Субъекты малого предпринимательства льготы
Малое предпринимательство
Основополагающим конституционным принципом в сфере экономики является принцип свободы экономической деятельности.
Каждый вправе заниматься предпринимательской деятельностью и иной не запрещенной экономической деятельностью.
Предпринимательская деятельность - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Малое предпринимательство выступает активным фактором конкурентного рынка. Основной принцип предпринимательства - найти потребность и удовлетворить ее.
В РФ критерием отнесения предприятия к малым является численность всего персонала как состоящего в штате, так и работающего по гражданско-правовым договорам.
Субъектами малого предпринимательства являются коммерческие организации в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25% и в котором средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Субъектами малого предпринимательства, на которые распространяется упрощенная система налогообложения, учета и отчетности . признаются лишь индивидуальные предприниматели и организации с предельной численностью работающих до 15 человек независимо от вида осуществляемой деятельности.
Предприятие может быть признано малым только при условии, что сумма выручки от реализации им товаров (выполненных работа, оказанных услуг) в течение предудущих четырех кварталов не превышала размера, равного 1000-кратному МРОТ.
Развитие малых предприятий стимулируется налоговыми льготами при производстве товаров и услуг, льготным кредитованием, предоставлением оборудования по лизинговым договорам.
В Российской Федерации поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:Финансовое обеспечение государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства осуществляется ежегодно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов . а также других источников.
Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства
Малое предпринимательство - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики по установленным законами критериям (показателям), конституирующих сущность понятия. Основным критерием отнесения субъектов рыночной экономики к субъектам малого предпринимательства в первую очередь является средняя численность работников, занятых в отчетный период на предприятии. Наиболее часто применяются следующие критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства: средняя численность занятых на предприятии работников, размер уставного капитала, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов.
В Российской практике малое предпринимательство было разрешено в 1988 г. Вначале к числу малых относили государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек. Так, в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от августа 1990 г. к числу малых стали относить предприятия с числом ежегодно занятых, не превышающим: в промышленности - 200 человек, в науке и научном обслуживании - 100, в других отраслях производственной сферы - 50, в отраслях непроизводственной сферы - 25, в розничной торговле - 15. Наряду с этим учитывался и объем хозяйственного оборота, право на определение количественного значения которого предоставлялось союзным республикам. Однако величина хозяйственного оборота практически так и не была установлена. Принцип отнесения предприятий к малым по численности работников сохранился и в современном Российском законодательстве.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1. для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%
2. средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
3. выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Предусмотренные п. 3 предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в 5 лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.
Категория субъекта малого предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным изложенными п. 2 и 3. Категория субъекта малого предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в п. 2 и 3, в течение двух календарных лет, следующих один за другим.
Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные в п. 2 и 3.
Средняя численность работников микропредприятия и малого предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиапов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия.
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации. Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериапьных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Новым субъектам малого предпринимательства планируется предоставить налоговые льготы
24 июня 2014
Малый бизнес планируется поддержать налоговыми преференциями. Группа депутатов разработала и внесла в Госдуму соответствующий законопроект.
Предлагается установить для субъектов малого предпринимательства . а также индивидуальных предпринимателей . применяющих упрощенную систему налогообложения . налоговую ставку в размере 0% на срок до двух налоговых периодов (календарных лет) с момента их государственной регистрации . Взимать минимальный налог, предусмотренный п. 6 статьи 346.18 НК РФ (для налогоплательщика, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов), в данном случае также не планируется.
При этом, местным властям могут разрешить с учетом местных особенностей социально-экономического развития определять в законах субъектов РФ конкретные виды предпринимательской деятельности, в отношении которых нулевая налоговая ставка для впервые зарегистрированных субъектов малого предпринимательства не может быть установлена .
Напомним, что по действующему законодательству в случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6%. В случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка равна 15%. Субъекты РФ своими законами могут определять дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5% до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков (ст. 346.20 НК РФ ).
