Льготы для переселенцев на дальний восток
Как уехать жить на Дальний Восток
Ввиду сложности освоения территории и тяжелых ее климатических условий к решению вопроса о плотном заселении Дальнего Востока трудоспособным населением России были подключены особые государственные программы, позволяющие простимулировать население страны и всех, кто давно мечтает сменить место жительства, к переезду.
Приоритетные зоны
Еще в 2012 году президентом была подписана программа о заселении так называемых приоритетных зон страны, к которым и принято относить земли Дальнего Востока. В соответствии с решением правительства, на семью, решившую сняться с насиженного места, положено выделять подъемные средства в сумме более 200 тысяч рублей на главу и по 120 тысяч на каждого из членов семьи переселенцев, к которым принято причислять в том числе и родителей, родных братьев, сестер и даже бабушек с дедушками.
Особая программа правительства по развитию дальневосточного региона действует аж до 2025 года. В соответствии с этой программой все добровольные переселенцы получают особые льготы, являющиеся особой мерой поддержки. Так, например, подоходный налог для новых жителей Дальнего Востока снижается с 30 до привычных 13 процентов, а госпошлина за регистрацию на территории отменяется и вовсе.
Меры социальной поддержки
Проезд на новое место жительства, включая багаж, компенсируется госструктурами, независимо от того, какой вид транспорта был выбран. При этом необходимо отметить, что рядовой семье из трех человек бесплатно положен пятитонный контейнер, из 4 и более - контейнер-десятитонник.
Гражданам выделяется определенная сумма на первичное обустройство бытовых условий, так называемые северные подъемные. В случае невозможности найти достойную работу первые шесть месяцев жизни на новом месте выплачивается пособие, составляющее половину прожиточного минимума, установленного в регионе. Участники программы переселения наделяются правом полноценного пользования услугами больниц, детских садов, служб занятости.
Отправная точка
Отправной точкой для начала переселения на Дальний Восток служит обращение в региональный орган, регулирующий отношения в сфере труда и занятости населения (адрес можно узнать в районной администрации).
- гражданство (паспорт РФ),
- образование (аттестаты и дипломы),
- профессиональный навык (трудовая книжка),
- семейные отношения (свидетельство о браке, свидетельства о рождении детей).
В течение месяца анкета заявителя будет рассмотрена и переселенцам в случае принятия положительного решения будут предложены на выбор 3-5 мест жительства (и города, и сельские поселения), а также вероятные места трудоустройства. При достижении согласия переселенцам останется лишь упаковать вещи и, собрав все чеки и квитанции за отправленный багаж и оформленные документы, в том числе и проездные, прибыть к новому месту жительства.
Не только Россияне, но и соотечественники
Участниками подобных программ вполне могут стать как сами жители России, так и иностранные граждане, подавшие заявление и получившие свидетельство участников программы переселения соотечественников, проживающих за пределами России. Как правило, это граждане бывшего Союза, которые оказались после его распада иностранцами в России.
Соотечественникам нет нужды ехать в Россию для получения свидетельства участника Программы, им достаточно обратиться в представительство ФМС России в их стране или же в консульский отдел. Там будущим переселенцам предложат заполнить анкету, а также выдадут пакет документов, с которым в случае принятия положительного решения со стороны миграционной службы нужно будет прибыть в Россию.
В перспективе правительством Дальнего Востока планируется разработка мероприятий, связанных с субсидированием семей по программам приобретения собственной жилплощади. Также в планах оказание помощи в поиске постоянной работы, комплексное развитие инфраструктуры и хозяйственного комплекса, которые, возможно, сделают Дальний Восток желанным местом жительства для многих граждан.
Особенности переселенческой политики на Дальнем Востоке во второй половине XIX в. – начале XX в.
Обобщение исторического опыта переселенческого движения на Российский Дальний Восток является актуальной задачей общеРоссийской и региональной истории. Важность изучения переселения на восточную окраину России определяется огромным практическим значением этого региона в прошлом и настоящем. Сегодняшний Дальний Восток, образующий Дальневосточный Федеральный округ Российской Федерации, в демографическом отношении представляет проблемную территорию. За последнее десятилетие его население уменьшилось более чем на миллион человек.
Дальневосточная колонизация имела коренные отличия от аналогичных процессов, происходивших в других регионах страны: она осуществлялась в самые поздние сроки и в самом отдаленном регионе (следовательно, была самой затратной) ее формы и методы были обусловлены факторами внутреннего развития России во второй половине XIX в. и внешнеполитическими отношениями с восточными соседями, причем последнее имело превалирующее значение.
После заключения Айгуньского (1858) и Пекинского (1860) договоров Российская империя и Китай разграничили свои владения, что способствовало завершению административно-территориального деления восточной окраины России в XIX в. После воссоединения Приамурья и Приморья с Россией важнейшее значение приобрело заселение и хозяйственное освоение богатейших районов Дальнего Востока.
Переселенческое движение получило достаточно широкое освещение в работах исследователей. Особенности переселенческого движения на Дальний Восток отражены в трудах Ф.Ф. Шперка [1], О.И. Сергеева [2], Н.В. Слюнина [3]. Работы этих авторов содержат информацию о заселении восточной окраины, о социальном, национальном и численном составе переселенцев, об особенностях адаптации новоселов в регионе, о видах и размерах помощи переселенцам.
