Понятие социальные выплаты Украина

13 Социальная защита в Украине: понятие и структура
В первые годы советской власти проблемы социального обеспечения исследовали Л Забелин, М Семашко, В Дурденев-ский и др. В частности, по заключению Л Забелина, социальное обеспечение - это часть заработной ной платы рабочего класса, а также совокупность отдельных актов, мероприятий, установок, т.е. деятельность людей, направленная на поддержание стабильности имущественного положения пролетариата при наступлении тех опас пек, которые ему загрожуютжують * 110 .
* 110: Забелин Л Теория социального обеспечения - М, 1924 - С 19
В Дурденевський обращал внимание на управленческий аспект проблемы и определил социальное обеспечение как деятельность публичной администрации, направленной на устранение социальных опасностей, угрожающих жизни ю и уровню существования различных слоев населения, путем предоставления им денежной или социальной помощии * 111 .
* 111: Дурденевский В Лекции по праву социальной культуры - М Л, 1929 - С 10
По заключению BC Андреева, социальное обеспечение представляет собой совокупность определенных социально-экономических мероприятий, связанных с обеспечением матери и ребенка, граждан в старости и в случае нетрудоспособности, с медицинским лечением и обслуживанием как важным средством профилактики и обновления трудоспособноститі * 112. а единая государственная система социального обеспечения - один из способов повышения материального благосостояния советского народа Система социального обеспечения вместе с системой здравоохранения и помо Омогой семьи гарантирует гражданам ряд основных прав * 113 .
* 112: Андреев BC Правовые проблемы социального обеспечения в СССР / / Советское государство и право - 1967 - № 2 - С 31
* 113: Андреев BC Право социального обеспечения в СССР - М: Юрид лит, 1980 - С 10-11
РИ Иванова определяет социальное обеспечение как форму распределения, которая гарантирует гражданам нормальный уровень жизненного и культурного стандарта более вознаграждение за труд в старости, при потере трудоспособного ости и кормилецка * 114 .
* 114: Иванова РИ Правоотношения по социальному обеспечению в СССР - М: Изд-во Моск ун-та, 1986 - С 22
В более современных работах социальное обеспечение рассматривается как система материального обеспечения и обслуживания граждан по возрасту, в случае болезни, инвалидности, по безработице, в случае утратит ать кормильца, воспитания детей и в иных установленных законодательством случая * 115 совокупность общественных отношений, складывающихся между гражданами с одной стороны и органами государства - с другой, по поводу предоставления гражданам за счет специальных фондов, бюджетных средств медицинской доп пособия, пенсий, пособий и других видов обеспечения при наступлении жизненных обстоятельств, повлекших за собой потерю или снижение доходов, повышение расходов, малообеспеченность, бедность * 116 .
* 115: Батыгин КС Право социального обеспечения Общая часть: Учеб пособие - М, 1998 - С 7
* 116: Шайхатдинов ВШ Система социальной защиты и обеспечения населения современной России / / Социальная защита населения в регионе: Учеб пособие - Екатеринбург, 1999 - С 58
По мнению БИ Сташкива, социальное обеспечение - это те виды и формы материального обеспечения, предоставляемые на условиях, предусмотренных законом или договором, со специально созданных для этого фондов лицам м, по независящим от них жизненные обстоятельства не имеют достаточных средств к существованиюня * 117 Следует отметить, что такое определение является неточным, поскольку социальные выплаты и социальные услуги, которые предоставляются в рамках социального страхования, осуществляются без учета степени нуждаемости лица Да ака признак, как малообеспеченность, является основанием лишь для предоставления социальной помощи Кроме того, социальные выплаты осуществляются не только через специально создаваемые фонды, но и непосредственно за счет де ржавного бюджетету.
* 117: Состояние В Понятие права социального обеспечения / / Право Украины - 2000 - № 5 - С 25
МЛ Захаров и ЭГ Тучкова, авторы современного фундаментального учебника по праву социального обеспечения России, рассматривая категорию социального обеспечения, определяют ее как один из способов распределение лу части валового внутреннего продукта путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счет целевых финансовых источников в объеме и на условиях, строго нормируются обществом, государством, для поддержания их полноценного социального статустусу * 118 .
* 118: Захаров МЛ, Тучкова ЭГ Право социального обеспечения России: Учебник - М: БЕК, 2001 - С 14-15
Во второй половине XХ в наряду с понятием \"социальное обеспечение\" появилось понятие \"социальная защита\", которое все шире стала применяться в международных правовых актах и. зарубежной юридической прак ктицій юридичній практиці.
В Хартии основных прав трудящихся Сообщества (Европейский Союз, 1989 г) в ст 10 Право на социальную защиту сформулирована так: \"В соответствии с национальными правил каждый работник в крае инах ЕС имеет право на достаточный социальную защиту и зависимости от своего статуса и размера предприятия, на котором он работает, пользуется соответствующими социальными благами Лица, которые не могут войти или снова вступить на рынок труда и не имеют средств к существованию, должны получать достаточную социальную помощь с учетом личных обстоятельств \"В Европейской социальной хартии Совета Европы 1961 г, в Есть европейских социальной хартии (пересмотренной) (Совет Европы, 1996 г.) в 14 статьях конкретизируются различные аспекты социального защитаіального захисту.
Термин \"социальная защита\" употребляется в Конституции Украины (ст. 46 и др.), в национальном законодательстве, научной и публицистической литературе, в зарубежной юридической практике этот термин по-разному т трактуется в законодательных актах В научной литературе неоднократно предпринимались попытки исследовать этот феномен социального и политического бытия и достичь общего пониманияного розуміння.
