Таможенные льготы таможенного союза
Статья 74 (ТК ТС) Таможенного кодекса Таможенного союза. Льготы по уплате таможенных платежей
1. В настоящем Кодексе под льготами по уплате таможенных платежей понимаются:
1) тарифные преференции
2) тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин)
3) льготы по уплате налогов
4) льготы по уплате таможенных сборов.
2. Тарифные преференции представляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Льготы по уплате налогов и таможенных сборов определяются законодательством государств - членов таможенного союза.
Изменения в (ТК ТС) Таможенный кодекс Таможенного союза
Таможенные льготы. Тарифные преференции
Читайте также:
Несмотря на важность и необходимость таможенных платежей для экономики страны, их взимание не всегда оправданно. В ряде случаев уплата таможенных платежей только препятствует развитию экономики, экспорта, науки, торговому обмену. В таких ситуациях более логичным и экономически целесообразным является предоставление льгот по уплате таможенных платежей.
Льгота — это не просто освобождение от обложения таможенными платежами. Наряду с возможностью не уплачивать таможенные платежи, существует также возможность уплаты их в меньшем размере в связи со снижением ставок таможенных платежей, возмещения либо возврата ранее уплаченных таможенных платежей, изменения сроков уплаты таможенных платежей. Таким образом, любое преимущество в части уплаты таможенных платежей, которое предоставлено отдельным категориям плательщиков по сравнению с другими плательщиками, относится к понятию «льгота».
Законодательством Республики Беларусь определены случаи, когда налоговое обязательство по уплате таможенных платежей не подлежит исполнению: при заявлении некоторых режимов, при совершении определенных ТК действий с товарами, а также при предоставлении льгот и преференций.
Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 28 марта 2006 г. № 182 «О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям» (далее — Указ № 182) отдельным категориям плательщиков законодательными актами, регулирующими вопросы налогообложения, или в порядке, ими установленном, могут быть предоставлены преимущества в виде льгот по налогам, сборам и таможенным платежам в части освобождения от их уплаты, снижения ставок, возмещения сумм уплаченных платежей, дополнительных по отношению к учитываемым при определении (исчислении) налоговой базы для всех плательщиков налоговых вычетов и (или) скидок, уменьшающих налоговую базу либо сумму платежа, и в ином виде, установленном Президентом Республики Беларусь.
27 ноября 2009 г. принято Решение Межгосударственного совета ЕврАзЭС «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» (далее — Решение). Наряду с ранее подписанными соглашениями и протоколами в этой сфере Решение определяет основополагающие подходы в таможенно-тарифном регулировании торговли между странами — участницами таможенного союза и третьими странами.
Рассмотрим особенности предоставления с 1 января 2010 г. при ввозе в Республику Беларусь товаров из третьих стран (иных, чем Республика Казахстан и Российская Федерация) таможенных (тарифных) льгот и преференций.Следует отметить то, что в ТКТС тарифные преференции и тарифные льготы, льготы по уплате налогов и сборов объединены в одно понятие «льготы по уплате таможенных платежей».
В первую очередь отметим, что с 1 января 2010 г. взимание ввозных таможенных пошлин при ввозе в Республику Беларусь товаров из третьих стран будет осуществляться по ставкам Единого таможенного тарифа таможенного союза (далее — ЕТТ) (п.2 Решения). Такой тариф содержится в приложении 1 к Решению. Переходного периода для применения ставок ЕТТ при ввозе товаров в Республику Беларусь не предусмотрено (примечание 2). До указанной даты применялся таможенный тариф Республики Беларусь, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2007 г. № 699 «Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин».
Соглашение, Решение и Протокол о предоставлении тарифных льгот от 12 декабря 2008, который вступил в силу с 1 января 2010 г.(далее — Протокол о предоставлении тарифных льгот), предусматривают следующие подходы к предоставлению тарифных льгот при ввозе в Республику Беларусь товаров из третьих стран.
При ввозе товаров на единую таможенную территорию могут применяться таможенные (тарифные) льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины (ст.5 Соглашения).
В целом отметим, что с даты предоставления Комиссии таможенного союза полномочий по ведению ЕТТ применение тарифных льгот при ввозе товаров на таможенные территории государств — участников таможенного союза, в т.ч. на таможенную территорию Республики Беларусь, в случаях, не предусмотренных ст.5 и п.1 ст.6 Соглашения, будет осуществляться на основании решений Комиссии таможенного союза, принимаемых консенсусом. Изложенное определено ст.2 Протокола о предоставлении тарифных льгот.
Освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины предусмотрено ст.5 и п.1 ст.6 Соглашения.
