Ст 239 налоговые льготы нк рф
Комментарии
Статья 239. Налоговые льготы
Комментарий к статье 239
В соответствии с пунктом 1 статьи 239 Налогового кодекса РФ от уплаты ЕСН освобождаются:
организации любых организационно-правовых форм - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 рублей на каждое физическое лицо, являющегося инвалидом I, II или III группы (подпункт 1 пункта 1 статьи 239 Налогового кодекса РФ).
В соответствии со статьей 239 Налогового кодекса РФ не начисляется единый социальный налог на суммы до 100 000 рублей, выплачиваемые работникам, являющимся инвалидами I, II и III групп. Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации не предусмотрено аналогичной льготы по выплатам инвалидам.
Согласно пункту 2 статьи 243 Налогового кодекса РФ сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.
Каким образом в данном случае исчислять суммы ЕСН с учетом применения налоговых льгот по работникам, являющимся инвалидами I, II и III групп?
Ответ на данный вопрос был сформулирован в письме Минфина России от 14 мая 2005 г. N 03-05-02-04/96.
Финансовое ведомство указало, что в соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 243 Налогового кодекса РФ сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации. При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.
Минфин России сослался на решения ВАС РФ от 8 октября 2003 г.
Вначале исчисляется сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, без учета льгот далее из этой суммы вычитается сумма начисленных за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование из полученной суммы вычитается сумма налога, льготируемая в соответствии со статьей 239 Налогового кодекса РФ (при этом льготы, предусмотренные статьей 239 Налогового кодекса РФ, не распространяются на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование) оставшаяся сумма подлежит уплате в федеральный бюджет.
Общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, их региональные и местные отделения.
Организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов.
Учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов (подпункт 2 пункта 1 статьи 239 Налогового кодекса РФ).
Обратите внимание: данные категории налогоплательщиков освобождаются от ЕСН - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 рублей в течение налогового периода на каждое физическое лицо.
Кроме этого, льгота не распространяется на налогоплательщиков, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению общеРоссийских общественных организаций инвалидов.
В пункте 7 Обзора практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с взысканием единого социального налога, доведенного в качестве приложения к информационному письму Президиума ВАС РФ от 14 марта 2006 г. N 106 (далее - Обзор) суд пришел к выводу, что применение юридическим лицом - налогоплательщиком льготы по единому социальному налогу, установленной абзацем четвертым подпункта 2 пункта 1 статьи 239 Налогового кодекса РФ, возможно при его соответствии трем требованиям:
юридическое лицо создано в форме учреждения
создание осуществлено для достижения социальных целей или для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям
единственным собственником имущества является общественная организация инвалидов.
Индивидуальные предприниматели, адвокаты, являющиеся инвалидами I, II или III группы, в части доходов от их предпринимательской деятельности и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 000 рублей в течение налогового периода (подпункт 3 пункта 1 статьи 239 Налогового кодекса РФ).
Обратите внимание: налогоплательщику следует обратить внимание, что льготы, установленные статьей 239 Налогового кодекса РФ, не применяются в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, так как это не предусмотрено Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации.
Такая позиция, например, отражена в письме Управления ФНС России по г. Москве от 14 мая 2005 г. N 21-11/34174.
Налоговые льготы по ЕСН. В соответствии с п. 1 ст. 239 Налогового кодекса РФ от уплаты ЕСН освобождаются: Выплаты инвалидам
Организации любых организационно-правовых форм — с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 руб. на каждое физическое лицо, являющегося инвалидом I, II или III группы (пп. 1 п. 1 ст. 239 Налогового кодекса РФ).
Пример. Работник организации в результате освидетельствования в учреждении медико-социальной экспертизы был признан инвалидом III группы с 30 марта 2009 г. Сумма выплат в пользу этого работника за январь — февраль 2009 г. не превысила 100 000 руб. Поэтому с 1 марта 2009 г. организация имеет право применять льготу по ЕСН до момента, когда сумма начисленного дохода данного работника (начиная с января) не достигнет 100 000 руб.
