Оценка эффективности налоговых льгот минэкономразвития

В методике оценки эффективности налоговых льгот учли мнение Минфина
Минэкономразвития при участии Минфина доработало и готово внедрить в жизнь новую методику, которая позволит определить эффективность налоговых льгот для бизнеса и их пользу для бюджета. Эта методика поделит все существующие на сегодняшний день льготы по налогам на две крупные категории. В одну из них попадут элементы базовой структуры налогов по которым предоставляются льготы, а во вторую преференции для отдельных категорий налогоплательщиков, на чем и настаивал ранее Минфин.
Доработанный проект методики, копией которого располагают «Ведомости», уже направлен в «открытое правительство» для согласования и в целом получил одобрение.
Подход Минфина к вопросам налоговых льгот отличается от позиции Минэкономразвития. Для него льготы, в первую очередь, это налоговые расходы бюджета, а вот Минэкономразвития оценивает их как коэффициент эффективности в работе бизнеса. В новой методике учтены обе позиции ведомств.
Издание приводит комментарий члена экспертного совета при правительстве Александра Брагина:
Применять подход Минфина экономическое ведомство предлагает для прогноза бюджетных доходов и оценки эффективности госпрограмм. Раньше решение о льготах принималось преимущественно исходя из величины выпадающих доходов бюджета, влияние на бизнес не учитывалось.
Как мы уже писали. Минфина поделил преференции на несколько групп: прямые льготы, смешанные и структурные элементы налоговой системы. При этом, по подсчетам Минфина, больше всего теряет бюджет от прямых льгот. К примеру в 2012 году такие льготы составили 1,3 триллиона рублей или 2,08% ВВП России. Однако совсем отменить их не представляется возможным, ведь это повредит не только развитию бизнеса, но и самому бюджету. Как говорят эксперты, многие проекты никогда не воплотились бы в жизнь без налоговых льгот. В первую очередь это касается нефтяной отрасли и других, подобных ей, сырьевых отраслей хозяйства.
Для эффективного применения льгот и была разработана совместная методика.
Счетная палата проверила эффективность применения налоговых льгот
5 марта 2013 г.
1 марта с.г. Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Сергея Степашина рассмотрела отчет о результатах контрольного мероприятия Проверка эффективности предоставления и применения налоговых льгот и преференций в части администрирования налога на прибыль организаций. С сообщением выступил аудитор Игорь Васильев.
На Коллегии отмечалось, что в период с 2010 года по первое полугодие 2012 года выпадающие доходы по налогу на прибыль организаций, в связи с применением налогоплательщиками налоговых преференций составили более 1 трлн. рублей, или 17,8% от мобилизованного за аналогичный период времени в консолидированный бюджет данного налога.
При этом, в действующем налоговом законодательстве отсутствует определение налоговой преференции, а также не определены четкие критерии разграничения налоговых льгот и преференций, что в свою очередь затрудняет налоговым органам выявление и пресечение случаев снижения налогоплательщиками обязательств перед бюджетом по налогу на прибыль. Из 128 преференций, предусматривающих снижение налоговой нагрузки по налогу на прибыль, 117 преференций или более 91% носят стимулирующих характер, а контроль за результативностью их применения не предусмотрен.
На Коллегии также отмечалось, что при создании с 1 января 2012 года консолидированных групп налогоплательщиков по налогу на прибыль суммарное недопоступление налога на прибыль в консолидированный бюджет в связи с их созданием составило за 9 месяцев 2012 года 3 млрд. рублей.
В материалах контрольного мероприятия было также отмечено, что постоянный мониторинг эффективности применения налоговых льгот, предусмотренный основными направлениями налоговой политики на 2011 - 2013 годы и соответствующими поручениями Правительства Российской Федерации носил разовый характер, а методика оценки налоговых льгот, разработанная по заказу Минэкономразвития России, была направлена на апробацию в Минфин России и ФНС только в январе 2013 года
Коллегия решила направить представление в Минэкономразвития России и информационные письма в Правительство России и Минфин России, а также направить отчет о результатах контрольного мероприятия в палаты Федерального Собрания.
