Права и свободы военнослужащих льготы предоставляемые военнослужащим
Статус военнослужащих
Статус военнослужащего определен Федеральным законом РФ «О статусе военнослужащего»
Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих.
Статус - это совокупность прав и обязанностей граждан.
Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными законами РФ.
На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита РФ, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни.
В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.
Граждане приобретают статус военнослужащего с началом военной службы и утрачивают его с её окончанием.
Права и свободы военнослужащих
Военнослужащие пользуются установленными законодательством РФ правами и свободами наравне с другими гражданами.
Но с учетом особого характера обязанностей военнослужащих существуют некоторые ограничения их в общегражданских правах и свободах
Так, право на свободу передвижения реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания боевой готовности воинской части и обеспечения своевременности прибытия к месту военной службы.
Правила передвижения военнослужащих в расположении воинской части, их выезда за пределы гарнизона, на территории которого они проходят военную службу определяются общевойсковыми уставами.
При реализации права на свободу слова, выражения своих мнений и убеждений, на доступ к получению и распространению информации военнослужащие не имеют права разглашать государственную и военную тайну, обсуждать и критиковать приказы командира.
Военнослужащим запрещается участвовать в забастовках, а также прекращать исполнение обязанностей военной службы с целью урегулирования вопросов, связанных с её прохождением.
Военнослужащие в свободное от военной службы время вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица.
Но военнослужащие не имеют права отказываться от исполнения обязанностей военной службы по религиозным мотивам и использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии.
Не допускается создание религиозных объединений в воинской части
Военнослужащие могут состоять в общественных объединениях, не преследующих политические цели, и участвовать в их деятельности в свободное от исполнения обязанностей военной службы время.
Право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения военной службы.
Характер служебной деятельности и перемещения по службе военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, определяются квалификацией и служебной необходимостью
Военнослужащие не имеют права заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности (если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы).
Продолжительность служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, определяется распорядком дня воинской части.
Им предоставляется ежедневно не менее восьми часов для сна и двух часов для личных потребностей, за исключением случаев, определённых общевойсковыми уставами (боевое дежурство, внутренняя служба и др.)
Военнослужащие имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным транспортом (за исключением такси) в служебные командировки, в связи с переводом на новое место военной службы, к местам использования основного отпуска, дополнительных отпусков, на лечение о обратно, на избранное место жительства при увольнении с военной службы.
Проезд на безвозмездной основе означает, что военнослужащему в воинской части выдаются воинские перевозочные документы, в обмен на которые ему в кассе соответствующего транспортного предприятия выдают бесплатный билет на тот вид транспорта, который указан в данных документах.
В случае досрочного увольнения с военной службы военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, признанного военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученного в период прохождения военной службы, ему выплачивается 5 окладов.
Военнослужащим, прошедшим военную службу по призыву, при ух увольнении с военной службы выплачивается один оклад денежного содержания, а указанным военнослужащим из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 5 окладов денежного содержания.
ВЫВОДЫ
1. Военнослужащие пользуются правами и свободами наравне с другими гражданами РФ.
2. С учётом особого характера обязанностей военнослужащих (например, неразглашение военной тайны) существуют некоторые ограничения их в общегражданских правах и свободах.
3. Во время прохождения службы по призыву и по контракту военнослужащий может получит дополнительную профессию.
4. Военнослужащий имеет право на основной отпуск и отпуск по личным обстоятельствам.
ВОПРОСЫ
1. Что представляет собой статус военнослужащего?
2. Каким законным актом определен статус военнослужащего?
3. Чем обосновано некоторое ограничение прав и свобод военнослужащего?
4. С какого времени граждане приобретают статус военнослужащего?
ЗАДАНИЕ
Подготовьте сообщение об основных правах военнослужащих.
Права и свободы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей
Глава II. Права и свободы военнослужащих, граждан, уволенных
с военной службы, и членов их семей
Статья 5. Защита свободы, чести и достоинства военнослужащих
1. Военнослужащие находятся под защитой государства. Никто не вправе вмешиваться в служебную деятельность военнослужащих, за исключением лиц, уполномоченных на то федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - общевоинские уставы).
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ в пункт 3 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 15 января 2011 г.
3. Военнослужащие могут быть задержаны или подвергнуты аресту, в том числе в качестве дисциплинарного взыскания, только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
О задержании военнослужащих вне расположения воинской части, в которой они проходят военную службу, немедленно уведомляются органы военного управления, органы военной прокуратуры и военные следственные органы Следственного комитета Российской Федерации.
