСФШ. ч ФП ЦЕ ЧТЕНС, ОЙЛБЛЙИ ЗБТБОФЙК ЙИ РТЙОСФЙС Й УППФЧЕФУФЧЙС ЙИ ОПТН ДЕКУФЧХАЭЕНХ ъБЛПОХ &bdquoп ТЕБВЙМЙФБГЙЙ ЦЕТФЧ РПМЙФЙЮЕУЛЙИ ТЕРТЕУУЙК&rdquo Ч ЮБУФЙ РЕТЕЮОС Й ТБЪНЕТПЧ МШЗПФ Й ЛПНРЕОУБГЙК ЪБЛПОПРТПЕЛФ рТБЧЙФЕМШУФЧБ ОЕ РТЕДХУНБФТЙЧБЕФ. фЕН УБНЩН ЗПУХДБТУФЧП ПФЛБЪЩЧБЕФУС ПФ ФПЗП НЙОЙНХНБ МШЗПФ Й ЧЩРМБФ, ЛПФПТЩК ПОП ТБОЕЕ ЗБТБОФЙТПЧБМП ЦЕТФЧБН ТЕРТЕУУЙК, - ЗПЧПТЙФУС Ч ПВТБЭЕОЙЙ.
рТЕДМБЗБЕНЩЕ ЙЪНЕОЕОЙС ОЕ НПЗХФ ПВЯСУОСФШУС ЬЛПОПНЙЮЕУЛЙНЙ УППВТБЦЕОЙСНЙ, ЙВП ТБУИПДЩ ЗПУХДБТУФЧБ ОБ &bdquoРПУЙМШОХА ЛПНРЕОУБГЙА НБФЕТЙБМШОПЗП Й НПТБМШОПЗП ХЭЕТВБ&rdquo ЦЕТФЧБН РПМЙФЙЮЕУЛЙИ ТЕРТЕУУЙК УПУФБЧМСАФ ОЙЮФПЦОХА ДПМА ЗПУВАДЦЕФБ. - РПДЮЕТЛЙЧБАФ РТЕДУФБЧЙФЕМЙ &bdquoнЕНПТЙБМБ&rdquo. - лТПНЕ ФПЗП, РП ЧРПМОЕ РПОСФОЩН РТЙЮЙОБН ЮЙУМП ЦЕТФЧ РПМЙФЙЮЕУЛЙИ ТЕРТЕУУЙК, Б ЪОБЮЙФ Й ЧЕМЙЮЙОБ ЬФЙИ ТБУИПДПЧ ЕЦЕЗПДОП УПЛТБЭБЕФУС.
бЧФПТЩ ПВТБЭЕОЙС ОБУФБЙЧБАФ ОБ ОЕПВИПДЙНПУФЙ ЗПУХДБТУФЧЕООЩИ ЗБТБОФЙК ФПЗП, ЮФП ХУФБОПЧМЕООЩК ТБОЕЕ ТБЪНЕТ УПГЙБМШОПК РПДДЕТЦЛЙ (МШЗПФ Й ЛПНРЕОУБГЙК) ДМС ЛБЦДПЗП ЗТБЦДБОЙОБ тПУУЙЙ ОЕЪБЧЙУЙНП ПФ ЖПТНЩ ЕЕ РТЕДПУФБЧМЕОЙС (ДЕОЕЦОПК ЙМЙ ОБФХТБМШОПК) Й ПФ ЙУФПЮОЙЛПЧ ВАДЦЕФОПЗП ЖЙОБОУЙТПЧБОЙС ОЕ ВХДЕФ ХНЕОШЫЕО, Б ФБЛЦЕ ОБ РТЕДПУФБЧМЕОЙЙ ЗТБЦДБОБН ЧПЪНПЦОПУФЙ ЧЩВПТБ ЖПТНЩ УПГЙБМШОПК РПДДЕТЦЛЙ - ОБФХТБМШОПК ЙМЙ ДЕОЕЦОПК.
