Льготы за вредные условия труда Украине
Каталог статей
Раздел II. ГАРАНТИИ ПРАВ НА ОХРАНУ ТРУДА.
Статья 5. Права на охрану труда при заключении трудового договора.
Условия трудового договора не могут содержать положений, противоречащих законам и иным нормативно-правовым актам по охране труда.
При заключении трудового договора работодатель должен проинформировать работника под расписку об условиях труда и о наличии на его рабочем месте опасных и вредных производственных факторов, которые еще не устранены, возможных последствиях их влияния на здоровье и о правах работника на льготы и компенсации за работу в таких условиях в соответствии с законодательством и коллективным договором.
Работнику не может предлагаться работа, которая по медицинскому заключению противопоказана ему по состоянию здоровья. К выполнению работ повышенной опасности и требующих профессионального отбора, допускаются лица при наличии заключения психофизиологической экспертизы.
Все работники согласно закону подлежат общеобязательному государственному социальному страхованию от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших потерю трудоспособности.
Статья 6. Права работников на охрану труда во время работы.
Условия труда на рабочем месте, безопасность технологических процессов, машин, механизмов, оборудования и других средств производства, состояние средств коллективной и индивидуальной защиты, используемых работником, а также санитарно-бытовые условия должны отвечать требованиям законодательства.
Работник вправе отказаться от порученной работы, если создалась производственная ситуация, опасная для его жизни или здоровья либо для окружающих его людей, или для производственной либо окружающей среды. Он обязан немедленно сообщить об этом непосредственному руководителю или работодателю. Факт наличия такой ситуации при необходимости подтверждается специалистами по охране труда предприятия с участием представителя профсоюза, членом которого он является, или уполномоченного работниками лица по вопросам охраны труда (если профессиональный союз на предприятии не создавался), а также страхового эксперта по охране труда.
За период простоя по причинам, предусмотренным частью второй настоящей статьи, возникшим не по вине работника, за ним сохраняется средний заработок.
Работник имеет право расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, если работодатель не исполняет законодательство об охране труда, не соблюдает условия коллективного договора по этим вопросам. В этом случае работнику выплачивается выходное пособие в размере, предусмотренном коллективным договором, но не менее трехмесячного заработка.
Работника, который по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением нуждается в предоставлении более легкой работы, работодатель должен перевести с согласия работника на такую работу на срок, указанный в медицинском заключении, и в случае необходимости установить сокращенный рабочий день и организовать проведение обучения работника по приобретению другой профессии в соответствии с законодательством.
На время приостановления эксплуатации предприятия, цеха, участка, отдельного производства или оборудования органом государственного надзора за охраной труда либо службой охраны труда за работником сохраняются место работы, а также средний заработок.
Статья 7. Право работников на льготы и компенсации за тяжелые и вредные условия труда.
Работники, занятые на роботах с тяжелыми и вредными условиями труда, бесплатно обеспечиваются лечебно-профилактическим питанием, молоком или равноценными пищевыми продуктами, газированной соленой водой, имеют право на оплачиваемые перерывы санитарно-оздоровительного назначения, сокращение продолжительности рабочего времени, дополнительный оплачиваемый отпуск, льготную пенсию, оплату труда в повышенном размере и другие льготы и компенсации, предоставляемые в определенном законодательством порядке.
В случае разъездного характера работы работнику выплачивается денежная компенсация на приобретение лечебно-профилактического питания, молока или равноценных ему пищевых продуктов на условиях, предусмотренных коллективным договором.
Работодатель может за свои средства дополнительно устанавливать по коллективному договору (соглашению, трудовому договору) работнику льготы и компенсации, не предусмотренные законодательством.
В течение действия заключенного с работником трудового договора работодатель должен, не позднее чем за 2 месяца, письменно информировать работника об изменениях производственных условий и размеров льгот и компенсаций, с учетом тех, которые предоставляются нему дополнительно.
Статья 8. Обеспечение работников спецодеждой, другими средствами индивидуальной защиты, моющими и обезвреживающими средствами.
На роботах с вредными и опасными условиями труда, а также роботах, связанных с загрязнением или неблагоприятными метеорологическими условиями, работникам выдаются бесплатно по установленным нормам специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также моющие и обезвреживающие средства. Работники, привлекаемые к разовым работам, связанным с ликвидацией последствий аварий, стихийных бедствий и т.п. не предусмотренных трудовым договором, должны быть обеспечены указанными средствами.
Работодатель обязан обеспечить за свой счет приобретение, комплектование, выдачу и содержание средств индивидуальной защиты в соответствии с нормативно-правовыми актами по охране труда и коллективным договором.
В случае преждевременного износа этих средств не по вине работника работодатель обязан заменить их за свой счет. В случае приобретения работником спецодежды, других средств индивидуальной защиты, моющих и обезвреживающих средств за свои средства работодатель обязан компенсировать все расходы на условиях, предусмотренных коллективным договором.
Согласно коллективому договору работодатель может дополнительно, сверх установленных норм, выдавать работнику определенные средства индивидуальной защиты, если фактические условия труда этого работника требуют их применения.
Статья 9. Возмещение ущерба в случае повреждения здоровья работников или в случае их смерти.
Возмещение ущерба, причиненного работнику вследствие повреждения его здоровья или в случае смерти работника, осуществляется Фондом социального страхования от несчастных случаев в соответствии с Законом Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших потерю трудоспособности" ( 1105-14 ).
Работодатель может за счет собственных средств осуществлять пострадавшим и членам их семей дополнительные выплаты в соответствии с коллективным или трудовым договором.
