Две льготы по налогу имущество
Льготы по налогам на недвижимость.
Читайте также:
К владельцам недвижимого имущества, освобожденных от уплаты налога, должны быть отнесены: органы государственной власти,благотворительные организации, дипломатические и консульские миссии иностранных государств. В качестве обязательного требования к имуществу данных организаций должно быть установлено его использование исключительно для основных или смежных, неразрывно связанных с основными, целей. Возможно также установление необлагаемого минимума для частного жилья.
Для частных жилых домов возможно введение налоговых каникул на срок до 2-х лет с момента начала строительства. После истечения данного срока, налогообложение применяется в полном объеме, причем налоговой базой будет являться рыночная стоимость дома, независимо от степени его готовности.
Как уже отмечалось, определение состава предоставляемых льгот в существенной степени зависит от влияния некоторых политических сил. В то же время существует набор повсеместно применяемых, политически оправданных льгот. Касается он, в первую очередь, государственного недвижимого имущества, что может быть оправдано тем, что в стоимость, создаваемых государственным аппаратом общественных благ, входят вмененные доходы от пользования государственным имуществом (альтернативная стоимость недвижимости),и взимание налога фактически увеличило бы стоимость предоставления общественного блага. К тому же главным источником доходов государства, с помощью которых государственные органы могли бы расплачиваться по обязательствам, являются налоговые поступления и, таким образом, применение налога на недвижимость к ним могло бы повлечь как излишнее перераспределение средств между различными уровнями бюджета, так и, учитывая отсутствие целевого характера у налогов, перераспределение расходов государства между различными органами государственной власти в зависимости от того, у кого из них находится большее количество недвижимости.
С другой стороны, уплата налогов с государственной собственности может иметь и ряд положительных последствий.
Аналогичные соображения могут быть высказаны относительно предоставления льгот по налогу на недвижимость государственным,религиозным, образовательным, научным, медицинским учреждениям, а также по налогу за иное государственное имущество, не приносящее самостоятельный коммерческий доход, в частности, транспортным путям, заповедникам.
К другому типу имущества, налогообложение которого обычно производится по сниженным ставкам или полностью отсутствует,являются благотворительные учреждения. Аргументом для предоставления льгот по данному виду недвижимости является социальное значение, которое имеет деятельность, связанная с их использованием. Большое социально-политическое значение имеет предоставление льгот по налогу на недвижимость, связанную с осуществлением сельскохозяйственной деятельности. Кроме перечисленных, льготы по налогу на недвижимость получают также дипломатические миссии, что в большей степени связано с особенностями дипломатического статуса. Некоторые особые персональные случаи могут являться причиной предоставления льгот по налогу на недвижимость в отношении частного жилья. В их число входят, например,предоставление льгот инвалидам, военнослужащим, пенсионерам.
Объекты недвижимости, которые исключаются из налогообложения, а также те, по которым применяются пониженные ставки или чья стоимость уменьшается для целей налогообложения, обычно устанавливаются прямым указанием в законодательных актах. В то же время в некоторых странах, напротив,существует строгий перечень облагаемого недвижимого имущества, при этом некоторые его виды могут отсутствовать в перечне и, таким образом, не входить в облагаемую базу по данному налогу. В качестве примера можно привести Швецию,где в налогооблагаемую базу не входят коммерческие и промышленные объекты недвижимости, а также Данию, где под налог на недвижимость не подпадают частные жилые дома.
Льготы по налогу в соответствие с законодательством разных стран предоставляются либо владельцам имущества, либо его пользователям. В первом случае льготой могут пользоваться государственные органы, иностранные дипломатические миссии, общественные объекты (национальные парки, леса, транспортные магистрали), религиозные конфессии,государственные учебные, медицинские и социальные учреждения, исторические памятники (как, например, в Дании и Франции). Во втором – в основном,благотворительные организации. В том и другом случае, льгота может распространяться на частных лиц, входящих в особые категории: инвалиды,пенсионеры, военнослужащие.
В большинстве стран, как правило, льгота по налогу предоставляется лишь при использовании имущества по прямому назначению и теряет свою силу при коммерческом использовании. Однако существуют некоторые исключения: так, в некоторых штатах Австралии, льгота по налогу на землю действует даже при коммерческом ее использовании, в случае если частота и объем подобного использования не превышает определенного уровня.
Особое место в системе предоставления льгот имеет сельскохозяйственное имущество, а также частные дома и другие жилые здания.
Земля, принадлежащая сельскохозяйственным предприятиям или частным лицам, полностью освобождена от налогообложения в Голландии, Швеции, Великобритании, Австралии. Во Франции от налогообложения освобождены фермерские строения. В большинстве стран применяется пониженная ставка налогообложения сельскохозяйственных земель (США, Канада) или пониженная стоимость земли (например, в Японии стоимость сельскохозяйственных земель для целей налогообложения снижается вдвое).
Для жилых зданий и частных домов предусмотрены льготы, практически во всех странах мира. Льготы могут предоставляться как всем владельцам частного жилья, так и отдельным категориям граждан.

Так, в Австралии освобождены от налога все жилые частные дома, чья стоимость не превышает определенного предела. Такой же порядок применяется и в Индонезии. В Японии стоимость частной жилой недвижимости уменьшается на 75% или на 50% в зависимости от площади помещений.
