Налоговые льготы прибыль организации
РАЗДЕЛ 8. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Льготы по налогу на прибыль
Не вся прибыль, определенная плательщиком в соответствии с положениями Налогового кодекса, подлежит налогообложению. Некоторые предприятия могут воспользоваться ставкой налога 0%, а также могут не уплачивать этот налог вообще. Рассмотрим, какие предприятия имеют право воспользоваться льготами по налогу на прибыль.
Какие льготы предусмотрены по налогу на прибыль
Льготы по налогу на прибыль (касающиеся как освобождения от его уплаты, так и применения ставки 0%) предусмотрены разными нормами НКУ и для разных СХД. Операции, освобожденные от налогообложения, приведены в ст. 154 1 и пунктах 15 — 19 подраздела 4 раздела ХХ Налогового кодексу Украины. Продемонстрируем это на схеме (см. схему).
ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ
Налоговая льгота — предусмотренное налоговым и таможенным законодательством освобождение налогоплательщика от обязанности по начислению и уплате налога и сбора, уплата им налога и сбора в меньшем размере.
Основаниями для предоставления налоговых льгот являются особенности, характеризующие определенную группу налогоплательщиков, вид их деятельности, объект налогообложения или характер и общественное значение осуществляемых ими расходов.
Налогоплательщик вправе использовать налоговую льготу с момента возникновения соответствующих оснований для ее применения и в течение всего срока ее действия.
Налогоплательщик вправе отказаться от использования налоговой льготы или приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Налоговые льготы, не использованные налогоплательщиком, не могут быть перенесены на другие налоговые периоды, зачислены в счет будущих платежей по налогам и сборам или возмещены из бюджета.
Суммы налога и сбора, не уплаченные субъектом хозяйствования в бюджет в связи с получением налоговых льгот, учитываются таким субъектом-налогоплательщиком. Учет указанных денежных средств ведется в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.
Контролирующие органы осуществляют контроль за правильностью предоставления и учета налоговых льгот, а также их целевым использованием, при наличии законодательного определения направлений использования (относительно условных налоговых льгот), и своевременным возвратом денежных средств, не уплаченных в бюджет в результате предоставления льготы, в случае ее предоставления на возвратной основе. Налоговые льготы, использованные не по назначению или несвоевременно возвращенные, возвращаются в соответствующий бюджет с начислением пени в размере 120 процентов годовых учетной ставки Национального банка Украины.
Налоговая льгота предоставляется путем:
— налогового вычета (скидки), который уменьшает базу налогообложения до начисления налога и сбора
— уменьшения налогового обязательства после начисления налога и сбора
— установления сниженной ставки налога и сбора
— освобождения от уплаты налога и сбора.
Статья 30 НКУ
1 Обратите внимание, что Законом №3609 с 01.08.2011 г. расширен перечень льготников, ст. 154 НКУ дополнена п. 154.9 — субъекты хозяйствования водо-, теплоснабжения и водоотведения в пределах расходов, предусмотренных инвестиционными программами.
Льготы для плательщиков налога на прибыль
* Исчерпывающий перечень таких предприятий смотрите в ст. 154 НКУ.
** Исчерпывающий перечень таких предприятий смотрите в пунктах 15, 17, 18, 19 подраздела 4 раздела XX «Переходные положения» НКУ и далее в статье.
Учет предприятий, прибыль которых освобождена от налогообложения
В соответствии с п. 152.11 НКУ учет прибыли от осуществления освобожденной деятельности ведется отдельно от другой деятельности (далее — обычная деятельность), которая облагается налогом на прибыль на общих основаниях. Механизм распределения следующий: определяется коэффициент отношения суммы доходов (прибылей), подлежащих налогообложению согласно разделу III НКУ на общих основаниях, к общей сумме доходов (прибылей) с учетом освобожденных. В дальнейшем этот коэффициент используется при распределении амортизационных отчислений или расходов, одновременно связанных как с деятельностью, доход (прибыль) от осуществления которой освобождается от налогообложения, так и с иной деятельностью.
