Оренбург льготы многодетным семьям

Льготы многодетным семьям
Ответ:
В соответствии с Указом Президента РФ от 5 мая 1992 г. N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" с изменениями и дополнениями от: 25 февраля 2003 г. Федеральным законом «О государственной поддержке многодетных семей» обеспечение бесплатного питания детей из многодетных семей в общеобразовательных учреждениях возложено на исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации, а расходы на реализацию прав и льгот производятся за счет средств федерального бюджета.
Законом Оренбургской области от 12.01.2005 № 1756/284-III –ОЗ «О мерах социальной поддержки многодетных семей» предусмотрены различные льготы, в том числе: бесплатный проезд на муниципальном городском транспорте для учащихся общеобразовательных школ по проездным билетам, ежемесячно выдаваемым управлением социальной защиты населения районов города Оренбурга, прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь, получение школьной формы в соответствии с нормативами, установленными Правительством Оренбургской области.
Все обучающиеся муниципальных общеобразовательных учреждений вне зависимости от статуса семьи получают на удешевление питания компенсационные выплаты из городского бюджета в сумме 5 рублей в день и дотацию из областного бюджета в сумме 8 рублей в день.
В соответствии с постановлением Главы города Оренбурга от 18.06.2012 г. № 1359-п «Об утверждении Порядка обеспечения бесплатным горячим питанием детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации» в качестве меры социальной поддержки данной категории детей из семей возможно также обеспечение их горячим питанием по талонам, выданным районными Центрами социальной защиты населения по месту жительства семей. Стоимость одного талона равна стоимости завтрака в столовых муниципальных общеобразовательных организаций.
С информацией об условиях предоставления муниципальной услуги «Предоставление талонов на бесплатное обеспечение питанием детей из семей, находящихся в трудных жизненной ситуации, в столовых государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений города» Вы можете ознакомиться на сайте администрации города Оренбурга в сети Интернет или непосредственно в управлении по социальной политике администрации города Оренбурга (Знаменский пр.
С 25 ноября текущего года все многодетные семьи Оренбурга получили право на меры социальной поддержки независимо от уровня дохода
К мерам социальной поддержки относятся:
- скидка в размере 30% от установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, от стоимости топлива, приобретаемого в пределах установленных норм
- бесплатная выдача лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей до 6 лет
- бесплатный проезд на внутригородском транспорте (кроме такси) для учащихся общеобразовательных школ
- приём детей в дошкольные учреждения в первоочередном порядке
- обеспечение школьной формой в соответствии с нормативами, установленными администрацией Оренбургской области.
Многодетным семьям, не пользующимся до настоящего времени льготами, необходимо представить в Управление социальной защиты населения по месту регистрации семьи пакет документов (паспорт, справку о составе семьи, свидетельства о рождении детей, справку об обучении детей в школе). В отличие от предыдущих лет, документы теперь нужно предоставлять только один раз при назначении льгот.
Более подробную информацию можно получить по телефонам:
36-64-57 УСЗН Дзержинского района, ул.Брестская, 1,
72-15-91 УСЗН Ленинского района, пр-т Победы, 24,
56-52-19 УСЗН Промышленного района, пр-т Братьев Коростелевых, 141,
70-66-11 УСЗН Центрального района, ул. Полигонная, 32в.
Для родителей многодетных семей Оренбуржья введена новая льгота по уплате транспортного налога
Недавно были утверждены внесенные 22 сентября этого года изменения в Закон Оренбургской области (действует от 23 октября 2002 года) № 32266-3 «О транспортном налоге». Теперь закон предусматривает новые льготы для налогоплательщиков транспортной сферы.
Девятая статья нормативного акта гласит, что родитель или попечитель многодетной семьи будет освобожден от уплаты налога на транспортное средство:
- легковые автомобили – мощность двигателя не превышает 150 лошадиных сил
- мотоциклы, мотороллеры
- автобусы пассажирские – мощность двигателя - до 200 лошадиных сил
- грузовые автомобили – мощность двигателя - не более 200 лошадиных сил
- самоходные механизмы
- транспортные средства на пневматическом ходу или гусеничном.
Если налогоплательщик является владельцем более, чем одного автомобиля, то льгота распространяется только на одно транспортное средство, которое имеет самый мощный двигатель. За второй автомобиль уплата идет в размере, указанном ранее в законе.
Для получения данной льготы один из родителей должен предоставить документ, который подтвердит статус многодетной семьи. Справку нужно занести в налоговую. Она должна быть заверена органами социальной защиты по месту проживания.
Действие льготы начинается с 2013 года.
Обеспечение социальной справедливости как основы экономического роста в будущем
Работа сделанна в 2004 году
Обеспечение социальной справедливости как основы экономического роста в будущем - Реферат, раздел Политика, - 2004 год - Достижение социальной справедливости в Украине Обеспечение Социальной Справедливости Как Основы Экономического Роста В Будущ.
Обеспечение социальной справедливости как основы экономического роста в будущем. Поддержка социально незащищённых слоёв населения, обеспечение социальной справедливости, социальная направленность бюджета - выражения, которые достаточно часто можно услышать как с высоких трибун и от экспертов из негосударственных организаций, так и в средствах массовой информации. Депутаты Верховной Рады Украины каждого из созывов утверждают чреду законодательных актов, направленных на социальную защиту населения.
Правительство, подавая проект закона про Госбюджет на следующий год, убеждают, что бюджет социально направленный.
Международные финансовые организации, независимые исследовательские институты и средства массовой информации критикуют первых за недостаточное финансирование, установленное соответствующим законодательством обязательств, а других - за чрезмерные усилия понравиться избирателям ценой утверждения популистских решений.