В соответствии со ст. 239 Налогового кодекса РФ не начисляется единый социальный налог на суммы до 100 000 руб. выплачиваемые работникам, являющимся инвалидами I, II и III групп. Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании. " не предусмотрено аналогичной льготы по выплатам инвалидам.
Согласно п. 2 ст. 243 Налогового кодекса РФ сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.
Каким образом в данном случае исчислять суммы ЕСН с учетом применения налоговых льгот по работникам, являющимся инвалидами I, II и III групп?
Ответ на данный вопрос был сформулирован в Письме Минфина России от 14 мая 2005 г. N 03-05-02-04/96.
Финансовое ведомство указало, что в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 243 Налогового кодекса РФ сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.
Минфин России сослался на Решения ВАС РФ от 8 октября 2003 г. по делу N 7307/03 и от 4 июня 2004 г. по делу N 4091/04, в которых указал, что на основании систематического толкования ст. ст. 237, 239, 241 и 243 Налогового кодекса РФ определена последовательность исчисления единого социального налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет.
Вначале исчисляется сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, без учета льгот далее из этой суммы вычитается сумма начисленных за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование из полученной суммы вычитается сумма налога, льготируемая в соответствии со ст. 239 Налогового кодекса РФ (при этом льготы, предусмотренные ст. 239 Налогового кодекса РФ, не распространяются на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование) оставшаяся сумма подлежит уплате в федеральный бюджет.
Пример. И.С. Киржов является инвалидом II группы, и за I квартал 2009 г. ему начислены выплаты в сумме 40 000 руб. Исчисляем сумму единого социального налога, подлежащую уплате в федеральный бюджет:
40 000 руб. x 20% / 100% = 8000 руб.
Из этой суммы вычитаем сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование:
8000 руб. — (40 000 руб. x 14% / 100%) = 2400 руб.
Далее из этой суммы вычитаем льготируемую сумму налога в соответствии со ст. 239 Налогового кодекса РФ:
2400 руб. — (40 000 руб. x 20% / 100% — 40 000 x 14% / 100%) = 0.
Таким образом, в приведенном примере нет перечислений в федеральный бюджет, но при этом сумма налогового вычета (5640 руб.) не превышает сумму налога, подлежащую уплате в федеральный бюджет (8000 руб.).
Статья 239 НК (налогового кодекса) РФ Налоговые льготы
1. От уплаты налога освобождаются:
1 организации любых организационно-правовых форм - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 рублей на каждое физическое лицо, являющегося инвалидом I, II или III группы
2 следующие категории налогоплательщиков - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 рублей в течение налогового периода на каждое физическое лицо:
общественные организации инвалидов в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов , среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, их региональные и местные отделения
организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов
учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.
Указанные в настоящем подпункте льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством и или реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению общеРоссийских общественных организаций инвалидов
3 налогоплательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, являющиеся инвалидами I, II или III групп, в части доходов от их предпринимательской деятельности и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 000 рублей в течение налогового периода
4 утратил силу с 1 января 2005 г.
2. Утратил силу с 1 января 2003 г.
статья 239. НК РФ.
Налоговый кодекс Российской Федерации
принят Государственной Думой 16 июля 1998 года и 19 июля 2000 года
статья 239. НК РФ Налоговые льготы
1. От уплаты налога освобождаются:
1) налогоплательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 рублей на каждое физическое лицо, являющегося инвалидом I, II или III группы
2) следующие категории налогоплательщиков - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 рублей в течение налогового периода на каждое физическое лицо:
общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, их региональные и местные отделения
организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов
учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.
Указанные в настоящем подпункте льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению общеРоссийских общественных организаций инвалидов
3) налогоплательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, являющиеся инвалидами I, II или III групп, в части доходов от их предпринимательской деятельности и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 000 рублей в течение налогового периода
4) утратил силу с 1 января 2005 г.
2. Утратил силу с 1 января 2003 г.
Статья 333.35. Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций
Комментарий к статье 333.35 Налогового кодекса РФ
Статьей 333.35 Налогового кодекса РФ установлены льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций.
