Льготы организациям использующим труд инвалидов

Льготы организациям, использующие труд инвалидов
Роман Сизиков Мудрец (15051) 5 лет назад
До 1 января 2001 года организации, привлекающие для работы инвалидов, могли пользоваться льготой по НДС, установленной статьей 5 Закона РФ от 06.12.91 № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость". В соответствии с этой статьей не облагались рассматриваемым налогом товары (за исключением подакцизных). производимые организациями, в среднесписочной численности которых инвалиды составляли не менее 50 процентов. Указанная льгота также предоставлялась организациям, уставный капитал которых полностью состоял из вкладов общеРоссийских общественных организаций инвалидов.
С 1 января 2001 года до 1 января 2002 года вышеуказанная льгота может быть предоставлена только организациям, перечень которых должен быть утвержден Правительством РФ (ст. 26 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ). С 1 января 2002 года льгота по НДС будет предоставляться:
- предприятиям, созданным в форме общественных организаций инвалидов, среди членов которых инвалиды или их законные представители составляют не менее 80 процентов
- организациям, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов вышеуказанных общественных организаций инвалидов.
Указанная льгота предоставляется только организациям, производящим ту или иную продукцию (выполняющим работы, оказывающим услуги).
Льготы по налогу на прибыль для рассматриваемой категории организаций установлены Законом РФ от 27.12.91 № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Согласно этому закону, для организаций, у которых в среднесписочной численности инвалиды составляют не менее 50 процентов, ставки налога на прибыль понижаются в два раза. При этом в среднесписочную численность работников не включаются инвалиды, работающие по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера.
Прибыль общественных организаций инвалидов, а также предприятий, уставный капитал которых состоит полностью из вкладов общественных организаций инвалидов, налогом не облагается.
В соответствии с Законом РФ от 13.12.91 № 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" имущество общественных организаций инвалидов, а также других организаций, в которых инвалиды составляют не менее 50 процентов от общего числа работников, налогом не облагается.
Не облагаются единым социальным налогом выплаты работникам, которые являются инвалидами I, II или III группы (ст. 239 НК РФ). При этом налогообложению не подлежат выплаты, не превышающие 100 000 руб. в год на каждого работника. Сумма превышения облагается ЕСН в общеустановленном порядке.
В дополнение отметим, что указанная льгота не распространяется на организации, занимающиеся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров, указанных в перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 22.11.2000 № 884.
Остальные ответы
Получаем льготы, используя труд инвалидов
Инвалидом признают лицо с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами мешают полному и эффективному участию его в жизни общества наравне с другими гражданами. Признание лица инвалидом осуществляет медико-реабилитационная экспертная комиссия (МРЭК) путем вынесения заключения. При этом МРЭК выдает трудовые рекомендации, в которых указывается, на каких должностях и работах может работать данное лицо, признанное инвалидом. Инвалиды имеют право работать у нанимателей с обычными условиями труда, в специализированных организациях, цехах и на участках, применяющих труд инвалидов .
При заключении трудового договора инвалидам не устанавливают испытательный срок. Для инвалидов I и II группы следует устанавливать сокращенную продолжительность рабочего времени не более 35 ч в неделю. При этом оплату их труда производите в таком же размере, как оплату труда работников соответствующих профессий и должностей при полной норме продолжительности рабочего времени. Продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать для инвалидов I и II группы 7 ч. Продолжительность отпуска - не менее 30дней. Замена денежной компенсацией отпусков, предоставляемых работникам, признанным инвалидами, не допускается. Кроме того, имеется ряд ограничений по привлечению инвалидов к сверхурочной работе, работе в праздничные и выходные дни, работе в ночное время и т.д.
В то же время предоставляемые организациям, использующим труд инвалидов, налоговые льготы могут в значительной мере снизить затраты и налоговые платежи.
В частности, для инвалидов 1 и 2 группы при расчете подоходного налога предоставляется дополнительный стандартный налоговый вычет в размере 623000 руб ( п.1.3. ст.164 НК).
Работодатели, применяющие труд инвалидов, в части выплат, начисленных в пользу инвалидов I и II группы, начисляют только взносы на социальное страхование и освобождены от уплаты обязательных страховых взносов в ФСЗН на пенсионное страхование ( ст.3 Закона РБ от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь»). Таким образом, наниматели удерживают из заработной платы работников-инвалидов I и II группы страховые взносы на пенсионное страхование в размере 1 % и начисляют на их заработную плату страховые взносы на социальное страхование - 6 % (вместо 34%).
