Налоговые льготы по имущественному налогу
Налоговые льготы по имущественным налогам
19 апреля 2013 г. 12:00
К имущественным налогам относятся: налог на имущество, транспортный налог, земельный налог.
Порядок предоставления льгот носит заявительный характер . лица, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют в налоговые органы документы, подтверждающие право на льготу.
После 1 апреля налоговые органы приступают к массовому расчету имущественных налогов и печати налоговых уведомлений за предыдущий год. Если до этого срока налогоплательщик не заявил право на льготу, то налог будет исчислен в полном объеме.
Если право на льготу у гражданина возникает в течение календарного года, перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право.
Перерасчет сумы налога с учетом льгот производится по письменному заявлению налогоплательщика.
В случае обращения налогоплательщика за предоставлением льгот по имущественным налогам после исчисления налога, перерасчет производится только за три предыдущих года.
Пример: налогоплательщик вышел на пенсию и получил право на льготу по налогу на имущество в 2008 г. а обратился в налоговую инспекцию с заявлением и представил подтверждающий документ (пенсионное удостоверение) в марте 2013 г. Возврат налога ему будет произведен только за 2010-2011 г. Налог на 2012 г. исчисляться не будет. Суммы излишне уплаченных налогов будут возвращены налогоплательщику также при предоставлении соответствующего заявления.
Категории граждан имеющих льготы:
- по транспортному налогу: ветераны Великой Отечественной войны и труда инвалиды всех категорий граждане, получающие трудовую пенсию по старости один из родителей многодетной семьи, имеющей трех и более детей, не достигших возраста 18 лет (или студентов - до 24 лет).
- по земельному налогу: Герои СССР и РФ полные кавалеры ордена Славы инвалиды, имеющие III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лица, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 01.01.2004 инвалиды детства ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также боевых действий лица, имеющие право на получение социальной поддержки, подвергшиеся воздействию радиации налогоплательщики, являющиеся почетными гражданами города Иркутска
- по налогу на имущество: пенсионеры Герои СССР и РФ полные кавалеры ордена Славы инвалиды I и II групп инвалиды с детства участники Великой Отечественной войн, других боевых операций лица, имеющие право на получение социальной поддержки, подвергшиеся воздействию радиации военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более члены семей военнослужащих, потерявших кормильца родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей владельцы жилого строения жилой площадью до 50 кв. м и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 кв. м, расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях.
Контактные телефоны: 28-93-89, 28-93-83
Источник: УФНС - Иркутская область
Льготы физическим лицам по имущественным налогам
ИФНС России по Всеволожскому району Ленинградской области доводит до вашего сведения, что массовая рассылка единых налоговых уведомлений (ЕНУ) по уплате имущественных налогов физических лиц (транспортного, земельного налогов и налога на имущество физических лиц) будет производиться в апреле 2013 года.
Обращаем внимание, начисление имущественных налогов осуществляет Инспекция ФНС России по Всеволожскому району. Начисление налогов производится на основании сведений, переданных регистрирующими органами (Росреестр, ГИБДД и др.). Массовую печать и рассылку ЕНУ осуществляет филиал ФГУ Налог-Сервис в Санкт-Петербурге.
Налогоплательщикам, имеющим право на получение налоговых льгот, необходимо представить в налоговую инспекцию документы, подтверждающие принадлежность к льготной категории, до начала массовой печати и рассылки единых налоговых уведомлений.
В целях упрощения получения информации о льготах по имущественным налогам, установленных региональными и местными законодательными актами, на сайте www.r47.nalog.ru функционирует электронный сервис ФНС России Имущественные налоги: ставки и льготы. Он позволяет узнать подробную информацию об установленных налоговых льготах в конкретном муниципальном образовании.
Инспекция обращает ваше внимание: любые вопросы физических лиц, связанные с суммами и сроками уплаты земельного, транспортного налогов и налога на имущество, а также информацию об обнаруженных вами ошибках в написании адреса или ФИО направляйте только в ту инспекцию, адрес которой указан в направленном вам вместе с квитанцией уведомлении или требовании.