За работниками, утратившими трудоспособность в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата на весь период до восстановления трудоспособности или до установления устойчивой потери профессиональной трудоспособности. В случае невозможности выполнения потерпевшим прежней работы проводятся его обучение и переквалификация, а также трудоустройство в соответствии с медицинскими рекомендациями.
Время нахождения на инвалидности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием засчитывается в стаж работы для назначения пенсии по возрасту, а также в стаж работы с вредными условиями, дающий право на назначение пенсии на льготных условиях и в льготных размерах.
Статья 10. Охрана труда женщин.
Запрещается применение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах, кроме некоторых подземных работ (нефизических работ или работ, связанных с санитарным и бытовым обслуживанием), а также привлечение женщин к поднятию и перемещению вещей, масса которых превышает установленные для них предельные нормы, в соответствии с перечнем тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, предельными нормами поднятия и перемещения тяжелых вещей, утверждаемые специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
Труд беременных женщин и женщин,имеющих несовершеннолетнего ребенка, регулируется законодательством.
Статья 11. Охрана труда несовершеннолетних.
Не допускается привлечение несовершеннолетних к труду на тяжелых работах и на роботах с вредными или опасными условиями труда, на подземных роботах, к ночным, сверхурочным работам и работам в выходные дни, а также к поднятию и перемещению вещей, масса которых превышает установленные для них предельные нормы,в соответствии с перечнем тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, предельными нормами поднятия и перемещения тяжелых вещей, утверждаемые специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
Несовершеннолетние принимаются на работу только после предварительного медицинского осмотра.
Порядок трудового и профессионального обучения несовершеннолетних профессиям, связанным c тяжелыми работами и работами с вредными или опасными условиями труда, определяется положением, утверждаемым специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по надзору за охраной труда.
Возраст, с которого допускается прием на работу, продолжительность рабочего времени, отпусков и некоторые другие условия труда несовершеннолетних определяются законом.
Статья 12. Охрана труда инвалидов.
Предприятия, использующие труд инвалидов, обязанны создавать для них условия труда с учетом рекомендаций медико-социальной экспертной комиссии и индивидуальных программ реабилитации, принимать дополнительные меры безопасности труда, отвечающие специфическим особенностям этой категории работников.
В случаях, предусмотренных законодательством, работодатель обязан организовать обучение, переквалификацию и трудоустройство инвалидов в соответствии с медицинскими рекомендациями.
Привлечение инвалидов к сверхурочным работам и работам в ночное время не допускается.
Журнал «ВСЕ о ТРУДЕ и ЗАРПЛАТЕ»
ПЕРВЫЙ "ТРУДО-ЗАРПЛАТНЫЙ" ФОРУМ
Оплата труда
Ответ #1 : Октября 15, 2012, 03:43:10 pm

Понятия Процент вредности условий труда не существует и нормативными документами такой процент не установлен. Предприятия самостоятельно проводят аттестацию рабочих мест по условиям труда, по результатам которой определяют вредность условий труда (можно согласно нормам Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 01.08.92 г. № 442). Подробно об этом рассказано в статье Аттестация рабочих мест с целью установления льгот и компенсаций работникам журнала Все о труде и зарплате № 8/2013, стр. 52. и статье Доплаты работникам: виды, размеры, порядок выплаты и налогообложения спецвыпуска Все о премиях, доплатах и надбавках (сентябрь 2012) журнала Все о труде и зарплате .
Что касается размера доплаты за работу во вредных и опасных условиях труда, а также за работу в особо тяжелых и особо вредных условиях труда, то он устанавливается в процентах по отношению к окладу (тарифной ставке). Хозрасчетные предприятия устанавливают размер доплаты в коллективном договоре (другом локальном документе предприятия). Для подписантов Генерального соглашения размеры такой доплаты не могут быть меньше размеров, приведенных в приложении 3 к Генеральному соглашению:
- за роботу в особливо важких і особливо шкідливих умовах праці - 16, 20 і 24 відсотки тарифної ставки (окладу).
В бюджетной сфере размеры вредной доплаты устанавливаются нормативными актами. В частности, подпунктом «а» пункта 2 приказа Министерства труда Украины «Об условиях оплаты труда рабочих, занятых обслуживанием органов исполнительной власти, местного самоуправления и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судов и других органов» от 02.10.96 г. № 77, руководителю государственного органа предоставлено право в пределах установленных фондов оплаты труда и предельной численности работников устанавливать доплаты занятым в обслуживании государственных органов рабочим, занятым на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, в размере до 12%, за работу в особо вредных условиях — до 24% тарифной ставки (должностного оклада).
Пенсии на льготных условиях
Кто имеет право на выход на пенсию на льготных условиях? Изменилось ли что-то в начислении этого вида пенсии после проведения пенсионной реформы?
Екатерина Гутгарц
Главный редактор портала Prostopravo.сom.ua, юрист
Prostopravo.com.ua
Сразу хочется отметить, что пенсионная реформа ничего не изменила в начислении этого вида пенсии. На пенсии по возрасту на льготных условиях имеют право некоторые категории граждан, которые трудились в тяжелых условиях, или выполняли такие виды работ, которые приводят к более ранней потере трудоспособности, по сравнению с другими. Поэтому они имеют право выйти на пенсию раньше.
Так. на льготных условиях имеют право на пенсию по возрасту, независимо от места последней работы:
1. Работники, занятые полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда — согласно Списку 1 (http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/36-2003-п ) производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденному Кабинетом Министров Украины. и по результатам аттестации рабочих мест:
Тем же, кто имеет не менее половины необходимого стажа по Списку 1 пенсии назначаются с уменьшением пенсионного возраста на 1 год за каждый полный год такой работы и 1 год мужчинам и 4 месяца — женщинам.