Освобождению от уплаты ввозной таможенной пошлины подлежат:
— товары, ввозимые под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных режимов, установленных таможенным законодательством
— товары, ввозимые в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала
— товары, ввозимые в рамках международного сотрудничества государств — участников таможенного союза в области исследования и использования космического пространства, а также соглашений об услугах по запуску космических аппаратов, по перечню, утверждаемому Комиссией таможенного союза
— транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также предметов материально-технического снабжения и снаряжения, топлива, продовольствия и другого имущества, необходимого для их нормальной эксплуатации на время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки или приобретенного за границей в связи с ликвидацией аварии (поломки) этих транспортных средств
— продукция морского промысла судов государств — участников таможенного союза, а также судов, арендованных (зафрахтованных) юридическими лицами и физическими лицами государств - участников таможенного союза
— товары, ввозимые для официального или личного пользования представителями третьих стран, имеющими право на беспошлинный ввоз таких предметов на основании международных договоров государств — участников таможенного союза или их законодательства
— валюта государств — участников таможенного союза, валюты третьих стран (кроме используемой для нумизматических целей), а также ценные бумаги в соответствии с законодательством государств — участников таможенного союза
— товары, ввозимые в качестве гуманитарной помощи и (или) в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий
— товары, кроме подакцизных (за исключением легковых автомобилей, специально предназначенных для медицинских целей), ввозимые в качестве безвозмездной помощи (содействия), а также в благотворительных целях по линии третьих стран, международных организаций, правительств, в т.ч. для оказания технической помощи (содействия)
— товары, ввозимые в рамках таможенных режимов, установленных правовыми актами в области таможенного регулирования и предусматривающих освобождение от обложения ввозными таможенными пошлинами
— товары, подлежащие обращению в собственность государств - участников таможенного союза, в случаях, предусмотренных их законодательством.
Наряду с вышеизложенным п.6 Решения установлено, что помимо тарифных льгот, определенных в ст.5 и п.1 ст.6 Соглашения (перечислены выше), применяются тарифные льготы в виде освобождения от ввозной таможенной пошлины следующих товаров:
— моторных транспортных средств товарной позиций 8703 ТН ВЭД, произведенных хозяйствующими субъектами государств - участников таможенного союза с применением понятия «промышленная сборка» при выполнении одного из установленных Решением критериев
— моторных транспортных средств товарных позиций 8701, 8702, 8704, 8705 ТН ВЭД, произведенных хозяйствующими субъектами государств - участников таможенного союза с применением понятия «промышленная сборка» при выполнении условий, определяемых отдельным решением Комиссии таможенного союза
— предметов материально-технического снабжения и снаряжения, топлива, продовольствия и другого имущества, вывозимого за пределы территории таможенного союза для обеспечения деятельности судов государств - участников таможенного союза и судов, арендованных (зафрахтованных) юридическими лицами и физическими лицами государств - участников таможенного союза, осуществляющих рыболовство
— оборудования, включая машины, механизмы, а также материалов, входящих в комплект поставки соответствующего оборудования, и комплектующих изделий (за исключением подакцизных), ввозимых в счет кредитов, предоставленных иностранными государствами и международными финансовыми организациями в соответствии с международными договорами государств - участников таможенного союза
— приобретенного за счет целевых средств бюджетов государств-участников оборудования для производства детского питания (комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся на территории таможенного союза, а также оборудования для производства детского питания (комплектующих и запасных частей к нему), приобретенного за счет связанных иностранных кредитов, предоставленных иностранными государствами или правительствами иностранных государств
— плавучих судов, регистрируемых в международных реестрах судов, установленных законодательством государств - участников таможенного союза
—- товаров, за исключением подакцизных, ввозимых в целях проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских игр в г.Сочи, VII зимних Азиатских игр 2011 г. в г.Астане и г.Алматы, Чемпионата мира по хоккею в 2014 г. в г.Минске
— судов рыбопромыслового флота, плавающих под флагом одного из государств - участников таможенного союза, в отношении которых за пределами таможенной территории государства - участника таможенного союза были выполнены работы по капитальному ремонту и (или) модернизации
— технологического оборудования, комплектующих и запасные частей к нему, сырья и материалов, ввозимых для исключительного использования на территории государства - участника таможенного союза в рамках реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности (сектору экономики) государства - участника таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства - участника таможенного союза
— золота, серебра и платины в слитках (с установленным уровнем содержания драгоценных металлов), ввозимых центральными (национальными) банками государств - участников таможенного союза
— товаров, ввозимых из третьих стран в качестве вклада учредителя в уставный (складочный) капитал (фонд) в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала (фонда) в порядке, предусмотренном законодательством государств — участников таможенного союза.
Кроме того, Соглашение, Решение и Протокол о единой системе тарифных преференций таможенного союза от 12 декабря 2008 г. который вступил в силу с 1 января 2010 г. предусматривают следующие подходы в предоставлении тарифных преференций при ввозе в Республику Беларусь товаров из третьих стран.
Единая система тарифных преференций таможенного союза применяется в целях содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран (ст.7 Соглашения).
Так, в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран — пользователей единой системы тарифных преференций таможенного союза и ввозимых на единую таможенную территорию, предусмотрено применение ставок ввозных таможенных пошлин в размере 75 % от ставок ввозных таможенных пошлин, установленных ЕТТ.
В отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран — пользователей единой системы тарифных преференций и ввозимых на единую таможенную территорию, предусмотрено применение нулевых ставок ввозных таможенных пошлин.
Для целей предоставления вышеуказанных тарифных преференций перечни развивающихся и наименее развитых стран — пользователей единой системы тарифных преференций таможенного союза утверждены Решением (приложения 2 и 3 соответственно). Решением также утвержден Перечень товаров, происходящих из развивающихся стран и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на единую таможенную территорию предоставляются тарифные преференции (приложение 4 к Решению).