Права и свободы военнослужащих
(Клейменов А. С.)
("Военно-юридический журнал", 2010, N 8)
Текст документа
ПРАВА И СВОБОДЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
А. С. КЛЕЙМЕНОВ
Клейменов А. С. аспирант МГИУ, сотрудник ФСО, преподаватель ГОУ СПО СМТ г. Серпухова.
Права и свободы человека, закрепленные в общепризнанных принципах и нормах международного права, не зависят от социально-экономического строя государства, уровня его развития, исторических и иных особенностей. Они должны предоставляться каждому человеку и гарантироваться конституцией страны и национальным законодательством. Признавая международные нормы по правам человека, государство берет на себя обязательства не только перед международным сообществом, но и перед всеми, кто находится под его юрисдикцией.
Мы живем в правовом государстве. У всех граждан Российской Федерации есть права и свободы, закрепленные в главном законе страны - Конституции Российской Федерации. Мне хочется затронуть вопрос прав и свобод военнослужащих. Но могут ли военнослужащие пользоваться ими в полном объеме?
Рассмотрим основные права и свободы человека и гражданина, закрепленные в Конституции, в разрезе с ФЗ "О статусе военнослужащих".
При прохождении военной службы по-прежнему острой остается проблема обеспечения права на жизнь военнослужащих. В Вооруженных Силах и в других воинских формированиях высок уровень травматизма и гибели военнослужащих при исполнении ими служебных обязанностей, а также во время нахождения за пределами воинских частей. Основные потери происходят в связи с участием военных контингентов в вооруженных конфликтах, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций (катастроф, стихийных бедствий), выполнением иных опасных для жизни и здоровья задач. В ст. 18 ФЗ "О статусе военнослужащих" закреплены страховые гарантии военнослужащих и право на возмещение вреда. Данная статья Закона действует, хотя и не в полном объеме, иногда приходится добиваться справедливости в суде.
Право военнослужащих на достойный уровень жизни и получение обеспечивающего его вознаграждения за труд нарушается повсеместно. Денежное содержание военнослужащих не соответствует количеству и качеству затрачиваемого ими труда, не компенсирует существующие ограничения в гражданских, политических и социальных правах. Нынешний уровень денежного содержания офицеров войскового звена до подполковника включительно не высок. Так, майор Управления МВД ВВ г. Москвы, имеющий за плечами 25 лет выслуги, прошедший командировки в горячие точки, получает ежемесячно менее 30 тыс. рублей, а работать приходится не по 8 часов в сутки, да и выходных в месяц положено только шесть (на деле их обычно не более четырех). Прекрасно понимаете, на эту зарплату невозможно жить, не считая "каждую копейку". Не по этой ли причине идет досрочное увольнение в запас младших офицеров?
Статья 34 Конституции РФ гарантирует "право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности". У военнослужащих данного права нет, как нет данного права и у судей, адвокатов, прокуроров, нотариусов и т. д. Это запрещено в ч. 7 ст. 10 ФЗ "О статусе военнослужащих". Кроме того, что военнослужащий не вправе "заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении коммерческими организациями", он еще и не имеет права "заниматься другой оплачиваемой деятельностью", правда, в статью была внесена поправка "за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности".
Хотя в настоящее время военнослужащему и разрешено заниматься педагогической, научной и иной творческой деятельностью, но на это нужно получить разрешение командира части, а командиры такое разрешение дают неохотно. При этом данная деятельность не должна оплачиваться за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Таким образом, можно оставить под вопросом и ст. 37, где говорится, что "каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду".
Особенно тяжело такие ограничения прав ударяли по семьям военнослужащих в годы перестройки. Зарплата военнослужащим выплачивалась с задержкой на пару месяцев, да и то выдавали лишь какую-то ее часть. А во многих семьях это был единственный источник дохода, ведь часто у военнослужащих супруги не работали (не всегда можно найти работу в маленьком городке, а иногда и детей пристроить некуда) или работали в воинских частях. Гражданское население могло найти хоть какую-то работу, чтобы прокормить семью, а господа военные - нет. Очень тяжело было смотреть на здоровых, сильных мужчин, которые не могли прокормить свои семьи.
В ст. 40 Конституции сказано, что "каждый имеет право на жилище". С этим правом на бумаге все в полном порядке. В ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" четко сказано: "Государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение".
