Льготы и преференции по уплате таможенных пошлин
Льготы и преференции по уплате таможенных пошлин
2. Банковской гарантией
3. Паручительство
4. Залогом имущества
Сроки уплаты таможенных пошлин:
1. При ввозе товаров.
Не позднее дня подачи таможенной декларации.
2. При предварительном декларировании ввозимых товаров.
Не позднее дня выпуска таких товаров.
3. При подаче переодической таможенной декларации
Не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию или со дня завершения внутреннего таможенного транзита если декларирование товаров происходит не в месте их прибытия.
4. При выпуске товаров до подачи таможенной подачи.
Не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию или со дня завершения внутренного таможенного транзита.
5. При вывозе товаров.
Не позднее дня подачи таможенной декларации.
6. При изменении таможенной процедуры.
Не позднее дня установленного для завершения действия изменяемого таможенного режима изменяемой таможенной процедуры.
7. При нарушении требований и условий таможенных процедур.
Это день совершения такого нарушения.
Тарифная льгота (преференция ) - это льгота предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики РФ в отношении товара перемещаемого через таможенную границу РФ в виде:
1. Возврата ранее уплаченной пошлины
2. Освобождение от оплаты пошлины.
3. Снижение ставки таможенной пошлины.
4. Установление тарифных квот на приференциальный ввоз или вывоз товара.
Освобождается от уплаты таможенной пошлины:
1. Транспортные средства осуществляющие международные перевозки грузов багажа и пасажиров, а так же предметы материально технического снабжения и снаряжения топлива, продовольствия и другое имущество необходимое для их нормальной эксплуотации на время следования в пути.
2. Предметы материально технического снабжения и снаряжения топлива продовольствия и другое имущество вывозимое за пределы таможенной территории РФ для обеспечения деятельности Российских и арендованных Российскими лицами судов осуществляющих рыболовство.
3. Это товары ввозимые на таможенную территорию РФ или вывозимые с этой территории для официального или личного пользования представителями иностранных государств физическими лицами имеющими право на беспошленный ввоз таких предметов на основании международных соглашений.
4. Валюта РФ, иностранная валюта, а так же ценные бумаги в соответствии с законодательством РФ.
5. Товары подлежащие обращению в собственность государства.
6. Товары ввозимые на таможенную территорию России и вывозимые с этой территории в качестве гуманитарной помощи в целях ликвидаций аварий или катастроф, а так же учебные пособия для бесплатных учебных до школьных и лечебных учреждений.
7. Товары ввозимые на таможенную территорию РФ в качестве безвозмездной помощи.
8. Товары перемещаемые под таможенным контролем в режиме транзита через таможенную территорию РФ и предназначены для 3-х стран.
9. Это товары перемещаемые через таможенную границу РФ физическими лицами иии не преднозначенные для производственной и иной комерческой деятельности.
10. Приобретенная за счет целевых средств федерального бюджета оборудование для производства детского питания аналоги которого не производятся в РФ по перечню утверждаемому правительством РФ.
11. Товары за исключением под акцизных по перечню утверждаемому правительством РФ перемещаемые через таможенную границу РФ в рамках международного сотруднечества в области исследования и использования космического пространства.
12. Не облагаются таможенными пошлинами за исключением под акцизных по перечню утверждаемому РФ перемещаемые через таможенную границу РФ для их использования в целях проведения олипийских и паролимпийских игр в сочи в 2014 году.
При осуществлении торгово политичеких отношений РФ с иностранными государствами РФ допускается предоставление льгот в виде установления тарифных квот на преференциальный ввоз сельхоз товаров, аналоги которых производятся в РФ.
Тарифная квота - это установление пониженных по сравнению со ставками ввозных таможенных пошлин установленных в таможенном тарифе, ставок на определенное количество товара ввозимого на таможенную территорию РФ в течении определенного периода.
Под сельскохозяйсвенными товарами понимаются товары которые классифицируются в 1-24 группах товарной номенклатуры ВЭД.
Тарифные льготы устанавливаются правительством РФ в целях стимулирования сельско хозяйственного производства, обеспечения необходимого обьема потребления сельско хозяйственных товаров на территории РФ, а так же в целях содействия развития международной торговли.
