Льготы неполным семьям в России
Налоговые льготы для неполных семей
Теги: льгота, налоги
Нормативный документ, служащий основанием для получение льготы
Отсутствуют
1. Что полагается по льготе
В связи с принятием Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 330-ФЗ О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации… внесены изменения в Налоговый Кодекс РФ (статью 218), в ч астности, увеличен размер стандартных вычетов по НДФЛ (налогу на доходы физических лиц) для налогоплательщиков, имеющих детей.
Примечание. Налоговые вычеты – это та сумма доходов (фиксированная, установленная законом), которая не подлежит налогообложению (то есть, проще говоря, которая ежемесячно «вычитается» из общей суммы доходов, облагаемых налогом). Отсюда термин – «налоговый вычет». И поскольку налоги на доходы с физических лиц устанавливаются в процентах к сумме доходов, то чем меньше сумма доходов, тем меньше налог.
Указанные налоговые вычеты применяются для доходов,
облагаемые налогом 13%. В частности, таким налогом облагаются доходы,
полученные гражданином от работодателя по трудовому договору, при
работе по совместительству, по гражданско-правовому договору (договору
подряда).
Основные изменения заключаются в следующем:
1. Вычет в размере 400 руб. за каждый месяц налогового периода на работника (до того месяца, в котором облагаемый доход, превысит 40 000 руб.) с 01 января 2012 года НЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ. (Внимание! До 31 декабря 2011 года этот вычет действует!).
Для справки: Ранее граждане имели право на вычет «на себя» (как на работника) в размере 400 рублей ежемесячно и в 1000 руб. за каждый месяц налогового периода на каждого ребенка.
2. Новые налоговые вычеты на детей устанавливаются в следующих размерах:
с 1 января по 31 декабря 2011 года включительно:
1 000 рублей - на первого ребенка
1 000 рублей - на второго ребенка
3 000 рублей - на третьего и каждого последующего ребенка
3 000 рублей - на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы
с 1 января 2012 года:
1 400 рублей - на первого ребенка
1 400 рублей - на второго ребенка
3 000 рублей - на третьего и каждого последующего ребенка
3 000 рублей - на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.
Налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет.
ВНИМАНИЕ! Налоговый вычет, согласно изменениям, действует до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, превысил 280 000 рублей.
Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 280 000 рублей, налоговый вычет, предусмотренный настоящим подпунктом, не применяется.
Указанные налоговые вычеты предоставляются родителю, супруге (супругу) родителя, усыновителю, опекуну, попечителю, приемному родителю, супругу приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок (дети).
Для использования право на налоговый вычет необходимо представить в бухгалтерию по месту работы письменное заявление и документы, подтверждающие право на данный вычет (свидетельство о рождении ребенка, или решение об установлении опеки (попечительства) и т.п..
Налоговый вычет предоставляется в двойном размере единственному родителю (приемному родителю), усыновителю, опекуну, попечителю. Предоставление указанного налогового вычета единственному родителю прекращается с месяца, следующего за месяцем вступления его в брак.
Также в двойном размере может предоставляться налоговый вычет одному из родителей (приемных родителей) по их выбору на основании заявления об отказе одного из родителей (приемных родителей) от получения налогового вычета.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Закон принят в ноябре 2011 года, но начало действия изменений, касающихся, в частности, налоговых вычетов, установлено с 01 января 2011 года.
Но при этом, необходимо иметь ввиду следующее:
В 2011 году:
1. Работающим лицам предоставлялся налоговый вычет в размере 400 рублей «на себя» и для лиц, имеющих 1 или 2-х детей – дополнительно по 1000 рублей на ребенка (по личному заявлению).
Если эти суммы совпадают с суммами вычетов, установленных в новом законе, перерасчет налога за 2011 год производить не нужно.
2. Для лиц, которым с 01 января 2011 года установлены вычеты в повышенном размере (например лицам, имеющим 3-х и более детей), работодатель обязан пересчитать налог с начала 2011 года, предоставив увеличенные вычеты.
При этом перерасчет налога работодатель обязан произвести на основании закона, без дополнительных письменных заявлений работника (плательщика налога).
В 2012 году вычеты будут предоставляться в порядке и в суммах, установленных в указанном Федеральном законе на основании личных заявлений работников (плательщиков налога).
2. Условия получения льготы
Наличие ребенка (детей), на которых предоставляется вычет, у гражданина РФ, имеющего доходы, облагаемые налогом, по которому производятся налоговые вычеты.
3. Необходимые документы для назначения и получения
Заявление на имя руководителя организации -работодателя (или индивидуального предпринимателя) о предоставлении налоговых вычетов
Свидетельство о рождении ребенка (детей)
Документы, подтверждающие воспитание ребенка в неполной семье (свидетельство о расторжении брака, о лишении второго родителя родительских прав, свидетельство о смерти(гибели) второго родителя и пр.)
4. Порядок действий при получении льготы
Написать на имя работодателя (организации или индивидуального предпринимателя) заявление о предоставлении стандартных налоговых вычетовПриложить к заявлению копии свидетельства о рождении детей, на которых предоставляются налоговые вычетыПриложить документ, подтверждающий воспитании ребенка (детей) в неполной семье
Заявление на имя руководителя организации -работодателя (или индивидуального предпринимателя) о предоставлении налоговых вычетов - в день обращения 1 рабочий день
Свидетельство о рождении ребенка (детей) - в установленном порядке рабочие
Документы, подтверждающие воспитание ребенка в неполной семье (свидетельство о расторжении брака, о лишении второго родителя родительских прав, свидетельство о смерти(гибели) второго родителя и пр.) - в день обращения рабочие
Неполная семья как социальная проблема
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.