На данный момент существуют две проблемы: предоставление служебного жилья по прибытии на новое место службы и предоставление постоянного жилья при увольнении со службы по выслуге лет или по состоянию здоровья.
По закону по прибытии к новому месту службы военнослужащему и членам его семьи должно быть предоставлено служебное жилое помещение не позднее трехмесячного срока со дня прибытия. Что же мы имеем на деле?
Без особых проблем обстоят дела только в дальних гарнизонах, где служебное жилье передается из рук в руки. Ведь там служит определенное число военнослужащих, приватизация жилья там запрещена, поэтому жилье сдается при отбытии военнослужащего. Хотя обычно в таких гарнизонах качество жилья оставляет желать лучшего.
А вот в более крупных населенных пунктах дела обстоят намного хуже. Очень часто приходится военнослужащим и их семьям ютиться в общежитиях. И отлично, если это общежитие квартирного, а не казарменного типа. Комнатка в 12 - 14 кв. м на 4 человека, общая кухня, общий санузел (если он вообще есть в этом здании и не надо бегать на улицу), а о душе и говорить не приходится. И это общежитие находится не где-то далеко, оно находится в Москве. В общежитии гнилые полы, обваливается штукатурка. А люди вынуждены жить в таких условиях и исправно нести нелегкую военную службу. В таких условиях в столице живут не только молодые лейтенанты, но полковники!
В законе также сказано, что воинские части, при отсутствии жилых помещений, ежемесячно (!) выплачивают военнослужащим денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и в размерах (!), которые определяются Правительством РФ. Вот только проблема возникает с ежемесячной выплатой: то деньги на счет не поступили, то поступили, но в меньшем количестве, то еще чего-нибудь случилось с этими злополучными денежными средствами. А платить за квартиру нужно ежемесячно и, желательно, на месяц вперед. И как здесь быть? Приходится урезать семейный бюджет, который и без того у военнослужащих не очень большой. Существует и другая проблема. А проблема в тех самых размерах. Ведь денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений согласно Постановлению Правительства РФ очень уж смехотворная: в г. Москве и Санкт-Петербурге - 1500 руб. в других городах и районных центрах - 1200 руб. в прочих населенных пунктах - 900 рублей в месяц. Очень хочется узнать "что?" и "где?" можно снять за эти деньги?
Условия предоставления жилья в трехмесячный срок также не соблюдается. Зачастую военнослужащим приходится жить в рабочих кабинетах по полгода, а семьи в это время ютятся у родственников. Даже регистрация в паспортном столе не всегда ставится в этот срок. А ведь без нее не принимают ни в одном медицинском учреждении, нельзя определить ребенка в садик, школу, устроиться на работу супруге!
При увольнении с военной службы военнослужащие, прослужившие 20 и более лет, по достижении ими предельного возраста или по состоянию здоровья должны быть обеспечены постоянным жильем. Кроме того, они даже не могут быть исключены из списков состава части (т. е. будут находиться за штатом) до получения этого жилья. Вот и ждут они жилье! Многие уже более пяти лет! А жилья все нет и нет.
Хотя в Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом министра обороны РФ (2000 г.), черным по белому написано: "Указанным военнослужащим при увольнении с военной службы жилые помещения предоставляются вне очереди. " Несмотря на это, многие офицеры ждут положенного им жилья, имея на руках даже решение суда, в котором четко сказано "обеспечить жильем в установленные законодательством сроки", уже несколько лет! Находясь за штатом, они получают минимальное денежное довольствие, не имеют нормальных возможностей устроиться на работу. Это ли не нарушение прав человека!
Конституция РФ гарантирует "охрану здоровья и медицинскую помощь" (ст. 41). Военнослужащие получают бесплатную медицинскую помощь, но в основном это медико-санитарные части при воинских частях. Но только вот незадача, главный врач подчинен командиру части. Мне приходилось сталкиваться с такими ситуациями: обращается в медсанчасть офицер с высокой температурой и кашлем, диагноз ставится правильный - ОРЗ. По логике, нужно данному офицеру дать больничный на несколько дней, чтобы он вылечился, да и других не заразил. Но не так это просто. Военнослужащий должен подать рапорт командиру части с просьбой разрешить проходить лечение амбулаторно. А командир (то ли из-за плохого настроения, то ли действительно работать некому) отказывает. Таким образом, с температурой и кашлем офицеру приходится ходить на работу, ездить в командировки. А затем попадает данный офицер с двусторонним воспалением легких в больницу, где врачи (уже гражданские) долго возмущаются, как так можно запустить болезнь. Да и выписывают военные медики, зачастую не долечив. Ведь службу нести надо.