Ранее предоставление тарифных преференций при ввозе в Беларусь товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, было предусмотрено Декретом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2003 г. №14 «Об установлении тарифных преференций» (далее — Декрет № 14).
Сопоставив действовавшие и вновь принятые (вступившие в силу с 1 января 2010 г.) перечни указанных стран, можно отметить, что перечни развивающихся и наименее развитых стран, определенные Решением, отличаются от аналогичных перечней, установленных Декретом № 14. В первый из них дополнительно входят Албания, Антигуа и Барбуда, Бермудские острова, Босния и Герцеговина, Ботсвана, Специальный административный район Китая Гонконг, Гренада, Республика Кабо-Верде, Македония, Нидерландские Антильские острова, Сен-Китс и Невис, Сент-Люсия, Республика Сербия, Турция, Хорватия, Республика Черногория (отсутствуют — Республика Ангола и Антильские острова). Во второй дополнительно входят Республика Ангола, Демократическая Республика Конго, Республика Сенегал, Демократическая Республики Восточный Тимор, Эритрея (отсутствуют — Республика Ботсвана, Заир, Республика Кабо-Верде).
В свою очередь, перечни товаров, определенные Решением и Декретом № 14, на которые распространяются рассматриваемые преференции, аналогичны.
Решением также предусмотрено, что с 1 января 2010 г. предоставляются льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, установленные международными договорами государств — участников таможенного союза, подписанными до 1 января 2010 г. до унификации и (или) прекращения действия этих международных договоров в соответствии с их заключительными положениями.
В связи с этим отметим, что на основании Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 января1994 г. товары, происходящие из стран, в торгово-экономических отношениях с которыми Республика Беларусь применяет режим свободной торговли (в их число входят страны СНГ, а также Грузия), и ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь из этих стран, ввозными таможенными пошлинами не облагаются.
Указом Президента Республики Беларусь от 19 ноября 2009 г. № 560 «О проведении переговоров по проекту международного договора и его подписании» одобрен проект соглашения, предусматривающий новую редакцию Правил определения страны происхождения товаров в СНГ.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Назовите и охарактеризуйте методы государственного таможенного регулирования.
2. Раскройте сущность и значение понятия «таможенные платежи».
3. Перечислите виды таможенных платежей.
4. Назовите и охарактеризуйте виды таможенных пошлин.
5. Дайте определение понятию «Налоговое обязательство по уплате таможенных платежей».
6. Укажите случаи прекращения налоговых обязательств по уплате таможенных пошлин.
7. Определите группу товаров, подлежащих обложению акцизами при везении на таможенную территорию Республики Беларусь.
8. Назовите порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей.
9. Перечислите условия освобождения от уплаты таможенных пошлин.
10. Охарактеризуйте способы уплаты таможенных пошлин.
11. В каких случаях в таможенных правоотношениях используют залог? Перечислите виды залога.
12. Дайте определение понятию «Налоговое льгота».
13. Какие товары подлежат освобождению от уплаты ввозной таможенной пошлины?
Аннотация
В статье рассматриваются принципы формирования таможенно-тарифной политики в условиях либерализации внешнеторговых отношений. Одним из инструментов этого направления являются тарифные преференции . которым дается характеристика в рамках Таможенного союза .
Abstract 2013 year, VAK speciality - 08.00.00, author - NOVIKOV M.V. ZEMLYANSKAYA S.V.
Группа исследователей из Университета Саутгемптона завершила полное описание крабов вида Kiwa tyleri. Эти крабы были открыты еще в 2010 году вблизи гидротермальных источников в Антарктиде, однако только сейчас ученым удалось с помощью генетического анализа подтвердить – Kiwa tyleri действительно совершенно новый и исключительно интересный вид крабов.
Американские астрономы во главе с Сыи Сюем (Siyi Xu) из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе обнаружили необычное инфракрасное свечение из окрестностей белых карликов. По их мнению, оно показывает, что у таких звезд могут сохраняться собственные планеты. Соответствующая работа <a href=http://iopscience.iop.org/2041-8205/806/1/L5/>опубликована</a> в <i><span></span>Astrophysical Journal Letters<span></span></i>, с ее препринтом можно <a href=http://arxiv.org/abs/1505.02614>ознакомиться</a> на arXiv.org, кратко о ней <a href=http://www.jpl.nasa.gov/news/news.php?release=2015-218&amprn=news.xml&amprst=4639>пишет</a> NASA.<p>
Читать полностью
Статья: Тарифное регулирование и таможенные льготы в Таможенном союзе (Сизова К.А.) ("Налоговый вестник", 2010, n 10)
"Налоговый вестник", 2010, N 10
ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ТАМОЖЕННЫЕ ЛЬГОТЫ
В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ

Изменения, произошедшие с 1 января 2010 г. в тарифном регулировании, коснулись абсолютно всех компаний, занимающихся внешнеэкономической деятельностью. В основном это связано с тем, что в рамках созданного Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии вступил в силу Единый таможенный тариф, введена единая система тарифных льгот и преференций, а также применяется единая товарная номенклатура.
Единый таможенный тариф
На этапе формирования Таможенного союза одним из главных вопросов являлось обсуждение ставок Единого таможенного тарифа (далее - ЕТТ). Оказалось, что изначально ставки пошлин у трех стран совпадали только на 40%. В связи с этим начался долгий процесс унификации ставок почти по 11 тыс. товарных позиций.
