Права и льготы военнослужащих контрактников
Права и льготы контрактников
Привлекательность военной службы по контракту обусловлена рядом предоставляемых Правительством РФ льгот и гарантий, основными из которых являются:
Денежное содержание . Данный фактор является основным, определяющим условием комплектования воинских частей. При этом нужно отметить, что все военнослужащие в частях, которые выполняют задачи Федеральной целевой программы «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей на 2004 - 2007 годы» (далее ФЦП), получают в среднем до 3,5 тысяч рублей больше, чем в других частях, не участвующих в этой программе.
Размер ежемесячного денежного содержания военнослужащего по контракту составляет 7 300 – 9 000 рублей. С учетом дополнительных выплат (квартальная премия, ЕДВ по итогам года, материальная помощь при убытии в отпуск) составляет 8 500 – 10 300 рублей. Годовой доход составит 102 – 123 тысячи рублей. И это без учета бесплатных: ежемесячных продовольственных пайков, вещевого довольствия, медицинского обслуживания, платы за проезд отпускников и членов их семей и др.
Возможно, для многих жителей больших городов эта сумма может показаться совсем небольшой. Однако для остального населения РФ это не так. Например, средняя зарплата по Самарской области составляет до 9 000 рублей в месяц, а в сельской местности до 5 000 рублей. Наверное, именно поэтому в настоящее время в Российской армии преобладают выходцы из сельской местности, из-за чего некоторые политики называют ее «крестьянской армией».
Следующим, по важности фактором, является возможность получения жилья с помощью ипотечной системы кредитования .
Сержанты и солдаты по достижении ими 3 лет военной службы по первому контракту, заключившие второй контракт о прохождении военной службы, приобретают право на участие в накопительно-ипотечной системе обеспечения жильем. Эта система предусматривает ежегодное зачисление на лицевой счет денежной суммы в размере – 83 000 рублей, которая увеличивается ежегодно с учетом инфляции.
Если в семье двое военнослужащих, то сумма ежегодных выплат удваивается. При этом за 17-лет участия в накопительно-ипотечной системе (средняя продолжительность военной службы до достижения 20 лет календарной выслуги) на именном накопительном счете участника будут накоплены средства для приобретения жилья в размере 54 квадратных метров за 23 года на 73 квадратных метра, а за 28 лет будут накоплены средства на 93 квадратных метра, т.е. на среднюю четырех комнатную квартиру.
ИТОГО: с учетом льгот и преимуществ военнослужащему по контракту на его содержание государство обеспечивает выделение:
· в месяц – до 19 тысяч рублей
· в год - до 220 тысяч рублей.
Помимо вышеперечисленных льгот, государством гарантируется:
- бесплатное обучение. После трех лет службы, в государственных высших и средних учебных заведениях профессионального образования по вечерней или заочной форме обучения, при условии получения положительных оценок на вступительных экзаменах (еще раз проведем сравнение. Стоимость обучения в ВУЗах Самарской области составляет от 40 до 150 тысяч рублей в год), а также, при продвижении по службе, - в военных училищах, курсах младших лейтенантов и школах прапорщиков
- получение пенсии . После 20 лет военной службы в льготном исчислении, гарантируется получение пенсии в размере 50 % оклада денежного содержания, за каждый год свыше 20 лет – плюс 3 %. При выслуге 27 лет пенсия будет составлять от 3 000 до 3 500 рублей и это в сорок пять лет, а не в шестьдесят
- обязательное государственное страхование с выплатой соответствующих страховых сумм, в случае гибели или установлении инвалидности связанной с прохождением военной службы.
Правительством Российской Федерации уделяется большое внимание повышению благосостояния военнослужащих. Так, уже принято постановление об увеличении окладов денежного содержания всем категориям военнослужащих на 15 % с 1 декабря 2007 года, а с 1 сентября 2008 года еще на 15 %.
В 2007 году размер денежной суммы, зачисляемой на лицевой счет участника ипотечно-накопительной системы увеличился более чем в 2 раза с 37 до 83 тысяч рублей, и в дальнейшем планируется ежегодное увеличение этой суммы.
Предоставление льгот и преимуществ, военнослужащим по контракту рассчитано на долгосрочный характер прохождения военной службы. Проще говоря, чем дольше служит контрактник, тем больше возможностей у него использовать эти льготы и преимущества, а соответственно и в большем объеме государство выделяет денежных средств на их реализацию.
только для жителей Москвы и МО Горлышева Е.В.
юрист на сайте Лигостаева А.В.
юрист на сайте Иванов В.А.
юрист на сайте Магола В.О.
юрист на сайте Гудкова Г.В.
юрист на сайте Пимонов В.А.
юрист на сайте Габолаева И.Э.
юрист на сайте Невская К.В.
юрист на сайте Волков А.В.
юрист на сайте Демидова В.В.
юрист на сайте Блинов О.В.
юрист на сайте Палкин А.В.
юрист на сайте Чередниченко В.А.
юрист на сайте
Здравствуйте, уважаемый гость!
Сейчас на сайте 89 юристов.
Какой у Вас вопрос?
Для военнослужащих по контракту готовят новые льготы
В армии идет широкое наступление на контрактном фронте. Чтобы привлечь в солдатский строй новых профессионалов, генералы задействовали не только пропагандистский аппарат, но и немалые финансовые средства.
РГ уже рассказывала, что Минобороны готово заплатить 25 миллионов рублей за создание пары рекламных роликов о Российских рэмбо. Их планируют показывать по телевидению и в кинотеатрах, а также разместить в интернете. Но, пожалуй, лучше всего за профессиональную службу агитируют конкретные шаги, которые военное командование уже предприняло и еще собирается предпринять для повышения качества жизни своих контрактников.
