Льготы работникам совмещающим работу обучением

Общая характеристика льгот работникам, совмещающим работу с обучением
Льготы для лиц, обучающихся в высших учебных заведениях и аспирантуре
Льготы для лиц, обучающихся в средних и профессионально-технических заведениях
Профессиональная подготовка и переподготовка
Общая характеристика льгот работникам, совмещающим работу с обучением
Правовые последствия аттестации работников
Результаты аттестации (оценка и рекомендации) заносятся в аттестационный лист установленной формы, который подписывается председателем, секретарем и всеми членами комиссии, бравшими участие в голосовании. Аттестационный лист хранится в личном деле работника. Результаты голосования сообщаются работнику непосредственно после голосования.
Материалы аттестации передаются руководителю предприятия для принятия решения не позднее 7 дней со дня аттестации.
Решение аттестационной комиссии носит для руководителя рекомендательный характер.
Если работник по результатам аттестации признан не соответствующим занимаемой должности, то собственник или уполномоченный им орган может уволить его по п.2 ст.40 не позднее 2 месяцев со дня аттестации. Увольнение после этого срока квалифицируется как проведенное без достаточных оснований.
Тема 13. Льготы для лиц, совмещающих работу с обучением
Льготы – это предоставление каких-либо преимуществ, частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения.
Государство закрепляет в ст.53 право каждого на образование (в том числе бесплатное), в ст.43 закреплено, что гос-во рализует программы профессионально-технического обучения, подготовки и переподготовки кадров в соответствии с общественными потребностями.
Развивая положения указанных статей трудовое законодательство закрепляет обязанность собственника создавать условия, для совмещения работы с обучением – ст.201-220 КЗоТ ст. 26 Закона «О предприятиях». Эта обязанность может рассматриваться как элемент правового статуса работодателя. Т.е. при составлении графиков сменности, отпусков, направлении в командировку и в др.
Льготы работникам, обучающимся в учебных заведениях без отрыва от производства или непосредственно на производстве, предоставляются в отношении:
-отпуска
-рабочего времени и времени отдыха
-оплаты стоимости проезда на экзаменационную сессию и обратно
-работы и бытового обслуживания
Названные льготы носят целевой характер – создать наиболее благоприятные условия для совмещения работы с обучением.
Обучающиеся работники состоят одновременно в двух параллельных правоотношениях – в трудовом правоотношении с собственником и административно-правовом – с заведением образования. Право на льготы возникает у работника при наличии административного акта о зачислении его в учебное заведение. В дальнейшем это право зависит от успешности обучения – т.е. своевременной сдачи зачетов, экзаменов, письменных и др. работ. /работник обязан добросовестно учиться, а работодатель – предоставлять ему льготы/.
15. ЛЬГОТЫ ДЛЯ ЛИЦ, СОВМЕЩАЮЩИХ РАБОТУ С ОБУЧЕНИЕМ
Правовое регулирование льгот для работников, обучающимся без отрыва от производства, и особенности правоотношений с их участием
В целях реализации конституционных прав граждан на труд, образование и содействия повышению профессионального уровня работающих законодательство о труде предусматривает широкую систему льгот для граждан, совмещающих работу с обучением как непосредственно на производстве, так и в различных образовательных учреждениях.
Указанные льготы урегулированы гл. XIII КЗоТ РФ, Федеральным законом от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Положением о льготах для рабочих и служащих, совмещающих работу с обучением в учебных заведениях, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 24 декабря 1982 г. (с изменениями, внесенными Постановлением Кабинета Министров СССР от 15 июня 1991 г. ), и некоторыми другими нормативными актами.
Несмотря на то, что работники, совмещающие работу с обучением, объединены Законом в одну категорию, они являются участниками (субъектами ) различных видов правоотношений.
Так, лица, проходящие профессиональное обучение непосредственно на предприятии, сохраняют трудовые правоотношения с работодателем. В то же время работники, повышающие профессиональную квалификацию в учебных заведениях (курсах, институтах и т. д. ), и работники, обучающиеся без отрыва от производства в любых образовательных учреждениях, состоят не только в трудовых правоотношениях с работодателем, но и в административном правоотношении с этими учреждениями.
При этом применительно к рассматриваемым льготам законодательством определены некоторые требования к субъектам последних правоотношений. В частности, для обладания данными льготами работник, зачисленный на обучение решением учебного заведения (приказом, распоряжением его руководителя ), в соответствии с п. 1 вышеприведенного Положения обязан обучаться в нем успешно. В свою очередь, согласно ст. 196 КЗоТ РФ образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования должны иметь государственную аккредитацию и лишь при этом условии обучение в них поощряется законом, в связи с чем работодатель обязан обеспечить реализацию работниками предусмотренных для них льгот.
Виды и формы профессионального обучения
Непосредственно на производстве применяются следующие виды профессионального обучения работников:- подготовка новых работников - профессиональное обучение работников из числа лиц, принятых на работу и ранее не имевших профессии
- переподготовка и обучение работников вторым профессиям - обучение работников, уже имеющих профессию, с целью получения новой
- повышение квалификации работников - профессиональное обучение, направленное на совершенствование профессиональных знаний, навыков и умения по имеющейся профессии.
