Кому предоставляются льготы по земельному налогу

Вопрос: Государство позаботилось о пенсионерах: для них существуют налоговые льготы или полное освобождение от уплаты таковых. Кому предоставляются льготы по земельному налогу?
Вопрос: Государство позаботилось о пенсионерах: для них существуют налоговые льготы или полное освобождение от уплаты таковых. Кому предоставляются льготы по земельному налогу?
Официальная публикация в СМИ:
"Казанские ведомости", № 103/104, 04.06.2009
Вопрос: Государство позаботилось о пенсионерах: для них существуют налоговые льготы или полное освобождение от уплаты таковых. Кому предоставляются льготы по земельному налогу?
Ответ: Давайте попробуем разобраться, какие льготы приобрели налогоплательщики земельного налога, а каких лишились. Дело в том, что с 1 января 2006 года список налогоплательщиков, имеющих льготу на земельный налог, изменился. Изменилась и сама льгота. Теперь она предоставляется в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму в размере 10 тысяч рублей на территории одного муниципального образования.
Право на уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму в размере 10 тыс. рублей Налоговый кодекс предоставляет:
1) Героям Советского Союза, Героям России, полным кавалерам ордена Славы
2) инвалидам I и II группы
3) инвалидам с детства
4) ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, а также ветеранам и инвалидам боевых действий
5) физлицам, имеющим право на получение соцподдержки в соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года № 3061-1), в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ "О соцзащите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"
6) физическим лицам, принимавшим в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах
7) физическим лицам, получившим или перенесшим лучевую болезнь или ставшим инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.
Но это еще не все. Многие муниципалитеты воспользовались правом предоставления льгот отдельным категориям граждан. Они могут ввести на своей территории дополнительные налоговые льготы. Например, согласно решению Представительного органа муниципального образования г. Казани от 29.11.2005 № 2-3 "О земельном налоге" от уплаты земельного налога полностью освобождаются:
1) Герои Советского Союза, Герои России, полные кавалеры ордена Славы

2) ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также ветераны и инвалиды боевых действий
3) физические лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом РФ "О соцзащите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года № 3061-1), в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ "О соцзащите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"
4) инвалиды, имеющие II и III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лица, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности.
Также дополнительные льготы по земельному налогу предоставляются многодетным семьям, имеющим детей до 18 лет и проживающим в домах индивидуальной жилой застройки.
Для того чтобы получить эту льготу, необходимо до 1 марта представить в налоговую инспекцию по месту нахождения земельного участка документы, подтверждающие право на уменьшение налогооблагаемой базы.
Налоги и Право
повышение юридических знаний
Кому предоставят льготы по земельному налогу?
Комитет Госдумы по бюджету и налогам на заседании в пятницу рекомендовал принять в первом чтении законопроект об освобождении от уплаты земельного налога отдельных категорий граждан, которым в настоящее время на федеральном уровне предоставлено право на вычет из налоговой базы по данному налогу в размере 10 тысяч рублей.
В данную категорию входят Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры орденов Славы, инвалиды определенных степеней ограничения способности к трудовой деятельности, инвалиды детства, ветераны и инвалиды ВОВ и боевых действий, физические лица, имеющие право на получение социальной поддержки (чернобыльцы, лица, подвергшиеся радиационному облучению, лучевой болезни и т.д.).
Законопроект был внесен в Госдуму 18 мая 2011 года группой депутатов во главе с главой комитета Госдумы по финансовому рынку Натальей Бурыкиной (в Госдуме V созыва - глава подкомитета по налоговому законодательству).
Документ вносит изменения в статьи 391 и 395 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с действующим законодательством РФ стоимость земли определяется по ее кадастровой стоимости. Как говорится в пояснительных материалах к законопроекту, на момент принятия закона о предоставлении льгот кадастровая стоимость составляла в большинстве регионов от 10 тысяч рублей за гектар. При этом за садовый участок размером 6-12 соток гражданин платил земельный налог в размере 360-600 рублей в год.
В последующие годы была проведена новая кадастровая оценка земли. В отличие от прошедших лет, когда это делалось по единой методике, в настоящее время это право было передано местным органам, а Минэкономразвития РФ утвердило поправочные модуляторы, которые могли применяться к действующей кадастровой оценки в зависимости от наличия различных показателей (близость к транспортным путям: электрички, автобус, наличие других показателей инфраструктуры), в результате кадастровая стоимость возросла во многих районах, особенно пригородных, в 100 и более раз , - говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Документом устанавливается, что льгота распространяется на налогоплательщиков, которые являются собственниками земельного участка независимо от места регистрации физического лица и имеющих размер земельного участка менее 0,2 га (для Героев Советского Союза и РФ) и менее 0,1 га (для остальных перечисленных категорий).
Правительство РФ законопроект не поддерживает. Земельный налог является одним из основных источников формирования доходной базы местных бюджетов и в федеральный бюджет не зачисляется. Средства от уплаты данного налога направляются на решение социально-экономических задач, стоящих перед органами самоуправления. Реализация предлагаемых изменений приведет к сокращению доходов местных бюджетов , - говорится в официальном отзыве правительства РФ на законопроект.
Льготы по земельному налогу.
