13 Льготы суммы жилья

Льготы по жилью - тому, кто строит
(Романова Н.)
("Бизнес-адвокат", N 8, 1998)
Текст документа
ЛЬГОТЫ ПО ЖИЛЬЮ - ТОМУ, КТО СТРОИТ
Н. РОМАНОВА
Н. Романова, юрист фирмы "Общий аудит".
Одна из значительных льгот, которая предусмотрена Законом РФ "О подоходном налоге с физических лиц", предоставляется застройщикам (покупателям) жилья. Практическая реализация данной льготы неизбежно вызывает трудности. Правильное понимание законодательства о подоходном налоге - залог успешного применения этой льготы.
Законодательство и его применение
Как известно, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Если посмотреть на Закон РФ "О подоходном налоге с физических лиц" (далее - Закон) и Инструкцию Государственной налоговой службы по применению данного Закона (далее - Инструкция), то отчетливо прослеживаются различия между тем, что написано в Законе и Инструкции.
Чем же руководствоваться налогоплательщику? Очевидно, что надо принимать во внимание как нормы Закона, так и положения Инструкции (см. таблицу). В соответствии со ст. 25 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 (ред. от 21 июля 1997 г.) "инструкции и методические указания по применению законодательства о налогах издаются Государственной налоговой службой РФ по согласованию с Министерством финансов РФ". Таким образом, инструкции Госналогслужбы России, изданные в установленном законом порядке, являются официальным источником, разъясняющим порядок применения законов о налогах. Другой вопрос: как быть с многочисленными письмами, определяющим конкретный механизм налогообложения? Согласно письму ВАС РФ от 31 мая 1994 г. N С1-7/ОП-373 рекомендации и разъяснения Государственной налоговой службы РФ не являются нормативными актами и не могут служить основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности. На основании этого можно сделать вывод, что рекомендации и разъяснения Госналогслужбы России имеют вспомогательный характер и издаются с целью устранения каких-либо неопределенностей.
Условия предоставления льготы
Для начала определимся с тем, что льгота, связанная с приобретением жилья, предоставляется только по одному объекту. С 1996 г. гражданин в течение 3-х лет имеет право на исключение из облагаемого совокупного дохода расходов на строительство дачи. В феврале 1997 г. этот гражданин покупает квартиру. Будет ли предоставляться льгота одновременно по строительству дачи (оставшиеся 2 года) и на приобретение квартиры? Как следует из письма ГНИ по г. Москве от 20 августа 1997 г. N 11-13/19427 льгота на строительство (приобретение) жилья одновременно по двум объектам не предоставляется.
Другой вопрос, с которым сталкиваются при применении данной льготы, - возможность ее распространения на суммы, на которые были куплены жилищные сертификаты. В соответствии с письмом ГНИ по г. Москве от 30 мая 1996 г. N 11-13/11319 льгота не предоставляется физическим лицам, заключившим с юридическими лицами договоры на покупку жилищных сертификатов, так как в данном случае они приобретают не жилье, а ценные бумаги. Право на льготу у данной категории граждан возникает с момента заключения с эмитентами жилищных сертификатов договора купли - продажи квартиры. В другом письме государственной налоговой инспекции указано, что рассматриваемая льгота на суммы, направленные гражданами на приобретение жилищных облигаций, не распространяется, поскольку владельцы облигаций еще не являются застройщиками и имеют право продать их любому лицу. "С момента возникновения у гражданина права собственности на квартиру (жилой дом, дачу или садовый домик) эта льгота распространяется на владельца облигаций жилищного займа" (письмо ГНИ по г. Москве от 15 августа 1996 г. N 11-13/17685). Жилищным сертификатом признается особый вид облигаций с индексируемой номинальной стоимостью, удостоверяющих право их собственника на приобретение собственником квартиры (квартир) при условии приобретения пакета жилищных сертификатов в установленном порядке (Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1182).
Согласно письму ГНС РФ от 14 февраля 1997 г. N 08-1-07 "льгота, предусмотренная пп. "в" п. 14 Инструкции Госналогслужбы России от 29 июня 1995 г. N 35, применяется только по суммам, направленным физическими лицами, являющимися застройщиками либо покупателями, из личных доходов на новое строительство или приобретение жилья. При получении жилья посредством договоров мены, дарения или путем оформления наследства названная льгота по подоходному налогу предоставлена быть не может". Как показывает практика, сторонам часто выгоднее и удобнее заключить, например, договор мены, чем купли - продажи. Тем более что по договору мены "каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен" (п. 2 ст. 567 ГК РФ). Эта норма, а также то, что "право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли - продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества" (п. 2 ст. 218 ГК РФ), позволяет сделать вывод о необоснованной позиции налоговых органов в отношении применения рассматриваемой льготы, которая должна применяться только в случае заключения сторонами договора купли - продажи. Тем более что Закон РФ "О подоходном налоге с физических лиц" говорит о том, что льгота применяется при приобретении жилья. Способы и порядок приобретения в Законе не определены. Конечно, нельзя забывать о том, что к налоговым отношениям гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством (п. 3 ст. 2 ГК РФ). Однако в данном случае нормы ГК РФ и Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" не вступают в противоречие друг с другом. Несмотря на это, у налоговых органов позиция определена однозначно - на договоры мены льгота не распространяется.