Во Франции от налога на недвижимость по основному месту проживания освобождены граждане старше 75 лет, льготы предусмотрены для многодетных семей. В Израиле льготами по налогу пользуются военнослужащие,инвалиды, престарелые и малоимущие граждане.
Обзор существующего законодательства в РФ (налог на имущество, налог на имущество физических лиц,налог на землю)
В Российской Федерации на данный момент действуют несколько законов, регулирующих налогообложение имущества, находящегося в собственности физических и юридических лиц: Закон “О налоге на имущество предприятий”, Закон “О налогах на имущество физических лиц”, Закон “О плате за землю”.
Налог на имущество предприятий, взимаемый с предприятий, учреждений, филиалов, имеющих обособленный баланс и собственный текущий счет, а также с иностранных компаний, достаточно сильно отличается от существующих мировых аналогов. Поскольку его объектом, в отличие от доминирующего в мире положения, является все имущество налогоплательщиков,включая основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе. Для целей налогообложения имущество учитывается по остаточной стоимости.
Состав необлагаемого имущества предприятий достаточно широкий и включает в себя, в частности, имущество бюджетных учреждений, сельскохозяйственных предприятий, образовательных, медицинских,религиозных, научно-исследовательских учреждений, а также, жилищно-садоводческих кооперативов, имущество детских оздоровительных комплексов, пенитенциарных учреждений, имущество РФФИ и его региональных отделений, пожарной службы,аварийно-спасательных служб, а также имущество, используемое для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением о разделе продукции.
Для целей налогообложения стоимость имущества уменьшается на балансовую стоимость объектов соцкультбыта и ЖКХ, объектов охраны природы, мобилизационного резерва, имущества, используемого для производства и переработки сельскохозяйственной продукции.
Предельная ставка для налога на имущество предприятий установлена в размере 2% от стоимости налогооблагаемого имущества,причем конкретная ставка устанавливается законодательными органами субъектов Федерации.
Налог на имущество физических лиц устанавливает,что плательщиками данного налога являются физические лица, имеющие в собственности объекты обложения, которыми являются: жилые дома, квартиры, дачи,гаражи и другие строения, транспортные средства, за исключением автомобилей,мотоциклов и других самоходных машин, а также механизмов на пневмоходу.Для целей налогообложения используется инвентаризационная стоимость строений и помещений (представляемая органами коммунального хозяйства), в случае ее отсутствия – стоимость, определяемая для обязательного страхования, или же размер минимальной оплаты труда – для транспортных средств. Ставка для обложения строений и помещений установлена в размере не более 0,1% от инвентаризационной или страховой стоимости, для транспортных средств –дифференцированно в зависимости от мощности двигателя в процентах от минимальной оплаты труда.
Льготы по налогу имеют инвалиды, ветераны войны,герои СССР и РФ, военнослужащие, члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, подвергшиеся радиации вследствие катастрофы в Чернобыле, принимавшие участие в отрядах особого риска при испытаниях ядерного оружия. Отдельно выделяется категория граждан, имеющих льготы только по налогу на имущество физических лиц в части обложения строения и помещений. К ним относятся военные и гражданские пенсионеры, родители и супруги военнослужащих и госслужащих,погибших при исполнении служебных обязанностей. Имеются льготы по налогу на помещения, принадлежащие деятелям искусств и используемые в качестве мастерских.
Третьей составной частью налогообложения имущества является плата за землю. В соответствие с Законом “О плате за землю”формами платы за землю являются: земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли. Земельный налог взимается с собственников земли, землевладельцев и землепользователей кроме арендаторов, арендная плата – с арендаторов земельных участков и нормативная цена земли – для покупки и выкупа земли.
Ставка земельного налога устанавливается в виде фиксированной величины с единицы земельной площади в расчете на год. В случае нецелевого использования земли ставка налога увеличивается вдвое.
Для сельскохозяйственных земель законом устанавливается средняя ставка за единицу площади по регионам, при этом региональным властям дается право самостоятельно на основе средней ставки устанавливать размеры налога. При исчислении размера налога делаются коррективы в зависимости от местоположения земли, причем размер увеличенной таким образом ставки не должен превышать двукратный размер средней ставки для региона.
Для земель несельскохозяйственного назначения установлено, что городские земли подлежат налогообложению по средним ставкам,указанным в Законе. Средние ставки дифференцируются в зависимости от местоположения и зон различной градостроительной ценности. При этом для земель занятых жилищным фондом вводится пониженная ставка – 3% от средней,установленной для городских земель, но не менее 10 рублей за квадратный метр. Для земель, используемых в промышленных целях и расположенных вне территории населенных пунктов, ставка налога установлена в размере 20% от среднего налога для городских земель.
Перечень предприятий, освобожденных от уплаты земельного налога, весьма обширен и включает, в частности, государственные предприятия связи, санаторно-курортные учреждения, находящиеся в государственной собственности, образовательные, медицинские, научные организации, финансируемые за счет государства. Не подлежат налогообложению земли, предоставленные для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, а также Министерства Обороны. Освобождены от уплаты налога на землю инвалиды, участники ВОВ, военнослужащие, Герои СССР и РФ.
Налог на недвижимость: что будет в 2015 году
Для многих стран налогообложение имущества - это, прежде всего, способ борьбы с теневыми доходами. Казалось бы, один из самых болезненных вопросов и для Украины.
Однако при предыдущей власти налог на недвижимость в основном вводили для имитации деятельности.
