Льготы индивидуальным предпринимателям инвалидам 3 группы

Индивидуальный предприниматель инвалид 3 группы: особенности бизнеса
Людям с ограничениями по состоянию здоровья можно реализовать себя, занимаясь хозяйственной деятельностью. Для получения инвалидности 3 группы необходимо получить заключение МСЕК.
Законодательство предполагает создание определенных условий для трудоустройства инвалидов, но особых льгот и преимуществ не предусматривается.
Льготы по налогообложению
Индивидуальный предприниматель инвалид 3 группы должен обратиться с заявлением особой формы в администрацию по месту проживания.
Центр занятости оформляет инвалида в качестве безработного и выдает пособие за год вперед, что послужит своеобразным безвозвратным кредитом. При этом нужно оплатить сбор за регистрацию. Сумма небольшая, составляет 10% от минимальной заработной платы. Индивидуальный предприниматель инвалид 3 группы с детства освобожден от налога за регистрацию, ему полагается вычет при уплате налога. Это льгота должна быть закреплена решением области, края или республики по месту проживания.
Инвалиды пользуются общими льготами для индивидуальных предпринимателей.
Согласно налоговому законодательству можно выбрать одну из систем выплаты взносов. Наиболее простой и выгодной считается упрощенная система налогообложения или эта же система на основе патента. Инвалид 3 группы при расчете и уплате за патент имеет скидку на 30 %. При этих режимах предусматриваются самые низкие налоги.

Определенные льготы можно обнаружить в региональном законодательстве. 6 % упрощенную систему налогов местные власти снижают до 5 %, так проявляется поддержка малого бизнеса.
Поскольку каждый инвалид является получателем пенсии, инвалиды-предприниматели освобождаются от уплаты социальных выплат в различные фонды, такие как, Пенсионный, социальное страхование и другие. Такие льготы обеспечиваются государственными дотациями. Стоит учесть, что если инвалид трудоустроен на предприятии или является его учредителем, он будет плательщиком подобных взносов, как и предприятие, принявшее его на работу.
Налоговый кодекс предоставляет ряд льгот предпринимателям-инвалидам.
Для этой категории лиц введена льгота на подоходный налог, она дается в размере 500 рублей ежемесячно в течение периода хозяйственной деятельности. Индивидуальный предприниматель инвалид 3 группы может самостоятельно рассчитать налоговую сумму, отнимая налоговый вычет в сумме 500 рублей. Могут быть и другие налоговые вычеты (социальные и имущественные).
При осуществлении предпринимательства не имеет значения наличие прибыли ежемесячно, имеет значение, велась ли работа в принципе. В случае приостановления деятельности инвалид-предприниматель теряет право на вычет налога в период ее прекращения. Индивидуальный предприниматель инвалид 3 группы освобождается от уплаты налога от доходов в хозяйственной деятельности, если прибыль составляет не более 100 тыс. рублей за налоговый период. При доходах более этой суммы налог уплачивается в общем порядке.
Права инвалида
Особа с ограниченными физическими резервами имеет право бесплатного получения профессионального образования, неоднократного приобретения специальности в центре занятости. Он может освоить столько профессий, сколько необходимо для самореализации. Условие для получения образования - медицинский документ о потере трудоспособности и о невозможности работать в определенной сфере.
Инвалид зачисляется на учебу вне конкурса и получает стипендию в процессе обучения. Он также получает возможность поступления вуз вне конкурса, если успешно сдал экзамены.
Люди, утратившие частично трудоспособность, не платят транспортный налог, имеют льготы в сфере коммунальных услуг, проезда в транспорте, обеспечении медикаментами.
Занятие предпринимательской деятельностью даст представителям этой категории больше уверенности в собственных силах и даст возможность заработать для себя достойную пенсию.
Имеют ли право на льготу по уплате государственной пошлины индивидуальные предприниматели - инвалиды II группы при обращении в арбитражный суд с имущественными требованиями?
Ответ: Пункт 3 ст.5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2005-1 "О государственной пошлине", предусматривавший освобождение от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, не содержал льгот для индивидуальных предпринимателей - инвалидов указанной категории.
Соответственно, индивидуальные предприниматели - инвалиды II группы при обращении в арбитражный суд в 2004 г. должны были уплачивать государственную пошлину.
С 1 января 2005 г. Федеральным законом от 02.11.2004 N 127-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" введена в действие новая гл.25.3 "Государственная пошлина" Налогового кодекса, а Закон РФ от 09.12.1991 N 2005-1 признан утратившим силу.
Пунктом 2 ст.333.37 НК РФ установлено, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются:
общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков
истцы - инвалиды I и II группы.
Указанные категории лиц полностью освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче исковых заявлений имущественного характера, если цена иска не превышает 1 000 000 руб. (п.3 ст.333.37 НК РФ).
Таким образом, индивидуальные предприниматели - инвалиды I и II групп с 1 января 2005 г. освобождаются от уплаты государственной пошлины по имущественным искам, если их цена не превышает 1 000 000 руб.
Если же цена иска превышает 1 000 000 руб. указанные плательщики уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной по правилам расчета пошлины при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке (пп.1 п.1 ст.333.21 НК РФ), и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 000 000 руб. (п.3 ст.333.37 НК РФ).
Р. Ю.Солецкий
Издательство "Главная книга"
Власов А.Н.юрист на сайте Родыгина Т.Г.
юрист на сайте Дин.В.С.
юрист на сайте Грибов Ю.В.
юрист на сайте Погосова Е.А.
юрист на сайте Земцов Д.В.