Порядок обжалования решения налоговой инспекции
Нередки случаи, когда налогоплательщики, не согласные с решением налоговой инспекции, пытаются обжаловать неправомерные, на их взгляд, решения инспекции. При этом следует учитывать следующие обстоятельства.
По своему желанию можно обратиться с жалобой в суд или вышестоящую налоговую инспекцию. Решение по жалобе должно быть принято не позднее месяца со дня ее поступления. Подача жалобы не приостанавливает обжалуемого действия должностных лиц государственных налоговых инспекций (Закон РФ "О государственной налоговой службе РСФСР" от 21 марта 1991 г. N 943-1, ред. от 16 ноября 1997 г.).
Судебный порядок обжалования имеет свои особенности. Во-первых, на государственные органы, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений). Во-вторых, вы должны доказать факт нарушения своих прав и свобод, но освобождены от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (абз. 2 ст. 6 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993 г. N 4866-1, ред. от 14 декабря 1995 г.).
В том случае, когда вы считаете, что переплатили в бюджет, и захотите возвратить свои деньги или будет признано, что согласно решению налоговой инспекции вы неправомерно заплатили суммы налога и финансовых санкций, вы не сможете взыскать проценты, предусмотренные ст. 395 ГК РФ. В таких случаях гражданами на основании ст. ст. 15 и 16 ГК РФ могут быть предъявлены требования о возмещении убытков, вызванных в том числе необоснованным взиманием экономических (финансовых) санкций (абз. 3 п. 2 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8). Возмещение убытков предусматривает то, что вам надо будет доказать факт уплаты финансовых санкций, факт причинения убытков и причинно - следственную связь между этими событиями. И если первые два факта еще можно доказать, то определить причинно - следственную связь и подтвердить ее документально проблематично.
В связи с этим надо бы лишний раз подумать, а стоит ли затевать спор с налоговыми органами и не лучше ли сразу заплатить установленные налоги. В пользу такой точки зрения говорит судебная практика в налоговых спорах при неопределенности в вопросах налогового и гражданского права, суды решают, как правило, дело в пользу бюджета, т. е. налоговых органов.
Таблица
Закон РФ "О подоходном налоге Инструкция Госналогслужбы РФ
с физических лиц" "По применению Закона РФ
от 7 декабря 1991 г. N 1998-1 "О подоходном налоге с
(ред. от 31 декабря 1997 г.) физических лиц"
от 29 июня 1995 г. N 35
(ред. от 8 декабря 1997 г.)
абз. 6 Не облагаются подо - абз. 25 Не облагаются подоход -
пп. ходным налогом заемные пп. ным налогом заемные
"я.13" средства, полученные "я.13" средства, полученные
п. 1 физическими лицами на п. 8 физическими лицами на
ст. 3 льготных условиях на льготных условиях на
строительство (приоб - строительство (приоб -
ретение) жилого дома ретение) жилого дома
или квартиры в соот - или квартиры в соот -
ветствии с законода - ветствии с законода -
Налоги, которые нам возвращают
Налоговый кодекс (НК), вступивший в силу два года назад, изменил налоговые льготы при покупке жилья. Фактически покупатель жилплощади вправе вернуть 13% от суммы сделки, не превышающей 600 000 руб. после подачи декларации о своих доходах. На практике ситуация складывается не так просто: в иных случаях выплаты могут растянуться. на всю жизнь.
На возврат может рассчитывать не каждый покупатель. Так, например, льготу не получат пенсионеры и несовершеннолетние. Она предназначена лишь для тех, кто платит налог с собственных доходов. Полагающиеся по закону деньги (имущественный налоговый вычет) возвращаются единовременно или частями - в соответствии с суммами, которые вносились в свое время как налог с дохода. Однако существует и "лимит", установленный государством: с 2001 года вычет при покупке жилья может быть не более 600 000 руб. ($18 750). Следовательно, максимальная сумма, которую удастся вернуть новому собственнику, составляет 78 000 руб. (600 тыс. руб./ 0,13). Претендовать на эту льготу (имущественный налоговый вычет) может и покупатель жилья на вторичном рынке, и дольщик, ставший собственником. Впрочем, вычет предоставлялся и раньше. Только выплаты по нему не длились бесконечно: льгота действовала лишь в течение трех лет. Теперь, купив жилье, вы можете заявить о своем праве на вычет в любое время, хотя бы и спустя несколько лет после заключения договора купли-продажи. По срокам продолжительность выплат также не ограничена, поэтому у покупателя появился шанс вернуть все, что ему положено по закону, а не то, что он успеет. Правда, в НК есть существенная оговорка: такая возможность предоставляется всего один раз в жизни, при покупке жилья. Несмотря на то что часть покупателей еще имеют довольно смутные представления о льготе, многие уже успешно реализуют свое право. Так, по данным официального сайта МНС РФ, в этом году имущественные вычеты по приобретению жилья были заявлены в 334 тысячах деклараций по России, а расчетная сумма возврата составила 3 млрд рублей.