Напомним, что в августе приказом министра обороны для них ввели так называемую надбавку за физо. Прежде для ее получения солдат-профи был обязан прослужить как минимум два года. Теперь временное ограничение снято. В стадии принятия другая преференция для контрактников - ежемесячная выплата за прыжки с парашютами. А вопрос с такой же надбавкой за особые условия службы рядовых и сержантов-профи уже решен. В октябре ее получили около 25 тысяч прапорщиков-мичманов и солдат контрактной службы. Деньги довольно приличные - от четверти до половины их должностного оклада.
Как сказали корреспонденту РГ в Минобороны, до донца этого года более 4 тысяч контрактников, которых служба забросила на Северный Кавказ, получат солидную прибавку к жалованию: в зависимости от армейской должности - от 10 до 18 тысяч рублей. Параллельно генералы прорабатывают вопрос о введении дополнительной выплаты солдатам-профи на обзаведение имуществом первой необходимости. Если такая норма появится в законе, каждому контрактнику достанется как минимум 10 окладов месячного денежного содержания. По подсчетам Минобороны, до увольнения из армии по возрасту человек по данной статье расходов может суммарно получить до полумиллиона рублей.
Для военнослужащих горных частей тоже хотят ввести специальную надбавку - от 30 до 50 процентов должностного оклада контрактника. А инструкторам по горной подготовке могут в полтора раза увеличить их тарифный разряд и каждый месяц дополнительно платить до 70 процентов оклада по воинской должности.
Среди других мер социальной поддержки этой категории солдат и сержантов в планах значится предоставление членам семей военнослужащих права бесплатно пользоваться армейскими медпунктами, поликлиниками и госпиталями, а также раз в год бесплатно ездить в отпуск вне зависимости от того, в каком регионе служит человек. Наконец, сейчас готовятся нормативные документы, которые позволят одевать солдат-профи в форму, практически аналогичную той, что носят офицеры. Но самое главное, что на ней появятся специальные знаки различия, которые позволят контрактникам даже внешне отличаться от призывников.
В Минобороны пытаются, насколько это возможно, решать жилищные проблемы профессиональных солдат. Как раз сейчас генералы пересматривают планы по обустройству военных городков и совершенствуют систему армейской ипотеки. Во многих воинских частях для размещения холостых контрактников переделывают бывшие казармы. Из имеющегося у ведомства незадействованного жилого фонда солдатам-профи выделили 12 тысяч 620 квартир и 38 тысяч 110 помещений в общежитиях.
Напомним, что по решению президента страны к 2017 году в армии должны служить не менее 425 тысяч контрактников. Задача эта непростая, но, как считают в Минобороны, выполнимая. Во всяком случае результаты набора профессиональных солдат в нынешнем году внушают генералам оптимизм. За одиннадцать месяцев через вербовочные пункты прошли 130 тысяч человек, но после тщательного отбора кандидатов контракт заключили только с 70 тысячами. И это при установленной норме набора - полста тысяч человек в год. Статистика говорит сама за себя. Сейчас средний размер жалования контрактников в армии - 23-35 тысяч рублей в месяц. В министерстве утверждают, что отдельные профи имеют по сто и даже более тысяч.
rg.ru
Запись создана: Четверг, 28 Ноябрь 2013 в 17:21 и находится в рубриках Новости. Вы можете следить за комментариями к этой записи через ленту RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв. или trackback с вашего собственного сайта.
Тема: Особенности правового воспитания военнослужащих по контракту
Тема:
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО КОНТРАКТУ
Оглавление
Введение
. Социально-демографическая и психолого-педагогическая характеристика военнослужащих, проходящих службу по контракту
.2 Порядок организации правой работы в подразделении
Заключение
Список литературы
Введение
Успешное решение задач военной реформы в Российской Федерации неразрывно связано с повышением эффективности работы по воспитанию военнослужащих, ростом их правовой культуры. Правовое воспитание военнослужащих является частью общей системы воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, важнейшим средством укрепления правопорядка и воинской дисциплины, предупреждения правонарушений.
С учетом высокой значимости решения проблем укрепления правопорядка и воинской дисциплины для реализации задач военной реформы 15 апреля 1998 г. министром обороны Российской Федерации утверждена Целевая программа правового воспитания личного состава и укрепления правопорядка и воинской дисциплины в Вооруженных Силах Российской Федерации на 1998-2001 годы. Ее составными частями являются Концепция правового воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации и Основные мероприятия совершенствования работы по правовому воспитанию военнослужащих и поддержанию правопорядка в Вооруженных Силах Российской Федерации на 2003 - 2008 годы.
Разработка Концепции правового воспитания обусловлена необходимостью выработки единого подхода к осуществлению правового воспитания личного состава в условиях военной реформы, т.е. перевода армии на контрактный способ комплектования, поэтому необходимо включения в эту работу всех органов военного управления, органов военной юстиции, активизации взаимодействия в этих целях с федеральными органами власти, органами местного самоуправления, правоохранительными органами.
Концепция основывается на системе принятых в Вооруженных Силах Российской Федерации взглядов на сущность, содержание, задачи правового воспитания личного состава и организацию работы органов военного управления, должностных лиц по ее осуществлению. Ее целью являются обоснование исходных теоретических положений для совершенствования системы правового воспитания личного состава Вооруженных Сил особенно на основании требований, предъявляемых к армии правового демократического государства, определение роли и места правового воспитания в процессе современного этапа строительства и реформирования Вооруженных Сил.
Основные задачи Концепции:
Содержание Концепции правового воспитания изменяется и дополняется с учетом хода реформирования Вооруженных Сил, изменений качественных характеристик личного состава, социально-экономических и иных условий деятельности Вооруженных Сил.
