Как написать заявление об исключении с кандидатов в присяжные заседатели
Федеральный закон от 20.08.2004 N 113-ФЗ (ред. от 01.07.2017) "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации"
О ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЯХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СУДОВ
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 июля 2004 года
8 августа 2004 года
Статья 1. Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей
Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции (далее - присяжные заседатели) проводится в Верховном Суде Российской Федерации, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, районных судах, окружных (флотских) военных судах и гарнизонных военных судах (далее - суды), за исключением военных судов, дислоцированных за пределами территории Российской Федерации.
Статья 2. Участие граждан Российской Федерации в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей
1. Граждане Российской Федерации (далее - граждане) имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им уголовных дел с участием присяжных заседателей. Ограничение данного права устанавливается только федеральным законом.
2. Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом.
Статья 3. Требования, предъявляемые к присяжным заседателям
1. Присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.
2. Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:
1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;
2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;
3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;
4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.
3. К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:
1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;
2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;
3) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.
Статья 4. Списки кандидатов в присяжные заседатели
1. Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования каждые четыре года составляет список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, включая в указанные списки граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего муниципального образования.
3. Число граждан, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации от каждого муниципального образования, должно примерно соответствовать соотношению числа граждан, постоянно проживающих на территории муниципального образования, и числа граждан, постоянно проживающих на территории субъекта Российской Федерации.
Статья 5. Порядок и сроки составления списков кандидатов в присяжные заседатели
1. Председатели верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, автономной области, автономного округа не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели, ранее включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, вносят в высший исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации представления о необходимом для работы соответствующих судов числе кандидатов в присяжные заседатели.
3. При недостаточной для формирования списков кандидатов в присяжные заседатели численности населения в муниципальных образованиях, на территории которых распространяется юрисдикция районного суда, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению председателя верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, автономной области или автономного округа вправе своим распоряжением образовывать округа из нескольких муниципальных образований.
4. Кандидаты в присяжные заседатели муниципального образования определяются путем случайной выборки с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" на основе содержащихся в ее информационном ресурсе персональных данных об избирателях, участниках референдума. При этом из числа отобранных граждан исключаются лица, которые не могут быть присяжными заседателями в соответствии с частью 2 статьи 3 настоящего Федерального закона.
5. О составлении списка и запасного списка кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования исполнительно-распорядительный орган муниципального образования извещает граждан, проживающих на территории муниципального образования, а также уведомляет граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, в течение двух недель предоставляет гражданам возможность ознакомиться с ними и рассматривает поступающие от граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, письменные заявления об исключении их из этих списков и исправлении неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели, содержащихся в этих списках.
6. Уточненные списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований подписываются главами муниципальных образований, скрепляются печатями и направляются в районные суды, юрисдикция которых распространяется на территории соответствующих муниципальных образований, а также в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
7. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании поступивших от исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований списков и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, а в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, - списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели округов.
8. В запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, запасной список кандидатов в присяжные заседатели округа и запасной список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации включаются только граждане, постоянно проживающие в населенном пункте по месту постоянного нахождения соответствующего суда.
9. Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, а также списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели округов подписываются руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и скрепляются печатью.
10. Список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования публикуются в средствах массовой информации муниципального образования и содержат только фамилии, имена и отчества кандидатов в присяжные заседатели.
11. Граждане имеют право обращаться в исполнительно-распорядительный орган соответствующего муниципального образования с письменными заявлениями о необоснованном включении их в указанные списки, об исключении их из этих списков или исправлении неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели, содержащихся в этих списках.
12. Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования в пятидневный срок рассматривает поступившие в соответствии с частью 11 настоящей статьи письменные заявления и принимает по ним решения, которые могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
13. Изменения и дополнения, внесенные исполнительно-распорядительным органом муниципального образования в список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, публикуются в средствах массовой информации муниципального образования. На основании внесенных в указанные списки изменений и дополнений высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вносит соответствующие изменения и дополнения в списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели округов, общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации.
14. Исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований и высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны ежегодно (или по представлению председателя суда в более короткие сроки) проверять и при необходимости изменять и дополнять в соответствии с положениями настоящей статьи списки кандидатов в присяжные заседатели, исключая из них граждан, утративших право быть присяжными заседателями, и включая в них тех, кто был отобран дополнительно.
15. Финансовое обеспечение переданных исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований государственных полномочий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели осуществляется из средств федерального бюджета в порядке и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.
Статья 5.1. Особенности порядка составления списков кандидатов в присяжные заседатели в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе
1. Списки кандидатов в присяжные заседатели в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе составляются в соответствии с настоящим Федеральным законом с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
2. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе списки кандидатов в присяжные заседатели составляются высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего города федерального значения и (или) уполномоченным им исполнительным органом государственной власти соответствующего города федерального значения.
3. Законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя полномочиями по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели могут быть наделены исполнительно-распорядительные органы внутригородских муниципальных образований соответствующего города федерального значения.
4. Списки кандидатов в присяжные заседатели, формируемые в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе, изменения и дополнения, внесенные в них, публикуются в средствах массовой информации соответствующего города федерального значения и содержат только фамилии, имена и отчества кандидатов в присяжные заседатели.
5. Средства федерального бюджета для финансового обеспечения полномочий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе предоставляются в порядке и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.
Статья 6. Обязанности должностных лиц и руководителей организаций по представлению информации для составления списков кандидатов в присяжные заседатели
1. Должностные лица и руководители организаций независимо от их организационно-правовой формы обязаны по запросу исполнительно-распорядительного органа муниципального образования и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации представить информацию, необходимую для составления списков кандидатов в присяжные заседатели.
2. За непредставление информации, необходимой для составления списков кандидатов в присяжные заседатели, а также за представление заведомо неверной информации лица, указанные в части 1 настоящей статьи, несут ответственность, установленную Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статья 7. Исключение граждан из списков кандидатов в присяжные заседатели
Граждане, включенные в список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, исключаются из указанных списков исполнительно-распорядительным органом муниципального образования. Граждане, включенные в список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели округа, общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, исключаются из указанных списков высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случаях:
1) выявления обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона;
2) подачи гражданином письменного заявления о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению им обязанностей присяжного заседателя, если он является:
а) лицом, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство;
б) лицом, не способным исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами;
в) лицом, достигшим возраста 65 лет;
г) лицом, замещающим государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления;
д.1) гражданином, уволенным с военной службы по контракту из органов федеральной службы безопасности, органов государственной охраны или органов внешней разведки, - в течение пяти лет со дня увольнения;
е) судьей, прокурором, следователем, дознавателем, адвокатом, нотариусом, должностным лицом службы судебных приставов или частным детективом - в период осуществления профессиональной деятельности и в течение пяти лет со дня ее прекращения;
е.1) имеющим специальное звание сотрудником органов внутренних дел, таможенных органов или органов и учреждений уголовно-исполнительной системы;
е.2) гражданином, уволенным со службы в органах и учреждениях, указанных в подпункте "е.1" настоящего пункта, - в течение пяти лет со дня увольнения;
Статья 8. Направление в суд списков кандидатов в присяжные заседатели
1. Списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований, составленные исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований, а также списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели округов, общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, составленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, направляются в соответствующий суд не позднее чем за месяц до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели, включенных в ранее представленные в суд списки кандидатов в присяжные заседатели.
2. Изменения, внесенные в списки кандидатов в присяжные заседатели в соответствии с частью 14 статьи 5 настоящего Федерального закона, направляются в соответствующий суд в недельный срок.
Статья 9. Утратила силу с 1 января 2013 года. - Федеральный закон от 29.12.2010 N 433-ФЗ.
