Зарплата меньше социальной льготы

Документ. Если размер зарплаты меньше налоговой социальной льготы, налог с доходов не уплачивают
Материал подготовлен специалистами
редакции газеты "Бухгалтерская неделя"
Если размер зарплаты меньше налоговой социальной льготы,
налог с доходов не уплачивают
ВОПРОС: В нашем ПТУ работает дворник по трудовой книжке с неполным рабочим днем (по 2 часа в день). Ему установлена оплата согласно отработанному времени 120 грн. в месяц. Дворник написал заявление о предоставлении ему социальной льготы. Прошу разъяснить, следует ли и если да, то в каком размере начислять налог с доходов физических лиц.
ОТВЕТ: В соответствии со ст. 6 Закона Украины “О налоге с доходов физических лиц” от 22.05.2003 г. № 889-IV (далее - Закон) плательщик налога имеет право на уменьшение суммы общего месячного налогооблагаемого дохода, получаемого из источников на территории Украины от одного работодателя в виде заработной платы, на сумму налоговой социальной льготы с учетом норм пункта 6.5 этой статьи.
Следует отметить, что согласно п.п. 6.1.1 Закона налоговая социальная льгота предоставляется в размере, который равен 50 % одной минимальной заработной платы (в расчете на месяц), установленной законом на 1 января отчетного налогового года для любого плательщика налога. Так, на 01.01.2006 г. размер минимальной заработной платы составляет 350 грн. следовательно, общая налоговая социальная льгота на 2006 год - 175 грн.
Налоговая социальная льгота применяется (п.п. 6.5.1 Закона) к доходу, начисленному в пользу плательщика налога в течение отчетного налогового месяца как заработная плата (другие приравненные к ней согласно законодательству выплаты, компенсации и возмещения), если его размер не превышает сумму, равную сумме месячного прожиточного минимума, действующего для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года (в 2006 году - 483 грн.), умноженную на 1,4 и округленную до ближайших 10 гривень, т. е. в 2006 году размер такого дохода не должен превышать 680 грн. в месяц (483 грн. х 1,4). Следовательно, право на налоговую социальную льготу в 2006 году имеют работники, зарплата которых по месту применения льготы не превышает 680 грн.
Исходя из изложенного выше, зарплата дворника, упомянутая в вопросе, не будет облагаться налогом с доходов физических лиц, поскольку не превышает размера налоговой социальной льготы.
газета "Бухгалтерская неделя"
№ 10. (06.03.2006), стр.45
г. Харьков, ул. Сумская, 106а,
тел. (057) 714-37-28, 714-37-29,
факс-автомат (круглосуточно):(057) 714-93-52
Налоговая социальная льгота
З нами з: 28/01/2008 23:25
Цитата:
нужно ли писать работнику заявление о применении социальной льготы НДФЛ, если применяется соц. льгота под кодом 1
Наказом Державної податкової адміністрації України
від 30 вересня 2003 р. N 461
Працедавцю __________________________________________________________________________________
від __________________________________________________________________________________,
ідентифікаційний номер платника податків.
працюючого (-ої) _____________________________________________________________________________
(указується посада)
ЗАЯВА
про застосування податкової соціальної пільги
1. Прошу застосовувати до нарахованого мені доходу у вигляді заробітної плати податкову соціальну пільгу в розмірі, визначеному в підпункті __________________________________________
(посилання на норму, відповідно до якої буде отримуватися пільга)
пункту 6.1 статті 6 Закону України Про податок з доходів фізичних осіб (далі - Закон).
2. Для застосування податкової соціальної пільги надаю такі документи:
1) _________________________________________________________________________________
2) _________________________________________________________________________________
3) _________________________________________________________________________________
4) _________________________________________________________________________________
5) _________________________________________________________________________________.
(назва документа та його реквізити)
6) Мені відомо, що згідно з підпунктом 6.3.1 пункту 6.1 статті 6 Закону податкова соціальна пільга застосовується виключно за одним місцем нарахування (виплати) місячного доходу у вигляді заробітної плати.
''____''_________________ ________ року
дата _______________________
Налогообложение и налоговая социальная льгота
Продолжение. Начало см. в "ШБ" № 1, 2/2005 г.
Меньше платить налогов - это "мечта" не только предприятий, но и работников. Для ее достижения есть как незаконные, так и законные пути. Примером законного пути может служить применение налоговой социальной льготы к доходам работника. Но и этот законный путь может стать незаконным, если не соблюсти все требования порядка ее применения, которому и посвящен сегодняшний материал.
В предыдущем номере мы рассмотрели документы, которые должен подавать работник, "претендующий" на налоговую социальную льготу (далее - НСЛ), а также пример применения "общей" НСЛ в размере 131,00 грн. Сегодня мы остановимся на применении НСЛ в случае, когда работник на протяжении месяца:
1) имеет право на несколько НСЛ одновременно
2) получает кроме зарплаты, еще и прочие виды доходов, по которым НСЛ применяется отдельно (см. перечень доходов в ШБ № 1/2005)
3) получает больничные, отпускные, командировочные
4) получает нецелевую благотворительную помощь
5) подал заявление на применение НСЛ, но фактически не имел прав на применение такой льготы.
Перед тем как перейти к примерам, мы хотим напомнить некоторые нюансы в отношении применения НСЛ, а именно сроков применения или неприменения НСЛ:
1) В соответствии с пп. 6.4.2 Закона № 889 НСЛ, предусмотренная в строках 2.1-2.3 таблицы № 1 1 , приведенной в ШБ № 1/2005, предоставляется до конца года, в котором ребенок достигает 18 лет, а в случае смерти ребенка до достижения им 18 лет - до конца года, в течение которого произошла смерть. Право на получение такой НСЛ теряется в случае лишения работника родительских прав или если он отказывается от ребенка или передает ребенка на государственное содержание, в т.ч. в дом малыша, дом ребенка, интернат, детский дом семейного типа, независимо от того, берется ли плата за такое содержание, или нет, а также если ребенок становится курсантом на условиях его полного содержания, начиная с месяца, на который приходится соответствующее событие.
2) НСЛ, предусмотренная в строках 2.4 таблицы № 1 2 , приведенной в ШБ № 1/2005, не применяется, начиная с месяца, в котором такой вдовец или вдова вступает в следующий брак или подпадает под опеку других лиц.