В частности, в правительстве Николая Азарова не раз уверяли, что заставят платить владельцев шикарных дворцов.
Впрочем, после доработок в парламентских комитетах и Кабмине, инициированных владельцами дворцов, концепция существенно менялась.
О коммерческой недвижимости вообще речь не шла. Обложили, как известно, только жилой сектор. Через предусмотренные прошлым правительством льготы по налогооблагаемой площади эффект от введения такого налога оказался нулевым.
Вы знаете, сколько мы собрали налога на недвижимость, который является одним из базовых налогов во всем мире? 30 миллионов во всем государстве. В основном - в Киеве. На остальной территории никто не поместился в норму - 120 метров квартиры и 250 метров дома. Больше потратили на администрирование, чем собрали. В маленьких городах вообще ничего не собрали . - жаловался глава Минфина Александр Шлапак.
Как известно, квартиры до 120 кв. м и дома до 250 кв м налогом на недвижимость не облагаются. Однако, по данным Госстата площадь 90% жилого фонда в Украине меньше 100 кв м, а девять из десяти семей живут в квартирах площадью 40-80 кв. м.
Для нынешней же власти налог на недвижимость - это дополнительный источник доходов. Чем больше налог принесет денег в бюджет, тем лучше. Концепция налога на недвижимость, которую подготовило правительство Арсения Яценюка, уже несколько раз претерпевала изменения. Вариант, который вместе с другими налоговыми изменениями внесен в парламент, уже устарел.
Дело в том, что вскоре этот пакет законопроектов будет заменен другим. Речь идет об изменениях в Налоговый кодекс. изменения в Бюджетный кодекс, реформирование единого социального взноса и оптимизации сети бюджетных учреждений.
Ранее премьер сетовал, что правительство не может подать закон о бюджете на 2015 год из-за необходимости готовить его на основе новой налоговой базы.
Тормозит же процесс коварная Рада, которая не принимает реформаторские законопроекты. Как известно, в парламенте не нашлось голосов даже для того, чтобы включить пакет законопроектов в повестку дня.
Последние правки к налогу на недвижимость вносились около недели назад. По подсчетам чиновников и экспертов, новая модель налогообложения недвижимости позволит привлечь в бюджет до 2,7 млрд грн.
Достичь такого результата планируется за счет налогообложения жилых и коммерческих площадей. Ставки налога на недвижимость, как и раньше, будут определять местные общины. Каждая из них сможет выбрать свой уровень - от 0% до 2% от минимальной зарплаты за каждый квадрат. Налог на недвижимость будет уплачиваться также раз в год.
Мы идем к децентрализации. Даем верхнюю ограничительную планку минимальной зарплаты. Дальше пусть местная община решает, сколько платить, какие делать исключения для маленьких квартир. Это ее дело . - отмечает Шлапак.
Устанавливать льготы в виде необлагаемых площадей государство уже не будет. Это станет прерогативой местных чиновников.
По словам эксперта по вопросам бюджета Ассоциации городов Украины - АГУ - Александра Слобожана, льготы будут только адресными и зависеть от имущественного положения и уровня доходов. Они будут предоставляться только владельцам жилой недвижимости. На коммерческую недвижимость этот принцип распространяться не будет.
Коммерческая недвижимость
Предполагается, что местные органы власти сами будут заинтересованы в том, чтобы не повышать ставки и не убивать бизнес. Так, по крайней мере, считают в правительстве. В АГУ предполагают, что местные власти введут ставки на уровне 0,1-0,2%, что есть в десять раз меньше показателя верхней планки.
Определиться со ставками налога на недвижимость местным органам поможет Налоговый кодекс. Он будет содержать два критерия установления ставок.
Первый - категория объекта: производственные мощности или коммерческая недвижимость.
Второй - зональность. Город может быть разделено на зоны. Предприятия в городской черте будут платить больше за существенный «вклад» в загрязнение территории.
Эти факторы станут для местных властей ориентирами - ставок или формул не будет.
Были также предложения ввести фиксированный диапазон налога на недвижимость в зависимости от вида недвижимости. Для производственных зданий - 0,05-0,1%, для коммерческих - 0,2-2%. Идея вроде трезвая, но Минфин не захотел этого делать.
Фантазия местных органов могла бы зайти слишком далеко и вызвать серьезное налоговую нагрузку на производственную сферу.
Например, предприятие НПП БелоцерковМАЗ имеет недвижимость площадью 120 тыс. кв. м. По максимальной ставке 2% оно вынуждено будет уплатить 2,9 млн. грн. Одновременно, годовой объем реализации продукции предприятия составляет 12 млн. грн.
Остается надеяться, что местные органы не будут насиловать промышленные предприятия и руководствоваться принципом не навредить бизнесу.
Сколько теперь может собрать правительство с учетом прогнозируемой АГУ средней ставки 0,1-0,2%, и если ставка составит 1%?
По расчетам Госкомстата, жилой фонд общей площади в Украине составляет 1096 млн. кв. м. Данные по коммерческой недвижимости в официальной статистике отсутствуют. Однако можно исходить из предложенного Минфином предположения, что соотношение жилой и коммерческой недвижимости составляет 10 к 1.
Тогда площадь коммерческой недвижимости - 109 млн. кв. м. Это примерно, ведь данный показатель не учитывает объемы недвижимости обанкротившихся предприятий. Таким образом, ставка 0,2% - это 260 млн грн для местных бюджетов, 1% - 1,3 млрд грн.