юрист на сайте Прокопенко Н.В.
юрист на сайте Некрасов В.Ю.
юрист на сайте Лапина Т.Б.
юрист на сайте Максимович С.Л.
юрист на сайте Довгаль А.С.
юрист на сайте Жохов А.В.
юрист на сайте Ефимов В.П.
юрист на сайте
Здравствуйте, уважаемый гость!
Сейчас на сайте 38 юристов.
Какой у Вас вопрос?
Имеет ли право заниматься предпринимательской деятельностью ИП-инвалид 1-ой группы
ТРУД ИНВАЛИДОВ. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ
Т.В.РАХУБО,
юрист
Материал подготовлен с использованием
правовых актов по состоянию
на 8 ноября 2010 г.
Особенности труда инвалидов, их права и гарантии по реализации прав инвалидов на труд регулируются главой 21 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) и Законом Республики Беларусь от 11.11.1991 N 1224-XII О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь (далее - Закон), Законом Республики Беларусь от 23.07.2008 N 422-З О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов (далее - Закон N 422-З) и др.
Общие положения
Каждый инвалид, который не в состоянии удовлетворить свои жизненные потребности собственными силами, имеет право на гарантированную помощь со стороны государства.
Государственная политика Республики Беларусь в области социальной защиты инвалидов направлена на обеспечение полноправного участия инвалидов в жизни общества и проводится на основе принципов:
соблюдения прав человека
запрещения дискриминации по признаку инвалидности
обеспечения доступности медицинской, социальной, профессиональной и трудовой реабилитации
равных прав инвалидов, наряду с другими гражданами, на охрану здоровья, образование и свободный выбор трудовой деятельности
взаимодействия государственных органов с общественными объединениями инвалидов.
Реализация государственной политики Республики Беларусь в области социальной защиты инвалидов осуществляется государственными органами в пределах их компетенции. Иные организации, в том числе общественные объединения инвалидов, индивидуальные предприниматели принимают участие в реализации государственной политики в этой области.
В соответствии с абзацем 2 статьи 1 Закона инвалидом признается лицо с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами мешают полному и эффективному участию его в жизни общества наравне с другими гражданами.
Признание лица инвалидом осуществляется медико-реабилитационной экспертной комиссией (далее - МРЭК), которая действует на основании Положения о медико-реабилитационных экспертных комиссиях, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.10.2007 N 1341 Об утверждении Положения о медико-реабилитационных экспертных комиссиях и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Беларусь и их отдельных положений.
Согласно статье 9 Закона реабилитация инвалидов осуществляется в соответствии с законодательством на основании индивидуальных программ реабилитации инвалидов (далее - ИПРИ), выдаваемых МРЭК по результатам медико-социальной экспертизы.
ИПРИ определяет комплекс реабилитационных мероприятий, конкретные виды и сроки проведения реабилитации инвалида, а также ответственных за ее проведение исполнителей.
ИПРИ является обязательной для исполнения соответствующими государственными органами, а также организациями и индивидуальными предпринимателями, занимающимися реабилитацией инвалидов.
Согласно статье 23 Закона N 422-З ИПРИ состоит из трех разделов:
программа медицинской реабилитации
программа профессиональной и трудовой реабилитации
программа социальной реабилитации.
Форма ИПРИ утверждается Министерством здравоохранения Республики Беларусь по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерством образования Республики Беларусь.
Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 02.02.2009 N 10 утверждена форма ИПРИ (далее - форма ИПРИ).
При составлении ИПРИ врачи МРЭК обязаны проинформировать инвалида о его правах, предоставляемых Законом N 422-З.
Финансирование мероприятий по выполнению ИПРИ осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.
Отказ инвалида или его законного представителя от ИПРИ в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие государственные органы, а также организации и индивидуальных предпринимателей, занимающихся реабилитацией инвалидов, от ответственности за ее исполнение.
Гарантии прав инвалидов в сфере трудовых отношений
Предоставление инвалидами ИПРИ является обязательным, поскольку в соответствии с ней наниматели должны создать для них необходимые условия труда и отдыха.
Данная норма предусмотрена пунктом 5 части 1 статьи 26 ТК: при заключении трудового договора наниматель обязан потребовать, а гражданин должен предъявить нанимателю ИПРИ (для инвалидов).
В соответствии со статьей 19 Закона в целях реализации творческих и производственных способностей инвалидов и с учетом ИПРИ им обеспечивается право работать у нанимателей с обычными условиями труда, в специализированных организациях, цехах и на участках, применяющих труд инвалидов, а также заниматься предпринимательской и иной деятельностью, не запрещенной законодательством.
Трудоустройство инвалидов осуществляется в порядке, установленном законодательством, в том числе путем бронирования рабочих мест и создания специализированных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
Порядок установления брони для приема на работу инвалидов определяется Советом Министров Республики Беларусь.
Минимальное количество рабочих мест, в том числе специализированных, для трудоустройства инвалидов устанавливается нанимателям местными исполнительными и распорядительными органами или специальными государственными программами. Затраты на создание таких рабочих мест свыше трех процентов от среднесписочной численности работников компенсируются нанимателям за счет средств, направляемых на финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения, и иных источников, не запрещенных законодательством. За счет этих средств им также компенсируются затраты за приобретенное специализированное оборудование для создания рабочих мест для инвалидов.
Создание и сохранение специализированных рабочих мест для инвалидов в организациях, имущество которых находится в собственности общественных объединений инвалидов, и организациях, финансируемых за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, осуществляются за счет средств, направляемых на финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения, и иных источников, не запрещенных законодательством.
