Использование налоговых льгот налоговом планировании

Реферат: Налоговые льготы в системе налогового планирования
Выполнил ст-т:
6-го курса ОЗОЭФ
Маремуков З.М.
Руководитель:
Акаева С.В.
Нальчик-2008
Налоговые льготы всистеме налогового планирования
Одним из важныхфакторов, определяющих уровень корпоративного налогового бремени, являетсявозможность использовать различные налоговые льготы, которые занимают важноеместо в текущем налоговом планировании хозяйствующих субъектов. Одновременноэто один из способов для государства стимулировать те направления деятельностии сферы экономики, которые ему необходимы в силу их социальной значимости илииз-за невозможности государственного финансирования. Налоговые льготы позволяютодновременно удерживать от слишком темпов развития отрасли, находящиеся наподъеме, при этом поддерживать те отрасли, которые находятся на спаде. Снижениеставок, прежде всего, налога на прибыль и существование льгот по данному налогусоздает для хозяйствующих субъектов возможности более интенсивного развития.Наличие налоговых льгот имеет кумулятивный эффект, так как оказывает влияние нетолько на участников экономического процесса, но и на государство в целом,гарантируя ему получение стабильных налоговых доходов, обеспечивая снижениебезработицы и повышение конкурентоспособности отечественной продукции намировом рынке. Еще в 1865 г. К. Гок указывал на целесообразность льготированияпостроек, служащих высшим целям — религиозным, государственным, общественным,художественным, научным.
По оценкамспециалистов, потери бюджетной системы России из-за предоставления льготсоставляют 100-160 млрд руб. в год, однако никто не посчитал выгоды в связи свыполнением налогами стимулирующей роли. Поэтому необходимо еще раз указать нанедопустимость превалирования текущих фискальных интересов государства надстратегией экономического роста. Применяемые в современной Российской налоговойсистеме налоговые льготы следует не отменять, а глубоко реформировать,систематизировать, упорядочивать, рассчитывать их экономический эффект и контролироватьизбирательный характер и целевое использование льготируемых средств.
В ст. 56 Налоговогокодекса РФ «льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельнымкатегориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренныезаконодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другиминалогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачиватьналог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере».
Налоговоезаконодательство устанавливает необходимые условия и требования, соблюдениекоторых дает налогоплательщикам право использования соответствующих льгот:например, наличие лицензий для освобождения определенных операций от НДС и т.п. Кроме того, могут устанавливаться основания, ограничивающие применение льготво времени: например, установление временных ограничений для пролонгированныхльгот по налогу на прибыль, по льготам соответствующих Российских свободныхэкономических зон и т. д. На практике большинство льгот достаточно жесткоочерчивает круг тех, кто может ими воспользоваться. Это определено тем, чтоименно эти структуры сами и предлагают, и лоббируют введение таких льгот, чтовполне закономерно.
Льготы в значительнойстепени различаются в зависимости от вида налога, по которому они действуют, иот местного законодательства. Каждому субъекту Федерации в этой областипредоставлены определенные права и, как правило, значительную часть льготпредоставляют законы субъектов Федерации, даже в условиях ужесточения подхода кльготам по налогу на прибыль в главе 25 НК РФ.
Налоговые льготырассматриваются практически в каждом учебнике по налогам и налогообложениюприменительно к конкретным налогам и сборам, им уделяется значительное вниманиев публикациях по проблемам налогового планирования. Однако следует констатировать,что отсутствует обобщение существующих современных условиях налоговых льгот.
Таким образом, практикапоказывает, что государство применяет льготы в тех отраслях, в ускоренномразвитии которых оно нуждается на соответствующем этапе своего развития взависимости от проводимой политики в сфере экономики, науки, социальной сфере ит. п. Занимаясь вопросами налогового планирования, как в своей стране, так и зарубежом, необходимо тщательно изучать вопросы льготирования определенныхнаправлений деятельности в соответствующей стране, в чем существенную помощьможет оказать знакомство с проведенной нами систематизацией льгот.
Налоговые льготы всовременных Российских условиях стимулируют экономические процессы черезналоговую систему и выражаются:
1) в полномосвобождении от уплаты налога и (или) сбора
2) в уменьшении размераподлежащего уплате налога и (или) сбора
3) в предоставленииотсрочки, рассрочки по уплате налога и (или) сбора, инвестиционного налоговогои налогового кредита, а также в реструктуризации задолженности по налогам,сборам и штрафным санкциям.
В экономическойлитературе предоставляемые Российским законодательством льготы обычноклассифицируются следующим образом:
1)по номенклатурепродукции (товары народного потребления, продукция средств массовой информациии т. д.)
2) по направлениюрасходования средств (благотворительность, пожарная безопасность и т. п.)
3) по составуработников (льготы для предприятий, на которых трудятся инвалиды)
4) по численностиработников (малые предприятия)
5) по принадлежностипредприятия (протезно-ортопедические, расположенные в районах Крайнего Севера ит. п.).
Льготы такжеподразделяются на личные и для юридических лиц общие для всехналогоплательщиков и специальные для отдельных категорий безусловные иусловные общеэкономические и социальные налоговые льготы и другие.
Считаем возможнымпредложить классификацию налоговых льгот, предоставляемых Российским налоговымзаконодательством в историческом аспекте:
1) первый периодрыночных реформ (1991-1995 гг.) характеризовался значительным количествомльгот, большими правами по их введению и регулированию, предоставляемымисубъектам РФ, и наличием индивидуальных льгот
2) в последующем(1995-2001 гг.) индивидуальные льготы отменяются и устанавливается право местныхорганов власти и управления устанавливать льготы для отдельных категорийналогоплательщиков
3)с 2001 г. (с момента введения в действие части II Налогового кодекса РФ) и по настоящее времянаблюдается тенденция ужесточения налоговой политики России по вопросу льгот науровне законодательства РФ и субъектов Федерации.
