Льготы налога прибыль организаций

Налоговые льготы по налогу на прибыль
Дивиденды
Российская организация - получатель дивидендов платит налог на прибыль через налогового агента (ст. 275 НК РФ). Ставка, по которой агент удерживает налог, может быть 0% или 9% (п. 3 ст. 284 НК РФ).
Условия предоставления льготы
- стоимость приобретения доли превышает 500 млн руб.
По нулевой ставке также облагаются дивиденды организации, которая непрерывно в течение более 365 календарных дней владеет депозитарными расписками, приобретенными более чем за 500 млн руб. дающими право на получение не менее 50% общей суммы распределяемых дивидендов.
Кроме того, организация должна представить в налоговую инспекцию документы, которые подтверждают стоимость и момент приобретения доли (вклада, депозитарных расписок).
Перечень документов, которые подтверждают нулевую ставку, приведен в ст. 284 Налогового кодекса России:
- договоры купли-продажи (мены)
- решения о размещении эмиссионных ценных бумаг
- договоры о реорганизации в форме слияния или присоединения, разделения, выделения или преобразования
- ликвидационные (разделительные) балансы, передаточные акты
- свидетельства о государственной регистрации организации
- иные документы, содержащие сведения о дате приобретения (получения) права собственности на долю или на депозитарные расписки, а также сведения о стоимости приобретения (получения) соответствующих прав.
Льгота по налогу на прибыль для организаций, использующих труд инвалидов
В целях поддержки организаций, в которых трудятся инвалиды, налоговым законодательством предусмотрены некоторые преференции, в том числе при исчислении налога на прибыль. Рассмотрим, какая льгота по налогу на прибыль предоставляется таким организациям и как определить численность работников для ее применения. Канализация и водоснабжение загородного дома своими руками.
Условия применения льготы
С 2012 года не облагается налогом прибыль организаций, использующих труд инвалидов, если их численность составляет не менее 50% (ранее - более 50%) от списочной численности в среднем за налоговый период (кроме прибыли, полученной от торговой, торгово-закупочной и посреднической деятельности).
с учетом средней численности работающих по совместительству с местом основной работы у других нанимателей (далее - внешние совместители), а также средней численности лиц, выполнявших работу по гражданско-правовым договорам (в том числе договорам подряда)
без учета работников, находящихся в отпусках по беременности и родам, в связи с усыновлением (удочерением) ребенка в возрасте до трех месяцев, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Таким образом, для подтверждения права применения льготы организации необходимо произвести расчет списочной численности работников в среднем за налоговый период, средней численности внешних совместителей и средней численности лиц, выполнявших работу по гражданско-правовым договорам. Рассмотрим, как рассчитываются эти показатели.
Расчет списочной численности работников в среднем за налоговый период
Налоговым периодом налога на прибыль признается календарный год (за исключением налога на прибыль с дивидендов, по которому налоговым периодом признается календарный месяц), поэтому расчет списочной численности в целях применения льготы следует производить за год. Списочная численность работников в среднем за год определяется путем суммирования среднемесячной численности работников за все месяцы отчетного года и деления полученной суммы на 12. В свою очередь среднемесячная численность рассчитывается путем суммирования численности работников списочного состава за каждый календарный день отчетного месяца, т.е. с 1-го по 30-е или 31-е число (для февраля - по 28-е или 29-е число), включая государственные праздники, праздничные (нерабочие) и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней отчетного месяца. За выходной или праздничный (нерабочий) день принимается численность работников за предшествующий рабочий день.
Пример 1.
Внешние совместители и лица, выполняющие работу по договорам гражданско-правового характера, не включаются в списочную численность работников в среднем по организации <9>. Учет указанных категорий работников ведется отдельно.
Расчет средней численности внешних совместителей
Отметим, что ранее НК <10> не содержал конкретных указаний по поводу учета внешних совместителей в списочной численности работников организации в среднем за период. Организации были вправе учитывать внешних совместителей в порядке <11>:
Льготы по налогу на прибыль, динамика их изменений
Студентка 4 курса НИ,
д/о, группа 1-242
Аляутдинова А. Г.
Научный руководитель:
Цветкова И.В.
Москва 2001 год
Содержание работы:
Льготы в налоговой системе России…………………………………………………………2
Льготы по налогу на прибыль и динамика их изменений……………………………. …. 6
2.1. Общая характеристика налога на прибыль и роль льгот по данному налогу в экономике России …………………………………………………………………. …..6
2.2. Исключение из налоговой базы отдельных видов расходов ………..…………………7
Капитальные вложения……………………………………………………………. 7
Благотворительность………………………………………………………………. 9
Образование и наука………………………………………………………………..10
Искусство……………………………………………………………………………10
Страхование…………………………………………………………………………10
Содержание спецконтингента……………………………………………………. 10
Государственный кредит на пополнение оборотных средств…………………. 11
Арендная плата……………………………………………………………………..11
2.3. Понижение налоговых ставок…………………………………………………………. 11
2.4. Налоговые изъятия ………………………………………………………………………11
2.5. Налоговые каникулы……………………………………………………………………..13
2.6. Освобождение от налога отдельных категорий плательщиков ………………………15
Религиозные объединения………………………………………………………. 15
Организации здравоохранения, инвалидов………………………………………15
Организации культурной сферы……………………………………………….….16
СМИ .…..…………………………………………………………………………. 16
Предприятия с иностранными инвестициями……………………………………16
Предприятия пожарной и экологической безопасности………………………. 17
Другие плательщики…………………………………………………………….…18
Льготы по налогу на прибыль в г. Москве………………………………………………. 19
Льготы предприятиям, применяющим труд инвалидов и пенсионеров…………….19
Льготы, направленные на поддержку благотворительности…………………………20
Льготы по поддержке инвестиционной деятельности………………………………..21
Льготы по поддержке отдельных видов деятельности……………………………. 23
Льготы в налоговой системе России.
