Налог недвижимость физических лиц льготы
Что такое налог на имущество физических лиц?
Порядок расчёта, а также сроки и способы уплаты налога на имущество для юридических лиц, указаны в гл. 30 НК РФ.
Для физических лиц есть свой закон – Закон от 09. 12. 1991 года № 2003-1 «О налоге на имущество физических лиц».
Характеристика в 2014 году ↑
Налог на имущество и физлиц – это региональный налог. Общие правила его расчёта и уплаты приведены в вышеуказанных законах.
Но, местные власти каждого субъекта РФ имеют право устанавливать свои порядки, но, не отступая от нормы законов.
Уплачивать этот налог обязаны все физические лица, которые имеют в собственности:
Государство обосновывает уплату такого налога как компенсацию за ведение реестра собственников, а также защиты их прав, как собственников имущества.
Как уже упоминалось, такой налог уплачивают большинство Россиян. Но, государством предусмотрены льготы для некоторых категорий граждан, а также для собственников некоторых объектов недвижимости.
Элементы налогообложения ↑
Элементами налога на имущество являются:
- Субъект налога – то есть налогоплательщики.
- Объект налога – то имущество, которое подлежит налогообложению в соответствии с законодательством.
- Ставка налог – процентное значение, используя которое рассчитывается сумма налога к уплате.
- Налоговые льготы – они используются для сокращения налогового бремени для тех или иных категорий налогоплательщиков.
- Порядок и способы уплаты налога.
- Налоговый период – срок, в течение которого формируется налоговая база для уплаты налога и, соответственно, уплачивается сам налог.
Плательщики налога
Плательщиками данного налога являются физические лица, которые имеют в собственности объект налогообложения. Об этом говорится в ст. 1 Закона № 2003-1.
Если объект налогообложения – это общая долевая собственность, то налогоплательщиком признаётся каждый собственник.
Объекты налогообложения
В ст. 2 Закона № 2003-1 указано, что для физических лиц объектами налогообложения по данному налогу являются:
Для расчёта ↑
В НК РФ сказано, что местные власти субъектов федерации могут самостоятельно устанавливать:
- Налоговые ставки – но не более тех, что предусмотрены ст. 380 НК РФ для юридических лиц, и ст. 3 Закона № 2003-1 – для физических лиц.
- Сроки у платы налога за год, но не позже тех сроков, которые указаны в п. 9 ст. 5 Закона № 2003-1 и ст. 383 НК РФ.
Ставки
Для физических лиц ставки налога на имущество зависят от инвентаризационной стоимости объекта:

Об этом говорится в ст. 3 Закона № 2003-1.
Льготы по налогу
Льготы по налогу на имущество имеют как физические, так и юридические лица.
В ст. 4 Закона № 2003-1 сказано, что полностью освобождаются от уплаты налога на имущество, следующие категории граждан:
В п. 2 ст. 4 Закона № 2003-1 указаны категории граждан, которые не должны уплачивать налог со строений, а также помещений и сооружений.
Пенсионеры платят налог на имущество. Как можно узнать здесь .
К такой категории относятся:
Всегда актуальным является вопрос: а платят ли пенсионеры налог на имущество?
Да, льгота по налогу на имущество для пенсионеров предоставляется только, если пенсионеры владеют, например, дачным домиком площадью до 50 кв. м.
Военные же пенсионеры полностью освобождены от уплаты налога. В будущем, законотворцы собираются уравнять всех пенсионеров и освободить их от уплаты налога на имущество совсем.
Несовершеннолетние дети, если они является собственниками имущества, также должны уплачивать налог в полном объёме.
Законодательно не предусмотрена льгота для несовершеннолетних по этому налогу. Однако местные власти, на своё усмотрение, могут освободить детей от уплаты налога в своём регионе.
Порядок исчисления и уплаты налога ↑
Порядок исчисления и уплаты налога на имущество физических и юридических лиц, регулируют местные власти. Но, в Законе № 2003-1 установлены общие правила, которые местные власти не могут нарушать своими актами.
Общие правила
Порядок и сроки уплаты налога на имущество физических лиц указаны в ст. 5 Закона № 2003-1. Физические лица уплачивают налог 1 раз в год, не позднее 01 ноября следующего года.
Уведомления с суммой уплаты физлицам присылают налоговики по почте. Если уведомление не пришло вовремя, узнать задолженность по налогу можно в личном кабинете, на официальном сайте ФНС.
