Льгота фсс 2 9
9.2.2. фонд социального страхования рф
В России система социального страхования начала развиваться еще с конца XIX в. Первые проекты государственного социального страхования относятся к 80-м гг. XIX в. Революционные события 1905 г. ускорили решение вопросов, связанных с введением обязательного социального страхования.
В 1912 г. III Государственная Дума приняла пакет страховых законов: «Об утверждении присутствий по делам страхования рабочих», «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве», «Об утверждении Совета по делам страхования рабочих» и др. Общее руководство социальным страхованием в России осуществлял Совет по делам страхования рабочих при Министерстве торговли и промышленности.
После Октябрьской революции 30 октября 1917 г. была объявлена программа страхования Советского правительства и издан ряд декретов. В частности, в 1918 г. было принято положение о социальном обеспечении трудящихся. Оно гарантировало обеспечение всех наемных работников, независимо от характера труда, пособиями при временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью и родами, увечьем. Однако реальное возрождение социального страхования в России началось в 1921 г. в связи с новой экономической политикой. В 1921—1923 гг. постановлениями Совнаркома были определены взносы работодателей различных форм собственности по отдельным видам социального страхования. Устанавливались взносы на временную нетрудоспособность, инвалидность, вдовство, сиротство, безработицу, лечебную помощь. Размер страхового взноса зависел от опасности и вредности производства. Для государственных предприятий взнос был меньше, он составлял на все виды социального страхования 12\% фонда оплаты труда.
После окончания нэпа сохранились лишь отдельные виды медицинского страхования. Однако в целом в 30-е гг. был осуществлен переход к государственной системе социального обеспечения. В 1933 г. социальное страхование было передано в ведение профсоюзов, а страховые кассы были ликвидированы. Бюджет государственного социального страхования был консолидирован в государственный бюджет.
Таким образом, в плановой системе социальное страхование существовало в качестве подчиненного элемента государственной системы социального обеспечения, зависимого от общего состояния бюджета страны. Управление системой социального обеспечения и страхования было сложным и бюрократизированным.
При такой системе рост дефицита бюджета неизбежно сказывался на развитии системы социального страхования. Это и произошло в 1991 г. когда дефицит бюджета достиг 20\%. Старая система социального страхования уже не могла существовать.
Первой попыткой реорганизации старой системы социального страхования можно считать Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15 августа 1990 г. «О совершенствовании порядка финансирования расходов на социальное страхование и социальное обеспечение». В соответствии с этим документом с 1 января 1991 г. образовывался Фонд социального страхования СССР. Он передавался в ведение ВЦСПС, и одновременно упразднялся централизованный союзный фонд социального страхования колхозников. Однако эта мера практически не привела к перестройке содержания и функционирования социального страхования. Единственным положительным моментом являлось то, что с образованием данного фонда его средства уже не включались в состав государственного бюджета. Это позволило избавиться от остаточного принципа распределения средств на эти цели. Одновременно и государственный бюджет был освобожден от прежней дотации на эти нужды, хотя финансовый механизм Фонда еще не был в достаточной мере отработан.
1 января 1991 г. был создан Фонд социального страхования РСФСР, который находился в ведении Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) и который в течение некоторого времени действовал одновременно с союзным. С распадом СССР союзный Фонд социального страхования прекратил свое существование и остался только Фонд социального страхования РФ.
Согласно постановлению Совета Министров РСФСР и ФНПР от 25 декабря 1990 г. № 600 Фонд социального страхования РФ получил свой отдельный страховой тариф в размере 5,4\% к начисленной оплате труда. Позднее фонду было предоставлено право применения финансовых санкций, которыми пользовался Пенсионный фонд. Постепенно Фонд укреплял свое организационное и финансовое положение. Были утверждены временное положение о Фонде и инструкция о порядке уплаты страховых взносов и расходовании средств. На местах были созданы региональные фонды.
В соответствии с Указом Президента РФ от 26 июня 1992 г. № 722 управление государственным социальным страхованием возлагалось на Правительство РФ, поэтому и Фонд социального страхования из ведения профсоюзов был передан государству. Профсоюзы могли лишь принимать участие в управлении этого фонда. 12 февраля 1994 г. постановлением Правительства РФ № 101 было утверждено Положение о Фонде социального страхования РФ, в соответствии с которым его деятельность регламентируется и сегодня.
Сейчас Фонд социального страхования РФ (ФСС) является вторым по объему аккумулируемых средств государственным внебюджетным фондом. В 2001 г. бюджет ФСС составил 86,324 млрд руб.
Управление Фондом социального страхования осуществляется Правительством РФ при участии общеРоссийских объединений профсоюзов. Председатель Фонда социального страхования и его заместители назначаются Правительством РФ. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Они не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.
Для обеспечения деятельности ФСС создан центральный аппарат, а в региональных отделениях — аппараты органов ФСС. При ФСС образуется правление, при региональных — координационные советы. Руководство деятельностью ФСС осуществляется его Председателем, возглавляющим центральный аппарат Фонда. Отделением руководит управляющий. Фонд и его региональные отделения являются юридическими лицами.
В соответствии с Положением о ФСС основными задачами ФСС являются:
1) обеспечение гарантированных государством пособий
2) участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования
3) осуществление мер для обеспечения финансовой устойчивости Фонда, в том числе создание резерва:
4) разработка совместно с Министерством труда и социального развития РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование
5) организация разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования.