В соответствии с подп.1.5 п.1 ст.140 НК и п.2 ст.126 НК от обложения налогом на прибыль освобождаетя прибыль организаций, использующих труд инвалидов, если численность инвалидов в них составляет не менее 50 % от списочной численности работников в среднем за налоговый период, кроме прибыли, полученной от торговой, торгово-закупочной и посреднической деятельности, с учетом средней численности работающих по совместительству с местом основной работы у других нанимателей, а также средней численности лиц, выполнявших работу по гражданско-правовым договорам (в т.ч. договорам подряда)
И наконец, в соответствии с п.1.16 ст.94 НК освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации на территории РБ товаров (работ, услуг) ( за исключением подакцизных товаров, брокерских и иных посреднических услуг передачи имущества в аренду), произведенных (выполненных, оказанных) плательщиками, у которых численность инвалидов составляет не менее 50% от списочной численности в среднем за период с учетом средней численности работающих по совместительству с местом основной работы у других нанимателей, а также средней численности лиц, выполнявшим работу по гражданско-правовым договорам.
Основанием для освобождения плательщиков от налога на добавленную стоимость служит сертификат (копия сертификата), выдаваемый (выдаваемого) Белорусской торгово-промышленной палатой или ее областными отделениями, об отнесении данных товаров (работ, услуг) к товарам (работам, услугам) собственного производства.
Освобождение от налога на добавленную стоимость распространяется на всех плательщиков, реализующих товары (работы, услуги), произведенные (выполненные, оказанные) плательщиками, указанными в части первой настоящего подпункта. Основанием для применения освобождения от налога на добавленную стоимость покупателем служит указанная продавцом в первичных учетных документах, применяемых при отгрузке товаров, запись «Освобождение согласно подпункту 1.16 пункта 1 статьи 94 Налогового кодекса Республики Беларусь»
СООБЩЕНИЕ ГНИ по Краснодару от 27.08.1996
ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО КРАСНОДАРУ
от 27 августа 1996 года
Общественные организации инвалидов и предприятия, находящиеся в их собственности, а также другие предприятия всех организационно - правовых форм, в среднесписочной численности которых инвалиды превышают установленный законом уровень, имеют определенные льготы в налогообложении, предоставляемые законодательством Российской Федерации.
Налоговые льготы организациям инвалидов следует рассматривать как форму государственной поддержки малозащищенных слоев населения.
Государственная налоговая инспекция по городу Краснодару в связи с часто возникающими вопросами у юридических лиц, использующих труд инвалидов, рассмотрит в данной статье основные виды налогов и налоговых льгот, предоставленных законодательством Российской Федерации.
Федеральные налоги
Налог на добавленную стоимость
При рассмотрении вопросов, связанных с уплатой налога на добавленную стоимость, следует руководствоваться Законом РФ от 6 декабря 1991 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" и Инструкцией Госналогслужбы РФ от 11 октября 1995 г. N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (в редакции последующих изменений и дополнений).
От налога на добавленную стоимость освобождаются:
1) технические средства, включая автотранспорт, которые не могут быть использованы иначе, как для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов (в том числе товары, ввозимые на территорию Российской Федерации)
2) товары (работы, услуги), производимые и реализуемые лечебно - производственными (трудовыми) мастерскими при противотуберкулезных, психиатрических и психоневрологических учреждениях и при учреждениях социальной защиты и социальной реабилитации населения, общественными организациями инвалидов, зарегистрированными в органах юстиции
3) товары, работы, услуги (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимые и реализуемые предприятиями, в которых инвалиды составляют не менее 50 процентов от общей численности работников. При этом данная льгота не распространяется на предприятия (за исключением предприятий, находящихся в собственности общественных организаций инвалидов, а также хозяйственных обществ, уставный капитал которых состоит полностью из вклада общественных организаций инвалидов), осуществляющие снабженческо - сбытовую, торговую или закупочную деятельность.
При определении права на получение указанной льготы в среднесписочную численность включаются состоящие в штате работники предприятия, в том числе работающие по совместительству, а также лица, не состоящие в штате и выполняющие работы по договору подряда и другим договорам гражданско - правового характера.
Следует отметить, что указание на то, что "данная льгота не распространяется на предприятия. осуществляющие снабженческо - сбытовую, торговую или закупочную деятельность", введено Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 25-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" и не нашло пока отражения в Инструкции Госналогслужбы РФ "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость".
Определение понятия "посреднические услуги" дано в тексте Инструкции Госналогслужбы РФ от 10 августа 1995 г. N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (с учетом последующих изменений и дополнений).
К посредническим операциям и сделкам относится деятельность предприятия, выступающего в роли комиссионера или поверенного в договоре комиссии или поручения. По договору поручения поверенный обязуется совершить от имени и за счет доверителя определенные юридические действия за вознаграждение. По договору комиссии комиссионер обязуется по поручению комитента (лица, по поручению которого совершается сделка) и за его счет совершить одну или несколько сделок от своего имени за вознаграждение.
Таким образом, при оказании предприятиями, в общей численности которых 50 процентов составляют инвалиды, услуг по договорам комиссии или поручения получаемые комиссионные вознаграждения облагаются НДС в общеустановленном порядке.
Для подтверждения обоснованности применения налоговых льгот при использовании труда инвалидов следует исходить из следующих показателей:
- среднесписочная численность работающих на предприятии инвалидов
- среднесписочная численность работников предприятия в целом.
