Налоговые льготы статья нк рф
Статья 381. Налоговые льготы
Освобождаются от налогообложения:
1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы - в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций
(в редакции Федерального закона от 29.06.2004 № 58-ФЗ)
2) религиозные организации - в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности
3) общеРоссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности
организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общеРоссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общеРоссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг)
учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общеРоссийские общественные организации инвалидов, - в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям
4) организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, - в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями
5) организации - в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке
6) признан утратившим силу. Федеральный закон от 11.11.2003 № 139-ФЗ
7) признан утратившим силу. Федеральный закон от 11.11.2003 № 139-ФЗ
8) признан утратившим силу. Федеральный закон от 11.11.2003 № 139-ФЗ
9) организации - в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов
10) организации - в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания
11) организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации
12) организации - в отношении космических объектов
13) имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий
14) имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций
15) имущество государственных научных центров
16) признан утратившим силу. Федеральный закон от 11.11.2003 № 139-ФЗ
17) организации - в отношении имущества, учитываемого на балансе организации - резидента особой экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории особой экономической зоны, используемого на территории особой экономической зоны в рамках соглашения о создании особой экономической зоны и расположенного на территории данной особой экономической зоны, в течение пяти лет с момента постановки на учет указанного имущества
(в редакции Федеральных законов от 03.06.2006 № 75-ФЗ, от 24.07.2007 № 216-ФЗ)
18) организации - в отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов
(пункт 18 введен Федеральным законом от 20.12.2005 № 168-ФЗ)
19) организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом Об инновационном центре Сколково
(пункт 19 введен Федеральным законом от 28.09.2010 № 243-ФЗ)
20) организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом Об инновационном центре Сколково. Указанные организации утрачивают право на освобождение от налогообложения в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 145.1 настоящего Кодекса. Для подтверждения права на освобождение от налогообложения указанные организации обязаны представить в налоговый орган по месту учета документы, подтверждающие наличие у них статуса участников проекта и предусмотренные Федеральным законом Об инновационном центре Сколково, а также данные учета доходов (расходов).
(пункт 20 введен Федеральным законом от 28.09.2010 № 243-ФЗ)
Статья 381. Налоговые льготы
Освобождаются от налогообложения:
1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы - в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций
2) религиозные организации - в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности
3) общеРоссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности
организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общеРоссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общеРоссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг)
учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общеРоссийские общественные организации инвалидов, - в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям
4) организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, - в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями
5) организации - в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке
9) организации - в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов
10) организации - в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания
11) организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации
12) организации - в отношении космических объектов
13) имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий
14) имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций
15) имущество государственных научных центров
17) организации - в отношении имущества, учитываемого на балансе организации - резидента особой экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории особой экономической зоны, используемого на территории особой экономической зоны в рамках соглашения о создании особой экономической зоны и расположенного на территории данной особой экономической зоны, в течение пяти лет с момента постановки на учет указанного имущества
18) организации - в отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов
19) организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом 'Об инновационном центре 'Сколково'
20) организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом 'Об инновационном центре 'Сколково'. Указанные организации утрачивают право на освобождение от налогообложения в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 145.1 настоящего Кодекса. Для подтверждения права на освобождение от налогообложения указанные организации обязаны представить в налоговый орган по месту учета документы, подтверждающие наличие у них статуса участников проекта и предусмотренные Федеральным законом 'Об инновационном центре 'Сколково', а также данные учета доходов (расходов).
Статья 381 НК РФ Налоговые льготы - полный текст документа с комментариями юристов и возможностью обмениваться мнениями с профессионалами в сфере права, задавайте вопросы или высказывайте свое мнение относительно статей нормативно-правовых актов, изучайте комментарии коллег.
