Понятие налоговой льготы их виды

Понятие, состав и назначение государственных социальных внебюджетных фондов
Вопросы для самостоятельного изучения студентами
Единый социальный налог и его элементы в соответствие с главой 24 НК РФ
Понятие, состав и назначение государственных социальных внебюджетных фондов
Тема 5. 1. Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению
Тип лекции: текущая
3. Организация учета расчетов с государственными социальными внебюджетными фондами по ЕСН. Характеристика счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»
- значение фондов социального страхования и обеспечения
- порядок формирования доходов и пути расходования средств социальных внебюджетных фондов
Государственный внебюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год.
В России действуют следующие государственные внебюджетные фонды:
- Пенсионный фонд Российской Федерации
- Фонд социального страхования Российской Федерации
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
- Пенсионный фонд Российской Федерации (Пенсионный фонд России, ПФР, Пенсионный фонд РФ) — крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам. Основан 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-I. Подразделения ПФР (свыше 2,5 тыс. территориальных органов) действуют в каждом регионе и в каждом районном центре России. Трудовой коллектив ПФР - это свыше 130 тысяч социальных работников.
Как государственный внебюджетный фонд Российской Федерации, ПФР создан для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение.
Типичная ставка взносов в Пенсионный фонд составляет 14 % от заработной платы. Эти отчисления разделяются на страховую часть и накопительную часть пенсии.
Взносы в ПФ учитываются как составная часть единого социального налога.
Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России. Создан 1 января 1991 г. совместным постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов РСФСР № 600/9-3 от 25 декабря 1990 г.
Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования», а также иными законодательными и нормативными актами.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для финансирования медицинского обслуживания граждан России. Создан 24 февраля 1993 года постановлением Верховного Совета РФ № 4543-I.
Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», а также иными законодательными и нормативными актами. Положение о Фонде утверждено 24 февраля 1993 г. а 29 июля 1998 г. вместо него принят устав Фонда.
Среди основных функций фонда:
- выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования
- финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования
- контроль за рациональным использованием финансовых средств системы обязательного медицинского страхования.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
5. Социальные льготы и выплаты
Ключевые слова раздела: социальные льготы (бенефиты), социальный пакет, смысл и содержание социальных льгот, механизм мотивации через бенефиты, сложности и ограничения при использовании социальных льгот.
Социальные льготы и выплаты, как и заработная плата, тоже является составной частью материального вознаграждения работника в обмен за его труд. При этом важно понимать, что значение социальных льгот и выплат, как сточки зрения мотивации работников, так и с точки зрения эффективного расходования средств организации на персонал, очень высоко. Социальные льготы и выплаты могут способствовать повышению уровня благосостояния работника и эффективности работы организации. Однако, к сожалению, это не достига ется автоматически. В определенных условиях социальные выплаты могут не дости гать желаемого эффекта, порождать иждивенческие настроения у работников, ухудшать экономическое положение организации.
5.1. Социальный пакет
Сегодня, само собой разумеется, что оплачиваемые отпуска, оплата больничных обязательное медицинское страхование, а также пенсионное обеспечение являются обязатель ной составной частью официальных льгот для каждого постоянного сотрудника любой компании.
Наряду с вышеперечисленными льготами, утвержденными законодательно на федеральном уровне, компании на основании правовых, тарифно-договорных или добровольно взя тых на себя обязательств гарантируют многочисленные дополнительные льготы (о бучение и повышение квалификации за счет компании, пособия на детей и оплата в детских садах пособия по квартплате и предоставление служебных квартир и т.д.).
Кроме того, многие организации осуществляют выплаты сотрудникам в связи с лич ными торжествами или праздниками (к рождеству, например, выплачиваются надбавки к заработной плате за долголетнюю непрерывную работу), выплачивают отпускные деньги сверх того, что положено по тарифному соглашению.
Помимо этого, большинство организаций устраивают для своих сотрудников (а не редко и для членов их семей) корпоративные праздники.
Совокупность социальных льгот. социальных выплат и корпоративных праздников, предоставляемых компанией своим сотрудником, принято называть социальный пакет.
При формировании социального пакета каждой организации необходимо учитывать дей ствие внешних и внутренних факторов (рис 5.1.)
