Льготы по платежам во внебюджетные фонды
Принятые два федеральных закона вносят изменения и дополнения в Зкон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций”.
Федеральный закон от 14 декабря 1996 г. № 151-ФЗ “О внесении изменений в Закон РФ “О налолге на прибыль предприятий и организаций” вступил в силу с 1 января 1997 г. Внесены поправки в пункт 7 статьи 6.
Согласно этому пункту при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль уменьшается на фактически произведенные затраты и расходы за счет прбыли, остающейся в распоряжении предприятия, по которым предоставляются льгты, но не более чем на 50% фактической суммы налога, исчисленной без учета льгот. В общую сумму льгот, подлежащий такому огруничению, входит также льгота, предусматривающая освобождение от уплаты налога части прибыли, направленной на покрытие убытка, полученного в предыдущем году, в течение последующих пяти лет. Ранее исключение было сделано только для государственных и муниципальных учреждений, а также негосударственных образовательных учреждений, получивших лицензии в установленном порядке, направивших свои средства непосредственно на нужды обеспечения, рзвития и совершенствования образовательного процесса (включая оплату труда) в данном образовательном учреждении.
С 1 января 1997 г. указанное ограничение снято при предоставлении льготы предприятиям за счет собственной прибыли затраты на развитие социальной и коммунально-бытовой сферы для содержания спецконтингента, питание и вещевое довольствие спецконтингента, укрепление базы производства сельскохозяйственной продукции для спецконтингента и лиичного состава. Эта льгота, как и льгота для образовательных учреждений, может быть предоставлена в размере фактических затрат без ограничения.
Федеральный закон от 10 января 1997 г. № 13-ФЗ “О внесении изменеий и дополенений в Закон РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций” вступил в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 4 статьи 1, который вступил в силу с 1 января 1997 г.
Этот закон затрагивает ряд важных положений статей основного закона и в первую очередь существенно изменяет порядок уплаты в бюджет налога на прибыль.
При сохранении основной нормы - уплаты налога в виде авансовых платежей с последующими ежеквартальными перерасчетами по фактически полученной прибыли - всем предприятиям, за исключением бюджетных организаций, малых предприятий и иностранных юридических лиц предоставлено право принять решение о переходе с 1 января 1997 г. (ст.2 Федерального закона от 10 января 1997 г. № 13-ФЗ) на ежемесячную уплату в бюджет налога на прибыль исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий месяц и ставки налога. Этот порядок должен действовать без изменения до конца календарного года.
Предприятия, перешедшие на вновь предусмотренный порядок расчетов с бюджетом, должны составлять расчеты налога по фактически полученной прибыли ежемесячно нарастающим итогом с начала года и представлять их в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее 20-го числа месяца. следующего за отчетным.
Одновременно с указанны Одновременно с указанными налоговыми расчетами должны представляться обосновванные расчеты по налоговым льготам и дополнительные материалы по коректированию для целей налогообложения прибыли, определенной согласно бухгалтерскому учету, в частности, на суммы: превышения фактических затрат предприятий, которые должны учитываться при налогообложении исходя из действующих норм и нормативов средств, полученных безвозмездно от других предприятий убытков, полученных от реализации и безвозмездной передачи основных фондов и иного имущества отклонений от рыночных цен прри реализации продукции (работ, услуг) по ценам не выше фактической себестоимости и т.д.
Уплата наллога должна производиться по месячным расчетам не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным.
Бюджетные организации, имеющие прибыль от предпринимательской деятельности, малые предприятия, как и ранее, уплату в бюджет налога на прибыль производят ежеквартально, исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий отчетный период.
Для предприятий, добывающих драгметаллы, драгоценные камни, установлен иной, чем в прошлом году, порядок уплаты в бюджет налога на прибыль. Если ранее эти предприятия согласно законодательству освуобождались от уплаты авансовых платежей и рассчитывалист с бюджетом по фактической прибыли за истекший квартал, то с 1 января 1997 г. для них установлен общий режим уплаты налога.
Все предприятия. как рассчитыающиеся с бюджетом ежемесячно исходя из фактически полученной прибыли, так и уплачивающие авансовые платежи, представляют в налоговые органы квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность, дополнительные материалы по определению налогооблагаемой прибыли, обоснованные расчеты по налоговым льготам.
Уплата налога по квартальным расчетам производится в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовы расчетам - в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за истекший год. Сумма налога на прибыль, подлежащая взносу в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных платежей.
По предприятиям, являющимся плательщиками авансовых взносов налога, сохраняется положение об уточнении разницы между суммой. подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взнолсами налога за истекший квартал, на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем квартале.
В 1997 г. ставка налога на прибыль предприятий и орнганизаций, зачисляемого в федеральный бюджет, не изменилась и составила 13%. Сохранены также порядок установления и предельные ставки налога, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации.