Кроме того, для субъектов малого предпринимательства и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, предполагается понизить общий тариф страховых взносов в течение двух отчетных периодов с момента их государственной регистрации . Так, страховые взносы для них планируется установить в следующих размерах:
Предлагаемые меры рассчитаны на индивидуальных предпринимателей и субъектов малого предпринимательства, зарегистрированных в установленном порядке на момент вступления в силу соответствующего федерального закона, действие которого намечено с 1 января 2015 года .
Разработчики законопроект отмечают, что складывающаяся в последние годы ситуация в малом бизнесе не способствует дальнейшему развитию реального сектора экономики, а приводит к значительному сокращению числа индивидуальных предпринимателей и субъектов малого предпринимательства. "Индивидуальные предприниматели и субъекты малого предпринимательства нуждаются в таких мерах государственной поддержки как снижение налогового бремени по уплате, уменьшения размера страховых взносов", – считают депутаты.
Прогнозируется, что в результате принятия законопроекта размер выпадающих доходов бюджетов субъектов РФ по предварительным оценкам может составить до 200 млрд руб. Авторы документа указывают, что эти выпадающие доходы региональных бюджетов могут быть компенсированы за счет профицита бюджета РФ.
13.12.2002 Льготы и преимущества субъектов малого предпринимательства
Федеральный уровень льгот и преимуществ.
Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (с изменениями от 31 июля 1998 г.) предусмотрел следующие особенности статуса таких субъектов:
Возможность применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности (Смотрите статью "Налогообложение, учет и отчетность для субъектов малого предпринимательства"). Еще раз подчеркнем, что свидетельство о внесении в Реестр субъекта малого предпринимательства Москвы не может служить основанием для предоставления или отказа в предоставлении налоговых льгот, установленных действующим федеральным налоговым законодательством для субъектов малого предпринимательства.
Субъекты малого предпринимательства вправе применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства в размере, в два раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных фондов.
Наряду с применением механизма ускоренной амортизации субъекты малого предпринимательства могут списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50 процентов первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет.
Льготное кредитование субъектов малого предпринимательства (Практически не применяется, но есть положительные примеры выдач кредитов МБРР и Всемирного Банка в связи с реализацией данной льготы).
Страхование субъектов малого предпринимательства на льготных условиях. (Практически не применяется).
Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусматривают резервирование для субъектов малого предпринимательства определенной доли заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд. (Реализовано в виде Постановления Правительства, обязывающего выполнять данную льготу. Информацией по реальному применению не располагаем).
В России создан и функционирует Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства.
Региональный уровень льгот и преимуществ.
Субъекты малого предпринимательства, включенные в Реестр г. Москвы (Смотрите статью "Регистрация субъектов малого предпринимательства"), имеют преимущественное право на:
скидки до 50% лицензионного сбора (Распоряжение мэра Москвы от 20.01.1998г. № 41-РМ)
получение кредитов, субсидий, дотаций по линии структур поддержки МП
льготное получение оборудования в лизинг
участие в целевых подрядных конкурсах по размещению доли городских заказов
обучение и консультирование персонала
участие в открытых целевых конкурсах по продаже прав на аренду
получения помещений из состава целевого фонда нежилых помещений для МП
содействия со стороны Держателя Реестра в организации и развитии делового сотрудничества с отечественными и зарубежными предприятиями и организациями
оказание помощи в переквалификации и трудоустройстве персонала субъектов Реестра, высвободившегося при перепрофилировании их производств, обучение и консультирование персонала
регистрация изменений в учредительных документах предприятия в Московской регистрационной палате за три рабочих дня (приказ Московской регистрационной палаты № 127 от 15.12.1997г.)
регистрация предприятия по домашнему адресу одного из учредителей - физических лиц (Закон г.Москвы от 28.06.1995г. № 14 "Об основах малого предпринимательства в Москве" статья 5, п. 5.6. и Приказ Московской регистрационной палаты № 224 от 30.11.1998г.)