Сумма налога к уплате рассчитывается как произведение инвентаризационной стоимости объекта имущества на процентную ставку. Узнать инвентаризационную стоимость можно из документов БТИ.
Если физлицо имеет право на льготу, то документы, подтверждающие это необходимо самостоятельно представить в инспекцию.
Налоговые льготы носят заявительный характер, поэтому необходимо писать заявление.
В отдельных случаях
При продаже квартиры в 2014 году налог на имущество будет взиматься следующим образом:
- Если квартира продана в середине года, то бывший собственник уплачивает налог с 01 января и до того момента, пока не сдаст документы на переоформление права собственности в регистрирующий орган.
- Новый собственник начинает уплачивать налог с даты получения свидетельства о собственности.
Свидетельство о собственности оформляется, как правило, 3 недели. В течение этих 3-ёх недель, квартира не является ничьей собственность.
Поэтому уведомление об уплате налога за этот период может придти как бывшему собственнику, так и новому.
Точно такие же положения действуют и для других объектов имущества, являющихся объектами налогообложения.
При отсутствии оценочной стоимости и при уничтожении, разрушении и сносе объекта
Если объект налогообложения полностью уничтожен, снесён или разрушен, то уплата налога прекращается с того месяца, в котором это действие совершилось. Об этом говорится в п. 5 ст. 5 Закона № 2003-1.
Видео: что нужно знать о налоге на имущество физических лиц?
В налоговую инспекцию, для освобождения по уплате налога необходимо предъявить документы, подтверждающие уничтожение объекта налогообложения.
При наследовании или дарении имущества, налог уплачивается с оценочной стоимости имущества.
При отсутствии таких данных, собственник должен нанять независимых оценщиков, которые и установят оценочную стоимость имущества, принимаемого в наследство или дар.
В противном случае, налог будет исчисляться по кадастровой стоимости.
Освобождаются от уплаты налога супруги, если дар произошёл между ними, а также, если даритель и одаряемый находятся в близких родственных связях.
Где платить?
Уплачивается налог на имущество по месту нахождения каждого объекта имущества. Налоговые уведомления рассылаются ежегодно всем собственникам по почте на адрес их постоянной регистрации.
Уплачивать налог можно и в отделениях банков, и пользуясь, интернет-ресурсами по оплате налогов и сборов. В частности, оплатить налоги можно на официальном сайте ФНС.
Сделать это нужно не позднее 01 ноября следующего года.
Налоговый период ↑
Налоговым периодом по налогу на имущество физических лиц признаётся год. Физлица должны уплачивать налог по данным года, которые им присылают в уведомлениях налоговики.
Сумма ежегодного налога к уплате рассчитывается как произведение налоговой ставки и инвентаризационной стоимости.
Ставка налога зависит от коэффициента – дефлятора, который установлен в каждом субъекте федерации. В ст. 3 Закона № 2003-1 указаны минимальные и максимальные значения ставок.
Платит ли налог на имущество ИП? Читайте здесь .
Все, что Вы хотите знать о нулевой декларации смотрите здесь .
Стоит помнить, что если гражданин имеет право на получение льготы по налогу, не стоит откладывать представление документов в налоговую. Законом даётся на это 3 года. Должники по налогу могут быть привлечены по суду к обязательной уплате налога, а также штрафов и пеней по нему. Но, они обязаны будут уплатить долг только за предыдущие 3 года. Здесь действует общегражданский срок исковой давности.
О налоге на недвижимость в РБ
Рынок недвижимости существует в Беларуси менее двух десятилетий. За это время многие из нас уже успели купить или продать свою недвижимость, а то и совершить подобные сделки не один раз. Однако, приобретая квартиру или дом, надо помнить о том, что они подлежит налогообложению. В условиях постоянно меняющего законодательства простому человеку трудно разобраться и понять, какой налог на недвижимость он должен платить, в каком размере, как он исчисляется, какие и для кого существуют льготы по уплате налога и т.д. Поэтому мы обратились к заместителю начальника инспекции - начальнику управления контроля за индивидуальными предпринимателями и физическими лицами инспекции Министерства по налогам и сборам по Московскому району г. Минска Татьяне Ермаковой и попросили ее дать некоторые разъяснения по вопросам налогообложения недвижимости.
- Начнем с простого. Татьяна Михайловна, скажите, пожалуйста, кто является плательщиком налога на недвижимость?