Налоговые льготы поопределению направлены на стимулирование как отдельных видов деятельности, таки эффективного использования прибыли. В основном предприятия используют льготыв чистом виде, но более правильным подходом в рамках проведения грамотногоналогового планирования является использование льгот в сочетании с другимиприемами: учетной и договорной политикой и т. д.
Снижение налоговогобремени при формально высоких налоговых ставках в России доступно длябольшинства организаций, хотя и носит избирательный характер. В частности,существуют особые льготы для предприятий, осуществляющих социально значимыевиды деятельности, в рамках которых применяются значительные льготы, вплоть дополной отмены ряда налогов. В большей части это касается налогов,устанавливаемых на уровне субъектов Федерации и уровне муниципальныхобразований (местных органов власти).
Для максимальноэффективного применения в налоговом планировании льгот, предоставляемыхзаконодательством, необходимо иметь специальную подборку льгот иззаконодательной базы (подборка по налогам хозяйствующих субъектов в настоящеевремя содержит более 250 льгот, предоставляемых действующим законодательством).Проведенный нами анализ существующих льгот для хозяйствующих субъектов в РФпозволяет сделать вывод, что они носят несистемный, разрозненный,разнонаправленный характер, что свидетельствует об отсутствии нагосударственном уровне достаточно четкой стратегии по стимулированиюопределенных направлений деятельности и сфер экономики.
Набор льгот для каждогопредприятия строго индивидуален и зависит в значительной степени от возможностиинтерпретации хозяйственно-финансовой политики, а также диверсификации деятельностиорганизации. Значительные ограничения на использование льготногоналогообложения накладывает часто жестко целевой характер использованиясредств, полученных от их использования. К наиболее льготируемым сферамтрадиционно относятся общественные объединения инвалидов, организации,использующие труд инвалидов организации образования и социально-культурнойсферы и др.
На начальной стадииналогового планирования необходимо из федерального, регионального и местногозаконодательства по налогам и сборам выбрать льготы возможные и целесообразныек применению в конкретной организации. Необходимо также определить, соблюдениекаких условий и требований дает налогоплательщикам право на использованиесоответствующих льгот какие временные ограничения для этих льгот установлены.
Так как задачейналогового планирования является удовлетворение интересов собственников, в томчисле путем максимизации чистой прибыли, то наибольший интерес, представляетизучение льгот инвестиционного характера.
Стимулирование инвестиционнойактивности с помощью налоговых льгот осуществляется по НДС, налогу на имуществои другим налогам. Анализ налогового законодательства показывает, что изимеющихся в настоящее время более 250 льгот на стимулирование инвестицийнаправлены только порядка 10. Такое положение вряд ли соответствует ориентациигосударственной политики России на экономический рост. Следует отметить, чтоотрицательное влияние на инвестиционную политику оказывает не только уровеньналогообложения, но и высокая ставка процента и рост доли прибыли,выплачиваемой в виде дивидендов.
Некоторые страны, вчастности Япония, Франция, США, Канада и Австралия, осуществляют дополнительноестимулирование исследований и разработок путем предоставления налоговогокредита. Например, во Франции за каждые дополнительные 1 тыс. франков,потраченных на исследования, из налоговых обязательств компании вычитаются 500франков. Тем не менее, до недавнего времени считалось, что степень реакциистоимости исследований и разработок на изменение налогового режима очень низкаи составляет приблизительно 0,2-0,3%.
В условиях,происходящих в мире процессов всесторонней, в том числе налоговой, глобализациинеобходимо разработать мероприятия по повышению привлекательности налоговогокредита и инвестиционного налогового кредита, предусмотренных действующимРоссийским законодательством. В настоящее время они используются крайненезначительным количеством хозяйствующих субъектов.
Использованиехозяйствующими субъектами налоговых льгот позволяет им получать налоговую экономиюи снижать налоговое бремя. Мультипликативная модель расчета налогового бременипозволяет рассчитывать влияние на налоговое бремя в числе прочих факторов такжеи льгот по различным налогам. Здесь же представляется целесообразнымсгруппировать налоговые льготы по вариантам расчета их влияния на налоговуюэкономию.
Налоговая экономия (Эн)представляет собой разницу между суммой налога, исчисленной до и послепроведения мероприятий по налоговому планированию, в данном случае — послеиспользования соответствующей льготы.
Возможно выделитьследующие варианты расчета налоговой экономии, получаемой в результатеиспользования хозяйствующими субъектами существующих налоговых льгот:
1. Налоговая экономиярассчитывается как произведение ставки налога (Нс) на сумму льгот (Л1),уменьшающих налоговую базу, изымающих из-под налогообложения определенныеобъекты налогообложения, освобождающих от уплаты налога или сбора полностью иличастично отдельные категории налогоплательщиков или виды продукции. В данномслучае формула расчета налоговой экономии принимает вид:
Эп=Нс*Л1.
В качестве примераможно привести использование организацией льготы по налогу на имущество. Л1 вданном случае может быть стоимостью объектов, используемых исключительно дляохраны природы, пожарной безопасности или гражданской обороны. Например,стоимость пожарной сигнализации, имеющейся у организации, равняется 10 тыс.руб. тогда при условии абстрагирования от расчета среднегодовой стоимостиимущества налоговая экономия составит 10 000 х 0,02 — 200 руб. Л1 может такжеравняться стоимости всего имущества соответствующей организации, подпадающейпод полное освобождение от налога на имущество. Аналогичные расчеты возможнопроизводить и по другим налогам.