Напомним основные льготы по местным налогам:
1. Налог на имущество физических лиц (ст. 4 Закона О налогах на имущество физических лиц № 2003-1 от 09.12.1991 года):
- Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней
- инвалиды I и II групп, инвалиды с детства
- участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих&hellip
- лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности
- лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС
- военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе
- лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах
- члены семей военнослужащих, потерявших кормильца
- пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации
- граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшими интернациональный долг в Афганистане и других странах
- родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей.
Кроме того, налог не взимается:
- со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, - на период такого их использования
- с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилого строения жилой площадью до 50 квадратных метров и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 квадратных метров.
2. Земельный налог (гл. 31 Налогового кодекса РФ):
Законодательством не предусмотрено 100-процентное освобождение от уплаты земельного налога физическим лицам, кроме лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Вместе с тем, при расчете налога налоговая база (кадастровая стоимость земельного участка) уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного плательщика на территории одного муниципального образования в отношении земельного участка находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков:
- Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы
- инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности
- инвалидов с детства
- ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий
- физических лиц, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении Маяк, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Решениями Советов депутатов муниципальных образований районов Ленинградской области могут быть установлены льготы для отдельных категорий граждан (как полное освобождение граждан от уплаты налога, так и частичное).
3. Транспортный налог (областной закон О транспортном налоге от 22.11.2002 № 51-ОЗ):
1. Освобождаются от уплаты транспортного налога:
- Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий, граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, граждане, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах, граждане Российской Федерации, подвергшиеся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, Герои Российской Федерации за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий
- граждане в отношении одного зарегистрированного на них легкового автомобиля отечественного производства (СССР) с мощностью двигателя до 80 лошадиных сил включительно и с годом выпуска до 1990 года включительно, а также в отношении одного зарегистрированного на них мотоцикла или мотороллера отечественного производства (СССР) с годом выпуска до 1990 года включительно.
Также в соответствии с гл. 28 Налогового кодекса РФ не являются объектом налогообложения:
- весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил
- автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке
- транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения (ежегодно) факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом.
2. Частично освобождаются от уплаты налогов:
Пенсионеры - владельцы легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт) и мотоциклов (мотороллеров) с мощностью двигателя до 40 лошадиных сил (до 29,4 кВт) уплачивают налог в размере 80 процентов от установленной ставки за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанной категории
Владельцы мотоциклов (мотороллеров) с мощностью двигателя до 50 лошадиных сил (до 36,77 кВт) включительно уплачивают налог в размере 50 процентов от установленной ставки за один мотоцикл (мотороллер), зарегистрированный на граждан указанной категории, при условии, что со дня его выпуска прошло более 15 лет.
Интересная статья? Поделись ей с другими:
Порядок ведения бухучета у компании, передающей движимое имущество, не влияет на применение льготы по налогу на имущество
Налоговики рассказали о нюансах освобождения физлица от уплаты транспортного налога в отношении угнанного автомобиля
До 2015 года действовало следующее правило: объекты движимого имущества, принятые на учет в качестве ОС после 1 января 2013 года, не признавались объектом обложения налогом на имущество организаций (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ). С 1 января 2015 года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс, внесенные Федеральным законом от 24.11.14 № 366-ФЗ. Согласно новой редакции подпункта 8 пункта 4 статьи 374 НК РФ, не признаются объектом налогообложения основные средства, включенные в I и II амортизационные группы (вне зависимости от момента принятия объекта на учет). Кроме того, с движимого имущества, принятого на учет с 1 января 2013 года, налог по-прежнему платить не нужно, за исключением случаев, перечисленных в пункте 25 статьи 381 НК РФ. В нем оговорено, что льготу применять нельзя, если имущество принято на учет в результате: реорганизации или ликвидации юридических лиц, а также передачи (приобретения) имущества между налогоплательщиками, признаваемыми взаимозависимыми лицами в соответствии с пунктом 2 статьи 105.1 НК РФ.
Налог на имущество. Льготы на налоги в 2015 году
Налог на имущество: возможность льготы
В средневековой Европе налог на имущество был одной из основных форм налогообложения. Налогом облагались как наделы земли, так и другая собственность. Налог шел в казну короля.
На данном этапе развития общества налог на имущество пополняет бюджет региона, то есть он относится к местным налогам. Имущественный налог должны платить как организации, так и простые смертные. И в том, и в другом случае размер налога устанавливают местные власти, но в тех пределах, которые указаны в налоговом Кодексе РФ. И люди, и организации могут подпадать под льготы, которые либо уменьшают размер налога, либо предполагают его отмену.