- Плательщиками налога на недвижимость являются физические лица, имеющие в собственности жилые дома, садовые домики, дачи, жилые помещения (квартиры, комнаты), надворные постройки, гаражи, иные здания и строения, в том числе не завершенные строительством. При этом надо иметь в виду, что если у физических лиц отсутствуют документы, удостоверяющие право собственности на здания или строения, являющиеся объектами налогообложения, или права собственности на них не зарегистрированы в органах по госрегистрации, это не является основанием для непризнания этих физических лиц плательщиками налога в отношении зданий и строений, если они фактически реализуют свои права по распоряжению, владению и пользованию этим недвижимым имуществом.
- Что является объектом обложения налогом на недвижимость?
- Объектом обложения налогом на недвижимость является стоимость принадлежащих физическим лицам зданий и строений, в том числе стоимость зданий и строений, не завершенных строительством, готовность которых составляет 80 процентов и более.
- Как исчисляется налог на недвижимость физическим лицам?
- Налог на недвижимость физическим лицам исчисляется по ставке 0,1 процента с учетом ее увеличения (уменьшения), определяемого местными Советами депутатов, исходя из оценки принадлежащих физическим лицам зданий и строений, которая определяется согласно Положению о порядке оценки зданий и строений, принадлежащих физическим лицам, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 2003 года N 121 по действительной стоимости зданий и строений с учетом коэффициентов качества среды и типа населенного пункта. Если оценка зданий и строений по их действительной стоимости отсутствует, то налоговая база для исчисления налога на недвижимость определяется налоговыми органами следующими способами: методом индексации стоимости зданий и строений, примененной в качестве объекта налогообложения в предыдущем году, с использованием коэффициентов переоценки зданий и строений, устанавливаемых Министерством архитектуры и строительства исходя из стоимости 1 кв. метра типового здания и строения на начало года, определяемой местными исполнительными и распорядительными органами, и общей площади оцениваемых здания и строения с учетом коэффициентов качества среды и типа населенного пункта (при отсутствии сведений о стоимости зданий и строений, примененной в качестве объекта налогообложения в предыдущем году).
Оценочная стоимость зданий и строений, не завершенных строительством, готовность которых составляет 80 процентов и более, определяется с учетом понижающего коэффициента 0,8, коэффициентов качества среды и типа населенного пункта.
- В какой срок уплачивается налог на недвижимость физическими лицами?
- Налог на недвижимость физическими лицами уплачивается не позднее 15 ноября. Если местным Советом депутатов в соответствии с законодательством изменен срок уплаты налога, то налог на недвижимость уплачивается в сроки, установленные местным Советом депутатов. В случае вручения физическому лицу налогового сообщения по истечении установленного законодательством или местным Советом депутатов срока уплаты налог уплачивается не позднее тридцати дней с момента вручения налогового сообщения.
- Существуют ли льготы по уплате налога на недвижимость, кто их имеет?
- Безусловно, льготы по уплате налога на недвижимость существуют. Так, в частности, освобождаются от обложения налогом: жилые помещения (квартиры, комнаты), принадлежащие физическим лицам на праве собственности, в многоквартирных домах здания и строения (за исключением предназначенных и (или) используемых в установленном порядке для осуществления предпринимательской деятельности), принадлежащие физическим лицам, являющимся пенсионерами по возрасту, инвалидами I и II группы и другим нетрудоспособным физическим лицам при отсутствии трудоспособных лиц, совместно проживающих или числящихся совместно проживающими согласно данным похозяйственного учета или домовых книг. Пользуются льготами по налогу на недвижимость и физические лица, которым досрочно назначена пенсия по возрасту до достижения ими пенсионного возраста в случаях, установленных законодательством.
За здания и строения, расположенные не по месту постоянного проживания пенсионеров по возрасту, инвалидов I и II группы и других нетрудоспособных лиц, льготы по налогу на недвижимость предоставляются независимо от наличия трудоспособных лиц, совместно проживающих или числящихся по месту их постоянного проживания согласно данным похозяйственного учета, домовых книг и сведениям уполномоченного органа. Не учитываются в составе трудоспособных физические лица, постоянно проживающие в сельской местности и работающие в организациях, расположенных в сельской местности и осуществляющих сельскохозяйственное производство, в организациях здравоохранения, культуры, системы образования и социальной защиты, расположенных в сельской местности, а также числящиеся согласно данным похозяйственного учета, домовых книг либо сведениям уполномоченного органа, но временно не проживающие военнослужащие срочной службы, лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы.