Причем учитываются показатели того отчетного периода, за который составляется налоговый расчет. Данные показатели заносятся в соответствующие формы отчетности.
Для хранения информации о работающих на предприятии инвалидах следует использовать личные карточки работников (форма Т-2).
Личная карточка заполняется в одном экземпляре на основании соответствующих документов, а также на основании опроса работника. В разделе "Дополнительные сведения" следует отразить данные о работающих инвалидах: на основании справки ВТЭК записываются группа инвалидности и дата ее установления (изменения) причина инвалидности заключение ВТЭК об условиях и характере труда другие данные, необходимые для учета.
Законодательством не предусмотрены специальные ограничения по должностям, которые могут занимать инвалиды, работающие на предприятии. При решении этого вопроса следует руководствоваться рекомендациями ВТЭК, уровнем образования и подготовленности инвалида для выполнения порученной ему работы. В любом случае характер труда инвалида не должен вызывать сомнений в том, что эту работу он может выполнять. Администрация предприятия самостоятельно определяет штатное расписание и несет полную ответственность за обоснованность производимых с инвалидами расчетов.
Расчет среднесписочной численности работников производится в соответствии с Инструкцией по статистике численности и заработной платы рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Госкомстатом СССР 17 сентября 1987 г. N 17-10-0370 (в редакции последующих изменений и дополнений).
В случаях, когда в текущем отчетном периоде среднесписочная численность инвалидов составит менее 50 процентов, исчисление НДС осуществляется в общеустановленном порядке.
Следует отметить, что в состав среднесписочной численности не включаются инвалиды Великой Отечественной войны, работающие на предприятии.
Численность лиц, работающих по договорам подряда, учитывается в общей численности основного производственного персонала ежемесячно в течение всего срока действия договора. При отсутствии учета рабочего времени этих лиц в списочной численности они принимаются за каждый календарный день как целые единицы.
Работники, заключившие трудовой договор с предприятием о выполнении работы на дому личным трудом (надомники), учитываются в среднесписочной численности работников предприятия как целые единицы.
Исчисление среднесписочной численности работников, принятых на работу по совместительству, производится исходя из фактически отработанного ими времени с учетом продолжительности рабочего времени, установленной для совместителей законодательством.
Среднесписочная численность работников за отчетный период исчисляется путем суммирования численности работников списочного состава за каждый календарный день отчетного периода, включая праздничные и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней отчетного периода.
При определении среднесписочной численности работников, учитываемых в среднесписочной численности пропорционально фактически отработанному времени, сначала рассчитывается общее количество человеко - дней, отработанных этими работниками. Для этого общее число отработанных человеко - часов в отчетном месяце делится на продолжительность рабочего дня. Затем определяют среднесписочную численность работников, для чего число отработанных человеко - дней делят на число рабочих дней по календарю в отчетном периоде.
Аналогичным образом определяется среднесписочная численность работающих на предприятии инвалидов.
Далее показатель среднесписочной численности работающих на предприятии инвалидов делится на среднесписочную численность работников предприятия и результат умножается на сто.
Полученный результат представляет собой долю инвалидов в среднесписочной численности работников предприятия (в процентах).
В практике часто встречается вопрос, предоставляется ли льгота по НДС на товары (работы, услуги), производимые и реализуемые предприятиями, находящимися в собственности общества инвалидов.
В данном случае льгота не предоставляется. Льготу по НДС имеют только общественные организации инвалидов, зарегистрированные в Министерстве юстиции РФ.
В то же время указанная льгота распространяется на все предприятия (юридические лица) независимо от ведомственной подчиненности, в том числе и на общества инвалидов, если в их численности доля инвалидов составляет не менее 50 процентов.
Налог на прибыль предприятий и организаций
При рассмотрении вопросов, связанных с уплатой налога на прибыль, следует руководствоваться Законом РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", Инструкцией от 10 августа 1995 г. N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (в редакции последующих изменений и дополнений).
При исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на сумму:
1) затрат предприятий (в соответствии с утвержденными местными органами государственной власти нормативами) на содержание находящихся на балансе этих предприятий домов престарелых и инвалидов, а также затрат на эти цели при долевом участии предприятий. Затраты предприятий при долевом участии принимаются в пределах норм, утвержденных местными органами государственной власти, на территории которых находятся указанные объекты и учреждения.
Если такие нормативы местными органами государственной власти не утверждены, то следует применять порядок определения расходов на содержание этих учреждений, действующих для аналогичных учреждений данной территории, подведомственных указанным органам.
Необходимо иметь в виду, что органы государственной власти национально - государственных и административно - территориальных образований могут устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм, направляемых в их бюджеты
2) взносы на благотворительные цели общественным организациям инвалидов, их предприятиям, учреждениям и объединениям - но не более 3 процентов облагаемой налогом прибыли.