При определении результата следует учесть, что:
1) расходы, связанные с получением освобожденной от налогообложения прибыли, не включаются в состав расходов от обычной деятельности
2) сумма амортизационных отчислений, начисленных на ОС, используемые для получения такой освобожденной прибыли, не учитывается в расходах от осуществления обычной деятельности
3) если ОС используются частично в освобожденной деятельности, а частично — в обычных операциях, «расходы налогоплательщика подлежат увеличению на долю общей суммы начисленных амортизационных отчислений, которая так относится к общей сумме начисленных амортизационных отчислений отчетного периода, как сумма доходов (прибылей), подлежащих налогообложению согласно настоящему разделу на общих основаниях, относится к общей сумме доходов (прибылей) с учетом освобожденных». То есть доля амортизации (А обыч.), на которую увеличиваются расходы от обычной деятельности, равна:
А обыч. = (А х Д обыч.). Д ,
где: А — сумма начисленной амортизации за период
Д обыч. - доходы от налогооблагаемой деятельности, подлежащей налогообложению
Д — сумма всех доходов предприятия за период.
То есть можно сначала определить коэффициент К = Д обыч. Д, а затем с его помощью рассчитать А обыч. Разница (А - А обыч. = А освоб.) дает долю амортизации, которая учитывается в расходах освобожденной деятельности
4) аналогично происходит распределение расходов, которые одновременно связаны как с освобожденной деятельностью, так и с обычной деятельностью, в результате чего в расчет налогооблагаемой прибыли включаются расходы обычной деятельности лишь в соответствующей доле (Р обыч.):
Р обыч. = (Р х Д обыч.). Д ,

где: Р — общая сумма расходов отчетного периода.
При этом К также определяется соотношением Д обыч. Д, а к расходам освобожденной от налогообложения деятельности будет отнесена разница Р - Р обыч. = Р освоб. Распределение расходов согласно п. 152.11 НКУ является наглядным примером существенных отличий между бухгалтерским и налоговым учетом расходов.
Пример 1. В III квартале предприятие — производитель продуктов детского питания получило доход от реализации соков (налогооблагаемая деятельность) в сумме 200 тыс. грн и доход от реализации молочных смесей (освобождение от налогообложения согласно п. 154.2 НКУ 1 ) в сумме 900 тыс. грн.
1 Перечень специальных продуктов детского питания собственного производства, от реализации которых на таможенной территории Украины полученная прибыль освобождена от налогообложения, утвержденный Постановлением КМУ от 08.08.97 г. №859.
По данным бухгалтерского учета:
— амортизация ОС составила 51 тыс. грн, в т. ч.:
1) производственная линия №1 (для производства молочных смесей) — 16 тыс. грн
2) производственная линия №2 (для изготовления соков) — 9 тыс. грн
3) частично использованных в налогооблагаемой и освобожденной деятельности (фасовочная линия) — 26 тыс. грн.
В соответствии с п. 11.1 П(С)БУ 16 амортизация производственных линий №1 и №2 в бухгалтерском учете включается в себестоимость соответствующих видов готовой продукции, а амортизация фасовочной линии — в нераспределенные постоянные общепроизводственные расходы (которые в силу п. 11 этого П(С)БУ относятся к себестоимости реализованной продукции)
— расходы отчетного периода равнялись 880 тыс. грн, в т. ч.:
1) себестоимость реализованных молочных смесей (освобождена от налогообложения) — 700 тыс. грн (без учета амортизации)
2) себестоимость реализованных соков (налогооблагаемая деятельность) — 150 тыс. грн (без учета амортизации)
3) административные расходы, связанные с налогооблагаемой деятельностью, которые в соответствии с п. 17 П(С)БУ 16 не включаются в себестоимость продукции, — 30 тыс. грн.
В примере все суммы взяты без НДС (условно).
