Предоставление налоговых льгот индивидуального характера
Шпаргалка по Налогам и налогообложению
Файлы: 1 файл
Практика законотворчества исходит из закрепления перечня льгот в соответствующем законодательном нормативном акте. Это гарантирует плательщику получение преимуществ на относительно длительный период времени Однако необходимо регулировать и стоимостный объем льгот, поэтому при утверждении бюджета законодательно устанавливаются максимальные размеры дотации, субсидий, субвенций и величина бюджетного дефицита, при этом необходимо определить приблизительную сумму, которую можно отнести к льготам.
Правовое регулирование налоговых льгот осуществляется на двух уровнях Первый — налоговые законы, закрепляющие принципиальные исключения для определенных категорий плательщиков или отраслей Второй — подзаконные акты, осуществляющие тактические цели по отношению к конкретным субъектам и решающие более узкие цели.
Спорным является вопрос об отраслевом выделение льгот. Часто создается целый ряд льгот, в области бюджетного регулирования (через дотационные выплаты и т.д),пред оставление налоговых освобождений, выделение налоговых кредитов. Важно закрепить категорический запрет на предоставление индивидуальных налоговых льгот с тем, чтобы исключить законодательное закрепление дискриминации плательщиков Нормы налогового законодательства, определяющие основы, порядок и условия применения налоговых льгот, не могут носить индивидуальный характер. Не допускается устанавливать правовую основу для применения правовой льготы таким образом, чтобы этой налоговой льготой мог пользоваться только один налогоплательщик.
Налогоплательщик вправе использовать налоговую льготу с момента возникновения соответствующих оснований для ее применения и в период всего срока ее действия самостоятельно, без предварительного уведомления налоговых органов
Льготное налогообложение остро ставит проблему заявительного характера налоговых льгот, который сводится к следующему обязан ли налогоплательщик заявлять о намерении использовать (или отказаться от использования) налоговую льготу, в какой форме должно быть это заявление и в какие сроки предоставлено в налоговые органы.
^ 14.2. Система налоговых льгот
Систему льгот по налогам необходимо разделить на две группы. Первая включает относительно традицонные и стабильные освобождения от налога, независимо от изменения обстоятельств и даже государственного устройства.
Например, освобождение от уплаты налога отдельных лиц или групп плательщиков. Финансовое право Российской империи в качестве субъекта освобождения от уплагы выделяло главу государства, так как «. он и вся его деятельность и без этого принадлежит государству». К подобным традиционным льготам можно отнести и то положение, при коюром «. убогие или имеющие только минимум того, что необходимо для существования, освобождаются от уплаты. налогов, так как в другом случае им пришлось бы отказаться от самого необходимого»2.
Вторая группа льгот характеризируется определенной кратковременностью по отношению к конкретным объектам В современных условиях, при становлении налоговых систем и быстро меняющейся хозяйственной и политической ситуации эта группа отличается большим количеством льгот и постоянным их изменением. Видимо, закон о налоговой системе должен прежде всего включать первую группу льгот, лишь касаясь второй, которая будет детализироваться при регулировании конкретного налогового платежа.
Едва ли является правомерной попытка сформулировать в окончательном виде систему льгот по налогам, даже при стабилизации экономической ситуации, на длительную перспективу. Нельзя исключать появления новых налогов или сборов, отмены существующих или появление тенденций, связанных с реализацией политических или других целей Кроме этого, система льгот должна дополняться (прямо или опосредовано) определенными санкциями. В основном они, вероятно, должны быть сосредоточены на контроле за использованием освобожденных льготных средств. Например, в Швеции акционерные общества при начислении чистого дохода имеют право исключать суммы, предназначенные для внесения в общий фонд капиталовложений. Данная льгота выполняется с помощью жесткого государственного контроля и ответственности налогоплательщиков за расходованием этого фонда. Если фонд используется не по назначению, соответствующая сумма не только облагается налогом, но и увеличивается как база налогообложения еще на 20% .
Характеристика налоговых льгот должна быть основана на равенстве в области налогообложения, и при предоставлении льгот критерием должно быть материальное положение субъекта налогообложения. Вряд ли являются правомерными основания для предоставления льгот, если они не связаны с имущественным положением. Классификация налоговых льгот может осуществляться по различным принципам.
Чаще всего налоговая льгота определяется путем
1) налогового отчисления, уменьшающего базу налогообложения при начислении налога
2) уменьшения налоговой обязанности после начисления налога
3) установления пониженной ставки налогообложения.
^ 14.3. Виды налоговых льгот
1. Отчисление (изъятие) — вид льготы в области налогообложения, при которой осуществляется выделение отдельных составных частей из общего объекта налогообложения с целью уменьшения на их величину объекта при начислении и уплате налога.
Этот вид льготы характеризируется тем, что механизм предоставления льгот: проецируется на объект налогообложения, который непосредственно уменьшается. Подобные уменьшения объекта с целью налогообложения можно классифицировать:
а) по видам плательщиков.
полные - предоставляются всем плательщикам частичные - предоставляются определенным категориям плательщиков
б) по срокам .
постоянные - действующие постоянно на протяжении длительного периода времени,
временные - действующие на протяжении определенного, заранее ограниченного периода ( предприятия с иностранными инвестициями)
чрезвычайные - предоставляются в связи с появлением определенных внезапных обстоятельств
в) по элементам объекта:
имущественные - отчисление определенной части налогооблагаемого имущества
прибыльные отчисления - применяются к части дохода плательщика
в зависимости: от вида деятельности.