Министерство экономического развития Мурманской области завершило оценку эффективности предоставленных региональных налоговых льгот за 2012 год
Региональное министерство экономического развития провело оценку эффективности налоговых льгот, предоставленных законодательными актами Мурманской области в целях оказания государственной поддержки отдельным категориям налогоплательщиков, за 2012 год.
Оценка проведена на основании данных, предоставленных УФНС России по Мурманской области, а также информации, предоставленной исполнительными органами государственной власти Мурманской области и налогоплательщиками, получившими налоговые льготы.
Ознакомиться с результатами оценки эффективности предоставленных региональных налоговых льгот за 2012 год можно на официальном сайте Министерства экономического развития Мурманской области в разделе «Налоговая политика» (http://minec.gov-murman.ru/content/tax_politics/sub02/).
Региональные налоговые льготы предоставляются в соответствии с законами Мурманской области: от 09.11.2001 № 304-01-ЗМО (ред. от 28.05.2012) «О ставке налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет Мурманской области, для отдельных категорий налогоплательщиков» от 26.11.2003 № 446-01-ЗМО (ред. от 28.05.2012) «О налоге на имущество организаций» от 18.11.2002 № 368-01-ЗМО (ред. от 10.11.2011) «О транспортном налоге» от 03.03.2009 № 1075-01-ЗМО «Об установлении дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения».
Главное в рубрике
Министерство финансов при подготовке проектов бюджета на очередной финансовый год будет делать оценку эффективности налоговых льгот и преференций. Идея принадлежит Счетной палате, которая считает, что растущий объем льгот не увязан с их эффективностью, и предлагает внести изменения в Бюджетный кодекс с тем, чтобы закрепить в нем новую обязанность финансового ведомства.
Идея переосмысления системы существующих налоговых льгот возникла у аудиторов Счетной палаты (СП) по результатам анализа резервов доходов федерального бюджета, проведенного аудитором Игорем Васильевым. В налоговом законодательстве по-прежнему не прописано четко само понятие льготы, отметил он в отчете, но, несмотря на это, объем предоставляемых государством льгот растет: в 2011 году их было 3,7 трлн рублей, что в 1,8 раза больше, чем в 2010-м.
— Применение ряда налоговых льгот является неэффективным, экономически неоправданным, повышает затраты на осуществление налогового администрирования, приводит к налоговым спорам и судебным искам, — пояснил Васильев в отчете.
Как пример неэффективных льгот он привел право налогоплательщика на уменьшение базы в текущем периоде на сумму убытка за прошлый период. Есть вопросы и по особым экономическим зонам, где действует особый порядок по налогу на прибыль организаций-резидентов и есть возможность переноса их убытков на будущие налоговые периоды. Кроме того, в Счетной палате отмечают, что остается актуальной проблема недобросовестных плательщиков: за 2011 год неправомерно было заявлено почти 3 млрд рублей налоговых преференций.
Власти, предоставляя льготы, рассчитывают на их стимулирующий эффект. К примеру, обычной практикой является предоставление преференций новым инвесторам: они получают льготы на время строительства производства и выхода на окупаемость. Но далеко не всегда льготы напрямую увязаны с будущими инвестициями, заявили аудиторы СП.
Льгота по налогу на прибыль (в 2011 году общая сумма составила 162 млрд рублей) работает плохо, соглашается юрист практики налогового и таможенного права юридической фирмы ЮСТ Дмитрий Мануйлов. Региональные правительства имеют право снизить ставку по этому налогу для отдельных категорий плательщиков, делается это в основном для стимулирования и развития общественно важного бизнеса.
— Однако на практике оказывается, что предоставление таких льгот не приносит тех результатов, которые ожидались. Причиной тому могут быть недостаточно четкие требования к тем организациям, которые претендуют на уменьшение налога, — пояснил собеседник. Это позволяет компаниям получать экономию на налоге и ничего не вкладывать в общественно необходимые дела. Не стоит отменять эту льготу совсем, скорее следовало бы прописать в законе перед потенциальными льготниками конкретные требования под использование механизмов снижения налоговой базы.