Для целей налогообложения и заполнения декларации, по нашему мнению, необходимо произвести следующие расчеты:
1. Определяется соотношение дохода от обычной деятельности, подлежащей налогообложению, к общему доходу (К):
К = 200. (200 + 900) = 0,182.
2. Относительно расчета доли амортизации отметим следующее: распределению подлежит не вся амортизация, а только по тем объектам ОС, которые используются одновременно для налогооблагаемой и освобожденной деятельности. То есть в таком распределении не участвует амортизация производственных линий №1 и №2 — ведь это прямые расходы, которые полностью включаются в себестоимость определенных видов продукции. Итак, расчет должен быть следующим:
А обыч. = К х А = 0,182 х 26 тыс. грн = 4,73 тыс. грн
А освоб. = 26 тыс. грн - 4,73 тыс. грн = 21,27 тыс. грн.
Таблица 1
Распределение расходов в III квартале (к примеру 1)
ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЛЬГОТЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ.
. ПРИ ФИНАНСИРОВАНИИ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА.
В 1998 году наше объединение за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, произвело реконструкцию с достройкой одного этажа находящегося на балансе объединения детского сада под жилой дом. В этом же 1998 году передало жилой дом в муниципальную собственность города, в котором получили квартиры работники объединения. Согласно п. 4.1.1 Инструкции Госналогслужбы РФ N 37 при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы, направленные на финансирование жилищного строительства.
Имеет ли объединение право применить в данной ситуации льготу, предусмотренную в п. 4.1.1 Инструкции N 37? Нужно ли нам восстанавливать полученную льготу и если нужно, то в каком году?
Г. Семенов, г. Комсомольск-на-Амуре.
Согласно подп. "а" п. 1 ст. 6 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с учетом изменений и дополнений) и п. 4.1.1 Инструкции ГНС РФ от 10 августа 1995 г. N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" при исчислении налога облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы, направляемые предприятиями всех отраслей народного хозяйства на финансирование жилищного строительства (в том числе в порядке долевого участия). Механизм определения льготы изложен в п. 4.1.1 Инструкции.
Поскольку работы по переустройству нежилых помещений в жилые постоянного типа относятся к жилищному строительству (п. 9.1.5 Инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения по капитальному строительству, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 3 октября 1996 г. N 123), а также учитывая, что в период жилищного строительства детский сад находился на балансе объединения, вы можете воспользоваться льготой начиная с того квартала, когда соблюдаются все условия, предусмотренные п. 4.1.1 Инструкции.
Однако необходимо иметь в виду, что согласно п. 4.1.1 Инструкции в случае если предприятие в течение двух лет с момента получения льготы по прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений, реализует или безвозмездно передает основные средства (незавершенное строительство), то его налогооблагаемая прибыль увеличивается на сумму предоставленной льготы. Причем для основных средств налогооблагаемая прибыль подлежит увеличению на остаточную стоимость этих основных средств в пределах сумм предоставленной льготы.
Таким образом, в том отчетном периоде (квартале) 1998 года, когда право собственности на жилищный фонд перешло в муниципальную собственность, льгота по налогу на прибыль уже предоставляться не должна, то есть прольготированные в предыдущих кварталах 1998 года суммы подлежат восстановлению.
Если же вы заявляли право на льготу не по отдельным отчетным периодам 1998 года (кварталам), а по итогам деятельности за 1998 год в целом, то льгота на финансирование жилищного строительства не должна была предоставляться, так как жилищное строительство хоть и осуществлялось в 1998 году, но и в этом же году объект строительства перешел в муниципальную собственность. Если же льгота вам была предоставлена, то необходимо представить в налоговый орган уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль за 1998 год и доначислить налог на прибыль с суммы ранее предоставленной льготы (ст. 54, 81 НК РФ).
. НАЛИЧИИ УБЫТКА.