Налоговые льготы представляют собой систему мер налогового регулирования, направленную на полное или частичное уменьшение налоговых обязательств плательщиков в той или иной законодательно установленной форме налоговых освобождений, скидок и кредитов.
Льготами по налогам в соответствии с первой частью Налогового Кодекса Российской Федерации (ст. 56) признаются предоставленные отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налоги либо уплачивать их в меньшем размере.
Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам не могут носить индивидуального характера.
Причем п.3 ст.56 гласит, что налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов. Институт отказа от использования налоговых льгот разъяснен в пункте 16 Постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.99 №41,9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой налогового кодекса РФ». Там определено, что при возникновении споров о том, имел ли место отказ налогоплательщика от используемой льготы, следует исходить из того, что факт не учета налогоплательщиком налоговой льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период сам по себе не означает его отказ от использования соответствующей налоговой льготы в этом периоде.
Таким образом, налогоплательщик, не использовавший полагающуюся ему льготу, вправе в связи с открывшимися новыми обстоятельствами заявить льготу по прошедшему периоду при предоставлении бухгалтерской отчетности и расчетов по налогу на прибыль за очередной отчетный период. В данном случае следует уточнить расчет с бюджетом, в который предприятие ошибочно не заявило льготу.
По ст.78 Ч.1 НК заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение 3-х лет со дня уплаты указанной суммы. Более того, льгота по налогу на прибыль предоставляется по специальным расчетам согласно Инструкции №37.
Налогоплательщики могут считаться отказавшимися от использования льготы либо приостановившими ее использование только в том случае, когда им подано в налоговый орган соответствующее заявление. Этот отказ рассматривается как отказ на неопределенный период времени - до заявления налогоплательщика о желании вновь воспользоваться правом на льготу.
Согласно методам налогового льготирования все налоговые льготы можно разделить на три большие группы: налоговые освобождения, налоговые скидки, налоговые кредиты.
В основе такой общей классификации лежат различия в методах льготирования путем их влияния на изменение какого-либо конкретного элемента структуры налога. Рассмотрим более подробно экономическое содержание, характерные особенности и состав названных трех основных групп налоговых льгот.
Налоговые освобождения.
К ним относятся налоговая амнистия, возврат ранее уплаченных налогов, освобождение от налога отдельных категорий плательщиков, налоговые каникулы, понижение налоговых ставок, налоговые изъятия.
Налоговая амнистия – это освобождение лица, совершившего налоговое правонарушение, от соответствующих штрафных санкций за эти нарушения. Они применяются, как правило, в отношении плательщиков, допустивших налоговые правонарушения по небрежности и добровольно заявивших об этом в налоговые органы.
Возврат ранее уплаченных налогов, например, авансовых платежей сверх суммы, превышающий фактический платеж, или излишне уплаченных налогов в связи с техническими ошибками в расчетах, как налоговая льгота, также предполагает определенное налоговое освобождение от части будущих платежей или уплату в счет предстоящих взносов налога в размере излишне внесенных сумм.
Налоговая льгота в виде освобождения от налога отдельных категорий плательщиков применяется в основном по отношению к личным налогам. Реже от налогов могут освобождаться и некоторые категории юридических лиц, например, налог на имущество не платят предприятия по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, научно-исследовательские предприятия, учреждения и организации, жилищно-строительные кооперативы и т.д.
Налоговые изъятия представляют собой выведение из-под налогообложения отдельных элементов объекта налога. Не подлежат обложению налогом на прибыль некоторые виды прибыли, полученной от реализации сельскохозяйственой продукции собственного производства, от производства продуктов детского питания, средств реабилитации и профилактики инвалидов и т.д. при взимании НДС из-под налогообложения выпадают, например, операции по страхованию, выдаче ссуд и другие.
Налоговые каникулы – это полное освобождение налогоплательщика от уплаты налога на определенный период времени, например, малых предприятий в течение первых двух лет со дня их образования по налогу на прибыль.
Понижение налоговых ставок предполагает частичное освобождение от уплаты налога, исчисленного по полной ставке, путем применения льготных размеров ставки. Примером может служить снижение на 50% ставки налога на прибыль предприятиям, использующим труд инвалидов, если они составляют не менее половины среднесписочной численности работников.
Налоговые скидки
это совокупность налоговых льгот, направленных на прямое сокращение налоговой базы на установленную величину законодательно разрешенных к вычету видов расходов в целях стимулирования их экспансии и некоторых видов доходов.
В состав налоговых скидок включают необлагаемый минимум объекта обложения, исключение из налоговой базы отдельных видов текущих расходов и некоторых видов доходов, инвестиционные скидки, скидки при образовании различных фондов и ускоренную амортизацию.
Необлагаемый минимум объекта налога устанавливается при подоходном налогообложении физических лиц и взимании налога с наследств и дарений. Это – прямой первоначальный вычет минимальных сумм из валовой стоимости объекта налога (при подоходном налоге – установленный МРОТ ).