Как рассказали в СП, идею обязать Минфин обосновывать предоставляемые налоговые льготы и преференции контрольное ведомство выдвинуло еще в прошлом году и тогда же направило свои предложения по разработке методики оценки эффективности в правительство, которое, в свою очередь, поручило заняться ими Минэкономразвития и Минфину.
Сейчас Минэкономразвития подготовило черновой вариант методики мониторинга и оценки эффективности налоговых льгот, который направлен для апробации в Минфин. Оттуда документ уйдет в правительство, правда, сроки пока не уточняются.
— Суть подхода, который отражен в методике, состоит в проведении экспертной оценки, дополненной при необходимости расчетами бюджетной, социальной и экономической (целевой) эффективности, — пояснили в Минэкономразвития. Применяться методика будет на начальной стадии оценки льгот, когда необходимо «по-крупному» оценить, какие льготы однозначно можно отнести к неэффективным, а какие — к эффективным. После такой «сортировки» может быть проведен более глубокий анализ с применением балльного метода, добавил собеседник издания в ведомстве. Он подчеркнул, что непосредственная экономия бюджетных средств — лишь одна из целей методики, но не единственная.
Оптимизация существующей системы льгот и преференций могла бы стать важным резервом дополнительных бюджетных доходов. Например, по расчетам Минфина, отмена льготы по экспортной пошлине только для одного Талаканского нефтегазоконденсатного месторождения пополнит бюджет за 2012–2014 годы на 35,7 млрд рублей.
Депутат-единоросс, член комитета Госдумы по бюджету и налогам Евгений Федоров относит к неэффективным всё налоговые льготы, приходящиеся на долю иностранных компаний.
— Наша налоговая система должна поддерживать отечественный бизнес, а они (представители зарубежного бизнеса) должны опираться на поддержку своих государств, — считает Федоров.
Предложения СП он назвал хорошими и предположил, что они с большой долей вероятности будут поддержаны нижней палатой парламента.
Оценка эффективности предоставления налоговых льгот по земельному налогу
Земельный налог.
1. Льготы федеральным законодательством налогоплательщикам – физическим лицам не предусмотрены.
Поступления по земельному налогу в 2011 г. в бюджет муниципального образования составили 5408,8 тыс. руб. или 18,1% от общего объема налоговых и неналоговых доходов.
Согласно данных Межрайонной ИФНС России № 1 по Владимирской области в МО г.Судогда городское поселение числится 15 налогоплательщиков земельного налога – ветеранов ( инвалидов) Великой Отечественной войны. Общая кадастровая стоимость земельных участков, находящихся в их собственности 17338720,00 руб. сумма земельного налога, начисленного за 2011 год по ставке 0,18% составляет 31,2 тыс.руб. Потери бюджета при освобождении данной категории налогоплательщиков от уплаты земельного налога составят 31,2 тыс. руб.
Льгота ветеранам и инвалидам Великой отечественной войны по земельному налогу социально эффективна, так как будет снижена их доля расходов на оплату обязательных платежей, что соответственно повышает уровень жизни населения.
Предоставление льготы признается эффективным.
2. Налоговая льгота по земельному налогу в 2011 году применялась для налогоплательщиков – юридических лиц:
Новые авторы
Аналитическая записка
по оценке эффективности предоставляемых налоговых льгот по земельному налогу Чебулинского муниципального района
по итогам 2011 года
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Налогового кодекса РФ, земельный налог относится к местным налогам. Земельный налог устанавливается главой 31 «Земельный налог» Налогового кодекса РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. вводится в действие и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований, что следует из статьи 387 НК РФ. Также, в соответствии со статьей 387 НК РФ, устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога. Могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Оценка эффективности предоставленных за 2011 г. и планируемых к предоставлению в г. г. налоговых льгот на территории Чебулинского муниципального района (далее - Оценка) осуществлялась в соответствии с постановлением администрации Чебулинского муниципального района от 01.01.2001 г. «Об утверждении порядка оценки эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению налоговых льгот по местным налогам в Чебулинском муниципальном районе».
