Льготы по таможенным платежам и налогам
Кодекс Республики Казахстан от 30.06.2010 N 296-IV ЗРК
Часть 1. Общая часть
Раздел 2. Таможенные платежи и налоги
Глава 13. Льготы по таможенным платежам и налогам
Статья 121. Льготы по уплате таможенных платежей и налогов
1. В настоящем Кодексе под льготами по уплате таможенных платежей и налогов понимаются:
1) тарифные преференции
2) тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин)
3) льготы по уплате налогов
4) льготы по уплате таможенных сборов.
2. Под льготами по уплате таможенных сборов понимаются льготы по уплате таможенных сборов за таможенное декларирование товаров.
3. Тарифные преференции предоставляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств-членов Таможенного союза.
Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.
В случаях, когда решениями органов Таможенного союза, принятыми в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза. определено, что предоставление тарифных льгот осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством государств-членов Таможенного союза, тарифная льгота предоставляется уполномоченным органом в области регулирования торговой деятельности.
Перечень товаров, в отношении которых предоставляются тарифные льготы, а также порядок и условия предоставления тарифных льгот определяются уполномоченным органом в области регулирования торговой деятельности.
Льготы по уплате таможенных сборов за таможенное декларирование товаров определяются настоящим Кодексом.
Льготы по уплате налогов определяются налоговым законодательством Республики Казахстан.
4. Льготы по уплате таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов предоставляются в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, в виде освобождения от обложения ими.
4-1. В целях предоставления освобождений от обложения таможенными платежами и налогами таможенные органы взаимодействуют с иными государственными органами в порядке, определяемом совместными актами с соответствующими государственными органами Республики Казахстан.
5. Льготы по уплате таможенных сборов не могут носить индивидуальный характер, за исключением случаев, предусмотренных статьей 122 настоящего Кодекса.
6. Запрещается предоставление льгот по таможенным сборам другими нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
Статья 122. Льготы по уплате таможенных сборов
1. От обложения таможенными сборами освобождаются:
1) транспортные средства, осуществляющие регулярные международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также предметы материально-технического снабжения, снаряжение, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимые для их эксплуатации во время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки или приобретенные за границей в связи с ликвидацией аварии (поломки) данных транспортных средств
2) предметы материально-технического снабжения, снаряжение, топливо, продовольствие и другое имущество, вывозимые за пределы таможенной территории Таможенного союза для обеспечения производственной деятельности Казахстанских или арендованных (зафрахтованных) Казахстанскими лицами морских судов, ведущих морской промысел, а также продукция их промысла, ввозимая на территорию Республики Казахстан
3) банкноты и монеты национальной и иностранной валюты (кроме банкнот и монет, представляющих собой культурно-историческую ценность), а также ценные бумаги
4) товары, за исключением подакцизных, ввозимые в качестве гуманитарной помощи
5) товары, за исключением подакцизных (кроме легковых автомобилей, специально предназначенных для медицинских целей), ввозимых в целях благотворительной помощи по линии государств, правительств государств, международных организаций, включая оказание технического содействия
6) сырье, ввозимое Национальным банком Республики Казахстан и его филиалами, представительствами и организациями для производства денежных знаков
7) товары, ввозимые и вывозимые для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами, консульскими учреждениями, а также для личного пользования лицами, относящимися к дипломатическому и административно-техническому персоналу этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними, не являющихся гражданами Республики Казахстан и освобождаемых в соответствии с международными договорами Республики Казахстан
8) товары, заявленные к таможенной процедуре отказа в пользу государства
9) товары, приобретаемые за счет средств грантов, предоставленных по линии государств, правительств государств, а также международных организаций, определенных в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.
2. Порядок представления документов для освобождения от обложения таможенными сборами, указанными в настоящей статье, определяется Правительством Республики Казахстан.
Статья 123. Тарифные преференции
1. Под тарифными преференциями понимаются специальные преимущества в области внешнеэкономической деятельности, предоставляемые государствам в форме освобождения либо снижения ставок таможенных пошлин или установления квот на преференциальный ввоз (вывоз) товаров.
2. Товары, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза и происходящие из государств, образующих с Республикой Казахстан зону свободной торговли, а также товары, вывозимые с таможенной территории Таможенного союза в указанные государства и происходящие из Республики Казахстан, освобождаются от обложения таможенными пошлинами.
3. Товары, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза и происходящие из развивающихся государств, пользующихся системой преференций, облагаются таможенными пошлинами по сниженным ставкам. Перечень таких государств и товаров, а также уровень снижения ставок таможенных пошлин утверждаются решениями Комиссии.
4. Товары, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза и происходящие из наименее развитых государств, пользующихся системой преференций, освобождаются от обложения таможенными пошлинами. Перечень таких государств и товаров утверждается решениями Комиссии.
Основные источники публикуемых текстов нормативных правовых актов: газета "Казахстанская правда", база данных справочно-правовой системы Adviser. Интернет-ресурсы online.zakon.kz, adilet.zan.kz, другие средства массовой информации в Сети.
Хотя информация получена из источников, которые мы считаем надежными и наши специалисты применили максимум сил для выверки правильности полученных версий текстов приведенных нормативных актов, мы не можем дать каких-либо подтверждений или гарантий (как явных, так и неявных) относительно их точности.