Исключение из налоговой базы отдельных видов текущих расходов и некоторых видов доходов. Например, по налогу на прибыль облагаемая база уменьшается в пределах установленных норм на суммы затрат предприятий по содержанию их объектов социально-культурной сферы, взносов на благотворительные цели и другие расходы подобного рода. Примером вычета из объекта налога является вычет из валовой прибыли предприятия при исчислении налога на прибыль сумм положительных курсовых разниц по операциям с валютой и прибыли от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства.
Инвестиционные скидки предполагают вычеты из облагаемой прибыли определенных видов инвестиционных расходов, как правило, в определенных процентах к ним или к сумме налога (на финансирование капитальных вложений по развитию производственной базы и жилищному строительству, а также на погашение кредитов банков, выданных на эти цели, но не более 50% фактической суммы налога на прибыль, исчисленной без учета всех льгот).
Скидки при образовании различных фондов предоставляются предприятиям на суммы взносов в экологические и оздоровительные фонды, в Российские фонды фундаментальных исследований и технологического развития, а также отчислений в резервный и аналогичные по названию фонды при условии, что сумма их не должна превышать 50% налогооблагаемой базы.
Своеобразной формой налоговых скидок, преследующей цель стимулирования роста инвестиций и внедрения новой техники, выступает механизм ускоренной амортизации. Это позволяет предприятиям уменьшить налоговую базу при обложении налогом на прибыль, снизить налоги и в более короткий срок накопить необходимые ресурсы для замены устаревших основных фондов новыми.
Налоговый кредит.
Наиболее сложным элементом в системе налоговых льгот является налоговый кредит, представляющий собой изменение срока уплаты налога, общие условия которого регламентируются ст. 61 Налогового кодекса РФ. Итак, изменением сроков при уплате налога признается перенос установленного срока уплаты налога на более поздний срок. Причем, срок уплаты может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части с начислением процентов на неуплаченную сумму налога.
Изменение срока уплаты налога не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога, и может производиться под залог имущества либо при наличии поручительства (ст. 73, 74 НК).
Изменение срока уплаты налога осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита.
Под отсрочкой и рассрочкой понимают изменение срока уплаты налога от 1 до 6 месяцев с одновременной или поэтапной уплатой задолженности по налогам, которое предоставляется при наличии следующих условий:
причинение налогоплательщику ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы
налогоплательщику задержано финансирование из бюджета или оплата за выполнение государственного заказа
существует угроза банкротства данного налогоплательщика при единовременной уплаты налога
имущественное положение налогоплательщика – физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога
деятельность налогоплательщика связана с производством и реализацией сезонных работ, услуг, определяемых по перечню Правительства РФ.
Если таможенным законодательством РФ в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.
Действие отсрочки (рассрочки) прекращается в следующих случаях:
По истечении срока действия решения об отсрочке/рассрочке
При уплате налога до истечения установленного срока
При нарушении условий предоставления.
Налоговый кредит – изменение в сроке уплаты налога на срок от 3 месяцев до 1 года при наличии хотя бы одного из оснований рассмотренных выше.
Инвестиционный налоговый кредит – временное изменение в сроке уплаты налога со сроком от 1 до 5 лет, при котором налогоплательщику предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах снижать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы налога и начисленных на нее процентов. Он может быть предоставлен по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам (ст. 66 НК)
В течение срока действия договора об инвестиционном кредите предприятие вправе уменьшать свои платежи до тех пор, пока сумма накопленного кредита не станет равной сумме кредита.
Сумма кредита – это величина, зафиксированная в договоре об инвестиционном налоговом кредите, на которую происходит общее уменьшение платежей по налогу.
Сумма накопленного кредита – сумма, на которую предприятие уже уменьшило свои налоговые платежи.
В рамках отчетного периода предприятие не может уменьшать сумму налога, подлежащую уплате в бюджет больше, чем на 50% суммы налога, подлежащего уплате за весь налоговый период. При наличии превышения сумма разницы переносится на следующий налоговый период.
Инвестиционный налоговый кредит предоставляется при наличии следующих оснований (ст.67 НК):
Проведение этой организацией НИОКР либо технического перевооружения своего производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов и защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами
Осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов
Выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.
Действие налогового кредита или инвестиционного налогового кредита прекращается:
По истечении срока действия договора
При уплате налога до установленного срока
По соглашению сторон
По решению суда.
Кроме того, налоговые льготы можно классифицировать по другим признакам в зависимости от:
Видов налогов – на личные и для юридических лиц. К первым обычно относят необлагаемый минимум объекта налогообложения, личные и семейные скидки при подоходном и поимущественном обложении физических лиц. Все прочие налоговые льготы связаны с налогами юридических лиц
Степени охвата плательщиков – на общие для всех плательщиков (например, исключение из налоговой базы стоимости имущества, равной необлагаемой сумме, по налогу с наследств и дарений) и специальные для отдельных категорий плательщиков (малых предприятий и предприятий некоторых отраслей, отдельных групп населения и т.п.)