Отметим, какое имущество организаций и частных лиц облагается этим налогом.
Для организаций этот региональный налог накладывается на движимое, а также недвижимое имущество, которое стоит на балансе организации в качестве объекта основных средств.
Для физических лиц объектами налогообложения является следующее имущество:
2012 год стал годом, когда налог на имущество подвергся анализу. Следствием этого стало некоторое послабление налогового бремени как для организаций, так и для физических лиц.
Налог на имущество организаций
Для организаций в некоторых случаях возможна отмена платежа налога на имущество. В других вариантах снижается сумма, выплачиваемая организацией, как налог за имущество.
Для начала стоит очертить круг имущества, который по закону не облагается налогом. Сюда относится:
Рассмотрим, какие организации могут воспользоваться льготой на полную отмену уплаты налога на имущество. На основании 381 статьи Налогового кодекса РФ перечислим те организации или то имущество, которое освобождается полностью от имущественного налога:
Есть имущество или организации, для которых освобождение от налога на имущество будет дифференцированным. В таком случае размер снижения налога или полная отмена налога – решение, принимаемое местными властями. Дифференцированные налоговые ставки определяются в размере региональными властями в зависимости от категории налогоплательщика.
К такому имуществу относят следующее имущество или организации:
Объекты, недавно введенные в эксплуатацию, с высокой энергетической эффективностью (их перечень установлен законом РФ)
Как видно из этого списка, снижение налога зависит от того статуса, который получит организация или компания на региональном уровне.
Следует отметить, что 372 статья НК РФ предусматривает расшиение списка льготного налогообложения на местном уровне. Региональные власти имею право добавлять категории имущества или организации, для которых снижен процент налога на прибыль или которые могут воспользоваться 100-процентной льготой.
В целом, налог на имущество вырос с 2% до 2,2%. Но за счет того, что количество облагаемых налогом объектов значительно снизилось, а количество льготных организаций и объектов имущества не уменьшилось, нельзя сказать о повышении налога на имущество организаций. Скорее наоборот, сумма этого налога в общей сложности снизилась.
Льготы для частных лиц в отношении уплаты имущественного налога
Законодательство предусматривает полную льготу для некоторых категорий граждан. Полная льгота – это 100-процентное освобождение от всех налогов на имущество частного лица. Перечистим те категории граждан, которые имеют право на стопроцентную льготу. От уплаты налога освобождаются:
Льгота по отношению имущественного налога предоставляется также членам семей следующих категорий граждан:
Налоговой льготой пользуются также некоторые виды имущества, принадлежащего физическим лицам. Не облагаются имущественным налогом:
Добавим, что, как и в случае с льготами для организаций, так и для частных лиц, местные власти имеют право расширять количество льготного контингента, пользующегося льготой в отношении имущественного налога.
Лица, имеющие льготы, должны предоставить соответствующие документы на льготу в налоговую инспекцию самостоятельно.
Пугающая информация об отмене льгот, которая распространялась на протяжении прошлого года, не имеет под собой достаточных основания. Так заявил глава налоговой службы России Михаил Мишустин. Об отмене льгот для малоимущих граждан и других льготных категорий речи идти не может. Два основные налога – имущественный налог и земельный налог, всегда подразумевают под собой льготные категории людей, которые либо вообще освобождаются от его уплаты, либо сумма налога снижена. Льготы для ветеранов войны и пенсионеров не могут быть отменены ни при таких условиях.
Положительные перемены есть и в общении налоговой инспекции и налогоплательщиков. Возможность сдавать налоговую документацию без личного посещения налоговой инспекции облегчает процесс уплаты налогов как частным лицам, так и организациям. На начало 2015 года 67% налогоплательщиков перешли электронную форму отчетности, при которой используются ТКС (телекоммуникационные каналы связи), что значительно облегчило сдачу отчетов и высвободило время, которое раньше уходило на посещение налоговой инспекции. В 2015 году количество лиц и организаций, предпочитающих удаленное общение налоговыми органами, увеличилось и продолжает расти. Эти данные обнародовал начальник управления информатизации ФНС Виталий Колесников.