Подобные документы
Понятие и виды неполных семей. Социально-психологические проблемы неполных семей. Разработка программы эмпирического социологического исследования. Особенности социальной работы с неполными семьями в Центре "Вдохновение" Центрального района Барнаула.
дипломная работа [79,3 K], добавлен 17.09.2012
Неполная семья на современном этапе эволюции института семьи: понятие, характеристика, основные тенденции и факторы роста. Нормативно-правовые основы социальной работы с неполной семьей. Технологии решения социальных проблем неполных семей в г. Сургут.
дипломная работа [148,1 K], добавлен 24.05.2015
Современная семья: проблемы, ресурсный потенциал. Типы неполных семей, основные предпосылки их формирования. Особенности организации социальной работы с семьями в Центрах социальной помощи неполной семье и детям г. Волгограда. Задача социального педагога.
курсовая работа [73,7 K], добавлен 16.06.2014
Категория неполных семей как объект социальной работы. Социальные проблемы неполных семей. Технология социальной работы как основной способ разрешения социальных проблем неполных семей. Учреждения, в которые могут обратиться категория неполные семьи.
курсовая работа [38,6 K], добавлен 06.04.2012
Основные задачи семьи в обществе, влияние социальной ситуации в государстве на качественность семей. Виды и причины возникновения неполных семей, проблемы детей из них. Организация социальной поддержки детей из неполных семей и ее эффективность.
дипломная работа [60,9 K], добавлен 15.08.2009
Анализ причин и факторов социального неблагополучия. Сравнительная характеристика социальной работы по решению проблем и малообеспеченности неполных семей в России и зарубежом. Социальная работа с несовершеннолетними жертвами насилия в США и Франции.
контрольная работа [20,1 K], добавлен 12.11.2010
Понятие и причины возникновения неполной семьи. Социально-экономическое положение неполных семей, нормативно-правовая база их поддержки. Анализ государственной социальной политики в оказании помощи семьям, основные направления, технологии и методы работы.
курсовая работа [43,0 K], добавлен 06.11.2014
Семья как важнейший институт социализации, ее основные черты, типология, функции как части общества. Основы государственной семейной политики. Принципы взаимодействия семьи и государства. Типы неполных семей. Технологии социальной работы с ними.
дипломная работа [100,9 K], добавлен 02.03.2014
Исторический процесс эволюции семьи в России. Типология многодетных семей, анализ их проблем и социально-экономического положения. Содержание социальной работы с многодетными семьями на примере "Центра социальной помощи семье и детям" г. Зеленогорска.
курсовая работа [64,1 K], добавлен 22.07.2010
Неполная семья как объект исследования в социальной работе. Деятельность специалиста по оказанию помощи таким семьям. Основные направления социальной работы - мероприятия, направленные на то, чтобы облегчить неудачное приспособление человека к обществу.
курсовая работа [53,7 K], добавлен 19.12.2011
Страница: 1 2
Таким образом, сохраняется устойчивая тенденция роста рождения детей вне института семьи и брака, а также детей-отказников, т.е. детей, которых матери по тем или иным причинам оставили в родильных домах. Если доля детей, родившихся вне брака, в общем числе родившихся в 1988 г. составляла 12,96%, то в 1994 г. - 19,60%, причем это происходило на фоне падения общей численности рождений. В целом уровень рождаемости по России только в 1988-1992 гг. сократился на 38%.
В последней четверти ХХ века, однако, большинство ученых уже отказались от такого узкого видения причин возникновения неполных семей, поскольку стало очевидно, что этот феномен стал мировой тенденцией, причинами которой является гораздо более широкий спектр факторов.
К сожалению, перешагнув порог нового тысячелетия, Россия не смогла переломить указанные тенденции. Число семей, состоящих из двух родителей, продолжает уменьшаться.
В связи с этим в России в начале 90-х годов XX столетия начинает складываться социальная работа как профессиональная деятельность. К организации нового вида деятельности и созданию сети учреждений «подтолкнули» экономический кризис и рост социальных проблем в обществе, которые возникли в результате распада единого социального, экономического и геополитического пространства. В обществе появились тенденции, ранее не характерные для него: снижение уровня жизни безработица вынужденная миграция населения профессиональное нищенство криминогенная обстановка падение уровня рождаемости распад института семьи и брака.
Таким образом, появляется, социальная работа - принятое во всем мире выражение, обозначающее проявление гуманного отношения человека к человеку, это систематические мероприятия, направленные на то, чтобы облегчить неудачное приспособление человека к обществу. Направленность социальной работы на все общество в целом дает нам возможность выделять наиболее значимые проблемы в социуме. Одной из таких проблем является неполная семья. неполный социальный семья дети
В России неполные семьи являются традиционным объектом социальной работы. С начала - середины 1990-х годов, т.е. с самого начала зарождения и становления сети Российских территориальных социальных служб нового типа, неполные семьи стали считаться одной из основных категорий семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и потому особо нуждающихся в мерах социальной защиты и поддержки.
Сегодня в Российской Федерации таких семейных социальных служб насчитывается уже более 1200. Практически в каждом Российском регионе существует развитая сеть территориальных служб (центров, отделений) социальной помощи семье и детям.