^ 2: Скидка — вид льготы в области налогообложения, уменьшающая сумму налога на определенные величины. Совокупность этих величин, составляющих основу скидки, определяется суммой расходов плательщика, которые законодатель выводит из-под налогообложения путем уменьшения на эквивалентную сумму налоговой базы. Таким образом реализуется заинтересованность общества в определенной деятельности плательщика, стимулируются его расходы в определенном направлении.
Здесь можно применить классификацию отчислений (изъятий) в области налогообложения (по видам плательщиков по срокам, по элементам налоговой базы)
а) лимитированные скидки, размер которых ограничен прямо или опосредованно
б) нелимитированные — скидки, при которых налоговая база может быть уменьшена на всю сумму затрат налогоплательщика .
Личные скидки дают право плательщику исключить из налогооблагаемого дохода расходы, направленные на личное обустройство В Канаде к подобным расходам относятся накопления для приобретения собственного дома. В США налогоплательщик может заменить личные отчисления стандартной скидкой в размере 10% от суммы налогооблагаемого дохода, но не более 1000 долларов на супружескую пару При этом семейные скидки зависят от состава семьи В основе лежит регулирующая функция налогов, и особенное значение такие скидки имеют для малообеспеченных слоев населения Так, Кодекс прямых налогов Алжира (ст 96) определяет размер снижения налогового платежа в 1200 динаров на первого ребенка и за каждого следующего ребенка по 800 динаров при условии, что общая сумма этих уменьшений не будет превышать 3600 динаров2
^ 3. Налоговый кредит — вид льготы налогообложения, при которой освобождение касается общей суммы налогового платежа, начисленной для уплаты Такая формулировка данной льготы в некоторой мере условна, так как «налоговый кредит» находится на своеобразной границе между понятием «кредитование» и «финансирование». Так, если обычный налоговый кредит реализует основные принципы кредитования (срочность, платность, возвратность, целевой характер), то инвестиционный налоговый кредит реализуется на принципах финансирования.
^ 14.4. Формы налоговых льгот
Льготы по налогу являюгся исключениями из общей схемы начистения конкретного вида налога, закреплены в нормативном акте и учитывают особенности, характеризующие плательщика, объект, ставку или другие условия При этом льготы зачастую являются полным или частичным освобождением от налога Совокупность льгот, которая претендует на закрепление в основном законе, регулирующем налоговую систему, может содержать следующие формы
1. ^ Необлагаемый \шним\м объекта налога. Привязываться к абсолютной величине денежной суммы в условиях инфляции не имеет смысла Именно поэтому законодатель выделяет величину, кратную минимальной заработной плате, которая утверждается Верховной Радой Украины и автоматически увеличивается при изменении минимума зарплаты
2. ^ Изъятие из обложения определенны\ пементов объекта налогообложения Чаще всего это часть дохода или других объектов налога, направляемая на цели, в реализации которых заинтересовано государство или местные органы самоуправления природоохранные мероприятия, освоение новых технологий
Представляе I интерес термин «налоговая помощь», который вводится румынским налоговым законодательством. Юридические лица имеют право на отчисление из их налога на доход в пользу государства суммы, равной налоговой помощи, которая выплачивается из-за границы, на основании документов иностранных финансовых организаций, подтверждающих платеж Эта сумма не может превышать налог на доход, который рассчи ган согласно румынскому законодательству для доходов из всех источников с учетом связанных с этим затрат1.
3. ^ Освобождение от уплаты налога отдельных лиц или катего-рий тателъщиков Таким образом законодагель открывает большие возможности для получения реальных доходов при уменьшении налоговых изъятий, так как нередко средства на содержание данных субъек-т ов выделяются из бюджета, и этот канал несколько упрощает движение средств от налогоплательщиков в бюджет, а потом в обратном направлении, к лицам, которым они требуются. Достаточно развитая система льгот схожего вида предусмотрена Законом Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты», которая вступила в силу с 1 января 1994 года (п 18ст12, п23ст13. п. 17 ст. 14, п 19 сг. 15 Закона). Согласно им наиболее защищенной в этом плане является категория инвалидов войны, которые полностью освобождаются от уплаты налогов, сборов и таможенной пошлины всех видов.
Некоторая терминологическая неопределенность подобных форм порождает много неточностей при применении налогового законодательства. Так, льготами по > плате НДС при импорте товаров пользуются предприятия, объединения и организации, расположенные в зонах гарантированного добровольного отселения и усиленного радиологического контроля. Возникает вопрос: что означает «расположенные»? В данной ситуации предприятие может быть зарегистрировано в одном месте, а осуществлять деятельность в другом Возникает основание для конфликтной ситуации между плательщиком и налоговой инспекцией Конечно, налоговые органы исходят из необходимости регистрации предприятия по месгу основной деятельности, однако •это не всегда реализуется
4. ^ Снижение налоговых ставок. Этот вид льгот отражает как государственное так и региональное значение вида деятельности, подпадающей под пониженную ставку
5. Отчисление из налогового оклада. Предусматривает прежде всего изъятие из налогового оклада, которое осуществляется за определенный расчетный период.