В соответствии со ст. 62 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье предоставляются льготы многодетным семьям, имеющим трех и более несовершеннолетних детей независимо от места расположения здания и строения, наличия трудоспособных лиц, а также от того, кто реализует права по распоряжению, владению и пользованию этим недвижимым имуществом. Также освобождаются от обложения налогом здания и строения (за исключением предназначенных и (или) используемых в установленном порядке для осуществления предпринимательской деятельности), принадлежащие участникам Великой Отечественной войны и лицам, имеющим право на льготное налогообложение военнослужащим срочной службы расположенные в сельской местности и принадлежащие на праве собственности физическим лицам, постоянно проживающим в сельской местности и работающим в организациях, расположенных в сельской местности и осуществляющих сельскохозяйственное производство, а также в организациях здравоохранения, культуры, системы образования и социальной защиты, расположенных в сельской местности.
- Существуют ли льготы по уплате налога при наличии у собственника двух и более жилых помещений?
- Как мы уже сказали, освобождаются от обложения налогом жилые помещения (квартиры, комнаты), принадлежащие физическим лицам на праве собственности, в многоквартирных домах. А вот при наличии у плательщика двух и более жилых помещений (квартир, комнат) освобождению от обложения налогом подлежит только одно жилое помещение (квартира, комната) по выбору плательщика.
- Татьяна Михайловна, многих покупателей интересует вопрос, придется ли им платить подоходный налог при покупке недвижимости?
- Нет. В соответствии с п. 1 ст. 2 закона о подоходном налоге с физических лиц, объектом налогообложения признаются доходы, полученные плательщиком от источников в Республике Беларусь. При покупке квартиры доходы у физического лица отсутствуют.
- Существуют ли льготы по подоходному налогу при продаже квартиры? Какую сумму от сделки придется платить, если квартира продается ранее чем через пять лет с момента последней продажи? А если в течение пяти лет отчуждается разнородное недвижимое имущество (квартира, дом, гараж и т.д.). Надо ли в этом случае платить подоходный налог?
- Освобождаются от налогообложения доходы (кроме доходов, полученных плательщиками от возмездного отчуждения имущества в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности), полученные плательщиками от возмездного отчуждения, в течение пяти лет (в том числе путем продажи, мены, ренты) одного жилого дома, одной квартиры, одной дачи, одного садового домика с хозяйственными постройками, одного гаража, одного земельного участка, принадлежащих им на праве собственности. Доходы, полученные плательщиком от возмездного отчуждения одного жилого дома, одной квартиры, одной дачи, одного садового домика с хозяйственными постройками, одного гаража, одного земельного участка, полученных этим плательщиком в виде наследства, не подлежат налогообложению вне зависимости от соблюдения вышеуказанного условия. В случае повторной реализации недвижимого имущества (двух квартир и т.д.) в течение пяти лет, кроме имущества, полученного в виде наследства, с физического лица удерживается подоходный налог по ставкам ст.18 закона о подоходном налоге с физических лиц.
- Как уплачивается налог на недвижимость, если в нем проживает несколько собственников? Есть ли в данном случае льгота по уплате налога?
- Если имущество находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налог уплачивается каждым из этих лиц пропорционально их доле в этом имуществе. В аналогичном порядке налог уплачивается, если имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и организаций. Если имущество находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, налог уплачивается одним из этих лиц, определяемым по соглашению между ними. При этом все собственники несут солидарную ответственность по исполнению налогового обязательства. В случае наличия права на льготы у собственника одной из долей имущества, его доля не подлежит налогообложению в соответствии с законом.
- Платят ли иностранные граждане и лица без гражданства налог на недвижимость? В каком размере?
- Иностранным гражданам и лицам без гражданства предъявляется к уплате налог на недвижимость в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Налог на недвижимость иностранным гражданам и лицам без гражданства исчисляется по таким же ставкам, как и для граждан Республики Беларусь.
- Какие финансовые операции с движимым и недвижимым имуществом подлежат особому контролю?