Как предусмотрено ст. 186 КЗоТ РФ, по окончании профессионального обучения на производстве работникам предоставляется работа в соответствии с полученной квалификацией.
Льготы, предусмотренные законодательством для работников, обучающихся в учебных заведениях
Наиболее широкими льготами закон наделяет лиц, совмещающих работу с обучением в образовательных учреждениях: общеобразовательных школах (вечерних и сменных ), образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования. Следует учитывать, что современный Кодекс законов о труде РФ, так же как и вышеуказанное Положение, продолжает использовать прежнюю терминологию, относящуюся к названиям этих учебных заведений: профессионально-технические, средне-специальные и высшие учебные заведения.
Объем и содержание этих льгот зависят не только от вида учебного заведения, но и от формы (очно-заочной или заочной ), периода обучения работников (1 и 2 курсы обучения, 3 и последующие курсы обучения ). Причем рассматриваемые льготы существенно изменяются и увеличиваются для обучающихся на последних курсах обучения и получающих образование на заочных отделениях (факультетах ).
Льготы для лиц, обучающихся в высших учебных заведениях, в настоящее время урегулированы ст. 17 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ (при этом положения отдельных статей главы XIII КЗоТ РФ в связи с принятием данного закона не изменены ).
Независимо от вида образовательного учреждения работникам, совмещающим работу с обучением, законодательством установлены следующие льготы:- Создание необходимых условий для совмещения работы с обучением (ст. 187 КЗоТ РФ ). Обязанности по созданию таких условий законом возлагаются на работодателя и могут быть конкретизированы и перечислены в индивидуальных трудовых договорах (контрактах ) с работниками, коллективных договорах и соглашениях, правилах внутреннего трудового распорядка, положениях о персонале и других локальных нормативных актах, действующих в организациях.
- Поощрение за успешное совмещение работы с обучением (ст. 188 КЗоТ РФ ). К этим работникам могут применяться любые поощрения, определенные законодательством (ст. 131-133 КЗоТ РФ, локальными нормативными актами и тд. ).
- Оплата проезда к месту нахождения (и обратно ) заочного учебного заведения (ст. 200 КЗоТ РФ и ст. 17 Федерального закона № 125-ФЗ ).
- В области рабочего времени работников (ст. 189,190, 197 КЗоТ РФ и ст. 17 Федерального закона № 125-ФЗ ):
- установление им сокращенного рабочего дня или рабочей недели
- запрещение привлечения всех субъектов льгот к сверхурочным работам в дни занятий в учебных заведениях (ст. 193 КЗоТ РФ ).
- Предоставление отпусков:
- дополнительных оплачиваемых учебных отпусков в период обучения в учебном заведении (ст. 191, 192, 194, 198 КЗоТ РФ и ст. 17 Федерального закона № 125-ФЗ ). Диапазон продолжительности учебных отпусков, предоставляемых всем субъектам льгот, составляет от 4 календарных дней до 4 месяцев. В период отпуска за работником сохраняется среднемесячный заработок, исчисленный в порядке, предусмотренном для оплаты ежегодных отпусков (в настоящее время из расчета трех последних месяцев работы ). Основанием для предоставления отпуска является справка-вызов установленной формы. По желанию работника допускается присоединение ежегодного отпуска к учебным отпускам
- для поступления в учебное заведение (ст. 195 КЗоТ РФ ):
- допущенным к вступительным экзаменам в высшие учебные заведения - продолжительностью 15 календарных дней (не считая времени на проезд к месту нахождения учебного заведения и обратно ) без сохранения заработной платы
- допущенным к вступительным экзаменам в средние специальные учебные заведения - продолжительностью 10 календарных дней (не считая времени проезда туда и обратно ) без сохранения заработной платы.
- Предоставление работы в соответствии с полученной квалификацией и образованием (ст. 195 КЗоТ РФ и локальные нормативные акты ).
- Иные льготы.
Льготы для лиц, совмещающих работу с обучением в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования
Виды льгот для работников, обучающихся в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, установлены Кодексом законов о труде РФ и ст. 17 Федерального закона № 125-ФЗ.
В соответствии с названным законодательством этим работникам установлены следующие льготы:- Предоставление учебных отпусков на период установочных занятий, выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов (ст. 198 КЗоТ РФ и ст. 17 Федерального закона № 125-ФЗ ):
- обучающимся на 1 и 2 курсах в образовательных учреждениях среднего профессионального образования по вечерней форме обучения- продолжительностью 10 календарных дней, а по заочной форме обучения - 30 календарных дней, ежегодно.
