Порядок применения налоговых льгот

Урок 27. Исчисление налогов при применении специальных налоговых режимов
Правовой основой уплаты налога на имущество физических лиц является Закон РФ от 9 декабря 1991 г. «О налогах на имущество физических лиц».
Налогоплательщики . физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Объект налогообложения – находящееся на праве собственности у физических лиц следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.
Льготы. Федеральное законодательство предоставляет широкий перечень льгот. Освобождаются от уплаты налога следующие категории граждан:
- Герои СССР и РФ, награжденные орденом славы трех степеней
- инвалиды 1-й и 2-й групп, инвалиды с детства
- участники войн, боевых операций по защите СССР, РФ
- лица, пострадавшие от радиации
- члены семей военнослужащих, потерявших кормильца
- граждане из подразделений особого риска
- уволенные с военной службы (с продолжительностью службы не менее 20 лет)
- пенсионеры РФ и др.
Налоговая база – денежное выражение стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения. Причем при определении налоговой базы за основу берется инвентаризационная стоимость имущества.
Налоговый период – календарный год.
Ставки налога установлены в зависимости от объекта обложения и определяются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
Ставки налога на строения, помещения и сооружения прогрессивные, устанавливаются в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости в следующих пределах:
- при стоимости имущества до 300 тыс. руб. – до 0,1%
- от 300 до 500 тыс. руб. – от 0,1 до 0,3%
- свыше 500 тыс. руб. – от 0,3 до 2,0%.
Порядок исчисления . Исчисление налога производится налоговыми органами. Лица, имеющие право на льготы самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.
Налог начисляется по данным об инвентаризационной стоимости имущества на 1 января каждого года. За строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле.
Порядок и сроки уплаты . По новым строениям, помещениям и сооружениям налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением.
За строение, помещение и сооружение, перешедшее по наследству, налог взимается с наследников с момента открытия наследства. При переходе права собственности на имущество, от одного собственника к другому в течение календарного года налог уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником – начиная с месяца, в котором у него возникло право собственности.
Платежные извещения об уплате налога вручаются налогоплательщикам налоговыми органами в сроки, установленные НК.
Уплата производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.
Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три предыдущих года. Пересмотр неправильно произведенного налогообложения допускается также не более чем за три предыдущих года.
Налог зачисляется в местный бюджет по месту нахождения объекта налогообложения.
Урок 25. Контрольная работа
Урок 26. Сущность и содержание специальных налоговых режимов, порядок расчета налогов
Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных законодательством о налогах и сборах. При уплате этих налогов налогоплательщики освобождаются от уплаты некоторых единых федеральных, региональных и местных налогов.
Специальные налоговые режимы (кроме СРП) нацелены на создание более благоприятных экономических и финансовых условий функционирования организаций, относящихся к сфере малого предпринимательства, а также индивидуальных предпринимателей.
В соответствии со статьей 18 НК в данный момент в РФ установлены следующие специальные налоговые режимы:
1) Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)
2) Упрощенная система налогообложения
3) Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
4) Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
С 1 января 2013 года вступает с силу новый специальный режим налогообложения - патентная система налогообложения.
Рассмотрим специальные налоговые режимы в теоретическом и практическом аспектах.
1. Упрощенная система налогообложения.
2. Единый налог на вмененный доход.
3. Единый сельскохозяйственный налог.
Применение упрощенной системы налогообложения предусматривает уплату единого налога вместо :
- для организаций: НПО, НДС, налог на имущество организаций
- для индивидуальных предпринимателей: НДФЛ, НДС, налог на имущество физических лиц.
Остальные налоги и сборы уплачиваются в общем режиме, в т.ч. страховые взносы в соц. фонды.
Налогоплательщики . субъекты малого бизнеса – индивидуальные предприниматели и организации, годовой оборот которых не превышает 60 млн. руб. а число работающих на предприятии – до 100 человек.
Объект налогообложения :
1) доходы
2) доходы, уменьшенные на величину расходов.
Выбор объекта обложения осуществляется самим налогоплательщиком. Субъекты, применяющие УСН могут менять объект обложения ежегодно.
Налоговая база . денежное выражение доходов или денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов
Налоговый период . календарный год. Отчетный период . первый квартал, полугодие, 9 месяцев.
Налоговые ставки :
В случае применения объекта «доходы»: 6%
В случае применения объекта «доходы минус расходы»: от 5 до 15%
В случае отсутствия прибыли налогоплательщик обязан выплатить налог в размере 1% выручки.