Читайте также:
Освобождаются от земельного налога:
земли заповедников, национальных и дендрологических парков, ботанических садов (кроме входящих в их состав сельскохозяйственных земель), опытные поля, используемые для научной деятельности
земельные участки, занятые автомобильными дорогами общего пользования и железнодорожными путями общего пользования
земельные участки организаций, осуществляющих социально-культурную деятельность и получающих субсидии из бюджета, организаций Федерации профсоюзов Беларуси, осуществляющих социально-культурную деятельность, а также санаторно-курортных и оздоровительных организаций и детско-юношеских спортивных школ независимо от формы собственности, предоставленные им в пользование для осуществления уставной деятельности
сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения, земли других категорий земель, предоставленные для ведения сельского хозяйства, подвергшиеся радиоактивному загрязнению, на которых введены ограничения по ведению сельского хозяйства, а также земли, на которых расположены захоронения радиоактивных отходов, продуктов, материалов и других веществ, загрязненных радионуклидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС
земельные участки, занятые спортивными сооружениями, являющимися основными базами подготовки национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта
земельные участки, предоставленные для строительства жилых домов организациям — на период их строительства
земельные участки религиозных организаций
земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения или улучшения их состояния на период, предусмотренный проектом производства работ
земельные участки общественных объединений инвалидов (их частных унитарных предприятий и учреждений), занятые принадлежащими им объектами здравоохранения, туризма, физической культуры и спорта, социального обеспечения, образования, культуры и искусства
земельные участки организаций потребительской кооперации, занятые объектами торговли и общественного питания, расположенные в сельской местности
иные земельные участки, ограничения (обременения) в отношении прав на которые установлены в соответствии с законодательными актами
Освобождение от земельного налога предоставляется с месяца, в котором возникло право на льготу. При утрате в течение календарного года права на льготу исчисление и уплата земельного налога производятся начиная с месяца, следующего за месяцем утраты этого права.
Плательщики-организации представляют в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по земельному налогу ежегодно не позднее 20 февраля текущего года, а по вновь отведенным после 20 февраля текущего года земельным участкам — не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором уполномоченным государственным органом принято решение, являющееся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок.
Уплата земельного налога производится:
организациями (за исключением садоводческих товариществ) — в течение налогового периода либо ежегодно (не позднее 22 февраля) либо ежеквартально равными частями не позднее 22-го числа второго месяца каждого квартала, а за земли сельскохозяйственного назначения не позднее 15 апреля, 15 июля, 15 сентября, 15 ноября — в размере одной четвертой годовой суммы земельного налога
Суммы земельного налога включаются организациями (кроме бюджетных организаций) и индивидуальными предпринимателями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.
Бюджетные организации в случае сдачи в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование зданий (помещений) и сооружений суммы земельного налога учитывают в состав затрат, связанных с их предпринимательской деятельностью.
По строящимся объектам суммы земельного налога подлежат включению в стоимость объектов незавершенного капитального строительства.
Не включаются в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, суммы земельного налога исчисленные на земельные участки, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению, с применением ставок земельного налога, увеличенных на коэффициент 10.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Плата за землю для физических лиц
Согласно ст. 269 Налогового кодекса собственники земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи являются плательщиками земельного налога.
Статьей 281 вышеуказанного Кодекса установлены льготы по уплате налога для физических лиц. Так, от уплаты этого налога освобождаются: инвалиды первой и второй групп, физические лица, воспитывающие трех и больше детей в возрасте до 18 лет, пенсионеры (по возрасту), ветераны войны и лица, на которых распространяется действие Закона № 3551, физические лица, признанные лицами, пострадавшими вследствие Чернобыльской катастрофы.
При этом такое освобождение распространяется на один земельный участок по каждому виду использования в границах предельных норм:
Рассмотрим некоторые вопросы, связанные с предоставлением льгот по уплате земельного налога физическим лицам.
Льготы по уплате земельного налога для супругов, воспитывающих троих и больше детей в возрасте до 18 лет
Кто из супругов, воспитывающих троих и больше детей в возрасте до 18 лет, может воспользоваться льготой по уплате земельного налога?
В соответствии со ст. 80 Земельного кодекса субъектами права частной собственности на землю являются граждане и юридические лица.
Земельный участок может находиться в общей собственности с определением доли каждого из участников общей собственности (общая долевая собственность) или без определения долей участников общей собственности (общая совместная собственность). Субъектами права общей собственности на землю могут быть граждане и юридические лица. Право общей собственности на землю удостоверяется государственным актом на право собственности на землю (ст. 86 Земельного кодекса).
При этом согласно п. 5 ст. 88 вышеуказанного Кодекса участник общей долевой собственности в соответствии с размером своей доли должен принимать участие в уплате налогов, сборов и платежей, а также в расходах по содержанию и хранению общего земельного участка.
В соответствии с п. 2 ст. 89 Земельного кодекса земельный участок супругов может принадлежать мужу и жене на праве общей совместной собственности без определения долей участников общей собственности. Разделение земельного участка, имеющего в общей совместной собственности, с выделением доли совладельца может быть осуществлено при условии предварительного определения размера земельных долей, являющихся равными, если иное не предусмотрено законом или не установлено судом (п. 5 ст. 89 Земельного кодекса).