Другие статьи Главы 30. Налог на имущество организаций:
НПА:Налоговый кодекс Российской Федерации:Статья 407
Статья 408 →
Статья 407. Налоговые льготы
1. С учетом положений настоящей статьи право на налоговую льготу имеют следующие категории налогоплательщиков: К:Налоговый кодекс Российской Федерации:Статья 407/(645739172)
1) Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней К:Налоговый кодекс Российской Федерации:Статья 407/(645739173)
4) участники гражданской войны и Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан, а также ветераны боевых действий К:Налоговый кодекс Российской Федерации:Статья 407/(645739176)
5) лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии К:Налоговый кодекс Российской Федерации:Статья 407/(645739177)
6) лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» К:Налоговый кодекс Российской Федерации:Статья 407/(645739178)
7) военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более К:Налоговый кодекс Российской Федерации:Статья 407/(645739179)
8) лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах К:Налоговый кодекс Российской Федерации:Статья 407/(645739180)
10) пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание К:Налоговый кодекс Российской Федерации:Статья 407/(645739182)
11) граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия К:Налоговый кодекс Российской Федерации:Статья 407/(645739183)
12) физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику К:Налоговый кодекс Российской Федерации:Статья 407/(645739184)
13) родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей К:Налоговый кодекс Российской Федерации:Статья 407/(645739185)
14) физические лица, осуществляющие профессиональную творческую деятельность, — в отношении специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых помещений, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, — на период такого их использования К:Налоговый кодекс Российской Федерации:Статья 407/(645739186)
15) физические лица — в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства. К:Налоговый кодекс Российской Федерации:Статья 407/(645739187)

2. Налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности. К:Налоговый кодекс Российской Федерации:Статья 407/(645739188)
3. При определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот. К:Налоговый кодекс Российской Федерации:Статья 407/(645739189)
6. Лицо, имеющее право на налоговую льготу, представляет заявление о предоставлении льготы и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в налоговый орган по своему выбору. К:Налоговый кодекс Российской Федерации:Статья 407/(645739197)
Лицо, указанное в настоящем пункте, которому по состоянию на 31 декабря 2014 г. была предоставлена налоговая льгота в соответствии с Законом РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-I, вправе не представлять в налоговый орган повторно заявление и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу
7. Уведомление о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанных объектов применяется налоговая льгота. К:Налоговый кодекс Российской Федерации:Статья 407/(645739199)
Налогоплательщик, представивший в налоговый орган уведомление о выбранном объекте налогообложения, не вправе после 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, представлять уточненное уведомление с изменением объекта налогообложения, в отношении которого в указанном налоговом периоде предоставляется налоговая льгота. К:Налоговый кодекс Российской Федерации:Статья 407/(645739200)
При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на налоговую льготу, уведомления о выбранном объекте налогообложения налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога. К:Налоговый кодекс Российской Федерации:Статья 407/(645739201)
Форма уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. К:Налоговый кодекс Российской Федерации:Статья 407/(645739202)
Налоговое стимулирование инновационной деятельности
Главным приоритетным направлением государственного регулирования инвестиционной и инновационной деятельности является налоговое стимулирование.
Налоговое стимулирование инновационной активности в экономике используется относительно недавно. Впервые в 1966 году налоговые скидки были предоставлены японским компаниям. В США их ввели в 1981 году. В 80-е - начале 90-х годов XX века налоговые привилегии, стимулирующие организацию и финансирование собственных научно-исследовательских подразделений, получают компании большинства развитых стран.
Особое место в экономическом регулировании инновационной деятельности занимают налоговые льготы, поощряющие направления деятельности корпораций, развитие которых необходимо с точки зрения государства. Сюда относятся льготы, стимулирующие научно-технический прогресс, экспорт и деловую активность инновационного бизнеса.
К числу налоговых льгот относятся: скидки на прибыль в размере капиталовложений в новое оборудование и строительство скидки с налога на прибыль в размере расходов на НИОКР включение в текущие затраты расходов на отдельные виды оборудования, используемого в научных исследованиях создание за счет прибыли фондов специального назначения, не облагаемых налогом обложение прибыли по пониженным ставкам (для малых предприятий). Налоговые льготы на капитальные вложения предоставляются в основном в виде «инвестиционного налогового кредита».
В большинстве стран (США, Япония, странах ЕС) используются методы налогового стимулирования инновационной деятельности, основанные па так называемых «потоковых» типах налоговых систем. Эти системы базируются на налогообложении фактических объемов производства, реализации продукции, доходов и потребления.
По справедливому замечанию ряда экономистов, такой тип налоговых систем имеет два существенных недостатка. Во-первых, он предусматривает высокую степень государственного контроля, особенно налогового администрирования над хозяйственной деятельностью. Во-вторых, он сформировался в эпоху расцвета индустриального общества, в котором доминировало национальное производство, а масштабы внешней торговли и международного движения капитала были относительно небольшими.