Оценка эффективности предоставления налоговых льгот по земельному налогу проводится в целях оптимизации перечня действующих налоговых льгот и обеспечения оптимального выбора категорий налогоплательщиков для предоставления поддержки в форме налоговых льгот и осуществляется в разрезе следующих критериев:
- бюджетная эффективность
- социальная эффективность.
Земельный налог на территории Чебулинского муниципального района взимается от кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с Земельным кодексом РФ (далее ЗК РФ).
В соответствии с Решениями городского и сельских поселений от уплаты земельного налога освобождаются следующие категории налогоплательщиков:
- бюджетные учреждения, созданные органами местного самоуправления, финансируемые из соответствующих бюджетов
- ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны.
Учитывая, что предоставляемые льготы направлены на:
- снижение налоговой нагрузки организаций бюджетной сферы
- поддержку осуществления деятельности организаций по предоставлению на территории района услуг в сфере культуры и искусства, физической культуры и спорта, образования, здравоохранения, социальной защиты населения
- социальную поддержку граждан – ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны.
Социальная эффективность предоставления налоговых льгот признается положительной и направлена на стабильность работы бюджетных учреждений и поддержку отдельных категорий граждан.
В 2011 году поступления по земельному налогу в бюджет Чебулинского муниципального района составили 2644,8 тыс. рублей при плановом задании в 2645,0 тыс. рублей, исполнено на 99,9 %. Сумма начисленного земельного налога за 2011 год составила 2637,0 тыс. рублей. Льготы по налогу в 2011 году предоставлены на сумму 3081,0 тыс. рублей, в т. ч. по учреждениям:
наименование земельного участка
История
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
«КОНСТАНТИНОВСКОЕ ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ»
АДМИНИСТРАЦИЯ
КОНСТАНТИНОВСКОГО
ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
11.07.2014 № 142
г. Константиновск
Об отчете о результатах оценки эффективности и обоснованности налоговых льгот по местным налогам в Константиновском городском поселении за 2013 год
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 № 131-ФЗ
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить отчет о результатах оценки эффективности и обоснованности налоговых льгот по местным налогам за 2013 год в Константиновском городском поселении.
Определить, что держателем оригинала отчета о результатах оценки эффективности и обоснованности налоговых льгот по местным налогам в Константиновском городском поселении является Администрация Константиновского городского поселения.
2. В целях информирования населения Константиновского городского поселения опубликовать на официальном сайте Администрации Константиновского городского поселения отчет о результатах оценки эффективности и обоснованности налоговых льгот по местным налогам согласно приложению к настоящему постановлению.
4. Постановление вступает в силу со дня официального опубликования.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Администрации Константиновского городского поселения Л.В. Ткачеву.
Глава Константиновского
городского поселения В.Е. Калмыков
Верно:
Главный специалист по кадровой,
организационной и архивной работе И.В. Тюменева
Приложение
Администрации Константиновского
городского поселения
от ____________ N ____
Отчет
о результатах оценки обоснованности и эффективности
налоговых льгот по местным налогам за 2013 год
Перечень предоставленных на территории Константиновского городского поселения налоговых льгот
- Решением Собрания депутатов Константиновского городского поселения № 46 от 21.11.2013 года «О земельном налоге на территории муниципального образования Константиновское городское поселение» на территории муниципального образования введен земельный налог.
В соответствии с п.3 вышеуказанного Решения освобождены от уплаты земельного налога на земельные участки, приобретенные (предоставленные) для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, которые расположены в пределах населенного пункта, следующие категории налогоплательщиков:
- Герои Советского Союза, Герои РФ, Герои Социалистического труда, полные кавалеры орденов Славы, Трудовой Славы и «За службу Родине в Вооруженных силах СССР», инвалиды I и II групп, участники Великой Отечественной войны, граждане подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий на атомных объектах гражданского или военного назначения, а также в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.
- граждане, проживающие на территории Ростовской области в течение не менее 5 лет, имеющих трех и более несовершеннолетних детей и совместно проживающих с ними, пользующихся правом бесплатного приобретения земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства в отношении данных земельных участков.