Но вопрос о том, на сколько экономический рост и социальная справедливость дополняют друг друга и на сколько серьёзные между ними противоречия - это одна из острейших на сегодня проблем, которая встаёт перед руководством различных стран. Несмотря на широкий экономический подъём в мире, дифференциация доходов за последние десятилетия обострилась во многих странах мира, в том числе и в промышленно развитых. Эта тенденция усиливает беспокойство относительно решения проблемы справедливости при разработке экономической политики.
В различных обществах присутствуют разнообразные представления о справедливости. Соответственно и политика достижения социальной справедливости, которая проводится этими обществами, формируется под влиянием социальных и культурных норм, которые сложились в тех или иных странах.
Однако существует точка зрения, что чрезмерная неравномерность доходов, богатства или возможностей - это несправедливо, и что следует заботиться о повышении доходов беднейших членов общества. Правительства многих стран предают этому вопросу всё больше внимания по таким причинам - действия политики, направленные на достижение справедливости могут непосредственно или опосредованно способствовать уменьшению бедности, поскольку при равномерном распределении доходов за чертой бедности будет находиться меньше людей.
Подобные действия политики, в частности инвестиции в человеческий капитал например, образование в перспективе способны стимулировать экономический рост, который, в свою очередь, влияет на уменьшение бедности - значительное количество аспектов современной политики отразится на благосостоянии в будущем, то есть мы говорим о справедливости относительно разных поколений. Например, чрезмерно щедрые пенсионные выплаты сегодня могут отобразиться на пенсионерах следующего поколения.
Эта проблема очень актуальна для стран с переходной экономикой, к которым относится и Украина - действия политики, направленные на достижение справедливости, могут влиять на сглаживания политических конфликтов. Макроэкономическое коррегирование и связанные с ним структурные реформы, которые будут влиять на экономический рост например, приватизация, могут в короткосрочной перспективе могут привести к росту безработицы и социальному неравенству.
В таких условиях решающее значение приобретает адресность системы социальной защиты, которая будет обеспечивать удержание уровней потребления малообеспеченных. Неравномерность доходов в разных регионах мира очень отличается по остроте этой проблемы. Наиболее остро эта проблема стоит в Латинской Америке и странах Африки на юге от Сахары. Меньше всего - в странах Западной Европы. Остальные регионы находятся между этими двумя противоположностями. В Латинской Америке средний коэффициент Джини составляет около 0,5. В странах Африки, южней Сахары, он немного ниже. Между странами региона значения этого показателя значительно рассеяны.
И в Африке, и в Латинской Америке неравномерность доходов зависит от географического фактора - средний уровень доходов значительно выше в городах, чем в сельской местности. В последние годы неравномерность доходов во многих странах увеличивается. Это особенно характерно для государств, которые пребывают в процессе перехода к рыночной экономики.
Здесь коэффициент Джини к концу 80-х составлял около 0,25, но к середине 90-х годов он увеличился до 0,3. Хотя такой рост может показаться несущественным, он является очень значительным для такого короткого периода, поскольку для коэффициента Джини характерна стабильность на протяжении длительных периодов. За последнее десятилетие неравномерность доходов также увеличилась и в странах Семёрки Великобритании, Германии, США и Японии, начинается рост и в странах Восточной Азии Китае и Тайланде. Страны по разному подходят к решению проблемы социальной справедливости, применяя для этого разные стратегии.
Одни активно используют государственные ресурсы для улучшения ситуации в нижней части шкалы распределения доходов страны бывшего СССР, Восточной Европы, Швеции. Другие страны сосредотачивают усилия на введении достаточно прогрессивных налогов из групп, которые имею наиболее крупные доходы Великобритания. Есть и такие страны, которые уверены, что адресная помощь бедным может привести к неэффективному распределению доходов и диспропорции в экономики, что, в свою очередь, снизит экономический рост. Они применяют непрямой подход, который предусматривает помощь семьям с низким доходом, путем стимулирования экономического роста в целом.
Так в Латинской Америке, в 80-е годы прошлого столетия, основной целью правительства было обеспечение экономического роста и удовлетворительного платежного баланса, а структурные реформы были способами достижения этой цели. Экономический рост также является одной из первоочередных целей в странах с переходной экономикой, но в этих странах стратегия включает меры помощи группам населения, которые больше всего пострадали от осуществившихся реформ.
Такие меры включали раздел акций предприятий в ходе их приватизации, применение инструментов социальной защиты включая адресные субсидии, денежные компенсации вместо субсидий, выходную помощь и переподготовку для уволенных работников государственного сектора, программы общественных работ и т.д Однако препятствия в реализации этих мер является дефицит бюджетных ресурсов.
Бюджетно-налоговая политика налогообложение и трата средств - прямой инструмент в руках органов государственного управления для перераспределения доходов как в короткосрочной, так и в длительной перспективе. Но перераспределительная налоговая политика, особенно в условиях глобализации, когда и капитал, и рабочая сила очень мобильны, имеют ограниченное влияние.
Общепринято считать, что руководство страны обязано сосредотачивать внимание на создание эффективной налоговой системы с широкой базой, простым управлением и умеренными граничными ставками. Важным добавочным аспектом является распределение налоговой нагрузки таким образом, чтобы система принималась как объективная и справедливая. Достижение этих разнообразных целей неминуемо сопровождается трудностями и скрывает в себе политические последствия. Значительная часть бюджета имеет большее количество возможностей для перераспределения доходов, чем налогообложение.