В ч. 2 ст. 27 Конституции РФ говорится, что "каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации". В среде военнослужащих и их семей все дело обстоит иначе. Так, проживая в военном городке, близ охраняемого военного объекта, ни военнослужащие, ни члены их семей не могут выехать за пределы Российской Федерации даже в туристическую поездку, не говоря уже о поездках по приглашению знакомых (гражданское население, даже работая на секретных предприятиях, этим правом пользуется в полном объеме). Выехав на новое место жительства из таких городков, взрослое население семей военных дает "подписку о невыезде" за пределы РФ в течение пяти лет. Данный срок не зависит от того, имел ли ты доступ к какой-либо секретной информации или нет.
В ФЗ "О статусе военнослужащих" (ст. 6) прописано, что военнослужащие могут выезжать за пределы Российской Федерации, но разрешение на выезд дается министром обороны РФ и согласовывается с соответствующими органами Федеральной службы безопасности РФ.
С одной стороны, государство пытается себя обезопасить, а с другой - жизнь проходит, и военные тоже люди, которые хотят посмотреть мир не по телевизору.
В настоящее время устраняется ограничение на участие военнослужащих в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, преследующих политические цели. Запрет введен на участие в указанных мероприятиях, проводимых на территории воинской части (п. 3 ст. 7).
В ст. 30 Конституции РФ записано, что "каждый имеет право на объединения, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов". Полностью согласна с тем, что в России не допускается создание и деятельность политических партий и движений в органах прокуратуры, в органах милиции, в Вооруженных Силах РФ, в других войсках, воинских формированиях и органах, в таможенных органах. Но нет запрета на создание профессиональных союзов. Как обстоит дело с профсоюзами у военнослужащих?
В настоящее время дело обстоит так: согласно ст. 9 ФЗ "О статусе военнослужащих" "военнослужащие могут состоять в общественных, в том числе религиозных, объединениях, не преследующих политические цели, и участвовать в их деятельности", но в этой же статье написано, что "создание и деятельность профессиональных союзов военнослужащих регулируются федеральными законами". На данный момент создание профессиональных союзов в целях защиты профессиональных, социально-экономических и иных прав и законных интересов военнослужащих допускается исключительно в системе органов федеральной фельдъегерской связи (Федеральный закон от 17 декабря 1994 г. N 67-ФЗ "О федеральной фельдъегерской связи"). Кроме этого, единого законодательного акта, регулирующего вопросы создания и деятельности профессиональных союзов, не существует.
Внесенный в Государственную Думу РФ проект Федерального закона "О профессиональных союзах военнослужащих", направленный на реализацию гражданами РФ, проходящими военную службу, конституционного права на создание профессиональных союзов для защиты своих интересов и регулирующий, по мнению его разработчиков, порядок создания и деятельности профессиональных союзов военнослужащих, был снят с рассмотрения.
Таким образом, у нас в стране военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными Федеральным законом "О статусе военнослужащих", федеральными конституционными законами и другими федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются льготы и гарантии, которые должны компенсировать некоторые неудобства.
Несмотря на принимаемые государством меры, военнослужащие и члены их семей продолжают оставаться одной из наименее обеспеченных в социальном плане групп населения, их материальное положение остается низким.
Хочется верить, что когда-нибудь все недоразумения улягутся, и проблема защищенности и благосостояния военнослужащих и членов их семей будет снята. И все, что прописано в законодательстве, будет выполняться в действительности. Господа законодатели повернутся лицом к военным и будут принимать законы, способствующие укреплению статуса военнослужащего. Ведь именно в их руках находится мощь государства, его боевая сила.
Но сейчас это представляется лишь розовой мечтой, а отстаивать свои нарушенные права и свободы военнослужащим приходится самостоятельно. Гражданские юристы неохотно берутся за данные дела, ведь военное право несколько отличается от гражданского, имеет свои особенности.
Для решения этой проблемы мне кажется правильным единственный выход. Это создание консультаций военных юристов. Специалисты в данных консультациях должны хорошо ориентироваться в военном праве, быть действительно независимы от вышестоящего командования (т. е. не должны состоять на службе в какой-либо войсковой части, военной прокуратуре или военном суде), работать по невысоким тарифам. Может, тогда, ощущая свою защищенность, военнослужащие будут гордиться своей профессией, которой многие из них посвятили лучшие годы своей жизни!