Однако абсолютный консенсус по всем ставкам тарифа не достигнут. Прежде всего в связи с тем, что Казахстан не был готов к изменению почти 55% ставок своего национального таможенного тарифа, причем в сторону увеличения. Поэтому Казахстан до 2014 г. зарезервировал перечень из 400 товарных позиций, на которые ставки пошлин остаются на более низком (либо нулевом) уровне. К товарам, вошедшим в данный перечень, отнесены лекарственные средства, пластмасса, бумага и картон, изделия из алюминия и прочие товарные группы.
Ставки Российского таможенного тарифа, действующего на территории Российской Федерации до 1 января 2010 г. также претерпели существенные изменения и в большинстве своем снизились. В частности, значительные изменения коснулись более 300 позиций технологического оборудования, устройств и механизмов, ставки на которые были обнулены. Незначительные изменения ставок в сторону увеличения произошли в отношении мясной и молочной продукции, а также черных металлов.
Безусловно, значительные изменения тарифной политики стран Таможенного союза повлияли на размер пошлин, собираемых таможенными органами в бюджет. Так, по оценке министра финансов России, введение ЕТТ сократит поступления в Российский бюджет на 50 - 60 млн долл. США в год.
Следует отметить, что ставки Единого таможенного тарифа подлежат пересмотру. Ставки пошлин на часть товарных позиций, относимых странами Таможенного союза к группе "чувствительных", подлежат изменению только в случае достижения тремя странами консенсуса. Речь идет о продуктах питания, одежде, изделиях из древесины, ткани и проч.
В отношении остальных товаров изменение ставок ввозных пошлин возможно в случае их принятия 2/3 голосов (в таком голосовании у России - 57%, у Казахстана - 21,5%, у Белоруссии - 21,5%).
В течение 2010 г. Комиссия Таможенного союза уже приняла ряд решений о корректировке ставок ЕТТ по некоторым товарным позициям в сторону как увеличения, так и снижения.
Тарифные квоты
Страны - участницы Таможенного союза договорились об установлении тарифных квот в отношении сельскохозяйственных товаров (группы 01 - 24 ТН ВЭД ТС) при их ввозе на территорию Таможенного союза. Тарифные квоты означают возможность ввоза определенного количества товара по сниженной ставке пошлины. В случае превышения квоты импортер обязан уплатить более высокую ставку импортной пошлины. Тарифные квоты устанавливаются и распределяются между странами-участницами Комиссией ТС.
Основным условием, при котором импортер может оформить товар в рамках квоты, является получение соответствующей лицензии. Отмечаем: таможенное оформление в рамках тарифных квот возможно только в стране, где импортеру была выделена квота и выдана лицензия.
В качестве примера можно привести установление с 1 января 2010 г. странами Таможенного союза тарифных квот в отношении мясных продуктов. Например, квота на ввоз свинины в Россию в 2010 г. составила 472 тыс. т, в Казахстан - 7,4 тыс. т, в Белоруссию - 30 тыс. т. При ввозе свинины в рамках тарифной квоты применяется 15%-ная ставка пошлины (так называемая внутриквотная ставка), а при ввозе сверх квоты - 75%-ная.
Тарифные преференции
В конце 2008 г. страны Таможенного союза подписали Протокол о единой системе тарифных преференций, которая применяется с 1 января 2010 г. Тарифные преференции дают право импортерам применять нулевые либо сниженные ставки ввозной таможенной пошлины в зависимости от страны происхождения товаров.
Ранее в России применялась национальная система преференций, в рамках которой к определенному перечню преференциальных товаров при их ввозе в Россию применялись сниженные ставки пошлин.
Принципиально создание единой системы преференций ничего не изменило. Отличием является применение всеми странами Таможенного союза единых перечней стран, которым предоставляются преференции, единого перечня преференциальных товаров и единых правил определения страны происхождения товаров.
В рамках применения единой системы преференций на уровне Комиссии ТС утверждены:
- Перечень развивающихся стран (103 государства) - снижение ставки ввозной пошлины на 25%
- Перечень наименее развитых стран (49 государств) - применение нулевой ставки ввозной пошлины
- Перечень преференциальных товаров (товары из 49 товарных групп).
Условия применения тарифных преференций аналогичны тем, что установлены в рамках национальной преференциальной системы в России.
Во-первых, это означает закупку товара у лица, зарегистрированного в развивающейся (наименее развитой) стране, с территории которой товар происходит.
Во-вторых, поставка из развивающейся (наименее развитой) страны на единую территорию Таможенного союза будет происходить без провоза через территорию другого государства. Из этого правила есть исключения, предполагающие экономическую нецелесообразность или географическую невозможность проложения маршрута следования товаров без заезда на территорию третьих стран.
В-третьих, условием применения преференций является их документальное подтверждение, что означает обязанность представления при таможенном оформлении товара сертификата происхождения по форме "А". Важно знать, что срок применения сертификата ограничен 12 месяцами и при оформлении товара таможенные органы могут требовать перевода сертификата на национальный язык, а также подтверждения его подлинности.
В качестве особенности применения тарифных преференций следует отметить возможность расхождения (не более чем на 5%) фактически поставленного количества товара с количеством, указанным в сертификате происхождения товара.
