Выплаты чернобыльцам Украине
Чернобыльцы смогут свободно выбирать санаторно-курортное заведение
Президент подписал закон
Президент Украины Виктор Янукович подписал закон Украины О внесении изменений в Закон Украины О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы относительно свободного выбора гражданами, которые пострадали в результате Чернобыльской катастрофы, санаторно-курортного заведения.
Как передает корреспондент УНИАН, об этом на брифинге сообщила первый заместитель главы Администрации Президента Украины - представитель Президента в Кабинете министров Ирина Акимова.
Законом предусмотрено, что лицам, отнесенным к 1-й категории, предоставляется внеочередное ежегодное бесплатное обеспечение санаторно-курортными путевками путем предоставления ежегодной денежной помощи для компенсации стоимости путевок через безналичное перечисление санаторно-курортным заведениям, имеющим лицензию на осуществление хозяйственной деятельности по медицинской практике, за предоставление услуг по санаторно-курортному лечению или получение по их желанию денежной компенсации в размере средней стоимости путевки в Украине.
Порядок предоставления ежегодной денежной помощи устанавливается центральным органом исполнительной власти по формированию и обеспечению реализации государственной политики в сфере трудовых отношений и социальной защиты населения.
Предельный объем ежегодной денежной помощи, ежегодный размер средней стоимости путевки в Украине и порядок выплаты денежной компенсации в размере средней стоимости путевки в Украине определяются Кабинетом министров.
Лицам, отнесенным ко 2-й категории, гарантируется не внеочередное, а первоочередное ежегодное бесплатное обеспечение санаторно-курортными путевками или путевками на отдых путем предоставления ежегодной денежной помощи.
В то же время, лицам, отнесенным к 3-й категории, гарантируется первоочередное ежегодное обеспечение льготной санаторно-курортной путевкой или путевкой на отдых путем предоставления ежегодной денежной помощи для компенсации стоимости путевок через безналичное перечисление санаторно-курортным заведениям или заведениям отдыха, имеющим лицензию на осуществление хозяйственной деятельности по медицинской практике, за предоставление услуг по санаторно-курортному лечению или отдыху или получение по их желанию денежной компенсации в размере 70% средней стоимости путевки в Украине.
Лицам, которые отнесены к 4-й категории, гарантируется первоочередное обеспечение такими путевками или получение по их желанию денежной компенсации в размере 50% средней стоимости путевки в Украине.
Также предусмотрено ежегодное бесплатное обеспечение потерпевших детей путевками на оздоровление сроком до двух месяцев путем предоставления ежегодной денежной помощи для компенсации стоимости путевки через безналичное перечисление заведениям оздоровления, имеющим лицензию на осуществление хозяйственной деятельности по медицинской практике, за предоставление услуг по оздоровлению.
Потерпевшие дети в возрасте до 10 лет вместе с одним из родителей или лицом, которое их заменяет, при условии, что такое лицо принадлежит к пострадавшим в результате Чернобыльской катастрофы, обеспечиваются путевками на оздоровление путем предоставления ежегодной денежной помощи для компенсации стоимости путевки через безналичное перечисление заведениям оздоровления, имеющим лицензию на осуществление хозяйственной деятельности по медицинской практике, за предоставление услуг по оздоровлению или получение денежной компенсации в размере средней стоимости путевки в Украине.
При этом в случае недостаточной длительности ежегодного отпуска одному из родителей, лицу, которое их заменяет, или лицу, которое присматривает за потерпевшей ребенком, предоставляется дополнительный отпуск без сохранения заработной платы.
Архив статей
Выплаты чернобыльцам, детям войны, декретчицам
Чтобы защищать свои права, необходимо их, прежде всего, знать. Сегодня Украины уже пережила несколько политических бумов, в результате которых произошло несколько перетрубаций в социальной сфере. Мы видели и видим по телевизору массовые забастовки и пикетирование государственных органов, но все ли понимают о чем идет речь? В условиях экономического кризиса, как никогда стал актуальным вопрос о защите самых незащищенных слоев населения. И чаще всего мы видим этих людей на экранах телевизоров под флагом тех или иных общественных организаций по защите прав чернобыльцев. Государство, призванное защищать слабых, как сообщают нам новостные ленты, - угнетает их с неистовой силой, массово нарушая собственные законы и недоплачивая этим людям их и так небольшие пенсии.
Дело в том, что при проведении перерасчета пенсии применяется показатель средней заработной платы за 2007 г. (1197,91грн.), вместо 2009г. (1650,43) и последующих годов, когда заработная плата постоянно увеличивалась. При проведении перерасчета пенсии работающим пенсионерам должен применяться показатель заработной платы за год, предшествующий году проведения перерасчета пенсии. Однако этого не происходит, поскольку государство путем занижения показателя заработной платы, а точнее применяя заниженный показатель для проведения соответствующих начислений.