2. Налоговая экономиярассчитывается как произведение изменения ставки налога (∆Нс) наналоговую базу (Нб) в случае применения пониженных налоговых ставок. Формуларасчета налоговой экономии в данном случае принимает следующий вид:
Эн = ∆Нс*Нб.
В качестве примераможно привести различные варианты снижения налоговой ставки по НДС с 18 до 10%в случае выпуска продукции, облагаемой по пониженной ставке вследствиенеэластичности изменения ставок НДС и цены.
Налоговая экономияявляется одним из показателей, характеризующих эффективность налоговогопланирования. Однако, как и любому абсолютному показателю, ей присущиопределенные недостатки. Более того, в условиях взаимосвязи отдельных налогов иналоговых баз, налоговая экономия по одному налогу может оказывать влияние наповышение суммы другого налога (например, уменьшение налога на имуществоприводит к увеличению налога на прибыль).
Показатель налоговогобремени позволяет наиболее полно судить об уровне налоговой нагрузки нахозяйствующий субъект, а уменьшение данного показателя свидетельствует обэффективности налогового планирования. Кроме того, именно показатель налоговогобремени концентрирует в себе факторы и международного налогового планирования,и элементы учетной, договорной политики, и налоговые льготы. Показательналогового бремени целесообразно относить к системе показателей,характеризующих финансовое состояние хозяйствующего субъекта, и именно на егооснове возможно производить расчеты эффективности процесса налоговогопланирования.
Использование льгот,являющихся одним из факторов налогового бремени, по различным налогам позволяетхозяйствующим субъектам получать налоговую экономию и комплексно решатьпроблемы налогового планирования.
Литература
Налоговый кодекс РФ.
Налоговое планирование / Е. Вылкова, М.Романовский. — СПб. Питер, 2007.
Барулин С.В. Макрушин А.В. Налоговыельготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики / / Финансы.— 2006. № 2.
Скрипниченко В. Налоги иналогообложение. — СПб: ИД «Питер», М. Издательский дом«БИНФА», 2007.

Глухое В.В. Дольдэ И.В. Налоги: Теорияи практика: Учебное пособие. — СПб. Спец. литер.,2007.
Налоги и налогообложение: Учебник / Подред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. — СПб. Питер, 2007.
Никитин С.М. Никитин А.С, Степанова М.П.Налоговые льготы, стимулирующие предпринимательскую деятельность в развитыхстранах Запада // Мировая экономика и международные отношения. — 2007. № 11.
Финансовые аспекты экономики России /Под ред. проф. Б.М. Сабанти.
Налоговые льготы в системе налогового планирования
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.
Подобные документы
Понятие, классификация, виды налоговых льгот. Теоретические и практические основы применения льгот в налоговой системе РФ. Недостатки системы налоговых льгот в РФ и пути ее реформирования. Проблемы применения льгот по НДС. Порядок исчисления льгот.
курсовая работа [73,8 K], добавлен 02.12.2010
Понятие и виды налогового планирования. Управление налогообложением как вид деятельности в организации. Способы налогового планирования. Применение при соблюдении законодательных ограничений налоговых вычетов, освобождений, льгот. Сущность метода оффшора.
контрольная работа [21,2 K], добавлен 01.05.2015
Перечень основных налогов, уплачиваемых организацией. Анализ льгот, применяемых организацией. Разработка налогового поля организации. Разработка плана налоговых выплат, определение налоговой нагрузки организации. Разработка налогового календаря.
контрольная работа [464,6 K], добавлен 28.12.2014
Понятие, классификация и виды налоговых льгот. Значимость льгот для налоговой системы РФ. Механизм применения налоговых льгот для организаций и их влияние на экономическое развитие страны. Оценка эффективности применения инвестиционных налоговых льгот.
курсовая работа [46,4 K], добавлен 15.01.2015
ООО "Антей Плюс": элементы и процесс налогового планирования. Принципы корпоративного налогового менеджмента. Налоговые риски и пределы налогового планирования. Оптимизация системы налогообложения. Особенности минимизации единого социального налога.
дипломная работа [132,7 K], добавлен 01.02.2011
Налоговые льготы как инструмент налогового стимулирования модернизации экономики. Их сущность и группы: (инвестиционные, на поддержку и развитие бизнеса, социальные освобождения, скидки и кредиты). Инвентаризация льгот по региональным и местным налогам.
курсовая работа [166,1 K], добавлен 05.12.2014
Понятие налоговых льгот и вычетов. Оценка налогового бремени и его влияния на благосостояние налогоплательщиков. Инвестиционная льгота как способ стимулирования экономической активности. Система инвестиционных налоговых льгот в зарубежных странах.
дипломная работа [104,2 K], добавлен 19.04.2015
Экономическая сущность налогового планирования: виды, формы, элементы, документальное оформление. Нормативно-правовое регулирование налогообложения, льготы и приемы сокращения налоговых обязательств учет специфики объекта и субъекта, налоговые убежища.
контрольная работа [33,8 K], добавлен 23.10.2011
Понятие и значение налогового контроля. Действия компетентных субъектов по проверке законности исчисления, удержания и уплаты налогов налогоплательщиками и налоговыми агентами. Проверка целевого использования налоговых льгот. Формы налогового контроля.
курсовая работа [62,8 K], добавлен 03.05.2011
Суть налоговых льгот, которые представляют собой один из основных инструментов налоговой политики, способствующий реализации регулирующей функции налогов и сборов. Изъятия, скидки, налоговые кредиты. Категории граждан, пользующихся налоговыми льготами.