Она разработана в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, требованиями военного законодательства, а также нормативно-правовых актов, регламентирующих работу по поддержанию законности, право порядка и воинской дисциплины в Вооруженных Силах. Концепция направлена на качественное решение задач военной реформы в Российской Федерации, укрепление правопорядка и воинской дисциплины в Вооруженных Силах, повышение уровня правовой культуры военнослужащих. Она учитывает имеющийся опыт правового воспитания различных категорий военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил и призвана стать основой для разработки и принятия всех последующих нормативных правовых документов по вопросам правового воспитания личного состава Вооруженных Сил.
Концепция трактует правовое воспитание личного состава Вооруженных Сил как целеустремленное и систематическое влияние на сознание, чувства и психологию людей с целью формирования у них глубоких и устойчивых правовых представлений, убеждений и чувств, привития им высокой правовой культуры, навыков и привычек активного правомерного поведения.
1. Социально-демографическая и психолого-педагогическая характеристика военнослужащих, проходящих службу по контракту
.1 Социально-демографическая и психолого-педагогическая характеристика граждан
Социально-демографическая и психолого-педагогическая характеристика граждан, проходящих военную службу по контракту на должностях солдат (матросов), сержантов (старшин), является не только показателем внутреннего потенциала этой категории военнослужащих, но также позволяет определить особенности воспитательной работы с ними.
В настоящее время ведется постоянная работа по изучению специфики военной службы по контракту. Активная роль в ней принадлежит социологическим исследованиям. Они проводилось в 2000 и 2004 гг. методом опроса военнослужащих, проходящих службу по контракту.
В ходе социологического исследования из числа опрошенных около 63% составляют солдаты, 32% являются сержантами и 5% составляют военнослужащие, которым присвоено звание прапорщик.
Почти третья часть респондентов - мужчин непосредственно перед поступлением на военную службу по контракту служили по призыву. Что касается других видов деятельности, которыми занимались опрошенные непосредственно перед заключением контракта, то около половины из них только работали (49%), 11% - учились и работали одновременно, 13% - только учились и около 5% - не работали и не учились.
Абсолютное большинство (93%) военнослужащих по контракту в 2000 г. имело профессию (специальность) до службы в армии, а в 2004 году этот показатель снизился до 76,2%. Значительная часть опрошенных по своему предыдущему социально-профессиональному статусу отнесла себя к рабочим. Отмечается снижение среди добровольцев удельного веса инженерно-технического персонала: инженеры составили 12% и 1,7%, а техники - 10% и 6,5%. Имеют профессию: бухгалтера - 8% и 2,4%, учителя - 7% и 1%, работников административных органов - 4% и 2,3% респондентов соответственно.
Важной особенностью являются то, что среди опрошенных военнослужащих по контракту доля представителей крестьянских профессий крайне мала - менее 1%. Этот факт свидетельствует о том, что военная служба по контракту пока не является привлекательной для сельской молодежи. Совершенно очевидно, что среди представителей сельской молодежи есть немало достойных потенциальных кандидатов для поступления на контрактную службу. Слабый приток в армию добровольцев из сельской местности связан не только с нерешенными в полном объеме жилищных проблем в войсках, но и недостаточной работой военных комиссариатов по военно-профессиональной ориентации молодежи на военную службу по контракту на селе и в малых населенных пунктах.
Подтверждением этому служит и распределение респондентов по месту жительства до службы в армии. Только около 3% опрошенных жили в деревне или на хуторе и менее 12% - в большом селе или поселке. Остальные контрактники жили в городах, причем более 2/3 из них - в городах с населением более ста тысяч человек, областных, краевых и республиканских центрах.
Несколько изменился образовательный уровень военнослужащих по контракту. Если раньше явно преобладали люди со средним и средним специальным образованием (68%), то теперь их доля составила в среднем только 53%, при этом среди женщин - 54,7%, у мужчин - 21,6%. При этом значительно возросло количество добровольцев с высшим образованием - в среднем с 7% до 20%, однако, этот прирост произошел, главным образом, за счет женщин (32,4%), а не мужчин (6,8%). В целом более 23% респондентов имеют среднее техническое образование (женщины - 28,9%, мужчины - 17,8%). Доля военнослужащих, имеющих начальное или неполное среднее образование, практически не изменилось и составляет около 4%.
Все это свидетельствует о том, что добровольцы на военной службе по своему возрасту, жизненному опыту, общеобразовательной и профессиональной подготовке заметно отличаются в лучшую сторону от военнослужащих по призыву. Ориентацию и отбор по этим показателям можно считать соответствующими требованиям.
.2 Особенности результатов социально - психологических исследований
По результатам социологического исследования было установлено, что для большинства военнослужащих по контракту характерна ярко выраженная материально-прагматическая ориентированность (преобладание мотивов, обусловливающих отношение к труду как средству существования). Однако итоги опроса показывают более полную и не столь однозначную картину структуры ценностных ориентаций солдат и сержантов, проходящих военную службу по контракту. Несмотря на то, что ценности материально-бытового характера по-прежнему имеют первостепенное значение для основной части добровольцев, для большинства из них также важно иметь верных и надежных друзей, жить в коллективе, приносить пользу обществу, заниматься интересным делом, быть самостоятельным и независимым, добиться уважения окружающих.
Обращает на себя внимание тот факт, что такие возможности контрактной службы как Приносить пользу обществу занимают у женщин 3-е место, у мужчин - 6 место Изучить оружие и боевую технику - 11-е и 7-е места соответственно.
Таким образом, выбор военной службы по контракту во многом определяется мотивами личного характера.