Средства ФСС образуются за счет:
1) страховых взносов предприятий, учреждений, а также иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности
2) доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств, предусмотренных бюджетом фонда на соответствующий год
3) добровольных взносов физических и юридических лиц
4) ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации, а также на другие цели
5) прочих доходов (не принятые к зачету расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания недоимки по обязательным платежам и т.п.).
Основную долю доходов ФСС составляют страховые взносы — 92\% от общей суммы доходов. До 2001 г. размер страховых взносов составлял 5,4\% от фонда оплаты труда. С введением с 1 января 2001 г. единого социального налога ставка отчислений в ФСС была снижена до 4\%. Причем эта ставка является регрессивной. Сегодня по ставке 4\% производят отчисления в ФСС организации, предприятия. Организации, занятые производством сельскохозяйственной продукции родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования фермерские хозяйства отчисляют в ФСС 2,9\% от фонда оплаты труда. Эта ставка также является регрессивной.
От уплаты взносов в ФСС освобождены:
1) Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ, Федеральная служба охраны РФ, Служба внешней разведки РФ, Федеральная пограничная служба РФ и другие федеральные органы исполнительной власти, в составе которых проходят службу военнослужащие, Федеральная служба налоговой полиции РФ, Министерство юстиции РФ, Государственная фельдъегерская служба РФ, Государственный таможенный комитет РФ, военные суды, Судебный департамент при Верховном Суде РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ
2) общественные организации инвалидов, предприятия, находящиеся в собственности этих организаций, а также предприятия и организации, созданные для осуществления их уставных целей.
Все выплаты из ФСС можно условно разделить на три группы: 1) выплаты по временной нетрудоспособности 2) санаторно-курортное лечение 3) социальная помощь семьям, имеющим детей.
Если говорить подробнее, то средства ФСС направляются на:
1) выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности, родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет
2) оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет
3) санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, в том числе расходы на лечебное питание
4) частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработная плата работников, культурно-массовое обслуживание)
5) частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории РФ, для детей работающих граждан
6) частичное содержание детско-юношеских спортивных школ
7) оплату проезда к месту лечения и обратно
8) создание резерва для обеспечения устойчивости фонда на всех уровнях
9) обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления фонда
10) проведение НИР по вопросам социального страхования и охраны труда
11) осуществление иных задач в соответствии с задачами фонда.
Средства фонда могут использоваться только на целевое финансирование указанных мероприятий. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.
Примерно 75\% взносов на социальное страхование остается в распоряжении страхователя. По истечении финансового года, если у страхователя остаются неиспользованными средства, он обязан их перечислить в федеральный и региональный уровни. В то же время в случае превышения фактических расходов над суммой начисленных страховых взносов страхователь не имеет права приостанавливать выплату пособий. Недостаток средств ему возмещается за счет исполнительного органа фонда.
Что касается санаторно-курортного обслуживания, то ежегодно исполнительный орган утверждает страхователю лимит средств, которые он может использовать на приобретение путевок.
Средства государственного социального страхования относятся на себестоимость продукции, работ и услуг.
О формировании и использовании средств ФСС можно судить по схеме 2.
Схема 2. Финансовые потоки ФСС РФ
Из этой схемы видно, что основная часть средств социального страхования поступает работникам непосредственно от работодателей, а меньшая (примерно 22\%) перечисляется в Фонд социального страхования для перераспределения между отдельными предприятиями, учреждениями, организациями. Из схемы также видно, что часть поступлений в ФСС осуществляется из федерального бюджета. Это компенсационные выплаты по расходам на выплату пособий, санаторно-курортное лечение и оздоровление, компенсации гражданам, пострадавшим от радиации, и т.п. Часть средств ФСС направляется в Пенсионный фонд для компенсаций семьям военнослужащих и иных компенсационных выплат.
В целом выделение в 90-е гг. в России в качестве самостоятельного Фонда социального страхования позволило решить целый ряд проблем. Это дало возможность обеспечить строго целевое использование средств, не только сохранить, но и повысить уровень обеспеченности застрахованных отдельными пособиями. Были увеличены сроки выплаты пособий по беременности и родам, по уходу за ребенком, сняты ограничения при выплате пособий по временной нетрудоспособности работающим инвалидам.
В то же время существующая в России система социального страхования далека от совершенства. Ее главным недостатком считается отсутствие системы дифференциации страховых взносов, что не позволяет задействовать механизм экономической заинтересованности работодателя в снижении страховых рисков и связанных с ними выплат. Министерство экономического развития и торговли РФ предлагает сегодня более широко использовать такие рыночные механизмы, как система бонусов (скидок к тарифу) и малусов (надбавок) для страхователей в зависимости от уровня производственного травматизма и профзаболеваемости на каждом конкретном предприятии. Согласно этой точке зрения, необходимо, чтобы те предприятия, которые не обеспечивают хороших условий труда, низкого травматизма и низкой заболеваемости, платили больше. А те предприятия, которые, наоборот, обеспечивают более благоприятные условия, платили меньше. Речь идет о том, чтобы максимально привязать социальные страховые выплаты, страховой тариф к реальной ситуации на конкретном предприятии. В рамках действующей системы Фонда социального страхования РФ такой привязки добиться сегодня очень сложно, поэтому предлагается перейти к смешанной системе социального страхования и более активно привлекать в систему социального страхования негосударственных страховщиков (акционерных страховых компаний).