Литература
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ) // СЗ РФ. 2009. N 4. Ст. 445.
2. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
3. Инструкция о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденная Приказом министра обороны РФ от 15 февраля 2000 г. N 80.
какие права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах"
Валерий Высший разум (322067) 7 лет назад
Вся не помещается статья, перейдите по ссылке и почитайте.
http://www.garant.ru/law/10003548-002.htm#116
Статья 16. Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий
1. Ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством
3) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации
5) оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда
6) первоочередная установка квартирного телефона
7) преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан
8) сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в федеральных учреждениях здравоохранения (в том числе в госпиталях ветеранов войн) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а в поликлиниках и других медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации - законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации
10) обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации
11) использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году
16) преимущественное пользование всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта
17) обучение по месту работы на курсах переподготовки и повышения квалификации за счет средств работодателя
18) прием вне конкурса в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, на курсы обучения соответствующим профессиям, выплата специальных стипендий, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, студентам из числа ветеранов боевых действий, обучающимся в указанных образовательных учреждениях.
2. Ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпункте 5 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в федеральных учреждениях здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а в поликлиниках и других медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации - законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации
2) при наличии медицинских показаний преимущественное обеспечение путевками в санаторно-курортные организации
3) преимущество при приеме в садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения гра
Остальные ответы
Письмо Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 14.01.2008 N 04-02-12/35 О применении статьи 16 Закона О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан
БОУП "УЖКХ", УЖКХ Витебского,
Гомельского, Гродненского,
Могилевского облисполкомов,
МОУП "УЖКХ", ГО "Минское
городское жилищное хозяйство"
В связи с поступающими обращениями граждан о предоставлении льгот по оплате за техническое обслуживание, пользование жилым помещением и коммунальные услуги инвалидам I и II группы в соответствии с Законом Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. "О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан" Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь сообщает мнение Администрации Президента Республики Беларусь по данному вопросу.
В соответствии с подпунктом 3.13 пункта 3 статьи 16 названного Закона инвалиды I и II группы, кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства, не имеющие трудоспособных членов семьи, обязанных по закону их содержать, и проживающие одни либо только с инвалидами I или II группы и (или) с неработающими пенсионерами, достигшими возраста, дающего право па пенсию по возрасту на общих основаниях, имеют право на 50-процентную скидку с платы за:
техническое обслуживание и (или) пользование жилым помещением в пределах 20 квадратных метров общей площади занимаемого жилого помещения
коммунальные услуги по установленным законодательством тарифам (ставкам) в пределах утвержденных норм потребления, а проживающие в домах без центрального отопления - за топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных законодательством для продажи населению.
Однако данный Закон не определяет, кого следует относить к членам семьи указанных инвалидов I и II группы.
Определение понятия "член семьи" содержится в Жилищном кодексе и Кодексе Республики Беларусь о браке и семье применительно к регулируемым данными нормативными правовыми актами отношениям.
В соответствии со статьей 29 Жилищного кодекса к членам семьи нанимателя, собственника жилого помещения, члена организации граждан-застройщиков относятся его супруг (супруга), их дети и родители. Другие родственники, а также нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя, собственника жилого помещения, члена организации граждан-застройщиков, если они проживают совместно с ним и ведут общее хозяйство. Иные граждане могут быть признаны в судебном порядке членами семьи указанных лиц.
В статье 59 Кодекса о браке и семье определено, что семья - это объединение лиц, связанных между собой моральной и материальной общностью и поддержкой, ведением общего хозяйства, правами и обязанностями, вытекающими из брака, близкого родства, усыновления. Другие родственники супругов, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, могут быть признаны в судебном порядке членами семьи, если они проживают совместно и ведут общее хозяйство.
В соответствии со статьями 29, 91 и 100 Кодекса о браке и семье обязаны содержать друг друга супруги, родители - своих несовершеннолетних и нуждающихся в помощи нетрудоспособных совершеннолетних детей, совершеннолетние трудоспособные дети - нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей.
Принимая во внимание изложенное, считаем, что к трудоспособным членам семьи инвалида I или II группы, обязанным по закону их содержать, следует относить его трудоспособных супруга (супругу), их детей и родителей, проживающих совместно и ведущих общее хозяйство.