Бухгалтерский учет Организация и ведение плана счетов
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ОПТИМИЗАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ
ПО МЕСТНЫМ НАЛОГАМ
Согласно законодательству, местными налогами признаются налоги, которые, как правило, установлены Налоговым кодексом Российской Федерации (далее НК РФ) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях муниципальных образований. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.
В настоящее время местными являются земельный налог и налог на имущество физических лиц, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах местные налоги уплачиваются в поселениях (на межселенных территориях) и городских округах. Эти два налога вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов) и городских округов о налогах. Данное правило применялось с 1 января 2005 г. и до 1 января 2006 г. в том, что касается полномочий представительных органов поселений (муниципальных районов) и городских округов, вновь образованных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1.
В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге местные налоги устанавливаются НК РФ и законами данных субъектов Российской Федерации о налогах, они (налоги) обязательны к уплате на территориях этих субъектов. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации.
Устанавливая местные налоги, представительные органы муниципальных образований (законодательные или представительные органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, определяют налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения и налогоплательщики определяются федеральным законодателем. Эти же названные выше органы могут устанавливать и налоговые льготы по местным налогам, основания и порядок их применения.
В настоящее время применение в качестве механизма налоговой оптимизации льгот по местным налогам в Российской Федерации сопряжено с целым рядом правовых проблем, порожденных несовершенством налогового законодательства. Рассмотрим наиболее типичные из этих проблем и проанализируем пути их разрешения.
Один из наиболее спорных вопросов степень правомерности установления льгот по налогам, зачисляемым в местный бюджет. Рассмотрим эту проблему на следующем примере. Допустим, представительный орган местного самоуправления (например, районный совет депутатов) вынес решение «О льготах по платежам в районный бюджет», которое освобождало от уплаты налогов в доле, зачисляемой в районный бюджет, предприятия и организации потребительской кооперации, в частности, по земельному налогу и налогу на имущество предприятий.
Решением Совета депутатов «О внесении изменений и дополнений в решение районного Совета &ldquoО льготах по платежам в районный бюджет&rdquo» льготы по налогам в доле, зачисляемой в районный бюджет, предоставленные предыдущим решением районного совета депутатов предприятиям и организациям потребительской кооперации, были отменены с середины следующего года (например, с 1 марта). Правомерен вопрос: насколько это согласуется с положениями ст. 5 НК РФ? Согласно пункту 1 ст. 64 Бюджетного кодекса Российской Федерации, представительные органы местного самоуправления вводят местные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством. Согласно законодательству о местном самоуправлении, районный совет определяет льготы и преимущества, в том числе налоговые, в целях стимулирования отдельных видов предпринимательской деятельности. Таким образом, районный совет депутатов правомочен предоставить или отменить льготы по налогам, зачисляемым в районный бюджет. Однако, согласно абзацу 1 пункта 1 ст. 5 НК РФ, акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода, за исключением случаев, предусмотренных названной выше статьей. Поскольку в рассматриваемой ситуации местные законодатели отменили льготу по налогу на имущество, плательщик, исходя из того, что налоговым периодом по этому налогу признается календарный год, вправе считать, что его права ущемлены. Однако, в силу ст. 55 НК РФ, под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Поскольку по налогу на имущество организации налоговой базой признается среднегодовая стоимость имущества, а сумма налога рассчитывается и уплачивается ежеквартально, суд обоснованно указал, что налоговым периодом в данном случае будет признаваться квартал, а, следовательно, отмена льготы не противоречит нормам налогового законодательства, в том числе и абзацу 1 п. 1 ст. 5 НК РФ.
Другой спорный вопрос: каковы границы воли местных властей в отношении земельного налога, который отнесен к местным налогам? Вправе ли представительные органы местного самоуправления самостоятельно вводить или не вводить этот налог, утверждать правила дифференцирования его средних ставок по местоположению, по зонам градостроительной ценности, определять порядок и сроки его уплаты, правила предоставления льгот? Согласно ст. 8 Закона РФ «О плате за землю», налог на землю устанавливается на основе средних ставок, дифференцированных по местоположению и зонам различной градостроительной ценности органами местного самоуправления. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 21.03.1997 сформулировал следующую правовую позицию: федеральный законодатель устанавливает федеральные налоги и сборы в соответствии с Конституцией РФ, самостоятельно определяя не только перечень, но и все элементы налоговых обязательств установление налога субъектом РФ означает его право самостоятельно решать, вводить или не вводить на своей территории соответствующий налог (поскольку исчерпывающий перечень региональных налогов порождает только право, но не обязанность установить налог), а также конкретизацию им общих правовых положений, в том числе детальное определение субъектов и объектов налогообложения, порядка и сроков уплаты налогов, правил предоставления льгот, способов исчисления конкретных ставок (дифференцированные, прогрессивные или регрессивные).