льготы по арендной плате: за нежилые помещения с 01 января 1999 года для субъектов МП увеличение арендной платы на коэффициент инфляции в 1.7 раз не производится (Постановление Правительства Москвы от 08.12.1998г. № 943 "О базовых социально-экономических показателях и основных пропорциях формирования проекта бюджета города Москвы на 1999 год", пункт 47)
и иные льготы и преимущества.
Какие же конкретные меры по поддержке субъектов малого предпринимательства предпринимает московское правительство?
Приведем выдержки из Постановления Правительства Москвы от 25 апреля 2000 г. N 296 "О ходе выполнения постановления Правительства Москвы от 30.12.97 N 942 "О Комплексной программе развития и поддержки малого предпринимательства в г.Москве на 1998-2000 гг."
"В течение двух лет за финансовой поддержкой обратилось более полутора тысяч предприятий, которым были выданы льготные кредиты на сумму более 80 млн.рублей. В каждом административном округе созданы муниципальные фонды поддержки предпринимательства, которые имеют помещения, оснащенные техникой. Созданы гарантийные фонды. Заключено 22 договора с банками по совместной работе, дополнительно привлечено 100 млн.рублей на кредитование малых предприятий.
Реализовано более 200 лизинговых проектов на сумму более 100 миллионов рублей. Создан фонд нежилых помещений с предоставлением субъектам малого предпринимательства права выкупа помещений с рассрочкой на 10 лет установлены льготы по аренде помещений для малых предприятий. Размер арендной платы после финансового кризиса оставлен на уровне 1998 года, а для ремесленных предприятий установлен коэффициент 0.8.
Новые возможности перед ремесленниками открыл принятый в 16.06.99 Закон города Москвы N 25 "О ремесленной деятельности в городе Москве". Учреждена Московская палата ремесел, в административных округах при непосредственной поддержке префектур создаются центры, дворы и улицы ремесел. За отчетный период создано 8 технопарков и 8 бизнес-инкубаторов (!). Создан Московский центр высоких технологий в г.Зеленограде общей площадью 14 тыс.кв.м. Для предпринимателей Москвы открыт Центральный дом предпринимателя.
В области международного делового партнерства приняло участие более 500 фирм, заключено 110 коммерческих договоров. Проводились выставочные мероприятия, по результатам которых заключено свыше 2000 договоров на поставку продукции малыми предприятиями Москвы.
По программе подготовки кадров было подготовлено свыше 30 тыс.человек не только за счет бюджетных средств, но и с привлечением средств Всемирного банка, Европейского экономического сообщества, Международного валютного фонда.
Была образована Межведомственная комиссия при Правительстве Москвы, возглавляемая Мэром Москвы, по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства, организована постоянно действующая "горячая линия" для предпринимателей. На базе Московского и территориальных агентств по развитию предпринимательства в префектурах производится бесплатное консультирование предпринимателей, работает электронная система дистанционного консультирования, обучения и переподготовки кадров для малых предприятий.
Распоряжением Мэра Москвы от 15.03.2000 N 271-РМ "О мерах по совершенствованию взаимоотношений контролирующих органов и субъектов предпринимательской деятельности на территории города Москвы" на предприятиях города введены книги инспекторских проверок, ограничено количество проверок одного малого предприятия одной комплексной проверкой в год, а для субъектов малого предпринимательства, деятельность которых сопряжена с производством продукции либо оказанием услуг, могущих в случае нарушений быть источником непосредственной опасности для жизни и здоровья населения, - двумя комплексными проверками в год.
Распоряжением Мэра Москвы от 14.03.2000 N 258-РМ "О дополнительных мерах по упрощению процедуры государственной регистрации субъектов малого предпринимательства Москвы" упрощена регистрация малых предприятий. Предприниматели получили возможность начать свой бизнес бесплатно. Малым предприятиям предоставлено право использовать адреса территориальных агентств по развитию предпринимательства и типовые уставные документы".