- обучающимся на 3 и последующих курсах обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования по вечерней форме обучения - продолжительностью 20 календарных дней, а по заочной форме обучения - 40 календарных дней, ежегодно.Для обучающихся на 3 и последующих курсах обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (независимо от формы обучения ) в этих же целях предоставляются отпуска длительностью 50 календарных дней, ежегодно
- на период сдачи государственных экзаменов в образовательных учреждениях среднего профессионального образования - 30 календарных дней, а в образовательных учреждениях высшего профессионального образования - 1 месяц
- на период подготовки и защиты дипломной работы (проекта ) со сдачей государственных экзаменов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования- 4 месяца, а в образовательных учреждениях среднего профессионального образования - 2 месяца.
- работающим в режиме 6-дневной рабочей недели работодатель обязан предоставить 1 свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере 50% среднемесячной заработной платы
- работающим в режиме 5-дневной рабочей недели работодатель обязан предоставить такое количество свободных от работы дней (оплачиваемых в указанном размере ), которые бы в пересчете на рабочие часы соответствовали количеству свободных от работы часов, предоставляемых работникам при 6-дневной рабочей неделе (см. выше ).
Подобная льгота по оплате проезда должна предоставляться работодателями и работникам, обучающимся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Однако оплата проезда им компенсируется в размере 100 процентов его стоимости (ст. 17 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ ).
Во всех этих случаях расходы по проезду возмещаются обучающимся в порядке, предусмотренном законодательством для компенсации таких же расходов при служебных командировках.
Рассматривая вышеперечисленные льготы для работников, совмещающих работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, следует иметь в виду следующие два обстоятельства:Совмещающим работу с обучением
Читайте также:
1. В КЗоТ статьи о льготах для работников, совмещающих работу с обучением, были выделены в отдельную гл. XIII. существовавшую самостоятельно, независимо от гл. VIII Гарантии и компенсации. При разработке Трудового кодекса его авторы по-иному подошли к оценке льгот упомянутым работникам, расценив их как гарантии и компенсации. Действительно, сохранение места работы за обучающимися, предоставление учебных отпусков есть не что иное, как гарантии со стороны государства тем лицам, которые в период работы стремятся повысить уровень своих знаний, квалификацию, получить то или иное профессиональное образование. Оплата в ряде случаев учебных отпусков представляет гарантийную выплату, а оплата проезда к месту учебы и обратно - компенсационную выплату. В связи с этим гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением, выделенные в отдельную гл. 26. являются составной частью всех тех гарантий и компенсаций, что предусмотрены Трудовым кодексом.
2. Основные отличия гл. 26 ТК от гл. XIII КЗоТ (Льготы для работников, совмещающих работу с обучением) следующие.
1. В гл. 26 ТК не вошли положения, содержащиеся в ст. 184-188 КЗоТ по поводу профессионального обучения на производстве, его форм, предоставления прошедшим обучение соответствующей работы. В Трудовом кодексе правам и обязанностям работодателя и работников по осуществлению профессиональной подготовки (переподготовки) посвящен специальный разд. IX .
2. Наименование разного рода учебных заведений в Трудовом кодексе приведено в соответствие с теми, что содержатся в Федеральных законах Об образовании (он действует в ред. Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ - СЗ РФ. 1996. N 30. Ст. 1797 - с последующими изменениями и дополнениями), от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ О высшем и послевузовском профессиональном образовании (СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4135 2000. N 29. Ст. 3001 N 33. Ст. 3348 РГ. 2002. 28 июня) и в тех Типовых положениях об образовательных учреждениях, которые были приняты после вступления в силу указанных Федеральных законов (например, см. Типовое положение о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении, утв. постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1237 в ред. от 9 сентября 1996 г. - СЗ РФ. 1994. N 29. Ст. 3050 1996. N 38. Ст. 4430 Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утв. постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. N 264 - СЗ РФ. 2001. N 16. Ст. 1595 Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утв. постановлением Правительства РФ от 3 марта 2001 г. N 160 - СЗ РФ. 2001. N 11. Ст. 1034).
3. В гл. 26 ТК нет отдельных статей о сокращенном рабочем времени для обучающихся и о времени предоставления им ежегодного отпуска. Записи о ежегодном отпуске и сокращении рабочего времени содержатся соответственно в ст. 177 и 173-175. 92 ТК.
4. Гарантии и компенсации представлены в гл. 26 ТК применительно к уровню образования: в ст. 173 они касаются работников, получающих высшее профессиональное образование, в ст. 174 - среднее профессиональное образование, в ст. 175 - начальное профессиональное образование, в ст. 176 - общее образование в вечерних (сменных) учреждениях. Завершает главу ст. 177. в которой содержатся общие правила для всех обучающихся. В гл. XII КЗоТ разделение статей шло в первую очередь по видам льгот, а затем уже по видам образовательных учреждений.
5. Все гарантии и компенсации, названные в гл. 26 ТК, имеют лишь те работники, которые обучаются в учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию (см. ст. 173-176 ).
6. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в учреждениях, не имеющих государственной аккредитации, могут предоставляться лишь в том случае, если они оговорены в коллективных или трудовых договорах (см. ст. 173-176 ).
7. Трудовым кодексом учебные отпуска в большинстве случаев установлены большей продолжительности, чем КЗоТ .