- Согласно ст. 4 Закона "О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем" к таким операциям, в частности, относятся:
- финансовые операции по банковским счетам, например, открытие клиенту нескольких счетов аналогичного назначения с поступлением на них денежных средств
- финансовые операции по международному переводу денежных средств, например международный перевод денежных средств из регионов, где, по сведениям уполномоченных государственных органов, осуществляется нелегальное производство наркотических средств или психотропных веществ либо концентрируются значимые средства лиц или для лиц, в отношении которых имеются достаточные основания предполагать, что они являются участниками нелегального производства или распространения оружия и (или) участниками уголовных преступлений международного характера
- финансовые операции с движимым и недвижимым имуществом, в частности дарение имущества нерезидентами Республики Беларусь. Эти финансовые операции подлежат особому контролю при наличии хотя бы одного из следующих условий: сумма финансовой операции при ее разовом совершении равна или превышает 2000 базовых величин для физических лиц в течение одного месяца совершается несколько финансовых операций, общая сумма которых равна или превышает 2000 базовых величин для физических лиц и имеющиеся факты указывают на связь между этими финансовыми операциями.
- Можно ли сэкономить на налоге?
- При определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 ст. 5 Закона о подоходном налоге с физических лиц плательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов, а именно в сумме фактически произведенных плательщиком, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, расходов на новое строительство либо приобретение на территории Республики Беларусь индивидуального жилого дома или квартиры, а также на погашение кредитов (включая проценты по ним), полученных плательщиком в банках Республики Беларусь и фактически израсходованных им на новое строительство либо приобретение на территории Республики Беларусь индивидуального жилого дома или квартиры. Право на данный имущественный налоговый вычет имеют плательщики, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в местном исполнительном и распорядительном органе, иных государственных органах и других государственных организациях, организациях негосударственной формы собственности, в случае, если они были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, установленным законодательными актами Республики Беларусь.
При новом строительстве индивидуального жилого дома или квартиры фактически произведенные плательщиками расходы на такое строительство подлежат вычету в пределах полной проектной стоимости строительства индивидуального жилого дома или квартиры. При приобретении индивидуальных жилых домов и квартир в общую долевую либо общую совместную собственность размер имущественного налогового вычета распределяется между участниками общей долевой либо общей совместной собственности пропорционально их доле либо в соответствии с их письменным заявлением (в случае приобретения индивидуального жилого дома или квартиры в общую совместную собственность).
Повторное предоставление плательщику имущественного налогового вычета не допускается. Если в налоговом периоде имущественный налоговый вычет не может быть использован полностью, его остаток может быть перенесен на последующие налоговые периоды до полного его использования. Имущественный налоговый вычет предоставляется плательщикам при подаче ими налоговой декларации (расчета) в налоговые органы по окончании налогового периода.
О порядке применения льгот для пенсионеров по налогу на имущество физических лиц
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона № 2003-1 налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается, в частности, пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством РФ.
С учетом пункта 1 статьи 5 налогоплательщику, являющемуся пенсионером и имеющему право на налоговую льготу, необходимо обратиться в налоговый орган по месту учета с заявлением о предоставлении налоговой льготы по налогу и представить документы (копия пенсионного удостоверения), подтверждающие право на ее предоставление, один раз без ежегодного подтверждения.
Граждане, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют заявление и необходимые документы в налоговую инспекцию.
В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по налогу на имущество физических лиц перерасчет сумм налогов производится налоговым органом не более, чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.
При этом работающие пенсионеры так же вправе воспользоваться льготой.
Налоговая реформа: какие изменения запланированы?
Аналитика правоприменения
25 декабря Верховная Рада Украины поддержала в первом чтении законопроект № 1578 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законы Украины (относительно налоговой реформы)». Как отмечается в пояснительной записке, цель законопроекта - улучшение условий ведения бизнеса в Украине с одновременным повышением показателей Украины в международных рейтингах, а также повышение эффективности использования ресурсов экономики. Законопроектом предлагается сокращение количества налогов и сборов с 22 до 9 и многие другие изменения, которые рассмотрим далее.
Изменение количества налогов
Разработанный Минфином документ продиктован, как указывают разработчики, необходимостью повышения инвестпривлекательности страны, в том числе за счет сокращения количества обязательных платежей и сборов, а также снижения тени в экономике Украины и улучшения условий ведения бизнеса. Документ предполагает ликвидацию неэффективных «неликвидных» налогов, такие как сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства, фиксированный сельхозналог, сбор за пользование радиочастотным ресурсом, а на местном уровне - туристический сбор.
