Налоговые льготы Российской федерации
Налоговые и иные льготы
Читайте также:
Механизм спонсорства
Спонсорская деятельность осуществляется с использованием специфического механизма, элементами которого являются планирование, организация, проведение и контроль спонсорских мероприятий.
Планирование спонсорства подразумевает определение: общих (повышение/стабилизация известности фирмы или продукта мотивация внутрифирменного сотрудничества создание сравнительных конкурентных преимуществ и др.) и специфичес-
ких (увеличение сбыта на различных сегментах рынка экспертиза качества спортивных товаров в условиях соревновательной борьбы и др.) целей спонсора
спонсорской стратегии: выбор конкретного субъекта и объекта спонсорства содержание спонсорской посылки (товарный знак, лозунг и т.п.)
спектра «встречных услуг», оказываемых спонсору (размещение товарного знака на спортивных сооружениях, спортивной форме и т.п. присвоение официальных титулов предоставление права на проведение .спортивного мероприятия и т.д.)
объема и конкретных форм (финансовые средства, товары, услуги и т.п.) спонсорской поддержки и др.
Неотъемлемой составной частью планирования является разработка сметы спонсорства.
Организация спонсорства включает:
назначение координатора (подразделения, сотрудника), в основные обязанности которого входит планирование спонсорской деятельности
изучение позиции (места размещения) спонсорской посылки на спортивном сооружении, оборудовании, форме и т.д. с учетом специфики вида спорта и трансляции спортивных соревнований по телевидению
регистрацию поступающих предложений о спонсорстве, их классификацию, анализ и т.д. и др.
Контроль спонсорства принято подразделять на:
контроль процесса (спонсорский аудит), который предназначен для текущей проверки реализации общей стратегии и конкретных мероприятий с целью выявления и внесения корректив в ошибочные решения и действия
контроль результата спонсорства, призванный дать ответы на вопросы о том, в какой степени реализованы цели спонсорства и в какой мере отдельные мероприятия способствовали достижению этих целей.
С целью привлечения дополнительных средств в отрасль «физическая культура и спорт», стимулирования расширения объема предоставляемых ею услуг, укрепления материально-технической базы и т.п. законодательством устанавливаются определенные налоговые и иные льготы. Отнесение данного источника к внебюджетному финансированию физической культуры и спорта достаточно условно, так как сохраненная таким образом для налогоплательщика сумма денег является вычетом из возможных поступлений в государственный бюджет. Вместе с тем льготы в налогообложении не являются прямыми государственными расходами.
К основным налоговым льготам физкультурно-спортивных организаций в настоящее время относятся следующие.
V Учреждения физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности и физкультурно-спортив-ные сооружения (за исключением деятельности физкультурно-спортивных сооружений и учреждений не по профилю) независимо от источника финансирования полностью освобождаются от уплаты земельного налога.
V Средства, поступающие в некоммерческие физкультурно-спортивные организации (федерации по видам спорта, спортивные клубы и т.п.) в виде вступительных и членских взносов, целевых отчислений, добровольных пожертвований и т.д. и предназначенные для осуществления основной уставной деятельности, не рассматриваются как прибыль, в связи с чем не облагаются налогом на прибыль.
V Сумма налогооблагаемой прибыли любой, а не только физ-культурно-спортивной организации независимо от ее организационно-правовой формы может быть уменьшена на величину затрат, связанных с содержанием физкультурно-спортивных организаций.

V Налогооблагаемая прибыль предприятий, оказывающих спонсорскую помощь физкультурно-спортивным организациям, уменьшается на сумму поддержки, но не более 3 % от налогооблагаемой базы.
V Не подлежат уплате налога на добавленную стоимость (НДС) следующие операции: реализация физкультурно-спортивными организациями входных билетов на проводимые спортивно-зрелищные мероприятия, а также оказание услуг аренды спортивных сооружений для проведения указанных мероприятий услуги по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках и секциях (включая спортивные) и др.
V Российское законодательство устанавливает льготы в налогообложении не только для физкультурно-спортивных и иных организаций, но и для физических лиц. Так, в соответствии с Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (1999 г.) и частью II Налогового кодекса Российской Федерации (2000 г.) в совокупный облагаемый доход при налогообложении с физических лиц не включаются:
стоимость питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях
премии и призы (в денежной и натуральной формах), получаемые спортсменами за завоевание первых и призовых мест на Олимпийских играх, чемпионатах и кубках мира и Европы от организаторов указанных спортивных соревнований, а также (на основании постановлений Правительства Российской Федерации)
на чемпионатах и кубках Российской Федерации — от организаторов этих спортивных соревнований.
Различные по характеру налоговые льготы устанавливаются для физкультурно-спортивных организаций и в других странах мира.
Так, Федеральный Совет Швейцарии принял решение об освобождении Международного олимпийского комитета и Олимпийского музея от уплаты налога на добавленную стоимость при совершении любых финансовых операций между МОК и международными спортивными федерациями, связанных с доходами от использования прав, включаягправа на телетрансляции с Олимпийских игр.
По своему экономическому содержанию к налоговым примыкают и иные льготы, установленные в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации различными нормативно-правовыми актами.
Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (1999 г.), например, предусмотрено:
бесплатное питание для учащихся спортивных школ, проходящих подготовку в группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства, а также для учащихся училищ олимпийского резерва (ст. 9)
обеспечение бесплатной спортивной формой и обувью обучающихся в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования в области физической культуры и спорта и преподавателей спортивных дисциплин (ст. 29)
льготное содержание (тарифы на газ, электрическую и тепловую энергию, водоснабжение и т.п. установленные для населения тарифы за пользование услугами почтовой, телеграфной и телефонной связи, установленные для бюджетных организаций) спортивных баз, на которых ведется подготовка сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта (ст. 33) и др.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Действия
ВЕДОМСТВЕННЫЙ КЛАССИФИКАТОР НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ РоссиЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ведомственный классификатор налоговых льгот Госналогслужбы России является составной частью системы классификации и кодирования технико-экономической информации и разработан ГНИВЦ Госналогслужбы России в соответствии с Положением о ведении классификаторов технико-экономической информации в системе Государственной налоговой службы Российской Федерации (приказ от 11.10.93 г. N ВГ-3-12/80).
Классификатор предназначен для идентификации льгот по каждому налогу, установленному Законом РФ Об основах налоговой системы в Российской Федерации.
Объектами классификации являются льготы, устанавливаемые законодательными актами по каждому из налогов. Под льготами понимаются предоставляемые законодателем отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по размерам или срокам уплаты того или иного налога.
Классификатор налоговых льгот (КНЛ) представляет собой систематизированный свод наименований налоговых льгот и их кодов. Структурно он состоит из идентификационного блока и блока наименований.
2.1. Структура идентификационного блока Идентификационный блок классификатора налоговых льгот
построен с использованием фасетной системы классификации и порядковой системы кодирования. Основным признаком классификации является налог, т.е. налоговые льготы группируются по каждому налогу, а внутри группировки признаком классификации является тип льготы.
Кодовое обозначение налоговой льготы включает три фасеты (налог, тип льготы, налоговая льгота), состоит из семи десятичных знаков и имеет следующую структуру:
Налоговые льготы в налоговой системе Российской Федерации тема диссертации по экономике, полный текст автореферата
Автореферат Ученая степень кандидат экономических наук Автор Каирова, Фатима Асламбековна Место защиты Владикавказ Год 2006 Шифр ВАК РФ 08.00.10 Диссертация
Автореферат диссертации по теме "Налоговые льготы в налоговой системе Российской Федерации"
На правах рукописи
КАИРОВА ФАТИМА АСЛАМБЕКОВНА
НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ РоссиЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Специальность 08.00.10 - финансы, денежное обращение
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук
Владикавказ 2006
Работа выполнена в ГОУ ВПО Северо-Кавказском горнометаллургическом институте (государственном технологическом университете)
Научный руководитель: доктор экономических наук,
профессор
Позднякова Тамара Алексеевна
Официальные оппоненты: доктор экономических наук,
профессор
Ермоленко Александр Александрович кандидат экономических наук Бестаев Мухарбек Иванович
Ведущая организация: Институт информатики и проблем
регионального управления Кабардино-Балкарского научного центра РАН
Защита состоится « /Р » Г Г7дЛ 2006 г. в /> - за-
седании диссертационного совета ДМ 212.246.03 при СевероКавказском горно-металлургическом институте (государственном технологическом университете) по адресу: 362021,г. Владикавказ, ул. Космонавта Николаева, 44, административный корпус, конференц-зал.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Северо-Кавказского горно-металлургического института (государственного технологического университета).
Автореферат разослан « /Р» СГТ.Я ()//-Ьоб г.
Ученый секретарь диссертационного совета ДМ 212.246.03, кандидат экономических наук, доцент
С.Т. Хекилаев
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования обуслоапена возможностью и необходимостью использования налоговых льгот как инструмента налоговой политики.
Финансы, как известно, являясь составной частью экономического базиса общества, оказывают существенное влияние на экономический рост, инвестиционную активность в стране. Неотъемлемой частью финансовых отношений, способствующей реализации долгосрочных задач экономической политики государства являются налоги.
Налоговая политика реализуется через налоговый механизм на основе налогового права. Основными инструментами налогового механизма являются налог и его элементы, такие как ставка, порядок и срок уплаты, налоговая база, налоговые льготы. Последние позволяют реализовать одну из важнейших функций налога — регулирующую, поэтому налоговое льготирование используется в качестве метода государственного регулирования экономию! и социальной сферы.
Проблема функционирования налоговых льгот в Российской экономике стоит достаточно остро. В последние годы сложилось неоднозначное отношение Российских экономистов к оценке места, роли и направлений использования налоговых льгот в современной политике налогового реформирования.
По мнению некоторых экономистов (Д.С. Денисова, Е.А. Коломак, А.О. Никонова) налоговые льготы «разъедают» нашу налоговую систему, приводят к коррупции и другим негативным последствиям, и одним из стратегических направлений совершенствования налоговой политики должно стать всемерное их сокращение. Показателен в этой связи опыт Грузии, законодательно отменивший все налоговые льготы ради спасения бюджета и в целях борьбы с криминализацией экономики.
Другие (A.C. Никитин, В.О. Потапов) определяют налоговые льготы как инструмент, призванный осуществлять полезную дискриминацию. Нельзя полностью отрицать налоговые льготы, так как это не соответствует принципу справедливости. Однако государство должно обладать информацией о «цене» налоговых льгот для бюджета.
Формирование системы налоговых льгот, как известно, является важной частью налоговой политики государства. Однако, современная Российская налоговая практика содержит примеры налоговых льгот, которые не приводили к тем результатам, на которые при их введении рассчитывали законодатели. В то же время опыт некоторых регионов показал, что предоставление льгот оказалось более эффективным не на федеральном уровне, а на уровне субъектов РФ, поскольку здесь можно более точно выявить перспективные предприятия, более адресно разработать для них систему налоговых стимулов, а соответственно, более эффективно задействовать резервы использования рассматриваемого инструмента налогового механизма.