Исходя из ее положений можно сделать вывод, что льготы по уплате госпошлины предоставляются 2 способами.
Во-первых, льготы устанавливаются путем перечисления тех случаев, когда предоставляется освобождение от уплаты госпошлины в отношении отдельных категорий плательщиков, например:
от уплаты госпошлины освобождены отдельные категории граждан, некоторые виды организаций и отдельные государственные органы (п. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ). Указанное означает, что по общему правилу госпошлина за совершение перечисляемых в п. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ юридически значимых действий уплачивается, но отдельным категориям физических лиц (а также некоторым видам юридических лиц и государственным органам) предоставлено освобождение от ее уплаты.
Например, пп. 71 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ определено, что за право использования наименований Россия , Российская Федерация и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц уплачивается государственная пошлина в размере 80 000 руб. Государственная пошлина за право использования наименований Россия , Российская Федерация и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц уплачивается при государственной регистрации юридического лица при его создании либо при регистрации соответствующих изменений учредительных документов юридического лица (п. 5 ст. 333.34 Налогового кодекса РФ).
А в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины за право использования наименований Россия , Российская Федерация и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях указанных организаций или объединений освобождаются органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, казенные учреждения, редакции средств массовой информации, за исключением средств массовой информации рекламного и эротического характера, общеРоссийские общественные объединения, религиозные объединения, политические партии.
Также согласно пп. 1.1 п. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ от уплаты госпошлины освобождаются бюджетные учреждения, являющиеся получателями бюджетных средств до 1 июля 2012 г. - за право использования наименований Россия , Российская Федерация и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях указанных учреждений.
При этом в некоторых случаях основанием для получения льготы по уплате госпошлины может быть необходимость представления лицом, в отношении которого устанавливается льгота, документа, подтверждающего право на ее использование.
Например, основанием для предоставления льгот физическим лицам, перечисленным в пп. 11 и 12 п. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ, является удостоверение установленного образца.
А основанием для предоставления льготы по уплате госпошлины, предусмотренной пп. 14 п. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ являются копии соответствующих документов: удостоверения ветерана Великой Отечественной войны (участника войны), справки медико-социальной экспертизы, документа, выданного образовательным учреждением. Ходатайство о предоставлении указанных льгот подается вместо документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, если льготой является освобождение от ее уплаты, или вместе с указанным документом. При этом льгота предоставляется по ходатайству автора (авторов).
Во-вторых, путем перечисления случаев, когда госпошлина не уплачивается вообще (п. 3 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ). Указанное означает, что льгота предоставляется для всех категорий лиц, обратившихся за совершением определенного юридически значимого действия, но в строго определенных случаях, закрытый перечень которых установлен в п. 3 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ. Например, согласно пп. 4.4 п. 3 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ за внесение изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) в случае изменения законодательства Российской Федерации государственная пошлина не уплачивается.
При этом, по мнению Минфина России (Письма Минфина России от 20 января 2014 г. N 03-05-06-03/1530, от 30 июня 2010 г. N 03-05-04-03/81), данная норма Налогового кодекса РФ применяется в случае принятия нормативного правового акта Российской Федерации, влекущего необходимость внесения изменений в записи ЕГРП по не зависящим от правообладателей, владельцев или пользователей недвижимого имущества причинам.
В зависимости от сфер ведения законодательство Российской Федерации состоит как из федеральных законов и федеральных нормативных правовых актов, так и принятых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
При этом действующее законодательство не содержит общего определения понятия законодательство Российской Федерации . Нормативные правовые акты Российской Федерации, системообразующие в каждой конкретной отрасли законодательства Российской Федерации, определяют, что входит в понятие законодательства Российской Федерации в данной отрасли, а именно из каких нормативных правовых актов оно состоит - федерального, регионального или местного уровня.
Например, гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в п. п. 1 и 2 ст. 2 Гражданского кодекса РФ.
Отношения, указанные в п. п. 1 и 2 ст. 2 Гражданского кодекса РФ, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить Гражданскому кодексу РФ и иным федеральным законам.