курсовая работа [33,7 K], добавлен 18.05.2011
Налоговые льготы в системе налогового планирования
Как очевидно из материалов данной главы, одним из важных факторов, определяющих уровень корпоративного налогового бремени, является возможность использовать различные налоговые льготы, которые занимают важное место в текущем налоговом планировании хозяйствующих субъектов. Одновременно это один из способов для государства стимулировать те направления деятельности и сферы экономики, которые ему необходимы в силу их социальной значимости или из-за невозможности государственного финансирования. Налоговые льготы позволяют удерживать от слишком высоких темпов развития отрасли, находящиеся на подъеме, поддерживая при этом те отрасли, которые находятся на спаде. Снижение ставок, прежде всего, налога на прибыль и существование льгот по данному налогу создает для хозяйствующих субъектов возможности более интенсивного развития. Наличие налоговых льгот имеет кумулятивный эффект, так как оказывает влияние не только на участников экономического процесса, но и на государство в целом, гарантируя ему получение стабильных налоговых доходов, обеспечивая снижение безработицы и повышение конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке. Еще в 1865 г. К. Гок указывал на целесообразность льготирования построек, служащих высшим целям — религиозным, государственным, общественным, художественным, научным151. Много внимания льготам, направленным на стимулирование определенных направлений деятельности, уделяется в работах В. Лебедева, И. Тургенева, А. Твируса и других ученых начала XX в.
По оценкам специалистов, потери бюджетной системы России из-за предоставления льгот составляют 100—160 млрд руб. в год, однако никто не посчитал выгоды в связи с выполнением налогами стимулирующей роли152. Поэтому необходимо еще раз указать на недопустимость превалирования текущих фискальных интересов государства над стратегией экономического роста. Применяемые в современной Российской налоговой системе налоговые льготы следует не отменять, а глубоко реформировать, систематизировать, упорядочивать, рассчитывать их экономический эффект и контролировать избирательный характер и целевое использование льготируемых средств.
В ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Необходимо отметить, что определенный в части первой НК РФ термин «льготы» крайне редко используется в части второй, где законодательно определяются, как правило, освобождения от соответствующих налогов.
Автор считает данные экономические термины синонимичными, и поэтому в учебнике во избежание терминологической путаницы используется термин «льготы». Следует также указать на существование отдельной проблемы, которую составляют налоговые льготы, зафиксированные в действующих неналоговых законах, и которую возможно разрешить только путем тщательной согласованности принимаемых законодательных актов.
Налоговое законодательство устанавливает необходимые условия и требования, соблюдение которых дает налогоплательщикам право использования соответствующих льгот: например, наличие лицензий для освобождения определенных операций от НДС и т.п. Кроме того, могут устанавливаться основания, ограничивающие применение льгот во времени: например, установление временных ограничений для пролонгированных льгот по льготам соответствующих Российских особых экономических зон и т.д. На практике большинство льгот достаточно жестко очерчивает круг тех, кто может ими воспользоваться. Это определено тем, что именно эти структуры сами и предлагают, и лоббируют введение таких льгот, что вполне закономерно.
Льготы в значительной степени различаются в зависимости от вида налога, по которому они действуют, и от местного законодательства. Каждому субъекту РФ в этой области предоставлены определенные права и, как правило, значительную часть льгот предоставляют именно региональные законы.
Налоговые льготы рассматриваются практически в каждом учебнике по налогам и налогообложению применительно к конкретным налогам и сборам, им уделяется значительное внимание в публикациях по проблемам налогового планирования. Однако следует констатировать, что отсутствует обобщение существующих в современных условиях налоговых льгот в разных странах. Автором предпринята попытка частично восполнить данный пробел, не претендуя на абсолютную полноту приведенного в параграфе 2.2 обобщения.
Налоговое законодательство большинства из проанализированных автором стран предоставляет значительное количество льгот своим предприятиям, стимулируя различные направления деятельности.
Таким образом, практика показывает, что государство применяет льготы в тех отраслях, в ускоренном развитии которых оно нуждается на соответствующем этапе своего развития в зависимости от проводимой политики в сфере экономики, науки, социальной сферы и т.п. Занимаясь вопросами налогового планирования, как в своей стране, так и за рубежом, необходимо тщательно изучать вопросы льготирования определенных направлений деятельности в соответствующей стране, в чем существенную помощь может оказать знакомство с проведенной нами систематизацией льгот.
Налоговые льготы в современных Российских условиях стимулируют экономические процессы через налоговую систему и выражаются: •
в полном освобождении от уплаты налога и (или) сбора •
в уменьшении размера подлежащего уплате налога и (или) сбора •
в предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налога и (или) сбора, инвестиционного налогового кредита.
Р. Ф. Галимзянов классифицирует предоставляемые Российским законодательством льготы следующим образом153: 1)
по номенклатуре продукции (товары народного потребления, продукция средств массовой информации и т.д.) 2)
по направлению расходования средств (благотворительность, пожарная безопасность и т.п.) 3)
по составу работников (льготы для предприятий, на которых трудятся инвалиды). 4)
по численности работников (малые предприятия) 5)
по принадлежности предприятия (протезно-ортопедические, расположенные в районах Крайнего Севера и т.п.).
Льготы также подразделяются на личные и для юридических лиц общие для всех налогоплательщиков и специальные для отдельных категорий безусловные и условные общеэкономические и социальные.
Автор считает возможным предложить классификацию налоговых льгот, предоставляемых Российским налоговым законодательством в историческом аспекте. 1.
Первый период рыночных реформ (1991—1995) характеризовался значительным количеством льгот, большими правами по их введению и регулированию, предоставляемыми субъектам РФ, и наличием индивидуальных льгот. 2.
В последующем (1995—2001) индивидуальные льготы отменяются и устанавливается право местных органов
. власти и управления устанавливать льготы для отдельных категорий налогоплательщиков. 3.