Тарифные льготы
Одним из важнейших вопросов тарифного регулирования по-прежнему остается возможность применения компаниями, осуществляющими внешнеторговую деятельность, тарифных льгот - освобождений от уплаты ввозных таможенных пошлин (вне зависимости от страны происхождения товара).
Основные тарифные льготы (например, в отношении гуманитарной и технической помощи, при ввозе товаров в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал, в отношении транспортных средств, осуществляющих международные перевозки) закреплены в Соглашении о едином таможенно-тарифном регулировании от 25.01.2008.
Более специфические виды льгот были отражены в Решении Межгоссовета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18. Рассмотрим наиболее интересные из них.
Во-первых, тарифные льготы предоставляются в отношении транспортных средств, собранных в рамках промышленной сборки на территории одной страны Таможенного союза, при их перемещении на территорию другой страны-участницы.
Суть такой льготы заключается в следующем: импортные автомобильные комплектующие ввозятся, например, на территорию России по сниженным (нулевым) ставкам ЕТТ, а затем после промышленной сборки готовый автомобиль беспошлинно вывозится на территорию иных стран Таможенного союза.
Такой льготой вправе воспользоваться компании, включенные в специальный перечень, утверждаемый на уровне Комиссии ТС. В настоящее время в данный перечень включено 19 Российских компаний. В целях применения льготы компании должны соблюдать ряд условий, заключающихся в достижении минимального объема производства, выполнении ряда обязательных технологических операций и т.д.
Дополнительно страны-участницы установили возможность предоставления тарифных льгот при ввозе иностранных комплектующих на территорию Таможенного союза в целях сборки иных транспортных средств, отличных от легковых автомобилей (например, грузовиков, фургонов, автобусов и т.д.). На сегодня порядок промышленной сборки иных видов транспорта на территории Российской Федерации не установлен, в связи с чем данная льгота временно не применяется.
Во-вторых, следует подробнее остановиться на принципиально новой тарифной льготе. Речь идет об освобождении от уплаты ввозной таможенной пошлины в отношении оборудования, комплектующих, запасных частей и сырья, которые ввозятся в рамках реализации инвестиционных проектов.
Ранее подобная льгота уже была установлена в Российском законодательстве в Федеральном законе от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации". К сожалению, она не применялась в силу отсутствия регуляторного механизма (в частности, в развитие Закона не были приняты соответствующие нормативные акты).
В соответствии с Законом об иностранных инвестициях тарифные льготы подразумевалось предоставлять в рамках приоритетных инвестиционных проектов, т.е. с суммарным объемом инвестиций не менее 1 млрд руб. (или 25 млн евро), где доля иностранного инвестора составляла бы не менее 10%.
Вводимая странами Таможенного союза аналогичная льгота очень важна для бизнес-сообщества. Ее значимость состоит в том, что она предоставляется в отношении не только технологического оборудования (ставки пошлин на которое в большинстве случаев обнулены), но и сырьевых товаров, облагаемых достаточно высокими ставками ЕТТ.
Перечислим условия применения данной льготы:
- льгота в отношении сырья или материалов предоставляется, если таковые не производятся в странах Таможенного союза или производимое сырье не соответствует техническим характеристикам проекта
- инвестиционный проект, в рамках которого ввозятся товары, включен в перечень, составляемый Комиссией ТС
- товары, ввезенные на территорию Таможенного союза с тарифной льготой, предназначены исключительно для использования в инвестиционном проекте. Порядок контроля за целевым использованием ввезенных товаров определяется Комиссией ТС.
К сожалению, данная льгота не может применяться компаниями на практике ввиду неразрешенности ряда принципиальных вопросов, связанных с порядком ее предоставления. К ним относятся:
- определение группы инвестиционных проектов, которые смогут претендовать на данную тарифную льготу (т.е. какие проекты будут относиться к категории инвестиционных, останутся ли те же критерии оценки размера инвестиций и доли иностранного инвестора, смогут ли льготой пользоваться те проекты, которые уже реализованы на территории России, или это коснется только новых проектов и т.д.)
- определение порядка обращения компаний, претендующих на включение инвестиционного проекта в перечень, который ведется Комиссией ТС (т.е. кто будет являться адресатом обращений, какие документы необходимо представлять компаниям, в какие сроки будут приниматься решения и т.д.).

Льготные таможенные процедуры
Вступивший с 1 июля 2010 г. в силу Таможенный кодекс ТС предоставляет участникам ВЭД право на применение ряда льготных таможенных процедур, ранее называвшихся таможенными режимами.
Льготные таможенные процедуры предусматривают полное либо частичное освобождение как от уплаты сумм таможенных платежей, так и от применения к товарам мер нетарифного регулирования. Среди наиболее широко применяемых таможенных процедур, предусматривающих льготные условия для ввоза товаров на территорию Таможенного союза, можно отметить временный ввоз, таможенный транзит, переработку, реимпорт.
Кроме того, ТК ТС устанавливает иные льготные таможенные процедуры ("свободная таможенная зона" и "свободный склад"), порядок применения которых должен регулироваться международными соглашениями между странами Таможенного союза.
18 июня 2010 г. Россия, Казахстан и Белоруссия подписали соответствующие соглашения по вопросам свободных экономических зон и свободных складов.