Сегодня высказывается и такое предложение, чтобы Фонд социального страхования был лишь фондом социального обеспечения, т.е. обеспечивал по минимуму выплату каких-либо социальных выплат, помогал наименее обеспеченным людям в случае беды. Страхованием, которое предполагает решение многих технических вопросов, должны заниматься профессиональные страховщики, которые дойдут до каждого предприятия, посчитают конкретный риск, возьмут конкретные суммы страховых взносов на этот риск. При этом должны быть более широко использованы актуарные расчеты при определении тарифов страховых взносов.
Содержание
Читать: Аннотация
Читать: Предисловие
Читать: Глава i. сущность и функции финансов
Читать: 1.1. финансы как экономическая категория
Читать: 1.2. функции финансов
Читать: 1.3. финансовая политика государства и финансовый механизм
Читать: Глава ii. государственные и муниципальные финансы как элемент финансово-кредитной системы
Читать: 2.1. финансово-кредитная система, ее звенья и принципы формирования
Читать: 2.2. сущность и функции государственных финансов
Читать: 2.3. государственная финансовая система и ее звенья
Читать: Глава iii. бюджетное устройство и бюджетная система
Читать: 3.1. бюджетное устройство и его типы
Читать: 3.2. бюджетный федерализм
Читать: 3.3. основы межбюджетных отношений в рф
Читать: Глава iv. бюджетный процесс
Читать: 4.1. участники бюджетного процесса
Читать: 4.2. составление проектов бюджетов
Читать: 4.3. рассмотрение и утверждение федерального бюджета
Читать: 4.4. исполнение бюджета
Читать: Глава v. государственный бюджет и его доходы
Читать: 5.1. бюджет и бюджетная классификация
Читать: 5.2. доходы федерального бюджета, региональных и местных бюджетов
Читать: Глава vi. система налогов в рф
Читать: 6.1. налоги, их природа, сущность и функции
Читать: 6.2. становление и развитие налоговой системы в рф
Читать: 6.3. роль налогов в формировании бюджетов
Читать: 6.3.1. налог на добавленную стоимость
Читать: 6.3.2. акцизы
Читать: 6.3.3. налог с продаж
Читать: 6.3.4. таможенные пошлины
Читать: 6.3.5. налог на прибыль
Читать: 6.3.6. подоходный налог
Читать: 6.3.7. налог на имущество
Читать: 6.3.8. ресурсные налоги
Читать: 6.4. бюджетно-налоговое планирование и регулирование
Читать: Глава vii. расходы бюджета
Читать: 7.1. экономическое содержание расходов государственного бюджета
Читать: 7.2. расходы региональных и местных бюджетов
Читать: 7.3. основные принципы и методы бюджетного финансирования
Читать: 7.4. формы предоставления бюджетных средств
Читать: Глава viii. дефицит государственного бюджета и государственный долг
Читать: 8.1. дефицит бюджета и оценка его уровня
Читать: 8.2. способы финансирования дефицита бюджета
Читать: 8.3. содержание и формы государственного кредита
Читать: 8.4. государственный и муниципальный долг
Читать: 8.4.1. сущность государственного долга
Читать: 8.4.2. государственный внутренний долг
Читать: 8.4.3. государственный внешний долг
Читать: 8.4.4. основные направления сокращения долговой зависимости
Читать: Глава ix. внебюджетные фонды государства
Читать: 9.1. социально-экономическая сущность внебюджетных фондов
Читать: 9.2. государственные социальные внебюджетные фонды
Читать: 9.2.1. пенсионный фонд рф
Читать: 9.2.2. фонд социального страхования рф
Читать: 9.2.3. фонд обязательного медицинского страхования рф
Читать: 9.3. специальные внебюджетные фонды
Читать: Глава x. контроль за использованием бюджетных средств
Читать: 10.1. содержание, формы и органы бюджетного контроля
Читать: 10.2. федеральное казначейство и его функции
Читать: 10.3. демократизация бюджетного процесса: первый опыт
Читать: список рекомендуемой литературы
Как работодали могут воспользоваться всеми положенными льготами в 2013 году
Льготы по страховым взносам. Как воспользоваться льготами при совмещении режимов УСН и ЕНВД? Как воспользоваться пониженными тарифами в отношении работников-инвалидов применяя «льготный» УСН? Как начислять страховые взносы на иностранцев, можно ли воспользоваться правом на пониженный тариф?
Организации и индивидуальные предприниматели часто сталкиваются с ситуацией, когда по закону они имеют полное право на различные льготы, а вот как правильно их применить, не нарушив при этом закон, они не знают.
В данном материале мы рассмотрим разные ситуации, с которыми сталкивается работодатель, решив воспользоваться своим правом на пониженные тарифы по страховым взносам:
1.Упрощенная система налогообложения с «льготным» видом деятельности и работники-инвалиды. Каким тарифом воспользоваться?
Довольно часто возникающий вопрос. На применение пониженных тарифов работодатель имеет полное право и в том, и в другом случае, но ставка тарифов разная. (см. таблицу)
Таблица сравнения страховых тарифов
Крым как сплошная зона
С 1 января экономика полуострова начнет функционировать в особом режиме. Однако предпосылок к тому, чтобы вводимая на территории Крыма свободная экономическая зона стала мощным стимулом развития бизнеса, пока не видно.