3) НСЛ, предусмотренная в строках 2.5-2.6 таблицы № 1 3 , приведенной в ШБ № 1/2005, не применяется, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором работник теряет статус, указанный в данных строках таблицы № 1.
В отношении других НСЛ можно сказать, что они применяются только на протяжении периода, на который выданы документы, подтверждающие право работника на НСЛ.
Один доход и несколько НСЛ
Мы в ШБ № 1/2005 на стр. 23 и стр. 47 рассматривали такие ситуации, но только без самих расчетов, а также без отражения операций по начислению и выплате зарплаты в бухгалтерском и налоговом учете. Поэтому далее мы перейдем к примерам, все это демонстрирующим.
Пример 1
Предположим, что работник Нормуратов Р.В. предоставил 01 февраля 2005 г. 4 все необходимые документы относительно применения к нему НСЛ в соответствии с п. 6.1.1 Закона № 889 5 и пп. "б", п. 6.1.2 Закона № 889 6 . Начисленный доход (только зарплата) за январь составил 625,00 грн. 7 На основании предоставленных документов и содержащихся в них данных к доходу данного работника бухгалтером должны быть применена НСЛ в размере 524,00 грн. (131,00 грн. + (196,50 грн. х 2) 8 ). Следовательно, бухгалтер обязан осуществить следующие расчеты относительно удержаний 9 с зарплаты:
1) взносов в Пенсионный фонд в размере 12,50 грн. (625,00 х 2,0% / 100%)
2) взносов в ФСС по временной потере трудоспособности в размере 6,25 грн. (625,00 х 1,0% / 100%)
3) взносов в ФСС на случай безработицы в размере: 3,13 грн. (625,00 х 0,5% / 100%)
4) налога с доходов физлиц в размере 10,29 грн. (((625,00 - 12,50 - 6,25 - 3,13) - 524,00) х 13% / 100).
Учитывая выше приведенные расчеты, работнику будет выплачена зарплата за февраль 2004 г. в размере 592,83 грн. (625,00 - 12,50 - 6,25 - 3,13 - 10,29).
Отражение в бухгалтерском и налоговом учете будет аналогично указанному в таблице 2, приведенной в ШБ № 2/2005 г.
Возможны ситуации, когда сумма НСЛ будет больше суммы начисленной зарплаты. В таком случае бухгалтеру в приведенных выше расчетах (см. пример 1) не надо осуществлять удержания налога с доходов физлиц.
В примере 1 мы рассмотрели ситуацию, при которой работник использует предусмотренные законодательством две НСЛ одновременно. Но возможны ситуации, когда к работнику применяется только большая по размеру НСЛ (см. ШБ № 1/2205 стр. 23), что предусмотрено п. 6.2 Закона № 889. Если предположить, что в примере 1 работник предоставил заявление на применение к нему НСЛ в соответствии с п. 6.1.1 Закона № 889 и пп. "д", п. 6.1.2 Закона № 889 10. то в такой ситуации работник имеет право только на одну льготу, большую по размеру. В нашем случае большая НСЛ равна 196,50 грн. При этом сами расчеты будут аналогичны расчетам, приведенным в примере 1.
В таком же порядке (см. пример 1) НСЛ применяется (отражается в учете) и в следующих случаях:
1) если работник является совместителем 11 (при условии, что все необходимые документы работником в бухгалтерию предоставлены вовремя 12 )
2) когда работнику производится натуральная оплата труда. При этом бухгалтеру необходимо помнить только о порядке удержания налога с доходов физлиц, а именно о применении специального коэффициента для осуществления перерасчет в соответствии с п. 3.4 Закона № 889.
Зарплата, доходы, по которым НСЛ применяется отдельно
В ШБ № 1/2005 на стр. 23 мы указали виды доходов, при получении которых НСЛ должна применяться именно к таким доходам (далее - прочие доходы), а не к зарплате, если она также начисляется. Каких-либо особенностей в порядке применения НСЛ, а также расчетов в таких случаях нет, фактически данная ситуация подобна ситуации, при которой работник является совместителем (работает на двух разных предприятиях и имеет право на НСЛ на обоих предприятиях). То есть где были получены такие прочие доходы, там и применяется НСЛ. Бухгалтерам только необходимо помнить, что от работников, которые получают такие прочие доходы, желательно получить заявление о том, что они получают такие прочие доходы и НСЛ применяется по месту получения прочих доходов.
Больничные, отпускные, командировочные и НСЛ
Применение или неприменение НСЛ в случае, если работнику были выплачены кроме зарплаты еще и больничные 13. командировочные или отпускные необходимо рассматривать в контексте Закона № 889. Напомним, что в соответствии с п. 6.5 Закона № 889:
Налоговая социальная льгота применяется к доходу, начисленному в пользу плательщика налога на протяжении отчетного налогового месяца как заработная плата (другие приравненные к ней в соответствии с законодательством выплаты, компенсации и возмещения)…
То есть выплаты должны классифицироваться как зарплата (включаться в фонд оплаты труда (далее - ФОТ)) и включаться в совокупный налогооблагаемый доход. Учитывая это, определим, включаются ли больничные, командировочные и отпускные в ФОТ или же в совокупный налогооблагаемый доход. На сегодняшний момент ФОТ регулируется Инструкцией № 5. В соответствии с данной Инструкцией, только отпускные включаются в ФОТ, а вот командировочные и больничные - нет. В соответствии со ст. 4 Закона № 889 к совокупному налогооблагаемому доходу относятся отпускные и в некоторых случаях командировочные, если они не были возвращены работником в установленный срок.
Сразу же заметим, что если командировочные были включены в совокупный налогооблагаемый доход работника, то сами расчеты по удержанию налога с доходов физлиц и применению НСЛ подобны расчетам, приведенным в примере 1 (при условии, что сумма зарплаты и командировочных не будет превышать 630,00 грн.).
В отношении порядка применения НСЛ к сумме отпускных, то здесь необходимо учитывать некоторые особенности начисления отпускных. Например, когда отпуск приходится на два месяца, а сами отпускные выдаются перед началом отпуска, возникает проблема с применением НСЛ. В этой связи необходимо обратить внимание на то, что в момент начисления налога с дохода работника за первый месяц, при условии, что его доход не превышает 630,00 грн. он имеет полное право на применение НСЛ, так как по окончании этого месяца уже имеется вся информация о полученных им доходах. При начислении отпускных за второй месяц применять НСЛ к доходам работника предприятие не имеет права, так как кроме указанной суммы отпускных работнику будет начисляться и зарплата, а также, возможно, другие доходы, то есть НСЛ может быть применена только по окончании второго месяца. Для наглядности рассмотрим это на примере.