С одной стороны, применение таможенных процедур свободной зоны и свободного склада, безусловно, представляет интерес для компаний, занимающихся производством продукции из иностранного сырья и комплектующих. Прежде всего это связано с отсутствием обязанности по уплате таможенных платежей при ввозе на территорию стран Таможенного союза товаров из третьих стран.
С другой стороны, использование вышеназванных процедур потребует от компаний соблюдения определенных условий, рассмотренных ниже.
Свободный склад
Данная опция предусматривает размещение и использование на складе (т.е. помещении, здании, территории, открытых площадках) иностранных товаров и товаров Таможенного союза. При этом таможенные платежи не уплачиваются и меры нетарифного регулирования не применяются.
В отношении товаров, помещаемых на свободный склад, разрешено проведение различных операций: хранения, погрузочно-разгрузочных работ, упаковки, маркировки, ремонта. Наиболее привлекательной для бизнеса является возможность осуществления на свободном складе операций по переработке и изготовлению товаров (включая сборку, разборку, монтаж).
Юридическое лицо признается владельцем свободного склада после его включения таможенным органом в Реестр владельцев свободных складов в порядке, устанавливаемом национальным законодательством.
К свободному складу, а также к его владельцу предъявляются специальные требования, установленные на уровне национальных законов.
Процедура "таможенный склад"
Под данную процедуру могут помещаться как иностранные товары, так и товары Таможенного союза. Иностранные товары подлежат обязательному декларированию, а товары Таможенного союза могут не декларироваться, если это установлено законодательством страны-участницы, на территории которой расположен склад.
Однако в отношении товаров Таможенного союза, необходимых для обеспечения деятельности склада, сделано исключение. Они в любом случае не подлежат декларированию и могут свободно размещаться и использоваться на складе.
Декларантом товаров, помещаемых под процедуру свободного склада, является его владелец. Однако национальным законодательством в качестве декларантов могут быть установлены и иные лица.
При использовании процедуры свободного склада обеспечение уплаты таможенных платежей (депозита) не требуется. Это, безусловно, является бонусом для компаний, которые будут применять данную процедуру.
Завершение процедуры таможенного склада
После завершения операций с товарами, размещенными на складе, декларант закрывает данную процедуру путем декларирования товаров. Выбор соответствующей таможенной процедуры для вывоза товаров со свободного склада зависит от их статуса (иностранный товар или товар Таможенного союза) и осуществленных на складе операций с товарами (переработка или хранение).
Поскольку наиболее интересным для бизнеса является применение свободного склада как площадки для переработки (изготовления) иностранных товаров, рассмотрим процесс закрытия процедуры "таможенный склад" для этого случая.
В отношении товаров, изготовленных с использованием иностранных товаров, эта таможенная процедура завершается реимпортом, при условии, что они признаны товарами Таможенного союза и остаются на его таможенной территории.
Изготовленный на свободном складе товар признается товаром Таможенного союза, если в результате операций выполняется одно из следующих условий:
- произошло изменение классификационного кода на уровне любого из первых четырех знаков
- выполнены технологические операции, достаточные для признания данного товара товаром Таможенного союза (за исключением простых сборочных операций). Их перечень определяется Комиссией ТС
- достигнут фиксированный процент добавленной стоимости (порядок использования данного условия определяется Комиссией ТС).
При помещении товаров под процедуру реимпорта таможенные пошлины и налоги не уплачиваются и меры нетарифного регулирования не применяются.
В настоящее время, по информации ФТС России, для того чтобы начать применение данной процедуры, требуется разработать соответствующий регламент включения компаний в Реестр владельцев свободных складов.
На сегодня ФТС России занимается данной проблемой - готовит проект постановления Правительства РФ по этому вопросу.
Свободные таможенная и экономическая зоны
Соглашение о свободных экономических зонах предусматривает возможность создания на территории Таможенного союза различных типов зон, где действуют льготные таможенный и налоговый режимы.
Экономические зоны могут быть свободными, логистическими и портовыми, в зависимости от их месторасположения относительно пунктов пропуска и применяемых видов транспорта.
Свободная экономическая зона - часть территории государства Таможенного союза, на которой действует особый режим осуществления деятельности и может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.
Портовая зона - свободная зона, созданная на части морского или речного порта, открытого для международного сообщения и захода водных судов, а также на территории международных аэропортов.
Логистическая зона - свободная зона, созданная на территории, прилегающей к автомобильному или железнодорожному пункту пропуска через государственную (таможенную) границу страны Таможенного союза.
Многие вопросы (например, порядок создания и прекращения функционирования зон, разрешенные виды деятельности в них, требования к их обустройству, регистрация резидентов) регулируются на уровне национальных законов стран Таможенного союза, на чьих территориях создаются свободные зоны.
Таможенная процедура "Свободная таможенная зона"
Данная процедура предусматривает размещение и использование товаров без уплаты таможенных платежей и применения мер нетарифного регулирования.
Под процедуру свободной таможенной зоны могут помещаться как иностранные товары, так и товары Таможенного союза. На территории данной зоны иностранные товары могут подвергаться тем же операциям, что и при использовании процедуры свободного склада. В частности, в отношении товаров разрешены переработка, сборка, монтаж.