оБЪЩЧБС ЪБЛПОПРТПЕЛФ Ч ЕЗП ОЩОЕЫОЕН ЧЙДЕ РПЪПТОЩН, ПОЙ ФТЕВХАФ ЧЕТОХФШУС Л ПВУХЦДЕОЙА ЛПОГЕРГЙЙ ТЕЖПТНЩ Ч УПГЙБМШОПК УЖЕТЕ, РТЙЧМЕЮШ Л ЬФПНХ ПВУХЦДЕОЙА ЫЙТПЛЙК ЛТХЗ ЬЛПОПНЙУФПЧ, УПГЙПМПЗПЧ, АТЙУФПЧ, РТЕДУФБЧЙФЕМЕК ПВЭЕУФЧЕООЩИ ПТЗБОЙЪБГЙК, РТПЖУПАЪПЧ.
уМЕДХЕФ ФБЛЦЕ ПФНЕФЙФШ, ЮФП УПЗМБУОП РТБЧЙФЕМШУФЧЕООПНХ ЪБЛПОПРТПЕЛФХ, РТБЧП ОБ РЕТЧППЮЕТЕДОПЕ РПМХЮЕОЙЕ ЦЙМШС ОХЦДБАЭЙИУС Ч ОЕН ТЕБВЙМЙФЙТПЧБООЩИ ЗТБЦДБО ПФНЕОСЕФУС. пОП УПИТБОСЕФУС ФПМШЛП ДМС МЙГ, ЧПЪЧТБЭБАЭЙИУС Л РТЕЦОЕНХ НЕУФХ РТПЦЙЧБОЙС.
фБЛЙН ПВТБЪПН, ЛПТТЕЛФЙТПЧЛБ ЪБЛПОБ п ТЕБВЙМЙФБГЙЙ ЦЕТФЧ РПМЙФЙЮЕУЛЙИ ТЕРТЕУУЙК, УПЗМБУОП РТЕДМПЦЕОЙСН рТБЧЙФЕМШУФЧБ, ЧЕДЕФ Л ФПНХ, ЮФП ЗПУХДБТУФЧП ПУФБЧМСЕФ ЪБ УПВПК ФПМШЛП ПВСЪБФЕМШУФЧБ РП ТЕБВЙМЙФБГЙЙ ЦЕТФЧ РПМЙФЙЮЕУЛЙИ ТЕРТЕУУЙК, РЕТЕЛМБДЩЧБС ВТЕНС УПГЙБМШОПК РПДДЕТЦЛЙ ТЕРТЕУУЙТПЧБООЩИ ОБ ТЕЗЙПОЩ Й ПФЛБЪЩЧБСУШ ПФ ЛБЛЙИ-МЙВП ЖЕДЕТБМШОЩИ ЗБТБОФЙК Ч ЬФПН ПФОПЫЕОЙЙ.

ъБЛПОПРТПЕЛФ ДЕНПОУФТЙТХЕФ Й ЕЭЕ ПДОХ УФТБООПУФШ ОТБЧУФЧЕООПК Й ЗТБЦДБОУЛПК РПЪЙГЙЙ ЕЗП ТБЪТБВПФЮЙЛПЧ. у ПДОПК УФПТПОЩ, РТЕДМБЗБЕФУС ЮБУФШ РЕТЧХА УФБФШЙ 18 ЪБЛПОБ п ТЕБВЙМЙФБГЙЙ ЦЕТФЧ РПМЙФЙЮЕУЛЙИ ТЕРТЕУУЙК ЙЪМПЦЙФШ Ч УМЕДХАЭЕК ТЕДБЛГЙЙ: уРЙУЛЙ МЙГ, ТЕБВЙМЙФЙТПЧБООЩИ ОБ ПУОПЧБОЙЙ ОБУФПСЭЕЗП ъБЛПОБ, У ХЛБЪБОЙЕН ПУОПЧОЩИ ВЙПЗТБЖЙЮЕУЛЙИ ДБООЩИ, ПВЧЙОЕОЙК, РП ЛПФПТЩН ПОЙ РТЙЪОБОЩ ТЕБВЙМЙФЙТПЧБООЩНЙ, РЕТЙПДЙЮЕУЛЙ РХВМЙЛХАФУС ПТЗБОБНЙ РЕЮБФЙ Ч РПТСДЛЕ, ХУФБОПЧМЕООПН ЪБЛПОБНЙ УХВЯЕЛФПЧ тж. оП Ч ФП ЦЕ ЧТЕНС ЙЪ ФЕЛУФБ ФП ЦЕ УФБФШЙ ДЕКУФЧХАЭЕЗП ЪБЛПОБ РТЕДМБЗБЕФУС ПРХУФЙФШ ВЕЪ ЛБЛПК-МЙВП ЪБНЕОЩ УМЕДХАЭЕЕ: рТЙЪОБООЩЕ Ч ХУФБОПЧМЕООПН РПТСДЛЕ ЧЙОПЧОЩНЙ Ч РТЕУФХРМЕОЙСИ РТПФЙЧ РТБЧПУХДЙС ТБВПФОЙЛЙ ПТЗБОПЧ чюл, зрх - пзрх, холчд - олчд, нзв, РТПЛХТБФХТЩ, УХДШЙ, ЮМЕОЩ ЛПНЙУУЙК, &bdquoПУПВЩИ УПЧЕЭБОЙК&rdquo, &bdquoДЧПЕЛ&rdquo, &bdquoФТПЕЛ&rdquo, ТБВПФОЙЛЙ ДТХЗЙИ ПТЗБОПЧ, ПУХЭЕУФЧМСЧЫЙИ УХДЕВОЩЕ РПМОПНПЮЙС, МЙГБ, ХЮБУФЧПЧБЧЫЙЕ Ч ТБУУМЕДПЧБОЙЙ Й ТБУУНПФТЕОЙЙ ДЕМ П РПМЙФЙЮЕУЛЙИ ТЕРТЕУУЙСИ, ОЕУХФ ХЗПМПЧОХА ПФЧЕФУФЧЕООПУФШ ОБ ПУОПЧБОЙЙ ДЕКУФЧХАЭЕЗП ХЗПМПЧОПЗП ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧБ. уЧЕДЕОЙС П МЙГБИ, РТЙЪОБООЩИ Ч ХУФБОПЧМЕООПН РПТСДЛЕ ЧЙОПЧОЩНЙ Ч ЖБМШУЙЖЙЛБГЙЙ ДЕМ, РТЙНЕОЕОЙЙ ОЕЪБЛПООЩИ НЕФПДПЧ ТБУУМЕДПЧБОЙС, РТЕУФХРМЕОЙСИ РТПФЙЧ РТБЧПУХДЙС, РЕТЙПДЙЮЕУЛЙ РХВМЙЛХАФУС ПТЗБОБНЙ РЕЮБФЙ.
Евдокимов А.А.юрист на сайте Стрикун Г.В.
юрист на сайте Галкина О.Н.