Ожидание длиною в жизнь
Получение льготы - забота покупателя. Налоговая инспекция не будет направлять к вам гонца с радостной вестью, а если и пришлет извещение с приглашением, то только затем, чтобы поинтересоваться источником вашего дохода. Поэтому вам самому предстоит позаботиться о получении вычета. А именно - до 30 апреля подать налоговикам декларацию о доходах вместе с письменным заявлением о предоставлении льготы. Кроме того, необходимо документально подтвердить ваше право собственности на жилье и факт "расплаты" с продавцом. Затем придется запастись терпением и ждать лета: отчисленные в прошлом году деньги вряд ли вернутся к вам раньше конца августа.
Поясним на примере, как работает механизм расчетов. Допустим, вы купили квартиру за 600 000 руб. При этом ваш годовой доход, облагаемый по ставке 13%, составил 80 000 руб. Следовательно, как законопослушный налогоплательщик вы отдали за этот период государству 10 400 руб. (80 тыс. руб. x 0,13). Именно эти деньги вам и вернут. Точно так же будет рассчитываться и следующая сумма, которую вы получите через год. При условии, что ни ваши доходы, ни закон не изменятся, все деньги - 78 000 руб. - вернутся к вам через семь с половиной лет (78 тыс. / 10,4 тыс.). Понятно, чем выше уровень ваших официальных доходов, тем быстрее завершится "круговорот" денег. И наоборот: при вашей официальной зарплате в 1 000 руб. выплаты закончатся через 50 лет! Подобная перспектива ожидает многих наших сограждан: работодатели по-прежнему предпочитают не отражать истинные размеры зарплат своих сотрудников, занижая эти суммы на бумаге в несколько раз.
Перед выбором
Приведенный пример далек от жизни, - он лишь поясняет схему расчета. Сегодня стоимость квартиры уже давно "перевалила" за отметку в $18 750 (те самые льготные 600 тыс. руб.). Продавцы комнат пока оценивают свое жилье дешевле. Если жилье стоит меньше 600 000 руб. то льгота будет начисляться только с той суммы, которую заплатил покупатель. В случае, когда квартира обойдется дороже установленного "лимита", покупатель получит максимум 78 000 руб. в качестве компенсации подоходного налога.
Обратите внимание, когда речь идет о налоговом вычете, в расчет принимается сумма, указанная в договоре купли-продажи. Поэтому, выбирая, какую стоимость указывать в этом документе - рыночную или инвентаризационную, как следует взвесьте все "за" и "против". Если договор будет удостоверять нотариус, рыночная цена увеличит сумму государственной пошлины, но вы сможете максимально использовать налоговую льготу. ПИБовская стоимость позволит сэкономить на уплате пошлины и вместе с тем снизит сумму льготы по подоходному налогу. И, наконец, не забывайте о риске, возникающем при расторжении сделки: продавец вернет лишь сумму, что указана в договоре. Казалось бы, выбор очевиден. Однако существует немало факторов, влияющих на окончательное решение покупателя. Допустим, он не заинтересован в получении налоговой льготы, так как или уже использовал свое право, или собирается его сохранить для следующей, более крупной покупки недвижимости. К тому же нередко стоимость жилья занижается в договоре исключительно из-за нежелания отчитываться перед сотрудниками налоговой службы об источниках дохода.
Пока налоговики сами не заинтересуются вашей покупкой, отчитываться перед ними вы не обязаны. Когда вас пригласят, тогда совсем другое дело. Как все дороги ведут в Рим, так и все сведения о крупных покупках, включая недвижимость, стекаются в налоговую инспекцию. Неважно, удостоверяете вы договор купли-продажи у нотариуса или нет, о сделке обязательно сообщит ГБР. На вопрос об источнике доходов достаточно сослаться на родственника или знакомого, который дал деньги в долг.
Миллион на всех
Картина не будет полной, если мы не расскажем об имущественных налоговых вычетах и для продавца. Тем более что покупатель обычно сначала продает одно жилье и лишь затем приобретает другое. Повторимся, при покупке жилплощади кодекс разрешает воспользоваться налоговой льготой один раз, тогда как вычет для продавца может предоставляться при каждой продаже.