Жилая недвижимость
Здесь тоже будут применяться категории и зоны. Как это будет выглядеть? Для примера можно взять две киевские квартиры - на Печерске и на Троещине. Все понимают, что владельцы этих квартир не могут платить одинаковый налог.
Исходя из зоны, горсовет Киева может принять решение, что квартиры в 40 квадратов облагаются по ставке 0,5%. В этом же решении, исходя из принципа зональности, на Троещине будет 0,5%, а на Печерске - 0,8-0,9%.
Теперь другой момент: две квартиры на Троещине. Одна 1956 годf, другая - 2014 года. В первом случае горсовет может применить ставку 0,3%, во втором - 0,5%. По словам Слобожана, такое регулирование будет справедливым.
Все зависит от грамотности органов местного самоуправления. У них был такой опыт установления ставок. Во всяком случае, если они начнут перегибать палку, то общество их поставит на место. Они это знают . - отмечает эксперт.
Для села налог будет вводиться, исходя из целесообразности. То есть если единый налог и плата за землю - это общеобязательные налоги, то налог на недвижимость устанавливает орган местного самоуправления.
Например, в селе, в котором 20 домов, его, скорее всего, вводить не будут. В этом не будет необходимости, потому поселковый совет соберет копейки.
Важно, чтобы не было так, как в свое время областной совет устанавливал льготы вместо районных или сельских органов. Понятно, что область никогда не компенсирует эти потери местным бюджетам . - объясняет Слобожан.
В общем, если полагаться на данные Госстата по размеру жилого фонда, по ставке 0,1% можно собрать 1,3 млрд грн, по ставке 0,5% - 6,7 млрд. грн. Впрочем, без учета льгот, которые будут оказывать местные органы.
Проблемы внедрения налога на недвижимость
Во-первых . В том, что налог на недвижимость должны администрировать местные власти, сомнений нету. Как и нет сомнений в том, что полученные поступления должны быть потрачены на инфраструктуру.
Впрочем, эта модель все равно несовершенна. Ее главный недостаток - ставки определяются без привязки к реальной стоимости объектов, подлежащих налогообложению. Хотя такой подход и содержит немало спекулятивных рисков. В Минфине и АГУ убеждают, что для Украины предложена модель с обложением площади - оптимальная.
Можно прийти к оценщику с аргументом в конверте, и ваш дворец оценят в 100 грн. Если же квадратура, то уже никто не спрыгнет. Эта модель лучше для таких стран, как Украина. Так, например, было у чехов и поляков . - говорит Слобожан.
Во-вторых . Не изменится ли суть концепции после того, как документ пройдет через парламент? Все знают, как там режут хорошие инициативы.
По словам участников рабочих групп, уже на этапе подготовки документа чиновники вставляют палки в колеса. Так, из-под налогообложения вывели гаражи и дачи. Совет тоже может расширить категорию льготников, исходя из своих интересов.
В-третьих . Можно радоваться, что местные органы получат больше самостоятельности и иметь дополнительный источник для развития инфраструктуры. Впрочем, один из самых распространенных и проверенных способов сокрытия нелегальных доходов самих местных элит - это вложение денег в недвижимость.
В Украине отсутствует механизм сравнения доходов и расходов плательщика налога. Этот процесс вовсе не контролируемый, поэтому даже голова любого сельсовета может иметь недвижимость в Болгарии, и это никого не удивит. Есть и коммерческие объекты, где государственные служащие также могут быть среди владельцев.
Например, условный чиновник горсовета за гривну приобрел старый универмаг в центре города. В универмаге много торговых площадей, которые он отдает в аренду.
Налоговой владелец показывает, что арендаторы платят ему 1 тыс грн в месяц, и он платит с этой суммы 200 грн налога. В то же время стоимость здания и аренды выше, и получает он от арендаторов вне договора в десять раз больше.
Конечно, такую схему может использовать не только представитель власти. В конце концов, кто бы за этим не стоял, главная задача власти - введение справедливого налога на коммерческую недвижимость. Однако это можно сделать только одним способом - привлекая к процессу определения ставок общественность.
Налог на недвижимость в Украине. Расчет налога на недвижимость.
Налог на недвижимость был введен в Украине Налоговым кодексом. Необходимо отметить, налог на недвижимость существует в большинстве стран Европейского союза и в России.
Порядок уплаты налога на недвижимость регулируется нормами ст.265 Налогового кодекса Украины. Начисляться и уплачиваться данный налог будет с 1 июля 2012 года.
Плательщики налога на недвижимость.
Плательщиками налога на недвижимое имущество являются владельцы объектов жилой недвижимости – физические и юридические лица, в том числе нерезиденты, а именно:
- физические лица, то есть граждане как участники гражданских отношений
- юридические лица - организации, созданные и зарегистрированные в установленном порядке
- нерезиденты - граждане, имеющие постоянное место жительства за пределами Украины, в том числе те, которые временно находятся на территории Украины
- юридические лица и субъекты предпринимательской деятельности, не имеющие статуса юридического лица (филиала, представительства и т.п.) с местонахождением за пределами Украины, которые созданы и осуществляют свою деятельность в соответствии с нормативно-правового поля иностранной страны.