На сегодняшний день в этих центрах и отделениях социальной помощи семье и детям накоплен достаточно обширный опыт социальной работы с неполными семьями. Он включает в себя деятельность по оказанию различных видов и форм непосредственной социальной поддержки неполных семей, включая оказание материальной и бытовой поддержки, консультативной помощи (юридической, социально-педагогической, психологической и пр.), оказание социальной поддержки в рамках патронажа, привлечение детей и родителей из неполных семей в специально организуемые для них клубы общения, «службы знакомств» и т.д.
Суть этой широкой и многоплановой деятельности - оказание помощи одинокому родителю и его ребенку (детям) на личностном уровне в решении любых проблем их жизнедеятельности, начиная от получения положенного по закону пособия, содействия в трудоустройстве.Как правило, потребность в этих услугах возникает в периоды кризисного состояния, при возникновении каких-либо затруднений (в семье, школе, на работе, с ближайшим окружением), при появлении различных психологических проблем и т.д.
В целом можно выделить четыре основных направления, сложившиеся на сегодняшний день в практике социальной работы с неполными семьями учреждений социальной защиты:
- оказание экстренных, неотложных мер, направленных на выживание семьи
- среднесрочные меры различного характера, направленные на поддержание стабильности неполной семьи
- долгосрочные меры различного характера, направленные на социальное развитие неполной семьи и ее членов
- профилактические меры различного характера, направленные на предотвращение возникновения «случайных» неполных семей.
Экстренные меры включают в себя экстренную помощь, оказание разовой или регулярной материальной поддержки неполной семье, предоставление натуральной помощи (детская одежда, обувь, школьные принадлежности и т.п.).
Экстренные меры также необходимы в тех ситуациях, когда обнаруживается, что в неполной семье дети подвергаются жестокому обращению со стороны одинокого родителя, оставлены им без родительского попечения и т.п. Мерами экстренного реагирования в этих случаях должно быть немедленное удаление детей из неблагополучной семьи, предоставление им убежища через помещение их на временное пребывание в социальный приют, постановка перед органами опеки и попечительства вопроса о лишении такого одинокого родителя родительских прав, сбор необходимых для этого документов.
Среднесрочная социальная и психологическая работа, ориентированная на стабилизацию семейных отношений, на социальное развитие неполной семьи и ее членов, включает в себя нормализацию и гармонизацию отношений между членами семьи, взаимоотношений всех членов семьи с окружающими. По мере достижения конкретных результатов, эта работа может вылиться в программу более долгосрочного характера, направленную на постепенное повышение психологической устойчивости матери и ребенка, формированию у них навыков здорового образа жизни, выработке активной социальной позиции, навыков самодостаточности и т.д. Мероприятия, проводимые центрами и отделениями социальной помощи семье и детям в этих случаях, включают в себя, как правило, и «детские», и «взрослые», и совместные мероприятия, акции, групповые занятия.
Важно отметить, что социальная работа с неполными семьями имеет ярко выраженный межведомственный характер. Социальному работнику, осуществляющему поддержку конкретной неполной семьи, часто приходится взаимодействовать с социальными службами различной ведомственной подчиненности (школа, служба занятости, детская комната милиции и пр.), а также с общественными и религиозными организациями, и с самыми разными людьми - учителями, соседями и др. При этом схема действий социального работника не должна ограничиваться только организацией разовой материальной помощи, но и дополняться решением педагогических, психологических и иных проблем семьи.
Одним из значимых направлений поддержки неполных семей в рамках среднесрочной и долгосрочной работы является оказание им психологической помощи и поддержки. Дети и подростки, растущие в неполных семьях, особенно в неблагополучных, в большинстве случаев остро нуждаются в проведении с ними постоянной психологической работы. Как правило, острую потребность в психологической поддержке испытывают и их одинокие родители или опекуны.
Следует отметить, что оказание индивидуальной психологической помощи неполным семьям проводится в рамках среднесрочной и долгосрочной социальной работы, через социальный патронаж и по отдельным индивидуальным запросам. В каждом центре и отделении социальной помощи семье и детям работают психологи. Они берут на себя основную ответственность за психологическое состояние своих подопечных, в числе которых дети и родители и из семей после развода, и семей одиноких родителей, никогда не состоявших в браке, и из многодетных неполных семей, и из опекунских. Число проживающих в неполной семье лиц, обращаются за психологической поддержкой из года в год растет, что говорит о большой значимости такого вида социальной работы.
В настоящее время в России сложились четыре основных формы социальной защиты неполных семей:
денежные выплаты семье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии)
трудовые, кредитные, налоговые, жилищные, медицинские и другие льготы неполным семьям
юридическое психолого-педагогическое, медицинское, и экономическое консультирование
федеральные, региональные целевые и социальные программы помощи семьям.
Сегодня для Российских социальных служб это направление является одним из приоритетных. Утилитарные задачи проведения профилактической работы с подростками, особенно с девушками, - просветить их в вопросах планирования семьи, методах предотвращения нежелательной беременности в целом помочь им стать сексуально образованными и воспитать у них половую культуру, и, тем самым, предотвратить их риск оказаться в юношеском возрасте брошенными «мадоннами». Одновременно с предоставлением подросткам чисто утилитарных знаний о том, как лучше предохраняться от беременности, необходимо также воспитывать в них уважение к духовным началам отношений полов, пропагандировать такие понятия, как «гордость», «девичья честь», «мужское поведение» и т.п.