Порядок исчисления . процентная доля налоговой базы. Процедура исчисления состоит в следующем. Налогоплательщики по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа. Они исходят из ставки налога и фактически полученных доходов (или доходов минус расходы), рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее уплаченных авансов. Уплаченные авансовые платежи зачисляются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.
Сумма налога, исчисленная за налоговый период уменьшается налогоплательщиком на сумму уплаченных страховых взносов и уплачены работникам пособий по временной нетрудоспособности, но не более чем на 50% от суммы начисленного налога.
Порядок уплаты . Уплачивается не позднее срока, установленного для подачи декларации. Налогоплательщики-организации должны представить эти декларации до 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Также в РФ существует порядок применения УСН индивидуальными предпринимателями на основе патента . Он регламентируется статьей 346.25.1 НК.
Единый налог на вмененный доход регламентируется главой 26.3 НК.
Налогоплательщики – организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального образования, в котором введен единый налог, предпринимательскую деятельность, подлежащую налогообложения ЕНВД. Виды деятельности, подпадающие под налогообложения единым налогом, определены в статье 346.26.2 НК.
ЕНВД предусматривает замену уплаты организациями налога на прибыль, налога на имущество и НДС. ИП - НДФЛ, налога на имущество физических лиц, НДС.
Не имеют право переходить на ЕНВД организации и индивидуальные предприниматели, если численность работников превышает 100 человек.
Объект налогообложения – вмененный доход налогоплательщика.
Вмененный доход – потенциально возможный доход налогоплательщика, рассчитанный с учетом факторов, влияющих на его получение.
Налоговая база – величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
Рассчитывается по формуле: ВД = БД * (N1 + N2 + N3) * K1 * K2, где:
БД – значение базовой доходности в месяц по определенному виду предпринимательской деятельности (ст. 346.29.3, таблица, 3 столбик)
N1, N2, N3 – физические показатели, характеризующие данный вид деятельности, в каждом месяце налогового периода (ст. 346.29.3 таблица, 2 столбик)
K1, K2 – корректирующие коэффициенты базовой доходности.
Базовая доходность – условная месячная доходность в стоимостном выражении на единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, а именно:
К1 – устанавливаемый на календарный год коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ в предшествующем периоде. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством РФ. В 2012 году он равен 1, 494.
К2 – корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности. Значения корректирующего коэффициента определяются для всех категорий налогоплательщиков муниципальными образованиями на календарный год и могут быть установлены в переделах от 0,005 до 1 включительно.
К2 на территории города Ростова-на-Дону рассчитывается по формуле:
К2 = Квд * Кмд, где:
Квд – определяется в зависимости от вида предпринимательской деятельности и расчетной составляющей.
Кмд – учитывает особенности места ведения предпринимательской деятельности.
Налоговый период – квартал.
Налоговая ставка – 15% от величины вмененного дохода.
Срок уплаты налога – не позднее 25 числа первого месяца следующего налогового периода.
Сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиком на сумму страховых взносов и пособий по временной нетрудоспособности, но не более чем на 50%.
Срок подачи налоговых деклараций – не позднее 20-го числа месяца следующего налогового периода.
С 2013 года переход на ЕНВД – добровольный. По мере расширения сферы применения патентной системы этот вид налогообложения будет отменен, предположительно с 2018 года.
Единый сельскохозяйственный налог регламентируется гл. 26.1 НК.
Налогоплательщики – организации и предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями. К ним относятся:
1. организации и предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее переработку и реализацию
2. сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые, снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие)
3. градо- и поселкообразующие Российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта, которые эксплуатируют только находящиеся у них на праве собственности рыбопромысловые суда, зарегистрированы в качестве юридического лица.
Для всех перечисленных производителей должно соблюдаться условие – в общем доходе от реализации товаров, работ, услуг доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70%.
Объект налогообложения – доход, уменьшенный на величину расходов.
В расходы включаются:
- расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств
- расходы на приобретение нематериальных активов
- арендные платежи за арендуемое имущество (в т.ч. лизинг)
- материальные расходы
- расходы на оплату труда
- расходы на обязательное и добровольное страхование
- суммы НДС по приобретенным и оплаченным налогоплательщиком товарам (работам, услугам)
- суммы налогов и сборов уплаченные.
Налоговая база – денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. Определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.
Налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу на сумму убытка, полученного в предыдущих налоговых периодах, в которых применялся ЕСХН. Оставшаяся сумма убытка переносится на следующие налоговые периоды, но не более чем на 10 лет.
Налоговый период – календарный год. Отчетный период – полугодие.
Ставка налога – 6%.
Порядок и срок уплаты . Уплата и подача декларации за отчетный период – не позднее 25 июля текущего года. Уплата и подача декларации за налоговый период – не позднее 31 марта года, следующего за налоговым периодом.
Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно с учетом уплаченных авансовых платежей.
Авансовые платежи рассчитываются исходя из фактически полученного дохода за вычетом расходов, исчисленных нарастающим итогом с начала года.
Организации и предприниматели обязаны вести книгу учета доходов и расходов.
Определение сумм НДС, не уплаченных в бюджет в связи с получением налоговых льгот
Общие положения
НДС является внутренним косвенным налогом на потребление и взимается с операций по поставке товаров/услуг, потребляемых на таможенной территории Украины.
Термин налоговая льгота и основания для предоставления льгот определены пунктами 30.1 и 30.2 ст. 30 Налогового кодекса, в соответствии с которыми налоговая льгота - это предусмотренное налоговым и таможенным законодательством освобождение налогоплательщика от обязанности по начислению и уплате налога и сбора, уплата им налога и сбора в меньшем размере при наличии оснований, определенных п. 30.2 этой статьи. Основаниями для предоставления налоговых льгот являются особенности, характеризующие определенную группу налогоплательщиков, вид их деятельности, объект налогообложения или характер и общественное значение осуществляемых ими расходов.
В соответствии с п. 30.4 ст. 30 Налогового кодекса налогоплательщик вправе отказаться от использования налоговой льготы или приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено этим Кодексом.
Нужно предостеречь, что отказаться от использования налоговой льготы или приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов налогоплательщик вправе только тогда, когда освобождение предоставляется непосредственно налогоплательщику, а не отдельным операциям по поставке тех или иных товаров или предоставлению тех или иных услуг. Таким образом, в части, касающейся НДС, это лишь одна из категорий льгот, которые предоставляются плательщикам налога, - уменьшение налогового обязательства после начисления налога и сбора (пп. б п. 30.9 ст. 30 Налогового кодекса), то есть право на формирование налогового кредита.
От таких видов льгот, как установление сниженной ставки налога и сбора и освобождение от уплаты налога и сбора (подпункты в, г п. 30.9 ст. 30 Налогового кодекса), плательщики налога не имеют права ни отказаться, ни приостановить их использование на один или несколько отчетных периодов, поскольку эти льготы предоставляются не непосредственно плательщикам, а касаются отдельно перечисленных в соответствующих статьях Налогового кодекса операций. Пунктом 123.2 ст. 123 указанного Кодекса предусмотрено, что использование налогоплательщиком (должностными лицами налогоплательщика) сумм, не уплаченных в бюджет вследствие получения (применения) налоговой льготы, не по назначению и/или вопреки условиям либо целям ее предоставления согласно закону по вопросам соответствующего налога, сбора (обязательного платежа) дополнительно к штрафам, предусмотренным п. 123.1 этой статьи, влечет взыскание в бюджет суммы налогов, сборов (обязательных платежей), подлежавшей начислению без применения налоговой льготы. Уплата штрафа не освобождает таких лиц от ответственности за умышленное уклонение от налогообложения. ">
В соответствии с п. 30.6 ст. 30 Налогового кодекса принято постановление № 1233, п. 2 которого обязует ГНС Украины обеспечить учет сумм налогов и сборов, не уплаченных субъектом хозяйствования в бюджет в связи с получением налоговых льгот по операциям, которые осуществляются на таможенной территории Украины.
Льготы по НДС, которыми пользуются плательщики при осуществлении импортных операций, учитываются таможенными органами .
Утвержденный постановлением № 1233 Порядок учета сумм налогов и сборов, не уплаченных субъектом хозяйствования в бюджет в связи с получением налоговых льгот, обязателен для выполнения субъектами хозяйствования, которые в соответствии с Налоговым кодексом не уплачивают налоги и сборы в бюджет в связи с получением налоговых льгот.
Указанные субъекты обязаны вести учет сумм льгот и составлять Отчет о суммах налоговых льгот (по тексту - Отчет), форма которого утверждена постановлением № 1233 и который представляется за 3, 6, 9 и 12 календарных месяцев по месту регистрации в течение 40 календарных дней, наступающих за последним календарным днем налогового периода. Отчет заполняется нарастающим итогом с начала года в гривнях без десятичных знаков с соответствующим округлением по общеустановленным правилам.