Также в ст.265 Налогового кодекса определен перечень плательщиков налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, в случае пребывания объектов жилой недвижимости в общей долевой или общей совместной собственности нескольких лиц. В этом случае механизм определения плательщиков налога на недвижимое имущество следующий:
- во-первых, если объект жилой недвижимости находится в общей долевой собственности нескольких лиц, налогоплательщиком является каждое из этих лиц по причитающуюся ей долю
- во-вторых, если объект жилой недвижимости находится в общей совместной собственности нескольких лиц, но не разделен в натуре, плательщиком является одно из таких лиц-владельцев, определена по их согласию, если иное не установлено судом
- в-третьих, если объект жилой недвижимости находится в общей собственности нескольких лиц и поделен между ними в натуре, плательщиком является каждое из этих лиц по причитающуюся ей долю.
Объект налогообложения.
Объектом налогообложения, при исчислении налога на недвижимость, являются здания, отнесенные в соответствии с законодательством к жилому фонду, в том числе дачные и садовые дома, пристройки к жилому дому, квартиры, коттеджи, комнаты в многосемейных (коммунальных) квартирах.
Не облагаются налогом на недвижимость следующие объекты:
- объекты жилой недвижимости, находящиеся в собственности государства или территориальных громад (коммунальной собственности)
- объекты жилой недвижимости, расположенных в зонах отчуждения или безусловного (обязательного) отселения
- здания детских домов семейного типа. Согласно статье 256-5 Семейного кодекса Украины и статьи 1 Закона Украины «Об охране детства» под таким домом понимается отдельная семья, которая создается по желанию супругов или отдельного лица, не состоящего в браке, для обеспечения семейным воспитанием и совместного проживания не менее пяти детей-сирот, а также детей, лишенных родительской опеки
- садовые и дачные дома, но не более одного такого объекта на одного налогоплательщика на недвижимое имущество, отличное от земельного участка (подпункт 14.1.129 ст.14 Налогового кодекса Украины)
- объекты жилой недвижимости, принадлежащие семьям, воспитывающим трех и более детей (включая усыновленных), но не более одного такого объекта на семью. То есть речь идет о владении недвижимостью многодетными семьями
- общежития - жилые помещения, предназначенные для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся и других граждан в период работы или учебы.
Ставка налога на недвижимость.
Ставки налога на недвижимость устанавливаются сельским, поселковым и городским советом за 1 квадратный метр жилой площади объекта жилой недвижимости в следующих пределах.
Для квартир, площадь которых не превышает 240 кв.м. и жилых домов, площадь которых не превышает 500 кв.м. - до 1% размера минимальной заработной платы.
Для квартир, площадь которых превышает 240 кв.м. и жилых домов, площадь которых превышает 500 кв.м. - 2,7% размера минимальной заработной платы.
Размер такой минимальной заработной платы устанавливается на законодательном уровне состоянию на 1 января отчетного года.
Льготы по уплате налога на недвижимость.
Налоговый кодекс (ст.265) предусматривает определенные льготы при уплате налога на недвижимость для владельцев жилья.
Квартира площадью до 120 кв.м. и жилые дома до 250 кв.м. налогом на недвижимость облагаться не будут. Однако, если метраж квартиры, допустим, 127 кв.м. то за 7 квадратных метров нужно будет уплатить налог.
Этой же статьей предусмотрено право физического лица выбирать конкретный объект жилой недвижимости, в отношении которого может быть применена льгота по уплате налога, в случае наличия нескольких объектов жилой недвижимости в собственности лица.
Порядок и сроки уплаты налога на недвижимость.
Налог на недвижимость уплачивается по месту расположения недвижимости. Налог на недвижимость за отчетный год уплачивается:
- физическими лицами – в течение 60 дней со дня вручения налогового уведомления-решения
- юридическими лицами – авансовыми взносами, ежеквартально до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, то есть, до 30 марта, 30 июня, 30 сентября и 30 декабря, данные авансовые взносы отражаются в годовой налоговой декларации.
Расчет платежа по налогу на недвижимость.
При смене собственника недвижимости статьей 265 Налогового кодекса предусмотрено следующее:
- в случае перехода права собственности от одного владельца к другому в течение календарного года налог исчисляется для предыдущего владельца за период с 1 января до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанный объект налогообложения, а для нового владельца - начиная с месяца, в котором возникло право собственности.
Предположим, что 260 кв.м. - жилая площадь дома, владельцем которого является физическое лицо. В таком случае (согласно пп. 265.5.1 п. 265.5 ст. 265 НК) ставка налога для жилого дома, не может превышать 1% размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года за 1 кв .м. (для примера возьмем размер минимальной заработной платы, установленный законодательством на 01.04.2012г. – 1094 грн. 1% от этой суммы – 10,94 грн.).
Таким образом, после уменьшения на льготу по уплате налога на 250 кв.м. налогообложению подлежат 10 кв. м. жилой площади дома. Уменьшение предоставляется один раз за базовый налоговый (отчетный) период и применяется к объекту жилой недвижимости, в котором физическое лицо - налогоплательщик зарегистрирован в установленном законом порядке, или по выбору такого плательщика к любому другому объекту жилой недвижимости, который находится в его собственности, согласно пп. 265.4.1 п. 265.4 ст.265 НК.
Другими словами сумма налога будет рассчитываться по следующей формуле: 260 кв.м. (жилая площадь дома) - 250 кв.м. (льгота по уплате налога) = 10 кв.м. х 10,94 грн. (1% размера минимальной заработной платы, установленный на 01.04.2012г.) = 109,40 грн. (максимальная сумма, которая будет подлежать оплате).