2. Работники, занятые полный рабочий день на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда — согласно Списку 2 (http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/36-2003-п ):
Те, кто имеет не менее половины необходимого стажа по Списку 2, пенсии на льготных условиях назначаются с уменьшением пенсионного возраста на 1 год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы — мужчинам и за каждые 2 года — женщинам.
3. Трактористы-машинисты, непосредственно занятые в производстве сельскохозяйственной продукции — мужчины после достижения 55 лет и при общем стаже не менее 25 лет, из них не менее 20 на такой работе.
4. Женщины, работающие трактористами-машинистами, машинистами строительных, дорожных и грузовых машин, смонтированных на базе тракторов и экскаваторов — после достижения 50 лет и при общем стаже не менее 20 лет, из них не менее 15 лет на такой работе.
5. Женщины, работающие доярками (операторами машинного доения), свинарками-операторами — после достижения 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет при условии выполнения установленных норм обслуживания.
6. Женщины, занятые в течение сезона на выращивании, сборе и обработке табака — после достижения 50 лет и при стаже такой работы не менее 20 лет.
7. Работницы текстильного производства, занятые на верстатах и машинах — по списку, утвержденному Кабинетом Министров — после достижения 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет
8. Водители местного пассажирского транспорта (автобусов, троллейбусов, трамваев) и грузовых автомобилей, занятых в технологическом процессе тяжелых и вредных производств:
Работникам других производств, профессий и должностей досрочные пенсии в зависимости от условий труда (но не ранее, чем после достижения 55 лет мужчинами и 50 лет женщинами) могут устанавливаться по результатам аттестации рабочих мест за счет средств предприятий и организаций, предназначенных для оплаты труда, которые перечисляются в пенсионный фонд на выплату пенсий до достижения пенсионного возраста.
Реалии льготной пенсии для занятых на вредных работах
Иллюстрация http://www.sxc.hu
Льготное пенсионное обеспечение работников, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда: реалии настоящего
Для лиц, которые заняты на отдельных видах работ с вредными и тяжелыми условиями труда, статьями 13 и 14 Закону Украины “О пенсионном обеспечении” предусмотрено право досрочного выхода на пенсию (до достижения женщинами 55, мужчинами – 60 лет).
На льготных условиях имеют право на пенсию по возрасту, независимо от места последней работы:
Однако, в системе льготного пенсионного обеспечения работников, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, накопилось много проблем, что приводит не только к потере работниками льготного стажа, но и права на льготную пенсию.
Для назначения пенсий на льготных условиях в органы Пенсионного фонда подается уточняющая справка о характере выполняемой работы работником. Однако учитывая, что расходы Пенсионного фонда на выплату льготных пенсий возмещаются предприятиями, то предприятия неохотно выдают указанные справки. В результате работники не могут оформить пенсию. Часто при выдаче уточняющих справок предприятиями из льготного стажа изымаются время отпусков, болезни работника, по уходу за ребенком по достижению трехлетнего возраста и другие периоды, что является нарушением прав работников.
Одной из проблем есть вопрос своевременного проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
Для назначения пенсии за Списками № 1 или № 2 занятость работника за соответствующей профессией или на занимаемой должности, которые предусмотрены списками, должен быть подтвержден результатами аттестации условий труда.
Аттестация рабочих мест осуществляется на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от форм собственности и ведения хозяйства согласно Порядку, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 01.08.92 г. № 442, и методическими рекомендациями относительно ее проведения, разработанными Министерством труда Украины и Министерством здравоохранения Украины. Периодичность проведения аттестации рабочих мест должна определяться непосредственно коллективным договором предприятия, но не реже одного раза на 5 лет. Ответственность за своевременное и качественное проведение аттестации возлагается на руководителя предприятия, организации.
Однако практика проведения аттестации рабочих мест и использования ее результатов свидетельствует о численных нарушениях пенсионных прав работников. Подтверждением этого являются обращения от профсоюзных объединений и граждан. По информации, на многих предприятиях аттестация рабочих мест не проведена, на других – проводится несвоевременно. В случае, если аттестация рабочих мест на предприятии не проведена или проведена несвоевременно, в льготный стаж для назначения пенсий за результатами предыдущей аттестации засчитывается лишь пятилетний период работы с вредными и тяжелыми условиями труда, а последующий период на этих работах не засчитывается в льготный стаж до тех пор, пока не будет проведена очередная аттестация рабочих мест. В результате страдают работники, которые не могут реализовать свое право на льготное пенсионное обеспечение, поскольку продолжая работать в тех же вредных или тяжелых условиях труда, им этот период работы в льготный стаж не засчитывается. Для возобновления нарушенных прав работник вынужден обращаться в разные органы и ведомства, а также отстаивать свои пенсионные права в судебном порядке.
В течение последних лет Федерация профсоюзов неоднократно обращалась к государственным органам с целью обеспечения прав работников на льготное пенсионное обеспечение. Ввиду нежелания государственных органов принимать какие-то решения, ФПУ самостоятельно подготовила проект постановления Кабинета Министров Украины «О внесении изменений в Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», которым предусматривается, что в случае, если на предприятии, в организации не проведена очередная аттестация рабочих мест или проведена несвоевременно, то при установлении льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях, а также определении права на пенсию по возрасту на льготных условиях, на период до проведения такой очередной аттестации используются результаты предыдущей аттестации рабочих мест по условиям труда. После многоразовых обращений, по поручению Кабинета Министров Украины Минтрудом создана рабочая группа при участии представителей ФПУ, которой в настоящее время прорабатываются разные варианты решения проблемы.