Но в отношении сохранившихся платежей предусмотрены изменения, которые могут нивелировать эффект либерализации. Так, налоги с доходов физлиц предполагается взимать по прогрессивной шкале. Диапазон ставок от 15% при зарплате до 12 500 гривен до 25% при заработке от 83 000 гривен (на сумму превышения). Пассивные доходы (проценты, инвестиционная прибыль, роялти) также подлежат обложению по дифференцированным в зависимости от суммы ставкам: 15-25% при диапазоне 150 000-996 000 гривен/год.
Не забыли разработчики и о пенсиях: действующий порог налогообложения пенсий в 10 000 гривен предлагается снизить до трех минимальных зарплат (3564 гривны исходя из МЗП 1218,00 гривен), и облагать все, что его превышает, по ставке 15%.
Налог на доходы физических лиц
Касательно налога на доходы физических лиц предлагается введение разового ("нулевого") декларирования доходов, имущества и всех других активов, даже если нельзя доказать законность их получения. При этом такое декларирование не является обязательным. Но в случае, если годовые расходы плательщика превышают его официальные доходы за отчетный период на 40 минимальных зарплат (48 720 грн), то это будет основанием для налоговиков провести проверку такого плательщика с целью выявления законности доходов, превышающих официальный заработок. Если человек не смог доказать легальность такого дохода, то будет взыматься налог в сумме 30% с разницы между официальным заработком и реальными расходами.
В то же время, для граждан, которые не задекларируют свои доходы, в последующем будет считаться, что их активы, которые зарегистрированы надлежащим образом до 1 января 2015 года, по умолчанию приравниваются к 200 тыс. грн. В случае, если лицо декларирует наличные средства на сумму более 200 тыс. грн, они должны быть внесены ещё до подачи декларации на банковский счет и храниться там не менее одного года. Иначе надо будет уплатить 3% налога от задекларированной суммы (в течение месяца со дня окончания срока для разового декларирования - 31 октября 2015 года). Эти же 3% нужно будет заплатить государству и в том случае, если человек решит досрочно снять задекларированные деньги с банковского счета, то есть до истечения одного года.
Также предлагается:
- введение налогообложения высоких зарплат. В понимании правительства высокой будет считаться зарплата свыше 10 минимальных (то есть - 12 180 грн). Предлагается такие заработки облагать налогом по ставке 20% от суммы превышения
- продление действия нормы касательно налогообложения высоких пенсий. Пенсии выше 3654 грн. будут облагаться налогом. Ставку налога оставляют на уровне 15% от суммы превышения
- введение транспортного налога. С 1 января 2015 года ежегодному налогообложению будут подлежать все автомобили с объемом бензинового двигателя более 3 тыс. куб. см и дизельного более 2,5 тыс. куб. см возрастом не более 5 лет. Ставка такого налога составляет 25 тыс. грн. в год.
Налогообложение недвижимости
Кабмин просит Раду ввести 2%-ный налог на всю жилую и нежилую недвижимость вне зависимости от ее площади. Кабмин предлагает Раде отменить нормы Налогового кодекса, которые уменьшают базу налогообложения на 120 кв. м для квартир, 250 кв. м для домов и на 370 кв. м для разных видов жилой недвижимости в общем владении (домов и квартир). Кроме того, правительство предлагает включить в базу налога также нежилую недвижимость (в действующей редакции - только жилая недвижимость) и сделать плательщиком налога не только физических, но и юридических лиц.
Также Кабмин намерен установить единую ставку для данного налога - до 2% от минимальной зарплаты за 1 кв. м (кодекс устанавливает только максимально возможную ставку, ее точный размер устанавливают местные власти, поскольку налог на недвижимость относится к местным налогам и сборам).
Органам местного самоуправления предлагается оставить право устанавливать льготы для данного налога для физлиц в зависимости от их имущественного положения, а также для религиозных организаций.
Акциз
Электрическая энергия может стать подакцизным товаром. Ставка налога будет устанавливаться местными органами власти в размере от 2% до 5% от объема реализации. Подрастет и ставка акцизного налога на алкоголь (спиртовые дистилляты и спиртовые напитки, полученные путем перегона виноградного вина, - то есть коньяки и бренди). Ставка акциза вырастет с 56,42 грн. до 59,96 грн./л, и такой ее размер будет действовать до конца 2015 года. Устанавливается также акцизный налог на реализацию табака и топлива через розничные сети.
