Формы налоговых льгот изъятие

/ Подготовка к ГОСам / Вопрос № 87. Налоговые льготы как важнейший элемент налоговой политики
Вопрос 87. Налоговые льготы как важнейший элемент налоговой политики.
Одним из основных инструментов государственного регулирования экономических процессов является налоговая политика, которая представляет собой систему целенаправленных действий государства в области налогообложения на основе экономических, правовых и организационно-контрольных мероприятий. Налоговая политика относится к косвенным методам государственного регулирования и является частьюфинансовой политики.
Задачи налоговой политики:
обеспечить государство финансовыми ресурсами
создать условия для регулирования хозяйства страны в целом
сгладить возникающее в процессе рыночных отношений неравенство в уровне доходов населения.
Цель налоговой политики – выработка и принятие управленческих решений в области налогообложения, направленных на реформирование налоговой системы страны.
Содержание и цели налоговой политики обусловлены объективными и субъективными факторами, политическим строем, задачами, стоящими перед государством.
В силу указанного представляется первостепенным сформировать концепцию налоговой политики с позиции экономической детерминированности, т.е. равновесия финансовых интересов государства и хозяйствующих субъектов. Отношения собственности на средства производства и предметы потребления, обусловливая распределение ресурсов между хозяйствующими субъектами и ограничивая тем самым их производственное и личное потребление, являются причиной возникновения противоречия между ограниченными размерами объекта собственности каждого отдельного хозяйствующего субъекта и изменчивым процессом налогообложения. Социально-экономический смысл налога — смена формы собственности или переход права собственности на финансовые ресурсы налогоплательщиков в государственную бюджетную сферу.
Существуют три типа налоговой политики:
1) политика максимальных налогов
политика разумных налогов
политика высоких налогов с одновременно высоким уровнем социальных гарантий.
В первом случае государство устанавливает высокие ставки налогов, сокращает налоговые льготы, преследуя только фискальную цель. Такая политика проводится государством в определенные моменты развития. Подобная политика была в Российской Федерации в 1992 г. Вместе с тем предпосылок для ее проведения не существовало, в силу чего она привела к негативным последствиям.
Во втором случае государство учитывает не только фискальные интересы, но и создает максимально благоприятные условия для развития экономики и предпринимательской деятельности. Данная политика приводит к сокращению налоговых поступлений в бюджет и, следовательно, к свертыванию социальных программ.
Третий тип налоговой политики представляет собой нечто среднее между второй и первой. Ее суть в установлении высокого налогообложения и значительного числа государственных программ.
Налоговая политика предусматривает введение н алоговых льгот — полного или частичного освобождения субъекта от налога в соответствии действующим законодательством.
Действующее законодательство предусматривает следующий перечень налоговых льгот:
необлагаемый минимум объекта
изъятие из налогообложения определенных элементов объекта
освобождение от уплаты налогов определенных категорий плательщиков
понижение налоговых ставок
целевые налоговые льготы, включая инвестиционные налоговые кредиты
прочие налоговые льготы.
По механизму действия налоговые льготы существенно отличаются друг от друга. В зависимости от того, на изменение какого из элементов налога направлены льготы, они принимают форму изъятий, скидок или налоговых кредитов .
Изъятие выводит из налогообложения отдельные объекты. По налогу на прибыль организаций не подлежит налогообложению, например, прибыль от производства технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов. В отношении налогов на имущество изъятия выражаются в освобождении от налогообложения отдельных видов имущества. Изъятия могут предоставляться как на постоянной основе, так и на ограниченный срок, а также как ко всем налогоплательщикам, так и к определенной их категории.
Скидки направлены на сокращение налоговой базы. В отношении налога на прибыль скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, т. е. плательщик имеет право уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые обществом и государством. В зависимости от влияния на результаты налогообложения, скидки могут быть разделены на лимитированные (размер скидок ограничен прямо или косвенно) и нелимитированные (налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов налогоплательщика).
Налоговый кредит - это льгота, направленная на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы. Налоговый кредит изменяет заинтересованному лицу срок уплаты налога от трех месяцев до одного года. Кредит может быть предоставлен по одному или нескольким налогам. Он предоставляется по заявлению заинтересованного лица и оформляется договором с уполномоченным органом.
Предоставляется налоговый кредит при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы
задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного им государственного заказа (в этих двух случаях проценты на сумму задолженности не начисляются)
угрозы его банкротства в случае единовременной выплаты им налога (проценты начисляются исходя из ставки рефинансирования ЦБР, действовавшей за период договора о налоговом кредите).