Автор данного материала не является экономистом, поэтому предпочитает воздержаться от суждений об эффективности и значимости перечисленных выше мер в масштабах такого города как Москва. Автор не берется также судить о том, какими в действительности качествами и возможностями должен обладать предприниматель для того, чтобы реально претендовать на содействие московских органов власти в своем бизнесе. Представляется лишь, что эти качества далеко выходят за пределы тех, которые официально перечислены в московских актах о поддержке малого предпринимательства.
Существуют и дополнительные по отношению к основным московским (Смотрите статью "Понятие субъекта малого предпринимательства") условия, дающие субъектам малого предпринимательства г. Москвы преимущественное право на поддержку со стороны органов власти города Москвы. То есть, данным лицам теоретически должен быть отдан приоритет при предоставлении, например, кредита или помещения в аренду, если претендовать на это будут несколько субъектов малого предпринимательства города Москвы. Эти дополнительные условия таковы:
Основное направление деятельности субъекта малого предпринимательства должно соответствовать одному из приоритетных видов деятельности, установленных для субъектов малого предпринимательства в Москве, или субъект малого предпринимательства должен на момент подачи заявления с просьбой о поддержке осуществлять работы по выполнению городского заказа или участвовать в реализации городских программ социально-экономического развития.
Перечень приоритетных видов деятельности субъектов малого предпринимательства, дающих преимущественное право на получение поддержки от органов власти города Москвы, утверждается Московской городской Думой.
Cубъект малого предпринимательства в соответствии с установленной организационно-правовой формой (у индивидуального предпринимателя, например, нет "уставного капитала") должен иметь:
бизнес-план на период не менее года, если иной срок не определяется характером оказываемой помощи
обоснование размеров и формы необходимой поддержки с указанием целей расходования испрашиваемых финансовых средств, использования помещений и иных ресурсов и соответствия указанных целей потребностям социально-экономического развития Москвы
действующий договор о страховании принадлежащего ему имущества.
Основным нормативным правовым актом, определяющим правовое положение субъектов малого предпринимательства, является Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации- *( источник № 375) (далее - Закон о малом предпринимательстве).
В соответствии со ст. 3 Закона о малом предпринимательстве под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
- в промышленности - 100 человек
- в строительстве - 100 человек
- в сельском хозяйстве - 60 человек
- в оптовой торговле - 50 человек
- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек
- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
Следует иметь в виду, что средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений данного юридического лица.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, т.е. индивидуальные предприниматели.
Приобретение статуса субъекта малого предпринимательства дает право на получение государственной поддержки. Статьей 6 Закона о малом предпринимательстве определены меры такой поддержки, среди которых:
- формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства
- создание льготных условий использования государственных финансовых- *( источник № 376), материально-технических и информационных ресурсов
- установление упрощенного порядка регистрации, лицензирования, сертификации, представления государственной статᴎϲтической и бухгалтерской отчетности
- поддержка внешнеэкономической деятельности, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами
- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий и др.
Нужно отметить, что отдельные льготы, предусмотренные Законом о малом предпринимательстве, не нашли отражения в специальных законах. Так, ни Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей- *( источник № 377), ни Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ О лицензировании отдельных видов деятельности- *( источник № 378), ни Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности- *( источник № 379) не предусматривают соответствующих льгот (как, впрочем, не предусматривали их и ранее действовавшие нормативные правовые акты).
Впрочем, в Законе о малом предпринимательстве не все нормы декларативны. Ряд предусмотренных Законом о малом предпринимательстве льгот конкретизирован в специальном законодательстве и активно применяется на практике.