Несмотря на то, что общепризнанного понятия социальной защиты наукой и практикой не выработано, все же преимущественно социальной защите понимается как более широкое по значению и содержанию социальное объявления ище, чем социальное обеспечение Вместе с тем анализ показывает, что многозначным характер термина \"социальная защита\" позволяет применять его в широком, узком, специальном и дополнительном значениеу значеннях.
В широком смысле социальная защита составляет содержание социальной функции государства и является системой экономических, юридических, организационных мероприятий по обеспечению основных социальных прав человека и общин дянина в государстве В таком случае речь идет о все меры государства, направленные на обеспечение ее социальной функции В этом аспекте элементы социальной защиты присущие разным сферам общественных относи н, в которых реализуются социальные права граждан, - сферам применения труда, социального страхования, социальной помощи, здравоохранения, образования, жилищной политикики.
По мнению московского ученого ЕЕ Мачульский, в широком смысле под социальной защитой понимают деятельность государства, направленную на обеспечение процесса формирования и развития полноценной личности, в выявление и нейтрализацию негативных факторов, влияющих на личность, создание условий для самоопределения и утверждения в жизненноті * 119 .
* 119: Мачульская ЕЕ Право социального обеспечения: Учеб пособие для вузов - 2-е изд, перераб и доп - М: Книжный мир, 1999 - С 4
МО Буянова считает, что социальная защита более широкое понятие, и хотя основные вопросы социальной защиты граждан относятся к праву социального обеспечения, социальная защита осуществляется также и за д помощью других отраслей права - трудового, гражданского, жилищного, семейного, экологического права и другими отраслями правва * 120 .
* 120: Право социального обеспеченна: Учеб пособие / Под ред КН Гусова - М: Проспект, 1999 - С 11-12
В узком смысле понимания социальной защиты составляет собственно социально-защитную деятельность государства относительно обеспечения населения от негативных последствий социальных рисков
частности в литературе система социальной защиты населения признается системой более высокого порядка, включающий как составную систему социального обеспечения * 121. а государственное социальное обеспечение рассматривается как гарантия социальной защиты населения * 122 .
* 121: Там же - С 29
* 122: Право социального обеспечения: Учеб пособие / Под ред КН Гусова - М: Проспект, 1999 - С 25
МЛ Захаров и ЭГ Тучкова приходят к выводу, что социальное обеспечение является одним из основных способов социальной защиты населения при наступлении социальных рисков * 123 .
* 123: Захаров МЛ, Тучкова ЭГ Право социального обеспечения Рос сии: Учебник - М: башен, 2001 - С 18-19
Французский исследователь Анна Воло Життлер отмечает, что сферу действия социальной защиты можно определить тремя большими комплексами: социальное обеспечение, социальная помощь, дополнительной социальной защите * 124 Такое мнение, на наш взгляд, наиболее соответствует системе социальной защиты, состоит, в частности, в Украине
* 124: Життлер AS Организация социального обеспечения во Франции: Конспект лекции - К, 1993 - С 3
Исследуя различия и соотношения понятий \"социальная защита\" и \"социальное обеспечение\", следует определиться с направлениями такого исследования Сразу отметим, что невозможно ограничиться лишь етимоло огичним значением этих терминов многозначным характер как термина \"социальный\", так и сроков \"защита\" и \"обеспечение\" позволяет применять их как в разных, так и в одинаковом значении Итак, по нашему мнению, перспективное направление заключается именно в содержательном аспекте И тут оказывается, что в разных странах и в разных нормативно-правовых актах, как международного, так и национального законодательства, системы с оциального защиты (или социального обеспечения) охватывают не только разный \"набор\" организационно-финансово-правовых мероприятий, но и предусматривают различные размеры социальных выплат и различные условия их предоставления Кроме того, в разных государствах допускается различное понимание \"социального обеспечения и\" социальной помощи \"В таком случае, есть ли практический смысл в стремлении достичь какой единства в понимании этих терм ино-понятий? жидкости, куда все чаще обращаются Украинские граждане за защитой своих прав, в том числе социальных, а также ратификации Европейской социальной хартии и приведение национального социально-защит сного законодательства в соответствие с требованиями европейских социальных стандартезахисного законодавства у відповідність до вимог європейських соціальних стандартів.
Учитывая актуальность теоретического обоснования понятия социальной защиты, которое бы соответствовало содержанию соответствующих международно-правовых актов, целесообразно привести такой пример в понимании социально ого обеспечения и социальной защиты в современных международных актах В Хартии социальной защите вне сферы труда регламентируется 14 статьи, нескольким статьям в сфере применения труда, и только одна среди этих статей посвящена социальному обеспечению - статья 12 Важно уточнить, что в части I Хартии, в которой содержатся все права, предусмотренные Хартией, и их обобщенный смысл как принципы Хартии - п 12 имеет название \"All workers and their dependents have the right to social security\", что переводится как \"все работники и их иждивенцы имеют право на социальное обеспечение\" Это положение имеет чрезвычайные ичайно важное значение, поскольку по содержанию Хартия предусматривает только для этих категорий лиц социальное обеспечение Обратим внимание и на термин \"обеспечение\", который говорит о соответствующем уровне соци альных выплат, соблюдение которого от Договаривающихся сторон требует Хартия Для других случаев Хартия имеет специальную статью 13 \"The right to social and medical assistance\" (право на социальную и медицинскую помощь могу), где указано: \"Anyone without adequate resources has the right to social and medical assistance\", что означает: \"Каждый, кто не имеет адекватных (достаточных) источников (средств, средств, возможностей), м ае право на медицинскую и социальную помощь \"Если обратиться к национальной терминологии, то речь идет о\" малообеспеченных \"лиц, то есть лиц, доходы которых не достигают прожиточного минимума (сейчас для своего Ання социальной помощи малообеспеченным семьям в Украине применяется стандарт \"уровень обеспечения прожиточного минимума\", внедрен Законом Украины \"О Государственном бюджете Украины на 2001 год\") Учитывая, что согласно национальному законодательству все лица, работающие по трудовому договору, подлежат общеобязательному государственному социальному страхованию, напрашивается вывод, что за Ха ртиею только социальные выплаты, предоставляемые по социальному страхованию, понимаются как социальное обеспечениесоціальні виплати, які надаються за соціальним страхуванням, розуміються як соціальне забезпечення.