Условий предоставления налоговых льгот – на безусловные и условные. В первом случае не требуется никаких дополнительных условий для получения права на льготу, во втором – получение ее предполагает наличие определенных дополнительных оснований, например, целевые налоговые скидки, включая инвестиционные
Сферы налогового регулирования – на общеэкономические и социальные льготы. Последние касаются не только подоходного налога с физических лиц, но и предусмотрены в механизме налогообложения прибыли (по инвалидам, в части расходов предприятий на благотворительные цели и содержание социально-культурных объектов).
2. Льготы по налогу на прибыль и динамика их изменений
2.1. Общая характеристика налога на прибыль и роль льгот по данному налогу в экономике России
В федеральном бюджете на 2000 год налог на прибыль призван обеспечить 9,4% налоговых доходов (63448,5 млн. рублей) и 7,96% совокупных доходов бюджета, это при прогнозируемом дефиците бюджета в 57872,1 млн. рублей.
Налог на прибыль как прямой налог призван обеспечивать стабильность инвестиционных процессов в сфере производства продукции, оказания услуг, выполнения работ, поддерживать стабильность инвестиционных процессов в экономике, а также гарантировать законное наращение капитала. Фискальная функция налога на прибыль, особенно в условиях кризисной экономики вторична, хотя в 1992-1997 годах этот налог был также фискален, как и остальные налоги, взимаемые на территории России. Дело в том, что процесс формирования конечного финансового результата в условиях Российской нестабильности сопровождается такими проблемами, как резкое колебание цен, непредвиденные изменения в составе поставщиков и потребителей продукции, инфляционные влияния и многие другие отрицательные факторы, которые не позволяют спрогнозировать темпы прироста реализации продукции.
В этой связи, в целях стимулирования развития производства, а следовательно и для стабилизации доли дохода в бюджете, получаемой от налога на прибыль, в данном налоге предусмотрен широкий перечень льгот, который и будет освещен в данной работе.
Основное направление эволюции Российского законодательства по налогу на прибыль состоит в расширении налогооблагаемой базы за счет включения в нее новых объектов обложения и ограничения скидок и льгот. Особенностью льготного налогообложения в России является то, что, выступая федеральным налогом по части, зачисляемой в бюджеты субъектов РФ, органы законодательной власти могут устанавливать свои льготы, перечень которых достаточно широк.
Льготы можно рассматривать, как самый нестабильный элемент налоговой системы, но именно им надлежит воплощать стимулирующую роль налога. И здесь очень важно такое понятие, как эффективность налоговых льгот в целом и каждой в отдельности для экономики. Экономисты признают, что налоговые льготы являются более эффективным средством поддержки предприятий, чем бюджетные субсидии. Существует также мнение, что налоговые стимулы не способны оказать решающего воздействия на развитие инвестиционных процессов, но даже, несмотря на это, они оказывают определяющее воздействие на макроэкономический климат в стране.
Существуют сторонники и противники налоговых льгот, выдвигая свои аргументы
Налог на прибыль предприятий и организаций
КОМИТЕТ РоссиЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЫБОЛОВСТВУ Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет Кафедра Финансы и кредит КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По курсу Налог и налогообложение Тема Налог на прибыль предприятий и организаций Выполнил студентка 981 - УБУ - 565 Казачек Т. В. Владивосток 2000 г. Налог на прибыль предприятий и организаций. Введение.
Налог на прибыль предприятий и организаций - один из наиболее сложных, а налоговой системе Российской Федерации. Его облагаемая база затрагивает все многочисленные аспекты хозяйственной деятельности предприятия. По налогу предусмотрены многочисленные льготы, сложный механизм уплаты. Федеральный закон от 27 декабря 1991 г. 2116-1 О налоге на прибыль предприятий и организаций и Инструкция Госналогслужбы России от 10 августа 1995 г.
37 - основные документы, регулирующие порядок исчисления и уплаты этого налога, к сожалению, не дают ответов на множество вопросов, зачастую необходимо изучение обширной нормативной базы, взаимоувязка и толкование ее положений, что в повседневной работе бухгалтеров и работников иных финансовых служб представляется весьма проблематичным. При этом существует целый ряд проблем, связанных исчислением и уплатой в бюджет налога на прибыль, вообще не решенных на уровне нормативных документов.
На исчисление налога на прибыль в 2000 году существенно повлияло изменение правил ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, в частности введение новых положение по бухгалтерскому учету. В работе проанализированы новые нормативные документы по бухгалтерскому учету применительно к порядку исчисления налога на прибыль, дана экономическая и правовая оценка некоторых разъяснений налоговых органов. Большое внимание уделено вопросам корректировки прибыли и применению льгот по налогу.
Подоходный налог с физических лиц: объекты налогообложения, льготы, ставки, порядок исчисления и уплаты.
Читайте также:
Подоходный налог – прямой налог, уплачиваемый налогоплательщиками из своего дохода в государственный бюджет в порядке и размерах, установленных соответствующим законодательством.
Цель и основные принципы взимания подоходного налога в РБ во многом схожи с принятыми в ряде развитых стран.
Как и другие налоги, подоходный налог является экономическим рычагом, с помощью которого государство, воздействует на уровень реальных доходов населения, а с другой – формирует доходную часть бюджета. Подоходный налог является важным источником бюджетов местного уровня. В Беларуси доля подоходного налога в доходах консолидированного бюджета страны составил в 2008 году – 8,2 %, в 2009 г. – 9,2 %, в 2010 г. – 11 %. в 2011 – 10,2 %. Для сравнения: в развитых европейских странах казна от своих граждан получает в разы больше — до 40%.