На основании Отчета органами ГНС Украины ведется учет налоговых льгот.
В случае если субъект хозяйствования льготами по налогообложению не пользовался с начала года, Отчет не представляется.
В соответствии с Порядком № 1233 льготы по НДС определяются по операциям по поставке товаров и/или услуг, которые являются объектами обложения НДС и согласно Налоговому кодексу или международным договорам Украины, ратифицированным Верховной Радой Украины, освобождены от налогообложения или облагаются налогом по нулевой ставке, а также операциям, к которым применены специальные режимы налогообложения в сфере сельского хозяйства.
Учитывая то, что перерабатывающие предприятия начиная с 01.01.2011 г. в соответствии с п. 1 подраздела 2 раздела ХХ Переходные положения Налогового кодекса сумму НДС, начисленную на стоимость реализованных ими молока, молочного сырья и молочных продуктов, мяса и мясопродуктов, другой продукции переработки животных, закупленных в живом весе, направляют в специальный фонд государственного бюджета, такие операции не считаются льготными и не подлежат отражению в Отчете.
Таким образом, в отчетах, которые представляются налогоплательщиками, будут указываться только те коды льгот по НДС, операции по которым являются объектом обложения НДС и осуществляются на таможенной территории Украины.
Если плательщики НДС по результатам деятельности заполняли в декларации по НДС (по которой проводятся расчеты с бюджетом) строки 2, 5 раздела I Податкові зобов'язання либо представляли налоговые декларации по НДС (сокращенную или специальную), то такие плательщики в обязательном порядке должны отразить льготные операции в Отчете в разрезе кодов льгот.
Следует иметь в виду, что в случае если в налоговой декларации по НДС заполнена строка 5, к ней обязательно прилагается справка (приложение 6 к декларации), в которой указываются название операции, освобожденной от обложения НДС, пункт (подпункт), статья, раздел (подраздел) Налогового кодекса или международного договора (соглашения), в соответствии с которыми такая операция освобождена, а также объемы поставок.
Согласно п. 201.14 ст. 201 Налогового кодекса плательщики налога обязаны вести отдельный учет операций по поставке и приобретению товаров/услуг, подлежащих налогообложению, а также не являющихся объектами налогообложения и освобожденных от налогообложения. При этом в случае если плательщик налога приобретает (изготовляет) товары/услуги и необоротные активы, предназначаемые для их использования в операциях, которые не являются объектом налогообложения или освобождаются от налогообложения, то суммы налога, уплаченные (начисленные) в связи с таким приобретением (изготовлением), не относятся к налоговому кредиту указанного плательщика (п. 198.4 ст. 198 этого Кодекса).
Особые правила Налоговым кодексом определены для товаров (услуг), приобретенных для использования в налогооблагаемых операциях в пределах своей хозяйственной деятельности, по которым плательщик воспользовался правом на налоговый кредит: в случае их дальнейшего фактического использования в операциях, освобожденных от налогообложения, в целях налогообложения такие товары считаются проданными в налоговом периоде, на который приходится такое использование.
Статьей 199 Налогового кодекса определен единый для всех алгоритм расчета пропорционального отнесения сумм налога к составу налогового кредита в случае, если приобретенные (изготовленные) товары и услуги частично используются в налогооблагаемых операциях, а частично - нет, который определяется как отношение объемов налогооблагаемых поставок (без учета НДС) к общему объему поставок за предыдущий календарный год (в соответствующих случаях - за текущий отчетный период), с последующим обязательным перерасчетом по итогу года, а по основным фондам - по итогам 12, 24, 36 месяцев их использования.
Расчет сумм льгот по налогу происходит в порядке, установленном ГНС Украины.
В соответствии с п. 2 постановления № 1233, п. 9 Порядка № 1233 и руководствуясь требованиями Налогового кодекса ГНА Украины разработан приказ № 167, которым с учетом требований п. 8 указанного Порядка введены алгоритмы расчета льгот по НДС в зависимости от особенностей налогообложения.
Освобождение от обложения НДС операций по поставке товаров (услуг). Сумма НДС, не внесенная плательщиками в государственный бюджет по операциям по поставке товаров (услуг), освобожденным от налогообложения, рассчитывается путем определения суммы НДС по установленной основной ставке налога от объемов операций по поставке товаров (услуг), освобожденных от налогообложения, уменьшенных на объемы операций по приобретению товаров (услуг), которые использованы в операциях, освобожденных от обложения НДС.