На основании и во исполнение Гражданского кодекса Российской Федерации и иных федеральных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права (ст. 3 Гражданского кодекса РФ).
В то же время бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из Бюджетного кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ, законов субъектов РФ о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов РФ и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (ст. 2 Бюджетного кодекса РФ).
Таким образом, в случае если нормативный правовой акт входит в систему конкретной отрасли законодательства РФ, то, по мнению Минфина России, внесение изменений в ЕГРП, связанное с изменением такого акта, может осуществляться без уплаты государственной пошлины.
Обратим внимание, что в п. 3 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ введено значительное количество положений, которые носят временный характер. В соответствии с ними льготы по уплате госпошлины будут предоставлены до наступления определенного времени.
Так, положения пп. 10, 10.1, 10.3, 10.4, 10.6, 10.7, 10.9 и 10.10 п. 3 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 г. и применяются до 1 января 2017 г. (Федеральный закон от 30 июля 2010 г. N 242-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта ).
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 221-ФЗ О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Закон N 221-ФЗ) положения ст. 333.35 Налогового кодекса РФ дополняются новым п. 4, согласно которому размеры государственной пошлины, установленные гл. 25.3 Налогового кодекса РФ за совершение юридически значимых действий в отношении физических лиц, применяются с учетом коэффициента 0,7 в случае совершения указанных юридически значимых действий с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, региональных порталов государственных и муниципальных услуг и иных порталов, интегрированных с единой системой идентификации и аутентификации, и получением результата услуги в электронной форме. Положения п. 4 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ не будут применяться с 1 января 2019 г. (п. 3 ст. 2 Закона N 221-ФЗ).
Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. положения п. 3 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ, в котором перечисляются случаи, когда государственная пошлина не уплачивается, дополняются новыми подпунктами. Так, согласно пп. 26 - 28 п. 3 ст. 333.35 (в ред. Федерального закона от 29 ноября 2014 г. N 381-ФЗ О внесении изменений в статью 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации ) государственная пошлина не уплачивается, в частности, в следующих случаях:
а) за государственную регистрацию средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения на территориях субъектов Российской Федерации - Республики Крым и города федерального значения Севастополя - в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 402-ФЗ Об особенностях правового регулирования отношений в области средств массовой информации в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя . Отметим, что данные положения применяются до 1 апреля 2015 г. (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29 ноября 2014 г. N 381-ФЗ О внесении изменений в статью 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Закон N 381-ФЗ))
б) за предоставление лицензии на телевизионное вещание, радиовещание на территориях субъектов Российской Федерации - Республики Крым и города федерального значения Севастополя - в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 402-ФЗ Об особенностях правового регулирования отношений в области средств массовой информации в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя . Данные положения применяются до 1 апреля 2015 г. (п. 2 ст. 2 Закона N 381-ФЗ)
в) за предоставление лицензии на оказание услуг связи на территориях субъектов Российской Федерации - Республики Крым и города федерального значения Севастополя - на условиях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Данные положения применяются до 1 мая 2015 г. (п. 3 ст. 2 Закона N 381-ФЗ).
Статья 333.36. Льготы при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, к мировым судьям
Комментарий к статье 333.36
Комментируемая ст. 333.36 Налогового кодекса РФ устанавливает льготы в виде освобождения от уплаты государственной пошлины при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям.
Двадцать вариантов льгот при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям предусматривает п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ. Кроме того, согласно п. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (если цена иска не превышает 1 млн руб.), освобождаются:
общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков
истцы - инвалиды I и II группы
ветераны Великой Отечественной войны, боевых действий, военной службы, обращающиеся за защитой своих прав
истцы, обращающиеся за защитой прав потребителей
истцы-пенсионеры по искам имущественного характера к пенсионным фондам и органам, выплачивающим пенсии военнослужащим.
Если цена иска превышает 1 млн руб. государственная пошлина уплачивается частично согласно ст. ст. 333.19 и 333.36 Налогового кодекса РФ. То есть при подаче в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, указанные лица освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 млн руб. В случае если цена иска превышает 1 млн руб. то указанные плательщики уплачивают госпошлину в сумме, исчисленной в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб.