С 2001 г. (с момента введения в действие части второй НК РФ) и по настоящее время наблюдается тенденция ужесточения налоговой политики России по вопросу льгот на уровне законодательства РФ и субъектов РФ.
Налоговые льготы по определению направлены на стимулирование как отдельных видов деятельности, так и эффективного использования прибыли. В основном предприятия используют льготы в чистом виде, но более правильным подходом в рамках проведения грамотного налогового планирования является использование льгот в сочетании с другими приемами: учетной и договорной политикой и т.д.
Снижение налогового бремени при формально высоких налоговых ставках в России доступно для большинства организаций, хотя и носит избирательный характер. В частности, существуют особые льготы для предприятий, осуществляющих социально значимые виды деятельности, в рамках которых применяются значительные льготы, вплоть до полной отмены ряда налогов. В большей части это касается налогов, устанавливаемых на уровне субъектов РФ и уровне муниципальных образований (местных органов власти).
Для максимально эффективного применения в налоговом планировании льгот, предоставляемых законодательством, необходимо иметь специальную подборку льгот из законодательной базы (подборка по налогам хозяйствующих субъектов в настоящее время содержит более 350 льгот, предоставляемых действующим законодательством). Проведенный анализ существующих льгот для хозяйствующих субъектов в Российской Федерации позволяет сделать вывод, что они носят несистемный, разрозненный, разнонаправленный характер, что свидетельствует об отсутствии на государственном уровне достаточно четкой стратегии по стимулированию определенных направлений деятельности и сфер экономики.
Набор льгот для каждого предприятия строго индивидуален и зависит в значительной степени от возможности интерпретации хозяйственно-финансовой политики, а также диверсификации деятельности организации. Существенные ограничения на использование льготного налогообложения накладывает часто жестко целевой характер использования средств полученных от их использования. К наиболее льготируемым категориям налогоплательщиков традиционно относятся общественные объединения инвалидов, организации, использующие труд инвалидов организации образования и социально-культурной сферы и др. Так, в настоящее время общественные объединения инвалидов, организации, использующие труд инвалидов, имеют льготы по НДС, налогу на имущество, водному налогу, земельному налогу, госпошлине. Учреждения культуры и искусства имеют льготы по НДС, налогу на имущество, земельному налогу, госпошлине. Значительное количество льгот действующее законодательство предоставляет резидентам Российских ОЭЗ (см. гл. 3).
На начальной стадии налогового планирования необходимо из федерального, регионального и местного законодательства по налогам и сборам выбрать льготы возможные и целесообразные к применению в конкретной организации. Целесообразно также определить, соблюдение каких условий и требований дает налогоплательщикам право на использование соответствующих льгот, какие временные ограничения для этих льгот установлены.
Так как задачей налогового планирования является удовлетворение интересов собственников, в том числе путем максимизации чистой прибыли, то наибольший интерес, с нашей точки зрения, представляет изучение льгот инвестиционного характера. С учетом отмены с 2002 г. определенных льгот по налогу на прибыль необходимо отметить, что по этому налогу в настоящее время имеется возможность включения в расходы, учитываемые для целей налогообложения расходов на НИОКР, расходов на ремонт и на освоение природных ресурсов.
Стимулирование инвестиционной активности с помощью налоговых льгот осуществляется по НДС, налогу на имущество и другим налогам. Правда, анализ налогового законодательства показывает, что из имеющихся в настоящее время 350 льгот, на стимулирование инвестиций направлены около 10. Такое положение вряд ли соответствует провозглашаемой ориентации государственной политики России на экономический рост и инновации. Следует отметить, что отрицательное влияние на инвестиционную политику оказывают не только уровень налогообложения, но и высокая ставка процента и рост доли прибыли, выплачиваемой в виде дивидендов.
Наибольший интерес по налоговым льготам, стимулирующим предпринимательскую активность в развитых странах Запада, представляют материалы, обобщенные С. М. Никитиным, А. С. Никитиным и М. П. Степановой154. Некоторые страны, в частности Япония, Франция, США, Канада и Австралия, осуществляют дополнительное стимулирование исследований и разработок путем предоставления налогового кредита. Например, во Франции за каждые дополнительные 1000 франков, потраченных на исследования, из налоговых обязательств компании вычитаются 500 франков. Тем не менее, до недавнего времени считалось, что степень реакции стоимости исследований и разработок на изменение налогового режима очень низка и составляет приблизительно 0,2—0,3%.
В условиях происходящих в мире процессов всесторонней, в том числе налоговой, глобализации необходимо разработать мероприятия по повышению привлекательности инвестиционного налогового кредита, предусмотренного действующим Российским законодательством (см. гл. 6). В настоящее время они используются крайне незначительным количеством хозяйствующих субъектов.
Использование хозяйствующими субъектами налоговых льгот позволяет им получать налоговую экономию и снижать налоговое бремя. Модель расчета налогового бремени, предлагаемая в параграфе 8.2, позволяет рассчитывать влияние на налоговое бремя в числе прочих факторов также и льгот по различным налогам. Здесь же представляется целесообразным сгруппировать налоговые льготы по вариантам расчета их влияния на налоговую экономию.
Налоговая экономия (Эн) представляет собой разницу между суммой налога, исчисленной до и после проведения мероприятий по налоговому планированию, в данном случае — после использования соответствующей льготы.
Можно выделить два варианта расчета налоговой экономии, получаемой в результате использования хозяйствующими субъектами существующих налоговых льгот. 1.