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
от 18 марта 2002 года №76-п
Об утверждении Порядка предоставления льгот по таможенным платежам и налогам при ввозе товаров на таможенную территорию Кыргызской Республики в рамках проектов развития
Во исполнение Приказа №244-п от 10.09.2001 г. Министерства финансов Кыргызской Республики "По налогообложению хозяйствующих субъектов, участвующих в проектах развития, финансируемых международными организациями", в целях упорядочения ввоза товаров в рамках проектов развития и контроля за объемом ввоза и предоставлением льгот по таможенным платежам и налогам при ввозе данных товаров, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемый к настоящему приказу Порядок предоставления льгот по таможенным платежам и налогам при ввозе товаров на таможенную территорию Кыргызской Республики в рамках проектов развития.
2. Государственной таможенной инспекции при Министерстве финансов Кыргызской Республики:
- произвести регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Кыргызской Республики
- принять к исполнению Порядок предоставления льгот по таможенным платежам и налогам при ввозе товаров на таможенную территорию Кыргызской Республики в рамках проектов развития
- опубликовать Порядок предоставления льгот по таможенным платежам и налогам при ввозе товаров на таможенную территорию Кыргызской Республики в рамках проектов развития в средствах массовой информации.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Директора Государственной таможенной инспекции при Министерстве финансов Кыргызской Республики.
Министр Б.Абилдаев
Порядок предоставления льгот по таможенным платежам и налогам при ввозе товаров на таможенную территорию Кыргызской Республики в рамках проектов развития
Настоящий Порядок предоставления льгот по таможенным платежам и налогам при ввозе товаров на таможенную территорию Кыргызской Республики в рамках проектов развития (далее Порядок) разработан на основе таможенного и налогового законодательства Кыргызской Республики. В настоящем Порядке используются основные понятия в значениях, изложенных в статье 17 Таможенного кодекса Кыргызской Республики, статье 9 Налогового кодекса Кыргызской Республики и статье 2 Закона Кыргызской Республики "О международных договорах Кыргызской Республики".
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок определяет особенности предоставления льгот по таможенным платежам и налогам при ввозе товаров на таможенную территорию Кыргызской Республики в рамках проектов развития, финансируемых государствами, международными организациями и отдельными лицами в соответствии с международными договорами и иными актами, участником которых является Кыргызская Республика, (далее Проекты развития) и распространяется на все лиц, перемещающих товары через таможенную границу Кыргызской Республики в рамках Проектов развития.
1.2. Под понятием "Проекты развития", используемым в настоящем Порядке, понимаются:
- проекты финансовой и технической помощи в форме займов и грантов, предоставленных Кыргызской Республике государствами и международными организациями
- инвестиционные проекты, реализуемые с участием отдельных лиц,
в соответствии с международными договорами и иными актами, участником которых является Кыргызская Республика.
2. Предоставление льгот по таможенным платежам и налогам
2.1. При ввозе товаров на таможенную территорию Кыргызской Республики в рамках Проектов развития льготы по таможенным платежам и налогам предоставляются в соответствии с международными договорами и иными актами с учетом положений Разъяснения по налогообложению хозяйствующих субъектов (организаций), участвующих в Проектах развития, финансируемых международными финансовыми организациями, утвержденного Приказом Министерства финансов Кыргызской Республики №104-п от 03.04.2000 г. При этом льготы распространяются на виды таможенных платежей и налогов, предоставление льгот по которым имеет место в соответствии с международными договорами и иными актами, ратифицированными Жогорку Кенешем Кыргызской Республики или Указом Президента Кыргызской Республики.
2.2. На товары, ввозимые на таможенную территорию Кыргызской Республики в рамках Проектов развития, независимо от действия пункта
2.1. настоящего Порядка, распространяются льготы по:
а) таможенной пошлине:
- в соответствии со статьей 190 Таможенного кодекса Кыргызской Республики,
- в соответствии со статьей 24 Закона Кыргызской Республики "Об иностранных инвестициях в Кыргызской Республике"
б) налогу на добавленную стоимость в соответствии со статьей 147 Налогового кодекса Кыргызской Республики
в) акцизному налогу в соответствии со статьей 172 Налогового кодекса Кыргызской Республики
г) таможенной пошлине и налогам при помещении товаров в тот или иной таможенный режим в соответствии с разделом II Таможенного кодекса Кыргызской Республики.
3. Комиссия по рассмотрению вопросов о предоставлении таможенных льгот по таможенным платежам и налогам в рамках Проектов развития
3.1. Для рассмотрения вопросов о предоставлении льгот по таможенным платежам и налогам при ввозе товаров в рамках Проектов развития действует Комиссия Государственной таможенной инспекции при Министерстве финансов Кыргызской Республики по рассмотрению вопросов о предоставлении льгот по таможенным платежам и налогам в рамках Проектов развития (далее Комиссия).
3.2. Состав Комиссии определяется Директором Государственной таможенной инспекции при Министерстве финансов Кыргызской Республики (далее ГТИ).
3.3. Основной задачей Комиссии является рассмотрение документов, касающихся предоставления льгот по таможенным платежам и налогам при ввозе товаров на таможенную территорию Кыргызской Республики в рамках Проектов развития, и вынесение соответствующего решения.
3.4. В своей деятельности Комиссия руководствуется Таможенным кодексом и иными нормативными и правовыми актами Кыргызской Республики, а также настоящим Порядком.