Очевидно, что люди, идущие в армию, не ищут решения жилищной проблемы. Стремление избежать безработицы у женщин занимает 5-е место (у мужчин - 10-е), следовательно, безработица у женщин выше, и если принять во внимание, что на военную службу по контракту идут, как правило, жены офицеров и прапорщиков, проходящих службу в военных городках, становится ясно, что служба по контракту зачастую становится для них единственным способом избежать безработицы.
Одним из прямых показателей военно-профессиональной ориентации военнослужащих по контракту является оценка ими социальной значимости военной службы в сравнении с другими видами трудовой деятельности. Об этом свидетельствует тот факт, что более 2/3 респондентов, считающих военную службу очень важной для общества, собираются заключить контракт на новый срок, а среди добровольцев, собирающихся продолжить военную службу после окончания срока контракта, 95% высоко оценивают социальную значимость этого вида трудовой деятельности.
Изучение личностных планов респондентов относительно перспектив своей жизни приводит к выводу о том, что их отношение к службе заметно улучшилось. Если только 33% респондентов собиралась продолжить военную службу после окончания контракта (среди женщин - 85%), то сейчас - уже более половины добровольцев (53%) выразили твердое намерение заключить контракт на новый срок. Хотя по-прежнему к перезаключению контракта более склонны военнослужащие-женщины (65% от общего числа опрошенных женщин).
Характерно, что среди причин ухудшения отношения некоторой части добровольцев к военной службе по контракту чаще всего называется невыполнение условий контракта, а именно:
низкий уровень денежного довольствия и его несвоевременная выплата (83% от числа респондентов, не удовлетворенных выполнением условий контракта)
недостатки в снабжении вещевым имуществом (около 13%)
необеспеченность жильем (более 12%)
неудовлетворительные условия труда (более 12%).
Не подтвердились данные предыдущего опроса о том, что к перезаключению контракта более склонны сержанты и старшины. Напротив, результаты данного обследования показывают, что среди солдат и матросов 59% собираются заключить контракт на новый срок, а доля таких респондентов среди сержантов и старшин составляет только 43%.
Что касается оценки респондентами уровня своей подготовленности к служебной деятельности, то здесь большинство из них склоняются к среднему уровню.
Характерно, что солдаты (матросы), сержанты (старшины), проходящие военную службу по контракту, чувствуют себя наименее подготовленными по общественно-государственной подготовке (ОГП) по-видимому, органам воспитательной работы необходимо изучать причины этого явления и принимать меры по совершенствованию ОГП с этой категорией военнослужащих.
В заключение первого вопроса важно также отметить, что значимость групп ценностных ориентаций неодинакова для различных категорий военнослужащих: если военнослужащие, проходящие службу по призыву более устремлены на собственное развитие и совершенствование в процессе службы, а для большинства курсантов, офицеров и прапорщиков (мичманов) характерны военно-корпоративная и военно-профессиональная направленность, то для контрактников все же - решение личных прагматических задач. Это накладывает особый отпечаток на характер воспитательных действий всех командиров и начальников.
правовой воспитание психологический военнослужащий
2. Особенности правового воспитания военнослужащих по контракту
.1 Важность правовой работы с военнослужащими - контрактниками
На современном этапе развития Вооруженных Сил правовое воспитание играет важную роль в формировании высокообразованного и профессионального воина, способного выполнять любые поставленные задачи.
Правовое воспитание военнослужащих - это целеустремленное систематическое воздействие на сознание, психологию военнослужащих с целью формирования у них глубоких и устойчивых правовых взглядов и представлений, убеждений и чувств, привития им высокой правовой культуры, навыков и привычек активного правового поведения, обеспечивающего правильное понимание и исполнение законодательной политики, готовность защищать Отечество.
Сущность правового воспитания заключается в обеспечении превращения правовых знаний в убеждение и практические действия по строгому и четкому исполнению законов, воинских уставов, приказов и директив каждым военнослужащим.
Содержанием правового воспитания военнослужащих является формирование у военнослужащих глубокой убежденности в справедливости, разумности и целесообразности воинского порядка, основанного на строжайшем исполнении законов и воинских уставов, понимания того, что нормы права выражают интересы всего народа, а их соблюдение есть необходимое условие поддержания высокого уровня бдительности и боевой готовности армии и флота.
Правовое воспитание служит неотъемлемой частью морально-психологического обеспечения воинов, одним из наиболее эффективных направлений воспитания у них необходимых воинских качеств, укрепления дисциплины и правопорядка, предупреждения правонарушений в части. Оно формирует у воинов высокую ответственность за защиту Родины, выполнение своих служебных обязанностей. Оно формирует у военнослужащих научное мировоззрение, высокое морально-психологическое сознание, преданность государственным интересам.
Правовое воспитание в Вооруженных Силах РФ сегодня осуществляется в соответствии с нормами права: Конституцией РФ, законами РФ Об Обороне. О статусе военнослужащих. О воинской службе и военной обязанности. военной присяги, общевоинских Уставов, приказом МО РФ №250-93 г. Об организации общественно-государственной подготовки личного состава РФ. а также требований МО РФ, изложенных в приказах №№100-93 г. 15-9 по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины в ВС РФ. Здесь закреплены государственная политика в области военного строительства и важнейшие моральные требования к воинам. Правовые нормы направлены на охрану чести, достоинства военнослужащих и служат важным средством борьбы с правонарушениями военнослужащих.
Исходя из этого задачами правового воспитания военнослужащих по контракту являются:
формирование у них высокого правосознания, стимулирование правомерной активной деятельности в составе Вооруженных Сил РФ
обеспечение твердой воинской дисциплины и правопорядка в части
обеспечение сознательного исполнения военнослужащими обязанностей воинской службы
сплочение воинских коллективов и воспитание чувства личной ответственности за выполнение воинского долга.