В частности, из основного законад иисключено положение, предусматривающее корректирование для целей налогообложения валовой прибыли на суммы положительных (отрицательных) курсовых разниц, образовавшихся в результате изменения курса рубля по отношению к котируемым ЦБ РФ иностранным валютам, действовавшего на день поступления валютных средств на валютный сччет предприятия (или на дату последнего отчета В частности, из основного законад иисключено положение, предусматривающее корректирование для целей налогообложения валовой прибыли на суммы положительных (отрицательных) курсовых разниц, образовавшихся в результате изменения курса рубля по отношению к котируемым ЦБ РФ иностранным валютам, действовавшего на день поступления валютных средств на валютный сччет предприятия (или на дату последнего отчета), и курса рубля по отношению к котируемым ЦБ РЫ тномтрпннви аплютпи нп день определения предприятием суммы налогооблагаемой прибыли с целью расчетов с бюджетом. В связи с этим положительные курсовые разницы будут облагаться налогом на прибыл в составе общей прибыли, отрицательные курсовые разницы будут уменьшать налогооблагаемую базу.
Валовая прибыль не должна уменьшаться на сумму отчислений в резервный и другие аналогичные по назначению фонды, создаваемые акционерными обществами и предприятиями с иностранными инвестициями.
Предусмотрена новая льгота для товариществ собственников жилья, жилищно-строительных, жилищных потребительских кооперативов. Освобождены от налогообложения направляемые ими собственные средства на обслуживание и ремонт жилых и нежилых помещений, инженерного оборудования жилых домов, в целях управления которыми и эксплуатации которых эти организации были созданы.
Изложена в новой редакции льгота, связанная с направлением средств на финансирование капитальных вложений.
При исчислении налога на прбыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, должна уменьшиться на суммы, направленные на финансированмие капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по фкредитам, только предприятиями отраслей сферы материального производства.
В то же время льготой по направлению прибыли на финансирование жилищного строительства (в тмо числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам, могут воспользоваться предприятия всех без исключения отраслей народного хозяйства.
При этом сохранено положение, при котором эхти льготы предоставлчяются предприятиям при условии полного использования ими сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату.
Изменилась льгота, связанная с направлением прибыли в течение пяти лет на покрытие убытков. Соглавно новой редакции закона при определении размера указанной льготы в налоговом расчете принимаются понесенные предприятием за год убытки только от реализации продукции (работ, услуг). До этого льгота предоставлялась на покрытие всей суммы полученного в предыдущем году убытка по данным годового бухгалтерского отчета.
Если ранее не подлежала налогообложению вся прибыль общественных организаций инвалидов, предприятий, учреждений и организаций, находящихся в их собственности, и хозяйственных обществ, уставный капитал которых состоит полностью из вклада общественных организаций инвалидов, то по новом законодательству применение этой льготы ограничено. Льгота не распространяется наприбыль, полученную от производства и реализации подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ по представлению общеРоссийских общественных организаций инвалидов.
Существенные поправ Существенные поправуки внесены в статью закона, регулирующую налогообложение отдельных видов доходов предприятий.
Так, отменена льготная ставка налога по доходам, полученным по корпоартивным ценным бумагам. Вместо налоговой ставки в размере 15% доходы от этих ценных бумаг будут облагаться в составе общей прибыли по общеустановленной ставке, не превышающей соотвветственно 35% или 43% в зависимости от категории налогоплательщиков.
Ранее действовавший порядок налогообложения по ставке 15% сохранен только по доходам в виде дивидендов, полученных по акциям, принадлежащим предприятию-акционеру и удостоверяющим право владельца этих ценных бумаг на участие в распределении прибыли предприятия-эмитента, у источника выплаты этих доходов.
Аналогичный порядок налогообложения доходов в виде процентов установлен по государственным ценным бумагам РФ, государственным ценным бумагам субъектов РФ и ценным бумагам органов местного самоуправления, эмитированным с момента вступления в силу Федерального закона от 10 января 1997 г. № 13-ФЗ, и соответственно не подлежат налогообложению такие дозоды по ценным бумагам, эмитированным до вступления в силу этого закона.
Интересным представляется проведение параллели в отноношении порядка начисления и уплаты в бюджет налога на прибыль по Российским и международным (а также американским) стандартам бухгалтерского учета (МБСХ). Так, например, согласно МБСУ по отношению к предприятиям плательщикам налога на прибыль применяется метод отложенного налогообложения. Стандарт 12 МБСУ рассматривает налоги на прибыль (доходы), в частности, отложенные налоги. Данный стандарт допускает использование либо метода отсрочки налоговых платежей (при этом резерв создается по ставке налога на момент возникновения временных расхождений), либо метода налоговых обязательств (при этом создается резерс по ожидаемой ставке аннулирования различий).