Существует тесная взаимосвязь между распределением доходов и частями социальной направленности. Особенно это касается части, отведенной на охрану здоровья и образования, из-за которых органы государственного управления могут влиять на формирование и распределение человеческого капитала. Государственные капиталовложения в человеческий капитал могут стать эффективным способом ослабления социального неравенства в долгосрочной перспективе.
Наличие ресурсов, которые органы государственного управления могут направлять на социальные нужды, зависят от многих социальных факторов, в том числе и от отношения налоговых поступлений к ВВП, а также от объема ресурсов, которые обычно используются на другие нужды. Теоретически государственные финансы обязаны замещать частные только в тех случаях, когда они могут принести ощутимые социальные преимущества. Приоритеты должны быть предоставлены продуктивным государственным расходам, а непродуктивные затраты например, чрезмерные затраты на содержание армии, выплата заработной платы лишним работникам бюджетной сферы и бюджетные трансферы убыточным предприятиям должны сокращаться.
Результаты исследований, проведенных экспертами Международного Валютного фонда в различных странах с переходной экономикой, свидетельствуют о том, что реформа государственной службы и приватизация услуг, которые с большей эффективностью будут предоставляться частным сектором особенно из направленности средств, которые освобождаются, в социальную сферу одновременно будут способствовать экономическому росту и утверждению социальной справедливости.
Затраты нам охрану здоровья и образование могут улучшить структуру распределения доходов. Исследования показывают, что затраты на базовое медицинское обслуживания и начальное образование более эффективно влияют на благосостояние малообеспеченных, чем затраты на высшее образование и стационарное медицинское лечение, поскольку они способствуют уменьшению различий в человеческом капитале между разными по доходам группами и уменьшению неровности доходов в долгосрочной перспективе.
В странах, где не введено страхование на здоровье тяжёлые заболевания становятся важнейшим фактором, который выталкивает семьи за черту бедности. Органы государственного управления могут также непрямым способом влиять на уровни и распределение доходов с помощью денежно-кредитной политики и общей направленности макроэкономической политики.
Например, высокий уровень инфляции часто сдерживает экономический рост и усиливает неровность доходов. Напротив, либерализация торговли особенно в тех странах, где было такое ограничение торговой политики, как налогообложение экспорта и протекционистские налоги на импорт может стимулировать экономический рост и способствовать более справедливым условиям. Девальвация валюты также влияет на справедливость, особенно в странах с низкими доходами, где слабо обеспеченное население сосредоточено в сельскохозяйственном секторе со значительной частью экспорта, а городское население со средним и высоким уровнем дохода в большей степени зависит от импорта.
Важно также решить вопрос о целостности сосредоточения усилий органов государственного управления на результатах например, на уменьшении количества людей, которые находятся за границей бедности, или на обеспечении одинаковых возможностей для всех членов общества Очевидно, что при существовании сильной неровности в доходах результаты имеют решающее значение.
В других случаях необходимым будет только создание равных условий и применение мер, которые будут способствовать мобильности между разными группами доходов, а также обеспечение справедливого получения доходов на накопление богатства в соответствии с принятыми в обществе правилами. В интересах обеспечения одинаковых возможностей органы государственного управления могут применять такие меры, как дерегулирование экономики, создание стойких и подотчётных государственных институтов, действенной судовой системы, ограничение коррупции последнее может непосредственно влиять на уменьшение неровности в доходах, поскольку выгоду от коррупции получают обычно обеспеченные слои населения и обеспечение адекватного доступа к услугам образования и охраны здоровья.
Очень много из перечисленных проблем, выявленных экспертами международных финансовых организаций в ходе исследования положения разных стран мира, соответствуют и Украине. Наследие Советского Союза с громоздкой системой социального обеспечения, трудностями переходного процесса установления рыночной экономики, обвальным снижением уровня жизни абсолютного большинства населения и постоянными проблемами относительно наполнения бюджета обусловили проблему реформирования системы социальной защиты и повышения уровня жизни населения как одну из основных задач деятельности правительства.
Особенно актуальным является предоставление льгот населения. Этому вопросу значительное внимание уделяют как представители независимых исследовательских институтов, так и члены правительства.
Последний пример - исследование этого вопроса международным центром перспективных исследований в рамках проекта Создание групп анализа политики и центра информационных ресурсов в правительстве Украины. Действующая в Украине система льгот является экстенсивной и очень сложной. Предоставление льгот и компенсаций разным категориям населения регламентируется 27 законами Украины, 2 указами президента, 15 постановлениями Кабинета Министров Украины Рады Министров Украины. Эта система появилась ещё во времена Советского Союза, когда льготы для определённой категории населения означали как бы привилегию.
Функция льготы состояла в присвоении особенного статуса тем, кто имел заслуги перед государством или занимал высокую должность. Предоставление льготы не зависело от уровня благосостояния получателя, а напротив, ещё больше отделяло льготную категорию от остальных граждан. Такие категории льготников существуют до сих пор, но на фоне расширения круга получателя льгот они стали несущественными.
После получения независимости и с началом процесса постройки новых рыночных механизмов функционирование экономики, что сопровождалось снижением уровня жизни населения, предоставление льгот разным категориям населения стало массовым явлением. Частично оно поясняется попытками государства защитить от обнищания наиболее незащищённые слои населения и не допустить ускорения инфляции, поскольку должен был увеличиться неявный доход домохозяйств. Другой вопрос, что из-за недостаточности бюджетных ресурсов установленные нормативно-правовыми актами льготы никогда не были профинансированы в полном объёме. Использование льгот как инструмент социальной защиты привело к искривлению в экономической политике государства и кардинально изменило сущность льгот.