Сегодня, в эпоху растущей глобализации, основной объем производства и международной торговли приходится на мощнейшие транснациональные корпорации, широко использующие филиалы в разных странах, оффшорные и свободные экономические зоны, трансфертные цены в рамках транснациональных компаний и другие способы вполне легального ухода от налогов, провоцируемые именно «потоковыми» типами налоговых систем.
В силу указанных недостатков многие страны перешли к широкому использованию налогов с конечного потребителя, снижая нагрузку на предпринимательскую деятельность и доходы от капитала. Но необходимо, отметить, что и эта система имеет свои недостатки для инновационной деятельности. Так, в частности, практика взимания налога на добавленную стоимость в Российских условиях не стимулирует инновационную активность, поскольку инновационная продукция, как правило, имеет достаточно длительный срок разработки и изготовления, что требует ее авансирования со стороны потребителей. В то же время суммы, полученные в порядке авансовых платежей и поступающие на расчетный счет, подлежат обложению НДС еще до поставки товаров или выполнения работ.
В процессе формирования экономики, ориентированной на государственную поддержку научно-технического прогресса, освоение передовых технологий, внедрение перспективных инноваций, проведение активной научно-технической политики, необходимо уделить внимание реформированию системы налогообложения.
Эффективная налоговая система характеризуется рядом экономико-правовых принципов организации и функционирования системы налогообложения. Построение национальных систем налогообложения зависит от уровня экономико-социального развития того или иного государства. В соответствие с этим можно выделить две группы экономико-правовых принципов.
I. «Золотые правила» налогообложения - идеальные, общенациональные типы, сформулированные классиком экономической мысли - А. Смитом и развитые Д. Риккардо, Н. Тургеневым и др. принцип справедливости принцип определенности принцип удобства принцип экономии.
В дальнейшем немецким экономистом А. Вагнером эти принципы были дополнены новыми финансово-хозяйственными обоснованиями рациональности налоговой системы, включающими следующие:
1. Финансовые: достаточность эластичность
2. Народнохозяйственные: правильный выбор источника налогообложения оптимальная комбинация налогов
3. Этические: всеобщность равномерность
4. Административно-технические: определенность удобство уплаты налога снижение издержек взимания.
П. Методико-организационные или внутринациональные принципы. На их основе создаются налоговые концепции на определенном историческом этапе развития конкретного государства в соответствии с политической ситуацией, политическим курсом и уровнем материального блага достояния граждан.[1.65]
ВЫБОР ФОРМ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Ерыгин Ю.В. Голощапова О.С. (СибГАУ, г. Красноярск, РФ)
The choice of the forms of tax stimulation of innovative and investment activity of the engineering industry enterprises has been carried out.
Предприятия отрасли машиностроения – это уникальные предприятия промышленного производства, определяющие уровень развития не только всех отраслей промышленности, но и всей экономики в целом. В последние десятилетия машиностроительный комплекс России формировался в соответствии с текущими потребностями экономики и обороны страны под конкретную номенклатуру конечной продукции. В результате были созданы предметно-специализированные предприятия с очень жесткими технологическими связями, низкой гибкостью и мобильностью производства. Из-за либерализации цен и сокращения закупок машиностроительной продукции для государственных нужд резко снизилась емкость рынков инвестиционных и сложных потребительских товаров. В итоге возникло противоречие между потребностями текущего производства, определяемым платежеспособным спросом, и необходимостью обновления технологий, обусловленной перспективным инвестиционным развитием. За последние годы сильно ухудшилась обеспеченность машиностроительных предприятий техническими специалистами, резко увеличился средний возраст специалистов в научной сфере, в неудовлетворительном состоянии находится научно-исследовательская и экспериментальная база, не работают механизмы продвижения перспективных разработок в производство. Настоящий прорыв в машиностроении может быть достигнут за счет базисных инноваций, которые могут стать основой формирования техники и технологий нового поколения.
Поэтому возрастает роль государства и становится немаловажным его участие в поддержке и стимулировании машиностроительных предприятий при реализации инновационных проектов. Приоритетным направлением государственного регулирования инвестиционной и инновационной деятельности является налоговое стимулирование. Наличие налоговых льгот имеет кумулятивный эффект, так как оказывает влияние не только на участников инновационного процесса, но и на государство в целом, гарантируя ему получение стабильных налоговых доходов в будущем и повышение конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке. Для экономической ситуации сложившейся в Российской Федерации в течение последних лет, характерны трудности, связанные с льготным режимом налогообложения. Применяемые в современной Российской налоговой системе, налоговые льготы следует не отменять, а глубоко реформировать, систематизировать, упорядочивать, рассчитывать их экономический эффект.