Статья 9.1. Кандидаты в присяжные заседатели окружного (флотского) военного суда, гарнизонного военного суда
1. В окружной (флотский) военный суд высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых действует данный суд, на основании представления председателя соответствующего суда направляются общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, составленные в порядке, установленном статьями 5 - 8 настоящего Федерального закона.
2. В окружном (флотском) военном суде из всех представленных списков кандидатов в присяжные заседатели составляются единый общий и единый запасной списки кандидатов в присяжные заседатели данного суда и нижестоящих по отношению к нему гарнизонных военных судов.
3. Кандидаты в присяжные заседатели для участия в рассмотрении уголовных дел окружным (флотским) военным судом и гарнизонным военным судом отбираются аппаратом соответствующего военного суда путем случайной выборки из единого общего и единого запасного списков кандидатов в присяжные заседатели соответствующего суда.
Статья 10. Порядок и сроки исполнения гражданином обязанностей присяжного заседателя
1. Граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, один раз в год на десять рабочих дней, а если рассмотрение уголовного дела, начатое с участием присяжных заседателей, не окончилось к моменту истечения указанного срока, - на все время рассмотрения этого дела.
2. Кандидаты в присяжные заседатели, вызванные в суд, но не отобранные в состав коллегии присяжных заседателей и не освобожденные от исполнения обязанностей кандидатов в присяжные заседатели по основаниям, предусмотренным статьями 3 и 7 настоящего Федерального закона, могут быть привлечены для участия в качестве присяжных заседателей в другом судебном заседании.
Статья 11. Материальное обеспечение присяжных заседателей
1. За время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период.
2. Присяжному заседателю возмещаются судом командировочные расходы, а также транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, установленных законодательством для судей данного суда.
3. За присяжным заседателем на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускаются.
4. Время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.
Статья 12. Гарантии независимости и неприкосновенности присяжного заседателя
1. На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", пунктом 1 (за исключением абзацев третьего, четвертого и шестого) и абзацем первым пункта 2 статьи 9, статьей 10, пунктами 1, 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 16 Закона Российской Федерации от 26 июля 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральным законом от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" и настоящим Федеральным законом.
2. Лица, препятствующие присяжному заседателю исполнять обязанности по осуществлению правосудия, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 13. Заключительные и переходные положения
1. Списки кандидатов в присяжные заседатели для судов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей, должны быть составлены в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
2. Граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели до вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют свои полномочия до составления списков присяжных заседателей в соответствии с настоящим Федеральным законом, а в случае их участия в качестве присяжных заседателей в рассмотрении уголовных дел, которые не могут быть закончены до истечения этого срока, - до окончания рассмотрения этих дел.
3. Признать утратившими силу:
1) раздел V Закона РСФСР от 8 июля 1981 года "О судоустройстве РСФСР" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1981, N 28, ст. 976);
2) пункт 5 раздела I Закона Российской Федерации от 16 июля 1993 года N 5451-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст. 1313);
3) статью 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3033).
Как написать заявление об исключении с кандидатов в присяжные заседатели
1 Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), Средне-Волжский институт (филиал), кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и процесса
2 Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), Средне-Волжский институт (филиал), студент
Авторы недостатком законодательства считают отсутствие механизма, стимулирующего кандидата в присяжные заседатели участвовать в работе суда присяжных. В работе предлагается повысить оплату присяжного заседателя, ввести ответственность при первой неявке в форме денежного взыскания, при повторной – административной или уголовной.
1 Mid-Volzhskiy Institute (branch) of Russian State University Justice (RPA Russian Ministry of Justice), Candidate of legal Sciences, associate Professor, assistant Professor of Criminal Law and Procedure
2 Mid-Volzhskiy Institute (branch) of Russian State University Justice (RPA Russian Ministry of Justice), student
The authors consider the lack of legislation as the lack of a mechanism to encourage a candidate to jury to participate in the work of the jury. In the work it is proposed to increase the payment of a juror, to introduce responsibility for the first non-appearance in the form of a monetary penalty, while again - administrative or criminal.