В последние годы в законодательстве появилась новая волна предоставления льгот как привилегии. Это, прежде всего, касается такой категории как участники войны, которая приобрела новый статус и заметно расширила круг льготников.
Все предоставляемые в Украине льготы можно поделить на две группы одноразовые и многоразовые. Одноразовые льготы, которыми человек может воспользоваться только один раз на протяжении долгого периода, предоставляются отдельным категориям населения как поддержка для - капитального ремонта места проживания - получения кредита - установки телефона - покупки автомобиля В отличии от одноразовых, многоразовыми льготами можно пользоваться регулярно, независимо от термина и количества случаев использования - оплата части стоимости жилищно-коммунальных услуг - отопление - проезд в пассажирском и пригородном транспорте - проезд в междугороднем транспорте - пользование телефоном и сигнализацией - санитарно-курортное лечение - получение компенсации за неиспользованное право на льготное санитарно-курортное лечение - купля медикаментов - зубопротезирование и другие протезирования - другие Среди многоразовых льгот большинство таких, которые имеют индивидуальный характер.
Право на проезд в транспорте или на оздоровление, протезирование или куплю медикаментов не распространяется на остальных членов семьи, благодаря чему их можно отнести к единоличным.
Но также есть и такие, которые автоматически распространяются на всех членов семьи, то есть семейные льготы. Это льготы на жилищно-коммунальные услуги, на отопление, пользование телефоном. Такая практика немного расширяет круг получателей льгот, зато не изменяет льготный процент, за пользование определёнными услугами в случае проживания нескольких льготников в одном домохозяйстве, льгота предоставляется только одному из членов семьи, то есть не изменяет льготного процента в оплате за жилищно-коммунальные услуги, отопление или телефон. Сегодня в Украине система льгот направлена на решение двух принципиальных задач.
Во-первых, это предоставление привилегий отдельным категориям населения, которые власть хочет выделить из общей совокупности, независимо от уровня их доходов.
Значительной мерой существования льгот такого рода является рудиментом системы социального обеспечения. Во-вторых, это поддержка социально- незащищенных слоёв населения, что можно считать специфической формой адресной социальной помощи. Эти два вида льгот существуют рядом. Например, право на полное или частичное освобождение от уплаты коммунальных услуг, электроэнергию, отопление предоставляется не только пострадавшим от аварии на ЧАЭС, ветеранам, участникам боевых действий, а также некоторым судьям, военнослужащим, народным депутатам всех уровней и работникам органов внутренних дел. Интересна и структура льгот, установленных соответствующим законодательством оценена стоимость необходимости в льготах, с расчетом на количество льготников. Количество граждан, которые имеют право на эти льготы очень велико. По указу Кабинета Министров Украины от 17.05.93 354 Про бесплатный проезд пенсионеров на транспорте общего пользования право на эту льготу имеют 17,5 миллионов граждан, или 35 общей численности населения страны.
Согласно законом Украины О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы соответствующие льготы имеют приблизительно 7,6 миллионов граждан. Указом Кабинета Министра Украины от 17.08.98 Об упорядочении бесплатной и льготной продажи лекарств по рецептам врачей в случае амбулаторного лечения отдельных групп населения и по определенным категориям заболеваний право на вышеуказанные льготы предоставлена приблизительно7,5 миллионам граждан.
Другие законы предоставляют широкие льготы молодёжи - около 5,5 миллионов человек Закон Украины О способствовании социальному установлению и развитию молодежи в Украине, и людям пожилого возраста - около 4,1 миллионов человек Закон Украины Об основных мерах социальной защиты граждан пожилого возраста в Украине. Следует выделить, что льготы сегодня такое распространенное явление, что на каждого жителя страны приходится более одного вида использования льгот.
Почти в 50 Украинских семей живет как минимум один льготник. Самым распространённым видом многоразовых льгот является проезд в городском пассажирском и пригородном транспорте, почти каждый гражданин в стране 33 населения имеют на него право.
На проезд в междугороднем транспорте имеют 12,9 населения. Право на льготную оплату жилищно-коммунальных услуг официально имеют 8,2 населения если учитывать членов семей льготников, то это количество вырастет до 14. Ещё 7,6 населения имеют право на получение медикаментов на льготных условиях.
Льготы на разные виды помощи, которые предоставляются сегодня в Украине, присваиваются по разным критериям. Учитывается индивидуальный доход получателя, общий доход домохозяйства, нормы жилищной площади и нормативы потребления коммунальных услуг, характеристики детей возраст, инвалидность и т.д критерий выслуги и другие показатели. Наряду с этим учитывается и разная величина черты бедности.
Однако значительная часть льгот предоставляется без соответствующего контроля и ответственности. Современный механизм предусматривает перерасчет средств из бюджета поставщикам услуг, но в большинстве случаев без соответствующего подтверждения фактически употребленных услуг льготными категориями населения. Нет четкого распознавания стоимости и объема льгот, а стоимость предоставленных льгот никто не учитывает. Следует подчеркнуть, что на протяжении всего периода формирования действующей системы льгот возникли и углубились серьезные препятствия, которые в результате ставят под сомнения способность системы льгот и компенсаций исполнять те цели, которые перед ней ставятся.