Итак, какие преимущества дает этот имущественный вычет? Средства, вырученные от продажи имущества, считаются доходом и облагаются налогом по ставке 13%. В разных случаях льгота или полностью освобождает продавца от уплаты налога или уменьшает налогооблагаемую базу. Как правило, люди не так часто меняют свои жилищные условия, поэтому нормы НК для получения вычета применимы к большинству продавцов. Если человек владел имуществом (жилой дом, квартира, дача, садовый домик или земельный участок) более пяти лет, то какая бы сумма ни стояла в договоре купли-продажи, налог платить не нужно. Зато при продаже имущества, которое находилось в собственности менее пяти лет, от подоходного налога освобождается сумма до 1 млн рублей. Все, что свыше, облагается налогом по ставке 13%. Если жилье находится в общей собственности, то льгота делится на всех собственников. К примеру, вы продаете квартиру за 1 600 000 руб. Жилье принадлежит в равных долях четырем собственникам. Таким образом, доход от продажи между ними распределится равномерно, если они не договорятся об ином. В нашем случае на каждого члена семьи придется по 400 000 руб. Предельный размер налоговой льготы, которым может воспользоваться любой собственник, составит 250 000 руб.
(1 млн. руб. / 4). Значит, каждый продавец будет обязан заплатить 13%-ный налог со 150 000 руб. (400 тыс.-250 тыс. руб.). Чтобы не платить налог, продавцы часто пишут в договоре купли-продажи инвентаризационную стоимость жилья или же ограничивают сумму миллионом. Разумеется, все эти уловки отлично известны налоговому инспектору, но закон позволяет установить любую цену, и "нарушители" остаются безнаказанными.
История вопроса
Налоги со всего мира
Стоило человечеству стать на две ноги, как появились налоги. Поначалу это были платежи "натурпродуктом", повинности личного характера - барщина и участие в военных походах, затем - денежные подати. Формы налогообложения беспрерывно совершенствовались и увеличивались. И на этом поприще громкое имя себе сделал не один правитель или политик. Самый страшный налог был введен завоевателем Пешевара (Пакистан) по имени Ранджит Сингх. Он установил ежегодный побор с города. в сотню отрезанных человеческих голов. Зато персидский царь Дарий (IV в. до н. э.) особой кровожадностью не отличался. Как свидетельствуют историки, он был готов брать налоги даже евнухами - в хозяйстве пригодятся! Изобретение новых видов налогов - излюбленное занятие госчиновников, независимо от страны и эпохи, в которой они проживают. Так, в Австрии горнолыжники за каждый спуск с горы обязаны платить "гипсовый" налог. Вырученные средства передаются местным клиникам. На необычное решение властей повлиял высокий травматизм среди любителей этого вида спорта. В горах Австрии ежегодно терпят "аварии" порядка 150 тысяч лыжников, а на их лечение уходит около миллиарда шиллингов.
К столь же эффективному решению прибегли несколько веков назад и власти Вюртемберга (Германия), решая проблему. воробьев. Когда их расплодилось великое множество, был введен новый налог. Каждый домовладелец был обязан уничтожить дюжину птиц, за что он получал от казны 6 крейцеров. Тем, кто не мог поднять руку на "братьев меньших", приходилось платить налог размером в 12 крейцеров.
С помощью налогообложения можно не только пополнить государственную казну, регулировать рождаемость (вспомните налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, действовавший в СССР почти 50 лет), но даже повышать нравственность народа. Так, летом 1996 года в портовом городе Тяньцзинь (КНР) был введен "налог на грех" - сожительство без брачного свидетельства. Заплатил 1 000 юаней и продолжай грешить себе на здоровье до начала следующего налогового периода. "Заплатил сам - помоги другому" - считают в налоговой полиции Тель-Авива. Те, кто сообщает "куда следует" о сокрытии или занижении доходов своих ближних, получает поощрительный гонорар - 10% от суммы неуплаченных налогов. Несколькими годами раньше такой метод стал применяться в работе турецких мытарей. Граждане быстро оценили достоинства призовой системы и открыли "сезон охоты" на местных рокфеллеров. Уже на второй год после введения системы общая сумма выплаченных "премиальных" выросла с $200 тысяч до $20 миллионов.
Платить налоги не любит никто. Вот лучшие государственные умы и изощряются как могут в том, чтобы сделать образ честного налогоплательщика престижным. Например, в Индонезии ежегодно публикуется список из частных компаний и физических лиц, уплативших самый крупный подоходный налог. Виновники торжества вместе с грамотой из рук президента получают и налоговые послабления. А жители Аргентины и Страны туманного Альбиона, своевременно уплатившие налоги, участвуют в лотереях, где разыгрываются ценные призы: денежные суммы, туристические поездки и автомобили.
По материалам сайта www.umns.nnov.ru.
С льготным кредитованием до сих пор не все понятно
17 / 09 / 2012
Покрывает ли льготный кредит всю стоимость квартиры? Когда теряется статус «молодой семьи»? Можно ли продать построенную по льготному кредиту квартиру? На эти и другие вопросы отвечает администрация Московского района города Минска.