Некоторые сведения о переселении крестьян на Дальний Восток можно найти в работе А.П. Георгиевского Русские на Дальнем Востоке. Автор использовал фонды Приморского губернского архивного бюро, что позволило указать на следующие причины переселения: малоземелье, (главная), широкие льготы, предоставлявшиеся переселенцам правительством, легенды о богатстве дальневосточного края, а также жажда обогащения и наживы. Исследователь выделяет три этапа заселения Дальнего Востока:
I этап - 1859-1882 гг.
II этап - 1883-1899 гг.
III этап - 1900-1917 гг. [4, с. 20].
А.П. Георгиевский отмечает, что при выборе места поселения крестьяне руководствовались опытом и знаниями, принесенными и усвоенными ими на родине, что позволило жителям северных губерний быстрее приспособиться к природно-климатическим условиям нового края.
Так же следует отметить работу А.Г. Коровина Очерки заселения Приморья, в которой автор разделил все переселение на Дальний Восток России на два периода: до 1862г. - принудительное, осуществлявшееся путем водворения в крае казаков и штрафных солдат, и после 1862г. - добровольное [5, с. 168].
История заселения Дальнего Востока получила отражение в трудах Н.И. Рябова и М.Г. Штейна. Исследователи отмечают, что первые крестьяне-переселенцы добирались на Российский Дальний Восток сухопутным путем в течение двух-трех лет. Селились достаточно широко, но в основном по берегам рек рядом с городами [6, с. 113-114]. Тем не менее, как верно отмечено Н.И. Рябовым и М.Г. Штейном, колонизация шла очень медленно. Катализаторами переселения стали открытие морского пути, а также развитие железнодорожного строительства. Отрицательно на интенсивности колонизационного потока сказывались неустойчивость переселенческой политики правительства, интересы помещиков, опасающихся потерять дешевую рабочую силу, а также действия чиновников и полиции на местах выхода и во время следования в дальневосточный край. [7, с. 121-122].
Для создания экономической заинтересованности крестьян в переселении на Дальний Восток государство разработало систему льгот, включавшую в себя наделение переселенцев крупными земельными участками, послабление в податях и повинностях, первоначальное обеспечение продовольствием, денежные ссуды. В соответствии с Правилами для поселения русских и иностранцев в Амурской и Приморской областях Восточной Сибири от 27 апреля 1861 г. предполагалось, что указанные земли могут заселяться как отдельными семьями так и целыми обществами [8, с. 192]. При этом размер обществ устанавливался не менее чем в 15 семей. Норма наделения землей - до 100 десятин на семью [9, с.192]. Помимо этого закон дозволял свободный выбор мест вселения. Провозглашая право пользования землей первому заявившему о своем желании [10, с. 195].
Таким образом, десятки тысяч крестьян, освободившись от крепостной зависимости, отправились на Дальний Восток из различных областей центра России, главным образом, из Тамбовской, Пензенской, Воронежской, Пермской и других. С 1859 по 1882 гг. в Приморье прибыло свыше 5 тысяч переселенцев. Появились десятки населенных пунктов: Ольга, Раздольное, Пермское, Никольское, Шкотово, Астраханка. Часто наименование населенных пунктов крестьяне давали по местам, откуда сами прибыли.
С целью ускорения заселения Дальнего Востока в 1882 г. был принят новый земельный закон. По нему переселенцы могли получать земельный надел в размере 15 десятин земли на человека, но не более 100 десятин на семью. Однако закон разрешал переселение только тем крестьянам, которые могли предварительно внести значительный залог, что конечно было недоступно крестьянам-беднякам. Сначала часть расходов, связанных с переселением, государство брало на себя, но вскоре эта льгота была отменена. С 1882 г. переселенцы стали добираться на Дальний Восток водным путем: Одесса - Владивосток через Суэцкий канал, что позволило сократить время пути с полутора лет до 40-45 дней. Правительство разработало Правила для руководства при переезде на пароходах Добровольного флота, которые предусматривали проведение мероприятий: санитарных (мытье в бане, стирка белья, медицинский осмотр переселенцев, поддержание санитарного состояния на пароходе) продовольственных (питание в пути) организационных (формирование отделений из переселенцев для проведения общественных работ на пароходе, распорядок дня, запреты на спиртные напитки и курение) [11, с. 223-225].
Таким образом, отмечает исследователь Васильченко О.А. [12] столь подробная регламентация передвижения и первоначального обустройства семей переселенцев свидетельствовала о серьезном подходе к этому мероприятию со стороны правительственных чиновников.
В эти же годы продолжалось и сухопутное переселение на Дальний Восток. До Томска добирались по железной дороге, далее до Читы на лошадях и телегах, от Читы спускались на плотах. Но, несмотря на видимый рост населения, оно оставалось крайне малым по сравнению с тем пространством, которое занимал дальневосточный край.
Тем не менее, цель - экономическое развитие региона с ориентацией на сельское хозяйство, не была достигнута. Проблема продовольственного обеспечения русского Дальнего Востока обострилась. Это обусловлено тем, что природно-климатические условия были малопригодны для интенсивного сельскохозяйственного производства (муссонный климат, резкие перепады температуры) во-вторых, использовалась не новая, а традиционная агротехника без учета специфики региона в-третьих, существовала слабая подготовленность региона для организации в нем сельскохозяйственного производства. В результате произошел отток крестьян из сельского хозяйства в промышленность, которая постепенно стала играть ведущую роль в структуре экономики региона.