Главная проблема состоит в том, что система была сформирована без учета экономических процессов, в частности, с состоянием наполнения доходной части бюджета и получением надежных источников финансирования дефицита. Структура потребности в средствах для финансирования льгот в 2001 году Потребность в средствах Млн. грн. от общего объёма Получение кредитов и их погашение за счёт средств бюджета 9872 34,0 Оплата жилищно-коммунальных услуг, электроэнергии, отопления 4269 14,7 Другие 2745 9,5 Санитарно-курортное лечение и заказ путёвок 2626 9,0 Проезд в пассажирском, пригородном и междугороднем транспорте 2524 8,7 Покупка и потребление продуктов питания 2461 8,5 Покупка лекарств 1752 6,0 Покупка автомобиля 1201 4,1 Предоставление дополнительных пенсий 1134 3,9 Капитальный ремонт жилища 171 0,6 Пользование услугами связи, установка и пользование телефоном, сигнализацией 160 0,6 Зубопротезирование и другое протезирование 113 0,4 Всё вместе 29028 100 Вопрос обеспечения необходимого объёма ресурсов всегда был острым для Украины.
Со времен провозглашения независимости, только в 1994 году, благодаря высокому уровню инфляции были выполнены утвержденные Законом Украины О государственном бюджете объёмы. В последние годы разрыв между объемом льгот, которые устанавливаются на законодательном уровне и финансовой возможностью правительства профинансировать эти льготы, неудержимо растет и 2001 году в бюджете было предусмотрено средств для финансирования только около 20 от их потребности.
Потребность в средствах для финансирования льгот в 2001 году определена в объёме около 28 миллиардах гривен, что соответствовало почти 70 объёма доходной части государственного бюджета.
Обычно такое распределение бюджетных ресурсов с учетом значительного размера бюджетной сферы и необходимости финансировать другие бюджетные программы, невозможно. Оснований для ожидания увеличения ресурсов государственного бюджета и возможностей направить эти ассигнования на финансирование льгот в полном объёме, нет. Правительство уже предпринимало попытку разрешить этот сложный вопрос ещё вы 1997 году. На рассмотрение Верховной Рады Украины был вынесен пакет законопроектов, которые касались отмены отдельных льгот и компенсаций.
Над их подготовкой, кроме соответствующих министерств и ведомств, длительное время работала согласованная группа из представителей депутатских фракций и групп верховной рады, кабинета министров и администрации президента Украины.
Ни один из этих проектов законов не был утвержден. Правительство было вынуждено пойти на достаточно сложный и непопулярный шаг - начиная с 1998 года отдельной статьёй закона про бюджет приостанавливалось действие значительного количества нормативно- правовых актов в части предоставления льгот и социальных гарантий. Зато уже бюджет 2002 года был принят без подобной статьи.
Однако, отказавшись от этой статьи, уже во время последнего голосования относительно проекта Закона Украины О государственном бюджете Украины на 2002 год. Верховная Рада Украины не определила источников для финансирования социальных обязательств. Конституционный суд своим решением от 20 марта 2002 года 5-рп, признал такими, которые не отвечают конституции Украины являются неконституционными, положение статьи 58 Закона Украины О государственном бюджете Украины на 2001 год относительно приостановлении действия положений законодательных актов Украины по части предоставления льгот, компенсаций и гарантий, которые финансируются из бюджетов всех уровней.
Это снова обострило проблему финансирования законодательно установленных льгот. Указанное свидетельствует о необычайной сложности проблемы реформирования системы льгот. Сама система льгот, в её нынешнем виде, не способна исполнять возложенные на неё функции в поддержке жизненного уровня населения в период структурных преобразований.
Она обесценивает саму идею помощи тем гражданам Украины, которые действительно в этом нуждаются, или общественного признания тех, которые имеют серьёзные заслуги перед обществом. Заслуживает внимания тот факт, что соответственно результатам проведенного анализа относительно структуры получателей льгот, самые незащищённые группы населения, которые нуждаются в дополнительной помощи державы, составляют незначительную часть населения, которая имеет право на льготы.
Например, члены многодетных семей и одинокие матери среди льготников составляют меньше 1. В то же время, большую часть льготников составляют пенсионеры общей категории. По данным Госкомстата Украины относительно доходов и затрат домохозяйств Украины во втором квартале 2001 года на одного жителя домохозяйства, где средние общие затраты на душу превышали 260 грн в месяц приходилось 19,35 грн разных видов социальной помощи.
Тем временем, домохозяйства, которые живут за чертой бедности, в среднем получали социальную помощь разных видов стоимостью приблизительно 9 грн. Некоторые недочёты современной системы становятся очевидными, если рассматривать общее распределение льгот по семьям - бедными и небедными. Как уже подчеркивалось, в Украине почти в каждой второй семье существует хотя бы один человек, который имеет право на льготы. Чаще всего семья имеет право на две льготы, таких семей 29. Наличие 1-3 льгот чаще наблюдается у бедных, а 4 и больше в небедных семьях.
Бедные семьи обычно пользуются одной льготой, а небедные двумя и больше. То есть многими видами льгот часто пользуются те, кто имеет и квартиру, и телефон, и возможность получения льготных путёвок, право бесплатного проезда пассажирским транспортом и т.д. Семьи пенсионеров пользуются льготами намного интенсивнее, чем другие семьи, и из этого можно сделать вывод, что они больше экономят. Среднее количество льгот, которое соответствует 100 семьям пенсионеров, составляет 96, тогда как на все семьи - 64. Однако, в действительности семьи пенсионеров пользуются преимущественно дешёвыми льготами.
Ежемесячная суммарная стоимость пяти основных льгот на жилищно-коммунальные услуги, на отопление и на природный газ, на путевки, на проезд в транспорте и на оплату телефона в семьях пенсионеров, которые пользуются льготами, составляют в среднем 30 грн тогда как в других семьях - 37,6 грн. Эти цифры, опять-таки, свидетельствуют о том, что современная система льгот не является эффективным способом поддержки самых необеспеченных слоёв населения.