Президент России Владимир Путин подписал закон "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя". Напомним, что документ был принят Российской Госдумой 21 ноября и одобрен Советом федерации 26 ноября. После визирования президентом закон об экономической зоне в Крыму вступит в силу с 1 января 2015 года.
Зона и ее особенности
Согласно опубликованному документу. свободная экономическая зона на Крымском полуострове создается на 25 лет. При этом срок ее существования может быть как продлен федеральным законом, так и прекращен досрочно – если это "вызвано необходимостью защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей, обеспечения обороны страны и безопасности государства".
Закон выделяет в качестве приоритетов "привлечение инвестиций в развитие действующих и создание новых производств, развитие транспортной и иных инфраструктур, туризма, сельского хозяйства и санаторно-курортной сферы, а также повышения уровня и качества жизни граждан".
При этом оговорено, что на льготный режим не могут претендовать проекты в сфере пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых, разработки месторождений континентального шельфа. Российское правительство имеет полномочия определить дополнительные виды деятельности, осуществление которых в рамках СЭЗ не допускается.
Предприятия, претендующие на льготный режим, обязаны в рамках своих инвестиционных проектов вложить в первые три года деятельности не менее 3 млн рублей – для субъектов малого и среднего предпринимательства, и не менее 30 млн рублей – для прочего бизнеса. При этом бизнес-структура должна быть зарегистрирована на территории Крыма или Севастополя.
Органами управления свободной экономической зоной определены уполномоченный правительством федеральный орган исполнительной власти, экспертный совет по вопросам СЭЗ на территории Крыма и экспертный совет на территории Севастополя, а также правительства Крыма и Севастополя. Предполагается, что экспертные советы будут рассматривать и утверждать (либо отклонять) инвестиционные проекты на сумму более 100 млн рублей, а власти Крыма и Севастополя – проекты на меньшую сумму.
Что касается самих льгот, которыми задумано заманивать на полуостров инвесторов, то они следующие. Закон предусматривает установление для участников СЭЗ нулевой ставки налога на прибыль на 10 лет в части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет (это 2% из 20%). Законами Крыма и Севастополя может быть установлена и пониженная ставка налога на прибыль в части, зачисляемой в местные бюджеты, но не выше 13,5%. Сейчас налог на прибыль в России составляет 20%, из которых 2% идет в федеральный бюджет и 18% – в региональный.
Закон также освобождает участников СЭЗ от уплаты налога на имущество организаций на 10 лет и земельного налога на три года. Также устанавливаются пониженные ставки страховых взносов: в Пенсионный фонд – 6%, в Фонд социального страхования (ФСС) – 1,5%, в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) – 0,1%. При общем режиме эти ставки выглядят так: в Пенсионный фонд – 22%, в ФСС – 2,9%, в ФОМС – 5,1%. Однако данная льгота будет применяться только для тех участников, кто зарегистрировался в свободной зоне в первые три года.
Крупные инвесторы также смогут пользоваться дополнительными налоговыми льготами и режимом свободной таможенной зоны. В частности, речь идет о беспошлинном ввозе в Крым импортных товаров, а также комплектующих и оборудования, необходимых для реализации проектов.
Разрешения на строительство объектов, необходимых для реализации инвестиционных проектов, и на ввод их в эксплуатацию будут выдаваться правительствами Крыма и Севастополя. Земельные участки, необходимые для реализации проектов, будут выделяться в аренду без торгов, на срок действия инвестиционного договора.
Стоит ли овчинка выделки?
Комментируя новый закон, Российские наблюдатели в целом одобрительно отозвались о нововведениях. По их мнению, режим свободной экономической зоны позволит привлечь в Крым Российский бизнес, который ныне идет на эту территорию не особо охотно, и даже зарубежные компании. Рост бизнес-активности на полуострове, в конце концов, должен будет вывести территорию из разряда вечно дотационных и избавить федеральный бюджет от дополнительной нагрузки.
"Свободные экономические зоны существенно расширяют возможности привлечения инвестиций. Для Крыма это очень актуально, поскольку в последние годы в инфраструктуру полуострова практически не вкладывались средства. Поэтому решение о создании в Крыму свободной экономической зоны – это оптимальный вариант диверсификации экономики, привлечения инвесторов, улучшения инвестиционного климата на полуострове. Это решение будет способствовать скорейшему выходу Крыма на достойный экономический уровень, его интеграции с другими регионами России", – рассуждает профессор кафедры политических наук Кемеровского государственного университета Александр Коновалов (цитируется по сайту "Доверенные лица").
Другие находят в документе отдельные недочеты, но в целом также оптимистичны. "Возможно, какие-то Российские фирмы захотят переместить свой бизнес в Крым, кто-то – расширить, – полагает руководитель комитета по экономике московского отделения организации малого и среднего бизнеса "Опора России" Алексей Каневский. – В любом случае, предприниматели будут первое время наблюдать, как реально работает новый закон. Как мы знаем, реалии не всегда совпадают с ожиданиями бизнесменов". Эксперт также обращает внимание на необходимость принятия дополнительных нормативно-правовых актов, в комплекте с которыми закон о свободной зоне может заработать в полной мере.