6. Целевые налоговые льготы. Могут включать различные формы отсрочки взимания налогов. В качестве наиболее характерного примера можно выделить механизм использования налогового кредита.
^ 7. Другие налоговые льготы (налоговые каникулы и т.п.).
В качества своеобразной льготы можно рассматривать и некоторые особенности уплаты налога, формы перерасчета, хотя это уже частный вопрос, который должен регулироваться на уровне инструкций Много проблем было связано с фискальным характером авансовых платежей, однако подобный механизм уплаты может обеспечить и ряд удобств для плательщика.
·налоговое законодательство должно быть стабильно
·взаимоотношения налогоплательщиков и государства должны носить правовой характер
·тяжесть налогового бремени должна равномерно распределяться между категориями налогоплательщиков и внутри этих категорий
·взимаемые налоги должны быть соразмерны доходам налогоплательщиков
·способы и время взимания налогов должны быть удобны для налогоплательщика
·принцип не дискриминации, т.е. равенство налогоплательщиков перед законом
·издержки по сбору налогов должны быть минимальны
·принцип нейтральности налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности
·принцип доступности и открытости информации по налогообложению
принцип соблюдения налоговой тайны.
Рассмотрим кратко содержание этих основных принципов.
Подстабильностью налогового законодательствапонимается неизменность норм и правил, регулирующих сферу налоговых взаимоотношений. В соответствии с этим принципом изменения в законодательство о налогах не должны вноситься в течение финансового года, а правила, дающие льготы и преференции, не должны изменяться (отменяться) до того срока, который первоначально был установлен законодателем. Не меньшее значение имеет и стабильность налогового законодательства в течение ряда лет, т.е. реформы и изменения существенного характера не могут проводиться каждый год. Всеми крупными инвесторами в мире нестабильность налогового законодательства рассматривается как основание для отнесения страны (или территории) к зонам, не благоприятным для инвестирования и предпринимательства.
Пересмотр норм налогового законодательства во всех развитых странах осуществляется в соответствии с действующими процедурами по утверждению законов. В большинстве стран изменение норм налогового права невозможно не только в текущем финансовом году, но и в году наступающем. Во всех странах действуют нормы, в соответствии с которыми обязательно должен существовать длительный период между моментом принятия каких–либо налоговых изменений и моментом вступления их в силу.
Правовой характер взаимоотношений государства и налогоплательщиков может существовать только в странах, где невозможно издание актов правового характера в сфере налогообложения отдельными государственными учреждениями. В правовом государстве все взаимоотношения налогоплательщиков и государства могут регулироваться только законами.
Правительство имеет право лишь предлагать какие–либо изменения, но силу закона эти изменения могут принимать лишь после их утверждения высшим законодательным органом. Принцип правовых взаимоотношений предполагает также взаимную ответственность сторон в сфере налогового права.
Нарушения принципа правового характера взаимоотношений налогоплательщиков и государства выражаются в налоговом произволе властей и могут проявляться как на уровне актов центральных органов исполнительной власти, так и на уровне правотворчества органов местного самоуправления.
Принцип распределения тяжести налогового бремени не является жестким при построении налоговой системы, но его несоблюдение или частые грубые нарушения приводят к такому тяжелому последствию, как массовое уклонение от уплаты налогов. Добиться равенства, справедливости и научной обоснованности в распределении налогового бремени не удавалось и не удается ни одному государству в мире.
Вероятно, никто и никогда не создаст налоговую систему, которая подходила бы для всех налогоплательщиков и всеми гражданами страны воспринималась как справедливая. Но законодатель любой страны должен стремиться к тому, чтобы не допустить значительной неравномерности в распределении тяжести налогового бремени по разным категориям налогоплательщиков, различающихся по социальному составу, роду занятий, месту жительства и т.д. а также не допустить разного уровня налогообложения лиц с приблизительно равными доходами. Пропорциональность изымаемых с помощью налогов доходов разных категорий населения не должна быть обязательной целью законодателя, тем не менее, значительные диспропорции являются нежелательными.
Грубейшим нарушением принципа равномерности распределения тяжести налогового бремени является уклонение от уплаты налогов. Распространение массовых уклонений от уплаты налогов свидетельствует об отсутствии контроля государства за сферой налогообложения.
Принцип соразмерности взимаемых налогов с доходами налогоплательщиков заключается не только в том, что после уплаты налога у налогоплательщика должны оставаться средства, достаточные для нормальной жизнедеятельности и расширения экономической деятельности, но и в том, что в отдельные периоды, а именно в период внесения налоговых платежей, последние не должны превышать уровня текущих поступлений. В противном случае возникает возможность массовых банкротств, обусловленных налоговым фактором.
Соблюдение принципа создания максимальных удобств для налогоплательщиков является важной задачей государства, стремящегося к экономическому росту. Удобства налогоплательщика – это не только установление сроков внесения налоговых платежей, возможности получения отсрочек и рассрочек, но и понятность норм и правил налогового законодательства. Доступность норм и правил налогового законодательства для всех категорий налогоплательщиков является целью законодателей во всех странах мира, однако ни в одной стране эту цель нельзя считать достигнутой. Минимальными требованиями в этой области можно считать следующие:
Шкаждый используемый термин должен иметь свое единственное значение, установленное законом
Школичество издаваемых законодательных актов не должно быть чрезмерным
Шзаконодательные акты и нормы, содержащиеся в них, не должны противоречить друг другу
Штексты законов должны быть понятны человеку со средним для данной страны уровнем образования
Шпри изменении каких–либо норм в законодательных актах, опубликованных в предыдущие годы, должен публиковаться их новый измененный текст.