За 1998 год прибыль составила 1008 тыс.руб. (форма N 2, строка 140), начислен налог на прибыль 186 тыс. руб. (форма N 2, строка 150), отвлеченные средства (д-т сч. 81 - форма N 2, строка 160) составили 1665 тыс.руб.(сюда отнесены пени налоговой инспекции, внебюджетных фондов и налог на прибыль). Нераспределенный убыток отчетного года получен в сумме 843 тыс.руб. (форма N 2, строка 170). Фонды и чистая прибыль на предприятии отсутствуют. Предприятие имеет на балансе ЖКХ и детский сад.
Может ли предприятие получить льготу по налогу на прибыль за 1998 год в сумме фактически произведенных затрат на содержание ЖКХ и детсада?
Л. Кривчун, аудитор-предприниматель, г. Омск.
В соответствии с подп. "б" п.1 ст. 6 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (в редакции от 4 мая 1999 г.) и п. 4.1.2 Инструкции Госналогслужбы РФ от 10 августа 1995 г. N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога предприятий и организаций" при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы затрат предприятий (в соответствии с утвержденными местными органами государственной власти нормативами) на содержание находящихся на балансе этих предприятий объектов жилищного фонда и детских дошкольных учреждений.
В вашем случае фонды накопления на предприятии отсутствуют, а по итогам работы за 1998 год получен убыток, то есть предприятие не располагает нераспределенной прибылью текущего года. Следовательно, нет источников, за счет которых следует покрывать затраты на содержание находящихся на балансе предприятия объектов жилищного фонда и детского сада. Таким образом, льгота по налогу на прибыль в соответствии с подп. "б" п. 1 ст. 6 Закона РФ N 2116-1 не может быть предоставлена.
Аналогичной точки зрения придерживается и Госналогслужба РФ (см. п. 2 Методических рекомендаций по отдельным вопросам налогообложения прибыли, утвержденных Госналогслужбой РФ 27 октября 1998 г. N ШС-6-02/768 (в редакции от 12 июля 1999 г.).
Е. ШАРОНОВА, эксперт "АКДИ ЭЖ".
. ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НЕСКОЛЬКИХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Предприятие ведет два разных вида деятельности, по одному из которых мы имеем льготу по налогу на прибыль. Согласно действующим нормам при калькулировании себестоимости за основу для распределения общехозяйственных расходов применяется фонд заработной платы.
Можем ли мы для целей налогообложения распределять накладные расходы иным образом, если для обоих видов деятельности действует одна ставка по налогу на прибыль?
ООО "Ленс-Фарм", г. Москва.
В настоящее время если организация осуществляет виды деятельности, для которых установлены разные ставки налога на прибыль, то общепроизводственные и общехозяйственные расходы в целях налогообложения подлежат распределению пропорционально размеру выручки, полученной от каждого вида деятельности в общей сумме выручки. Такой порядок применяется независимо от того, какая база для распределения этих расходов используется при калькулировании себестоимости для ведения бухгалтерского учета (п. 2.10 Инструкции ГНС РФ N 37). В отношении видов деятельности, по которым действует единая ставка по налогу на прибыль, данная норма не применяется.
Одновременно с этим действующее налоговое законодательство не предусматривает и особого порядка распределения общехозяйственных и общепроизводственных расходов, если по разным видам деятельности предприятия действует единая ставка налога на прибыль. В этом случае, по нашему мнению, предприятие для целей налогообложения должно использовать ту же базу для распределения накладных расходов, которая применяется при калькулировании себестоимости и закреплена приказом об учетной политике предприятия. Такой подход основывается на положениях п. 1 ст. 8 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (п. 5.1 Инструкции N 37), согласно которому сумма налога на прибыль определяется плательщиками на основании бухгалтерского учета и отчетности.
М. БОЙКОВА, эксперт "АКДИ ЭЖ".
У МПС - ОСОБЫЙ ПОРЯДОК.
Если при реорганизации в состав предприятия вошли подразделения, которые не являлись плательщиками налога на прибыль, то в порядке правопреемства у названного предприятия не возникает обязательств по уплате задолженности по этому налогу
(постановление Президиума ВАС РФ от 14.03.2000 N 1463/99).