Налоговая экономия рассчитывается как произведение ставки налога (Нс) на сумму льгот (Jlj), уменьшающих налоговую базу, изымающих из-под налогообложения определенные объекты налогообложения, освобождающих от уплаты налога или сбора полностью или частично отдельные категории налогоплательщиков или виды продукции. В данном случае формула расчета налоговой экономии принимает вид
" Э„=НСХЛ. '
В качестве примера можно привести использование организацией льготы по налогу на имущество. Л5 в данном случае может быть стоимость объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством порядке. Ла может также равняться стоимости всего имущества соответствующей организации, подпадающей под полное освобождение от налога на имущество. Аналогичные расчеты можно производить и по другим налогам. 2.
Налоговая экономия рассчитывается как произведение изменения ставки налога (ДНС) на налоговую базу (Н6) в случае применения пониженных налоговых ставок. Формула расчета налоговой экономии в данном случае принимает следующий вид:
Э„ = ДНсхНб.
В качестве примера можно привести различные варианты снижения налоговой ставки по НДС с 20 до 10% в случае выпуска продукции, облагаемой по пониженной ставке вследствие неэластичности изменения ставок НДС и цены.
Налоговая экономия является одним из показателей, характеризующих эффективность налогового планирования, однако, как и любому абсолютному показателю, ей присущи определенные недостатки. Более того, в условиях взаимосвязи отдельных налогов налоговая экономия по одному налогу может оказывать влияние на повышение суммы другого налога (например, уменьшение налога на имущество приводит к увеличению налога на прибыль).
Показатель налогового бремени позволяет наиболее полно судить об уровне налоговой нагрузки на хозяйствующий субъект, а уменьшение данного показателя свидетельствует об эффективности налогового планирования. Кроме того, именно показатель налогового бремени концентрирует в себе факторы и международного налогового планирования, и элементы учетной, договорной политики, и налоговые льготы. Показатель налогового бремени целесообразно относить к системе показателей, характеризующих финансовое состояние хозяйствующего субъекта. Именно на его основе можно производить расчеты эффективности процесса налогового планирования.
Использование льгот по различным налогам, являющихся одним из факторов снижения налогового бремени, позволяет хозяйствующим субъектам получать налоговую экономию и комплексно решать проблемы налогового планирования.
Вопросы и задания для самоконтроля 1.
Дайте определение льгот по налогам и сборам. 2.
В чем выражаются льготы по налогам и сборам в современных Российских условиях? 3.
Как льготы по налогам и сборам классифицируются в современной экономической литературе? 4.
Дайте классификацию налоговых льгот в исторической ретроспективе. 5.
Перечислите налоговые льготы инвестиционного характера, действующие в современных Российских условиях. 6.
Сгруппируйте налоговые льготы по вариантам расчета их влияния на налоговую экономию.
Литература 1.
Налоговый кодекс РФ. Часть 1. >
Налоговые льготы в системе налогового планирования
Федеральное агентство по образованию
Российской Федерации
Кабардино-Балкарский государственный университет
Выполнил ст-т:
6-го курса ОЗО ЭФ
Маремуков З.М.
Руководитель:
Акаева С.В.
Нальчик-2008
Налоговые льготы в системе налогового планирования
Одним из важных факторов, определяющих уровень корпоративного налогового бремени, является возможность использовать различные налоговые льготы, которые занимают важное место в текущем налоговом планировании хозяйствующих субъектов. Одновременно это один из способов для государства стимулировать те направления деятельности и сферы экономики, которые ему необходимы в силу их социальной значимости или из-за невозможности государственного финансирования. Налоговые льготы позволяют одновременно удерживать от слишком темпов развития отрасли, находящиеся на подъеме, при этом поддерживать те отрасли, которые находятся на спаде. Снижение ставок, прежде всего, налога на прибыль и существование льгот по данному налогу создает для хозяйствующих субъектов возможности более интенсивного развития. Наличие налоговых льгот имеет кумулятивный эффект, так как оказывает влияние не только на участников экономического процесса, но и на государство в целом, гарантируя ему получение стабильных налоговых доходов, обеспечивая снижение безработицы и повышение конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке. Еще в 1865 г. К. Гок указывал на целесообразность льготирования построек, служащих высшим целям — религиозным, государственным, общественным, художественным, научным.
По оценкам специалистов, потери бюджетной системы России из-за предоставления льгот составляют 100-160 млрд руб. в год, однако никто не посчитал выгоды в связи с выполнением налогами стимулирующей роли. Поэтому необходимо еще раз указать на недопустимость превалирования текущих фискальных интересов государства над стратегией экономического роста. Применяемые в современной Российской налоговой системе налоговые льготы следует не отменять, а глубоко реформировать, систематизировать, упорядочивать, рассчитывать их экономический эффект и контролировать избирательный характер и целевое использование льготируемых средств.
В ст. 56 Налогового кодекса РФ «льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере».
Налоговое законодательство устанавливает необходимые условия и требования, соблюдение которых дает налогоплательщикам право использования соответствующих льгот: например, наличие лицензий для освобождения определенных операций от НДС и т. п. Кроме того, могут устанавливаться основания, ограничивающие применение льгот во времени: например, установление временных ограничений для пролонгированных льгот по налогу на прибыль, по льготам соответствующих Российских свободных экономических зон и т. д. На практике большинство льгот достаточно жестко очерчивает круг тех, кто может ими воспользоваться. Это определено тем, что именно эти структуры сами и предлагают, и лоббируют введение таких льгот, что вполне закономерно.
Льготы в значительной степени различаются в зависимости от вида налога, по которому они действуют, и от местного законодательства. Каждому субъекту Федерации в этой области предоставлены определенные права и, как правило, значительную часть льгот предоставляют законы субъектов Федерации, даже в условиях ужесточения подхода к льготам по налогу на прибыль в главе 25 НК РФ.