Одним из важнейших принципов построения налоговых систем является принцип равенства налогоплательщиков перед законом. Про этот принцип можно сказать, что он неуклонно соблюдается в подавляющем большинстве развитых и богатых стран и практически всегда нарушается в неразвитых и бедных странах. Под равенством налогоплательщиков понимаются их общие и равные права и ответственность в сфере налогообложения. Ни для кого не должны предусматриваться такие права или ответственность, которые не могли бы быть распространены на других. Нарушение принципа равенства налогоплательщика перед законом проявляется в налоговой дискриминации, которая может выражаться по половому, расовому, национальному, сословному, возрастному или иным признакам.
К наиболее грубым проявлениям налоговой дискриминации относятся индивидуальные налоговые льготы, т.е. какие–либо преимущества, предоставляемые не категории налогоплательщиков, а определенному лицу или определенным лицам. Запреты на предоставление индивидуальных льгот содержатся в законодательстве подавляющего большинства стран.
В налоговых законах некоторых стран можно встретить упоминание о возможностях предоставления льгот отдельным лицам. Подобное упоминание содержится в налоговых законах Французской Республики. Правом предоставления льгот индивидуального характера в этой стране наделены президент и премьер–министр. Наряду с фиксацией этого права в законе следует длинный перечень тех случаев, когда даже они не имеют права предоставлять такие льготы. В отношении всех остальных должностных лиц действует однозначный и жесткий запрет на предоставление налоговых льгот индивидуального характера. Важно отметить, что сам факт предоставления подобной льготы является достаточным основанием для осуждения должностного лица на длительный срок по статье, предусматривающей получение взятки, при этом доказательств получения взятки не требуется.
В Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии в 1992 г. завершились многолетние дебаты относительно того, должна ли платить подоходный налог королева – единственное лицо, прежде освобождавшееся от уплаты налогов. Одним из основных доводов в пользу привлечения главы государства к уплате налогов был тезис о том, что освобождение королевы от уплаты налогов является нарушением принципа равенства налогоплательщиков перед законом.
Небезынтересными представляются доводы, которые приводятся сторонниками жесткого соблюдения принципа не дискриминации налогоплательщиков. В отношении жалования государственных служащих часто возникают вопросы: «Зачем им нужно платить налоги? Они получают свое жалование из государственного бюджета. Можно просто заплатить им поменьше, а под налогообложение должны подпадать только их доходы из других источников. Зачем нужно перечислять деньги сначала из бюджета на жалование, а затем, вычитая из жалования, перечислять их в бюджет?» Довод против такого предложения существует только один: в этом случае государственные служащие будут подвергнуты дискриминации, т.е. они, не уплачивая налоги, не выполняя наряду со всеми остальными гражданами этой почетной обязанности, не смогут быть в полной мере равными в правах с другими гражданами. В этой логике находит свое проявление давно известная истина: равные права могут быть только при равной ответственности, а исключительные права в какой–либо сфере всегда влекут за собой либо исключительную ответственность, либо ущемление каких–то иных прав.
Равные права при равной ответственности всегда стремятся получить солидные предприниматели и инвесторы, начиная экономическую деятельность в другой стране. Наличие особого режима налогообложения для предприятий с иностранными инвестициями или определенных специфических льгот всегда настораживает иностранного инвестора. Даже в тех случаях, а часто именно в тех случаях, когда особый режим налогообложения выглядит более привлекательным по сравнению с обычным режимом для национальных предприятий, инвестор ожидает либо особого режима контроля, либо запретов на определенные виды деятельности или операции, либо того и другого вместе.
Принцип сведения к минимуму издержек по сбору налогов и контролю за соблюдением налогового законодательства, иначе называемый принципом рентабельности налоговых мероприятий, представляет собой вполне разумное выражение чаяний налогоплательщиков о том, чтобы не все поступления по налогам использовались для сбора налогов. Подобная ситуация нередко возникала в истории в сфере налогообложения отдельных видов недвижимого имущества, где расходы государства на разработку и заполнение документации, обмеры, обсчеты, аэрофотосъемки, перерасчеты, в сочетании с многочисленными льготами для широкого круга категорий налогоплательщиков, приводили к тому, что сумма налоговых поступлений была меньше осуществленных затрат. Традиционно высокими издержками отличается система налогообложения доходов физических лиц, особенно в условиях относительно низкого уровня доходов среднего класса.
С большими издержками связаны, как правило, все вновь вводимые налоги, а также существенные изменения, требующие замены старых форм отчетности.