юрист на сайте Колодко В.В.
юрист на сайте Бронских Ю.Г.
юрист на сайте Шандула А.А.
юрист на сайте Титова Т.А.
юрист на сайте Иванова С. Д.
юрист на сайте Плясунов К.А.
юрист на сайте Искендеров Э.Э.
юрист на сайте Чередниченко В.А.
юрист на сайте Пыльнева Л.И.
юрист на сайте Войналович А.В.
юрист на сайте
Здравствуйте, уважаемый гость!
Сейчас на сайте 56 юристов.
Какой у Вас вопрос?
Социальные риски и защита
Читайте также:
Социальная защита – политика и целенаправленные действия, а также средства государства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения.
В мире сложилось в основном две модели социальной защиты:
1) социал-демократической ориентации с высокой ролью государства в обобществлении доходов и существенным значением общенациональных социальных механизмов управления
2) неолиберальная – с меньшей степенью государственного вмешательства в социально-экономические процессы.
В зависимости от избираемых подходов различают следующие системы социальной защиты:
- государственную, опирающуюся на принцип социальной заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности (она предусматривает дифференцированный подход к определению малообеспеченных групп населения по степени нуждаемости и льготное предоставление им социальной помощи)
- частную, базирующуюся на принципе ответственности каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи с использованием зарабатываемых собственной трудовой и предпринимательской деятельностью доходов, доходов от собственности, а также личных сбережений (эта система ориентирована на распределение по труду и включает частное социальное страхование).
Центральный субъект социальной защиты – является государство. Человек, нуждающийся в социальной защите – одновременно и субъект, и объект социальной защиты.
Объектами социальной защиты являются социальные институты в лице конкретных социальных организаций, учреждений, систем (образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости, труда, культуры, спортивно-оздоровительного комплекса).
Основные формы социальной защиты:
Ø законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ,
Ø регулирование доходов и расходов населения
Ø социальное страхование
Ø социальное вспомоществование
Ø социальные услуги
Ø целевые социальные программы.