8. Оплата учебных отпусков (кроме тех случаев, когда прямо говорится, что отпуск предоставляется без сохранения заработной платы) производится в размере среднего заработка.
9. Впервые появились отпуска без сохранения заработной платы, предоставляемые тем, кто обучается в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования по очной форме обучения и совмещает учебу с работой (см. ст. 173 и 174 ТК).
Статья 173. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, и работникам, поступающим в указанные образовательные учреждения
1. Гарантии и компенсации, предусмотренные ст. 173 ТК, выражаются в следующем:
в предоставлении оплаченных учебных отпусков (помимо ежегодных отпусков)
в закреплении обязанности работодателя в ряде случаев предоставлять обучающимся отпуска без сохранения заработной платы
в оплате проезда учащимся-заочникам к месту нахождения учебного заведения и обратно
в установлении (по желанию учащегося) сокращенного рабочего времени
2. Система высшего профессионального образования, порядок приема в такие образовательные учреждения, обучения в них, льготы лицам, совмещающим работу с учебой в высшем учебном заведении, определены в Федеральном законе от 19 июля 1996 г. (22 августа 1996 г.) N 125-ФЗ О высшем и послевузовском профессиональном образовании с изменениями и дополнениями (СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4135).
Положение о государственной аккредитации высшего учебного заведения утв. постановлением Правительства РФ от 2 декабря 1999 г. N 1323 (СЗ РФ. 1999. N 49. Ст. 6006).
3. По своему содержанию ст. 173 ТК совпадает со ст. 17 указанного в _ 2 Федерального закона от 22 августа 1996 г. Установление соответствия названных статей друг другу привело к значительному увеличению продолжительности учебных отпусков (по сравнению с их продолжительностью, определенной ранее ст. 198 КЗоТ). Например, в соответствии со ст. 198 КЗоТ успешно обучающимся в вечерних высших учебных заведениях учебный отпуск на первом и втором курсах составлял 20 календарных дней, на третьем и последующем курсах - 30 календарных дней. Отпуска учащихся в вечерних средних образовательных учреждениях составляли соответственно 10 и 20 календарных дней.
В ст. 173 ТК предусмотрено, что при обучении в учреждении высшего профессионального образования по вечерней форме обучения для прохождения промежуточной аттестации на I и II курсах отпуск предоставляется по 40 календарных дней, на каждом из последующих курсов - по 50 календарных дней (при освоении основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки на II курсе - 50 календарных дней).
4. Гарантийная выплата, полагающаяся работникам при установлении сокращенного рабочего времени (ч. 3 и ч. 4 ст. 173 ТК), имеет два цифровых выражения: она составляет 50% среднего заработка и в то же время не может быть ниже минимального размера оплаты труда (с 1 мая 2002 г. - не ниже 450 руб.) в расчете на месяц.

5. На практике возник вопрос: может ли работник, договорившийся с работодателем о предоставлении ему одного свободного дня в неделю, суммировать неиспользованные в течение нескольких недель дни. Положительно этот вопрос был решен еще в советский период для учителей и работников, подготавливаемых для рыбной промышленности.
Если учителя обучаются в высших педагогических образовательных учреждениях, то по их желанию полагающиеся им свободные от работы дни предоставляются суммарно в каникулярный период (постановление Совета Министров РСФСР от 15 марта 1962 г. - СП РСФСР. 1962. N 7. Ст. 39).
Студентам вузов, осуществляющих подготовку специалистов для рыбной промышленности, разрешено на период 10 учебных месяцев перед началом выполнения дипломного проекта (работы) или сдачи итоговых государственных экзаменов суммировать свободные от работы дни и использовать в удобное для них время по договоренности с работодателем (см. приказ Минвуза СССР от 10 сентября 1985 г. N 636 - Бюллетень Минвуза СССР. 1985. N 11).
6. Статья 173 ТК ничего не говорит о гарантиях и компенсациях выпускникам вузов, которые учились на основе контрактов с работодателями. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1995 г. N 942 О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним специальным образованием (п. 4 ) выпускники, выезжающие на работу в соответствии с заключенным контрактом за пределы места постоянного жительства, а также члены их семей имеют право на получение компенсаций в соответствии с законодательством и обеспечиваются работодателем, включая органы местного самоуправления, жилой площадью по установленной норме. Проживание в общежитии, аренда жилья являются временной мерой обеспечения выпускника и членов его семьи жилой площадью (СЗ РФ. 1995. N 39. Ст. 3777).
7. Лицам, допущенным к вступительным испытаниям в аспирантуру, предоставляются отпуска продолжительностью 30 календарных дней с сохранением средней заработной платы по месту работы.
Аспиранты, обучающиеся в аспирантуре по заочной форме обучения, имеют право на ежегодные дополнительные отпуска по месту работы продолжительностью 30 календарных дней с сохранением средней заработной платы. К этому отпуску добавляется время, затраченное на проезд от места работы до места нахождения аспирантуры и обратно также с сохранением средней заработной платы. Проезд оплачивает организация-работодатель.