Льготы в сфере налогообложения предусмотрены НК РФ в виде специальных налоговых режимов. В частности, главой 26.2 предусмотрена упрощенная система налогообложения, а главой 26.3 - система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Важно сказать, что, определяя круг налогоплательщиков, имеющих право перехода на специальные налоговые режимы, НК РФ не называет прямо субъектов малого предпринимательства. Однако анализ условий перехода на данные режимы дает основание сделать вывод о том, что в первую очередь они применимы именно к анализируемой категории хозяйствующих субъектов.
К примеру, налогоплательщиками по упрощенной системе налогообложения могут быть организации и индивидуальные предприниматели. При этом организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации не превысил 11 млн. рублей (без учета налога на добавленную стоимость).
Не вправе применять упрощенную систему налогообложения, в частности:
- организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статᴎϲтики, превышает 100 человек
- организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей, и др.
Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Иные налоги уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с общим режимом налогообложения.
Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц. Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Иные налоги уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с общим режимом налогообложения.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статᴎϲтической отчетности.
Льготы в отношении учета и отчетности. Согласно ст. 5 Закона о малом предпринимательстве государственная статᴎϲтическая и бухгалтерская отчетность малых предприятий представляется в утверждаемом Правительством Российской Федерации порядке, предусматривающем упрощенные процедуры и формы отчетности, содержащие в основном информацию, необходимую для решения вопросов налогообложения. В силу ст. 6 указанного Закона в качестве одного из направлений государственной поддержки малого предпринимательства определено установление упрощенного порядка представления государственной статᴎϲтической и бухгалтерской отчетности. В специальном законодательстве эти положения получили следующее развитие.
В соответствии с п. 1 и 2 ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ О бухгалтерском учете- *( источник № 380) данный Закон распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.
Таким образом, под сферу деятельности настоящего Закона не попадает такая категория субъектов малого предпринимательства, как индивидуальные предприниматели, обязанность ведения бухгалтерского учета на которых не распространяется.
В силу п. 3 ст. 4 Федерального закона О бухгалтерском учете организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета. При этом организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ. В соответствии с требованиями, установленными главой 26.2 НК РФ, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, должны вести налоговый учет показателей своей деятельности (необходимых для исчисления налоговой базы и налога) на основании Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 28 октября 2002 г. N БГ-3-22/606- *( источник № 381). Книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, является регистром налогового учета- *( источник № 382).
Вместе с тем п. 3 ст. 4 Федерального закона О бухгалтерском учете сохранил для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, обязанность ведения бухгалтерского учета основных средств и нематериальных активов. Напомним, что бухгалтерский учет основных средств осуществляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету Учет основных средств ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. N 26н- *( источник № 383), а нематериальных активов - в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету Учет нематериальных активов ПБУ 14/2000, утвержденным приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 г. N 91н- *( источник № 384).
Для субъектов малого предпринимательства, не перешедших на упрощенную систему налогообложения, льготы по ведению бухгалтерского учета предусмотрены приказом Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. N 64н- *( источник № 385), которым утверждены Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Действие данного акта распространяется на всех субъектов малого предпринимательства, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, незавᴎϲимо от предмета и целей деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности (за исключением кредитных организаций).
Типовыми рекомендациями, в частности, предусмотрено, что малому предприятию рекомендуется вести бухгалтерский учет с применением следующих систем регистров бухгалтерского учета:
- единой журнально-ордерной формы счетоводства для предприятий, утвержденной письмом Минфина СССР от 8 марта 1960 г. N 63
- журнально-ордерной формы счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций, утвержденной письмом Минфина СССР от 6 июня 1960 г. N 176- *( источник № 386)
- упрощенной формы бухгалтерского учета согласно Типовым рекомендациям.
Малое предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета из утвержденных соответствующими органами, исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников. Так, малым предприятиям, занятым в материальной сфере производства, рекомендуется использовать регистры, предусмотренные в журнально-ордерной форме счетоводства. Малые предприятия, занятые торговлей и иной посреднической деятельностью, могут использовать регистры из упрощенной формы бухгалтерского учета, при необходимости применяя отдельные регистры для учета определенных ценностей, преобладающих в их деятельности (товарно-материальных запасов, финансовых активов и т.п.), из единой журнально-ордерной формы счетоводства.