Статья 333.37. Льготы при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды
Комментарий к статье 333.37
Комментируемая ст. 333.37 Налогового кодекса РФ определяет категорию лиц, которые имеют льготы в виде освобождения от уплаты госпошлины при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды.
Прокуроры и иные органы имеют льготы в виде освобождения от уплаты госпошлины, если они обращаются в Верховный Суд Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражные суды в защиту государственных и (или) общественных интересов, в случаях, предусмотренных законом. А государственные органы, органы местного самоуправления имеют льготы независимо от того, выступают они в арбитражном суде в качестве истцов или ответчиков.
Что касается льгот для общественных организаций инвалидов и инвалидов I и II группы, то они освобождены от государственной пошлины, если цена иска не превышает 1 млн руб. В противном случае государственная пошлина уплачивается частично согласно ст. ст. 333.21 и 333.37 Налогового кодекса РФ. То есть по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, при подаче исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, эти плательщики освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 млн руб. В случае если цена иска превышает 1 млн руб. то госпошлина уплачивается в сумме, исчисленной в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса РФ и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб.
Статья 333.38. Льготы при обращении за совершением нотариальных действий
Комментарий к статье 333.38
Комментируемая ст. 333.38 Налогового кодекса РФ устанавливает льготы в виде освобождения от уплаты государственной пошлины при обращении за совершением нотариальных действий.
Льготы по уплате государственной пошлины для физических и юридических лиц, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, распространяются на этих лиц при совершении нотариальных действий как нотариусом, работающим в государственной нотариальной конторе, так и нотариусом, занимающимся частной практикой.
Поскольку налог на имущество, переходящее в порядке наследования, был отменен, то в соответствии с п. 5 ст. 333.38 Налогового кодекса РФ освобождены от уплаты государственной пошлины физические лица за выдачу им свидетельств о праве на наследство при наследовании жилого дома, а также земельного участка, на котором расположен жилой дом, квартиры, комнаты, если эти лица проживали совместно с наследодателем на день смерти наследодателя и продолжают проживать в этом доме (этой квартире, комнате) после его смерти, а также при наследовании вкладов в банках, денежных средств на банковских счетах физических лиц, страховых сумм по договорам личного и имущественного страхования, сумм оплаты труда, авторских прав и сумм авторского вознаграждения, предусмотренных законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности, пенсий.
Обратите внимание, что наследники, не достигшие совершеннолетия ко дню открытия наследства, а также лица, страдающие психическими расстройствами, над которыми установлена опека, освобождаются от уплаты государственной пошлины при получении свидетельства о праве на наследство во всех случаях, независимо от вида наследственного имущества.
Статья 333.39. Льготы при государственной регистрации актов гражданского состояния
Комментарий к статье 333.39
Комментируемая ст. 333.39 Налогового кодекса РФ устанавливает льготы в виде освобождения от уплаты государственной пошлины при государственной регистрации актов гражданского состояния.
Льготами по уплате государственной пошлины пользуются ряд лиц и органов при государственной регистрации актов гражданского состояния.
Государственная пошлина не предусмотрена для граждан, обратившихся за справкой для представления в уполномоченные органы для назначения или перерасчета пенсий и пособий. Это же правило распространяется и на выдачу свидетельств о смерти при исправлении и изменении записей актов о смерти необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных лиц на основании Закона о реабилитации жертв политических репрессий, а также за выдачу повторных свидетельств о смерти лиц указанной категории.
Государственная регистрация факта рождения и смерти, а также выдача соответствующего свидетельства не предусматривают уплаты государственной пошлины.
Органы управления образования, опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав не уплачивают государственную пошлину за внесение исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния, составленные в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в отношении их умерших родителей, включая выдачу свидетельств.
Статья 333.40. Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины
Комментарий к статье 333.40
Статьей 333.40 Налогового кодекса РФ установлены основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины.