Государство нуждается в эффективных рычагах регулирования экономического роста и инвестиционной деятельности. Для обеспечения достаточного уровня инвестиционной активности необходима поддержка инвестиционных процессов на всех уровнях управления. Эта поддержка может осуществляться посредством предоставления и обеспечения гарантий и прав инвесторов, а также создания льготного режима инвестиционной деятельности, в том числе в налоговой сфере. В этих условиях значение научного исследования налоговых льгот заключается в поиске стимулирующих резервов использования данного инструмента.
Степень разработанности проблемы. Теоретическим вопросам построения рациональной налоговой системы, анализу основных принципов налогообложения посвящены труды многих зарубежных экономистов прошлых столетий: А. Смита, В. Петти, А. Вагнера, Ж.Б. Сэя, Ж. Сисмоди, Д.С. Милля, Ф.Нитти, К. Эеберга.
Среди Российских ученых-экономистов дореволюционного периода в этой связи следует назвать Н.И. Тургенева, В.Н. Твердохлебова, И.Х. Озерова, И.М. Кулишера, И.И. Янжула.
В XX веке существенный вклад в решение вопросов налогообложения и взаимодействия между всеми участниками налоговых отношений внесли Д.М. Кейнс, А. Лаффер, А. Маршалл, П.А. Самуэльсон, Б. Селигман, ДЖ. Стиглиц, Ф. Хайек и JI. Эрхард.
Сущность, функции и роль налоговых льгот относятся к числу недостаточно изученных и дискуссионных вопросов в налоговой теории. Среди отечественных ученых, посвятивших свои работы проблемам налоговых льгот, следует отметить A.B. Брызгалина, И. В. Горского, И.В. Караваеву, В.Г. Пе-пеляева, В.М. Пушкаревой, Д.Г. Черника, Т.Ф. Юткину, Л.И. Якобсона.
Несмотря на широкое использование в налоговой теории и практике понятия «налоговые льготы» до сих пор не сложилось однозначного, четко определенного подхода к определению и видовому содержанию налоговых льгот, в отечественной и зару бежной практике отсутствует развернутая классификация видов налогового льпгпцэования.
В экономической литературе не уделяется должного внимания проблемам воздействия налоговых льгот на деятельность хозяйствующих субъектов. Многие рекомендации носят общий характер, причем в основном вносятся предложения о дальнейшем снижении налоговой нагрузки.
Наличие вышеуказанных проблем, необходимость их теоретического осмысления и разработки практических рекомендаций по использованию налоговых льгот обусловили выбор темы исследования.
Цель и задачи исследования.
Целью данной работы является развитие теоретических подходов к сущности налогового льготирования и определение путей совершенствования механизма функционирования налоговых льгот.
Для достижения намеченной цели в работе решаются следующие задачи:
• обобщение теоретических подходов к использованию налогов для регулирования воспроизводственных процессов
• исследование экономического содержания и структуры налоговых льгот
• изучение мирового опыта использования налоговых льгот в многоуровневых налоговых системах и определение способов их адаптации к условиям «незрелой» рыночной экономики
• анализ существующей практики применения налоговых льгот в Российской Федерации и выделение основных форм налогового льготирования
• выявление специфики функционирования специальных налоговых зон
• рассмотрение особенностей применения налоговых льгот в Республике Северная Осетия-Алания и выявление основных тенденций развития налогового льготирования в данном субъекте РФ
• исследование моделей налогового стимулирования инвестиций
• разработка предложений по оптимизации системы налоговых льгот и совершенствование механизма их предоставления в целях сокращения бюджетных потерь и повышения эффективности регулирующего и стимулирующего воздействия налоговых инструментов на экономику. Предметом исследования являются финансовые отношения по поводу
перераспределения ВВП между государством, предприятиями и населением, возникающие в процессе установления и использования налоговых льгот.
Объектом исследования является система налоговых льгот Российской Федерации.
Область исследования по паспорту специальности 08.00.10: 2.9. Концептуальные основы, приоритеты налоговой политики и основные направления реформирования Российской налоговой системы. Теоретические и методологические основы исследования. Методологической основой исследования являются совокупность положений современной экономической теории и теории государственного регулирования в сфере налогообложения, принципы логического и системного анализа и синтеза, методы экономического анализа и статистических группировок, метод табличного представления данных.
Информационно-статистическую базу исследования составили данные Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Северная Осетия-Алания и Министерства экономики РСО-Алания, Министерства финансов РСО-Алания, Государственного комитета по статистике РСО-Алания, материалы информационных систем «Консультант плюс: Профессиональная версия», «Консультант плюс: Региональное законодательство», «Гарант».
В работе использованы законодательные акты РФ, Указы Президента РФ, постановления правительства РФ, регулирующие вопросы налогообло-
жения, инструкции УФНС по РСО-Алания, законодательные акты PCO -Алания, материалы научных конференций и периодических изданий.
Концепция диссертационного исследования. Сложившаяся система предоставления налоговых льгот изобилует недоработками, которые, в свою очередь, являются одной из основных причин нестабильности бюджетного процесса. В настоящее время требуется разработка научно обоснованной стратегии формирования налоговой системы государства в целом и системы налоговых льгот, в частности. Преобразования в данной сфере должны быть не хаотичными, а подчиненными стратегической линии на создание цивилизованного налогового механизма как составной части хозяйственного механизма, присущего государству с рыночной экономикой.