Плательщиками подоходного налога признаются физические лица.
В соответствии с пунктом 6 статьи 13 Общей части Налогового кодекса РБ под физическими лицами понимаются:
граждане РБ
граждане либо подданные иностранного государства
лица без гражданства.
Объектом налогообложения подоходным налогом являются :
· для физических лиц, признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь – Доходы, полученные от источников в Республике Беларусь и от источников за ее пределами
· для физических лиц, не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь – Доходы, полученные от источников в Республике Беларусь
Налоговыми резидентами Республики Беларусь признаются физические лица, фактически находящиеся на территории Республики Беларусь более 183 дней в календарном году
Объектом налогообложения признаются следующие доходы:
• вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей
• доходы, полученные от сдачи в аренду имущества
• доходы, полученные от реализации недвижимого имущества, акций или иных ценных бумаг, долей учредителей (участников) в уставном фонде, паев в имуществе организаций, иного имущества
• дивиденды и проценты,
• доходы, полученные от использования объектов авторского права и смежных прав
• иные доходы, получаемые плательщиком.
Объектом налогообложения не признаются доходы, получаемые плательщиком от лиц, состоящих с ним:
в брачных отношениях
отношениях близкого родства или свойства
усыновителя и усыновленного
опекуна, попечителя и подопечного.
К близким родственникам в целях налогообложения относятся родители, дети, родные братья и сестры, дед, бабка и внуки, прадед, прабабка, правнуки.
К отношениям свойства относятся отношения между супругом и близкими родственниками другого супруга (родителями, детьми‚ родными братьями и сестрами, дедом, бабкой и внуками, прадед, прабабка, правнуки).
Не признаются объектом налогообложения доходы ‚ получаемые физическим лицом для исполнения поручения лица‚ выплатившего доход‚ осуществить какие либо расчеты‚ оплатить в его пользу или в пользу третьих лиц товары‚ работы‚ услуги либо передать третьим лицам полученные средства‚ исполнить обязательства отправителя‚ в том числе налоговые.
• денежные средства, полученные по договору займа
• другие доходы и выплаты.
Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие доходы:
1. пособия по государственному социальному страхованию и государственному социальному обеспечению и надбавки к ним, кроме пособий по временной нетрудоспособности. Это все пособия, которые мы получаем из фонда социальной защиты населения: пособия по беременности и родам, пособия, связанные с рождением ребенка женщине, ставшей на учет в государственной организации здравоохранения до 12-недельного срока беременности пособия на детей малообеспеченным семьям многодетным и одиноким матерям на погребение.
2. пенсии,
3. алименты,
4. стипендии
5. доходы, получаемые плательщиками за сдачу крови, другие виды донорства, сдачу материнского молока.
6. все виды компенсаций (за исключением компенсации за неиспользованный трудовой отпуск, компенсации за износ транспортных средств, оборудования, инструментов и приспособлений, принадлежащих работнику),
(возмещением имущественного вреда,
морального вреда при утрате трудоспособности,
получением работником выходных пособий в связи с прекращением трудовых договоров.
гибелью,
установлением инвалидности и т.д, )
7. суммы материальной помощи, оказываемой:
в связи со стихийными бедствиями, чрезвычайными и другими обстоятельствами, приведшими к нарушениям условий жизнедеятельности физических лиц, человеческим жертвам.
нанимателями одному из близких родственников умершего работника (в том числе пенсионера, ранее работавшего у этих нанимателей), а также работникам (в том числе пенсионерам, ранее работавшим у этих нанимателей) в связи со смертью близких родственников.
8. доходы плательщиков, получаемые от физических лиц в виде наследства,
9. доходы плательщиков,получаемые от физических лиц, в пределах 37 835 тыс. руб. в сумме от всех источников в течение налогового периода:
в результате дарения
в виде недвижимого имущества по договору ренты бесплатно
Льгота по подходному налогу применяется в отношении договоров постоянной ренты, пожизненной ренты и договоров пожизненного содержания с иждивением.
12. не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей доходы, в том числе в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок, получаемые от:
организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся местом основной работы (службы, учебы), — в пределах 11 430 тыс. р откаждого источника в течение налогового периода
иных организаций и индивидуальных предпринимателей,— в пределах 755 тыс. р от каждого источника в течение налогового периода.
13. не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей доходы, получаемые от профсоюзных организаций членами этих профсоюзных организаций, в том числе в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок,в пределах 2 285 тыс. р. в сумме от всех источников в течение налогового периода,.
14. доходы, полученные физическими лицами в налоговом периоде от возмездного отчуждения (в том числе путем продажи, мены, ренты) в течение пяти лет принадлежащих им на праве собственности одного жилого дома, одной квартиры, одной дачи, одного садового домика с хозяйственными постройками, одного гаража, одного земельного участка, от возмездного отчуждения в течение календарного года одного автомобиля или другого транспортного средства,
15. стоимость путевок, за исключением туристических, в санаторно–курортные и оздоровительные учреждения, оплаченных за счет средств социального страхования, а также за счет средств республиканского и местных бюджетов.
16. доходы плательщиков, получаемые от реализации продукции животноводства (кроме пушного звероводства), растениеводства пчеловодства, за исключением доходов от реализации цветов и их семян.