Объем тарифной квоты устанавливаемой на ввоз товара на территорию России не может превышать разницу между объемом потребления такого товара на территории РФ и объемом производства аналагичного Российского товара. Если объем производства товара равен объему потребления товара на территории России или превышает его установление тарифной квоты не допускается.
Ввоз товаров на территорию России в рамках тарифных квот осуществляется в соответсвии с таможенной процедурой для выпуская внутренного потребления на основании лицензии на ввоз таких товаров выдоваемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти осуществляющим государственное регулирование внешне торговой деятельности.
Документы предоставляемые для получения лицензии:
1. Заявление о предоставленни лицензии по установленной форме по одному экземпляру на бумажном или магнитном носителе.
2. Копия договора оформевшего внешне торговую сделку заверенную подписью и печатью заявителя.
3. Копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе заверенная подписью и печатью заявителя.
ООО Меас-опт получила долю тарифной квоты на ввоз в 2011 году свнины мороженной не обваренной- окораков на кости под ТН ВЭД 0203 22 110 в размере 320 600 кг. При перемещении мяса таможенная стоимость окораков составита 16 030 000, на момент принятия курс евро 41,5948 руб/евро.
ООО оформило лицензию на импорт указанного мяса.
Код товара 0203 22 110 1.
Ставка пошлины для этой товарной позиции установлена 15% от таможенной стоимости но не менее 0,25 евро за 1 кг.
Сумма таможенной пошлины:
0,25 * 41,59 * 320 600 = 3 333 823 руб.
Адварордная:
16 030 000 * 15%= 2 404 500 руб.
Код товара 0203 22 110 9
Таможенная ставка 75% от таможенной стоимости но не менее 1,5 евро/кг
Сумма таможенной пошлины:
Льготы по уплате таможенных платежей
Закон РФ "О таможенном тарифе" предусматривает целый ряд льгот по уплате таможенной пошлины, называемых тарифными льготами (тарифными преференциями). Согласно ст. 34 названного Закона под тарифной льготой (преференцией) понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики РФ льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу РФ, в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от уплаты пошлины, снижения ставки пошлины, установ-ления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара. Исходя из налоговой природы таможенной пошлины тарифные льготы можно отнести к категории налоговых льгот.
Под тарифными преференциями имеются в виду специальные преимущества, предоставляе-мые при обложении таможенными пошлинами для всех или нескольких товаров отдельных стран и не распространяющихся на товары других стран. В соответствии со ст. 36 Закона РФ "О та-моженном тарифе" при осуществлении торгово-политических отношений РФ с иностранными государствами допускается установление тарифных преференций по таможенному тарифу РФ в виде освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставок пошлин либо установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) в отношении товаров:
Ставки таможенной пошлины снижены на товары из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций РФ. Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 1996 г. "О внесении изменений в постановление Правительства РФ от б мая 1995 г. "Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин"" установлено, что с 15 мая 1996 г. товары, подпадающие под действие преференциального режима, облагаются ввозными пошлинами по ставкам в размере 75 % действующих базовых ставок таможенного тарифа.
Возврат уплаченной таможенной пошлины возможен при заявлении некоторых таможенных режимов, например, реэкспорта (когда иностранные таможенные товары вывозятся с Российской таможенной территории без взимания или с возвратом таможенных пошлин и налогов и без применения мер экономической политики при обязательном соблюдении условий реэкспорта в соответствии со ст. 100-101 ТК РФ), режима переработки товаров на таможенной территории РФ (когда иностранные товары используются в установленном порядке для переработки на таможенной территории РФ без применения мер экономической политики и с возвратом сумм ввозных таможенных пошлин и налогов при условии вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта продуктов переработки за пределы Российской таможенной территории согласно ст. 58, 63 ТК РФ) и др.
Установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара — специфическая для внешнеторговой деятельности налоговая льгота. Под тарифной квотой понимается определенная стоимость или количество импортируемых товаров, которые облагаются таможенными пошлинами в обычном размере. Превышение тарифной квоты влечет за собой повышение ставок таможенной пошлины.