При этом малое предприятие может самостоятельно приспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы при соблюдении:
- единой методологической основы бухгалтерского учета, предполагающей ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной запᴎϲи
- взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета
- сплошного отражения всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов
- накапливания и систематизации данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности.

Отражение хозяйственных операций в системе счетов бухгалтерского учета и регистрах бухгалтерского учета, применяемых малым предприятием, осуществляется посредством двойной запᴎϲи.
Малым предприятиям с простым технологическим процессом производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и имеющим незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более ста в месяц) рекомендуется применение упрощенной формы бухгалтерского учета.
Для организации учета по упрощенной форме бухгалтерского учета малое предприятие на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий составляет рабочий План счетов бухгалтерского учета хозяйственных операций, который позволит вести учет средств и их источников в регистрах бухгалтерского учета по основным счетам и тем самым обеспечивать контроль за наличием и сохранностью имущества, выполнению обязательств и достоверностью данных бухгалтерского учета. Малые предприятия могут использовать в качестве рекомендации рабочий План счетов бухгалтерского учета, приведенный в Типовых рекомендациях.
Упрощенная форма бухгалтерского учета малым предприятием может вестись:
1) по форме бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия. Рекомендованные малым предприятиям формы регистров приведены в приложениях 2-11 к Типовым рекомендациям
2) по простой форме без использования регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия. Простая форма рекомендована малым предприятиям, совершающим незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более тридцати в месяц), не осуществляющим производства продукции и работ, связанного с большими затратами материальных ресурсов. При простой форме учет всех операций осуществляется путем их регистрации только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности по форме N К-1 (приложение 1 Типовым рекомендациям). Наряду с Книгой для учета расчетов по оплате труда с работниками, по подоходному налогу с бюджетом малое предприятие должно вести также ведомость учета заработной платы по форме N В-8 (приложение 10 к Типовым рекомендациям).
Книга учета фактов хозяйственной деятельности является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у малого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность. Книга учета фактов хозяйственной деятельности является комбинированным регистром бухгалтерского учета, который содержит все применяемые малым предприятием бухгалтерские счета и позволяет вести учет хозяйственных операций на каждом из них. При этом она должна быть достаточно детальной для обоснования содержания соответствующих статей бухгалтерского баланса. Малое предприятие может вести Книгу учета фактов хозяйственной деятельности в виде ведомости, открывая ее на месяц (при необходимости используя вкладные листы для учета операций по счетам), или в форме Книги, в которой учет операций ведется весь отчетный год.
Таким образом, действующими нормативными правовыми актами предусмотрены различные модели упрощения бухгалтерского учета - для малых предприятий, перешедших и не перешедших на упрощенную систему налогообложения. На данном примере мы еще раз можем убедиться в том, что бухгалтерский и налоговый учет, бухгалтерское и налоговое законодательство тесно взаимосвязаны.
Льготы в сфере бухгалтерской отчетности предусмотрены для малых предприятий приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. N 67н О формах бухгалтерской отчетности организаций- *( источник № 387). Так, по общему правилу в соответствии с Федеральным законом О бухгалтерском учете, бухгалтерская отчетность состоит из Бухгалтерского баланса (форма N 1), Отчета о прибылях и убытках (форма N 2), Отчета об изменениях капитала (форма N 3), Отчета о движении денежных средств (форма N 4), Приложения к бухгалтерскому балансу (форма N 5), пояснительной записки, а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.
Субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут принять решение о представлении бухгалтерской отчетности в объеме показателей по группам статей Бухгалтерского баланса и статьям Отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в указанных формах и имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма N 3), Отчет о движении денежных средств (форма N 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5), пояснительную записку.