Аспиранты-заочники имеют право на один свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере 50% получаемой заработной платы, но не ниже минимального размера оплаты труда. Организация-работодатель вправе предоставлять аспирантам по их желанию на четвертом году обучения дополнительно не более двух свободных от работы дней в неделю без сохранения заработной платы. (п. 8 ст. 19 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ О высшем и послевузовском профессиональном образовании).
8. Для завершения диссертации на соискание ученой степени кандидата наук или доктора наук работникам организации по месту работы предоставляются отпуска с сохранением заработной платы продолжительностью соответственно три или шесть месяцев в порядке, установленном положениями об аспирантах, докторантах и соискателях (п. 12 ст. 19 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ).
9. Соискатели, работающие над диссертациями на соискание ученой степени доктора наук и имеющие значительные научные результаты по актуальным социально-экономическим проблемам или приоритетным направлениям фундаментальных научных исследовании, могут быть переведены на должности научных работников на срок до двух лет для подготовки диссертаций. В таком случае за ними сохраняются получаемые ими должностные оклады и право на возвращение на прежние места работы (п. 13 ст. 19 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ О высшем и послевузовском профессиональном образовании).
10. Если работник обучается в учреждениях высшего профессионального образования, не имеющих государственной аккредитации, то он имеет право только на те гарантии и компенсации, которые предусмотрены в коллективном договоре организации или в заключенном с ним трудовом договоре (ч. 6 ст. 173 ТК).
11. Формы справки-вызова для студентов высших учебных заведений утв. приказом Минобразования России от 3 декабря 1999 г. N 1075 (изменения внесены приказом Минобразования России от 16 марта 2001 г. N 1022) - БНА. 2000. N 10 2001. N 17).
12. Получение впервые образования по образовательным программам высшего профессионального образования различных ступеней не рассматривается как получение второго высшего профессионального образования. Имеются в виду ступени высшего профессионального образования, подтверждаемые присвоением лицу квалификации (степени) бакалавр, квалификации дипломированный специалист, квалификации (степени) магистр (пп. 2. 6 ст. 6 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ).
Статья 174. Гарантии и компенсации работникам, обучающимся в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, и работникам, поступающим в указанные образовательные учреждения
1. Виды гарантий и компенсаций, полагающихся поступающим в образовательные учреждения среднего профессиональные учреждения и обучающимся в них, такие же, как и для тех, кто совмещает работу с учебой в высших учебных заведениях (см. _ 1 комментария к ст. 173 ТК). Однако продолжительность отпусков меньше. Например, поступающим в вуз отпуск без сохранения заработной платы дается на 15 календарных дней, поступающим в образовательное учреждение среднего профессионального образования - на 10 дней.
Не совпадает размер оплаты проезда к месту нахождения образовательного учреждения: у учащихся в образовательных учреждениях среднего профессионального образования он меньше наполовину.
Вопрос о сокращении рабочего времени в течение недели в ст. 173 и 174 ТК решается одинаково.
2. Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) утв. постановлением Правительства РФ от 3 марта 2001 г. N 160 (СЗ РФ. 2001. N 11. Ст. 1034), а Положение о государственной аккредитации образовательного учреждения среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения) - приказом Минобразования России от 2 июля 2001 г. N 2574 (БНА. 2001. N 37).
3. По месту работы для получения дополнительных отпусков учащийся представляет справку-вызов. форма которой утв. приказом Минобразования России от 1 октября 2001 г. N 3244 (РГ. 2001. 1 ноября). Формы справки-вызова разные в зависимости от того, для каких целей полагается отпуск - для выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов, экзаменов или для подготовки и защиты дипломного проекта (работы), сдачи итогового междисциплинарного экзамена по специальности, итоговых экзаменов по отдельным дисциплинам.
4. Если в организации есть лица, обучающиеся в средних специальных учебных заведениях, не имеющих государственной аккредитации, гарантии компенсации для них могут быть предусмотрены в коллективном договоре или в отдельных трудовых договорах.
Статья 175. Гарантии и компенсации работникам, обучающимся в образовательных учреждениях начального профессионального образования
1. Типовое положение об учреждении начального профессионального образования утв. постановлением Правительства РФ от 5 июня 1994 г. N 650 (СЗ РФ. 1994. N 8. Ст. 864), а Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений - приказом Минобразования России от 22 мая 1998 г. N 1327 с изменениями, внесенными приказом от 11 августа 2000 г. N 2439 (БНА. 1998. N 21 2000. N 35).
2. В ст. 175 ТК речь идет только о предоставлении оплаченного учебного отпуска тем, кто успешно учится в образовательных учреждениях начального образования. Продолжительность отпуска определена в расчете на год: независимо от того, каким образом в образовательном учреждении организована промежуточная аттестация и определена ее периодичность, учащийся за год не может получить освобождение от работы с сохранением среднего заработка больше чем на 30 календарных дней. Как и при обучении в иных образовательных учреждениях, отпуск предоставляется только успешно обучающимся.