От уплаты ввозной таможенной пошлины временно или на постоянной основе могут быть освобождены товары, отвечающие каким-либо определенным требованиям (например, в зависимости от страны происхождения товара, вида и др.). Так, установлено, что товары из наименее развитых стран ввозятся на таможенную территорию РФ беспошлинно.
Большинство тарифных льгот в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины предусматриваются Законом РФ "О таможенном тарифе". Некоторые тарифные льготы предусматриваются также рядом других законов.
В соответствии со ст. 35 Закона РФ "О таможенном тарифе" от пошлины освобождаются:
В развитие этой статьи указанием ГТК России от 3 августа 1995 г. "О таможенном оформлении продукции морского промысла" установлено, что продукция морского промысла, добытая или произведенная Российскими судами в территориальных водах РФ, при ввозе на сухопутную территорию РФ не подлежит таможенному оформлению и не облагается ввозными таможенными пошлинами. Продукция морского промысла, добытая и/или произведенная Российскими судами в Мировом океане (за исключением Российских территориальных вод) при ввозе на таможенную территорию РФ для постоянного оставления на этой территории подлежит таможенному оформлению применительно к таможенному режиму выпуска для свободного обращения без уплаты ввозных таможенных пошлин (при этом налог на добавленную стоимость уплачивается в установленном порядке)
Кроме того, в соответствии со ст. 37 Закона РФ "О таможенном тарифе" при осуществлении торговой политики РФ в пределах ее таможенной территории допускается предоставление тарифных льгот в виде возврата уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и освобождения в исключительных случаях от пошлины в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий, а также вывозимых этими предприятиями отдельных видов товаров собственного производства в случаях, предусмотренных соглашениями о разделе продукции, заключенными Правительством РФ или уполномоченным им государственным органом в соответствии с законами РФ, или в течение периода окупаемости иностранных инвестиций в порядке, установленном законодательством.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 23 июля 1996 г. "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями", в случае реализации товаров, ввезенных в качестве вклада в уставный капитал предприятия с иностранными инвестициями, подлежат уплате причитающиеся таможенные пошлины. В развитие данного постановления ГТК России изданы указание от 13 августа 1996 г. "О применении льгот по уплате ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада в уставной (складочный) капитал" и письмо от 10 октября ] 996 г. "Об освобождении от уплаты таможенных пошлин при ввозе товаров в качестве вклада в уставной фонд предприятий с иностранными инвестициями" и письмо от 25 января 1999 г. "О товарах, ввозимых в качестве вклада в уставный фонд". Согласно этим документам с 5 августа 1996 г. освобождение от уплаты таможенной пошлины и НДС в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада в уставной капитал применяется при условии, что такие товары не являются подакцизными, относятся к основным производственным фондам, ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала, не превышают по стоимости и количеству размера вклада иностранного учредителя в уставной (складочный) капитал, оговоренного в учредительных документах.
В соответствии с письмом ГТК России от 15 августа 1996 г. и телетайпо-граммой ГТК России от 25 марта 1997 г. к исключительной компетенции ГТК отнесено принятие решения об освобождении от обложения таможенной пошлиной и НДС телевизоров, видеомагнитофонов, холодильников и другой бытовой техники, ввозимой в качестве вклада в уставной капитал предприятия с иностранными инвестициями.
Тарифные льготы предоставляются исключительно по решению Правительства РФ, которое также устанавливает порядок предоставления льгот. При этом тарифные льготы не должны носить индивидуального характера (ст. 56 Н К РФ). В связи с этим важно определить понятие таможенных привилегий. Таможенные привилегии - это преимущества, предоставляемые оп-ределенным физическим, должностным лицам при перемещении через таможенную границу РФ товаров, транспортных средств, ценностей, личных вещей и других предметов. Таможенные привилегии проявляются в виде освобождения от уплаты таможенных платежей, либо упрощенной процедуры пропуска через таможенную границу товаров и иных предметов, либо полного неприменения таких процедур. Постановлением Правительства РФ от 10 июля 1999 г. было утверждено Положение-0 перемещении товаров физическими лицами через таможенную границу РФ.