Реализация этого права предусматривает осуществление материального обеспечения застрахованных лиц и членов их семей (в определенных случаях) при наступлении всех страховых случаев за счет социальных страховым их фондов При этом должно быть осуществлено именно \"обеспечение\", то есть выплаты должны обеспечивать субъекту надлежащий уровень жизни, по крайней мере соответствовать минимальным стандартам, которые предусмотрены уже другим международным актом Совета Европы, к которому отсылает Хартия, - Европейским кодексом социального обеспечения 1964 г. пересмотренным в 1990 г. Таким образом, социальное обеспечение по стандартам Совета Европы и Европа йського Союза включены в более широкой по содержанию системы, которая включает кроме социального обеспечения (через социальное страхование) и другие формы социальной защиты, в том числе государственную социальную доп Омогой, а также специальный и особый (дополнительный) социальную защиту для отдельных категорий населения Такое понимание имеет важное значение для национального законодательства, поскольку в Украине все еще нем ае общего закона о социальной защите населенияхист населення.
С другой стороны, можно привести примеры, когда в международных актах применяется термин \"social security\" (\"социальное обеспечение\") относительно права лица, и термин \"social protection\" (\"социальный защ в \"), когда речь идет о системе в государстве для защиты населения от различных социальных рисковння від різноманітних соціальних ризиків.
В современный период одним из важных моментов в странах ЕС является изменение подходов к определению социальной защиты Традиционно он понимается как меры, предпринимаемые для защиты граждан от социальных риз зикив, таких как потеря работы, болезнь, старость, инвалидность или потеря кормильца и т.п. Поэтому часто выражение \"социальная защита\" понимается как синоним термина \"социальное обеспечение\", который обычно употреблялся для обозначения денежных социальных выплат населениюльних виплат населенню * 125 время применяется расширительное толкование этого термина На Европейском форуме ЕС, состоявшегося в Брюсселе в 1998 г, было предложено включать в социальной защите обеспечения жизнедеятельности общин дан в широком смысле, включая не только социальное обеспечение, но и социальную интеграцию, получения образования, охрану здоровья, обеспечение жильем, предоставление социальных услуг тощощо * 126 .
* 125: Социальная работа и здравоохранение: 200 основных терминов по-английски и по-русски / Под общ ред НС Григорьевой - М: Альфа-Принт, 1996 - С 44, 46
* 126: European social Policy Forum Brussels, 24-26 June 1998 Summary report / Ed by M Carley - № 29, 28, 88
В Конституции Украины социальная защита понимается именно как система мероприятий по защите населения от социальных рисков Именно такой смысл заложен в ст 46, где установлено \"право граждан на социальное ный защиту, которая включает право на обеспечение их в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы по независящим от них обстоятельствам, а также в старости и в др. ших случаях, предусмотренных законом \"По смыслу статьи и учитывая социальные риски, обеспечение которых предусмотрено в ней, право на социальную защиту вроде права на социальное обеспечение Одна к организационно-правовая система, созданная в Украине для обеспечения населения от социальных рисков, ни по своему составу, ни по своей сути не дает оснований применять к ней термин \"социальное обеспечения \"И вот почемупечення. І ось чому.
В Украине заложены правовые и институциональные основы новой системы социальной защиты Эта система характеризуется следующими чертами
Во-первых, в Конституции Украины провозглашено право граждан на социальную защиту и установлены государственные гарантии его осуществления
Во-вторых, создан многочисленное социально-защитное законодательство (термин \"законодательство\" в таком случае применяется нами в широком смысле - как законы и подзаконные нормативно-правовые акты, договорные и акты), которым предусматривается юридический механизм предоставления населению социальных денежных выплат и социальных услуг именно в определенных случаях, в международно-правовой практикой получили название \"социальных рисковальних ризиків.
В-третьих, хотя в этой системе пока нет единого правового акта, который закрепил бы общие принципы именно социальной защиты, все же имеющиеся системный характер таких актов и их функциональное \"згрупува Ання \", направлено на защиту населения от негативных последствий наступления социального рискаих ризиків.
В-четвертых, в институциональном плане национальная система социальной защиты включает: 1) все организационно-финансово-правовые формы, через которые непосредственно осуществляются социальные выплаты и предоставляются со оциальни услуги отдельным гражданам при наступлении социальных рисков, это - социальное страхование, финансирование за счет налогов, государственная социальная помощь, негосударственное социальное обеспечение 2) косвенные (опосредованные) (рус косвенные) меры социальной защиты, которые приобретают все более широкое применениея.
Структурно социальную защиту в Украине состоит из таких частей
А Государственный социальной защите
I Общая система социальной защиты:

1) общеобязательное государственное социальное страхование
2) государственная социальная помощь
II Специальный социальной защите Ш Дополнительный социальной защите
Б Негосударственное социальное обеспечение:
1) негосударственное пенсионное обеспечение
2) негосударственные социальные услуги
Теоретические основы социальных компенсаций как вида социального обеспечения граждан в Украине
(Сынчук С. Н.) ("Социальное и пенсионное право", 2013, N 1) Текст документа
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕНСАЦИЙ КАК ВИДА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН В УкраиНЕ
С. Н. СЫНЧУК
-------------------------------- Законодательство Украины не использует термин "социальная компенсация" для обозначения одного из видов социальных выплат социальных пособий. Автор статьи сделал попытку обосновать необходимость систематизирования социальных пособий, выплачиваемых гражданам Украины, в соответствии с целевым направлением и, учитывая юридическую однородность, объединить отдельные их виды в группу, обозначенную как социальные компенсации.