Вместе с тем нуждается в усилении работы профсоюзных организаций на предприятиях и в организациях, в частности, относительно правильности выдачи уточняющих справок для назначения льготных пенсий и недопущения нарушения пенсионных прав работников, а также относительно своевременности и полноты проведения аттестации рабочих мест.
Много вопросов возникает относительно Порядка применения Списков № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, при исчислении стажа работы, который дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, утвержденного приказом Минтруда от 18.11.2005р. № 383.
ФПУ не удовлетворяет действующий Порядок, поскольку применение при исчислении льготного стажа Списков № 1 и № 2, которые действовали на момент выполнения работ с вредными и тяжелыми условиями труда, приводит к тому, что во многих случаях работники теряют право на льготное пенсионное обеспечение. В связи с многочисленными обращениями профсоюзных объединений и граждан в 2008 году робота по этому вопросу со стороны ФПУ активизировалась. Были проведены заседания рабочей группы, созданной при Министерстве труда и социальной политики Украины, при участии представителей Минтруда, Пенсионного фонда Украины, Федерации профсоюзов и других заинтересованных министерств и ведомств, на которых были обсуждены проблемы, существующие в сфере льготного пенсионного обеспечения. В ходе обсуждения были наработаны, но не в полном объеме согласованные, соответствующие предложения.
Важным остается вопрос назначения пенсий в соответствии со статьей 100 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» (в случае, если после 1 января 1992 года лицо и в дальнейшем продолжало работать на работах с вредными и тяжелыми условиями труда).
В соответствии с Заключительными положениями Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» лицам, которые работали на работах с вредными и тяжелыми условиями труда и имели или будут иметь право на пенсию в соответствии со статьей 100 Закона Украины «О пенсионном обеспечении», пенсии назначаются, исходя из требований возраста и стажа, установленных ранее действующим законодательством.
В тех случаях, когда лицо, имея необходимый стаж работы во вредных и тяжелых условиях труда на 01.01.1992 г. и в дальнейшем продолжало работать на этих работах, органы Пенсионного фонда Украины назначают пенсию в соответствии со статьей 13 Закона Украины «О пенсионном обеспечении», невзирая на то, что в уточняющей справке предприятием сделана ссылка на Списки №1, №2 производств, цехов, профессий и должностей, на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа на каких дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных постановлением совета министров СССР от 22.08.1956 г. № 1173. Такие решения органов Пенсионного фонда не отвечают требованиям статьи 100 Закона Украины «О пенсионном обеспечении», согласно которым при наличии необходимого льготного стажа на 01.01.1992 г. пенсия в соответствии со статьей 100 Закона должна назначаться за представлением предприятия независимо от того, продолжало ли это лицо работать на работах с вредными и тяжелыми условиями труда после отмеченной даты.
Нуждается в детальной проработке вопроса финансирования льготных пенсий, назначенных за Списками №№ 1 и 2, которые в настоящее время выплачиваются за счет средств предприятий.
Существующие правовые нормы относительно финансирования таких пенсий не учитывают реального состояния экономики страны, в частности, финансового состояния конкретных предприятий и организаций. Нынешний механизм возмещения этих пенсий является слишком обременительным для предприятий, поскольку возмещаются расходы на выплату льготных пенсий за прошлые периоды работы работников, а в настоящее время много предприятий не в состоянии возмещать в полном объеме расходы Пенсионного фонда на выплату льготных пенсий в связи с отсутствием необходимых средств через сокращение производства, уменьшения численности работников, и тому подобное, а в настоящее время – в результате финансово-экономического кризиса.
В связи с этим, требует поиск других механизмов возмещения Пенсионному фонду таких пенсий. При любых обстоятельствах, дальше этот вопрос будет становиться все более актуальным и более сложным для решения. ФПУ предложила Минтруда организовать работу по изучению данной проблемы, проведения соответствующих расчетов и широкого обсуждения, с целью справедливого ее решения с учетом интересов как застрахованных лиц, так и работодателей.
Изложенное свидетельствует о том, что нормативно правовая база в сфере льготного пенсионного обеспечения нуждается в существенной доработке. Федерация профсоюзов будет и в дальнейшем принимать все возможные меры, направленные на реализацию работниками своих пенсионных прав, устранения нарушений и усовершенствования законодательства.
Медиков могут лишить надбавок за вредную работу
Леонид РОШАЛЬ: «Бунт в здравоохранении будет похлеще, чем прошедшие митинги медицинских работников по России»
10 декабря 2014 в 16:08, просмотров: 3423
Российских врачей ждет новый удар. С 2015 года медицинские работники, занятые на тяжелых работах, имеющие дело с вредными и опасными условиями труда, могут лишиться своих гарантий и компенсаций. Как считает известный врач, председатель Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль, такая ситуация может обернуться бунтами людей в белых халатах, похлеще нынешних.
В итоге уже со следующего года многие специальности будут лишены существующих льгот за вредные условия труда, включая надбавки к зарплате, дополнительный отпуск и пенсионные льготы. В их число входят медработники, оказывающие скорую медицинскую помощь, специалисты отделений реанимации, интенсивной терапии, операционных, медицинский персонал, осуществляющий диагностику и лечение с помощью медицинской аппаратуры. Из вредных факторов исключена работа с гноем, кровью и психо-эмоциональный фактор. Это касается хирургов, анестезиологов, реаниматологов и врачей других специальностей. На фоне существующей кадровой катастрофы, отмена существующих льгот, сделает эти специальности еще менее привлекательными и приведет к мощному недовольству в медицинском сообществе, - считает Леонид Рошаль, - Если срочно не исправить практическое исполнение этого закона, бунт в здравоохранении будет похлеще, чем прошедшие митинги медицинских работников по России.