Принцип нейтральности налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности не противоречит регулирующей функции налогов. Любые налоговые системы всегда влияют на принятие решений в экономике. Безусловно, является нормальной ситуация, когда налоги стимулируют приток капитала в передовые отрасли промышленности, создают барьеры для импорта, препятствуют перенаселению столиц или сверхкрупных городов, стимулируют снижение потребления одних видов продукции и в то же время выпуск и потребление других, становятся преградой для перемещения на территорию страны вредных производств и притока низкокачественных товаров. Но налоги не должны влиять на формы предпринимательской деятельности и поведение граждан в тех случаях, когда в таком влиянии нет смысла. Приобретать оборудование, сырье, материалы, иностранную валюту, брать кредиты, создавать новые предприятия, объединения, ассоциации и фонды, проводить научные исследования, сдавать имущество в аренду или продавать его – все это и многое другое предприниматели должны делать, руководствуясь собственными целями и задачами, уровнем своих представлений и прогнозов, оценкой своих возможностей, но не в силу каких–либо особенностей или требований налогового законодательства. Выбор между индивидуальным, семейным предприятием, товариществом, кооперативом или акционерным обществом предприниматель должен делать на основе анализа собственных ресурсов и возможностей, преимуществ той или иной формы организации экономической деятельности, а не на основе того, что законодатель для разных форм предусмотрел значительные отличия по режимам налогообложения доходов. Основное внимание при создании предприятия должно уделяться распределению участия в капитале, увязке взаимных обязательств, учету специфики отрасли и условиям распределения дохода, а не расчетам того, сколько придется платить налогов при выборе того или иного варианта организационной формы предприятия. При составлении условий договора стороны должны думать о том, чтобы договор помог им впоследствии быстро и эффективно разрешать те проблемы, которые могут возникнуть, а не о том, какой вид договора позволит экономить на уплате налогов. При подписании трудового соглашения (договора найма, контракта, договора подряда) человек должен думать о своей защищенности, правах, ответственности, о материальных последствиях для своей семьи в случаях гибели, увечья, временной нетрудоспособности, о размерах будущей пенсии, о возможностях защищать свои права и интересы в суде, а не о том, как можно «раздробить» свой доход или уменьшить размеры отчислений на социальное страхование.
Одним из наиболее ярких свидетельств грубого нарушения принципа нейтральности налогов в отношении форм и методов экономической деятельности является быстрое распространение (как правило, в абсурдных количествах) предприятий со специфическими функциями, особенностями регистрации или сферами деятельности: банков, бирж, страховых компаний, инновационных фирм, предприятий с высокой долей инвалидов и пенсионеров, «предприятий с иностранными инвестициями».
К основным последствиям нарушения принципа нейтральности налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности относятся: искажение данных и материалов государственной статистики, большое число «бумажных предприятий», резкое увеличение доли мнимых сделок, массовое уклонение от уплаты налогов. Получая незначительные суммы от регистрации новых юридических лиц, государство теряет колоссальные налоговые поступления, а также возможности по эффективному регулированию предпринимательской деятельности в стране.
К числу основных принципов построения цивилизованной налоговой системы можно отнести также принцип доступности и открытости информации по налогообложению, а также информации о расходовании средств налогоплательщиков. Открытость и доступность информации по всем вопросам налогообложения представляет самый жесткий принцип, он должен выполняться неукоснительно. Суть его заключается в том, что не должно существовать ни одного документа по вопросам налогообложения, который был бы недоступен любому налогоплательщику. Применение этого принципа на практике означает обязанность налоговых органов предоставлять любую информацию по вопросам регламентации налоговой сферы любому лицу, пожелавшему ее получить. В развитых странах налоговые органы бесплатно показывают все источники права по налогам, дают разъяснения и необходимые консультации. Плата может взиматься лишь при предоставлении таких дополнительных услуг, как перевод информации на другой носитель, либо при составлении тематических подборок, однако и эти виды услуг, как правило, тоже бесплатны.
Открытость и доступность информации может ограничиваться лишь областью правил по контролю за взиманием налогов и отдельными данными о поступлениях по определенным категориям налогоплательщиков и по отдельным территориям и регионам.
Принцип соблюдения налоговой тайны является обязательным для налоговых органов цивилизованной страны. В ряде стран действует категорический запрет на разглашение и публикацию сведений не только по отдельным налогоплательщикам, но и по ряду категорий налогоплательщиков, если число плательщиков определенной категории является ограниченным или каким–либо образом можно вычислить экономические показатели одного из них.
Доступность информации о расходовании средств налогоплательщиков – это такое требование, которое не только выполняется, но даже перевыполняется в тех странах, где правительство ощущает ответственность перед своими гражданами. Хотя обеспечение доступа к информации о расходовании бюджетных средств, строго говоря, нельзя отнести к принципам построения собственно налоговой системы, информированность населения о государственных расходах в развитых странах всегда считалась одним из основных средств повышения эффективности работы исполнительной власти по сбору налогов.
В связи с тем, что у правительства не бывает и не может быть собственных средств, а все бюджетные средства представляют собой средства граждан страны, планы по расходованию и отчеты об их использовании в правовых государствах всегда детальны. Ежегодно публикуются отчеты об исполнении бюджета. Они содержат многочисленные дополнительные материалы на эту тему, брошюры, буклеты, и бесплатно рассылаются каждому налогоплательщику одновременно с рассылкой бланков налоговых деклараций, а в ряде стран существует практика вывешивания на дверях зданий местных законодательных органов отчетов об израсходованных средствах.
Раздел 2. Цели и задачи налоговых реформ
Анализ действующих налоговых систем развитых стран подтверждает, что ни одной стране не удается найти тот вариант налогообложения, который устраивал бы как государство, так и всех или большинство налогоплательщиков. Противоречия между возможностями экономической системы, целями и задачами политических партий, интересами международного экономического сотрудничества, неизбежно нарастая, приводят к тому, что прежние системы признаются неудовлетворительными и начинается их пересмотр.