В договоре о налоговом кредите определяются:
сумма задолженности (с указанием налога, по уплате которого предоставлен кредит)
срок действия договора
начисляемые на сумму задолженности проценты
порядок погашения суммы задолженности и начисленных процентов
документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство
ответственность сторон.
Копия договора представляется в налоговый орган в пятидневный срок со дня заключения договора.
Выделяют:
Инвестиционный налоговый кредит (ИНК) - это предоставление организации возможности в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.
ИНК может быть предоставлен организации - плательщику соответствующего налога при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) проведение этой организацией НИОКР либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения отходами (в этом случае ИНК предоставляется на сумму кредита, составляющую 30% от стоимости приобретенного организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных целей)
осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов
выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению (в этих двух случаях ИНК предоставляется на суммы кредита, определяемые по соглашению с уполномоченным органом).
Целевой налоговый кредит - налоговая льгота, предоставляемая местными органами власти в пределах зачисляемой в местные бюджеты суммы налога налогоплательщику в случае выполнения им особо значимого заказа по социально-экономическому развитию территории или предоставления особо важных услуг населению данной территории.
Фактически целевой налоговый кредит означает, что в счет уплаты одного налога может засчитываться другой, т. е. происходит замена уплаты налога либо его части натуральным исполнением каких-либо значимых для данной территории работ конкретным налогоплательщиком.
Преференции - особые (предпочтительные) льготы, предоставляемые одним государством другому на началах взаимности или в одностороннем порядке без распространения на третьи страны чаще всего применяются в виде скидок или отмены таможенных пошлин. Преференциальный режим устанавливают экономически развитые государства в отношении развивающихся стран в рамках Всеобщей системы преференций. Преференции внутри стран устанавливаются в виде инвестиционного налогового кредита (отсрочка взимания налога) и целевой налоговой льготы для финансирования инвестиционных и инновационных затрат.
Понятие налоговой льготы
Система налоговых льгот
Виды налоговых льгот
Формы налоговых льгот
Правовое регулирование территориальных налоговых льгот
Литература
1.Понятие налоговой льготы
Льгота - это освобождение (полное или частичное) налогоплательщика, учитывающий его особенности, отсылать налога. Здесь необходимо упомянуть три обстоятельства. Во-первых, льгота - где ос-ния именно от уплаты, а не от налогового долга, по-скольку при отсрочке долга уплата налога остается, а освобождение (за определенный срок) касается только перерасчета налога, и по окончании определенного срока обязанность под- теряет реализации (налоговый кредит). Кроме этого, налоговая обязанность имеет три составляющие: налоговый учет, уплате налога и налоговой отчетности. И если плательщика может быть уволенных но от уплаты налога, то обязанность по учету и отчетности в него останется. Во-вторых, увольнение возможно в полном объеме, если плательщика вполне освобождены от уплаты, и в частичном, если сокращается налоговое давление за счет уменьшения объекта (предмета и т, др.). Или отсрочки уплаты налога. Третье обстоятельство - особенности плательщика. Они могут стосува-ваться его как непосредственно, характеризуя его (инвалид первой или второй группы, ветеран Великой Отечественной войны, предприятие с иностранными инвестициями), так и конкретного вида деятельности, которым он занимается (предприятие, вы-изготавливают сельхозпродукцию предприятия, осуществляют фрахт судов, и т.д..)
Законодательство о налогообложении, закладывая основы-ление налоговых льгот, в качестве льготных субъектов выделяет категории плательщиков, а не отдельных юридических или физических лиц, то есть выделяет определенную однородную группу налогоплательщиков, характеризующихся конкретному признаку, на основании которой фор -ется льготный налоговый режим. Все остальные плательщики по-ющих определяют объект налогообложения, вычисляют на-кову базу и сумму приложений в полном объеме согласно уста-них законодательством общим правилам.
Итак, налоговой Вильга признается освобождение налогоплательщика от начисления и уплаты приложении или уплата им налога в меньшем размере при наличии оснований, определенных законодательством Украины.
Освобождение от уплаты налога возможно в полном или част-ном объеме. При увольнении в полном объеме плательщик по-ющих полностью освобождается от начисления и уплаты налога. При увольнении в частичном объеме налогоплательщик ос-ся от уплаты налога только в определенной части его на-логового долга. Основаниями для предоставления налоговых льгот являются особенности, характеризующие определенную группу плательщиков по-ющих, вид их деятельности и объект налогообложения.
Правовое регулирование налоговых льгот осуществляется на двух уровнях. Первый - налоговые законы »закрепляющие принципиальные исключения для определенных категорий плательщиков или отраслей. Второй - подзаконные акты, осуществляют тактические цели в отношении конкретных субъектов и решающие более узкие цели.