Расчет не внесенных в государственный бюджет сумм НДС по операциям по поставке товаров (услуг), освобожденным от обложения НДС, осуществляется по такому алгоритму:
СЛ = (V пост. осв. - (V приоб. с налогом + V приоб. без налога)) х размер ставки налога,
где СЛ - сумма льгот
V пост. осв. - объемы операций, освобожденных от обложения НДС, - из раздела І Податкові зобов'язання налоговой декларации по НДС
V приоб. с налогом, V приоб. без налога - объемы операций по приобретению товаров (услуг), использованных в операциях, освобожденных от обложения НДС.
Операции по экспорту товаров (сопутствующих услуг) и операции по поставке товаров (услуг) на таможенной территории Украины, которые облагаются налогом по нулевой ставке. Не внесенные плательщиками в государственный бюджет суммы НДС из-за применения нулевой ставки рассчитываются путем определения суммы НДС по установленной основной ставке налога от объемов операций по экспорту товаров (сопутствующих услуг) и/или операций по поставке товаров (услуг) на таможенной территории Украины, облагаемых налогом по нулевой ставке, уменьшенных на объемы операций по приобретению товаров (услуг), которые использованы в операциях по экспорту товаров (сопутствующих услуг) и/или в операциях по поставке товаров (услуг) на таможенной территории Украины, облагаемых налогом по нулевой ставке.
Расчет не внесенных в государственный бюджет сумм НДС из-за применения нулевой ставки осуществляется по такому алгоритму:
СЛ = (V пост. нулев. - V приоб.) х размер ставки налога,
где СЛ - сумма льгот
V пост. нулев. - объемы операций по экспорту товаров (сопутствующих услуг) и/или операций по поставке товаров (услуг) на таможенной территории Украины, облагаемых налогом по нулевой ставке, - из раздела І Податкові зобов'язання налоговой декларации по НДС
V приоб. - объемы операций по приобретению товаров (услуг), использованных в операциях по экспорту товаров (сопутствующих услуг) и/или в операциях по поставке товаров (услуг) на таможенной территории Украины, которые облагаются налогом по нулевой ставке.
Специальные режимы налогообложения в сфере сельского и лесного хозяйства, а также рыболовства. Сумма НДС, не внесенная в госбюджет сельскохозяйственным предприятием, соответствующим критериям, определенным ст. 209 Налогового кодекса, по операциям по поставке сельскохозяйственных товаров (услуг), определяется из соответствующей строки налоговой декларации по НДС (сокращенной или специальной) как сумма НДС, которая остается в распоряжении сельскохозяйственного предприятия или направляется на специальный счет сельскохозяйственного предприятия.
Расчет не внесенных в государственный бюджет сумм НДС сельскохозяйственным предприятием осуществляется по такому алгоритму:
СЛ = НО деклараций,
где СЛ - сумма льгот
НО деклараций - сумма НДС, которая остается в распоряжении сельскохозяйственного предприятия или направляется на специальный счет сельскохозяйственного предприятия в соответствии с налоговыми декларациями по НДС (сокращенной или специальной).
Не проводится расчет не внесенных в государственный бюджет сумм НДС субъектами хозяйствования, которые осуществляют операции по поставке товаров (услуг), не являющиеся объектом налогообложения.
Следует отметить, что по видам деятельности, предусматривающим специальный режим налогообложения, плательщики НДС составляют отдельные налоговые накладные и указывают в порядковом номере накладной после дроби перед номером филиала или структурного подразделения код соответствующей деятельности:
Изменения, состоявшиеся в части льготного обложения НДС в 2011 году
Системный учет видов льгот по операциям, которые осуществляются на таможенной территории Украины, обеспечивается ГНС Украины в Справочнике льгот, предоставленных действующим законодательством по уплате налогов и сборов.
По состоянию на 01.10.2011 г. ГНС Украины утвержден Справочник льгот № 59, в котором только по НДС нашли отражение около 120 кодов льгот.
Остановимся на отдельных изменениях, состоявшихся в течение 9 месяцев 2011 г. в части льготного обложения НДС товаров (услуг).
В результате внесения изменений в п. 19 подраздела 2 раздела ХХ Налогового кодекса Законом № 3292 временно (с 25.05.2011 г. по 31.08.2012 г.) освобождаются от обложения НДС операции по поставке УЕФА билетов и услуг, являющихся неотъемлемой частью билета (код льготы 14010474).