Налоговые льготы рассматриваются практически в каждом учебнике по налогам и налогообложению применительно к конкретным налогам и сборам, им уделяется значительное внимание в публикациях по проблемам налогового планирования. Однако следует констатировать, что отсутствует обобщение существующих современных условиях налоговых льгот.
Таким образом, практика показывает, что государство применяет льготы в тех отраслях, в ускоренном развитии которых оно нуждается на соответствующем этапе своего развития в зависимости от проводимой политики в сфере экономики, науки, социальной сфере и т. п. Занимаясь вопросами налогового планирования, как в своей стране, так и за рубежом, необходимо тщательно изучать вопросы льготирования определенных направлений деятельности в соответствующей стране, в чем существенную помощь может оказать знакомство с проведенной нами систематизацией льгот.
Налоговые льготы в современных Российских условиях стимулируют экономические процессы через налоговую систему и выражаются:
1) в полном освобождении от уплаты налога и (или) сбора
2) в уменьшении размера подлежащего уплате налога и (или) сбора
3) в предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налога и (или) сбора, инвестиционного налогового и налогового кредита, а также в реструктуризации задолженности по налогам, сборам и штрафным санкциям.
В экономической литературе предоставляемые Российским законодательством льготы обычно классифицируются следующим образом:
1)по номенклатуре продукции (товары народного потребления, продукция средств массовой информации и т. д.)
2) по направлению расходования средств (благотворительность, пожарная безопасность и т. п.)
3) по составу работников (льготы для предприятий, на которых трудятся инвалиды)
4) по численности работников (малые предприятия)
5) по принадлежности предприятия (протезно-ортопедические, расположенные в районах Крайнего Севера и т. п.).
Льготы также подразделяются на личные и для юридических лиц общие для всех налогоплательщиков и специальные для отдельных категорий безусловные и условные общеэкономические и социальные налоговые льготы и другие.
Считаем возможным предложить классификацию налоговых льгот, предоставляемых Российским налоговым законодательством в историческом аспекте:
1) первый период рыночных реформ (1991-1995 гг.) характеризовался значительным количеством льгот, большими правами по их введению и регулированию, предоставляемыми субъектам РФ, и наличием индивидуальных льгот
2) в последующем (1995-2001 гг.) индивидуальные льготы отменяются и устанавливается право местных органов власти и управления устанавливать льготы для отдельных категорий налогоплательщиков
3)с 2001 г. (с момента введения в действие части II Налогового кодекса РФ) и по настоящее время наблюдается тенденция ужесточения налоговой политики России по вопросу льгот на уровне законодательства РФ и субъектов Федерации.
Налоговые льготы по определению направлены на стимулирование как отдельных видов деятельности, так и эффективного использования прибыли. В основном предприятия используют льготы в чистом виде, но более правильным подходом в рамках проведения грамотного налогового планирования является использование льгот в сочетании с другими приемами: учетной и договорной политикой и т. д.
Снижение налогового бремени при формально высоких налоговых ставках в России доступно для большинства организаций, хотя и носит избирательный характер. В частности, существуют особые льготы для предприятий, осуществляющих социально значимые виды деятельности, в рамках которых применяются значительные льготы, вплоть до полной отмены ряда налогов. В большей части это касается налогов, устанавливаемых на уровне субъектов Федерации и уровне муниципальных образований (местных органов власти).
Для максимально эффективного применения в налоговом планировании льгот, предоставляемых законодательством, необходимо иметь специальную подборку льгот из законодательной базы (подборка по налогам хозяйствующих субъектов в настоящее время содержит более 250 льгот, предоставляемых действующим законодательством). Проведенный нами анализ существующих льгот для хозяйствующих субъектов в РФ позволяет сделать вывод, что они носят несистемный, разрозненный, разнонаправленный характер, что свидетельствует об отсутствии на государственном уровне достаточно четкой стратегии по стимулированию определенных направлений деятельности и сфер экономики.
Набор льгот для каждого предприятия строго индивидуален и зависит в значительной степени от возможности интерпретации хозяйственно-финансовой политики, а также диверсификации деятельности организации. Значительные ограничения на использование льготного налогообложения накладывает часто жестко целевой характер использования средств, полученных от их использования. К наиболее льготируемым сферам традиционно относятся общественные объединения инвалидов, организации, использующие труд инвалидов организации образования и социально-культурной сферы и др.
На начальной стадии налогового планирования необходимо из федерального, регионального и местного законодательства по налогам и сборам выбрать льготы возможные и целесообразные к применению в конкретной организации. Необходимо также определить, соблюдение каких условий и требований дает налогоплательщикам право на использование соответствующих льгот какие временные ограничения для этих льгот установлены.
Так как задачей налогового планирования является удовлетворение интересов собственников, в том числе путем максимизации чистой прибыли, то наибольший интерес, представляет изучение льгот инвестиционного характера.
Стимулирование инвестиционной активности с помощью налоговых льгот осуществляется по НДС, налогу на имущество и другим налогам. Анализ налогового законодательства показывает, что из имеющихся в настоящее время более 250 льгот на стимулирование инвестиций направлены только порядка 10. Такое положение вряд ли соответствует ориентации государственной политики России на экономический рост. Следует отметить, что отрицательное влияние на инвестиционную политику оказывает не только уровень налогообложения, но и высокая ставка процента и рост доли прибыли, выплачиваемой в виде дивидендов.
Некоторые страны, в частности Япония, Франция, США, Канада и Австралия, осуществляют дополнительное стимулирование исследований и разработок путем предоставления налогового кредита. Например, во Франции за каждые дополнительные 1 тыс. франков, потраченных на исследования, из налоговых обязательств компании вычитаются 500 франков. Тем не менее, до недавнего времени считалось, что степень реакции стоимости исследований и разработок на изменение налогового режима очень низка и составляет приблизительно 0,2-0,3%.