Отсуживание разницы между действительным размером пенсии и тем уровнем, который выплачивается по заниженным ставкам и является предметом административных исков, массово подаваемых чернобыльцами. К выплатам чернобыльцев отнесены: основная пенсия, пособие на оздоровление, одноразовая компенсация за вред здоровью.
Более точно расчет по суммам недоплат выглядит так. Им должны ежемесячно доплачивать к пенсии от 187.50 грн. до 750 грн. Согласно ст. 50 Закона о ЧАЭС, лицам отнесенным к категории I, назначается ежемесячная дополнительная пенсия за вред, причиненный здоровью, в размерах: инвалидам I группы – 100% (750 грн.) прожиточного минимума для лиц утративших трудоспособность (далее пм), инвалидам II группы – 75% пм (562.50 грн.), инвалидам III группы, детям-инвалидам, а так же больным вследствие Чернобыльской катастрофы лучевой болезнью – 50% пм (375.00грн.). Согласно ст. 51 Закона о ЧАЭС лицам, отнесенным к категории 2 – 30 % пм (225.00грн.), категории 3 -25% пм (187.50 грн.) и 4 категории – 15% пм (112.50 грн.).
Ежегодное пособие на оздоровление: инвалидам I и II гр. – 5 минимальных заработных плат (4705 грн.) (далее МЗП), инвалидам III гр. и детям-инвалидам – 4 МЗП (3764 грн.), участникам 2 категории – 5 МЗП (4705 грн.), 3 категории – 3 МЗП (2823грн.). Каждому ребенку, который потерял в результате Чернобыльской катастрофы одного из родителей – 3 МЗП (2823 грн.), гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения в 1986 году, включая детей – 3 МЗП (2823 грн.).

Одноразовая компенсация за вред, причиненный здоровью, согласно ст.48 Закону о ЧАЭС составляет: инвалидам 1 группы - 60 минимальных заработных плат (56460 грн.), инвалидам 2 группы – 45 мзп (42345 грн.) и инвалидам 3 группы - 30 мзп (28230грн).
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 268 Гражданского кодекса Украины на требование о возмещении вреда причиненного увечьем, другим ущербом здоровью или смертью, не распространяется исковая давность – то есть, хотя инвалидность установлена в прошлые года подать в суд можно и в настоящий момент, только минимальна заработная плата будет браться на день установления инвалидности.
Не менее массовыми являются нарушения прав детей войны, чей правовой статус и размер соответствующих пенсионных выплат регламентирует Закон Украины «О социальной защите детей войны». А какие нарушения происходят в отношении Детей Войны? Им ежемесячно должны доплачивать к пенсии 225.00 грн. однако таких доплат не производится по вышеперечисленным причинам. Бороться с этим можно только в судебном порядке, подав соответствующий административный иск. Общая сумма, на которую можно претендовать – порядка 8000 грн.
Согласно ст. 13 Закона Украины «О государственной помощи семьям с детьми» матери у которых есть дети до 3-х лет имеют право на ежемесячную государственную помощь по уходу за ребенком до достижения ним 3-летнего возраста. И здесь государство недоплачивает так называемые декретные. Матерям ежемесячно должна выплачиваться помощь по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста 784 грн. А общая сумма недоплаченных выплат составляет от 2000 до 10000 грн. в зависимости от периода недоплаты.
Чтобы как можно правильнее и быстрее получить свои деньги, вам желательно обращаться к специалистам. Это, как правило, адвокаты, либо юристы. Средняя стоимость юридических услуг по сопровождению судебных тяжб по Киеву по такова: «Дети войны» - 300-500 грн, «Декретчицы» - 400 грн, «Чернобыльцы» - от 1000-3000 грн.
Автор статьи: адвокат Морозов А.В. 13 ноября 2012 года
Трудовые права чернобыльцев в Украине: отпуск, декрет, выплата госкомпенсаций
Иллюстрация http://www.inmagine.com/
Узнайте больше о том, как рассчитываются дополнительные и декретные отпуска чернобыльцам, какой порядок увольнения чернобыльца, кто, когда и в каком объеме выплачивает госкомпенсации гражданам, которые пострадали в результате Чернобыльской катастрофы.
В одной из прошлых публикаций мы рассказали о льготах, на которые могут рассчитывать ликвидаторы последствий Чернобыльской катастрофы в виде гарантированных выплат и снижения пенсионного возраста. Сегодня расскажем о льготах, связанных с трудоустройством чернобыльцев и удержанием налогов и сборов с их зарплаты, а также с правом на отпуск и декрет.