В качестве оснований в ст. 333.40 Налогового кодекса РФ указаны: уплата государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено возвращение заявления, жалобы или иного обращения либо отказ в их принятии судами, либо отказ в совершении нотариальных действий уполномоченных на то органов и (или) должностных лиц и т.д.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса РФ государственная пошлина подлежит возврату в случае отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.
Отказ, в частности, в совершении действий после обращения в уполномоченный орган за совершением юридически значимого действия основанием для возврата государственной пошлины ст. 333.40 Налогового кодекса РФ не установлен.
Таким образом, в случае если организация обратилась в уполномоченный орган с заявлением за совершением юридически значимого действия в отношении нее и (или) за выдачей документов и уполномоченным органом было принято обоснованное решение об отказе в совершении вышеуказанных действий, то уплаченная сумма государственной пошлины, на основании пп. 4 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса РФ, возврату не подлежит (Письмо Минфина России от 25 декабря 2012 г. N 03-05-06-03/102).
Например, не будет подлежать возврату государственная пошлина, уплаченная учредителем за государственную регистрацию создания юридического лица, в случае вынесения налоговым органом отказа в его государственной регистрации, поскольку п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса РФ установлен исчерпывающий перечень, в соответствии с которым уплаченная государственная пошлина за совершение юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 Налогового кодекса РФ, подлежит возврату частично или полностью (Письмо ФНС России от 31 января 2014 г. N СА-4-14/1645 О направлении правовых позиций в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ).
Соответственно, в случае повторного обращения организации в уполномоченный орган (к должностному лицу) за выдачей разрешения государственная пошлина будет подлежать уплате в полном размере.
Заявление о возврате суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина. К заявлению прилагаются необходимые документы.
По делам, рассматриваемым в судах, прилагаются решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов.
Заявление о возврате государственной пошлины может быть подано в течение 3 лет. Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. Непосредственно возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы госпошлины осуществляется органом Федерального казначейства.
Плательщик государственной пошлины также имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины в счет будущего платежа за совершение аналогичного действия. То есть, например, если истец ошибочно подал исковое заявление, неподсудное выбранному им суду, а госпошлина при этом оплачена, то ее могут зачесть в другом суде при подаче нового искового заявления. Имейте в виду, это возможно только в том случае, если с того момента, как получен отказ, не прошло 3 лет. Иначе госпошлину придется заплатить снова.
Статья 333.41. Особенности предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины
Комментарий к статье 333.41
Из содержания п. 1 ст. 333.41 Налогового кодекса РФ следует, что отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляются по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного п. 1 ст. 64 Налогового кодекса РФ.
Согласно п. 1 ст. 64 Налогового кодекса РФ отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии определенных оснований на срок, не превышающий 1 года, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности.
Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий трех лет, может быть предоставлена по решению Правительства Российской Федерации.
Ходатайство может быть изложено непосредственно в исковом заявлении. В то же время ходатайство об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины, поданное до обращения с исковым заявлением, возвращается арбитражным судом без рассмотрения.
Кроме того, в ходатайстве об отсрочке уплаты государственной пошлины должны быть указаны соответствующие основания и приложены документы, свидетельствующие о том, что имущественное положение заинтересованной стороны не позволяет ей уплатить государственную пошлину в установленном размере.
На сумму отсроченной или рассроченной государственной пошлины проценты не начисляются в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка.
Статья 333.42. Утратила силу. - Федеральный закон от 02.11.2013 N 306-ФЗ.
НПА:Налоговый кодекс Российской Федерации:Статья 333.35
Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ в подпункт 1 пункта 1 статьи 333.35 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.