В целом весь арсенал видов, форм, методов и технологий, используемых центрами и отделениями социальной помощи семье и детям при проведении конкретной практической социальной работы с неполными семьями, достаточно разнообразен. Как правило, их использование зависит от местной специфики, реалий и наиболее актуальных потребностей жителей конкретных населенных пунктов.
Сущность социальной работы заключается в оказании помощи, в осуществлении социальных прав, как индивидов, так и групп различного характера.
Семья как залог стабильности общества в целом требует пристального внимания со стороны органов государственной власти и общественности, принятия большего объема мер по улучшению положения семей.
Семья в современном обществе представляет собой не только особую социальную группу, но и правовой институт. Как правовой институт семья представляет собой группу связанных между собой брачными и родственными отношениями лиц, которые наделены правами и обязанностями, соответствующими правовыми нормами. В Российском законодательстве эти права и обязанности в основном определяются Конституцией РФ и Семейным кодексом РФ, а также рядом специальных законодательных и нормативно-правовых документов.
К числу основных прав семей относится их право на меры дополнительной социальной поддержки. Неполные семьи, согласно Российскому законодательству, обладают различными правами на дополнительные меры социальной поддержки. Объем и специфика этих прав зависит от того, к какому типу неполных семей относится данная конкретная семья. В зависимости от этого семья может обладать большими правами, чем обычные семьи, или, наоборот, может быть лишена этих прав вовсе.
Так, дети из неполных семей, ставших таковыми в результате смерти одного из родителей, в соответствии с Российскими законами, имеют право на трудовую или социальную пенсию по случаю потери кормильца.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», дети-сироты, в том случае, если их умерший родитель был застрахован, имеют право на получение единовременной страховой выплаты по потере кормильца.
Неполные расширенные семьи, образовавшиеся после потери родителей и оформления прав опеки (попечительства) над детьми кем-либо из их родственников, согласно пункту 5 статьи 150 Семейного кодекса РФ, имеют право на получение (опекунами, попечителями) ежемесячно выплачиваемых денежных средств на содержание ребенка. Порядок и размер этих выплат устанавливается законами субъекта Российской Федерации.
Следует особо отметить, что действующим законодательством предусмотрены дополнительные меры поддержки не только в отношении детей, находящихся под опекой (попечительством), но также отдельные льготы для их опекунов (попечителей). Так, в соответствии со статьей 264 Трудового кодекса РФ, гарантии и льготы, предоставляемые женщинам в связи с материнством, распространяются также в полном объеме на опекунов (попечителей) несовершеннолетних. Например, согласно статье 96 ТК РФ опекуны детей в возрасте до пяти лет могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. Опекуны (попечители), имеющие детей в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет), имеют право на установление неполного рабочего дня или неполной рабочей недели (ст. 93 ТК РФ). Для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими 18 лет опекунам (попечителям) предоставляются дополнительные оплачиваемые выходные дни (ст. 262 ТК РФ).
В нашей стране семейные отношения регулируются Семейным кодексом РФ от 29.12.1995 г. ФЗ №223, который определяет следующие вопросы, касающиеся неполных семей: установление происхождения ребенка, порядок усыновления детей, а также установление алиментных обязательств членов семьи.
Особенность правового статуса неполных семей, образовавшихся в результате развода супругов, заключается в том, что несовершеннолетний ребенок из такой семьи обладает правом получать на свое содержание и воспитание алименты.
Размер этих долей выплачиваемых алиментов, может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.
Право детей на алименты вытекает из того, что, согласно статье 80 Семейного кодекса РФ, родители во всех обстоятельствах обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. При этом разводящиеся родители, в соответствии с главой 16 Семейного кодекса, вправе заключать соглашение о содержании своих несовершеннолетних детей (соглашение об уплате алиментов), т.е. определять свои отношения по этому вопросу без участия государства. В случае же, если такое соглашение супругами не достигается или не соблюдается (уклонение родителями (одним из родителей) от уплаты алиментов), алименты взыскиваются в судебном порядке.
Алиментная обязанность у родителей в отношении несовершеннолетних детей возникает независимо от того, являются ли родители дееспособными или недееспособными, трудоспособными или нетрудоспособными, совершеннолетними или несовершеннолетними, а также независимо от того, нуждаются дети в получении алиментов или нет.
Мать не может отказаться от алиментов, например, из ложного чувства гордости перед бывшим мужем, поскольку это ущемляет права ее ребенка. Впрочем, такие ситуации вообще возникают крайне редко. Зато ситуации, когда отец уклоняется от уплаты алиментов, наоборот, встречаются сплошь и рядом. Из статистики явствует, что примерно каждый четвертый отец-алиментщик уклоняется от уплаты алиментов и находится в розыске, а каждая четвертая неполная семья, имеющая право на алименты, их не получает.
В статье 5 Закона «О занятости населения в РФ» одинокие родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, упомянуты как категория граждан, испытывающих трудности в поиске работе (наряду с инвалидами, беженцами и вынужденными переселенцами, многодетными родителями и т.д.). Согласно данной статье закона, в отношении одиноких родителей несовершеннолетних детей должны осуществляться мероприятия, содействующие их занятости.
Таким образом, одинокие родители являются приоритетным объектом государственной социальной политики в сфере занятости населения. К сожалению, на сегодняшний день в федеральном законодательстве это единственная действенная норма, содержащая признаки особого внимания государства к неполным семьям как объекту социальной политики.