Основными элементами правового воспитания военнослужащих контрактной службы являются следующие пути:
. Правовая пропаганда - играет важную роль в правовом воспитании военнослужащих. Основное ее назначение - распространение знаний о правовых идеях, правовой информации
. Правовое обучение - проводится с различными категориями военнослужащих - офицерами, прапорщиками (мичманами), сержантами и солдатами (матросами). Организуется оно:
) путем систематического изучения права по определенной системе, программе (в военных академиях, училищах, школах правовых знаний и т.д.), на занятиях по общегосударственной подготовке
) по отдельным темам (на сборах органов дознания и военных дознавателей, членов товарищеских судов частей, на сборах командиров и заместителей по воспитательной работе и т.д.)
. Правовое саморазвитие - призвано пополнять ранее полученные правовые знания особенно это важно для офицерского состава, служебные обязанности которого и их исполнение требуют строгого соблюдения требований законности.
. Правовая практика - направлена на применение в повседневной и служебной деятельности полученных правовых знаний. К средствам правового воспитания правовая практика относит:
. Поддержание в части (на корабле) уставного порядка.
. Личный пример командира - под влиянием примера и авторитета командира у военнослужащих воспитывается уважительное отношение к нормам права, уставному порядку, правомерному поведению. Это означает в первую очередь образцовое несение боевого дежурства, караульной и внутренней службы, уставные взаимоотношения между военнослужащими, забота о быте и досуге личного состава.
. Правильная дисциплинарная практика различных категорий воинских должностных лиц помогает военнослужащим в их практической деятельности давать юридическую оценку явлениям жизни..
. Положительное влияние на правонарушителей воинского коллектива - одно из средств перевоспитания их и предупреждение правонарушений в части, подразделении, на корабле воздействие коллектива оказывается через повседневный контроль за поведением каждого военнослужащего со стороны товарищей, сослуживцев, армейскую общественность.
. Правохранительная деятельность органов воинской юстиции, военной прокуратуры и военных судов направлена на борьбу с правонарушениями в Вооруженных Силах РФ, а также перевоспитание военнослужащих, совершивших преступления. Присущими им формами и методами работы они оказывают помощь командирам, координируя деятельность по предупреждению правонарушений и правовому воспитанию военнослужащих обслуживаемых частей, кораблей.
. Открытые судебные процессы в воинской части эффективно воздействуют на формирование правосознания военнослужащих, формируют общественное мнение, повышают уровень правовой культуры воинов.
. Личное участие военнослужащих контрактной службы в работе по укреплению законности и правопорядка в части - важное средство роста правосознания военнослужащих. Участвуя в работе внутренних проверочных комиссий, жилищных комиссий, товарищеских судов в качестве дознавателей, народных заседателей и др. военнослужащие углубляют свои правовые знания, вырабатывают чувство ответственности за правильное применение правовых норм.
. Эффективным средством правового воспитания военнослужащих является правильное и своевременное разрешение заявлений и жалоб, поступающих в органы военного управления. Считая работу с жалобами делом государственной важности, необходимо, чтобы на жалобы давались обоснованные ответы и по ним принимались срочные меры. Военнослужащие - контрактники обращаются в органы военного управления с различными предложениями и заявлениями по вопросам, имеющим значение для повышения боевой готовности части, устранения отдельных недостатков и правонарушений.
. Важное значение в правовом воспитании военнослужащих контрактной службы имеет индивидуальный подход к каждому воину, умение понять подчиненного в конкретной жизненной ситуации, быть в курсе всей жизни и уметь своевременно исправить допущенные ошибки.
Таковы важнейшие средства правового воспитания военнослужащих в воинской части.
.2 Порядок организации правой работы в подразделении
Как известно, правовое воспитание личного состава - неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса в Вооруженных Силах. Оно организуется и проводится командирами, штабами, органами по воспитательной работе в соответствии с указаниями Министра обороны РФ.
Организация правового воспитания военнослужащих в соединении, части, на корабле начинается с планирования. Руководствуясь планами мероприятий по правовому воспитанию, которые в округах, группах войск и на флотах командование соединений и частей совместно с органами по воспитательной работе и органами военной юстиции разрабатывают свои планы на год, полугодие, а в ряде случаев на квартал. В частях (на кораблях) отдельные планы правового воспитания, как правило, не составляются. Все правовоспитательные мероприятия включаются здесь в различные планы воспитательной работы.
Основными путями правового воспитания личного состава в работе ЗКРВР на современном этапе являются:
. Организация и содержание правовой пропаганды:
Организуется правовая пропаганда с учетом следующих требований:
обязательный учет состояния законности и воинской дисциплины в части, подразделении
увязка правовой пропаганды с задачами, решаемыми частью, подразделением
полный охват проводимыми мероприятиями всего личного состава части, подразделения
учет особенностей личного состава (различных категорий) данной части, подразделения
систематичность и последовательность воспитательного воздействия на военнослужащих
ясность, доходчивость и убедительность
использование наиболее эффективных форм и методов правовой пропаганды.
Она раскрывается через следующие направления:
. Разъяснения личному составу государственной политики нормативных документов, Законов, Указов Президента, постановлений правительства по вопросам государства, права и законности, укрепления правопорядка в стране и Вооруженных Силах.
. Пропаганда Конституции РФ.
. Разъяснение военного законодательства.
. Разъяснение законодательства об уголовной ответственности военнослужащих за совершение преступлений.
. Разъяснение причин и условий, способствующих нарушениям законности и возникновению правонарушений.
. Пропаганда профилактических мер, форм и методов работы командиров, заместителей по воспитательной работе, общественности по предупреждению правонарушений.