См. текст подпункта в предыдущей редакции
1) органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, казенные учреждения, редакции средств массовой информации, за исключением средств массовой информации рекламного и эротического характера, общеРоссийские общественные объединения, религиозные объединения, политические партии — за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях указанных организаций или объединений К:Налоговый кодекс Российской Федерации:Статья 333.35/(73884765)
Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 239-ФЗ пункт 1 статьи 333.35 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 1.1, вступающим в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
1.1) бюджетные учреждения, являющиеся получателями бюджетных средств до 1 июля 2012 года, — за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях указанных учреждений К:Налоговый кодекс Российской Федерации:Статья 333.35/(122866187)
Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 198-ФЗ подпункт 2 пункта 1 статьи 333.35 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ
См. текст подпункта в предыдущей редакции
2) Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды и мировые судьи — при направлении (подаче) запросов в Конституционный Суд Российской Федерации К:Налоговый кодекс Российской Федерации:Статья 333.35/(546736355)
3) суды общей юрисдикции, арбитражные суды и мировые судьи, органы государственной власти субъекта Российской Федерации — при направлении (подаче) заявлений в конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации К:Налоговый кодекс Российской Федерации:Статья 333.35/(12397)
4) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных настоящей главой, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 124 пункта 1 статьи 333.33 настоящего Кодекса К:Налоговый кодекс Российской Федерации:Статья 333.35/(98561)
Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 251-ФЗ подпункт 5 пункта 1 статьи 333.35 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и применяющейся с 1 сентября 2013 г.
См. текст подпункта в предыдущей редакции
5) Центральный банк Российской Федерации — при обращении за совершением установленных настоящей главой юридически значимых действий в связи с выполнением им функций, возложенных на него законодательством Российской Федерации К:Налоговый кодекс Российской Федерации:Статья 333.35/(350491090)
6) организации — при государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, эмиссия которых осуществляется ими в целях реструктуризации долговых обязательств перед бюджетами всех уровней (в период действия договора о реструктуризации таких обязательств), в случае, если такие ценные бумаги переданы и (или) обременены в пользу уполномоченного органа исполнительной власти на основании договора о погашении задолженности по платежам в бюджеты всех уровней К:Налоговый кодекс Российской Федерации:Статья 333.35/(12400)
7) организации — при государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, выпускаемых в обращение при увеличении уставного капитала на величину переоценки основных фондов, производимой по решению Правительства Российской Федерации К:Налоговый кодекс Российской Федерации:Статья 333.35/(12401)
8) государственные и муниципальные музеи, архивы, библиотеки и иные государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей — за право временного вывоза культурных ценностей, находящихся в их фондах на постоянном хранении К:Налоговый кодекс Российской Федерации:Статья 333.35/(12402)
9) физические лица — авторы культурных ценностей — за право вывоза (временного вывоза) ими культурных ценностей К:Налоговый кодекс Российской Федерации:Статья 333.35/(12403)
10) органы государственной власти, органы местного самоуправления — за проставление апостиля, а также за государственную регистрацию организаций и за государственную регистрацию изменений учредительных документов организаций, за государственную регистрацию ликвидации организаций К:Налоговый кодекс Российской Федерации:Статья 333.35/(14876)
Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 198-ФЗ подпункт 11 пункта 1 статьи 333.35 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ
См. текст подпункта в предыдущей редакции
11) физические лица — Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы — по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, арбитражными судами, мировыми судьями, Верховным Судом Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, при обращении в органы и (или) к должностным лицам, которые совершают нотариальные действия, и в органы, которые осуществляют государственную регистрацию актов гражданского состояния К:Налоговый кодекс Российской Федерации:Статья 333.35/(546736356)
Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 198-ФЗ подпункт 12 пункта 1 статьи 333.35 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ
См. текст подпункта в предыдущей редакции
12) физические лица — участники и инвалиды Великой Отечественной войны — по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, арбитражными судами, мировыми судьями, Верховным Судом Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, при обращении в органы и (или) к должностным лицам, которые совершают нотариальные действия, и в органы, которые осуществляют государственную регистрацию актов гражданского состояния К:Налоговый кодекс Российской Федерации:Статья 333.35/(546736357)
См. текст подпункта 13 пункта 1 статьи 333.35