3.5. Комиссия рассматривает и принимает решение в течение 10 дней с момента представления всех документов, необходимых для подтверждения действия льгот по таможенным платежам и налогам.
3.6. Решение Комиссии выносится в виде заключения Комиссии, принятого большинством голосов членов Комиссии, за подписью председателя Комиссии или заместителя председателя Комиссии в отсутствие председателя Комиссии и направляется для обязательного исполнения таможенному органу по месту оформления товаров, указанных в заключении, и лицу, перемещающему товары.
3.7. При несогласии с решением Комиссии лицо, перемещающее товары, не позднее трех месяцев с момента принятия Комиссией решения может подать жалобу в Министерство финансов Кыргызской Республики с изложением причин несогласия с решением Комиссии.
В случае неудовлетворения жалобы Министерством финансов Кыргызской Республики, согласно статье 434 Таможенного кодекса Кыргызской Республики подается жалоба в районный (городской) суд по месту нахождения ГТИ.
4. Особенности таможенного оформления товаров, ввозимых в рамках Проектов развития
4.1. Заключение Комиссии выносится по каждому факту ввоза на таможенную территорию Кыргызской Республики товаров в рамках Проектов развития с предоставлением льгот по таможенным платежам и налогам.
4.2. Для подтверждения наличия льгот по таможенным платежам и налогам при ввозе товаров в рамках Проекта развития лицо, перемещающее товары через таможенную границу Кыргызской Республики, обязано представить на рассмотрение Комиссии следующие документы:
- письмо государственного ведомства-исполнителя Проекта развития или отдела реализации Проекта развития, или представительства организации, финансирующей Проект развития, с обоснованием действия льгот по определенным видам таможенных платежей и налогов со ссылками на пункты международных договоров и иных актов, участником которых является Кыргызская Республика, с указанием контрактов с генеральными подрядчиками/консультантами, контрактов на поставку и счетов-фактур (инвойсов) и наименований таможен, в котором товары будут оформляться в таможенном отношении
- международные договора и иные акты, а также нормативные правовые акты Кыргызской Республики о ратификации международных договоров и иных актов, если для вхождения их в силу требуется их ратификация (заверенные копии)
- контракты с генеральными подрядчиками/консультантами, контракты на поставку и дополнения к ним, если они предусмотрены (заверенные копии)
- документ, подтверждающий деятельность лица-получателя товаров, в качестве генерального подрядчика/консультанта в рамках реализации Проекта развития или иного лица, пользующегося льготами по таможенным платежам и налогам в соответствии с положениями международных договоров и иных актов (заверенную копию)
- контракты на поставку и все дополнения к нему, если они предусмотрены, касающиеся ввозимых товаров (заверенные копии)
- счета-фактуры (инвойсы) с наименованием, количеством, ценой и условием поставки ввозимых товаров (заверенные копии).
4.3. При необходимости подтверждения действия льгот по таможенным платежам и налогам на ввозимые товары государственное ведомство-исполнитель Проекта развития, отдел реализации Проекта развития, представительство организации, финансирующей Проект развития, или лицо, перемещающее товары, по запросу ГТИ обязано представить иные документы, касающиеся реализации Проектов развития.
4.4. Для использования документов в качестве подтверждающих действие льгот по таможенным платежам и налогам необходимо соответствие взаимосвязанных показателей различных документов, а сами документы должны содержать необходимые подписи и печати, нумерации и даты, подробные реквизиты продавца и покупателя.
4.5. За представление в качестве документов, необходимых для подтверждения действия льгот по таможенным платежам и налогам, поддельных документов, недействительных документов, документов, полученных незаконным путем, документов, содержащих недостоверные сведения, или документов, относящихся к другим товарам, лица, представившие подобные документы, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Кыргызской Республики.
4.6. Все расходы, связанные с представлением доказательств о действии льгот по таможенным платежам и налогам несет лицо, перемещающее товары.
4.7. До решения Комиссии товар помещается на склад временного хранения или, с разрешения начальника таможенного органа, на склад импортера под таможенный контроль. При этом лицо, перемещающее товар, вправе обратиться в таможенный орган с заявлением о предоставлении товара в пользование при условии внесения на депозит таможенного органа суммы таможенных платежей и налогов, подлежащих к уплате в соответствии с заявляемым таможенным режимом согласно таможенному законодательству Кыргызской Республики.
4.8. Товары, выпущенные с предоставлением таможенных льгот по таможенным платежам и налогам в соответствии с таможенным законодательством Кыргызской Республики являются условно выпущенными.
4.9. Таможенный орган по месту оформления товаров, ввозимых в рамках Проектов развития, производит условный выпуск товаров с предоставлением льгот по таможенным платежам и налогам лишь на основании заключения Комиссии.
5. Использование и распоряжение товарами, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам и налогам
5.1. Товары, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам и налогам, находятся под таможенным контролем таможенного органа по месту оформления товаров в соответствии с таможенным законодательством Кыргызской Республики.
5.2. Условно выпущенные товары, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам и налогам, могут использоваться только в тех целях, в связи с которыми предоставлены такие льготы. Использование указанных товаров в иных целях допускается с разрешения таможенного органа по месту оформления товаров при условии уплаты таможенных платежей и налогов и выполнения других требований, предусмотренных Таможенным кодексом и иными правовыми актами Кыргызской Республики.