Медико-правовые консультации для медицинских работников
Версия для печати
Добрый день, уважаемые читатели!
Коллектив консультантов нашего сайта поздравляет коллег с профессиональным праздником - Днем медицинского работника!
К словам благодарности ваших пациентов примите и наши пожелания: от законодателей и МЗ - реформирования системы оплаты труда и надежной социальной защиты от руководства вашего ЛПУ - профессиональной поддержки и понимания от общества - построения цивилизованной модели правоотношений медицинский работник - пациент.
В нынешнем выпуске мы решили больше внимания уделить различным вопросам трудового законодательства: доплаты, надбавки, профессиональные права и льготы, пенсионное обеспечение. Надеемся, наши ответы будут полезны всем читателям любимой газеты!
С уважением, координатор медико-правового портала 103-law.org.ua
Елена Беденко-Зваридчук
Права медицинских работников. Оплата труда и трудовые отношения
Здравствуйте. Я работаю медсестрой в психоневрологическом диспансере. Нам положено 24 дня основного и 25 дней дополнительного (вредные условия труда) отпуска. У меня ребенок-инвалид до 18 лет. Я пользовалась еще 7 днями дополнительно к отпуску на оздоровление ребенка. В этом году администрация сообщила, что я не могу больше взять 7 дней за ребенка-инвалида, т.к. у меня и так есть 25 дней дополнительного отпуска. Предлагают выбирать или тот, или этот. Причем сообщили, что отпуск на ребенка увеличен до 14 дней (ссылаются на какие-то документы). Правомерны ли их действия? Спасибо за ответ.
Действие администрации противоречит Закону Украины Об отпусках, т.к. ежегодный дополнительный отпуск в связи с вредными условиями труда и социальный отпуск родителям, имеющим ребенка-инвалида, - это два разных вида отпусков! Ниже привожу извлечения из указанного Закона.
Стаття 20. Порядок надання соціальних відпусток:
&hellipДодаткові відпустки працівникам, які мають дітей, надаються понад щорічні відпустки, передбачені статтями 6, 7 і 8 цього Закону, а також понад щорічні відпустки, встановлені іншими законами та нормативно-правовими актами, і переносяться на інший період або продовжуються у порядку, визначеному статтею 11 цього Закону.
Розділ II. ЩОРIЧНI ВIДПУСТКИ
Стаття 6. Щорічна основна відпустка та її тривалість:
Щорічна основна відпустка надається працівникам тривалістю не менш як 24 календарних дні за відпрацьований робочий рік, який відлічується з дня укладення трудового договору&hellip
Стаття 7. Щорічна додаткова відпустка за роботу із шкідливими і важкими умовами праці та її тривалість:
Щорічна додаткова відпустка за роботу із шкідливими і важкими умовами праці тривалістю до 35 календарних днів надається працівникам, зайнятим на роботах, пов'язаних із негативним впливом на здоров'я шкідливих виробничих факторів, за Списком виробництв, цехів, професій і посад, затверджуваним Кабінетом Міністрів України.
Конкретна тривалість відпустки, зазначеної в частині першій цієї статті, встановлюється колективним чи трудовим договором залежно від результатів атестації робочих місць за умовами праці та часу зайнятості працівника в цих умовах.
Стаття 8. Щорічна додаткова відпустка за особливий характер праці та її тривалість:
Щорічна додаткова відпустка за особливий характер праці надається:
1) окремим категоріям працівників, робота яких пов'язана з підвищеним нервово-емоційним та інтелектуальним навантаженням або виконується в особливих природних географічних і геологічних умовах та умовах підвищеного ризику для здоров'я, - тривалістю до 35 календарних днів за Списком виробництв, робіт, професій і посад, затверджуваним Кабінетом Міністрів України
2) працівникам з ненормованим робочим днем - тривалістю до 7 календарних днів згідно зі списками посад, робіт та професій, визначених колективним договором, угодою.
Конкретна тривалість щорічної додаткової відпустки за особливий характер праці встановлюється колективним чи трудовим договором залежно від часу зайнятості працівника в цих умовах.
Относительно продолжительности отпуска родителям, имеющим детей-инвалидов (КЗоТ, извлечение): Стаття 182-1. Додаткова відпустка працівникам, які мають дітей:
Жінці, яка працює і має двох або більше дітей віком до 15 років, або дитину-інваліда, або яка усиновила дитину, одинокій матері, батьку, який виховує дитину без матері (у тому числі й у разі тривалого перебування матері в лікувальному закладі), а також особі, яка взяла дитину під опіку, надається щорічно додаткова оплачувана відпустка тривалістю 10 календарних днів без урахування святкових і неробочих днів (стаття 73 цього Кодексу).
За наявності декількох підстав для надання цієї відпустки її загальна тривалість не може перевищувати 17 календарних днів.
Зазначена у частині першій цієї статті відпустка надається понад щорічні відпустки, передбачені статтями 75 і 76 цього Кодексу, а також понад щорічні відпустки, встановлені іншими законами та нормативно-правовими актами, і переноситься на інший період або продовжується у порядку, визначеному статтею 80 цього Кодексу.
Таким образом, Вам положены оба вида дополнительных отпусков: за вредные условия труда - 25 календарных дней и отпуск матери, воспитывающей ребенка-инвалида, - 10 календарных дней.
Права медицинских работников. Молодой специалист
Здравствуйте. Работаю второй год после интернатуры, хочу пройти вторичную специализацию по УЗИ. Заминка в том, что числюсь в реестре молодых специалистов. Скажите, какие документы необходимо подготовить, где получить данное разрешение? P.S. Руководство больницы не против.