Порядок финансирования и компенсации затрат на создание и сохранение рабочих мест для инвалидов определяется Советом Министров Республики Беларусь.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.02.2009 N 128 утверждены Положение о порядке финансирования и компенсации затрат на создание и сохранение рабочих мест для инвалидов и Положение о порядке организации и финансирования мероприятий по адаптации инвалидов к трудовой деятельности.
Для инвалидов, получивших инвалидность вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, наниматель обязан создать рабочие места на данном производстве. Затраты на создание таких рабочих мест финансируются в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.
Местные исполнительные и распорядительные органы создают необходимые условия для организации труда в надомных условиях и предпринимательской деятельности инвалидов путем предоставления нежилых помещений для указанной деятельности (ст. 21 Закона).
В статье 305 ТК закреплено преимущественное право на заключение трудового договора о выполнении работы на дому инвалидам.
Инвалиды пользуются правом на труд наравне со всеми трудоспособными гражданами. При этом государство обеспечивает им дополнительные гарантии как при трудоустройстве, так и в процессе труда.
Согласно статье 283 ТК инвалидам с учетом ИПРИ обеспечивается право работать у нанимателей с обычными условиями труда, а также в специализированных организациях, цехах и на участках.
Отказ в заключении трудового договора либо в продвижении по работе, расторжение трудового договора по инициативе нанимателя, перевод инвалида на другую работу без его согласия по мотивам инвалидности не допускаются, за исключением случаев, когда выполнение трудовых обязанностей противопоказано ИПРИ.
Поскольку законодательством установлен запрет на отказ в заключении трудового договора по мотивам инвалидности, следовательно, наниматель не может отказать в приеме на работу работнику-инвалиду, если наниматель предлагает заключить контракт, а работник требует заключения трудового договора на неопределенный срок.
Таким образом, контракт с инвалидом может быть заключен только с его согласия.
Наниматели, применяющие труд инвалидов, пользуются преимуществами и гарантиями, предусмотренными законодательством (ст. 284 ТК).
Согласно статье 285 ТК наниматели обязаны создавать рабочие места для трудоустройства работников, получивших инвалидность вследствие трудового увечья или профессионального заболевания на данном производстве.
С целью трудоустройства инвалидов и с учетом местных особенностей органы государственной службы занятости, наниматели создают дополнительные рабочие места (в том числе специализированные), специализированные организации, цеха и участки для использования труда инвалидов.
Наниматели обязаны создавать рабочие места (в том числе специализированные) для трудоустройства инвалидов в соответствии с законодательством.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 55 ТК при организации труда работников наниматель обязан соблюдать нормы по охране труда инвалидов.
Условия труда работников, признанных инвалидами
Условия труда и отдыха инвалидов регулирует статья 287 ТК.
Так, инвалидам при приеме на работу не устанавливается предварительное испытание.
Работающим инвалидам наниматель обязан создавать условия труда в соответствии с ИПРИ, в том числе путем организации их профессионального обучения на производстве, труда в надомных условиях.
Условия труда, в том числе оплата, режим рабочего времени, устанавливаются трудовым договором, коллективным договором, соглашением и не могут ухудшать положение или ограничивать права инвалидов по сравнению с другими работниками.
Для инвалидов I и II группы устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю. При этом оплата их труда производится в таком же размере, что и оплата труда работников соответствующих профессий и должностей при полной норме продолжительности рабочего времени.
Продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать для инвалидов I и II группы семь часов (пункт 3 части 2 статьи 115 ТК).
Следует отметить, что согласно абзацу 2 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 10.12.2007 N 1695 О категориях работников, которым не устанавливается ненормированный рабочий день (далее - постановление N 1695) работникам, указанным в пунктах 1 - 4 части 2 статьи 115 ТК, ненормированный рабочий день не устанавливается.
Следовательно, инвалиды I и II группы не могут работать в режиме ненормированного рабочего дня на основании ИПРИ либо заключения МРЭК.
Инвалидам III группы, для которых ИПРИ либо заключением МРЭК продолжительность ежедневной работы (смены) не ограничена, может быть установлен режим ненормированного рабочего дня.
Привлечение инвалидов к сверхурочной работе, работе в ночное время, в государственные праздники и праздничные дни (часть 1 статьи 147 ТК), работе в выходные дни допускается только с их письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им ИПРИ.
Направление инвалидов в служебную командировку допускается только с их согласия.
Наниматель вправе уменьшать инвалидам нормы выработки в зависимости от состояния их здоровья.
Неполное рабочее время устанавливается по договоренности между работником и нанимателем как при приеме на работу, так и впоследствии (часть 1 статьи 118 ТК).
Наниматель обязан устанавливать неполный рабочий день или неполную рабочую неделю инвалидам в соответствии с ИПРИ (пункт 2 части 2 статьи 289 ТК).
Пример. Работнику установлена II группа инвалидности и разрешен труд не более 4 часов в день. Индивидуальной программой реабилитации ему установлен запрет на работу в ночное время и на сверхурочные работы. Статьей 9 Закона предусмотрено, что отказ инвалида или его законного представителя от ИПРИ в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие государственные органы, а также организации и индивидуальных предпринимателей, занимающихся реабилитацией инвалидов, от ответственности за ее исполнение. Может ли наниматель по заявлению такого работника не устанавливать неполное рабочее время (привлекать к работе в ночное время, к сверхурочным работам)? Будет ли нести наниматель за это ответственность?