5.3. Распоряжение условно выпущенными товарами, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам и налогам, допускается с разрешения таможенного органа по месту оформления товаров в порядке, предусмотренном пунктом 5.2 настоящего Порядка.
5.4. Пользование и распоряжение условно выпущенными товарами, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, в иных целях, чем те, в связи с которыми были представлены такие льготы, без разрешения таможенного органа Кыргызской Республики в соответствии со статьей 303 Таможенного кодекса Кыргызской Республики влечет наложение штрафа в размере от ста до трехсот процентов суммы таможенных платежей и налогов, не уплаченных в связи с предоставлением таможенных льгот, с отзывом лицензии или квалификационного аттестата или без их отзыва.
Положение о порядке применения налоговых и таможенных льгот предприятиями, на которых реализуются проекты утвержденной Программы локализации
Утверждено постановлением МФ, ГНК и ГТК РУз от 26 августа 2008 года №№ 90, 2008-32, 01-02/8-51
Вступает в силу с 29 сентября 2008 года.
Настоящее Положение в соответствии с Налоговым кодексом Республики Узбекистан, статьей 7 Закона Республики Узбекистан «О государственной налоговой службе», статьей 7 Закона Республики Узбекистан «О государственной таможенной службе» и постановлением Президента Республики Узбекистан от 28 мая 2008 года № ПП-879 «О Программе локализации производства готовой продукции, комплектующих изделий и материалов на основе промышленной кооперации на 2008–2010 годы» (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2008 г. № 22-23, ст. 198) определяет порядок применения налоговых и таможенных льгот предприятиями, на которых реализуются проекты утвержденной Программы локализации, и ведения ими раздельного учета доходов.
I. Общие положения
1. Предприятия, включенные в приложения №№ 2 и 3 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 28 мая 2008 года № ПП-879 на дату принятия указанного постановления, освобождаются с 28 мая 2008 года до 1 января 2011 года от уплаты:
таможенных платежей (за исключением сборов за таможенное оформление) за ввозимые технологическое оборудование и запасные части к нему, а также компоненты, не производимые в республике, используемые в технологическом процессе при производстве локализуемой продукции
налога на прибыль, единого налогового платежа (для субъектов, применяющих упрощенную систему налогообложения) в части продукции, произведенной по проектам локализации
налога на имущество в части основных производственных фондов, используемых для производства локализуемой продукции.
2. На предприятия, вновь включаемые в приложения №№ 2 и 3 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 28 мая 2008 года № ПП-879 после его принятия (28 мая 2008 года), налоговые и таможенные льготы, указанные в пункте 1 настоящего Положения, распространяются с даты принятия постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан о включении новых проектов в утвержденную Программу локализации, если в самом постановлении не указан более поздний срок.
3. Налоговые и таможенные льготы, указанные в пункте 1 настоящего Положения, предоставляются для предприятий, включенных в приложения №№ 2а, 3а и 4 к вышеназванному постановлению, с 28 мая 2008 года до 1 января 2009 года.
4. Средства, высвобождаемые в связи с предоставлением налоговых и таможенных льгот, предусмотренных настоящим Положением, направляются предприятиями на создание новых, а также расширение, реконструкцию, модернизацию, техническое и технологическое перевооружение действующих производств, приобретение сырья и материалов, необходимых для производства локализуемой продукции, поощрение инженерно-технических работников предприятий, задействованных в реализации Программы локализации.
5. Порядок оформления и отражения в бухгалтерском учете налоговых и таможенных льгот, указанных в пункте 1 настоящего Положения, регулируется Положением о порядке оформления и отражения в бухгалтерском учете льгот, предоставленных юридическим лицам по налогам, таможенным и обязательным платежам в бюджет (рег. № 1463 от 2 апреля 2005 года) (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2005 г. № 14, ст. 105).
6. В случае нецелевого использования средств, высвобожденных в результате освобождения от уплаты налогов и таможенных платежей, эти средства в полном объеме взыскиваются в государственный бюджет с применением штрафных санкций, включая начисление пени, в соответствии с законодательством.
II. Льготы по налогам и порядок их применения
§ 1. Льготы по налогу на прибыль
7. Для применения льготы в виде освобождения от налога на прибыль доходов от реализации продукции, произведенной по проектам локализации, предприятия должны вести раздельный учет по доходам (расходам), полученным от реализации продукции, произведенной по проектам локализации.
8. Расчет налога на прибыль производится по Формам налоговой отчетности по налогу на прибыль юридических лиц, утвержденным постановлением Министерства финансов и Государственного налогового комитета Республики Узбекистан от 29 декабря 2007 года №№ 111, 2007-66 «Об утверждении форм налоговой отчетности» (рег. № 1760 от 21 января 2008 года) (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2008 г. № 3-4, ст. 15).
§ 2. Льготы по единому налоговому платежу
9. Учитывая особенности налогообложения микрофирм и малых предприятий, являющихся плательщиками единого налогового платежа, льгота, предусмотренная по единому налоговому платежу, применяется на сумму выручки, полученной от реализации продукции, произведенной по проектам локализации. Для применения названной льготы предприятия должны вести раздельный учет по выручке, полученной от реализации продукции, произведенной по проектам локализации.
10. Расчет единого налогового платежа производится по Формам налоговой отчетности по единому налоговому платежу, утвержденным постановлением Министерства финансов и Государственного налогового комитета Республики Узбекистан от 29 декабря 2007 года №№ 111, 2007-66 «Об утверждении форм налоговой отчетности» (рег. № 1760 от 21 января 2008 года) (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2008 г. № 3-4, ст. 15).