Предприятия и организации, получившие такие средства, по окончании отчетного года представляют в налоговую инспекцию по месту своего нахождения отчет о поступивших суммах и об их расходовании. В случае использования средств не по назначению сумма этих средств взыскивается в установленном порядке в доход федерального бюджета.
Ставки налога на прибыль предприятий понижаются на 50 процентов, если от общего числа их работников инвалиды составляют не менее 50 процентов.
При определении права на получение указанной льготы в среднесписочную численность работников не включаются инвалиды, работающие по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско - правового характера.
Указанный выше порядок исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль применяется также для иностранных юридических лиц от деятельности в РФ через постоянные представительства.
Не подлежит налогообложению прибыль:
- общественных организаций инвалидов, предприятий, учреждений и организаций, находящихся в их собственности, а также хозяйственных обществ, уставный капитал которых состоит полностью из вклада общественных организаций инвалидов
- от производства технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов
- предприятия, учреждения и организации, в которых инвалиды составляют не менее 50 процентов от общего числа работников, при условии использования не менее половины полученной прибыли на социальные нужды инвалидов.
Перечень затрат, которые могут быть отнесены к расходам на социальные нужды инвалидов, регламентирован законодательством и не может трактоваться избыточно.
К социальным нуждам инвалидов, работающих на данном предприятии, относятся: оказание медицинской помощи обеспечение лекарственными препаратами санаторно - курортное лечение обеспечение средствами передвижение, протезно - ортопедической помощью, теплотехникой, сурдотехникой и другими техническими средствами для труда, быта, обучения, досуга, физкультуры и спорта и иных сфер жизни социально - бытовое, транспортное и коммунальное обслуживание общеобразовательная и профессиональная подготовка и профессиональное образование создание новых рабочих мест создание оптимальных условий труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов обеспечение инвалидов транспортом для доставки к месту работы и с работы создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к социальной инфраструктуре (приспособление к потребностям инвалидов жилищ, улиц, транспорта, средств связи и массовой информации, зданий и сооружений культурно - бытового и отдельных зданий производственного назначения).
Льготы по налогу на прибыль общественным объединениям (кроме общественных организаций инвалидов), в том числе объединяющим лиц, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС (принимавших участие в ликвидации ее последствий), а также Союзу ветеранов Афганистана не предусмотрены.
На предприятия, переданные в собственность общественных организаций инвалидов решениями органов Госкомимущества, распространяется льготный порядок налогообложения прибыли, установленный для предприятий, находящихся в собственности общественных организаций инвалидов.
Налоги, служащие источниками образования
дорожных фондов
При рассмотрении вопросов, связанных с уплатой налогов в дорожные фонды, следует руководствоваться Законом РФ от 18 октября 1991 г. N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации", Инструкцией Госналогслужбы РФ от 15 мая 1995 г. N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" (в редакции последующих изменений и дополнений).
От уплаты налога с владельцев транспортных средств освобождаются общественные организации инвалидов, использующие транспортные средства для осуществления своей уставной деятельности.
От уплаты налога на приобретение автотранспортных средств освобождаются общественные объединения (организации), использующие приобретаемые автотранспортные средства для выполнения своей уставной деятельности.
Льгота по налогам на владельцев транспортных средств и приобретение автотранспортных средств на предприятия, находящиеся в собственности общественных организаций инвалидов, не распространяется. В настоящее время льготой по данным налогам могут пользоваться только общественные организации инвалидов, использующие приобретаемые автотранспортные средства для выполнения своей уставной деятельности.
Наличие каких-либо специальных документов, служащих доказательством приобретения автотранспортных средств для выполнения уставной деятельности общественной организацией инвалидов, законодательством не регламентировано.
Однако следует отметить, что количество и тип приобретаемых автотранспортных средств не должны вызывать сомнения в целесообразности их использования для выполнения уставной деятельности общественной организации. Данные транспортные средства находятся на балансе общественной организации и не могут быть использованы не по своему назначению (например, переданы в аренду, прокат и т.п.). Транспортные документы, подтверждающие использование автотранспорта, не должны противоречить видам деятельности организации, зафиксированным в ее уставе.
Государственная пошлина
Следует руководствоваться Законом РФ от 9 декабря 1991 г. N 2005-1 "О государственной пошлине" (в редакции Федерального закона от 31 декабря 1995 г. N 226-ФЗ).
От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются: общественные организации инвалидов, их учреждения, учебно - производственные организации и объединения - по всем искам.
От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются: общественные организации инвалидов, их учреждения, учебно - производственные организации и объединения.
От уплаты государственной пошлины в органах, совершающих нотариальные действия, освобождаются: общественные организации инвалидов, их учреждения, учебно - производственные организации и объединения - по всем нотариальным действиям.
Счет по оплате госпошлины указанным организациям не выставляется. Плательщиком пошлины в этом случае является вторая сторона, если она не освобождена от уплаты пошлины.