В соответствии со статьей 287 ТК работающим инвалидам наниматель обязан создавать условия труда в соответствии с ИПРИ, в том числе путем организации их профессионального обучения на производстве, труда в надомных условиях.
Статьей 289 ТК предусмотрена обязанность нанимателя по установлению инвалиду в соответствии с индивидуальной программой реабилитации неполного рабочего времени.
Закон определил, что ИПРИ является обязательной для исполнения соответствующими государственными органами, а также организациями и индивидуальными предпринимателями, занимающимися реабилитацией инвалидов.
Нуждаемость инвалида в организации режима работы (полный рабочий день, неполный рабочий день, сокращенный рабочий день, сокращенная неделя, дополнительный выходной день, исключение ночных смен, работа только в первую смену и прочее) определяется в подпункте 2.3 раздела 2 Профессиональная и трудовая реабилитация формы ИПРИ. Если в данный подпункт формы ИПРИ внесена запись об установлении работнику неполного рабочего времени, то в соответствии с пунктом 2 части второй статьи 289 ТК наниматель обязан установить данный режим работы инвалиду.
Однако, как отмечалось ранее, часть 4 статьи 9 Закона позволяет инвалиду отказаться от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей. В таком случае наниматель освобождается от ответственности за ее исполнение.
В решении от 10.07.2009 N Р-358/2009 О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам социальной защиты инвалидов Конституционный Суд Республики Беларусь отметил, что освобождение от ответственности соответствующих государственных органов, организаций и лиц, занимающихся реабилитацией инвалидов, т.е. нанимателя, за исполнение ИПРИ может иметь место только при добровольном и осознанном отказе инвалида или его законного представителя от ИПРИ в целом или от реализации отдельных ее частей, при условии, что такой отказ подтвержден соответствующими доказательствами.
Для подтверждения отказа инвалида от реализации отдельной части его индивидуальной программы реабилитации, в частности, от установления ему в соответствии с подп. 2.3 формы ИПРИ неполного рабочего дня, работнику следует подать письменное заявление нанимателю, что позволит считать такое решение добровольным и осознанным.
Поскольку исполнение ИПРИ является обязанностью как нанимателя, так и работника, то осознанный и бесспорный отказ инвалида является основанием для безусловного приема нанимателем отказа работника, что выражается изданием соответствующего приказа.
В такой ситуации наниматель освобождается от ответственности за неисполнение ИПРИ.
В то же время отказаться от неполного рабочего дня, установленного работнику-инвалиду, в соответствии с ранее действовавшей редакцией Закона на основании заключения МРЭК нельзя.
Таким образом, если в заключении МРЭК инвалиду была установлена рекомендация по работе в режиме неполного рабочего времени до вступления в силу действующей редакции Закона (23.10.2009), то права на отказ от неполного рабочего времени он не имеет.
При этом следует отметить, что в отношении работников - инвалидов I и II группы отказ от сокращенной продолжительности рабочего времени будет неправомерным, т.к. для указанной категории работников законодательством о труде (пунктом 3 части 2 статьи 115 ТК) установлена продолжительность работы (смены) не более семи часов. Данная норма носит императивный характер, т.е. устанавливает обязательные правила для сторон трудового договора (контракта) и является обязательной для применения.
В приведенной ситуации работник, признанный инвалидом II группы, вправе отказаться от неполного рабочего времени, установленного индивидуальной программой реабилитации (4 часа), но не от сокращенной продолжительности рабочего времени, установленной ТК, - 7 часов.
Часть 5 статьи 287 ТК не предусматривает абсолютного запрета в отношении привлечения инвалидов к сверхурочной работе, работе в ночное время, в государственные праздники и праздничные дни, работе в выходные дни, а допускает возможность такого привлечения с их согласия при условии, если такая работа не запрещена им ИПРИ.
Следовательно, в случае письменного отказа инвалида II группы от установленного ИПРИ запрета на привлечение к работе в ночное время и к сверхурочной работе такого работника с его согласия возможно привлекать к сверхурочной работе и работе в ночное время.
Перевод работников, в том числе и инвалидов, на другую работу допускается только с письменного согласия работника. Как было отмечено выше, нанимателю запрещается перевод инвалида на другую работу без его согласия по мотиву инвалидности, за исключением случаев, когда в соответствии с медицинским заключением состояние его здоровья препятствует выполнению трудовых обязанностей либо угрожает его здоровью и безопасности труда (часть 2 статьи 283 ТК).
Вместе с тем если в соответствии с ИПРИ выполнение работы по трудовому договору, контракту инвалиду противопоказано, то наниматель предлагает ему перевод на другую работу, а при его отказе вправе ставить вопрос о прекращении трудовых отношений по состоянию здоровья.
На практике нередко возникает вопрос о временном переводе работника-инвалида на другую работу в связи с производственной необходимостью. Временный перевод в связи с производственной необходимостью (ст. 33 ТК) работника-инвалида допускается с соблюдением условий труда инвалидов и если выполнение этой работы не противопоказано ему по состоянию здоровья.
Условия отдыха инвалидов: трудовые и социальные отпуска
Согласно части 9 статьи 22 Закона продолжительность трудового отпуска для инвалидов устанавливается Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.01.2008 N 100 О предоставлении основного отпуска продолжительностью более 24 календарных дней (далее - постановление N 100) определены категории работников, которым основной отпуск установлен продолжительностью более 24 календарных дней.
В перечень категорий работников, продолжительность основного отпуска которых составляет более 24 календарных дней, согласно приложению 2 к постановлению N 100 (далее - перечень) включены работники, признанные инвалидами. Согласно пункту 2 перечня продолжительность основного отпуска инвалидам составляет 30 календарных дней.