Согласно статьям 269 и 270 Налогового кодекса плательщиками земельного налога, в частности, являются собственники земельных участков, земельных долей (паев), а объектами налогообложения - земельные участки, находящиеся в собственности, или земельные доли (паи), находящиеся в собственности.
В соответствии с п. 282.1.2 п. 281.1 ст. 281 Налогового кодекса от уплаты земельного налога освобождаются физические лица, воспитывающие троих и больше детей в возрасте до 18 лет.
Таким образом, если супруги воспитывают тро их и больше детей в возрасте до 18 лет, то каждый из родителей имеет право на льготу по уплате земельного налога за земельные участки, принадлежащие ему на правах частной собственности. При этом вид земельных участков и размер, относительно которых применяется льгота, определены п. 281.2 ст. 281 Налогового кодекса.
Вместе с тем если супруги владеют земельным участком на праве общей долевой собственности, то плательщиком земельного налога за земельный участок пропорционально своей доле является каждый из родителей и соответственно право на льготы по земельному налогу имеет каждый из них.
Если такие супруги владеют земельным участком на праве общей совместной собственности и разделение земельного участка не проводилось, то плательщиком земельного налога за такой участок является один из родителей, который и может воспользоваться льготой по уплате земельного налога.
Право на льготу по уплате земельного налога имеют физические лица, право собственности которых на земельные участки удостоверено надлежащими документами и данными государственного земельного кадастра. При этом физическое лицо для получения льготы по уплате земельного налога должен подать в контролирующий орган по местонахождению земельного участка заявление о предоставлении льготы и документы, удостоверяющие право такого лица на льготу (паспорт, свидетельства о рождении детей и т. п.).
Льготы по уплате земельного налога для членов садоводческого товарищества
В каком случае члены садоводческого товарищества освобождаются от уплаты земельного налога?
Статьей 35 Земельного кодекса определено, что граждане - члены садоводческого товарищества имеют право приватизировать земельный участок. Такая приватизация осуществляется без согласия на то других членов этого товарищества.
Земли общего пользования садоводческого товарищества являются его собственностью, к ним относятся земельные участки, занятые защитными полосами, дорогами, проездами, зданиями и сооружениями и другими объектами общего пользования. Использование земельных участков садоводческих товариществ осуществляется в соответствии с законом и уставами этих товариществ.
Согласно ст. 116 Земельного кодекса граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной либо коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в рамках полномочий, определенных этим Кодексом.
Статьей 281 Налогового кодекса определен круг лиц, освобожденных от уплаты налога. Освобождение от уплаты налога за земельные участки, предусмотренное для соответствующей категории физических лиц п. 281.1 этой статьи, распространяется на один земельный участок по каждому виду использования в границах предельных норм, в частности, для ведения садоводства - не более 0,12 га.
Если земельные участки приватизированы гражданами - членами садоводческого товарищества и каждый гражданин получил документ, удостоверяющий право на земельный участок, такие граждане, кроме тех, кому предоставлены льготы по земельному налогу согласно ст. 281 Налогового кодекса, самостоятельно уплачивают земельный налог в бюджет. За земельные участки общего пользования, находящиеся в собственности товарищества, земельный налог в бюджет уплачивается товариществом.
Статьей 286 этого Кодекса указано, что основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра.
Согласно ст. 126 Земельного кодекса документы, удостоверяющие право собственности или право пользования землей, являются Государственный акт на право собственности на земельный участок и Государственный акт на право постоянного пользования земельным участком.
Учитывая указанное, если физическое лицо имеет в собственности земельный участок, предоставленный для ведения садоводства, и этот участок удостоверяется Государственным актом на право собственности, только в этом случае указанное лицо имеет льготы по уплате земельного налога в соответствии со ст. 281 Налогового кодекса.
Согласно п. 284.1 ст. 284 этого Кодекса определено, что Верховная Рада АР Крым, областные, городские, поселковые и сельские советы могут устанавливать льготы по земельному налогу, уплачиваемому на соответствующей территории: частичное освобождение на определенный срок, уменьшение суммы земельного налога только за счет денежных средств, зачисляемых в соответствующие местные бюджеты.
Уплата земельного налога гаражно-строительным кооперативом, совладельцы которого относятся ко льготным категориям плательщиков
Распространяется ли льгота, предусмотренная ст. 281 Налогового кодекса, на собственников гаражей, если гараж находится в гаражно-строительном кооперативе?
Статьей 41 Земельного кодекса определено, в частности, что гаражно-строительным кооперативам по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления земельные участки для гаражного строительства передаются бесплатно в собственность или предоставляются в аренду в размере, устанавливаемом в соответствии с утвержденной градостроительной документацией.
Статьей 281 Налогового кодекса определен круг физических лиц, освобожденных от уплаты налога. При этом освобождение от уплаты налога за земельные участки, предусмотренное для соответствующей категории физических лиц, распространяется на один земельный участок по каждому виду использования в границах предельных норм, в частности, для строительства индивидуальных гаражей - не более 0,01 га.