§ 3. Льготы по налогу на имущество
11. Для применения льготы в виде освобождения от налога на имущество основных производственных фондов, используемых для производства локализуемой продукции, предприятия должны вести раздельный учет налогооблагаемой базы по основным производственным фондам, используемым для производства локализуемой продукции.
12. Льгота по налогу на имущество не применяется к основным средствам, завезенным для производства локализуемой продукции, но не установленным в нормативные сроки. По такому имуществу налог начисляется и уплачивается в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Республики Узбекистан.
13. Расчет налога на имущество производится по Формам налоговой отчетности по налогу на имущество юридических лиц, утвержденным постановлением Министерства финансов и Государственного налогового комитета Республики Узбекистан от 29 декабря 2007 года №№ 111, 2007-66 «Об утверждении форм налоговой отчетности» (рег. № 1760 от 21 января 2008 года) (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2008 г. № 3-4, ст. 15).
14. В случае если основные производственные фонды используются не только для производства локализуемой продукции, то льгота предоставляется исходя из удельного веса локализуемой продукции в чистой выручке от реализации, на основании данных, указанных в приложении № 5 к Расчету налога на имущество юридических лиц Форм налоговой отчетности по налогу на имущество юридических лиц, утвержденных постановлением Министерства финансов и Государственного налогового комитета Республики Узбекистан от 29 декабря 2007 года №№ 111, 2007-66 «Об утверждении форм налоговой отчетности» (рег. № 1760 от 21 января 2008 года) (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2008 г. № 3-4, ст. 15).
Так, например, если остаточная стоимость основных производственных фондов составляет в целом по предприятию 1 500 млн сум. а удельный вес локализуемой продукции в чистой выручке от реализации – 25%, то стоимость основных производственных фондов, не подлежащих налогообложению, составит 375 млн сум. (1 500 х 25/100).
§ 4. Льготы по таможенным платежам
15. Льгота по освобождению от таможенных платежей (за исключением сборов за таможенное оформление) ввозимого технологического оборудования и запасных частей к нему, а также компонентов, не производимых в республике и используемых в технологическом процессе при производстве локализуемой продукции, предоставляется в момент таможенного оформления в режим выпуска для свободного обращения и на основании выдаваемого в установленном порядке заключения Министерства внешних экономических связей, инвестиций и торговли.
При этом сумма налога на добавленную стоимость, начисленная на завозимые запасные части (не учитываемые в стоимости завозимого технологического оборудования), компоненты, используемые для облагаемого оборота, включая оборот по нулевой ставке, уменьшается (принимается к зачету) при исчислении налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в бюджет по готовой продукции.
16. Территориальные органы государственной таможенной службы ведут реестры юридических лиц, которые ввезли товары без уплаты таможенных платежей, и учет предоставленных льгот.
17. После выпуска товара в свободное обращение территориальные органы государственной таможенной службы ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, должны представлять в государственное налоговое управление Республики Каракалпакстан, областей или города Ташкента (по принадлежности юридического лица) информацию о ввозимых технологическом оборудовании, комплектующих изделиях и запасных частях к нему, а также компонентах, не производимых в республике, используемых в технологическом процессе при производстве локализуемой продукции, согласно приложению к настоящему Положению. Государственные налоговые управления в трехдневный срок с даты получения информации направляют ее в районные государственные налоговые инспекции по месту регистрации юридического лица.
18. В информации, направляемой органам государственной налоговой службы, в обязательном порядке указываются:
наименование и ИНН юридического лица – импортера товаров для собственных нужд, которое было освобождено от уплаты таможенных платежей
наименование иностранного поставщика товара, номер контракта и его регистрационный номер, присвоенный при постановке контракта на учет в таможенном органе
наименование товаров, их количество и сумма предоставленных льгот.
19. При выявлении фактов нецелевого использования технологического оборудования и запасных частей к нему, а также компонентов, ввезенных с применением льготы, органы государственной налоговой службы составляют документы о выявленных фактах и в течение трех рабочих дней направляют их в соответствующие органы государственной таможенной службы. Суммы льгот по таможенным платежам, приходящиеся на технологическое оборудование и запасные части к нему, а также компоненты, использованные не по целевому назначению, подлежат взысканию в бюджет с применением штрафных санкций, включая начисление пени, в порядке, предусмотренном Положением о порядке оформления и отражения в бухгалтерском учете льгот, предоставленных юридическим лицам по налогам, таможенным и обязательным платежам в бюджет (рег. № 1463 от 2 апреля 2005 года) (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2005 г. № 14, ст. 105).
III. Заключительные положения
§ 1. Обеспечение исполнения обязательств в рамках реализации Программы локализации
20. При исключении проекта из Программы локализации предприятие, реализующее проект, лишается налоговых и таможенных льгот, указанных в пункте 1 настоящего Положения, начиная с момента вступления в силу решения Кабинета Министров Республики Узбекистан об исключении проекта из Программы локализации.