Чернобыльский отпуск: простой, дополнительный и декретный
Как известно, чернобыльцам I и II категории предоставляется право использования ежегодного отпуска в удобное для них время, а также получения дополнительного отпуска с сохранением зарплаты сроком на 14 рабочих дней в год . В то же время, в соответствии со ст. 5 Закона об отпусках, продолжительность всех видов отпусков, независимо от режимов и графиков работы, рассчитывается в календарных днях, поэтому отпуск чернобыльцам также необходимо исчислять в календарных днях.
Пп. 9 п. 4 Порядка использования средств государственного бюджета для выполнения программ, связанных с социальной защитой граждан, которые пострадали в результате Чернобыльской катастрофы (далее — Порядок №936), позволяет работодателю оплатить дополнительный отпуск чернобыльца продолжительностью 16 календарных дней . Чернобыльцы III и IV категории, имеющие несовершеннолетних детей и проживающие на территории зон радиоактивного загрязнения, имеют право на получение ежегодного отпуска продолжительностью до 14 рабочих дней. Правда, речь идет об отпуске за свой счет. Эту льготу, согласно п. 3 ст. 22 и п. 1 ст. 23 Закона о чернобыльцах, имеет только один из родителей. Причем оплату дополнительного отпуска предприятия осуществляют за счет собственных средств, а возмещение таких расходов предприятию осуществляют уполномоченные на то органы.
Женщины, собирающиеся стать матерями, также имеют некоторые льготы, если имеют статус чернобыльца любой из четырех категорий — пособие по беременности и родам им выплачивается за 180 календарных дней (90 дней — до родов и 90 — после них). Для сравнения, мамы, не имеющие статуса чернобыльца, имеют право на отпуск сроком 70 дней до родов и только 56 — после. Размер указанной помощи определяется суммарно и предоставляется застрахованному лицу в полном объеме независимо от количества дней отпуска, фактически использованных до родов, с оплатой в размере 100% средней зарплаты (дохода) независимо от стажа и места работы. Основанием для предоставления отпуска по беременности и родам женщинам, отнесенным к I–IV категории пострадавших в результате аварии на ЧАЭС, является больничный лист, выданный по месту медицинского наблюдения, на 180 календарных дней, начиная с 27 недели беременности.
Увольнение и сокращение чернобыльца
Чернобыльцы I и II категорий, а также участники ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, отнесенные к III категории, в соответствии с п. 3 ст. 14 Закона о чернобыльцах, имеют приоритетное право на оставление на работе при сокращении штата в связи с изменениями в организации производства и труда, в т. ч. при ликвидации, реорганизации или перепрофилировании предприятия. При принятии решения об увольнении чернобыльца ему необходимо будет выплатить пособие в трехкратном размере среднемесячной зарплаты.
Также по желанию чернобыльца за ним сохраняются должностной оклад, тарифная ставка (оклад) на новом месте работы. Им гарантируется трудоустройство с учетом их пожеланий или возможность обучения новой профессии с сохранением в установленном порядке средней заработной платы по последнему месту работы за весь период обучения, но не более чем в течении года. Среднемесячная зарплата определяется, исходя из выплат за последние два календарных месяца работы, предшествующие событию, с которым связана соответствующая выплата. Вышеуказанные льготы при увольнении не распространяются на пострадавших от Чернобыльской катастрофы лиц, отнесенных к III и IV категориям.
Выплата компенсаций чернобыльцам
Выплата государственных компенсаций чернобыльцам осуществляются центрами по начислению и выплате социальных пособий, управлениями труда и социальной защиты населения районных (городских) госадминистраций, исполкомов городских, районных в городах советов (далее — уполномоченный орган) по месту регистрации граждан за счет средств государственного бюджета, которые выделяются на ликвидацию последствий Чернобыльской катастрофы.
Существует ряд социальных выплат и доплат, которые выплачивают чернобыльцам непосредственно работодатели по месту основной работы. Для получения компенсации выплат от уполномоченных органов работодатели должны:
- Зарегистрироваться в соответствующем органе, для чего они не позднее чем за два месяца до начала каждого бюджетного года подают:
- сведения о предприятии с определением количества пострадавших лиц по категориям получателей компенсаций и пособий определенных видов по форме, утвержденной Минтруда
- списки граждан с указанием ФИО, категории, серии и номера удостоверения, места регистрации, ИНН
- график отпусков граждан и расчет расходов для представления дополнительного отпуска на следующий бюджетный год
- Подать в уполномоченный орган до 25 числа месяца, за который производится начисление:
- документы о расчетных расходах, связанных с выплатой компенсаций и пособий определенных видов
- реестр получателей компенсационных выплат и пособий, где указывается ФИО, категория, номер удостоверения, ИНН, сведения о начисленных выплатах, сумма компенсаций и вид пособия.