Библиографическая ссылка на статью:
Шигуров А.В., Коньков Р.А. К вопросу об ответственности за неявку в суд кандидатов в присяжные заседатели // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/04/80660 (дата обращения: 11.01.2018).
Одной из актуальных проблем судопроизводства с участием присяжных заседателей является обеспечение явки кандидатов в присяжные заседатели в суд. Опубликованные рядом председателей судов субъектов России данные свидетельствуют о том, что подавляющее большинство кандидатов не являются по вызовам, что приводит к срывам судебных заседаний и необходимости вызывать в десятки раз большее число кандидатов, чем действительно нужно, с тем чтобы обеспечить явку необходимого для формирования коллегии присяжных числа кандидатов.
Так, председатель Московского областного суда в 2002 г. С.В. Марасанова приводит данные о том, что является в среднем каждый 16-ый кандидат в присяжные заседатели [1]. В.Н. Тарасов (председатель Саратовского областного суда) в 2016 г. писал о том, что граждане, ссылаясь на трудовую занятость, болезни и плохое состояние здоровья, нежелание судить кого-либо, наличие опасений за свою жизнь не являются для участия в процедуре формирования коллегии присяжных заседателей по повесткам судов. Неявка кандидатов в среднем составляет 97-95 % от всех вызванных кандидатов в присяжные заседатели [2].
Таким образом, можно говорить о сложившемся отношении граждан страны, у которых в современных условиях нет мотивации участвовать в судопроизводстве с участием присяжных заседателей. Отметим, что из вышеуказанных данных нельзя сделать вывод об отрицательном отношении, в целом, к институту суда присяжных. Речь идет лишь о том, что граждане не желают тратить свое время на участие в длительном судопроизводстве без соответствующей компенсации потраченного времени.
Действующее законодательство предусматривает право кандидата отказаться от участия работе суда присяжных. Прямой отказ граждан урегулирован Законом «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в России», который в ч. 10 ст. 5, ст. 7 говорит о возможности обращения граждан в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ с заявлениями по поводу необоснованного внесения обратившихся в списки кандидатов и исключения их из этих списков [3].
Кроме того, в российском законодательстве не установлена какая-либо ответственность за неявку кандидата по вызову суда. К ответственности за неявку в судебное заседание без уважительных причин может быть привлечен лишь уже выбранный в состав жюри присяжный заседатель, на которого в этом случае накладывается денежное взыскание в размере до 2,5 тыс. руб.
К сожалению, специализированный закон о присяжных заседателях не содержит достаточно эффективный механизм обеспечения явки кандидатов.
В ч. 1 ст. 2 Закона говорится о том, что участие в данной форме судопроизводства является правом гражданина, в ч. 2 рассматриваемой статьи также указывается, что участие граждан в качестве присяжного заседателя является их гражданским долгом. При этом, что такое гражданский долг и как обеспечить его реализацию в ситуации, когда гражданин не хочет его «отдавать», закон не раскрывает.
Обращаясь к международному опыту, а конкретно, к опыту стран англо-саксонской правовой системы, следует сказать следующее. В странах данной правовой семьи, предусмотрена ответственность за неявку в суд кандидатов в присяжные заседатели, если такая неявка была признана судом неуважительной. В данном случае ответственность к недобросовестному кандидату в присяжные заседатели предусмотрена уголовная, и охватывается составом преступления «Неуважение к суду», санкция которой содержит несколько видов наказания, в том числе штраф и лишение свободы [5, с. 131].
На наш взгляд, вышесказанное свидетельствует о необходимости законодательной регламентации механизма, который бы мотивировал российских граждан на участие в работе суда присяжных.
Данный механизм может включать в себя следующие элементы.