Особую группу населения составляло казачество, в распоряжение которого в конце XIX века было выделено 9 млн. десятин лучших земель. Эти земли находились в полном распоряжении войскового правления Уссурийского казачьего войска и на них не допускались крестьяне-переселенцы. Первое казачье переселение осуществилось в 1855-1862 гг. принудительным способом. Оно преследовало две цели: основную - заселение и хозяйственное освоение новых территорий по Амуру и Уссури, обеспечение их обороны и дополнительную - увеличение численности казачьего населения. Для реализации этих целей на Дальнем Востоке создавалось новое Амурское казачье войско, формирование которого было закреплено именным указом, подписанным императором Александром II 29 декабря 1858 года [13]. Переселению семей на новые места жительства в значительной мере способствовало строительство Сибирской железной дороги. В целях заселения территорий вдоль железнодорожного полотна и охраны дороги со стороны Китая царская администрация решила вновь привлечь казачество. С этой целью 3 июня 1894 г. было принято решение государственного совета О заселении казаками пограничной полосы Приамурского края [14].
Таким образом, формирование дальневосточного казачества отличалось от подобного процесса на Украине, Дону и в других местах европейской России. Здесь не сложилось вольных общин, основным ядром казачества явилась служилая, а не вольная часть казаков. Документы свидетельствуют о том, что в 1908 г. на Дальнем Востоке проживали 7 тыс. казачьих семей [15, с. 90].
Особенности освоения Дальнего Востока отмечает Председатель Комитета министров Н.Х. Бунге в своем политическом завещании в 1895 г. где указывает на русскую колонизацию как на способ, по примеру США и Германии, стереть племенные различия: Ослабление расовых особенностей окраин может быть достигнуто только привлечением в окраину коренного русского населения, но и это средство может быть надежным только в том случае, если это привлеченное коренное население не усвоит себе языка, обычаев окраин, место того, чтобы туда принести свое[16, с. 211]. В брошюре великого князя Александра Михайловича, посвященной усилению русского флота на Тихом океане (1896 г.), отмечалась отличие Российской колонизации от западноевропейской. Европейские колонисты, переезжая в Америку, Австралию или Африку, по его словам, теряют связь со своей родиной, образуют новые государства, тогда как наши переселенцы на имперских окраинах остаются теми же сынами одного Самодержавного Царя, укрепляя Российское владычество в Азии [17, с. 46].
В середине XIX в. на западе России границы были оформлены и укреплены, на востоке лишь предстояло это осуществить в условиях борьбы с соседними азиатскими государствами, грозившими опередить Россию в заселении восточных территорий. Поэтому внешнеполитический фактор в дальневосточной колонизации превалировал над другими на протяжении всей ее истории. На эту черту русской колонизации указывал Ф.Ф. Буссе [18].
На рубеже XIX-XX вв. министр финансов С.Ю. Витте так же обращает внимание на изменение геополитического пространства империи, отмечая значение великой колонизаторской способности русского народа. Именно русский крестьянин-переселенец, по мнению Витте, призван изменить цивилизационные границы империи: Для русских людей пограничный столб, отделяющий их, как европейскую расу, от народов Азии, давно уже перенесен за Байкал - в степи Монголии. Со временем место его будет на конечном пункте Китайской Восточной железной дороги [19]. Это позволило бы прекратить такое уродливое и неестественное явление, как эмиграция в Бразилию и другие южно-американские страны. С колонизацией Сибири С.Ю. Витте связывал не только экономические, но и политические задачи. Русское население Сибири и Дальнего Востока должно стать оплотом в неминуемой борьбе с желтой расой. Именно это население даст силы и средства для защиты интересов империи. В противном случае, предупреждал он, вновь придется посылать войска из Европейской России, опять на оскудевший центр ляжет необходимость принять на себя всю тяжесть борьбы за окраины [20].
Таким образом, влияние внешнеполитического фактора на всю дальневосточную политику России было превалирующим над всеми другими. Процесс русского заселения восточной территории находился под постоянной угрозой его опережения другими государствами, поэтому скорейшее заселение пустующих земель стало стратегической целью царского правительства.
Определенным поворотом в государственной политике заселения и освоения дальневосточной окраины в начале XX в. стало принятие положения комитета Сибирской железной дороги Об образовании переселенческих участков в Амурской и Приморской областях [21, с. 221]. Этот документ указывает на изменение отношения правительства России к переселенческому процессу. Если раньше государство было заинтересовано в появлении на восточной окраине достаточно крепкого, с экономической точки зрения населения, то с принятием этого положения были созданы экономические предпосылки для появления большого количества малоимущих семей в среде новоселов. Приоритетом правительства становилось переселение максимального числа семей из центральных районов страны, испытывающих социальную напряженность из-за нехватки земельных угодий. Среди переселившихся около 80% составили русские, Украинские и белорусские крестьянские семьи из 20 губерний и областей России. Основным местом заселения по-прежнему оставалось Приморье.
Таким образом, характерной особенностью этого периода стало изменение социального состава крестьянских переселенцев: вместо середняцких и зажиточных семей в переселениях преобладали бедняцкие семьи из Украинских и центральных губерний России. Их экономическое положение было значительно худшим по сравнению со старожилами, поскольку селились они на необжитых местах, им достались наделы с меньшей долей удобной земли, они попадали в кабальную зависимость от старожилов.
С началом проведения аграрной реформы (1906 г.) приток крестьян на дальневосточную окраину возрастает. В 1909 г. Столыпин П.А. формирует Комитет по переселению на Дальний Восток и разрабатывает широкомасштабную программу освоения Дальнего Востока. Программа предоставляла переселенцам различные льготы: право переезда за казенный счет, безвозвратная ссуда от 100 до 200 рублей в зависимости от района переселения, предварительные землеустроительные работы. В местах переселения были созданы школы и фельдшерские пункты, построены шоссейные дороги.