3. Если учреждение начального профессионального образования не имеет государственной аккредитации, то учащийся может получить оплаченный учебный отпуск, если его предоставление предусмотрено в коллективном договоре организации или трудовом договоре, заключенном с ним.
Статья 176. Гарантии и компенсации работникам, обучающимся в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях
1. Типовое положение о вечернем (сменном) образовательном учреждении утв. постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1237 (СЗ РФ. 1994. N 29. Ст. 3050). Государственная аккредитация производится в соответствии с Положением. утв. приказом Минобразования России от 22 мая 1998 г. N 1327 (см. _ 1 комментария к ст. 175 ТК).
2. Продолжительность оплачиваемого учебного отпуска, предоставляемого учащимся вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений, зависит от того, в каком классе сдаются выпускные экзамены: если в IX классе - отпуск составляет 9 календарных дней, в XI (XII) классе - 22 календарных дня.
Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) общеобразовательных учреждений РФ утв. приказом Министерства образования РФ от 3 декабря 1999 г. N 1075 с изменениями, внесенными приказом Минобразования России от 16 марта 2001 г. N 1022 (БНА. 2000. N 10 1021. N 17).
3. Для установления сокращенного рабочего времени, о котором идет речь в ч. 3 ст. 176 ТК, не имеет значения класс, где учится работник.
Сокращенное рабочее время может выражаться в сокращении рабочего дня в течение недели или в освобождении от работы 1 день в неделю в период учебного года.
За время освобождения от работы указанным работникам выплачивается 50% среднего заработка по основному месту работы, но не ниже минимального размера оплаты труда. Заметим, что норма оплаты времени освобождения от работы осталась прежней (как и ранее в соответствии со ст. 190 КЗоТ).
Желание работника на установление сокращенного рабочего времени обязательно.
4. В трудовом договоре, заключенном с работником, который учится в вечернем (сменном) образовательном учреждении, не имеющем государственной аккредитации, можно оговорить указанные в _ 2 или иные гарантии и компенсации. Соответствующие записи можно включить и в коллективный договор организации.
Статья 177. Порядок предоставления гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с обучением
1. Статья 177 ТК содержит правила, являющиеся общими для всех случаев предоставления работающим гарантий и компенсаций в связи с получением образования.
Уровни образования различны. Они представлены в п. 3 ст. 5 Закона РФ Об образовании с изменениями и дополнениями, говорящем о государственных гарантиях прав граждан РФ в области образования. К ним относятся: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование начальное профессиональное образование, среднее профессиональное, высшее профессиональное, послевузовское профессиональное образование.
Указанные уровни образования следует иметь в виду при решении вопроса: впервые ли работник получает соответствующее образование и полагаются ли в связи с этим гарантии и компенсации, предусмотренные ст. 173-176 ТК.
2. В настоящее время нередко граждане РФ одновременно учатся в двух образовательных учреждениях. В таком случае работнику предстоит выбрать, какими льготами (применительно к обучению в каком образовательном учреждении) он желает воспользоваться, если оба образовательных учреждения имеют государственную аккредитацию (ч. 3 ст. 177 ТК). Аналогичное правило ранее содержалось только в п. 7 ст. 17 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-Ф3.
3. Суммирование учебных и ежегодных отпусков, о которых идет речь в гл. 19 ТК, возможно лишь в том случае, если по этому поводу достигнуто соглашение между работником и работодателем (см. ч. 2 ст. 177 ТК).
4. Общими для всех случаев получения работающими образования являются также следующие правила:
установление сокращенного времени для обучающихся возможно и в тех случаях, когда работник имеет сокращение рабочего дня или недели по другим основаниям. В первую очередь это касается несовершеннолетних в возрасте до 18 лет, продолжительность рабочего времени которых определена ст. 94 ТК
предоставление гарантий и компенсаций работникам, обучающимся в образовательных учреждениях, в соответствии со ст. 173-176 ТК является обязанностью работодателя, если в наличии есть все факторы, предусмотренные в названных статьях
если обучающийся в образовательном учреждении не использовал свое право на учебный отпуск в тот период, который был указан в справке-вызове, сдал все необходимые работы, зачеты, экзамены, он теряет на него право, поскольку учебный отпуск имеет строго целевое назначение и не может быть использован для отдыха
оплата учебного отпуска, как и ежегодного отпуска, должна производиться перед его началом, а не по окончании отпуска
оплата проезда к месту нахождения учебного заведения и обратно (в случаях, когда она предусмотрена законодательством) производится по правилам, установленным для служебных командировок
успешно обучающимися в учебных заведениях считаются те, кто не имеет неудовлетворительных оценок по предметам, изучаемым в истекший период учебы
основанием для предоставления учебного отпуска является справка-вызов (см. _ 11 комментария к ст. 173 и _ 3 комментария к ст. 174 ТК)
для предоставления работнику гарантий и компенсаций в связи с учебой не имеет значения, поступил ли работник в образовательное учреждение самостоятельно или был направлен на учебу работодателем.