Как видно из материалов дела, в марте - апреле 1998 года ГНИ совместно с налоговой полицией была проведена документальная проверка государственного унитарного предприятия (ГУП) МПС РФ. Принято решение о применении мер ответственности за занижение налога на прибыль. Нарушения допущены подразделениями, входящими в состав ГУП.
ГУП обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительным этого решения. Решением суда в удовлетворении иска в части, касающейся применения ответственности за нарушения налогового законодательства подразделениями, входящими в состав ГУП, было отказано. В обоснование вывода суд сослался на ст. 58 ГК РФ, предусматривающую, что при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. Апелляционная и кассационная инстанции согласились с решением суда первой инстанции.
Рассматривая данное дело, Президиум ВАС РФ установил, что в состав ГУП вошли подразделения, которые не являлись плательщиками налога на прибыль. Следовательно, в порядке правопреемства у названного предприятия не возникло обязательств по уплате задолженности по этим налогам. Президиум ВАС РФ все вынесенные судебные акты в этой части отменил и признал недействительным решение ГНИ и полиции в части взыскания налога на прибыль, а также применения ответственности.
* Комментарий.
В соответствии с п. 5 ст. 11 Федерального закона от 28 мая 1995 г. N 153-ФЗ порядок взносов налога на прибыль (доход), а также других платежей в федеральный бюджет, бюджет субъектов РФ и местные бюджеты по предприятиям, осуществляющим и обеспечивающим перевозочный процесс, определяется Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 22 мая 1996 г. N 629 плательщиками налога на прибыль предприятий и организаций федерального железнодорожного транспорта, осуществляющих и обеспечивающих перевозочный процесс, определены управления железных дорог МПС РФ, на которые и возложена ответственность за допущенные нарушения полноты и своевременности уплаты налогов. В силу указанных норм ни ГУП, ни вошедшие в его состав подразделения плательщиками налога на прибыль не являются. При этих обстоятельствах признание судом обоснованным возложения на государственное предприятие обязанности по уплате налога на прибыль с начислением санкций не соответствует законодательству.
В. МЕШАЛКИН, эксперт "АКДИ ЭЖ".
Источник еженедельник Экономика и жизнь
Налоговые льготы для звездных гостиниц
История установления налоговых льгот для Украинских отельеров берет свое начало с Закона «О налогообложении прибыли предприятий», которым впервые было предусмотрено освобождение от налогообложения прибыли гостиниц категорий «пять звезд», «четыре звезды», «три звезды» сроком на 10 лет. При этом предоставление льготы было подвязано под событие ввода гостиницы в эксплуатацию не позднее 01.09.2012.
Такая формулировка Закона необоснованно лишала гостиницы, запланированные к введению в эксплуатацию после 01.09.2012 года, возможности воспользоваться налоговыми льготами в случае, если строительство было запланировано на более поздний срок, либо которые в связи с финансовым кризисом не могли своевременно отыскать финансирование для завершения строительства до 01.09.2012. Потребность Украины в качественных гостиницах была очевидной, и представлялось несколько несправедливым ограничение круга льготных гостиниц лишь теми, строительство/реконструкция которых приурочена к одному событию, пусть и такому значительному как Евро-2012. Был очевиден тот факт, что независимо от даты ввода гостиницы в эксплуатацию налоговые льготы должны распространяться на всех субъектов предоставления гостиничных услуг. Поскольку гостиничный бизнес предполагает достаточно значительные сроки окупаемости - в среднем 7-12 лет, вся индустрия нуждалась в поддержке со стороны государства. В итоге, в Налоговом кодексе Украины данная норма была изложена в новой редакции, которой был устранен указанный недостаток. По сути, Налоговый кодекс безусловно сроком на 10 лет освободил от налогообложения прибыль всех гостиниц категорий «пять звезд», «четыре звезды», «три звезды».