В связи с этим авторами были изучены основные факторы, оказывающие влияние на эффективность налогового стимулирования инновационной деятельности машиностроительных предприятий. Анализ выявленных факторов позволил сделать вывод о необходимости детального изучения влияния налогового стимулирования по отношению к фазам жизненного цикла продукта, стадиям инновационного процесса, а также видам налогов, имеющих разный характер зависимости от объемов производства (условно-постоянных налогов, условно-переменных налогов). Систематизация указанных факторов позволила сформировать следующие принципы налогового стимулирования:
-в фазе внедрения, ускоренного роста и спада жизненного цикла продукта налоговые льготы должны быть установлены по условно-постоянным налогам
-в фазе замедленного роста и насыщения жизненного цикла продукта налоговые льготы по условно-переменным налогам не имеют стимулирующего эффекта и носят дотационный характер в случае значимых социально-экономических проектов
-на стадии ФИ, НИР, ОКР, ОП формы налогового стимулирования должны быть установлены по наиболее значимым условно-постоянным налогам, исходя из структуры затрат отрасли
-на стадии ФИ, НИР, ОКР, ОП формы налогового стимулирования могут быть установлены по условно-переменным налогам, из-за их преобразования в условно-постоянные налоги для последующих стадий инновационного процесса
-на стадии ПП в фазах ускоренного роста и упадка налоговые льготы должны быть связаны с условно-переменными налогами для инновационных проектов со значительными капиталовложениями
-налоговые льготы должны быть предоставлены для всех предприятий конкурентов, таким образом льготы направлены на повышение конкурентоспособности по импортозамещающим товарам
-льготное налогообложение должно учитывать сбалансированность интересов налогоплательщика и казны государства.
Соблюдение принципов налогового стимулирования инновационной деятельности машиностроительных организаций решает задачу предоставления льгот по условно-переменным налогам: по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость, или по условно-постоянным налогам: по налогу на имущество и налогу на добавленную стоимость. Здесь же представляется целесообразным провести анализ влияния форм налогового стимулирования на условно-постоянные и условно-переменные налоги с целью применения наиболее эффективных налоговых льгот.
Таблица 1-Характеристика форм налогового стимулирования инновационной деятельности машиностроительных предприятий
Налоговое стимулирование инновационной деятельности в РФ
В статье рассмотрены налоговые льготы как основной инструмент стимулирования инновационной деятельности в РФ. Перечислены льготы, получившие широкое распространение в зарубежных странах и РФ. Сформулированы предложения по совершенствованию законодательства о налогах и сборах с целью усиления инновационного развития Российской экономики.
Ключевые слова: инновации, налог, льготы, стимулирование.
В последние годы все в большей степени динамику экономического роста РФ, определяют научные достижения и уровень технического развития страны в целом. Наблюдается возрастающая роль науки в экономическом прогрессе: развитие производства приобретает инновационный характер.
На сегодняшний день в РФ имеются значительные технологические и фундаментальные разработки, а также уникальная научно-производственная база. При этом инновационный сектор РФ развивается крайне медленно. Наблюдается слабая ориентация существующего инновационного потенциала на реализацию научных достижений, особенно в сфере создания и внедрения нового оборудования и технологий, также существует диспропорции между возможностями и их реальным воплощением на практике. Для того чтобы изменить сложившуюся ситуацию необходимо использовать весь спектр финансовых инструментов, прежде всего налоговое стимулирование.
С экономической точки зрения, налоговое стимулирование представляет собой комплекс мер по предоставлению налоговых льгот и преимуществ субъектам экономических отношений, создающих благоприятные условия для осуществления ими инновационной деятельности. На наш взгляд, простота и привлекательность инструментов налогового стимулирования заключается, прежде всего, в том, что органы государственной власти и местного самоуправления отказываются от части средств, которые должны поступать от научных и инновационных организаций в государственные и местные бюджеты в виде налогов. Эти средства остаются в распоряжении указанных организаций для проведения НИОКР, внедрения инноваций, расширения или модернизации производства и т. д. Тем самым создается эффект их косвенной финансовой поддержки: фискальная функция налогообложения трансформируется в стимулирующую.