1) Повышение оплаты присяжного заседателя. Сегодняшние компенсационные выплаты в размере половины оклада судьи за день работы и не менее средней зарплаты присяжного по месту работы, явно не соответствуют высокому статусу судьи [6, c. 170; 7, c. 160], который получает присяжный на период работы в коллегии, и точно не стимулируют гражданина участвовать в работе жюри присяжных.
2) Введение полномочия судьи по наложению денежного взыскания на каждого кандидата, не явившегося в зал судебного заседания, без извещения о причинах неявки или без уважительных причин. О возможности наложения такого взыскания кандидата должны предупреждать в тексте повестки.
3) Введение административной или уголовной ответственности за такую форму неуважения к суду. Такая форма ответственности может быть установлена за повторную неявку без уважительных причин после того, как лицо ранее один раз не явилось в судебное заседание.
Как написать заявление об исключении с кандидатов в присяжные заседатели
Казнить нельзя помиловать. Поставить запятую предлагают 3465 коломенцам, получившим письма с известием о том, что они вошли в список кандидатов в присяжные заседатели Московского областного, Московского окружного военного или 3-го окружного военного судов на 2013–2016 гг. Причины принять/не принимать предложение искала наш корреспондент.
– С 2004 года действует закон о присяжных заседателях, Коломна переживает третью волну формирования списков. В этом году правительство области дало нам на эту работу всего три месяца. Сроки сжатые. Не все жители успели получить извещения и отреагировать на них до 10 сентября – финальной даты, когда можно было подать заявление на исключение из списков. Позиция администрации такая: мы продолжаем принимать заявления от граждан, у которых имеются законные основания для отвода. Но исключены из списков они будут только в начале будущего года, когда правительство области начнет вносить в них первые коррективы. Тем же, кто не имеет законных оснований для отвода, но и желания становиться присяжным тоже не имеет, хочу сказать: далеко не факт, что вас вызовут на процесс.
Ждать приглашения на процесс. Присяжные из списка кандидатов по закону также определяются с помощью случайной выборки.
Написать заявление об исключении из списков по основаниям, предусмотренным законом. Причина «я не хочу» уважительной не считается.
Заявления и подтверждающие документы принимаются по адресу: пл. Советская, 1, к. 518, 519, 306 по рабочим дням с 14:00 до 17:00.
Проигнорировать. Никакой ответственности за неявку кандидатов в суд закон не предусматривает. Денежное взыскание накладывается только на тех, кто уже дал согласие суду стать присяжным и не явился на рассмотрение дела без уважительных причин.
Для эффективной работы института присяжных заседателей необходимо:
1. Изменить отношение людей к суду. Пока оно крайне негативное. Сейчас по телевидению достаточно программ, приучающих людей реализовывать свои права в суде. Очень правильная модель. Но действует пока недостаточное количество времени, чтобы получить результат.
2. Поменять систему вознаграждения. Пусть это будет не 1/2 , а ставка судьи.
3. Оплачивать присяжным проживание по месту нахождения суда. Людей страшит грандиозная потеря времени на дорогу. Если бы на время процесса для присяжных резервировались гостиницы за счет бюджетных средств, люди охотнее бы принимали участие в отправлении правосудия.
Ответственность за неявку в суд кандидата в присяжные заседатели
По существу заданного вопроса сообщаем следующее.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом.
Лицо, включенное в список кандидатов в присяжные заседатели, уведомляется об этом. В соответствии со ст. 7 ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» лица исключаются из списка кандидатов в присяжные заседатели по следующим основаниям:
-не достижение лицом к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;
- наличие у лица непогашенной или неснятой судимости;
- признание судом лица недееспособным или ограниченным в дееспособности;
- состояние лица на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
- наличие у лица статуса подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений;
- не владение лицом языком, на котором ведется судопроизводство;
- наличие у лица физических или психических недостатков, препятствующих полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела;
- не способность лица исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами;
- достижение лицом возраста 65 лет;
- замещение лицом государственной должности или выборной должности в органах местного самоуправления;
- наличие у лица статуса военнослужащего;
- в случае если гражданин в течение последних пяти лет был уволен с военной службы по контракту из органов федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны или органов внешней разведки;
- в случае наличия у лица статуса судьи, прокурора, следователя, дознавателя, адвоката, нотариуса, должностного лица службы судебных приставов или частного детектива, а также в течение пяти лет со дня его прекращения;
- в случае если лицо имеет специальное звание сотрудника органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов или органов и учреждений уголовно-исполнительной системы;
- наличие у лица статуса священнослужителя.