Несмотря на имеющиеся недостатки (местный бюрократизм, формальное отношение к нуждам переселенцев, недостаточное финансирование), переселенческая политика П.А.Столыпина имела прогрессивное значение. Увеличилось население Дальнего Востока. В 1907-1913 гг. темпы среднегодового переселения превышали 40 тыс. человек. Согласно данным исследователя П.Д. Лежнина, в период с 1859 по 1912 гг. в дальневосточный регион прибыли 383 692 переселенца [22, с. 18]. Новоселы освоили миллионы десятин земли, построили тысячи сел, дав толчок развитию производительных сил Дальнего Востока.
Колонизация Дальнего Востока на первом этапе имела ряд отличий от колонизации других территорий, отмечает доктор исторических наук, профессор Васильченко О.А. в своей работе [23]. Они влияли на формирование дальневосточного социума, на специфику зарождения и развития общественных процессов и явлений. Среди отличительных черт колонизации восточных земель можно выделить следующие:Государство несло значительные затраты на переселение, оказание помощи переселенцам в организации сельскохозяйственного производства, проведение казенных работ.
Таким образом, переселенческая политика на Дальнем Востоке имела свои особенности, обусловленные спецификой региона, его богатым ресурсным потенциалом, суровыми природно-климатическими условиями, дефицитом свободной рабочей силы. Дальний Восток являлся для России, прежде всего, военным форпостом на берегах Тихого океана. Процесс освоения Дальнего Востока отвечал политическим интересам России. Быстрый рост населения Дальнего Востока создал благоприятные условия для экономического и культурного подъема региона.
Шперк Ф.Ф. Россия Дальнего Востока. СПб. 1885.Лежнин П.Д. Богатства Приамурья и Забайкалья. Чита, 1922.
Пресса России: большое переселение на Дальний Восток?
Обзор материалов Российских газет за 20 апреля 2012 года.
В обзоре Российских газет:
"Государство в государстве"
"Восточные регионы страны могут получить беспрецедентные права", - пишет газета "Коммерсант". В правительстве по этому поводу разработан закон, согласно которому 16 субъектов РФ (60% территории России) будут частично выведены из-под федеральных законов.
При президенте РФ будет создана Госкомпания по развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока. Она сможет забрать у государства и раздать по своему усмотрению лицензии на полезные ископаемые.
Штаб-квартирой новой структуры станет Владивосток. Госкомания, как отмечает "Коммерсант", получит беспрецедентно комфортные условия для работы.
Федеральный закон будет регулировать реализацию инвестпроектов под эгидой Госкомпании по развитию Сибири и Дальнего Востока в республиках Алтай, Бурятия, Саха (Якутия), Тыва, Хакасия, Забайкальском, Камчатском, Красноярском, Приморском, Хабаровском, Амурском краях, Амурской, Иркутской, Магаданской, Сахалинской и Еврейской автономной областях и Чукотском автономном округе.
Задачей госкомпании станет "привлечение инвестиций в освоение территории Сибири и Дальнего Востока и эффективное использование природных ресурсов", рассказывает "Коммерсант".
Эти территории будут выведены из-под федеральных законов о недрах, лесах, земле, градостроительстве, трудовой деятельности и гражданстве.
"Коммерсант" пишет, что граждане, которые будут работать в рамках инвестпроектов, разрабатываемых новой госкомпанией, получат поддержку государства.
Им будет оплачиваться проезд к месту работы, выдаваться единовременное пособие на обустройство при переселении, компенсации на аренду жилья в течение срока трудового договора, а иностранцы получат льготный порядок оформления работы, проживания и оформления гражданства.
Фактически отдельный законопроект предусматривает внесение поправок в соответствующие федеральные законы, которыми устанавливается приоритет перед ними закона "О развитии Сибири и Дальнего Востока", отмечает "Коммерсант".А госкомпания, по сути, возьмет на себя роль Роснедр.
Госкомпания и ее проекты получат масштабные налоговые льготы, аналогичные проекту Сколково, - нулевую ставку налога на прибыль, на имущество организаций и на землю.
Вводится также льготная ставка отчислений на обязательное социальное страхование. Компании смогут выбирать: платить или не платить НДС.
При этом в документе отмечается, что федеральные и региональные органы власти не вправе вмешиваться в работу госкомпании. Только Счетная палата сможет проверять ее "в установленном порядке". Фактически госкомпания будет подчиняться непосредственно президенту России. Именно он согласно законопроекту должен назначать и увольнять членов наблюдательного совета госкомпании и ее гендиректора.
Газета отмечает, что это "государство в государстве" – Госкомпанию - в правительстве уже называют новой Дальневосточной республикой. А возглавить ее, по данным "Коммерсанта", может вице-премьер Игорь Шувалов.
Именно его источники газеты называют вероятным претендентом на должность гендиректора Госкомпании, хотя авторство идеи приписывается нынешнему губернатору Подмосковья Сергею Шойгу.
Крестное противостояние
Как рассказывает "Независимая газета", в нынешнее воскресенье 22 апреля в центре Москвы впервые пройдет массовое церковное мероприятие, не приуроченное к крупному празднику.
На молитвенное стояние "в защиту веры и поруганных святынь" у храма Христа Спасителя, по сообщению замглавы патриаршей пресс-службы диакона Александра Волкова, Русская Православная Церковь планирует собрать 30–40 тысяч верующих.
По его словам, "уже сейчас известно, что многие Москвичи, жители Подмосковья и других областей выразили желание принять участие в молитвенном стоянии", поэтому "большая часть участников молитвенного стояния будет доставлена из этих областей на автобусах".