Сынчук Светлана Николаевна, доцент кафедры трудового, аграрного и экологического права Львовского национального университета им. Ивана Франко (Украина), кандидат юридических наук.
Статья посвящена правовым аспектам понятия "социальная компенсация" в законодательстве Украины. Доказано, что социальная компенсация является одним из видов социального пособия как социально-обеспечительного предоставления.
Ключевые слова: Украина, социальная компенсация, социальное пособие, социально-обеспечительное предоставление, социальный риск, виды социального обеспечения, социальные стандарты.
Theoretical Grounds of Social Compensations as a Type of Social Security of Citizens in Ukraine S. N. Sy'nchuk
The investigation is devoted to the legal aspects of the notion of "social compensation" in Ukrainian law. It is proved, that the social compensation to be the type of social benefit as a social security provision.
Key words: Ukraine, social compensation, social benefit, social security provision, social risk, types of social security, social standards.
Актуальность задекларированной темы статьи, по мнению ее автора, обусловлена несколькими причинами. Во-первых, в научной литературе и отраслевых учебниках неоднократно предпринимались попытки сформулировать понятие, правовые признаки, систему компенсационных выплат как нового вида социального обеспечения граждан в условиях рыночных преобразований. Однако и сегодня не предложено единое общее теоретическое определение социальной компенсации, не унифицированы его юридические свойства, указывающие на принадлежность к системе социально-обеспечительных предоставлений. Во-вторых, в Украинском законодательстве отсутствует четкое разграничение понятий, обозначающих различные виды социальных выплат. Видовое разнообразие социальных пособий не упорядочено и не приведено в систему. Такая ситуация сложилась еще и потому, что в законодательстве о социальных пособиях не уделено внимание формированию понятийных категорий, в связи с чем, как правильно отмечает С. Ю. Головина, "существуют две прямо противоположные тенденции: одно и то же явление называется разнообразными терминами, и разнообразные явления обозначаются одним и тем же термином". -------------------------------- Головина С. Ю. Формирование понятийного аппарата трудового права // Государство и право. 1998. N 8. С. 83.
Научная унификация и дифференциация понятий в сфере социальных пособий и, в частности, определение понятия социальных компенсаций позволят усовершенствовать законодательную терминологию, что, безусловно, упростит ее для правотворческой и правоприменительной практики, а также механизм государственных социальных стандартов для исчисления размеров различных пособий. В юридической литературе при характеристике понятия и системы социальных компенсаций в сфере социального обеспечения используется разная терминология: "компенсационные выплаты", "социальные компенсации". "компенсации по социальному обеспечению". "компенсации". -------------------------------- Галаганов В. П. Право социального обеспечения: Учебник. М. КНОРУС, 2010. С. 186. (Среднее профессиональное образование.) Право социального обеспечения России: Учебник / М. О. Буянова, К. Н. Гусов и др. отв. ред. К. Н. Гусов. 4-е изд. перераб. и доп. М. ТК Велби Проспект, 2008. С. 148. Мачульская Е. Е. Горбачева Ж. А. Право социального обеспечения: Учебное пособие для вузов. 3-е изд. перераб. и доп. М. Книжный мир, 2001. С. 77.
Из названного перечня наиболее удачным считаем термин "социальная компенсация". Каждое из двух его слагаемых имеет свой смысл, а в их органическом единстве состоит сущность социальной компенсации как правовой категории, обозначающей вид социально-обеспечительного предоставления. Термин "компенсация" (лат. compensatio - уравновешивание, возобновление) характеризует сущность, смысл социальной помощи, которую общество предоставляет конкретному нуждающемуся физическому лицу. В свою очередь, термин "социальный" (лат. socialis - общественный, относящийся к общественному строю и жизни) очерчивает объем понятия, отражает источник и способ формирования страховых фондов, обязанного субъекта, но не является бесспорным. Учитывая тот факт, что все ученые - исследователи проблем права социального обеспечения одним из свойств отраслевых общественных отношений называют "участие государства как обязанного субъекта", часто термин "социальный" трактуют как синоним термина "государственный". В контексте нашего исследования интересной является дискуссия о целесообразности использования терминов "социальные пособия" или "государственные пособия". В частности, Н. Л. Смирнова и Ю. Б. Корсуненкова считают, что пособия, выплачиваемые в рамках муниципальной и локальной форм социального обеспечения, нельзя считать социальными (государственными), но они являются дополнительным видом социально-обеспечительных пособий. -------------------------------- Буянова М. О. Право социального обеспечения: Учебное пособие. Особенная часть / М. О. Буянова, З. А. Кондратьева, С. И. Кобзева. М. Нолидж, 1997. С. 115 Смирнова Н. Л. Пособия по временной нетрудоспособности как вид страхового обеспечения по праву социального обеспечения современной России: Дис. канд. юрид. наук: 12.00.05. Владивосток, 2002. С. 124 Корсаненкова Ю. Б. Социальные пособия на детей и их классификация // Российский ежегодник трудового права. 2009. N 5. С. 466. Смирнова Н. Л. Указ. соч. С. 124. Корсаненкова Ю. Б. Указ. соч. С. 466.