Такая правовая позиция имеет общее значение и касается всех налогов, в том числе местных в частности, положение о том, что определение смысла понятия «установление налогов и сборов» возможно только с учетом основных прав человека и гражданина, закрепленных в статьях 34 и 35 Конституции РФ, а также конституционного принципа единства экономического пространства и на установление налогов и сборов органами местного самоуправления. Иное понимание смысла понятия, содержащегося в статье 132 (часть 1) Конституции РФ, «установление местных налогов и сборов» противоречило бы действительному содержанию названной статьи Конституции.
Следовательно, в отношении земельного налога, который отнесен к местным налогам, представительные органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать вопрос, вводить или не вводить этот налог, а также утверждать правила дифференцирования его средних ставок по местоположению, по зонам градостроительной и тому подобной ценности, определять порядок и сроки его уплаты, правила предоставления льгот и т.д.
Разделение на зоны того или иного населенного пункта и размеры дифференцированных ставок земельного налога должны быть утверждены органом местного самоуправления.
Другой спорный момент, затрудняющий использование льготных механизмов налоговой оптимизации, ситуация, когда в качестве основания предоставления налоговых льгот выступает налоговое соглашение по тому или иному налогу. Например, арбитражный суд признал налоговое соглашение и решение городского Совета ЗАТО г. Железногорск от 11 марта 1998 г. № 12-146Р «Об инвестиционной зоне ЗАТО г. Железногорск» не соответствующим актам законодательства и Постановлению Правительства Российской Федерации, которые не были введены в действие ко времени заключения налогового соглашения и вступления в силу названного решения городского Совета ЗАТО г. Железногорск. Налоговая инспекция (УМНС) провела выездную налоговою проверку правильности исчисления и уплаты организацией местных налогов. Повторная выездная налоговая проверка проводилась в соответствии с частью 3 статьи 87 НК РФ вышестоящим налоговым органом в порядке контроля над деятельностью налогового органа, проводившего проверку. По результатам повторной налоговой проверки УМНС был составлен акт, согласно которому организация не доплатила налог. Организация не согласилось с решением налогового органа, но суд первой инстанции сделал вывод о неправомерности применения организацией в проверяемый период льготы по акцизам, что не соответствует закону. Налоговые льготы предоставляются в порядке и на условиях, определяемых законодательством о налогах и сборах. Организации льгота была предоставлена на основании налогового соглашения, заключенного с администрацией ЗАТО г. Железногорск и согласованного с городским Советом ЗАТО г. Железногорск, что подтверждается решением последнего от 27.10.98 № 22-240Р. При рассмотрении проблемы в первую очередь должно быть проверено соответствие названного налогового соглашения налоговому законодательству и возможность применения предусмотренной им налоговой льготы в течение проверяемого периода.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», органы государственной власти административно-территориальных образований вправе предоставлять дополнительные льготы по налогообложению в пределах сумм налогов, зачисляемых в их бюджеты. Полномочия местных органов на заключение с налогоплательщиками налоговых соглашений и предоставление целевых налоговых льгот были предусмотрены статьями 12, 13 Закона Российской Федерации от 20.12.91 № 2071-1 «Об инвестиционном налоговом кредите». Из статьи 5 Закона Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании» следует, что в доходы бюджета закрытого административно-территориального образования зачисляются все налоги и поступления с его территории. Таким образом, законодательство, действовавшее в момент заключения налогового соглашения, не запрещало органам местного самоуправления предоставлять налоговые льготы по федеральным налогам, уплачиваемым в местный бюджет. Городским Советом ЗАТО г. Железногорск в соответствии с компетенцией, установленной Уставом ЗАТО Железногорска, было принято решение от 11.03.98 № 12-146Р об утверждении Положения об инвестиционной зоне ЗАТО г. Железногорск 2. которым администрации ЗАТО г. Железногорск поручалось заключать налоговые соглашения с участниками инвестиционной зоны. Однако предположим, что заключенное налоговое соглашение не соответствует порядку и условиям, предусмотренным названным Положением для заключения таких соглашений.