Для отдельных плательщиков право устанавливать дополнительные льготы по государственной пошлине предоставлено органам государственной власти автономных областей, автономных округов, районов, городов (кроме районного подчинения), районов в городах. Такое право финансовым органам не предоставлено.
Транспортный налог
Следует руководствоваться Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" (в редакции последующих изменений и дополнений), письмом Госналогслужбы РФ от 17 января 1994 г. N ВГ-4-16/5н "О порядке применения Указа Президента РФ "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней", письмом Госналогслужбы РФ, Минфина РФ от 17 марта 1994 г. N ВЗ-4-15/39н, 28 "О транспортном налоге".
Льготы по транспортному налогу для общественных организаций инвалидов, предприятий, объединений и учреждений, находящихся в собственности этих организаций и созданных для осуществления их уставных целей, не предоставляются. Однако финансовые органы субъектов Российской Федерации могут предоставлять указанным организациям отсрочки платежей транспортного налога в соответствующий бюджет в пределах сумм, подлежащих уплате.
Следует руководствоваться Законом РФ от 6 декабря 1991 г. N 1993-1 "Об акцизах" (в редакции Федерального закона от 7 марта 1995 г. N 23-ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 г. N 1078 "Об акцизе на автомобили марки "Ока".
Акцизами не облагаются легковые автомобили с ручным управлением (кроме легковых автомобилей марки "Ока", для которых ставка акциза установлена в размере 0,5 процента к стоимости изделия по отпускным ценам), реализуемые инвалидам в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Налоги субъектов РФ
Налог на имущество предприятий
Следует руководствоваться Законом РФ от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий", Инструкцией Госналогслужбы РФ от 8 июня 1995 г. N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" (в редакции последующих изменений и дополнений).
Данным налогом не облагается имущество общественных организаций инвалидов, а также других предприятий, учреждений и организаций, в которых инвалиды составляют не менее 50 процентов от общего числа работников.
Под общим числом работников понимается среднесписочная численность предприятия, учреждения и организации, в которую включаются работники, состоящие в штате, а также совместители (без внутренних) и работники, выполняющие работу по договору подряда и другим договорам гражданско - правового характера.
Льготу по налогу на имущество имеют организации любых организационно - правовых форм независимо от вида их деятельности (в том числе организации, занимающиеся оптовой, розничной торговлей, торгово - закупочной, снабженческо - сбытовой, а также посреднической деятельностью), в которых инвалиды составляют не менее 50 процентов от среднесписочной численности предприятия, а также общественные организации инвалидов.
Предприятия, находящиеся в собственности общественных организаций инвалидов, могут пользоваться льготой по налогу на имущество, только если инвалиды составляют не менее 50 процентов от его среднесписочной численности.
Определение среднесписочной численности работников производится в порядке, описанном выше.
Прочие налоги
Льготы по остальным налогам субъектов РФ, установленным для юридических лиц и не рассмотренным в предыдущих разделах (а именно: по лесному доходу по плате за воду по сбору на нужды образовательных учреждений), законодательством РФ для организаций инвалидов не предусмотрены.
Льготы по данным налогам могут предоставляться соответствующими органами управления субъектов Российской Федерации.
В соответствии с действующим в настоящее время Постановлением Верховного Совета РФ от 10 июля 1992 г. N 3257-1 "О внесении изменений в постановление Верховного Совета РФ по вопросам налогообложения" органам государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных округов, органам местного самоуправления рекомендовано освобождать от уплаты местных налогов и сборов инвалидов, а также предприятия, учреждения и организации, в составе которых инвалиды составляют не менее 50 процентов от общего числа работников.
Местные налоги
Льготы по местным налогам устанавливаются соответствующими местными органами управления.
Льготы по местным налогам, установленным для юридических лиц (а именно: по земельному налогу налогу на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне сбору за право торговли целевым сборам на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования налогу на рекламу налогу на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров лицензионному сбору за право торговли винно - водочными изделиями сбору за право использования местной символики сбору за уборку территорий населенных пунктов сбору за открытие игорного бизнеса налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы), законодательством РФ для организаций инвалидов не предусмотрены.
Льготы по данным налогам могут предоставляться местными органами власти для организаций инвалидов соответствующих регионов.
Обязательные взносы в государственные
внебюджетные фонды
Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ
Следует руководствоваться Инструкцией о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденной Постановлением Пенсионной фонда РФ от 11 ноября 1994 г. N 258 (в редакции последующих изменений и дополнений) письмом Пенсионного фонда РФ от 14 февраля 1996 г. N ЛЧ-16-11/843-ИН "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации".
От уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд освобождаются общественные организации инвалидов, а также находящиеся в собственности этих организаций предприятия, объединения и учреждения, созданные для осуществления их уставных целей.
Решение об освобождении указанных организаций и их предприятий от уплаты взносов принимается после рассмотрения учредительных документов управляющими отделениями Пенсионного фонда РФ.
Вместе с тем законодательством Российской Федерации не предусмотрено освобождение граждан, работающих в общественных организациях инвалидов, а также на принадлежащих этим организациям предприятиях, от уплаты страхового взноса в размере 1 процента, установленного для работающих граждан, в том числе работающих пенсионеров.