В соответствии со ст. 327 УПК РФ кандидат в присяжные заседатели получает статус присяжного заседателя после включения его в список присяжных заседателей в ходе подготовительной части судебного заседания из числа прибывших в зал суда кандидатов.
В силу ч. 3 ст. 333 УПК РФ за неявку в суд без уважительной причины присяжный заседатель может быть подвергнут денежному взысканию. Однако ответственность кандидата в присяжные заседатели за неявку в суд не предусмотрена законодательством РФ.
Таким образом, не явившись в суд в качестве кандидата в присяжные заседатели – Вы не понесете никакой ответственности.
Для более развернутой консультации рекомендуем Вам обратиться в приемную адвоката Ивлева Сергея Сергеевича по адресу: г. Оренбург, ул. Шевченко 20В, офис 414, телефон: 8-912-343-72-22
Закон не определяет, что считать моментом составления списков кандидатов в присяжные заседатели. Исполнительный орган власти субъекта Российской Федерации должен сам определить предельный срок,
Не могут быть присяжными, а значит, не подлежат включению в списки кандидатов в присяжные заседатели
Граждане, не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет.
Имеющие непогашенную или неснятую судимость.
Не могут быть присяжными, а значит, не подлежат включению в списки кандидатов в присяжные заседатели граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость. Погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью. Однако если в списки включено лицо, имеющее судимость (т.е. судимость которого не снята и не погашена к моменту составления списков) и с его участием рассмотрено конкретное уголовное дело, это однозначно приведет к признанию приговора незаконным и его отмене.
Признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности.
Состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.
Обязанности должностных лиц и руководителей организаций по представлению информации для составления списков кандидатов в присяжные заседатели
Помимо информации, содержащейся в ГАС «Выборы» (Ф.И.О., возраст, гражданство), муниципальным и государственным органам, составляющим списки кандидатов в присяжные, требуется информация о судимости лица, о его психическом состоянии (в том числе вменяемости), о состоянии на учете в наркологическом диспансере, о наблюдении и его результатах в психоневрологическом диспансере. Такая информация необходима для надлежащего составления списков кандидатов в присяжные заседатели с учетом предъявляемых к ним установленных законом требований.
1. Обеспечивают извещение населения муниципального образования о составлении списков кандидатов в присяжные заседатели через средства массовой информации;
2. Составляют списки кандидатов в присяжные заседатели на основе персональных данных об избирателях, входящих в информационные ресурсы ГАС «Выборы», путем случайной выборки установленного числа граждан. При этом из числа отобранных граждан исключаются лица, которые не могут быть присяжными заседателями, по следующим основаниям:
4. Обеспечивают предоставление гражданам возможности в течение двух недель после уведомления ознакомиться со списками кандидатов в присяжные заседатели.
5. Рассматривают в пятидневный срок поступившие письменные заявления об исключении граждан из списка кандидатов в присяжные заседатели по основаниям, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, и исправлении неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели.
8. Исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований, для которых предусмотрено составление запасного списка кандидатов в присяжные заседатели (муниципальное образование «город Ижевск»), одновременно с составлением общего списка, составляют запасной список.
9. Представляют уточненные общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели в Управление ОДМС УР, строго в установленные сроки, на бумажном и электронном носителях, по установленной форме (приложение № 2).
Источники:
legalacts.ru web.snauka.ru www.espresso-id.ru advokativlev.ru filling-form.ruКомментариев пока нет!