В свою очередь крымский экономист Андрей Клименко, в свое время стоявший у истоков первой в Украине свободной зоны "Сиваш", считает идею мертворожденной. Как отмечает эксперт, на сегодня в России нет ни одного примера успешной СЭЗ. "Даже в Калининграде, который, казалось бы, исключительно удачно расположен – инфраструктура, море, западная Европа рядом – СЭЗ "Янтарь" не удалась, – напоминает он. – И в Украине, кстати говоря, после достаточно успешного опыта зоны "Сиваш" в середине 90-х, территории приоритетного развития в Крыму не сработали так, как ожидалось". В то, что новый проект станет счастливым исключением, экономист не верит.
Главной причиной предрекаемого провала проекта крымской СЭЗ эксперт называет традиционную постсоветскую коррупцию. "Дело в том, что упрощение процедур и снижение налогообложения, что является главным смыслом функционирования экономических зон, разбивается о коррупцию, – поясняет Клименко. – Заканчивается это все следующим: бизнесмен, который хочет работать в условиях льготного режима, приносит бизнес-план. В бизнес-плане есть цифра, сколько он экономит за счет снижения налогообложения, таможенных и других платежей. И к чему сводится разговор с чиновником? Чиновник смотрит на сумму экономии и предлагает поделиться. Т.е. возникает вопрос, сколько стоит не платить".
Второй принципиальный момент в том, что льготные режимы создаются, прежде всего, для привлечения иностранных инвестиций. Однако в ситуации с Крымом, аннексия которого не признана мировым сообществом (за исключением нескольких стран, типа Сирии или Никарагуа, которые уж никак нельзя отнести к странам-инвесторам), уважающий себя бизнес не пойдет работать в "серую зону". Ведь не работают сегодня международные компании, скажем, на непризнанном миром Северном Кипре. Более того, даже сугубо для Российского бизнеса Крым не является привлекательным регионом. Крупнейшие Российские компании, начиная от мобильных операторов и заканчивая самим "Газпромом", публично заявляли о неготовности или нежелании вести бизнес на полуострове. В данном случае опасение потерь от международных санкций может перевесить на чаше весов потенциальную экономию от льгот.
Ну и более мелкие детали: отсутствие международного транспортного сообщения с Крымом и развитого банковского сектора для финансового сопровождения проектов тоже станут преградами на пути вожделенных инвестиций. Ведь даже крупные Российские банки на сегодня не представлены в Крыму, не говоря уже о международных.
Как вариант, остается надежда на стимулирование внутреннего крымского производства. Однако для находящегося в стагнации крымского бизнеса, тем более мелкого и среднего, порог инвестиций является слишком высоким. Хотя, эксперты не исключают локального успеха компаний, приближенных к нынешним власть предержащим в Крыму. Именно для них введенные льготы могут стать дополнительной возможностью заработать. Однако говорить о системном развитии бизнеса на полуострове пока что не приходится.
Расчет страховых взносов в ПФР, ФСС, ФОМС с заработка инвалидов 2 и 3 группы
В организацию были приняты инвалиды 2 и 3 группы. Как рассчитываются по ним страховые взносы в ПФР, ФСС, ФОМС РФ? Подлежит ли информация об инвалидах отражению в форме-4 ФСС?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
С 1 января 2015 года отменены пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы. К выплатам и вознаграждениям, начисленным в пользу инвалидов, применяются общие тарифы страховых взносов — 30%.
Для организаций и ИП, оплачивающих труд работников, являющихся инвалидами I, II и III группы, страховые взносы от НС и ПЗ уплачиваются в размере 60% размера страховых тарифов, установленных ст. 1 Федерального закона N 179-ФЗ.
Отметим, что законодательные акты РФ не обязывают работника сообщать работодателю о факте своей инвалидности и предоставлять подтверждающие этот факт документы. Если о своей инвалидности сотрудник не сообщал, то при расчете взносов на НС и ПЗ применяется общий тариф без 60% «скидки».
Информация о сотрудниках-инвалидах подлежит отражению в форме-4 ФСС.
Обоснование вывода:
1. Страховые взносы в ПФ, ФСС, ФОМС РФ
Порядок исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование регулируется Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее — Закон N 212-ФЗ).
Согласно части 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п. 2 части 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ).
Таким образом, вознаграждение, выплачиваемое физическому лицу, в том числе инвалиду, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, в рамках трудового договора является объектом обложения страховыми взносами.
Тарифы страховых взносов установлены ч. 2 ст. 12 Закона N 212-ФЗ. Однако в период 2012-2017 годов при выборе тарифов нужно руководствоваться ст. 58.2 Закона N 212-ФЗ, из которой следует, что, если иное не предусмотрено Законом N 212-ФЗ (пониженные тарифы — ст. 58 и ст. 58.1 Закона N 212-ФЗ), страховые взносы в 2015-2017 годах уплачиваются по тарифам, установленным ч. 1.1 ст. 58.2 Закона N 212-ФЗ, а именно:
1) Пенсионный фонд Российской Федерации:
— 22,0% в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование
— 10,0% свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование
2) Фонд социального страхования Российской Федерации — 2,9% в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 5,1%.
Статьей 58 Закона N 212-ФЗ на переходный период 2011-2027 годов установлены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов.