При решении вопроса о праве предприятия на освобождение от уплаты страховых взносов необходимо соблюдение двух условий:
а) предприятие должно находиться в собственности только общественной организации инвалидов
б) предприятие должно осуществлять уставные цели той общественной организации инвалидов, которой оно принадлежит на праве собственности, что должно быть отражено в их уставах.
Нельзя принимать во внимание только запись в уставе предприятия о том, что оно является собственностью общественной организации инвалидов. Необходимо также обращать внимание и на организационно - правовой статус предприятия, так как некоторые предприятия не могут принадлежать на праве собственности только общественной организации инвалидов.
Так, например, кооперативы не могут принадлежать одному собственнику, так как являются общественной организацией граждан, добровольно объединившихся на основе членства для совместного ведения хозяйственной и иной деятельности на базе принадлежащего ей на праве собственности арендованного или предоставленного в бесплатное пользование имущества, самостоятельности, самоуправления и самофинансирования.
Общество с ограниченной ответственностью (закрытое акционерное общество) представляет собой объединение граждан и (или) юридических лиц, и его имущество принадлежит им на праве общей долевой собственности (если у общества несколько учредителей). Поэтому такие предприятия при этих условиях не могут принадлежать на праве собственности только общественной организации инвалидов (за исключением случая, когда уставный капитал принадлежит одному учредителю).
Предприятия, которые наравне с общественными организациями инвалидов принадлежат также и другим юридическим или физическим лицам, от уплаты страховых взносов не освобождаются (письмо Пенсионного фонда РФ Отделению Пенсионного фонда РФ по Белгородской области от 29 апреля 1994 г. N ЛЧ-12/2247).
Страховые взносы в Фонд социального
страхования РФ
От уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации освобождаются общественные организации инвалидов, находящиеся в собственности этих организаций предприятия, объединения и учреждения, созданные для осуществления их уставных целей.
Для освобождения предприятий, объединений и учреждений от уплаты взносов в Фонд социального страхования РФ необходимо два условия: во-первых, чтобы они находились в собственности общественных организаций инвалидов и, во-вторых, чтобы они были созданы для осуществления уставных целей общественных организаций инвалидов. Количество инвалидов, работающих на таких предприятиях, в данном случае значения не имеет.
С целью выявления вышеуказанных обстоятельств необходимо проанализировать учредительные документы юридического лица (учредительный договор, устав или положение), сравнить эти документы с уставом общественной организации инвалидов, а также проверить фактическую реализацию соответствующих положений учредительных документов. В случае, если будет установлено отсутствие хотя бы одного из двух указанных выше условий или невыполнение их на практике, отделение Фонда социального страхования вправе отказать предприятию в предоставлении льготы по уплате взносов.
Предприятия, освобожденные от уплаты взносов в Фонд социального страхования, не лишаются социальных выплат, производимых за счет данных средств.
Расходы на цели социального страхования работников предприятий и учреждений, освобожденных от уплаты взносов в Фонд социального страхования РФ, производятся за счет средств региональных отделений Фонда социального страхования. При этом расходы на выплату пособий возмещаются в полном объеме (по факту), а на санаторно - курортное лечение и оздоровление - в пределах норматива, рассчитанного исходя из условной суммы страховых взносов.
Обязательные взносы в прочие государственные
внебюджетные фонды
От уплаты страховых взносов в Государственный фонд занятости населения РФ, Фонд обязательного медицинского страхования освобождаются общественные организации инвалидов, находящиеся в собственности этих организаций предприятия, объединения и учреждения, созданные для осуществления их уставных целей.
Нормативные документы:
Закон РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-1 "О медицинском страховании граждан Российской Федерации" (в редакции последующих изменений и дополнений)
Закон РФ от 21 декабря 1995 г. N 207-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и фонды обязательного медицинского страхования на 1996 г.".
Начальник Государственной налоговой инспекции
по городу Краснодару,
советник налоговой службы 1 ранга
О применении льготы по НДС организациями, использующими труд инвалидов
О применении льготы по НДС организациями, использующими труд инвалидов
М.Н. Хромова,
консультант Департамента налоговой политики Минфина России
В налоговом законодательстве изначально предусматривались социально значимые льготы для организаций или предприятий, использующих труд инвалидов.
С течением времени в условиях совершенствования налогового законодательства менялся характер данной льготы по НДС.
Если обратиться к законодательству по НДС, действовавшему до 1 января 2001 года, то есть до введения в действие главы 21 Налог на добавленную стоимость части второй Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), то необходимо иметь в виду следующие нормы, регулирующие порядок применения НДС для организаций, использующих труд инвалидов.