Коллективным или трудовым договорами могут устанавливаться более длительные учебные отпуска и более высокие размеры компенсационных выплат, чем предусмотренные в гл. 26 ТК.
Глава 27. Гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Работа и льготы работника социальной сферы
Здравствуйте, Анастасия.
Почему я просила уточнить название Вашей профессии согласно Госклассификатора и образования? Т.к. специалист по физической реабилитации может с медицинским и немедицинским образованием. В Госклассификаторе медицинских профессий (Выпуск 78.) конкретного названия “фахівець з фізичної реабілітації” нет (есть спортивный врач с высшим медицинским образованием). Такое название есть в Госклассификаторе профессий работников социальных услуг (Выпуск 80). Т.е. у такого специалиста образование немедицинское (не обязательно высшее), на него распространяются льготы работников социальной сферы (мы не являемся специалистами в этой области права ).
Даю Вам ответ в рамках знаний и информации, которой владею. Чётко назвать Вашу почасовую нагрузку не могу.
Относительно дней дополнительного отпуска: среди перечня профессий, занятых обслуживанием указанного Вами контингента пациентов, названия Вашей профессии нет. Близкой можно считать физиолога, которому предусмотрено 11 календарных дней дополнительного отпуска. Ниже привожу весь список специалистов. Возможно, Вы найдёте для себя более подходящую профессию:
“ Детские психиатрические (психоневрологические) лечебно-профилактические учреждения, отделения, палаты и кабинеты (кроме предназначеных для лечения детей с поражением Центральной нервной системы без нарушения психики) учреждения, отделения социальной защиты населения, школы (классы), школы-интернаты (классы),детские дома (группы), детские дома-интернаты (группы), детские садики (группы), ясли-садики (группы), ясли (группы) и дома ребёнка (группы) для усственно отсталых детей с поражением центральной нервной системы, с нарушением психики. Детские дома-интернаты для слепых и глухонемых детей
Рабочие, руководители и специалисты, которые непосредственно обслуживают больных в учреждениях и подразделениях (в том числе во врачебно-трудовых мастерских и подсобных сельских хозяйствах)
Учреждения образования и социальной защиты населения
Инструктор по культмассовой работе, культорганизатор, баянист - 25
Инструктор производственного обучения рабочих массовых профессий - 25
Мастер лечебно-производственных (трудовых) мастерских - 25
Учреждения здравоохранения и социальной защиты населения
Гардеробщик, занятый в гардеробной для больных - 7
Кастелянша - 7
Научный сотрудник, который непосредственно и полный рабочий день работает с больными - 25
Врач (в том числе - руководитель отделения, кабинета), кроме врача-лаборанта - 5
Врач-диетолог, сестра медицинская (по диете) - 7
Врач-руководитель, его заместитель-врач (с ненормируемым рабочим днем) - 18
Лаборант (в том числе врач-лаборант, руководитель лаборатории) - 11
Персонал медицинский младший и обслуживающий персонал (сестра медицинская младшая по уходу за больными, санитарка, буфетчик, рабочий с обслуживание бани, няня, уборщик производственных помещений) - 25
Персонал медицинский средний (кроме лаборанта) - 25
Парикмахер (парикмахер-модельер 2, 1 класса) - 11
Психолог и физиолог, который непосредственно и полный рабочий день работает с больными - 11
Социальный работник — слуга двух господ?
М. Левина
Утверждение о том, что социальный работник является связующим звеном между государством и человеком, уже стало общим местом. Однако если использовать метафору, то социальный работник скорее находится в положении слуги двух господ, получающего тумаки от обоих хозяев.
Это является следствием того, что правовой статус социального работника никак не закреплен, а сам социальный работник никак не защищен законодательно. Между тем представители других социальных, гуманитарных профессий защищены законом. Права журналистов закреплены в законе О средствах массовой информации, деятельность адвокатов регулируется законом Об адвокатуре (не говоря уже о работниках правоохранительных органов) существуют нормы, регламентирующие работу преподавателей и медиков. А как же социальные работники?
В Законе Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации говорится: Гарантии и льготы работникам государственной системы, (курсив мой. — М.Л.) социальных служб определяются органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с их полномочиями (ч. 2 ст. 25). В законе предусматриваются льготы для медицинских работников государственной системы социальных служб, непосредственно занятых социально-медицинским обслуживанием, установленные законодательством РФ для медицинских работников государственных учреждений здравоохранения (ч. 3 ст. 25).
Полагаются льготы работникам государственных учреждений социального обслуживания, осуществляющих социальную реабилитацию несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством РФ для педагогических кадров образовательных учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и специальных учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних (ч. 4 ст. 25). Выделенное слово государственный в данном контексте означает, что права на льготы не имеют социальные работники муниципальных социальных служб, а также социальных служб других форм собственности.