Если физическое лицо имеет в собственности земельный участок, предоставленный для строительства индивидуального гаража и этот участок удостоверяется Государственным актом на право собственности, только в этом случае указанные лица имеют льготы по земельному налогу в соответствии со ст. 281 Налогового кодекса.
Таким образом, льготы, предусмотренные ст. 281 Налогового кодекса для собственников земельных участков или землепользователей - физических лиц, не распространяются на гаражно-строительные кооперативы - юридических лиц, даже если их совладельцы относятся ко льготным категориям плательщиков земельного налога, то есть гаражно-строительный кооператив должен уплачивать налог за земельный участок на общих основаниях.
Размещение временного сооружения
Имеет ли льготу по уплате земельного налога физическое лицо, разместившее на собственном земельном участке временное сооружение (МАФ)?
Согласно п. 287.6 ст. 287 Налогового кодекса при переходе права собственности на здание, сооружение (их часть) налог за земельные участки, на которых расположены такие здания, сооружения (их части), с учетом придомовой территории уплачивается на общих основаниях с даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.
Учитывая указанное, если субъект хозяйствования или физическое лицо приобрело здание, сооружение (их часть), налог за земельные участки уплачивается на общих основаниях с даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество с учетом придомовой территории, и налог уплачивается в соответствии с целевым (хозяйственным) назначением на основании данных государственного земельного кадастра.
Пунктом 281.2 ст. 281 Налогового кодекса установлен перечень видов использования земельных участков в границах предельных норм, на которые распространяется освобождение от уплаты налога за земельные участки, предусмотренное для соответствующей категории физических лиц п. 281.1 ст. 281 этого Кодекса.
При этом следует отметить, что земельный участок, на котором размещено временное сооружение (МАФ), ко льготной категории использования земель в границах предельных норм не относится и земельный налог уплачивается на общих основаниях .
Отсутствие документов, удостоверяющих право собственности на земельный участок
Имеет ли право на льготу по уплате земельного налога физическое лицо, относящееся к категории льготников, если отсутствуют документы на право собственности на земельный участок, который находится в пользовании (документы находятся в процессе оформления)?
Согласно статьям 269 и 270 Налогового кодекса плательщиками земельного налога являются, в частности, собственники земельных участков и землепользователи, а объектами налогообложения - земельные участки, находящиеся в собственности или пользовании.
Собственники земельных участков - это физические лица (резиденты и нерезиденты), которые согласно закону приобрели право собственности на землю в Украине (пп. 14.1.34 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса).
Землепользователи - это физические лица (резиденты и нерезиденты), которым в соответствии с законом предоставлены в пользование земельные участки государственной и коммунальной собственности, в том числе на условиях аренды (пп. 14.1.73 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса).
Согласно п. 286.1 ст. 286 вышеуказанного Кодекса основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра, который содержит совокупность сведений и документов о месте расположения и правовом режиме земельных участков, их оценке, классификации земель, количественной и качественной характеристике, распределении среди собственников земли и землепользователей, подготовленных согласно закону.
Соответствующие органы исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов по запросу территориального органа Миндоходов Украины по местонахождению земельного участка предоставляют информацию, необходимую для исчисления и взимания платы за землю.
Согласно ст. 125 Земельного кодекса право собственности на земельный участок возникает с момента государственной регистрации этих прав.
Статьей 126 этого Кодекса определено, что право собственности, пользование земельным участком оформляется согласно Закону № 1952.
Учитывая указанное, а также ст. 206 Земельного кодекса, согласно которой использование земли в Украине является платным, в случае, если физическое лицо пользуется земельным участком, но отсутствуют документы, удостоверяющие право собственности на земельный участок, оснований для неуплаты земельного налога нет.
Что касается права на льготу по уплате земельного налога, то право на нее имеют лица, являющиеся плательщиками в соответствии со ст. 269 Налогового кодекса, то есть собственники земельных участков, право собственности на земельные участки которых удостоверено надлежащими документами и данными государственного земельного кадастра. То есть физическое лицо, относящееся к категории лиц, которые имеют право на льготы по уплате земельного налога, получит право на льготу в соответствии со ст. 281 Налогового кодекса только после получения права собственности на земельный участок в законодательно установленном порядке и внесения соответствующих данных в государственный земельный кадастр.
Для получения льготы собственник земельного участка должен представить в контролирующий орган по местонахождению земельного участка документы, удостоверяющие его право на льготу. При этом если право на льготу у плательщика возникает в течение года, то он освобождается от уплаты налога начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло это право (п. 284.2 ст. 284 Налогового кодекса).
Льготы, предусмотренные для физических лиц, не распространяются на ЖСК
Распространяется ли льгота, предусмотренная ст. 281 Налогового кодекса для собственников квартир, если квартира находится в многоквартирном жилом доме, жилищно-строительном (жилом) кооперативе?
Статьей 40 Земельного кодекса определено, что гражданам Украины по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления могут передаваться бесплатно в собственность или предоставляться в аренду земельные участки для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий в пределах норм, определенных этим Кодексом.