Такое исчисление суммы налога с объекта жилой недвижимости будет осуществляться органом государственной налоговой службы по местонахождению объекта жилой недвижимости.

Читайте также по теме:
Как уменьшить налог на недвижимость?
Права владельцев жилья в спорах по недвижимости
Покупка имущественных прав на объект незавершенного строительства
Новые правила государственной регистрации прав собственности на недвижимость
-
До сих пор не все налогоплательщики уяснили для себя регламент уплаты налоговых платежей на недвижимое имущество, а после принятия новой редакции Налогового кодекса количество спорных моментов не уменьшилось, а наоборот, возросло. Главный вопрос, который по-прежнему волнует наших налогоплательщиков, - это исчисление налога на недвижимость в Украине, сроки и порядок его уплаты.
Объекты и субъекты налогообложения
Поскольку налог на недвижимость в соответствии с действующим законодательством относится к налогам и сборам на местном уровне, то он по праву считается фундаментальной основой для пополнения местного бюджета и регулируется ст. 265 Налогового Кодекса Украины.
Понятие плательщики налога на недвижимое имущество объединяет всех физических и юридически лиц, а также нерезидентов, имеющих в собственности недвижимость жилого типа.
Действующее Налоговое законодательство устанавливает необходимость уплаты налога на недвижимость исключительно собственниками жилой недвижимости. А значит, если Вы проживаете в квартире на основании договора аренды или по другим основаниям, то налог на недвижимое имущество к Вам никакого отношения не имеет. Груз ответственности в данном случае полностью ложится на плечи владельца, имеющего пакет правоустанавливающих документов на данный объект недвижимого имущества.
Налогооблагаемая база
Уплата налога на недвижимое имущество осуществляется за объекты жилой недвижимости - здания жилищного фонда, садовые и дачные дома. К объектам такого рода причисляют:
- Жилые дома, представляющие собой здания капитального типа для проживания на постоянной основе. В свою очередь они дифференцируются на жилые дома усадебного типа и, безусловно, квартирного
- Жилые дома усадебного типа, представляющие собой дома из основных помещений жилого типа и дополнительных помещений нежилого типа. Такие строения располагаются на отдельных участках
- Пристройки к жилому дому, представляющие собой отдельную часть дома, расположенные за контуром наружных несущих стеновых ограждений, и имеющие с домом одну общую капитальную стену (а в некоторых случаях и более одной)
- Дома садового типа, предназначенные для использования исключительно в летний сезон, не соответствующие нормативам для жилых домов
- Дома дачного типа, предназначенные только для загородного отдыха
- Коттеджи, представляющие собой жилые дома, которые расположены на приусадебном участке. Небольшая жилая площадь предназначена как для временного, так и постоянного проживания
- Квартиры представляют собой отдельные помещения, расположенные в жилом доме, вполне пригодные для проживания в течение всего года
- Комнаты в коммунальной квартире - это отдельные помещения жилого типа в квартире, где проживает два и более жильцов.
Именно вышеуказанная недвижимость становится объектом налогообложения.
Следует отметить, что как и в любом правиле, есть исключения. Так, налогообложению не подлежат следующие жилые объекты:
Ставка налога
Базой для расчета налога на недвижимое имущество принимается ее жилая площадь - сумма площадей всех комнат жилого типа, без учета встроенных шкафов.
Под жилым помещением подразумевается помещение с проведенной отопительной системой в надземном этаже, используемое для круглогодичного проживания и соответствующее всем требованиям и нормам. К примеру, квартира включает жилые комнаты (например, 2 комнаты) и несколько помещений подсобного типа (прихожая и кухня, санузел и ванная комната).
Определение ставок налога на недвижимое имущество входит в компетенцию сельских, поселковых и городских советов в расчете за 1 метр квадратный жилой площади объекта недвижимости:
Пример 1 . Юридическое лицо владеет квартирой с жилой площадью 260м2 и загородным домом жилого типа, площадь которого составляет 180м2. Местный совет установил ставку налога на недвижимое имущество для дома, площадь которого не превышает 500м2, в размере 1%.
В этом случае юридическое лицо обязано уплатить в местный бюджет за 2013 год 10116,54 грн.
Льготы по налогу
Следует отметить также некоторые послабления для физических лиц - собственников недвижимого имущества в части уменьшения площади принадлежащего им имущества, облагаемой налогом на недвижимость. На это указывает п. 265.4.1. Налогового кодекса Украины.
Однако, если у физического лица в собственности находится квартира площадью, например, 125 м2, то 5 м2 подпадают под налогообложение. Сразу уточним, что данной льготой физическое лицо может воспользоваться лишь применительно к 1 объекту недвижимости за расчетный период. Для наглядности рассмотрим пример:
Пример 2 . Физическое лицо располагает одним объектом жилой недвижимости - квартирой, жилая площадь которой составляет 75м2. Согласно нормам Налогового Кодекса Украины владелец освобождается от уплаты налога на имущество.
Пример 3 . Физическое лицо располагает собственностью - жилой дом, площадь которого составляет 350м2. Согласно установленным льготам по налогообложению владелец обязан уплатить в местный бюджет налог за 100 м2 жилья (определяем по формуле 350 м2 - 250 м2). Предположим, что максимальная ставка налога на недвижимость, установленная местными органами власти, для жилой площади до 500м2, составляет 1%.