Налогоплательщик вправе использовать налоговую льготу с момента возникновения соответствующих оснований для ее применения и в период всего срока ее действия самостоятельно, без-предварительного по-уведомление налоговых органов.
2. Система налоговых льгот
Систему льгот по налогам можно разделить на две группы. Первая - это сравнительно традиционные и стабильные освобождение от налога, независимо от изменения обстоятельств и даже государственного устройства.
Вторая группа льгот характеризуется определенной кратковременностью касающихся конкретных. В современных условиях становление ния налоговых систем и нестабильной хозяйственной и поли-ной ситуации эта группа отличается обилием льгот и постоянной их изменением. Видимо, закон о налоговой систе-му должен содержать прежде первую группу льгот, а второй имеет лишь касаться, поскольку она детализуватиметься при регулированием конкретного налогового платежа.
Характеристика налоговых льгот должна быть основана на равенстве области налогообложения. И при предоставлении льгот критерием должно стать материальное положение субъекта налогообло-жения. Основания для предоставления льгот вряд ли правомерными, если они не связаны с имущественным положением. Классифицируется-вать налоговые льготы можно по разным принципам. Чаще налоговую льготу определяют путем:
- налогового вычета, уменьшает базу налогообложения при начислении налога
- уменьшение налогового долга после начисления по налогу
- установления пониженной ставки налогообложения.
3. Виды налоговых льгот
1. Отчисления (изъятие) - вид льготы в области налого-обложения, которая заключается в выделении отдельных составных частей из общего объекта налогообложения с целью уменьшения на их величину объекта при начислении и уплате налога.
Этот вид льготы характеризуется тем, что механизм предо-ние льгот проецируется на объект налогообложения »которые непосредственно уменьшается. Подобные уменьшения объекта с целью налого-обложения можно классифицировать:
а) по видам плательщиков:
полные - предоставляются всем плательщикам
частичные - предоставляются определенным категориям плательщиков
б) по срокам:
постоянные - действуют постоянно в течение длительного периода времени
временные - действуют в течение определенного, заранее ограничения-женного периода (предприятия с иностранными инвестициями)
чрезвычайные - предоставляются в связи с появлением определенных вдруг-вых обстоятельств
в) по элементам объекта
имущественные - отчисления определенной части оподатковува-ного имущества
прибыльные отчисления - применяются части к дохода плательщика в зависимости от вида деятельности.
2. Скидка - вид льготы в области налогообложения, уменьшение-ет сумму налога на определенные величины. Совокупность этих величин, составляющих основу скидки определяется суммой расходов плат-ника, которые законодатель выводит из-под налогообложения путем уменьшения на эквивалентную сумму налоговой базы. Таким образом реализуется заинтересованность общества в определенной деятельности плательщика, стимулируются его расходы в запланированном направлении.
Здесь можно применить следующую классификацию отчислений (вы вовлечены) в области налогообложения (по видам плательщиков, за тер-минами, за элементами налоговой базы)
а) лимитированные скидки, размер которых ограничен прямо или опосредованных
b) не лимитированные скидки, при которых налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов налогоплательщика.
4. Формы налоговых льгот
Льготы по налогу являются исключениями из общей схемы начисление конкретного вида налога, закрепленные в нормативно-м акте и учитывают особенности, характеризующие пла-ка, объект, ставку или иные условия. При этом льготы найчасти-е является полным или частичным освобождением от налога. Льготы, претендующих на закрепление в основном законе, который ре-шишку налоговую систему, могут быть такие
- необлагаемый минимум объекта налога. Привья-зуватися к абсолютной величине денежной суммы в условиях инфляции не имеет смысла. Именно поэтому законодатель выделяет вели-чина, кратную минимальной заработной плате, затверджуеть-ся Верховной Радой Украины и автоматически увеличивается при изменении минимума зарплаты.
- Изъятие из обложения определенных элементов объекта налого-обложения. Чаще всего это часть дохода или иных объектов налога, которая направляется на деле, в реализации которых заинтересовано государство или местные органы самоуправления: природо-ронни меры освоения новых технологий.