Согласно ст. 41 Земельного кодекса жилищно-строительным (жилищным) кооперативам по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления земельные участки для жилищного строительства передаются бесплатно в собственность или предоставляются в аренду в размере, устанавливаемом согласно утвержденной градостроительной документации.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса земельные участки, на которых расположены многоквартирные жилые дома, а также принадлежащие им здания, сооружения и придомовые территории государственной или коммунальной собственности, предоставляются в постоянное пользование предприятиям, учреждениям и организациям, осуществляющим управление этими домами.
В случае приватизации гражданами многоквартирного жилого дома соответствующий земельный участок может передаваться бесплатно в собственность или предоставляться в пользование объединению владельцев.
То есть если физическое лицо имеет в собственности земельный участок, предоставленный для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок) и этот участок удостоверяется Государственным актом на право собственности, только в этом случае указанные лица имеют льготы по земельному налогу в соответствии со ст. 281 Налогового кодекса.
Учитывая приведенное, льготы, предусмотренные ст. 281 Налогового кодекса для собственников земельных участков или землепользователей - физических лиц, не распространяются на многоквартирные жилые дома, жилищно-строительные (жилищные) кооперативы - юридических лиц даже если их совладельцы относятся ко льготным категориям плательщиков земельного налога, то есть ЖСК должны уплачивать налог за земельный участок на общих основаниях.
Пенсионер - собственник нежилого помещения
Распространяется ли льгота по уплате земельного налога на физическое лицо - пенсионера, который является собственником нежилого помещения (его части)?
Согласно п. 286.6 ст. 286 Налогового кодекса за земельный участок, на котором расположено здание, находящееся в пользовании нескольких юридических или физических лиц, налог начисляется каждому из них пропорционально той части площади здания, которая находится в их пользовании, с учетом придомовой территории. Эта доля определяется соотношением общей площади помещения к общей площади всех помещений в доме.
Перечень лиц, освобожденных от уплаты земельного налога, определен ст. 281 Налогового кодекса.
При этом освобождение от уплаты налога за земельные участки, предусмотренное для соответствующей категории физических лиц п. 281.1 этой статьи, распространяется на один земельный участок по каждому виду использования в границах предельных норм, установленных п. 281.2 ст. 281 Налогового кодекса.
Таким образом, гражданин - собственник нежилого помещения (его части) в доме уплачивает земельный налог с даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество с учетом придомовой территории, поскольку льгота не распространяется на граждан по вышеуказанному целевому назначению земельного участка.
Оксана Екасева . начальник Управления местных налогов и сборов, платы за землю Департамента налогообложения и контроля объектов и операций Министерства доходов и сборов Украины Руслан Бурлака . начальник отдела платы за землю с физических лиц
Перечень использованных документов
Еще материалы на тему:
Рассмотрим, включаются ли суммы уплаченной арендной платы за земельный участок в расходы физического лица - предпринимателя, которое применяет общую систему налогообложения.
Предлагаем вашему вниманию ответы на вопросы, поставленные во время проведения телефонной линии.
Сколько налоговых деклараций по плате за землю (земельный налог и/или арендная плата за земельные участки государственной или коммунальной собственности) должно представить юридическое лицо, имеющее участки в разных населенных пунктах или в разных районах одного населенного пункта (города), которые относятся к одному контролирующему органу, но коды органов местного самоуправления согласно КОАТУУ разные.
С 01.01.2015 г. к местным налогам относятся налог на имущество и единый налог. Налог на имущество состоит, в частности, из платы за землю.
Документ. Какие льготы по подоходному налогу предоставляются родителям
Какие льготы по подоходному нало гу
предоставляются родителям
ВОПРОС: В каких размерах и с какого момента предоставляются льготы по подоходному налогу с граждан родителям, имеющим детей до 16 лет?
ОТВЕТ: В настоящее время порядок предоставления льгот по подоходному налогу для всех граждан, независимо от их социального статуса, регулируется ст.6 Декрета Кабинета Министров Украины "О подоходном налоге с граждан" от 26.12.92 г. N 13-92 (с изменениями и дополнениями), которой предусмотрено предоставление надлежащих гражданам льгот.
Для того чтобы ответить на вопрос, обратимся к п.2 ст.6 вышеуказанного Декрета. В нем установлено, что месячный совокупный налогооблагаемый доход одного из родителей уменьшается на размер необлагаемого минимума доходов граждан на каждого ребенка в возрасте до 16 лет, если месячный совокупный налогооблагаемый доход лица, которому предоставляется льгота, не превышает размера десяти минимальных заработных плат: (118 грн. х 10 = 1180 грн.).
Правом на уменьшение налогооблагаемого дохода пользуются также лица, которые не состоят в браке: матери-одиночки (отцы-одиночки), вдовы (вдовцы). В случае, если брак расторгнут, уменьшение налогооблагаемого дохода производится тому из родителей, с кем проживают дети.
С целью уменьшения количества справок о том, что другой из родителей (мать, отец) не пользуется льготой на детей в возрасте до 16 лет, уменьшение налогооблагаемого дохода производится, как правило, по месту работы матери.
При получении этой льготы по месту работы отца ребенка, что возможно по желанию супругов, он должен предоставить справку с места работы супруги о том, что она не пользуется этой льготой.
Уменьшение налогооблагаемого дохода граждан на детей производится на основании копии свидетельства о рождении ребенка (детей).