Действующая система социальной защиты в России базируется на принципах:
Ø поощрительности, – властными структурами с целью общественно-политического резонанса на те или иные социально значимые события, получившие общественную оценку, либо для поддержания государственных важных деяний, принимаются решения, ориентированные на социальную поддержку отдельных социальных групп, слоев населения, а в некоторых случаях – индивидов
Ø заявительности, – социальная помощь предоставляется нуждающемуся гражданину по мере письменного обращения заявителя или лица, представляющего его интересы
Ø патернализма, обозначающего государственную опеку («отеческую заботу») по отношению к менее социально и экономически защищенным слоям и группам населения.
Политически ангажированная поощрительность, в совокупности с патернализмом, привела к масштабной численности и большому актуальному значению в социальной защите населения России разнообразных льгот. Эти льготы в действительности стали эквивалентом материальных видов социальной поддержки отдельных групп, слоев населения. В то же время длительно большинство Российских граждан было не в полной мере осведомлено о льготах, поскольку сведения о них в основном публиковались в специальных для служебного пользования нормативно-правовых и методических документах. В условиях гласности и рыночных отношений информация о правах на те или иные льготы стала доступной различным категориям населения, которые активно заявили на них свои претензии. В настоящее время свыше 70% Россиян имеют разнообразные льготы по разным основаниям. Такое положение привело к непомерной нагрузке на федеральный и местные бюджеты, льготы стали обременительными для государства. В России вопрос модернизации политики льгот приобрел острую актуальность и стал центральным в реформировании системы социальной защиты населения. В настоящее время очевидна попытка валюнтористского ухода от государственных обязательств по выполнению этой категории социальных гарантий. Однако реализация такого подхода вызовет социальную напряженность, но не приведет к ожидаемых экономическим и социальным позитивным результатам. В России льготы, начиная с 1917 г. и по настоящее время, всегда были альтернативой денежных выплат, как бы прибавкой к зарплате, пенсии, социальным пособиям. В этой связи лишение льгот приведет к существенному ухудшению материального положения многих пенсионеров, инвалидов, семей с детьми и других социально неблагополучных, уязвимых слоев населения. Решить эту сложнейшую экономическую и этическую проблему можно только во взаимосвязи с другими проблемами:
Ø доходов и расходов населения, и, прежде всего, в сфере доходов от трудовой деятельности
Ø реформирования пенсионной системы
Ø упорядочения медицинского и пенсионного страхования
Ø соблюдения государством конституционных и иных нормативно-правовых гарантированных социальных обязательств
Ø создания рынка социальных товаров и услуг, защиты населения от недобросовестных производителей социальных товаров и услуг
Ø воспитания культуры населения в аспекте рыночных взаимоотношений в социальной сфере.
Модернизация политики льгот, а именно так следует рассматривать эту проблему, требует концептуальной проработки, терпения и мудрости государственных и политических деятелей, привлечения к ее решению квалифицированных специалистов, владеющих проблемой.
В настоящее время социальная работа рассматривается как:
1) вид профессиональной деятельности, основанный на предметноинтегрированных, междисциплинарных приемах формирования, поддержания, реабилитации устойчивой социальной интеграции или реинтеграции отдельной личности и групп
2) комплексная социальная технология осуществления социальной защиты населения, социального управления, социальной политики в отношении социально уязвимых групп населения.
Основные направления социальной работы:
Социальная реабилитация – система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических, юридических мер, направленных на создание и обеспечение условий для социальной интеграции или реинтеграции лица, имеющего ограничения жизнедеятельности, вызванные нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма и/или социальными обстоятельствами. Цель социальной реабилитации – восстановление (формирование) социального статуса человека, утраченных общественных связей (на макро- и микроуровнях).
Социальный надзор (контроль) и профилактика – форма практических действий субъектов управления социальными процессами по реализации своих прав и функций в сфере социальной защиты населения и отдельных личностей. Субъекты социального надзора – законодательно уполномоченные структуры (различают конституционный, прокурорский, административный, посткриминальный, социальный (неформальный) надзор)
Социальная интеграция – процесс и характеристика меры достижения оптимального уровня жизнедеятельности и реализации потенциальных способностей и возможностей личности в результате межличностного взаимодействия индивида в конкретном социокультурном пространстве и социальном времени.
Социальная реинтеграция – процесс и характеристика меры восстановления ранее присущих индивиду и, вследствие каких-либо причин ослабленных или утраченных, социальных и ролевых функций в адекватном для него социокультурном пространстве.