Как говорилось раньше, проблема увеличения численности неполных семей в нашей стране назревает уже давно, но в последнее десятилетие она стоит особенно остро. Нашей властью не до конца осознается масштабность и глубина кризиса семьи и не ведется полноценная дискуссия о поиске выхода из сложившейся ситуации. На Западе с этой проблемой столкнулись гораздо раньше. В США существуют организации, которые занимаются проблемой разводов, вдовства и расставанием родителей. Их главная цель - помочь приспособиться к новым условиям жизни: программы помощи включают психологическую, юридическую и социальную поддержку. В нашей стране такая система помощи только начинает создаваться и, следовательно, еще не распространена так, как в Америке.
Наше государство на всех этапах своего существования проявляло заботу об одиноких матерях, имеющих несовершеннолетних детей. Конечно, формы и масштабы такой помощи не оставались неизменными.
В Кодексе о браке и семье указано, что государство проявляет заботу о семье путем предоставления пособий и льгот одиноким матерям (наряду с другими мерами охраны прав и интересов семьи).
Наиболее общей формой помощи, которой пользуются практически все неполные семьи с несовершеннолетними детьми, является государственное ежемесячное пособие одиноким матерям (не состоящим в браке) на содержание и воспитание детей в размере минимальной заработной платы.
Государственные пособия, установленные для одиноких матерей, назначаются и оплачиваются также вдовам, имеющим детей, но не получающим на них пенсии по случаю потери кормильца.
Огромное значение в обеспечении жизнедеятельности неполных семей имеет государственная экономическая и социальная политика, от которой зависят занятость населения в сферах общественного труда, благосостояние и доходы семей.
Государственная семейная политика - это целенаправленная деятельность государства, ориентированная на обеспечение социальной безопасности семьи, ее благополучие, укрепление и развитие, создание необходимых условий для ее функционирования. Цель семейной политики по Указу Президента РФ «Об основных направлениях государственной семейной политики» от 14 мая 1996 г. № 712 заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни семьи.
Согласно Указу члены неполных семей пользуются определенными льготами. В дошкольные образовательные учреждения в первую очередь принимаются дети работающих одиноких родителей, учащихся матерей. Детям одиноких матерей выдаются бесплатные или по специальной цене путевки в летние оздоровительные лагеря для школьников. Одной из форм государственной помощи неполным семьям являются бесплатные выдачи нуждающимся детского питания.
Важное значение в оказании комплексной помощи неполной семье для решения разного рода проблем имеют учреждения социального обслуживания. Развитая система учреждений социального обслуживания позволяет решить часть проблем неполных семей путем предоставления психолого-педагогических, медико-социальных, социально-правовых, материально-бытовых и других услуг.
Деятельность социальных служб регламентируется Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 15 ноября 1995 г.
Из всех видов учреждений социального обслуживания основным механизмом регулирования семейно-брачных отношений являются Центры помощи семьи и детям. Основными задачами являются профилактика семейно-брачных отношений, предотвращение разводов, помощь в воспитании детей и др. Чаще всего за помощью обращаются женщины, имеющие самые разнообразные проблемы в отношениях с супругом или с детьми, а также матери-одиночки. Деятельность таких социальных служб является важным инструментом профилактики внутрисемейных конфликтов, образования неполных семей, способствует стабилизации внутрисемейных отношений, существованию успешной семьи, а также позволяет решить разнообразные проблемы неполных семей.
Экстренную социальную поддержку членам неполной семьи оказывают социальные приюты, в которых предоставляется возможность временного пребывания для лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию, в первую очередь для женщин и детей. Социальные учреждения такого типа проводят не только медицинскую, но и социально-психологическую реабилитацию подобных клиентов, а также оказывают помощь в последующем жизнеустройстве.
В последние годы в нашей стране стали создаваться Центры планирования семьи как самостоятельные учреждения или на базе действующих лечебно-профилактических учреждений. Важное значение в расширении сети служб планирования семьи, безусловно, имело принятие федеральной целевой программы «Планирование семьи». Основными направлениями данной программы являются: организация служб планирования семьи обеспечение информированности в области планирования семьи и сексуальной культуры населения посредством создания теле- и радиопрограмм по проблемам семьи, издания специальной литературы для различных групп населения закупка и разработка средств контрацепции. Проведение этих мероприятий, безусловно, способствует профилактике возникновения неполных семей и роста численности внебрачной рождаемости.
В рамках президентской программы «Дети России» осуществляется программа «Безопасное материнство», основными направлениями которой являются: меры государственной поддержки безопасного материнства - предусматривается увеличение льгот и размеров компенсаций для отдельных категорий беременных женщин (пособий, продолжительности отпуска по беременности и родам) совершенствование качества акушерско-гинекологической помощи, обеспечение информированности населения по вопросам безопасного материнства и здоровья женщин. Свой вклад в решение проблем неполных семей вносят также территориальные центры социальной помощи семье и детям, предоставляющие целый комплекс социальных услуг. Так, в отделении социально-экономической помощи нуждающимся семьям оказываются услуги социально-экономического характера: содействие в получении льгот, пособий и других выплат, материальной и натуральной помощи, алиментов проведение благотворительных аукционов для малообеспеченных семей, содействие в решении вопросов занятости. В отделении медико-социальной помощи проводится индивидуальная работа с подростками и молодежью по подготовке к созданию семьи и рождению ребенка, консультирование по вопросам планирования семьи. Отделение психолого-педагогической помощи оказывает помощь родителям в воспитании детей и преодолении педагогических ошибок, семейных конфликтов. Данное отделение имеет особо важное значение как в профилактике образования неполных семей, так и в решении проблем уже существующей неполной семьи, поскольку зачастую мать-одиночка не знает, как поступить в той или иной ситуации при общении с ребенком, или же разводящиеся супруги часто конфликтуют по поводу воспитания ребенка. Безусловно, все вышеперечисленные социальные учреждения, предоставляющие различного рода социальные услуги, имеют немаловажное значение в решении разносторонних проблем неполных семей. Однако приоритетным направлением в деятельности таких учреждений, а также государственной семейной политики в целом, должна быть профилактика.