Если льгота получена по месту работы мужа, то он дополнительно предоставляет справку с места основной работы жены о том, что с ее дохода отчисление сумм на детей не производится.
Указанная льгота предоставляется начиная с дохода того месяца, в котором в бухгалтерию по месту основной работы были предоставлены документы, и сохраняется до конца года, в котором дети достигли 16-летнего возраста.
Вместе с тем, государство не забыло и о многодетных семьях (имеющих трех и более детей). При исчислении подоходного налога одному из родителей предоставляется также льгота в виде дополнительного уменьшения на 50% суммы начисленного подоходного налога (постановление Кабинета Министров Украины от 25.06.93 г. N 470 "О ставках налогообложения доходов работников, занятых на подземных работах в угольной промышленности, и уменьшении налога многодетным семьям").
Как видите, в этом случае обложение подоходным налогом с граждан является исключением из общего правила, т.е. учитываются два вида льгот.
Пример
Работница фирмы имеет троих детей до 16 лет. В мае начислен доход в сумме 900 грн. В этом случае совокупный налогооблагаемый доход работницы составляет 900 грн.
Определяем подоходный налог по основной шкале ставок: (900 грн. - (17 грн. х 3) - 170 грн.) х 20% + 19 грн. 55 коп. = 155 грн. 35 коп.
Начисленную сумму подоходного налога уменьшаем на 50%: 155 грн. 35 коп.х х 50% = 77 грн. 68 коп.
"Все о бухгалтерском учете" N 89 (635) от 26 сентября 2001 г.
Способы предоставления налоговых льгот
Содержание:
Введение……………………………………………………………. 3
1. Полное освобождение от уплаты налога:
1.1.НДС…………………………………………………………………..5
НДС……………………………………………………………………..12
3. Налоговые вычеты:
3.1.НДС…………………………………………………………………13
3.2.Налог на доходы физических лиц………………………………. 13
Налоги являются основным источником поступления средств в бюджет
Российской Федерации, а льготы уменьшают налоговое бремя юридических лиц и
позволяют более эффективно организовать работу предприятия, а также
увеличивают реальный доход физических лиц. Взимание налогов и
предоставление льгот предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Оно состоит из налогового кодекса и федеральных законов о налогах и
сборах.
Ведущее место в формировании доходов бюджета занимает налог на
добавленную стоимость. Это приблизительно 45% поступлений федерального
бюджета и 22% консолидированного бюджета. Второе место занимает налог на
прибыль. Он составляет более 20% консолидированного бюджета.
Налог[1] – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж,
взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения
принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или
оперативного управления денежных средств в целях финансирования
обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Налог как финансово-экономическая категория выражает денежные
отношения между государством и физическими/юридическими лицами по поводу
формирования бюджетов и внебюджетных фондов.
Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц,
уплата которого является одним из условий совершения в отношении
плательщиков сборов государственными органами, органами местного
самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами
юридически значимых действий.
Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и
. налоговая ставка,
. порядок исчисления налога,
. порядок и сроки уплаты налога.
В необходимых случаях при установлении налога в акте
законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые
льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Льготы по налогам и сборам – предоставляемые отдельным категориям
налогоплательщиков предусмотренные законодательством преимущества по
сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать
налог либо уплачивать его в меньшем размере.
в) инвестиционный налоговый кредит.
* * *
Ведущее место в формировании доходов бюджета занимает налог на добавленную
стоимость. Это приблизительно 45% поступлений федерального бюджета и 22%
консолидированного бюджета. Второе место занимает налог на прибыль. Он
составляет более 20% консолидированного бюджета.
1. Полное освобождение от уплаты налога
1.1. Полное освобождение от НДС
осуществляется тремя способами.
Первый [3]заключается в том, что организации и индивидуальные
предприниматели имеют право на освобождение от исчисления и уплаты налога,
если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма
выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и НСП не
превысит 1 миллиона рублей.
Лица, использующие право на освобождение, должны представить
соответствующее письменное уведомление и документы, подтверждающие право на
освобождение, в налоговый орган по месту учета.
Документами, подтверждающими право на освобождение (или продление его
срока), являются:
-выписка из бухгалтерского баланса (предоставляют организации),
-выписка из книги продаж,
-выписка из книги учета доходов и расходов хозяйственных операций
(предоставляют индивидуальные предприниматели).
Второй способ. Законодательством определены операции, не признаваемые
реализацией (передача безвозмездно объектов социально-культурной сферы и
жилищного фонда муниципальным органам, вклады в уставной капитал, вклады в
простое товарищество выполнение ремонтно-реставрационных работ,
выполняемых при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых
Пример
предоставления налоговой льготы по НДС
I. Ст. 149, п. 2, п.п. 15) НК РФ.
Общий объем выполненных работ за 2002 год ЗАО «Строитель» – 27,7 млн. руб.,
в том числе ремонтно- реставрационных работ – 5,2 млн. руб. (реставрация
фасада памятника истории и культуры федерального значения).
НДС=(27,7 – 5,2)*20%=4,5 млн. руб.
Необлагаемый оборот – 5,2 млн. руб.
Льготируемый НДС=5,2*20%=1,04 млн. руб.