В соответствии со Стандартом 12 отложенный налог должен, как правило, рассчитываться по всем временным различиям. Однако предприятие может исключить влияние определенных временных различий по налогам, если существует достаточное доказатеьство того, что эти временные расхождения не будут устранены в течение последующего значительного периода времени (по крайней мере в течение трех лет). Для этого также необходимо, чтобы не было указания признаков того, что послед данного периода эти временные расхождения, вероятно, будут устранены. Необходимо расчшифровать суммму, связанную с временными расхождениями и не отраженную в учете как текущем, так и кумулятивном.
Дебетовые остатки по отложенными налогам не должны быть перенесены при отсутствии достаточной уверенности в том, что они будут выплачены.
Потенциальная экономия по налогам, связанная с отложенными налоговыми убытками, может быть включена в чистый доход за отчетный период, в которым был отражен убыток, при наличии разумной уверенности в том, что будущий доход, подлежащий налогообложению, будет достаточен для реализации налоговых льготь по отраженному убытку. Если это условие не удовлетворяется, то экономия по налогам, связанная с отложенными Потенциальная экономия по налогам, связанная с отложенными налоговыми убытками, может быть включена в чистый доход за отчетный период, в которым был отражен убыток, при наличии разумной уверенности в том, что будущий доход, подлежащий налогообложению, будет достаточен для реализации налоговых льготь по отраженному убытку. Если это условие не удовлетворяется, то экономия по налогам, связанная с отложенными налоговыми убытками, должна быть включенга в чистый дохгод в размере чистых кредитовых позиций по отложенному налоговому сальдо, которые будут или могут быть устранены в течение периода, во время котолрого можно воспользоваться налоговыми льготами по убыткам.
В финансовой отчетности отложенный налоговый платеж находит отражение в форме “Отчет о финансовых результатах” по строке “Налог на прибыль” со знаком “минус”, а в бухгалтерской отчетности по международным стандартам - в графе “Income profit tax”.
Налоги и платежи, вносимые предприятиями в бюджет и во внебюджетные фонды
Налоги являются одним из наиболее действенных методов государственного управления экономикой в условиях рыночных отношений. Система налогообложения должна решать определенные задачи: содействовать деловой активности, росту производства и повышению заинтересованности работников в результатах труда, побуждать предприятия эффективно использовать основные производственные фонды, минимизировать производственные запасы, сокращать непроизводственные расходы, обеспечивать формирование доходов бюджета в объеме, достаточном для формирования расходов государства и выполнения им своих функций.
Виды налогов
В соответствии с законодательством все действующие на территории Российской Федерации налоги и сборы делятся на три группы: федеральные, региональные (налоги республик в составе Федерации, краев, областей и автономных образований) и местные. С вступлением в действие Конституции РФ налоговое право органов государственной власти на местах существенно расширилось. Теперь им предоставлено право самостоятельно вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления на основе общих принципов, устанавливаемых в федеральном налоговом законодательстве.
По объекту налогообложения, существующие в Российской Федерации налоговые платежи можно разделить на налоги с доходов (выручки, прибыли) с имущества предприятий с определенных видов операций и деятельности (например, по операциям с ценными бумагами) за выполнение некоторых действий (таможенные и государственные пошлины), добавленную стоимость продукции, работ и услуг, пользование природными ресурсами.
Законодательством определено, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения. Особенностью Российской налоговой системы является также наличие ряда целевых платежей и сборов, которые в силу своей обязательности носят для плательщиков налоговый характер, но направляются не только в бюджет, но и в специальные внебюджетные фонды (например, платежи в государственные социальные фонды, фонды охраны природы, республиканский земельный фонд и т. п.).
Налог на прибыль
В системе прямых налогов, действующих в Российской Федерации и взимаемых с предприятий, ведущее место принадлежит налогу на прибыль (доход). Система функционирования этого налога отличается рядом особенностей, связанных с Российской спецификой переходного периода к рыночным отношениям.
Плательщиками налога на прибыль являются все предприятия и организации (включая бюджетные), являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, в том числе предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность.
Плательщиками этого налога являются и не располагающие статусом юридических лиц филиалы предприятий и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.
Объектом налогообложения является валовая прибыль предприятий и организаций, представляющая собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
В налогооблагаемую прибыль не включаются дивиденды и проценты, полученные по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятиям, а также доходы от долевого участия в деятельности других предприятий (предприятий с иностранными инвестициями, акционерных обществ и др.), кроме доходов, полученных за пределами Российской Федерации.
Одним из наиболее серьезных вопросов при определении базы обложения налогом на прибыль является правильное определение затрат, принимаемых к исключению при расчете валовой прибыли. В настоящее время для этих целей продолжает применяться Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. (с учетом изменений, внесенных в него постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г.). В качестве общего правила принимается, что такие затраты включаются в расходы, учитываемые при расчете налогооблагаемой прибыли того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от предварительной или последующей формы их оплаты.