История XX в. показывает, что ни одной стране мира не удается на длительный период сохранять систему налогообложения в неизменном виде. Налоговые реформы позволяют снимать наиболее острые противоречия, приспосабливать налоговый механизм к возникающим новым ситуациям, изменять структуру налоговых поступлений в отношении отдельных видов и групп налогов, перераспределять поступления по звеньям налоговой системы.
К основным недостаткам действующих налоговых систем в развитых странах, в том числе и России, можно отнести следующие:
Шналоговые системы остаются сложными для понимания налогоплательщиков, налоговое законодательство в целом ряде стран не систематизировано. Нормы, регулирующие одни виды налогообложения, могут отличаться от норм, регулирующих другие виды налогов. Заполнение налоговых деклараций представляет собой труд, требующий досконального знания не только норм налогового права, но и достаточно сложного технического оснащения. Постоянно возрастает число лиц, которые не могут заполнить декларацию самостоятельно, а обращаются за помощью к специалистам. В ряде стран профессия налогового адвоката стала не только самостоятельной, но и массовой. Расчеты налогов и представление деклараций отнимают не только значительное время, но и связаны с возможными материальными потерями в результате ошибок и несоблюдения графиков
Шчисло налогов, парафискальных сборов, обязательных платежей в большинстве стран измеряется десятками, а с учетом платежей обязательного характера на региональном и местном уровне, нередко, превышает сотни. Сочетание сложности норм налогового права и большого числа налогов и иных платежей обязательного характера становится фактором, снижающим эффективность управления налоговой сферой, и вызывают многочисленные нарекания налогоплательщиков
Шналогообложение доходов во многих странах характеризуется неравномерностью распределения налогового бремени, выражающегося в том, что налогоплательщики примерно с одним уровнем доходов и одного социального статуса платят разные налоги
Швысокие предельные ставки налогов в налогообложении доходов приводят к потере стимулов к труду, росту оборотов теневой экономики, вывозу капитала и уходу производств в другие страны
Шнесоблюдение принципов нейтральности налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности обусловливает регистрацию значительного числа фиктивных компаний, усложнение экономических связей, создание специфических форм экономической деятельности, рост числа мнимых сделок
Шмногочисленные льготы, предоставляемые действующим налоговым законодательством, часто теряют свою эффективность, переставая быть стимулом для каких–то полезных изменений, и становятся просто формой снижения налоговых обязательств для предпринимателей, на высоком уровне владеющих технологиями налогового планирования
Шв целом ряде стран налоговые эксперты в качестве существенного недостатка действующего налогового права выделяют проблемы терминологии. В странах, не относящихся к англоязычным, в последние десятилетия появилось огромное количество терминов либо не понятных населению страны, либо таких, применение которых порождает неоднозначность трактовок, путаницу и многократное расширение специального лексикона (профессионального сленга). Для преодоления этого явления в ряде стран предпринимаются активные меры, по масштабам и издержкам сопоставимые с коренными изменениями в налоговых системах
Шцелую группу составляют недостатки налоговых систем, связанные с несоответствием действующего налогового национального законодательства по организации приемов и методов работы налоговых служб уровню развития международных экономических отношений. Архаичные нормы и правила входят в противоречия с задачами унификации систем налогообложения в рамках международных экономических и политических сообществ, союзов, организаций
Шзначительное число недостатков действующих налоговых систем, противоречий, не состыковок и расхождений в трактовках связаны с мероприятиями, проводившимися в предыдущие годы и десятилетия, многие нормы налогового права теряют свое значение или становятся препятствиями для разрешения новых проблем, возникающих перед правительствами и экономическими субъектами.
Пересмотры и реформы систем налогообложения, осуществлявшиеся в последние десятилетия, были ориентированы на следующие основные направления:
Шрасширение базы налогообложения доходов физических лиц
Шпересмотр системы налоговых ставок по подоходному налогообложению с целью снижения предельных ставок, уменьшения степени прогрессивности налогообложения и уменьшения числа действующих ставок
Шрезкое сокращение числа предоставляемых налоговых льгот и приведение действующих льгот в систему
Шуменьшение различий при применении разных видов режимов налогообложения отдельных объектов
Шсокращение числа действующих налогов, пара фискальных отчислений и иных платежей обязательного характера, объединение отдельных видов налогов и платежей, имеющих общую базу и методологию определения объема налоговых обязательств, в один налог
Шуменьшение специфики налогообложения доходов и имущества по отраслям экономической деятельности
Шустранение многократности налогообложения одних и тех же объектов на разных уровнях налоговых систем
Шприведение норм действующего налогового законодательства в соответствие с международными двусторонними и многосторонними соглашениями, унификация налогообложения в рамках международных объединений.