Социальные службы – государственные, муниципальные и негосударственные органы управления, структуры и специализированные учреждения и предприятия, осуществляющие социальную работу
К государственным социальным службам относятся органы управления, учреждения и предприятия социального обслуживания системы социальной защиты населения, министерств и ведомств Российской Федерации, к компетенции которых относится социальная помощь населению.
К муниципальным социальным службам относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления
К негосударственным социальным службам относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими организациями и частными лицами.
Социальной защиты
Социальная политика как механизм реализации
Изменение менталитета населения, постепенное внедрение и развитие гуманистических, демократических установок вызывает усиление интереса к каждой личности, выдвигает высокие требования к ее социальному благополучию.
Формирование социальной политики постпереходного периода предполагает создание демократической системы социальной защиты граждан, которая требует большей регулирующей роли государства в социальной сфере.
До недавнего времени главное внимание социальной политики и социальной защиты в качестве основных объектов, традиционно, сосредоточивалось на положении людей пенсионного возраста и инвалидов. Теперь, постепенно происходит смещение приоритетов, - в число важнейших направлений выдвигается политика в отношении детей и семей с детьми.
В аспекте проводимого исследования считаю, что важнейшим приоритетным объектом социальной политики должен стать каждый отдельный человек в своей неповторимой личностной индивидуальности, а целью социальной политики - его всестороннее развитие.
Социальная политика современного периода должна быть нацелена на создание каждому трудоспособному человеку условий, позволяющих своим трудом обеспечить благосостояние семьи, а также, на предоставление гарантированного государством минимума социальной защиты наиболее уязвимым слоям населения.
Ю.Е.Волгин выделяет две группы мер социальной защиты: 1 группа - оградительные меры, которые лишь ограждают человека от неблагоприятных для него явлений: безопасность от преступных посягательств, правовая защита от административного произвола и т.д. 2 группа - позитивные меры: поддержка, помощь материальная, правовая и иного характера.
При этом, по отношению к трудоспособным, под социальной защитой понимается система законодательных, экономических, социально-психологических гарантий, предоставляющая им равные условия для повышения своего благополучия за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства по отношению к таким социально-демографическим группам, как дети, молодежь и женщины государство обязано выработать и закрепить законодательную систему гарантий, обеспечивающих социальную справедливость к данным категориям населения с учетом их социального положения и социально-психологических свойств.
Социально-экономические и политические преобразования Российского общества актуализировали тему социальной защиты населения, обусловили поиск новых подходов и средств поддержки граждан, обеспечения им социальных гарантий.
Главной причиной слабости Российской системы социальной защиты, на взгляд автора исследования, является отсутствие единой государственной идеологии, методологической базы социальной политики, социальной защиты и социальных преобразований в обществе, в целом. Положение Конституции РФ о том, что Россия - социальное государство, слабо подкреплено в законодательном, организационном, экономическом плане. Хотя, на федеральном уровне все чаще озвучиваются намерения повысить уровень жизни населения, принимаются и реализуются некоторые программы, осуществляются реформы социального характера, говорить о системной, целенаправленной, продуктивной работе в этой области, пока, не приходится. Для создания действенной системы социальной защиты населения необходима соответствующая концепция, определяющая ее методологические, методические и организационные основы.
Возникает правомерный вопрос: «Почему в современном обществе возрастает необходимость социальной защиты населения, от чего и от кого защищать?» Социальная защита граждан, социальных групп необходима там, где есть неравенство или возможность неравенства, где существует потребность в обеспечении социальными гарантиями, в приближении к социальному равенству. Практически все, что объективно имеет значение для социальных субъектов: экономические, политические, нравственно-этические и другие интересы - все это может быть полем социального неравенства, а значит, требует социальной защиты. Возможностей для проявления социального неравенства очень много, и они существуют практически во всех сферах жизнедеятельности общества.
По мнению автора данного исследования, именно неравенство детерминирует многие социальные проблемы: депривацию, алкоголизм, преступность, проституцию и другие. Одним из главных проявлений социального неравенства является бедность.
Современные социологические теории рассматривают бедность как абсолютное и относительное понятие. Абсолютная бедность определяется минимальным уровнем доходов, необходимых для поддержания жизни относительная - при сравнении уровня доходов различных групп населения. Таким образом, даже если индивид имеет доход, превышающий необходимый для поддержания жизни, но более низкий, чем доходы остальных членов общества, то он может рассматриваться как бедный. В этом случае, при росте богатства общества растет и уровень, определяющий границу бедности.