При помещении товаров под процедуру свободной таможенной зоны в обязательном порядке производится их декларирование. Исключением является ввоз товаров в портовую и логистическую зоны в целях строительства и реконструкции объектов инфраструктуры портов, аэропортов, пунктов пропуска.
По общему правилу декларантом товаров является резидент экономической зоны, а в некоторых случаях - лицо, имеющее право владения и распоряжения ввозимым товаром.
Срок нахождения товаров под процедурой свободной таможенной зоны ограничен сроком ее функционирования или сроком, в течение которого лицо владеет статусом резидента зоны. В рамках данной процедуры таможенные органы могут осуществлять идентификацию, а резидент обязан вести учет помещаемых в зону товаров.
Завершение процедуры свободной таможенной зоны
Соглашение предусматривает порядок завершения процедуры свободной таможенной зоны в случаях прекращения ее функционирования, утраты статуса резидента, а также в отношении товаров, вывозимых за ее пределы на территорию Таможенного союза.
Завершение процедуры свободной таможенной зоны в отношении продуктов переработки, изготовленных с использованием иностранных товаров, аналогично порядку, установленному в отношении процедуры свободного склада.
Таким образом, применение рассмотренных выше таможенных процедур, безусловно, привлекательно для бизнеса. Это связано с тем, что территория свободного склада или экономической зоны может стать площадкой для осуществления процессов сборки и переработки товаров с использованием иностранных комплектующих (сырья) с полным освобождением от уплаты таможенных платежей, неприменением депозита и мер нетарифного регулирования.
В целом система тарифного регулирования и таможенных льгот претерпела значительные изменения в рамках созданного Таможенного союза.
Экономическим операторам предстоит еще не раз обратиться к нормативной базе Таможенного союза, чтобы понять, какие обременения при ввозе товаров возлагает на них Единый таможенный тариф и какими таможенными льготами целесообразно воспользоваться.
К.А.Сизова
К. э. н.,
юрист
практики внешнеторгового регулирования
Таможенные платежи
Виды платежей
Одной из основных составляющих доходной части бюджета стран ТС являются таможенные платежи. По оценкам специалистов таможенные платежи составляют более 35 процентов доходной части федерального бюджета. От того, на сколько законодательство подробно закрепит полный правовой механизм их уплаты и все вопросы, которые с этой уплатой связаны, настолько снижаются возможные риски ухода от уплаты таких платежей.
Итак, к таможенным платежам относятся ( п. 1 ст. 70 ТК ТС п. 1 ст. 70 ТК ТС (Cм. также п.1 ст.318 ТК РФ )):
1) ввозная таможенная пошлина
2) вывозная таможенная пошлина
3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза
4) акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза
5) таможенные сборы.
В соответствии с пунктом 2 ст. 70 ТК ТС специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины устанавливаются в соответствии с международными договорами государств-членов таможенного союза и взимаются в порядке, предусмотренном ТК ТС для взимания ввозной таможенной пошлины. Также, специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины представляют отдельный предмет регулирования Федерального закона РФ О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров, Закона Российской Федерации О таможенном тарифе (ред. от 08.12.2010) и относятся к особым видам пошлин.
При перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает в соответствии со статьями статьями
81, 161, 166, 172, 197, 211, 214, 227, 228, 237, 250, 261, 274, 283, 290, 300, 306, 344 и 360 ТК ТС. ( ст. 80 ТК ТС ) .
Вывозом товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории является подача таможенной декларации или совершение действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и (или) транспортных средств, а также все последующие, предусмотренные Таможенным кодексом Таможенного союза действия с товарами и (или) транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной территории ТС
Согласно п. 3 ст. 80 ТК ТС, таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случаях если:
- при помещении товаров под таможенные процедуры, не предусматривающие такую уплату, при соблюдении условий соответствующей таможенной процедуры
- при ввозе товаров, за исключением товаров для личного пользования, в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу, общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 200 (двумстам) евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется выпуск таких товаров, действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов
- при перемещении товаров для личного пользования в случаях, установленных международными договорами государств - членов таможенного союза
- если в соответствии с ТК ТС, законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза, товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами (не облагаются таможенными пошлинами, налогами) и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение.
Согласно пункту 3 статьи 80 ТК ТС таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случае, если:
1. при помещении товаров под таможенные процедуры, не предусматривающие такую уплату, при соблюдении условий соответствующей таможенной процедуры
2. при ввозе товаров, за исключением товаров для личного пользования, в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу, общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 200 (двумстам) евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется выпуск таких товаров, действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов
3. при перемещении товаров для личного пользования в случаях, установленных международными договорами государств - членов таможенного союза
4. если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза, товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами (не облагаются таможенными пошлинами, налогами) и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение.
В соответствии с п.2 ст. 80 ТК ТС. обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в следующих случаях:
- уплаты или взыскания таможенных пошлин, налогов в размерах, установленных ТК ТС
- помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, не сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами
- уничтожения (безвозвратной утраты) иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения
- если размер неуплаченной суммы таможенных пошлин, налогов не превышает сумму, эквивалентную 2 (двум) евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза, на территории которого возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов
- помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла до регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру
- обращения товаров в собственность государства-члена таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства-члена таможенного союза
- обращения взыскания на товары, в том числе за счет стоимости товаров, в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза
- отказа в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, в отношении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, возникшей при регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру
- при признании ее безнадежной к взысканию и списании в порядке, определяемом законодательством государств-членов таможенного союза
- возникновения обстоятельств, с которыми ТК ТС связывает прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
При установлении таможенных процедур свободной таможенной зоны и свободного склада, в соответствии с пунктом 2 статьи 202 ТК ТС, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает и прекращается в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза.