21. Предприятия, не обеспечившие исполнения обязательств, предусмотренных Программой локализации, и исключенные на этом основании из Программы локализации, обязаны:
а) произвести перерасчеты с бюджетом по таможенным платежам в части остатков товаров (компонентов), ввезенных ранее для производства локализуемой продукции. Перерасчеты производятся без применения штрафных санкций
б) перечислить в бюджет в течение трех дней со дня вступления в силу решения об исключении из Программы локализации остаток неиспользованных средств, числящихся на счете 8840 «Налоговые льготы с целевым использованием» (в части льгот по локализуемой продукции), за минусом средств, уплаченных по таможенным платежам, пересчитанным в порядке, предусмотренном подпунктом «а» настоящего пункта.
В случае несвоевременного перечисления данных средств начисляется пеня в соответствии с действующим законодательством.
Нормы настоящего пункта распространяются также на остаток неиспользованных средств после истечения льготного периода, то есть после окончания сроков, установленных в Программе локализации.
22. По предприятиям, не обеспечившим полного исполнения обязательств, предусмотренных Программой локализации по итогам года, но не исключенных из Программы локализации, выдача заключений по компонентам, используемым для производства локализуемой продукции, производится с учетом остатков компонентов, ввезенных с применением льгот в предыдущем году по решению Специальной комиссии по обеспечению реализации Программы локализации производства готовой продукции, комплектующих изделий и материалов на основе промышленной кооперации.
§ 2. Ответственность налогоплательщиков и контроль органов государственной налоговой и таможенной служб
23. Предприятия несут ответственность за правильность исчисления налогов и других обязательных платежей, с учетом предоставленных налоговых и таможенных льгот, и своевременность уплаты и представления расчетов в соответствии с законодательством и настоящим Положением.
24. Контроль за правильностью применения налоговых и таможенных льгот осуществляется органами государственной налоговой и таможенной служб Республики Узбекистан в соответствии с Налоговым и Таможенным кодексами Республики Узбекистан.
25. Настоящее Положение согласовано с Министерством экономики и Министерством внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан.
Министр экономики Б.ХОДЖАЕВ
Министр внешних экономических связей, инвестиций и торговли Э.ГАНИЕВ
г.Ташкент, 26 августа 2008 года.
Приложение к Положению о порядке применения налоговых и таможенных льгот предприятиями, на которых реализуются проекты утвержденной Программы локализации
Государственное налоговое управление _______________________
Информация
о ввозимых технологическом оборудовании, комплектующих изделиях и запасных частях к нему, а также компонентах, не производимых в республике, используемых в технологическом процессе
при производстве локализуемой продукции за «___» квартал 20___ года
Таможенная пошлина
В рассматриваемой ситуации предусматривается к правоотношениям, складывающимся в результате применения такого способа обеспечения исполнения обязательства по уплате таможенных платежей, как залог, применение гражданского законодательства лишь при определении предмета залога (т.е. того имущества, которое может быть передано в залог). Относительно иных аспектов правового регулирования залога в таможенном деле гражданское законодательство применяться не должно.

Однако следует учитывать, что договор залога или поручительства в гражданском законодательстве понимается как договор между залогодателем (поручителем) и кредитором в основном обязательстве, в то время как в публично-правовом обязательстве по уплате таможенных платежей, являющихся пошлинами или федеральными налогами, кредитором является государство, а не конкретный таможенный орган. Таможенный орган лишь выполняет определенные возложенные на него государственные функции. Таможенные платежи идут в федеральный бюджет и составляют часть государственной казны. Данная сфера общественных отношений не относится к гражданскому праву и гражданскому обороту, а приобретение государством прав на уплаченные ему платежи происходит на основании норм публичного права. Таможенному органу для самостоятельного выступления в качестве субъекта гражданских правоотношений и заключения гражданско-правовых договоров необходимо обладать статусом юридического лица. В противном случае таможенный орган может выступать в гражданском обороте только от имени государства в соответствии со ст. 125 Гражданского кодекса РФ. Статья 342 ГК РФ допускает последующий залог, если договором о предыдущем залоге последующий залог не был запрещен. Частью 2 ст. 86 Таможенного кодекса ТС предусмотрено, что плательщик вправе сам выбрать способ обеспечения исполнения им обязательства по уплате таможенных пошлин, налогов. Указаний на то, что залог таможенному органу имущества, являющегося предметом действующего договора залога, для обеспечения исполнения обязательства по уплате таможенных пошлин не допускается, Таможенный кодекс не содержит. Таким образом, не исключается юридическая возможность для плательщика передать в залог таможенному органу уже заложенное имущество. При этом следует учитывать, что требования последующих залогодержателей удовлетворяются за счет заложенного имущества после требований предшествующих залогодержателей.
Обеспечение уплаты таможенных платежей может производиться, в частности, в виде предоставления банковской гарантии и поручительства, которые регулируются гражданским законодательством Российской Федерации, а отношения в связи с выдачей банковской гарантии, представлением требований по банковской гарантии, выполнением гарантом обязательств и прекращением банковской гарантии — также положениями банковского законодательства. При этом гарантом может выступать только определенное лицо (лицо, внесенное в соответствующий реестр федеральным органом исполнительной власти в области таможенного дела). Для внесения в реестр лицо обязано представить в соответствующий орган заявление и документы согласно утвержденному перечню. Таким образом, отношения в связи с включением лица в такой реестр носят административно-правовой характер. При предоставлении банковской гарантии лицо выступает гарантом перед таможенным органом. При этом таможенный орган выступает не в качестве обычного участника гражданского оборота, а в качестве органа государства, выполняющего определенные функции государства, наделенного для этого соответствующей компетенцией и действующего в соответствии с указанной компетенцией. Такого рода отношения должны регулироваться нормами административного права, а не гражданского.