Ожидаемый народнохозяйственный эффект от предоставления льгот может быть получен только на основе усиления налогового контроля за правильным и целевым использованием льгот налогоплательщиками. Это может быть достигнуто только благодаря взаимодействию налоговых органов с налогоплательщиками на всем протяжении процедуры налогового льготирования - от оценки правомерности предоставления льготы до различных форм контроля за обоснованностью ее использования.
Положения, выносимые на защиту:
1. Налоговая система государства представляет собой совокупность налогов, взимаемых в государстве, форм и методов их построения, методов исчисления и налогового контроля. Важнейшими инструментами налогового регулирования экономики являются налоговые льготы.
2. Налоговые льготы представляют собой форму практической реализации регулирующей функции налогов. Их следует рассматривать в двух аспектах: и как налоговые доходы и как налоговые расходы государства (для минимизации встречных потоков «доходы - расходы бюджета»).
3. В налоговых системах развитых стран имеется ряд положительных моментов использования налоговых льгот, которые при соответствующей адаптации могут быть применены в Российской практике налогообложения.
4. Налоговый механизм регулирования Российской экономики характеризуется излишней затратностью для бюджета, низкой эффективностью стимулирования приоритетных в условиях трансформационной экономики направлений хозяйственной деятельности. Для преодоления сложившейся ситуации необходимо провести тщательную ревизию применяемых в России налоговых инструментов, устранить неэффективные налоговые льготы. Однако процесс реформирования не должен завершиться полной ликвидацией налоговых льгот, а лишь привести к повышению их экономической эффективности.
5. Предоставление региональных налоговых льгот переходит от стихийного характера к более организованному, и основной проблемой налоговой политики в сфере предоставления региональных налоговых льгот в РФ являет-
ся отсутствие системы компенсации фактически выпадающих доходов. РСО-Алания не является исключением.
6. Совершенствование механизма использования налоговых льгот требует безотлагательного решения ряда практических вопросов функционирования налогового механизма в России. Для введения в действие необходимых изменений,в частности, конкурсно-экспертного порядка предоставления налогоплательщикам налоговых льгот, во избежание коллизий и противоречий между законодательными и нормативно-правовыми актами по налогообложению, необходимо внести дополнения в статьи НК РФ.
7. В основе налогового стимулирования инвестиций должен лежать показатель предельной налоговой нагрузки.
Научная новизна результатов исследования состоит в обосновании теоретических и методических подходов к формированию эффективной системы налогового льготирования и разработке практических рекомендаций по ее оптимизации. Элементы научной новизны состоят в следующем:
уточнено экономическое содержание налоговых льгот и их роль в системе налогового регулирования экономики и социальной сферы
в соответствии с критерием функциональной направленности, определяющим направления использования высвобождающихся средств, конкретизирована структура налоговых льгот
выявлены недостатки действующих в РФ налоговых льгот с точки зрения их влияния на воспроизводственный процесс, обоснована целесообразность и направления повышения эффективности налогового администрирования в сфере налоговых льгот
дополнительно аргументирована необходимость оптимизации налоговых льгот с учетом финансового состояния налогоплательщика предложены конкретные направления совершенствования практики применения налоговых льгот по налогу на прибыль, налогу на имущество, налогу на добавленную стоимость
уточнена методика определения предельной налоговой нагрузки на товаропроизводителей
выработаны практические рекомендации по совершенствованию механизма налогового стимулирования инвестиций на региональном уровне.
Теоретическая значимость исследования определяется развитием теоретических подходов к использованию налогов и возможностью использования налогов для регулирования воспроизводственных процессов.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования основных положений и выводов диссертации в процессе разработки экономической политики на региональном уровне при формировании бюджетно-налогового механизма субъектов федерации в учебном процессе в высших учебных заведениях.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были представлены на международной научно практической конференции
«Социально-экономические технологии в повышении потенциала современного общества: Российский и зарубежный опыт» (г. Пенза, 2006 г.), на ежегодных конференциях Северо-Кавказского горно-металлургического института (государственного технологического университета) (г. Владикавказ в 2004, 2005, 2006 гг.).
По материалам диссертации опубликовано 7 работ общим объемом 2,1 печатных листа (вклад автора 2,01 пл.).
Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, насчитывающей 231 наименование, 7 приложений. Основной текст изложен на 132 страницах, включает 16 таблиц и 5 рисунков.
Аннотация работы. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируется цель и задачи, предмет и объект исследования, его теоретические и методологические основы. Приводятся сведения о научной новизне, теоретической и практической значимости работы, о степени ее апробации.
Первая глава «Налоговая система как регулятор экономических процессов» посвящена изучению теоретических предпосылок использования налогов для регулирования экономических процессов, В ней рассмотрено экономическое содержание и виды налоговых льгот, а также мировой опыт использования налоговых льгот.
Во второй главе «Анализ действующей в РФ практики применения налоговых льгот» анализируются существующие формы и методы налогового льготирования, определяются особенности использования региональных налоговых льгот в РФ, выявляется специфика системы региональных налоговых льгот в Республике Северная Осетия-Алания.
В третьей главе «Совершенствование механизма функционирования налоговых льгот» рассмотрены возможности изменения порядка предоставления инвестиционных налоговых льгот, предложены модели налогового стимулирования инвестиций.
В заключении обобщены основные выводы и предложения, сформулированные в работе.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Эффективное взимание налогов, позволяющее решить основное противоречие между финансовыми интересами государства и потребностью предприятий-налогоплательщиков в средствах для продолжения функционирования и развития, осуществимо лишь при использовании системного подхода к налогообложению. Только при учете внутренних связей налоговой системы, которая, по мнению автора, представляет собой совокупность налогов, взимаемых в государстве, форм и методов их построения, методов исчисления и налогового контроля, она будет эффективно функционировать, способствуя
реализации всех функций налогов (фискальной, стимулирующей, регулирующей, перераспределительной, контрольной). Системный характер налогообложения, и мы особо акцентируем на этом внимание, обязательно должен учитываться в практике государственного регулирования экономики.