- Решением Собрания депутатов Константиновского городского поселения № 47 от 21.11.2013 года «О налоге на имущество физических лиц на территории муниципального образования «Константиновское городское поселение» на территории Константиновского городского поселения введен налог на имущество физических лиц.
В соответствии с п.1 вышеуказанного решения введена налоговая льгота в виде пониженной ставки в размере 1,5% по инвентаризационной стоимости имущества свыше 500 т.р
В соответствии с п.2 вышеуказанного решения освобождены в полном объеме от уплаты налога на имущество физических лиц многодетные семьи, относящиеся в установленном порядке к малоимущим.
- Информация о потерях бюджета Константиновского городского поселения по причине предоставления льгот
- Налог на имущество физических лиц
Потери бюджета по налогу на имущество физических лиц за 2013 год в виде пониженной ставки составили:
(469821*2%*43,1=4049,9)- ( 469821*1,5*43,1=3037,4) = 1012,0 т.р.
Потери бюджета по налогу на имущество от предоставления льготы в виде пониженной ставки за 2012 год:
(465381*2,0%*0,533=4960,6) – ( 465381*1,0%*0,533=2480,5) = 2480,2 т.р.
Потери бюджета по налогу на имущество за 2013 год от предоставления льготы в виде полного освобождения определенной категории налогоплательщиков составили 0 т.р. (строка 3630 отчета 5 МН за 2013 год)
Потери бюджета по налогу на имущество за 2012 год от предоставления льготы в виде полного освобождения определенной категории налогоплательщиков составили 119 т.р. (строка 3630 отчета 5 МН за 2012 год)
- Земельный налог
Потери бюджета по земельному налогу по льготе в виде пониженной ставки за 2013 год составили 0 рублей, так как в 2013 году данная льгота не представлялась.
Потери бюджета по земельному налогу от предоставления льготы в виде пониженной ставки за 2012 год составили:
( 1264165*0,3%=3792,5) – ( 1264165*0,1%= 1264,2) = 2528,2 т.р.
Потери бюджета по земельному налогу за 2013 год от предоставления льготы в виде полного и частичного освобождения определенной категории налогоплательщиков составили 354 т.р. (строка 2640 отчета 5 МН за 2013 год)
Потери бюджета по земельному налогу за 2012 год от предоставления льготы в виде полного и частичного освобождения определенной категории налогоплательщиков составили 169 т.р. (строка 2640 отчета 5 МН за 2012 год)
- Сведения о бюджетной и социальной эффективности действующих налоговых льгот
Налог на имущество
Бюджетная эффективность по налогу на имущество физических лиц по льготе в виде пониженной ставки:
Бюджетная эффективность – приемлемая (достаточная)

Социальная эффективность по налогу на имущество по льготе в виде пониженной ставки:
(1012,0 т.р./265/12/7445) / ( 2480 т.р./254/12/6705 р.) = 0,3 0,6
Социальная эффективность – недостаточная (низкая)
Обобщенная оценка бюджетной и социальной эффективности:
2,5+0,3 / 2 = 1,4 0,8 - приемлемая
Оценку бюджетной и социальной эффективности по категории льготы в виде полного освобождения провести не представляется возможным, так как потери по налогу на имущество по данному виду льготы за 2013 год составили 0 рублей.
Земельный налог
Оценку бюджетной и социальной эффективности по категории льготы в виде пониженной ставки провести не представляется возможным, так как потери по земельному налогу по данному виду льготы за 2013 год составили 0 рублей.
Бюджетная эффективность по земельному налогу по льготе в виде полного или частичного освобождения :
( 169 т.р./ 354 т.р.) = 0,5 1,0
Бюджетная эффективность – недостаточная (низкая)
Социальная эффективность по земельному налогу по льготе в виде полного или частичного освобождения:
( 354/14/12/7445) / (169 т.р./14/12/6705 р.)= 1,5 0,6
Социальная эффективность – приемлемая
Обобщенная оценка бюджетной и социальной эффективности по земельному налогу:
0,5+1,5 / 2 = 1,0 0,8 - приемлемая
4. Предложения по сохранению, корректировке или отмене налоговых льгот
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!