Региональные органы имеют наибольший удельный вес в осуществлении налоговых стимулов. Они проявляются при создании технопарков, предоставлении налоговых льгот в различной форме инноваторам. На федеральном уровне основными статьями затрат являются: затраты на финансирование создания государственных корпораций, которым переданы функции инноваторов (Роснано). На муниципальном уровне налоговое стимулирование инновационной деятельности практически не наблюдается ввиду отсутствия необходимого объема бюджетных ресурсов.
Таким образом, именно изменения в налоговой политике — это один из действенных способов стимулирования инноваций в РФ. Для того чтобы предприятия смогли осуществлять инновационную деятельность необходимы свободные финансовые ресурсы, которые могут быть высвобождены вследствие снижения налоговой нагрузки, этим и объясняется эффективность налогового стимулирования.
На сегодняшний день спектр мер налогового стимулирования инновационной деятельности предприятий, установленных в РФ, достаточно обширен. Примерами таких мер являются ускоренная амортизация, инвестиционный налоговый кредит (по налогам на прибыль и имущество), применение пониженных ставок налогов и страховых взносов (для резидентов особых экономических зон технико-внедренческого типа), уменьшение налогооблагаемой базы, налоговые льготы по УСН и т. д. Некоторые федеральные налоговые льготы установлены по всей территории РФ, другие действуют на отдельных территориях (Сколково).
Проанализировав перечень мер применяемых для стимулирования инновационной деятельности в РФ, можно констатировать, что эти мероприятия направлены в основном на поддержание благоприятного климата в инновационной деятельности, например, стимулируется использование современного оборудования, проведение НИОКР, повышение квалификации сотрудников, импорт оборудования, не имеющего аналогов в РФ. Безусловно, все это оказывает положительное влияние на развитие инноваций, но, однако, несмотря на отмеченную обширность и сформированность системы налогового стимулирования инновационной деятельности предприятий, встает вопрос об эффективности предусмотренных мер и о возможном дополнении их налоговыми новациями, которые будут способствовать более успешному развитию инновационной деятельности РФ.
В числе проблем, возникающих при налоговом стимулировании, необходимо отметить: недостаточное теоретическое и методологическое осмысление сущности инновационной деятельности предприятий в качестве объекта налогового регулирования, также в теории налогообложения нет устоявшегося понятийного инструментария налогового стимулирования.
На наш взгляд, те льготы, которые на данный момент существуют в РФ, нельзя полностью считать эффективными. Например, отдельные меры вызывают вопросы с точки зрения их уместности. Так, налоговые льготы по УСН оказываются малоэффективными, поскольку субъекты упрощенных режимов — как правило, это малые предприятия, которые реже осуществляют инновации. Ускоренная амортизация, которая считается льготой, с экономической точки зрения сама по себе не является механизмом налогового стимулирования, а представляет собой лишь способ снижения убытков организации от инфляции. А инвестиционный налоговый кредит, предусмотренный статьями 66 и 69 НК РФ, по своей сути отличается от налогового кредита на НИОКР в зарубежных странах. В зарубежных странах предоставление налогового кредита в зависимости от динамики роста расходов на НИОКР стимулирует компании к более активному наращиванию этих затрат. Также практика взимания НДС в Российских условиях не стимулирует инновационную активность, поскольку инновационная продукция, как правило, имеет достаточно длительный срок разработки и изготовления, что требует ее авансирования со стороны потребителей. В то же время суммы, полученные в порядке авансовых платежей и поступающие на расчетный счет, подлежат обложению НДС еще до поставки товаров или выполнения работ. Решение соответствующих проблем необходимо осуществлять в контексте общей работы по оценке эффективности налоговых льгот.
Необходимо отметить, что основные направления налоговой политики РФ на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, предопределяющие ориентиры развития налоговой системы РФ, являются достаточно ограниченными с точки зрения определения того, что необходимо делать в налоговой сфере для активизации инновационной деятельности предприятий. Это объясняется тем, что, как отмечалось выше, система налогового стимулирования инновационной активности предприятий в значительной мере уже сформирована, также в данном документе не учитывается последний зарубежный опыт в данном направлении, который бы способствовал развитию налоговой политики в сфере инноваций. На наш взгляд, использование зарубежного опыта, но с адаптацией к Российским условиям, позволит выйти РФ на новые пути развития в данном направлении. Необходимо отметить, что потребуется финансово-экономическое обоснование предлагаемых налоговых новшеств. Принципиально важным является также то, что не должна ставиться задача включения в Российское законодательство всех мер, разработанных в данной сфере за рубежом, а происходить избирательно.