Анализ, проведённый Международным центром перспективных исследований, даёт основания для тревожного вывода относительно эффективности социальной политики Украины - около 70 пользователей льгот - люди небедные. Интересны и результаты анализа льготной оплаты коммунальных услуг, которые отражают просчёты современной системы социального обеспечения. Не все те, кто имеют право на льготы, пользуются этим правом.
Степень пользования льготами показывает, что современная система льгот и компенсаций не выполняет своё социальное предназначение. В целом, только 43 населения используют своё право на те или иные льготы. Из них 70 - это не бедные слои, а те, кто принадлежат к обеспеченным слоям Украинского общества. Не использование льгот подтверждает эту тенденцию. Наибольшую часть из тех, кто имеет право на льготы, но не используют их, составляют бедные. Самая распространенная причина не пользования льгот бедными, которые имеют право на льготы, это отсутствие оснований для пользования.
Другими словами, право пользования городским транспортом ничего не стоит для сельских жителей, которые просто не могут им пользоваться. В этой ситуации льгота не имеет ни единого практического значения для тех, кто как бы имеет на неё право. Сегодня правительство Украины поставлено перед необходимостью пересмотра всей системы льгот, проведение глубокой институционной реформы системы социальной защиты в стране. Необходимо обеспечить распределение ресурсов с обязательным поступлением их к бедным категориям населения, а не обслуживание обеспеченных слоёв населения.
Это должно влиять на создание сконцентрированной системы социальной защиты, когда получателей помощи мало, но для них полученные суммы являются важным источником дохода. Пока не будет приведено соответствие наличие средств с объёмами потребности по разным видам льгот и помощи, бедная часть населения никогда не будет получать поддержку путем предоставления льгот и компенсаций.
Систему необходимо сделать уравновешенной и концентрированной льготы должны стать не привилегией, а адресной помощью нуждающимся членам общества. Необходимо сократить количество льгот по профессиональному принципу военнослужащим, работникам органов внутренних дел, прокуратуры и т.д. и расширить их виды для самых незащищенных слоёв населения инвалидам войны, детям-инвалидам и т.д Если раньше льготы по профессиональному принципу были одним из инструментов привлечения на работу, то сегодня их функция уже исчерпана.
Уровень заработной платы абсолютного большинства указанных категорий получателей льгот достаточно высок, превышает средний. Многие из этих категорий работников, кроме льгот на оплату жилья, коммунальные услуги и проезд в общественном транспорте, имеют льготы относительно налогообложения заработной платы денежного обеспечения. Это, безусловно, влияет на реальные уровни доходов таких категорий работников. Необходимо также выделить и упорядочить связь между выплатами и трудовыми доходами.
Неотложным является вопрос о реформировании оплаты труда в Украине, который, в частности, предусматривает установление экономически и социально обоснованных уровней минимальной заработной платы и обеспечение оптимальной межотраслевой, межквалификационной и междолжностной дифференциации заработной платы всех категорий рабочих. Правительство Украины в ходе реформирования уже одобрило указ от 30 августа 2002 года 1298 Об оплате труда работников на основе единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы. Им, кроме единой тарифной сетки, утверждена схема тарифных разрядов должностей управляющих, научных, научно-педагогических работников и специалистов бюджетных учреждений и организаций. Не утверждён сегодня только размер должностного оклада тарифной ставки работника первого тарифного разряда, который является основой тарифной сетки.
Решить проблему установления эффективной и обоснованной дифференциации уровней заработной платы невозможно без решения проблемы упорядочения льгот по профессиональному признаку.
Оптимального отношения дохода разных категорий работников необходимо добиваться путём соответствующей затрате оплате труда, а не льгот и компенсаций. И, наконец, необходимо достичь прозрачности и ответственности за предоставление льгот. Одним из направлений такого упорядочения компенсаций транспортникам за бесплатный проезд пенсионеров может стать выдача каждому пенсионеру определенного количества талонов на проезд, которые будут отличаться от обычных.
Это предотвратит их использование для других целей. Они будут сдаваться кондуктору или водителю и таким образом будут попадать в автотранспортное предприятие. Только по фактической стоимости предъявленных талонов и обязано перечисляться из бюджета такому предприятию. Предусматривается усиление ответственности путем применения рациональных норм потребления разных льгот.
Усиление прозрачности и ответственности в системе льгот в Украине уже началось. Постановлением Кабинета министров Украине от 02.03.2002 253 утверждена стратегия замены льгот на адресную денежную помощь населению. Внедрение адресной денежной помощи населению вместо действующих льгот предусмотрено в три этапа - Первый этап до 2004 года - разработка законодательной и другой нормативно-правовой базы, внедрение механизма замены действующих льгот адресной денежной помощи на оплату жилищно-коммунальных услуг вместо механизма предоставления жилищно-коммунальных субсидий, а также отмена льгот относительно оплаты потреблённых услуг по служебному признаку - Второй этап 2004 -2005 года - расширение адресной денежной помощи гражданам, которые имеют льготы на медицинское обслуживание, услуги транспорта, связи т.д Третий этап 2006 год - будет завершен переход к системе адресной денежной помощи населению.
Таким образом, в Украине вопрос обеспечения социальной справедливости как одной из неотъемлемых составных частей экономического роста в будущем, сегодня один их актуальнейших и сложнейших.