В этой связи право на льготу, предусмотренную подпунктом 3.13 пункта 3 статьи 16 Закона Республики Беларусь "О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан", может быть предоставлено инвалиду I или II группы, который:
не имеет указанных трудоспособных членов семьи и проживает один либо с инвалидами I или II группы и (или) с неработающими пенсионерами, достигшими возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях
имеет таких членов семьи, но не ведет с ними совместное хозяйство и проживает один либо с инвалидами I или II группы и (или) с неработающими пенсионерами, достигшими возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях.
Одновременно сообщаем, что с 1 января 2008 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 26 декабря 2007 г. "О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам уплаты государственной пошлины" (далее - Закон).
Статьей 1 Закона предусмотрено: внести в Закон Республики Беларусь от 10 января 1992 года "О государственной пошлине" изменения и дополнения, изложив его в новой редакции.
В соответствии с подпунктом 1.42 пункта 1 статьи 10 Закона Республики Беларусь "О государственной пошлине" от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, освобождаются местные исполнительные и распорядительные органы, государственные организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда, - по искам, а также за подачу заявлений о возбуждении приказного производства по делам о взыскании задолженности по оплате за пользование жилым помещением, техническое обслуживание и коммунальные услуги, по отчислениям средств на капитальный ремонт жилого дома.
Просим обеспечить доведение данной информации до подведомственных организаций для руководства в работе.
Первый заместитель Министра Г.В.ЛЯПУНОВ
Статья 16. Закона РБ О Государственных Социальных Льготах, Правах и Гарантиях
Льготы по оплате за техническое обслуживание, пользование жилыми помещениями и коммунальные услуги
1. Освобождаются от платы за техническое обслуживание и (или) пользование жилым помещением в пределах 20 квадратных метров общей площади занимаемого жилого помещения:
1.1. Герои Беларуси, Герои Советского Союза, а также Герои Социалистического Труда – участники Великой Отечественной войны, полные кавалеры орденов Отечества, Славы
1.2. инвалиды Великой Отечественной войны I и II группы, не имеющие трудоспособных членов семьи, обязанных по закону их содержать, и проживающие одни или совместно с супругой (супругом).
2. Герои Беларуси, Герои Советского Союза, а также Герои Социалистического Труда – участники Великой Отечественной войны, полные кавалеры орденов Отечества, Славы освобождаются от платы за коммунальные услуги (горячее и холодное водоснабжение, канализация, газ, электрическая и тепловая энергия, вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов, пользование лифтами) по установленным законодательством тарифам (ставкам) в пределах утвержденных норм потребления, а проживающие в домах без центрального отопления – от платы за топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных для продажи населению.
3. Право на 50-процентную скидку с платы за техническое обслуживание и (или) пользование жилым помещением в пределах 20 квадратных метров общей площади занимаемого жилого помещения и право на 50-процентную скидку с платы за коммунальные услуги (горячее и холодное водоснабжение, канализация, газ, электрическая и тепловая энергия, вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов, пользование лифтами) по установленным законодательством тарифам (ставкам) в пределах утвержденных норм потребления, а проживающие в домах без центрального отопления – за топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных законодательством для продажи населению, имеют:
3.1. Герои Социалистического Труда (кроме указанных в подпункте 1.1 пункта 1 настоящей статьи), полные кавалеры ордена Трудовой Славы
3.2. участники Великой Отечественной войны
3.3. инвалиды войны
3.4. лица, принимавшие участие в составе специальных формирований в разминировании территорий и объектов после освобождения от немецкой оккупации в 1943–1945 годах
3.5. лица, награжденные орденами и (или) медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны
3.6. лица, работавшие на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог
3.7. члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств
3.8. лица, работавшие на предприятиях, в учреждениях и организациях города Ленинграда в период блокады с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года и награжденные медалью «За оборону Ленинграда», и лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»
3.9. неработающие пенсионеры из числа военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), кроме случаев, когда инвалидность наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства
3.10. инвалиды с детства вследствие ранения, контузии, увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо с последствиями военных действий
3.11. неработающие родители погибших (умерших), указанных в подпунктах 12.1–12.3 пункта 12 статьи 3 настоящего Закона, достигшие возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях, либо не достигшие такого возраста, но являющиеся инвалидами I или II группы, кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства
3.12. граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, не имеющие трудоспособных членов семьи, обязанных по закону их содержать, и проживающие одни либо только с инвалидами I или II группы и (или) с неработающими пенсионерами, достигшими возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях
3.13. инвалиды I и II группы, кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства, не имеющие трудоспособных членов семьи, обязанных по закону их содержать, и проживающие одни либо только с инвалидами I или II группы и (или) с неработающими пенсионерами, достигшими возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях.