Полисемия слова "пособие" предопределила активное его использование в разных интерпретациях в рамках других отраслей права (например, трудовым законодательством предусмотрены случаи выплаты наемному работнику выходного пособия). Поэтому "социальный" в предложенном словосочетании служит указателем юридической природы пособия, оснований его выплаты и в условиях многообразия организационно-правовых форм социального обеспечения может быть обобщенным определением для всех видов социального обеспечения нуждающихся физических лиц. Мы разделяем точку зрения Л. В. Сотниковой о том, что термин "социальные пособия" имеет более широкую смысловую нагрузку и может использоваться для обозначения всех видов пособий, предназначенных гражданам в соответствии с действующим законодательством о социальном обеспечении. -------------------------------- Сотникова Л. В. Социальное обеспечение семей с детьми в РФ (правовые вопросы): Дис. канд. юрид. наук: 12.00.05. Екатеринбург, 2007. С. 124.
Отраслевая теория, обогатившись новым понятием "социальные компенсации", еще не определила их место в системе видов социального обеспечения. Большинство ученых называют компенсации отдельным, обособленным видом социального обеспечения, отличительным от пособий, появившимся в связи со снижением общего уровня жизни населения. Другие исследователи рассматривают их как социальные пособия, ссылаясь на однородность юридических свойств и сущности. -------------------------------- Смирнова Н. Л. Указ. соч. С. 65 Болотiна Н. Б. Право соцiального захисту. Навч. посiб. 2-ге вид. перероб. i доп. К. Знання, 2008. С. 71. Буянова М. О. Указ. соч. С. 45 - 69.
Формулируя обобщенное понятие "социальная компенсация", следует учитывать, что им характерны родовые правовые признаки социально-обеспечительного предоставления нуждающимся гражданам. Юридическим свойством социальных компенсаций, свидетельствующим об отраслевой принадлежности, является, во-первых, объективная обусловленность их предоставления физическим лицам социальным риском. Теоретические обоснования социального риска как правового основания социального обеспечения граждан неоднократно обсуждались учеными - представителями отраслевой науки в Украине и в Российской Федерации (см. работы В. С. Аракчеева, Н. Б. Болотиной, В. П. Галаганова, К. Н. Гусова, М. Л. Захарова, М. В. Лушниковой, А. М. Лушникова, Е. Е. Мачульской, П. Д. Пилипенко, С. Н. Прилипко, Э. Г. Тучковой, О. Н. Ярошенко, М. Ю. Федоровой и др.). Считаем, что в современных условиях теория социального риска модифицируется, но продолжает быть фундаментальной для определения правовой природы социальных материальных предоставлений гражданам. Социальный риск понимаем как социально значимое обстоятельство объективного характера, при наступлении которого физические лица (или члены их семей) не способны самостоятельно себя содержать и нуждаются в дополнительной материальной защите со стороны общества или государства. Именно социальный риск как основание выплаты служит базовым критерием для отграничения социальных компенсаций в сфере социального обеспечения от компенсационных выплат по трудовому законодательству. -------------------------------- Синчук С. М. Теорiя соцiального ризику за правом соцiального забезпечення // Право. 2003. N 3. С. 55 - 59.
Во-вторых, все социально-обеспечительные предоставления предназначены возместить социальный вред или удовлетворить социальные потребности лиц, испытавших влияние социального риска. Важным является тот факт, что вид социального обеспечения предопределяется теми социальными потребностями лица, которые общество на определенном конкретном историческом этапе своего развития признает возможным гарантировать, и провозглашает себя обязанным субъектом относительно них. Социальные компенсации целенаправлены на возобновление материального трудового дохода физического лица, объективно утратившего возможность самостоятельно реализовать свое право на оплату труда в размере, соответственном социальным стандартам. В систему социальных рисков, предопределяющих необходимость выплаты социальных компенсаций по законодательству Украины, входят: временная или стойкая нетрудоспособность, безработица или частичная безработица. Социальные компенсации также покрывают объективную невозможность гражданина осуществлять трудовую деятельность и получать надлежащее материальное вознаграждение за труд (например, необходимость ухода за ребенком до трех лет или постоянного ухода за нетрудоспособным членом семьи и т. п.). В-третьих, приоритет законодательного регулирования условий и порядка предоставления социальных компенсаций. Этот вид социального обеспечения может быть предметом муниципального или (и) коллективно-договорного регулирования, а также индивидуального соглашения сторон трудового договора. Но обозначенные виды правового регулирования выполняют вспомогательную функцию в сфере социально-обеспечительных предоставлений. В-четвертых, главным обязанным субъектом назначения и выплаты социально-обеспечительных предоставлений является государство. Конечно же, в условиях рыночных отношений и изменений общественной идеологии обязанными в соответствии с законодательством, по собственной инициативе или в результате соглашения социальных партнеров, могут быть и другие субъекты. Но обязанность негосударственных организаций является только дополнительной. Она обеспечивает льготный или повышенный уровень социальных выплат в сравнении с государственным и не заменяет его. Определяя видовую принадлежность социальных компенсаций, считаем их разновидностью социальных пособий. Попробуем аргументировать задекларированный тезис. В научной литературе предложены определения компенсаций в сфере социального обеспечения. По мнению М. О. Буяновой, компенсация - это выплата социально-обеспечительного характера как помощь при потере заработка женщиной, находящейся в неоплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до трехлетнего возраста или ребенком-инвалидом до 14-летнего возраста, гражданам, пострадавшим от аварии на ЧАЭС, беженцам, вынужденным переселенцам и в иных случаях. В. П. Галаганов считает, что это денежные выплаты отдельным категориям лиц с целью возмещения потери заработка или другого трудового дохода либо дополнительных расходов, предопределенных различными жизненными обстоятельствами. -------------------------------- Право социального обеспечения России: Учебник / М. О. Буянова, К. Н. Гусов и др. отв. ред. К. Н. Гусов. 4-е изд. перераб. и доп. М. ТК Велби Проспект, 2008. С. 148. Галаганов В. П. Указ. соч. С. 186.