Согласно подпункту х п. 1 ст. 5 Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 О налоге на добавленную стоимость (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 02.01.2000 N 36-ФЗ О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость”) от НДС освобождались товары (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по представлению общеРоссийских общественных организаций инвалидов), работы, услуги (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производившиеся и (или) реализовавшиеся организациями, не менее 50 % общей численности работников которых были инвалидами и уставный капитал которых полностью состоял из вкладов общеРоссийских общественных организаций инвалидов.
К сожалению, практика применения данной льготы в 2000 году, то есть непосредственно перед введением в действие НК РФ, свидетельствовала о негативном отношении к этой норме со стороны большого количества организаций, которые использовали в то время труд инвалидов, но не имели в уставном капитале вкладов общеРоссийских организаций инвалидов (ВОИ, ВОС, ВОГ) и, соответственно, не имели права применять льготное обложение НДС при осуществлении своей деятельности.
Учитывая подобное отношение организаций, применявших труд инвалидов, а также в целях поддержки социально не защищенных слоев населения, при подготовке главы 21 Налог на добавленную стоимость НК РФ предлагалось установить льготу по НДС независимо от наличия вкладов общеРоссийских общественных организаций инвалидов в уставный капитал. В результате проведенной работы данное предложение было поддержано, и льгота по НДС для организаций, использующих труд инвалидов, претерпела существенные изменения.
Вместе с тем установленный с 1 января 2001 года главой 21 Налог на добавленную стоимость НК РФ порядок применения льготного обложения НДС организаций (предприятий), использующих труд инвалидов, имеет свои особенности.
Со времени введения в действие НДС организациям, использующим труд инвалидов, предоставлялось право выбора применения или неприменения данной льготы.
Существует такая норма и в НК РФ.
Так, согласно п. 5 ст. 149 НК РФ налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные п. 3 данной статьи (в том числе подпунктом 2) Кодекса, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование. При этом он должен выполнить определенные условия. Такой отказ возможен только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами п. 3 ст. 149 НК РФ. Не допускается, чтобы подобные операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг). Не допускается отказ от освобождения от налогообложения операций на срок менее одного года.
Согласно подпункту 2 п. 3 ст. 149 НК РФ с 1 января 2001 года от НДС освобождается реализация товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых:
- общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %
- организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди работников этих организаций составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 %.
Кроме того, в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах (далее - Закон N 118-ФЗ) с 1 января 2001 года до 1 января 2002 года льгота по НДС предоставлялась и иным организациям, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляла не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 % при реализации производимых такими организациями товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг). При этом в соответствии с указанной статьей Закона N 118-ФЗ перечень таких организаций должен быть утвержден Правительством РФ.
Таким образом, согласно ст. 149 НК РФ льготный режим обложения НДС установлен для товаров, производимых и реализуемых организациями, использующими труд инвалидов, при соблюдении условий, предусмотренных подпунктом 2 п. 3 данной статьи Кодекса. Что касается операций по реализации закупленных товаров, осуществляемых вышеуказанными организациями, то такие операции облагаются НДС в общеустановленном порядке.
Перечень товаров, подлежащих налогообложению при их реализации общественными организациями инвалидов, а также организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%, определен постановлением Правительства РФ от 22.11.2000 N 884 Об утверждении перечня товаров, реализация которых не подлежит освобождению от обложения налогом на добавленную стоимость, а также при производстве и (или) реализации которых осуществляющие их организации не подлежат освобождению от уплаты единого социального налога (взноса) (далее - Постановление N 884).
В соответствии с действующим порядком подготовки документов МНС России утвердило приказом от 20.12.2000 N БГ-3-03/447 Методические рекомендации по применению главы 21 Налог на добавленную стоимость Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Методические рекомендации).
Пунктом 21 Методических рекомендаций предусмотрен порядок льготного обложения НДС организаций, использующих труд инвалидов. При применении освобождения от налогообложения организациями, перечисленными в подпункте 2 п. 3 ст. 149 НК РФ, следует иметь в виду, что торговая, брокерская и посредническая деятельность всех перечисленных в указанном подпункте организаций [за исключением посреднической деятельности по реализации товаров (услуг), приведенных в п. 1, подпунктах 1 и 8 п. 2 и подпункте 6 п. 3 ст. 149 НК РФ] облагается НДС.
Организации, указанные в подпункте 2 п. 3 ст. 149 НК РФ, освобождаются от уплаты налога также при осуществлении ими операций по передаче товаров, выполнению работ, оказанию услуг для собственных нужд.
С введением в действие данной нормы организации, среди работников которых инвалиды составляют не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 %, имеют право на налоговое освобождение вне зависимости от территориальной сферы деятельности общественных организаций, сформировавших их уставный капитал.
При определении права на освобождение от налогообложения указанными организациями среднесписочная численность работников определяется в соответствии с инструкцией Госкомстата России от 07.12.1998 N 121 По заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения, согласно которой при определении среднесписочной численности не учитывается численность внешних совместителей и лиц, не состоящих в штате, выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера.
В целях определения права на освобождение от налогообложения принимаются фактические показатели среднесписочной численности работающих на конец налогового периода.