Согласно подпункту 2.2 пункта 2 постановления N 100 продолжительность основного отпуска работнику, имеющему инвалидность, определяется пропорционально отработанному времени: если в течение рабочего года при очередном переосвидетельствовании МРЭК группа инвалидности не устанавливается, за время его нахождения на группе инвалидности в данном рабочем году - из расчета 30 календарных дней, за остальное время рабочего года - из расчета продолжительности основного отпуска, установленного согласно выполняемой работе.
Пример. К какой продолжительности основного отпуска будет присоединяться дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день для работников, признанных инвалидами?
Согласно абзацу 2 пункта 1 постановления N 1695 работникам, указанным в пунктах 1 - 4 части 2 статьи 115 ТК, ненормированный рабочий день не устанавливается.
Пунктом 3 части 2 статьи 115 ТК установлено, что для инвалидов I и II группы продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать семь часов. Следовательно, указанная категория работников не может работать в режиме ненормированного рабочего дня на основании ИПРИ либо заключения МРЭК.
Инвалидам III группы, для которых заключением МРЭК продолжительность ежедневной работы (смены) не ограничена, может быть установлен режим ненормированного рабочего дня.
Порядок суммирования трудовых отпусков определен статьей 162 ТК, согласно которой дополнительные отпуска присоединяются к основному отпуску (часть 1 статьи 155 ТК), если иное не предусмотрено актами законодательства. Основной трудовой отпуск установлен продолжительностью не менее 24 календарных дней.
Следовательно, по общему порядку суммирования отпусков (основного и дополнительных) к основному отпуску продолжительностью 24 календарных дня присоединяются следующие виды дополнительных отпусков: за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и особый характер работы, за ненормированный рабочий день, за продолжительный стаж работы, поощрительные, предусмотренные ТК и Декретом Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 N 29 О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины (далее - Декрет).
Согласно пункту 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19.01.2008 N 73 О дополнительных отпусках за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и особый характер работы в отношении следующих категорий работников:
признанных инвалидами
лиц моложе восемнадцати лет
работающих в зонах радиоактивного загрязнения в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС - дополнительные отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и особый характер работы присоединяются к их основному отпуску продолжительностью более 24 календарных дня.
В отношении дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день законодательство о труде исключений из общего правила суммирования не предусматривает.
С учетом изложенного отпуск за ненормированный рабочий день работнику, признанному инвалидом, присоединяется к основному трудовому отпуску, установленному частью 1 статьи 155 ТК, т.е. к 24 календарным дням.
Согласно статье 161 ТК часть трудового отпуска (основного и дополнительного), превышающая 21 календарный день, по соглашению между работником и нанимателем может быть заменена денежной компенсацией.
Замена денежной компенсацией отпусков, предоставляемых авансом, беременным женщинам, работникам, признанным инвалидами, работникам моложе восемнадцати лет и работникам за работу в зонах радиоактивного загрязнения в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также дополнительных отпусков за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и за особый характер работы не допускается.
Из приведенной нормы следует, что работники, признанные инвалидами, должны использовать трудовой отпуск полностью.
При этом по договоренности между работником, признанным инвалидом, и нанимателем возможно с учетом норм статьи 174 ТК разделение трудового отпуска на две части, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением. При этом одна часть должна быть не менее 14 календарных дней.
Кроме того, законодательство о труде допускает отзыв работника-инвалида из трудового отпуска по предложению нанимателя и с согласия работника.
Следует отметить, что при составлении графика трудовых отпусков наниматель обязан запланировать отпуск по желанию работника в летнее или другое удобное время инвалидам, в отношении которых установлена причинная связь увечья или заболевания, приведших к инвалидности, с катастрофой на Чернобыльской АЭС (ст. 166, часть 1 статьи 326 ТК).
Статьей 189 ТК предусмотрена обязанность нанимателя в предоставлении отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью до 14 календарных дней инвалидам, работающим на производствах, в цехах и на участках, специально предназначенных для труда этих лиц.
Социальный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью 14 календарных дней в году предоставляется также инвалидам, в отношении которых установлена причинная связь увечья или заболевания, приведших к инвалидности, с катастрофой на Чернобыльской АЭС (часть 2 статьи 326 ТК).
Увольнение работников-инвалидов
Прекращение трудового договора (контракта) по инициативе работника-инвалида осуществляется в соответствии с законодательством о труде на общих основаниях.
Однако существует ряд особенностей в случае увольнения работника, признанного инвалидом, по инициативе нанимателя либо по требованию работника.
Например, не допускается увольнение с работы по инициативе нанимателя по мотивам инвалидности, за исключением случаев, когда согласно ИПРИ либо заключению МРЭК состояние здоровья инвалида препятствует выполнению его профессиональных обязанностей либо угрожает здоровью и безопасности труда других лиц.
Согласно п. 2 ст. 42 ТК трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор до истечения срока его действия может быть расторгнут нанимателем в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы.
Увольнение по этому основанию будет законным только в случае, если отсутствует возможность перевести работника (в том числе с переобучением) с его согласия на другую работу (часть 1 статьи 43 ТК) либо если работа, на которую можно перевести работника, противопоказана ему по состоянию здоровья. При этом при переводе работнику должен быть представлен список всех имеющихся вакансий.