С целью поиска новых методов стимулирования инновационной деятельности в РФ, обратимся к зарубежному опыту.
Опыт западных стран свидетельствует о значительных масштабах использования механизмов налогового стимулирования в финансовой политике стран с развитой рыночной экономикой. В некоторых странах компаниям позволено вычитать из налогооблагаемой базы более 100 % средств, израсходованных на научные исследования и разработки. Например, компании Австралии имеют право вычитать из налогооблагаемого дохода 150 % объема своих затрат на НИОКР. Опыт таких стран как Ирландия, Индия, Китай, Израиль, Тайвань по предоставлению беспрецедентных налоговых льгот компаниям, осуществляющих деятельность в инновационной сфере, привел к экономическому росту в этих странах, изменению в короткие сроки структуры их экономик с ориентацией на высокотехнологичные отрасли. Также, следует обратить внимание на такую меру, как снижение на 50 % ставки налога на прибыль, полученную от реализации высокотехнологичных товаров и услуг. Реализация данной меры — хороший пример Беларуси для других стран, включая РФ [4].
Новым интересным явлением в практике налогового стимулирования инновационной деятельности ряда индустриальных стран стало в последние годы снижение ставки налогообложения доходов корпораций, полученных в результате реализации запатентованной продукции. Такую практику уже ввели в разных формах семь государств Европы и Китай. Хотя нормы предоставления этой льготы в разных странах заметно различаются, в специальной литературе их совокупность объединили общим термином «патентное окно». В отличие от большинства широко распространенных льгот на проведение НИОКР, которые нацелены на формирование более благоприятных условий на начальных этапах инновационного процесса, снижая себестоимость проводимых исследований и разработок, «патентное окно» создает налоговые стимулы для успешной коммерциализации полученных результатов инновационной деятельности. Как правило, эти стимулы выражаются в установлении более низкой ставки налогообложения прибыли. Тем самым поощряется успешная инновационная деятельность, от которой во многом зависит экономический рост, конкурентоспособность и создание новых рабочих мест. Некоторые страны установили верхние пределы налоговых льгот, доступных компаниям в рамках «патентного окна». В Ирландии это 5 млн. евро, в Испании — шестикратный размер затрат на обеспечившую доход разработку. В Китае после получения компанией льгот на сумму в 5 млн. юаней, ее прибыль облагается по ставке 50 % от общей ставки налогообложения прибыли [2].
Как считают зарубежные эксперты, оценить эффективность введения «патентного окна» пока достаточно трудно из-за того, что этот механизм налогового стимулирования действует во многих странах относительно недавно. Предварительные исследования свидетельствуют о том, что в краткосрочной перспективе наличие «патентного окна» активизирует патентную активность бизнеса. Вместе с тем рост налоговых поступлений от увеличения выручки не компенсирует полностью утрату налогов из-за снижения налоговой ставки, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Однако выполненные оценки носили статичный характер и не учитывали динамических эффектов, связанных с возможными изменениями в занятости, экспорте высокотехнологичной продукции и проведении НИОКР.
Среди прочих мер налогового стимулирования инновационной деятельности нередко высказывается мнение о необходимости введения нового специального налогового режима. Эта мера позволила бы осуществить комплексное решение вопросов налогообложения указанных организаций и урегулировать проблемы, связанные с налоговым учетом, отчетностью и налоговым администрированием. В рамках указанного специального налогового режима предлагается освободить научные и инновационные организации от уплаты налога на прибыль организаций, единого социального налога, НДС (за исключением ввоза товаров на таможенную территорию РФ), налога на имущество организаций и земельного налога.
Таким образом, основным результатом введения нового специального налогового режима могло бы стать, в первую очередь, снижение общего налогового бремени на организации инновационной сферы. Кроме того, эта мера, по нашему мнению, позволила бы осуществить комплексное решение вопросов налогообложения инновационных организаций и урегулировать требующие уточнения с учетом специфики их деятельности проблемы, связанные с налоговым учетом, отчетностью и налоговым администрированием.
Представленный выше анализ мирового опыта свидетельствует о многообразии форм и методов налогового стимулирования инновационной активности предприятий. При этом следует отметить, что принимаемые меры, как правило, являются органичной частью общей системы мер регулирования экономики.