Пример 2
Предположим, что на предприятии "Техмаш" имеются следующие данные о выплатах работнику административного персонала Миронову М.Д. который был принят на работу 12.09.2001 г. С 14 января по 7 февраля 2004 г. включительно ему предоставили отпуск на 24 календарных дня. За январь начислено: зарплата - 139,59 грн. отпускные - 241,28 грн. итого - 380,87 грн. За февраль начислено: отпускные - 120,64 грн. зарплата - 236,87 грн. итого - 357,51 грн.). Также предположим, что работник имееет право только на "общую" НСЛ, равную 131,00 грн. Следовательно, бухгалтер обязан осуществить следующие расчеты начислений, отчислений, удержаний и отразить их бухгалтерскими проводками, указанными в таблице 2, при условии, что на предприятии создавался специальный резерв отпусков.
Опубликовано в Бухгалтерии N9 (580) от 1 МАРТА 2004 года
Нормативная база

— Закон № 889
Закон Украины от 22.05.2003 г. № 889-IV «О налоге с доходов физических лиц», с изменениями и дополнениями
— Закон № 1344
Закон Украины от 27.11.2003 г. № 1344-IV «О Государственном бюджете Украины на 2004 год»
— Закон № 2181
Закон Украины от 21.12.2000 г. № 2181-III «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и
государственными целевыми фондами», с изменениями и дополнениями
— Порядок № 2035
Порядок представления документов и их состав при применении налоговой социальной льготы, утвержденный постановлением КМУ от 26.12.2003 г. № 2035
рименение льгот всегда было одним из основных вопросов порядка налогообложения доходов физических лиц. Наряду с вопросом о ставках налога порядок применения льгот являлся предметом жарких споров при принятии Закона № 889. Но эта проблема законодателями так и не была решена.
К сожалению, до настоящего времени порядок применения льгот не получил полного законодательного и нормативного обеспечения, а на практике он должен использоваться уже сейчас. Поэтому, несмотря на то, что тема налоговой социальной льготы ранее затрагивалась БУХГАЛТЕРИЕЙ 1. читатели продолжают обращаться с просьбами о более подробном ее рассмотрении.
Общий размер налоговой социальной льготы
По-прежнему льгота — это сумма, на которую уменьшается налогооблагаемый доход. Но, в отличие от прошлых лет, размер налоговой социальной льготы согласно пп.6.1.1 ст.6 Закона № 889 теперь определяется исходя из минимальной заработной платы (из расчета на месяц), установленной законом на 1 января отчетного налогового года. Но в полном размере минимальная заработная плата станет налоговой социальной льготой через три года, то есть в 2007 г.
Согласно п.22.4 ст.22 Закона № 889 в 2004 г. общая льгота установлена в размере 30% суммы налоговой социальной льготы, определенной данным Законом. Учитывая, что ст.89 Закона № 1344 с 01.01.2004 г. установлена минимальная заработная плата в размере 205,00 грн. в месяц, налоговая социальная льгота в 2004 г. будет применяться в размере 61,50 грн. (205 грн. * 30%).
Следующее принципиальное отличие порядка применения льготы, определенного Законом № 889, от ранее действовавшего порядка состоит в том, что согласно пп.6.1.1 ст.6 Закона № 889 на сумму налоговой социальной льготы уменьшается не общая сумма дохода, а только доход, получаемый от одного работодателя в виде заработной платы. Кроме того, Законом № 889 введено ограничение суммы дохода, полученного физическим лицом в виде заработной платы в течение отчетного налогового месяца, к которому применяется налоговая социальная льгота.
Ограничение применения налоговой
социальной льготы
Как известно, ранее льгота в размере одного не облагаемого налогом минимума доходов граждан применялась к доходам любых граждан независимо от суммы доходов. Но теперь в Закон № 889 заложена идея предоставления льготы только физическим лицам с невысоким уровнем дохода. Согласно пп.6.5.1 ст.6 Закона № 889 льгота применяется к полученной за месяц заработной плате, если ее сумма не превышает суммы месячного прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного на 1 января отчетного налогового года, умноженной на 1,4 и округленной до ближайших 10 гривен.
Сравнение такого предела с размером заработной платы предоставляет предприятиям и организациям возможность обойти ограничение применения льготы путем изменения структуры выплачиваемого работникам дохода. Законодатели попытались устранить этот недостаток, уточнив норму пп.6.5.1 ст.6 Закона № 889. Принятым 05.02.2004 г. Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2004 год» предусматривается определение предела применения льготы относительно общей суммы налогооблагаемого дохода. Но так как Президент Украины пока этот Закон не подписал, никаких изменений в порядке применения льгот пока не произошло. Тем не менее, не исключено, что такие изменения все же будут внесены в Закон № 889 уже в этом году.
Кроме того, некоторые вопросы связаны с размером предела применения льгот. Пока новый размер месячного прожиточного минимума для трудоспособного лица не установлен 2. в практической работе можно использовать прежний его размер, то есть 365,00 грн. Следовательно, до изменения размера прожиточного минимума в 2004 г. доход, относительно которого применяется налоговая социальная льгота, не может превышать 510,00 грн. (до ближайших 10 грн. округлена сумма 511,00 грн. (365,00 грн. * 1,4)) 3.
Учитывая также, что Законом № 889 установлены фиксированные ставки налога, при начислении налога сейчас нет необходимости отбрасывать копейки от суммы дохода. В сочетании с ограничением применения налоговой социальной льготы это приводит к тому, что если соответствующий предел, который пока равен 510,00 грн. будет превышен хотя бы на одну копейку, то льготу применять нельзя.
Еще один вопрос, касающийся определения предельного размера месячной заработной платы, относительно которого применяется льгота, в настоящее время решен. Первоначально таким пределом считалась «полученная заработная плата». Но согласно п.11 Порядка № 2035 пределом применения льготы названа начисленная заработная плата. Аналогичное изменение планируется внести и в Закон № 889. Поэтому предприятиям и организациям придется придерживаться именно такого решения.