Обратимся к такому юридическому инструменту, как административный договор. В настоящее время такое понятие в действующем законодательстве отсутствует. Договорные связи в сфере государственного управления пока еще не получили своего четкого понимания и должного юридического оформления. Однако специалисты по административному праву обращаются к проблеме административных договоров, но внимание к данной проблеме не носит фундаментального характера, а скорее, носит характер отдельных замечаний, что обусловлено, в частности, элементарным отсутствием какой-либо приемлемой нормативно-правовой базы.
Некоторые эксперты полагают, что в тех договорных отношениях, в которых проявляются характерные признаки государственных органов как государственно-властных субъектов, наделенных соответствующими полномочиями прерогативного характера, применяются не нормы гражданского права, а нормы конституционного, административного, финансового права. Возникающие при этом правоотношения не являются гражданско-правовыми. Административные договоры опосредуют административно-правовые отношения, непременным участником которых выступает государственный (муниципальный) орган, должностное лицо или субъект с делегированными полномочиями. Государственный орган в административном договоре выступает именно как компетентный орган, реализующий управленческие функции и наделенный властными полномочиями.
Посредством заключаемых договоров обеспечивается интерес государства в получении причитающихся ему таможенных платежей. Безусловно, в настоящее время достаточных правовых оснований (исходя из содержания Таможенного кодекса ТС) для этого пока не имеется, но рассмотрение таких договоров именно как административных позволило бы „удержать“ правоотношения в рамках публично-правового регулирования и не перемешивать административное и гражданское право, когда для этого, наверное, нет действительно серьезных оснований 12.
В своей курсовой работе мне также хотелось бы затронуть аспект льгот по уплате таможенных пошлин, ведь благодаря указанному институту в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу участники таможенно-правовых отношений имеют возможность сократить свои финансовые, временные издержки. Льготы по уплате пошлин выступают не только средством юридического облегчения положения субъектов, но и эффективным инструментом внешнеэкономической политики государства.
Таможенный кодекс ТС как основополагающий акт таможенного законодательства, правовое регулирование вопросов, связанных с предоставлением таможенных льгот осуществляет фрагментарно и непоследовательно, не закрепляя ни понятие таможенных льгот, ни общие условия и гарантии их использования.
Отсутствие ясных законодательных данных, непоследовательное использование в нормативно-правовых актах различных терминов, относящихся к одному правовому явлению, усложняют правоприменительные процессы, существенно снижают эффективность правового регулирования.
Закон РФ О таможенном тарифе лишь, на мой взгляд усложняет проблему, поскольку в нем использованы в качестве синонимов понятия тарифная льгота и тарифная преференция, а также крайне неудачно определены эти понятия. Под тарифной льготой (тарифной преференцией), по мнению законодателя, следует понимать предоставляемую на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льготу в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу РФ, в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара. Таким образом, законодатель определение понятия льгота раскрывает через то же самое понятие, вступая в противоречие с законами формальной логики. Вызывает сомнения и тождественность понятий тарифная льгота и тарифная преференция.
В теории и практике таможенного права под тарифными преференциями принято понимать такие преимущества, которые применяются в зависимости от страны происхождения товара, перемещаемого через таможенную границу 13.
В существующих доктринальных определениях понятие таможенная льгота связывается с некоторыми преимуществами, предоставляемыми субъектам в рамках таможенно-правовых отношений, но содержание данного термина иногда носит очень узкий характер.
Большинство исследователей относят к таможенным льготам любые преимущества (исключения), касающиеся любых правил, установленных таможенным законодательством, в частности в сфере таможенных платежей, таможенного оформления и контроля товаров.
При этом авторы оперируют понятиями таможенные тарифно-налоговые преференции. таможенные преференции, тарифные льготы, таможенные привилегии и т.п. наполняя их различным смысловым содержанием и по-разному определяя их соотношение.
В этой связи необходимо отметить, что понятие привилегии наиболее часто употребляется в международных правовых актах в сочетании с понятием иммунитеты, которые в совокупности выступают важным элементом правового статуса отдельных категорий лиц (представителей международных организаций, сотрудников дипломатических представительств иностранных государств). При этом под иммунитетами понимается освобождение от юрисдикции судебных и административных учреждений в отношении тех действий, которые могут быть совершены этими лицами в связи с выполнением своих функций, неприкосновенность служебной корреспонденции и документов. К числу привилегий, как правило, относится освобождение от таможенных пошлин на предметы, предназначенные для личного и официального пользования, освобождение от досмотра багажа, освобождение от прямых налогов и сборов в отношении заработной платы, освобождение от личных повинностей. Очевидно, что в таком понимании привилегии и таможенные льготы соотносятся как целое и его часть.
При классификации таможенных льгот следует учесть, что они могут предоставляться различным субъектам: физическим лицам (при перемещении ими товаров не для коммерческой деятельности) беженцам или вынужденным переселенцам дипломатическим, консульским и иным представительствам, а также их сотрудникам юридическим лицам (при наличии оснований, установленных законом) государствам (в соответствии с международными соглашениями).