1. К внешним факторам относятся:
Национальное и местное законодательство. Организации обязаны предоставлять своим сотрудникам льготы, установленные законодательством. В данном случае за дача руководителей — найти способы предоставления таких льгот с наименьшими для организации издержками
Рынок труда. Чтобы быть конкурентоспособным работодателем, организация должна предоставлять своим сотрудникам тот набор льгот, который является не менее, чем стан дартным для данного рынка (естественно, учитывая специфику профессий)
Рис. 5.1. Формирование социального пакета
Налоговый режим. Организации должны эффективно использовать специфику налогообложения для оптимизации своих издержек на рабочую силу. В странах с высокими ставками подоходного налога компании для привлечения высококвали фицированного персонала широко применяют такие льготы, как предоставление автомобиля, оплачиваемый отдых, субсидированное жилье и т.д.
Культурные традиции и особенности. Этот фактор необходимо учитывать, прежде всего, компаниям, открывающим филиалы в других государствах, чтобы не столкнуться с неприятными сюрпризами, например с массовыми прогулами в дни религиозных праздников и т.п.
2. К внутренним факторам относятся:
Цели компании. С оциальный пакет должен быть сформирован исходя из целей компании
Возможности компании. Введение компанией дополнительных социальных льгот, сверх определенного законодательством набора обязательных, полностью зависит от наличия или отсутствия у компании необходимых для этого ресурсов. В случае серьезной нехватки ресурсов для формирования конкурентоспособного социального пакета для всего персонала компании за дача руководителей — пытаться соблюсти баланс целей и возможностей (например, сформировать конкурентоспособный пакет хотя бы для ключевых сотрудников с целью их сохранения в сложной финансовой ситуации)
Потребности и ожидания персонала. При формировании социального пакета необходимо учитывать реальные потребности и ожидания персонала, относительно наполнения социального пакета. Для выявления этих потребностей и ожиданий необходимо провести исследование. Предоставление невостребованных льгот может привести к неудовлетворенности сотрудников и, как следствие, к понижению мотивации и неэффективному использованию ресурсов компании Традиционный подход к предоставлению дополнительных льгот заключается в том, что одинаковые льготы имеют все работники одного уровня. Однако при этом не учитываются различия между людьми. Воспринимаемая ценность дополнитель ных льгот зависит от таких факторов, как возраст, семейное положение, размер семьи и т.д. Так, например, люди с большими семьями обычно весьма сильно озабочены размером льготного медицинского обслуживания и страхованием жизни, пожилые люди — льготами, предоставляемыми при выходе на пенсию, молодые работники — немедленным получением наличных денег. Увеличение числа семей, где работают оба супруга, привело к тому, что они имеют стандартный пакет социальных выплат и льгот, у них появилась потребность только в тех видах, которые бы соответствовали нуждам семьи в целом. Все это показывает, что немаловажным аспектом при формировании социального пакета, является его гибкость и учет потребностей определенных групп ра ботников.
Таким образом, наполнение социального пакета каждой организации требует индивидуального подхода и зависит от влияния перечисленных выше факторов.
Залогом успешного применения такого важного инструмента управления персоналом, как социальный пакет, является четкое соблюдение правил его разработки, внедрения и сопровождения.
1. При разработке социального пакета важно выполнить 4 основных условия:
§ Перед разработкой компенсационного пакета необходимо обеспечит мониторинг других компаний (при собеседовании и через знакомых HR )
§ Выявить ожидания работающих сотрудников (страховка у производственников далеко не на первом месте)
§ Создать рабочие группы по разработке отдельных положений социального пакета
§ Вовлечь сотрудников в разработку социального пакета
2. на этапе внедрения социального пакета важно выполнять следующие условия:
§ Активно распространять официальную информацию о наполнении социального пакета
§ Широко применять инструменты внутреннего PR
§ Проводить акций по продвижению льгот среди сотрудников
3. на этапе использования социального пакета важно выполнять следующие условия:
§ Осуществлять информирование новых сотрудников о перечне льгот
§ Производить мониторинг удовлетворенности (при увольнении анкета по удовлетворенности, конфиденциальные опросы, интервью с руководителями подразделений)
§ Управлять социальным пакетом
Правовые основы социального обеспечения
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.
Подобные документы
Понятие, задачи и правовые основы социального обеспечения. Условия назначения социальной пенсии, необходимые для ее оформления документы. Основания для выплаты и индексирование размеров социальных пенсий по возрасту, инвалидности, случаю потери кормильца.