Читайте другие правовые статьи этого сайта про отпуск в рубрике Трудоустройство
Вниманию чернобыльцев Украины!
Как стало известно из достоверных источников, на 19 февраля 2014 года чиновниками Министерства социальной политики Украины запланировано совещание с представителями районных общественных чернобыльских организаций, на котором должны обсуждаться вопросы пенсионного обеспечения лиц пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы.

Инициативу проявляет директор одного из департаментов Минсоцполитики господин Подорожный С.М.
Суть совещания сводится к тому, чтобы путем голосования провести изменения в постановление КМУ 1210, в которых якобы будет предусмотрена выплата пенсий по инвалидности только участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году по нормам ч.4 ст. 54 Закона Украины О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы .
Это выглядит ничем иным, как провокацией и очередной попыткой власти вбить клин противостояния и раздора между различными категориями инвалидов - чернобыльцев.
Следует отметить, что на сегодняшний день не существует каких-либо правовых препятствий по осуществлению выплат пенсий по нормам ч.4 ст. 54 Закона Украины О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы .
Более того, на ВсеУкраинском съезде общественных чернобыльских организаций в г. Лубны, который был проигнорирован Министерством социальной политики Украины, более 640 представителей общественных чернобыльских организаций из всех регионов Украины, в том числе большинство областных и районных организаций ВООИ Союз Чернобыль Украины , выразили однозначное требование по выплате пенсий по инвалидности за нормам Закона Украины О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы .
Следует отметить и то, что на протяжении длительного времени велись переговоры между представителями общественных чернобыльских организаций и Кабинетом Министров Украины по инициативе премьер-министра относительно урегулирования вопроса пенсионного обеспечения инвалидов вследствие Чернобыльской катастрофы на основе поэтапного увеличения пенсий и выхода, таким образом, на нормы Закона Украины О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы ,
Однако, все наработки не получили своего конкретного отражения в принятии соответствующих нормативно-правовых актах, по вине самого Минсоцполитики, что говорит, в том числе, о нежелании власти решать наболевшие проблемы пенсионного обеспечения инвалидов- чернобыльцев.
Используя единичные настроения отдельных лиц из числа некоторых общественных организаций, которые имеют цель удовлетворить свои собственные корыстные интересы, чиновники Министерства социальной политики Украины пытаются таким образом создать иллюзию заботы об инвалидах-чернобыльцах и показать эффективность возглавляемых ими департаментов.
Такие действия Министерства социальной политики Украины можно расценивать не только как провокацию, направленную на сеяние раздора, но очередное затягивание решения наболевшего и жизненно определяющего вопроса для каждого инвалида вследствие Чернобыльской катастрофы - это пенсионного обеспечения.
В связи с вышеизложенным, общественные чернобыльские организации заявляют о подготовке по проведению акций протеста, дата которых будет определена в ближайшее время.
Уполномоченные представители с реализации программы ВсеУкраинского съезда представителей общественных чернобыльских организаций в г. Лубны
Планирует государство выплачивать свою задолженность по решениям судов в 2015 году?
Опубликовано: 4 Март, 2015
Для реализации Закона Украины «О гарантиях государства по исполнению судебных решений», что критиковался экспертами после его принятия за его фактическое невыполнение. Для обеспечения выполнения положений этого Закона 3 сентября этого года была принята Кабинетом Министров Украины Постановление № 440 «Об утверждении Порядка погашения задолженности по решениям суда, выполнение которых гарантируется государством.
Сегодня невыполнение решений национальных судов в делах, касающихся государства остается основной причиной обращения в Европейский суд по правам человека. Отсутствие эффективного механизма возмещения задолженностей, присужденных национальными судами фактически приводит к невыполнению пилотного решения ЕСПЧ по делу «Юрий Николаевич Иванов против Украины». В этом смысле утверждение Порядка, направленного на выполнение Закона, является позитивным. Однако, необходимо проанализировать или соответствующий механизм является эффективным.
Решением соответствии с Порядком определяются исполнительные документы по решениям суда о взыскании средств или решение суда, вступившие в законную силу, должниками по которым являются определенные частью первой статьи 2 Закона Украины О гарантиях государства по исполнению судебных решений субъекты (государственный орган, государственное предприятие или юридическое лицо, реализация имущества которого запрещена законодательством), выданные или принятые до 1 января 2013 года.
Порядком погашения задолженности предусмотрено, что заявитель должен подать решение в орган Государственной исполнительной службы по местонахождению должника следующие документы: заявление с указанием реквизитов банковского счета или необходимые данные для перечисления средств наличными, исполнительный документ и / или решения суда (оригинал или надлежащим образом заверенная копия). копию паспорта и идентификационного номера налогоплательщика.