Налоговое регулирование экономики и социальной сферы предполагает целенаправленное воздействие государства на все стадии расширенного воспроизводства с целью стимулирования (в отдельных случаях сдерживания) предпринимательской, инвестиционной и трудовой активности, ускоренного накопления капитала в наиболее приоритетных отраслях экономики, развития прикладной науки, техники и социальной сферы.
Проведенное исследование свидетельствует, что на современном этапе основным инструментом налогового регулирования экономики являются налоговые льготы (преференции). Они представляют собой форму практической реализации регулирующей функции налогов. Налоговое льготирование соискатель рассматривает в качестве одного из методов государственного налогового регулирования (в состав последних входит также изменение массы налоговых начислений, манипуляция способами и формами обложения, дифференциация ставок налогов, изменение сферы их распространения, система налоговых трансфертов).
В диссертации обосновывается тезис о том, что система налоговых льгот представляет собой взаимообусловленный комплекс налоговых преференций стратегического действия, способствующий росту налоговой базы за счет притока инвестиций, компенсирующий финансовые потери хозяйствующих субъектов при выпуске новой конкурентоспособной продукции и модернизации технологических процессов, укрепляющий основы малого и среднего производственного бизнеса, поддерживающий социальный климат в обществе.
Существующие формы налогового регулирования экономики с помощью предоставления различных льгот отличаются разнообразием. В РФ налоговые льготы предоставляются в следующих формах:
1. Освобождение от налогов отдельных категорий лиц.
2. Изъятие из облагаемой базы определенных частей объекта налога.
3. Установление необлагаемого минимума.
4. Вычет из налогооблагаемой базы определенных сумм, как правило, расходов плательщика.
5. Понижение налоговых ставок.
6. Вычет из налогового оклада.
7. Возврат ранее уплаченного налога.
8. Отсрочка и рассрочка уплаты налога.
9. Налоговый кредит.
10. Инвестиционный налоговый кредит.
Основной задачей управляющего органа является поиск и выработка оптимальной формы предоставления каждого вида льгот, а также комбини-
рование различных форм для повышения их эффективности. Цели такого регулирования могут быть различны. В первую очередь, они, естественно, предполагают стимулирование определенных процессов, приоритетных для страны в целом и ее регионов на данном этапе развития: инвестиции, увеличение объемов производства, инновации, развитие конкретных отраслей и производств. Кроме того, предоставление налоговых льгот отдельным группам потребителей, в частности, в РФ — участникам ВОВ, героям Советского Союза, Героям России, инвалидам, можно трактовать как использование налоговых инструментов для реализации социальной политики государства. Одновременно эта мера влияет на рост потребления. По мнению соискателя, и это обосновывается в диссертации, для современной Российской экономки наибольшую актуальность имеет налоговое стимулирование инвестиций из негосударственных источников.
Налоговые льготы как один из элементов налога до настоящего времени не имеют однозначного терминологического определения. Их, по мнению автора, следует рассматривать в узком и широком значениях. Под налоговыми льготами в узком смысле следует понимать уменьшение налогового обязательства за счет снижения ставки налога для определенной категории налогоплательщиков (групповые льготы) или отдельного налогоплательщика (индивидуальные льготы). Налоговые льготы в широком смысле — преференции, создающие более благоприятные условия хозяйствования, и, помимо уменьшения размера ставки налога, включают в себя предоставление рассрочек и отсрочек по уплате налогов, налоговые кредиты (в том числе инвестиционные, а также связанные с реструктурированием недоимок), возможность перехода на упрощенный порядок уплаты налогов (например, освобождение от авансовых платежей), различные преимущества при определении налогооблагаемой базы (ускоренная амортизация).
Налоговые льготы, на наш взгляд, целесообразно характеризовать и как налоговые доходы и как налоговые расходы государства (для минимизации встречных потоков «доходы - расходы бюджета»), поскольку их предоставление ведет к росту дефицита бюджета. В этой двойственности заключается специфика исследуемого инструмента.
Представители институционального подхода, и соискатель разделяет их точку зрения, считают, что налоговые льготы — это правила игры, установленные государством. Поэтому они приобретают не только количественное, но и качественное выражение - могут выступать стимулом, влияющим на поведение и намерения экономических агентов.
Обзор экономической литературы показал, что категория «налоговая льгота» часто отождествляется с другими категориями, а именно, с привилегией, неуплатой налогов, патронажем властей, реструктуризацией задолженности, гарантией, компенсацией и поощрением. В этой связи автор считает целесообразным рассмотреть основные отличия категории «налоговая льгота.» от других категорий (см. табл. 1).
Таблица 1
Сравнительная характеристика категорий, отождествляемых с понятием налоговая льгота*
Категории Отличительные признаки
Льгота и привилегия Льготы имеет правовой и объективный характер. Привилегия — не установленное в законе отклонение, имеющее субъективный характер
Льгота и патронаж властей Льготы — это легитимные дополнительные права, предоставляемые государством отдельным налогоплательщикам. Патронаж — это эксклюзивное соглашение с государством, приводящее к росту налоговых неплатежей
Льгота и неуплата налогов Льготы объективны, установлены в правовом акте и не предусматривают применения штрафных санкций за снижение налоговых ставок. Неуплата — прямое нарушение закона
Льгота и реструктуризация налоговой задолженности Льгота - универсальный инструмент налогового регулирования экономики. Реструктуризация — специфический инструмент преодоления негативных последствий «экономики переходного периода», обусловленный накоплением неплатежей
Льгота и гарантия Льгота является частным случаем гарантии. Гарантия включает и другие юридические средства: дозволения, поощрения, наказания, обязанности, запреты
Льгота и компенсация Льгота может являться частным случаем компенсации. Компенсация может являться частным случаем льготы.