Организацию перевозки людей берут на себя либо благотворители, либо епархиальные власти. Газета добавляет, что "стояния-молебны" пройдут и во всех региональных центрах РПЦ России.
"Общественная деятельность в России в сфере религии все более и более начинает походить на политическую, - отмечает "Независимая". - Церковь активно использует инструменты, хорошо знакомые нам по недавней президентской кампании".
"Во-первых, - объясняет свою точку зрения издание, - массовые митинги "представителей общественности", которых свозят туда на автобусах при более или менее явной поддержке властей. Когда во время пасхальных праздников в Церкви стали упрекать ГУВД в "неправильном подсчете" и "занижении числа" пришедших в храмы верующих, сложно было отделаться от впечатления, что речь идет о каком-то политическом митинге, организаторы которого регулярно оспаривают статистику ГУВД".
Еще одним политическим инструментом, который используется РПЦ, газета называет публичные заявления о врагах, против которых необходимо на эти митинги собраться.
Среди этих врагов в обращении Высшего церковного совета прямо названы и "те, кто продвигает ложные ценности агрессивного либерализма".
Хотя, в свою очередь, в противостояние с церковью, в религиозную сферу общественной жизни все больше втягиваются и те самые упомянутые либералы, изначально достаточно далекие от этого, отмечает "НГ".
Для примера газета пишет о Борисе Немцове и Алексее Навальном, которые выходили, например, на пикеты в поддержку арестованных участниц панк-группы Pussy Riot, которых подозревают в участии в "панк-молебне" в храме Христа Спасителя.
"Разведение" в разные стороны православных верующих и либералов представляется ошибкой, которая может иметь особое значение в будущем, - уверена "Независимая". – Ибо заведомого противостояния здесь нет, так как значительная часть образованного городского класса в России и либеральна, и православна по мировоззрению".
Дмитрий Медведев обозначил информационные приоритеты власти. Газета "Коммерсант" комментирует слова президента Дмитрия Медведева по поводу того, на какую информацию СМИ государство должно реагировать, а на какую нет.
В частности, на совещании по школьному образованию Медведев сказал, что есть очень резонансные сообщения, на которые нужно обращать внимание, а есть "абсолютно вздорные".
К последним, кстати, он отнес новость в сети Twitter о своем пропавшем коте. "Все это выяснилось в течение дня. Это была новость номер один, и что после этого изменилось в нашей жизни? Ничего абсолютно", - заметил президент.
"Я полностью согласен с президентом, - приводит газета по этому поводу комментарий главы президентского совета по развитию гражданского общества Михаила Федотова. - Я считаю, что, действительно, если власти будут реагировать на все, что появляется в интернете, это будет погоня за комарами на болоте. Потому что там публикуется масса информации и дезинформации".
Но в то же время Федотов отмечает, что на появление сообщения о событии, угрожающем общественным интересам, например о коррупции или о готовящемся преступлении, власть реагировать обязана. В противном случае, чиновники, ответственные за это, должны быть наказаны.
С другой стороны, президент исследовательского фонда "Институт модернизации государственного и муниципального управления" Владимир Южаков обращает внимание, что критерии, по которым власти должны обращать внимание на публикации СМИ, определены Конституцией.
Директор фонда "Общественная экспертиза" Игорь Яковенко считает, что такие рассуждения вообще укладываются в нынешнюю "общую тенденцию, когда власть определяет, что заслуживает внимания, а что нет".
"Власть ставит различные фильтры. В том числе - какой человек имеет право стать губернатором, а какой нет, кого можно предъявлять гражданам в телевизоре, а кого нет. А здесь власть определяет, какая информация в СМИ заслуживает внимания, а какая нет. Путин и Медведев в нашей вертикали власти определяют себя в качестве фильтра: что нужно, что нет. Просто у людей так устроена голова", - считает Игорь Яковенко.
Неизвестная фигура
Требование захоронить Ленина может стать предвестником дефолта, пишет газета "Новые Известия", где рассказывает о последних исследованиях фонда "Общественное мнение" на эту тему.
По данным социологов, большинство Россиян – 56% - считают, что тело вождя мирового пролетариата нужно захоронить. Против погребения высказались 28% населения, 16% затруднились ответить.
Издание отмечает, что практически такие же цифры были зафиксированы в ходе аналогичного опроса перед дефолтом 1998 года.
Впрочем, ведущий аналитик фонда Григорий Кертман разъяснил "НИ", что, хотя число поддерживающих погребение сейчас оказалось ровно таким же, как 14 лет назад, мотивировки сильно изменились.
"В конце 90-х, накануне дефолта, идея захоронить Ленина поддерживалась большинством главным образом потому, что этот шаг воспринимался как символический "приговор" обанкротившейся коммунистической идее", - говорит на страницах издания социолог.
По его мнению, "с тех пор противостояние сторонников и противников этой идеи отошло в Российской политике и общественной жизни на второй план. А люди в большей мере исходят из традиционных христианских мотивов".
"Они считают, что Владимир Ильич был хорошим человеком и сыграл положительную роль в истории России, но не понимают, почему его тело должно лежать в варварском, инокультурном сооружении посреди Красной площади", - полагает Кертман.
Издание также добавляет, что подавляющее большинство Россиян (68%) также не хотят, чтобы проспекты, площади и улицы имени Ленина были переименованы.
Впрочем, для молодой части Российских граждан возрастом от 18 до 30 лет Ленин – фигура неизвестная. 78% молодежи никогда не держали в руках его работ.