После регистрации заявления она безотлагательно передается на рассмотрение руководителя органа исполнительной службы, не позднее следующего рабочего дня определяет ответственное за его выполнение лицо. Информацию о внесенных в реестр решений можно найти по ссылке:
В течение семи дней ответственное лицо проверяет состояние выполнения решения и в случае, если такое решение невыполненным - включает заявление в соответствующей очереди:http://stack.informjust.ua/ [1].
- решение о пенсионных и социальных выплат, о взыскании алиментов, возмещении убытков и вреда, причиненных в результате преступления или административного правонарушения, увечья или иного повреждения здоровья, а также в связи с потерей кормильца
- решения, связанные с трудовыми правоотношениями
- другие решения.
В каждой из этих очередей решения вносятся в соответствии со временем их представления в исполнительную службу. В орган, осуществляющий обслуживание казначейских счетов, осуществляется передача решений, поступивших в исполнительную службу до 1 числа месяца, следующего за отчетным периодом ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Соответствующий орган осуществляет ассигнования в рамках средств, определенных Законом Украины о государственном бюджете.
Очевидно, что соответствующий Порядок направлен прежде всего на выполнение решений, вынесенных до вступления в силу Закона Украины О гарантиях государства по исполнению судебных решений и выполнение которых замораживалось из-за отсутствия государственных гарантий и / или достаточных средств в бюджете. В этом смысле утверждении Порядка погашения задолженности по таким делам является положительным, поскольку распространяет соответствующие государственные гарантии на дела, решение по которым были приняты до вступления в силу соответствующего закона.
В большинстве случаев, в которых заявители обращались в ЕСПЧ причиной невыполнения решений национального суда называлась отсутствие необходимых средств в Государственном бюджете Украины.
Совершенно очевидно, что даже самый прогрессивный механизм обеспечения выполнения решений национальных судов останется на бумаге без должного финансового обеспечения. В соответствии с Законом Украины о государственном бюджете на 2015 год.
В обеспечение выполнения решений суда, которые гарантируются государством предусмотрено 150 млн. Грн [2]. Эта сумма предусмотрена не только на обеспечение погашения задолженности по решениям суда, которые были приняты в 1 января 2013, а также и на выполнение вынесенных после этого решений.
Информация об объемах имеющейся задолженности по соответствующим категориям решений на сегодня отсутствует в открытых источниках, однако задолженность по отдельным делам достигает нескольких десятков тысяч гривен.
Соответственно, несмотря на установление порядка погашения задолженности открытым остается вопрос, будут ли реально полученные деньги на ее погашение, поскольку в бюджете заложена только обобщенная статья. Кроме того, в этом контексте важным является создание и ведение реестра соответствующих решений и задолженностей по ним, поскольку на сегодня фактически отсутствует какая-либо достоверная информация о необходимых для обеспечения выполнения решений судов средств. Без такой информации невозможно точно рассчитать и заложить в бюджете соответствующие ассигнования.
Для сравнения, на выплаты на выполнение решений зарубежных юрисдикционных органов, принятых по результатам рассмотрения дел против Украины в бюджете заложено 740 824,8 тыс. Грн. На осуществление судопроизводства местными административными судами - 207 217,4 тыс.грн, апелляционными административными судами - 112 439,5 тыс. грн [3].
ПФ начисляет чернобыльцам пенсии по решениям судов, но на выплаты денег нет – прокуратура
Пенсионный фонд Украины и в настоящее время начисляет ликвидаторам Чернобыльской аварии пенсии, согласно судебным решениям, но выплат нет из-за отсутствия в бюджете денег.
Как передает корреспондент УНИАН, об этом заявил сегодня на брифинге прокурор Донецкой области Владимир ВЫШИНСКИЙ.
Он напомнил, что протестующие чернобыльцы подавали в прокуратуру заявление с просьбой возбудить уголовное дело против Пенсионного фонда, в частности, против должностных лиц регионального управления Пенсионного фонда в Донецкой области по статье 382 Уголовного кодекса Украины (невыполнение судебного решения), но прокуратура отказала им, потому что фактическое исполнение Пенсионным фондом судебных решений было выполнено – чернобыльцам пересчитали суммы пенсий и начислили..
«Есть судебные решения, которые обязывают Пенсионный фонд пересчитать пенсии чернобыльцам. Эти судебные решения были исполнены, в том числе с привлечением исполнительной службы… В настоящее время начисления идут», – сказал В.ВЫШИНСКИЙ и добавил: «Но, с учетом обстоятельств, которые вы знаете - отсутствие денежных средств, - эти начисления идут в качестве долга».