К формам льгот по уплате таможенной пошлины относится и отсрочка или рассрочка уплаты таможенной пошлины, которая характеризуется возвратностью и платностью
Освобождение от уплаты НДС предоставляется по достаточно большому числу товарных позиций.
Согласно Закону "О налоге на добавленную стоимость" от 6 декабря 1991 г. (с внесенными изменениями), а также в соответствии с Инструкцией о порядке применения налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ от 16 февраля 2000 г. установлены основные виды товаров, освобождаемых от уплаты НДС при их ввозе на таможенную территорию РФ:
В соответствии с п.4 ст. 3 Закона РФ "Об акцизах" освобождаются от взимания акциза подакцизные в РФ товары (за исключением легковых автомобилей), ввозимые на таможенную территорию РФ согласно проектной документации для выполнения работ по соглашениям о разделе продукции лицами, которые являются инвесторами или операторами указанных соглашений, либо другими юридическими лицами, участвующими в выполнении работ по ука-занным соглашениям на основе договоров (контрактов) с инвесторами, а также добываемые при выполнении соглашений о разделе продукции подакцизные виды минерального сырья и продукты его переработки, предусмотренные указанными соглашениями, если такие товары являются в соответствии с условиями указанных соглашений собственностью инвесторов.
В соответствии с указанием ГТК России от 30 декабря 1993 г. "О взимании таможенных сборов за таможенное оформление товаров" таможенные сборы за таможенное оформление не взимаются:
Распоряжением ГТК России от 14 марта 2000 г. предусмотрено не взимать таможенные сборы за таможенное оформление в отношении товаров, таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 100 ЕВРО, если они не являются в соответствии с актами законодательства РФ объектами налогообложения, декларирование которых осуществляется в соответствии приказом ГТК России от 16 декабря 1998 г.
ГТК России предусмотрены и другие случаи освобождения от уплаты таможенных сборов за таможенное оформление. Тем не менее, льготы по уплате таможенных сборов за таможенное оформление предоставляются редко. Это объясняется тем, что какой бы ограниченный круг действий не предусматривал таможенный режим в отношении товара, должностное лицо таможенного органа затрачивает одинаковые усилия для его таможенного оформления.
Владимиров К.Н. (ру) Таможенное регулирование (2002)
6.4. Льготы при начислении и уплате таможенной пошлины
В законодательстве Украины предусмотрено ряд льгот при начислении и уплате пошлины. Так, от уплаты пошлины освобождаются:
- Транспортные средства, осуществляющие регулярные международные перевозки грузов, багажа и пассажиров
- Предметы материально-технического снабжения и орудия, вина, которые вывозятся за пределы таможенной территории Украины для обеспечения производственной деятельности Украинских и арендованных (зафрахтованных) Украинскими предприятиями и организациями судов, видом деятельности которых является морской промысел, а также продукция их промысла, ввозимая на таможенную территорию Украины
- Валюта Украины, иностранная валюта и ценные бумаги
-Предметы, которые ввозятся в Украину для официального и личного пользования
- Товары и другие предметы, отбывающих с таможенной территории Украины и прибывают назад к этой территории без обработки или переработки, а также товары и другие предметы иностранного происхождения, вывозимые обратно за пределы таможенной территории Украины без обработки или переработки.
Допускается уменьшение ставок таможенных пошлин при ввозе на таможенную территорию Украины и вывозе за пределы этой территории товаров и иных предметов, например, отремонтированных и ранее ввезенных на таможенную территорию Украины или вывезенных за пределы этой территории или поврежденных до момента пропуска их через таможенную границу Украины, но пригодных к использованию как изделия или материалы. Допускается беспошлинный ввоз и вывоз или льготное обложение пошлиной товаров, ввозимых в специальных таможенных зон на территории Украины или вывозятся из этих зон.
Размер льгот и порядок их предоставления устанавливается Верховной Радой Украины согласно действующего законодательства Украины о специальных таможенных зонах путем принятия отдельного закона для каждой из этих зон.
Допускается установление преференций по ставкам Таможенного тарифа Украины в виде освобождения от обложения таможенными пошлинами, снижения ставок пошлин или установления квот на преференциальный ввоз
отношении иностранных товаров, прибывших из государств, которые создали с Украиной таможенный союз или зону свободной торговли.