Льгота и поощрение Льгота может являться частным случаем поощрения. Поощрение может являться частным случаем льготы.
*Составлено автором
Традиционное понимание налоговых льгот связано с категорией косвенной государственной субсидии. В диссертационном исследовании проведена сравнительная характеристика собственно налоговых льгот и субсидий (дотаций, трансфертных выплат населению) как методов косвенного и прямого характера (см. табл. 2), направленных на объект принятия решений на микроуровне (хозяйствующий субъект, потребитель). Вполне очевидно, что налоговые льготы имеют более «мягкие» характеристики, касающиеся самого метода управления и его влияния на экономику. Негативные характеристики в основном связаны с проблемой учета потерь от их предоставления в
силу объективных («провалы государства») и субъективных (отсутствие адекватной системы учета) причин.
Таблица 2
Основные сравнительные характеристики налоговых льгот и субсидий (дотаций, трансфертов)
Субсидии Налоговые льготы
Метод управления
Непосредственное воздействие на объект Действуют опосредованно, через окружающую хозяйственную среду
Отсутствие механизма самореализации Заложена идея самореализации (льготы могут использовать те, кто стремится и способен действовать в указанном государством направлении)
Императивный характер1 Диспозитивный характер2
Целевое использование средств Допускается нецелевое использование средств3
Влияние на экономику
Альтернативные издержки несет государство Альтернативные издержки несут индивидуумы или фирмы
Величина мультипликатора государственных расходов выше Мультипликационный эффект от снижения налогов слабее
Трансакционные издержки отсутствуют Трансакционные издержки на налоговый менеджмент
«Эффект липучки» (средства избыточно прилипают к общественному сектору) Средства минуют общественный сектор
Межвременные предпочтения: своевременно предоставленные льготы могут быть выгоднее сохраняемых в полном объеме налогов и более высоких государственных расходов.
Влияние на бюджет регионального правительства

Издержки по перераспределению (смена собственника средств) Средства минуют общественный сектор (средства остаются у налогоплательщика)
* Составлено автором.
1 Императивность - обязанность субъектов права совершать или не совершать определенные действия.
2 Диспозитивность предполагает положение субъектов права с предоставлением им возможности собственного усмотрения (отсутствие неэкономического принуждения и обязательности принуждения).
3 Имеется ввиду использование налоговой льготы в качестве стимула к побуждению выполнения определенных действий (к инвестированию, к наращиванию объемов производства, к выполнению социальных функций).
Прямые государственные расходы Недополученные налоги
Строгий учет в расходах бюджета Отсутствие достоверной системы учета выпадающих доходов
Влияние на механизм общественного выбора
Меньшее влияние групп специальных интересов вследствие явного характера государственных расходов (точная цифра) Большее влияние групп специальных интересов вследствие неявного характера государственных расходов (оценки)
В диссертации обосновывается тезис о том, что система налоговых льгот представляет собой взаимообусловленный комплекс налоговых преференций стратегического действия, способствующий росту налоговой базы за счет притока инвестиций, компенсирующий финансовые потери хозяйст- • вующих субъектов при выпуске новой конкурентоспособной продукции и модернизации технологических процессов, укрепляющий основы малого и среднего производственного бизнеса, поддерживающий социальный климат в обществе
Необходимость решения конкретных социально-экономических задач в стране предполагает наличие в государстве налоговых льгот разной функциональной направленности. В этой связи, всю совокупность налоговых льгот, на наш взгляд, можно разделить на три группы, (если в качестве критерия классификации используется функциональная направленность льгот, определяющая направление использования высвобождаемых средств):
1. Льготы инвестиционного характера. Основной краткосрочной целью данной группы льгот является финансирование инвестиций. Оно может осуществляться посредством предоставления налоговых льгот новым инвесторам, а также за счет предоставления инвестиционных налоговых льгот уже действующим инвесторам. В долгосрочном периоде предоставление данных льгот может способствовать снижению себестоимости продукции, а соответственно, увеличению налогооблагаемой базы и темпов экономического роста.
2. Льготы, направленные на поддержку и текущее развитие бизнеса. Основными краткосрочными целями таких льгот является финансирование текущих бюджетных расходов государственных предприятий, поддержка бизнеса в той или иной отрасли, находящейся в сложном положении, в форме целевого финансирования недостатка оборотного капитала (своевременную выплату заработной платы, приобретение сырья) или поощрение деятельности, связанной с наращиванием объемов производства. В долгосрочной перспективе такие льготы, на наш взгляд, должны способствовать оздо-. ровлению экономики, носящей переходный характер, и вести к расширению налогооблагаемой базы. Указанная поддержка может иметь стратегический
характер, если способствует развитию конкурентоспособных и эффективных производств.
3. Льготы социального характера. Основными краткосрочными целями этой группы льгот являются: финансирование текущих социальных расходов организаций и учреждений, удерживание цен на социально — значимые товары, обеспечение занятости, повышение уровня доходов населения и его платежеспособного спроса, на борьбу с загрязнением окружающей среды. В долгосрочной перспективе эти льготы должны способствовать улучшению социального климата в обществе, повышению производительности труда. Кроме того, такие льготы предохраняют бюджет от необходимости финансирования дополнительных затрат на поддержание правопорядка, ликвидацию последствий социальной напряженности в обществе.