Другие статьи закона
Статья 6. Реализация права на социальные льготы
Статья 7. Приостановление права на социальные льготы
Статья 8. Прекращение права на социальные льготы
Статья 9. Защита права на социальные льготы
Статья 10. Льготы по лекарственному обеспечению
Статья 11. Льготы по обеспечению техническими средствами социальной реабилитации
Статья 12. Льготы по санаторно-курортному лечению и оздоровлению
Статья 13. Льготы по проезду на городском пассажирском транспорте и автомобильном транспорте общего пользования регулярного междугородного сообщения в сельской местности
Статья 14. Льготы по проезду на пассажирском транспорте общего пользования регулярного пригородного сообщения
Статья 15. Льготы по проезду на пассажирском транспорте общего пользования регулярного междугородного сообщения
Статья 17. Льготы по плате за установку квартирных телефонов
Статья 18. Льготы по плате за пользование квартирным телефоном и за почтовые отправления
Статья 19. Финансирование расходов по предоставлению социальных льгот
Статья 20. Перечень законов Республики Беларусь и их отдельных положений, признаваемых утратившими силу
Статья 21. Утратила силу.
Статья 22. Приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Законом
Статья 16.
Льготы и гарантии предоставляемые другим категориям лиц, приравненных по льготам и гарантиям к участникам войны
Лица, указанные в пунктах статьи 9 настоящего Закона, а именно:
1. Семьи погибших военнослужащих имеют право на льготы и гарантии в соответствии с пунктами 1-5, 9-11, 13, 18-20, 23, 31, 33 и 34 статьи 11, пунктом 5 статьи 12 настоящего Закона, а также по оплате расходов на содержание жилища, коммунальных услуг (централизованное отопление, холодное и горячее водоснабжение, канализация, электроснабжение, газоснабжение, мусороудаление, обслуживание лифтов), топливо, по обеспечению лекарствами лиц, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не воспользовавшихся правом ежегодного санаторно- курортного лечения, взамен выплаты денежной компенсации, за проезд всеми видами транспорта общего пользования (кроме такси) в пределах административной территориальной единицы (района, города), лицам, принимавшим участие в 1988-1989 годах в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, взамен единовременной материальной помощи, выплачивается специальное государственное пособие.
преимущественное обеспечение по месту работы жен военнослужащих, погибших либо умерших вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при выполнении интернационального долга в Афганистане, либо других лиц, на содержании которых находятся дети этих военнослужащих, путевками в дома отдыха и пансионаты для совместного отдыха с детьми, а также на получение для детей указанных военнослужащих путевок в детские оздоровительные учреждения
в случае смерти военнослужащего его семья имеет право на бесплатный проезд к месту погребения и обратно (но не более трех человек), а также на проезд к избранному месту жительства (в течение шести месяцев со дня смерти военнослужащего)
семьям погибших (умерших) военнослужащих в Афганистане и других государствах, в которых велись боевые действия, также призванным на сборы военнообязанным, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел выплачивается единовременное пособие в размерах, установленных Законами Республики Казахстан "О воинской службе и статусе военнослужащих" и "Об органах внутренних дел Республики Казахстан"
бесплатное погребение умершего (погибшего) военнослужащего осуществляется по месту его последней службы. По желанию семьи перевозка тела военнослужащего, погибшего в мирное время при исполнении воинского (гражданского) долга или умершего от общего заболевания, к другим местам захоронения (перезахоронения) может осуществляться по решению Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Комитета национальной безопасности и Республиканской гвардии Республики Казахстан P040174
за женами умерших генералов, адмиралов и пенсионеров из числа этих военнослужащих, получающими государственные социальные пособия по случаю потери кормильца, сохраняется пожизненно право на соответствующие льготы, установленные Законом Республики Казахстан "О воинской службе и статусе военнослужащих".
2. Не вступившие в повторный брак жены (мужья) умерших инвалидов войны, а также участников войны и лиц, приравненных к ним, граждан, награжденных медалью "За оборону Ленинграда" и знаком "Житель блокадного Ленинграда", признававшихся инвалидами в результате общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением противоправных).