Здесь обращаем Ваше внимание, что в данной статье перечислены все категории плательщиков страховых взносов, имеющих право на льготу в настоящее время или имевшие ее ранее (например только в 2011 году). То есть наличие того или иного страхователя в списке плательщиков страховых взносов, установленном данной статьей, еще не означает право указанного страхователя на применение льгот в течение всего периода 2011-2027 годов. Упоминание страхователя в ст. 58 Закона N 212-ФЗ говорит только о том, что этот страхователь имел или имеет право на применение пониженного тарифа либо в течение всего указанного периода (с 2011 года по 2027 год), либо в течение некоторого времени, приходящегося на этот период (например в течение 2012-2013 годов).
В частности, в п. 3 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ предусмотрены льготы для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, — в отношении указанных выплат и вознаграждений.
Для данных категорий страхователей пониженные тарифы страховых взносов установлены ч. 2 ст. 58 Закона N 212-ФЗ. Тарифы, определенные данной нормой, действовали только в течение 2012-2014 годов (что следует из прямого прочтения рассматриваемой нормы).
Право на применение пониженных тарифов страховых взносов категориями страхователей, поименованных в п. 3 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, в 2015 и последующих годах на сегодняшний день действующим законодательством не предусмотрено.
Таким образом, в 2015 году в отношении выплат и вознаграждений, начисленных в пользу инвалидов, применяются общие тарифы страховых взносов, совокупный размер которых составляет 30% (ч. 1.1 ст. 58.2 Закона N 212-ФЗ).
Страховые взносы от НС и ПЗ
Пунктом 1 ст. 2 Федерального закона от 22.12.2005 N 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год» (далее — Федеральный закон N 179-ФЗ) для организаций любых организационно-правовых форм, оплачивающих труд работников, являющихся инвалидами I, II и III группы, установлено, что страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее — взносы от НС и ПЗ) уплачиваются в размере 60% размера страховых тарифов, установленных ст. 1 Федерального закона N 179-ФЗ.
В силу ст. 1 Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 401-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (далее — Закон N 401-ФЗ) в 2015 году применяются тот же порядок и те же тарифы страховых взносов, которые были установлены Федеральным законом N 179-ФЗ.
Кроме того, в 2015 году указанный порядок применения тарифов взносов на НС и ПЗ (60% от размера страхового тарифа) распространяется не только на организации (юридические лица), но также и на ИП, производящие выплаты и вознаграждения инвалидам I, II или III группы (ст. 2 Закона N 401-ФЗ).
В отношении возможности применения пониженных тарифов к выплатам в пользу инвалидов плательщиками страховых взносов, исчисляемых на основании Закона N 212-ФЗ, уполномоченные органы поясняли, что право на применение пониженных тарифов возникает с 1-го числа месяца, в котором работником получена инвалидность, и утрачивается с 1-го числа месяца, в котором работник в результате освидетельствования (переосвидетельствования) теряет право на получение инвалидности. Смотрите п. 4 Информационного сообщения ФСС РФ от 03.02.2011, письмо Минздравсоцразвития России от 22.06.2010 N 1977-19, письма ФСС РФ от 17.11.2011 N 14-03-11/08-13985, от 01.12.2010 N 02-03-10/08-12891. Полагаем, что указанная логика применима и к взносам от НС и ПЗ.
Основанием для применения пониженного тарифа взносов от НС и ПЗ в отношении выплат и вознаграждений, которые выплачиваются инвалидам I, II и III группы, на наш взгляд, может являться справка, выдаваемая по результатам проведенной медико-социальной экспертизы.
В справке указывается группа инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности либо указываются группа инвалидности без ограничения способности к трудовой деятельности, а также индивидуальная программа реабилитации (п. 36 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства от 20.02.2006 N 95).
Форма справки, подтверждающей факт установления инвалидности, утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 24.11.2010 N 1031н.
При этом следует отметить, что ни ТК РФ, ни Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не обязывают работника сообщать работодателю о факте своей инвалидности и предоставлять подтверждающие этот факт документы.
Форма 4-ФСС
Информация о сотрудниках-инвалидах подлежит отражению в форме-4 ФСС (форма и порядок ее заполнения (далее — Порядок заполнения формы 4-ФСС) утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19.03.2013 N 107н). А именно:
— сведения о среднесписочной численности работающих инвалидов подлежат отражению на титульном листе формы 4-ФСС
— сведения о сумме выплат и иных вознаграждений физическим лицам, являющимся инвалидами I, II, III группы, указываются в строке 5 таблицы 3 «Расчет базы для начисления страховых взносов» формы 4-ФСС
— сведения о сумме выплат и иных вознаграждений физическим лицам, являющимся инвалидами I, II, III группы, также подлежат отражению в графе 4 таблицы 6 формы 4-ФСС.
Кроме того, форма-4 ФСС содержит таблицу 3.1 «Сведения, необходимые для применения пониженного тарифа страховых взносов плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 3 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ». Данная таблица заполняется плательщиками, применяющими пониженный тариф страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, являющихся инвалидами I, II или III группы, в случае, если указанный тариф ниже основного тарифа, установленного для данных плательщиков (п. 11 Порядка заполнения формы 4-ФСС).
Так как с 1 января 2015 года к выплатам и вознаграждениям, начисленным в пользу инвалидов, применяются общие тарифы страховых взносов, данная таблица, начиная с отчетности за I квартал 2015 года, страхователями, которые производят выплаты инвалидам, заполняться не должна.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина
Что токое НС и ПЗ?