Определения социальных компенсаций, предложенные учеными - исследователями проблем права социального обеспечения, указывают на их видовые свойства: исключительно денежная форма социального предоставления осуществление выплат с целью поддержания прежнего материального положения (возмещения утраченного заработка) или в связи с объективной невозможностью самостоятельно зарабатывать. В таком смысловом контексте социальные компенсации наделены юридическими свойствами социальных пособий. Во-первых, указание на денежную форму удовлетворения социальных потребностей, предопределенных социальным риском, является неотъемлемой частью большинства авторских определений понятия "пособие в сфере социального обеспечения". -------------------------------- Стрепко В. Л. Правовi засади регулювання соцiальних допомог в. Автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. юрид. наук: спец. 12.00.05 "Трудове право право соцiального забезпечення". 2007. С. 11 Кулачок Л. В. Державна допомога сiм'ям з дiтьми як форма соцiально-правового захисту: Автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. юрид. наук: спец. 12.00.05 "Трудове право право соцiального забезпечення". Харкiв, 2003. С. 13 и др.
Во-вторых, целевым предназначением социальных пособий является возмещение или временно утраченного заработка (пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам), или дополнительных расходов (единовременные и ежемесячные пособия на ребенка, пособие на погребение, пособие беженцам и вынужденным переселенцам) либо компенсация за причиненный вред здоровью (страховые выплаты потерпевшим от несчастного случая на производстве). Общая цель конкретизируется в зависимости от обстоятельств, обусловивших реализацию права на социальное обеспечение, и вида социального пособия: возмещающие, стимулирующие, оздоровительные, оказание содействия в воспитании подрастающего поколения и многие другие. -------------------------------- Корсаненкова Ю. Б. Указ. соч. С. 462. Аракчеев В. С. Теоретические и практические вопросы общей части права социального обеспечения. Томск: Издательство Томского университета, 2001. С. 106.
О том, что социальные компенсации являются одним из видов социальных пособий, можно утверждать, проанализировав предложенные в отраслевой литературе определения пособий. Исследователи проблем права социального обеспечения едины, обосновывая сущность компенсационной функции социальных пособий: компенсация (возмещение) утраченной или уменьшенной заработной платы социально необеспеченному лицу, испытавшему влияние социального риска нетрудоспособности. Именно уравновешивание материального дохода лица, обеспечивая его уровень в соответствии с прежней или минимальной заработной платой, и является главным целевым предназначением социальных компенсаций. Компенсационная функция обозначенного вида пособия проявляется через механизм ее назначения: объем социальной выплаты исчисляется пропорционально объему его предыдущего вознаграждения за трудовую деятельность или соответственно минимальной заработной плате. -------------------------------- Корсаненкова Ю. Б. Указ. соч. С. 462 Полупанов М. И. Пособия по социальному обеспечению в СССР: Учебное пособие для студентов ВЮЗИ. М. 1976. С. 5 Купина Н. А. Пособия как вид социального обеспечения // Вестник МГУ. 1980. N 5. С. 56 - 57 Буянова М. О. Указ. соч. С. 459 - 482 Гущин И. В. Советское право социального обеспечения: вопросы теории. Мн. Наука и техника, 1982. С. 43 - 44.
Несколько другой смысловой аспект понятия "компенсационные выплаты" встречаем в работах В. С. Аракчеева, Ж. А. Горбачевой, Е. Е. Мачульской. Под компенсационными выплатами В. С. Аракчеев предлагает понимать не помощь, а своеобразный способ возврата должного. За убеждением ученого, если бы законодатель строго придерживался смыслового значения слова "компенсационные выплаты", то пришлось бы отказаться от многих видов существующих в настоящее время денежных выплат. Ж. А. Горбачева, Е. Е. Мачульская считают, что компенсационные выплаты - это возмещение гражданам произведенных ими расходов, установленных законодательством. -------------------------------- Аракчеев В. С. Указ. соч. С. 109. Мачульская Е. Е. Горбачева Ж. А. Право социального обеспечения. С. 77.
Предполагаем, что в такой научной интерпретации характеризуется другой, отличительный от социальной компенсации вид платежа - компенсационные выплаты независимо от их юридической природы. Примеры компенсационных выплат (не социальных компенсаций) встречаем и в законодательстве о социальном обеспечении: денежная компенсация стоимости санаторно-курортного лечения ветеранам войны, ветеранам труда компенсации лицам, которые имеют право на бесплатное получение угля на бытовые потребности, но проживают в домах с центральным отоплением. и т. д. -------------------------------- Постановление Кабинета Министров Украины от 17 июня 2004 г. N 785 "Порядок выплаты денежной компенсации стоимости санаторно-курортного лечения некоторым категориям граждан" // Официйный вестник Украины. 2004. 2 июля. N 24. Ст. 69. Ст. 1598. Код акта 29169/2004. Постановление Кабинета Министров Украины от 12 августа 2009 г. N 887 "Порядок предоставления компенсации лицам, которые имеют право на бесплатное получение угля на бытовые потребности, но проживают в домах с центральным отоплением" // Официйный весник Украины. 2009. N 64. Стор. 61. Ст. 2250.