Кроме того, Законом № 3609 внесены изменения в льготы по обложению НДС по коду 14010414: в целях предоставления новой льготы согласно абзацу г пп. 197.1.7 п. 197.1 ст. 197 Налогового кодекса порядок предоставления услуг по питанию детей в дошкольных, общеобразовательных и профессионально-технических учебных заведениях и граждан в заведениях здравоохранения утверждается Кабинетом Министров Украины.
Расширена сфера действия льготы по коду 14010425 (пп. 197.1.16 п. 197.1 ст. 197 этого Кодекса) по распространению освобождения от налогообложения операций по бесплатной передаче объектов с баланса юридического лица любой формы собственности на баланс другого юридического лица, находящегося в государственной или коммунальной собственности, которые проводятся по решению юридических лиц, в случае передачи основных средств инфраструктуры железнодорожного транспорта независимо от того, являются ли субъекты операции плательщиками налога.
Кроме того, вступили в силу нормы:
Отметим, что операции по первой поставке зерновых и технических культур сельскохозяйственными предприятиями-производителями как до внесения изменений в Налоговый кодекс Законом № 3609, так и после внесения, в текущем году облагаются НДС по ставке 20%. При этом критерии сельскохозяйственного предприятия определены п. 209.6 ст. 209 Налогового кодекса.
Следовательно, если лицо, которое не соответствует таким критериям (то есть не является сельскохозяйственным предприятием), осуществляет операции по поставке зерновых и технических культур собственного производства на таможенной территории Украины, на такие операции по поставке распространяется режим освобождения от налогообложения в соответствии с п. 15 подраздела 2 раздела XX Налогового кодекса С 01.07.2011 г. режим освобождения распространен на операции по вывозу в таможенном режиме экспорта зерновых и технических культур, а потому в случае экспорта таких культур вышеупомянутых кодов УКТ ВЭД нулевая ставка не применяется независимо от категории экспортеров. ">
Сергей Тимошенко . начальник отдела специальных режимов налогообложения Управления администрирования налога на добавленную стоимость Департамента налогообложения юридических лиц ГНС Украины Елена Прищепа . главный государственный налоговый ревизор-инспектор отдела специальных режимов налогообложения Департамента администрирования налога на добавленную стоимость ГНА Украины
Перечень использованных документов
Еще материалы на тему:
Об изменениях и порядке применения режима освобождения от обложения НДС периодических изданий и книг читайте дальше.
Налоговая накладная составлена в феврале 2015 г. расчет корректировки к ней - в марте. В декларации за какой месяц следует отразить налоговую накладную и расчет корректировки к ней? Нужно ли представлять уточняющий расчет за февраль 2015 г.
Как исправить ошибку, допущенную при составлении налоговой накладной в индивидуальном налоговом номере (ИНН) покупателя, если такая накладная уже зарегистрирована в ЕРНН.
ПОДАРУНОК передплатникам Вісник. Право знати все про податки і збори від головного редактора журналу Петра Кричуна!
Остановимся на особенностях обложения НДС операций по поставке нерезидентами услуг на таможенной территории Украины.
Все материалы разделов: «Консультации | Популярное »
Тема 13. Специальные налоговые режимы
Читайте также:
Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства
Специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения (УСН) применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной налоговым законодательством РФ. Порядок применения специального налогового режима установлен гл. 26.2 НК РФ. Переход к УСН или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется налогоплательщиками добровольно в установленном порядке.
При применении УСН уплата единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период, заменяет уплату:
• для организаций:
- налога на прибыль организаций
- налога на имущество организаций
- единого социального налога
• для индивидуальных предпринимателей:
- налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности)
- налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности)
- единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц.
Налогоплательщики, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование производится в соответствии с законодательством РФ. Иные налоги уплачиваются в соответствии с общим режимом налогообложения.
Для налогоплательщиков, применяющих УСН, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности, кроме того, они не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов в установленных случаях.
Налогоплательщики, порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения. Объекты налогообложения. Порядок определения доходов и расходов, налоговая база, налоговый период, налоговые ставки, порядок исчисления налога, минимальный налог, налоговый учет, порядок и сроки уплаты налога, порядок зачисления налога. Распределение сумм единого налога. Льготы по оплате налога для отдельных категорий налогоплательщиков. Документальное оформление права перехода (патент)
Налогоплательщики
Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН и применяющие ее в установленном порядке. Организация имеет право перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев того года, в котором она подает заявление о переходе на УСН, доход от реализации, определяемый в установленном для УСН порядке, не превысил 11 млн. руб. (без учета НДС). Для индивидуальных предпринимателей каких-либо ограничений по получаемому доходу не предусмотрено.