Правило о предоставлении дополнительных льгот по налогам и сборам юридическим лицам, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков в налоговых органах закрытых административно-территориальных образований, органами местного самоуправления этих образований по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, было введено статьей 47 Федерального закона от 26 марта 1998 г. № 42-ФЗ «О федеральном бюджете на 1998 год» и статьей 1 Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 144-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации &ldquoО закрытом административно-территориальном образовании&rdquo». Порядок предоставления дополнительных льгот был утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 595 и предусматривал запрет на применение таких льгот по акцизам. Однако статьей 2 Федерального закона от 31 июля 1998 № 144-ФЗ было предусмотрено сохранение дополнительных льгот по налогам и сборам, предоставленных до вступления в силу названного Федерального закона юридическим лицам, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков в налоговых органах закрытых административно-территориальных образований, в течение периода, на который они были предоставлены, но не позднее 1 января 2000 г. Федеральный закон от 2 апреля 1999 г. № 67-ФЗ, отменивший норму о сохранении налоговых льгот, в соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации не может иметь обратной силы и не применяется к длящимся правоотношениям о предоставлении льготного налогообложения, возникшим до дня официального его опубликования. Следовательно, в анализируемой нами ситуации организация вправе была применять установленные налоговым соглашением налоговые льготы в течение всего срока его действия, а решение налогового органа о доначислении сумм по местным налогам в связи с неправомерным применением налоговой льготы недействительно, так как не соответствует закону и нарушает права налогоплательщика.
Еще одна спорная ситуация, затрудняющая использование льготных механизмов налоговой оптимизации, такова: налоговые льготы были предоставлены истцу местными органами власти, без согласования с Минфином РФ предусмотрены иные последствия, касающиеся самих муниципальных образований, а не налогоплательщиков. Право местных органов власти на предоставление налоговых льгот по всем налогам в пределах сумм, поступающих в местный бюджет, предусматривалось только до 2001 г. При отсутствии согласования предоставления этих льгот с Министерством Финансов РФ предусмотрены иные последствия, касающиеся самих территориальных образований, а не налогоплательщиков. При этом необходимо понимать, что предоставленное законодателем иному субъекту право впредь устанавливать правила предоставления льгот не означает возможности отмены уже предоставленных льгот задним числом.
Другой пример. Органы местного самоуправления предоставляют организациям дополнительные льготы по местным налогам в случаях, когда расширительное толкование собственных налоговых полномочий не соответствует актам законодательства. Допустим, организация исчисляет налоги на основании договора о предоставлении дополнительных льгот по налогам и сборам, заключенного с Администрацией ЗАТО. Согласования с налоговыми органами дополнительных налоговых льгот не требуется. Однако НК РФ не содержит норм, определяющих специальные условия предоставления льгот в пределах сумм налога, поступающих в местный бюджет. Ограничение Постановлением Правительства Российской Федерации установленных федеральным законом прав на предоставление льгот, по мнению истца, неправомерно. Однако орган местного самоуправления ЗАТО вправе предоставлять льготы по налогам в строгом соответствии требованиям законодательства Российской Федерации. Согласно статье 47 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1998 год» и Постановлению Правительства Российской Федерации» № 595 от 15 июня 1998 г. «О правилах предоставления органами местного самоуправления дополнительных льгот по налогам и сборам», решение о предоставлении льгот должно приниматься только при условии обязательного их согласования с Минфином Российской Федерации и соблюдением установленных ограничений в отношении отдельных налогов, по которым не дано право предоставления дополнительных налоговых льгот органами местного самоуправления ЗАТО. Решения ЗАТО о предоставлении льгот по местным налогам не подлежат применению в силу противоречия их содержания законодательству. Такой вывод основан на требованиях налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации дополнительно статьей 15 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2000 год» предусмотрено приостановление действия пункта 3 статьи 142 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а статьей 58 этого же Федерального закона приостановлено действие части 2 пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании» и сказано, что с 2000 г. все предприятия, расположенные на территории ЗАТО, налоги и сборы, подлежащие зачислению в федеральный бюджет, направляют в федеральный бюджет в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации. В данном случае акты органов местного самоуправления, предусматривающие предоставление льгот по налогам без согласования с Министерством финансов РФ, не подлежат применению. В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании» дополнительные льготы по налогам и сборам предоставляются юридическим лицам, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков в налоговых органах закрытых административно-территориальных образований соответствующими органами местного самоуправления, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Дополнительные налоговые льготы могут быть установлены лишь по налогам, зачисленным в бюджеты административно-территориальных образований, но все суммы налогов и сборов, подлежащих внесению в бюджет налогоплательщиками, зарегистрированными в налоговых органах закрытых административно-территориальных образований, подлежат зачислению на специальные счета в территориальных отделениях Федерального казначейства Минфина России.