Если работник отказывается от предложенных ему вариантов перевода на другую работу, трудовой договор прекращается на основании п. 2 ст. 42 ТК.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 29 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29.03.2001 N 2 О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде, расторжение трудового договора по указанному основанию может иметь место при стойком снижении трудоспособности, препятствующем надлежащему исполнению трудовых обязанностей, либо если исполнение трудовых обязанностей, учитывая состояние здоровья работника, ему противопоказано или опасно для других работников либо обслуживаемых им граждан.
Данные обстоятельства должны подтверждаться медицинским заключением.
Частичная утрата работником трудоспособности, назначение пенсии по инвалидности или возрасту сами по себе не могут являться основанием для расторжения трудового договора по мотивам обнаружившегося несоответствия занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, если работник надлежащим образом выполняет свои трудовые обязанности и данная работа по состоянию здоровья ему не противопоказана.
Согласно части 2 статьи 48 ТК при прекращении трудового договора, контракта по п. 2 ст. 42 ТК работнику выплачивается выходное пособие в размере не менее двухнедельного среднего заработка.
При расторжении трудового договора, контракта по п. 2 ст. 42 ТК не требуется уведомления профсоюза.
Пример. Работник представил нанимателю листок временной нетрудоспособности для начисления и выплаты пособия по временной нетрудоспособности за период с 10.08.2010 по 24.09.2010. С 24 по 27 сентября 2010 г. работник проходил экспертизу МРЭК (согласно отметкам в листке нетрудоспособности). Заключением МРЭК работник признан нетрудоспособным и ему установлена I группа инвалидности с 24 сентября 2010 г. о чем организации стало известно 28 сентября 2010 г. Как следует произвести увольнение работника и оплатить листок временной нетрудоспособности?
В случае установления работнику группы инвалидности, препятствующей продолжению работы по занимаемой должности, он подлежит увольнению по пункту 2 статьи 42 ТК.
При увольнении работника по п. 2 ст. 42 ТК в связи с несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы, состояние здоровья должно подтверждаться результатами медицинского освидетельствования (заключением МРЭК). По указанному основанию могут быть уволены работники, с которыми заключен трудовой договор на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор (контракт) до истечения срока его действия.
Увольнение по п. 2 ст. 42 ТК является увольнением по инициативе нанимателя. Порядок и условия расторжения трудового договора по инициативе нанимателя регулирует статья 43 ТК. Увольнение в связи с несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы, допускается, если невозможно перевести работника, с его согласия, на другую работу (в том числе и с переобучением). Также не допускается увольнение работника в период временной нетрудоспособности (кроме увольнения по п. 6 ст. 42 ТК) и в период пребывания работника в отпуске, за исключением случаев ликвидации организации, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя.
При прекращении трудового договора по п. 2 ст. 42 ТК работникам выплачивается выходное пособие в размере не менее двухнедельного среднего заработка.
При установлении работнику группы инвалидности на основании заключения МРЭК увольнение по п. 2 ст. 42 ТК производится днем установления инвалидности, если работника невозможно с его согласия перевести на другую работу (в том числе с переобучением).
В соответствии с п. 9 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.1997 N 1290, пособия по временной нетрудоспособности в связи с заболеванием или травмой назначаются на период с первого дня утраты трудоспособности до дня ее восстановления или установления инвалидности, но не более чем на 120 календарных дней подряд либо не более чем на 150 календарных дней с перерывами за последние 12 месяцев при повторных случаях временной нетрудоспособности в связи с одним либо родственными заболеваниями или травмой, а при заболевании туберкулезом - не более чем на 180 календарных дней подряд или не более чем на 240 календарных дней с перерывами за последние 12 месяцев.
Назначение пособий по временной нетрудоспособности на более длительные периоды производится на основании решения МРЭК о продлении лечения.
Работнику установлена инвалидность с 24 сентября 2010 г. поэтому он имеет право на пособие по временной нетрудоспособности на период с 10 по 23 сентября 2010 г.
Поскольку в рассматриваемой ситуации работнику установлена I группа инвалидности и он признан нетрудоспособным, произвести его увольнение следует в день установления инвалидности и признания его нетрудоспособным, т.е. 24 сентября 2010 г. так как с этого дня ему назначается пенсия по инвалидности и он не подлежит государственному социальному страхованию.
Независимо от того факта, что организации было представлено заключение МРЭК об установлении работнику I группы инвалидности и признании его нетрудоспособным только 28 сентября 2010 г. приказ об увольнении работника по п. 2 ст. 42 ТК издается с момента наличия у нанимателя основания для увольнения (в данном случае заключение МРЭК), однако датой увольнения будет являться 24 сентября 2010 г.
С момента установления работнику I группы инвалидности и признания его нетрудоспособным работник не может выполнять работу, обусловленную трудовым договором, вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы.
В случае если работнику была установлена группа инвалидности, но он продолжал работать и нанимателю не было известно о наличии у работника нерабочей группы инвалидности, увольнение производится датой, когда нанимателю стало известно об этих обстоятельствах, и рабочие дни до момента увольнения работнику оплачиваются.
Таким образом, в данной ситуации нанимателю следует издать приказ об увольнении по п. 2 ст. 42 ТК в связи с несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы, 28 сентября 2010 г. с указанием даты увольнения 24 сентября 2010 г. произвести оплату листка временной нетрудоспособности за период с 10 по 23 сентября 2010 г. выплатить выходное пособие в размере не менее двухнедельного среднего заработка, если иной размер не предусмотрен коллективным договором, соглашением, компенсацию за неиспользованный трудовой отпуск, произвести окончательный расчет и выдать трудовую книжку.