Товары и другие предметы, которые временно ввозятся на таможенную территорию Украины и предназначенные для обратного вывоза за ее пределы в установленный срок в неизменном состоянии или демонтированном виде, а также товары и иные предметы, временно вывозятся за пределы таможенной территории Украины и предназначенные к обратному ввозу этой территории в установленный срок в неизменном состоянии, пропускаются через таможенную границу Украины без уплаты пошлины. Срок условно-беспошлинного ввоза и вывоз определяет Таможенный кодекс Украины.
Пошлина, уплаченная за товары, ввезет на таможенную территорию Украины для сбора, монтажа, переработки с последующим обратным вывозом в течение одного года, может быть полностью или частично возвращено владельцу товаров при их вывоза за пределы таможенной территории Украины и при наличии удостоверений о использования этих товаров в вышеуказанных целях.
Библиотека онлайн 2006-2014
Система льгот по уплате таможенных платежей
(Хрешкова В. В.) ("Юрист", 2007, N 10) Текст документа
СИСТЕМА ЛЬГОТ ПО УПЛАТЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
В. В. ХРЕШКОВА
-------------------------------- Данная статья подготовлена в рамках гранта "Учитель - Ученики": "Место и значение экономических инструментов в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности" N 06-05-0028 в рамках Инновационной образовательной программы ГУ - ВШЭ "Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении".
Хрешкова В. В. ГУ - ВШЭ.
В настоящее время финансово-правовые льготы являются одним из наиболее эффективных инструментов реализации государственной политики в социально-экономической жизни общества - случаи их предоставления можно проследить практически во всех сферах жизнедеятельности. Особо следует выделить при этом льготы, предоставляемые участникам внешнеэкономической деятельности, что благотворно сказывается не только на экономической ситуации внутри станы, но они также призваны регулировать международный рынок товаров и благоприятно воздействовать на межгосударственные политические отношения. К таким льготам относятся прежде всего льготы по уплате таможенных платежей. В соответствии со ст. 318 Таможенного кодекса РФ от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ (далее - ТК РФ) к таможенным платежам относятся ввозная и вывозная пошлины, налог на добавленную стоимость (далее - НДС), акцизы и таможенные сборы, взимаемые при перемещении товаров через таможенную территорию РФ. Следовательно, в систему льгот по уплате таможенных платежей входят льготы по уплате ввозной и вывозной пошлины, НДС, акцизу и таможенным сборам, взимаемым при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. НДС и акциз, кроме того, относятся налоговым законодательством к налогам, а таможенная пошлина с января 2005 г. исключена из их числа. Как и таможенные сборы, в соответствии с Законами о федеральном бюджете на 2005 - 2007 гг. таможенная пошлина отнесена к такому виду доходов бюджета, как доходы от внешнеэкономической деятельности. Если рассматривать льготы по уплате указанных таможенных платежей с точки зрения налогового и бюджетного регулирования, то можно было бы подразделить их на две группы - налоговые и неналоговые (или просто иные). Рассматривая вопросы предоставления льгот по уплате платежей участникам внешнеторговой деятельности, необходимо обратиться и к вопросу о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством: 1) таможенно-тарифного регулирования 2) нетарифного регулирования 3) запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью 4) мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных данным Федеральным законом. В соответствии со ст. 19 указанного Федерального закона таможенно-тарифное регулирование осуществляется посредством установления ввозных и вывозных таможенных пошлин. Целью данного метода является регулирование внешней торговли товарами, в том числе для защиты внутреннего рынка РФ и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике. Льготы по уплате ввозных и вывозных пошлин являются составной частью данного метода регулирования внешнеторговой деятельности. По одной из классификаций (разработанной ЮНКТАД) нетарифные ограничения внешней торговли подразделяются на семь категорий, в числе которых к паратарифным инструментам традиционно относят налоги и сборы, уплачиваемые при перемещении товаров через таможенную границу (кроме таможенной пошлины). Формально их уплата не связана с таможенно-тарифным регулированием внешнеторговой деятельности, но на деле оказывает на нее существенное влияние. Если не рассматривать подход Российского законодателя, то группу льгот по уплате таможенных сборов, НДС и акцизов мы определяем как составную часть нетарифного метода государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Третий из указанных методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности относится исключительно к сфере внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью, где уплата рассматриваемых нами платежей не предусматривается. Четвертый метод, предусматривающий комплекс мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности, также никак не связан с уплатой таможенных платежей. Рассмотрев роль каждого из платежей в механизме регулирования внешнеторговой деятельности, можно сделать вывод об особой роли таможенной пошлины во внешнеторговом регулировании и, следовательно, об особой роли льгот по ее уплате как абсолютно самостоятельном инструменте регулирования. Учитывая вышеуказанное, можно подразделить льготы по уплате таможенных платежей на две группы: 1. Льготы по уплате ввозной и вывозной пошлин. 2. Льготы по уплате иных таможенных платежей (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные сборы). Учитывая характер воздействия их на внешнеторговую деятельность, автор предлагает называть их паратарифными льготами. Классифицировать льготы по уплате таможенных платежей также можно и по другим основаниям: 1. Объекту предоставления: льготы, предоставляемые в зависимости от вида товара, таможенного режима, страны происхождения и категории лица, перемещающего товар. 2. Субъектам: льготы, предоставляемые физическим лицам, и льготы, предоставляемые юридическим лицам. 3. Форме предоставления: возврат платежа, освобождение от уплаты платежа (полное и частичное), снижение уровня ставки, установление квот, изменение срока уплаты. 4. Юридическим основаниям предоставления: льготы, предоставляемые на основании международного договора, Таможенного кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Закона РФ "О таможенном тарифе". Рассмотрим более подробно льготы по уплате ввозных и вывозных пошлин, выделенные согласно первой классификации. Льготы по уплате таможенной пошлины в доктрине именуются таможенно-тарифными. -------------------------------- Халипов С. В. Таможенные льготы по действующему законодательству // http://tamognia. ru/articles/law/.
Для определения преимуществ, предоставляемых при уплате ввозной и вывозной пошлин, применяются следующие понятия: "тарифная льгота", "тарифная преференция". Понятие "тарифная льгота" закреплено в Законе РФ "О таможенном тарифе". В соответствии со ст. 34 данного Закона РФ "под тарифной льготой (тарифной преференцией) понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации, в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлины, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара". Для различения понятий тарифных льгот и преференций обратимся прежде всего к законодательству. Так, в соответствии со ст. 36 Закона "О таможенном тарифе" "при осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами допускается предоставление тарифных преференций по таможенному тарифу Российской Федерации в виде: 1) установления тарифных квот на преференциальный ввоз сельскохозяйственных товаров, аналоги которых производятся (добываются, выращиваются) в РФ 2) освобождения от оплаты ввозных пошлин, снижения ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров: - происходящих из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза - происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации, пересматриваемой Правительством Российской Федерации периодически, но не реже чем один раз в пять лет". Согласно ст. 37 того же Закона тарифные льготы "предоставляются в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и освобождения в исключительных случаях от пошлины в отношении товаров: - ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывозимых с этой территории временно под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных режимов, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации - вывозимых в составе комплектных поставок для сооружения объектов инвестиционного сотрудничества за рубежом в соответствии с межправительственными соглашениями, участником которых является Российская Федерация - вывозимых с таможенной территории Российской Федерации в пределах объемов поставок на экспорт для федеральных государственных нужд, определяемых в соответствии с законодательными актами Российской Федерации - ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий, а также вывозимых этими предприятиями отдельных видов товаров собственного производства в случаях, предусмотренных соглашениями о разделе продукции, заключенными Правительством Российской Федерации или уполномоченным им государственным органом в соответствии с законами Российской Федерации, или в течение периода окупаемости иностранных инвестиций в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации". Из