другие
Сумма подоходного налога за месяц рассчитывается как налогооблагаемая база х ставку и делим на 100 %
Ставка подоходного налога устанавливается в размере 12 процентов. Кроме этого существуют ставки в размере 15 % и 9 %.
Налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов в отношении доходов, полученных: от осуществления предпринимательской и частной нотариальной деятельности
Налоговая база = сумма доходов за отчетный месяц, подлежащих налогообложению — налоговые вычеты (стандартные, социальные, имущественные и профессиональные).
В сумму доходов, подлежащих налогообложению, не включаются начисленные доходы, не подлежащие налогообложению (п. 1 ст. 12 Закона) в необлагаемых налогом пределах, и доходы, не являющиеся объектом налогообложения (ст. 2 Закона). Удержания из дохода плательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов не уменьшают налоговую базу.
При определении размера налоговой базы плательщик имеет право на получение следующих стандартных налоговых вычетов:
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Декрет Президента Республики Беларусь от 10.03.1997 №6 Об упорядочении предоставления льгот юридическим и физическим лицам Республики Беларусь по налогам и таможенным платежам
(Документ утратил силу)
(Текст правового акта с изменениями и дополнениями на 1 января 2014 года)
Документ зарегистрирован в Национальном реестре правовых актов РБ 23 февраля 2001 г. N 1/2229
В целях упорядочения предоставления льгот юридическим и физическим лицам Республики Беларусь по налогам и таможенным платежам и в соответствии с частью третьей статьи 101 Конституции Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Установить, что:
льготы по налогам и таможенным платежам устанавливаются Президентом Республики Беларусь и законами Республики Беларусь
льготы по налогам и таможенным платежам предоставляются юридическим и физическим лицам Республики Беларусь индивидуально Президентом Республики Беларусь
льготы по налогам и сборам, зачисляемым в местные бюджеты, предоставляются местными Советами депутатов или по их поручению местными исполнительными и распорядительными органами в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь и законами Республики Беларусь.
2. Установить, что:
2.1. вещи, предназначенные для производственных целей, ввозимые юридическими лицами на таможенную территорию Республики Беларусь по контрактам, платежи по которым вносятся за счет иностранных кредитов, выданных под гарантии Правительства Республики Беларусь, освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость, таможенными пошлинами и акцизами
2.2. вещи, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь в качестве вклада иностранных участников в уставный фонд предприятий с иностранными инвестициями, освобождаются от обложения таможенной пошлиной и налогом на добавленную стоимость при условии, что эти вещи:
относятся к основным производственным фондам
не являются подакцизными
ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного фонда предприятия с иностранными инвестициями
2.3. льготы по налогам и таможенным платежам предоставляются:
юридическим лицам, реализующим инвестиционные проекты, прошедшие государственную экспертизу и получившие положительное заключение соответствующих республиканских органов государственного управления
физическим лицам (инвалидам I группы, многодетным родителям) - при ввозе вещей для личного потребления.
При использовании вещей, освобожденных от уплаты налога на добавленную стоимость, таможенных пошлин и акцизов, в целях, не предусмотренных настоящим Декретом, право на льготы утрачивается, а суммы налога на добавленную стоимость, таможенных пошлин и акцизов взыскиваются в порядке, установленном законодательством.
3. Утвердить прилагаемый Порядок предоставления юридическим и физическим лицам Республики Беларусь льгот по налогам и таможенным платежам.
4. Совету Министров Республики Беларусь в двухмесячный срок:
определить порядок отнесения основных фондов к основным производственным фондам
привести нормативные акты Правительства Республики Беларусь и подчиненных ему органов в соответствие с настоящим Декретом
представить Национальному собранию Республики Беларусь предложения о внесении соответствующих изменений в законодательные акты Республики Беларусь.
5. Признать утратившим силу подпункт 1.2.2 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 25 марта 1996 г. N 120 "О внесении изменений и дополнений в Указы Президента Республики Беларусь от 20 марта 1995 г. N 116, от 16 августа 1995 г. N 300 и от 2 февраля 1996 г. N 45" (Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1996 г. N 9, ст. 231).
6. Настоящий Декрет вступает в силу со дня его опубликования.
Президент Республики Беларусь А.ЛУКАШЕНКО
1. Настоящий Порядок регламентирует процедуру рассмотрения заявлений юридических и физических лиц о предоставлении им льгот по налогам и таможенным платежам.
2. Для рассмотрения вопроса о получении льгот по налогам и таможенным платежам юридические лица направляют заявления в министерства, другие республиканские органы государственного управления, концерны, в ведении которых они находятся, а юридические лица, не находящиеся в ведении указанных органов, и физические лица - в областные (Минский городской) исполнительные комитеты.
К заявлению прилагаются следующие документы:
юридическими лицами:
копии экспертных заключений по инвестиционному проекту
показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия по установленной форме (форма показателей утверждается Советом Министров Республики Беларусь)
данные о составе себестоимости товаров (работ, услуг) по элементам затрат
сведения о структуре цен на производимые товары (работы, услуги)
оригиналы контрактов-договоров на покупку-поставку товаров (вещей)
копии банковских документов
устав предприятия и его баланс за последний отчетный период
расчет выпадающих доходов бюджета и их компенсации
расчет ожидаемого экономического эффекта от предоставления налоговых льгот
таможенные декларации и другие документы, подтверждающие перемещение вещей через таможенную границу Республики Беларусь (в случаях ввоза вещей на таможенную территорию Республики Беларусь)
документы, подтверждающие источники финансирования.