14) физическое лицо — гражданин Российской Федерации, являющийся единственным автором программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральной микросхемы и правообладателем на нее, испрашивающим свидетельство о регистрации на свое имя, в случае, если такое физическое лицо является ветераном Великой Отечественной войны, инвалидом, учащимся (воспитанником) образовательных учреждений (независимо от их форм собственности), — за совершение действий, предусмотренных подпунктами 1 — 3. 5 и 6 пункта 1 статьи 333.30 настоящего Кодекса. К:Налоговый кодекс Российской Федерации:Статья 333.35/(98564)
Льгота, предусмотренная настоящим подпунктом, предоставляется также коллективу авторов, правообладателей, каждый член которого является инвалидом, либо участником Великой Отечественной войны, либо инвалидом Великой Отечественной войны К:Налоговый кодекс Российской Федерации:Статья 333.35/(12409)
Федеральным законом от 5 апреля 2010 г. № 41-ФЗ в подпункт 15 пункта 1 статьи 333.35 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона
15) физические лица, признаваемые малоимущими в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, — за совершение действий, предусмотренных подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 настоящего Кодекса, за исключением государственной регистрации ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество. К:Налоговый кодекс Российской Федерации:Статья 333.35/(14877)
Льготы, предусмотренные подпунктом 14 пункта 1 настоящей статьи, предоставляются по ходатайству автора (авторов). Основанием для предоставления льготы являются копии соответствующих документов: удостоверения ветерана Великой Отечественной войны (участника войны), справки медико-социальной экспертизы, документа, выданного образовательным учреждением. Ходатайство о предоставлении указанных льгот подается вместо документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, если льготой является освобождение от ее уплаты, или вместе с указанным документом. К:Налоговый кодекс Российской Федерации:Статья 333.35/(98565)
2.1) за выдачу разрешения на работу иностранному гражданину, заключившему трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с лицом, участвующим в реализации проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково», и прибывшему на территорию инновационного центра «Сколково» К:Налоговый кодекс Российской Федерации:Статья 333.35/(54407396)
Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. № 243-ФЗ пункт 3 статьи 333.35 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 2.2
2.2) за выдачу приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину, заключившему трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с лицом, участвующим в реализации проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково» К:Налоговый кодекс Российской Федерации:Статья 333.35/(54407398)
Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. № 243-ФЗ пункт 3 статьи 333.35 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 2.3
2.3) за выдачу либо продление срока действия визы иностранному гражданину, заключившему трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с лицом, участвующим в реализации проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково» К:Налоговый кодекс Российской Федерации:Статья 333.35/(54407400)
3) за вывоз культурных ценностей, истребованных из чужого незаконного владения и возвращаемых собственнику К:Налоговый кодекс Российской Федерации:Статья 333.35/(12415)
См. текст подпункта 4 пункта 3 статьи 333.35
4.1) за государственную регистрацию права оперативного управления недвижимым имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности К:Налоговый кодекс Российской Федерации:Статья 333.35/(13431)
4.2) за государственную регистрацию ограничений (обременений) прав на земельные участки, используемые для северного оленеводства К:Налоговый кодекс Российской Федерации:Статья 333.35/(21183)
4.3) за государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности К:Налоговый кодекс Российской Федерации:Статья 333.35/(98567)
4.4) за внесение изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в случае изменения законодательства Российской Федерации К:Налоговый кодекс Российской Федерации:Статья 333.35/(98568)
4.5) за внесение изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при представлении организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества уточненных данных об объекте недвижимого имущества в порядке, установленном статьей 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» К:Налоговый кодекс Российской Федерации:Статья 333.35/(98569)
6) за государственную регистрацию ипотеки, возникающей на основании закона, а также за погашение регистрационной записи об ипотеке К:Налоговый кодекс Российской Федерации:Статья 333.35/(21184)
7) за государственную регистрацию соглашения об изменении содержания закладной, включая внесение соответствующих изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним К:Налоговый кодекс Российской Федерации:Статья 333.35/(12419)
8) за государственную регистрацию возникшего до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на объект недвижимого имущества при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества. В иных предусмотренных пунктом 2 статьи 6 указанного Федерального закона случаях за государственную регистрацию права на объект недвижимого имущества, возникшего до введения в действие указанного Федерального закона, государственная пошлина взимается в размере, равном половине установленной настоящей главой государственной пошлины за государственную регистрацию права на недвижимое имущество К:Налоговый кодекс Российской Федерации:Статья 333.35/(12420)
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!