Профилактика должна проводиться в форме запланированных действий, нацеленных главным образом на достижение желаемого результата, и в то же время на предотвращение возможных проблем. Так, в целях профилактики внутрисемейных конфликтов, а значит, возникновения неполных семей, рождения внебрачных детей, роста числа матерей-одиночек необходимо расширить систему подготовки молодого поколения к браку и семейной жизни, развивать систему социально-психологических служб помощи семье, систему служб подготовки к семейной жизни.
В качестве эмпирического исследования я провёл беседы с членами полных и неполных семей. Мной было опрошено 20 человек. По результатам исследования были выявлены некоторые актуальные проблемы, возникающие в неполных семьях. Проанализировав своё исследование, я предлагаю некоторые рекомендации к совершенствованию работы с неполной семьей.
Государственная система защиты и поддержки неполной семьи весьма эффективна: немалое количество специальных учреждений, многообещающие целевые программы, развивающаяся инфраструктура.
На мой взгляд, бессмысленно искать и предлагать решение каждой индивидуальной проблемы человека, такой подход практически невозможен. Важно найти ключевые моменты в формировании проблемы.
Основными задачами специалиста по социальной работе будут являться: практическая реализация конституционного права семьи и ее членов на всестороннюю защиту со стороны государства, социальную и психологическую помощь улучшение положения неполной семьи как социального института, улучшение социального и психологического здоровья семьи и детей содействие установлению и поддержанию гармоничных семейных отношений, основываясь на принципах добровольности обращения, прав и свобод личности.
Считаю, что при решении проблем неполной семьи важно соблюдать комплексный подход к поиску путей ликвидации проблемы. Специалист должен учесть множество факторов, которые сформировали какую-либо проблему. Вся деятельность специалиста на первичном этапе представляет собой последовательность в виде сбора информации. Именно большой объем информации о проблеме клиента поможет специалисту наиболее точно определить причину проблемы.
Многие специалисты видят суть какой-либо проблемы неполной семьи лишь в экономическом плане. Стереотипное понятие о том, что деньги - залог благополучия в семье, дает о себе знать. Руководствуясь таким понятием, мы рискуем упустить из вида другие составляющую проблемы, а именно: психологическую. Для многих неполных семей именно психологический фактор является первопричиной их неблагополучия.
В ходе моего проведенного исследования это было подтверждено. Из беседы с матерью-одиночкой М. «Само ощущение того, что мы брошены, оставлены, первое время вселяло огромный страх. Страх от одной лишь мысли - «…Я одна, с ребенком на руках. Что дальше?» подавлял всякое желание к дальнейшим действиям….». Заметим, что первой мыслью человека было ощущение страха и безысходности. Именно психологическое консультирование могло бы решить эту проблему. В первые месяцы человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, особенно необходима поддержка в моральном аспекте этого слова, именно доброе слово, напутствие, проявление внимания и понимания к проблеме человека. На первых этапах формирования проблемы специалист должен всеми усилиями внушать человеку уверенность. В человеке заложен огромный потенциал. И если специалист подтолкнет человека, научит решать проблему, дальнейшая работа с клиентом будет очень продуктивна. Специалист может прибегнуть к своей посреднической деятельности и направить клиента в кризисный центр. На мой взгляд, эффективность психологической поддержки очень велика. Именно стимулирование человека за счет внушения ему уверенности благоприятно сказывается на дальнейшем решении проблемы.
В ходе исследования подтвердился факт существования такой проблемы, как трудности, связанные с воспитанием ребенка. Из беседы с матерью-одиночкой К. «….Пока ребенок был маленьким, особых проблем не возникало. Полный уход, доброе отношение формировали в мальчике положительные качества. Он рос добрым, отзывчивым, не капризным ребенком. Проблемы начались с 14 лет. Стремление казаться взрослым, юношеский максимализм, постоянное хамство перечеркнули в нем все доброе. Он начал курить в 9 классе, ввязался в дурную компанию. Довольно частые встречи с милицией уже стали привычными для нас делом. Разумеется, я начала его воспитывать. Но отсутствие «мужского авторитета» сказывалось в каждом моем действие…».
Можно сделать вывод о том, что процесс воспитание ребенка в неполной семье осложняется. Ребенок видит лишь одну модель поведения, модель поведения своей матери.
Современные исследователи не зря утверждают, что гармоничное развитие ребенка возможно лишь в том случае, если воспитанием ребенка будут заниматься оба родителя. В такой модели воспитания мать опекает ребенка от всех невзгод, заботиться о нем. А отец является авторитетом, человеком, на которого стоит равняться.
В сложившейся ситуации, а такие ситуации встречаются достаточно часто, я могу выделить две основные проблемы: незанятость ребенка и отсутствие уважения к родственникам. Специалист по социальной работе должен проводить с ребенком воспитательные беседы. Важно сформировать у подростка мнение о его значимости в семье как взрослого человека. Всячески способствовать формированию доброго, взрослого отношения к родителю. Дети из неполных семей взрослеют быстрее, чем дети из полных семей. Из такого ребенка может вырасти очень ответственный и порядочный гражданин, нужно вовремя начать действовать. Специалист может направлять ребенка в лагеря, где он будет занят общением со сверстниками, участием в массовых мероприятиях. При грамотно организованном досуге, на ребенка не будут влиять негативные факторы извне.