Быть молодым специалистом в этом случае - не помеха. Обратитесь в Облздрав (Горздрав) за информацией о ближайших курсах по УЗИ и перечнем необходимых документов. А руководство должно написать официальное письмо, что им необходим такой специалист (чтоб Вы прошли специализацию за государственный счет), и оплатить Вашу командировку (во время поездки на курсы).
Одна маленькая житейская хитрость: обратитесь на кафедру функциональной диагностики и узнайте о путевках на ближайшие курсы, иначе будете очень долго ждать своей очереди.
Права медицинских работников. Профессиональные права и льготы
Здравствуйте, Елена! Я работаю медсестрой в школе. Работаю с дезсредствами, вакциной. С доктором оказываем помощь (работа с кровью). В мае за вредность перестали платить, сказав, что не положено. Посоветовали снизить концентрацию дезраствора! Положена ли нам оплата за вредность? И по поводу стоматологов тоже подскажите, пожалуйста. Заранее благодарны!
Иногда сталкиваюсь с абсурдными жизненными ситуациями. Одна из них - Ваша.
Во-первых, совместный Приказ МЗ и Минтруда от 05.10.2005 г. № 308/519 Об упорядочении условий оплаты труда работников заведений охраны здоровья и учреждений социальной защиты населения и социальной политики предусматривает выплату доплаты за работу с дезсредствами всем медицинским работникам, которые с ними работают. Ниже привожу извлечение из указанного приказа:
3.4.7. Работникам (в т.ч. младшим медицинским сестрам), которые используют в работе дезинфицирующие средства, а также работникам, которые заняты уборкой туалетов, устанавливается доплата в размере 10 процентов должностного оклада (тарифной ставки).
Таким образом, исходя из положений этого пункта, не имеют значения ни Ваша должность, ни концентрация раствора.
Во-вторых, попросите письменное распоряжение руководства на самовольное (вопреки приказу МЗ) снижение концентрации дезраствора. Т.к. при проверке СЭС получится, что Вы по собственной инициативе его снизили. Предупреждаю, что на Вашу просьбу о выдаче такого распоряжения руководство может отреагировать достаточно агрессивно. Относительно стоматологов, думаю, ситуация ясна из вышеизложенного.
Права медработников. Профессиональные права и льготы
Я работала медсестрой в больнице 9 лет, а сейчас работаю в санстанции 2,6 года медстатистиком. Мне не хотели платить за выслугу лет как статистику, а теперь говорят, что стаж работы в больнице не плюсуется к стажу в СЭС, и поэтому надбавки не платят.
Вас обманывают! Надбавка за выслугу лет по Постановлению Кабмина № 1418 положена всем медицинским работникам (кроме должностных лиц СЭС), которые имеют среднее специальное, неоконченное высшее и высшее образование. Должность при этом не имеет значения.
Относительно Вашего медицинского стажа: для выплаты этого вида надбавки учитывается весь стаж работы в государственных/коммунальных медицинских учреждениях, а также обучение в вузе при условии, что до поступления и после окончания его такой медработник работал и работает в государственном/коммунальном ЛПУ.
Права медицинских работников. Оплата труда и трудовые отношения
Какой процент надбавок и доплат положено выплачивать медработникам пенитенциарной системы спецконтингента психбольницы? Заранее благодарю за ответ.
Все доплаты и надбавки к тарифной ставке можно разделить на постоянные и временные. К постоянным можно отнести следующие доплаты и надбавки в размерах не менее следующих:
- Надбавка за выслугу лет - 30 % (если я не ошибаюсь, Ваш стаж работы более 20 лет).
- Доплата за работу в ночное время - не менее 20 % тарифной ставки. Конкретный размер такой доплаты устанавливается в Коллективном договоре на основании Отраслевого соглашения профсоюза медицинских работников (не менее 35 %).
Ниже привожу извлечение из КЗоТ и Приказа МЗ № 308/519:
Стаття 108 КЗоТ. Оплата роботи у нічний час:
Робота у нічний час (стаття 54) оплачується у підвищеному розмірі, встановлюваному генеральною, галузевою (регіональною) угодами та колективним договором, але не нижче 20 відсотків тарифної ставки (окладу) за кожну годину роботи у нічний час.
3.2. Доплати за роботу в нічний час.
3.2.1. Працівникам (у т.ч. водіям санітарних автомобілів, які є в штаті автотранспортних підприємств та інших організацій), які залучаються до роботи в нічний час, здійснюється доплата в розмірі 35 відсотків годинної тарифної ставки (посадового окладу) за кожну годину роботи в нічний час.
[Работой в ночное время считается время с 22:00 до 6:00 - 8 рабочих часов.]
- Увеличение тарифной ставки при наличии категории - в зависимости от категории, которая у Вас есть. Процент исчисляют исходя из ставки работника I тарифного разряда (санитарка).
- Доплата в связи с вредными и тяжелыми условиями труда. В связи с тем, что спецконтингент Вашего ЛПУ может быть не только с психическими заболеваниями, но также и ВИЧ- или тубинфицированными, ниже привожу извлечения из КЗоТ и Приказа МЗ № 308/519:
Стаття 100 КЗоТ. Оплата праці на важких роботах, на роботах із шкідливими і небезпечними умовами праці, на роботах з особливими природними географічними і геологічними умовами та умовами підвищеного ризику для здоров'я:
На важких роботах, на роботах із шкідливими і небезпечними умовами праці, на роботах з особливими природними географічними і геологічними умовами та умовами підвищеного ризику для здоров'я встановлюється підвищена оплата праці. Перелік цих робіт визначається Кабінетом Міністрів України.