В значительной мере направленность реформ определяется политическими факторами, целями и задачами политических партий, проводящих те или иные изменения в налоговой сфере. Для правых партий характерно стремление к снижению налогового бремени средних и высокооплачиваемых слоев населения, к созданию благоприятных условий налогообложения доходов физических лиц, к снижению степени прогрессивности подоходного налогообложения, минимизации льгот социального характера. Партии левой, социал–демократической и социалистической ориентации, как правило, выступают за усиление дирижизма в экономике, за повышение уровня подоходного налогообложения и усиление его прогрессивного характера, введение льгот для национальных производителей товаров и услуг, за создание преференций для национализированных предприятий, за повышение размера необлагаемого дохода, за расширение системы социального страхования. При чередовании у власти партий и движений правой и левой ориентации можно отметить лавирование в сфере налогообложения. Особенно ярко изменения в курсе налоговых реформ проявлялись в Германии в 50–60–е гг. во Франции в конце 70–х и первой половине 80–х гг. в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии в 60–е и 70–е гг. в Соединенных Штатах Америки в 80–е и 90–е гг.
В 60–е гг. в Германии правительство В. Брандта усилило социальный характер налогового реформирования. Во Франции подобные изменения были связаны с приходом президента Ф. Миттерана, а затем противоположное движение стало нарастать с усилением позиций блока правых партий «Объединение в поддержку Республики – Союз за французскую демократию». Наиболее яркое изменение курса социальной направленности налоговых преобразований в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии было связано с приходом правительства во главе с М. Тэтчер. Даже поверхностный анализ тенденции в реформировании налогообложения в периоды правлений администраций Р. Рейгана и Б. Клинтона позволяет сделать вывод о противоположной направленности налоговых изменений, осуществлявшихся в США в 80–е и 90–е гг.
Подобная социальная ориентация налоговых реформ существует и в других странах ОЭСР. Однако в меньшей степени она была характерна для стран, имевших стабильный курс социальной политики: Швейцарской Конфедерации, Финляндии, Швеции (до середины 90–х гг.), Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Австралии, Канады и Новой Зеландии.
Налоговые реформы национальных налоговых систем, ориентированные на унификацию налогообложения в рамках международных политических и экономических объединений во второй половине XX в. в наибольшей степени были характерны для стран Западной Европы. Можно отметить в этой связи реформы в странах Северного договора, Бенилюкса, но особый характер и размах реформы этого типа приобрели в странах Европейского сообщества. В гораздо меньшей степени реформы, ориентированные на цели международных экономических и политических объединений, были характерны для США, Канады, Японии, Австралии, Новой Зеландии и ЮАР.
Реформирование взаимоотношений различных уровней государственной власти и органов местного самоуправления в налоговой сфере осуществлялось в целом ряде стран. Однако такие реформы часто имеют разную направленность: во Франции в 80–е гг. изменения в налоговой сфере проводились в рамках общей политики децентрализации государственного управления и государственных финансов, а в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии изменения, осуществлявшиеся в 60–е и 70–е гг. были ориентированы на создание жесткой единой общегосударственной системы по сбору налогов. Взаимоотношения различных уровней государственного управления во второй половине XX в. оставались практически неизменными в Германии, США, Италии и других странах.
Страница: 11 из 14
Способы предоставления налоговых льгот
4668 руб
Размер вертолета 15,2 см.
1110 руб
Семь в одном! Вся радуга в банке. Баночка матового стекла с новомодным гаджетом. Расположите ее на окне или рядом с источником
557 руб
Однако правительство сориентировалось в обстановке оперативно, понизив акциз до прежнего уровня. Этот пример ярко демонстрирует влияние налоговой нагрузки на приозводителя. 1.3. Освобождение от уплаты налога на имущество Применяется два способа предоставления льгот по налогу на имущество: I. По видам организаций и по видам деятельности. Отдельные виды организаций полностью освобождены от уплаты налога на имущество. Это бюджетные организации, органы законодательной и исполнительной власти, пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд медицинского страхования, коллегии адвокатов, предприятия по переработке сельхозпродукции, рыбы и морепродуктов (если выручка от этих видов деятельности превышает 70% от всей выручки), учреждения культуры и искусства, религиозные объединения и организации, предприятия народно- художественных промыслов, учреждения уголовно-исправительной системы и другие организации.II. По объектам. Не облагаются налогом отдельные виды имущества, находящегося на балансе налогоплательщика: земля, спутники связи, пути сообщения, линии электропередач, имущество для нужд образования, для охраны природы, пожарной безопасности, гражданской обороны, страховые резервы, имущество социально-культурной и жилищно-коммунальной сферы и другие виды имущества. 1.4. Освобождение от уплаты налога на пользователей автодорог Полностью освобождаются от уплаты налога колхозы, совхозы, фермерские хозяйства, другие объединения и организации, занимающиеся производством сельхозпродкуции, если удельный вес доходов от ее реализации превышает 70% от общей суммы доходов. Освобождаются от уплаты налога также организации, осуществляющие содержание автодорог общего пользования, профессиональные аварийно- спасательный службы, пожарная служба организации, работающие в упрощенных налоговых режимах. 1.5. Освобождение от уплаты налога с продаж Законодательством определены операции, не подлежащие налогообложению: операции по реализации физическим лицам следующих товаров, работ, услуг. хлеб, хлебобулочные изделия молоко, молочные изделия растительное масло, маргарин, мука, яйца, птицы, крупы, сахар, соль, картофель, продукты детского диабетического питания. детская одежда, обувь. лекарства, протезно-ортопедические изделия. жилищно-коммунальные услуги, услуги по найму жилья. здания, сооружения, другие объекты недвижимости, земельные участки, ценные бумаги. путевки в санаторно-курортные оздоровительные учреждения. товары, работы, услуги, связанные с учебно-научно-производственным процессом. услуги в сфере культуры, искусства. услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях. ритуальные услуги. услуги, оказываемые кредитными организациями, страховщиками, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, учебная и научная книжная продукция, периодические печатные издания, услуги органов государственной власти (за которые взимаются пошлины). Пример предоставления налоговой льготы по налогу с продажСт. 4, п.1, п.п. 1) Закона С-Пб от 26. 12. 2001 № 906-14 «О налоге с продаж». Вид деятельности ООО «Вояджер» – розничная торговля продуктами питания.