В общении со сверстниками и педагогами ребенок будет проходить социализацию в благоприятных для этого условиях. Именно форма загородного лагеря является предпочтительной - удаленность от города, постоянный контроль над детьми, отсутствие негативной среды.
В России социальная работа с семьей еще не так хорошо развита, как в США и ряде Европейских стран. Понятие «объект социальной работы» за границей предстает в более широком виде. Чаще всего мы сталкиваемся с такой неполной семьей - «мать-одиночка, воспитывающая ребенка». В своём исследовании я провёл беседу с двумя отцами-одиночками. Как ни странно, но у отцов-одиночек возникают схожие проблемы. Проблемы, связанные с воспитанием детей, организацией собственного времени. Но в нашей стране не хватает специальных учреждений - кризисных центров для мужчин.
Из беседы с отцом-одиночкой В. «Придя в Центр помощи семье и детям, чувствовал себя очень неловко, рядом сидели женщины с детьми. И я один среди всех них. Возникло чувство того, что я единственный мужчина, воспитывающий ребенка один. На приеме у специалиста я не мог понять, зачем мне получать пособие в 200 рублей. Серьезных материальных проблем я не испытывал. Мне нужна была именно консультация о том, как мне воспитывать ребенка».
Гендерные различия мужчины и женщины отражаются на понимании того, как нужно воспитывать ребенка. Так, например, мужчина, воспитывающий девочку, не может в полной мере заботиться о ней. Мужчина более строг, менее эмоционален. Все это может отразиться на личности ребенка. В таком случае роль специалиста по социальной работе очень важна, важна его просветительская деятельность. С отцом нужно проводить беседы о том, как более гармонично развить ребенка. Сам вид оказываемой помощи должен быть другим.
На мой взгляд, более эффективным средством помощи будет являться совместная творческая деятельность ребенка и отца. Перед специалистом стоит сложная задача в выборе методов работы по такой системе. В первую очередь, нужно найти общее между ребенком и отцом. И, исходя из этого, предлагать различные формы проведения творческой деятельности.
К сожалению, на сегодняшний день в России не так много кризисных центров для мужчин, поэтому оказание специфической помощи мужчине затрудняется. Следующим значительным шагом в развитии социальной работы в России будет являться то, что категориальный аппарат социальной работы расшириться. Будут расширены категории и объекты социальной работы, сеть социальных учреждений пройдет модернизацию, как техническую, так и кадровую.
Проанализировав опыт работы зарубежных социальных служб, было выяснено, что во многих штатах США существуют социальные магазины. В таких магазинах предлагаются продукты и товары первой необходимости. Клиент, в нашем случае мать или отец-одиночка, отказывается от денежных выплат, и государство заменяет их «корзиной товаров первой необходимости».
В чем плюс такой системы? Большая вероятность того, что помощь действительно дойдет до нуждающегося. Психологическая составляющая «за это не нужно платить» лучшим образом влияет на сознание человека, отодвигая страх о нехватке средств на второй план. Предоставление выбора клиенту в составление набора продуктов. Клиент сможет ориентироваться на нужды своей семьи, на предпочтения в питание ребенка. Конечно, такая корзина не будет включать в себя изысканные продукты, удовлетворяющие потребности конкретного человека. Эта корзина будет представлять собой наиболее необходимые товары и продукты для существования человека.
Так же сеть социальных магазинов предлагает свою продукцию для всех остальных людей - покупателей. За счет того, что социальный магазин продает товары всем людям, крупных финансовых вложений со стороны государства не требуется. Функционирование магазина, обеспечение его жизнедеятельности - все это оплачивается за счет выручки от продаж товаров обычным покупателям.
Создание сети таких социальных магазинов будет эффективным способом поддержки неполных семей: во-первых, клиент будет всегда обеспечен минимальным набором необходимых продуктов во-вторых, клиент экономит массу своего времени на том, что не стоит в очередях за пособием и др. в-третьих, у клиента появится спокойствие за свое благополучие в-четвертых, формат магазина, как социального учреждения, предусматривает работу с большим количеством человек.
В настоящее время государственная помощь неполным семьям предоставляется в различных Центрах помощи семье и детям. Деятельность этих Центров направлена на оказание помощи всем категориям проблемных семей. На мой взгляд, необходимо создать Центры, работающие с определенной группой семей, например с неполными семьями.
Целями данных учреждений будет являться:
1) практическая реализация конституционного права семьи и ее членов на всестороннюю защиту со стороны государства, социальную и психологическую помощь
2) улучшение положения неполной семьи как социального института, улучшение социального и психологического здоровья семьи и детей
3) содействие установлению и поддержанию гармоничных семейных отношений, основываясь на принципах добровольности обращения, прав и свобод личности.