2.4.5. У зв'язку зі шкідливими і важкими умовами праці:
1. Посадові оклади (тарифні ставки) працівників закладів та структурних підрозділів, перелік яких наведено у додатку 3, підвищуються на 25 та 15 відсотків у зв'язку зі шкідливими і важкими умовами праці [25 % - за работу с психбольными 15 % - за работу с тубинфицированными].
2. Посадові оклади (тарифні ставки) працівників закладів охорони здоров'я (структурних підрозділів), які працюють з вірусом імунодефіциту людини, підвищуються на 60 відсотків (додаток 4).
[Доплата 60 % осуществляется пропорционально за фактически отработанные часы с таким контингентом пациентов.]
3. Посадові оклади (тарифні ставки) працівників закладів охорони здоров'я (структурних підрозділів), зайнятих оглядом та наданням медичної допомоги тим, хто постраждав у зв'язку з аварією на Чорнобильській АЕС, підвищуються на 25 відсотків (додаток 5) [при наличии таких пациентов].
Конкретный перечень должностей работников, которым должностные оклады (тарифные ставки) повышаются в связи с вредными и тяжелыми условиями труда, утверждается руководителем заведения, учреждения по согласованию с профкомом в зависимости от функциональных обязанностей и объема работы во вредных и тяжелых условиях труда.
- Доплата за работу с дезсредствами - 10 % тарифной ставки.
3.4.7. Працівникам (у т.ч. молодшим медичним сестрам), які використовують у роботі дезінфікувальні засоби, а також працівникам, які зайняті прибиранням туалетів, установлюється доплата в розмірі 10 відсотків посадового окладу (тарифної ставки).
- Премии, материальная помощь - размер индивидуален (в зависимости от финансовых возможностей предприятия).
Ниже привожу извлечения из КЗоТ и Приказа МЗ № 308/519 относительно других (непостоянных) видов надбавок и доплат:
- За совмещение должностей или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника:
Стаття 105 КЗоТ. Оплата праці при суміщенні професій (посад) і виконанні обов'язків тимчасово відсутнього працівника:
Працівникам, які виконують на тому ж підприємстві, в установі, організації поряд зі своєю основною роботою, обумовленою трудовим договором, додаткову роботу за іншою професією (посадою) або обов'язки тимчасово відсутнього працівника без звільнення від своєї основної роботи, провадиться доплата за суміщення професій (посад) або виконання обов'язків тимчасово відсутнього працівника. Розміри доплат за суміщення професій (посад) або виконання обов'язків тимчасово відсутнього працівника встановлюються на умовах, передбачених у колективному договорі.
3.1. Доплати за суміщення професій (посад), виконання обов'язків тимчасово відсутнього працівника та розширення зони обслуговування або збільшення обсягу виконуваних робіт.
3.1.1. Професіоналам, фахівцям, технічним службовцям та робітникам, які виконують у тому ж самому закладі, установі поряд зі своєю основною роботою додаткову роботу за іншою професією (посадою) або обов'язки тимчасово відсутнього працівника без звільнення від своєї основної роботи, провадиться доплата за суміщення професії (посади) або виконання обов'язків тимчасово відсутнього працівника в розмірі до 50 відсотків посадового окладу за основною посадою.
Конкретний розмір цих доплат установлюється керівником закладу, установи залежно від кваліфікації працівника, складності та обсягу виконуваних робіт.
3.1.2. Доплати за розширення зони обслуговування або збільшення обсягу робіт провадяться у розмірі до 50 відсотків посадового окладу працівника. Зазначені доплати встановлюються працівникам за умови виконання ними роботи меншою чисельністю працівників, ніж за встановленими нормами (нормативами).
- За сверхурочные работы:
Стаття 106 КЗоТ. Оплата роботи в надурочний час:
За погодинною системою оплати праці робота в надурочний час оплачується в подвійному розмірі годинної ставки.
За відрядною системою оплати праці за роботу в надурочний час виплачується доплата у розмірі 100 відсотків тарифної ставки працівника відповідної кваліфікації, оплата праці якого здійснюється за погодинною системою, - за всі відпрацьовані надурочні години.
У разі підсумованого обліку робочого часу оплачуються як надурочні всі години, відпрацьовані понад встановлений робочий час в обліковому періоді, у порядку, передбаченому частинами першою і другою цієї статті.
Компенсація надурочних робіт шляхом надання відгулу не допускається.
- За работу в выходные, нерабочие дни и дни государственных праздников:
Стаття 107 КЗоТ. Оплата роботи у святкові і неробочі дні:
Робота у святковий і неробочий день (частина четверта статті 73) оплачується у подвійному розмірі:
1) відрядникам - за подвійними відрядними розцінками
2) працівникам, праця яких оплачується за годинними або денними ставками, - у розмірі подвійної годинної або денної ставки
3) працівникам, які одержують місячний оклад, - у розмірі одинарної годинної або денної ставки зверх окладу, якщо робота у святковий і неробочий день провадилася у межах місячної норми робочого часу, і в розмірі подвійної годинної або денної ставки зверх окладу, якщо робота провадилася понад місячну норму.
Оплата у зазначеному розмірі провадиться за години, фактично відпрацьовані у святковий і неробочий день.
На бажання працівника, який працював у святковий і неробочий день, йому може бути наданий інший день відпочинку.