содержания вышеприведенных правовых норм можно сделать следующие выводы. Во-первых, сразу можно отметить, что предоставление тарифных льгот и преференций осуществляется в разных формах. Во-вторых, предоставление тарифных преференций прежде всего зависит от страны происхождения товара. Для решения вопроса о возможности использования тарифных льгот необходимо определить иные критерии, такие, например, как временно ли и под каким режимом ввозится товар, в каких целях ввозится товар и т. д. То есть льготы и преференции также отличаются и основаниями предоставления. На основании вышеизложенного можно дать следующие определения тарифных льгот и тарифных преференций. Тарифные льготы - льготы, предоставляемые на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и освобождения в исключительных случаях от пошлины в зависимости от избранного таможенного режима, цели ввоза товаров или их предназначения. Тарифные преференции - это льготы, предоставляемые на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, в виде освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставок пошлин либо установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) в зависимости от страны происхождения товаров. Предоставление тарифных льгот и тарифных преференций основано на следующих принципах: 1) предоставление тарифных льгот и преференций осуществляется только на основании закона 2) запрет индивидуализации тарифных льгот и преференций 3) предоставление льгот на условиях взаимности или в одностороннем порядке 4) обязательность соблюдения условий целевого использования товаров, в отношении которых установлены льготы. Рассматривая тарифные льготы в отдельности, их, так же как и льготы по уплате таможенных платежей, можно классифицировать по нескольким основаниям: объекту предоставления, субъектам, форме и основаниям предоставления. Институт тарифных льгот настолько многогранен как в теоретическом аспекте, так и в практическом, что заслуживает изложения в отдельном исследовании. В связи с этим перейдем к рассмотрению следующих видов льгот по уплате таможенных платежей. К таможенным сборам согласно ТК РФ относятся (ст. 357.1): 1. Таможенные сборы за таможенное оформление. 2. Таможенные сборы за таможенное сопровождение. 3. Таможенные сборы за хранение. Льготы по уплате таможенных сборов могут предоставляться в форме освобождения от уплаты и возврата ранее уплаченных сборов, отсрочки (рассрочки) их уплаты. По первой форме льготы необходимо заметить следующее. Случаи освобождения от уплаты таможенного сбора за таможенное оформление и таможенного сбора за таможенное хранение закреплены в ТК РФ и могут быть дополнительно установлены Правительством РФ. В отношении таможенного сбора за сопровождение ТК РФ не предусмотрены случаи освобождения - ТК РФ оставил этот вопрос целиком в ведении Правительства РФ. Рассмотрим льготы по двум оставшимся платежам в силу их "налоговой" природы совместно. При рассмотрении льгот по "внешним" НДС и акцизам нельзя забывать о соотношении таможенного законодательства и законодательства о налогах и сборах: "при регулировании отношений по установлению, введению и взиманию таможенных платежей таможенное законодательство Российской Федерации применяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах". Следовательно по отношению к "внешним" НДС и акцизу мы можем пользоваться положениями о льготах по налогам и сборам, закрепленными в Налоговом кодексе РФ и иных актах законодательства о налогах и сборах. -------------------------------- Статья 3 ТК РФ.
Льготы по уплате налоговых платежей в теории именуются налоговыми, их законодательное определение отсутствует. Налоговая льгота определена как факультативный элемент налога в п. 2 ст. 17 НК РФ: "В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком". В то же время в ст. 56 НК РФ раскрывается понятие льгот по налогам и сборам: льготы по налогам и сборам - это "предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать его в меньшем размере". Далее, характеризуя налоговые льготы, рассмотрим принципы их предоставления: - не допускается устанавливать налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала - нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера - налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах - льготы по налогам и сборам могут устанавливаться только актами законодательства о налогах и сборах. Существующие льготы по НДС предоставляются в виде: 1. Освобождения от уплаты НДС. 2. Возврата ранее уплаченных сумм НДС. Указанные льготы могут возникать в зависимости от: категорий ввозимых товаров целей ввоза товаров таможенного режима или специальной таможенной процедуры перемещения товаров стоимости товара. Льготы по уплате акцизов осуществляются