Субъекты малого предпринимательства, обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма N 3), Отчет о движении денежных средств (форма N 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5) при отсутствии соответствующих данных.
Переходя к льготам в сфере статᴎϲтической отчетности, нельзя не отметить, что обязанность ее представления предусмотрена действующим законодательством только для таких субъектов малого предпринимательства, как малые предприятия. При этом на протяжении ряда лет Госкомстатом России- *( источник № 388) для малых предприятий утверждаются специальные, упрощенные формы отчетности. В настоящее время действует постановление Федеральной службы государственной статᴎϲтики от 9 февраля 2005 г. N 14- *( источник № 389), которым утвержден Порядок заполнения и представления формы федерального государственного статᴎϲтического наблюдения N ПМ Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия.
В соответствии со ст. 14 Закона о малом предпринимательстве, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусматривают резервирование для субъектов малого предпринимательства определенной доли заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд- *( источник № 390).
Государственные заказчики при формировании и размещении заказов и заключении государственных контрактов на закупку и поставки продукции и товаров (услуг) для государственных нужд по видам продукции, отнесенным Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации к приоритетным, обязаны размещать у субъектов малого предпринимательства не менее 15 процентов от общего объема поставок для государственных нужд данного вида продукции на основе конкурсов на указанные поставки, проводимых между субъектами малого предпринимательства.
Предусмотренная федеральным законодательством льгота в целом не находит применения в действительности- *( источник № 391). К числу основных факторов, препятствующих быстрому вовлечению малого бизнеса в процессы государственных закупок, специалисты относят слабую проработанность организационных и экономических механизмов привлечения малых предприятий к участию в выполнении заказов государства экономическую незаинтересованность министерств и ведомств в привлечении малых предприятий к участию в конкурсах сложности в согласовании действующих нормативных актов- *( источник № 392).
Вместе с тем опыт многих стран свидетельствует об эффективном использовании возможностей сектора малого предпринимательства в сфере выполнения государственных и муниципальных заказов. Например, в США крупные предприятия обязаны размещать в секторе малого предпринимательства до 20 процентов оборонных заказов. В 2002 г. стоимость госзаказов, выполненных силами малых предприятий, достигла 46 млрд. долларов- *( источник № 393). Было бы целесообразно воспользоваться имеющимся опытом развитых стран и сформировать в нашей стране действенный правовой механизм размещения госзаказов в секторе малого предпринимательства.
Льготы в сфере государственного контроля. В силу ст. 7 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)- *( источник № 394), в отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по контролю может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.
Безусловно, закрепление на законодательном уровне трехлетних каникул для субъектов малого предпринимательства для проведения мероприятий по государственному контролю следует рассматривать как серьезную меру их государственной поддержки. Однако при этом нельзя не обратить внимание на следующие обстоятельства.
Во-первых, как известно, из сферы действия Федерального закона О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) исключены отдельные виды контроля (налоговый, бюджетный, валютный, страховой, оперативно-разыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия и др.). Следовательно, на проведение плановых контрольных мероприятий в отношении субъектов малого предпринимательства по исключенным из сферы действия Закона видам контроля льгота не распространяется.
Во-вторых, льгота распространяется лишь на плановые проверки и не касается проверок внеплановых.