Основными средствами правовой пропаганды при работе с воинами - контрактниками являются:
средства массовой информации (печать, радио, телевидение)
устная пропаганда и агитация
средства наглядной агитации.
Средства массовой информации:
передачи центрального радио, телевидения (теле- и радиожурналы Человек и закон. передачи на канале военного телевидения по вопросам военного права
Местное радио, телеузел воинской части (радиожурналы, телерепортажи, например, Из зала суда и др. запись на магнитофонную ленту беседы военного юриста и др.)
печать центральная в газетах Красная звезда. Известия. Правда и др. издания Военного издательства
окружная (издания ВО, флотов), например, рубрики Командир и закон. Дневник правового воспитания. Ответы на вопросы читателей. Юридические консультации. С присягой в сердце и др.
местная печать, в воинской части (газета соединения, печатные материалы, стенные газеты, боевые листки, материалы уголков правовых знаний в библиотеке, комнатах отдыха и др).
Устная пропаганда и агитация - основные формы:
правовые информации
тематические правовые чтения
открытые правовые уроки
лектории правовых знаний
индивидуальные беседы
тематические (кинолекционные) вечера (пример тематики - Защита Отечества - священный долг каждого Российского гражданина и др.)
вечера вопросов и ответов (например, Льготы военнослужащим и членам их семей и др.)
юридические консультации (индивидуальные, групповые - по подразделениям)
инструктивные доклады (для правового актива и т.д.).
Средства наглядной агитации:
стенды /в помещениях, на территории военного городка, стрельбища, полигона/
плакаты /изготовленные централизованно и местными силами - в клубе части/.
С раскрытием содержания решений правительства по правовым вопросам, законов РФ и др. нормативных актов.
. Повышение теоретической и методической подготовки военнослужащих по правовым вопросам
В последние годы в связи с созданием ряда государственных нормативных актов, в том числе документов МО РФ, направленных на повышение уровня организованности, дисциплины и правопорядка в войсках, работа по правовому воспитанию военнослужащих заметно активизировалась. Поэтому основными формами и методами работы ЗКРВР с военнослужащими контрактной службы стали:
изучение военного законодательства в системе командирской подготовки по установленной тематике
изучение правовой проблематики в рамках общегосударственной подготовки
инструктивные лекции и доклады по вопросам права и законности на сборах и семинарах различных категорий л/с
консультации по правовым вопросам
проведение вечеров вопросов и ответов на правовые темы
проведение бесед с л/с в подразделениях и с отдельными военнослужащими по правовым вопросам
изучение офицерским составом вопросов права по личным планам самостоятельной подготовки
использование в правовом воспитании офицеров, прапорщиков и мичманов, возможности товарищеских судов чести
подготовка правового актива
теоретические, научно-практические конференции, семинары, служебные совещания, сборы, на которых рассматриваются вопросы укрепления законности, воинской дисциплины и правопорядка в войсках, правового воспитания военнослужащих, предупреждения правонарушений и др. правовые проблемы.
. Определяющую роль в правовом воспитании военнослужащих играет общественно-государственная подготовка, как основная форма воспитания. Здесь изучаются теоретические проблемы, имеющиеся важное государственно-правовое значение, актуальные вопросы политики государства в области укрепления правопорядка и законности, задачи правового воспитания в свете современных требований к боеготовности и боеспособности войск и сил флота. Все это способствует глубокому осознанию сущности и знания права, формирования у них твердых убеждений в справедливости и целесообразности законов, воспитывает стремление неукоснительно соблюдать их в своей повседневной деятельности.
В каждом виде Вооруженных Сил программой командирской подготовки офицерского состава предусматривается определенное количество часов по правовой подготовке. Круг правовых вопросов, подлежащих изучению в системе общегосударственной и командирской подготовки, широк и разнообразен. Вместе с тем, эти вопросы по своему характеру весьма специфичны и для глубокого раскрытия большинства из них необходимы специальные юридические познания. Поэтому наиболее целесообразно для чтения лекций на правовые темы приглашать военных юристов - работников военных прокуратур и судов, обслуживающих соединение или часть, либо офицеров военных прокуратур и судов округов (групп войск, флотов).
Однако не исключено, что по условиям дислокации части или в силу других причин привлечь для чтения лекций военного юриста не представляется возможным. В этом случае проведение занятий можно поручить наиболее подготовленному офицеру. Наряду с командирами, обладающими соответствующей теоретической подготовкой, большим служебным и жизненным опытом, такие поручения могут быть выполнены членами правового актива, а также офицерами, получившими юридическое образование, либо обучающимися заочно в юридических вузах.
. Мобилизация общественности на активное участие в правовоспитательном процессе. Разумное использование предусмотренных законом и оправдавших себя на практике форм и методов участия армейской и флотской общественности в правовом воспитании приносит положительные результаты в борьбе за укрепление воинской дисциплины, законности и правопорядка. Среди многих форм влияния воинских коллективов на своих членов важное место занимают общие собрания, которые во многом способствуют повышению уровня правового сознания военнослужащих. Правовоспитательная сила общего собрания воинского коллектива состоит прежде всего в том, что оно имеет право:
обсуждать поведение отдельных военнослужащих
ходатайствовать перед органами прокуратуры и военным судом о решении судьбы члена коллектива
выделять общественного защитника или общественного обвинителя для участия в судебных заседаниях
ходатайствовать о досрочном снятии судимости с осужденного, если после отбытия наказания он доказал свое исправление примерным поведением и добросовестным отношением к службе.
Все это позволяет коллективу не только выражать мнение в отношении поведения своих членов, но и активно использовать его для перевоспитания лиц, совершивших то или иное правонарушение, и предупреждения проступков со стороны других лиц.