II. Ст. 149, п. 3, п.п. 16) НК РФ.
Общий объем выполненных работ за 2002 год ООО «Импульс» - 7,8 млн. руб. в
том числе НИОКР в рамках договора с РКК «Энергия», по которому открыто
бюджетное финансирование, — 3,0 млн. руб.
НДС=(7,8 – 3,0)*20%=0,96 млн. руб.
Необлагаемый оборот – 3,0 млн. руб.
Льготируемый НДС=3,0*20%=0,6 млн. руб.
1.2. Полное освобождение от уплаты акцизов
I.Ряд товаров не признается подакцизными (лекарства, лечебно-
профилактические препараты, прошедшие государственную регистрацию,
ветеринарные препараты, парфюмерно-косметическая продукция).
II. В налоговом кодексе определены операции, не подлежащие налогообложению:
1) передача подакцизных товаров одним структурным подразделением, не
являющимся самостоятельным налогоплательщиком, для производства
подакцизных товаров другому такому же подразделению этой организации
2) реализация организациями денатурированного этилового спирта из всех
видов сырья
3) реализация организациями денатурированной спиртосодержащей продукции
4) реализация природного газа для личного потребления физическими лицами,
жилищными кооперативами
5) реализация нефтепродуктов налогоплательщиком.
III. Освобождение от налогообложения экспортеров. Происходит при наличии
поручительства банка. Экспортеры акцизы не начисляют и не уплачивают.
При отсутствии поручительства сумма акцизов начисляется и уплачивается
в бюджет, но подлежит возмещению. Это возмещение фактически является таким
видом льготы, как возврат ранее уплаченного налога.
Исторический пример[4].
Как и другие налоги, акцизы являются мощным рычагом регулирования
экономики, обращаться с которыми следует очень осторожно и умело, по
возможности прогнозируя последствия вводимых изменений. Так, всем понятно,
к чему привело в середине 90-х годов увеличение акциза на алкогольную
продукцию. Акциз был увеличен, казалось бы, совсем незначительно, всего на
5% (с 85 до 90%). Однако и финансовые, и общеэкономические, и социальные
последствия оказались весьма серьезными. Рост акцизов вызвал мгновенное
повышение цен на отечественную алкогольную продукцию. Далее спрос на нее
упал, - сначала магазины, а затем и предприятия стали затовариваться, на
большинстве из них производство остановилось. Образовавшаяся «ниша» была
немедленно заполнена. В коммерческих киоски крупных городов хлынул поток
* * *
1.3. Освобождение от уплаты налога на имущество
Применяется два способа предоставления льгот по налогу на имущество:
I. По видам организаций и по видам деятельности.
Отдельные виды организаций полностью освобождены от уплаты налога на
имущество. Это бюджетные организации, органы законодательной и
исполнительной власти, пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд
медицинского страхования, коллегии адвокатов, предприятия по переработке
сельхозпродукции, рыбы и морепродуктов (если выручка от этих видов
1.4. Освобождение от уплаты налога на пользователей автодорог
Полностью освобождаются от уплаты налога колхозы, совхозы, фермерские
хозяйства, другие объединения и организации, занимающиеся производством
сельхозпродкуции, если удельный вес доходов от ее реализации превышает 70%
от общей суммы доходов.
Освобождаются от уплаты налога также организации, осуществляющие
1.5. Освобождение от уплаты налога с продаж
Налог с продаж = (15,2 – 4,7)*5%=0, 525 млн. руб.
Необлагаемый оборот =4,7 млн. руб.
Льготируемый налог с продаж =4,7*5%=0,235 млн. руб.
* * *
1.6. Освобождение от уплаты налога на прибыль
25 глава налогового кодекса льгот по налогообложению прибыли не
предусматривает, однако в переходный период остается возможность
использовать льготы, предусмотренные законом 2116-1 и 110 ФЗ. (Льготы малым
предприятиям, не применяющим упрощенную систему отчетности льготы
организациям, осуществляющим приоритетные инвестиционные проекты и другие).
Переходный период подразумевал льготы малым предприятиям на 4 года,
При этом должны выполняться следующие условия:
1) предприятие соответствует критериям, установленным для отнесения к
субъектам малого предпринимательства:
б) формирование уставного капитала
2) предприятие должно быть вновь создано не на базе
ликвидированного/реорганизованного
Льгота применяется в течение 4-х лет. Если малое предприятие прекращает
деятельность до истечения 5-и лет, налог на прибыль рассчитывается в полном
объеме и вносится в бюджет с учетом корректировки по ставке
рефинансирования.
1.7. Освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц
Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения)
следующие виды доходов физических лиц:
. государственные пособия, за исключением пособий по временной
. единовременная материальная помощь
. стипендии и другие предусмотренные законодательством доходы.
Указанные доходы освобождаются от налогообложения при условии
предоставления налогоплательщиком документа, выданного соответствующим
органом местного самоуправления.
. доходы, не превышающие 2000 рублей, полученные по указанным в НК
основаниям.
1. 8. Освобождение от уплаты единого социального налога
От уплаты ЕСН освобождаются:
. организации любых организационно-правовых форм – с сумм выплат, не
НДС, уплаченный поставщиками за приобретенные ценности, по операциям,
облагаемым НДС, на расходы не относится, а подлежит возмещению из бюджета.