курсовая работа [37,4 K], добавлен 10.11.2013
Законодательная база пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Назначение пенсии, перерасчет ее размера, перевод с одного вида пенсии на другой, индексация, выплата и доставка. Социальные пенсии по случаю потери кормильца, инвалидности и возрасту.
курсовая работа [63,7 K], добавлен 24.11.2014
Социальные пенсии в системе государственного пенсионного обеспечения Российской Федерации: понятие и особенности, признаки, правовое регулирование. Условия назначения и размер социального пособия по инвалидности, по случаю потери кормильца, старости.
курсовая работа [38,4 K], добавлен 05.03.2015
История возникновения пенсии. Законодательная база пенсионного обеспечения. Размеры социальной пенсии по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца. Порядок ее назначения, перерасчета, индексации и выплаты. Лица, имеющие право на ее получение.
курсовая работа [39,3 K], добавлен 11.12.2014
Обязательное пенсионное страхование как особая форма социального обеспечения. Значение, сущность и виды трудовых пенсий: по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца субъекты получения. Законодательство Российской Федерации о трудовых пенсиях.
курсовая работа [89,5 K], добавлен 28.01.2014
Пенсия как вид социального обеспечения населения. Анализ современного Российского законодательство в области пенсионного обеспечения населения. Трудовая пенсия по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Основные виды государственной пенсии.
курсовая работа [38,0 K], добавлен 12.03.2015
Составляющие системы социальной защиты. Минимальный размер трудовой пенсии по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Приоритетные направления государственной социальной политики в области пенсионного обеспечения.
презентация [1,2 M], добавлен 21.02.2014
Трудовой стаж как правовой институт права социального обеспечения и трудового права РФ. Определение страховой части трудовой пенсии по старости. Общий трудовой стаж, его значение при назначении пенсии за выслугу лет. Понятие специального трудового стажа.
дипломная работа [75,3 K], добавлен 17.02.2013
Функции общественных организаций в области социальной защиты и обслуживания. Социальные пенсии, их виды и основание. Исчисление пенсий по инвалидности и за выслугу лет. Государственные органы социальной защиты населения. Пенсии по случаю потери кормильца.
отчет по практике [67,1 K], добавлен 28.12.2014
Понятие социального обеспечения и его место в жизни государства и общества. Основная цель введения социальных пенсий, круг лиц, обеспечиваемых ими, условия назначения выплат. Начисления социальной пенсии по случаю потери кормильца и по инвалидности.
курсовая работа [24,8 K], добавлен 25.03.2011
Несколько иное определение содержалось в законе от 20 ноября 1990-го года. Согласно ст. 23 этого акта, «инвалидностью считается нарушение здоровья человека со стойким расстройством функций организма, приводящее к полной или значительной потере профессиональной трудоспособности или существенным затруднениям в жизни». Т.о. лицо, не обладающее специальными знаниями, не могло быть признано инвалидом. Да и что такое существенные затруднения в жизни, тоже не было определено.
Все эти недостатки были исправлены в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов» от 24 ноября 1990 г. Инвалид - «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты» (ст. 1).
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
Т.о. в приведенном определении:
+ отсутствует указание на термин трудоспособность
+ не требуется наличие полной или значительной утраты трудоспособности, достаточно обосновать факт частичной невозможности заниматься трудовой деятельностью.
Инвалидность нельзя сводить к нетрудоспособности:
1. Законодатель рассматривает инвалидность с точки зрения состояния здоровья (медицинский критерий) в качестве причины, а утрату трудоспособности - как следствие состояния здоровья человека (социальный критерий).
2. Лицо даже после назначения ему пенсии может продолжить работу (в том числе и инвалид).
Инвалидность не сводится к потере профессиональной трудоспособности, поскольку, во-первых, существуют работы, которые не требуют специальных знаний (вахтеры, уборщики помещений), а, во-вторых, многие граждане не имеют профессии и могут ее никогда не приобрести (инвалиды с детства).
Следует иметь в виду, что инвалидом признается лицо, которому этот статус устанавливается официально учреждением медико-социальной экспертизы. Однако на практике имеют место ситуации, когда фактически нетрудоспособное лицо не обращается во МСЭК по различным причинам (на рынке труда приоритет отдается здоровым людям).
Применительно к инвалидности более корректным термином будет «ограничение способности к трудовой деятельности» а не «потеря, утрата трудоспособности».