Налог на прибыль определяется исходя из облагаемой прибыли и установленной ставки налог а. С 1992 г. эта ставка неоднократно изменялась с 1995 г. ставка налога, зачисляемого в федеральный бюджет, установлена в фиксированном размере 13%. Одновременно установлено, что в бюджетах субъектов Российской Федерации налог на прибыль зачисляется по ставкам, установленным законодательными органами соответствующих субъектов Федерации в размере не свыше 22%, а бирж, брокерских контор, банков, других кредитных организаций и страховщиков, а также для предприятий по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, - по ставкам в размере не свыше 30%.
Отличительной особенностью действующего в Российской Федерации порядка налогообложения прибыли является наличие большого числа разнообразных налоговых льгот, среди которых особо следует отметить выведение из-под налогообложения затрат предприятий на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения, а также затрат на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели. Условием предоставления этой льготы является полное использование предприятием сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату, которые исключаются из льготируемой суммы расходов.
Существенной является такая льгота, в соответствии с которой не облагается прибыль, использованная предприятиями на содержание находящихся на их балансе жилищного фонда и иных объектов социально-культурного назначения, а также при долевом участии предприятий в указанных расходах.
Налог на имущество предприятия
До настоящего времени значение этого налога, как в общем объеме доходных поступлений государства, так и с точки зрения его обременительности для отдельных плательщиков относительно невелико. Однако по мере формирования рыночной среды, а также в связи с уже проведенными и предполагаемыми очередными переоценками основных фондов предприятий роль этого налога существенно возрастает.
Плата за ресурсы
Особую группу налогов, действующих на территории Российской Федерации, составляют платежи, связанные с использованием и охраной природных ресурсов. Наиболее важными из них являются плата за землю и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Кроме того, при пользовании отдельными видами природных ресурсов установлены специфические обязательные платежи (например, платежи за использование недр, плата за воду, забираемую из водохозяйственных систем, лесной доход, акцизы на добычу нефти и газа). Имеются и платежи за загрязнение природной среды (подробнее см. гл. 18).
Косвенные налоги
Важнейшим из косвенных налогов, взимаемых с юридических лиц, является налог на добавленную стоимость (НДС). Ему принадлежит одно из ведущих мест по общему объему налоговых поступлений. Подобный налог применяется во многих странах, и прежде всего, в странах ЕС. В 20 из 24 стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), НДС является основным налогом на потребление.
НДС является формой изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства, и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Механизм функционирования этого налога в России близок к порядку, действующему в большинстве европейских стран налог взимается с каждого акта купли-продажи, начиная со стадии первичного производства вплоть до реализации законченного продукта конечному потребителю, и представляет собой разницу между суммой налога, уплаченного поставщику сырья и материалов, и суммой, полученной плательщиком налога от покупателя произведенной им продукции (выполненных работ, услуг).
Фактический НДС оплачивается конечным потребителем товаров (работ, услуг) и не затрагивает издержки и прибыль предприятий - производителей промежуточной продукции, ибо уплаченный ими как потребителями сырья, материалов и т.д. налог в их себестоимость не включается, а идет на уменьшение подлежащего зачислению в бюджет НДС по проданным предприятиями товарам (работам, услугам).
В настоящее время датой совершения оборота для исчисления НДС считается день поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами - день поступления выручки в кассу.
Акцизы по своему содержанию являются косвенными налогами на потребителя. Перечень товаров, облагаемых акцизами в России, сравнительно невелик и в основном совпадает с наборами аналогичных товаров многих других стран (алкогольные напитки, табачные изделия, легковые автомобили, меха, изделия из драгоценных металлов и некоторые другие престижные товары). Акцизы установлены на высокорентабельные товары, пользующиеся постоянным спросом, что позволяет изымать в доход государства полученную их производителями сверхприбыль.
Особую, наиболее динамичную группу налогов на потребление составляют таможенные пошлины. Экспортно-импортные пошлины используются в основном для регулирования взаимосвязи внутреннего рынка товаров с мировым рынком. Они поселяют стимулировать экспорт и защищать внутреннего производителя от интервенции аналогичной продукции из-за рубежа. Эти платежи имеют большое значение с точки зрения фискальных интересов государства, поскольку носят стабильный характер и достаточно легко поддаются администрированию (подробнее см. гл. 19).
Платежи во внебюджетные фонды
В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством все предприятия, объединения и организации (в том числе предприятия с иностранными инвестициями и иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность через постоянные представительства), расположенные на территории Российской Федерации, обязаны перечислять средства в Пенсионный фонд РФ, в Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, а также в Фонд обязательного медицинского страхования РФ. Эти платежи, хотя и не поступают непосредственно в доход соответствующих бюджетов, а имеют целевую направленность для решения тех или иных социальных задач, однако в силу своей обязательности носят для плательщиков налоговый характер. Все они включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) предприятий и организаций.