Не вправе применять УСН:
• организации, имеющие филиалы либо представительства
• финансовые организации (банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг)
• ломбарды
• организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых)
• организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом
• нотариусы, занимающиеся частной практикой
• организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции
• организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)
• организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25% (ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%)
• организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом Госкомитетом РФ по статистике, превышает 100 человек
• организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. руб.
Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения
Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСН, подают заявление установленной формы в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства). Заявление подается в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на УСН. Организации в заявлении о переходе на УСН сообщают о размере доходов за 9 месяцев текущего года.
До начала налогового периода, в котором впервые применена УСН, налогоплательщиком осуществляется выбор объекта налогообложения. В случае изменения избранного объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на УСН налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые применена УСН.
Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСН, вправе подать заявление о переходе на УСН одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять УСН в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Налогоплательщики, применяющие УСН, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения, кроме следующих случаев:
• если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысит 15 млн. руб.
• если остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превысит 100 млн. руб.
Если в течение года налогоплательщиком будет превышено любое из указанных ограничений, такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение. При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании общего режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Указанные налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором эти налогоплательщики перешли на общий режим налогообложения. Налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на общий режим налогообложения в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором его доход превысил установленные ограничения.
Налогоплательщик, применяющий УСН, вправе перейти на общий режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на общий режим налогообложения. Налогоплательщик, перешедший с УСН на общий режим налогообложения, вправе вновь перейти на УСН не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение УСН.
Объект налогообложения
Объектом налогообложения признаются:
• доходы
• доходы, уменьшенные на величину расходов.
Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком. Объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение всего срока применения УСН.
Порядок определения доходов и расходов
При определении объекта налогообложения организациями действует тот же порядок, что и при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций:
• учитываются в составе доходов:
- доходы от реализации товаров, работ, услуг, имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ
- внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ
• не учитываются в составе доходов доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ.
Индивидуальные предприниматели при определении объекта налогообложения учитывают доходы, полученные от предпринимательской деятельности.
Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (кассовый метод).
Если в качестве объекта налогообложения выбрана разница между доходами и расходами, налогоплательщики имеют право уменьшить полученные доходы на следующие расходы:
• расходы на приобретение основных средств (с учетом установленных особенностей)
• расходы на приобретение нематериальных активов
• расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных)
• арендные (в том числе лизинговые) платежи
• материальные расходы
• расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством РФ
• расходы на установленные виды обязательного страхования работников и имущества
• суммы НДС по приобретаемым товарам (работам и услугам)
• проценты, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями
• установленные расходы на обеспечение пожарной безопасности
• суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и не подлежащие возврату налогоплательщику в соответствии с таможенным законодательством РФ
• расходы на содержание служебного транспорта, компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов (в пределах установленных норм)
• установленные виды командировочных расходов
• плату за нотариальное оформление документов (расходы принимаются в пределах утвержденных тарифов)
• расходы на аудиторские услуги
• расходы на публикацию бухгалтерской отчетности и иные аналогичные виды расходов — в установленных случаях
• расходы на канцелярские товары
• расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги
• расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям), включая расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных
• расходы на рекламу
• расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов
• суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с налоговым законодательством РФ
• расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на соответствующую сумму НДС).
Все перечисленные расходы принимаются при условии их соответствия критериям, установленным для налога на прибыль организаций.
Расходы на приобретение основных средств учитываются при определении налоговой базы в следующем порядке:
• в отношении основных средств, приобретенных в период применения УСН, — в момент ввода этих основных средств в эксплуатацию
• в отношении основных средств, приобретенных налогоплательщиком до перехода на УСН, стоимость основных средств включается в расходы на их приобретение в следующем порядке:
Срок полезного использования основных средств
Порядок включения стоимости основных средств в расходы (В течение налогового периода расходы принимаются по отчетным периодам равными долями)
Специальный налоговый режим и налоговая льгота
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.
Подобные документы
Понятие налога на имущество организаций. Налогоплательщики налога на имущество организаций. Освобождение от обязанностей налогоплательщика. Расчет налога, объект налогообложения. Расчет налоговой базы. Порядок и сроки уплаты налога, льготы по налогу.