2. Таможенные льготы, предоставляемые международным органам и организациям.
Информация, релевантная "2. Таможенные льготы, предоставляемые международным органам и организациям."
дают преимущества физическим должностным и юридическим лицам при ввозе, вывозе или транзите товаров, транспортных средств, ценностей, личных вещей и других предметов в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин или сборов, либо упрощенной процедуры пропуска через таможенную границу государства товаров и иных предметов, либо полного неприменения таких процедур. Эти привилегии (льготы)
Под таможенной льготой понимается любое изъятие (исключение) из действующих в таможенно-пра- вовой сфере правил. В зависимости от того, в какой области таможенного дела делается исключение смягчающего характера, таможенные льготы можно разделить на: 1) льготы по таможенному оформлению и таможенному контролю 2) льготы по уплате таможенных платежей (тарифные льготы). Первые
Интернационализация таможенных, экономических и других аспектов жизни общества, возникновение глобальных проблем современности действуют в международной системе в целом в направлении развития интеграционных связей. Это приводит к созданию в мирохозяйственных отношениях на основе межгосударственных договоров и соглашений новых институтов международного таможенного права. К таким институтам
Статья 22. Товары, перемещаемые через таможенные границы, подлежат обложению таможенными пошлинами, сборами и иными платежами в соответствии с национальными законами о таможенном тарифе. Статья 23. Основой для начисления таможенных платежей является таможенная стоимость товаров и транспортных средств. Основой для начисления налога на добавленную стоимость на подакцизные товары является
Предоставление такого вида таможенных льгот, как правило, находит свое закрепление на основе двусторонних международных договоров и соглашений, хотя не исключены случаи предоставления их и на многосторонней основе*. Например, льготы, предоставляемые в соответствии со ст. 4 Соглашения между правительством Союза Советских Социалистических Республик и правительством Народной Республики Ангола о
Международные таможенные организации способствуют координации сотрудничества в таможенной сфере. К универсальным международным таможенным организациям относятся: — Всемирная торговая организация (ВТО) — Всемирная таможенная организация. К региональным таможенным организациям относятся: — Европейский Союз (ЕС) — Содружество Независимых Государств (СНГ).
В соответствии с положениями ст. 151 ТК РФ условному выпуску, т. е. выпуску, сопряженному с обязательствами лица о соблюдении установленных ограничений, требований и условий, товары подлежат в случае: 1) если льготы по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации сопряжены с ограничением по пользованию и распоряжению товарами 2) если товары
1. Договаривающиеся Стороны примут меры к максимальному упрощению и унификации таможенных формальностей, в частности, путем введения единых форм таможенной отчетности и товаросопроводительной документации, ориентируясь на действующие международные, соглашения и договоренности. 2. Договаривающиеся Стороны поручат своим компетентным органам подготовить предложения, касающиеся гармонизации
Особое место в системе правоохранительных органов занимают таможенные органы Российской Федерациии, осуществляющие защиту ее экономического суверенитета и экономической безопасности. На них, согласно Таможенному кодексу РФ 2003 г. возлагается таможенное дело, под которым понимается совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и
Нормами гл. 25 ТК РФ предусмотрено, что: 1. Дипломатические представительства иностранных государств, расположенные на территории Российской Федерации, могут ввозить на ее таможенную территорию и вывозить с этой территории предназначенные для официального пользования представительств товары с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений
Рассматриваются основные понятия, содержание, источники международного таможенного права. Исследуются правовые формы международных связей и сотрудничества государств в области пресечения таможенных правонарушении, борьбы с контрабандой. Анализируются организационно-правовые связи международных межправительственных организаций по координации деятельности государств и
Таможенные льготы
Таможенные льготы – это определенные законодательством преимущества, состоящие в освобождении товаров от таможенных платежей.
Блоку вопросов, связанных с правовым регулированием предоставления таможенных льгот, посвящены главы 30 и 31 ТК. Условно все таможенные льготы можно разделить на льготы представителям иностранных государств и их работникам иным иностранным лицам.
Дипломатические представительства – при соблюдении установленного порядка перемещения через таможенную границу России – могут ввозить и вывозить из нее предназначенные для официального пользования представительств товары с освобождением от таможенных платежей, за исключением платежей за хранение, таможенное оформление товаров вне определенных для этого мест или вне времени работы таможенных органов Российской Федерации и подобного рода услуги. В отношении главы дипломатического представительства и дипломатического персонала, а также проживающих вместе с ними членов их семей установлено следующее: они могут ввозить в Россию товары, предназначенные для их личного пользования, включая предметы, необходимые для первоначального обзаведения, и вывозить из России товары, предназначенные для личного пользования, с соблюдением установленного порядка перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации и с освобождением от таможенных платежей, за исключением платежей за хранение, таможенное оформление товаров вне определенных для этого мест и вне времени работы таможенных органов и подобного рода услуги.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!