Необходимо отметить, что в Закон о малом предпринимательстве порой вносятся изменения, отменяющие льготы для субъектов малого предпринимательства и, следовательно, ухудшающие их правовое положение. Причем некоторые из утраченных льгот ранее носили более чем прикладной характер и активно использовались субъектами малого предпринимательства при отстаивании своих прав в судебном порядке. В первую очередь речь идет о гарантии стабильности налогового законодательства или так называемой дедушкиной оговорке, которая была предусмотрена п. 1 ст. 9 Закона о малом предпринимательстве. В силу этой нормы в случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Анализ дел (за период за 2001-2004 гг.), в которых содержатся ссылки на Закон о малом предпринимательстве, рассмотренных Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ, а также федеральными арбитражными судами округов, показал, что довольно часто применяемой (в 90 процентах случаев) арбитражными судами являлась именно ст. 9 Закона о малом предпринимательстве, а среди этой категории дел в абсолютном большинстве случаев содержатся ссылки на абз. 2 ч. 1 ст. 9, которая и содержала гарантию от неблагоприятного изменения налогового законодательства. При этом рассматривавшиеся в судах споры касались введения НК РФ различных видов налогов: единого социального налога, налога на вмененный доход, налога на добавленную стоимость, налога с продаж. Постепенно судебная практика стала складываться в пользу налогоплательщиков - субъектов малого предпринимательства. Она была подкреплена позицией Конституционного Суда РФ. Достаточно вспомнить определение Конституционного Суда РФ от 1 июля 1999 г. N 111-О По жалобе гражданина Варганова Валерия Витальевича на нарушение его конституционных прав Федеральным законом О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности и Законом Белгородской области О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности- *( источник № 395), определение Конституционного Суда РФ от 7 февраля 2002 г. N 37-О По жалобе гражданина Кривихина Сергея Васильевича на нарушение его конституционных прав положениями абзаца третьего статьи 143 и пункта 2 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации- *( источник № 396), постановление Конституционного Суда РФ от 19 июня 2003 г. N 11-П По делу о проверке конституционности положений федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, регулирующего налогообложение субъектов малого предпринимательства - индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, в связи с жалобами ряда граждан- *( источник № 397) и др.
Таким образом, налоговые условия хозяйствования для субъектов малого предпринимательства в первые годы их деятельности оставались теми же, какими они были на момент государственной регистрации. Однако с 1 января 2005 г. наиболее востребованная в последние годы практикой статья утратила силу.
Та же участь коснулась предоставлявшейся субъектам малого предпринимательства льготы по ускоренной амортизации. В силу действовавшей до 1 января 2005 г. нормы ст. 10 Закона о малом предпринимательстве субъекты малого предпринимательства были вправе применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства в размере, в два раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных фондов. Наряду с применением механизма ускоренной амортизации субъекты малого предпринимательства могли списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50 процентов первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет.
Важно сказать, что анализируемая льгота появилась за несколько лет до принятия Закона о малом предпринимательстве. Она была предусмотрена еще постановлением Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991 г. N 406 О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР- *( источник № 398). Однако в полной мере данная льгота просуществовала лишь до введения в действие с 1 января 2002 г. главы 25 Налог на прибыль организаций НК РФ, ст. 259 которой Методы и порядок расчета сумм амортизации не предоставила субъектам малого предпринимательства права осуществлять ускоренную амортизацию основных производственных фондов. Поэтому субъекты малого предпринимательства с 1 января 2002 г. при формировании налогооблагаемой базы по налогу на прибыль стали учитывать суммы амортизации объектов основных производственных фондов, начисленные в соответствии с общим порядком, изложенным в главе 25 НК РФ- *( источник № 399). Установленное Законом о малом предпринимательстве положение об ускоренной амортизации основных фондов стало применяться лишь в целях бухгалтерского учета, правомерность чего подтверждалась официальными разъяснениями- *( источник № 400).
Однако и после 1 января 2002 г. рассматриваемая льгота осталась весьма значимой при исчислении налога на имущество. Так, в силу п. 1 ст. 374 главы 30 НК РФ Налог на имущество организаций объектом налогообложения для Российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Использование возможности дополнительного списания субъектами малого предпринимательства до 50 процентов первоначальной стоимости основных фондов позволяло существенно уменьшить стоимость имущества и, следовательно, размер налога.
Таким образом, с 1 января 2005 г. субъекты малого предпринимательства лишились двух очень важных с прикладной точки зрения льгот, применение которых на практике оказывало позитивное воздействие на их имущественное и финансовое положение.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!