Условие о наличии ограничений к занятию трудовой деятельностью - является единственным и одновременно универсальным условием для установления пенсий по инвалидности, независимо от ее вида (трудовые, государственные или социальные), от категории, к которой относится гражданин (наемный работник, военнослужащий, БОМЖ).
Инвалидность - это одновременно:
+ обязательное условие для назначения пенсии по инвалидности,
+ оно входит элементом в состав, образующий основание для возникновения права на пенсию.
Инвалидность как основание на соответствующую пенсию, отлично от таких оснований как достижение преклонного возраста или потеря кормильца. Последние основания связаны либо с естественной изнашиваемостью организма, либо еще не приобретенной способностью к самообеспечению, а инвалидность - свойство неестественное, не характерное для организма, приобретенное.
В отношении инвалидности как основания на пенсию не применяется презюмирование нуждаемости. Законодатель исходит не из предполагаемой неспособности лица к самообеспечению, а из реально существующей, объективно обусловленной состоянием здоровья.
Инвалидность как основание пенсионного обеспечения - явление сугубо индивидуальное (личностное) и одновременно общественное. Индивидуальным оно является потому, что здоровье каждого человека неповторимо, а общественным - в силу того, что нарушение здоровья приводит к последствиям, признаваемым государством социально значимыми.
Длительное время для градации инвалидов использовался термин «группа». Теперь степень. Их тоже три (до 20-го года инвалидам труда устанавливались не три, а шесть групп инвалидности). Причем акцент теперь делается не на состояние здоровья, а на его последствия (т.е. степень утраты трудоспособности). Но это нововведение коснулось только трудовых пенсий.
Пенсии по случаю потери корм ильца
Особенностями пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца являются:
1) Основание права на пенсию. Оно образуется из ряда условий:
+ потеря кормильца. Это не только биологическая смерть, но и условная, признанная судом.
+ родственные отношения с умершим. Не все категории родственников, причем как по восходящей, так и по нисходящей линии имеют право на эту пенсию. Родственники разбиты законодателем на 4 группы:
- дети, братья, сестры и внуки
- отец, мать, супруг (жена или муж), если они достигли общеустановленного пенсионного возраста
- один из родителей или супруг, а также дед или бабушка, брат или сестра, если заняты уходом за малолетними ближайшими родственниками умершего
- дед и бабушка при условии, что нет лиц по закону обязанных их содержать.
+ факт нахождения на иждивении умершего. Родственники признаются состоявшими на иждивении, если получаемое от умершего кормильца денежное содействие было для них постоянным и единственным источником средств к существованию.
+ признание нетрудоспособности (достигшие пенсионного возраста, признанные инвалидами и др.). Иногда она презюмируется (напр. в отношение родственника, ухаживающего за детьми умершего).
2) Субъект-получатель. Семья в целом, либо ее отдельные члены. То, что семья - субъект пенсии свидетельствует то, что пенсия назначается семье, пенсионное удостоверение выдается на семью, оформляется одно пенсионное дело, размеры пенсии определяются не на каждое лицо, а на семью. Но в случае, когда на иждивении кормильца находился один родственник, правомерно говорить о члене семьи как субъекте права.
3) Пенсии по случаю потери кормильца занимают пограничное положение между трудовыми и социальными пенсиями. Социальными они являются потому, что их получатели не занимались общественно полезной деятельностью (или не имели источника средств к существованию по другим социально значимым причинам) и не платили страховые взносы в ПФ. Трудовыми они являются потому, что условия и уровень пенсионного обеспечения ставятся в зависимость от характера общественно полезной деятельности умершего кормильца и размера получаемого им на день смерти заработка.
4) Право на пенсию членов семьи производно от права на пенсию умершего кормильца.
5) Пенсии по случаю потери кормильца в отдельных случаях приобретают признаки права собственности. Доход кормильца - это его собственность в первую очередь и собственность членов его семьи - во вторую. В связи с этим, в ст. 16 Закона о трудовых пенсиях установлены две очереди наследников пенсионных накоплений умершего кормильца
Социально -обеспечительные компенсации
В рамках оказания населению материально-финансовой поддержки государство предоставляет натуральную помощь не только в целях поддержания их уровня жизни, но и берется возмещать утраченное по объективным причинам имущество. Ученые, рассматривающие такое имущественное возмещение в качестве самостоятельного вида социального обеспечения, используют для его обозначения термин «компенсация» (от лат. compensatio - возмещение). Законодательство не содержит легального определения компенсаций. Возможно поэтому в научной литературе они остаются практически неисследованной областью социально-обеспечительных отношений. В современных юридических исследованиях термин «компенсация» используется чаще всего для обозначения денежных выплат. Тем самым происходит смешение их с другой группой социально-обеспечительных предоставлений, имеющей уже не натуральную, а денежную форму выражения - компенсационными выплатами.