Кроме того, по времени действия льготы могут быть постоянными (бессрочными) и временными (устанавливаемыми на определенный срок). В отношении физических лиц, перемещающих товары для личного пользования в пределах установленных количественных и стоимостных ограничений, льготы применяются на постоянной основе. Установление льгот на определенный период времени характерно, например, для некоторых таможенных процедур. Например, товар может храниться на таможенном складе без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, как правило, не более трех лет (ст. ст. 229 ТК ТС). Это значит, что льготы в данном случае будут действовать лишь в течение этого срока 14.
Использование таможенных льгот позволяет субъекту облегчить условия перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу посредством уменьшения подлежащих уплате в процессе такого перемещения таможенных платежей, сокращения времени таможенного оформления и контроля.
Таможенные льготы можно рассматривать в качестве инструмента таможенной политики. Путем предоставления таможенных льгот государство способно стимулировать рост отечественного производства, особенно по направлению экспорта продукции, создавать выгодные для страны условия ввоза импортных товаров, тем самым активно вовлекая отечественных производителей в конкурентную борьбу 15. Кроме того, посредством установления таможенных льгот в отношении отдельных товаров или отдельных лиц Россия реализует взятые на себя международные обязательства
Таможенные льготы всегда представляют собой средство правовой дифференциации, исключение из общих правил. Следует отметить, что механизм таможенно-правового регулирования вообще обладает высокой степенью вариативности. В таможенном законодательстве сложно обнаружить тот общий порядок, исключения из которого, по сути, и являются таможенными льготами. Например, любая из специальных таможенных процедур (перемещение товаров физическими лицами, отдельными категориями иностранных лиц, перемещение транспортных средств) представляет собой целый комплекс таможенных льгот.
Кроме того, возникает вопрос о возможности рассмотрения в качестве таможенной льготы полное или частичное освобождение от уплаты таможенных платежей, предоставляемое в рамках отдельных таможенных процедур.
Каждая таможенная процедура определяет совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин (а также налогов, запретов и ограничений), установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей. Условия таможенных процедур должны применяться равным образом всеми категориями субъектов, поэтому нельзя сказать, что в рамках условий таможенного режима выделяется положение особой группы участников таможенно-правовых отношений. Между тем уже сам факт выбора субъектом определенной таможенной процедуры позволяет распространить на него отдельные условия, имеющие очевидно стимулирующий, льготный характер. Например, освобождение от уплаты таможенных пошлин при экспорте товаров.
По общему правилу правовые льготы должны устанавливаться в законодательстве и не могут носить индивидуальный характер. Особенностью таможенных льгот является то, что они устанавливаются Таможенным кодексом, Законом РФ О таможенном тарифе, но в случае с таможенными пошлинами они предоставляются и по решению Правительства РФ 16.
Правовое регулирование тех или иных отношений, возникающих и функционирующих в обществе, осуществляется в рамках политических приоритетов, вырабатываемых публичной властью. В области таможенного дела первостепенной задачей государства выступает развитие внешнеторговых отношений, активизация международного товарообмена, расширение возможностей для сбыта отечественной продукции. Продуманные, обоснованные политические установки в большинстве случаев приводят к развитию экономически выгодного производства, процветанию государства, повышению благосостояния его граждан. Наряду с таможенно-тарифным и нетарифным регулированием внешнеторговой деятельности, а также широким спектром таможенных процедур действенным инструментом государственного воздействия на отношения, складывающиеся в процессе перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, являются льготы. При этом данный институт, как никакой другой в таможенном праве, учитывает в большей степени частные интересы и востребован хозяйствующими субъектами в целях минимизации потерь при взаимоотношениях с таможенными органами 17.
Ответственность за нарушение таможенного права
И, наконец, лицо, получившее льготы по таможенным платежам, должно пользоваться или распоряжаться товарами и транспортными средствами, являющимися предметом нарушения таможенных правил, в соответствии с целями, отличными от тех, в связи с которыми льготы были предоставлены. Одного факта неиспользования товаров в тех целях, в связи с которыми были предоставлены льготы, для квалификации действий
лица по ч. 1ст. 421 КоАП РК недостаточно.
Под условным выпуском следует понимать только выпуск товаров для свободного обращения, сопряженный с обязательствами лица о соблюдении дополнительно установленных ограничений, требований или условий, обусловленных целевым использованием товаров [18]. В данном случае имеет место предоставление льгот по уплате таможенных платежей не в связи с заявлением определенного таможенного режима, а в связи с использованием товаров определенным образом. Таким образом, действия лиц, выразившиеся в несоблюдении ограничений и условий таможенных режимов, помещение товаров под которые в силу положений этого режима связано с предоставлением льгот по таможенным платежам, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 423 КоАП РК. Субъектом нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена рассматриваемой статьей, является не любое лицо, которое пользовалось или распорядилось товаром в иных целях, чем те, в связи с которыми предоставлены льготы, а только то, которому льготы
Также одним из наиболее часто совершаемых административных правонарушений, является деяния, предусмотренные статьёй 434 КоАП РК «Нарушение сроков уплаты таможенных платежей». Объектом данного административного правонарушения, выступает порядок уплаты таможенных платежей, взимаемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Казахстан - таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость, акцизов на отдельные виды товаров и минерального сырья и сбора за таможенное оформление (далее - таможенные платежи).
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в неуплате таможенных платежей в установленные сроки, а именно:
в день принятия таможенной декларации, если после выпуска товаров установлено, что таможенные платежи по каким-либо причинам не уплачены либо уплачены не в полном объеме
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!