В таком случае владельцу предстоит выплатить государству 1147 грн 100 м2х1%х1147 грн).
Пример 4 . Физическое лицо располагает собственностью - 2 квартиры жилой площадью 40м2 и 65 м2 соответственно.
Даже невзирая на то, что суммарная площадь жилой недвижимости вписывается в принятую законом налоговую льготу (40м2 + 65 м2 < 120 м2), владельцу за 1 квартиру налоговые исчисления придется уплачивать все равно. Льгота применяется лишь к одному объекту недвижимого имущества.
Спорные моменты налогообложения
При детальном рассмотрении положений Налогового Кодекса Украины в части применения льгот, необходимо обратить внимание на несколько моментов:
- Согласно п.265 Налогового кодекса Украины, льготы применимы к недвижимому имуществу, в котором прописано или зарегистрировано физическое лицо или же владелец ряда жилых объектов имеет право выбрать объект, к которому будет применима данная льгота. Каким образом это право будет реализовано в жизни, а не на бумаге, пока не совсем понятно. Получается, что физическое лицо обязано сообщить в налоговые органы о желании использовать искомую льготу для исчисления налога на жилой дом площадью 240 м2, а вовсе не на малогабаритную квартиру 30 м2? Становится очевидным, что для этого физическое лицо обязано посетить налоговые органы и проинформировать в письменном виде о выборе в порядке, который предусмотрен для проверки данных, находящихся в распоряжении данного органа. На сегодняшний день механизм уведомления об объектах налогообложения, по которым будут применяться льготы, пока в стадии разработки.
- Пока не понятно как применять льготу в отношении объектов обложения налогом на недвижимое имущество. Скорее всего для всех комнат в коммуналках и квартир будет применяться единая льгота в 120 м2, а вот в отношении усадеб, жилых пристроек, коттеджей, дачных и садовых домов льгота достигнет 250м2.
Регламент и срок уплаты
Закон определяет строгий порядок и сроки уплаты налоговых отчислений по месту физического нахождения недвижимого имущества.
а) физические лица обязаны вносить налоговые платежи в течение 60 дней с момента получения налогового уведомления-решения
б) юридические лица обязаны вносить налоговые платежи авансовым методом ежеквартально в срок до 30 числа месяца, последующего за расчетным кварталом, отражаемые в годовой налоговой декларации.
Смена владельца недвижимости
В случае, если в течение года меняется владелец недвижимого имущества, то, согласно налогового законодательства, суммы налога на недвижимое имущество обязаны уплатить оба собственника - и бывший, и настоящий владельцы: первый уплачивает налог за период с 1 января до начала месяца, в котором было утеряно право собственности, а в обязанности нового собственника входит оплата налога за период с месяца появления прав собственности до конца текущего года (согласно пп.265.8.1 Налогового кодекса).
Итак, получаем, что налог на недвижимое имущество обязаны уплачивать и физические, и юридические лица - собственники объектов жилой недвижимости.
Способы снижения налоговых отчислений для физических лиц:
- применение налоговой льготы, составляющей 120м2 площади квартиры (или 250м2 площади дома). Для исчисления суммы налогов учитывается площадь жилая
- Физические лица - собственники нескольких объектов недвижимого имущества жилого типа праве произвести переоформление прав на объект недвижимости на другое лицо (в этом случае каждый собственник может пользоваться льготой)
- Физические лица, совместно владеющие собственностью с жилой площадью, превышающей льготную, могут пользоваться установленными льготами в долевом соотношении
- Физические лица, будучи собственниками объектов жилищного фонда с большой площадью, превышающей в разы льготную, вправе оформить долевую собственность на недвижимое имущество совместно с другими лицами.
Юридические лица - собственники недвижимости характеризуются меньшими возможностями маневрирования - как неплохой вариант можно рассмотреть переоформление объекта недвижимости на родственника, сотрудника, учредителя и воспользоваться льготой для физических лиц.
Долевая собственность
Нередко встречаются ситуации, когда собственность оформлена на несколько собственников. Как и кто в таких случаях уплачивает налог на недвижимость?
Все зависит от того, как юридически оформлена недвижимость - либо это общая долевая собственность, либо общая совместная. Следует напомнить, что в случае общей совместной собственности на имущество доля собственников не обозначена и лица владеют таким имуществом совместно. При наличии общей долевой собственности доля каждого владельца определена (1/2, 1/3). Вид совместной собственности, как и доли собственников четко указываются в правоустанавливающих документах на недвижимое имущество.
Вид общей собственности позволяет дифференцированно подойти к лицам, ответственным за выплату налоговых отчислений по налогу на недвижимость.
При наличии общей долевой собственности: каждый собственник производит уплату налога за долю, которая ему принадлежит.
При наличии общей совместной собственности без разделения в натуре: для объекта недвижимости жилого типа на основании совместного решения собственники определяют лицо, ответственное за уплату налоговых отчислений.
При наличии общей совместной собственности с разделением в натуре: каждым собственником самостоятельно уплачивается налог за причитающуюся ему долю.