Порядок предоставления льготы
Если до 01.01.2004 г. в течение года и по итогам года льгота применялась только к доходам, выплаченным по месту основной работы, или при перерасчете совокупного налогооблагаемого дохода за год налоговой инспекцией, то теперь определения основного места работы для применения льготы не требуется. Единственное ограничение относительно места применения льготы согласно п.6.1 ст.6 Закона № 889 состоит в том, что она может предоставляться только одним работодателем. При этом не важно, является такой работодатель основным местом работы плательщика налога или нет.
Плательщик налога вправе самостоятельно выбрать место применения льготы. Согласно пп.6.3.2 ст.6 Закона № 889 налоговая социальная льгота предоставляется тем работодателем, которому плательщик налога подал заявление о применении льготы. Форма такого заявления определена приказом ГНАУ от 30.09.2003 г. № 461 «Об утверждении форм заявлений и уведомления по вопросам получения (применения) налоговой социальной льготы, а также порядка информирования плательщиков налога», зарегистрированным в Минюсте Украины 14.10.2003 г. № 929/8250. Согласно п.4 Порядка № 2035 льгота начинает применяться с налогового месяца, в котором плательщик налога подал работодателю заявление о ее применении, и прекращает применяться с месяца, в котором плательщик налога подал заявление об отказе от льготы либо прекратил трудовые отношения с таким работодателем.
Но если предприятие или организация является основным местом работы плательщика налога (определяется по трудовой книжке) на дату вступления в силу Закона № 889, то есть на 01.01.2004 г. то согласно пп.6.3.2 ст.6 этого Закона льгота применяется без подачи заявления. Кроме того, без подачи заявления налоговая социальная льгота применяется при выплате некоторых видов доходов, перечень которых определен пп.6.3.3 ст.6 Закона № 889. В частности, к таким доходам относится заработная плата лиц, которые в соответствии с данным Законом являются государственными служащими, стипендии, получаемые учащимися, студентами, аспирантами, которые выплачиваются из бюджета, и т.д. К другим доходам, которые выплачиваются плательщику налога одновременно с такими доходами, льгота применяться не может.
Следовательно, лицам, получающим доходы, определенные пп.6.3.3 ст.6 Закона № 889, подача заявлений о применении льготы запрещена. Фактически, такие доходы считаются их основными доходами, к которым льгота применяется без подачи заявления.
Таким образом, с учетом ставки налога, установленной на 2004 г. в размере 13%, и ограничений применения льготы, определенных Законом № 889, порядок применения общей суммы льготы и начисления налога рассмотрим на примерах.
Пример 1. Работнику предприятия, для которого данное предприятие является основным местом работы по состоянию на 01.01.2004 г. начислены следующие доходы:
— в январе — заработная плата в сумме 507,68 грн.
— в феврале — заработная плата в сумме 515,32 грн.
— в марте — заработная плата в сумме 421,47 грн. и пособие по временной нетрудоспособности в сумме 132,89 грн.
В апреле работник подает по основному месту работы заявление об отказе от льготы.
Учитывая то, что по месту работы, которое является основным местом работы по состоянию на 01.01.2004 г. льгота применяется без подачи соответствующего заявления. Следовательно, в январе льгота применяется, поскольку сумма начисленной заработной платы не превышает предела 510,00 грн. При этом налогооблагаемый доход будет определен как сумма начисленной заработной платы, уменьшенной на страховые взносы в Пенсионный фонд в сумме 10,15 грн. (507,68 грн. * 2%), в фонд социального страхования по временной нетрудоспособности в сумме 2,54 грн. (507,68 грн. * 0,5%) и в фонд социального страхования по безработице в сумме 2,54 грн. (507,68 грн. * 0,5%4), то есть в сумме 492,45 грн. (507,68 грн. - 10,15 грн. - 2,54 грн. - 2,54 грн.). Соответственно, налог начислен в сумме 56,02 грн. [(492,45 грн. - 61,50 грн.) * 13%]. Налогооблагаемый доход за февраль составил 499,86 грн. [515,32 грн. - (515,32 грн. * 3%)]. Несмотря на то, что налогооблагаемая заработная плата не превышает предела 510,00 грн. льгота не предоставляется, так как сумма начисленной заработной платы превышает предел применения льготы. Соответственно, налог начислен в сумме 64,98 грн. (499,86 грн. * 13%). Налогооблагаемый доход за март составил 541,72 грн. (421,47 грн. - 421,47 грн. * 3% + 132,89 грн.5). Несмотря на то, что налогооблагаемый доход превышает 510,00 грн. льгота предоставляется, поскольку сумма начисленной заработной платы не превышает предел применения льготы 6. Соответственно, налог начислен в сумме 62,43 грн. [(541,72 грн. - 61,50 грн.) * 13%].
Так как плательщик налога подал по основному месту работы заявление об отказе от льготы, то в дальнейшем независимо от состава и суммы выплаченного дохода налоговая социальная льгота по основному месту работы ему предоставляться не будет. Но при этом такой плательщик налога может подать заявление о применении льготы другому работодателю, где он выполняет работы по совместительству.
Пример 2. В апреле 2004 г. физическому лицу, которому на основании заявления предоставляется налоговая социальная льгота работодателем, где он выполняет работу по совместительству, начислена заработная плата в сумме 500,00 грн. Так как работодатель имеет соответствующее заявление, а сумма начисленной заработной платы не превышает 510,00 грн. то льгота по совместительству должна быть применена.
Следовательно, сумма налога за апрель, начисленная с дохода, выплаченного по совместительству, составит 55,06 грн. [(500,00 грн. - 500,00 грн. * 3% - 61,50 грн.) * 13%].
Кроме общего размера льготы, по-прежнему Законом № 889 определен порядок применения повышенных льгот.
Размер и порядок предоставления повышенной налоговой социальной льготы
Повышенной считается льгота, увеличенная в полтора или два раза. Для получения права на повышенную льготу плательщик налога должен приложить к заявлению документы, подтверждающие такое право, состав которых определен Порядком № 2035.
Перечень плательщиков налога, которые имеют право на 150-процентную сумму льготы, составляющую в 2004 г. 92,25 грн. определен пп.6.1.2 ст.6 Закона № 889. В данном случае следует обратить внимание на то, что право на получение повышенной льготы предоставлено только тем, кто отнесен к 1 или 2 категории лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы.
Согласно п.12 Порядка № 2035 для получения повышенной льготы кроме заявления такие плательщики налога должны представить работодателю удостоверяющий личность документ и соответствующее удостоверение, которое имеет оттиск штампа «Перерегистрировано» и запись о дате перерегистрации.