НС- несчастные случаи на производстве, ПЗ - профессиональные заболевания. Это относится к фонду социального страхования. Страховой тариф устанавливается по коду вашего вида деятельности (минимум 0,2%) и начисляется в процентах от фонда заработной платы. Оплачивается ежемесячно до 15-го числа, отчет подается ежеквартально.
ЮЛИЯ Мастер (1362) 6 лет назад
STELLA права, перечисляется в Фонд соц. страхования до 15 числа месяца, следующего за отчетным, % устанвливается местным отделением Фонда соц. страхования, база для расчета = базе по ЕСН и ОПФ, т. е. фактически начисленная зар. плата.
Мила Просветленный (29950) 6 лет назад
STELLA не права в сроке уплаты страховых взносов.
Согласно п. 6 "Правил. ",утвержденных Правительством РФ от 02.03.2000 №184, срок исключительно определен днем получения (перечисления) в банках средств на выплату з/платы за истекший м-ц. За просрочку начисляются пени.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РоссиЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 2 марта 2000 г. 184
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ НАЧИСЛЕНИЯ, УЧЕТА И РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
6. Суммы страховых взносов перечисляются страхователями, нанимающими работников по трудовому договору (контракту). ежемесячно в срок, установленный для получения (перечисления) в банках или иных кредитных организациях средств на выплату заработной платы за истекший месяц, а страхователями, обязанными уплачивать страховые взносы на основании гражданско-правовых договоров, - в срок, установленный страховщиком.
НОВОЕ в проведении документальных выездных проверок Фондом социального страхования
Методические указания о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принятия мер по их результатам, утв. постановлением Фонда социального страхования РФ от 7 апреля 2008 г. N 82
Проверки Фонда социального страхования по обязательному социальному страхованию и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
В июне 2008 г. вступили в силу сразу два новых документа, выпущенных ФСС РФ. Отметим, что оба зарегистрированы в Минюсте, а значит, обязательны для исполнения. Речь идет о постановлениях N 81 и N 82, датированных 7 апреля 2008 года. Первым постановлением утверждены методические указания о порядке назначения, проведения выездных проверок по обязательному социальному страхованию (далее - Указания N 81), вторым - аналогичная методичка по выездным проверкам средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (НС и ПЗ) (далее - Указания N 82).
Новые пособия предназначены прежде всего специалистам Фонда на местах, которые должны руководствоваться ими при отборе кандидатов на выездную проверку, при ее проведении и оформлении результатов. Однако некоторые положения методичек будут интересны и главному бухгалтеру, и бухгалтеру-расчетчику.
Нормы обновленных методических указаний во многом сходны. И это понятно, ведь в большинстве случаев специалисты Фонда проводят проверку по средствам социального страхования и страхования от НС и ПЗ одновременно.
Виды проверок
Так же как и раньше, выездные проверки делятся на плановые, внеплановые и повторные. Определение повторной проверки введено в методички впервые. Повторной признается проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же основаниям и за тот же период.
Напомним, что проверяющие, придя в организацию, обязаны предъявить решение руководителя отделения Фонда о проведении проверки и служебные удостоверения.
Критерии отбора предприятий для включения в план проверок практически не изменились. В пункте 2 Указаний N 81, в частности, поименованы:
- значительные суммы расходов по обязательному социальному страхованию
- систематически получаемые от отделения Фонда существенные суммы, выделенные на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию
- рекомендации (выводы) по результатам проведенной камеральной проверки представленной организацией отчетности.
Проверка расчетов с бюджетом по взносам от НС и ПЗ грозит организации в следующих случаях (п. 2 Указаний N 82):
- наличие задолженности по уплате страховых взносов и других обязательных платежей в Фонд
- значительные суммы расходов по обязательному социальному страхованию от НС и ПЗ в проверяемом периоде
- резкое изменение сумм выплат, начисленных в пользу работников, при стабильной численности
- рекомендации по результатам камеральной проверки
- нерегулярность представления страхователем расчетной ведомости по средствам ФСС РФ.
В новых методичках среди критериев не поименовано такое основание, как периодичность проведения проверок - не реже одного раза в 3 года. Таким образом, организация, не соответствующая перечисленным выше критериям, скорее всего, не попадет в план выездных проверок даже в том случае, если с момента последней проверки прошло более 3 лет. И это, безусловно, положительное нововведение.
Ранее действовавшие правила позволяли повторно проверить предприятие только в двух случаях:
- при реорганизации или ликвидации предприятия или его обособленного подразделения)
- в порядке контроля отделения Фонда за деятельностью своего филиала, проводившего проверку.
Теперь введено еще одно основание для повторной ревизии - это представление предприятием уточненной расчетной ведомости, в которой данные о суммах расходов (выплат) указаны в меньшем (или большем) размере, чем в ранее сданной форме отчетности. Поэтому лишних встреч с контролерами можно избежать только в случае представления безупречно составленных форм отчетности.

Так же как и раньше, в рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении. Если поводом для включения предприятия в план выездных проверок стали выявленные при камеральной проверке ошибки и противоречия в расчетных ведомостях, то контролеры проверят не только 3 предшествующих календарных года, но и законченный отчетный период года, в котором проведена камеральная проверка.