Наряду с обязательными платежами в государственные внебюджетные фонды социального назначения все предприятия, организации и учреждения, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, должны вносить обязательные платежи в дорожные фонды РФ, которые осуществляются в форме уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, налога на владельцев транспортных средств, налога на приобретение автотранспортных средств, а также налога на реализацию горюче-смазочных материалов. За счет средств этих фондов (федерального и региональных) осуществляется финансирование затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования.
Помимо обязательных отчислений в государственные внебюджетные социальные и дорожные фонды по отдельным отраслям народного хозяйства (электроэнергетика, металлургия и т. д.), а также для предприятий определенного профиля предусмотрены отчисления в ряд отраслевых внебюджетных фондов, за счет которых осуществляется решение общеотраслевых проблем. Решения об отчислениях в такие фонды принимаются Правительством РФ.
Налоги и обязательные платежи во внебюджетные фонды
Налоги и обязательные платежи во внебюджетные фонды - раздел Право, Право заниматься предпринимательской деятельностью Налоги И Обязательные Платежи Во Внебюджетные Фонды. В Соответствии С Действу.
Налоги и обязательные платежи во внебюджетные фонды. В соответствии с действующим законодательством все физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, облагаются подоходным налогом или оплачивают патент, фиксированная плата за который заменяет подоходный налог. Льгот по подоходному налогу индивидуальных предпринимателей действующим законодательством не предусмотрено.
В зависимости от вида деятельности индивидуальные предприниматели могут быть также объектами налогообложения по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов по ставке 25 от суммы реализации горюче-смазочных материалов в денежном выражении без налога на добавленную стоимость приобретение автотранспортных средств если индивидуальный предприниматель приобретает автотранспортное средство путем купли-продажи, мены или лизинга. Налог на приобретение автотранспортных средств отчисляется от продажной цены без налога на добавленную стоимость и акцизов по ставкам грузовые автомобили, пикапы и легковые автомобили - 20 прицепы и полуприцепы - 10. Индивидуальные предприниматели освобождены от целого ряда налогов, которыми облагаются коммерческие организации, в том числе налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, налога на имущество предприятий, налога на пользователей автомобильных дорог, транспортного налога, сбора на нужды образовательных учреждений даже в случае использования наемного труда. Индивидуальные предприниматели несут обязанности по взносам в следующие внебюджетные фонды Пенсионный фонд Фонд обязательного медицинского страхования Фонд социального страхования Российской Федерации на добровольной основе, а в случае использования наемного труда - в обязательном порядке Государственный фонд занятости населения в случае использования наемного труда. Порядок уплаты и тарифы страховых взносов зависят от того, использует ли индивидуальный предприниматель наемный труд в своей деятельности.
Обязательные отчисления индивидуального предпринимателя в Пенсионный фонд составляют 5 от совокупного дохода.
Однако если он использует труд наемных работников, занятых в основной деятельности или в личном хозяйстве домашняя работница, личный секретарь, шофер, охранники, сторожа, воспитатели и др то он, так же, как коммерческая организация, на основании трудовых договоров контрактов должен уплачивать дополнительно страховые взносы в размере 28 к начисленной оплате труда и 1 с заработка работника. Взносы в Фонд обязательного медицинского страхования установлены на уровне 3,6 от совокупного дохода.
Взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации и в Государственный фонд занятости населения установлены соответственно в размере 5,4 и 1,5 от начисленной оплаты труда.
Тариф страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации для граждан, использующих труд наемных работников в личном хозяйстве, установлен в размере 5,4 от начисленной оплаты труда по всем основаниям.
Сроки налоговых платежей в бюджет и уплаты взносов во внебюджетные фонды Российской Федерации регулируются законодательством. Страховые взносы могут быть перечислены в порядке безналичных расчетов, а также путем внесения наличных денег в банк или почтовым переводом на транзитные счета исполнительных органов фондов. Страховые взносы уплачиваются 1 раз в месяц в срок, установленный в трудовых договорах для расчетов по оплате труда.
Индивидуальным предпринимателям следует контролировать сроки и размеры этих платежей. Недоимки по платежам взыскиваются в судебном порядке. Кроме того, к плательщику, нарушившему порядок начисления, перечисления средств и представления финансовой отчетности, применяются штрафные санкции.