Прокурор пояснил, что «весь спор состоял в том, как считать – Пенсионный фонд считал так, а суд указал и обязал пересчитать пенсии по другому алгоритму. Это было пересчитано, и пенсии начисляются и сейчас. Этот вопрос в прокуратуре проверили – идет начисление, однако, в связи с отсутствием средств, пенсии не выплачиваются».
«Поэтому говорить, что в действиях работников Пенсионного фонда есть состав преступления по статье 382, у прокуратуры нет оснований. Поэтому и было принято такое решение», - отметил В.ВЫШИНСКИЙ.
На реплику журналистов, что же делать чернобыльцам, которые сегодня фактически не получают отсуженные пенсии, прокурор заявил: «Этот вопрос не в компетенции органов прокуратуры».
Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.
У чернобыльцев появился второй шанс
Европейский суд по правам человека признал, что урезание пенсий и социальных выплат Правительством, на основании Постановлений КМУ от 6 июля 2011 № 745 и др. а также на основании Закона «О государственном бюджете Украины» 2011-2013 годов, является противоправным.
Чернобыльская катастрофа еще не одно десятилетие будет для многих наших граждан вехой в их жизни, а ее последствия мы будем помнить всегда. Взрыв на 4-ом энергоблоке нанес ущерб не только нашей чудесной земле, но и сотням тысяч людей, которые ценой своих жизней спасали страну, детей и потомков.
Но если природа когда-нибудь и восстановит свои силы, то люди, которые героически трудились над ликвидацией последствий Чернобыльской катастрофы, обречены до конца своих дней нести на себе этот тяжкий груз.
10 лет назад количество чернобыльцев по Украине составляло 3 млн. 710 тысяч человек. На сегодняшний день их 2 млн. 200 тысяч. 10 лет назад в Украине было 356 тысяч участников ликвидации аварии, сейчас - осталось около 240 тысяч.
Срeди пoстрaдaвшиx вслeдствиe Чeрнoбыльскoй кaтaстрoфы 83% стрaдaют рaзличными зaбoлeвaниями, a срeди ликвидaторов - 92%.
Казалось бы, люди, которые отдали свое здоровье, спасая страну от техногенной аварии, должны пользоваться почетом и уважением у сограждан и поддержкой государства&hellip Но не в нашей стране .
В 1991 году государство приняло Закон О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали в результате Чернобыльской катастрофы. Согласно Закона, таким лицам была гарантирована и социальная помощь, и достойная пенсия. Но прошло время, и даже прописанной в Законе пенсии многим инвалидам-чернобыльцам перестало хватать на лечение и покупку лекарств. И тут - новый сюрприз от нового правительства! В 2009 году пенсии, положенные чернобыльцам по Закону перестали выплачивать. Своими постановлениями Правительство Украины просто урезало выплати таким категориям граждан.
2009, 2010, 2011 года стали для многих наших граждан хождением по мукам (читай: по судам). Правительство Украины в эти года законом Про государственный бюджет просто сократило суммы выплат чернобыльцам. И это не смотря на решение Конституционного Суда от 22 мая 2008, № 10-рп/2008, где четко отмечено: Законом о Госбюджете нельзя вносить изменения в другие законы, останавливать их действие или отменять их, поскольку по объективным причинам это создает противоречия в законодательстве, и как следствие - отмену и ограничение прав и свобод человека и гражданина. К сожалению это было последнее решение Конституционного суда, которое защищало права простых граждан.
Однако в период с 2009 по 2011 год сотни тысяч чернобыльцев через суды добились признания своего права на получение пенсий, согласно Закона Украины О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали в результате Чернобыльской катастрофы. Мало того, многие из них даже успели получить деньги по решению судов. Но в 2011 году, все выплаты были остановлены.
Пенсионные фонды и Управления труда и социальной защиты населения, ссылаясь на постановления Кабинета министров Украины и Закон о бюджете Украины, сократили пенсии, и социальные выплати до минимума.
А многим людям повезло еще меньше, поскольку они так и не успели получить положенные им по Закону и по решению судов деньги. Пенсионные фонды и Управления труда и социальной защиты населения просто проигнорировали решения судов и не выплатили им ни копейки из полагающихся сумм.
Обращения в Государственную исполнительную службу тоже не принесло никаких результатов, поскольку последняя, просто закрывала исполнительные производства без исполнения, ссылаясь на отсутствие средств в государственном бюджете.
И вот тут Верховная Рада принимает Закон О гарантиях государства по исполнению судебных решений. Казалось бы, государство повернулось лицом к проблеме чернобыльцев и эта проблема должна быть решена, но кроме отмены льгот 16 категориям граждан, этот Закон не принес ничего.
И это при том, что объявляя документ к рассмотрению, тогдашний вице-спикер Адам Мартынюк заявил: Хочу, чтобы услышали нас избиратели: в первом разделе закона, который мы голосуем, он называется О гарантиях государства по исполнению судебных решений, т.е. если мы примем этот закон, то в очередной раз подтвердим конституционную норму, что государство берет на себя обязательства обязательно выполнять решение судов.