В дальнейшем, Законом от 07.07.2011 №3609-17 законодатель существенно скорректировал данную норму, ограничив предоставление льготы лишь теми гостиницами, в которых доход от реализации услуг по размещению путем предоставления номера для временного проживания составляет не менее 75% совокупного дохода за соответствующий налоговый (отчетный) период, в котором применяется льгота.

Таким образом, законодатель ввел дополнительный критерий для получения права на льготу - доход от реализации услуг по размещению путем предоставления номера для временного проживания должен составлять не менее 75% совокупного дохода субъекта хозяйственной деятельности за соответствующий отчетный период.
Данный 75% критерий оказался невыполнимым для большинства отельеров, поскольку на практике доходы от предоставления дополнительных услуг (таких как, конференц-услуги, SPA, бары и рестораны) зачастую превышали 25% совокупного дохода. Такое положение на рынке гостиничных услуг было связано с невысокими показателями загрузки Украинских «высокозвездных» гостиниц и направленностью отельеров на диверсификацию услуг гостиницы, генерирующих прибыль. Особую значимость в данном контексте приобрели услуги по проведению разного рода конференций, бизнес-завтраков, заседаний, официальных приемов - теперь уже стало правилом хорошего тона проводить подобного рода мероприятия именно в респектабельных гостиницах, так как последние зарекомендовали себя в качестве сочетания безупречного сервиса, изысканного кейтеринга и повсеместного комфорта.
Спустя год данная ситуация была исправлена законодателем, который внес соответствующие изменения в Налоговый кодекс, снизив критерий доходности субъекта предоставления гостиничных услуг от реализации услуг по размещению с 75% до 50%. Соответствующий закон №5180-VI «О внесении изменений в раздел ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса Украины относительно особенностей уплаты налога на прибыль предприятий, полученной от предоставления гостиничных услуг» был подписан Президентом Украины 15.08.2012.
Мало кто надеялся на подобного рода инициативу со стороны законодателя, особенно учитывая факт завершения Евро-2012. Более того, учитывая непостоянство Украинского законодательства, многие отельеры опасались отмены налоговой льготы в целом. Однако опасения пока не оправдались, напротив законодатель демонстрирует особую предрасположенность к субъектам предоставления гостиничных услуг.
Условия применения льготы
Итак, рассмотрим детальнее условия освобождения от налогообложения прибыли отельеров. Соответствующая норма Налогового кодекса (п. 17 Подраздела 4 раздела XX «Переходные положения» НКУ в редакции, действующей от 01.08.2012) изложена следующим образом:
«Временно, сроком на 10 лет, начиная с 1 января 2011 года освобождается от налогообложения прибыль субъекта хозяйственной деятельности, полученная от предоставления гостиничных услуг (группа 55 КВЭД ДК 009:2005) в гостиницах категорий «пять звезд», «четыре звезды» и «три звезды», в том числе вновь построенных или реконструированных или в которых произведены капитальный ремонт или реставрация существующих зданий и сооружений (при условии, что доход от реализации услуг по размещению путем предоставления номера для временного проживания составляет не менее 50 % совокупного дохода такого субъекта хозяйственной деятельности за соответствующий налоговый (отчетный) период, в котором применяется льгота)».
Как видим, льгота по-прежнему применяется лишь к гостиницам, категоризированным как гостиницы «пять звезд», «четыре звезды», «три звезды». Таким образом, субъекты предоставления гостиничных услуг в аналогичных, нежели гостиницы, объектах размещения не подпадают под действие налоговых льгот, что, по нашему мнению, не совсем справедливо с точки зрения достижения единой цели - поддержки и поощрения гостиничной индустрии в целом, а не отдельно взятых субъектов. Ограничив таким образом круг субъектов, получаемых налоговые льготы, законодатель, по нашему мнению, поставил в неконкурентное положение субъектов, предоставляющих услуги по временному размещению в аналогичных, нежели гостиницы, средствах размещения, а также гостиниц категорий «две звезды», «одна звезда», которые занимают не менее значительную нишу на рынке гостиничных услуг.