Обзор подготовил Олег Савин, Служба мониторинга Би-би-си
Как переехать на Дальний Восток? (1 из 2)
Дальний Восток обеспечивает страну многими полезными ископаемыми, животными ресурсами, водными, а также почвенными, именно поэтому на этой территории большинство городов – рабочие, построенные рядом с каким-то промышленным предприятием. Однако, учитывая богатство почв Дальнего Востока, Правительство Российской Федерации реализует программу переселения, согласно которой любой житель страны в добровольном порядке может переселиться на постоянное жительство на Дальний Восток и получить в собственность 0,3 гектара земли.
Переезд на Дальний Восток может быть обусловлен сразу несколькими причинами. Во-первых, желающие быстро сделать карьеру могут воспользоваться такой возможность. В некоторых областях Дальнего востока год службы идёт за два или даже за три, что открывает очевидные перспективы для продвижения по карьерной лестнице и получения необходимой выслуги. Правительство ввело такой режим службы из-за того, что на территории, которая составляет больше трети территории страны, проживает всего семь процентов населения. Благодаря проводимой политике за последние 5 лет число населения увеличилось на 1,3 млн. человек.
Главная Ответы на вопросы читателей 2 Отказ субъекта в участии в программе переселения. Лишение статуса ВП, приобретения жилья в ипотеку. Получение статуса ВП, льготы переселенцам
27 июня 2015 года
Обучение в институте в стаж при начислении пенсииВходит ли очное обучение в институте в стаж при начислении. Вся новость
Государственный совет Крыма рассмотрит вопрос об утверждении Конституции республики как субъекта Российской Федерации. Вся новость
Пособия и выплаты в связи с рождением ребенкаЯ гражданка Молдовы, получила РВП, участник программы переселения сограждан. Скоро. Вся новость
Отказ субъекта в участии в программе переселения. Лишение статуса ВП, приобретения жилья в ипотеку. Получение статуса ВП, льготы переселенцам
Отказ субъекта в участии в программе переселения
Здравствуйте. Я хочу воспользоваться Государственной программой по добровольному переселению, но вот уже 2 года получаю отказы, у меня была судимость в 1997 году по статье грабёж, прошло 15 лет и она уже погашена. Правомерен ли отказ субъектами участвующими в данной программе в моём приёме на ПМЖ? Спасибо. Кудояров Артур Аманович
Газ-Ачак Решение об отказ в приеме соотечественника может быть принято в случае, если заявитель не обладает профессией, востребованной в регионе, а также в случае сообщения о себе недостоверных данных, наличии непогашенной судимости и ряде других случаев. Если вам отказывают по причине непогашенной судимости, а она не является таковой, обжалуйте данное решение в судебном порядке. Детализированную консультацию по заданному вопросу не предоставляется возможным дать, так как юристы организации консультируют по общим вопросам. Ваша ситуация под подает под регулирования программы субъекта, в связи с чем рекомендуем обратиться к юристам практикующим в регионе предположительного переселения.
Лишение статуса ВП, приобретения жилья в ипотеку
Здравствуйте! Имеют ли право лишить статуса вынужденного переселенца, если жилье куплено в ипотеку с обременением? В программе переселения участвует муж, а я и сын нет. По нормативу площади не хватает даже на двух человек. Гонза Надежда Александровна
Тобольск, Тюменской области Основания утраты и лишения статуса вынужденного переселенца установлены статьей 9 Закона «О вынужденных переселенцах». Так, лицо утрачивает статус вынужденного переселенца при прекращении гражданства Российской Федерации, при выезде для постоянного проживания за пределы территории Российской Федерации, в связи с истечением срока предоставления статуса.
Срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, только при наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства.
В случае утраты лицом статуса вынужденного переселенца или в случае лишения лица статуса вынужденного переселенца удостоверение вынужденного переселенца признается недействительным соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Получение статуса ВП, льготы переселенцам
Мы приехали в Россию в 1992 году из Узбекистана. Семья из 4 человек, 2-ое детей, про льготы и статусы не знали, в деревне купили комнату в общежитии, недавно взяли кредит и купили маленькую однокомнатную квартиру, собственник дочь 18 лет. Возможно ли рассчитывать на получение статуса ВП, и на какие нибудь льготы? спасибо. Киселев Д. А.
Москва В силу ст. 2 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-I О вынужденных переселенцах вынужденным переселенцем не может быть признано лицо, не обратившееся без уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение двенадцати месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением гражданства Российской Федерации. То что вы не знали, что статус вынужденного переселенца дает льготы, не является основанием для восстановления срока обращения за данным статусом.
Источник: http://civitas.ru
Двойное гражданство и тупик программы переселения соотечественников
На днях наткнулся в прессе на сообщение о том. что президент Путин подписал в июле очередной указ - за последние семь лет где-то десятый по счету - об очередной перестройке Межведомственной комиссии по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Название-то какое впечатляющее: 17 слов, 70 слогов! Казалось бы, с таким названием, печально известную Программу по переселению соотечественников ждет успех. Но, увы. Никакого успеха не будет. Как не было до сих пор.
Путин объявил, что целью программы является приезд 300 000 переселенцев ежегодно. На осуществление этой цели было выделено 6 миллиардов руб. из федерального бюджета Но за 7 лет (2006-2012) вернулось в общей сложности 125 000 человек. т.е. 25 000 в год, - в 12 раз меньше, чем уверял президент.