На сайте Администрации Московского района города Минска появились ответы на часто задаваемые вопросы о льготном кредитовании. «Ежедневник» публикует их полную версию.
Льготное кредитование регулируется в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 06.01.2012 №13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений» (далее – Указ №13).
Многодетные семьи:
Вопрос: Мы многодетная семья (5 человек), нас направили на строительство трехкомнатной квартиры общей площадью 92.8 кв.м, на какую помощь государства мы можем рассчитывать?
Ответ: На одного члена многодетной семьи кредитуется 20 кв.м*, значит, (в случае, если у членов семьи отсутствует жилье на праве собственности, доля в праве собственности на жилые помещения по всей территории Республики Беларусь**) льготный кредит покроет всю площадь квартиры 5х20=100 кв.м. при этом условия кредитования многодетной семьи под 1% на 40 лет***, при погашении государством 75% от суммы выплат (пп.1.12 п.1 Указа №13).
Вопрос: А если у нас есть в собственности есть однокомнатная квартира общей площадью 37.2 кв.м?
Ответ: В таких случаях размер льготного кредита уменьшается (пп.1.6 п.1 Указа № 13) на 37.2 кв.м и составит 62.8 кв.м (100-37.2=62.8 кв.м).
Вопрос: Значит, льготный кредит не покроет всю стоимость строящейся квартиры?
Ответ: Да, на «лишние метры» условия льготного кредитования не распространяются и Вы можете воспользоваться кредитом для нуждающихся (для многодетных семей процентная ставка составит 17% (по состоянию на сентябрь 2012), либо погасить остаток собственными средствами.
Вопрос: А нельзя ли как-нибудь избавиться от нашей однокомнатной квартиры, чтобы она не учитывалась при льготном кредитовании, например переписать на маму?
Ответ: В случае дарения квартиры в течении 3 лет, при расчете льготного кредита все равно будет учитываться общая площадь подаренной квартиры.
Вопрос: А если мы захотим её продать?
Ответ: В случае её продажи помимо того, что будет учитываться общая площадь проданной квартиры при расчете льготного кредита в течении 3 лет, следует учитывать тот факт, что вырученные от этой продажи денежные средства не включаются в доход семьи для исчисления среднемесячного совокупного дохода на каждого ее члена, дающего право на получение льготного кредита, при условии направления указанных средств на строительство (реконструкцию) или приобретение жилого помещения (т.е. в случае не направления данных средств на строительство квартиры, при исчислении среднемесячного совокупного дохода на каждого ее члена, может быть нарушен критерий малообеспеченности, и отсутствовать основания для получения льготного кредита).
Граждане прожившие в общежитиях по договорам найма/поднайма в течении 10 лет и не имеющие в собственности жилых помещений (долей в собственности на жилые помещения) на территории Республики Беларусь:
Вопрос: Мы состоим на учете нуждающихся с декабря 1988 года и нас направили на строительство трехкомнатной квартиры общей площадью 76.4 кв.м составом семьи 4 человека (сам, жена, сын 1996 г.р, дочь 1997 г.р.), проживаем в общежитии более 10 лет, у нас нет в собственности жилых помещений на территории Республики Беларусь, на какой льготный кредит мы претендуем?
Ответ: 15 кв.м х 4 чел. = 60 кв.м*, при процентной ставке 20% от ставки рефинансирования Национального банка, действующего на дату утверждения списков на льготное кредитование, но не менее 5% (ставка рефинансирования Национального банка в сентябре 2012 года – 30%), т.е. 30% *20% = 6% годовых на 20 лет***.
Вопрос: Значит 16.4 кв.м мы должны будем погасить собственными средствами?
Ответ: Да, а также Вы можете использовать банковский кредит для нуждающихся в улучшении жилищных условий со ставкой 20% годовых (по состоянию на сентябрь 2012).
Вопрос: Мы состоим на учете нуждающихся с 1988 года и нас направили на строительство двухкомнатной квартиры общей площадью 61.6 кв.м составом семьи 3 человека (сам, жена, мать), проживаем в общежитии более 10 лет, у нас нет в собственности жилых помещений на территории Республики Беларусь, на какой льготный кредит мы претендуем?
Ответ: Согласно пункту 5 Указа № 13 Ваша мать не относиться к членам семьи кредитополучателя**, поэтому при расчете льготного кредита мы будем учитывать 2 человек (сам, жена). 15 кв.м х 2 чел. =30 кв.м*, при процентной ставке 20% от ставки рефинансирования Национального банка, действующего на дату утверждения списков на льготное кредитование, но не менее 5% (ставка рефинансирования Национального банка в сентябре 2012 года – 30%), т.е. 30% *20% = 6% годовых на 20 лет***.
Вопрос: Я состою на учете нуждающихся с 1987 года и проживаю в общежитии более 10 лет, в собственности жилых помещений у меня нет. Меня направили на строительство однокомнатной квартиры в ЖСПК, какой кредит я смогу получить?