В контексте условий применения льготы следует углубиться в используемые законодателем понятия « прибыль от предоставления гостиничных услуг », « услуги по размещению путем предоставления номера для временного проживания ».
Действующее законодательство определяет « гостиничную услугу » как услугу по размещению потребителя путем предоставления номера (места) для временного проживания в гостинице, а также другая деятельность, связанная с размещением и временным проживанием. При этом гостиничная услуга состоит из основных и дополнительных услуг, которые предоставляются потребителю в соответствии с категорией гостиницы.
Основной услугой гостиницы считается услуга (включая проживание, питание и т.п.), которые включаются в цену номера. Все, что не входит в цену номера и оплачивается потребителем дополнительно, является дополнительной услугой гостиницы.
В зависимости от уровня обслуживания в гостинице, от категории гостиницы и номера в частности (стандарт, полулюкс, люкс) в стоимость номера могут быть включены такие услуги как: стирка, глажка, химчистка, услуги Интернета, медицинское обслуживание, спутниковое телевидение, одноразовое или многоразовое питание, услуги мини-бара организация экскурсионных программ и т.п. Таким образом, в зависимости от категории гостиницы и категории номера, эти услуги могут быть основными (т.е. включаться в стоимость номера) либо дополнительными (оплачиваться дополнительно).
Практика применения Переходных положений НКУ налоговыми органами идет следующим путем:
Таким образом, для освобождения от налогообложения прибыли от предоставления гостиничных услуг (основных и дополнительных), доход от реализации основных услуг гостиницы должен составлять не менее 50% совокупного дохода такого субъекта хозяйственной деятельности (отельера) за соответствующий налоговый (отчетный) период, в котором применяется льгота.
В случае если субъект хозяйственной деятельности (отельер) помимо гостиничных услуг, осуществляет иные виды деятельности, то освобождению от налогообложения подлежит лишь прибыль, полученная от гостиничных услуг, а прибыль, полученная от других видов бизнеса, облагается налогом на общих основаниях. Также отельеры обязаны обеспечить ведение отдельного учета дохода от гостиничных услуг (прибыли), который освобождается от налогообложения, и при этом:
Порядок использования высвобожденных средств
Переходные положения НКУ, а также Письмо Государственной налоговой администрация Украины от 14 апреля 2011 года №7234/6/15-0315, детализировали порядок использования высвобожденных средств, а именно:
Плательщики налога по результатам каждого отчетного периода обязаны составить отчет об использовании освобожденных средств и подать его налоговым органам вместе с декларацией по налогу на прибыль.
В случае неиспользования остатков высвобожденных средств на протяжении 1095 дней с даты окончания периода, по результатам которого он высвободил эти средства и оставил их в своем распоряжении, субъект предоставления гостиничных услуг увеличивает налоговые обязательства по налогу на прибыль на сумму остатка по результатам налогового периода, в котором оканчивается предельный срок использования высвобожденных средств, и уплачивает пеню согласно НКУ.
По сути, такое положение НКУ предполагает, что высвобожденные средства должны быть использованы по назначению в течение 3-х лет, иначе отельеры не только уплатят налог с таких средств, но и пеню, что в свою очередь должно достаточно сильно мотивировать отельеров своевременно направлять денежные средства по назначению на развитие гостиничной индустрии.
В итоге нельзя не отметить положительную тенденцию, направленную на стимулирование и развитие гостиничной отрасли:
1) да, прибыль отельеров освобождается, но при условии, что отельеры действительно занимаются предоставлением услуг размещения, что составляет хотя бы 50% совокупного дохода
2) да, льгота предоставляется, но лишь в отношении прибыли, полученной субъектом хозяйствования от предоставления гостиничных услуг
3) да, высвобожденные средства отельеры используют по собственному усмотрению, но в рамках 3-х летнего срока и в пределах целевого назначения, определенного законом, направленного на развитие гостиничной индустрии.