Таким образом, среди наиболее интересных мер налогового стимулирования, получивших заметное развитие за рубежом в последние годы и пока не нашедших своего применения в РФ можно особо выделить следующие основные меры:
- введение налогового режима «патентного окна», который делает акцент на конечных результатах инновационной деятельности предприятий, обеспечивая им более благоприятный налоговый режим в случае получения дохода от создания и широкомасштабного использования интеллектуальной собственности (патентов, лицензий, товарных знаков, ноу-хау и пр.)
- введение специального налогового режима для инновационных предприятий
- стимулирование с помощью налоговых льгот участия промышленных предприятий в формировании научно-исследовательских объединений для совместного решения наиболее серьезных проблем
- введение практики установки налоговых льгот на определенные фиксированные временные периоды (5–10 лет) с последующей оценкой их эффективности
- целесообразно развернуть на постоянной основе научные исследования по оценке и сравнению эффективности различных налоговых льгот в РФ и за рубежом, а также по определению направлений инновационного развития.
Таким образом, исходя из всего выше сказанного, Российское налоговое законодательство, призванное стимулировать инновационную активность, уже является достаточно полным, хотя и не включает всего многообразия существующих на сегодняшний момент налоговых мер. В такой ситуации было бы неправильным внедрять все, что уже есть в других странах, но пока отсутствует в РФ. В данном случае нужен избирательный подход. Применение этого подхода заставляет обратить внимание, прежде всего, на «патентное окно», потому что реально начало практической реализации данной льготы в зарубежной практике означает переосмысление самого подхода к определению приоритетов налогового стимулирования инновационной деятельности. Поэтому реализация «патентного окна» в том или ином виде представляется сегодня наиболее важной рекомендацией, основанной на передовом зарубежном опыте налогового стимулирования инноваций.
Таким образом, текущая ситуация с инновациями нуждается в более активном налоговом стимулировании, нежели существующем на данный момент и установленном Российским законодательством.
Литература:
1. Марков В. В. Налоговые льготы как способ стимулирования инновационной деятельности: оценка целесообразности и бюджетной результативности их применения — СПб. 2010. — 204 с.
2. Мороз В. Н. Налоговое стимулирование инновационной деятельности в зарубежных странах. URL: http://www.pandia.ru/ text/77/151/5294.php.
3. Саакян А. М. Налоговое стимулирование предприятий, осуществляющих инновационную деятельность// Финансовый менеджмент. 2014. № 5.С.66–74.

4. Степаненко Д. М. Налоговое стимулирование инновационной деятельности: зарубежный опыт и Российские реалии // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2010. № 2–11.С.36–46.
5. Данные ТПП РФ «Предложения по налоговому стимулированию инновационной деятельности» -http://www.tpprf.ru/ru/activities/investment.
СиБГУ Ильясова Алия, Саитова Зухра
НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Развитие инновационного сектора приобретает особое значение в связи с предстоящим присоединением России к Всемирной торговой организации, которое ускорит процесс интеграции в мировую экономику. Поэтому выработка и принятие комплекса мер по построению экономики инновационного типа - важная задача в решении современных проблем социально-экономического развития России. При этом, ассигнования на исследования и разработки из средств государственного бюджета по сравнению с наиболее экономически развитыми странами не обеспечивают должного уровня восстановления научно-технического потенциала страны. Во многом решение этой проблемы зависит от эффективности системы государственного регулирования, в которой ключевое значение отводится применению действенных налоговых механизмов стимулирования инноваций. Таких как оптимизация налоговых платежей в целях стимулирования инновационной деятельности, и модернизации технологического парка, за счет снижения налоговой нагрузки.
В России из существующих методов стимулирования инноваций применяется ускоренная амортизация основных средств, инвестиционный налоговый кредит используемых только в НИОКР, льготы по УСН и льгота по НДС.
У скоренная амортизация с экономической точки зрения сама по себе не является механизмом налогового стимулирования, а представляет собой лишь способ снижения убытков организации от инфляции — сумма начисленной за несколько лет амортизации основных средств значительно меньше их стоимости в год их приобретения. Следовательно, она отнюдь не является эффективным методом стимулирования НИОКР.
Также вступивший с 1 января 2008 года закон, призванный способствовать формированию благоприятных налоговых условий, предоставило организациям воспользоваться коэффициентом ускоренной амортизации в отношении амортизируемых основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности. Данное обстоятельство не дает возможности предприятиям, которые наряду с научно-технической, осуществляют и другие виды инновационной деятельности (например, производство высокотехнологичной, наукоемкой продукции), права воспользоваться по таким основным средствам коэффициентом ускоренной амортизации.