- Освобождение от уплаты налога отдельных лиц или категорий плательщиков. Таким образом законодатель открывает большие воз-можности для получения реальных доходов при уменьшении налоговых изъятий, поскольку часто средства на содержание этих субъектов выделяются из бюджета,
Формы предоставления налоговых льгот
Формы налоговых льгот. Таким образом, льготы по налогу представляют исключения из общей схемы исчисления конкретного вида налога, Б. Очень избирательный подход необходим к предоставлению льгот по НДС. Налоговые льготы, их формы, порядок и условия предоставления. 2) в виде взносов в уставный капитал организации 3) полученными бюджетными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех Налоговые льготы (определение, виды, основания для предоставления). Налоговым законодательством предусматриваются следующие формы налоговых льгот: налоговые скидки (вычеты) налоговые изъятия налоговые Налог[1] – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве Пример предоставления налоговой льготы по налогу с Данные по формам статистической налоговой отчетности. Образец написания заявления для предоставления льготы по имущественным налогам Подробнее. Освобождения от уплаты налога можно разделить на виды по формам предоставления льготы. Целевой налоговый кредит — это замена уплаты налога (части налога) в денежном выражении натуральным исполнением. Программа для отчета по форме 2-НДФЛ. Программа для отчетности в ПФР. Программа для упрощенной системы налогообложения (УСН). Порядок предоставления налоговых льгот. Законодательство о налогообложении, закладывая основы предоставления налоговых льгот, в качестве льготируемых Некоторая терминологическая неопределенность подобных форм порождает много неточностей при Результаты оценки эффективности предоставления налоговых льгот представляются в форме аналитической записки (доклада), содержащей: Способы предоставления налоговых льгот. НДС как форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости и его место в доходах бюджета РФ.
Формы предоставления налоговых льгот
Налоговые льготы как элемент налогообложения и важнейший инструмент регулирующей налоговой политики
Несмотря на широкое использование в налоговой теории и практике понятия налоговые льготы, до сих пор не сложилось однозначного, четко определенного подхода к общему пониманию и видовому содержанию налоговых льгот, отсутствует развернутая классификация большого разнообразия видов налогового льготирования в отечественной и зарубежной практике. В последние годы сложилось также неоднозначное отношение Российских экономистов к оценке места, роли и направлений использования налоговых льгот в современной политике налогового реформирования. Поэтому обратиться именно сейчас к этим и другим вопросам, касающимся налогового льготирования, было бы крайне полезно.
Налоговые льготы одновременно выступают в двух основных ипостасях: как элемент налогообложения (структуры налога) и как важнейший инструмент политики налогового регулирования рыночной экономики.
В налоговом законодательстве должны быть четко определены элементы структуры налога (в Налоговом кодексе РФ - элементы налогообложения), то есть все основные внутренние составляющие условий и правила его взимания. Это необходимо для того, чтобы не допустить вольного толкования закона налогоплательщиками и налоговыми органами. Неопределенность, двусмысленность и недостаточная четкость трактовки всей совокупности элементов налога и налогообложения могут привести, во-первых, к созданию условий для уклонения (обхода) от налога его плательщиками на законных основаниях, во-вторых, к толкованию отдельных положений закона налоговыми органами в свою пользу и в ущерб для налогоплательщика. Значимость элементов налога (налогообложения) выражается в том, что в случае неопределения или нечеткого определения хотя бы одного из них, нельзя считать окончательным правовой факт установления обязательства для налогоплательщика по уплате налога (сбора). В таких ситуациях субъект может либо вообще не платить налог, либо уплачивать его на более выгодных для себя условиях. Подобные ситуации в свое время уже имели место в Российской налоговой практике. Итак, налоговые льготы наряду с налогоплательщиками, объектом налогообложения, налоговой базой, налоговой ставкой, налоговым периодом, порядком исчисления и сроками уплаты, являются основным элементом налогообложения.

Налоговые льготы - это формы практической реализации регулирующей функции налогов. Вместе с изменением массы налоговых начислений, манипуляцией способами и формами обложения, дифференциацией ставок налогов, изменением сферы их распространения и применением специальных налоговых режимов налоговое льготирование является одним из основных инструментов проведения государственной регулирующей налоговой политики. Налоговое регулирование предполагает целенаправленное воздействие государства на все стадии процесса расширенного воспроизводства с целью стимулирования (в отдельных случаях - сдерживания) предпринимательской, инвестиционной и трудовой активности, ускоренного накопления капитала в наиболее приоритетных отраслях экономики, развития прикладной науки, техники и социальной сферы.
Законом РФ Об основах налоговой системы Российской Федерации от 27.12.91 г. был предусмотрен следующий перечень налоговых льгот: необлагаемый минимум объекта обложения, изъятие из обложения определенных элементов налога, освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков, понижение налоговых ставок, вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период), целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочка уплаты налогов), прочие налоговые льготы.