Системный анализ Украинского законодательства о социальном обеспечении позволяет выделить три группы социальных компенсаций как социально-обеспечительного обеспечения. В первую входят несколько видов социальных пособий, обеспечивающих полную или частичную компенсацию утраченного, убавленного или незаработанного трудового дохода вследствие временной или стойкой нетрудоспособности, безработицы или частичной безработицы. В Украине нет единого закона о социальных компенсациях. Каждый из обозначенных видов социального пособия имеет собственные нормативно-правовые основания для назначения и выплаты. Правовой основой выплаты социальных компенсаций этого вида являются законы Украины: об общеобязательном государственном социальном страховании по безработице об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей работоспособности и расходами, предопределенными захоронением об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли потерю трудоспособности. -------------------------------- Закон Украины от 2 марта 2000 г. N 1533-III "Об общеобязательном государственном социальном страховании по безработице" // Ведомости Верховной Рады Украины. 2000. N 22. Ст. 171. Закон Украины от 18 января 2001 г. N 2240-III "Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей работоспособности и расходами, предопределенными захоронением" // Ведомости Верховной Рады Украины. 2001. N 14. Ст. 71. Закон Украины от 23 сентября 1999 г. N 1105-XIV "Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли потерю работоспособности" // Ведомости Верховной Рады Украины. 1999. N 46. Ст. 403.
Систему социальных компенсаций первой группы формируют страховые социальные пособия, выплачиваемые в соответствии с программами общеобязательного государственного социального страхования Украины. Такими являются: 1) социальные выплаты в связи с временной потерей трудоспособности 2) ежемесячные страховые выплаты пострадавшему от несчастного случая на производстве или профессионального заболевания 3) социальные выплаты потерпевшему от несчастного случая на производстве при временном переводе на более легкую работу 4) пособия по безработице 5) пособие по беременности и родам и т. п. Размер обозначенных видов социальных компенсаций определяется соответственно средней заработной плате лица за период, предшествующий социальному риску, и прожиточному минимуму как базовому государственному социальному стандарту (см. например, ст. 37 Закона Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей работоспособности и расходами, предопределенными захоронением"). В отличие от первой группы, социальные компенсации, условно отнесенные нами в другую группу, не имеют четкого законодательно установленного перечня. В большинстве случаев они учреждаются постановлениями Кабинета Министров Украины. По нашему мнению, сюда входят социальные пособия, выплачиваемые гражданам, как восполнение физическому лицу объективно (или условно-объективно) незаработанного трудового дохода вследствие социально-обусловленной нетрудоспособности. Как правило, период продолжительности такого социального риска является более длительным, чем законодательно установленная возможность временной нетрудоспособности (см. ст. 35 Закона Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей работоспособности и расходами, предопределенными захоронением"). Он всегда связан с необходимостью ухода за нетрудоспособным (инвалидом I группы, больным ребенком и т. д.). Финансовым источником выплаты социальных пособий этой группы пособий является государственный бюджет. Примером социальной компенсации обозначенного вида является пособие, выплачиваемое неработающему гражданину, который постоянно оказывает социальные услуги инвалидам, гражданам преклонных лет, детям-инвалидам, больным, не способным к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе. Размер такой социальной компенсации исчисляется соответственно прожиточному минимуму, учитывая личность субъекта, за которым осуществляется уход. Как пример: компенсация назначается исходя из прожиточного минимума для работоспособных лиц в таких размерах: 15% - физическим лицам, которые оказывают социальные услуги инвалидам I группы 10% - физическим лицам, которые оказывают социальные услуги гражданам преклонных лет, инвалидам I группы и детям-инвалидам 7% - физическим лицам, которые оказывают социальные услуги инвалидам III группы и больным, которые не способны к самообслуживанию и нуждаются в постоянной посторонней помощи, признанным такими в порядке, утвержденном МОЗ. -------------------------------- Постановление Кабинета Министров Украины от 17 июня 2004 г. N 785 "Порядок выплаты денежной компенсации стоимости санаторно-курортного лечения некоторым категориям граждан" // Официйный вестник Украины. 2004. 2 июля. N 24. Стор. 69. Ст. 1598. Код акта 29169/2004.
С целью повышения уровня социальной обеспеченности лиц, осуществляющих уход, для определения уровня социальных компенсаций этого вида целесообразно использовать минимальную заработную плату как государственную социальную гарантию. Теоретической основой такого предложения, по нашему мнению, является презумпция возможности каждого работающего гражданина получить доход на уровне минимальной заработной платы. Следовательно, государство обязано ему компенсировать субъективно-объективно (лицо самостоятельно принимает решение присматривать за нетрудоспособным членом семьи, но, конечно же, оно обусловлено, как правило, тяжелыми последствиями социального риска) невозможность самостоятельно заработать. И хотя эффективность замещения социальными выплатами заработных плат достаточно низкая, функциональная характеристика этого вида социального обеспечения не меняется. Размер пособий, связанных с заработком, колеблется в пределах 50 - 100% его размера. -------------------------------- Янова С. Ю. Социальное страхование в системе социальной защиты населения (организация и финансовый механизм): Дис. д-ра экон. наук: 08.00.10 М. 2002. С. 246 // РГБ (из фондов Российской государственной библиотеки). URL: http://diss. rsl. ru/diss/02/0002/020002502.pdf.
Законодательством Украины о социальном обеспечении предусмотрен еще один (третий) вид социальных компенсаций разового характера. В соответствии с Законом Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли потерю трудоспособности". потерпевшему (или его семье) выплачивается социальная компенсация стойкой утраты трудоспособности. Ее размер определяется с учетом установленного МСЭК процентного показателя утраты трудоспособности (или количества нетрудоспособных членов семьи) и заработной платы потерпевшего (см. ст. 28 указанного Закона Украины). -------------------------------- Закон Украины от 23 сентября 1999 г. N 1105-XIV "Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли потерю работоспособности" // Ведомости Верховной Рады Украины. 1999. N 46. Ст. 403.