Учитывая мысли большинства граждан, высказанных в ходе социологического опроса неудовлетворенность действующей системой льгот и необходимость её быстрейшего реформирования, направление реформирования существующей системы предоставления льгот можно свести к отмене таких видов льгот - предоставленных на профессиональной основе - такие, которые нельзя разменивать как составляющие социальной защиты населения - несвязанных непосредственно с компенсацией потери здоровья граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы.
Одновременно льготы, которые не отменены, нужно заменить адресными социальными выплатами. Внедрение предложенных реформ будет влиять не только на усиление социальной справедливости путем повышения уровня жизни малообеспеченных слоёв населения, а и консолидации общества на основе усиления доверия к государству, создание реальной базы для устойчивого экономического роста в долгосрочной перспективе.
§ 9. Понятие и виды процедурных правоотношений по социальному обеспечению. Их субъекты, объекты, содержание, основания возникновения и прекращения
Процедурное правоотношение по социальному обеспечению - это урегулированное нормами права социального обеспечения отношение гражданина, семьи с органом, устанавливающим право гражданина на определенный вид обеспечения, или юридические факты для этого права, по которому гражданин (семья), обратившийся в данный орган, обязан представить документы, доказывающие юридические факты права на данный вид обеспечения, а орган обязан принять заявление со всеми необходимыми документами, проверить наличие всех юридических фактов (составов) для данного вида обеспечения и вынести решение о его предоставлении или отказать в этом (когда не установит такого права).
Процедурные правоотношения можно назвать правоустановительными, поскольку в них устанавливаются необходимые юридические факты, их составы и на их основе и само право гражданина на тот или иной вид социального обеспечения.
В праве социального обеспечения можно выделить и процедурные нормы, предусматривающие порядок соответствующих процедурных действий субъектов этого права (о порядке обращения и назначения пенсий, пособий, социальных услуг). Для возникновения и прекращения процедурного правоотношения необходима соответствующая процедурная норма права социального обеспечения. Эти нормы являются регулятивными в отличие от норм по процессуальным правоотношениям, которые являются правоохранительными. Органы, осуществляющие процедурную деятельность (МСЭК, комиссии по назначению пенсий и т. д.), самостоятельно осуществляют правоустановление. Они так же, как и юрисдикционные органы по рассмотрению споров в процессуальных правоотношениях, применяют материальные нормы права социального обеспечения, но разным порядком.
Из понятия процедурного правоотношения видно, что всем основным материальным правоотношениям по социальному обеспечению предшествуют процедурные по установлению юридических фактов, их составов для определения права на данный вид социального обеспечения и вынесению решения по его предоставлению.
Субъекты и содержание процедурного правоотношения были кратко указаны в § 1 данной главы. В понятии этого правоотношения его содержание указано через обязанности его субъектов.
Гражданин (семья), обращающийся за реализацией своего права на социальное обеспечение, уже, как правило, знает о возникшем у него соответствующем праве, но не всегда и в срок представляет необходимые доказательства его. В этом случае орган помогает, дает срок для представления дополнительных доказательств. Иногда необходимо установить какой-то юридический факт, например безвестное отсутствие или смерть кормильца, что может установить суд. Следовательно, в таких случаях орган, принимающий заявление об обеспечении пенсией, обязан разъяснить гражданину, какие дополнительные документы необходимы для требуемого им права.
Органы в процедурных правоотношениях могут быть теми же самыми, что и в основных материальных правоотношениях, например, пенсионные отделы Министерства обороны (МВД, ФСБ). Но они могут быть и иными, например, профком устанавливает право трудящегося на путевку в санаторий определенного профиля по медицинскому заключению и выдает путевку, а санаторий предоставляет работнику соответствующее лечение и содержание. Здесь профком - орган процедурного правоотношения, а санаторий - основного материального. По правоотношениям о пенсиях в процедурных правоотношениях субъектом-органом могут быть, как указывалось, комиссии по назначению пенсий, суд или другой орган, устанавливающий определенный юридический факт, а в основном пенсионном по выплате пенсий обязанный субъект другой - орган социальной защиты населения.
По целевому назначению все процедурные правоотношения можно классифицировать на два вида:
1) правоотношение по установлению какого-то конкретного юридического факта (в ранее указанном примере - факты безвестного отсутствия кормильца семьи), имеющего значение для определенного вида права на социальное обеспечение
2) правоотношение по определению права на данный вид социального обеспечения и вынесению решения о назначении пенсии, пособия или услуги.
При этом возможно возникновение и процессуального правоотношения по разрешению спора о социальном обеспечении, если, например, отказано гражданину в назначении пенсии или он не согласен с ее размером. В первом виде правоотношений вторыми обязанными субъектами являются МСЭК, комиссии по назначению пенсий (например, по установлению общего недостающего стажа для пенсии по свидетельским показаниям), органы правосудия и др.
Во втором виде процедурных правоотношений гражданин (семья) вступает в юридическую связь:
- с органами, назначающими пенсии, хотя до этого возможна и юридическая связь с органом, представляющим к пенсии (работодателем)
- с органами, назначающими пособия, социальные компенсации, льготы (они были уже указаны ранее)
- с органами, назначающими социальные услуги (медицинские органы, органы протезирования, профсоюзные комитеты и работодатели - по выдаче санаторнокурортных путевок, направлению на диетическое питание органы социальной защиты населения - по прикреплению для социального обслуживания социального работника и др.).
Объектом первого вида процедурных правоотношений является установление конкретного юридического факта.
Объектом второго вида процедурных правоотношений является назначение определенного вида социального обеспечения: пенсии, пособия, льготы, компенсации, услуги. Субъективные права и обязанности субъектов процедурных правоотношений имеют процедурный характер по определенным их процедурным действиям для достижения объекта правоотношения.