Ответ: при строительстве однокомнатной квартиры одним человеком размер льготнокредитуемой площади составит 30 кв.м*, на условиях 6%( по состоянию на сентябрь 2012) на 20 лет***.
Молодые семьи, имеющих двоих несовершеннолетних детей на дату утверждения списков на получение льготных кредитов:
Вопрос: Мы молодая семья, имеющая 2 несовершеннолетних детей состоящая на учете нуждающихся с 1991 года и самостоятельно заключили договор долевого строительства, можем ли мы получить кредит на строительства жилья?
Ответ: Нет, на сегодняшний день ваша очередь не подошла. Согласно с пп.1.9 п.1 Указа №13 льготные кредиты предоставляются в порядке очередности, т.е. в зависимости от даты постановки на учет.
Для сведения: на сегодняшний день по общей очереди направлены на строительство и имеют право на получение льготного кредита граждане, ставшие на учет в 1988-1989 годах.
Вопрос: Нам уже по 40 лет, не потеряем ли мы статус молодой семьи?
Ответ: Нет, статус молодой семьи зависит от даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, поэтому при подходе очереди Ваш статус сохраниться.
Вопрос: Мы молодая семья, имеющая 2 несовершеннолетних детей и состоящая на учете нуждающихся с 1989 года. Нас направили на строительство трехкомнатной квартиры, как повлияет на размер льготного кредита то, что мы проживаем с родителями в двухкомнатной квартире, которая принадлежит им на праве собственности?
Ответ: Никак. Частная квартира ваших родителей не будет учитываться при расчете льготного кредита, потому что согласно пункту 5 Указа № 13 ни к членам молодой семьи, ни к членам семьи кредитополучателя они не относятся**. Поэтому, размер льготного кредита составит 60 кв.м* (15 кв.м х 4 чел.) при процентной ставке 50% от ставки рефинансирования Национального банка, действующего на дату утверждения списков на льготное кредитование, но не менее 5% (ставка рефинансирования Национального банка в сентябре 2012 года – 30%), т.е. 30% *50% = 15% годовых на 20 лет***.
Отчуждение жилых помещений построенных с привлечением льготного кредита (регулируется в соответствии с подпунктом 1.18 пункта 1 Указа № 13):
Вопрос: Мы построили квартиру с привлечением льготного кредита и полностью погасили кредит, в каких случаях мы можем её продать?
Ответ: в течение года со дня погашения этого кредита может осуществляться соответствующему районному, городскому исполнительному и распорядительному органу, местной администрации в порядке, установленном законодательством.
В случае отказа местной администрации от покупки данной квартиры в течение года со дня погашения кредита осуществляется с разрешения этой местной администрации в исключительных случаях (переезд в другую местность, расторжение брака, смерть собственника жилья и т.п.), или в случае улучшения жилищных условий собственником жилья, признанным в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий (т.е. человек должен состоять на учете нуждающихся), путем строительства, реконструкции или приобретения жилого помещения.
*Подпункт 1.5 пункта 1 Указа № 13:
нормативы общей площади строящегося (реконструируемого) жилого помещения для определения величины льготного кредита устанавливаются в размере 20 кв. метров (в г. Минске - 15 кв. метров, а для многодетных семей - 20 кв. метров) на одного члена семьи (при строительстве для одного человека однокомнатной квартиры, одноквартирного жилого дома - 30 кв. метров), а для граждан, постоянно проживающих и работающих в сельских населенных пунктах и строящих (реконструирующих) в них одноквартирные или блокированные жилые дома, - 30 кв. метров (при строительстве для одного человека одноквартирного жилого дома или однокомнатной квартиры в блокированном жилом доме - 44 кв. метра).
Для Героев Беларуси, Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, полных кавалеров орденов Славы, Трудовой Славы, а также граждан, обладающих в соответствии с законодательством правом на дополнительную площадь жилого помещения по состоянию здоровья, указанные нормативы общей площади жилого помещения увеличиваются на 15 кв. метров на каждого члена семьи, имеющего право на дополнительную площадь жилого помещения по перечисленным основаниям.
** Пункт 5 Указа № 13 устанавливает следующие термины и их определения:
нормируемый размер общей площади жилого помещения - общая площадь жилого помещения, принимаемая в расчет при определении величины льготного кредита при строительстве (реконструкции) или приобретении жилого помещения, которая определяется с учетом установленных в подпункте 1.5 пункта 1 Указа № 13нормативов общей площади строящегося (реконструируемого) жилого помещения и общей площади находящихся (находившихся) в собственности у кредитополучателя и (или) членов его семьи жилых помещений (в том числе общей площади жилых помещений, приходящейся на принадлежащие (принадлежавшие) гражданину и (или) членам его семьи доли в праве общей собственности на жилые помещения), расположенных в населенных пунктах Республики Беларусь
члены семьи кредитополучателя - супруг, супруга, несовершеннолетние дети, дети в возрасте до 23 лет, не вступившие в брак и проживающие совместно с родителями, включая получающих профессионально-техническое, среднее специальное, высшее, послевузовское образование в дневной форме получения образования либо осваивающих содержание образовательной программы подготовки лиц к поступлению в учреждения образования Республики Беларусь в дневной форме получения образования в других населенных пунктах или проходящих срочную военную службу по призыву, за которыми в соответствии с законодательством сохраняется право пользования занимаемыми родителями жилыми помещениями.