Статьей 41 ТК предусмотрено, что срочный трудовой договор (пункт 2 статьи 17 ТК) подлежит расторжению досрочно по требованию работника в случае его болезни или инвалидности, препятствующих выполнению работы по трудовому договору, нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного или трудового договора и по другим уважительным причинам.
В силу предписаний части 1 статьи 41 ТК работник вправе требовать досрочного расторжения срочного трудового договора только при наличии у него уважительных причин.
В ст. 41 ТК приведены лишь некоторые обстоятельства, которые закон называет уважительными и наличие которых дает работнику право требовать досрочного расторжения трудового договора. К ним относятся:
- болезнь или инвалидность работника, препятствующие выполнению работы по трудовому договору
- нарушение нанимателем законодательства о труде, коллективного или трудового договора.
Если в качестве причины выступает инвалидность работника, то необходимым условием, подтверждающим данный факт, должно быть медицинское заключение об установлении ему группы инвалидности, препятствующей выполнению работы по трудовому договору. При этом должны рассматриваться причины, вызывающие значительные затруднения в выполнении работы, полную или частичную невозможность осуществления работником возложенных на него трудовых функций.
В случае увольнения работника по требованию на основании ст. 41 ТК наниматель обязан расторгнуть срочный трудовой договор (контракт) в срок, указанный в заявлении работника.
При прекращении трудового договора в связи с инвалидностью запись об увольнении вносится в трудовую книжку работника с указанием этой причины (часть 6 статьи 50 ТК).
Пример. Работник длительное время болел, ему установлена II группа инвалидности (нетрудоспособен). Указанный работник работал на условиях заключенного контракта. Работник написал заявление об увольнении в связи с инвалидностью. Можно ли его уволить по ст. 41 ТК по требованию работника в случае инвалидности, препятствующей выполнению работы по трудовому договору (контракту), или обязательно необходимо уволить по п. 2 ст. 42 ТК с выплатой двухнедельного пособия?
В случае установления работнику группы инвалидности, препятствующей продолжению работы по занимаемой должности, он подлежит увольнению по пункту 2 статьи 42 ТК.
В предыдущем примере рассмотрен порядок увольнения работника на основании п. 2 ст. 42 ТК.
В предложенной ситуации наниматель обязан уволить работника незамедлительно, поскольку помимо установления группы инвалидности работник признан нетрудоспособным.
Приказ об увольнении работника по п. 2 ст. 42 ТК издается с момента наличия у нанимателя основания для увольнения (заключение МРЭК), датой увольнения будет являться день установления группы инвалидности и признания его нетрудоспособным.
С момента установления работнику II группы инвалидности и признания его нетрудоспособным работник не может выполнять работу, обусловленную трудовым договором (контрактом) вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы.
Следовательно, наниматель издает приказ об увольнении по п. 2 ст. 42 ТК в связи с несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы, выплачивает выходное пособие в размере не менее двухнедельного среднего заработка (часть 2 статьи 48 ТК), если иной размер не предусмотрен коллективным договором, согла
Социальный контракт и предпринимательство
Как говорится в пояснительной записке к закону Воронежской области от 25 июня 2012 года № 98-ОЗ О государственной социальной помощи в Воронежской области . принятие принципиально нового законопроекта об оказании государственной социальной помощи на территории области позволит Исключить возможность получения государственной социальной помощи гражданами в качестве постоянного источника дохода .
Закон принят, в 2013 году в него внесены поправки, в частности, ограничивающие размер помощи по социальному контракту 50 тыс. руб. Но мало кто знает, что это такое - социальный контракт. Разъяснения можно найти здесь - в приказе Департамента труда и социального развития Воронежской области №1356/ОД от 24.09.2013. С заявлением о заключении социального контракта нужно обращаться в казённые учреждения Воронежской области Управление социальной защиты населения по месту жительства или пребывания (в районные КУВО УСЗН ).
В социальном контракте устанавливаются: предмет социального контракта, права и обязанности, виды и размер помощи, порядок оказания, срок действия контракта, порядок изменения и основания прекращения. К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, где прописываются мероприятия по преодолению трудной жизненной ситуации, которые получающий помощь обязуется выполнить. Это могут быть: поиск работы, прохождение профессиональной подготовки, осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, ведение личного подсобного хозяйства и другие.
Не знаю, какие деньги дадут на поиск работы, но под осуществление предпринимательской деятельности, думаю, 50 тыс. руб. получить можно. Только это более сложные активные действия . Чтобы ощутить уровень проблем, с которыми придётся столкнуться многодетным, решившим заняться предпринимательской деятельностью, я попросил знакомого бухгалтера написать про то, как открыть ИП. Далее идёт её статья.
Прежде чем начать деятельность предпринимателя, необходимо получить государственную регистрацию. Наиболее простой формой является регистрация индивидуального предпринимателя (далее - ИП) . ИП могут осуществлять любые законные виды деятельности, выполнять подрядные работы или быть их заказчиком, а также использовать труд наёмных рабочих.
ИП, Индивидуальный предприниматель, (ранее - ПБОЮЛ, предприниматель без образования юридического лица), согласно п. 1 ст. 23 ГК РФ, - это физическое лицо, которое получило государственную регистрацию в установленном Законом порядке, и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Кто может открыть ИП
Открыть ИП может любой дееспособный совершеннолетний гражданин Российской Федерации, деятельность которого не ограничена судом.