В Налоговом кодексе РФ (ст. 56) дается следующее определение налоговых льгот: Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор, либо уплачивать их в меньшем размер. При этом в отличие от Закона об основах налоговой системы, в котором запрещается предоставление льгот, носящих индивидуальный характер, в Кодексе предусматривается в исключительных случаях возможность установления нормативными актами законодательства Российской Федерации, субъектов Федерации и представительных органов местного самоуправления индивидуальных льгот в части, соответственно, федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Нам представляется, что это шаг назад по сравнению с прежним налоговым законодательством, поскольку открывается широкий простор действиям лоббистского характера, не исключая самые негативные формы своего проявления. Видимо, было бы целесообразно исключить из Налогового кодекса положения, касающиеся возможности индивидуализации налоговых льгот.
В Налоговом кодексе РФ отсутствует полный перечень видов налоговых льгот, а также, если следовать логике его разработчиков, не признаются таковыми общие для многих налогоплательщиков налоговые вычеты и скидки, что противоречит общепринятому подходу к понятию налоговых льгот как инструмента налогового регулирования. Общие налоговые вычеты и скидки также, как и другие виды налоговых льгот, в том числе специальные или частные, имеют ту или иную регулирующую направленность (стимулирующую, инвестиционную, социальную и т.д.). Кроме того, разработчики Кодекса и законодатели не связывают с налоговыми льготами ни отсрочку (рассрочку) налогов, ни налоговый кредит, включая инвестиционный. Они рассматривают их лишь как возможные способы изменения срока исполнения налогового обязательства, лишая эти льготы своей регулирующей функции. Результатом такого ошибочного, на наш взгляд, теоретического подхода явилось законодательное ограничение стимулирующих возможностей отсрочек, налоговых и инвестиционных налоговых кредитов как форм налогового льготирования. К тому же, на определенный период времени и отсрочка (рассрочка) платежа и налоговый кредит предполагают для пользователя уменьшение налогового обязательства, что вполне соответствует понятию налоговой льготы, согласно Кодексу.
Таким образом, следует уточнить содержание искомого понятия. Налоговые льготы в целом, как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики государства, представляет собой совокупность способов, прав и обязанностей уменьшения (полного или частичного) налоговых обязательств налогоплательщиками в той или иной законодательно установленной форме налоговых освобождений, налоговых скидок и налоговых кредитов с целью государственного налогового регулирования экономики и решения социальных задач.
Налоговые льготы следует рассматривать с широкой и узкой точек зрения. В широком смысле, они предусматривают все без исключения известные виды налогового льготирования: налоговую амнистию, возврат ранее уплаченных налогов, налоговые каникулы, понижение налоговых ставок, налоговые изъятия, инвестиционные премии, налоговые скидки и налоговые кредиты. В узком смысле, из всего перечня налоговых льгот исключаются и выделяются в самостоятельные виды налоговые скидки и налоговые кредиты.
Таким образом, все налоговые льготы можно разделить на три основные укрупненные группы: налоговые освобождения, налоговые скидки и налоговые кредиты. В основе такой общей классификации лежат различия в методах льготирования в результате их влияния на изменение какого-либо конкретного элемента структуры налога (объект, плательщик, ставка, налоговая база, окладная сумма налога).
Кроме того, все налоговые льготы можно классифицировать по ряду признаков на следующие группы:
1. Личные льготы и налоговые льготы для юридических лиц. К первым относят обычно необлагаемый минимум объекта налогообложения, личные и семейные скидки при подоходном и поимущественном обложении физических лиц. Все прочие налоговые льготы связаны с юридическими лицами.
2. Общие для всех налогоплательщиков льготы (например, исключение из налоговой базы стоимости имущества, равной необлагаемой сумме, по налогу на наследство или дарения) и специальные (частные) налоговые льготы для отдельных категорий плательщиков (например, для малых предприятий, некоторых видов деятельности, групп населения и т.д.).
3. Безусловные и условные налоговые льготы. В первом случае не требуется никаких дополнительных условий для получения права на льготу, во втором - получение ее предполагает наличие определенных дополнительных оснований (например, целевые налоговые скидки и кредиты, включая инвестиционные).
4.Общеэкономические и социальные налоговые льготы. Последние касаются не только налога на доходы физических лиц, но и предусмотрены в механизме налогообложения прибыли (к примеру, по инвалидам, в части расходов предприятий на благотворительные цели, на содержание социально-культурных объектов и др.).
Теперь рассмотрим более подробно экономическое содержание, характерные особенности и состав названных выше трех основных укрупненных групп налоговых льгот: налоговые освобождения, налоговые скидки и налоговые кредиты (см. Рис. 1).
Рис. 1. Классификация и состав системы налоговых льгот
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!