Можно сделать однозначный вывод: нет обществ, свободных от относительной бедности. Правомерно в полной мере утверждать, что значительная часть населения нашего общества в годы реформ приблизилась к границам абсолютной бедности, что не могло не отразиться на жизнедеятельности людей.
В современной научно-теоретической литературе выделяются следующие виды и направления социальной защиты:
- политическая защита - обеспечивает политические права и свободы граждан, регулирует вопросы равенства - неравенства в политической сфере жизнедеятельности людей
- правовая защита - предполагает борьбу с неравенством в области юриспруденции и правовых норм
- личная защита - способствует сохранению, поддержанию жизни и здоровья человека
- трудовая защита - регулирует вопросы равенства и справедливости в сфере труда и занятости
- потребительская защита - включает в себя те направления действий, которые защищают человека как потребителя
- бытовая защита - создает условия для удовлетворения жизненных потребностей человека
- нормативно-психологическая защита - создает благоприятный морально-психологический климат для каждого члена общества [115, с.126-127].
Наконец, человека необходимо защищать от государства, от его структур, от других людей, от него самого:
- государство - это масштабный социальный субъект, в законодательстве и деятельности которого могут быть упущены интересы не только отдельного человека, но даже целых групп
- политика государства осуществляется в целом ряде органов и структур, функции которых могут противоречить друг другу
- кроме того, государственные законодательные нормы и структуры учреждений могут отставать от требований изменившейся действительности, что, иногда, порождает угрозу правам и интересам граждан
- наконец, конкретные исполнители государственных функций могут быть некомпетентны или действовать не в соответствии с государственными нормами, а со своими корыстными интересами, что порождает необходимость защищать индивидов, семьи и группы от их деятельности.
Таким образом, на мой взгляд, социальная защита, как и социальная политика, распространяются на все категории населения, в том числе, и на ее трудоспособную часть.
Социальная защита, по убеждению автора исследования, является более широким понятием по сравнению с социальной политикой по той причине, что она носит (точнее, должна носить), преимущественно, превентивный, профилактический характер, с целью оградить людей от трудных жизненных ситуаций, не допуская их возникновения.
Социальная защита как понятие - относительно новое, только формирующееся в современной социологии и теории социальной работы.
Термин «социальная защита» был впервые использован в Законе о социальной защите США в 1935г. который законодательно определил новый для этой страны институт обязательного страхования на случай старости, смерти, инвалидности и безработицы.
Вскоре данный термин стал широко применяться во многих странах мира и Международной организацией труда (МОТ). В дальнейшем рамки этой дефиниции значительно расширились при разработке и принятии Конвенции и рекомендаций МОТ, Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Международной ассоциации социального обеспечения (МАСО) по социальному страхованию и социальной помощи, гарантированию минимальных доходов работающим при наступлении нетрудоспособности, а также в области условий и охраны труда, заработной платы [237, р.5].
Формы и механизмы социальной защиты сегодня достаточно детально разработаны западными учеными.
Х.Ламперт относит к ним
- различные виды социального страхования (пенсионное, медицинское, от несчастных случаев на производстве, от безработицы)
- социальную помощь в различных видах вспомоществования
- национальные системы охраны труда
- помощь государства в получении образования
- системы социальной защиты на уровне предприятий [200, с.182-200].
В отечественной литературе термин «социальная защита» относительно новый. Его появление и применение связано с трансформацией общественного устройства страны в 90-х годах [145, с.4-17].
Исторически в России сложились определенные институты, в рамках которых проходило социальное обеспечение населения и его отдельных групп. Приоритетами социального обеспечения всегда были пенсионирование, социальные выплаты отдельным категориям населения и социальная помощь, размеры и виды которой жестко детерминировались установленными нормами. Личности, ее потенциальным возможностям в системе этой помощи никогда не отводилось места. Практическое становление, институциональное построение социальной защиты населения началось в 1993г. [163, с.125].
В 1993г. вместо системы социального обеспечения - комплекса мероприятий по оказанию материальной помощи наименее защищенным группам населения - была принята новая концепция системы социальной защиты населения:
система социального обеспечения
с 1993г. система социальной защиты
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!