Исходя из семантического смысла, глагол «компенсировать» означает возместить, уравновесить что-либо нарушенное, восстановить утраченное. Следовательно, натуральные компенсации предоставляются в первую очередь для восстановления первоначального (до его утраты) материального положения и направлены на возмещение утраченного имущества. Причины утраты носят объективный характер и связаны со стихийным бедствием и другими чрезвычайными ситуациями, которые обычно включаются в законодательную формулировку «не по вине получателя».
На настоящий момент основной разновидностью компенсаций является предоставление гражданам жилых помещений взамен жилья, утраченного в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Условием назначения данной разновидности компенсаций является получение специального документа - государственного жилищного сертификата. Он выдаются в целях оказания помощи в приобретении жилья. что является достаточным основанием для включения этих предоставлений в состав социально-обеспечительной помощи. При этом на отнесение компенсаций к категории помощи не должна влиять полнота возмещения. Несмотря на всесторонний характер, они «не предназначены для предоставления средств к существованию на постоянной основе, в связи с чем не могут являться содержанием нуждающихся».
Таким образом, компенсации - направление в адрес нуждающихся граждан в установленных з а коном случаях натуральных предоставлений с целью восстановления утраченного по объективным причинам имущественного полож е ния.
Предоставление предметов первой необходимости
Предоставление предметов первой необходимости, заключается в обеспечении малоимущих граждан топливом, продуктами питания, медикаментами и др.
Интересно, что законодатель и, как следствие, многие ученые не признают предоставление жизненно необходимых товаров полновесным видом социального обеспечения, а рассматривают его в качестве разновидности поддержки малоимущих граждан. Вместе с тем, существующая социально-обеспечительная практика не дает оснований согласиться с этим. Во-первых, объемы обеспечения граждан предметами первой необходимости, составляющего в некоторых регионах страны до 70-80% от общей доли поддержки малоимущих лиц, позволяют утверждать, что данная группа предоставлений переросла качество простой разновидности государственной социальной помощи. Во-вторых, составляющие рассматриваемый вид поддержки предоставления, качественно отличаются от предоставлений, формирующих иные виды обеспечения, в том числе выражающиеся в натуральной форме (пособий, компенсаций, льгот и т.п.). К признакам, отличающим предоставление предметов первой необходимости от иных видов социального обеспечения и позволяющим его считать таковым, относятся следующие:
1) Предоставление производится исключительно в натуральной форме. Любая замена денежной компенсацией трансформирует данный вид помощи в пособие.
2) Предоставление осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ .
3) Субъектами-получателями выступают малоимущие семьи и малоим у щие одиноко проживающие граждане. которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины установленного в конкретном регионе прожиточного минимума (ч.1 ст. 7 Закона о социальной помощи). Тем самым, право на предоставление предметов первой необходимости Российский законодатель связывает с таким основанием нуждаемости, как малообеспеченность, которое одновременно является элементом юридического состава при возникновении соответствующих отношений.
Значение натуральных предоставлений в виде пищи, одежды, медикаментов и других жизненно необходимых товаров для России, в которой к началу 2001 года доля жителей, среднедушевые доходы которых не превышали прожиточного минимума, по разным данным, составила 31-42%, сложно переоценить. Не все субъекты РФ в должной мере осознали это и в отдельных региональных актах, посвященных социальной помощи, нет даже упоминания об оказании содействия в натуральной форме.
Итак, предоставление предметов первой необходимости с учетом выявленных признаков может быть определено как обеспечение малоимущих граждан и семей топливом, продуктами питания, од е ждой, обувью, медикаментами и другими жизненно необходимыми товарами в целях поддержания их уровня жи з ни.
