Социальная льготы отдельных категорий граждан Украины
Изменения в некоторые законодательные акты Украины относительно предоставления льгот отдельным категориям граждан
Законом Украины «О внесении изменений и признании такими, что утратили силу, некоторых законодательных актов Украины» от 28.12.2014 № 76-Vі внесены в отдельные законы Украины изменения, которыми предусмотрено:
с 01 января 2015 года:
- отмена льгот на приобретение твердого топлива лицам, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы, отнесенным к категории 4 (Закон Украины «О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы»):
- исключения положений относительно права шахтеров и пенсионеров на компенсацию за оплату электроэнергии, природного газа и центрального отопления жилья, а также на обеспечение углем согласно статье 48 Горного закона Украины.
с 01 июня 2015 года:
- извлечения из законов права отдельных категорий граждан на льготный проезд. При этом будет сохранено такое право для инвалидов войны I и II группы, участников боевых действий, ветеранов военной службы, инвалидов I и II группы, детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки, учащихся из малообеспеченных семей, лиц, сопровождающих инвалида I группы.
с 01 июля 2015 года:
- предоставление отдельным категориям граждан льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, услуг связи, приобретение твердого топлива, сжиженного газа с учетом уровня доходов семьи льготника (если размер среднемесячного совокупного дохода семьи в расчете на одно лицо за предыдущие шесть месяцев не превышает величины дохода, который дает право на налоговую социальную льготу).
Минсоцполитики разработан проект постановления Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка предоставления льгот отдельным категориям граждан с учетом доходов семьи», который прорабатывается заинтересованными центральными органами исполнительной власти и социальными партнерами.
Кроме этого, Законом Украины «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно реформы бюджетных отношений» (вступил в силу с 01.01.2015) внесены изменения в статьи 102 Бюджетного кодекса Украины, согласно которым в перечень лиц, которым за счет субвенций из государственного бюджета местным бюджетам предоставляются предусмотренные законодательством льготы, включены лиц, уволенных со службы гражданской защиты по возрасту, болезни или за выслугой лет и которые стали инвалидами во время выполнения служебных обязанностей.
Социальные льготы
Опубликованный материал нарушает авторские права? сообщите нам.
Льгота – это установленное законодательством разрешение на полное или частичное освобождение отдельный категорий граждан от выполнения определенных обязанностей, установленных для других субъектов, или предоставление лицу дополнительных прав (либо права более широкого содержания или большего объема) в той или иной сфере, по сравнению с правам других лиц в данной сфере.
Льготы – это неравенство в правах, обусловленное особым статусом лица (профессиональным или социальным).
По сфере общественной жизни (сфере предоставления) льготы разделяют на трудовые, налоговые, транспортные, жилищные, в сфере охраны здоровья, и образования.
По основанию предоставления льготы делят на профессиональные (народные депутаты, военнослужащие, работники милиции, судьи, прокуроры и др.) и социальные (инвалиды, участники боевых действий, жертвы нацистских репрессий, пострадавшие от техногенных и радиационных катастроф и др.).
По субъектам: ветераны войны, труда лицам, имеющим особые заслуги перед государством многодетные семьи, чернобыльцы дети-сироты реабилитированные лица и др.
По продолжительности предоставления . постоянные, временные, единовременные.
По содержанию: жилищно-коммунальные, медико-реабилитационные, транспортные, социально-бытовые, пенсионные, социально-трудовые и др.
Социальные льготы необходимо отличать от профессионально-бытовых. Социальные – связаны с обеспечением жизнедеятельности граждан и обусловлены снижением уровня их доходов ниже прожиточного минимума или утратой (снижением) трудоспособности. Такие льготы рассматриваются как 1 из видов СО.
В международной практике профессиональные льготы не распространены, так как презюмируется, что зарплата работников определенной категории позволяет обеспечивать им и их членам семьи достойный уровень жизни.
Социальные льготы:
- предоставляются независимо от пенсии, пособий или зарплаты
- могут быть по форме денежными или натуральными
- достигают своего предназначения, если предоставляются в виде социальной помощи (в денежной форме) после проверки степени нуждаемости лица (в виде субсидий, компенсаций необходимых расходов, грантов на образование и др.).