Рассматривая вопрос о налогах, предоставление льгот по которым позволяет положительно влиять на динамику экономических процессов и, в частности, на уровень инвестиционной активности предпринимателей, автором в работе исследованы такие их виды, как налог на прибыль, налог на имущество организаций, налог на добавленную стоимость.
Исследуя проблематику налогового льготирования в разрезе налогов нельзя не упомянуть о том, что именно налог на прибыль находится в последние десятилетия в центре внимания ведущих экономистов. Налог на прибыль является основным рычагом в стимулировании капитальных вложений, поскольку с его помощью государство устанавливает сумму прибыли, оставшуюся в распоряжении предприятий. Государство может повлиять на размер чистой прибыли, предоставляя льготу по налогу на прибыль либо в форме полного или частичного снижения налоговой ставки, либо путем установления преференциального режима исчисления налогооблагаемой базы (например, установление повышенных коэффициентов ускоренной амортизации для целей налогообложения).
Не меньшим стимулирующим эффектом обладает налог на имущество организаций. При помощи льгот по данному налогу предприятия могут быть освобождены от обязанности по обложению налогом стоимости приобретаемого технологического оборудования, зданий сооружений, составляющих материальную основу инвестиционных проектов, на период до запуска производства и (или) достижения окупаемости. Высвобождаемые в результате указанной льготы финансовые ресурсы инвесторов могут быть направлены на скорейшее завершение освоения капиталовложений, продвижение на рынке новой продукции и на другие цели, способствующие получению отдачи от инвестиций.
Вопрос о стимулирующей роли налога на добавленную стоимость является на сегодняшний день дискуссионным. По мнению многих экономистов, льготы по НДС не способны оказать существенного влияния на инвестиционную активность, поскольку данный налог полностью перелагается на покупателя продукции и именно последний несет тяжесть по его уплате. С дру-
гой стороны, в условиях конкуренции возможность переложения налога бывает ограниченной, и предприятие вынуждено снижать собственную прибыль на сумму НДС, чтобы уровень цен на его продукцию остался конкурентным. Поэтому, на наш взгляд, предоставление льготы по НДС в форме снижения ставки на вновь осваиваемую продукцию для повышения ее конкурентоспособности и первичного продвижения на рынке также стимулирует инвестиции. Однако, на практике трудно реально оценить степень и сроки такого льготирования, поэтому льгота по НДС на инвестиционные цели не должна являться в данном случае основным налоговым инструментом и ее рационально предоставлять лишь в исключительных случаях.
Налоговые льготы — предмет острых дискуссий, анализа и противоречивых идей. По мнению одних экономистов (в частности, Потапова В.О.), они делают налоговую ставку более гибкой по отношению к отдельным категориям налогоплательщиков. С точки зрения других (Магнуса Я.Р. Катышева П.К. Пересецкого A.A.), они усложняют технологию взимания налога, превращают контроль за соблюдением налогового законодательства в неоправданно сложную задачу. Наконец, посредством налоговых льгот наиболее полно реализуется регулирующая функция налогов (которая долгое время игнорировалась классической теорией и нашла отражение в 80-е годы в теории экономики предложения и институциональной теории), однако одновременно, льготы поощряют лоббизм, стимулируют рентоориентирован-ное поведение.
Конечно, легче всего было бы отменить все налоговые льготы и снизить общий уровень налоговой нагрузки, руководствуясь условием о том, что'при квадратичной функции прибыли ее ответ на уменьшение налоговой ставки однозначен - увеличение выпуска. Однако, реакция секторов сбалансированной экономики на увеличение или уменьшение налоговых ставок не столь однозначна. Все дело в эффекте системы: каждый сектор экономики производит столько, сколько требует спрос. Поэтому сразу проявятся недостатки снижения общего уровня налоговой нагрузки, что может привести к двойному эффекту:
1) к перепроизводству в тех секторах экономики, которые, например, испытывали избыточное инвестиционное финансирование. Сектора, имеющие избыток инвестиций при условии снижения налогового бремени других секторов могли бы высвободить мобильные инвестиционные ресурсы, что послужило бы восстановлению баланса региональной экономики
2) к потере потенциального выпуска тех секторов экономики, которые, например, испытывали недостаток инвестиционных товаров. При более высокой общей налоговой нагрузке такие сектора могли бы привлечь выше названные инвестиции, что послужило бы восстановлению баланса региональной экономики.
Проведенный в диссертации анализ используемых в Российской Федерации форм налогового льготирования свидетельствует о нижеследующем.
Льготы, предоставляемые из федерального центра, объединяют налоговое пространство страны за счет установления на всей территории России единых правил использования налоговых стимулов отсутствия первоначальной регламентации круга потенциальных льготников имеют недискриминационный характер право на получение льгот имеет налогоплательщик любой организационно-правовой формы, независимо от места деятельности и страны происхождения капитала. В этом их положительная роль. С другой стороны, существует определенная размытость условий получения льгот. Например, в последние годы налоговое стимулирование инвестиций, проводимое из федерального центра с помощью налога на прибыль, имеет невысокую эффективность в плане стимулирования обновления основных фондов промышленности (см. табл. 3).