3. Лицам, награжденным орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, а также лицам из числа участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988-1989 годах, эвакуированным (самостоятельно выехавшим) из зон отчуждения и отселения в Республику Казахстан, включая детей, которые на день эвакуации находились во внутриутробном состоянии:
предоставляются льготы и гарантии в соответствии с пунктами 9, 18, 23 статьи 11 настоящего Закона, а также:
ссуда на жилищное строительство, приобретение и строительство садовых домиков и благоустройство садовых территорий, под пятипроцентный льготный кредит на 30 лет без первоначального накопления на ссудо-сберегательных счетах с учетом их платежеспособности
первоочередное право на ремонт квартиры, установку телефона и прием в садоводческие товарищества (кооперативы).
4. Рабочим и служащим направлявшимся на работу в Афганистан в период с 1 декабря 1979 года по декабрь 1989 года и в другие страны, в которых велись боевые действия, предоставляются:
право на пользование при выходе на пенсию, поликлиниками к которым они были прикреплены в период работы
преимущественное право на обеспечение по месту работы путевками в санатории, профилактории и дома отдыха
право на использование очередного ежегодного отпуска в удобное для них время
право получения ссуды для индивидуального жилищного строительства под пятипроцентный льготный кредит на 30 лет без первоначального накопления на ссудо-сберегательных счетах с учетом их платежеспособности
преимущественное право на прием в садоводческие товарищества (кооперативы), установку телефона
не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения.
5. Рабочим и служащим Комитета государственной безопасности бывшего Союза ССР, временно находившимся на территории Афганистана и не входившим в состав ограниченного контингента советских войск, предоставляются:
право на бесплатное внеочередное протезирование, предусмотренное настоящим Законом
преимущественное право на обеспечение по месту работы путевками в санатории, профилактории, дома отдыха, а также на прием в садоводческие товарищества (кооперативы)
право на использование очередного ежегодного отпуска в удобное для них время, а также на получение дополнительного отпуска без сохранения заработной платы сроком до двух недель в году
право на первоочередное обеспечение жилой площадью в соответствии с пунктом 1 статьи 11, а инвалидам первой группы вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период боевых действий либо при исполнении иных обязанностей воинской службы, - на обеспечение жилой площади вне очереди
право на получение ссуды на индивидуальное жилищное строительство под пятипроцентный льготный кредит на 30 лет без первоначального накопления на ссудо-сберегательных счетах с учетом их платежеспособности
квота приема при поступлении на учебу в организации образования, реализующие профессиональные учебные программы технического и профессионального, послесреднего и высшего образования, в количестве, определяемом Правительством Республики Казахстан.
Не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения.
Сноска. Статья 16 с изменениями, внесенными законами РК от 02.04.1997 N 88 от 19.06.1997 N 134 от 07.04.1999 N 374 от 27.07.2007 N 320 (порядок введения в действие см. ст. 2) от 16.02.2012 № 562-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования).
Глава 4
Заключительные положения
Другие статьи закона
Статья 6. Лица, приравненные по льготам и гарантиям к участникам Великой Отечественной войны
Статья 7. Инвалиды Великой Отечественной войны
Статья 8. Лица, приравненные по льготам и гарантиям к инвалидам Великой Отечественной войны
Статья 9. Другие категории лиц, приравненных по льготам и гарантиям к участникам войны
Статья 10. Установления статуса участника, инвалида войны и лиц, приравненных к ним по льготам и гарантиям
Статья 11. Льготы и гарантии, предоставленные участникам войны
Статья 12. Льготы и гарантии, предоставляемые инвалидам войны
Статья 13. Дополнительные льготы и гарантии, предоставляемые лицам, удостоенным звания Героя Советского Союза, "Халык кахарманы", Героя Социалистического Труда, награжденным орденом Славы трех степеней и орденом "Отан" из числа участников и инвалидов войны
Статья 14. Льготы и гарантии, предоставляемые лицам, приравненным по льготам и гарантиям к участникам войны
Статья 15. Льготы и гарантии, предоставляемые лицам, приравненным по льготам и гарантиям к инвалидам войны
Статья 17. Финансирование льгот и социальной защиты
Статья 18. Основание и условия для предоставления льгот
Статья 19. Приостановление и прекращение права на льготы
Статья 20. Обязанности местных исполнительных органов и трудовых коллективов в отношении участников, инвалидов войны и лиц, приравненных к ним
Статья 21. Настоящий Закон вступает в силу со дня опубликования.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!