И дело не в том, что указы по созданию программы многословны, но малоосмысленны не в том, что у власти нет эффективных рычагов по внедрению программы не в том, что сотрудники Российских консулатов и ФМС обычно не знают, как она работает, саму программу читать не пытаются, и вообще не любят этих переселенцев: работать потому что мешают не в том, что дальневосточные и северные регионы, которым оказана честь стать территориями приоритетного заселения переселенцев, не хотят ими становится и даже не в том, что миллиарды рублей, отпущенных на привлечение соотечественников в Россию, или тратятся не по делу или, грубо говоря, разворовываются (и это не преувеличение: см. напр. вот этот материал об уголовном деле на предмет расхищения 69 миллионов руб. выделенных на пиарную работу по программе).
А дело все в том, что программа не предусматривает самого главного компонента переселения - автоматического предоставления Российского гражданства и, по сути, запрещает сохранять ранее полученное иностранное гражданство. Вместо того чтобы незамедлительно вручить паспорт переселенцам, как это делается, например, в Италии, Израиле или Ирландии, власти прячутся за статьей 14(7) Закона О гражданстве Российской Федерации от 31 мая 2002 N63-Ф, который гласит:
В случае если иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей имеют регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с указанной Государственной программой, они могут быть приняты в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами а, в и д части первой статьи 13 настоящего Федерального закона.
В переводе на русский это означает, что переселенцам в качестве льготы автоматически полагается разрешение на временное проживание (остальные мигранты собирают на него документы несколько месяцев, а потом ждут полгода его получения), затем - вид на жительство, а затем они могут сразу подать заявление на Российское гражданство. Подавляющее же большинство остальных иммигрантов могут сделать это только по истечению пяти лет после получения вида на жительство.
Казалось бы, неплохо. Но воспользоваться такой льготой переселенцы имеют право, только если прикованы к тому району, где зарегистрировались - какой-нибудь Забайкальский, Камчатский, Приморский, Хабаровский края или Амурская, Иркутская, Магаданская, Сахалинская области (сама концепция такой прикованности уже порочна и напоминает правила послелагерного расселения при Сталине). И самое главное - переселенцы должны отказаться от гражданства страны, из которой приехали.
Переселенцы из Казахстана, Узбекистана и Азербайджана, которые составляют подавляющее большинство участников программы, расстаются со своим гражданством, как правило, без сожаления. Но есть ведь и другие страны, жители которых относятся к своему гражданству с бóльшим пиететом.
Год за годом власти утверждают, что конечная цель программы - собрать всех уехавших из Российской Империи, большевистской России, СССР и РФ (а также их потомков) под тенетами Российской идеи и Российского флага. И в этом году Игорь Слюняев, глава Минрегионов, торжественно провозгласил. 25 млн. соотечественников - наши потенциальные переселенцы. Задачи сложные, но выполнимые.
Увы, задачи эти - совершенно невыполнимые.
Не совсем понятно, откуда взялось число 25 миллионов. Но если считать, что до таких объемов разрослась Российская диаспора за последние 100-130 лет, то неужели Минрегионов полагает, что все они осели в Средней Азии? В США и Канаде по разным оценкам живет от 3 до 5 миллионов выходцев из России и их потомков, в Израиле - более 1 миллиона, в Германии - около полумиллиона. Они не будут отказываться от своего американского, канадского, израильского, германского гражданства ради того, чтобы переехать в РФ. 240 000 рублей подъемных, полагающихся тем, кто перебрался на территорию приоритетного заселения, т.е. самые непопулярные и экономически отсталые районы России, - плохая мотивация для отказа от западного гражданства, западной работы и западной жизни тем более что в других районах сумма подъемных в два раза меньше.
Уже почти два десятилетия Россия находится в демографическом кризисе. Ее население уменьшилось с 146,3 млн. в 2001 г. до 142 млн. в 2010 , после чего за счет иммиграции из СНГ увеличилось на скромные 0,5 млн. к июлю 2013 г. Еще страшнее то, что с 1992 по 2012 гг. Россия стабильно имела отрицательный естественный прирост населения. В начале 2012 г. уровень рождаемости, наконец-то сравнялся с уровнем, что было приписано демографической политике правительства Путина, но уже через 5 месяцев соотношение опять стало отрицательным. и с тех пор разрыв продолжает расти.
В сочетании с утечкой мозгов и уходом старых сотрудников на пенсию, демографический кризис привел к тому, что за последние годы каждый год экономически активное население РФ уменьшается на 1 млн. человек.
При такой ситуации приток иммиграции - жизненно важен. Но беспрепятственное и быстрое получение Российского гражданства - это основа иммиграции, ее мотор. Кто из авторов программы по переселению согласится купить машину без мотора? Никто. И потенциальные переселенцы - тоже. Поэтому из целевой группы в 25 млн. перебралось в Россию полпроцента этой группы.
Требовать, чтобы человек, проживший в процветающий стране несколько десятков лет (не говоря уже о тех, чья семья живет там 2-3 поколения), отказался от гражданства этой страны - большая нелепость. Это все равно, что отобрать у человека дом, а когда через много лет он построил новый, предложить вернуть ему отобранный этот дом, но при условии, что он откажется от нового.

Предвижу ропот пуристов: Нельзя, изыде, двойное гражданство - от лукавого. Одно солнце, одна мать, одна Родина, один паспорт. Нет пятой колонне - государственная безопасность превыше всего. Россия не признает двойного гражданства.
Но все это пустые слова, ибо по всему миру живут десятки тысяч Российских граждан, имеющих двойное, а то и тройное гражданство. Я их сам видел в изобилии. Если вы переехали из РФ в США, получили грин карту по рабочей линии, а потом и гражданство США, то Российским властям ничего не останется, как с этим мириться, и лишать вас Российского гражданства они не будут. Более того, если вы заявите о желании выйти из Российского гражданства в связи с приобретением нового, т.е. помогаете Отечеству, которое якобы не признает двойного гражданства, то дожностные представители Отечества заставят вас предоставить ворох справок с территории РФ с апостилизацией, нотаризацией и еще Бог знает чем, отбив охоту к законопослушанию.