Льготы для матерей – одиночек в 2015 году
Сегодня все больше матерей – одиночек, задаются вопросом о том, какие они получат льготы в следующем, 2015 году. На этот вопрос, нам поможет ответить Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», который гласит, что в 2015 году, матери – одиночки имеют право на такие льготы:
- при росте стоимости продуктов, мать – одиночка имеет право на компенсацию повышающейся стоимости продуктов, предназначенных для ребенка, не достигшего 3х лет
- детям, которые не достигли 2х лет, имеют право на бесплатное детские, молочное питание, выдаваемое по рецептам врачей в специализированных лечебных учреждениях
- дети, не достигшие полутора лет, не входят в число проживающих в квартире или доме, когда производятся начисления оплаты за уборку и последующий вывоз, твердых пищевых отходов
- дети матерей – одиночек, получают льготы при оплате за обучение в школах искусств (художественные, спортивные, музыкальные и пр.), при этом размер оплаты, должен быть ниже обычной стоимости обучения на 30%.
Это - закон!
Чтобы записать ребенка в детский сад или ясли, его нужно зарегистрировать в книге учета будущих воспитанников детского сада. Для этого вам придется
При регистрации ребенка в этой книге вам выдадут уведомление, в котором указан срок, когда нужно будет получить путевку в детский сад. Обычно запись осуществляется на протяжении текущего года, а прием детей производится с начала следующего года.
Однако так как желающих много, а детских садов мало, то записываться лучше как минимум за год, а еще лучше практически сразу после рождения ребенка.
• Документ, подтверждающий льготу на первоочередное поступление ребенка в детский сад (если есть такая льгота).
Имейте в виду, что комиссия работает, как правило, не каждый день и не весь день. Желающих записать ребенка в детский сад много, и очередь может быть большая. Поэтому не стоит брать с собой ребенка, если у вас есть возможность оставить его дома.
Тогда вам будет нужно оформить медицинскую карту. Ее можно получить у участкового педиатра. Врач вносит в карту отметки о сделанных прививках, выписывает направление на нужные анализы, называет специалистов, которые должны осмотреть ребенка. После прохождения осмотра врачей и сдачи анализов главный врач поликлиники ставит на карте печать. Вместе с медицинской картой вам должны выдать карту прививок вашего ребенка.
• Заявление на получение льготы по оплате (если она положена, необходимо приложить копии документов, подтверждающих право ее получения).
С детским садом заключается договор. Один его экземпляр выдается родителям, второй остается у руководителя детского сада.
-дети граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы
-дети педагогических и иных работников государственных образовательных учреждений системы Департамента образования города Москвы
- дети, родные братья и сестры которых уже посещают данное учреждение, за исключением случаев несоответствия профиля учреждения состоянию здоровья или развития поступающего в учреждение ребенка.
Случается, что родителям отказывают в выдаче медицинской карты или в приеме ребенка в детский сад из-за отсутствия тех или иных прививок.
Это противозаконно. Существует Федеральный закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ, который гласит, что «граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на отказ от профилактических прививок» (ст. 5) и, кроме того, «отсутствие профилактических прививок влечет временный отказ в приеме граждан в образовательные и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий» (ст. 5). А вот статья 11 того же закона гласит, что прививки несовершеннолетним делаются только с согласия родителей или их законных представителей.
Отказ в приеме ребенка в детский сад из-за отсутствия прививок - прямое нарушение ваших прав, и вы можете написать претензию на имя руководителя учреждения (поликлиники, детсада). Если в течение месяца официального ответа нет или он вас не устраивает, жалобы можно подать в вышестоящие инстанции - Комитет образования, Министерство образования, для поликлиники - Комитет здравоохранения, Минздрав, далее -в прокуратуру.
Льготой в размере 100% оплаты пользуются: Ребенок-инвалид детства до 18 лет. Необходимо предъявить следующие документы: справки из МУСЗН о назначении пенсии с указанием фамилии, имени, даты рождения инвалида.
Ребенок-инвалид в семье. Необходимо предъявить следующие документы: справки из МУСЗН о назначении пенсии с указанием фамилии, имени, даты рождения ребенка-инвалида.
• Семьи, имеющие троих и более несовершеннолетних детей. Необходимо предъявить следующие документы: заявление, копию книжки многодетной семьи с указанием действия документа.
• Военнослужащие и сотрудники органов МВД, погибшие при исполнении служебных обязанностей. Необходимо предъявить следующие документы: справку из военкомата.
• Студенты дневного отделения учебных заведений. Необходимо предъявить следующие документы: справки с места учебы родителей и копию свидетельства о рождении ребенка.
• Одиноким родителям. Необходимо предъявить следующие документы: справки из МУСЗН с указанием фамилии, имени, даты рождения ребенка копию свидетельства о рождении ребенка (обновлять каждый сентябрь).
• Установившим отцовство. Необходимо предъявить следующие документы: копию свидетельства об установлении отцовства, копию свидетельства о рождении ребенка, справку из ДЭЗа о составе семьи.
• Подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы. Необходимо предъявить следующие документы: копию удостоверения участника ликвидации аварии и копию свидетельства о рождении ребенка.
• Потерявшим кормильца. Необходимо предъявить следующие документы: справки из МУСЗН с указанием фамилии, имени, даты рождения ребенка копию свидетельства о рождении ребенка, свидетельство о смерти (обновлять каждый сентябрь).
Источники:
Следующие статьи:
- Образец заявления на предоставление льготы по транспортному налогу
- Образец заполнения заявления на льготу транспортному налогу
Комментариев пока нет!