Но ограничение суммы заработной платы, относительно которой применяется льгота, полностью распространяется и на применение повышенной льготы. Поэтому если заработная плата лиц, имеющих право на повышенную льготу, превышает 510,00 грн. в месяц, то ни повышенная, ни обычная льгота в таком случае не применяются.
Пример 3. Работнику предприятия, для которого данное предприятие является основным местом работы по состоянию на 01.01.2004 г. и который представил перерегистрированное удостоверение лица, отнесенного ко 2 категории пострадавших от Чернобыльской катастрофы, начислена заработная плата:
— в январе — в сумме 453,82 грн.
— в феврале — в сумме 532,09 грн.
Так как налогооблагаемая зарплата в январе равна 440,21 грн. (453,82 грн. - 453,82 грн. * 3%), а ее начисленная сумма меньше 510,00 грн. то в январе налог начислен в сумме 45,23 грн. [(440,21 грн. - 92,25 грн.) * 13%)].
В феврале сумма начисленной зарплаты превысила 510,00 грн. поэтому льгота не применяется, а налог начислен в сумме 67,10 грн. [(532,09 грн. - 532,09 грн. * 3%) * 13%].
Лица, отнесенные к 3 или 4 категории пострадавших от Чернобыльской катастрофы, теперь права на повышенную льготу не имеют. На них распространяются только правила применения общей суммы льготы 7.
Законом № 889 изменен также порядок применения повышенной льготы к доходам плательщиков налога, которые имеют троих или более детей в возрасте до 18 лет. В отличие от действовавшего в прошлые годы порядка, в настоящее время отменено ограничение применения такой льготы одним из родителей. Кроме того, сумма льготы теперь рассчитывается не из общего, а из повышенного ее размера, то есть исходя из суммы 92,25 грн. Таким образом, каждому из родителей, имеющих трех детей в возрасте до 18 лет, может быть предоставлена налоговая социальная льгота в сумме 276,65 грн. (92,25 грн. * 3). Но опять же при условии, если начисленная зарплата не превышает предела применения льготы.
Пример 4. Матери троих детей в возрасте до 18 лет по месту предоставления льготы начислена заработная плата:
— в январе — в сумме 282,73 грн.
— в феврале — в сумме 334,58 грн.
Так как налогооблагаемая зарплата в январе, которая равна 274,25 грн. (282,73 грн. - 282,73 грн. * 3%), меньше размера льготы, то налог в январе не удерживается.
В феврале сумма начисленной зарплаты не превысила 510,00 грн. поэтому льгота применяется, а налог начислен в сумме 6,23 грн. [(334,58 грн. - 334,58 грн. * 3% - 276,65 грн.) * 13%].
В таком же размере и порядке льгота может применяться и к доходам ее мужа.
Казалось бы, все понятно. Но после утверждения Порядка № 2035 очередное недоразумение возникло относительно применения уже повышенной льготы.
Согласно п.12 Порядка № 2035 учащиеся, студенты, аспиранты, ординаторы, адъюнкты, военнослужащие срочной службы заявление о применении льготы не подают и никаких документов не представляют, так как повышенная льгота может применяться только к их доходам, определенным пп.«б» пп.6.3.3 ст.6 Закона № 889. В соответствии с этой нормой Закона такими доходами являются: стипендия, денежное или имущественное (вещевое) обеспечение, получаемые учащимися, студентами, аспирантами, ординаторами, адъюнктами, военнослужащими срочной службы, которые выплачиваются из бюджета.
Какой из государственных органов перемудрил при решении данного вопроса, сейчас сказать сложно: то ли ВРУ включила в закон абсолютно бесполезную норму, то ли правительство превысило свои полномочия. Но факт остается фактом. Порядок
№ 2035 фактически исключил из Закона № 889 пп.«е» пп.6.2.1 ст.6. Ведь применять льготу, в том числе повышенную, к доходам, определенным пп.«б» пп.6.3.3 ст.6 Закона № 889, не имеет никакого смысла.
Согласно пп.4.3.26 ст.4 Закона № 889 стипендии, выплачиваемые из бюджета, в пределах суммы применения льготы (то есть даже не 91,25 грн. а 510,00 грн.), не включаются в налогооблагаемый доход их получателей. Обеспечения же военнослужащих срочной службы, выплачиваемые из бюджета, согласно пп.4.3.28 ст.4 Закона № 889 не облагаются налогом в полной сумме, то есть без каких-либо ограничений. Спрашивается, для кого была предназначена рассматриваемая льгота? Может, для тех студентов, которые не получают стипендию из бюджета (контрактники, вечерники, заочники)?
Перечень плательщиков налога, которые имеют право на льготу, увеличенную в два раза, то есть в 2004 г. в сумме 123,00 грн. определен пп.6.1.3 ст.6 Закона № 889. В данном случае обращает на себя внимание отсутствие права на повышенную льготу такой распространенной в предыдущие годы категории льготников, как участники боевых действий в Афганистане. Теперь получить повышенную льготу в сумме 123,00 грн. могут только участники боевых действий во время Второй мировой войны.
Рассмотренные примеры также показывают, что принцип предоставления льгот только плательщикам с низким уровнем дохода, заложенный в Закон № 889, может быть легко нарушен, причем на вполне законных основаниях. Например, один плательщик налога от одного работодателя получает зарплату в сумме 5000,00 грн. а от другого — в сумме 500,00 грн. Таким образом, при общей сумме дохода в размере 5500,00 грн. он будет иметь возможность получения налоговой социальной льготы по второму месту работы без какого-либо нарушения закона.
Налоговым органам эта проблема известна. На пресс-конференции, которая проходила в ГНАУ 28.01.2004 г. заместитель председателя ГНАУ С.Лекарь сообщил, что льгота может применяться только, если сумму 510,00 грн. не превышает месячная зарплата, полученная физическим лицом от всех работодателей.
Несомненно, решение правильное. Но для его использования на практике нужен соответствующий механизм, определенный законом. Как, например, работодатель, применяющий льготу, будет узнавать о зарплате, выплаченной другими работодателями, кто и какую ответственность будет нести за применение льготы, если зарплата, выплаченная применяющим льготу работодателем, менее 510,00 грн. а общий ее размер превысил эту сумму и т.д. Опять проблемы…
Конечно, их решение было бы возможно при проведении перерасчета за год. Но декларировать доходы по причине получения доходов не только по основному месту работы теперь не надо. Законом № 889 предусмотрены другие случаи необходимости декларирования доходов, которые к рассматриваемой ситуации не имеют никакого отношения. При этом порядок декларирования доходов Законом № 889 определен таким образом, что представление декларации автоматически, причем при любых условиях, лишает плательщика налога права на применение льготы.