Применение льготных механизмов налоговой оптимизации с использованием ЗАТО вызывает множество правоприменительных коллизий. Однако в компетенцию налогового органа не входит отмена налоговых льгот, предоставленных организации органом государственной власти ЗАТО 3.
Затрудняет использование льготных механизмов налоговой оптимизации ситуация, при которой действовавшее в период заключения налогового соглашения законодательство предоставляло органам государственной власти административно-территориальных образований право предоставлять дополнительные льготы по налогообложению в пределах сумм налогов, зачисляемых в соответствии с законодательством РФ в их бюджеты 4. В таких случаях при налоговом планировании необходимо строго учитывать особенности временных рамок действия норм.
Отказ в иске налогового органа о взыскании штрафных санкций обоснован, если вина ответчика в неправомерном использовании дополнительных льгот по спорным налогам, предоставленных органом местного самоуправления ЗАТО, не доказана. Дело о требованиях взыскать налоговые платежи подлежит передаче на новое рассмотрение, поскольку органы местного самоуправления ЗАТО не вправе предоставлять дополнительные налоговые льготы по НДС, акцизам, налогам и сборам, зачисляемым в целевые бюджетные фонды 5.
1 Российская газета. 2003. 8 октября СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

2 Железногорский рабочий. 1998. № 5.
3 См. напр. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 апреля 2005 г. № А21-5540/04-С1 // СПС «Гарант».
4 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 3 октября 2000 г. № КА-А41/4455-00 // СПС «Гарант».
5 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 апреля 2001 г. № КА-А41/1512-01 // СПС «Гарант».
Content of journals
ЕврАзЮж № 11 (42) 2011
Налоговое право Сафина С.Д. Льготы по региональным налогам: некоторые аспекты практической реализации налоговой компетенции субъектов федерации (на примере Республики Башкортостан)
В статье на основе анализа нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Башкортостан, а также сводных данных статистической отчетности Федеральной налоговой службы РФ, рассмотрены проблемные аспекты реализации налоговой компетенции субъектов Российской Федерации в области установления льгот по региональным налогам.
Финансовая деятельность государства и муниципальных образований осуществляется по-средством аккумуляции, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации поставленных перед ними задач. В свою очередь, аккумулированию денежных средств, формирующих централизованные денежные фонды, способствует главным образом взимание государством налогов и сборов. Нельзя не согласиться с утверждением о том, что история государственной власти есть история государственных доходов. Развитие демократического конституционного государства идет параллельно с развитием его налогового института, который покрывает финансовые потребности государства преимущественно налогами.
Продлите патент на работу по окончании времени его действия, если в ваших планах стоит продолжение работы на территории РФ. Общий срок сохранения силы вышеназванного документа, включая его периодическое продление, не может превышать двенадцати месяцев. Продление патента на работу вся подробная информация на сайте http://ucstaff.ru
Легальное понятие налога, основные элементы налога и порядок его установления определены Налоговым кодексом РФ.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственнсти, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансово-го обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).
Установление налога в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ не ограничивается лишь указанием на наименование налога и его вид, в том числе с позиции реализации возможных полномочий законодательных (представительных) органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований.
Установление налога означает законодательное определение круга налогоплательщиков и элементов налогообложения.
К последним, в соответствии со ст. 17 НК РФ, отнесены:
– объект налогообложения
– налоговая база
– налоговый период
– налоговая ставка
– порядок исчисления налога
– порядок и сроки уплаты налога.