курсовая работа [59,8 K], добавлен 23.01.2011
Нормативное регулирование по налогу на имущество физических лиц. Объект налога, порядок исчисления налоговой базы налога на имущество физических лиц, налоговый период. Ставки налога, льготы по налогу, сроки уплаты, ответственность налогоплательщиков.
реферат [13,8 K], добавлен 30.11.2007
Сущность налога на имущество, налогоплательщики, объект налогообложения. Порядок исчисления и уплаты налога. Форма декларации по налогу на имущество организации и общие требования к порядку её заполнения. Законодательное регулирование начисления налога.
контрольная работа [29,8 K], добавлен 31.07.2011
Порядок проведения выездных проверок формирования налогооблагаемой базы по ЕСН и исчисления налога. Совершенствование методов отбора налогоплательщиков при проведении проверок. Направления реформирования ЕСН в области налогового администрирования.
курсовая работа [75,4 K], добавлен 08.08.2011
Плательщики налога на имущество и объекты налогообложения для Российских и иностранных организаций. Налоговый период – календарный год. Порядок определения налоговой базы и его особенности. Льготы по налогу и ставка налога, порядок расчета и уплаты.
контрольная работа [15,3 K], добавлен 26.03.2009
Нормативно-правовая база налогообложения налога на имущество организаций. Сущность налога на имущество и его значение в экономике страны. Формирование налоговой базы по налогу на имущество организации, порядок его исчисления и уплаты, применение льгот.
курсовая работа [132,7 K], добавлен 14.05.2014
Составные элементы налога на имущество физических лиц, объекты налогообложения, ставки налога на строения, помещения и сооружения. Льготы по налогу, категории граждан, освобождаемых от уплаты налога. Порядок исчисления, правила и сроки уплаты налога.
реферат [17,0 K], добавлен 13.08.2010
Характеристика налога на имущество организаций. Порядок определения налоговой базы по налогу на имущество организаций. Порядок исчисления и уплаты налога на имущество организаций. Порядок и сроки подачи налоговой декларации. Налог и авансовые платежи.
контрольная работа [36,5 K], добавлен 13.12.2014
Общая характеристика, порядок определения и методика исчисления налога на имущество организаций. Изучение процедуры отражения налога на имущество организаций в бухгалтерском и налоговом учете. Организация проверок по налогу на имущество организаций.
курсовая работа [52,7 K], добавлен 11.01.2012
Плательщики налога и объект налогообложения. Порядок исчисления и уплаты налога и авансовых платежей. Выбор низконалоговой территории. Льготы по налогу на имущество. Правовые особенности применения и недостатки схемы.
реферат [24,9 K], добавлен 01.12.2006
Размещено на http://www.allbest.ru
Размещено на http://www.allbest.ru
Порядок проведения выездных налоговых проверок
Выездные проверки бывают: комплексными и выборочными (тематическими) обычными и контрольными плановыми и внеплановыми встречными. При комплексной проверке налоговики проверяют правильность ваших расчетов с бюджетом по всем налогам, а при выборочной проверке - по какому-то одному или нескольким налогам. Когда налоговые инспекторы приходят с проверкой, обычно они изучают те вопросы, которые ранее не проверяли. Такую проверку принято называть обычной или первоначальной. По одним и тем же налогам за один и тот же период вас могут проверить только один раз. Если же речь идет о разных налогах (разных периодах), то в течение календарного года налоговики могут посетить фирму не более двух раз. Правда, при этом не учитывается количество самостоятельных выездных проверок филиалов и представительств компании (п. 5 ст. 89 НК РФ). Однако ограничение по периодичности не относится к следующим случаям (п. 10 и 11 ст. 89 НК РФ): контрольная проверка проводится вышестоящим налоговым органом (например, региональное управление контролирует работу подчиненной налоговой инспекции) ликвидация или реорганизация фирмы фирма подала уточненную декларацию, где указала сумму налога меньшую, чем ранее заявленная. В ходе такой проверки инспекторы изучают период, за который представлена уточненная декларация. Если налоговики предупредили вас о предстоящей проверке заранее, значит, эта проверка плановая.
С внеплановыми все иначе - налоговые инспекторы появляются без предупреждения. Встречная проверка - это проверка операций друг с другом двух и более фирм. Обратите внимание: несмотря на то что в Налоговом кодексе нет понятия "встречная проверка", инспекторы могут проверить не только саму "подконтрольную" фирму, но и ее партнеров.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!