В этом заключается еще один недостаток порядка применения льготы. Хотя это тема отдельного разговора, перерасчет все же Законом № 889 предусмотрен, но не общего месячного налогооблагаемого дохода, как это было ранее, а сумм доходов, начисленных одним работодателем в виде заработной платы, и предоставленных им налоговых социальных льгот.
Перерасчет налоговой социальной льготы
Согласно пп.6.5.2 ст.6 Закона № 889 перерасчет должен производиться только работодателем по месту применения льготы в трех случаях:
— по результатам каждого отчетного налогового года
— при изменении места применения льготы по самостоятельному решению плательщика налога
— при прекращении трудовых отношений.
К сожалению, сказав о необходимости проведения перерасчета, законодатели остановились на полпути. Их главная ошибка состоит в том, что Законом № 889 не установлен механизм проведения перерасчета сумм доходов и сумм налоговых социальных льгот. Это может привести к тому, что работодатели на вполне законных основаниях могут такой перерасчет не производить. Раз нет механизма проведения перерасчета, определенного налоговым законом, значит, нет и самого перерасчета.
Ведь, согласно ст.1 Закона Украины от 25.06.91 г. № 2151-XII «О системе налогообложения», с изменениями и дополнениями, механизм исчисления налогов не может устанавливаться или изменяться другими законами Украины, кроме законов о налогообложении. Тем более механизм исчисления налогов не может устанавливаться нормативными актами ГНАУ. Вспомните, например, с какими проблемами в прошлые годы сталкивались налоговые инспекции только из-за того, что порядок определения ими налоговых обязательств на основании деклараций, представленных гражданами, не был определен налоговым законом.
Но такой путь могут избрать смелые работодатели. Вполне вероятно, что в случае судебного разбирательства они смогут доказать правильность своих действий. Тем не менее, цель проведения перерасчета понятна, и выполнить его можно без дополнительных указаний. Тем более, учитывая, что до настоящего времени порядок проведения перерасчета не установлен не только законом, но и нормативными актами, работодатели сами могут выбрать вариант его проведения. Например, перерасчет может быть произведен исходя из среднемесячного дохода за соответствующий период. Для этого определяется общий доход, выплаченный в виде заработной платы за соответствующий период, и сумма начисленного за этот период налога. Затем определяется среднемесячная зарплата, выплаченная за расчетный период (например, при перерасчете за год для этого необходимо общий доход разделить на 12), которая сравнивается с предельным размером заработной платы, относительно которого применяется льгота, то есть с суммой 510,00 грн.
На основании такого сравнения с применением или без применения льготы (см. примеры 1 — 4) начисляется налог со среднемесячного дохода. Умножением полученного результата на количество месяцев в расчетном периоде определяется сумма налога по перерасчету, которая сравнивается с суммой фактически начисленного за расчетный период налога.
Но, учитывая действие в настоящее время фиксированной ставки налога, перерасчет можно упростить. Для этого вместо определения среднемесячного дохода достаточно определить предел применения льготы и размер самой льготы, которые соответствуют расчетному периоду.
Пример 5. Работнику по месту применения льготы начислены доходы, с которых удержаны следующие налоги 8.
— в январе — заработная плата — 507,68 грн. налог — 56,02 грн.
— в феврале — заработная плата — 515,32 грн. налог — 64,98 грн.
— в марте — доход в сумме 554,36 грн. в том числе заработная плата — 421,47 грн. и пособие по временной нетрудоспособности — 132,89 грн. налог — 62,43 грн.
В апреле работник подает заявление об отказе от льготы. Следовательно, за период с 01.01.2004 г. по 31.01.3.2004 г. то есть за 3 месяца работодатель должен произвести перерасчет.
Перерасчет производится следующим образом:
1) определяется налогооблагаемый доход за расчетный период — 1577,36 грн. (507,68 грн. + 515,32 грн. + 554,36 грн.), в том числе выплаченный в виде заработной платы — 1444,47 грн. (507,68 грн. + 515,32 грн. + 421,47 грн.), и пособие по временной нетрудоспособности — 132,89 грн.
2) определяется сумма начисленного налога — 183,43 грн. (56,02 грн. + 64,98 грн. + 62,43 грн.)
3) определяется предельный размер заработной платы за расчетный период, относительно которого применяется налоговая социальная льгота, — 1530,00 грн. (510,00 грн. * 3 мес.)
4) так как зарплата за расчетный период не превышает предела применения льготы за этот период (1444,47 грн. 5) определяется налог по перерасчету — 175,44 грн. [(1444,47 грн. - 1444,47 грн. * 3% - 184,50 грн.+ 132,89 грн.) * 13%].
Таким образом, по результатам перерасчета работнику должен быть возвращен излишне удержанный налог в сумме 7,99 грн. (175,44 грн. - 183,43 грн.).
Результат перерасчета легко объясним. При начислении налога в одном месяце (феврале) льгота не применялась. Но при проведении перерасчета льгота применялась за весь период. Поэтому при перерасчете налогооблагаемый доход был уменьшен на сумму льготы за один месяц, то есть на 61,50 грн. Соответственно, на сумму налога, начисленную на сумму такого дохода — 7,99 грн. (61,50 грн. * 13%), уменьшился налог по перерасчету.
В таком порядке перерасчет может быть проведен за любой период, в том числе по окончании года. Естественно, при проведении перерасчета за год все показатели должны умножаться не на 3, как в примере, а на 12.
Несколько сложнее ситуация с перерасчетом за период, который включает неполный месяц. Если до перерасчета за год еще далеко, то с таким вариантом перерасчета работодатели могут столкнуться уже сегодня при увольнении работника, имеющего право на льготу. Кроме того, такая проблема может возникнуть при начислении зарплаты за неполный месяц после приема на работу. Но решения этого вопроса пока нет ни в нормативных актах, ни, тем более, в Законе № 889. Поэтому выход из такой ситуации работодателям придется искать самим.