Подытоживая сказанное, считаем, что в доктринальном и легальном определении социальной компенсации должно быть указание на вид социально-обеспечительного предоставления, форму и целевое предназначение. Предлагаем социальную компенсацию в сфере социального обеспечения понимать как социальное пособие, целевым предназначением которого является денежное возмещение физическому лицу объективно (условно-объективно) утраченного, убавленного или незаработанного в результате социального риска трудового дохода или стойкой утраты трудоспособности, выплачиваемое за счет страховых или бюджетных фондов. Считаем, что систематизация норм о социальных компенсациях должна происходить путем интеграции правовых норм о выплате социальных пособий, содержащихся в отдельных нормативных правовых актах, в единый раздел Закона Украины о социальных пособиях.
Пособие матери-одиночки в Украине
4 августа 2014, 12:31
Пособие матери-одиночке в Украине. Одинокая мать - кто считается таковой
В силу различных жизненных обстоятельств, женщина может столкнуться с понятием одинокая мать или мать одиночка. Первый термин находится в юридической плоскости, тогда как второй употребляется больше в народе. Помните о том, что специально получать этот статус, проходить какие-то процедуры и т.д. женщине не нужно.
Мать-одиночка или одинокая мать
Женщина автоматически считается таковой, если:
не находится в браке и имеет на воспитании несовершеннолетних детей, в свидетельстве о рождении которых отсутствует запись об отце ребенка или записи об отце проведена в установленном порядке отделом РАГС по указанию матери ребенка является вдовой с ребёнком (детьми) она - мать детей, отец которых умер, а брак с ним был разорван ко дню смертиЭто регламентируется ст. 18-1 Закона Украины О государственной помощи семьям с детьми. Также одинокой матерью считается любая женщина, воспитывающая и содержащая ребенка самой.
При этом отметим: пособие одинокой матери не выплачивается разведённым женщинам полагаются алименты.
Пособие матери одиночки: когда его получают и когда не получают
В соответствии с Законом О государственной помощи семьям с детьми и постановлением Кабинета Министров Украины № 1751 от 27 декабря 2001 года О утверждении Порядка назначения и выплаты государственной помощи семьям с детьми пособие матери одиночки получают:
одинокие матери, которые не находятся в браке одинокие усыновители, если в свидетельстве о рождении ребенка отсутствует запись об отце или записи об отце, сделана в установленном порядке, органом РАГС по указанию матери ребенка вдовы с детьми мать детей в случае смерти отца, брак между которыми был разорван ко дню смерти, которые не получают на них пенсию в случае потери кормильца или государственную социальную помощь.Если женщина в любом из перечисленных выше случаев снова вышла замуж, то право на получение пособия матери одиночки сохраняется на детей, которые родились (были усыновлены) до этого нового брака (в случае если новый муж не усыновил также этих детей).
Гражданская жена не имеет право на получение пособия матери одиночки. Точнее законом это определяется чуть по-другому: женщина, которая имеет детей от мужчины, с которым она не находилась и не находится в зарегистрированном браке, но с которым она ведет общее хозяйство, совместно проживает и воспитывает детей, право на получение помощи, установленной на детей одиноким матерям, не имеет.
Также мать одиночка не будет получать помощь на ребёнка, который находится в интернате или другом подобном учреждении, то есть на полном государственном обеспечении (кроме каникул, если ребёнок был дома с матерью, для этого из интерната берётся справка).
Пособие (помощь) матери одиночки выплачивается до достижения ребёнком 18 лет, а для учащихся на дневной форме обучения в высших учебных заведениях I-IV уровня аккредитации и профессионально-технических учебных заведениях - максимум до 23 лет (до окончания такими детьми учебных заведений).
Помощь матери одиночке назначается с того месяца, в котором было подано заявление и все документы. Далее она выплачивается ежемесячно.
Пособие матери-одиночке в Украине
Государственная социальная помощь семьям с детьми в 2014 году (согласно проекту Госбюджета)
Иллюстрация http://www.inmagine.com/
О пособии по беременности и родам, помощи при рождении ребенка, по уходу за ним до трех лет, пособии на опекаемых детей, пособии одиноким матерям и малообеспеченным семьям, имеющим детей, и других видах социальной помощи в 2014 году расскажет Prostopravo
В 2014 году установлен такой размер прожиточного минимума в расчете на месяц:
Минимальная заработная плата в 2014 году: 1218 гривен.
Посмотрим, как изменится в связи с этим размер социальных выплат.
Помощь по беременности и родам
Помощь по беременности и родам незастрахованным лицам (неработающим женщинам и частным предпринимательницам, которые не оплачивали взносы в Фонд социального страхования на случай временной потери трудоспособности) выплачивается в размере 25% прожиточного минимума для трудоспособных лиц: с 1 января — 10 грн. 15 коп. в день
Помощь выплачивается за период 70 календарных дней до родов и 56 (в случае усложненных родов или рождения двух и более детей — 70) после родов. Женщинам, отнесенным к 1-4 категории лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, помощь выплачивается за 180 календарных дней (90 дней — до родов и 90 — после родов).
Помощь выплачивается в полном размере единоразово.
Помощь при рождении ребенка
Помощь при рождении ребенка назначается в размере 30 прожиточных минимумов для ребенка до 6 лет — на первого ребенка, 60 прожиточных минимумов — на второго, и 120 прожиточных минимумов — на третьего и последующих детей. Выплата осуществляется единовременно в 10-кратном размере прожиточного минимума при рождении ребенка, остаток суммы на первого ребенка выплачивается в течение 24 месяцев, на второго ребенка — 48 месяцев, на третьего и каждого последующего — 72 месяцев равными частями.
49. Порядок установления налогов и сборов
Установление налога (сбора) означает принятие законодательным органом государственной власти и представительными органами местного самоуправления в рамках своей компетенции решения о включении конкретного платежа на соответствующей территории в систему налогов и сборов в качестве источника бюджетных доходов с указанием круга плательщиков и основных элементов налогооблажения.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!