С оциально-обеспечительные льготы
социальный пенсия компенсация льгота
В специальных исследованиях отмечается, что Российская система социально-обеспечительных льгот, становление которой происходило еще в советские годы, изначально формировалась как комплекс мер по компенсации низкой заработной платы и заниженных размеров социальных выплат. В.С. Аракчеев прямо называет их данью государства своим гражданам, компенсацией «заслуженного или ущербного положения лица». М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова указывают на то, что льготы восполняют, пусть и не всегда в полной мере, крайне низкий уровень материального обеспечения в денежной форме. Из этого следует, что отечественные социально-обеспечительные льготы возникли и развивались как дополнение к основному источнику доходов, но сами никогда им не считались. В отличие от пенсий, которые тоже являются своего рода компенсацией утраченного материального положения гражданина, льготы никогда не обеспечивали содержание гражданина, а являлись дополнительным содействием. Именно поэтому они должны быть отнесены к разряду социально-обеспечительной помощи.
Уточним понятие льгот, тем более что смысл, вкладываемый в это понятие разными исследователями, различен. В юридической литературе по этому поводу отсутствует даже элементарное терминологическое единство - для обозначения рассматриваемого вида социального обеспечения помимо понятия «льгота» нередко используются другие обозначения - «привилегия», «преимущество», «предпочтение».
В толковом словаре С.И. Ожегова под льготами понимается облегчение, предоставляемое кому-либо как исключение из общих правил. Очевидно, что применительно к правовому статусу гражданина такое «исключение из общих правил» может быть достигнуто двумя способами: 1) путем наделения дополнительным (как правило, исключительным) полномочием 2) посредством полного или частичного освобождения от бремени исполнения какой-либо обязанности.
В этой связи на настоящий момент в теории права социального обеспечения оформились два подхода к пониманию льгот - узкий и широкий. В рамках широкого подхода под льготой подразумевают предоставление специального права и (или) освобождение от обязанности. Так, А.В. Малько и И.С. Морозова определяют льготы как «…правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных особых прав (преимуществ), так и в освобождении от некоторых обязанностей».
В узком смысле льгота - это только лишь освобождение от исполнения обязанности (которое может быть полным или частичным). В.С. Аракчеев, Г.Г. Пашкова и другие сторонники узкого подхода рассматривают льготы в качестве средства реализации общеправового принципа социальной справедливости и одновременно отмечают, что применительно к социальному обеспечению (которое a priori должно выражать социальную справедливость) правомерно говорить главным образом об освобождении от обязанности, поскольку «определение льгот как преимуществ изначально допускает неравенство возможностей при реализации гражданами своих прав».
Немаловажным критерием социально-обеспечительной льготы является то, что она выражает не любое освобождение от обязанности, а только пр а вомерное. установленное в правовой норме (в такой же, что устанавливает и общее правило, из которого делается исключение). Установление такого изъятия обусловлено трудным жизненным положением гражданина, который по причинам объективного характера (низкий уровень дохода, нетрудоспособность и др.) не может в полной мере исполнять возложенные на него законом обязанности (например, оплачивать жилищно-коммунальные услуги).
Выделенные признаки, с одной стороны, позволили установить принадлежность льготы к социально-обеспечительной помощи, с другой - определить ее как предусмотренное законом освобождение нуждающегося гражданина от бремени исполнения части обязанностей (которые в противном случае он должен был исполнять) в целях оказания ему дополнительного м а териального содействия. Таким образом, последним непроверенным на предмет включения в систему помощи видом социального обеспечения, также выражающимся в натуральной форме, остаются
Понятие и состав пенсии по старости
Файлы: 1 файл
Полученный результат (2,4) превышает соотношение, установленное Законом (1,2). В соответствии со ст. 4 Закона о пенсиях соотношение заработков учитывается в размере 1,2. За исключением лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, где указанное отношение учитывается в более высоких размерах (от 1,4 до 1,9). Для расчета учитывается отношение 1,2.
Определим индивидуальный коэффициент пенсионера (ИКП):
ИКП = 0,60 х 1,2 = 0,72.
Расчетный размер пенсии с учетом общего трудового стажа 30 лет и среднемесячной заработной платы — 4000 руб. (отношение заработков 1,2) будет составлять:
РП = 0,72 х 1,2 х 1671 руб. = 1443,74 руб.