В данном случае возможны два радикальных решения. Первое из них состоит в том, что зарплата за неполный месяц включается в перерасчет без применения льготы. Второе решение основано на том, что к зарплате неполного месяца применяется полный размер льготы, то есть в перерасчет налога за неполный месяц льгота включается в сумме 61,50 грн. (92,25 грн. или 123,00 грн.), а предел ее применения за такой месяц принимается равным 510,00 грн. 9 Но такое решение также не полностью соответствует порядку применения льготы, так как зарплата за неполный месяц будет сравниваться с пределом месячной зарплаты, что может привести к ошибочному применению льготы. Кроме того, сумма месячной льготы также будет применена к зарплате за неполный месяц.
Несправедливо будет также, если при выплате зарплаты за неполный месяц льгота не будет применяться вообще. По крайней мере, такой порядок применения льготы должен быть непосредственно определен законом. Но в Законе № 889 такая норма отсутствует. Поэтому оптимальным в таком случае, по мнению автора, может быть решение, которое основывается на определении показателей неполного месяца пропорционально рабочим дням согласно графику работы.
Пример 6. Учитывая условия примера 5, работник не подает заявление об отказе от льготы, а увольняется с работы с 12.04.2004 г. При этом за период с 01.04.2004 г. по 11.04.2004 г. ему начислена заработная плата в сумме 159,09 грн. Так как при увольнении необходимо провести перерасчет льготы, налог за апрель может быть начислен по результатам такого перерасчета. Для этого необходимо определить сумму налога за период с начала года до дня увольнения
(с 01.01.2004 г. по 11.04.2004 г.) и вычесть сумму налога, удержанную в предыдущих месяцах. Начисленная таким образом сумма налога удерживается из заработной платы за апрель. Но для этого необходимо определить предел применения льготы и ее размер за неполный месяц, то есть за период с 01.04.2004 г. по 11.04.2004 г.
В график работы предприятия в апреле включено
22 рабочих дня, из них 7 рабочих дней — за период начисления зарплаты увольняемому работнику (с 01.04.2004 г. по 11.04.2004 г.). Тогда определенный пропорционально этим дням предел применения льготы за апрель будет равен 178,50 грн. [510,00 грн. * (7 раб. дн. 20 раб. дн.)]. Начисленная в апреле заработная плата допускает применение льготы (159,09 грн. [61,50 грн. * (7 раб. дн. 20 раб. дн.)].
Тогда перерасчет налога за период с 01.01.2004 г. по 11.04.2004 г. и начисление налога за апрель приведет к следующим результатам:
1) налогооблагаемый доход за расчетный период — 1736,45 грн. (507,68 грн. + 515,32 грн. + 554,36 грн. + 159,09 грн.), в том числе выплаченный в виде заработной платы — 1603,56 грн. (507,68 грн. + 515,32 грн. + 421,47 грн.), и пособие по временной нетрудоспособности — 132,89 грн.
2) сумма налога, начисленного в предыдущих месяцах — 183,43 грн. (см. пример 5)
3) предельный размер заработной платы за расчетный период, относительно которого применяется налоговая социальная льгота — 1708,50 грн. [(510,00 грн. * 3 мес.) + 178,50 грн.]
4) так как зарплата за расчетный период не превышает предела применения льготы за этот период (1603,56 грн. 5) определяется налог по перерасчету — 192,70 грн. [(1603,56 грн. - 1603,56 грн. Ѕ 3% - 206,03 грн. + 132,89 грн.) * 13%].
Таким образом, по результатам перерасчета из заработной платы работника за апрель при увольнении должен быть удержан налог — 9,27 грн. (192,70 грн. - 183,43 грн.). Фактически, это результат уменьшения налога с заработной платы за апрель, который если бы начислялся отдельно, составил 17,26 грн. [(159,09 грн. - 159,09 грн. * 3% - 21,53 грн.) * 13%], на сумму, подлежащую возврату по перерасчету, то есть на 7,99 грн. (см. пример 5) или 9,27 грн. (17,26 грн. - 9,27 грн.).
В рассмотренных примерах результатом перерасчета является возврат излишне удержанных сумм налога. Но если в результате перерасчета начисленная зарплата превысит предел применения льготы за расчетный период, то льгота при перерасчете применяться не может. Тогда окажется, что на общую сумму льгот, которые ежемесячно применялись в течение периода, дополнительно должен быть начислен налог.
Пример 7. Учитывая условия примера 5, в феврале работнику начислена зарплата в сумме 615,32 грн.
(то есть на 100,00 грн. больше, чем по условиям примера 5). Сумма налога при этом увеличится на 12,61 грн.
[100,00 грн. - (100,00 грн. * 3%) * 3%] и составит за февраль 77,98 грн. а за период перерасчета — 196,04 грн.
Но в данном случае гораздо важнее то, что увеличится сумма начисленной зарплаты, которая превысит предел применения льготы (1544,47 грн. > 1530,00 грн.).
А налог по перерасчету должен быть начислен без применения льготы и будет равен 212,03 грн.
[(1544,47 грн. - 1544,47 грн. * 3% + 132,89 грн. ) * 13%]. Следовательно, по перерасчету из дохода работника необходимо дополнительно удержать налог в сумме 15,99 грн. (212,03 грн. - 196,04 грн.).
Практически, эта сумма равна налогу, начисленному на сумму льгот, предоставленных работнику в январе и марте, — 16,00 грн. (61,5 грн. * 2 * 13%) 10. Еще печальнее последствия будут, если льгота применялась более длительный период, но в перерасчете ее нельзя будет учитывать. Но и от таких неприятностей можно уйти. Для этого достаточно в месяце, когда зарплата превысит предел применения льготы, подать заявление об отказе в ее применении, потом снова подать заявление с просьбой о применении льготы и т.д.
Интересно, как законодатели отреагируют и прокомментируют такую возможность налоговой оптимизации. Причем помимо порядка применения льгот Закон № 889 открывает для такой деятельности широкие возможности. Ведь Законом № 889, кроме случая применения налогового кредита, даже не определено: плательщик налога или налоговые органы определяют налоговые обязательства на основании декларации о доходах за год. Но так как до этого еще далеко, можно поговорить о следующей насущной теме налогообложения доходов физических лиц.
Владимир БАТИЩЕВ, редактор
1 Батищев В. Налогообложение доходов физических лиц//Бухгалтерия. — 2004. — № 1-2. — С.55 (прим. ред.).
2 В ВРУ находится законопроект, которым предложено прожиточный минимум на одно трудоспособное лицо на 2004 г. установить в размере 382,74 грн. (прим. авт.).