Налогоплательщики по приобретенным материалам, товарам, работам,
услугам имеют право на вычет, если выполняются следующие условия:
1) материалы, работы, услуги имеют производственное назначение товары для
продажи.
2) все эти материальные ценности используются по операциям, облагаемым НДС.
3) товарно-материальные ценности должны быть оприходованы, основные
средства введены в эксплуатацию, нематериальные активы приняты на учет.
4) ценности должны быть оплачены поставщикам.
5) наличие счета-фактуры поставщика, оформленного в соответствии с
установленным порядком.
Налоговым вычетам подлежат суммы НДС по командировочным расходам
(проезд, жилье) и НДС по представительским расходам (НДС выделяют по
расчетным ставкам и только в части нормируемых расходов) суммы НДС,
уплаченные на таможне по ввозимым товарам НДС, уплаченный с авансов НДС,
относящийся к возврату товаров НДС по объектам строительства, выполненным
хозяйственным способом на момент ввода в эксплуатацию.
3.2. Налог на доходы физических лиц
При определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на
получение следующих вычетов:
Стандартные вычеты:
1) в размере 3000 рублей за каждый месяц налогового периода
(распространяется на лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь и
другие заболевания, связанные с катастрофой на Чернобыльской АЭС)
2) налоговый вычет в размере 500 рублей за каждый месяц налогового периода
(распространяется на Героев Советского Союза и Героев Российской
Федерации, на лиц, награжденных орденом Славы трех степеней, участников
Великой Отечественной войны)
3) налоговый вычет в размере 400 рублей за каждый месяц налогового периода
(распространяется на лиц, перечисленных выше и действует до месяца, в
котором доход этих лиц, исчисляемый нарастающим итогом с начала
налогового периода, превысил 20000 рублей).
1) в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком на благотворительные
цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования,
социального обеспечения и другие подобные цели
2) в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое
обучение в образовательных учреждениях, а также за обучение своих детей в
возрасте до 24 лет на дневной форме обучения
3) в сумме, уплаченной за услуги по лечению налогоплательщика, а также его
супруга(и), родителей и (или) детей в возрасте до 18 лет
Имущественные вычеты:
1) в суммах, полученных от продажи жилых домов, квартир, дач…, находившихся
в собственности не менее пяти лет, но не превышающих 1000000 рублей, а
также от продажи иного имущества, находящегося в собственности не менее
трех лет, но не превышающей 125000 рублей.
2) в сумме, израсходованной на строительство (приобретение) жилого
. налогового кредита,
. инвестиционного налогового кредита.
5.1.Отсрочка/рассрочка
Отсрочка или рассрочка налога представляет собой изменение срока
уплаты налога при наличии соответствующих оснований, на срок от одного до
шести месяцев с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности.
Отсрочка или рассрочка налога могут быть предоставлены
заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
. причинении этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия или иных
подобных причин (проценты на сумму задолженности при этом не
начисляются)
. задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного
государственного заказа (проценты не начисляются)
. угрозы банкротства в случае единовременной выплаты налога (при этом на
5.2. Налоговый кредит
Налоговый кредит представляет собой изменение срока уплаты налога на
срок от трех месяцев до одного года при наличии хотя бы
одного из перечисленных выше оснований.
Налоговый кредит также может предоставляться по одному или нескольким
налогам. При этом проценты начисляются, если причиной предоставления
кредита является угроза банкротства и не начисляются по причине причинения
ущерба или задержки финансирования из бюджета.
5.3. Инвестиционный налоговый кредит
Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение
срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих
оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в
определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей
поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на
прибыль (доход) организации, а также по региональным и местным налогам на
срок от одного года до пяти лет.
Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе
уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия
договора. Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего
налога, по которому предоставлен кредит, за каждый отчетный период до тех
пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких
уменьшений, не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим
договором. Конкретный порядок уменьшения платежей определяется договором.
Если организацией заключено более одного такого договора, срок
действия которых не истек к моменту очередного платежа, накопленная сумма
кредита определяется отдельно по каждому из этих договоров. При этом
увеличение накопленной суммы кредита производится в отношении первого по
Инвестиционный налоговый кредит может предоставляться организации при
Таким образом, мы рассмотрели основные способы предоставления
налоговых льгот в общих чертах и на примере конкретных налогов для
физических и юридических лиц. Налоговые льготы являются важнейшим
инструментом государственного регулирования деятельности больших и малых
РЕШЕНИЕ Сургутской городской Думы от 17.03.1999 N 149-II ГД
СУРГУТСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
от 17 марта 1999 г. N 149-II ГД
О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ В 1999 ГОДУ
В целях стимулирования социально значимых для города видов деятельности в соответствии со статьей 56 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) от 31.07.98 N 146-ФЗ, Законом Ханты - Мансийского автономного округа от 26.06.98 N 59-оз "О стимулировании ускоренного ввода в разработку месторождений нефти на территории Ханты - Мансийского автономного округа", Положением о предоставлении налоговых льгот на территории города Сургута, утвержденным решением городской Думы от 05.02.98 N 73-II ГД, городская Дума решила:
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!