Налогообложение предпринимателей налоговыми органа ми производится на основании представляемых в установленные законом сроки деклараций о доходах и расходах и других документов и сведений, подтверждающих достоверность представленных данных, в том числе книг учета доходов и связанных с ними расходов сведений, представляемых предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами о полученных предпринимателем доходах, в том числе обороты по расчетному и другим счетам в банке и других кредитных учреждениях результатов обследования налоговыми органами граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, и имеющихся сведений о доходах налогоплательщиков.
Декларации о доходах подаются в начале деятельности за первый месяц деятельности - в 5-дневный срок по истечении месяца, в котором появился источник дохода при прекращении деятельности - в 5-дневный срок со дня прекращения существования источника дохода за год - не позднее 1 апреля -года, следующего за отчетным.
Декларация представляется в налоговые органы по месту деятельности либо по месту постоянного жительства. В том случае, если деятельность осуществляется в определенном месте например, где имеется служебное или производственное помещение, декларация подается в налоговый орган по месту нахождения помещения. При подаче итоговой декларации по окончании отчетного года в декларации требуется указать сведения о всех доходах, а не только о полученных от предпринимательской деятельности.
Сумма подоходного налога исчисляется от облагаемого совокупного годового дохода. В соответствии с Федеральным законом 0 внесении изменений в статью 6 Закона Российской Федерации 0 подоходном налоге с физических лиц от 5 марта 1996 г 22-ФЗ с 1 января 1996 г установлены размеры подоходного налога в зависимости от облагаемого совокупного дохода табл.1. Указанные ставки подоходного налога подтверждены на 1997 г. Федеральным законом от 10 января 1997 г 11-ФЗ. Таблица 1 Размер подоходного налога в зависимости от облагаемого совокупного дохода Для исчисления подоходного налога совокупный чистый годовой доход уменьшается на суммы, соответствующие доходам, не подлежащим налогообложению, согласно ст. 3 Закона Российской Федерации 0 подоходном налоге с физических лиц. К ним относятся 1 сумма дохода, не превышающая за каждый полный месяц отчетного периода величину кратную размеру минимальной оплаты труда.
Коэффициент кратности может иметь значения 1, 3 или 5 в зависимости от права предпринимателя на льготу в соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации 0 подоходном налоге с физических лиц. Указанный вычет из совокупного дохода производится на основании поданного в налоговый орган заявления и документов, дающих право на получение льготы 2 сумма документально подтвержденных расходов на благотворительные цели предприятиям, учреждениям и организациям культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из соответствующих бюджетов.
Под благотворительностью следует понимать безвозмездное направление средств, не влекущее получение благотворителем материальной выгоды, оказание ему услуг или возникновение обязанностей по отношению к нему 3 сумма расходов на содержание детей и иждивенцев в пределах установленного размера минимальной месячной оплаты труда за каждый месяц.
Основанием служат заявление в налоговый орган и соответствующие документы, подтверждающие наличие детей и иждивенцев 4 расходы на новое строительство или приобретение жилого дома, квартиры, дачи, садового домика на территории Российской Федерации, а также суммы, направленные на погашение кредитов и процентов по ним, полученных на эти цели в банках и других кредитных учреждениях. Эти расходы засчитываются в пределах 5000-кратного размера установленной законом минимальной месячной оплаты труда, учитываемой за год. 5 расходы по уплате 28 отчислений в Пенсионный фонд и 3,6 отчислений в Фонд обязательного медицинского страхования, исчисленные с чистого дохода предпринимателя с учетом отчислений по перерасчету за истекший год, уплаченных в эти фонды до 1 апреля года, следующего за отчетным. Если уплаченная предпринимателем сумма превышает размер отчислений, соответствующих величине совокупного дохода, то из валового дохода исключаются взносы только в пределах расчетной величины.
Если же сумма фактически уплаченных взносов меньше исчисленной суммы, то в расходы принимаются фактически уплаченные взносы.
Сумма отчислений, уплаченная в виде авансовых платежей за следующий год, в расходы не принимается.
Налог уплачивается в следующем порядке в течение текущего года до 15 июля, до 15 августа, до 15 ноября плательщики вносят авансовые платежи по 1 3 годовой суммы налога, исчисленной по доходам за истекший год, а плательщики, впервые привлекаемые к уплате налога по 1 3 начисленного налога с предположительного дохода на текущий год уплата авансовых платежей налога производится на основании платежного извещения, вручаемого плательщику налоговым органом, исчислившим этот налог по истечении года налоговым органом исчисляется налог по совокупному годовому доходу, полученному от всех источников, включая доходы за любую выполненную работу на предприятиях, в учреждениях, организациях и у иных работодателей.
Разница между суммой налога, уплаченной удержанной за отчетный год, и суммой налога, рассчитанной по фактическому совокупному годовому доходу, подлежит взысканию с плательщика или возврату ему налоговым органом не позднее 15 июля года, следующего за отчетным.