НДС
Льготы по НДС остаются в силе, и даже расширяются. Например, помимо операций с зерновыми, этим налогом не будут облагаться операции по приобретению фишек, жетонов и другие способы оплаты участия в азартных играх. Уже с января 2015 года весь Украинский бизнес может перейти на электронное администрирование НДС, то есть работу с так называемыми «НДС-счетами».
Еще одно новшество - минимальный порог для обязательной регистрации плательщиком НДС, который увеличивается с 300 тыс. грн. до 1 млн. грн. Также вводится понятие «минимальной базы НДС». Для товаров и услуг это цена их приобретения, для необоротных активов - балансовая (остаточная) стоимость по данным бухгалтерского учета.
В то же время с 2015 года будут отменены льготы, которые освобождали от уплаты НДС некоторые операции: по поставке отходов и лома черных и цветных металлов, а также макулатуры по поставке необработанных шкур и выделанной кожи по ввозу в Украину автомобилей «скорой помощи» издательскую деятельность. Причем компании, которые занимаются изданием книг, лишаются еще и льготы по уплате налога на прибыль.
Но в то же время, законопроект предусматривает отмену льгот по уплате НДС для операций по поставке услуг на получение высшего, среднего, профессионально-технического и дошкольного образования учебными заведениями услуг по здравоохранению в медучреждениях, а также для операций по поставке периодических изданий печатных средств массовой информации. Другими словами, с внедрением этой нормы следует ожидать повышения стоимости образования, лечения и подорожания печатной прессы.
Пассивные доходы
Правительственный законопроект №?1578 предлагает также внести изменения в Налоговый кодекс Украины с целью увеличения ставки налога на пассивные доходы: проценты по вкладам, инвестиционную прибыль и роялти с 15% до 20%, а также ввести налогообложение пенсий свыше трех минимальных зарплат по ставке 15%.
Налог на роскошь
Законопроект предусматривает введение налог на роскошные автомобили (объем двигателя более 2,5 тыс. куб см - для дизельного двигателя, 3 тыс. куб см - для бензинового двигателя, и возраст которых не превышает 5 лет) по ставке 25 тыс грн в год.
Сбор на импорт
Кабмин предложил Раде обложить импорт дополнительным сбором. Ставка сбора составит 10% для продуктов питания и 5% для прочей продукции.
Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности
Изменения ожидают и упрощенцев - все торгующие на рынке и на передвижных объектах (например, кофейни) должны будут обзавестись регистраторами расчетных операций с 1 июля 2015 года.
Новыми налоговыми инициативами предлагается изменить условия пребывания на упрощённой системе налогообложения, а именно - кардинально меняются категории плательщиков единого налога. Из шести групп остаётся четыре. Новыми участниками упрощённой системы станут бывшие плательщики фиксированного сельскохозяйственного налога.
Кроме того, малый и средний бизнес может получить от правительства подарок в виде уменьшения ставки единого налога почти в 2 раза и прекращения проверок сроком на 2 года.
Кстати, согласно официальной информации Государственной фискальной службы, по состоянию на 1 декабря текущего года на упрощённой системе налогообложения находятся почти 1,3 млн юридических и физических лиц - предпринимателей, которые за январь-ноябрь 2014 года заплатили в бюджет свыше 7 млрд. грн. единого налога.
Другие налоги
Действие военного сбора продлевается еще на год.
В четыре раза увеличивается сбор на обязательное пенсионное страхование при покупке валюты - до 2%, правда, только для физлиц. Юридические лица от этого налога освобождаются.
Аграриям отменяют единый сельхозналог. Но в аграрной части изменения не радикальные: ФСН заменит налог с гектара земли с учетом ее географических и качественных характеристик.
Отметим, что 25 декабря Верховная Рада приняла за основу данный законопроект с учетом предложений профильного Комитета об изъятии наиболее противоречивых норм. Также принято решение изъять нормы по легализации доходов граждан (подачи нулевой декларации, введение контроля расхода-дохода граждан и обязанность продавцов товаров и услуг информировать фискальную службу о крупных покупках). Предложено также отказаться от идеи 5-процентного налогообложения наследства (первая линия родства) при сумме свыше 1 млн грн.
Любовь Игнатова . адвокат
Оксана Тропец . старший юрист
Екатерина Щукина . юрист

Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!