А инвестиционный налоговый кредит, предусмотренный статьями 66 и 69 Налогового кодекса Российской Федерации, по своей сути отличается от налогового кредита на НИОКР в зарубежных странах. В зарубежных странах предоставление налогового кредита в зависимости от динамики роста расходов на НИОКР стимулирует компании к более активному наращиванию этих затрат. Вместе с тем в настоящее время наблюдается и тенденция отказа государства от предоставления налоговых кредитов, связанных с динамикой роста объемов затрат на НИОКР, и перехода к кредитам, основанным на конечном объеме расходов на НИОКР. Это связано и с тем, что при предоставлении налоговых кредитов, базирующихся на конечном объеме затрат на НИОКР, существует возможность прогнозирования налоговых потерь для бюджетной системы.
Низкая эффективность льгот по УСН и НДС обуславливается рядом обстоятельств. Во-первых, льготы по УСН снижают налоговую нагрузку только для предприятий, применяющих УСН по схеме «доход-расход», во-вторых, льгота по НДС, кроме упрощения бухучета, никак не влияет на уровень налоговой нагрузки предприятий.
Необходимо отметить, согласно новому подп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ, с 1 января 2008 года не подлежат налогообложению выполняемые организациями за счет любых привлеченных источников НИОКР и технологические работы, относящиеся к созданию новой продукции (технологий) или усовершенствованию производимой продукции (технологий).
Освобождение от НДС данных операций экономически эффективно для налогоплательщиков, поскольку основные расходы, связанные с выполнением НИОКР, приходятся на зарплату сотрудников и социальные отчисления и, следовательно, сумма НДС к начислению значительно превышает налоговый вычет. Однако перечень документов, подтверждающих право налогоплательщиков на освобождение от НДС выполненных НИОКР, нормами НК РФ не предусмотрен, что приводит к определенным сложностям при подтверждении данной льготы в налоговых органах.
Необходимо также сказать, что закон улучшает налоговые условия для научно-технических организаций, однако не в полной мере учитывает интересы предприятий производственной сферы, осуществляющих инновационную деятельность. Кроме того, в законе отсутствуют льготы для предприятий, которые внедряют организационные, маркетинговые, технологические инновации. Одной из проблем является не разработанность методических рекомендаций по оценке товаров, услуг, видов деятельности, технологий и критерии их отнесения к инновационным (новым, усовершенствованным), что в ряде случаев затрудняет применение предоставленных законом льгот.
Внесенные в НК РФ поправки являются явно недостаточными и малоэффективными. В законодательстве следует дополнительно предусмотреть льготы:
· по НДС при реализации новых видов продукции
· по ЕСН для малых и средних инновационных предприятий
· по налогу на имущество организации в отношении нового оборудования, используемого в производстве наукоемких видов продукции
· возможность определять остаточную стоимость имущества в целях обложения налогом на имущество организаций с учетом механизма ускоренной амортизации, предусмотренного законом
· льготы по земельному налогу для научных организаций и инновационных предприятий
· увеличении «амортизационной премии» с 10 до 30% для малого и среднего инновационного бизнеса
· освобождении от обложения налогом на прибыль доходов от операций по реализации исключительных прав.
· расширение перечня налогов, по которым можно получить инвестиционный налоговый кредит, а также устранение действующего ограничения по сумме соответствующего налога, которая может быть направлена на получение инвестиционного налогового кредита, и увеличение сроков предоставления данного кредита
· преференции в отношении страховых организаций и кредитных учреждений, в том числе лизинговых компаний, венчурных фондов и т.д. тоже являющихся участниками инвестиционной деятельности в целях повышения доступности кредитных ресурсов,
· рост защищенности всех участников инновационной деятельности при неблагоприятном развитии событий.
Вместе с тем введение таких льгот должно основываться на тщательном анализе последствий от него, прежде всего с позиции достаточной эффективности для организаций, осуществляющих инновационную деятельность, и объемов потерь для бюджетной системы. Кроме того, необходимо считаться с возможными налоговыми злоупотреблениями, связанными с использованием данных преференций. Комплексное решение этих задач позволит создать стимулирующую налоговую среду для инноваций.
Источники:
Следующие статьи:
- Льгота по налогу имущество юридических лиц 2010257
- Льготы по уплате транспортного налога в краснодарском крае
Комментариев пока нет!