На улице 2013 год, а вопрос с выплатами денег по решениям судов так и остается открытым.
И это несмотря на то, что еще в октябре 2009 года Европейский суд по правам человека в своем пилотном решении Юрий Иванов против Украины (Заявление № 40450/04) указывал следующее: Суд повторяет, что право на суд, защищаемое статьей 6 (Конвенции) было бы иллюзорным, если бы правовая система государства позволяла, чтобы окончательное, обязательное судебное решение оставалось неисполненным в ущерб одной из сторон. Эффективный доступ к суду включает в себя право на принудительное исполнение решения суда без неоправданной задержки.
Поэтому отсутствие у заявителя возможности добиться исполнения судебного решения, вынесенного в его пользу, является вмешательством в право на мирное владение имуществом, предусмотренное первым предложением первого пункта статьи 1 протокола 1 Конвенции.
Именно на государство возложена обязанность заботиться о том, чтобы окончательные решения, вынесенные против его органов, учреждений или предприятий, находящихся в государственной собственности или контролирующихся государством, выполнялись в соответствии с указанными выше требованиями Конвенции.
Государство не может оправдывать нехваткой средств невыполнение судебных решений, вынесенных против него или против учреждений или предприятий, находящихся в государственной собственности или контролирующихся государством.
Государство несет ответственность за выполнение окончательных решений, если факторы, которые задерживают или препятствуют их полному и своевременному выполнению, находятся в пределах контроля органов власти.
Однако с 2009 года ситуация с выплатами денег по решению судов в стране никак не изменилась. Государство решения судов исполнять не спешило, а деньги получали только те граждане, которые обратились в Евросуд с жалобами на длительное неисполнение судебного решения.
И вот летом 2013 года Европейский суд по правам человека принял знаковые для всех чернобыльцев постановления. Речь идет о решениях в деле ЦИБУЛЬКО И ДРУГИЕ ПРОТИВ УкраиНЫ от 20.06.2013 года (Заявление №65656/11) и МОСКАЛЕНКО И ДРУГИЕ ПРОТИВ УкраиНЫ от 18.07.2013 года (Заявление № 1270/12).
На первый взгляд, стандартное решение Евросуда в вопросе неисполнения судебных решений - обязать Украину выполнить судебные решения и выплатить моральный ущерб, но&hellip это только на первый взгляд. Внимательно изучив данные решения, мы видим, что в своих возражениях Правительство Украины утверждало, что никакого нарушения прав заявителей не было. Они отметили, что в соответствии Закону Украины О внесении изменений в Закон Украины О Государственном бюджете на 2011 год от 14 июня 2011 года и Постановлению Кабинета министров № 745 Об обеспечении некоторых сумм выплат, финансируемых за счет государственного бюджета, снижение объема средств, выделенных из государственного бюджета для исполнения судебных решений о присуждении социальных выплат заявителям, является законным и что права заявителей, в соответствии законодательству, были уменьшены. Правительство считало, что жалобы заявителей были неприемлемыми как явно необоснованные.
И вот тут Европейский суд принял очень важное для нас с вами решение. Он не признал такие заявления обоснованными и отклонил возражения Правительства Украины.
Таким образом, Европейский суд по правам человека признал, что урезание пенсий и социальных выплат Правительством, на основании Постановлений КМУ от 6 июля 2011 № 745 и других, а также на основании Закона Украины О государственном бюджете Украины 2011-2013 годов является противоправным.
В своих решениях, Евросуд еще раз обратил внимание на свою устоявшуюся практику и напомнил Правительству, что неспособность государства соблюдать Закон ввиду отсутствия бюджетных средств не может служить оправданием неисполнения.
С другой стороны, решение Евросуда не стало неожиданным, поскольку даже в соответствии с законодательством Украины действия правительства по регулированию размера пенсий и социальных выплат противоречат и Закону Украины О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали в результате Чернобыльской катастрофы, и Конституции Украины.
Постановления Кабинета Министров Украины существенно сужают объем основного закона, а поэтому в соответствии со ст.ст. 19 и 22 Конституции Украины не могут быть применены при перерасчете пенсий.
Во-вторых, Кабинет Министров Украины является органом исполнительной власти, и в соответствии с ч.2 ст.19 Конституции Украины органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать лишь на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.
Постановление № 745 не соответствует данным требованиям. Поскольку Кабинет Министров Украины является лишь распорядителем государственных средств, и согласно Закону должен обеспечивать реализацию законов Украины, в том числе Закона Украины О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы.