Задачами центра будут являться:
1) выявление запроса на получение социальной, социально-психологической, социально-экономической и иной помощи со стороны неполных семей, учет социально неблагополучных семей, обратившихся за помощью к специалистам Центра, комплексное изучение, анализ и коррекция психолого-педагогических причин их социального и иного неблагополучия
2) информирование семей о деятельности и возможностях Центра, привлечение к обращению в Центр семей, имеющих проблемы различного характера
3) оказание разовой и систематической социальной, психологической, психолого-педагогической, юридической, социально-экономической, реабилитационной и иной помощи неполной семье
4) организация профилактических, обучающих, коррекционных и иных мероприятий для семей и их членов, направленных на преодоление нарушений в сфере семейных отношений и предотвращение асоциального поведения
5) сотрудничество с различными заинтересованными государственными, общественными, коммерческими и иными организациями и гражданами, привлечение их к решению вопросов социального обслуживания неполных семей
6) координация усилий городских, районных и иных государственных органов, общественных организаций и т.д. по созданию и совершенствованию системы социально-психологической помощи семье и детям.
Рис. 1. Структура Центра
Отделы
Основные функции отделов:
1) Информационно-аналитический отдел осуществляет:
- первичный прием семей и их членов и направление их в соответствующие подразделения Центра
- выявление социального запроса и учет семей, нуждающихся в социальной, психологической и иной помощи
- распространение информации о задачах и содержании оказываемой Центром помощи, пропаганду предоставляемых Центром услуг, издание листовок, бюллетеней, информационно-просветительских материалов, регулярных и периодических изданий в помощь семье по различным вопросам ее жизнедеятельности
2) Отдел социальной помощи осуществляет:
- оказание социальной помощи семьям в соответствии с запросом (помощь социально-экономического характера, материальная поддержка, содействие в получении льгот, пособий и компенсаций, натуральной помощи, кредитов, алиментов, улучшении жилищно-бытовых условий и т.п.)
- консультирование по вопросам самообеспечения семей, семейного предпринимательства, надомных промыслов и т.д.
- обеспечение и поддержку формирования благоприятной социальной микро- и макросреды для семей и их членов, обратившихся за помощью
- организацию и проведение групповых и массовых мероприятий: семейных праздников, конкурсов, благотворительных акций и т.д.
3) Отдел психолого-педагогической помощи и консультирования осуществляет:
- все необходимые виды психопрофилактических, психодиагностических и психокоррекционных мероприятий в отношении неполных семей, обратившихся за помощью
- педагогическое консультирование и помощь
- организацию иных видов консультирования по запросу (психиатрическая, наркологическая, медицинская, юридическая и иная помощь).
4) Отдел работы с учреждениями осуществляет:
- работу по различным вопросам с государственными и негосударственными учреждениями.
Деятельность Центров данного типа должна привести к уменьшению числа неполных семей, к организации благоприятного психологического климата в неполных семьях, к улучшению положения неполных семей в обществе.
На мой взгляд, для более эффективной работы Центра социальной помощи неполным семьям необходимо создать интернет-портал при данном учреждении, задачами которого будет:
предоставление информации о деятельности Центра
оказание on-line помощи неполным семьям
предоставление наиболее полной информации о неполных семьях.
Тема: Неполная семья как социальная проблема
Оглавление
Введение
Глава 1. Семья, структурные составляющие современной семьи, типы и функции
.1 Семья как социальный институт
.2 Неполная семья как социальная проблема. Неполная семья на современном этапе эволюции института семьи: понятие, характеристика, основные тенденции и факторы роста
Глава 2. Причины возникновения неполной семьи в современном обществе
Глава 3. Социальные проблемы такой категории, как неполная семья
.1 Трудности существования неполной семьи
Глава 4. Основные направления социальной работы с неполными семьями, законодательные основы и правовые особенности их социальной поддержки
.1 Основы социальной работы с неполными семьями
.2 Приоритетные направления социальной политики государства в оказании помощи неполной семье
Глава 5. Ход и результаты эмпирического исследования. Рекомендации по совершенствованию работы с неполной семьёй
Глава 6. Проект Центра социальной помощи неполной семье
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Семья - важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения, в ней человек рождается, через нее продолжается человеческий род.
Семья во все времена постоянно находится в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. Это происходит в виду того, что семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Она находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. По этой причине она является одной из важных сфер социальных проблем и одним из главных объектов социальной работы.
В жизни и деятельности общества семья играет колоссальную роль. Семья - особый эмоционально взаимодействующий коллектив. Ее социальный характер и нравственные цели в значительной степени определяются объективными условиями того общественного строя, в котором она существует. Проблема создания семейного союза, правильное в нем воспитание детей справедливо считается актуально злободневной на все времена.
На пути жизнедеятельности семьи встает очень много проблем, которые в конечном итоге могут отложить свой отпечаток на воспитании детей. Наиболее проблематична и уязвима в воспитательном плане является неполная семья. Ее удельный вес в числе других семей довольно высок. По данным переписи 2005 г. Из 40 млн. семей 4,8 млн. т.е. 12% были неполными. Неполная семья одна из категорий семей наиболее нуждающихся в социальной помощи. Нарушение нормальной структуры не фатально, не неотвратимо действуют на ее воспитательный потенциал, а лишь тогда, когда присоединяются многие другие факторы, которые могут усиливать или ослабевать это воздействие, целый ряд факторов, переплетаясь, усложняют жизнь неполной семьи.
Актуальность. Семья является важнейшим источником социального и экономического развития общества, важнейшим институтом социализации подрастающего поколения, она производит самое главное общественное богатство - человека. Самой важной функцией семьи является воспитание детей, семейное воспитание превышает по своей эмоциональности любое другое воспитание, т.к.
Ежемесячное пособие на ребенка от 7 до 16 лет неполным семьям, проживающим в г.Санкт-Петербург
1.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!