Известно, что у организаций, использующих труд инвалидов, всегда возникали проблемы при применении льготы по НДС. Так, например, изменчивость среднесписочной численности этой группы работающих (то есть инвалидов) на том или ином предприятии создает сложности в определении среднесписочной численности инвалидов для целей льготного налогообложения до начала налогового периода. Особенно это касалось общественных организаций инвалидов.
В целях упрощения льготного обложения НДС для такой группы предприятий, имевших в течение налогового периода непостоянное количество инвалидов, предлагалось предоставить право общественным организациям инвалидов, применяющим освобождение от обложения НДС, не уплачивать этот налог в бюджет в случаях взимания НДС с покупателей товаров (работ, услуг).
Согласно подпункту 2 п. 5 ст. 173 НК РФ в случае предъявления покупателям товаров (работ, услуг) НДС налогоплательщиками, применяющими освобождение от налогообложения, сумма налога, указанная ими в соответствующем счете-фактуре, подлежит уплате в бюджет.
Очевидно, что принятие данного предложения привело бы к потерям доходов федерального бюджета, поскольку суммы НДС, которые указывались бы в счетах-фактурах продавцами товаров (работ, услуг) и, соответственно, принимались бы у покупателей к вычету, в бюджет не поступали бы. Кроме того, принятие решения о специальном порядке применения НДС организациями, использующими труд инвалидов, поставило бы их в неравные условия с другими налогоплательщиками, реализующими товары (работы, услуги), освобожденные от налогообложения.
Что касается сложности определения до начала налогового периода среднесписочной численности инвалидов для целей льготного налогообложения, то согласно п. 5 ст. 149 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие операции по реализации товаров (работ, услуг), освобожденных от НДС, в том числе общественные организации инвалидов, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, предоставив соответствующее заявление в налоговый орган по месту своей регистрации.
С момента введения в действие главы 21 Налог на добавленную стоимость НК РФ (то есть с 1 января 2001 года) при конкретном рассмотрении нормы ст. 26 Закона N 118-ФЗ у организаций, использующих труд инвалидов, льготное налогообложение которых регулировалось этой статьей, возникал вопрос о скорейшем утверждении перечня таких организаций, использующих труд инвалидов и, соответственно, имеющих право на применение льготы по НДС.
Во время создания перечня таких организаций было рассмотрено много предложений, в том числе по созданию подобного перечня конкретных организаций в отдельном регионе (например по г. Москве).
В результате проведенных исследований организаций, использующих труд инвалидов и применяющих льготное налогообложение в соответствии со ст. 26 Закона N 118-ФЗ, с учетом такого важного фактора, как значительное и непостоянное количество организаций, использующих труд инвалидов, а также принимая во внимание изменчивость среднесписочной численности работающих в них инвалидов и их доли в фонде оплаты труда, была определена согласованная позиция ряда организаций в отношении нецелесообразности утверждения такого перечня организаций, использующих труд инвалидов.
Таким образом, своеобразным итогом данной работы стало принятие Федерального закона от 15.12.2001 N 165-ФЗ О внесении изменений в статью 26 Федерального закона “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах” (далее - Закон N 165-ФЗ).
Согласно Закону N 165-ФЗ с 1 января 2001 года до 1 января 2002 года от НДС освобождались операции по реализации (в том числе передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общеРоссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых организациями, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляла не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 %. При этом действие Закона N 165-ФЗ распространялось на правоотношения, возникшие с 1 января 2001 года.
С введением в действие данной нормы Закона N 165-ФЗ в целях освобождения от обложения НДС утверждать перечень организаций, использующих труд инвалидов, необходимости уже не было.
Как уже упоминалось, перечень товаров, подлежащих налогообложению при реализации их общественными организациями инвалидов, а также организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 %, установлен Постановлением N 884.

В целях унификации норм законодательства по НДС организациям, применяющим труд инвалидов и освобожденным от обложения НДС в соответствии с Законом N 165-ФЗ, следовало применять перечень товаров, установленный Постановлением N 884.
Учитывая вышеизложенное, дополнительных решений по реализации норм Закона N 165-ФЗ не потребуется.
Налоговые льготы при благотворительности
Налогообложение благотворителей
Если благотворитель - физическое лицо
Единственный налоговый стимул - социальный вычет по НДФЛ. Но он имеет ограничение: к вычету принимается не более 25% от общей суммы доходов, облагаемых по ставке 13%.
К примеру, если в течение года вы получили доход 2 миллиона рублей, из которых израсходовали на благотворительность 200 тысяч, можете подать декларацию на возврат из бюджета 26000 рублей (13% от 200000).
Налоговая льгота предоставляется, если помощь оказана благотворительной организации, НКО в области науки, культуры, спорта (кроме профессионального), образования, здравоохранения, защиты прав человека, охраны окружающей среды или религиозным организациям. Все они обязательно должны быть зарегистрированы как юридические лица.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!