Права медработников. Профессиональные права и льготы
Здравствуйте, Елена! В 2008 г. я оформила пенсию по выслуге лет. 1993-2003 гг. - работала медсестрой отделения анестезиологии и реанимации. 2003-2008 гг. - в двух частных стоматологических клиниках медсестрой (имеют лицензии МЗ Украины, копии которых я предоставила в ПФ). Общий стаж работы составляет 25 лет. Последняя частная клиника открыта в сентябре 2006 года, то есть по закону срок аккредитации не пришел (с 2006 г. до момента моего увольнения с должности медсестры). В конце прошлого месяца меня вызвали в районное управление ПФ и сказали, что моя пенсия оформлена незаконно, так как в деле нет документов об аккредитации частных структур (их и не требовали при оформлении пенсии). В связи с этим мне прекращают выплату пенсии до выяснения. И, возможно, мне придется вернуть всю выплаченную сумму. Официальное письмо от ПФ с указанием причины невыплаты пенсии жду уже 2 недели. Аккредитации у этих частных клиник нет, хотя лицензии они уже продлевали. Подскажите, пожалуйста, что мне делать?
Ситуация, в которой Вы оказались, достаточно сложная. К сожалению, у МЗ несовершенный механизм контроля частных медицинских предприятий. По своему опыту могу сказать, что между отделами одного департамента, занимающимися лицензированием и аккредитацией ЛПУ, нет передачи информации. Поэтому достаточно часто частные структуры, получив лицензию, не проходят в положенный срок аккредитацию (хотя это грубое нарушение лицензионных условий). Учредителей этих клиник ничего не страшит, а страдают медицинские работники.
Но пока запаситесь терпением!
Во-первых, дождитесь официального письма из ПФ (по Закону Украины Об обращении граждан ответ должен прийти в течение 30 календарных дней). Многое будет зависеть от того, что будет в нем написано.
Во-вторых, не исключено, что Вам придется отстаивать свои права в суде. Вам необходимо собрать ряд документов по каждому частному предприятию. По аккредитации этих предприятий - необходимо изучить документы этих клиник на предмет времени прохождения/непрохождения.
Относительно возврата выплат пенсии (если на этом будет настаивать ПФ): для того чтобы Вы не проводили возврат, придется разбираться в судебном порядке.
Права пациентов. Прививки
В течение какого периода действительно согласие на прививки? Надо ли его обновлять или подтверждать через некоторое время? Собирали согласие на прививки моему ребенку в школе в декабре, а сделали прививку в марте.
Вы не уточнили возраст ребенка, т.к. с 14 лет согласия родителей на проведение каких-либо медицинских мероприятий не требуется (если ребенок дееспособен).
Действующее законодательство Украины не содержит четкого определения того, за какой период времени должно быть дано согласие на медицинское вмешательство до его проведения. В данном случае формально такое согласие получено, т.е. манипуляция была проведена та, которая обозначена в информированном согласии. Здесь нарушений нет. Со стороны медсестры необходимо было вернуть согласие маме для постановки даты.
Re: Специальная оценка условий труда
Этель.
Этель писал(а): У нас ряд больниц после такой оценки уже проводят собрания и оповещают сотрудников об отмене льгот.
Прочитайте вот это
Недоработки в практической реализации федерального закона N 426 «О специальной оценке условий труда» могут привести к тому, что с 2015 года медицинские работники, занятые на тяжелых работах, работающие с вредными и опасными условиями труда, лишатся своих гарантий и компенсаций. В их число входят медицинские работники, оказывающие скорую медицинскую помощь, специалисты отделений реанимации, интенсивной терапии, операционных, медицинский персонал, осуществляющий диагностику и лечение с помощью медицинской аппаратуры.
«Если срочно не исправить практическое исполнение этого закона бунт в здравоохранении будет похлеще, чем прошедшие митинги медицинских работников по России, - такую оценку ситуации дает Президент НП Национальная медицинская палата» Леонид Рошаль. Многие специальности будут лишены существующих льгот за вредные условия труда, включая надбавки к зарплате, дополнительный отпуск и пенсионные льготы. Из вредных факторов исключена работа с гноем, кровью и психо-эмоциональный фактор. Это касается хирургов, анестезиологов, реаниматологов и врачей других специальностей. На фоне существующей кадровой катастрофы, отмена существующих льгот, сделает эти специальности еще менее привлекательными и приведет к мощному недовольству в медицинском сообществе», - считает он.
Сложившаяся ситуация вызвана тем, что до сих пор не разработан ряд дополнительных положений к закону. Если раньше работники могли претендовать на дополнительные выплаты за работу в особо опасных и тяжелых условиях труда, а также на предоставление длительного отпуска, а конкретный размер оплаты и дни дополнительного отпуска устанавливались в соответствии с должностями, включёнными в определённый список, то теперь, в соответствии с изменениями в Трудовой кодекс РФ и законом «О специальной оценки условий труда», конкретный размер компенсаций устанавливается непосредственно работодателем с учетом результатов специальной оценки условий труда (СОУТ).
Специальная оценка условий труда работников проводится специализированной организацией. Вместе с тем, постановлением Правительства РФ №290 был определён общий перечень рабочих мест, в отношении которых СОУТ проводится с учётом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей. В него вошли рабочие места медицинских работников, работающих в определённых условиях. Согласно закону «Об специальной оценки условий труда» до 1 января 2015 г. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации должно было утвердить особенности проведения специальной оценки условий труда в отношении предусмотренных перечнем, утвержденным настоящим постановлением, рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности. Этого сделано не было.
Также решение этого вопроса не может быть урегулировано другими нормативными актами. Постановление Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» утратило силу в связи с неисполнением Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации обязательств установить в 6-месячный срок после его вступления в зависимости от класса условий труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций.
Источники:
Следующие статьи:
- Льготы работникам крайнего севера при выходе на пенсию
- Какие льготы работникам психиатрической больницы
Комментариев пока нет!