В литературе отмечается универсальный характер элементов налогообложения. В зависимости от степени значимости и соответственно участия того или иного элемента в процедуре установления налога различают существенные, дополнительные и факультативные элементы налогообложения. Существенные элементы указаны выше и определены ст. 17 НК РФ, дополнительные конкретизируются в законе о конкретном налоге. Факультативными называют те элементы, отсутствие которых не влияет на степень определенности налогового законодательства.
Представительные органы власти субъектов РФ (местного самоуправления), устанавливая региональные (местные) налоги, определяют в нормативных правовых актах как существенные, так и факультативные элементы налогообложения. Согласно ст. 12 НК РФ, к ним относятся: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ, налоговые льготы.
Таким образом, льгота по налогу относится к факультативным элементам закона о налоге, и в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (ст. 17 НК РФ).
Налоговые льготы – важный инструмент налоговой политики государства. С момента создания Российской налоговой системы вопросы применения налоговых льгот постоянно находятся в центре внимания, что связано с большим объемом выпадающих доходов бюджетной системы страны от предоставления различных льгот по налогам и сборам. По данным статистической отчетности ФНС России за 2010 год отношение суммы льгот к сумме начислений по налогу на при-быль организаций составило 5 %, по НДС – 93 %, по налогу на добычу полезных ископаемых – 12 %, по налогу на имущество организаций – 70 %, по налогу на имущество физических лиц – 70 %.
Льготами по налогам, в соответствии с НК РФ, признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать на-лог либо уплачивать его в меньшем размере (ст. 56 НК РФ).
Применение льгот по налогу, как правило, направлено на реализацию регулирующей функции налогов, позволяющей воздействовать на процессы распределения, перераспределения национального дохода, процессы производства, потребления их использование ярко иллюстрирует налог как универсальный инструмент воздействия на разнообразные не только экономические, но и иные общественные процессы.
Налоговая компетенция субъектов федерации в отношении установления налоговых льгот может быть охарактеризована следующими положениями Налогового кодекса РФ. В соответствии со ст. 12 НК РФ, законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. При этом не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (ст. 3 НК РФ).
Несмотря на разнообразие видов налоговых льгот, все они направлены на сокращение раз-мера налоговой обязанности налогоплательщика. Налоговые льготы могут быть установлены с использованием следующих механизмов:
– уменьшение суммы налога (например, на величину средств, направляемую на конкретные це-ли)
– пониженная (в том числе до «нулевой») ставка налога
– вычет (уменьшение) из налоговой базы.
Помимо указанных льгот существуют так называемые изъятия из общего режима налогообложения, которые фактически являются скрытой формой льготирования. Это касается, в частности, имущества или земельных участков, не признаваемых объектом налогообложения – по региональному налогу на имущество организаций (п. 4 ст. 374 НК РФ), местному земельному налогу (ст. 389 НК РФ).
Необходимо иметь в виду, что налоговая компетенция субъекта РФ ограничена полномочиями Российской Федерации в сфере налогообложения. В этой связи льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются как Налоговым кодексом РФ, так и законами субъектов Российской Федерации о налогах (ст. 56 НК РФ).
Так, НК РФ устанавливает льготы по налогу на имущество организаций (ст. 381 НК РФ). Со-гласно сводным данным статистической налоговой отчетности ФНС РФ за 2010 г. сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам налоговых льгот по налогу на имущество организаций, составила 305289514 тыс. руб. в том числе 182974420 тыс. руб. по льготам, установленным федеральным законодательством.
То же можно констатировать и в отношении местных налогов: налога на имущество физических лиц (ст. 4 Закона РФ от 02.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц)», земельного налога (ст. 395 НК РФ). Согласно сводным данным статистической налоговой отчетности ФНС РФ за 2010 г. сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам налоговых льгот (по Республике Башкортостан), составила:
– по налогу на имущество физических лиц – 263789 тыс. руб. в том числе по льготам, установленным федеральным законодательством, – 262225 тыс. руб.
– по земельному налогу по юридическим лицам – 2288866 тыс. руб. в том числе по льготам, установленным федеральным законодательством, – 66883 тыс. руб.
– по земельному налогу по физическим лицам –31662 тыс. руб. в том числе по льготам, установленным федеральным законодательством, – 2140 тыс. руб.
Кроме того, льготы устанавливаются нормативными правовыми актами Республики Баш-кортостан в отношении региональных налогов, нормативными правовыми актами органов мест-ного самоуправления в отношении местных налогов:
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!