3 Возможность применения льготы до утверждения законом прожиточного минимума на 2004 г. подвергалась сомнению, но плательщики налога не должны страдать из-за нерасторопности законодателей. Поэтому представители ГНАУ неофициально подтвердили, что предел применения льготы можно пока рассчитывать исходя из прожиточного минимума, установленного на 2003 г. (прим. авт.).
4 Для упрощения расчетов в дальнейшем все страховые взносы будут исключаться из дохода общей суммой (прим. авт.).
5 При начислении налога уменьшение других, кроме заработной платы, видов дохода на сумму страховых взносов в Пенсионный фонд Законом № 889 не предусмотрено (прим. авт.).
6 В случае введения в действие Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2004 году» льгота применяться не будет, так как предел ее применения будет расчитываться относительно общей суммы дохода (прим. авт.).
7 См. примеры 1 и 2 (прим. авт.).
8 Что касается начисления сумм налогов, см. пример 1 (прим. авт.).
9 На пресс-конференции ГНАУ 28.01.2004 г. было высказано именно такое мнение, так как законом не предусмотрено ограничение применения льготы только к месячной зарплате. Но не исключено, что ответ представителя ГНАУ прозвучал относительно применения льготы не просто за неполный месяц при приеме на работу или увольнении, а за неполный отработанный месяц (прим. авт.).
10 Разница в 0,01 грн. получена за счет округления результатов определения налогооблагаемой зарплаты (прим. авт.).
Е. Н. Селицкая - главный государственный санитарный врач Гродно. 1984 г.
Е. Н. Селицкая, став опытным организатором здравоохранения, вложила немало сил и в совершенствование деятельности городской санэпидстанции. Она училась сама и заставляла врачей-специалистов. Для укрепления трудовой дисциплины были введены планы и графики посещения контролируемых объектов, маршрутные журналы, ежедневные отчеты. Ежемесячно стали проводиться занятия по повышению квалификации, внедрено наставничество. Накопленный опыт в 1977 г. получил положительную оценку. В дальнейшем он был расширен: молодые санитарные врачи, прибывающие на работу в Гродненскую область, вначале проходили обязательную стажировку в городской санэпидстанции. Министерством здравоохранения БССР эта форма первичной специализации была рекомендована для внедрения в других областях.
За достигнутые успехи Гродненская городская санэпидстанция утверждена Министерством здравоохранения как школа передового опыта по санитарно-противоэпидемическому обеспечению населения. В 1981 г. на ее базе проведен республиканский семинар главных врачей городских санэпидстанций республики. За эти и другие достижения передовой санэпидстанции неоднократно присуждались почетные грамоты всесоюзного и республиканского уровня. Более 20 сотрудников награждено орденами и медалями.
Е. Н. Селицкая уделяла внимание развитию научно-практических исследований. При ее поддержке врачами санэпидстанции выполнено более 30 научных работ, опубликованных в республиканской и местной печати. Она является автором 8 статей, неоднократно выступала с докладами на съездах и конференциях.
Одновременно с санитарно-противоэпидемической работой Е. Н. Селицкая в Гродно вела большую общественную деятельность. В 1976-1984 гг. она состояла членом городского комитета народного контроля, возглавляла внештатный отдел его Ленинского райкома по вопросам образования, здравоохранения и культуры. Ею организована подготовка общественных санитарных инспекторов, которые привлекались к текущему надзору за санитарным содержанием закрепленных за ними объектов, проведению рейдов и смотров.
Многолетняя и ответственная работа, по признанию самой Еванжелины Назаровны, была самым главным и наиболее успешным делом ее жизни. Особое внимание уделялось пожилым родителям и малообеспеченным родственникам, с ними она всегда делилась зарплатой. Семью ей заменил коллектив, хотя за строгость ее называли не иначе, как мать-командирша. Но в то же время она заботилась об улучшении их условий труда и бытовых нужд. В 1971 г. ей удалось переселить санэпидстанцию в здание бывшей поликлиники, что позволило более удобно расположить отделы и лаборатории. Во многом благодаря ее авторитету, в 1975-1980 гг. сотрудниками получено 18 квартир и 25 мест в общежитиях.
За достигнутые успехи в трудовой и общественной деятельности Е. Н. Селицкой было присвоено почетное звание “Заслуженный врач БССР”(1972), она награждена орденами Трудового Красного знамени (1966) и Отечественной войны 2-й степени (1985), 12 медалями, знаками “Отличнику здравоохранения БССР”(1966), “Отличник гражданской обороны”(1975), а также многими почетными грамотами. Ее портрет неоднократно помещался на Доске почета города.
Должность главного врача Е. Н. Селицкая исполняла бессменно до 16 мая 1984 г. Но на заслуженный отдых ушла только в возрасте 72 лет, поработав перед этим еще врачом-паразитологом городской и областной санэпидстанции. 90 – летний юбилей она встретила в добром здравии, обходится без социальной помощи. Поддерживает дружеские связи с коллективом, родными и близкими. Ее помнят и уважают в городе и области до сих пор.
Источники
- Алехнович М.В. Прокопович В.К. Тищенко Е.М. Государственный санитарный врач г. Гродно Е.Н. Селицкая // Красный Крест и благотворительность: матер. науч. конф. посвящ. 120-летию Гродненского областного Красного Креста. – Гродно, 1995. – С. 152-154.
- [Игнатович Ф.И.]. Е.Н. Селицкая – заслуженный врач Республики Беларусь (к 70-летию со дня рождения) // Эколого-профилактические проблемы: матер. науч.-практ. конф. посвящ. 50-летию санит.-эпидемиол. службы Гродненской области. – Гродно, 1995. – С. 107-109.
- Игнатович Ф.И. Судьбы нелегкой полотно // Медицинский вестник. – 1993. – 18 ноября. – С. 6.
- Мурина С. Ах, как годы летят… // Гродненская правда. – 2013. – 21 декабря. – С. 4.
- Селіцкая Еванжеліна Назараўна // Памяць: Гіст.-дакум. хроніка горада Гродно. – Мінск: Бел Эн, 1999. – С. 602 (у кнізе памылкова - Алена Мікалаеўна).
- Селицкая Е.Н. // Руководители санитарно-эпидемиологической службы Республики Беларусь. – Минск: Технология, 2001. – С. 175.
- Скибицкая Т. «Эра чистоты» Еванжелины Селицкой // Медицинский вестник. – 2009. – 30 июля. – С. 8-9.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!