Процедурные правоотношения возникают и в случае необходимости изменения основного материального правоотношения по выплате пенсий, пособия, предоставлению услуги у гражданина с тем же органом, который назначал данный вид социального обеспечения. Например, трудящийся пенсионер просит повысить размер его пенсии в соответствии с его новым большим трудовым стажем.
Основанием возникновения процедурных правоотношений по социальному обеспечению является подача-прием заявления гражданина (семьи) в соответствующий орган о назначении ему пенсии, пособия, услуги или об установлении определенного юридического факта (инвалидности, безвестного отсутствия и т. д.). Следовательно, основанием возникновения процедурного правоотношения является заявление гражданина о назначении определенного вида социального обеспечения, т.е. выражение письменно его волеизъявления на осуществление права на данный вид социального обеспечения.
Основанием прекращения данного процедурного правоотношения является положительное или отрицательное решение органа об удовлетворении требования гражданина. В этом и проявляется претензионно-предоставительный характер правоотношений по социальному обеспечению.
Основанием изменения процедурного правоотношения может быть изменение в ходе рассмотрения его заявления требований гражданина. Например, он претендовал на пенсию по старости, но выяснилось в ходе рассмотрения его заявления, что по возрасту он еще не имеет права на нее, но имеет право на пенсию за выслугу лет. Тогда соответствующим образом он изменяет своим заявлением требование.
В процедурных правоотношениях по социальному обеспечению его субъекты осуществляют определенные действия по процедуре установления юридических фактов и их составов для подтверждения наличия у гражданина права на конкретный вид и размер социального обеспечения. Содержанием процедурного правоотношения являются определенные права и обязанности его субъектов процедурного характера, предусмотренные законодательством.
С окончанием указанных процедурных действий выносится решение органа о назначении с определенного числа пенсии, пособия, предоставления социальной услуги, льгот и их размере (объеме). Данным решением прекращается процедурное правоотношение, и с этого момента возникает соответствующее основное материальное правоотношение уже по выплате пенсии, пособия, предоставлению услуги, льгот.
Таким образом, процедурное правоотношение по предоставлению определенного вида социального обеспечения положительным решением органа трансформируется в основное материальное правоотношение по выплате пенсии, пособия, предоставлению услуги. Но процедурное правоотношение может окончиться и отрицательным решением органа, отказывающим в назначении данного вида обеспечения.
Основанием прекращения процедурного правоотношения по социальному обеспечению является вынесение решения органом по окончании процедурных действий о назначении гражданину (семье) пенсии, пособия, компенсации, предоставлению льготы, услуги или об установлении определенного юридического факта или об отказе в них.
/ соцобеспечение / социальное обеспечение
Содержание.
Введение. 2
1. Понятие социального обеспечения. 3
2. Характеристика законодательства России
в области социальной защиты. 5
3. Суть современного положения системы социального обеспечения в России. 7
3.1. Состояние и перспективы социальной работы. 8
3.2. Основные структуры, составляющие основу системы
5.5. Перспективы развития социальной защиты населения 35
Заключение. 38
Литература. 41
Приложения. 42
Введение.
Переходный период к рыночным отношениям знаменует собой новый этап в социально-экономическом развитии России. В то же время, будучи прогрессивным, по сути, он вызвал к жизни процессы, которые даже в западном мире стали управляемыми лишь спустя десятилетия.
Осуществляющиеся преобразования, нарушившие существовавший более полувека экономический уклад, затронули коренные интересы всего населения и потребовали неотложного формирования принципиально новой социальной политики. Сложность заключается в том, что социальная политика не может ориентироваться на краткосрочные задачи, она должна определять стратегические направления, которые, естественно, могут подвергаться тактическим корректировкам, но в целом она должна быть цельной, разумной, рациональной и эффективной и формироваться с учетом исторических условий и национальных особенностей, политики и экономической ситуации, культурных традиций. Социальная политика носит, кроме того, консервативный и инновационный характер. Консервативность заключается в том, что она как бы сохраняет то, что уже достигнуто в социальной сфере и передает это тем, кто нуждается в социальном вмешательстве. Инновационность - это то, что политика должна адаптировать социальные структуры к происходящим изменениям.
В условиях России это означает, что должен максимально использоваться имеющийся опыт и существующая инфраструктура, что и послужит базой для формирования новой концепции социального обеспечения.
При формировании социальной стратегии и политики особое значение приобретает политический аспект социальной защиты. Любые мероприятия по социальной поддержке и меры социальной помощи должны планироваться так, чтобы оказывать поддержку политической линии, способствовать правительственному курсу на осуществление реформ, а не ослаблять или дискредитировать его. Разумные шаги в социальной сфере призваны укреплять доверие к руководству страны со стороны населения, и они же должны содействовать снижению социальной напряженности. 1
В России все еще сильно влияние централизованного управления и распределительно-уравнительной системы в социальной сфере, что в настоящее время проявляется в низкой эффективности деятельности социальных служб. Федеральное правительство выделяет средства для решения социальных проблем и распределяет их на местах. Однако, реального контроля за использованием средств нет, как нет, по большей части, местных программ социального развития, а следовательно нет и ответственности.
Существовавшая в течение многих лет система социального обслуживания носила скорее формальный характер и требовала больше технических исполнителей, нежели профессиональных социальных работников. Иными словами, специалистов в области социальной работы, как это принято в мировой практике, в России не существовало и их подготовка не велась до начала 1991г. 2
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!