Кто не имеет право открыть ИП
Запрещено вести индивидуальную деятельность следующим категориям граждан:
- Муниципальные и государственные служащие
- Военнослужащие
- Иностранные граждане, либо лица без гражданства при отсутствии регистрации на территории РФ и миграционной карты
- Граждане с ограниченной дееспособностью, в том числе, злоупотребляющие наркотическими препаратами или алкогольными напитками
- Несовершеннолетние граждане (не достигшие 18 лет), у которых отсутствуют разрешительные документы соответствующих органов или граждан.
Срок государственной регистрации ИП
Федеральным Законом установлена продолжительность осуществления процедуры открытия ИП, которая составляет до пяти рабочих дней с момента подачи всех установленных Законом документов. На деле процедура займет неделю, поскольку регистрирующий орган руководствуется Письмом ФНС РФ о недопустимом сокращении сроков исполнения процедур, с целью предотвращения ошибок и неточностей при оформлении документов.
Как открыть ИП самостоятельно
Существует 2 способа открытия ИП:
1) обратиться к специалистам и получить готовый комплект документов на руки. Компания Профбух (г. Воронеж, ул. К.Маркса д. 68, оф.209, тел. 229-60-87) оказывает услуги открытия ИП. Многодетным это обойдётся в 4000 рублей (сюда входят услуги фирмы, госпошлина и услуги нотариуса)
2) зарегистрировать ИП самостоятельно.
Для того, чтобы осуществить регистрацию ИП, необходимо подготовить документы:
1. Заявление о государственной регистрации ИП по форме, установленной ФНС (форма Р21001 приложение №18).
2. Копия паспорта лица, которое открывает ИП на себя (все страницы).
3. Оригинал квитанции об уплате государственной пошлины, в настоящее время - 800 рублей.
4. Копия справки о присвоении ИНН (только если у вас есть ИНН, если нет, то можно обойтись без этого пункта).
5. Заявление о применении УСН – если вы решили, что вам подходит эта система.
Подробная видео-инструкция об открытии ИП:
Собрав все эти документы будущий предприниматель должен направить их по адресу: г. Воронеж, ул. К. Маркса, д. 46.
Интересное видео о различиях ИП и ООО:
Можно ли регистрировать по временной прописке?
Регистрация производится по адресу постоянного проживания. Тому, что указан в паспорте. Но вы можете прислать документы по почте. По закону можно регистрировать ИП по адресу временной регистрации по месту пребывания, ТОЛЬКО если в паспорте нет никакой постоянной прописки.
Может ли ИП сам себя на работу оформить и сам сделать запись в трудовой?
Предприниматель не считается сотрудником, и записи в трудовой себе не делает. Теоретически он может сам себя оформить на работу, но это его личное решение. Тогда он сам с собой должен заключить трудовой договор, сделать запись в трудовой книжке и платить отчисления как за сотрудника. Это невыгодно и нет смысла.
Может ли ИП иметь название?
Предприниматель может выбрать любое название бесплатно, которое не вступало бы в прямое противоречие с зарегистрированным - например, Адидас, Сбербанк и т.д. В документах и в табличке на двери всё равно должно быть ИП ФИО. Также он может зарегистрировать название (зарегистрировать товарный знак): стоит это более 30 тыс. руб.
Идёт ли стаж?
Стаж у предпринимателя начинается с даты которая указана в свидетельстве ОГРНИП и до закрытия, независимо от того есть ли доход или нет.
Можно ли работать?
Можно. Причём можно не сообщать на работе о том, что имеете свой бизнес. На налоги и сборы это никак не влияет.
Какие льготы?
Для инвалидов, многодетных и других льготных категорий не предусмотрено никаких льгот в предпринимательстве.
Материал подготовлен специалистом Компании Профбух,
Есть ли льготы для индивидуального предпринимателя в дикретном отпуске?
Ага. Налоговые. Можете платить налоги вне очереди в отдельной кабинке.
В общем мулька такова. Как индивидуальный предприниматель, да еще и в декрете, никаких льгот вам не положено. А вот после того, как этот ваш декрет повторится 4 и более раз, тогда, как постоянному клиенту роддома, вам будут предоставлены некоторые скидки. Например освобождение от уплаты от регистрационного сбора.
Вывод. Льготы имеют только многодетные семьи, а не предприниматели в декрете, согласно указа президента 1992 года. Подробнее тут .
Однако, как индивидуальный предприниматель (вне декрета) вы можете иметь ряд привелегий. Упрощенное налогообложение, не вести бухгалтерский учет и т.п. Тут все со ссылками на законы. Ну и обсуждают снижение страховых взносов. Тут .
Больше порадовать нечем.
автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
Некрасов В.Ю.юрист на сайте Нургалиева Г.Р.
юрист на сайте Скуратовский А.С.
юрист на сайте Тимошенко А.Д.
юрист на сайте Арестов К.П.
юрист на сайте Юридический центр "Форсети"
юрист на сайте Воевидка С.И.
юрист на сайте Шевченко О.П.
юрист на сайте "ДИКЕ"
юрист на сайте Сухоруков А.Я.
юрист на сайте Журавлев А.Г.
юрист на сайте Дин.В.С.
юрист на сайте Максимович С.Л.
юрист на сайте
Здравствуйте, уважаемый гость!
Сейчас на сайте 41 юрист.
Какой у Вас вопрос?
Гарантии многодетным работникам
Д ействующее трудовое законодательство учитывает особые потребности работников с семейными обязанностями, устанавливая для них дополнительные гарантии в сфере трудовых отношений.
Определимся с понятиями
В трудовом законодательстве не содержится понятие «многодетный работник», а в СК РФ и федеральных законах не указано, какую семью следует считать многодетной.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!