Пересчет по фактически полученному совокупному доходу за истекший год должен быть закончен налоговыми органами не позднее 1 июля года, следующего за отчетным. При начислении авансовых платежей в течение года или при увеличении ранее предъявленной суммы авансовых платежей налога платежное извещение должно быть вручено налогоплательщику не позднее чем за 15 дней до наступления очередного срока уплаты.
Если платежное извещение не может быть вручено за 15 дней до наступления первого срока уплаты, налог уплачивается в оставшиеся сроки уплаты равными долями. При начислении авансовых платежей по истечении второго срока уплаты налог уплачивается равными долями в 2 срока по оставшемуся третьему сроку уплаты и через месяц после него. При начислении авансовых платежей по истечении последнего срока уплаты налог уплачивается через месяц после вручения платежного извещения.
В случае привлечения плательщика к уплате налога за предшествующие годы уплата налога производится равными долями в 2 срока через месяц после вручения платежного извещения и через месяц после установленного срока уплаты. При значительном увеличении или уменьшении дохода плательщика в течение года налоговый орган по его заявлению производит перерасчет авансовой суммы налога по срокам уплаты, которые еще не наступили. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, имеют возможность строить свои взаимоотношения с бюджетом и внебюджетными фондами не на основе Закона Российской Федерации 0 подоходном налоге с физических лиц, а в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства. В этом случае подоходный налог на доход, полученный от предпринимательской деятельности, заменяется уплатой предпринимателем годовой стоимости патента, дающего право осуществлять эту деятельность.
Это право не распространяется на индивидуальных предпринимателей, имеющих совокупный валовой доход от своей деятельности за последние 12 месяцев свыше 100 000-кратного минимального размера оплаты труда.
Переход индивидуальных предпринимателей на работу по патенту производится по их заявлению в налоговый орган, которое подается не позднее чем за 1 месяц до начала очередного квартала по определенной форме.
Решение о переводе индивидуального предпринимателя на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности или мотивированный отказ в этом выносится налоговым органом в 15-дневный срок со дня подачи заявления. Патент выдается сроком на 1 календарный год. Дубликат патента хранится в налоговом органе, При получении патента в налоговом органе индивидуальный предприниматель должен предъявить для регистрации книгу учета доходов и расходов. В книге указываются фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, вид осуществляемой деятельности, местонахождение, номера расчетных и иных счетов, открытых в учреждениях банков.
Налоговый орган на первой странице фиксирует регистрационный номер патента и дату его выдачи. На патент и книгу учета доходов и расходов распространяются правила обращения с отчетностью, установленные действующим законодательством Российской Федерации. При утрате патента он подлежит возобновлению налоговым органом с наложением на индивидуального предпринимателя штрафа, размер которого устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Стоимость патентов утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации по совместному предложению финансовых и налоговых органов на каждый вид предпринимательской деятельности. Расчет стоимости патентов на каждый год производится исходя из средних по территории соответствующего субъекта Российской Федерации данных о фактических средних суммах совокупного годового дохода по группе лиц, осуществляющих данный вид деятельности.
Она должна соответствовать величине подоходного налога по ставке 30 от среднего совокупного годового дохода. Поскольку средние размеры совокупного дохода физических лиц по конкретным видам деятельности могут из меняться, стоимости патентов могут быть пересмотрены не реже 1 раза в год. Граждане, осуществляющие одновременно несколько видов предпринимательской деятельности, должны оплачивать патент по каждому виду Выплата стоимости патента осуществляется индивидуальными предпринимателями ежеквартально с распределением платежей, которые устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Годовая стоимость патента, уплаченная индивидуальным предпринимателем, полностью направляется в бюджет субъекта Российской Федерации. Законом московского правительства от 16 октября 1996 г 29 установлено, что индивидуальные предприниматели получают патент при предъявлении квитанции об уплате в бюджет г. Москвы 1 4 части годовой стоимости патента.
Годовая стоимость патента для индивидуального предпринимателя в г. Москве составляет в 1-й год работы в качестве субъекта упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности - величину, равную 12- кратному размеру минимальной месячной оплаты труда, установленной законодательством Российской Федерации на момент получения патента во 2-й год - величину, равную 24-кратному размеру минимальной месячной оплаты труда, установленной законодательством Российской Федерации на начало календарного года в 3-й и последующие годы - величину, равную 48-кратному размеру минимальной месячной оплаты труда, установленной законодательством Российской Федерации на начало календарного года. Оплата годовой стоимости патента должна производиться ежеквартально равными долями в сроки, указанные в патенте.
В случае если индивидуальный предприниматель отказывается от применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности до истечения 3-летнего срока, он уплачивает в бюджет г. Москвы разницу между расчетной величиной стоимости патента за весь период деятельность, определенной из условия 3-го года, и фактически уплаченной стоимостью.