Закон О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов также содержит несколько статей, закрепляющих права социального работника. Так, в нем есть важное положение, более или менее защищающее социального работника. Гражданам пожилого возраста и инвалидам, являющимся бактерио- или вирусоносителями, либо при наличии у них хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения, может быть отказано в предоставлении социальных услуг на дому (ч. 4 ст. 15). Данное положение стоит прокомментировать. По существу, здесь речь идет о праве социального работника в четко определенных случаях отказать в предоставлении социального обслуживания, но только на дому. Однако положение сформулировано не как защищающее именно социального работника, а лишь как ограничение права граждан пожилого возраста и инвалидов.
Наиболее последовательно права социальных работников закреплены в ст. 36 закона. Здесь речь уже идет о правах работающих как в государственном, так и в муниципальном секторах социального обслуживания. Что же представляют собой права социального работника? Социальный работник имеет право на:
Могут быть также установлены дополнительные льготы как федеральным законодательством, так и законодательством субъектов РФ.
Казалось бы, такой пространный перечень прав можно только приветствовать. Но присмотримся к нему пристальней. По существу, речь идет о льготах социальным работникам и обеспечении некоторых гарантий, необходимых для осуществления их профессиональных обязанностей. Однако все льготы и так называемые права социальных работников несопоставимы с той ответственностью, которую возлагают на них государство и клиенты. Все права клиентов социальных служб, людей, относимых к уязвимым категориям населения, так щедро закрепленные законодателем, приводят (и не могут не приводить) государство к соответствующим обязательствам по обеспечению этих прав. Не надо доказывать, что гарантии этих прав, реальные возможности их практической реализации являются крайне низкими. Между тем лежит непосильная (в наших условиях и при нашем законодательстве) ноша по обеспечению всех этих прав, дарованных государством, лежит именно на социальных работниках.
При этом каждый закон, регулирующий отношения в сфере социальной защиты, содержит норму, в соответствии с которой нарушения прав граждан в сфере социального обслуживания (социальной защиты) могут быть обжалованы в суд. И здесь (пока только теоретически) социальный работник может быть привлечен к суду, например, за вторжение в частную, семейную жизнь, за нарушение права родителей на воспитание своего ребенка, за нарушение права частной собственности и многое, многое другое. Пока этого не случается из-за правовой безграмотности клиентов социальных служб. Однако отметим, что и социальные работники в основном не знают ни о своих профессиональных правах, ни об общих правах человека и гражданина. Не хочется быть Кассандрой, но долго это продолжаться не сможет. Например, врачам уже предъявляют иски та же судьба может постигнуть социальных работников. Переведем вопрос в прагматическую плоскость: кто несет ответственность и кто будет платить за ущерб, за причинение морального вреда клиенту? Социальный работник или служба, к которой он прикреплен? На эти вопросы нет ответа. Не урегулированы вопросы профессиональной тайны, право на которую, без всякого сомнения, имеют социальные работники (как, например, медики, священники, журналисты и др.).
Особенности положения социального работника, как и представителей других гуманитарных профессий, предполагающих взаимодействие человек—человек, заключается в том, чтобы обеспечить помощь и защиту обездоленным людям. Однако для этого сам социальный работник должен быть защищен. Закрепление в нормативном акте одних только льгот и социальных прав не может обеспечить его защищенности.
Как уже было сказано, социальный работник действует в ситуации слуги двух господ. Государство (как собирательный образ) видит в нем попрошайку, поскольку социальный работник пытается добиться от него всего того, что положено его подопечным. Клиент же социальных служб видит в социальном работнике представителя жадного, злого, далекого и непонятного монстра-государства, которое ему (человеку) ничего не дает, а если и дает, то ничтожно мало. В результате социальный работник оказывается между двумя жерновами: с одной стороны — государство (я обещаю), с другой — клиент (государство мне должно, дай, дай). Сам же социальный работник вынужден действовать в правовом смысле наощупь, на свой страх и риск.
Такое положение связано с тем, что продекларированное Конституцией РФ социальное государство является прямым наследником, преемником социалистического государства. Государство полной мере сохраняет патернализм в отношениях с наиболее обе доленной частью своих граждан, порождая у них во многом иждивенческие настроения и ожидания. Это положение надежно обеспечивается, сохраняется и охраняется всей системой социальных прав, социальной защиты и действующего социального законодательства.
Постоянно речь идет о социальных правах. Но что это значит?
А то, что государство берет на себя определенные обязательства (в нашем случае весьма значительные). Не надо быть провидцем, чтобы понять, что обеспечение всех социальных прав, закрепленных в законодательстве, невозможно и в более богатом государстве, чем наше. Поэтому в последние годы (1997-1999) были приняты законы, которые позволяют распределять скудную государственную социальную помощь только среди наиболее нуждающихся (законы О прожиточном минимуме в Российской Федерации, О государственной социальной помощи, О внесении изменения в ст. 16 Федерального Закона О государственных пособиях гражданам, имеющим детей).
Так можно ли говорить о том, что осуществляются гражданские (личные) и политические права лиц, относящихся к уязвимым категориям населения? Например, отсутствие беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры для инвалидов — это нарушение социального права или личного?
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!