В Украине планируется переводить льготы в систему государственной социальной помощи (например, в 2002 году была утверждена Стратегия замены системы льгот на адресную денежную помощь населения, которой предусматривалось поэтапный перевод льгот и субсидий на компенсационные выплаты, а также введение моратория на установление новых льгот, однако по экономическим и политическим причинам Стратегия была отменена). Сегодня предоставление льгот регулируется многочисленными НПА (законы и подзаконные акты), которые определяют статус отдельных социальных категорий граждан.
Недостатки современной государственной системы социальных льгот :
1. отсутствует системный НПА, который универсально устанавливал бы основания, круг субъектов, виды и механизм предоставления социальных льгот
2. механизм предоставления льгот не учитывает реальную потребность в них, а также реальное пользование ими (например, проезд)
3. отсутствует система мониторинга доходов семей, чтобы определять наиболее нуждающиеся категории граждан
4. нет единой методики исчисления фактической стоимости льгот
Таким образом, целесообразно заменить льготы на адресную денежную социальную помощь.
Вопросы:
- Понятие государственного социального страхования.
- Виды пособий по социальному страхованию.
- Пенсионное обеспечение.
1. Одним из основных прав граждан, предусмотренных Конституцией Украины, является право на социальную защиту, включающее в себя право на обеспечение граждан в случае полной, частичной, временной утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы по не зависящим от них причинам, а также в старости и иных случаях, предусмотренных законом.
Это право гарантируется общеобязательным государственным социальным страхованием за счет страховых взносов граждан, предприятий, учреждений и организаций, а также бюджетных и иных источников социального обеспечения созданием сети государственных, коммунальных, частных учреждений для ухода за нетрудоспособными.
При этом согласно ст. 46 Конституции Украины пенсии, иные виды социальных выплат и пособий, являющиеся основным источником существования, должны обеспечивать уровень жизни не ниже прожиточного минимума, установленного законом.
Данные виды различных социальных выплат и помощи закрепляются и регулируются нормами права социального обеспечения (страхования) граждан, которое занимает отдельное место в системе права Украины.
В самом общем виде социальное обеспечение (страхование) можно обозначить как содержание за счет общества особой категории граждан, в особых случаях и особыми способами. Социальным данный вид страхования (обеспечения) называется потому, что он представляет собой обязанность всего общества, реализуемую государством.
2. Государство содействует гражданам в удовлетворении той или иной потребности различными способами, которые представляют собой виды пособий по социальному страхованию (обеспечению). К таким видам относятся: пенсии, различного рода пособия (по временной нетрудоспособности по беременности и родам и т.п.) льготы (например, льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг для некоторых категорий граждан, льготы на получение пенсии по возрасту и т.д.) социальное обслуживание (в виде совершения действий бытового характера в пользу нуждающихся) натуральное обеспечение (транспортные средства, продукты питания, одежда и т.п.).
Пособие по временной нетрудоспособности относится к одному из видов пособий по государственному социальному страхованию, которые выплачиваются из средств Фонда социального страхования Украины (п. 44 Инструкции о порядке поступления, учета и использования средств Фонда социального страхования Украины, утвержденной постановлением правления Фонда социального страхования Украины от 28.12.94 г. № 44).
Порядок назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности регулируется Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденным Президиумом ВЦСПС 12.11.84 г. с дополнениями и изменениями по состоянию на 10.11.91 г. статьями законов Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы» и «О правовой и социальной защите военнослужащих и членов их семей», «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты», Положением о порядке назначения и выплаты государственной помощи семьям с детьми, утвержденным Министерством труда, Министерством образования, Министерством социальной защиты населения, Министерством финансов Украины и зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 19.03.93 г. № 10.
Пособия по временной нетрудоспособности выдаются рабочим, служащим, членам колхозов, другим гражданам, на которых распространяется государственное социальное страхование в следующих случаях:
- при заболевании (травме), связанной с утратой трудоспособности
- при санаторно-курортном лечении
- при болезни члена семьи, в случае необходимости ухода за ним
- при карантине
- при временном переводе на другую работу в связи с заболеванием туберкулезом или профессиональным заболеванием
- при протезировании с помещением в стационар протезно-ортопедического предприятия
- при уходе за ребенком в возрасте до 3-х лет или ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет в случае болезни матери
- при уходе за больным ребенком в возрасте до 14 лет.