Мобилизуя армейскую и флотскую общественность на активное участие в правовом воспитании руководители правовоспитательного процесса должны помнить, что особую обязанность в области правового воспитания выполняют товарищеские суды чести среди военнослужащих контрактной службы. Открытое и обстоятельное рассмотрение дел в них, с одной стороны, отрезвляющее действует на провинившихся, а с другой - является наглядным уроком, предостережением для всех остальных. Они охраняют честь и достоинство воинского звания, активно содействуют правовому воспитанию военнослужащих.
Товарищеские суды чести работают под непосредственным руководством командира и все свои мероприятия согласовывают с командованием, органами по воспитательной работе. В целях повышения роли товарищеских судов чести в правовоспитательном процессе, правильного руководства ими, превращения их в постоянно-действующие органы командование соединений и частей должно заботиться о том, чтобы они:
были в работоспособном и правомочном составе (своевременно избирать новых членов суда взамен отозванных или выбывших, регулировать отпуска, командировки)
своевременно рассматривали на своих заседаниях проступки военнослужащих
проводили большую работу по предупреждению проступков и правонарушений (это достигается своевременной постановкой командиром задач перед членами товарищеских судов, оказанием им помощи в планировании работы и в организации отчетов о деятельности судов)
не допускали случаев рассмотрения на одном заседании нескольких дел или проведения насколько заседаний товарищеского суда подряд
своевременно представляли командиру решения о принятых мерах к совершившему проступок военнослужащему.
Практика войск показывает, что активность и степень участия правового актива в правовоспитательной работе в значительной мере зависит от того, как поставлено его обучение и воспитание. В этих целях командир и ЗКРВР совместно с органами военной юстиции организуют и проводят:
один-два раза в месяц сборы
лекции и семинары с членами товарищеских судов чести
инструктажи и юридические консультации по конкретным вопросам проведения расследования разбирательств, подготовки заседаний товарищеских судов
разработку материалов и тезисов бесед и лекций на правовые темы и обеспечение ими членов правового актива.
Таковы основные, наиболее распространенные формы и методы мобилизации армейской и флотской общественности на активное участие в правовоспитательном процессе.
Обобщение и распространение передового правового опыта. В работе ЗКРВР с военнослужащими контрактной службы играет важную роль прежде всего в том, что обобщение и распространение передового опыта пропагандистов права, во-первых, помогает вести активную борьбу с недостатками в правовоспитательном процессе во-вторых, позволяет выявить резервы для борьбы за высокую дисциплину, организованность и правопорядок в-третьих, способствует дальнейшему совершенствованию руководства правовым воспитанием воинов в-четвертых, вооружает руководящий состав, органы по воспитательной работе, правовой актив передовыми формами и методами правовоспитательной работы, основам юридической практики.
Практика работы офицера - воспитателя показывает, что основными формами изучения и распространения передового опыта пропагандистов стали:
различные учебно-методические сборы, занятия, служебные совещания
теоретические и научно-практические конференции, семинары
выступления передовых офицеров, прапорщиков и мичманов, работников органов военной юстиции, членов правового актива
печать, наглядная агитация и местное радиовещание
учебно-методические кабинеты
школы правовых знаний и лектории на правовые темы
индивидуальная работа, юридические консультации.
Контроль за строгим и точным соблюдением законности и правопорядка воинской дисциплины и дисциплинарной практики.
Роль соблюдения законности и правопорядка, воинской дисциплины и дисциплинарной практики в процессе формирования высокого правосознания у воинов заключается, прежде всего, в том, что все это, во-первых, способствует реальному укреплению воинской дисциплины, поддержанию в части, на корабле твердого уставного порядка и, во-вторых, непосредственно влияет на формирование у л/с внутренней потребности всегда и везде действовать в соответствии с правовыми нормами и целевыми юридическими предписаниями.
Для того, чтобы подразделении дисциплинарная практика соответствовала требованиям законности, как показывает опыт, необходимо всеми формами и методами работы воспитывать у командиров и начальников стремление строго и точно руководствоваться в ней правовыми принципами. Важнейшими из них являются:
обоснованность поощрений и взысканий
учет индивидуальных качеств личности военнослужащего /общий уровень развития, психологические качества, степень знания службы и т.д./
соразмерность объявляемых поощрений и взысканий /объявлять заслуженно/
своевременность, гласность, целеустремленность
единство и согласованность действий всех командиров /начальников/ подразделения, части /корабля/ к применению поощрений и взысканий
недопустимость превышения своих дисциплинарных прав
своевременность реализации поощрений и взысканий.
Одним из важнейших условий научного подхода к организации правовоспитательной работы роте является всесторонний, систематический анализ деятельности офицеров по правовому воспитанию личного состава. Он помогает глубоко вскрыть причины правонарушений, обобщить положительный опыт, правильно оценить дисциплинарную практику, наметить эффективные меры по дальнейшему укреплению законности и правопорядка.
Практика войск показывает, что основным содержанием анализа стало определение того, в какой степени состояние правопорядка обеспечивает поддержание высокого уровня дисциплины, постоянной боевой готовности соединения, части, корабля, выполнение личным составом задач боевой подготовки, боевого дежурства, караульной и внутренней служб и соответствуют ли взаимоотношения между всеми категориями военнослужащих духу требований общевоинских уставов, приказов и директив МО РФ, других нормативных актов.
Таким образом, изучение, анализ и обобщение опыта правовоспитательной работы в армии и на флоте приводят к выводу о том, что успешное решение задач правового воспитания военнослужащих контрактной службы достигается в результате проведения в жизнь комплекса административных, организационных и пропагандистских мероприятий.