Определим величину начального расчетного пенсионного капитал (ПКн) на 1 января 2002 г. т. е. определим пенсионные права Сергеева А. П. по формуле:
ПКн = (РП-БЧ)хТ,
где РП — расчетный размер пенсии БЧ — размер базовой части трудовой пенсии по старости — 450 руб. поскольку у заявителя нет иждивенцев и ему не установлена I группа инвалидности Т — ожидаемый период выплаты пенсии в месяцах (по состоянию на 1 января 2002 г. установлен продолжительностью 144 месяца).
Этот показатель определяется в момент назначения пенсии. В 2010 г. составляет 192 месяца.
Остальные данные у нас имеются. Подставив их в формулу, получим величину расчетного пенсионного капитала на 01.01.2002 г. (ПКн) для установления страховой части трудовой пенсии:
ПКн = (1443 руб. 74 коп. - 450 руб.) х 192 мес = 190 798,08 руб.
Эта сумма уплаченных страховых взносов по состоянию на 01.01.2002 г. т. е. пенсионные права Сергеева А. П. в денежном выражении
2. Пенсионные права, приобретенные Сергеевым А. П. в «советский» период,
также полежат валоризации. Определим расчетный пенсионный капитал с учетом суммы валоризации (ПК1):
расчетный пенсионный капитал на 01.01.2002 г. — 190 798,08 руб.
коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала — 3,678
коэффициент валоризации — 0,40
ожидаемый период выплаты в 2010 г. — 192 мес (Т)
фиксированный базовый размер на 01.01.2010 г. — 2562 руб. (Б).
ПК1 = 190 798,08 руб. х 3,678 х 0,40 = 280 702,13 руб.
3. Рассчитаем размер страховой части трудовой пенсии (СЧв) из величины расчетного пенсионного капитала, поскольку страховая часть пенсии состоит из двух частей: пенсионные права + страховые взносы:
СЧв = ПК1/Т = 280 702,13 руб./192 мес = 1461,99 руб.
4. Рассчитаем страховую часть пенсии за счет реально уплаченных страховых взносов по данным индивидуального персонифицированного учета (предположим, на лицевом счете Сергеева А. П. накопилась сумма в размере 253 760 руб.).
Полученную сумму разделим на ожидаемый период выплаты пенсии (192 месяца - в 2010 г.):
СЧ = 253 760 руб./192 мес = 1321,67 руб.
5. Размер трудовой пенсии по старости с учетом суммы валоризации и страховых взносов составит:
П = Б + СЧв + СЧ = 2562 + 1461,99 + 1321,67 = 5345,66 руб.
Заключение
Пенсионная система России является составной частью государственного социального страхования.
Эта система имеет всеобъемлющий характер и включает страхование по старости, инвалидности, потере кормильца, временной нетрудоспособности, беременности и родам, на случай безработицы и медицинское страхование.
Пенсионное обеспечение базируется на общенациональном законодательстве, его финансирование осуществляется на основе обязательных страховых взносов работодателей, работников и самозанятого населения, а также ассигнований из федерального бюджета.
Основные принципы пенсионного обеспечения у нас в стране сегодня соответствуют международной практике и не требуют какой-либо ломки, однако организация пенсионной системы, ее механизмы должны быть адаптированы к сегодняшней реальности.
Первый шаг в организации новой для России, но успешно действующей в развитых странах пенсионной системе был сделан в 1991 году с созданием Пенсионного фонда РФ: бюджет пенсионной системы отделен от бюджета государства.
Временно свободные средства Пенсионного фонда могут капитализироваться и доходы направляться на создание ресурсов при ухудшении экономической и демографической ситуаций.
Пенсионное обеспечение остается в числе главных социальных гарантий граждан России, а пенсионная система РФ представляет собой многозвенный комплекс государственных органов социальной защиты, ответственных за назначение и выплату пенсий и органов Пенсионного фонда России.
Список литературы
- Аракчеев В.С. Пенсионное право России. СПб. 2009. С. 76 - 88.
- Захаров М.Л. Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М. 2010. С. 218, 220.
- Калашников С.В. Становление социального государства в России. М. 2008. С. 120.
- Пенсия по справедливости // Российская газета. 2008. 11 июня. N 126 (4683).
- Орлов-Карба П.А. Все о пенсионной реформе в России: Монография. М. 2009. С. 81.
- Шитов М.В. Право на социальное обеспечение по возрасту в Российской Федерации: конституционно-правовые проблемы: Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М. 2006. С. 8 - 9.
- Савостьянова В.Б. Роль государства в реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение и социальные льготы // Государство и право. 2008. N 5. С. 79.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!