Пособие по временной нетрудоспособности при заболевании (травме) выдается с первого дня утраты трудоспособности и до ее восстановления или до установления врачебно-трудовой экспертной комиссией (ВТЭК) инвалидности, даже если в это время работник был уволен. При наступлении временной нетрудоспособности в период спора о правильности увольнения пособие выдается в случае восстановления на работе. При этом пособие выдается со дня вынесения решения о восстановлении на работе.
При бытовой травме пособие выдается, начиная с шестого дня нетрудоспособности. Если травма явилась результатом стихийного бедствия (землетрясения, наводнения, пожара и т.п.) либо анатомического дефекта пострадавшего, пособие выдается за весь период нетрудоспособности по общим правилам.
При наступлении временной нетрудоспособности вследствие заболевания (травмы) во время пребывания в ежегодном (в основном или дополнительном) отпуске пособие выдается за все дни освобождения от работы, удостоверенные больничным листком. При наступлении временной нетрудоспособности в период отпуска без сохранения заработной платы пособие не выдается. Если нетрудоспособность продолжается и после окончания отпуска без сохранения зарплаты, то пособие выдается со дня, когда работник должен был приступить к работе.
Пособие по временной нетрудоспособности выдается в размере:
- 100% заработка:
- в случае трудового увечья или профессионального заболевания
- работникам, имеющим непрерывный трудовой стаж 8 и более лет, а при исчислении пособия в связи с уходом за больным ребенком и в возрасте до 14 лет - имеющим общий трудовой стаж 8 и более лет
- работникам, имеющим на своем иждивении трех и более детей в возрасте до 16 лет (учащихся - до 18 лет) (независимо от стажа работы)
- женам военнослужащих (независимо от стажа работы)
- в связи с уходом за больным ребенком в возрасте до 14 лет женщинам-военнослужащим (независимо от стажа работы)
- работникам из числа детей-сирот, которые остались без опеки, родителей, не достигли 18 лет и имеют трудовой стаж до 5 лет
- работающим участникам и инвалидам войны и лицам, приравненным к ним
- работникам, отнесенным к I, II, III, IV категориям в соответствии с Законом Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы», а также которые временно работали с момента аварии до 01.07.86 г. не менее 14 календарных дней или не менее трех месяцев на протяжении 1986, 1987 гг. в зоне безусловного (обязательного) отселения, при условии, что они были направлены в эту зону по распоряжению министерств, ведомств, исполкомов, областных Советов народных депутатов (независимо от стажа работы)
- одному из родителей (или лицу, которое их заменяет) больных детей в возрасте до 14 лет, признанных потерпевшими в соответствии с Законом Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы», независимо от непрерывного стажа работы за весь период болезни, включая санаторно-курортное лечение, если ребенку необходим уход родителей в соответствии с выводами врачебной консультационной комиссии- работникам, имеющим непрерывный трудовой стаж до 5 лет (по уходу за больным ребенком в возрасте до 14 лет - общий трудовой стаж до 5 лет).
Пособия назначаются по месту работы работника (где находится его трудовая книжка) комиссией по социальному страхованию или уполномоченным на это профкомом членом комиссии (профкома).
3. Пенсии являются самым распространенным видом социального обеспечения. Граждане имеют право на государственное пенсионное обеспечение по возрасту, по инвалидности, в связи с потерей кормильца, в иных случаях, предусмотренных законодательством. Основным нормативным актом, регулирующим пенсионное обеспечение граждан Украины, является Закон Украины «О пенсионном обеспечении» от 5 ноября 1991 г. (с изменениями и дополнениями от 1992, 1993, 1994 гг.).
Данный законодательный акт предусматривает следующие виды пенсии:
- трудовые пенсии - они назначаются гражданину по возрасту по инвалидности по случаю потери кормильца за выслугу лет
- социальные пенсии (ст. 2 Закона).
Трудовые пенсии по возрасту назначаются мужчинам при достижении ими 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет, а женщинам - при достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет. При определенных условиях пенсионный возраст и стаж работы могут быть снижены.
Пенсии по инвалидности назначаются в случае наступления инвалидности, повлекшей полную или частичную утрату здоровья, вследствие трудового увечья, профессионального либо общего заболевания (например, инвалидности с детства). При этом следует иметь в виду, что такой вид трудовой пенсии назначается независимо от того, когда наступила инвалидность: в период работы, до устройства на работу, после прекращения работы (ст. 23 Закона).
Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, находившиеся на его обеспечении. При этом детям пенсии назначаются независимо от того, были ли они на содержании кормильца. Родители и супруг умершего кормильца, не находившиеся на его обеспечении, также имеют право на пенсию, если впоследствии утратили источник средств к существованию.
Пенсии за выслугу лет устанавливаются отдельным категориям граждан, занятых на работах, выполнение которых ведет к утрате профессиональной трудоспособности или пригодности до наступления возраста, дающего право на пенсию по возрасту (ст. 51). К таким категориям граждан относятся, например, сотрудники органов внутренних дел, органов пожарной охраны, шахтеры и иные лица.
Социальные пенсии назначаются неработающим лицам (кроме инвалидов с детства) при отсутствии права на трудовую пенсию.
Закон предусматривает и такой вид пенсии, как дополнительная, которая выплачивается лицам, заключившим договоры добровольного страхования. В соответствии с действующим законодательством каждый работающий человек должен быть в системе государственного пенсионного страхования. При этом, независимо от формы собственности предприятия, получая ежемесячный доход, он делает обязательное отчисление в Государственный пенсионный фонд. В настоящее время эти отчисления составляют 1% от полученного дохода.
Негосударственное пенсионное обеспечение осуществляется на добровольной основе и в дополнение к государственной пенсионной системе. В эту систему включаются:
- 1) негосударственные пенсионные фонды
- 2) страховые компании
- 3) пенсионные кассы предприятия
- 4) пенсионные счета банков.
В отличие от государственного, коммерческое страхование предусматривает создание фонда будущих страховых выплат по отношению к каждому индивиду. Этим обеспечивается пропорциональностью между внесенными суммами и суммами выплат. Обусловленная страховым полисом дополнительная пенсия выплачивается после окончания срока страхования, если страхователь полностью оплатил надлежащие страховые взносы. Получателем пенсии является страхователь или его правопреемник.

Для некоторых категорий граждан существует специальное нормативное регулирование пенсионных правоотношений (например, Закон Украины «О пенсионном обеспечении военнослужащих и лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел» от 9 апреля 1992 г.).
Назначение и выплата пенсий производится органами социальной защиты населения.
У Вас все еще есть вопросы.
КСУ вернул льготы отдельным категориям граждан
Министр труда и социальной политики Михаил Папиев заявляет, что правительство будет выполнять решение Конституционного Суда относительно возобновления льгот отдельным категориям граждан. Об этом он заявил, отвечая на вопросы журналистов в среду на брифинге в правительстве.
Как передает корреспондент ЛІГА БізнесІнформ . вместе с тем, М.Папиев считает, что необходимо предусмотреть механизмы выполнения этого решения. По словам Министра, в частности, размер выплат, о которых идет речь в решении КСУ, установлен Законом Украины "О Государственном бюджете Украины на 2007 год". По словам М.Папиева, таким образом, механизмом выполнения решения Конституционного Суда может быть принятие соответствующих изменений в Госбюджет. По его словам, это работа не правительства, а парламента, который должен подготовить соответствующие изменения, проголосовать их, после чего соответствующий закон должен быть подписан Президентом Украины. При этом Министр труда и соцполитики обратил внимание на то, что Президент Украины не подписывает очень много важных социальных законов, принятых парламентом в мае-июне. "Я за то, что решение Конституционного Суда необходимо выполнять, но для этого необходимо, чтобы работал парламент", - подчеркнул М.Папиев.
Напомним, вчера сообщалось. что Конституционный Суд Украины в среду обнародует принятое 9 июля решение по конституционному представлению 46 народных депутатов относительно соответствия Конституции ряда статей Закона "О Государственном бюджете Украины на 2007 год" (дело о социальных гарантиях граждан). Эти положения Закона приостанавливают действие положений других законов относительно предоставления льгот, компенсаций и гарантий отдельным категориям граждан и изменяют или устанавливают новые основания и условия их предоставления. Таким образом, авторы ходатайства утверждают, что указанные положения Закона ограничивают конституционные права граждан на социальную защиту, заработную плату, установленные законами Украины льготы, компенсации и гарантии, размеры и порядок их предоставления.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!