*** подпункт 1.4 пункта 1 Указа № 13:
льготные кредиты на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений предоставляются открытым акционерным обществом "Сберегательный банк "Беларусбанк".
Максимальный размер льготного кредита на строительство (реконструкцию) жилого помещения определяется по нормируемым размерам общей площади жилого помещения, определяемым в соответствии с подпунктом 1.6 пункта 1 Указа № 13 с учетом нормативов общей площади строящегося (реконструируемого) жилого помещения, установленных в подпункте 1.5 пункта 1 Указа № 13, и по показателю стоимости строительства 1 кв. метра общей площади жилого помещения типовых потребительских качеств для соответствующего типа жилых зданий, утверждаемому местными исполнительными и распорядительными органами, и не должен превышать 90 процентов (для многодетных семей - 100 процентов) стоимости строительства нормируемых размеров общей площади жилых помещений типовых потребительских качеств.Максимальный срок, на который предоставляются льготные кредиты, не должен превышать 20 лет (для многодетных семей - 40 лет).Проценты за пользование этими кредитами в течение срока их погашения устанавливаются в следующих размерах:для многодетных семей - 1 процент годовыхдля граждан, постоянно проживающих и работающих в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек, - в размере 10 процентов ставки рефинансирования Национального банка, действующей на дату утверждения списков на получение льготных кредитов, но не менее 3 процентов годовыхдля иных категорий граждан, указанных в абзацах третьем - шестнадцатом части первой подпункта 1.1 пункта 1 Указа № 13, - в размере 20 процентов ставки рефинансирования Национального банка, действующей на дату утверждения списков на получение льготных кредитов, но не менее 5 процентов годовыхдля молодых семей, имеющих двоих несовершеннолетних детей, не относящихся к категориям граждан, указанным в абзацах третьем - шестнадцатом части первой подпункта 1.1 пункта 1 Указа № 13, - в размере 50 процентов ставки рефинансирования Национального банка, действующей на дату утверждения списков на получение льготных кредитов, но не менее 5 процентов годовых.
Источник: www.realty.ej.by
как получить налоговую льготу после покупки квартиры?
Виталий Соболев Профи (608) 8 лет назад
зайди в свою бухгалтерию, они тебе скажут сколько ты получишь и за какие документы или позвони в контору ажур аудит, они проконсультируют http://www.ajuraudit.ru/newsn.php?newsId=76
Максим Денежных Знаток (282) 8 лет назад
Следующие действия:
1). Если у вас солидное предприятие и основное место работы, сходите в бухгалтерию и оформите заявление. После этого вам не будут вычитать подоходный налог из зарплаты
2). Если работаете по совместительству или предпринимателем по контракту или имеете еще доходы которые облагаются подоходным, то будете оформлять декларацию. Легче всего это сделать с помощью 1С:Деньги. Заполните форму, программа сама все распечатает, вам только подпись поставить. Вам вернут деньги, уплаченные в виде налога в течение отчетного периода, на сберкнижку разом по той сумме, которую вы указали в декларации или просто не будете платить подоходный, если обязаны это сделать при подаче декларации.
3). 1 миллион - это ограничение по возмещении. Государство не чувствует себя обязанным возмещать вам деньги если вы например хотите особнять за 30 млн. руб. купить. Так что максимальная сумма экономии составит 130 тыс. руб.
4). Учтите, что эта льгота покрывает все остальные (минимальный налоговый вычет, на иждивинцев, на обучение, на лечение и прочее)
5). Эту льготы вы получите только один раз в жизни, поэтому желательно чтобы ваша квартира стоила порядка миллиона
6). При долевой собственности на квартиру, вычет можно поделить пропорционально собственникам, но они оба потом ее лишаются в будущем, поскольку она, еще раз повторю, одноразовая.
Похожие вопросы
16.1. Транспортный налог
Транспортный налог является региональным налогом, обязательным к уплате на территории того субъекта РФ, на территории которого он введен законом соответствующего субъекта РФ.
Транспортный налог с 1 января 2003 г. устанавливается НК (разд. 9 «Региональные налоги и сборы» гл. 28 «Транспортный налог») и законами субъектов РФ о налоге.
Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных НК, порядок и сроки его уплаты.
При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения транспортным налогом.
По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования гл. 28 НК, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности.
Объектом налогообложения признаются зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ транспортные средства: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.