В условиях, происходящих в мире процессов всесторонней, в том числе налоговой, глобализации необходимо разработать мероприятия по повышению привлекательности налогового кредита и инвестиционного налогового кредита, предусмотренных действующим Российским законодательством. В настоящее время они используются крайне незначительным количеством хозяйствующих субъектов.
Использование хозяйствующими субъектами налоговых льгот позволяет им получать налоговую экономию и снижать налоговое бремя. Мультипликативная модель расчета налогового бремени позволяет рассчитывать влияние на налоговое бремя в числе прочих факторов также и льгот по различным налогам. Здесь же представляется целесообразным сгруппировать налоговые льготы по вариантам расчета их влияния на налоговую экономию.
Налоговая экономия (Эн) представляет собой разницу между суммой налога, исчисленной до и после проведения мероприятий по налоговому планированию, в данном случае — после использования соответствующей льготы.
Возможно выделить следующие варианты расчета налоговой экономии, получаемой в результате использования хозяйствующими субъектами существующих налоговых льгот:
1. Налоговая экономия рассчитывается как произведение ставки налога (Нс) на сумму льгот (Л1), уменьшающих налоговую базу, изымающих из-под налогообложения определенные объекты налогообложения, освобождающих от уплаты налога или сбора полностью или частично отдельные категории налогоплательщиков или виды продукции. В данном случае формула расчета налоговой экономии принимает вид:
Эп=Нс*Л1.
В качестве примера можно привести использование организацией льготы по налогу на имущество. Л1 в данном случае может быть стоимостью объектов, используемых исключительно для охраны природы, пожарной безопасности или гражданской обороны. Например, стоимость пожарной сигнализации, имеющейся у организации, равняется 10 тыс. руб. тогда при условии абстрагирования от расчета среднегодовой стоимости имущества налоговая экономия составит 10 000 х 0,02 - 200 руб. Л1 может также равняться стоимости всего имущества соответствующей организации, подпадающей под полное освобождение от налога на имущество. Аналогичные расчеты возможно производить и по другим налогам.
2. Налоговая экономия рассчитывается как произведение изменения ставки налога ( Нс) на налоговую базу (Нб) в случае применения пониженных налоговых ставок. Формула расчета налоговой экономии в данном случае принимает следующий вид:
Эн = Нс*Нб.
В качестве примера можно привести различные варианты снижения налоговой ставки по НДС с 18 до 10% в случае выпуска продукции, облагаемой по пониженной ставке вследствие неэластичности изменения ставок НДС и цены.
Налоговая экономия является одним из показателей, характеризующих эффективность налогового планирования. Однако, как и любому абсолютному показателю, ей присущи определенные недостатки. Более того, в условиях взаимосвязи отдельных налогов и налоговых баз, налоговая экономия по одному налогу может оказывать влияние на повышение суммы другого налога (например, уменьшение налога на имущество приводит к увеличению налога на прибыль).
Показатель налогового бремени позволяет наиболее полно судить об уровне налоговой нагрузки на хозяйствующий субъект, а уменьшение данного показателя свидетельствует об эффективности налогового планирования. Кроме того, именно показатель налогового бремени концентрирует в себе факторы и международного налогового планирования, и элементы учетной, договорной политики, и налоговые льготы. Показатель налогового бремени целесообразно относить к системе показателей, характеризующих финансовое состояние хозяйствующего субъекта, и именно на его основе возможно производить расчеты эффективности процесса налогового планирования.
Использование льгот, являющихся одним из факторов налогового бремени, по различным налогам позволяет хозяйствующим субъектам получать налоговую экономию и комплексно решать проблемы налогового планирования.
Литература
Налоговый кодекс РФ.
Налоговое планирование / Е. Вылкова, М. Романовский. — СПб. Питер, 2007.
Барулин С.В. Макрушин А.В. Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики / / Финансы. — 2006. № 2.
Скрипниченко В. Налоги и налогообложение. - СПб: ИД Питер, М. Издательский дом БИНФА, 2007.
Глухое В.В. Дольдэ И.В. Налоги: Теория и практика: Учебное пособие. — СПб. Спец. литер.,2007.
Налоги и налогообложение: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. — СПб. Питер, 2007.
Никитин С.М. Никитин А.С, Степанова М.П. Налоговые льготы, стимулирующие предпринимательскую деятельность в развитых странах Запада // Мировая экономика и международные отношения. — 2007. № 11.
Финансовые аспекты экономики России / Под ред. проф. Б.М. Сабанти.
Аннотация
В статье проанализированы преимущества налогов по сравнению с мерами прямого государственного регулирования состояния окружающей среды . а также ограничения применения мер налогового регулирования . Особое внимание уделено налоговым льготам как основному инструменту налогового регулирования . Исследованы мотивы и цели введения налоговых льгот по экологическим налогам . среди которых выделены: желание наиболее полно учесть величину социального ущерба от загрязнений стимулирование снижения негативного воздействия на окружающую среду лоббирование интересов различных групп плательщиков. Рассмотрена практика применения льгот по экологическим налогам на примере ряда развитых стран (Швеция, Германия, Великобритания, США). На основе представленных примеров составлена классификация льгот в экологически ориентированных налогах . Предложено введение регионального экологического вычета по подоходному налогу . обоснована его сумма, которая будет дифференцирована в зависимости от степени загрязненности территории.
Abstract 2014 year, VAK speciality - 08.00.00, author - KIREENKO ANNA PAVLOVNA, BATURINA OLGA VIKTOROVNA, GOLOVAN SOFYA ANDREEVNA
Датские археологи обнаружили керамический сосуд, на котором сохранился отпечаток пальца гончара.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!