Другое дело, если вы иммигрируете в РФ из США. Вот тут Российские власти запретят двойственность и потребуют предварительного отказа от американского гражданства. Так почему, первой категории дозволяется де факто иметь два гражданства, а второй - нет?
Почему итальянское, польское, ирландское, испанское законодательства не требует от соотечественников, даже не переселяющихся, а просто желающих получить паспорт с исторической родины, отказа от первого гражданства? Пятую колонну новые граждане там не формируют. Правда, я не знаю, приносят ли они пользу этим странам, но не о них же сейчас речь, а о России.
Так вот - России квалифицированные, образованные, финансово независимые соотечественники из западных стран принесут огромную пользу. И не надо требовать от них отказа от их первого гражданства, не надо засылать их в Сибирь. Надо автоматически предоставлять им гражданство РФ по переезду и вовлекать их в экономическую и общественную жизнь страны. Именно это и делает Китай, создавая такие условия для ученых и IT-специалистов, в свое время уехавших учиться на Запад и оставшихся там на ПМЖ, что в одном только 2010 г. в КНР вернулось 632 000 высококвалифицированных специалистов. Сравнение этого числа со 25 000 преимущественно сельскохозяйственными переселенцами за год, работает явно не в пользу России. И это при том, что ВВП России в 2,5 больше, чем в КНР, а по числу миллиардеров она опережает Китай даже в абсолютных показателях, не говоря уже об удельных, уступая только США.
Только если соотечественникам будет автоматически предоставляться Российское гражданство с сохранением предыдущего, программа переселения выйдет из своего тупика и начнет работать.
Описание программы
Переселенцам положен ряд льгот: например, разрешено беспошлинно ввозить своё имущество, компенсируются затраты на проезд и провоз багажа (одного пятитонного контейнера для трех членов семьи, более трех членов семьи два пятитонных контейнера), и один легковой автомобиль можно также ввести без уплаты таможенной пошлины. [4] Регионы России, участвующие в программе [5]. были разделены на три категории («А» — преимущественно стратегически важные для России приграничные территории «Б» — территории, где реализуются крупные инвестиционные проекты, требующие массового привлечения переселенцев, «В» — территории с устойчивым социально-экономическим развитием, на которых в течение последних трех и более лет наблюдаются сокращение общей численности населения и (или) миграционный отток).
С 2013 года изменилась категорийность территорий вселения [6]. Вместо существовавших трех типов («А», «Б» и «В») выделены «территории приоритетного заселения» и все остальные «территории вселения». Утвержден перечень регионов России, которые будут приоритетными при переселении соотечественников на постоянное место жительства в 2014 году. Соотечественники-переселенцы будут пользоваться максимальным уровнем государственной поддержки в следующих регионах России: Бурятия, Забайкальский, Камчатский, Приморский, Хабаровский края, Амурская, Иркутская, Магаданская, Сахалинская области и Еврейская автономная область. [7]
Правительство России ранее утвердило новые правила переселения соотечественников в и постановило выделить территории приоритетного заселения. Подъемные при переезде на такие территории увеличены со 120 тыс. до 240 тыс. рублей на заявителя и до 120 тыс. рублей — каждый член семьи переселенцев.
При переселении участник программы и члены его семьи получают государственную гарантию и социальную поддержку, в частности, оплачивается стоимость переезда на постоянное место жительства. компенсируются расходы на уплату государственной пошлины. выплачивается единовременное пособие на обустройство («подъёмные»), в течение первых шести месяцев при отсутствии иных доходов выплачивается пособие в размере 50 % от прожиточного минимума в регионе.
Тип выплат\ услуг
Немецкая иммиграция. Права и льготы в Германии
В Германии этническим немцам положены следующие льготы:
Spaetaussiedler, § 4 Abs. l, 2 BVFG (поздний переселенец)
Поздний переселенец является немцем согласно статье 116 абз. 1 Основного Закона (Grundgesetz) Германии и приобретает немецкое гражданство. Он получает бесплатный 6-месячный курс немецкого языка, интеграционное пособие. Он может изменить свое имя и фамилию в соответствии с § 4 BVFG. В отличие от других граждан бывшего Советского Союза поздний переселенец пользуется всеми льготами, предусмотренными законодательствами Германии.
Главным же его отличием является то, что он получает выплату "комендатурских" в соответствии с § 9 BVFG (2000 евро - для рожденных до 01.04.1956 г. 3000 евро для рожденных до 01.04.1946 г.) и пенсию в соответствии с Fremdrentengesetz (Закон о чужой пенсии). Правда, эта пенсия в последние годы значительно сократилась и сведена до уровня интеграционного пособия.
Кроме того, только поздний переселенец получает льготы при открытии собственного дела. С этой целью в соответствии с § 14 Abs. l BVFG предусмотрено предоставление кредитов под низкие проценты, выгодные условия их погашения и обеспечения, а также другие льготы.
Муж (жена) позднего переселенца, если их брак перед отъездом в ФРГ продолжался 3 года и более, § 7 Abs. 2 (1-й вариант BVFG).
Эта группа лиц при немецкой эмиграции получает также статус немцев согласно статье 116 Конституции Германии и немецкое гражданство. Их положение мало чем отличается от положения позднего переселенца.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!