В этой связи большое значение имеет исключительный характер налоговых льгот. Налоговая льгота всегда подразумевает, что наряду с общим порядком налогообложения существует и специальный, в результате которого размер налоговых изъятий для плетельщика снижается или смягчается. Воспользоваться льготным порядком налогообложения плательщики налогов могут при строго определенных условиях, предусмотренных налоговым законодательством. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот, не могут носить индивидуального характера. Налогоплательщик имеет право отказаться от использования льготы, либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, так как не всегда применение той или иной льготы является благом для налогоплательщика. Способы предоставления налоговых льгот:1) полное освобождение от уплаты налога 2) уменьшение налоговой базы (на сумму доходов и расходов) 3) Снижение ставки 4) налоговые вычеты 5) необлагаемый налогом минимум 6) возврат ранее уплаченного налога 7) налоговые каникулы: 8) изменение срока уплаты налога: а) отсрочка/рассрочка б) налоговый кредит в) инвестиционный налоговый кредит. Ведущее место в формировании доходов бюджета занимает налог на добавленную стоимость. Это приблизительно 45% поступлений федерального бюджета и 22% консолидированного бюджета. Второе место занимает налог на прибыль. Он составляет более 20% консолидированного бюджета. 1. Полное освобождение от уплаты налога 1.1. Полное освобождение от НДСосуществляется тремя способами. Первый заключается в том, что организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исчисления и уплаты налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и НСП не превысит 1 миллиона рублей. Лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, подтверждающие право на освобождение, в налоговый орган по месту учета. Документами, подтверждающими право на освобождение (или продление его срока), являются: -выписка из бухгалтерского баланса (предоставляют организации), -выписка из книги продаж, -выписка из книги учета доходов и расходов хозяйственных операций (предоставляют индивидуальные предприниматели). Второй способ. Законодательством определены операции, не признаваемые реализацией (передача безвозмездно объектов социально-культурной сферы и жилищного фонда муниципальным органам, вклады в уставной капитал, вклады в простое товарищество выполнение ремонтно-реставрационных работ, выполняемых при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, и другие операции). Третий способ. Освобождение от налогообложения отдельных операций, таких, как реализация жизненно важных лекарственных препаратов, услуги медицинской сферы, услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях. передача в пользование жилых помещений, продажа лотерейных билетов и почтовых марок, услуги в сфере образования, услуги страхования, банковские операции, услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми и другие операции.
Профессиональные вычеты: 1) доходы от выполнения работ по договорам гражданско-правового характера 2) для налогоплательщиков, получающих авторские и другие подобные вознаграждения, в сумме фактических расходов. 4. Возврат ранее уплаченного налогаОсвобождение от налогообложения экспортеров подакцизной продукции происходит при наличии поручительства банка. Экспортеры акцизы не начисляют и не уплачивают. При отсутствии поручительства сумма акцизов начисляется и уплачивается в бюджет, но подлежит возмещению. 5. Изменение срока уплаты налога Изменением срока уплаты налога признается перенос установленного срока уплаты налога на более поздний срок. Срок уплаты может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части с начислением процентов на неуплаченную сумму налога. Изменение срока уплаты налога осуществляется в форме. отсрочки. рассрочки. налогового кредита. инвестиционного налогового кредита. 5.1.Отсрочка/рассрочка Отсрочка или рассрочка налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии соответствующих оснований, на срок от одного до шести месяцев с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности. Отсрочка или рассрочка налога могут быть предоставлены заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований. причинении этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия или иных подобных причин (проценты на сумму задолженности при этом не начисляются). задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа (проценты не начисляются). угрозы банкротства в случае единовременной выплаты налога (при этом на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной Ѕ ставки рефинансирования, действовавшей за период отсрочки/рассрочки). имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога (проценты начисляются). если производство и (или) реализация товаров, работ, услуг носит сезонный характер (проценты начисляются). иных оснований, предусмотренных Таможенным кодексом РФ. Отсрочка или рассрочка может предоставляться по одному или нескольким налогам. 5.2. Налоговый кредит Налоговый кредит представляет собой изменение срока уплаты налога на срок от трех месяцев до одного года при наличии хотя бы одного из перечисленных выше оснований. Налоговый кредит также может предоставляться по одному или нескольким налогам. При этом проценты начисляются, если причиной предоставления кредита является угроза банкротства и не начисляются по причине причинения ущерба или задержки финансирования из бюджета. 5.3. Инвестиционный налоговый кредит Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль (доход) организации, а также по региональным и местным налогам на срок от одного года до пяти лет.
Последствия предоставления налоговых льгот
Работа сделанна в 2002 году
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!