Данные документы должны быть заверены руководителем и главным бухгалтером юридического лица
физическими лицами:
таможенные декларации и другие документы, подтверждающие перемещение вещей через таможенную границу Республики Беларусь
сведения о доходах членов семьи
справка о составе семьи
копия документа, подтверждающего наличие инвалидности
акт материально-имущественного обследования.
3. Министерства, другие республиканские органы государственного управления, концерны, областные (Минский городской) исполнительные комитеты после анализа финансового состояния юридических и физических лиц на основе представленных ими материалов готовят заключения о целесообразности предоставления льгот по налогам и таможенным платежам и о целевом использовании средств, высвобождаемых в результате предоставления льгот, и направляют подготовленные ими проекты решений Президента Республики Беларусь на согласование в заинтересованные министерства, другие республиканские органы государственного управления.
После соответствующих согласований проекты решений Президента Республики Беларусь о предоставлении льгот по налогам и таможенным платежам и другие материалы в установленном порядке вносятся министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, концернами, областными (Минским городским) исполнительными комитетами на рассмотрение в Совет Министров Республики Беларусь.
Совет Министров Республики Беларусь при согласии с заключением о целесообразности предоставления льгот направляет проекты решений Президента Республики Беларусь и соответствующие материалы Президенту Республики Беларусь через Государственный секретариат Совета Безопасности Республики Беларусь.
4. При принятии Президентом Республики Беларусь решения о предоставлении льгот юридические лица обязаны вести учет денежных средств, высвободившихся в результате предоставления льгот, и в установленном порядке представлять в государственную налоговую инспекцию по месту регистрации отчет об использовании этих средств.
5. Контроль за целевым использованием средств, высвободившихся в результате предоставленных льгот, осуществляется министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, концернами, областными (Минским городским) исполнительными комитетами, внесшими предложения о предоставлении льгот юридическим лицам.
6. При установлении фактов нецелевого использования средств, высвободившихся в результате предоставления льгот, суммы средств, использованные не по целевому назначению, взыскиваются налоговыми органами в доход республиканского бюджета.
7. Заявления о предоставлении льгот по налогам и таможенным платежам, поданные с нарушением настоящего Порядка, рассмотрению не подлежат.
ЛЬГОТЫ ДЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ПО НАЛОГУ НА НЕДВИЖИМОСТЬ И ЗЕМЕЛЬНОМУ НАЛОГУ
От уплаты земельного налога освобождаются:

- земельные участки, занятые материальными историко-культурными ценностями, включенными в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, по перечню таких ценностей, утвержденному Советом Министров Республики Беларусь, при условии выполнения их собственниками обязательств, обусловленных законодательством об охране историко-культурного наследия
- сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения, земли других категорий земель, предоставленные для ведения сельского хозяйства, подвергшиеся радиоактивному загрязнению, на которых введены ограничения по ведению сельского хозяйства, а также земли, на которых расположены захоронения радиоактивных отходов, продуктов, материалов и других веществ, загрязненных радионуклидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС
- земельные участки, предоставленные военнослужащим срочной военной службы, участникам Великой Отечественной войны и иным лицам, имеющим право на льготное налогообложение в соответствии с Законом Республики Беларусь «О ветеранах»
- земельные участки, предоставленные физическим лицам, являющимся пенсионерами по возрасту, инвалидами I и II группы, и другим нетрудоспособным физическим лицам при отсутствии регистрации по месту их жительства трудоспособных лиц. Не учитываются (при наличии подтверждающих документов) в составе трудоспособных лиц физические лица постоянно проживающие в сельской местности и работающие в организациях (их структурных или обособленных подразделениях), расположенных в сельской местности и осуществляющих сельскохозяйственное производство, в производящих сельскохозяйственную продукцию филиалах или иных обособленных подразделениях организаций, приобретших в порядке, установленном законодательными актами в результате реорганизации, приобретения (безвозмездной передачи) предприятия как имущественного комплекса, права и обязанности убыточных сельскохозяйственных организаций, а также в организациях (их структурных или обособленных подразделениях) здравоохранения, культуры, учреждениях (их структурных или обособленных подразделениях) образования и социальной защиты, расположенных в сельской местности временно не проживающие по месту жительства пенсионеров по возрасту, инвалидов I и II группы и других нетрудоспособных физических лиц военнослужащие срочной военной службы и (или) лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы.
Земельные участки, расположенные не по месту жительства пенсионеров по возрасту, инвалидов I и II группы и других нетрудоспособных физических лиц и предоставленные таким лицам для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, коллективного садоводства, сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, дачного и гаражного строительства, освобождаются от земельного налога независимо от регистрации по месту их жительства трудоспособных лиц.
Земельные участки, расположенные не по месту жительства пенсионеров по возрасту, инвалидов I и II группы и других нетрудоспособных физических лиц и предоставленные таким лицам для строительства и (или) обслуживания жилого дома, освобождаются от земельного налога при отсутствии регистрации в жилом доме, принадлежащем указанным лицам и расположенном на таком земельном участке, трудоспособных лиц
- земельные участки, предоставленные физическим лицам, эвакуированным, отселенным, самостоятельно выехавшим с территории радиоактивного загрязнения из зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения (включая детей, находившихся во внутриутробном состоянии), за исключением прибывших в указанные зоны после 1 января 1990 года, переселившимся в сельские населенные пункты, в первые три года после принятия решения о предоставлении им земельных участков постоянно (преимущественно) проживающим на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения или в зоне с правом на отселение
- земельные участки, предоставленные одному (нескольким) членам многодетной семьи (семьи, имеющей трех и более несовершеннолетних детей).