Таблица 3
Показатели эффективности применения льготы по налогу на прибыль на финансирование капитальных вложений
в РСО-Алания*
Показатели Годы
2002 2003 2004 2005
1. Инвестиции в основной капитал отраслей, материального производства - (в % к предыдущему году) 97,4 93,5 101,7 103,1
2.Сумма выпадающих бюджетных доходов в результате предоставления льготы: всего - (млн. рублей) 153,1 164,0 169,2 169,1
*Составлено автором по данным УФ1 НС РФ пс РСО-А
Налоговый механизм регулирования Российской экономики характеризуется излишней затратностью для бюджета, низкой эффективностью стимулирования приоритетных в условиях трансформационной экономики направлений хозяйственной деятельности. Для преодоления сложившейся ситуации необходимо провести тщательную ревизию применяемых в России налоговых инструментов, устранить неэффективные льготы, создающие «лазейки» для уклонения от налогообложения. Однако, на наш взгляд, процесс реформирования налоговой системы страны не должен завершиться полной ликвидацией налоговых льгот, а лишь привести к повышению их экономической эффективности. Требуется существенная модификация практики предоставления следующих федеральных льгот:
1. Освобождение от налогов доходов от деятельности налогоплательщиков, находящихся в собственности общественных организаций инвалидов или использующих труд инвалидов.
2. Налоговые каникулы по налогу на прибыль зарегистрированным малым предприятиям, ведущим деятельность в определенных сферах.
3. Вычет из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль суммы расходов на осуществление капитальных вложений.
Совершенствование механизма функционирования указанных льгот в целях сокращения бюджетных потерь должно, по мнению автора, предусматривать выработку четкой процедуры их получения на основе предварительной оценки их эффективности для бюджета и текущего контроля за соблюдением условий, на которых эти льготы были предоставлены.
Также предлагается пергйти от полного льготирования выручки (доходов) общественных организаций инвалидов, предприятий, находящихся в их собственности или использующих труд инвалидов к законодательному установлению особого состава затрат для таких организаций.
Вместо существующего стимула создания малых предприятий в виде налоговых каникул, целесообразно позволить им применять упрощенную систему налогообложения.
Важнейшей задачей налоговой реформы, по мнению автора, является налоговое стимулирование расширенного воспроизводства и модернизации. Наибольшего эффекта в решении этой задачи можно добиться за счет системы инвестиционных льгот по налогу на прибыль, а также применяя:
- новый порядок налогообложения капитала, ценных бумаг, других финансовых инструментов
- освобождение от налогообложения инвестиций при условии их использования з течение одного календарного года с момента их получения
- включение расходов на освоение природных ресурсов и расходов на НИОКР в состав прочих расходов в течение трех и пяти лет соответственно
- включение в состав внереализационных расходов процентов по долговым обязательствам инвестиционного характера
- ряд льгот, влияющих на повышение финансовой устойчивости организаций, например: увеличение срока переноса убытков до 10 лет, снятие ограничений в целях налогообложения по размерам расходов на добровольное страхование имущества, отчисления в резервные фонды и др.
Однако использование предлагаемого нами механизма функционирова- ' ния инвестиционных налоговых льгот недостаточно для того, чтобы стимул лировать предприятия к финансированию перспективных научных программ, поскольку результаты от их реализации не могут в короткие сроки окупить осуществленные затраты. Эту функцию должны выполнять специальные налоговые льготы, предоставляемые организациям при проведении НИОКР. Нам представляется, что для России более актуален вариант льготы, стимулирующей не только расширение исследовательских программ, но в главной степени поощряющей начало инновационной деятельности.
Как и за рубежом, в нашей стране используется система региональных налоговых льгот, функционирование которой влияет на развитие всей Федерации. Используются различные типы льготных налоговых режимов: свободные экономические зоны (далее по тексту СЭЗ), закрытые административно — тер-
риториальные образования (далее — ЗАТО), упрощенная система для малых предприятий, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, для сельскохозяйственных производителей, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Анализ практики их функционирования проведен в диссертации.
В целом в Российской Федерации федеральные налоговые льготы занимают первостепенное положение в размере фактически высвобождаемых сумм по сравнению с региональными налоговыми льготами, независимо от формы их предоставления. Это еще раз подтверждает тот факт, что возможности региональных бюджетов относительно ограничены. Это объясняется преобладанием налогов с общей налоговой базой, причем федеральные налоговые льготы распространены на всю базу, а региональные налоговые льготы могут распространяться только на определенную часть в пределах обозначенной компетенции.
В каждом регионе Российской Федерации имеет место определенная специфика использования инструмента налоговых льгот. В диссертации она проанализирована на примере РСО-Алания.
В 1996 г. в республике была предпринята попытка введения льготного режима, основанного на методе территориального «оффшора», которая не увенчалась успехом. Что касается режимов «льготного предприятия», то на территории РСО-Алания введен упрощенный порядок налогообложения субъектов малого предпринимательства. Система налогообложения для сельскохозяйственных производителей по состоянию на 1 марта 2006 года не была введена. На территории региона отсутствуют объекты, право пользования, которыми может быть предоставлено на у словиях раздела продукции.
Налоговые льготы, имеющие возвратный хграктер (инвестиционный налоговый кредит, отсрочка и рассрочка платежей) к:е получили распространения в РСО-Алания и используются в основном как инструмент реструктуризации задолженности. На наш взгляд, такое положение деп связано с тем, что возвратные формы эффекшвны в случае развитой рыночной экономики с высокой производительностью труда и капитала и низкими темпами инфляции.
Основной проблемой в сфере предоставления налоговых льгот в России является отсутствие (ввиду наличия целого ряда причин, которые рассмотрены в диссертации) системы учета фактически выпадающих доходов.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!