Постановление Кабинета Министров Украины своим содержанием существенно сужает содержание и объем статей 48, 50, 54 Закона Украины О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, а потому неконституционно в соответствии со ст. 22 Конституции Украины, которая говорит: Права и свободы человека и гражданина, закрепленные настоящей Конституцией, не являются исчерпывающими. Конституционные права и свободы гарантируются и не могут быть отменены. При принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод.
Вот и получается, что только в Европейском суде можно добиться от правительства Украины исполнения законов Украины. Такой вот парадокс!
Но самое важное, что теперь у чернобыльцев появилась возможность не только получить назначенные судом суммы пенсий и социальных выплат, но и требовать исполнения Закона Украины О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы начиная с даты, указанной в судебном решении, и на все последующие годы.
К слову сказать, решение Европейского суда в деле МОСКАЛЕНКО И ДРУГИЕ ПРОТИВ УкраиНЫ от 18.07.2013 года (Заявление № 1270/12) коснулось не только чернобыльцев, но и детей войны, выплаты пенсий которым также заморозили в 2011 году .
В заключение хочу обратиться к гражданам, которые, несмотря ни на что, не опустили руки и продолжают бороться за свои права.
К сожалению, сегодняшние реалии явно показывают кризис исполнительной и судебной власти. Но у вас появился еще один шанс восстановить свои попранные права, и этот шанс нам всем дал Европейский суд по правам человека. Главное - этот шанс не упустить.
Кабмин придумал новый способ не выплачивать «судебные» пенсии чернобыльцам и детям войны
Кабинет министров Украины зарегистрировал законопроект, отменяющий безотлагательное начисление пенсий и компенсаций по судебным решениям в полном объеме.
Законопроект №9400 о внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Украины (КАСУ) относительно рассмотрения дел по пенсионному обеспечению, подготовленный Министерством социальной политики, предусматривает внесение изменений в КАСУ, а именно: изъятие из него действующей нормы о «немедленном исполнении постановлений суда о присуждении выплаты пенсий в полном объеме. Вместо этого размер немедленных» выплат по судебному решению предлагается сократить до «пределов суммы взыскания за один месяц», пишет «Коммерсантъ-Украина».
Авторы документа предлагают рассматривать ходатайства о начислении, перерасчете пенсий, осуществлении, предоставлении и получении пенсионных выплат только в административных судах «по общим правилам КАСУ». Это означает, что подобные иски не смогут рассматриваться по сокращенной процедуре на протяжении трех дней без проведения заседания и вызова участников процесса.
В ведомстве Сергея Тигипко считают, что решения по социальным выплатам должны рассматриваться административными судами, а не судами общей юрисдикции. «В Украине 667 судов общей юрисдикции, но не все из них обладают достаточной компетенцией в этих вопросах и потому принимают противоречивые решения — иногда в пользу истцов, иногда в пользу государства — по одним и тем же пенсионным вопросам»,— пояснил руководитель пресс-службы министерства Михаил Кухар.
Авторы законопроекта также намерены уменьшить размер штрафов, которые могут быть наложены на должностных лиц, не выполняющих постановление суда: со 100-300 минимальных заработных плат (98,5-295,5 тыс. грн) до 100-300 минимальных необлагаемых минимумов (1,7-5,4 тыс. грн).
М.Кухар уточнил, что предложенный законопроект напрямую связан с судебными решениями по выплатам пенсий чернобыльцам и детям войны.
Напомним, в среду на брифинге в Кабмине вице-премьер Сергей Тигипко назвал «коррупционными» решения судов, постановивших выплатить чернобыльцам месячные пенсии в размере около 30 тыс. грн, а также более 500 тыс. грн компенсации. По его словам, всего по Украине уже было принято более тысячи подобных решений, и все они являются «неподъемной тяжестью» для бюджета.
В организациях чернобыльцев не одобряют инициативу министерства, считая ее «еще одной попыткой правительства отказаться от взятых на себя обязательств и забрать деньги, присужденные решениями судов».
По мнению народного депутата Юрия Ключковского (НУ-НС), «это вопиющее нарушение всех правовых норм»: «Если Минсоцполитики беспокоит нагрузка на бюджет, которая возникает из-за выплат пенсий по решениям судов, — надо спросить, почему у государства возникли такие долги перед льготниками и кто им мешал десятилетиями выплачивать пенсии и социальные надбавки, предусмотренные законами Украины».
Напомним, что 1 и 2 ноября чернобыльцы и дети войны пикетировали Верховную Раду Кабмин с требованием не отменять их социальные льготы.
Также напомним, что 9 сентября ВР приняла в первом чтении законопроект №9127, которым, в частности, предусматривается установление Кабмином порядка и размера компенсаций льготникам, что и вызвало бурю негодований и массовых протестов.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!