Единственный недостаток, который осталось устранить законодателю для полноценного развития гостиничного сектора бизнеса, так это распространить действие льготы на аналогичные гостиницам средства размещения, а также предусмотреть финансовую мотивацию для гостиниц категорий «одна звезда», «две звезды» для повышения категории «звездности».
Лада Шелковникова, адвокат, Адвокатское объединение Arzinger
Тимур Бондарев, управляющий партнер, Адвокатское объединение Arzinger
Налоговые льготы
К третьей группе можно отнести налоговые льготы, предоставляемые малому бизнесу. Данная льгота распространяется и на предприятия, занятые производством и одновременно переработкой сельскохозяйственной продукции, производством продовольственных товаров, товаров народного потребления, медицинской техники и лекарственных средств, а также строительством объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения.
При прекращении малым предприятием деятельности, в связи с которой ему предоставлялись налоговые льготы, до истечения пятилетнего срока со дня его регистрации сумма налога на прибыль подлежит внесению в федеральный бюджет РФ в полном размере за весь период функционирования данного предприятия.
В соответствии с Законом РСФСР Об инвестиционном налоговом кредите от 20 декабря 1991г. малый бизнес получил особую целевую налоговую льготу - инвестиционный налоговый кредит. Это отсрочка платежа налоговых сумм, предоставляемая органами государственной власти или налоговыми службами.
Для получения налогового кредита малое предприятие заключает с налоговыми органами соглашение, в котором устанавливаются цель использования, сумма, срок погашения и др.
Кроме предприятий с ограниченной численностью инвестиционный налоговый кредит предоставляется приватизированным предприятиям, получившим кредит для выкупа имущества товариществом.
Малые предприятия наряду с применением на общих основаниях метода ускоренной амортизации имеют право списывать дополнительно до 50% стоимости основных фондов со сроком службы свыше трех лет. В случае прекращения деятельности предприятия до истечения одного года сумма дополнительно списанного износа подлежит восстановлению за счет прибыли.
Налоговые льготы четвертой группы предоставляются определенным категориям плательщиков. Не подлежат налогообложению прибыли:
религиозных объединений и предприятий, находящихся в их собственности
общественных организаций инвалидов и находящихся в их собственности учреждений, предприятий, а также предприятий, учреждений, организаций, в которых инвалиды составляют не менее 50% от общего числа работников, при условии использования не менее половины полученной прибыли на социальные нужды инвалидов
предприятий, находящихся в регионах, пострадавших от радиоактивного загрязнения
предприятий с иностранными инвестициями, занятых в сфере материального производства, в течение первых двух лет с момента получения ими балансовой прибыли
музеев, библиотек, государственных театров, домов культуры, цирков, зоопарков
предприятий от оказания услуг по размещению государственных ценных бумаг
организаций Пенсионного фонда РФ, полученные от капитализации временно свободных средств этих организаций и направленные на мероприятия по социальной защите населения
банков и кредитных учреждений, полученные от представления целевых кредитов на срок три года и более предприятиям любых организационно-правовых форм, используемых на капитальные вложения по развитию их собственной производственной базы.
Органы государственной власти субъектов Федерации помимо указанных льгот имеют право устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы в пределах сумм налоговых платежей, направляемых в бюджет. Запрещается предоставлять льготы, носящие индивидуальный характер. Под отдельными категориями плательщиков понимается совокупность предприятий, расположенных на территории района, города, области, по видам деятельности или отраслевому признаку.
По предприятиям, получившим в предшествующем году убыток, освобождается от уплаты налога часть прибыли, направленная на его покрытие в течение последующих 5 лет, при условии полного использования на эти цели средств резервного и других фондов предприятия. [5]
При большом разнообразии налоговых льгот законодательством предусмотрены ограничения для всех плательщиков. Общая сумма льгот на прибыль не может уменьшать фактическую сумму прибыли, исчисленную без учета налоговых льгот, не более чем на 50%.
Перейти на страницу: 1 2
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!