Освобождение от земельного налога предоставляется с 1-го числа месяца, в котором возникло право на льготу. При утрате в течение календарного года права на льготу исчисление и уплата земельного налога производятся начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем утраты этого права.
Освобождения от земельного налога, не распространяются на земельные участки предоставленные лицам, если они используются для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства или для установки объектов, предназначенных и (или) используемых для осуществления предпринимательской деятельности предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению.
От уплаты налога на недвижимость освобождаются:
- капитальные строения (здания, сооружения), законсервированные в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь
- капитальные строения (здания, сооружения), признаваемые в установленном порядке материальными историко-культурными ценностями, включенные в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, по перечню таких ценностей, утвержденному Советом Министров Республики Беларусь, при условии выполнения их собственниками (владельцами) законодательства об охране историко-культурного наследия
- принадлежащее физическому лицу на праве собственности одно жилое помещение в многоквартирном или в блокированном жилом доме. При наличии у физического лица двух и более жилых помещений освобождению от налога на недвижимость подлежит только одно жилое помещение по выбору физического лица на основании его письменного заявления, представляемого в налоговый орган по месту жительства, с указанием местонахождения всех принадлежащих физическому лицу жилых помещений в многоквартирных или блокированных жилых домах. В случае непредставления физическим лицом такого заявления освобождению от налога на недвижимость подлежит одно жилое помещение, приобретенное (полученное) им в собственность ранее других жилых помещений
- жилые помещения в многоквартирном жилом доме, принадлежащие на праве собственности одному (нескольким) членам многодетной семьи (семьи, имеющей трех и более несовершеннолетних детей)
- капитальные строения (здания, сооружения), их части, за исключением жилых помещений, принадлежащих физическому лицу на праве собственности в многоквартирном или в блокированном жилом доме, а также машино-места, принадлежащие:
- физическим лицам, являющимся пенсионерами по возрасту, инвалидами I и II группы, и другим нетрудоспособным физическим лицам при отсутствии регистрации по месту их жительства трудоспособных лиц. Капитальные строения (здания, сооружения), их части, за исключением жилых домов, принадлежащие пенсионерам по возрасту, инвалидам I и II группы и другим нетрудоспособным физическим лицам и расположенные не по месту их жительства, освобождаются от налога на недвижимость независимо от регистрации по месту их жительства трудоспособных лиц. Жилые дома, принадлежащие пенсионерам по возрасту, инвалидам I и II группы и другим нетрудоспособным физическим лицам и расположенные не по месту их жительства, освобождаются от налога на недвижимость при отсутствии регистрации в этих жилых домах трудоспособных лиц
- многодетным семьям (семьям, имеющим трех и более несовершеннолетних детей)
- военнослужащим срочной военной службы, участникам Великой Отечественной войны и лицам, имеющим право на льготное налогообложение в соответствии с Законом Республики Беларусь «О ветеранах».
- капитальные строения (здания, сооружения), их части, расположенные в сельской местности и принадлежащие физическим лицам, зарегистрированным по месту жительства в сельской местности и работающим в организациях (их структурных или обособленных подразделениях), расположенных в сельской местности и осуществляющих сельскохозяйственное производство, а также пенсионерам, ранее работавшим в этих организациях (их структурных или обособленных подразделениях)
- капитальные строения (здания, сооружения), их части, расположенные в сельской местности и принадлежащие физическим лицам, зарегистрированным по месту жительства в сельской местности и работающим в производящих сельскохозяйственную продукцию филиалах или иных обособленных подразделениях организаций, приобретших в порядке, установленном законодательными актами, в результате реорганизации, приобретения (безвозмездной передачи) предприятия как имущественного комплекса права и обязанности убыточных сельскохозяйственных организаций, а также пенсионерам, ранее работавшим в этих организациях
- капитальные строения (здания, сооружения), их части, расположенные в сельской местности и принадлежащие физическим лицам, зарегистрированным по месту жительства в сельской местности и работающим в организациях (их структурных или обособленных подразделениях) здравоохранения, культуры, учреждениях (их структурных или обособленных подразделениях) образования и социальной защиты, расположенных в сельской местности, а также пенсионерам, ранее работавшим в этих организациях (их структурных или обособленных подразделениях).
Капитальные строения (здания, сооружения), их части, а также машино-места, принадлежащие физическим лицам, в том числе не завершенные строительством, освобождаются от налога на недвижимость с 1-го числа месяца, в котором возникло право на льготу, а при утрате в течение года права на льготу исчисление и уплата налога на недвижимость производятся начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором это право было утрачено.
Освобождения от налога на недвижимость не распространяются на капитальные строения (здания, сооружения), их части, а также машино-места, принадлежащие лицам, если они предназначены и (или) используются в установленном порядке для осуществления предпринимательской деятельности.
Н.Н.Филимонюк
первый заместитель начальника инспекции МНС по Кобринскому району.
Источники:
Следующие статьи:
- Налог имущество физических лиц льготы пенсионерам заявление форма
- Налоговые льготы по налогу имущество организаций схема
Комментариев пока нет!