Сроки проведения проверок и представления документов
Новые правила изменили сроки проведения выездных проверок. Напомним, что в соответствии с ранее действовавшим порядком срок проверки не должен был превышать двух месяцев. Теперь установлено, что выездная проверка не может продолжаться более месяца, однако это отнюдь не означает, что проверки станут короче. Дело в том, что обе методички позволяют управляющему (заместителю управляющего) отделением Фонда продлить этот срок еще на 1-2 месяца в зависимости от конкретных обстоятельств.
Появилось и еще одно новшество. Проведение проверки может быть приостановлено. Отметим, что ее приостановление и возобновление оформляются соответствующими решениями руководителя (заместителя руководителя) отделения Фонда.
В ранее применявшихся методических указаниях было сказано, что в случае непредставления организацией в ходе проведения проверки запрашиваемых документов проверяющий вправе получить их на основании требования о представлении документов. При этом предприятию отводилось на изготовление и заверение копий затребованных документов 5 дней. Теперь срок для изготовления копий и представления их контролерам продлен до 10 дней. Кроме того, предусмотрено: если организация не имеет возможности представить копии в течение 10 дней, то на следующий день после получения требования о представлении документов она должна в письменной форме уведомить проверяющих об этом, указать причины задержки и дату, когда необходимые документы могут быть переданы контролерам. В этом случае руководитель (заместитель руководителя) отделения Фонда должен в течение 2 рабочих дней со дня получения такого уведомления принять решение о продлении 10-дневного срока или отказать в его продлении.
Что проверит ФСС?
Основная цель выездной проверки - контроль правильности расходования предприятием средств ФСС РФ. Поэтому ревизии подвергнут суммы, списанные бухгалтером в дебет счета 69 Расчеты по социальному страхованию (на уменьшение задолженности по ЕСН и страховым взносам от НС и ПЗ). Иными словами, контролю подлежат обоснованность назначения и размер выплаченных работникам сумм:
- пособий по беременности и родам и по временной нетрудоспособности (в том числе в связи с НС и ПЗ)
- единовременных пособий при рождении ребенка и при постановке на учет в медицинских учреждениях женщин на ранних сроках беременности
- ежемесячных пособий на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет - до 01.01.2007 с 01.01.2007 - ежемесячных пособий по уходу за ребенком
- социальных пособий на погребение либо возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению
- оплаты дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет
- оплаты отпуска (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска) в связи с предоставлением пострадавшему вследствие НС (ПЗ) путевки на санаторно-курортное лечение на срок, включающий весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно
- расходов на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний, на финансирование проведения углубленных медицинских осмотров.
Отметим, что оплата проезда к месту нахождения медицинских и санаторно-курортных учреждений в счет уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний не предусмотрена (п. 72 Указаний N 82).
Контролеры потребуют представить (п. 52 Указаний N 82):
- приказы о приеме на работу
- табели учета использования рабочего времени
- договоры гражданско-правового характера
- расчетные и платежные ведомости
- банковские и кассовые документы (в целях выявления выплат, не относящихся к фонду оплаты труда: материальная помощь премии, не связанные с выполнением трудовых обязанностей другие единовременные поощрения, включая стоимость подарков средства на возмещение расходов работников по оплате жилья надбавки к пенсиям работающим на предприятии из средств работодателя расходы по оплате учреждениям здравоохранения услуг, оказываемых работникам за счет предприятия оплата путевок работникам и членам их семей на экскурсии, путешествия за счет средств работодателя и др.)
- акты о несчастных случаях на производстве по форме Н-1 и акты о профессиональных заболеваниях
- иные документы (см. например, п. 64, 71, 74, 79, 95, 105, 106, 113 Указаний N 81).
Напомним, что при квалификации отделением (филиалом отделения) Фонда несчастного случая как нестрахового выплата пособия по временной нетрудоспособности не засчитывается в счет уплаты начисленных страховых взносов по обязательному социальному страхованию от НС и ПЗ, а рассматривается как произведенная за счет средств обязательного социального страхования.
Контролеры непременно проверят, соответствует ли установленный организации класс профессионального риска основному виду экономической деятельности.
У многих предприятий наибольший удельный вес среди расходов, возмещаемых за счет средств ФСС, приходится на пособия по временной нетрудоспособности, поэтому их проверке мы и уделим особое внимание.
Расходы на оплату листков нетрудоспособности
Пункт 60 Указаний N 81 предписывает контролерам начать ревизию таких затрат с формального изучения представленных организацией листков нетрудоспособности: листок нетрудоспособности, как финансовый документ, должен иметь разборчивые записи медицинских работников, четкие печати, название или штампы медицинской организации, а при выдаче листка нетрудоспособности врачом, занимающимся частной медицинской практикой, - его фамилию и номер лицензии на право осуществления экспертизы временной нетрудоспособности. Имеющиеся исправления или зачеркнутый текст должны быть подтверждены записью исправленному верить , подписью лечащего врача и печатью медицинской организации. Не допускается в листке нетрудоспособности внесение более двух исправлений.
Проверяющим предписано тщательно изучить соответствие заполнения листков нетрудоспособности требованиям Приказа Минздравсоцразвития РФ от 01.08.2007 N 514. В частности, ревизоры должны выявлять следующие нарушения, допущенные в оформлении больничных:
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!