в тех же формах, что и по НДС, но критериев предоставления льготы меньше, а именно: таможенный режим или специальная таможенная процедура и стоимость товара. Далее рассмотрим правовые основы предоставления льгот по уплате таможенных платежей. До 1995 г. нормы, определяющие порядок предоставления данных льгот, можно было найти среди различных нормативно-правовых актов: как в нормах специальных законов по таможенно-тарифному регулированию и актах налогового законодательства, так и в целой "плеяде" непрофильных законов. Такое положение дел вызывало множество судебных споров. Так, Федеральный закон "О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности" отменил все льготы, ранее (т. е. до момента вступления в силу указанного Закона) предоставленные участникам внешнеэкономической деятельности, в том числе в виде бюджетных ассигнований на уплату таможенных пошлин и других платежей, по обложению ввозными и вывозными таможенными пошлинами, налогом на добавленную стоимость и акцизами на товары, за исключением льгот, предоставленных в соответствии с Законами Российской Федерации "О таможенном тарифе", "О налоге на добавленную стоимость". "Об акцизах" и Таможенным кодексом Российской Федерации. Таким образом, в настоящее время к нормативно-правовым актам, на основании которых могут предоставляться льготы по уплате таможенных платежей, относятся: НК РФ (главы 21 и 22 части 2), ТК РФ и Закон "О таможенном тарифе". -------------------------------- Федеральный закон от 13 марта 1995 г. N 31-ФЗ "О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности" // СЗ РФ. 1995. N 11. Ст. 942. Утратил силу в связи с принятием и вступлением в силу главы 21 НК (Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ // СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340). Утратил силу в связи с принятием и вступлением в силу главы 22 НК. Статья 1 Федерального закона от 13 марта 1995 г. N 31-ФЗ "О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности" // СЗ РФ. 1995. N 11. Ст. 942.
Если обратиться к положениям ст. 34 Закона "О таможенном тарифе", то, буквально понимая текст, можно прийти к выводу, что тарифные льготы и преференции предоставляются исключительно на основании Закона "О таможенном тарифе": "Тарифные льготы (тарифные преференции) в отношении товаров устанавливаются настоящим Законом и могут. " В отдельных положениях по вопросам предоставления конкретных льгот часто содержатся отсылочные нормы (т. е. бланкетные) на ТК РФ, в котором не устанавливаются виды льгот и порядок их предоставления, а урегулированы детальные подробности по предоставлению льгот, уже закрепленных в Законе "О таможенном тарифе". Кроме того, к одному из видов таможенно-тарифных льгот традиционно относятся отсрочка и рассрочка уплаты таможенных платежей. А данная льгота никак не упоминается в Законе "О таможенном тарифе", порядок ее регулирования закреплен только в ТК РФ. По мнению автора, подобные "несостыковки" возникли вследствие невнесения своевременно поправок в Закон "О таможенном тарифе", принятый в 1993 г. после принятия в 1995 г. Закона "О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности". Положения ТК РФ лишь дополняют нормы Закона "О таможенном тарифе" по тем видам льгот, которые в нем (Законе) закреплены. И соответственно нормы ТК РФ, регулирующие конкретный вид тарифной льготы, не должны противоречить положениям Закона. В Законе "О таможенном тарифе" закреплено законодательное (нормативное) определение тарифных льгот и преференций, установлены порядок, случаи и формы их предоставления. При регламентировании определенных случаев предоставления льгот в Законе содержатся ссылки на международные договоры и соглашения, законодательные акты РФ. -------------------------------- Статьи 34 - 37 Закона "О таможенном тарифе".
Рассмотрев каждую из групп льгот по уплате таможенных платежей, необходимо упомянуть о тех функциях, которые они выполняют как по отдельности, так и во взаимодействии друг с другом. В первую очередь можно отметить регулирующую функцию льгот. Государство, устанавливая ту или иную льготу, старается создать наиболее благоприятные условия по импорту или экспорту товаров в тех областях, которые способствовали бы прежде всего улучшению экономической ситуации в стране, развитию той или иной отрасли производства.
Новая подборка «Всё по одной теме» для юриста «Льготы и преференции при ведении бизнеса»
Грамотное применение установленных законодательством льгот и преференций в сфере налогообложения при уплате таможенных платежей, распоряжении государственным имуществом, предоставлении земельных участков, обязательной продаже иностранной валюты может существенно повысить прибыльность бизнеса.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!