Перечень транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения транспортным налогом, установлен в п. 2 ст. 358 НК.
Налоговая база определяется в зависимости от типа транспортного средства (табл. 16.1).
Таблица 16. 1 Особенности определения налоговой базы по транспортному налогу
Налоговым периодом признается календарный год.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ в размерах, указанных в ст. 361 НК. Налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в пять раз.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.
Порядок исчисления налога. Сумма налога, если иное не предусмотрено НК, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками – физическими лицами, рассчитывается налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Порядок, сроки уплаты налога и налоговая отчетность. Уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.
Налогоплательщики, являющиеся организациями, представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию в срок, установленный законами субъектов Российской Федерации.
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
16.2. Налог на игорный бизнес
Налог на игорный бизнес с 1 января 2004 г. устанавливается НК (разд. 9 «Региональные налоги и сборы» гл. 29 «Налог на игорный бизнес») и законами субъектов РФ о налоге, вводится в действие в соответствии с НК законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных НК, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.
При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Налогоплательщиками налога на игорный бизнес выступают организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Игорным бизнесом признается предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг.
Объектами налогообложения являются:
– игровой стол
– игровой автомат
– касса тотализатора
– касса букмекерской конторы.
Налоговая база по каждому из объектов налогообложения определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов налогообложения.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ в пределах, указанных в ст. 369 НК (табл. 16.2).
Таблица 16.2 Налоговые ставки по налогу на игорный бизнес
Порядок исчисления налога. Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения.
Порядок и сроки уплаты налога. Налог, подлежащий уплате по итогам налогового периода, уплачивается налогоплательщиком не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период. Таким образом, налог должен уплачиваться ежемесячно не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
16.3. Налог на имущество организаций
Налог на имущество организаций с 1 января 2004 г. устанавливается НК (разд. 9 «Региональные налоги и сборы» гл. 30 «Налог на имущество организаций») и законами субъектов РФ, вводится в действие в соответствии с НК законами субъектов РФ и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют налоговую ставку в пределах, установленных гл. 30 НК, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу.
При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Налогоплательщиками налога признаются:
– Российские организации
– иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ.
Объекты налогообложения определены НК в зависимости от типа налогоплательщика (табл. 16.3).
Таблица 16.3 Объекты налогообложения налогом на имущество организаций
Не признаются объектами налогообложения:
– земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы)
– имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.
Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
Налоговая база определяется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению:
– по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации)
– для каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс
– в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации
– в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.
Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно в соответствии с гл. 30 НК.
Налоговым периодом признается календарный год.
Отчетными периодами принято считать первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Законодательный (представительный) орган субъекта РФ при определении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.
Налоговые ставки отражаются в законах субъектов РФ и не могут превышать 2,2 %. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Налоговые льготы по налогу на имущество организаций определены в ст. 381 НК.
Порядок исчисления налога. Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.

Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период.
Законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.
Порядок и сроки уплаты налога. Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта РФ не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают исчисленную сумму налога.
Налоговая отчетность. Налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога) налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу. Налогоплательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода. Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Особенности определения налоговой базы по транспортному налогу
Читайте также:
Транспортный налог
Тема 16. РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ
Транспортный налог является региональным налогом, обязательным к уплате на территории того субъекта РФ, на территории которого он введен законом соответствующего субъекта РФ.
Транспортный налог с 1 января 2003 г. устанавливается НК (разд. 9 «Региональные налоги и сборы» гл. 28 «Транспортный налог») и законами субъектов РФ о налоге.
Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных НК, порядок и сроки его уплаты.
При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения транспортным налогом.
По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования гл. 28 НК, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности.
Объектом налогообложения признаются зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ транспортные средства: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.
Перечень транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения транспортным налогом, установлен в п. 2 ст. 358 НК.
Налоговая база определяется в зависимости от типа транспортного средства (табл. 16.1).
Налоговым периодом признается календарный год.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ в размерах, указанных в ст. 361 НК. Налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в пять раз.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.
Порядок исчисления налога. Сумма налога, если иное не предусмотрено НК, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками – физическими лицами, рассчитывается налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Порядок, сроки уплаты налога и налоговая отчетность. Уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.
Налогоплательщики, являющиеся организациями, представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию в срок, установленный законами субъектов Российской Федерации.
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
16.1. Транспортный налог
Транспортный налог является региональным налогом, обязательным к уплате на территории того субъекта РФ, на территории которого он введен законом соответствующего субъекта РФ.
Транспортный налог с 1 января 2003 г. устанавливается НК (разд. 9 «Региональные налоги и сборы» гл. 28 «Транспортный налог») и законами субъектов РФ о налоге.
Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных НК, порядок и сроки его уплаты.
При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения транспортным налогом.
По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования гл. 28 НК, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности.
Объектом налогообложения признаются зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ транспортные средства: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!