Заключение
Подводя итоги можно сделать вывод, что становление и развитие Вооруженных Сил Российской Федерации протекает в сложной социально-экономической обстановке, сложившейся в нашем обществе. Это обстоятельство выдвигает проблемы правового воспитания военнослужащих в качестве одного из приобретенных направлений воспитательной работы Вооруженных Сил. Поэтому права человека, совершенствование внутриармейских отношений, правовая и социальная защищенность военнослужащих - это те вопросы, которые необходимо, являются предметом многих дискуссий и обсуждений.
Говоря о правовом воспитании, нельзя не отметить наличие тесной связи между уровнем правовой культуры военнослужащих и их социальной защищенностью. Поэтому полноправие граждан в демократическом государстве сочетается с высокой ответственностью за выполнение обязанностей перед обществом. Это имеет непосредственное отношение и к военнослужащим контрактной службы.
Решение ее основных задач невозможно без коренного улучшения воинской дисциплины. Это, как отмечалось, многоаспектная проблема. Для того чтобы решать ее на уровне современных требований, всем военнослужащим, и в первую очередь командирам и начальникам, необходимо четко представлять понятие воинской дисциплины, ее сущность и требования, знать виды и содержание правовых средств по ее укреплению и уметь методически грамотно пользоваться ими в своей повседневной деятельности.
При этом необходимо помнить, что решение данных проблем происходит в условиях демократизации общества и построения основ правового государства. Поэтому в этой своей деятельности командирами и начальниками должна решаться двуединая задача. С одной стороны, необходимо не снижать достигнутого уровня строгости и неотвратимости мер, направленных на укрепление дисциплины, с другой - строго соблюдать нормы и правила, регламентирующие права и свободы военнослужащих при нахождении ими воинской службы.
Но права граждан не могут существовать в отрыве от его обязанностей. Данное положение закреплено в Конституции Российской Федерации: Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушат права и свободы других лиц (п.3 ст.17) Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (п.2 ст.15). Поэтому, главная и наиболее сложная проблема в области правового воспитания военнослужащих связана не столько с законодательным обеспечением их прав, сколько с уровнем правовой подготовки, правосознания и правовой культуры военнослужащих. Ведь зная свои права, военнослужащие увереннее чувствуют себя при отстаивании своих интересов, прав и льгот. С другой стороны, знание правовых норм должностными лицами также повышает гарантии социальной защищенности военнослужащих.
Поэтому формирование высокоэффективной, динамичной, системной правовой подготовки военнослужащих станет одним из важнейших средств укрепления законности и правопорядка в Вооруженных Силах, условием успешного решения задач военной реформы в Российской Федерации.
Список использованной литературы
1. Организация и содержание деятельности должностных лиц полка (бригады) по изучению индивидуально-психологических особенностей пополнения (методическое пособие) ГУВР Москва1997г.
2. Галкин М.С. Новый путь современного офицера. М.,1996.
3. Военная педагогика и психология. / Под редакцией А.В. Барабанщикова. - М. Воениздат, 1986.
4. Анцупов А. Замай И. Прошанов С. Оценка некоторых особенностей межнационального восприятия молодых воинов методом опроса. М. ГА ВС, 1992 г.
5. Армия и национальные отношения. М. ГА ВС, 1994 г.
6. Словарь международного права. - 2-е изд. перераб. и доп. - М. Междунар. отношения, 1986. - 432 с.
7. Арцибасов И.Н. Егоров С.А. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. - М. Международные отношения, 1989. -245 с.
. Курс международного права: В 7 т. М. 1992, Т.6. С. 218-307.
. Международное право в документах: Учебное пособие / Сост. Н.Т. Блатова, М. 1982, раздел XVII.
10. Законы Российской Федерации Об обороне. О статусе военнослужащих. О воинской обязанности и военной службе .
Правовое положение военнослужащих
Вопросы правового регулирования военно-служебных отношений с участием
военнослужащих - женщин всегда были актуальны, поскольку служба женщин
регулируется не только военным законодательством, но и другими отраслями
права.
В настоящее время действующее законодательство Российской Федерации,
нормативные правовые акты и руководящие документы министерств и ведомств, и
в первую очередь Министра обороны РФ, относительно широко раскрывают
сущность и содержание военной службы женщин. Однако практическая реализация
действующих нормативных актов выявляет несовершенство многих правовых норм,
что вызывает различные злоупотребления и нарушения при приёме и увольнении
женщин на военную службу, а также во время её прохождения.
Существует проблема недостаточной информированности женщин
-военнослужащих о тех правах и льготах, которые предусмотрены для них
законодательством РФ. Правовой статус женщин - военнослужащих определяется
законами Российской Федерации: "О воинской обязанности и военной службе" и
и 0 статусе военнослужащих", а также соответствующими приказами Министра
обороны и Директивами Генерального штаба Вооружённых Сил Российской
Федерации.
В соответствии со ст.30 Закона РФ "О воинской обязанности и военной
службе " женщины поступают на военную службу добровольно. Первый контракт о
прохождении военной службы вправе заключать граждане женского пола в

возрасте от 20 до 40 лет, признанные пои медицинском освидетельствовании
годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными
ограничениями. Они должны так-we соответствовать установленным требованиям
по общеобразовательному цензу, профессиональной подготовке, морально-
психологическим качествам. Основанием для отказа в заключении контракта о
прохождении военной службы может служить наличие у женщины ребёнка в
возрасте до 8 лет. Предельный возраст пребывания на военной службе женщин -
военнослужащих установлен не более 50 лет.
Контракт о прохождении военной службы заключается на срок 3, 5, или 10
лет, а также на меньший срок до наступления предельного возраста
пребывания на военной службе. Однако, если женщина впервые поступает на
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!