При этом для расчета принимается размер минимальной месячной оплаты труда, действующий на момент подачи заявления об отказе от упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности. По истечении срока действия патента по заявлению индивидуального предпринимателя налоговый орган выдает патент на очередной годичный срок действия с регистрацией новой книги учета доходов и расходов. В соответствии с законодательством Российской Федерации индивидуальные предприниматели имеют право отказаться от работы по патенту и перейти на систему уплаты подоходного налога.
Эта процедура осуществляется после подачи ими заявления в налоговый орган. Контроль за правильностью и своевременностью уплаты в бюджет стоимости патента осуществляется налоговыми органами в соответствии с Законом Российской Федерации 0 Государственной налоговой службе РСФСР от 21 марта 1991 г. М 943-1 в редакции от 13 июня 1996 г и другими законодательными актами.
При утрате патента он подлежит возобновлению налоговым органом с соблюдением предусмотренных законодательством Российской Федерации условий и наложением штрафа. Учет доходов и расходов индивидуальными предпринимателями, перешедшими на упрощенную, систему, ведется в книге учета доходов и расходов. Согласно приказу Министерства финансов Российской Федерации от 15 марта 1996 г М 27 индивидуальные предприниматели учитывают свои расходы в соответствии с указаниями Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации О подоходном налоге с физических лиц от 29 июня 1995 г. 35. 7.
III. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
12. Прочие налоговые платежи, уплачиваемые организациями
12.2 Взносы во внебюджетные фонды
С 1 января 2010 г. единый социальный налог перестал существовать, его заменили взносы во внебюджетные фонды: на обязательное пенсионное страхование (финансирование накопительной и страховой части), обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование.
Плательщиками взносов являются: 1) лица, производящие выплаты физическим лицам (организации индивидуальные предприниматели физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями) 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты. Если налогоплательщик одновременно относится к обеим категориям, он признается отдельным налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию. Не являются плательщиками взносов организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, а также плательщики единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Объектами налогообложения признаются :
1) для налогоплательщиков - работодателей выплаты, вознаграждения и иные доходы, начисляемые в пользу работников по всем основаниям, т. е. по трудовым договорам, по договорам гражданско-правового характера и авторским договорам.
2) для прочих налогоплательщиков доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов аналогичен составу затрат, установленному для плательщиков налога на прибыль.
Налоговая база определяется :
1) для налогоплательщиков - работодателей как сумма доходов, начисленных за налоговый период в пользу работников в денежной или натуральной форме, в виде предоставленных работникам материальных, социальных или иных благ или в виде иной материальной выгоды. При этом налоговая база определяется отдельно по каждому работнику сначала налогового периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом, и в нее не включаются доходы, полученные работниками от других работодателей
2) для прочих налогоплательщиков как сумма доходов, полученных за налоговый период в денежной и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в РФ, за вычетом расходов, связанных сих извлечением. Выплаты в натуральной форме учитываются по их стоимости на день выплаты, исходя из государственных либо рыночных цен, включающих сумму НДС и акцизов.
Включение в налоговую базу выплат по гражданско-правовым договорам предполагает выплаты по договорам подряда, аренды, возмездного оказания услуг, перевозки, транспортной экспедиции, хранения, поручения, комиссии, доверительного управления имуществом, агентский договор, договор НИОКР.
Включение в налоговую базу по взносам во внебюджетные фонды выплат по авторским договорам должно осуществляться с зачетом документально подтвержденных физическими лицами расходов, связанных с получением таких вознаграждений.
В налоговую базу в части сумм, подлежащих уплате в Фонд социального страхования в составе взносов, не включаются любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера и авторским договорам.
Налоговая база по взносам во внебюджетные фонды должна быть уменьшена на выплаты, которые не подлежат налогообложению. Не подлежат налогообложению:
1. Не подлежат налогообложению:
1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам
2) все виды установленных законодательством компенсационных выплат, связанных с:
- возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья
- бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения
- оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия
- оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях
- увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск
- возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников
- расходами физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера
- трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации
- выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком:
- физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ
- членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи
- работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении) ребенка, но не более 50 тысяч рублей на каждого ребенка
4) суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу
5) доходы глав крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации - в течение пяти лет начиная с года регистрации хозяйства.
6) доходы, получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла
7) суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством РФ суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица
8) взносы работодателя, уплаченные налогоплательщиком в соответствии с Федеральным законом О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений, в сумме уплаченных взносов, но не более 12 000 рублей в год в расчете на каждого работника
9) стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
10) суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, комиссиями референдума, а также из средств избирательных фондов кандидатов на должность Президента РФ, кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти и т.д.
11) стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам, обучающимся, воспитанникам в соответствии с законодательством, а также государственным служащим федеральных органов власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании
12) стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!